автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Хамдохов, Сурен Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова"

На правах рукописи

ХАМДОХОВ СУРЕН ЮРЬЕВИЧ

Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

2 6 АВГ 20Ю

Нальчик-2010

004607690

Работа выполнена на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Мусукаева Анджелла Хамитовна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Фидарова Рима Японовна

кандидат филологических наук, доцент Гриппа Сергей Вячеславович

Ведущая организация: Карачаево-Черкесский институт

гуманитарных исследований

Защита состоится «02» июля 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного Совета ДМ 212.76.04 по защите диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова: (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова: (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

Автореферат разослан «28» мая 2010 г.

Учёный секретарь диссертационного Совета /7/Т\ А.Р. Борова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что проблема художественного изображения событий Великой Отечественной войны в литературе в целом и в творчестве отдельного художника слова остаётся одной из малоизученных и сложных исследовательских проблем.

В прозе А. Кешокова, которой присущ историзм в художественном раскрытии событий, фактов, общественных отношений и характеров героев, отмечается максимальное приближение к трагическим коллизиям Великой Отечественной войны. Военная проза писателя характеризуется принципиальностью в постановке и художественном решении ключевых проблем действительности 1940-х годов в Кабардино-Балкарии, активной гуманистической позицией.

На наш взгляд, историзм художника заключается не только в точном изображении минувшего времени, исторических фактов, событий, исторических деятелей, но и в его умении исследовать прошлое и настоящее с целыо разрешения сложных и насущных вопросы современности. Военная проза А. Кешокова несёт в себе огромный гуманистический заряд, отрицает войну как явление всеми своими художественными возможностями.

Прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны, до настоящего времени не подвергались монографическому исследованию. В диссертации освещаются актуальные малоизученные проблемы творчества кабардинского писателя, связанные с художественным решением темы Великой Отечественной войны в его прозе, с жанровой системой его произведений.

Цели н задачи исследования. Основная цель диссертационной работы - опираясь на достижения предшествующего и современного литературоведения, исследовать проблему художественного решения темы Великой Отечественной войны в творчестве выдающегося кабардинского писателя А.П. Кешокова, особо выделив при этом вопросы историзма, соотношения факта и художественного вымысла, характера в произведениях автора в контексте русской и адыгской прозы 1960-1980-х годов.

В соответствии со спецификой обозначенной цели и для ее достижения представляется необходимым решение следующего ряда задач:

- выявить особенности становления и развития военной прозы в русской литературе 1960-1980-х годов;

- изучить специфику художественного историзма в военной прозе А. Кешокова;

- исследовать проблему соотношения исторического факта и художественного вымысла в прозе писателя;

- определить особенности художественного решения проблемы характера в романах А.П. Кешокова, посвященных теме Великой Отечественной войны;

- провести подробный текстологический анализ романов А. Кешокова «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет».

Степень научной разработанности темы. Прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны, до настоящего времени не подвергались специальному монографическому исследованию. Однако следует отметить, что в ряде статей и главах трудов известных ученых, литературоведов анализируются отдельные аспекты данного художественного феномена.

Изучению жанровой специфики, проблематики, структурных особенностей, образной системы, поэтики прозаических произведений А. Кешокова посвящены отдельные разделы монографических трудов ведущих адыгских литературоведов и критиков: JI.A. Бекизо-вой «От богатырского эпоса к роману» (1974), «Литература в потоке времени» (2008); Р.Х. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999); А.Х. Мусукаевой «Ответственность перед временем» (1987); «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993); У.М. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990); A.A. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгейской литературы» (1992); Ю.М. Тхагазитова «Адыгский роман» (1987), «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996); Чамо-кова Т.Н. «В ритме эпохи (О литературе адыгских народов)» (1986); Шаззо К.Г. «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и др.

Анализ военной прозы А. Кешокова потребовал обращения к русской литературе 1960-80-х годов. Военная проза в русской литературе XX века подробно исследована такими выдающимися литературоведами, как: А. Адамович, А. Бочаров, Г. Бровман, Л. Иванова, М. Кузнецов, А. Метченко, В. Перцов. Труды названных и других

авторов помогли нам при определении контекстуальных связей военной прозы А. Кешокова с русской литературой.

Несмотря на активный читательский и научно-исследовательский интерес к творчеству А. Кешокова, на сегодняшний день остаются нерешёнными вопросы, связанные с жанровыми особенностями его военной прозы, соотношением исторического факта и художественного вымысла в ней, с проблемами характера и стилистических особенностей военных произведений писателя. Этот факт и определяет наш интерес к заявленной теме диссертационной работы, актуализирует необходимость постановки и монографического решения обозначенного круга проблем.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического исследования прозы А. Кешокова, посвященной теме Великой Отечественной войны, её проблематики, художественного соотношения факта и вымысла, системы характеров. В работе, в частности:

- определены основные этапы и закономерности формирования темы Великой Отечественной войны в прозе А. Кешокова;

- исследована специфика художественного историзма в прозе писателя;

- выявлены особенности соотношения исторического факта и художественного вымысла в прозе А. Кешокова;

- определена специфика формирования характера в военной прозе А. Кешокова (романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет»);

- в избранном ракурсе проведён анализ произведений о Великой Отечественной войне русских и северокавказских писателей: М. Шолохова, К. Симонова, Г. Бакланова, а также А. Налоева, Т. Керашева, И. Машбаша, К. Джегутанова, О. Хубиева и др.

Методологической основой диссертационного исследования являются основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах С.С. Аверинцева, Г.Д. Гачева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, Г.Г. Гамзатова, Н.С. Надьярных, К.К. Султанова, а также Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, Ю.М. Тхагази-това, З.Х. Толгурова, К.Г. Шаззо и др. Труды названных авторов послужили методологической и теоретической базой исследования.

Для решения заявленных задач и достижения целевой установки в ходе диссертационной работы были применены различные методы

исследования, в том числе сравнительно-исторический, типологический, а также некоторые методы структурной поэтики.

Материалом исследования послужили прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны: романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет».

Для определения контекстуальных, связей военной прозы кабардинского писателя мы привлекаем русскую и северокавказскую военную прозу: произведения М. Шолохова, К. Симонова, Г. Бакланова, А. Налоева, И. Машбаша, К. Джегутанова, А. Теппеева, О. Хубиева и др. Выбор имен и произведений обусловлен их ролью и степенью значимости в формировании художественного феномена отечественной военной прозы.

Проведение сравнительного анализа, обозначение контекста, в котором складывалась военная проза А. Кешокова, позволили нам выделить как ее общие, типологические черты, так и индивидуальные, специфические, определяющие оригинальный, неповторимый художественный мир и стиль писателя.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке актуальной научной проблемы, впервые решаемой на материале военной прозы А. Кешокова в контексте русской и северокавказской литератур 1960-1980-х годов. На наш взгляд, особо значима методология исследования проблем, связанных с этапами эволюции военной прозы, как в национальной литературе, так и в творчестве отдельного писателя, с решением проблем историзма, системы характеров, а также с жанровой и художественно-стилистической спецификой военной прозы А. Кешокова.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории кабардинской литературы XX века, истории адыгских литератур, при чтении специальных курсов по творчеству А. Кешокова, а также при составлении учебных программ и разработок по истории кабардинской литературы.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (май 2010 г.) и рекомендована к защите. Основные положения исследования отражены в статьях и тезисах научных конференций (Нальчик - 2009 г., Пятигорск - 2009 г., Назрань - 2009 г.).

По теме диссертационной работы опубликованы шесть статей, две из них - в реферируемых ВАК изданиях.

Структура работы. Характер избранной темы, цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертацион ной работы, определяются цели, задачи и методологические принципы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяется степень изученности проблемы.

В первой главе «Особенности развитии «военной прозы» в русской литературе 1960-1980-х годов» исследуется проза о Великой Отечественной войне в русской литературе данного периода, при этом подчёркивается, что наибольший подъём военной прозы обозначился в конце 1950-х годов, свидетельством чего стало появление рассказов М. Шолохова «Судьба человека», В. Богомолова «Иван»; повестей Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Г. Бакланова «Пядь земли»; романа К. Симонова «Живые и мертвые».

