автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Художественное развитие вологодского кружева в XX веке

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Сорокина, Марина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественное развитие вологодского кружева в XX веке'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сорокина, Марина Александровна

Введение

Глава 1. Развитие вологодского кружева в конце

XVIII - начале XX вв.

1.1. Предпосылки возникновения и развития кружевоплетения в Вологодской губернии.

1.2.Развитие вологодского кружева в конце XVIIIпервой половине XIX вв.

1.3.Вологодское кружево во второй половине XIX - начале XX в.

1.3.1.Художественные особенности кадниковского кружева

1.3.2. Развитие кружевоплетения в Вологде во второй половине

XIX века

1.3.3.Роль учебных заведений и земских учреждений в развитии кружева в конце XIX - начале XX в.

1.3.4.Кружевные базары как фактор развития искусства.

Примечания к главе 1 .:.

Глава 2. Вологодское кружево 1918-1950-х гг.

2.1.Развитие вологодского кружева в 1920-1930-е годы.

2.2.Вологодская кружевная школа и ее роль в развитии кружевоплетения.

2.3.Творческая работа художественной лаборатории в 1930-1950-е гг.

Примечания к главе 2.

Глава 3. Вологодское кружево 1960-1980-х гг.

3.1 .Вологодское кружево 1960-х гг.

3.2.Вологодское кружево 1970-1980-х гг.

Примечания к главе 3.

Глава 4. Вологодское кружево на рубеже XX и XXI веков.

Примечания к главе 4.

Глава 5. Специфика художественных средств вологодского кружева

5.1. Особенности художественного процесса в кружевных промыслах

5.2.Своеобразие художественных средств вологодского кружева.

Примечания к главе 5.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Сорокина, Марина Александровна

Вологодское кружево - один из самых известных художественных промыслов России, уникальное явление в народном искусстве. Его особые декоративные качества, огромный масштаб производства привлекали внимание исследователей со второй половины XIX века до наших дней.

История вологодского кружева охватывает несколько столетий, хотя первые достоверные ее свидетельства - письменные источники и датированные произведения - относятся лишь ко второй половине XIX века. Бурно развиваясь на протяжении XIX в, кружевоплетение в Вологодской губернии к началу XX века получило широкое распространение. При этом на рубеже веков сохранялись разные формы развития народного искусства -как домашнее ремесло, так и промысел, ориентированный на потребности города. Связи между производителями кружева и потребителями осуществлялись через гигантскую сеть перекупщиков. В этот период была открыта местная кружевная школа, создан кружевной склад, имевший отделения в Москве и Лондоне. Промысел, в котором насчитывалось более 40 тысяч кружевниц, стал крупнейшим в стране.

В XX веке художники и мастера сохранили традиционную технологию плетения на коклюшках, своеобразный характер узоров, благодаря чему вологодское кружево всегда узнаваемо среди прочих кружевных центров. Однако под влиянием различных факторов экономики, идеологии, культуры в развитии вологодского кружева происходили сложные процессы, во многом нивелировавшие уникальные черты своеобразия местных центров кружевоплетения.

XX век в истории народного искусства России стал сложным временем изменения форм его развития,. расцвета одних промыслов, угасания и возрождения других, но, прежде всего, временем художников, определявших творческое направление развития искусства. XX век - время наиболее яркого расцвета искусства кружевоплетения, деятельности нескольких поколений выдающихся художников. Особое место среди них заняли художницы вологодского кружева, ставшие в 1968 г. лауреатами Государственной премии России. Непременное участие художников в российских и международных выставках и высокие награды за уникальные произведения, постоянное обновление форм изделий массового производства, сотрудничество с ведущими Домами моделей одежды - все это принесло вологодскому кружеву широчайшую известность.

Казалось бы, в истории вологодского кружевного промысла XX века -близкой нам эпохи - должны быть зафиксированы имена всех художников, работавших в нем и оставивших след в искусстве, объективно отражены наиболее значимые произведения. Однако искусство 1920-начала 1930-х гг. и личности мастеров, работавших в это время, долго оставались вне сферы исследования. Материал, собранный нами в архивах и в беседах с художниками и мастерами старшего поколения, позволил заполнить пробелы в истории развития вологодского кружева.

Исследование народного искусства новейшего времени, творчества живущих ныне и работающих художников и мастеров - актуальная задача современной науки. С течением времени меняется отношение к искусству 1930-1950-х гг., первой половины 1960-х гг., появляются новые оценки произведений, принадлежащих сталинской эпохе, «суровому стилю».

Требуется более пристальное внимание и к искусству конца XX века. Жизнь России последнего десятилетия XX и первых лет XXI века, создание новой социально-экономической системы принесли значительные изменения в художественные промыслы. Условия, в которых сейчас работают художники, вызвали к жизни- новые формы и виды кружевных произведений, повлияли на творческий и производственный процесс. Сегодняшний день промысла, реалии его жизни требуют новых исследований.

Вопросы художественного развития вологодского кружева, как и других художественных промыслов, формирования специфических средств выразительности - одна из центральных проблем народного искусства. Их исследование важно и с позиций изучения национального культурного наследия, и для современной творческой практики.

Цель настоящей работы - исследование развития вологодского кружева как уникального явления в народном искусстве России на протяжении XX века. Среди задач, рассмотренных в работе, важнейшей является определение художественных средств, которые использовали художники вологодского кружева на разных этапах развития искусства, во всем их многообразии; выявление специфики художественного процесса в кружевных промыслах, исследование соотношения коллективного и индивидуального в творческой работе; анализ индивидуальной манеры художников, определение ее своеобразия.

Для достижения цели исследования требуется также решение других задач: определение воздействия социально-экономических факторов на деятельность промысла и творческие процессы в нем; исследование значимости внешних художественных влияний на развитие искусства.

В связи с этим следует уточнить вопросы периодизации развития кружева в XX веке, обусловливающие структуру диссертации. В значительной степени мы опираемся на периодизацию экономического развития промыслов, форм их деятельности, вместе с тем в каждом периоде отмечая, кроме экономических, прочие факторы - идеологические, художественные, эстетические, способствовавшие развитию кружева:

1900-1918 гг. - окончательный переход от домашнего ремесла к промыслу, концентрирующемуся вокруг крупных перекупщиков и Кустарного склада в Вологде.

1918-1950-е гг. - работа кружевниц в региональных объединениях -артелях, подчиненных областному кружевному союзу.

1960-1992 гг. - развитие кружева в единой структуре объединения «Снежинка»

1992 - 2004 гг. - современный этап деятельности фирмы «Снежинка» и индивидуально работающих мастеров.

Отдельным разделом работы является исследование специфики художественных средств вологодского кружева и особенностей творческого процесса кружевоплетения. Это обусловлено исторически сложившейся структурой кружевных промыслов, в которых законченное кружевное произведение есть продукт деятельности художника - автора рисунка, техника - создателя сколка и кружевницы, воплотившей его в материале.

Задачи, поставленные в работе, потребовали проведения анализа кружевных предметов, который позволяет определить их как художественные произведения, показать своеобразие построения образа в данном виде искусства, обнаружить связи кружева с концепциями декоративного искусства своего времени, со стилем эпохи. Данная методика исследования народного искусства сложилась в ГРМ и вобрала большой практический опыт изучения произведений в музейных собраниях и центрах производства.

Источники изучения вологодского кружева многочисленны и весьма разнообразны. Среди них музейные собрания, складывавшиеся на протяжении длительного времени, обширная литература разного характера -от научных статей и альбомов до популярных очерков и буклетов, материалы вологодской периодической печати, архивные источники.

Первый этап изучения кружева и его собирательства обычно относят к 1880-м гг., связывая это явление с общерусским процессом познания национальной культуры, фольклора и народного декоративного искусства1. Изучение и собирание вологодского кружева началось благодаря деятельности Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России2 и созданию кустарных музеев в Москве, о

Петербурге и Вологде . Следует отметить значение Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве в 1882 году в истории музейного дела - именно ее коллекции легли в основу Кустарных музеев в Москве и Вологде4. С 1887 года производством кружев в Вологодской губернии стал руководить специальный комитет, учрежденный губернатором М.Н.Кормилицыным5. Деятельность Комитета выразилась в устройстве постоянно действующей выставки кустарных изделий, образцы кружева для которой специально заказывались лучшим кружевницам или отбирались на Благовещенском базаре в Вологде.

В 1902 году началась работа Вологодского Кустарного музея как земского учреждения.6 Деятельность этого музея отражена в уникальной коллекции образцов кружева начала XX века, сохранившихся в Вологодском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (далее -ВМЗ). Они позволяют судить о политике земских органов, пытавшихся повлиять на характер народного кружева, направить его в общее русло современного декоративного искусства.

