автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественное своеобразие творчества Н.И. Алиева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное своеобразие творчества Н.И. Алиева"
На правах рукописи л
Магомедов Нурутдин Эбулович
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА Н.И. АЛИЕВА
10 01.02 - Литература народов Российской Федерации
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Махачкала - 2008
003170413
Диссертация выполнена на кафедре Литератур народов Дагестана и Востока Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет».
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор
Магомед Гасамутдинович Юсуфов
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Ахмедов Сулейман Ханович, кандидат филологических наук Гаджибабаева Мира Имирсултановна
Ведущая организация - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Защита состоится » ¿¿¿¿>¿<^2008 г в 14 часов на заседании Диссертационного совета К 212 053 03 в Дагестанском государственном университете по адресу 367003, г Махачкала, ул М Гаджиева, 37 (ауд 42)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного университета
Автореферат выставлен на сайте Дагестанского государственного университета- www dgu ru
Автореферат разослан « » ua^CcU-^ 2008 г
Ученый секретарь диссертационного совета,
канд. филол. наук ^frCCccflf^ ^ ^ Ширванова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В многовековой истории литератур народов Дагестана есть немало страниц, еще не получивших соответствующего историко-культурного и теоретического освещения и осмысления. Существующая научно-критическая литература свидетельствует, к примеру, о недостаточной изученности таких синтетических родов и жанров, как драма, басня, фельетон идр
В этом плане большой научный интерес представляет творчество выдающегося драматурга, сатирика Наримана Ибрагимовича Алиева, который, несмотря на преклонный возраст, и сегодня продолжает проявлять свой многогранный талант. Его перу принадлежат 34 пьесы, многие из которых были поставлены на сценах театров Дагестана и Советского Союза. Издано 7 книг, басен, стихов и сатирических пьес, тематика которых чрезвычайно многообразна
Однако все это остается неизученным в монографическом плане, хотя и имеются отдельные статьи или разделы монографий, газетных публикаций, посвященных творчеству Н.И.Алиева. Отсутствие монографических исследований по творчеству Н.И.Алиева и всей дагестанской драматургии (за исключением работ Г А Султановой «Театральное искусство», 1987г., «Революции посвящается», 1981г., М И Зульфукаровой «Дагестанская советская драматургия», 1965г, «Драматургия», 1999г.) не только создает трудности в определении персонального вклада Н И Алиева в развитие одного из трех родов литературы, но сказывается и на полноте научного осмысления общей картины литературного процесса
Настоящая диссертация, в принципе, призвана в определенной степени восполнить настоящий пробел.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой попыткой монографического исследования творчества одного из ярких представителей дагестанской драматургии В ней впервые вводятся в научной оборот ранее неопубликованные произведения Н.И.Алиева, многие рукописные пьесы, басни, сатирические стихотворения, проливающие свет на творческий облик Н И.Алиева и в равной степени обогащающие пред-
ставления читателя о сложных историко-культурных процессах, определивших пути развития дагестанской драматургии и сатиры
Методологической и теоретической основой диссертации явились работы крупных теоретиков и историков литературы, в частности. Д.С.Лихачева, В И.Кулешева, Н.И.Конрада, М.Б Храпченко, А Бушмина, Н.Поспелова, Н.С.Надъярных, Г Г Гамзатова, Р Ф Юсуфова, С.О Батракова, Г А Султановой, М И Зульфукаровой, а также коллективные труды, изданные сотрудниками Института языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы «Вопросы дагестанской литературы». ТII, -Махачкала, 1973; «Дагестанская литература, закономерности развития 19651985гг» -Махачкала ДНЦ РАН, 1999, «Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941гг.» -М.-Наука, 1987
В своем исследовании мы опирались также на труды других дагестанских исследователей, внесших значительный вклад в исследование истории литератур Дагестана Это работы Г Г. Гамзатова, М И Зульфукаровой, Г.А Султановой, К Д. Султанова, Р Ф.Юсуфова, Д М.Магомедова, М.Г.Юсуфова, С.Х.Ахмедова, Ч С Юсуповой, 3 3 Алиевой, Э.Ю. Касиева и др.
Степень изученности темы. Жизни и драматургии Н И.Алиева посвящено определенное количество трудов В периодической печати, а также в монографиях, посвященных дагестанскому театру и драматургии, имеются сведения о разносторонней творческой деятельности талантливого писателя. В числе работ, в которых содержатся сведения о жизни и творчестве Н И Алиева, можно назвать следующие М И Зульфукарова Дагестанская советская драматургия -Махачкала, 1965, История дагестанской советской литературы в двух томах -Махачкала, 1967, Дагестанская литература- закономерности развития 1965-1985гг -Махачкала, 1999; газ «Дагестанская правда», 9 июня 1995г
Основной целью диссертационной работы является анализ творчества дагестанского драматурга Н. И. Алиева.
Конкретные задачи диссертации определяются указанной целью и сводятся к следующему
1) изучить и определить основные вехи жизненного и творческого пути Н И Алиева,
2) провести литературоведческий анализ басен, эпиграмм, фельетонов и сатирических стихотворений Н.Алиева,
3) провести литературоведческий анализ драматургических произведений Н И. Алиева, определить вклад Н.И Алиева в развитие дагестанской литературы,
4) определить особенности жанра литературной сказки в творчестве Н.Алиева
Объект исследования - творческий путь, драматургия, сказки и сатира Н.И.Алиева
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней освещены вопросы драматургии и сатиры Н.И.Алиева на фоне их развития в дагестанской советской литературе. Материал и результаты исследования могут быть использованы при разработке общих вопросов развития дагестанской драматургии и сатиры. Диссертационная работа представляет собой развернутую модель анализа жанров сказки, басни, фельетона, шаржа, эпиграммы и предоставляет возможность использования полученных данных при исследовании малых литературных жанров народов Дагестана, а также при создании обобщающих работ по региональной и всероссийской истории литературы, где названные жанры должны занять соответствующее место
Практическое значение работы состоит в возможности использования материала диссертации при преподавании общего курса по дагестанской литературе, чтении спецкурсов и курсов по выбору студентов, при изучении дагестанской литературы в школах, лицеях, колледжах, на филологических факультетах ДГУ и ДГПУ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1 Развитие жанра комедии, трагедии, фельетона, шаржа, басни, сказки было обусловлено сменой социально-политических парадигм.
2 Драматургия 80-х г. представлена такими разновидностями, как социально-бытовая комедия, социально-психологическая драма, героическая драма Басня, эпиграмма этого периода выступают как разновидности сатиры
3. Использование писателем аллегории, прямой речи, психологически наполненного диалога, функционально активного пейзажа, выразительной портретной обрисовки персонажей, художе-
ственной детали служило совершенствованию поэтики драмы и комедии.
4. Основная проблемно - тематическая направленность драматургии и сатиры 60 - 80-х г г - отражение нового времени и человека, творца и созидателя новой жизни.
5 Трансформация героической драмы, социально - психологической драмы, сатирических жанров в новом ракурсе способствует развитию драматургии, развитию её диапазона.
6 60-80-е годы - период поиска Н.И. Алиевым новых возможностей драматургии в отражении морально-нравственных коллизий жизни (в контексте общесоюзных тенденций)
7 Драматургия и сатира Н.И Алиева 60-80-х годов отражает социалистическую действи гельность, модель мира, человека, они характеризуются сменой жанровых канонов, непривычной поэтикой.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на Юбилейной межвузовской научной конференции, посвященной 60-летию Дагестанского государственного университета (1997), итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава Даггосуниверси-тета (2005-2007 гг) Содержание диссертации отражено в пяти публикациях автора по теме исследования
Диссертация обсуждена на кафедре литератур народов Дагестана и Востока ДГУ и рекомендована к защите
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии Общий объем диссертации - .. страниц компьютерного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, определяются объект, цель и задачи исследования, раскрываются научная новизна, практическая ценность и теоретическая значимость работы, определяются степень изученности темы, источниковедческая база, формулируются положения, выносимые на защиту, прослеживается творческое своеобразие писателя Н.И Алиева.
Первая глава - «Басни, эпиграммы, фельетоны и сатирические стихотворения» - воспроизводит факты жизни и деятельности одного из ярких представителей дагестанской драматургии, заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан, члена правления Литературного фонда СССР и РСФСР, лауреата республиканской премии.
НИ Алиев родился 9 июня 1925 года в Махачкале, в семье известного дагестанского революционера Ибрагима Алиева. В 1937 году в связи с репрессиями вместе с матерью был вынужден переселиться в Азербайджан, где в 1941 году окончил школу Добровольцем ушел на фронт, откуда в 1943 году был комиссован в связи с болезнью. В 1945 году поступил на филологический факультет Азербайджанского государственного университета, работал сельским учителем. В 1956 году после реабилитации отца возвращается в Махачкалу и полностью отдается литературной работе
Первые публикации появились в 1957 году на страницах республиканских газет «Комсомолец Дагестана» и «Дагестанская правда». В 1959 году вышел сборник стихов «Сбежавшая папаха», в 1961 и 1963 годах опубликованы сборники «Басни», «Сатирическим глазом», в 1985 году вышел сборник сатирических пьес «Легкий испуг» Его пьесы: «Следы» (в соавторстве с А.Абу-Бакаром), «Девушка с гор», «Горская повесть», «Бессонница», «Огни степные», «Добрый юноша Надыр», «С чистой совестью мальчика», «Итальянская баллада» и другие - известны широкому кругу читателей и зрителям. Многие произведения Н И.Алиева переведены на татарский, азербайджанский, чеченский, украинский, таджикский языки и языки народов Дагестана. Героическая драма «Итальянская баллада» успешно шла в ряде театров СССР.