Принципиально важную роль в жанровом становлении военной прозы сыграл рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956), который имел этапное значение в ее развитии.

В прозе М. Шолохова сложнейшие драматические судьбы людей переплетаются с событиями большого исторического масштаба, а переломную роль в сюжете играют не частные мотивы, а значительные исторические события, отражающие связь отдельной личности и ге-роико-трагического содержания эпохи. Внутренняя соизмеримость масштабов -частных и общественно значимых - делает содержательной и монументальной фигуру «простого человека».

В период 1960-70-х годов в русской литературе появляются раз нообразные по своей тональности и основным мотивам произведения о жизни деревни в годы войны: народно-эпические «Братья и сестры» (1958) и «Две зимы и три лета» (1968) Ф. Абрамова; героическая «Ивушка неплакучая» М. Алексеева (1974) и т.д. В этих произведениях отображались судьбы людей во времена тяжелых испытаний, в них проявился общий интерес к судьбе человека, ставший впоследствии характерным для всей советской военной прозы.

Следует особо выделить жанр повести, определивший новое направление в военной литературе - проза психологического драматизма. Изданные в 1957 году повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Г. Бакланова «Южнее главного удара» обозначили появление этого направления. Название повести Г. Бакланова «Пядь земли» сфокусировало в себе и полемику с предшествующими панорамными романами, и убежденность в том, что происходящее на каждой пяди земли отражало всю силу и величие нравственного подвига народа.

Наряду с прозой психологического драматизма устойчиво развивается, нередко в открытой полемике с ней, эпическая проза. Соединяя судьбу отдельной личности с жизнью всего народа, литература пыталась с максимальной полнотой воссоздать диалектическую сущность тех процессов, которые протекали в обществе в период войны. В этом случае сливаются воедино гуманизм и историзм: в глубинных связях человека с эпохой, со значительными для народа историческими фактами военная проза искала наиболее убедительные художественные решения.

В начале 1950-х годов К. Симонов задумал создать цикл романов о Великой Отечественной войне. Близость к «панорамному» роману того времени выражалась уже в намерении охватить в отдельных, сравнительно самостоятельных романах основные этапы всей второй мировой войны - от событий 1939 года (Монголия, Испания, Чехословакия) до победы в Маньчжурии. При этом для воплощения замысла имели особое значение собственные переживания писателя.

В итоге К. Симонов написал не цикл романов, а самостоятельный роман «Товарищи по оружию», трилогию «Живые и мертвые», а также ряд повестей, объединенных под общим названием «Из записок Лопатина». В трилогии писатель реализовал некоторые аспекты первого замысла: не вся война, а основные ее этапы; каждый роман имеет сравнительно самостоятельный характер. Существенные художественные аспекты, определяющие внутреннюю и внешнюю цельность каждого романа и всей трилогии, - отражение важных исторических событий, связанных с ними судеб, переживаний героев, общечеловеческих проблем.

Следует отметить важную особенность военной прозы 1970-80-х годов - единство документального и художественного (А. Адамович и Д. Гранин «Блокадная книга», 1981).

Истинная проза, проникнутая правдой жизни, выявила подлинные ценности, составившие сравнительно небольшой, но устой-

чивый приток общею русла военной прозы: «А зори здесь тихие...» (1969) Б. Васильева, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева, «Навеки - девятнадцатилетние» (1980) Г. Бакланова. Эти и другие произведения различны по тематике и образной системе, но они едины в одном - в стремлении показать мужество и стойкость героя-борца. Все эти повести также объединяет свойственное романтической манере контрастное столкновение любви, жизни, смерти. Извечный в литературе романтический «треугольник» - любовь-долг-смерть -позволяет с огромной эмоциональной выразительностью высветить и трагизм войны, и величие человеческого духа.

В 1957 году была опубликована повесть К). Бондарева «Батальоны просят огня», после появления которой автор занял достойное место в ряду известных военных прозаиков. В произведениях «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» повествуется об операциях, в которых решаются тактические задачи. Однако с первых же страниц создается напряжение, связанное не только с конкретной фронтовой ситуацией, но и с нравственными проблемами.

Период 1960 - начала 1980 -х годов в советской литературе был ознаменован углублением философско-исторического аспекта. В исторических пластах, в традициях, сохраняющих и несущих национально-народный и социальный опыт, искали ценности, необходимые в сложном процессе самоопределения личности в условиях современности.

Память историческая все чаще выступает как ответственность перед теми, кто не вернулся с войны. Это с особой силой выражено у А. Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они - кто старше, кто моложе -Остались там, и не о том же речь. Что я их мог и не сумел сберечь, -Речь не о том, но все же, все же...

Поиски историзма и народности, характеризующие художественное развитие прозы 1960-1980-х годов, по-своему преломились в творчестве Ю. Бондарева. Их интенсивность и глубина ознаменовали новую ступень творческой зрелости писателя. Роман «Горячий снег» стал важной вехой на пути формирования творческих принципов Ю. Бондарева. «Горячий снег» - это роман о прошлом, в котором,

однако, художественно выражено современное видение проблем, по-прежнему возникающих перед человечеством.

В прозе Ю. Бондарева малое и большое, лирика и эпос сливаются воедино. Лирический мотив воспоминаний о прошлом, казалось бы, должен поколебать ощущение героической цельности картины и внести настроение, расслабляющее человека. Однако гармония не нарушена, ибо образ «малой Родины» как бы выявляет и активизирует таящееся в каждом чувство: надо выдержать, надо защищать сной дом, свою Родину.

Благодаря своему идейно-тематическому и художественно-эстетическому богатству русская «военная проза» стала заметным явлением не только отечественной и мировой литературы, но и общечеловеческого нравственного и исторического опыта.

Во второй главе «Проблемы художественного историзма и проза А. Кешокова» исследуются особенности формирования принципов историзма в кабардинской прозе и его специфические особенности в романах А. Кешокова.

Жанровые особенности исторического романа, его тематика, типология, образная система, роль факта, вымысла и домысла, различия исторического и ретроспективного - вопросы, актуальные для многих исследователей как русской, так и национальных литератур.

Проблемы жанровой специфики исторического романа являются дискуссионными. Некоторые учёные выделяют исторический роман как вполне самостоятельный жанр, но существуют мнения, отрицающие его особую жанровую природу.

Следует отметить труды И.В. Скачкова, Л.П. Александровой, в которых исторический роман выделяется в самостоятельный жанр. В основе жанровой дифференциации исторического романа Л.П. Александровой лежит типизация главного героя произведения, в связи с чем выделяются три основных вида названного жанра: исторический, художественно-исторический, историко-биографический.

Сторонниками выделения исторического романа в самостоятельный жанр в русской литературе являются также Л.И. Пауткин («Советский исторический роман», 1980), С.М. Петров («Русский советский исторический роман», 1980), H.H. Воробьёва («Принципы историзма в изображении характера», 1978), К.К. Султанов («Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа», 1989) и другие.

Одновременно с обозначенной точкой зрения существует и иная позиция, сторонники которой отрицают жанровую природу исторического романа. Подобную точку зрения можно встретить в трудах В. Оскэцкого, С. Злобина, Г. Лукача и других.

Исследователи адыгского исторического романа Л. Бекизова, Р. Камбачокова, А. Мусукаева, А. Схаляхо, К. Шаззо и другие отмечают, что его важнейшей особенностью является близость к этнокультурной, национальной традиции народа. Именно с этих позиций исследуются первые адыгские эпические произведения «На берегах Зеленчука» X. Абукова, «Зарево» М. Дышекова, «Шамбуль» Т. Кера-шева, «Камбот и Ляца» А. Шогенцукова. Данные произведения не отвечают в полной мере требованиям жанра исторического романа, но именно они заложили основу адыгского исторического, историко-революционного романа.