Отдавая должное деятельности кустарных музеев, нельзя не отметить вклад коллекционеров - исследователей и любителей народного искусства XIX века. Особая роль в собирательстве принадлежит С.А.Давыдовой Приобретенная ею небольшая, но ценная коллекция вологодского кружева была передана в Петербургский Кустарный музей. В конце XIX века выдающиеся образцы кружева XVIII - первой половины XIX века поступают в коллекции П.И.Щукина в Москве (сейчас находятся в ГИМ) , И.А.Гальнбека (находилась в Этнографическом отделе Русского музея, современное местонахождение - Отдел истории русской культуры Эрмитажа)8, Н.Л.Шабельской (часть ее находится в РЭМ, часть - в ВМДПиНИ)9.

В 1903-1907 гг. житель Кадниковского уезда Вологодской губернии А.Д.Неуступов поставлял Этнографическому отделу Русского музея значительные коллекции крестьянских орудий труда, деревянной посуды, костюмов - все из Васьяиовской волости Кадниковского уезда. Среди них уникальная коллекция из 20 "платов" - полотенец, украшенных кружевом, которые невеста дарит на свадьбе жениху, родственникам и другим участникам свадебного обряда10.

Первый этап собирания кружева ценен тем, что в коллекциях — как частных, так и музейных - наряду с современными образцами были собраны действительно редкие, уникальные произведения, позволяющие судить о раннем периоде развития кружева. Современные коллекции вологодского кружева в ГРМ и МНИ включают уникальные группы подзоров конца XVLLI - первой половины XIX века, ранее находившихся в собраниях Петербургского и Московского Кустарного музеев и частных собраниях.

На протяжении всего XX века целенаправленная политика собирания кружева проводилась ВМЗ, в котором уникальными работами представлены все важнейшие этапы развития промысла. Волкружевосоюз11 передавал в ВМЗ (в те годы - Вологодский областной краеведческий музей) наиболее интересные образцы кружева дореволюционного периода и 1920-1950-х гг.

Собрание произведений советского периода в ВМЗ не имеет равных по количеству и качеству произведений. В музей поступали как выставочные произведения, создаваемые подчас в единственном экземпляре, так и типичные образцы массовой продукции промысла. Уникальна коллекция произведений 1920-х гг. Среди них кружевные знамена, лозунги, портреты вождей. Богатейшие коллекции работ 1930-х гг. включают творческие эксперименты кружевной школы - кружевные края с орнаментальными композициями на современную тему, а также экспонаты крупнейших всесоюзных и международных выставок этого периода - в Нью-Йорке и Париже в 1937 г., Всесоюзной сельскохозяйственной в Москве в 1940 г. Значительно собрание кружева 1950-х гг. - десятки огромных покрывал, скатертей, штор и прочих предметов, многие из которых были подготовлены специально к Выставке-смотру произведений народных художественных промыслов в 1960 г.

В ГРМ коллекция кружева в Отделе народного искусства начала формироваться в 1937-1938 гг. и существенно пополнилась уже в 1940-е гг.12 В 1947 г. В.А.Фалеева совершила поездку в Вологду для пополнения коллекции современными работами. Благодаря этому в ОНИ поступило 60 работ, включающих уникальные произведения 1930-х гг., выполненные учащимися Вологодской кружевной школы и художниками лаборатории Волкружевосоюза. Это ценнейшая часть коллекции, которая неоднократно публиковалась и экспонировалась. Впоследствии, в 1960-е годы, Фалеева продолжила комплектование собрания современными образцами, собрав по-своему уникальную группу изделий малых форм. В 1970-е гг. благодаря проведенным В.А.Фалеевой научным экспедициям в собрание ГРМ поступила значительная коллекция кружева из бывшего Кадниковского уезда - одного из локальных центров кружевоплетения13 . В 1980-е гг. его собирание продолжено ГРМ и ВМЗ14. Благодаря научным экспедициям музеев - Вологодского и Русского - в 1970-1980-е гг. произошло второе открытие кадниковского кружева. В собрания поступили многочисленные юбки, рубахи -"наподольницы", подзоры и концы полотенец. В ВМЗ это один из наиболее значительных разделов коллекции. Столь полно кадниковское кружево не представлено ни в одном музее.

Созданный в 1980-е гг. музей кружевной фирмы "Снежинка" располагает разнообразной и постоянно пополняющейся коллекцией предметов костюма второй половины XX - начала XXI века. В художественной лаборатории "Снежинки" за многие годы собрано множество фотоматериалов, сколков и технических рисунков кружевных изделий, которые подчас являются единственными достоверными свидетельствами истории промысла, так как сами кружевные произведения иногда создаются в единственном экземпляре и местонахождение их не всегда известно.

В других крупных музеях России - (ГЭ, РЭМ, ГИМ, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, ВОКГ, ВМДПиНИ) - коллекции вологодского кружева невелики и фрагментарны. В них можно выделить «жемчужины» -выдающиеся произведения или их группы, например, коллекцию подзоров, собранную П.И.Щукиным, в ГИМ, современные работы лучших художников промысла. Но специально и целенаправленно коллекции кружева в этих музеях не комплектовались так, как в ВМЗ, МНИ и ГРМ. Сейчас, когда собрание МНИ объединено с собранием ВМДПиНИ, оно станет одним из самым интересных и полных в России.

Собранные музеями коллекции вологодского кружева позволяют познакомиться как с массовой продукцией промысла, так и с уникальными выставочными произведениями, изучить различные периоды его развития, авторские манеры каждого работавшего в промысле художника. Однако в искусствоведческой литературе до сих пор этот богатейший материал не обобщен в едином труде, хотя вологодское кружево, его художественные особенности, творчество отдельных художников и другие стороны жизни промысла не раз становились объектом исследования.

В истории изучения вологодского кружева, как и в собирательской работе, можно выделить несколько этапов.

Ранний период изучения народного искусства, начавшийся в середине XIX века, связан с деятельностью Русского географического общества, которое собирало сведения о занятиях крестьянства, местных обычаях, народных костюмах и т.д. Корреспондентами РГО по Вологодской губернии часто становились священники, учителя15. Их заметки, сочетающие острый взгляд наблюдателя и знание местной жизни, истории края, публиковались также в "Вологодских губернских ведомостях".

Впрочем, в большинстве работ кружево упоминается лишь "одной строкой". Даже в специальных работах о состоянии торговли и промыслов Вологодской губернии в 1850-1860-е гг. кружевоплетение редко называется среди других занятий, что говорит как о небольшом масштабе самого промысла, так и о недостаточной его изученности16.

С ростом кружевного производства в 1860-е гг. появляются более обстоятельные очерки о вологодском кружеве, имеющие статистико-экономическую направленность. В них содержатся данные о составе промысла, о цене и разнообразии кружева17. В труде Н.В.Шелгунова18, писателя-демократа, сосланного в Вологду, есть конкретные сведения об условиях жизни вологодских кружевниц, о времени, которое они затрачивают на исполнение тех или иных узоров и т.д.19

А.Круглов в 1870-е гг. высказывает предложения по улучшению условий жизни и труда вологодских кружевниц, которые состояли в том, что "все их спасение в дружном слиянии, в устройстве комиссионерства"20. В конце XIX - начале XX вв. темы бедственного материального положения кружевниц и необходимости помощи им стала общим направлением многих очерков и статей.

В 1870 - 1880-е гг. в "Вологодских губернских ведомостях" публикуются ежегодные отчеты Вологодского губернского статистического комитета о занятиях этого комитета, где по Кустарному разделу приводятся данные, позволяющие судить о количественных изменениях промысла.

21

Автором этих отчетов был Ф.А.Арсеньев, член-секретарь этого комитета . С 1870 г. вологодское кружево участвует в отечественных и международных выставках - художественно-промышленных, кустарных и т.д. В 1873 году Арсеньев сообщает о том, что на Политехническую выставку в Москву

99 отправлены изделия вологодских кружевниц сестер Шелковых , однако, в его заметках нет ни описания характера экспонатов, ни даже их названий. В 1872 году он же написал очерк "Кружевное дело в Вологде" , где привел данные о количестве кружевниц - 360 человек. Через 10 лет, в 1882 году, в связи с проведением Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве, он составил "Очерк кустарных промыслов" , где зафиксировано возросшее количество занятых в промысле кружевниц - 500 человек.