В начале 60-х годов Н.И Алиев страстно увлекается драматургией. Много работает он и как составитель сборников, антологий, альманахов. В соавторстве с известным искусствоведом и критиком Г А Султановой в цикле «Библиотека дагестанской литературы» им издан двухтомник «Дагестанская драматургия» Одновременно с этим он является составителем сборника «Сатира и юмор Дагестана», консультантом русскоязычных литераторов Союза писателей Дагестана Большое место в литературной
работе Н.Алиева занимает и перевод В своем докладе на III съезде писателей РСФСР Мустай Карим наряду с именами известных советских драматургов А Вампилова, А Арбузова, АДПтейна, называет и Н Алиева.
Н.И Алиев вошел в литературу как мастер с ярко выраженной индивидуальностью Армянский прозаик Дереник Демирчян отмечает, что писатель высказывает новое слово именно тогда, «когда он обладает «своим голосом» И чем сильнее этот «голос», чем ярче творческая индивидуальность художника-реалиста, тем значительнее его вклад в искусство» Как нам представляется, эти слова напрямую относятся к многоплановому творчеству Н И Алиева, который творит и по сегодняшний день
В соответствии с её названием анализируются басни, эпиграммы, фельетоны и сатирические стихотворения Н Алиева В многоплановом творчестве Н.И Алиева широко представлена сатира в жанре басни, фельетона, стихов и шаржей. Н Алиев в соответствии с литературными традициями пытается иносказательно, иногда в гротескной форме, обнажить пороки современной действительности. Глубинный смысл каждого его произведения можно понять только в контексте жанра и во взаимосвязи с другими творениями автора. Такое изучение позволяет заинтересовать читателя творчеством талантливого драматурга и сатирика Само обращение художника к басенному жанру объясняется желанием автора показать все, что нам мешает нормально жить, развиваться Эта мысль найдет художественное воплощение в баснях «Два соседа», «Фаворит» и в ряде других произведений
В сборнике «Басни» (1961 г) драматург не просто возвращается к глубоко волнующим его проблемам. Объединяя ранее разрабатываемые темы, он дает им новое освещение, устанавливает их органическую взаимосвязь Обогащение жанрового состава является свидетельством расцвета творчества Н Алиева как многопланового художника.
Продолжая традиции, заложенные в русской литературе XIX века И Крыловым и продолженные С Михалковым, М Малишев-ским, С Смирновым, Ф Кривиным в советской литературе, Н Алиев дает новое представление басенной морали Басня Н Алиева, представляющая собой как бы «лапидарное морали-
те»1 традиционных произведений, отличается остротой, афористичностью, она заняла место между сказкой и эпиграммой В сборниках «Басни» (1961г), «Сатирическим глазом» (1963г), «Мартышкин труд» (1979 г.), помимо классической басни, помещены и басня-памфлет, и басня-каламбур, и басня-шарж У сатирика каламбур не используется лишь для комической затравки, на подступах к решению основного сатирического задания, как, например, в басне-шутке «Дела эстрадные».
Сия эстрадная ворона Не каркает без микрофона
Речевые характеристики обусловлены положением персонажей в их сообществе. Их речь необычайно ритмична, что придает басням некий поэтический колорит Автор умело владеет законами стихосложения Это своеобразная рифмованная проза, помогающая раскрыть внутреннюю архитектонику текста.
Изучение басен Н Алиева, на наш взгляд, важно не только в плане раскрытия их идейно-тематического значения, но и выявления заключенного в них высокого нравственного смысла
Сатирическое наследие Н.Алиева пополнено и жанром фельетона. Автор умело пользуется традиционными жанровыми приемами, и в то же время его фельетонам присущи особенные, индивидуальные черты На первом плане не герой, а автор Это он судит и рядит, он, а не герой, как бы тот активно ни проявлял свои качества, ведет сюжет. Фельетонный образ у Н.Алиева несет в себе параллели по отношению к ассоциативной теме, заявленной, как правило, уже в начале произведения. Образ развивается в качестве иллюстрации авторской мысли, известного, заданного положения
Для дагестанской литературы жанр эпиграммы новый, возникший в 60-е годы прошлого века. Зарождение жанра эпиграммы в дагестанской советской литературе связано с именами Р.Гамзатова, Г Каланджиева, Жамидина, М.-З. Аминова, Н Алиева
Эпиграмма Н Алиева - это вид словесной дуэли, та благородная, изящная и неотразимая форма расчета с противником,
1 Ершов Л Ф История русской литературы Высшая школа М, 1988 С 565
которая вряд ли будет когда-нибудь утрачена, ибо, в отличие от физических средств воздействия, не испытывает давления интеллектуальных, моральных, правовых и иных норм запрета
Н Алиев в своем творчестве одинаково часто пользуется гневным осуждением и юмором, сарказмом и шуткой Он отыскивает в эстетически несовершенном или эстетически неполноценном смешные стороны, комические несообразности, те источник отрицательных эмоций переосмысливает как источник смеха, логическое созерцание переводит в сферу чувственного, образного.
В комическом, шутливом пространстве эпиграмм Н Алиева нашлось место и реалистической точности, и конкретности социальных, политических, духовных примет времени, удалось добиться слияния сатирического разоблачительного пафоса и шутливой принужденности, легкости образного строя и интонации Основные их достоинства - краткость, острота и аллегорическая форма.
Не обходит своим вниманием Н Алиев и жанр сатирического стихотворения, который продолжал оставаться одним из самых распространенных жанров в 60-80-е годы прошлого века И здесь Н Алиев выводит характерный тип поэта-приспособленца, который еще и сетует, что попался плохой переводчик («Поэт и переводчик»)
Наиболее остро звучат сочинения Н.Алиева, в которых поднимается нравственно-этическая проблематика Несмотря на определенную абстрактность и однообразие в изображении дурных свойств и поступков людей, сатирические стихотворения, затрагивая категории морали фактическими подробностями, бытовыми аксессуарами, часто соответствуют образу времени.
Нужно отметить, что период 60-х годов XX века - время становления Н.Алиева-сатирика Данный период творчества свидетельствует о стремлении писателя обновить свою художественную систему. Это период поиска новых средств эмоционально-эстетического воздействия на читателя, сатира художника становится художественно ярче, веселее, изящнее, освобождается от суровой интонации и назидательности Главными становятся нравственно-бытовые проблемы и значительно реже затрагиваются социально-политические
Во второй главе диссертации «Идейная направленность и жизненное содержание сказок НИ Алиева» рассматриваются проблемы идейной направленности и жизненного содержание сказок.
Н.И Алиев обращается к жанру сказки и это не случайно. Он глубокий знаток дагестанских народных обычаев. Его сказки изобилуют народной мудростью. Здесь много поговорок, пословиц, изречений Известная сказка «Эльдар и Патя, или горская сказка о чистом небе» заняла достойное место среди литературных сказок писателей Дагестана Она в 1980 году была инсценирована Аварским драматическим театром.
Жанр сказки позволил Н Алиеву реализовать свою эстетическую позицию, ведь именно «сказка» отличается от других прозаических жанров более развитой эстетической стороной, что проявляется в установке на увлекательность, сочетающейся с установкой на поучительность Эстетическое начало сказки «Чудесный лес», кроме того, проявляется в идеализации положительных героев, в ярком изображении «сказочного мира», удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраске событий
Исследователь ФХМухамедова отмечает. «Сказки, созданные по народным мотивам, сохраняя свою основу, наследуют ценные, отшлифованные веками традиции фольклорного произведения, которые переосмысливаются на почве нового художественного опыта, народные могивы и образы трансформируются в соответствии с замыслом писателя, задачами современности» 2
Главное достоинство сказок Н Алиева состоит в их способности к большим философским обобщениям, в органическом слиянии художественного элемента с воспитательным, педагогическим, в их умении свободно передвигаться во времени и пространстве Сказочный мир Н.Алиева рождается из искренней веры в гибкость детского воображения, в его поэтичность. Он верит, что современный ребенок способен погружаться в воображаемое настолько, что явления действительности становятся для него сказкой
2 Дагестанская литература Закономерности развития 1965-1985 гг Махачкала, 1999 С 58
В третьей главе «Драматургия НАлиева» анализируются драмы, психологические пьесы и комедии В связи с этим дается и краткая история развития дагестанской советской драматургии Отмечается, что в ней представлены различные идейно-тематические и стилевые течения социально-историческое, историко-революционное, социально-бытовое, семейно-бытовое, психологическое, сатирическое, лирическое Эти течения конкретно проявились в драме, комедии, трагедии.
Дагестанская драматургия обретала свое национальное лицо через тематику и образный строй В ней нашли воплощение ге-роико-патриотические поэмы и легенды, предания, народная память о жестоких, кровопролитных сражениях с иноземными захватчиками, что и послужило атмосферой и почвой для взращивания горца-героя, патриота, гражданина.