Адыгский исторический роман имеет свой генезис, специфику и природу. Проблема становления и развития жанра исторического романа была поставлена исследователем Р.Х. Камбачоковой, но и сегодня остаётся немало вопросов, требующих своего решения: самостоятельность жанра, его специфические особенности, связь с фольклором, специфика образной системы, особенности художественного воссоздания действительности, поэтика стилей и т.д.

Первый кабардинский исторический роман «Горцы» А. Шор ганова (1953) был охарактеризован как «достоверный портрет кабардинского народа первой половины прошлого века» (М. Эльберд). В отзывах на первую книгу трилогии критика не раз отмечала, что одним из главных достоинств романа является изображение дружбы народов Северного Кавказа с русским народом.

Дальнейшее развитие исторического романа, осмысление исторической и историко-революционной темы неотделимы от глубокого освоения принципов историзма в литературе. Корни историзма обнаруживаются исследователями (Х.И. Баковым, Л.А. Бекизовой, Р.Х. Камбачоковой, A.A. Схаляхо, Ю.М. Тхагазитовым, К.Г. Шаззо и др.) в фольклорных жанрах: хабарах, песнях, легендах.

Но при этом в трудах известных учёных подчёркивается, что характеристика личности в фольклоре в определённой степени обобщена, в то время как в современных эпических произведениях образы героев отличаются многоплановостью и психологической глубиной. Появление в адыгских литературах таких шедевров, как: «Жернова», «Хан-Гирей» И. Машбаша, «Сказание о железном Волке» Ю. Чуяко,

«Ищи, где не прятал» М. Эльберда - даёт возможность говорить о более высоком уровне развития адыгского исторического романа, о новых возможностях создания образной системы, художественно-эстетических ценностей.

Главное достижение А. Кешокова-романиста, по мнению исследователей, - художественное осмысление поворотных исторических событий в судьбе кабардинского народа через судьбы отдельных героев, а также умелое соединение концептуальных проблем с проблемами каждодневными, бытовыми. В дилогии «Вершины не спят» создана галерея колоритных характеров со сложными судьбами, с противоречивыми духовными исканиями, с глубоким внутренним миром -это Ииал Маремканов, Казгирей Матханов, Астемир Боташев, Эльдар и другие.

Проблема историзма в его содержательном качестве, в его «национально-исторической проблематике» (Д. Лихачёв) дает А. Кешокову возможность обратиться не только к современности, но и к тем этапам истории народа, которые представляют наибольший художественный интерес. При этом у писателя не всегда была возможность использовать в процессе создания художественного полотна личные биографические данные. Начиная работу над романом «Вершины не спят», писатель не только не обладал впечатлениями периода 1920-х годов (родился в 1914 году), но и не был состоявшимся прозаиком, так как до создания «Чудесного мгновения» А. Кешо-ковым были написаны очерки, рассказы военных лет и повесть «Живое седло», лишь наметившие подступы к большой прозе. Но в то же время писатель уже обладал известным жизненным опытом, знанием истории кабардинского народа, чему способствовало не только изучение архивных материалов, исторических документов, но и огромный интерес, увлечённость темой определения нового жизненного пути народа. Без этой увлечённости не родился бы первый кабардинский историко-революционный роман «Вершины не спят». В романах А. Кешокова чётко прослеживается исторический путь Кабарды от предреволюционного периода до победного окончания Великой Отечественной войны.

Проблемы историзма в романе «Сломанная подкова» решаются на конкретном материале, на соотношении исторического факта и художественного вымысла. С первых же страниц романа ощущается дыхание войны, её трагическое присутствие чувствуется даже в отдалённых горных ущельях, где собран эвакуационный скот, в аулах, где

остались старики, дети, женщины, на полустанках, откуда отправляются эшелоны на фронт; в каждом доме, в каждом сердце - тревога, ожидание, готовность к борьбе. Фронт подходил к Кавказу: «От Нальчика до Прохладной на всех станциях и полустанках погружалась на платформы и вагоны Национальная кавалерийская дивизия, погружалась спешно, потому что фронт не ждал, на фронте ожесточились бои, фронт гремел, и гром его подкатывался к поднохшю Кавказа...».

Проблемы историзма в романе «Сломанная подкова» также сопряжены с почти документальным воссозданием трагических событий тех дней, недель, месяцев. Картина событий накануне захвата фашистами Кабардино-Балкарии обрисована без прикрас, трагически правдиво.

В творчестве А. Кешокова объединяются тенденции романистики 1960-х годов - объективный анализ множества проблем современной жизни (исторических, философских, социальных, нравственных, эстетических) с изображением глубинных изменений в психологии человека, его внутреннего, духовного национального мира. Для многих писателей это одна из сложнейших задач - связать углубление в психологию, воссоздание индивидуального мира героя со злободневными вопросами, с художественным исследованием важной исторической эпохи. В романе А. Кешокова судьбы людей небольшого кабардинского села приобретают значительную весомость и наполненность, общечеловеческую масштабность.

Романы А. Кешокова выводят кабардинскую литературу в решении основных проблем эпического повествования на уровень художественного развития литератур сложившихся: произведения писателя характеризуются той же глубиной в решении проблем историзма, направленностью на морально-нравственную проблематику, углублённым психологизмом в создании национального характера.

В третьей главе «Проблема характера в художественном решении А. Кешокова» рассматриваются новые для кабардинской литературы принципы создания характера в романах А. Кешокова, посвященных теме Великой Отечественной войны.

Проблема характера является оной из важных исследовательских проблем. Каждая новая эпоха актуализирует обращение к ней ученых литературоведов. Характер в литературном произведении - это конкретный живой человек со всеми присущими ему особенностями мироощущения и мировоззрения.

Специальной и профессиональной задачей литературы является осмысление человеческого бытия, «высших» целей человеческой деятельности. Главное - человек, и все формируется вокруг него. Содержание, логика, стилистика, поэтика - вся художественная ткань, форма произведения объединяются «идеей человека» (М. Бахтин), образуя с ней единое смысловое целое.

Вместе с тем характер в литературе должен быть осмыслен в связи с национальным и мировым литературным опытом, эстетическими потребностями и исторически развивающимися принципами художественного изображения человека.

Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие характера в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.

Проблема становления и развития характера в кабардинском романе вызывает живой интерес исследователей. Как известно, роман в адыгских литера1урах, в частности, в кабардинской, явился естественным, внутренне необходимым шагом развития литературы. Преобладание в национальной прозе второй половины XX века реалистических, аналитических тенденций, тяготение к многомерному анализу человека и действительности требовали совершенно новой художественной эпической формы, позволяющей решать проблемы глубоких социальных н нравственных конфликтов, воссоздавать в эволюционном развитии национальных характер.

Решение проблемы характера в кабардинской прозе второй половины XX века выходит на первой план. Время требует художественной убедительности образов. В романах А. Шортанова, X. Теуно-ва, А. Кешокова изображается новый человек с его усложнившимся духовным миром, с противоречивостью моральных и нравственных исканий.

Роман «Вершины не спят» включает две части: «Чудесное мгновение» (1958) и «Зеленый полумесяц» (1965). На первый взгляд, роман А. Кешокова по своей сюжетно-композиционной организации во многом схож с другими романами литератур Северного Кавказа. Но в ряду многих произведений на схожую проблематику роман «Вершины не спят» занял особое место и получил достойную оценку читателей и критиков.

В произведениях А. Кешокова, как и должно быть в зрелой прозе, характеры героев, их суть определяются с самого начале., что, ра-

зумеегся, не препятствует динамичности развития характера в делом, его жизненной реальности.

Все свое внимание и мастерство А. Кешоков сосредоточил на людях, преданных до конца великому делу освобождения Родины от фашистов: они обладают героическим характером, как Доти Кошро-ков, решительны, как Бекан, мудры, как Хабкба, прекрасны, как Ап-чара. Это весь аул Машуко, вся Кабарда, вся страна.

Отдельно следует остановиться на проблеме героического характера, которая связана, прежде всего, с образами героев фронта: Локо-тоша, Доти, Альбияна, Солтана, Апчары и других. Судьба каждого из них решается писателем интересно и своеобразно, зачастую, как и было Не', фронте, трагично, но всегда в ключе человеческого, героического начала: Солтана, ещё не побывавшего в бою, зверски убивают фашисты, планируя его смертью внести страх и панику в ряды бойцов; тяжелые испытания выпадут на долю Доти, Локотоша, бойцов отряда.