Обстоятельное изучение вологодского кружева началось в 1883 году благодаря деятельности Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России и прежде всего С.А.Давыдовой25. Ее работы ценны тем, что в них впервые собраны и обобщены сведения о кружевных центрах России, и, что не менее важно, сделаны фотографии редких образцов кружев. Они помогают пролить свет на скрытые от наших глаз периоды развития кружевоплетения, связать воедино "разорванную цепь времен", соединить кружевные изделия, которые значатся в музейных коллекциях как "неопределенные" с их действительным местом 26 производства. Яркие описания быта, условий работы, местных обычаев и даже костюмов наполняют жизнью сухие статистические сводки о количестве кружевниц в том или ином уезде и о длине выплетаемого ими кружева. Приводимые Давыдовой названия местных узоров кружева подчас являются единственным источником информации о промысле и ключом к атрибуции произведений.

В трудах С.А.Давыдовой впервые затронута проблема развития кружевоплетения в Вологодской губернии в разных социальных слоях общества и в разные исторические периоды. Одну отрасль кружевоплетения она связывает с мастерскими в помещичьих усадьбах, в которых изготовлялись кружева на заграничный манер. Другая, наиболее старинная, была достоянием жителей города Вологды, жен и дочерей богатых купеческих семей28. Однако Давыдова не уточняет, насколько старинной является данная область кружевоплетения и знакомы ли ей произведения такого рода.

Давыдова единственная из всех исследователей собрала материал о крепостных кружевницах в Вологодской губернии. Все современные исследования отправной точкой развития этой ветви кружевоплетения считают указанные ею даты начала работы крепостной мастерской в имении Засецких29.

Все очерки Давыдовой складываются в цельную единую картину развития кружевоплетения в России, но в каждом центре она выделяет лучших, наиболее известных мастериц. Именно благодаря Давыдовой нам известны имена А.Ф. и С.П.Брянцевых, которым приписывают начало развития кружевного промысла в середине XIX века. Те немногие произведения С.П.Брянцевой, которые могут пролить свет на малоизученный период кружевного производства и непосредственно на ее творчество, были приобретены С.А.Давыдовой и поступили в ГРМ из ее коллекции.

Исследования Давыдовой и других авторов обнаружили некоторые "весьма слабые стороны в производстве кружев": утраты старинных красивых узоров и подражание плохим новым образцам, употребление некачественного материала. Неудовлетворительное положение столь важной отрасли народного труда требовало безотлагательной помощи30.

Отметим, что изучение и собирание кружева в XIX веке проводилось лишь в Вологде и ряде сел Вологодского уезда31. Кружево Кадниковского уезда в 1880-е гг. не было известно даже С.А.Давыдовой, совершавшей специальную поездку по Вологодской губернии. Краткие сведения о нем появляются в местной прессе лишь в начале XX века32.

Уже в конце XIX века благодаря трудам С.А.Давыдовой, местных земских деятелей была заложена ценнейшая историческая база, на которую опираются все последующие поколения исследователей. Книги Давыдовой по своему значению в истории народного искусства сравнимы с трудами В.В.Стасова, А.А.Бобринского.

Изучение вологодского кружева было продолжено в 1920-е гг. В новых условиях кружевоплетение рассматривалось прежде всего с экономической точки зрения как объединение кружевниц в коллективы с целью противостояния единоличной инициативе. Журнальные и газетные очерки 1920-1930-х гг. содержат информацию о положении кружевных артелей, их председателях, лучших мастерицах33, представление о самом кружеве передают лишь фотографии кружевниц за коклюшками.

Две наиболее крупные работы этого периода сохраняют тенденции предыдущего периода к статистико-экономическому анализу состояния промысла34. Ценные по фактическому содержанию, включающие множество исторических и экономических сведений, эти работы вместе с тем не содержат анализа художественной стороны кружевного производства, творческих проблем и задач, стоящих перед промыслом. Эта тенденция сохранена и в известной книге местного краеведа М.В.Рехачева «Вологодские кружева» . Он изложил историю кружевоплетения в XIX -начале XX вв., опираясь на труды предшественников, и обобщил разрозненные сведения о промысле в первой половине XX в., наполнив книгу современными статистическими данными, рассказами о работающих в промысле художниках, кружевницах, педагогах кружевной школы. Являясь знатоком местной истории, Рехачев тем не менее само кружево не изучал и не анализировал. Поэтому в его книге образцы кружева конца XIX - начала XX в. представлены как кружево XVIII и даже XVI в., что показывает уровень знаний о развитии кружева в то время.

Основоположники науки о народном искусстве обошли своим вниманием кружево, но их труды подготовили новый этап изучения его художественных качеств. Исследование кружева как явления народного искусства во всем многообразии его локальных особенностей началось лишь в 1950-е гг.36

Первыми научными работами XX века о русском кружеве стали труды В.А.Фалеевой и И.П.Работновой. В.А.Фалеева, начав работать в ГРМ в конце 1930-х гг., в 1956 г. защитила кандидатскую диссертацию, в которой поставила целью широко показать всю историю кружевоплетения в России с XVII века до середины XX в., охарактеризовать наиболее типичные местные узоры и определить особенности разных центров кружевоплетения37.

Идеи и положения диссертации В.А.Фалеевой легли в основу ее обширной монографии, опубликованной в 1983 г. и дополненной разделом о современном искусстве кружевных промыслов . Книга состоит из двух частей - "Русское кружево XVII - XIX веков" и "Русское советское кружево". Фалеева не ставила задачей показать каждый центр как целостное художественное явление, от зарождения промысла до сегодняшнего времени, преемственность развития местных традиций. Вологодское кружево также рассматривается в двух главах скорее как типичное явление своего времени, на фоне других промыслов, нежели как художественный центр, развивающийся на протяжении двух столетий и обладающий ярким своеобразием. Говоря о кружеве советского периода, В.А.Фалеева отмечает старания художников сохранить особенности техники и стиля той области, где они работают, "хотя таких местных черт осталось очень мало"39. Она считает, что скорее можно говорить о наличии отдельных местных узоров, чем стиля, сводя художественное своеобразие кружева прежде всего к определенному набору технических приемов. С этим высказыванием Фалеевой трудно согласиться, и в данной работе нам предстоит доказать, что своеобразие художественного облика вологодского кружева определяется не только техническими приемами, но складывается из множества факторов.

Нельзя обойти вниманием также статью В.А.Фалеевой, заглавие которой наиболее близко названию данной работы40. В ней были изложены представления автора о художественном развитии вологодского кружева, вытекающие из состава коллекции Русского музея, но отнюдь не отражающие полную его картину41. Анализируя особенности небольшой группы вологодских подзоров конца XVIII - первой половины XIX века, хранящихся в собрании ГРМ, автор прослеживает изменения в их орнаментике, приемах исполнения, фактуре, но определяет особенности не всех локальных центров вологодского кружева. (Отметим, что изучение этих центров В.А.Фалеева продолжила позднее, в начале 1970-х гг., когда проводила научные экспедиции на территории бывшего Кадниковского уезда). Анализ развития кружева XX века в этой статье также нельзя считать исчерпывающим. В.А.Фалеева оставила без внимания произведения кружевниц начала XX в., продукцию артелей 1920-х гг. - наименее изученного и в то же время чрезвычайно сложного периода - и обратилась к исследованию образцов, выполненных в 1930-е гг. учащимися кружевной школы, уже неоднократно опубликованных. Изменения в характере кружева первой половины 1960-х гг., определенного автором как новый этап его развития, Фалеева связывает с «развитием орнамента и переменами в фактурном облике»42, что, безусловно, не раскрывает содержания проблемы.

Вместе с тем, несмотря на определенные недостатки, труды В.А.Фалеевой ценны пристальным вниманием к анализу не только технических приемов, но и специфики образно-выразительных средств кружевоплетения. Это было важным шагом в развитии искусствоведения, так как исследователи того времени рассматривали достижения народного искусства прежде всего с сюжетно-тематической стороны43.

А.Б.Салтыков в 1957 году писал: "Мы не привыкли относиться к кружеву серьезно, часто считаем его ничего не стоящей мелочью"44. В его трудах, которые содержат много важных проблем, связанных с анализом художественных средств декоративно-прикладного и народного искусства, отмечаются как явление современного искусства лишь некоторые работы А.А.Кораблевой, московской художницы НИИХП45, выполненные в вологодских артелях. Вместе с тем, отношение к народному искусству в 1950-е 1960-е гг. изменилось прежде всего благодаря теоретическим трудам и практической работе А.Б.Салтыкова с художниками и мастерами промыслов, проведению в конце 1950-х гг. крупных художественных выставок и особенно Всероссийской выставки-смотра народных художественных промыслов, прошедшей в 1960 году в залах Манежа в Москве. Выставка показала художественные промыслы как выдающееся явление искусства и вызвала целую серию изданий.