В I разделе «Проблема героического в драме «Итальянская баллада» отмечается, что прошлое автором осмысливается с позиции сегодняшних задач, выработанных практикой и реалиями Н Алиев ищет истоки гражданственности, патриотизма, стремится проникнуть в судьбы поколений, восстановить связь времен.
Воссоздание военного прошлого требует от автора особого умения не только художественно отображать события великой войны, но и передавать их через конкретные драматические обстоятельства, оживлять их в прямом смысле слова, что неизбежно ведет автора к поискам современной художественной формы, современного взгляда на прошлое
В данном разделе рассматривается жанр героической драмы («Итальянская баллада») и собственно драма («Отец застрелился»). В героической драме «Итальянская баллада» Н.Алиев осмысливает Великую Отечественную войну преимущественно в русле нравственной проблематики, исследует высоты эстетических идеалов советских людей, показывает духовную жизнь, проникнутую глубоким лиризмом и внутренней напряженностью Автор воплотил в данной драме мужественные образы бойцов итальянского Сопротивления и наших земляков Джамала Гасанова и Кары.
Во II разделе анализируется драма «Отец застрелился», носящая автобиографический характер
Драма написана в 1989 году (в годы разложения социалистического строя в стране) и по известным причинам не могла выйти на страницы республиканской печати. Она хранится в личных архивах драматурга и, на наш взгляд, имеет не только идейно-политическую ценность. Проблемы, поставленные в драме, актуальны Здесь изображаются не только переломные моменты истории государства, но и трагедия личной семьи автора, запечатленная в образе Адыли Гасановны Ганиевой и ее сына, Надира На их примере автору удалось показать сломленные судьбы миллионов людей Время действия сложное, но это время реальное, хотя оно составляет буквально несколько часов Речь идет о встрече Надира у могилы отца со сторожем кладбища Автор умело использует прием ретроспективы. Он вводит нас в мир далекого 1937 года
В диалогах автору удается раскрыть внутренний мир героев, их философскую концепцию видения мира, прошлых событий. Главную сложную нагрузку несет образ молодого Надира Тему сталинских репрессий Н И. Алиев продолжает развивать в неопубликованной пьесе «Трое на скамейке» (1989г.) Автору удалось в одном действии вместить ряд очень важных проблем нашего общества. На фоне случайной встречи двух молодых людей Марьям и Тимура, бывших одноклассников, перед читателем разворачивается трагедия многих семей того времени Вопросы личных отношений в сплетении с темой войны, репрессий ярко предстают перед нами на скамейке, где к молодым влюбленным присоединяется вернувшийся из ссылки отец Марьям. Скамейка в парке послевоенной Махачкалы является местом исповеди для персонажей пьесы, но в то же время она - место встречи влюбленных Марьям и Тимура.
Несмотря на отсутствие всякого действия в пьесе, чувствуется тот накал, который был до известной встречи персонажей. Накал сохраняется в течение всей пьесы в диалогах отца и Марьям Он проникает и в отношения молодых людей, когда им будет необходимо определяться в своих отношениях
Автор не просто показывает нам положение вещей, состояние своих героев, он непосредственный участник диалогов
Время и человек - сквозная проблема творчества драматурга, она проходит через все его значительные произведения. В данной
пьесе индивидуальное поднимается до общего, личное - до общечеловеческого Автор умело ввел лирику раздумий героев и драматизм жизненных конфликтов. Если быть точнее, здесь нет личного конфликта между персонажами. Конфликт - между человеком и системой Человек в изображении Н. Алиева - это новая индивидуальность, истинный сын нового времени, ее творец, обладающий силой и смелостью, оптимизмом Вся пьеса, несмотря на ее мажорность, проникнута страстной любовью к этому новому человеку, который воплощает в себе лучшие черты народа Автор сам является носителем всех этих качеств
Данная пьеса является откликом Н.И Алиева на конкретное событие действительности. Пьеса заканчивается не простым осуждением несправедливости, но и ярким оптимизмом - верой молодых в их светлое будущее. Герои бескомпромиссны, верны себе, своим чувствам.
В ряду женских образов Н И. Алиева особое место занимает образ Марьям из пьесы «Трое на скамейке» Честное и бескорыстное отношение к себе и к Тимуру, высокий строй души, цельность натуры выделяют ее. Это - активная личность, целеустремленная, но ей присуща скромность души настоящей горянки Она может ошибиться, как любой человек, но пойти на сделку с совестью - нет, поэтому Марьям избавлена от двойственных положений, может с достоинством пережить критические ситуации
Безусловно, данный образ задуман интересно, к тому же он дан в развитии Первое знакомство читателя с ней происходит в начале пьесы. Она является связующим звеном, центром пьесы Марьям показала свое умение любить, подмечать в жизни действительные ее проблемы, рисовать своеобразный мир забот, радостей и тревог современников
Чрезвычайно важен образ Тимура Он стоит как бы на втором плане и выполняет роль влюбленного юноши Нам интересно отношение Тимура к судьбе отца Марьям, ведь и его отец тоже оказался репрессированным и застрелился Какая будет оценка Тимуром этих событий, что он сделает потом - очень важно в разрешении политического конфликта пьесы Конфликт здесь наблюдается не в отношениях персонажей или поколений, а в итогах этой ужасной политики сталинизма
Другим замечательным творением пера Н. Алиева является пьеса в четырех действиях «С чистой совестью мальчишка», где автор задался целью показать, насколько развито у людей чувство накопительства, желание получить от общества больше, чем они заслуживают по труду и способности.
Но пьеса не только об этом Она многопланова и многослойна Вопросы совести и нравственности, сопряженные с первой проблемой, организуют всю повествовательную ткань пьесы, определяют ее художественную структуру Через всю пьесу проходит и тема трудовой чести, тема «отцов и детей», семейной этики, человеческой порядочности.
На материале пьесы «С чистой совестью мальчишка» Н Алиев решает известные для литературы темы. Сюжетная линия пьесы весьма проста. Городской житель и начальник Байрам Ки-чиев с женой Хаджар и сыном Тимуром по пути на курорт заезжают к брату Абакару, где они давно не были. Казалось бы, ситуация обыкновенная, но за этой простотой и обыкновенностью скрывается драматический конфликт, который по мере развития действия будет обнажаться
Основа пьесы - сосредоточенный интерес к судьбе Тимура Кичиева Структура пьесы подчинена раскрытию характера героя
Говоря о нравственных категориях и душевной чистоте героев, нельзя обойти вниманием ядро пьесы, его несущее начало -образ Абакара Кичиева, старого рабочего, человека чести и совести, носителя доброго, порой наивного, но чистого и светлого
По существу, это обыкновенная семейно-бытовая пьеса, комедия, но вместе с тем она носит и нравственно-философскую нагрузку На фоне семейно-бытовых сцен на суд зрителя выносятся важнейшие общечеловеческие проблемы Многие сцены пьесы комедийны, но это смех сквозь слезы, это чеховский смех, сатирический, хотя финал комедии вовсе не веселый Он во многом драматичен для Байрама и его жены, для которой потеря положения, имущества - это катастрофа
Обращаясь, прежде всего, к вопросам морали, личного поведения, нравственного долга, пьесы данного периода демонстрируют вместе с тем многообразие художественных решений вол-
нующей их проблематики, широту жанрового диапазона (комедия, драма, музыкальная сказка, водевиль и др.).
В наиболее значительных драматических произведениях данного периода проблемы быта, семьи, любви, нравственного выбора героя не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания, так в пьесе «Черный шарик».
Вторгается в их жизнь приехавший из командировки Осман, брат Зины. Осман не случайный гость в этой семье, они с Зубаи-ром еще и одноклассники, у которых еще в школе были некоторые разногласия
Само по себе это вторжение не ведет к возникновению конфликта - оно важно для драматурга, скорее, в качестве условного приема позволяющего читателям стать свидетелем сложных внутренних коллизий. Семейная идиллия Рамизовых нарушена, а предпосылки к этому уже лежали в действиях главы семьи до приезда Османа. Конфликт завязывается уже в первых диалогах героев.