В романс «Сломанная подкова» и в целом в прозе А. Кешокова особое место занимает национальный колорит, его естественное художественное слияние с раскрытием характера. Многие особенности поэтики национального романа 1960-80-х годов XX века своеобразно и полно проявляются в романе А. Кешокова. В художественную ткань повествования включено немало элементов из народнопоэтического творчества кабардинцев: легенд, притч, пословиц, образных народных выражений. Ими богата речь Хабибы, Бекана, что придает этим образам особую прелесть, мудрость и неповторимость.

Все исконно национальные образные выражения легко доступны читателю, так как автор нередко дает их литературную интерпретацию, своеобразный перевод-разъяснение. Это и описание обрядов (так, в романе «Вершины не спят» подробно описывается и комментируется свадебный обряд, легенда о мужественной народной героине Лашин). либо авторские разъяснения, связанные с давними традициями (джигит, которому постучали ночью в окно и позвали с собой, не имеет- права задать вопрос «куда», так как его могут заподозрить в трусости и в следующий раз не обратиться) и др.

Развитие национального характера, обновленного современными общественными отношениями, - проблема, ставшая особенно актуальной в период 1960-80-х годов XX века, после выхода в свет романов А. Кешокова, X. Теунова, И. Машбаша и других писателей. Практически эта проблема решалась на образах героев, когда лучшие на-

циональные черты, трансформируясь, приобретали новое значение и содержание. К примеру, любовь к родной земле, к своему народу перерастает в глубокое чувство патриотизма, в чувство интернационализма. Лучшие герои романов характеризуются в кульминационные моменты жизни, трудовой деятельности, проходят суровые испытания на войне.

Образ Апчары явился воплощением героического женского характера. Писатель не раз показывает ее стойкость, умение ориентироваться в обстановке. Это новый этап в развитии образа женщины-горянки, героическая основа которого была заложена устным поэтическим творчеством. И писатель, воссоздавая образ героини, обращается к фольклору, называя Апчару именем народной героини Лашин. Духовно близки Апчаре и героиня романа Т. Керашева «Дорога к счастью» Нафисет, и героиня повести Адама Шогенцукова «Весна Софи-ят». Если Апчаре приходится жить и бороться в тяжелое военное время, то Софият преодолевает немало иных преград - бытовых, психологических, нравственных. Одна из особенностей решения проблемы характера в кабардинской прозе - единство героического и лирического начал.

Романы А. Кешокова отличает интересная сюжетно-композиционная организация. Писатель воссоздает своих героев в реальной среде. Распределяя цепь событий на протяжении всего произведения или отдельной его главы, автор нередко прибегает к переплетению разновременных событий.

Проза А.Кешокова — одно из замечательных достижений многонациональной литературы. Она является свидетельством реалистического и психологического роста и совершенствования жанра романа, этого «труднейшего жанра» литературы, а также нового «романного» решения проблемы создания характера.

Затрагивая кардинальные вопросы не только исторического и социального плана, но и нравственного становления характера отдельной личности, отображая сложную и зачастую противоречивую действительность, произведения А. Кешокова явились новым этапом в развитии жанра романа в младописьменной кабардинской литературе.

В заключении диссертационного исследования обобщаются результаты, подводятся итоги и формулируются выводы. Исследование художественного соотношения исторического факта и вымысла, проблем историзма, героического характера, личности и народа в рома-

нах А. Кешокова, посвященных теме Великой Отечественной войны, позволяет прийти к следующим выводам:

1. Проза о Великой Отечественной войне заняла особое место в русской и многонациональной советской литературе. Она стала не просто темой, а целым направлением во всех прозаических жанрах: очерке, рассказе, повести, романе.

В послевоенной литературе наблюдается постоянное нарастание новых качеств прозы, в том числе - интерес к документальной прозе, подлинным свидетельствам событий войны. Произведения М. Шолохова, К. Симонова, Г. Бакланова, Ф Абрамова, Ю. Бондарева и других писателей открывают дорогу углублённому познанию трагической героики, осуждению войны. Движение времени, проблемы послевоенного мироустройства значительно расширяют общественные функции, тематические границы и гуманистическую направленность военной прозы 1960-1980-х годов.

2. Одной из существенных сторон исторического романа, характеризующих эстетическое своеобразие жанра, является проблема художественной соотнесённости, единства исторического факта и вымысла в произведении. Данная проблема остаётся дискуссионной и в современном литературоведении, особенно в национальных литературах. В адыгском литературоведении она привлекает внимание ведущих исследователей национальной прозы: JI.A. Бекизовой, Р.Х. Камбачоковон, Р.Г. Мамий, А.Х. Мусукаевой, A.A. Схаляхо, Ю.М. Тхагазитова, Х.Х. Хапсирокова, Т.Н. Чамокова, К.Г. Шаззо и др.

3. В кабардинском историческом романе проблемы масштабные и глубокие решаются через судьбы отдельных героев, поскольку художественный историзм немыслим без индивидуализации. «Вершины не спят» А. Кешокова - роман эпопейного характера. В нём писатель поднимает огромный исторический пласт - империалистическая война, революционные события 1917 года, гражданская война, период коллективизации. В своём эпическом повествовании А. Кешоков, г,с, выходя за пределы Северного Кавказа, сумел поднять проблемы, которые были характерны для многих уголков страны.

Роман «Вершины не спят» соединил в себе широту эпического охвата, глубину историзма, драматизм народной борьбы и становление национального характера, поэтическое начало фольклора и свойственный творчеству автора лиризм, как в воссоздании исторических событий, так и в психологической достоверности героев.

4. Северокавказская романистика периода 1960-1980-х годов, обращаясь к теме Великой Отечественной войны, по-новому решает проблемы историзма, патриотизма и интернационализма, а также социально-нравственные вопросы. При этом воссоздаваемые исторические события перекликаются с проблемами современности.

5. Реализм А. Кешокова историчен, аналигичен, национален, он близок к той детализации, которая позволяет наиболее достоверно показать суровое и героическое время. В романах «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет» приёмы контрастного противопоставления, введение в ткань повествования публицистического начала, детализации, а также бытописание и другие компоненты реалистического изображения выступают в тесном единстве с романтической насыщенностью прозы А. Кешокова.

6. Проблема характера становится ведущей в романах А. Кешокова 1960-1980-х годов. Если исторические проблемы, как правило, легче поддаются художественному решению, то проблема создания характера требует от писателя большей смелости и больших художественных находок. Одной из существенных особенностей изображения А. Кешоковым внутренней жизни своих героев является событийность. Глубина человеческих стремлений и чувств в прозе А. Кешокова связана не только со стремительным развитием исторических, политических, социальных конфликтов, но и с повседневными отношениями людей, с восприятием окружающей будничной действительности.

7. Эпический роман «Сломанная подкова» впервые на глубокой реалистической основе отобразил сложнейшие проблемы мира и войны на Северном Кавказе 1940-х годов. Роман А. Кешокова стал свидетельством новых достижений реализма кабардинской литературы, умения разрабатывать сложные вопросы проблематики, архитектоники, идейно- художественной направленности и поэтики жанра романа, ориентации на принципиально новые методы решения проблемы характера.

8. При создании произведения о своём времени писатель так или иначе повествует и о себе, так как в описываемых событиях, судьбах и характерах ощущается ясное, анализирующее «я» писателя. Разумеется, не следует отождествлять жизненные позиции автора и героев, но произведение в целом - результат решения писателем глобальных исторических и нравственно-эстетических проблем своего времени.

9. Романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет» утверждают идею преемственности моральных, нравственных традиций. Постоянное ощущение связи времён и поколений, поиск у стойчивых форм бытия, утверждение морали, основанной на богаты?; национальных традициях - всё это не может быть раскрыто вне проблемы национального характера, который вобрал в себя опыт как своего народа, так и народов страны. Л. Кешоков достигает значительных высот в решении основной художественной задачи - изучить нравственную основу человека, его внутренний мир, мировоззрение и гражданскую позицию в их неразрывном диалектическом единстве.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

I

Ведущий рецензируемый журнал, рекомендованный ВАК:

1. Хамдохов С.Ю. К вопросу единства исторического факта и художественного вымысла в романе А. Кешокова «Сломанная подкова» II Е1естник РУДН. Серия филологическая. - М., 2009. - №4. -0,5 пл.

2. Хамдохов С.Ю. Художественные функции автобиографических элементов в прозе А. Кешокова // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2009. - №5. - 0,5 пл.

II

3. Хамдохов С.Ю. О системе характеров в романе А. Кешокова «Сломанная подкова» // Перспектива. - Нальчик, 2009. - 0,5 п.л.

4. Хамдохов С.Ю. К истории создания романа «Сломанная подкова.» А . Кешокова // Литературная Кабардино-Балкария. - Нальчик, 2009.-№3.-0,5 п.л.

5. Хамдохов С.Ю. Роман А. Кешокова «Сломанная подкова» в контексте северокавказской военной прозы // Научный вестник ЮФО. - Пятигорск, 2009. -№1(9). - 0,5 п.л.

6. Хамдохов С.Ю. Роль фольклорных мотивов в прозе А. Кешокова // Ь^иа ишуегБиш. - Назрань, 2009. - №1.- 0,5 п.л.

Сдано в набор 19.05.2010. Подписано в печать 20.05.2010. Гарнитура Трймс. Печать трафаретная. Формат 60х841/16. Бумага писчая. Усл. п.л. 1. Тираж 100.

Типография ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова» 360030 г. Нальчик, ул. Тарчокова, 1а

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хамдохов, Сурен Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ «ВОЕННОЙ ПРОЗЫ»

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960-1980-Х ГОДОВ.

ГЛАВА II.

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСТОРИЗМА И

ПРОЗА А. КЕШОКОВА.

2.1. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА.

2.2. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЗМА В РОМАНАХ А. КЕШОКОВА.

ГЛАВА III.

ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

РЕШЕНИИ А. КЕШОКОВА.

3.1. ХАРАКТЕР В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

3.2. СИСТЕМА ХАРАКТЕРОВ В РОМАНЕ «СЛОМАННАЯ ПОДКОВА».

3.3. НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ «ГРУШЕВЫЙ ЦВЕТ».

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по филологии, Хамдохов, Сурен Юрьевич

Основное достижение А. Кешокова — романиста художественное осмысление поворотных исторических событий в судьбе кабардинского народа через судьбы отдельных героев, а также умелое соединение концептуальных проблем с проблемами каждодневными, бытовыми. Так, в первом романе-дилогии «Вершины не спят» писателем создана целая галерея колоритных характеров со сложными судьбами, с противоречивыми духовными исканиями, с глубоким внутренним миром - это Инал Маремканов, Казгирей Матханов, Астемир Боташев, Эльдар и другие.

В романах А. Кешокова чётко прослеживается исторический путь Кабарды от предреволюционного периода до победного окончания Великой Отечественной войны.

Проблемы историзма в романах, посвященных теме Великой Отечественной войны «Долина белых ягнят», «Грушевый цвет», «Сломанная подкова» также сопряжены с почти документальным воссозданием трагических событий 1942 года. Картина событий Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии обрисована без прикрас, трагически правдиво.

В прозе А. Кешокова соединяются основные тенденции романистики 1960-1980-х годов - объективный анализ множества проблем современной жизни - исторических, философских, социальных, нравственных, эстетических - с изображением глубинных изменений в психологии человека, его внутреннего, духовного национального мира.

Исторический роман в кабардинской литературе имеет свой генезис, свою специфику и природу. Проблема становления и развития жанра исторического романа была поставлена ещё в 60-х годах XX века, но и сегодня остаётся немало вопросов, требующих своего решения: самостоятельность жанра, его специфические особенности, связь с фольклором, специфика образной системы, особенности художественного воссоздания действительности, поэтика стилей и другое.

Как известно, первый кабардинский исторический роман это -«Горцы» А. Шортанова (1953). Расцвет же многопланового исторического романа приходится на период 1960-1990-х годов: «Вершины не спят», «Сломанная подкова» А. Кешокова; «Всадники рассвета» А. Налоева; «Страшен путь на Ошхамахо», «Ищи, где не прятал» М. Эльберда; «Щит Тибарда» Т. Адыгова и др. В этих произведениях исследователи отмечают усложнённость сюжетно-композиционного построения, создание новой образной системы, этно-художественное своеобразие, мифофольклорные мотивы, языковое богатство и многое другое.

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что проблема художественного изображения событий Великой Отечественной войны остаётся одной из малоизученных и сложных как в литературе в целом, так и в творчестве отдельного художника слова.

В прозе А. Кешокова, которой присущ историзм в художественном раскрытии событий, фактов, общественных отношений и характеров героев, отмечается максимальное приближение к трагическим коллизиям Великой Отечественной войны. Военная проза А. Кешокова характеризуется принципиальностью в постановке и художественном решении основных проблем действительности 1940-х годов в Кабардино-Балкарии, активной гуманистической позицией.

На наш взгляд, историзм художника заключается не только в точном изображении минувшего времени, исторических фактов, событий, исторических деятелей, но и в его умении исследовать прошлое и настоящее с целью разрешить сложные и насущные вопросы современности. Военная проза А. Кешокова не только несёт в себе огромный гуманистический заряд, она отрицает войну как явление всеми своими художественными возможностями.

Прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны, до настоящего времени не подвергались монографическому исследованию. В реферируемой диссертации освещаются актуальные неизученные проблемы творчества кабардинского писателя А.П. Кешокова, связанные с художественным решением темы Великой Отечественной войны в его прозе, с жанровой системой его произведений. В диссертации используются разные методы исследования, в том числе сравнительно-исторический, типологический, а также некоторые методы структурной поэтики.

Цели и задачи исследования. В диссертационной работе мы ставим целью, опираясь на достижения предшествующего и современного литературоведения, исследовать проблему художественного решения темы Великой Отечественной войны в творчестве выдающегося кабардинского писателя А.П. Кешокова, особо выделив при этом вопросы историзма, соотношения факта и художественного вымысла, характера в контексте русской и адыгской прозы 1960-1980-х годов.

Исходя из специфики поставленной цели и для её решения мы определили следующие конкретные задачи:

- выявить особенности становления и развития военной прозы в русской литературе 1960-1980-х годов;

- изучить специфику художественного историзма в военной прозе А. Кешокова;

- исследовать проблему соотношения исторического факта и художественного вымысла в прозе писателя;

- определить особенности художественного решения проблемы характера в романах А.П. Кешокова, посвященных теме Великой Отечественной войне;

- провести подробный текстологический анализ романов А. Кешокова «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет».

Степень научной разработанности темы. В современном литературоведении нет специального исследования, посвященного военной прозе А. Кешокова, но следует отметить, что в главах монографических трудов, а также в отдельных статьях известных исследователей анализируются те или иные аспекты данной проблемы. Изучению жанровой специфики, проблематики, структурных особенностей, образной системы, поэтики прозаических произведений А. Кешокова посвящены отдельные разделы монографических трудов ведущих адыгских литературоведов и критиков: Л.А. Бекизова «Литература в потоке времени» (2008), «От богатырского эпоса к роману» (1974); Р.Х. Камбачокова «Адыгский исторический роман» (1999); А.Х. Мусукаева «Ответственность перед временем» (1987); «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993); У.М. Панеш «Типологические связи и формирование художественно — эстетического единства адыгских литератур» (1990); А.А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгейской литературы» (1992); Ю.М. Тхагазитов «Адыгский роман» (1987); «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996); Чамоков Т.Н. «В ритме эпохи (О литературе адыгских народов)» (1986); Шаззо К.Г. «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и другие.