Особая роль в этом принадлежала И.П.Работновой. Она уже в 1950-е гг. стала автором двух книг о русском кружеве, представлявших развитие русского кружева в XVIII - XIX вв. и наиболее крупных и известных кружевных промыслов в первой половине XX в.46 Небольшой объем этих изданий и ограниченное количество иллюстраций не позволили масштабно и полно показать развитие искусства кружевоплетения в России. Но от обзорных работ И.П.Работнова в 1960-е гг. перешла к изучению художественного развития отдельных центров. В альбоме «Вологодское кружево», вошедшем в серию изданий о народных промыслах47, отмечены, хотя и кратко, конспективно, все важные моменты развития кружева в конце XIX - первой половине XX века, названы, но не всегда проанализированы произведения вологодских кружевниц, характерные для определенных этапов развития промысла. Работнова была хорошо знакома с собраниями ВМЗ (в те годы ВОКМ) и МНИ - наиболее значительными коллекциями кружева того времени. Благодаря этому она впервые обратила внимание на особое, наивное направление творчества кружевниц 1920-х

48 гг. В кружеве 1930-е гг. ею справедливо отмечено усиление значения советской темы. В искусстве 1940-х-1950-х гг. она выделила две линии развития, одна из которых связана с творчеством В.Д.Веселовой и А.А.Кораблевой, другая - с работами М.Н.Груничевой49. Особую ценность альбому придает обстоятельный показ современных работ вологодских художниц и кружевниц, в связи с их успешным участием в Выставке-смотре произведений народного искусства в Москве в 1960 г. До сих пор статья И.П.Работновой в этом издании значима как первое серьезное исследование современного кружевного промысла.

В 1970-е годы начался самый плодотворный и многогранный этап изучения и собирания вологодского кружева, как и всего народного искусства, национальных культур.

В 1970-1980-е гг. на волне интереса к народному искусству, во многом вызванного Постановлением ЦК КПСС "О народных художественных промыслах", проводились крупномасштабные выставки современных промыслов50. Произведения народного искусства были неотъемлемой и значительной частью зональных и республиканских выставок. Уникальные произведения передавались в музеи России Союзом художников и Министерством культуры РФ. Значительная часть современных работ поступала в Выставочный фонд НИИХП благодаря ведомственной принадлежности этого учреждения.

В этот период вышло множество научно-популярных изданий - от буклетов и подборок открыток до альбомов, представляющих народное искусство в музеях России - ГРМ, ГИМ, МНИ и др. В них опубликован самый широкий круг памятников вологодского кружева - от подзоров XVIII века до современных произведений. Цельная, хотя и краткая картина развития современного кружева представлена в работах И.Я.Богуславской, посвященных народному искусству Севера51. Контакты с художниками разных поколений позволили автору создать творческие портреты ведущих авторов "Снежинки", показать лучшие их работы, охарактеризовать разные направления развития местного искусства.

Проблемы, стоявшие перед художниками промысла в конце 1960 -первой половине 1970-х гг., рассмотрены в статье диссертанта "Современное

52 кружево" . В этой работе впервые были проанализированы новые направления творческой работы промысла, во многом обусловленные приходом в "Снежинку" молодых художников.

Вологодские музейные специалисты по народному искусству на протяжении многих лет вели собирательскую, выставочную, научную работу, постоянно участвовали в жизни кружевного промысла, его художественных советах. Многочисленные публикации в местной периодической печати, посвященные вологодскому кружеву, отмечают важнейшие события: выставки, юбилеи, награды. Значительная роль в этой

53 деятельности принадлежит И.А.Пятницкой и А.А.Глебовой .

В 1970-1980-е гг. в Вологде создаются первые экспозиции кружева. В 1976 году в ВМЗ была открыта выставка "Вологодское кружево", которая демонстрировала самые ценные произведения из богатейшего собрания54. Выставка еще не вполне отражала историческое развитие кружевного центра во всем разнообразии его локальных особенностей, но впоследствии, в 1980-е годы, ее состав был изменен. В новую экспозицию вошли поступления из экспедиций, а также многие уникальные произведения, ранее скрытые в фондах музея, заново оцененные и с точки зрения истории промысла, и как художественное явление. Современная экспозиция "Вологодское кружево" наиболее полно показывает пути развития вологодского кружева за полтора века. В ней представлены все направления деятельности мастеров конца XIX - начала XXI вв. Каждая художница представлена работами разного периода, позволяющими показать творческий путь мастера полно и во всем разнообразии.

Последнее десятилетие XX века отмечено тенденцией к более пристальному изучению творческой индивидуальности современных художников разных промыслов. На новом этапе изучения народного искусства личность автора, носителя традиции, представляется важным объектом исследования.

Пришедшие в вологодский кружевной промысел в 1970-е гг. молодые художницы стали зрелыми мастерами, интерес к их творчеству вполне закономерен. И определенная направленность выставочной деятельности на проведение персональных выставок55, и особое направление научной работы, вылившееся в монографические статьи и каталоги выставок56 - все это дает возможность осознать вклад художников в развитие местных художественных традиций.

Вместе с тем, в работах последних лет углубляется процесс изучения локальных и стилистических особенностей вологодского кружева, своеобразного раздела кружева, связанного с костюмом. Эти вопросы, а также современные творческие проблемы промысла намечены автором диссертации в ряде статей и альбоме "Кружева России. Вологодское кружево"57, в котором опубликованы многие выдающиеся работы прошлых столетий и этапные произведения художников промысла XX века.

Несмотря на значительную широту исследований, проводимых в этом промысле с конца XIX до конца XX века, и углубление их на современном этапе, задача проведения анализа полной картины и перспектив развития вологодского кружева в XX веке по-прежнему актуальна.

Примечания к введению

I Отметим, что этому достаточно хорошо изученному периоду предшествовал более ранний этап накопления данных о промыслах и ремеслах, начавшийся в середине XIX века и связанный с деятельностью Русского географического общества. Корреспонденты РГО собирали сведения о занятиях крестьянства, местных обычаях, народных костюмах и т.д. Масштабы собранных сведений были весьма скромными, но ценность их несомненна.

См.: Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Выпуски VII, X.-СПб.,1883,1886. л

См.: Иванова Н.Н. О создании Музея народного искусства // Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов НИИХП. Выпуск 5.- М., 1972. - С.7; Богуславская И.Я. Из истории коллекции народного искусства Русского музея. // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства Сборник научных трудов. - Л., 1991.- С.4; Мамонтова Н.Н. К истории художественно-промышленных музеев в России. // Научные чтения памяти В.М.Василенко. Сборник статей. Выпуск II. - М., 1998 - С.3-10.

4 Арсеньев Ф.А. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным по поручению Вологодского губернского земства.-Вологда, 1882; Мамонтова Н.Н. Указ. соч. - С.8

5 ГАВО. Ф.34, оп.1, д.2677, л. 12 6ГАВО. Ф.34, on. 1, д.2071, л.2 у

См.: Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. - М., 1985 о

См. о нем: Косарева М.Н. Гальнбек - коллекционер, ученый, архитектор.// Судьбы музейных коллекций. Материалы Vn Царскосельской научной конференции. СПб, 2001. - С. 318-324 ; Российский этнографический музей. 1902-2002. -СПб, 2001. - С.116; Алексеева О.В. Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII -XX веков. Дис. . канд. искусствоведения. 17.00.04. Рукопись. - СПб, 2002. - С.9

9 Молотова Л.Н. Н.Л.Шабельская и ее коллекция в Государственном музее этнографии народов СССР. // Сообщения ГРМ. Выпуск XI. - Л., 1976. -С.169-173

10 РЭМ, колл. 715, №23-52

II Волкружевосоюз - специализированное объединение кружевных артелей Вологодской области (1930-1960 гг.)

12

Отдел народных художественных ремесел создан в ГРМ в 1937 г. В основу его фондов легли коллекции бывшего Петербургского Кустарного музея и Школы народного искусства, часть собрания музеев Училища технического рисования барона А.Л.Штиглица, Общества поощрения художников. Значительная часть собрания кружева конца XVIII -XIX вв. в ГРМ сформировалась их этих поступлений. См.: Русское народное искусство в собрании ГРМ. - Л., 1984. - С.5, 215

13

Экспедиции Русского музея в б. Кадниковский уезд: в 1970, 1971, 1973 гг. В.А.Фалеева и Н.В.Голыбина обследовали б. Двиницкую, Замошскую и Пелшемскую волости (окрестности г. Кадникова)

14 В 1987 г. М.А.Сорокина и М.Д.Урюпина обследовали Усть-Кубинский и Харовский районы; в 1988 г. М.А.Сорокина и Р.В.Старикова - Харовский район.