Серьезные и напряженные диалоги-споры в пьесе перемежаются с семейными ситуациями, где появляется Мадина и заявляет родителям, что ей сделали предложение Намеренное вплетение в канву сюжета таких сцен дает автору возможность поднять вопросы, не менее важные, чем роль ученого, его нравственная позиция, а также вопросы воспитания молодых
Здесь углубляется понятие драматурга о моральных обязательствах ученого, личности перед собою, об ответственности человека за свое жизненное поведение. В этой пьесе Н. Алиев подходит к проблеме моральной ответственности как бы «от противного», заостряя и доводя до реальных логических масштабов размеры той величайшей опасности, которую таит в себе воинствующая бездуховность, лжеученость в науке, пренебрежение уроками жизненных испытаний Осман, вопреки трудным жизненным обстоятельствам, не утратил веры в людей, утверждает мысль о высоком предназначении человека-ученого, деятельность которого должна быть проникнута творческим поиском,
устойчивостью и твердостью своих научных и жизненных позиций
Н Алиев детально исследует характер Зубаира, утонувшего в житейской суете и бытовом достатке, и показывает, как позиция ученого становится нормой поведения Отказ от высоких научных устремлений, от нравственных исканий лишает жизнь человека. настоящего смысла Так возникает драма - драма несостоявшейся человеческой личности, хотя Зубаир добился всего, что имеет, и успокоился, что очень опасно для личности, ученого
Верный правде жизни, Н Алиев показывает неизбежное крушение героя, оказывающегося нестойким и непоследовательным в своих нравственных понятиях, крушение индивидуалистической философии, эгоистически - потребительского отношения к жизни
В образе Зины драматург возвеличил нравственную стойкость человека, его неистребимую веру в прекрасные принципы не только в науке, но и в жизни, способность преодолевать своего внутреннего «редактора» Финал пьесы - не простое возвращение Зины в «нормальную устроенную жизнь», но скорее новое, еще более сильное и страстное утверждение правды жизни, которое достигается ценой таких откровений и душевных страданий. Образ Зины, несомненно, порядком выше образа Зубаира в нравственно-этическом плане, - это яркий образ женщины-горянки в плеяде женских образов в драматургии Н. Алиева
Замечательная комедия Н. Алиева «Марьям» («Девушка с гор»), написанная в 1959 году, - первая самостоятельная пьеса после совместной с Ахмедханом Абу-Бакаром пьесы «Следы» «Марьям» - веселая музыкальная комедия, она была поставлена Русским драматическим театром и шла три сезона Затем пьеса вышла за пределы республики Ее играли театры Азербайджана, Карачаево-Черкесии, Чечено-Ингушетии и другие театры
Написанная еще в 60-е годы, пьеса актуальна и сейчас Н Алиева волнуют судьбы наших современников и особенно женщин-горянок, перешагнувших адаты и законы шариата. Тема извечная и не стареющая Однако автор попытался воспроизвести процесс формирования характера горянки в новой для нее среде -среде рабочих
В основе драматического конфликта всегда лежит какой-то общественно-бытовой порок Конфликт слагается из столкновения здоровых, честных, чистых человеческих желаний (в нашем случае желаний Марьям учиться, работать, любить) с темной, порочной или злой силой
Человек становится главным действующим лицом пьесы Н. Алиева с его характером, проблемами На самое ценное то, что героем становится женщина-горянка.
Умело развертывая сюжет во времени и пространстве, драматург достигает композиционной стройности, выразительности, достоверности изображаемых событий Здесь все предельно просто и знакомо дагестанскому читателю и зрителю Таких судеб множество.
Н. Алиева волнует судьба наших современников и особенно женщин- горянок, которые, перешагнув адаты и законы шариата, смело идут по светлой дороге к своему прекрасному будущему
«Марьям» привлекает наше внимание не только судьбой горянки, но и вечной актуальностью поставленных проблем. Автор отнес эту пьесу к жанру лирической комедии и это справедливо Хотя комедийного здесь мало (в основном оно выражено здесь в образе веселого и острословного Гургена), но в целом все действие проходит легко, игриво, за исключением тех сцен, где идет объяснение своих поступков и жизненных позиций молодыми героями и персонажами.
В композиционном плане пьеса примечательна рядом особенностей. Монологи и диалоги помогают решить автору идейно-тематические задачи Наблюдаются две кульминации разговор Марьям с отцом и не менее яркая кульминация в финале (объяснения Рашида и Марьям), за которой сразу следует развязка. Поскольку пьеса отнесена автором к лирической комедии, она изобилует своими музыкальными лейтмотивами. В прологе звучит песня молодых рабочих.
Несомненной удачей пьесы становится и образ Рашида Бригадир-рационализатор, он дан в динамике личных переживаний и чувств к Марьям, от первых чувств в начале пьесы Рашид в финале приходит к полной любви к Марьям, но, к сожалению, этот образ недостаточно освещен изнутри.
В своем драматургическом творчестве Н И Алиев обращается и к жанру комедии Комедия «Легкий испуг», вошедшая в сборник «Легкий испуг», (1985) вместе с другими комедиями из указанного сборника («Двор, в котором лаял Бобик», «Купила тетка «Жигули», «Не ищите ревизора») составляют основное комедийное наследие драматурга Время написания и публикации комедий приходит на 80-е годы Как известно, это период крупных социалистических преобразований государства, начала перестройки идеологии, воспитания поколения нового общества. Эти пьесы несут отпечаток прошлого, но поднятые в них проблемы имеют важное значение и сегодня, когда потеряны ориентиры многих ценностей.
По характеру смеха «Лёгкий испуг» можно отнести к комедии, сочетающей в себе как сатиру, так и трогательно-серьезное Много здесь общего и с чеховским смехом Известные режиссеры и сценаристы К.С Станиславский и В.И. Немирович-Данченко отмечали наиболее существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес - так называемое подводное течение У. Н Алиева в данной пьесе это обнажено до предела Сюжетная канва проста Две девочки Лейла (дочь доктора наук Рамазана Исаевича Алимова) и Зарифа (дочь Фатимы Ахмедовны) из благополучных семей совершают поступок (крадут и уничтожают свой классный журнал), который лежит в основе всех последующих действий пьесы, и через который автор мастерски поляризует героев и персонажей пьесы Украли журнал и уничтожили. Это случай из жизни школьниц, но именно на этом автор развивает основной драматический конфликт
Речь героев эмоционально насыщена Она характеризует их внутренний мир Н Алиев, с присущей ему глубиной и художественной выразительностью, показал пошлость, мелочность жизни в их внутреннем противоречии с принципами и нормами социалистического общества Он высмеивает невежество, подхалимство, лицемерие в тех формах, в которых они существовали и существуют в обществе. Всему этому он противопоставляет чистоту человеческих отношений, воспитанность героев, серьезное отношение к проблемам воспитания подрастающего поколения
Важную сторону таланта Н Алиева составляет раскрытие коллизий между потребительским, мещанским отношением и
сознанием и стремлением жить честно, достойно Эту художественную концепцию автора в той или иной мере раскрывает расклад героев и персонажей Финал пьесы показателен: все костное, нечистое отходит в сторону (Фатима Ахмедовна с дочерью), а справедливое, честное и чистое остается, и оно будет жить Н Алиев не идеализирует героев Они просты, взяты из обыденной жизни, и ситуация не выходит за рамки обыденности. Драматург Н. Алиев воссоздает обыденную жизнь простых дагестанских семей
В другой пьесе «Не ищите ревизора» автор раскрывает известный сюжет из гоголевского «Ревизора» в новой интерпретации Ситуация настолько комичная и обыденная для «передового» советского колхоза с символичным названием «Вперед», что задаешься мыслью' великий Гоголь живет и сегодня Все повторяется. Н Алиев уловил характерное событие или случай из жизни простого колхоза и в комической форме показывает весь переполох по поводу мнимого ревизора. Ревизора еще нет, а все забегали. Общий лейтмотив пьесы автор выражает в образе центрального героя Дадая Дадамова, председателя колхоза, который готов пойти, на что угодно для того, чтобы угодить ревизору Весь внутренний мир отражен в речевой характеристике героя Он обладает большим арсеналом приемов и средств для ублажения проверяющего Он многоопытный председатель, не раз встречал и провожал ревизоров, и здесь он демонстрирует свое мастерство. Он назначает своего племянника, бездельника и спекулянта Зиятхана сторожем клуба за семьдесят рублей и ставит ему задачу «Ты должен мало болтать и больше слушать тех, кто обо мне болтает».
Начиная с первой картины и почти до финала пьесы, чувствуется особая напряженность ситуации Она висит в воздухе до того момента, как узнают, что ревизор вовсе не тот человек, о котором думали все. Напряженность спадает, но холодный пот прошибает всех Это опять своего рода «легкий испуг», который помогает автору обнажить пороки героев и персонажей, которых, как правило, у. Н. Алиева в пьесах немного.
Но в отличие от классического «Ревизора», здесь никто не обманут, а сами обманщики - воры коллективной собственности, взяточники И хотя здесь нет сцен дачи взяток, но они ожидают-
ся, поскольку Дадамов уже включил весь механизм подготовки встречи ревизора
«Не ищите ревизора» - панорамная картина безобразий администраций колхозов, совхозов, различных учреждений и ведомств, данная нам в комедийной форме Авторская позиция ясна нетерпимое отношение ко всякому безобразию в обществе.
К жанру комедии относит автор и пьесу «Купила тетка «Жигули», хотя нам кажется, что данная пьеса наиболее полно отражает атрибуты драмы Обратимся к словарю, где сказано, что драма - «это пьеса, в основе которой лежит конфликт серьезного, сложного и острого характера, находящий в финале свое, но отнюдь не трагедийное или комедийное разрешение »3.
Попытаемся рассмотреть пьесу в этом аспекте Главной заботой драматурга стало изображение сложных и противоречивых отношений в семье Чупанова Чупана, поэта, человека известного Читатель погружается в эту большую семью, где кроме четы Чу-пановых, с ними проживают еще брат Джафар и сестра тетушка Кавсарат Молодых представляют сын Чупана, студент мединститута Абдулла, его сестра - школьница Роза и однокурсница Абдуллы Жанна Автор скупо дает ремарки, указывая лишь их возраст и социальное положение. Бросаются в глаза непростые взаимоотношения героев У тетушки Кавсарат денег много, об этом знают все, задача ее брата Джафара выманить их под предлогом помощи племяннику Абдулле Эти отношения с нарастающей силой обостряются, когда возникает основное событие пьесы, когда все узнают, что Абдулла сбил женщину на «Жигулях», купленных теткой Кавсарат. Сюжетная линия проста, и все остальное проявляется через этот сюжет.