На сегодняшний день остаются нерешёнными вопросы, связанные с жанровыми особенностями военной прозы А. Кешокова, соотношением исторического факта и художественного вымысла в ней, с проблемами характера и стилистических особенностей. Прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны, до настоящего времени не подвергались монографическому исследованию, хотя в том или ином аспекте они рассматривались в указанных трудах.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического исследования прозы А.Кешокова, посвященной теме Великой Отечественной войны, её проблематике, художественному соотношению факта и вымысла, системе характеров, в частности:

- определены основные этапы и закономерности формирования темы Великой Отечественной войны в прозе А. Кешокова;

- исследована специфика художественного историзма в прозе писателя;

- выявлены особенности соотношений исторического факта и художественного вымысла в прозе А. Кешокова;

- определена специфика формирования характера в военной прозе А. Кешокова: романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет»;

- в избранном ракурсе проведён анализ произведений о Великой Отечественной войне в русской и северокавказской прозе: М. Шолохов, К. Симонов, Г. Бакланов, а также А. Налоев, Т. Керашев, И. Машбаш, К. Джегутанов, О. Хубиев и другие.

Методологической основой диссертационного исследования являются основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах С.С. Аверинцева, Г.Д. Гачева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, Г.Г. Гамзатова, Н.С. Надъярных, К.К. Султанова, а также Х.И. Бакова, JI.A. Бекизовой, Ю.М. Тхагазитова, З.Х. Толгурова, К.Г. Шаззо и других.

Военная проза в русской литературе XX века подробно исследована такими выдающимися литературоведами как А. Адамович, А. Бочаров, Г. Бровман, J1. Иванова, М. Кузнецов, А. Метченко, В. Перцов и другие.

Подчёркивая значительную роль русской и национальной военной прозы в художественном решении темы подвига и героизма народа на войне, в диссертационной работе нами ставится задача исследования военной прозы А. Кешокова с целью выявления в ней проблем художественного историзма, героического характера, а также контекста, который формировал специфику этой грани таланта выдающегося кабардинского писателя.

Материалом исследования послужили прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны, романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет», а также военная проза А. Налоева, И. Машбаша, К. Джегутанова, А. Теппеева, О. Хубиева и других.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке актуальной научной проблемы, впервые решаемой на материале военной прозы А. Кешокова в контексте русской и северокавказской литератур 1960-1980-х годов. На наш взгляд, особо значима методология исследования проблем, связанных с этапами эволюции военной прозы как в национальной литературе, так и в творчестве отдельного писателя, с решением проблем историзма, системы характеров, а также с жанровой и художественно-стилистической спецификой военной прозы данного писателя. Впервые в адыгском литературоведении исследовано художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе А. Кешокова.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории кабардинской литературы XX века, истории адыгских литератур, при чтении специальных курсов по творчеству А. Кешокова, а также при составлении учебных программ и разработок по истории кабардинской литературы.

Структура работы. Характер избранной темы, цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем историзма, художественного соотношения исторического факта и вымысла, героического характера, личности и народа в романах А. Кешокова, посвященных теме Великой Отечественной войны, позволяет прийти к определённым выводам.

Проза о Великой Отечественной войне заняла в русской и многонациональной советской литературе особое место. Она стала не просто темой, а целым направлением во всех прозаических жанрах: очерк, рассказ, повесть, роман. В послевоенной литературе уже наблюдается постоянное нарастание новых качеств в прозе, в том числе интерес к документальной прозе, подлинным свидетельствам событий войны. Произведения М. Шолохова, К. Симонова, Г. Бакланова, Ф. Абрамова, Ю. Бондарева и других открывают дорогу углублённому познанию трагической героики, осуждению войны. Движение времени, проблемы послевоенного мироустройства значительно расширяют общественные функции, тематические границы и гуманистическую направленность военной прозы 1960-1980-х годов.

Одной из существенных сторон исторического романа, характеризующих эстетическое своеобразие жанра, является проблема художественной соотнесённости, единства исторического факта и вымысла в произведении. Данная проблема остаётся дискуссионной и в современном литературоведении, особенно в национальных литературах. В адыгском литературоведении она привлекает внимание ведущих исследователей национальной прозы: JI.A. Бекизова, Р.Х. Камбачокова, Р.Г. Мамий, А.Х. Мусукаева, А.А. Схаляхо, Ю.М. Тхагазитов, Х.Х. Хапсироков, Т.Н. Чамоков, К.Г. Шаззо и др.

В кабардинском историческом романе проблемы масштабные и глубокие решаются через судьбы отдельных героев, поскольку художественный историзм немыслим без индивидуализации. «Вершины не спят» А. Кешокова - роман эпопейного характера, в нём писатель поднимает огромный исторический пласт - империалистическая война, революционные события 1917 года, гражданская война, период коллективизации. В своём эпическом повествовании А. Кешоков, не выходя за пределы Северного Кавказа, сумел поднять проблемы, которые были характерны для многих уголков страны.

Роман «Вершины не спят» соединил в себе широту эпического охвата, глубину историзма, драматизм народной борьбы и становление национального характера, поэтическое начало фольклора и свойственный творчеству автора лиризм как в воссоздании исторических событий, так и в психологической достоверности героев.

Северокавказская романистика периода 1960-1980-х годов, обращаясь к теме Великой Отечественной войны, по-новому решает проблемы историзма, патриотизма и интернационализма, а также социально-нравственные вопросы, при всём этом воссоздаваемые исторические события перекликаются с проблемами современности.

Реализм А. Кешокова историчен, аналитичен, национален, он близок к той детализации, которая позволяет наиболее достоверно показать суровое и героическое время. В романах «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет» приёмы контрастного противопоставления, введение в ткань повествования публицистических начал, детализации, а также бытописание и другие компоненты реалистического изображения выступают в тесном единстве с романтической насыщенностью прозы А. Кешокова, также в его романах немало конфликтных ситуаций, характеризующихся идейным зарядом.

Проблема характера становится ведущей в романах А. Кешокова 19601980-х годов. Если исторические проблемы, как правило, легче поддаются художественному решению, то проблема создания характера требует от писателя большей смелости и больших художественных находок. Одной из существенных особенностей изображения А. Кешоковым внутренней жизни своих героев является событийность. Глубина человеческих стремлений и чувств в прозе А. Кешокова связана не только со стремительным развитием исторических, политических, социальных конфликтов, но и с повседневными отношениями людей, с восприятием окружающей будничной действительности.

Эпический роман «Сломанная подкова» впервые на глубокой реалистической основе отобразил сложнейшие проблемы мира и войны на Северном Кавказе 1940-х годов. Для кабардинской литературы роман А. Кешокова стал свидетельством новых достижений реализма, умения разрабатывать сложные вопросы проблематики, архитектоники, идейно-художественной направленности и поэтики жанра романа, с его эмоциональной окраской в сознании художника слова, но главное - с принципиально новыми методами решения проблемы характера.

Как известно, при создании произведения о своём времени писатель так или иначе повествует и о себе, так как в описываемых событиях, судьбах и характерах ощущается ясное, анализирующее «я» писателя. Разумеется, не следует отождествлять жизненные позиции автора и героев, но произведение в целом - результат решения писателем глобальных исторических и нравственно-эстетических проблем своего времени.

В романе «Сломанная подкова» и в целом в прозе А. Кешокова особое место занимает национальный колорит, его естественное художественное слияние с раскрытием характера. Многие особенности поэтики национального романа исследуемого периода своеобразно и полно проявляются в романах А. Кешокова. Это не только использование легенд из адыгского нартского эпоса, но и умелое введение в ткань повествования многих элементов из народно-поэтического творчества адыгов.

Романы А. Кешокова интересны сюжетно-композиционным построением. Распределяя цепь событий на протяжении всего произведения или отдельной его главы, писатель нередко прибегает к переплетению, перемежанию разновременных событий.

Проза А. Кешокова, посвященная теме Великой Отечественной войне, является свидетельством реалистического и психологического роста и совершенствования жанра романа, этого «труднейшего жанра» литературы, свидетельством нового «романного» решения проблемы создания характера.

Романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет» утверждают идею преемственности моральных, нравственных традиций. Постоянное ощущение связи времён и поколений, поиск устойчивых форм бытия, утверждение морали, основанной на богатых национальных традициях - всё это не может быть раскрыто вне проблемы национального характера, который вобрал в себя опыт как своего народа, так и народов страны. А. Кешоков достигает значительных высот в решении основной художественной задачи - изучить нравственную основу человека, его внутренний мир, мировоззрение и гражданскую позицию в их неразрывном диалектическом единстве.

 

Список научной литературыХамдохов, Сурен Юрьевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абитова С.Д. Герой литературы Октября. - Черкесск, 1997. - 176с.

2. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. Сухуми, 1997. - 268с.

3. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. Тбилиси: Мецниереба, 1997.- 159с.

4. Азадовский М. Литература и фольклор: Очерки и этюды Л.: Художественная литература, 1988. -293с.

5. Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик: Эльбрус, 1986. - 175с.

6. Алексеев М. Однополчане. М.: Художественная литература,, 1967.-189с.

7. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. М.-Л.: АН СССР, 1962.- 165с.

8. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.-654с.

9. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.-271с.

10. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. -251с.

11. Бальзак об искусстве. М.-Л., 1981,- 370с.

12. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1993.- 320с.

13. З.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 - 444с.

14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995. - 502с.

15. Бекизова Л.А. Литература в потоке времени Черкесск, - 2008. -413с.

16. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Карачаево

17. Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 1974.- 288с.

18. Бекизова J1.A. Черкесская советская литература. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1964. — 200с.

19. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Советский писатель, 1982, -191с.

20. Белинский В.Г. Полн. соб. соч. в 13-ти т. Т.1. - М.-Л., 1964. - 559с.

21. Бехер М. Любовь моя поэзия — М.: Художественная литература., 1965, -330с.

22. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Советский писатель, 1983. - 239с.

23. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. М, Наука, 1978.-280с.

24. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. -Л.: Наука, 1969. 228с.

25. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики. М.: Наука, 1984, -420с.

26. Вейман Р. История литературы и мифология-М.: Наука, 1975, -290с.

27. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. -406с.

28. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. -511с.

29. Вопросы истории адыгейской советской литературы. Майкоп. - Кн. 1. - 1979. 176 с. - Кн. 2. - 1980. - 204с.

30. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. - 397с.

31. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис.

32. Краснодар: Книжное издательство, 1967. 422с.

33. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. -280с.

34. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. -М.: Советский писатель, 1996. -651с.

35. Гамзатов. Г.Г. Преодоление, становление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы. Махачкала, 1986. - 460с.

36. Гачев ГД. Национальные образы мира- М.: Наука, 1998. 432с.

37. Гачев Г.Д. Неминуемое: Ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. - 431с.

38. Гей Н. О художественности. М.: Наука, 1967. - 364с.

39. Герасименко А. Русский советский роман 60-80-х годов- М.: Художественная литература, 1998. 202с.

40. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. -221с.

41. Гинзбург ЛЛ. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. -464с.

42. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1967.-319с.

43. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988. -429с.

44. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса- М.: Наука, 1993.- 198с.

45. Дагестанская литература. Закономерности развития (1965-1985). -Махачкала, 1999. -340с.

46. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М: Наука, 1981. - 303с.

47. Джусойты Н. Книга друзей. Нальчик: Эльбрус, 2003, -176с.

48. Днепров В. Проблемы реализма. Л., Советский писатель, 1980, -352с.

49. Добролюбов Н.А. Полн. соб. соч. в 6-ти т. -Т.1. -М.: Наука, 1955.

50. Дремов В. Образ нашего современника в советской литературе. М.: Художественная литература, 1963, -270с.

51. Дюришин Д. Систематика межлитературного процесса. Братислава, 1988.-320с.

52. Ершов Л.Ф. Русский советский роман (национальные традиции и новаторство). Л.: Наука, 1967. — 339с.

53. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. Сб. ст.-М.: Советский писатель, 1974. - 396с.

54. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. -М: Художественная литература, 1973, -535с.

55. Иванова Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне М: Художественная литература, 1979, -200с.

56. Иезуитов А.И. Проблем характера в советской литературе. М.-Л.: Советский писатель. 1962, с.415.

57. История адыгейской литературы. Майкоп: Меоты - (АРИГИ). - Т.1., 1999.-522с.

58. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып.1. -М., 1995.-240с.

59. История русского советского романа. М.-Л.: Наука. В 2-х томах. -Т.1.- 1965.-715 с. -Т. 2.- 1965.-483с.

60. История русской литературы. В 4-х т. Т.1 Л.: Наука, 1981. - 816с.

61. История русской литературы X XVII веков. - М.: Наука, 1980, -320с.

62. История советской многонациональной литературы. В шести томах. -М.: Наука, 1970 1974. - Т.1. - 1970. - 562 с. - Т.2. 1971. - 511 с. - Т.З. -1970. - 631с.-Т4 -1972.- 664 С.-Т.5.-1974.-840 С.-Т.6.-1974.-744 с.

63. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман.- Нальчик, 1999. -.116с.

64. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979. - 176с.

65. Кашежева Л.Н. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962. - 147с.

66. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). -М.: Наука, 1983.-336с.

67. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. М: Советский писатель, 1963. - 439с.

68. Кузнецов Ф.И. Советский роман. М.: Наука, 1963. - 330с.

69. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Советская энциклопедия. - 752с.

70. Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература. Л., Наука. 1984. -209с.

71. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л: Наука, 1971.- 370с.

72. Лихачев Д.С. Слово о Киеве. М.: Наука, 1983. - 307с.

73. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. М.: Наука, 1996.

74. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. -Майкоп, 2001.-338с.

75. Манн Ю. Диалектика художественного образа.- М.: Наука, 1987. -390с.

76. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик: Эльбрус, 1977. - 130с.

77. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М: Наука, 1986.-297с.

78. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М: Мысль, 1976. - 406с.

79. Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. -516с.

80. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. 2-е издание. - М.: Большая Российская энциклопедия; Олимп, 1997. - Т. 1 А-К - 671 с.1. Т.2.К-Я.-719с.

81. Многонациональный советский роман. Закономерности развития советского романа. Сборник статей. М.: Мысль, 1966. - 308с.

82. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем- Нальчик: Эльбрус, 1987.- 168с.

83. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения.- Нальчик: Эльбрус, 1978. -131с.

84. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология. -Нальчик: Эльбрус, 1993. 192с.

85. Мусукаева А.Х., Шетова Р.А. Художественный мир Хачима Теунова. -Нальчик: Эльбрус, 2003. 190с.

86. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 2008. -270с.

87. Надъярных Н.С. Аксиология перечтений М.: Наука, 2008. - 270с.

88. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., Советский писатель, 1971. - 360с.

89. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. М.: Художественная литература. 1976.-320с.

90. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (традиция и современность). М.: Наука, 1972. -266с.

91. От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Е.М. Мелетинского. М.: Российский университет, 1993. - 352с.

92. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. - 303с.

93. Пауткин JI.H. Советский исторический роман М.: Советский писатель, 1980.-310с.

94. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп: Адыгейскийнаучно-исследовательский институт, 1990. -275с.

95. Петров С.М. Русский советский исторический роман М.: МГУ, 1980. -290с.

96. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. XX в.). Нальчик: Эльбрус, 2003.-441с.

97. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М.: МГУ, 1972.-328с.

98. Проблема историзма в русской советской литературе (60-80-е годы). -М.: Художественная литература, 1986. -263с.

99. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп. - Вып. 2. 1979.- 168с- Вып. 3. 1981. - 180с.

100. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 1. Майкоп, 1977. 151с.

101. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Статьи. М.: Наука, 1976. -325с.

102. Роль фольклора в литературах народов СССР. Сб. ст. М.: Наука, 1975.-248с.

103. Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты -М.: Наука, 1999.-360с.

104. Русский советский роман. Философские аспекты. JL: Советский писатель, 1989. -261с.

105. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. -Нальчик: Эльбрус, 2001. 147с.

106. Судьбы русского реализма начала XX века. М.: Наука, 1988. - 372с.