Историко-бытовые экспедиции Вологодского музея-заповедника: 1976 г. - в Усть-Кубинский район (Никольский сельский совет), руководитель -Пятницкая И.А.; 1977 г. - в Сокольский район (Двиницкий, Замошский, Биряковский сельские советы), руководитель - Харлапенкова Л.М.; 1979 г. -в Харовский район (Шапшинский сельский совет), руководитель Затейщикова Н.К.; 1982 г. - в Харовский район (Кумзерский сельский совет), руководитель Бруцкус Л.Д.; 1985 г. - в Сокольский район (Архангельский и Кадниковский сельские советы), руководитель Харлапенкова Л.М.; 1986 г. -в Усть-Кубинский район (Заднесельский и Томашский сельские советы), руководитель Быков А.В.; 1987 г. - в Усть-Кубинский район (В.-Раменский, Богородский сельские советы), руководитель Быков А.В.

15 См.: Архив РГО. Р.7. - Д. 7, 13,27,31, 34,35 и др.

16 См.: Взгляд на состояние промышленности и торговли Вологодской губернии // Вологодские губернские ведомости. - 1866, № 5, 8

17 Журнал "Акционер". 1860, № 43.- С. 171

18 Шелгунов Николай Васильевич (1824-1891) - революционный демократ, литературный критик, журналист, философ. С 1866 г. работал в журнале "Дело", в 1880-е гг. - его редактор.

19 Шелгунов Н.В. Вологодские кружевницы. // Дело, 1867. - С.203-219

ЛА

Круглов А. Вологодские кружевницы. // Неделя, 1872, № 7. - С.235-239;

Круглов А. Вологодские кружевницы. // Вологодские губернские ведомости,

1873, №1.0 11 См. о нем: Шляпин: В.П. Из моих жизненных встреч. // Вологодская старина. Бысть на Устюзе. Вологда, 1993. - С.31-39

Вологодские губернские ведомости. - 1873, № 51

01

Ар-в. Кружевное дело в Вологде // Вестник Политехнической выставки. -1872, №42

Арсеньев Ф.А. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным по поручению Вологодского губернского земства.-Вологда, 1882 25 Давыдова С.А. Кружевной промысел. Вологодская губерния. // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Выпуск

VII, отд. 2. - СПб, 1886; Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб, 1892; Давыдова С.А. Русское кружево. Узоры и сколки. СПб, 1909; Давыдова С.А. Очерк кружевной промышленности в России. //

Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. СПб, 1913

26

См.: Сорокина М.А. О белевском кружеве XIX века. // Народное искусство. Материалы и исследования. - СПб, 1995 - С. 180

27 Там же

28

Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. - С.117 29Там же.- С. 118

30 Давыдова С.А. Очерк кружевной промышленности в России. - С.7

31 См.: Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. - С. 119

32 См.: "Вологодская жизнь". - 1908, 19 декабря;

Давыдова С.А. Очерк кружевной промышленности в России.- С. 123.

33 "Кооперация Севера". - 1920-1928; "На стройке МТС и колхозов". - 19341937; "Народное творчество" - 1938

34 Фролов В. Кружевной промысел в Вологодской губернии к 100-летию его существования в крае. 1820-1921 .// Труды кружевного отдела

Губкустпромсекции.- Вологда, 1921; Отчетный материал Волкружевосюза. (1930-1935).-Вологда, 1936

Рехачев М.В. Вологодские кружева. - Вологда, 1955 Статьи о кружеве Л.И.Свионтковской -Вороновой, написанные в 19401950-е гг., опубликованы гораздо позже, в 1970-е - 2001 г. См.: Воронова Л.И. Киришские кружева. // Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов НИИХП. - М., 1972. С.267-285; Из научного наследия Л.И.Свионтковской-Вороновой. Сборник статей из архива ВМДПиНИ Приложение к сборнику статей "Научные чтения памяти В .М.Василенко". Вып. Ш. - М,2001

37Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Защищена 22 мая 1956 г. в Государственном Эрмитаже. Рукопись хранится в Научной библиотеке ГРМ; Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Автореферат дис. . канд. искусствоведения.- Л., 1956

Л О

Фалеева В.А. Русское плетеное кружево.- Л., 1983

39 Там же. - С.200

40 Фалеева В.А. Художественное развитие вологодского кружева. // Русское народное искусство Севера. - Л.,1968. - С.122-133

41 В.А.Фалеева не ссылается на вышедший в 1962 г. альбом И.П.Работновой «Вологодское кружево» (см. далее) и не использует приведенные Работновой важные исторические данные о промысле и анализ кружевных произведений XX века.

4 Фалеева В.А. Художественное развитие вологодского кружева. - С. 132 43Богуславская И.Я. Проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве. Дымковская игрушка. Автореферат дисс. . доктора искусствоведения. 17.00.05. - МД987. - С.8

44 Салтыков А.Б. Избранные труды. - М.,1962. - С.99

45 Там же. - С.61, 99

46 Работнова И.П. Русское народное кружево. - М.,1956; Работнова И.П. Русское кружево. - М., 1959

47 Работнова И.П. Вологодское кружево. - М.,1962; Коломиец А.И. Елецкое кружево. - М., 1962

48

Работнова И.П. Вологодское кружево. - С. 7

49 Там же.- С. 10

50 Всероссийская выставка-смотр произведений народных художественных промыслов. Москва, ВДНХ, 1977 г.; Народные промыслы России. Москва, ЦВЗ, 1988 г. и др.

51 Богуславская И .Я. Вологодские снежинки. // Северные сокровища. -Архангельск, 1980 - С. 64-76; Богуславская И.Я. Современное народное искусство русского Севера. Буклет выставки.- Л., 1981

52Сорокина М.А. Современное кружево. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л., 1981. - С.278-303; Сорокина М.А. Современное кружево РСФСР. // Стенограмма семинара молодых народных мастеров (на материале первой Всесоюзной выставки произведений мастеров народных художественных промыслов, организованной согласно Постановлению ЦК КПСС "О народных художественных промыслах". - М., 1983. - С. 211-242

53 Пятницкая И.А. Вологодское кружево Буклет выставки. - Вологда, 1976; Глебова А.А. Вологодские художественные промыслы. - Вологда, 2000

54 См.: Пятницкая И.А. Указ. соч.

55Персональная выставка В.Д.Веселовой. Вологда, ВМЗ, 1989; персональная выставка В.Н.Ельфиной. - Москва, 1991, Ленинград, 1991; выставка произведений М.Н.Груничевой. - Вологда, ВОКГ, 1994; выставка произведений Г.Н.Мамровской и А.Н.Ракчеевой. - Вологда, ВОКГ, 1996

56 В.Д.Веселова. Каталог выставки. Автор вст. статьи и составитель Глебова А.А.- Вологда, 1989; Виктория Ельфина. Каталог выставки. Автор вст. статьи и составитель Шапошникова В.Д.- Москва, 1990

57 Сорокина М.А. Кружева России. Вологодское кружево. - М., 2001

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное развитие вологодского кружева в XX веке"

Заключение

Исследование вологодского кружева позволило ответить на вопросы, сформулированные при определении целей и задач работы, и, прежде всего - в чем заключается феномен столь широкого распространения и постоянной востребованности вологодского кружева, какие факторы способствовали его развитию.

Промысел в XX веке сохранял положение крупнейшего в России. В нем работали тысячи кружевниц и большая группа художников (см. приложение 2), сложилась система профессиональной подготовки мастеров. Как и в любом промысле, в нем производились массовые изделия, создавались уникальные выставочные произведения. Но в нем существует также особое направление, связанное с костюмом. Это направление заявило о себе в конце 1960-х гг. и вышло на первый план в современном промысле. В сфере костюма художники выработали собственный стиль. Их творческие поиски требуют дальнейших исследований и должны занять свое место как в истории народного искусства, так и в истории моды.

Художественное развитие вологодского кружева на разных этапах XX века происходило в несхожих условиях, и факторы, способствующие ему, также имели особый характер. Начало XX века - время привлечения в промысел максимально большого числа кружевниц при сохранении разных форм бытования народного искусства - от домашнего ремесла до промысла, организованного вокруг Кустарного склада. Отметим огромную роль частной торговли в развитии кружевоплетения. Поддержку промысла осуществляли в 1870-1910-е гг. губернское и уездные земства, которые собирали и популяризировали кружево, содержали местную кружевную школу и кустарный склад, оплачивали расходы по участию мастеров в крупных всероссийских и международных выставках.

В советский период одновременно с художественным развитием кружева неуклонно шло количественное уменьшение промысла. Технический прогресс, социально-экономические сдвиги в обществе привели к изменениям материальной среды, вызвав сокращение многих центров художественного ремесла. Промыслы, пройдя этап кооперативной, артельной организации, превратились в государственные предприятия, став частью системы плановой экономики. Художники, активно работая творчески, не ощущали полную свободу - их ограничивали условия, выдвигаемые производством и торговлей.