Автор, не посягая на разрушение жизненных иллюзий сценических событий - а данная пьеса рассчитана на сценическую постановку - углубляет и усложняет пути проникновения во внутренний мир героев, наращивает остроту нравственных драматических коллизий, возникших в обычных, будничных фактах жизни Н Алиев, обращаясь к проблемам личной жизни семьи Чупа-новых, убежденно отстаивает здоровую нравственность как важнейшую гарантию общественной полноценности человека и ата-
3 Словарь литературоведческих терминов М , Просвещение, 1974 С 72
кует косность моральных устоев, консерватизм мысли, ханжество и другие опасные в социальном и духовном смысле явления, несовместимые с обликом нормального человека.
Оставляя за пределами пьесы процессы внутреннего, духовного формирования героев, Н. Алиев акцентирует внимание на выявлении итоговых результатов, демонстрирующих самому человеку и читателю его подлинную нравственную цену Центром драмы избрана необычная ситуация (дорожное происшествие -сбита женщина), в которой герои оказываются вынужденными раскрыть себя целиком, реализовать в практическом действии свои истинные нравственные понятия. Отец Абдуллы не может идти на компромисс с совестью и предложить взятки следователю за улаживание дел сына, а тетушка Кавсарат готова отдать все свое состояние ради спасения племянника.
Н Алиеву удалось сблизиться со своими персонажами, показать их внутренний мир, переживания, хотя, как уже было отмечено по поводу авторских ремарок, они в данной пьесе довольно скупы. Речи персонажей достаточно насыщены и дают полную характеристику лиц Н. Алиев, в стремлении распознать внутренний мир личности, не часто прибегает к открытым философским обобщениям.
Стремясь еще более последовательно и открыто извлекать моральный урок, нравственное поучение из жизненных коллизий, но не давать при этом повода для упреков в сентиментальности, в склонности к утешительным, неоправданно оптимистическим концовкам, Н. Алиев вводит читателя и своих героев в мир обычных бытовых ситуаций, как в комедии «Двор, в котором лаял Бобик» (1985 г), которая по-своему выражает присущий драматургу интерес к внутренним переживаниям человека, к его духовной стороне, к тем мосткам, которые соединяют нравственное с социальным.
Основной конфликт комедии выделяется ясно и четко: старые не хотят покидать свой обжитый дом. Конфликт завязан еще и личными отношениями героев. Дочь пенсионера-юриста Гра-дова Петра Ильича влюбляется в Геннадия Светланова, председателя народного суда Автор сосредотачивает все реальные события комедии в пространстве двора и в течение нескольких дней И в то же время он предельно отодвигает хронологические гра-
ницы, выявляя в диалогах и монологах персонажей то, что произошло в их жизни много лет назад. Биографии не только центральных героев пьесы, но и второстепенных действующих лиц становятся ясными из их собственных воспоминаний или упоминаний окружающих Естественно, что прошлое раскрывается драматургом именно в тех моментах, которые способствуют развитию основного конфликта пьесы Например, в сцене, где Дубинин раскрывает тайну своей бездетности- «Мы тоже с Дашей были молоды. А сейчас нам по полсотни»
Большое значение в пьесах Н И. Алиева имеют описания Из них можно узнать многое о действующих лицах, они создают определенный психологический портрет героя или персонажа Описание места и обстановки действия чаще всего являются не изобразительными, а музыкально-лирическими.
Через описания в драматургическую ткань произведения на равных правах с голосами действующих лиц вплетается голос автора Это особенность придает сценичность пьесам В них наблюдается процесс уравнивания в правах всех действующих лиц В этом смысле она многопланова, т.е. полифонична Герои, не ограничиваясь ближайшими целями, ставят перед собой цели более перспективные, способные, как им кажется, коренным образом изменить их жизнь и принести им радость, во что беззаветно верим и мы, читатели
Анализ драматического творчества Н. Алиева свидетельствует о постоянном стремлении художника к открытию новых значительных жизненных конфликтов, к поиску и освоению новых форм выражения. Сейчас, как и много лет назад, драматург человечен в суждениях о людях, умеет уловить грустные нотки в радости и, наоборот, остаться оптимистом в тяжелой жизненной ситуации Он поэтически непосредственен и искренен, активен в утверждении своих жизненных идеалов и граждански непримирим к нравственным недугам.
Есть в творчестве последних лет Н Алиева и нечто существенно новое - большая объективность художественных обобщений, стремлений к художественному осмыслению крупных общественных и философских проблем, важных вопросов духовной жизни человека в современном обществе Он вновь и вновь возвращается к нравственным проблемам, вопросам воспитания
подрастающего поколения. Его всегда волнуют извечные вопросы любого общества: вопросы «отцов» и «детей»
Он с пониманием относится к изменениям в обществе, но нотки обиды за утраченные ценности всегда присутствуют Эти проблемы занимают доминирующее положение в его комедиях. У некоторых критиков может возникнуть недоуменный вопрос1 «Говорить о столь серьезных вещах в жанре комедии*?» Наиболее точно ответят на этот вопрос слова критика Ю. Борева: «Истинный смех светел, ибо выражает моральную силу всего доброго, разумного, прекрасного и разоблачает всю пустоту, никчемность, бесчеловечность всего злого, неразумного, отжившего, безобразного»4. Как и во всех многих других пьесах, Н. Алиев обращается к вышеуказанным проблемам и в комедии «Эти родные, родные дети», вышедшей в 1980 году Типичная бытовая ситуация- Магомед Эльдаров, у которого сын и дочь, женится на Клавдии Васильевне - учительнице, но дети против брака отца Конфликт налицо и он обнажен до конца Читатель с первых реплик героев окунается в мир этой семьи. Руслан - сын Магомеда -всячески показывает Клавдии Васильевне, что он против этого брака Это естественная реакция на действия отца. Драматург, как тонкий психолог, раскрывает нам мир внутренних переживаний героя Конфликт как сжатая пружина комедии, и автор медленно ее отпускает в ходе всей пьесы Молодой Руслан проходит несколько этапов осознания, становления В начале пьесы он почти агрессивен, эмоционален
Герои Н Алиева современные и довольно обычные молодые люди, которых мы встречаем повсюду Им свойственен известный нравственный максимализм, они склонны гораздо больше к критике окружающей их «взрослой» действительности, чем к самокритике и самоанализу.
Приемы индивидуализации характеров выражены и в языке, и в поступках, и в поведении героев. Драматург подтекстом напоминает нам, что старшее поколение должно осознавать всю меру ответственности, которую оно несет за воспитание молодых. Формирование их нравственности во многом зависит от того, может ли поведение взрослых служить для них образцом Эти
4 Борев Ю О комическом М , Искусство, 1957 С 12
и некоторые другие вопросы Нариман Алиев ставит со всей гражданской смелостью и принципиальностью мудрого человека, отца, мужа
В Заключении работы подведены итоги исследования творчества Н И Алиева, сделаны выводы, касающиеся художественного своеобразия его сатирических и драматических произведений, и обозначены некоторые перспективы дальнейшего исследования обозначенных в диссертации проблем
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1 О поэтике драмы Н.И Алиева «Отец застрелился» // Известия Российского государственного педагогического университета им А И Герцена Аспирантские тетради - СПб., ноябрь 2007, №20(49) С. 103-108
2 О пьесе Н.И Алиева «Итальянская баллада»/Тезисы докладов юбилейной межвузовской студенческой научной конференции, посвященной 65-летию ДГУ, 1997 С 28-29.
3. Идейно-художественное своеобразие пьесы Н.И Алиева «Марьям»//Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока № 1.- Махачкала, 2001 С 201
4 Жанр басни в творчестве Н.И Алиева // Современные проблемы филологии Сборник научных трудов Выпуск II - Махачкала, 2006. С 40-43
5 О поэтике басен Н И Алиева //Вестник ДНЦ РАН, № 29. -Махачкала, 2008 С 80-84
Формат 60x84 1/16 Гарнитура Тайме Бумага офсетная Гир 100 экз Размножено ПБОЮЛ «Зулумханова» Махачкала, ул М Гаджиева, 34
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Магомедов, Нурутдин Эбулович
Введение.
Глава I. Басни, эпиграммы, фельетоны и сатирические стихотворения.
Глава II. Идейная направленность и жизненное содержание сказок Н.И.Алиева.
2.1. Сказка «Эльдар и Патя, Или горская сказка о чистом небе».
2.2. Музыкальная сказка «Чудесный лес».
Глава III. Драматургия Н.И. Алиева.
3.1. Проблема героического в драме «Итальянская баллада».
3.2. Драма «Отец застрелился».
3.3. Психологические пьесы.
3.3.1. Пьеса «Трое на скамейке».
3.3.2. Пьеса «С чистой совестью мальчишка».
3.3.3. Пьеса «Черный шарик».
3.4. Комедии Н.И. Алиева.
3.4.1. Комедия «Марьям».
3.4.2. Комедия «Легкий испуг».
3.4.3. Комедия «Купила тетка «Жигули».
3.4.4. Комедия «Двор, в котором лаял Бобик».