107. Султанов К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа).-М.: Наука, 1989. 152с.

108. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Наука, 1970. -453с.

109. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. - 280с.

110. Схаляхо А. Очаг национальной памяти. — Майкоп, 1999. 190с.

111. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. - 174с.

112. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х т. Т.З. М.: Наука, 1965. - 530с.

113. Ш.Теунов Х.И. Литература й писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1958.-383с.

114. Тлепцерше X. Разговор о вечном. Исхак Машбаш: творчество, личность. М.: Художественная литература, 2003. -362с.

115. ПЗ.Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1991. -208с.

116. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., Наука, 1995.

117. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман / Национально-эпическая традиция и современность/.-Нальчик: Эльбрус, 1987. — 110с.

118. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы Нальчик: Эльбрус, 1996. -243с.

119. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов.(Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман) — Нальчик: Эльбрус, 1996.-256с.

120. Урусбиева Ф.А. Портреты и проблемы. — Нальчик: Эльбрус, 1990. -164с.

121. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972. - 174с.

122. Федь Н.М. Путешествие в мир образов. М.: Художественная литература, 1978. -288с.

123. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 258с.

124. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. -Нальчик: Эльбрус, 2000. 352с.

125. Хапсироков X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: Карачаево-черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1968.-266с.

126. Хашхожева Р.Х. Адыгские писатели-просветители Х1Х-начала XX в. -Нальчик: Эльбрус, 1983. -244с.

127. Хашхожева Р.Х. Адыгские писатели-просветители Х1Х-начала XX в. -Нальчик: КБГУ, 2003. 172с.

128. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Наука, 1990. -370с.

129. Чамоков Т.Н. В защиту человека. Майкоп, 1992. - 190с. 128.Чамоков Т.Н. В ритме эпохи (О литературе адыгских народов).

130. Нальчик: Эльбрус, 1986. 184с.

131. Чеченский и ингушский роман: Проблемы жанра. Грозный, 1986. - 118с.

132. Шабанова Е. Тембот Керашев. Майкоп, 1959. - 143с.

133. Шаззо К.Г. Живое слово. Майкоп, 1989. - 230с.

134. Шаззо К.Г. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. Майкоп, 1991.-238с.

135. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238с.

136. Шогенцукова Н.А. Лабиринты текста. Нальчик, 2002, -224с.

137. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. Л.: Наука, 1989. - 247с.

138. Этнические и этно-социальные категории. М., 1995.

139. Юсуфов Р.Ф. Историософия и литературный процесс. Средние векаи Новое время. М., 1996.

140. Якименко Л.Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. М.: Художественная литература, 1978. - 494с.

141. Якобсон P.O. Работы по поэтике- М., 1987.1.

142. МО.Бекизова Л. А. по законам взаимодействия и художественной самобытности // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М.: Наука, 1978.

143. Бикмухаметов Р.Г. Роман и литературный процесс // Вопросы литературы, 1971 .-№9.

144. Блюм С. Писатели Кабардино-Балкарии // Литературная учеба, 1936.- №6.

145. НЗ.Борщуков В., Османова 3. Методологические проблемы изучениясоветской литературы. // Советский роман. -М., 1987.

146. Гадагатль А., Шаззо К. Аскер Евтых // УЗ АНИИ. Т. 6. - М, 1968.

147. Герасименко А.П. Искусство слова: О художественности литературы // Русский советский роман 60-80-х годов. М.: МГУ, 1989.

148. Гоффеншефер В. Кабардинская художественная проза // Заря над Эльбрусом. -М, 1956.

149. Гоффеншефер В. Об Адаме Шогенцукове и его повести // Весна Софият. М.: Советский писатель, 1961.

150. Гречнев В. Рассказ послевоенных лет // Русский советский рассказ. Л, 1970.

151. Делок Р.А. Кавказская война в адыгских литературах // Литература Народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры. Майкоп, 2006.

152. Джусойты Н. Все начинается с размышления. // Вопросылитературы, 1976.-№5.

153. Капиева Н. Сердечная книга // Новый мир, 1953. № 3.

154. Кожинов В. Историзм // Краткая литературная энциклопедия М., 1996.

155. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Т. 2. -М.: Наука, 1964.

156. Кожинов В. Художественный образ и действительность. // Теория литературы. Т. 1. - М.: Наука, 1962.

157. Корзун В.Б. Литература народов Северного Кавказа. // История советской национальной литературы в 6-ти т. Т. 1. — М.: Наука, 1970.

158. Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературе // УЗ АНИИ. Майкоп, 1964. - Т.З.

159. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона. // Вопросы литературы, 1971, №9.

160. Ломидзе Г. В едином строю. // Знамя, 1975, №5.

161. Мальбахов Э. Творчество Адама Шогенцукова. // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, Эльбрус, 1968.

162. Мамий Р. Юсуф Тлюстен // Вопросы истории адыгейской литературы. -Майкоп, 1989.

163. Миф фольклор - литература: Сборник статей // АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). - Л.: Наука, 1978.

164. Надъярных Н.С. Время перечтений. // Способность к диалогу. Часть I, -М.: Наука, 1993.

165. Налоев Дж. От мертвого к живому // Кабардино-Балкария (Литературно-художественный альманах). Вып.1. -Нальчик, 1933.

166. Налоев Дж. Поэты Кабардино-Балкарии // Революция и горец.1. Ростов-на-Дону, 1933. №5.

167. Овчаренко А. Советская художественная проза семидесятых годов. // Москва, 1975, №2.

168. Огнев В. Крепость корней народных // Роман-газета, 1982, №20.

169. Пархоменко М. Рождение нового эпоса // Вопросы литературы, 1972. -№5.

170. Преодолеть отставание драматургии // Правда, 1952, 7 апреля.

171. Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1932. - №1.

172. Рза Р. О современной литературе//Литературная газета, 1967, 17 мая. -7с.

173. Сабуров А. Об историзме романа «Война и мир» // Вопросы литературы, 1978. №9.

174. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х годов // Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970.

175. Соболев Л.С. Советская литература и воспитание нового человека // Литературная газета, 1965, 4 марта.

176. Сокуров М. Чувство времени // Дон, 1963, №9.

177. Теунов X. Больше внимания кабардинской литературе // Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1931. - №8.

178. Теунов X. Национальное и интернациональное в литературе // Дон. -Ростов-на-Дону, 1959. — №8.

179. Тхагазитов Ю. Щедрый талант // Кабардино-Балкарская правда, 1987, 30 апреля.

180. Храпченко М. Типологическое изучение литературы и его принципы // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969.

181. Чамоков Т.Н. Проблема нового героя на начальном этапе формирования социалистического реализма в адыгских литературах1920-30-е годы) // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Майкоп, 1988.

182. Шаззо К.Г., Шаззо Ш.Е. Исхак Машбаш // История адыгейской литературы. В 3-х т. Т.2 Майкоп, 2002.

183. Шогенцуков Адам, Большая тема // Дружба народов. М., 1955.

184. Бондарев Ю. Собр. соч. в 4 т., Т.З.

185. Достоевский Ф.М. Полное собр. соч. СПб, 1995, Т.10.

186. Кешоков А. Вершины не спят. М., 1970.

187. Кешоков А. Грушевый цвет. М., 1981

188. Кешоков А. Знак мастера // Лауреаты России- М., 1976.

189. Кешоков А. Сабля для эмира М., 1986.

190. Кешоков А. Сломанная подкова- М., 1978.

191. Кешоков А. Час исполнения клятвы // Всадник чести Нальчик,

192. Мир дому твоему: Избранная проза народов Северного Кавказа -Нальчик, 2003.

193. Твордовский А. Из лирики этих лет- М., 1967.

194. Хажкасимов М. Млечный путь. Повести и рассказы. Нальчик, 1994.

195. Чернышевский Н.Г. Полное собр. соч. в 15 т., Т.11. М., 1947.

196. Шогенцуков А. Избранное- М., 1957.

197. Шогенцуков Ад. Повести- М., 1986.

198. Эльгаров К. Ночное солнце. М., 1984.12.1.I2003.