В проведенном исследовании доказало, что развитие искусства определялось не только экономическими условиями; отмечено значение идеологических, эстетических факторов, художественных воздействий. Сама атмосфера художественной жизни, общение с художниками других видов искусства, участие в крупнейших выставках вызывали творческие импульсы, требовали от художников народных промыслов новых тем, овладения новыми средствами выразительности. На определенных этапах кружево, как и другие виды народного искусства, испытывало воздействие изобразительного искусства, плаката, художественного текстиля. «Волны» изобразительности в искусстве кружева, начиная со второй половины 1930-х гг., соотносятся прежде всего с периодами подготовки к крупным выставкам.

Уникальность вологодского кружева состоит в том, что на протяжении XX века оно не останавливалось в своем развитии и не начинало его вновь почти с нуля, как это происходило в других промыслах1. Безусловно, в нем также были свои утраты: постепенно уходило из производства трудоемкое многопарное кружево; нивелировались, усреднялись локальные особенности его плетения в разных районах. Но вологодскому промыслу в XX веке не потребовались коренные преобразования технологии, самого характера кружева, затрагивающие всю массу производителей кружева. Этому способствовало богатство его художественных средств, которые были накоплены до начала XX в., активизированы и расширены в XX в. благодаря творческой деятельности нескольких поколений художников. Природа вологодского кружева оказалась внутренне гармоничной - настолько, чтобы стойко сопротивляться проникновению несвойственных ей элементов, отторгать чуждые или перерабатывать их на свой лад. Внешние художественные воздействия, например, внедрение образцов Мариинской школы кружевниц или НИИХП, которые для искусства других кружевных промыслов означали коренные изменения художественной системы (см. гл. 1.3.3 данной работы), не могли изменить мощное, ровное течение жизни промысла, развитие искусства, которое не прерывалось ни социальными катаклизмами - войнами, революциями, ни экономическими и производственными проблемами. Устойчивость канонической системы местного искусства обеспечивалась непрерывностью художественного процесса и самим укладом жизни, в котором сохранялась приверженность традиционным ценностям.

Вместе с тем, развитие вологодского кружева не могло бы осуществляться в таком масштабе на протяжении столь длительного времени, если бы оно не было открыто художественной новизне, не обновлялось изнутри благодаря творческой индивидуальности, неповторимости манеры каждого работавшего в промысле художника. Бережно сохраняя выработанные веками приемы плетения, технологию, орнаментику, они несли в кружево образы современного им мира. Художественная система вологодского кружева преобразовывала природные формы и бытовые прозаические предметы в орнаментальный мотив, изменяя их пропорции, убирая второстепенные детали, наполняя изображения узорами и лишь отчасти сохраняя внешнее подобие, - так поэзия трансформирует обиходную речь в стихотворные формы. Именно эта возвышенность и поэтичность художественного языка кружева позволяет наделять создаваемые предметы утилитарного назначения особой торжественностью, приподнятостью, значительностью, что, в сочетании с уникальностью технологии ручного плетения, высоким качеством исполнения, богатством орнаментики, определяет притягательность вологодского кружева и составляет его художественное достоинство.

В связи со сказанным возникает вопрос об условиях дальнейшего развития вологодского кружева. На рубеже XX - XXI вв. вологодское кружево, как и другие промыслы, лишилось государственной поддержки. Промысел количественно сократился до уровня 1880-х гг., хотя и сохранил производственную базу и творческое ядро - художественную лабораторию. Проблемы экономического характера усугублялись неясностью перспектив развития промысла, его будущего.

Более чем столетняя история изучения кружевного промысла показывает, что возможности сохранения уникального художественного центра и перспективы его развития приобретают реальность при условии государственной поддержки, выраженной при этом не в форме экономического и идеологического диктата, а в виде законодательной базы, защищающей художников и мастеров от произвола чиновников. Какими бы ни были формы собственности предприятий художественных промыслов, народное искусство, его мастера, произведения, создаваемые ими - это национальное достояние.

Для сохранения искусства кружевоплетения как старинной технологии ручного творческого труда, сохранившейся лишь в нескольких локальных районах России, и как уникального центра национальных художественных традиций необходимо создание и проведение в жизнь программы обучения кружевоплетению в школах в традиционных местах развития промысла и создание заповедника традиционной культуры. Кроме этого важно сохранение промысла как творческого организма в исторически сложившихся формах, которые позволяют наиболее полно следовать традиционному для вологодского кружева коллективному способу производства кружевных изделий, требующему усилий многих участников художественного процесса: художников - авторов оригинального рисунка и мастеров-исполнителей, материализующих в кружеве их идеи.

1 Самым ярким примером возрождения промысла после периода забвения, утрат художественного производства может быть искусство Гжели. См.: Астраханцева Т.Д. Искусство гжельской майолики второй половины XX века. Проблема традиции и современности. Автореферат дис. . .канд. искусствоведения. 17.00.05. - М., 1999. - С.21. Близкие примеры можно найти в елецком кружеве, которое в 1940-е гг. полностью перестроило производство с многопарного на сцепной способ плетения, или в михайловском Рязанской области, где до приезда Д.А.Смирновой в 1950 г. приемы плетения цветного кружева почти совсем были забыты. См.: Коломиец А.И. Елецкое кружево. -М., 1962. - С.21; Сорокина М.А. Современное кружево. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.- Л., 1981. - С.286; Климова Н.Т. Цветное михайловское кружево и творчество заслуженного художника РСФСР Д.А.Смирновой. // Искусство художественных промыслов на современном этапе. Сборник научных трудов НИИХП. - М., 1982. - С.130-131

Список принятых сокращений

ВМДПиНИ Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) ВМЗ Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВОКГ Вологодская областная картинная галерея

ГАВО Государственный архив Вологодской области

ГИМ Государственный Исторический музей (Москва)

ГРМ Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

ГЭ Государственный Эрмитаж

ДИ СССР «Декоративное искусство СССР» - журнал

МНИ Музей народного искусства (Москва)

МХПУ Московское художественно-промышленное училище им.

М.И.Калинина

НИИХП Научно-исследовательский институт художественной промышленности РГО Российское Географическое общество (Петербург)

РЭМ Российский этнографический музей (Санкт-Петербург)

Архивные материалы, использованные в работе

Государственный архив Вологодской области (ГАВО)

1. Фонд 34. Вологодская губернская земская управа (1870-1912). Сведения о развитии кустарной промышленности. Доклады, отчеты, журналы заседаний. Переписка о кустарных изделиях.

Опись 1. Дела 294, 792, 800, 2071, 2522, 2677, 2806, 2941, 3076, 3234, 3265

Опись 2. Дело 111.

2. Фонд 139. Артельсоюз (1917-1930). Доклады о положении кружевного производства, протоколы заседаний кружевных артелей, списки кружевных артелей, переписка по сбыту кружева. О конкурсах на лучшую кружевную артель. Личные дела сотрудников.

Опись 1. Дела 4,10,16, 31, 42, 44, 53, 54, 63,67, 88, 97, 104, 115-139, 247, 256, 279, 298, 302, 305, 319, 332

3. Фонд 854. Волкружевосоюз (1930-1960)

Списки сотрудников кружевного союза. Штаты. Отчеты. Протоколы заседаний артелей. Списки артелей. О подготовке к выставкам. Списки экспонатов выставок. Протоколы художественных советов. Опись 1. Дела 1, 113, 182, 184, 185. Опись 2. Дело 7, 113

4. Фонд 2021. Вологодская кружевная профтехшкола (1928-1960) Приказы по школе. Материалы о подготовке к выставкам. Протоколы заседаний.

Опись 1. Дела 1-9, 14, 109, 162.

Архив Российского Географического общества.

Вологодская губерния. Разряд 7. Дела 7, 13, 27, 31, 35.

Материалы периодической печати по Вологодской губернии.

1. Вологодские губернские ведомости. 1838-1840; 1842-1916 гг.

2. Вологодская жизнь. 1908 г.

3. Вологодский листок. 1913-1915 гг.

4. Вологодский листок объявлений. 1891-1906 гг.

5. Вологодский справочный листок. 1909-1913 гг.

6. Наш Север. 1909 г.

7. Север. 1907-1910 гг.

8. Северная земля. 1906 г.

9. Северная окраина. 1906-1907 гг.

10. Северное эхо. 1913 г.

Материалы периодической печати по Вологодской области.

1. Красный Север. 1918-1930; 1999-2000 гг.

2. Премьер. 2000 - 2004 гг.

Журналы:

1. Кооперация Севера. 1921-1928 гг.

2. На стройке МТС и совхозов. 1934-1937 гг.