3.4.5. Комедия «Эти родные, родные дети».
Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Магомедов, Нурутдин Эбулович
Многовековая история литератур народов Дагестана имеет немало страниц, требующих должного историко-культурного и теоретического освещения и осмысления. В этой связи следует указать на фундаментальное исследование академика Г.Г. Гамзатова «Дагестан: Историко-литературный процесс», в котором прослеживаются важнейшие этапы истории зарождения, становления и развития многонациональной дагестанской литературы и рассматриваются некоторые ключевые вопросы взаимодействия устно-поэтического наследия и современного литературного процесса.
История литературы народов Дагестана дает богатый материал для изучения многих проблем идейно-творческого единства, осуществляемого в условиях многоязычия, для постановки вопроса о единстве и многообразии, о роли литературы в сближении народностей и формировании новой социально-этнической общности Дагестана. Дагестанская литература на современном этапе требует пристального внимания исследователей в силу своей многоязычно-сти. Научно-критическая литература свидетельствует о недостаточной изученности таких синтетических родов, как драма, эпос и лирика и другие.
В этом плане большой научный интерес представляет творчество извест- ного дагестанского драматурга, сатирика Н.И. Алиева. Его творчество мало изучено, хотя имеются отдельные статьи, но специального монографического исследования его работ еще нет.
В связи с отмеченным имеется необходимость постановки вопросов о вкладе Н.И. Алиева в драматургию, о научном осмыслении его творчества. Настоящая диссертация, в сущности, призвана в определенной степени восполнить имеющийся в этом плане пробел в дагестанском литературоведении.
Творчество Н.И. Алиева, осмысленное в основном в советское время, требует прочтения и переосмысления во многих аспектах, но прочтения осмотри- тельного, диалектического. В этой связи уместно высказывание исследователя Р. Юсуфова «Каждый, кто пытается характеризовать дагестанскую литературу как целостное художественное явление, очень скоро убеждается, что фактически предметом его анализа являются не только отдельные писатели в национальных литературах, но и некая инвариантная сущность художественного соз- нания, как некое единство национального характера» [Юсуфов 1973:11].
В настоящей работе предпринята попытка выявить принципы формирования и развития драматурга Н.И. Алиева как русскоязычного писателя. Ценность изучения творчества Н.И. Алиева заключается в том, что он по национальности азербайджанец, остался дагестанцем по духу, как и герои его произведений. Особенно сегодня все это весьма актуально для нашего многонационального Дагестана.
И права Н.С. Надъярных, когда пишет по поводу осмотрительного прочтения творчества отдельных писателей: «Нужен серьезный корректив, но осмот-- рительность в оценках отдельных писательских имен, и подчас всего литературного процесса» [1993:7].
Необходимость данного исследования заключается еще и в том, что творчество писателя несет и будет нести тот эмоциональный заряд, который необходим творческому человеку любого общества. Несмотря на то, что литературоведческая наука обошла вниманием творчество Н.И.Алиева, он творит и по сей день. Ему уже 81 год, а юношеский пыл, задор, смекалка еще не остыли, он дышит жизнью своих героев. Н.И. Алиев рос вместе с ними. Прожитые годы научили его внимательному, философскому осмыслению действительно- сти. Перед нами писатель, который умело владеет тайнами творчества. Он блистает в жанре драмы, комедии, водевиля и басни
Проблемы реализма драмы, нравственной проблематики в дагестанской и русской драматургии не новы. Некоторые из вопросов ставились и раньше в исследованиях дагестанских литературоведов, но, на наш взгляд, они для объективной оценки творчества бесспорно талантливого дагестанского драматурга исследованы недостаточно. В связи с этим в данной диссертационной работе предпринята попытка, с одной стороны, обобщить созданное драматургом, с другой - критически переосмыслить некоторые теоретические выводы и на этой основе показать творческий путь и жанровое многообразие творчества Н.И. Алиева.
Степень изученности темы. Жизни и творчеству Н.И. Алиева посвящено определенное количество трудов. В архивах, в периодической печати и монографиях, посвященных драматургии Дагестана, содержатся определенные сведения о разносторонней творческой деятельности прославленного драматурга и сатирика Н.И. Алиева. В числе работ, в которых мы находим сведения о жизни и творчестве Наримана Алиева, можно назвать следующие: газета «Дагестанская правда» от 9 июня 1995 г., М.И. Зульфукарова. Дагестанская советская драматургия. -Махачкала, 1965, М.И. Зульфукарова. Драматур-гия//Дагестанская литература. Закономерности развития. 1965-1985 гг., История дагестанской советской литературы в 2 томах. -Махачкала, 1967.
Научная новизна и значимость проведенного исследования определяются тем, что в нем, опираясь на достижения современной литературоведческой науки, теоретически обобщен процесс становления художественного метода драматурга Н.И. Алиева, выявлено общее и особенное в его творчестве в контексте дагестанской драматургии. В диссертации предпринята попытка выявить принципы формирования и развития творчества Н.И. Алиева как русскоязычного писателя. Ни в одной пьесе невозможно определить национальности героя или персонажа. Его герои - дагестанцы с ярко выраженными национальными характерами, но в то же время они не лишены интернациональных черт.
Данная проблема, бесспорно, требует более глубокого изучения. Исследователь Д.М. Магомедов отмечает: «Создание произведений общедагестанского характера, естественно, не может быть понято как уничтожение редкостного многообразия культур, отрицание всего прогрессивного и жизнеспособного в национальных культурах. Слияние — это скорее богатая и свободная гармония национальных культур, умножение выразительных возможностей дагестанской культуры путем усвоения всего ценного из художественного опыта дагестанских народов и сокровищницы культур других народов» [Магомедов 1973:50].
Творчество Н.И Алиева является цементирующим фактором дагестанской литературы вместе с творчеством ряда других русскоязычных писателей Дагестана: Э. Капиева, Магомеда Хуршилова, Романа Фатуева, Николая Верта, по- этов Алексея Маркова, Вацлава Михальского, Владимира Портнова, Айдына Ханмагомедова и других. Творчество целой плеяды дагестанских литераторов, отдавших себя служению республике, заслуживает тщательного исследования.
Большие проблемы, поднятые драматургом, их актуальность и определили наш интерес к исследованию творчества Н.И. Алиева. Острота восприятия, драматизм конфликтов, обилие оттенков выражения мысли в форме шутки, иронии, сарказма, лукавой улыбки повышают боевитость произведений Н.И. Алиева, делают их действенным оружием в борьбе за утверждение здорового образа жизни и за искоренение негативных явлений современной действитель- ности.
Основным объектом исследования нами избраны драматические произведения Н.И. Алиева, потому что именно в них наиболее четко прослеживаются художественный почерк и мастерство, своеобразие его произведений. В диссертации вводятся в научный оборот неизвестные и поэтому неисследованные материалы, рукописные пьесы. В широком плане объектом исследования диссертации являются жизненный и творческий путь, драматургия, сказки и сатира Н.И.Алиева.
Целью диссертационной работы является изучение творчества дагестанского драматурга Н. И. Алиева.
Конкретные задачи диссертации определяются указанной целью и сводятся к следующему:
1) изучить и осветить основные вехи жизненного и творческого пути Н.И.Алиева,
2) провести литературоведческий анализ басен, эпиграмм, фельетонов и сатирических стихотворений Н.И. Алиева,
3) выявить и описать этапы становления драматургии Н.И.Алиева,
4) провести литературоведческий анализ драматургических произведений Н.И. Алиева, определить вклад Н.И. Алиева в развитие дагестанской литературы,
5) изучить и описать особенности жанра литературной сказки в творчестве Н.И. Алиева.
Методологической и теоретической основой диссертации являются труды теоретиков и историков литературы, в частности Д.С. Лихачева, Н.И. Конрада, В.И. Кулешова, М.Б. Храпченко, А.П. Бушмина, Г.Н. Поспелова, М.И. Пархоменко, Н.С. Надъярных, М.М. Бахтина, а также труды других ученых: Г.З. Апресяна «Красота и добро. Из истории эстетической мысли народов Закавказья». М., 1966; С.П. Батракова «О природе идейности искусства». М., 1960; Г.И. Ломидзе «Интернациональный пафос советской литературы». М., 1970; И.Г. Неупокоевой «История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа». М., 1976 и другие.
В своем исследовании мы опирались и на труды дагестанских исследователей. Это работы Г.Г. Гамзатова, М.И. Зульфукаровой, Р. Юсуфова, Г.А. Султановой, Г.Б. Мусахановой, А.Ю. Абдулатипова, Ш.А. Мазанаева, З.Н. Акаво-ва, М.Г. Юсуфова, К. Абукова, Ч.С. Юсуповой, 3.3. Алиевой и Э.Ю. Кассиева, С.Х. Ахмедов и др.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней освещены вопросы творчества Н.И. Алиева на общем фоне развития дагестанской русскоязычной литературы. Общие теоретические выводы и аналитические данные диссертации могут быть использованы при разработке общих вопросов развития как дагестанской, так и российской литературы.
Практическая значимость работы состоит в возможности широкого и многоцелевого использования материала диссертации для написания истории дагестанской литературы, при составлении учебников по дагестанской литературе в целом и драматургии в частности, предназначенных для студентов ВУЗов, педколледжей и учеников среднеобразовательных школ.