 

Список научной литературыСорокина, Марина Александровна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Ар-в (Арсеньев Ф.А.) Кружевное дело в Вологде. // Вестник Московской Политехнической выставки. 1872, № 42

2. Арсеньев Ф.А. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством. Вологда, 1882

3. Бадяева Т.А. Орнамент и современное народное искусство. // Советское декоративное искусство-8. М., 1986.-С. 16-32

4. Бадяева Т.А. Роль цвета в эстетическом восприятии орнамента. // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник трудов НИИХП. М., 1992 . - С.79-84

5. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское кружево XVI XIX веков. - Л., 1959. - 68 с.

6. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские кружева XVI XIX веков.- Л., 1967. - 8 с.

7. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVn -XVIII веков.- Л., 1972,- 239 с.

8. Богемская К.Г. Народное искусство на современном художественном рынке. // Научные чтения памяти В.М.Василенко. Выпуск 1. М, 1997. - С.155-162

9. Богемская К.Г. Термины "народное искусство" и "современное искусство". // Научные чтения памяти В.М.Василенко. Выпуск 1. М, 1997.-С. 63 -6811 .Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968. - 160 с.

10. Богуславская И.Я. Северные сокровища. Архангельск, 1980. - 80 с.

11. З.Богуславская И.Я. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров. // Советское декоративное искусство 111 78.М., «Советский художник, 1980.- С.116-122

12. Богуславская И.Я. Современное народное искусство русского Севера. Буклет выставки. — Л., 1981.

13. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных художественных промыслов. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. - С. 16-43

14. Богуславская И.Я. Проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве. Дымковская игрушка. Автореферат дисс. . доктора искусствоведения. 17.00.05. М., 1987. -48 с.

15. Богуславская И.Я. Об изучении народного орнамента. \\ Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Л., 1991. -С.117-123

16. Богуславская И.Я Значение местных традиций для развития современного народного искусства. // Народное искусство России в современной культуре. М., 2003. - С.115-126

17. Бочаров Г.Н., Крюкова И. А. Народное искусство. // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908-1917). Книга четвертая. - М., 1980. - С.445-446

18. Быков А.В. Пава и древо. Очерки истории вологодского кружевоплетения. -Вологда, 2004. 80 е.: илл.

19. Василенко В.М. О развитии народного искусства. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. - С.44-59

20. Волкова В.В. Народная культура: Бытование художественных промыслов и ремесел в условиях социально-экономических реформ. Автореферат дисс. .кандидата философских наук. -М., 1996. 19 с.

21. Волкружевосоюз за 5 лет (1930-1935). Вологда, 1935

22. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972. - 350 с.

23. Воронов Н.В. Народные традиции и современное искусство. // ДИ СССР, 1958.-С. 8-16

24. Воронова О. Художники Вологды. Л., 1979. - 181 с.

25. Выставка «Народные художественные промыслы РСФСР». Буклет. -М., 1978.- 16 с.

26. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? // ДИ СССР, 1978, № 1.- С. 29-31

27. Герчук Ю. Я. Структура и смысл орнамента. // ДИ СССР, 1979, №1-С.30-33

28. Герчук Ю.Я. Поэтика орнамента.// Советское декоративное искусство-7.М.Д983.-С. 140-154

29. Глебова А.А. В.Д.Веселова. Каталог выставки. - Вологда, 1990. - 39 с.

30. Глебова А.А. Вологодские художественные промыслы. Вологда, 2000. - 20 с.

31. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. Л., 1985.- 160 с.

32. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (Теоретические очерки). СПб, 1993. 110 с.

33. Давыдова С.А. Кружевной промысел. Вологодская губерния. // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Выпуск VII, отд. 2. СПб, 1886.- С. 123-160

34. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб, 1892. -164 с.

35. Давыдова С.А. Русское кружево. Узоры и сколки. СПб, 1913. - 7 е., 50 табл.

36. Давыдова С.А. Очерк кружевной промышленности в России. // Кустарная промышленность России. Женские промыслы. СПб, 1913.

37. Давыдова С.А. Кружевная промышленность // Русское народное искусство на второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году. Пг, 1914, с.55-63

38. Данилов В.В. Кадниковский уезд Вологодской губернии. // Север. Кн. 3-4-Вологда, 1923

39. Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево (из собрания ГИМ). М., 1985. - 256 с.

40. Железняк В. Работы художниц-кружевниц. // Художник, 1966, № 3. -С.65

41. Железняк В. Кружевницы-лауреаты. // Художник, 1969, № 4. С.6345.3асецкий А.А. Топографические известия по Вологде. // Вологда.

42. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1. Вологда, 1994, с.285-301

43. Исакова К.В. Плетение кружев. М.,1958. - 86 с.

44. Калашникова Н.М. Народный костюм в контексте культуры XX века (традиции мода - стиль) // Народный костюм и современная молодежная культура. Сборник статей. - Архангельск, 1999. - С. 18-30

45. Каплан Н.И. Искусство художественных промыслов 1920-х гг. // Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX XX в. -М., 1965, с.98-140

46. Каплан Н.И. Ведущие мастера народных художественных промыслов. // Местная промышленность. Серия 2. Народные художественные промыслы и производство сувениров. М., 1979. - 18 с.

47. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. М.Д993. - 224 с.

48. Климова Н.Т. Избы, дворцы и храмы в русской вышивке. \\ Живая старина, 2000, №2. С.31-34

49. Кошелев В.А. К истории русской усадебной культуры (Вологодский поэт П.А.Межаков). // Вологда. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1. Вологда, 1994. - С.195-214.

50. Кружева СССР. Вологда, (предисловие Федорова-Давыдова А.А.)- М., 1943.- 96 с.

51. Круглов А. Вологодские кружевницы. // Неделя, 1972, № 7. С.235-239

52. Круглов А. Вологодские кружевницы.// Вологодские губернские ведомости, 1873, № 10

53. Крюкова И.А. Народные художественные промыслы. // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895-1907). Книга вторая. М., 1969. - С.321-340

54. Крюкова И.А. Народное искусство и земские организации. // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908-1917). Книга четвертая. - М., 1980. - С.445-461

55. Крючкова В.А. Декоративное искусство и моделирование одежды. // Советское декоративное искусство-75.- М.,76. С.56-66

56. Куценко П.А. Из истории организации кустарных промыслов в Вологодской губернии. // Русская культура на рубеже веков. Русское поселение как социокультурный феномен. Вологда, 2002. - С.99-104

57. Малков В.М. По земле вологодской. Вологда, 1968. - 400 с.

58. Мамонтова Н.Н. Традиционные способы воспроизведения изделий в народных художественных промыслах. // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник трудов НИИХП. М, 1992. - С.60-78

59. Мамонтова Н.Н. К истории художественно-промышленных музеев в России // Научные чтения памяти В.М.Василенко. Сборник статей. Выпуск 2. М, 1998. - С.3-10.

60. Мастера Русского Севера. Вологодская земля. Вст. текст В.И.Белова. Текст И.Я.Богуславской, А.А.Рыбакова. Сост. Р.А.Армеева, А.В.Блохина. М., «Планета», 1987. — 320 с.

61. Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов НИИХП. Выпуск 5. М., 1972. - 295 с.

62. Народное искусство России.в современной культуре. XX XXI век. (составитель и научный редактор Некрасова М.А.) - М., 2003. - 256 с.

63. Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. - С.60-80.

64. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.,1983. -343 с.

65. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.,1983. - 218 с.

66. Некрасова М.А. На поворотах истории. // Декоративное искусство, 1998, № 1-2. С.56-58

67. Некрасова М.А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена. // Народное искусство России в современной культуре. М., 2003. - С. 44-77

68. Некрасова М.А. Народное искусство в условиях массовой коммерциализации культуры. Неотложные задачи Полх-Майдана. Гибельное положение народного мастерства. // Народное искусство России в современной культуре. М., 2003. - С. 15-43

69. Некрасова М.А. Формирование новой парадигмы теории народного искусства. Ключевые понятия. // Народное искусство России в современной культуре. М., 2003. - С.78-98

70. Неуступов А.Д. Кустарные промыслы в Кадниковском уезде Вологодской губернии. Архангельск, 1913. - 96 с.

71. Оршанский Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР. -Л., 1927.-84 с.

72. Пересторонина В.Д. Вятские кружева. Горький, 1982. - 125 с.

73. Половцова Е.Н. Нужды кустарной кружевной промышленности. // Артельное дело, 1923, № 9-16. С.5-1081 .Поскребышева Н. Традиция и современность в искусстве А.Кораблевой.// Советское декоративное искусство 8. - М., 1986. -С. 124-135

74. Прейскурант розничных цен на кружева метражые ручной работы и штучные кружевные изделия кооперативной промышленности.- М, Госторгиздат, 1939. 16 с.

75. Прейскурант на кружевные изделия Волкружевосоюза.- Чебсара, 1949

76. Прикладное искусство конца XIX начала XX века. Каталог выставки. Автор вступительной статьи Н.Ю.Бирюкова. Л., 1974. - 98 с.