Диссертация и автореферат будут полезны для студентов при написании курсовых и дипломных работ по дагестанской драматургии и литературе, а также могут быть использованы в процессе преподавания дагестанской литературы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие жанра комедии, трагедии, фельетона, шаржа, басни, сказки было обусловлено сменой социально-политических парадигм.
2. Драматургия 80-х г. представлена такими разновидностями, как социально-бытовая комедия, социально-психологическая драма, героическая драма. Басня, эпиграмма этого периода выступают как разновидности сатиры.
3. Использование писателем аллегории, прямой речи, психологически наполненного диалога, функционально активного пейзажа, выразительной портретной обрисовки персонажей, художественной детали служило совершенствованию поэтики драмы и комедии.
4. Основная проблемно-тематическая направленность драматургии и сатиры 60-80-х г.г. - отражение нового времени и человека, творца и созидателя новой жизни.
5. Драматургия и сатирические жанры Н.И. Алиева укрепили положение дагестанской литературы в общелитературном пространстве страны.
6. Трансформация героической драмы, социально-психологической драмы, сатирических жанров в новом ракурсе способствует развитию драматургии, развитию её внутрижанрового диапазона.
7. 60-80-е годы - период поиска Н.И. Алиевым новых возможностей драматургии в отражении морально - нравственных коллизий жизни (в контексте общесоюзных тенденций).
8.Драматургия и сатира Н.И. Алиева 60-80-х годов отражает социалистическую действительность, модель мира, человека, они характеризуются сменой жанровых канонов, непривычной поэтикой.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на Юбилейной межвузовской научной конференции, посвященной 60-летию Дагестанского государственного университета (1997), итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава Даггосуни-верситета (2005-2007 гг.). Содержание диссертации отражено в пяти публикациях автора по теме исследования.
Диссертация обсуждена на кафедре литератур народов Дагестана и Востока ДГУ и рекомендована к защите.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное своеобразие творчества Н.И. Алиева"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведенном исследовании нами была поставлена задача выявить и описать художественные особенности творчества дагестанского писателя Н.И. Алиева, определить специфику его сатирических и драматургических произведений.
До сих пор в дагестанском литературоведении нет специального моно- графического исследования, посвященного творчеству Н.И. Алиева, имеют место лишь отдельные статьи и газетные публикации. Такая ситуация требует постановки вопроса о вкладе Н.И. Алиева в дагестанскую литературу и полном научном осмыслении его литературного наследия. Определения места творчества Н.И. Алиева в системе дагестанской литературы в ряду других русскоязычных писателей республики.
Совершенно однозначно, что все творчество Н.И.Алиева насыщено интернациональным пафосом, весьма актуально для многонационального Дагестана.
Материал первой главы диссертационного исследования, краткая биографическая справка и сведения по основным этапам творческого пути Н.И.Алиева позволяют акцентировать внимание на его сложном жизненном пути, а также свидетельствуют о времени вхождения, развитии и становлении Н.И. Алиева в общедагестанском литературном процессе, времени создания малых и крупных жанров в его творчестве.
Н.И. Алиев вошел в литературу уверенно, со своей творческой индивидуальностью, со своим почерком и стилем, что говорит о значительном его вкладе в дагестанскую литературу.
Заслуживают серьезного внимания эпиграммы и сатирические произведения Н.И.Алиева, в которых поднимаются актуальные для разных времен проблемы.
Н.И. Алиев, продолжая басенные традиции предшественников, обогащает ее структуру новыми элементами и жанровыми разновидностями. Помимо «классической» басни (т.е. басни в новеллистической форме диалога или монолога), в творчестве Н.И.Алиева представлены басня-памфлет, басня-каламбур и басня-шарж. Н.И. Алиев умело использует классические приемы и средства многонациональной советской литературы как иносказание, особый способ лепки комического образа. В его баснях дается резкая критика партийных собраний тех лет, что говорит об уверенной гражданской позиции автора, несмотря на жесткий контроль над демократическими правами человека, его индивидуальностью. Нужно при этом учесть, что басни Н.И.Алиева были созданы в 60-е годы - годы жесткого правления партийной системы.
Примечательной является такая особенность басен Н.И. Алиева, как то, что некоторые из них носят антикрилекальный характер. Автору удается говорить по-новому о таких старых пороках общества, как подхалимство, протекционизм, блат, куначество Речь идет о таких пороках, которые и поныне мешают людям жить. Автору не приходится оперировать сложными художественными приемами. В своем басенном творчестве он прост, как и в самой жизни.
Легкая ирония, переходящая в сарказм, гротеск становятся для сатирика средством выявления пороков, обличения бюрократов, стяжателей, выявления дикости косных адатов и неразумности реальной действительности. Авторские высказывания, моральные выводы, резюме являются выражением авторской позиции. Интерес представляет течение времени в баснях Н.И. Алиева. Все происходит быстро, скоротечно, поскольку сама форма басни предполагает это: решения принимаются, все становится явным и доступным.
Алогизмы в построении фраз, соединение различных явлений придают басням Н.И. Алиева условный и вместе с тем реалистический характер. Один и тот же тип повествования имеет свои неповторимые особенности в каждой басне. Автор смело обращается к нам: «мой читатель», «мой друг». Такой принцип повествования характеризует многие басни и эпиграммы Н.И. Алиева. Речь персонажей представляет собой своеобразную рифмованную прозу, что говорит об умелом владении автором законами стихосложения.
Уделяет внимание Н.И. Алиев и развенчанию пороков старого общества, например, адата, калыма. В баснях звучат также темы интернационализма, солидарности с колониальными народами Африки.
Эпиграммы Н.И. Алиева отличаются самокритичностью. Они насыщены добрым юмором и пожеланиями успехов своим собратьям по перу. Основные достоинства эпиграмм Н.И. Алиева - краткость, острота и аллегорическая форма.
В фельетонах автор активен. Частное переходит в большое и обретает социальное звучание. Образ в фельетоне Н.И. Алиева является иллюстрацией авторской мысли, известного, заданного положения. Фельетоны Н.И. Алиева отличается своеобразием композиции, неизменно стремление к социальному обобщению. Н.И. Алиев прибегает к вымыслу очень редко, больше оперирует фактом. Вместо метафорической образности в конструкции фразы у Н.И. Алиева главенствует ассоциативный метод (построение словосочетаний и фраз на сопоставлениях).
В сатирических стихотворениях затрагиваются морально-этические темы, тема мещанства.
Нужно отметить, что период 60-х годов - время становления сатирика. Этот период творчества характеризуется стремлением Н.И.Алиева обновить художественную систему, поиском новых средств эмоционально-эстетического воздействия на читателя. Сатира художника становится художественно ярче, веселее, изящнее, освобождается от суровой интонации и назидательности.
Неслучайно обращение Н.И. Алиева к жанру сказки. Его сказки насыщены народной мудростью. Автор умело использует богатство народной речи. Здесь много пословиц, поговорок, изречений, что свидетельствует о хорошем знании автором дагестанских обычаев, народной психологии и речи, устного народного творчества. Переняв лучшие традиции поэтики народной сказки,
Н.И. Алиеву удалось создать сказку литературную, которая берет маленького читателя своей занимательностью и добротой, являющейся необходимым компонентом воспитания детей.
Н.И. Алиев выступает продолжателем лучших традиций народной сказки. Сказочный мир Н.И. Алиева рождается из искренней веры в гибкость детского воображения, в его поэтичность.
В сказках героини-девушки всегда выступают как сильные, энергичные, чувственные натуры, способные противостоять косным традициям общества, пережиткам прошлого.
Умелое вплетение в структуру текста сказки песни дает ей большой привлекательный эффект. Сказки привлекательны и своей сценичностью, обращенностью к зрителю.
Современная дагестанская драматургия представляет собой разветвленную художественную систему, в которой представлены все роды, жанры и виды словесного искусства. Хотя достижения дагестанской драматургии по сравнению с успехами поэзии и прозы весьма скромны, но и в этом роде литературы в последние десятилетия наметился определенный сдвиг. В ней представлены различные идейно-тематические и стилевые течения: социально-историческое, историко-революционное, социально-бытовое, семейно-бытовое, психологическое, сатирическое, лирическое. Эти течения конкретно проявились в драме, комедии и трагедии. В связи с этим в диссертации дана историческая справка о развитии дагестанской драматургии с начала ее возникновения до современности.
Анализ драм и комедий Н.И. Алиева, позволяет выявить и описать их тематическую направленность и художественные особенности. Тема войны остро звучит и решается в драме «Итальянская баллада». Человек на войне, проявление его духовных и моральных качеств в напряженные минуты волнуют Н.И. Алиева. Его герои - носители мужества, отваги, любви к Родине, лучших качеств советского человека - дагестанца.
Проблематика драмы, ее достоинства (внутренний драматизм, наличие героев с индивидуальными судьбами с развитием характеров) ставят пьесу Н.И.Алиева в ряд лучших произведений дагестанской драматургии. Автор мастерски раскрывает психологию героев, их внутренний мир. Драматические характеры рождаются вследствие глубокого идейного конфликта, и сам конфликт реализуется через эти характеры. Переломные моменты истории страны, время сталинских репрессий ярко показаны в драме «Отец застрелился», носящей автобиографический характер. Автору удалось через сломленные судьбы миллионов людей показать стойкость людей того времени.