77. Произведения русского народного искусства XVII начала XX веков. Выставка новых поступлений ГРМ. Каталог. Автор вст. статьи

78. Богуславская И.Я. Составители каталога:Басыров А.Я, Богуславская И.Я., Григорьева Н.С., Сорокина М.А., Тарановская Н.В. JL, 1976. -24 с.

79. Пятницкая И.А. Вологодское кружево Буклет выставки. Вологда, 1976.- 16 с.

80. Работнова И.П. Русское народное кружево. М.,1956. - 112с.

81. Работнова И. Чудесные узоры. // ДИ СССР, 1957,. С.60

82. Работнова И.П. Русское кружево. М.,1959. - 24 е., ил.

83. Работнова И.П. Вологодское кружево. М.,1962. - 14 е.: илл.

84. Работнова И.П. Русское кружево. М.,1970. - 35 с.

85. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.,1970. - 255 с.

86. Разина Т.М. Традиционное и новое в искусстве современных художественных промыслов. // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сборник трудов НИИХП. М., 1979. - С. 15-28

87. Разина Т.М. Искусство художественных промыслов и время.// Искусство художественных промыслов на современном этапе. Сборник трудов НИИХП -М., 1982.-С.З-16

88. Разина Т.М. О мастерстве в искусстве народных художественных промыслов. // Советское декоративное искусство-5. М., 1982,. - С. 4355

89. Разина Т.М. Социально- исторические предпосылки развития русских художественных промыслов. // Русские художественные промыслы и город. Социальные основы искусства. Сборник трудов НИИХП. -М.,1983.-С.310-36

90. Разина Т.М. О выразительных средствах в декоративно-прикладном искусстве. // Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. Сборник трудов НИИХП. М., 1988. - С.6-31

91. Разина Т.М. О художественных системах в искусстве традиционных промыслов.// Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник трудов НИИХП. М., 1992. -С.11-30

92. Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства. Каталог. Сост. Лыжина В.В., Марценюк Т.Д., Рафаенко В.Я., Шапошникова Е.М. М.-Л., 1964. - 211 е., ил.

93. Рехачев М.В. Вологодские кружева. Вологда, 1955. - 80 е., ил.

94. Розанов А. Воскресенская церковь в селе Устье Кадниковского уезда Вологодской епархии. Исторический очерк Вологда, 1903

95. Русское народное искусство и его собиратели. К 55-летию отдела народного искусства ГРМ. Каталог выставки.- СПб, 1993. 242 с.

96. Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды. Л., 1980. -316 с.

97. Рязанцев Г.М. Развитие народных художественных промыслов в рыночных условиях. М., 1998. - 136 с.

98. Салтыков А.Б. Избранные труды М.,1962. - 728 с.

99. Семячкина Т. Б. Кружево. // Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Эфрон. СПб, 189, Т. 32 (XVIa). С.842-847

100. Свионтковская-Воронова Л.И. Кружевоплетение. // Из научного наследия Л.И.Свионтковской-Вороновой. Сборник статей из архива

101. ВМДПиНИ. Приложение к сборнику статей "Научные чтения памяти

102. B.М.Василенко", вып.Ш. М,2001. - С. 51-60

103. Свионтковская-Воронова Л.И. Русское народное кружево. // Из научного наследия Л.И.Свионтковской-Вороновой. Сборник статей из архива ВМДПиНИ. Приложение к сборнику статей "Научные чтения памяти В.М.Василенко", вып.Ш. М,2001. - С. 61-66

104. Советские художественные промыслы. Выставка новых поступлений ГРМ. Каталог. Автор вст. статьи Богуславская И.Я. Составители: Богуславская И.Я., Григорьева Н.С., Сорокина М.А., Тарановская Н.В. Л., 1978, - 25 с.

105. Сорокина М.А. Кружево. // Добрых рук мастерство. Л.,1981.1. C. 182-196

106. Сорокина М.А. Современное кружево. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. - С.278-303

107. Сорокина М. Вологодские кружевницы. // Костер, 1982, № 6, с.40-41

108. Сорокина М.А. Кружево. // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. - С.215-236

109. Сорокина М.А. Из истории вологодского кружева. // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Д., 1991. -С.137-144

110. Сорокина М.А. В.Н.Ельфина. Материалы к творческой биографии // Народное искусство. Исследования и материалы. - СПб, 1994.-С. 185-193

111. Сорокина М.А. О белевском кружеве XIX века. // Народное искусство. Исследования и материалы. СПб, 1994. - С. 176-184.

112. Сорокина М.А Вологодское кружево. Буклет выставки. СПб, 1998.- 16с.

113. Сорокина М.А. Вологодское кружево и женский костюм XIX -XX веков. // Народный костюм и современная молодежная культура. -Архангельск, 1999. С. 136-146

114. Сорокина М.А. Кружева России. Вологодское кружево .- М, 2001.- 148 с.

115. Сорокина М.А.- С.А.Давыдова и Мариинская практическая школа кружевниц. // Связь времен. Материалы Всероссийской конференции. СПб, 2001.- С. 112-119

116. Стариков Е.А. Вологда в конце XIX начале XX века (Заметки о населении, городском хозяйстве и быте). // Вологда. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1.- Вологда, 1994. - С.121-143

117. Стиль жизни стиль искусства. Развитие национально-романтического направления стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины XIX - начала XX века. -М., 2000. - 608 с.

118. Стриженова Т.К. Развитие искусства советского костюма (19171967). Автореферат дисс. . кандидата искусствоведения. М.,1971.-19 с.

119. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. М.,1972. -112 с.

120. Супрун JI.Я. Впервые о русских кружевах. // Художник, 1973, № 2 С.47

121. Супрун Л.Я. Народное и самодеятельное (К постановке вопроса). // Советское декоративное искусство-75. М.,76. - С.11-23

122. Супрун Л.Я. Проблема преемственности художественных традиций и воспитание молодых мастеров народных художественных помыслов. // Советское декоративное искусство-5.- М., 1982,. С. 5666

123. Тарановская Н.В. О принципах научного анализа произведений народного искусства. // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Сборник научных трудов. Л., 1991. С.14-17

124. Уткин П.И. Особенности развития народных художественных промыслов на современном этапе. // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сборник трудов НИИХП. М., 1979. - С.3-14

125. Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов русского Севера конца ХУП XIX веков. - СПб, 2001.- 311 с.

126. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. Л., 1956. - 17 с.

127. Фалеева В.А. Вышивка и кружево. // Русское народное искусство. -Л., 1959.-С. 67-78

128. Фалеева В.А.Советское народное искусство. // Русское народное искусство. Л., 1959. - С. 79-93

129. Фалеева В.А. Кружево XVIII века. // Русское декоративное искусство. Т.2. -М.,1963 С. 630-640

130. Фалеева В.А. Кружево XIX века // Русское декоративное искусство. Т.З.- М.,1965.- С. 319-328

131. Фалеева В.А. Художественное развитие вологодского кружева. // Русское народное искусство Севера. Л.,1968. - С.122-133

132. Фалеева В.А. Кружево. // Добрых рук мастерство. Л., 1976. - С. 152-163

133. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. - 324 с.

134. Фролов В. Кружевной промысел в Вологодской губернии к 100-летию его существования в крае. 1820-1921 .// Труды кружевного отдела Губкустпромсекции. Вологда, 1921

135. Черкасова Н.В. Эстетическое и утилитарное в изделиях народных промыслов и художественной промышленности // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник трудов НИИХП. -М., 1992. С.31-43

136. Шапошникова В.Д. Виктория Ельфина. Вологодское кружево. Каталог. - М., 1990

137. Шелгунов Н.В. Вологодские кружевницы. // Дело, 1867. С.203-219

138. Шокальский Ю.М. Вологодская губерния. // Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Эфрон. СПб, 1892, Т.VII (13). - С.61-69

139. Яковлева Е.Г. Некоторые вопросы современного развития народного искусства. // Сборник трудов НИИХП. Выпуск 4. М., 1967. - С.5-17

140. Earnshaw P. The Identification of Lace Shire Publication ltd.-UK., 1986. - 169 c.

141. Faleeva V.A. Russian Bobbin Lace. L., 1986. - 117 ил.6{- О1/- /¥//9? Tl

142. Сорокина Марина Александровна

143. Художественное развитие вологодского кружева в XX веке

144. Специальность 17.00.04. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство И архитектура1. Диссертацияна соискание ученой степени кандидата искусствоведения

145. Государственный Русский музей1. На правах рукописи

146. Научный руководитель: доктор искусствоведения И.Я.Богуславская1. Санкт-Петербург 20041. Часть II.