Традиционную для дагестанской литературы тему горянки Н.И. Алиев решает в пьесе «Марьям». Характерной особенностью пьес Н.И. Алиева являются приемы индивидуализации характеров.
В пьесах «Легкий испуг», «С чистой совестью мальчика» и в ряде других Н.И. Алиев решает вопросы нравственности, гражданского долга, воспитания подрастающего поколения.
Важную сторону таланта Н.И. Алиева составляет раскрытие коллизий между потребительским, мещанским отношением и сознанием и стремлением жить честно, достойно. Главными становятся личностные качества сформировавшегося человека. Оставляя за пределами пьес процессы внутреннего, духовного формирования героев, Н.И. Алиев акцентирует внимание на выявлении итоговых результатов, демонстрирующих самому человеку и читателю его подлинную нравственную цену.
Автору удается стать «своим» в эмоциональном и интеллектуальном мире современных юношей и девушек. Но вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являются гарантом творческого успеха. Он достигается лишь тогда, когда автор находит новые драматургические способы и формы рассмотрения жизненных противоречий, стремится к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда он новаторски подходит к художественному осмыслению характеров своих героев и коллизий.
Нариман Алиев один из тех, кто жил при советской власти, был свидетелем перестройки и творил на этапе рыночных реформ. В последние годы он видел мир не так, как видел его десять или двадцать лет назад. Ровесник века, Нариман Алиев своей творческой деятельностью радовал своих читателей незаурядным талантом.
Список научной литературыМагомедов, Нурутдин Эбулович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Источники исследования
2. Алиев Н.И. Марьям. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1961.
3. Алиев Н.И. Басни. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, ^ 1961.
4. Алиев Н.И. Сатирическим глазом. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 19634. .Алиев Н. За масштабность пьес//Советский Дагестан. № 5. 1975.
5. Алиев Н.И. Мартышкин труд. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1979.
6. Алиев Н.И. Купила тетка Жигули. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1985.
7. Алиев Н.И. Двор, в котором лаял Бобик. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1985.
8. Алиев Н.И. Легкий испуг: Пьесы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1985.
9. Алиев Н.И. Еще раз об отстающем жанре. // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1986.
10. Методологическая литература
11. Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. -М., 1981.
12. П.Аристотель. Об искусстве поэзии. 1957. В словаре литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.
13. Астахов И. Искусство и проблема прекрасного. М., 1963.
14. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. -М. Т.1. 1936.
15. Батраков С. О природе идейности искусства. -М.: Искусство. 1960.
16. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М., 1986.
18. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы. М.: Наука. 1997.
19. Белинский В.Г. П.С.С. в 13-ти т., Т. 5. -М., 1954.
20. Белинский В.Г. П.С.С., Т. 7.
21. Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений. М., Т. 5. 1955.
22. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине. П.С.С. М., 1955.
23. Бердников Г. Чехов драматург. - М.: Искусство, 1981.
24. Борев Ю. О комическом. -М.: Искусство, 1957.
25. Борев Ю. Мир не умрет, если будет умирать от смеха. Курьер ЮНЕСКО, 1976, май.
26. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. — Л., 1978.
27. Введение в литературоведение. // Под ред. Г.И. Поспелова. -М.: Высшая школа. 1976.
28. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963.
29. Виноградов И. Искусство. Истина. Реализм. М., 1975.
30. Гамзатов Г.Г. Дагестан: Историко-литературный процесс. Махачкала: Дагучпедгиз. 1990.
31. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. — Махачкала: Дагучпедгиз. 1986.
32. Гей Н.К. Активность искусства социалистического реализма // Социалистический реализм сегодня: Проблемы и суждения. М.:'Наука. 1977.
33. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5. М.: Гослитиздат, 1937.
34. Горький М. Собрание сочинений, в 30-ти томах. Т. 26. — М.: Гослитиздат, 1953.
35. Демирчян Д. Мысли о литературе // Храпченко М.Б. Творческая инди-- видуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель,1979.
36. Добина Е. Жизненный материал и художественный сюжет. — Л.: Советский писатель, 1956.
37. Драгомирецкая Н.В. Стилевые искания в ранней советской прозе // Теория литературы. -М., 1965.
38. Катаев В. Разное // М.Б. Храпченко. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М : Советский писатель, 1970.
39. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987.39. ЛенинВ.П.С.С.Т. 49.
40. Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения // Новый мир. -М.,№9. 1969.
41. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1979.
42. Луговской Вл. Собр. соч. В 3-х томах. Т. 3. -М., 1989.
43. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. 1968.
44. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978.
45. Роллан Р. Собр. соч. в четырнадцати томах. Т. 13 // Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М.: Совет- ский писатель, 1970.
46. Рыленков Н. Традиции и новаторство. -М., 1962.
47. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
48. Словарь литературоведческих терминов. -М.: Просвещение, 1974.
49. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи // Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы. М.: Наука.
50. Тищенко Ф. Как учит писать Л. Толстой// «Русская мысль», 1963.
51. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М.: Художественная литература, 1977.
52. ЭльсбергЯ. Вопросы теории сатиры. -М., 1957.1. Специальная литература53. . Алиев X. Поэзия мысли и чувства // Литература Дагестана и жизнь. -Махачкала, 1978.
53. Алиханова А. Эволюция образа // Литературный Дагестан. Махачкала, 1975.
54. Ахмедов С.Х. Проза // Дагестанская литература. Закономерности развития 1965-1985 гг. Махачкала, 1999.
55. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60-70-е годы). М., 1980.
56. Бугров Б.С. Русская советская драматургия. М., 1981.
57. Гамзатов Р.Г. Гражданственность художественного творчества // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1978.
58. Гамзатов Р.Г. Попеть и воспеть величие лет. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.
59. Гамзатов Р.Г. Поэма «Горянка». — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1980.
60. Гамзатов Р.Г. Книга юмора и сатиры. М.: Молодая гвардия, 1986.
61. Гизатов К.Т. О развитии национальной формы литературы и искусства. -Казань, 1968.
62. Дагестанская литература. Закономерность развития 1965-1985 гг. Махачкала, 1999.
63. Дагестанская правда. 9 июня 1995.
64. Десницкий А. Два Крылова // И.А. Крылов. Басни. Л.; Лениздат, 1970.
65. Детская литература. Декабрь. 1983.
66. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшая школа, 1988.
67. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. М.: Наука. 1977.
68. Зульфукарова М.И. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965.
69. Зульфукарова М.И. Драматургия // Дагестанская литература. Закономерности развития 1965-1985 гг. Махачкала, 1999.
70. Кельбеханов P.M. С. Стальский. Традиции и новаторство. Махачкала, ИПЦДГУ. 1995.
71. Леонов Л. Советский писатель и современность. Собр. соч. Т. 7. —М., 1961.
72. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие // Гусейнаев А. Единство и национальное многообразие советской литературы народов Дагестана. Махачкала, 1973.
73. Магомедов Д.М. К проблеме интернационального и национального в художественной культуре // Вопросы дагестанской литературы. Т. II. Махачкала. 1973.
74. Магомедов Д.М. Развитие социальных, национальных, художественных культур. Махачкала: Дагучпедгиз. 1973.
75. Моруа А. Из «Писем к незнакомке» // Иностранная литература. 1974.1.
76. Мухамедова Ф.Х. Поэзия. // Дагестанская литература: закономерности развития.1965-1985. Махачкала: ДНЦ РАН, 1999.
77. Нагибин Ю. Литературные сказки зарубежных писателей. М.: Советский писатель, 1982.
78. Надъярных Н.С. «Время перечтений» // Способность к диалогу. -М., 1993.
79. Погодин Н. Собрание драматических произведений. Т. I. М.: Искусство, 1960.
80. Пономарева Н. // Радоева И. Красное и коричневое и другие пьесы. -М.: Прогресс. 1980.
81. Словарь литературоведческих терминов. -М.: Просвещение, 1974.
82. Советские писатели. Автобиографии: В 2-х т. Т. I. -М., 1959.
83. Сулейманов Э. В поисках точности // Литература Дагестана и жизнь. — Махачкала, 1978.
84. Султанов К. Человек в пути // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1978.
85. Султанов К. Эфенди Капиев, его личность и литературно-критические взгляды // Литературный Дагестан, 1975.
86. Султанова Г.А. Революции посвящается. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1981.
87. Султанова Г.А. Театральное искусство // Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941 гг. -М.: Наука, 1987.
88. Чехов А.П. Полн. Собрание сочинений и писем. Т. 14. М.: Государст- венное издательство художественной литературы, 1949.
89. Эвентов И. Остроумие схватывает противоречие (О некоторых вопросах теории сатиры) // Вопросы литературы, 1973. № 6.
90. Юсупова Ч.С. Поэзия. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1999.
91. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.
92. Юсуфов Р. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана // Вопросы дагестанской литературы. Т. II. — Махачкала: Дагестан- ское книжное издательство, 1973.1. Из неопубликованного
93. Алиев Н.И. Черный шарик. 1975.
94. Алиев Н.И. Чудесный лес. 1975.
95. Алиев Н.И. Эльдар и Патя. 1975.
96. Алиев Н.И. Отец застрелился. 1989.
97. Алиев Н.И. Трое на скамейке. 1989.