автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественное выражение женского идеала в чувашской литературе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Савельева, Вера Мефодьевна
Введение.
Глава I. Проблема образа женщины в чувашском литературоведении
Глава II. Эстетические традиции и художественные средства создания женского образа в чувашской литературе.
Глава III. Поиск идеала женщины в современной чувашской литературе.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Савельева, Вера Мефодьевна
Актуальность избранной темы. Значение художественного образа, как явления человеческой культуры, трудно переоценить. Образное творчество не только помогает людям понять мир в его многообразии, но и позволяет глубоко ощутить богатство человеческих чувств, дум, стремлений. «Научное изучение литературы и искусства, — пишет М.Б. Храпченко, — анализируя и обобщая процессы их роста, ставит своей целью также раскрыть природу, свойства основного способа эстетического освоения мира — художественного образа, выяснить те новые качества, которые он приобретает в процессе своей эволюции» [34, 3]. Однако теория здесь весьма ощутимо отстает от творческой практики, от требований времени. Автор исследования, ставя своей целью изучение природы эстетического идеала, стремится найти некоторые новые решения возникающих в этой области проблем, осознавая необходимость иного осмысления сущности художественного образа.
Проблема характера, а в купе с ним и проблема идеала, были и остаются одной из центральных проблем литературы. Художник именно через характеры, выступающие как диалектическое единство общего и конкретного, раскрывает сложные взаимоотношения в обществе, изображает интеллектуальный и эмоциональный мир современника, его идеал, мировоззрение — словом, всю эстетическую сущность «концепции человека», дает представление о своем «эстетическом вкусе». Вместе с тем, характер, как человеческая индивидуальность, в художественном произведении всегда выступает как выразитель национальных черт. Как замечает Е.Г. Яковлев в своем замечательном исследовании «Эстетика» (2002), этот вкус художника «формируется и развивается на основе эстетического идеала». В силу этого «эстетический идеал» выз ступает «как наиболее универсальная, всеобщая модель совершенного мира» не только характера (211). «Совершенный» этот мир чуваши традиционно осмысливают через образ женщины, но поиск идеала в таком направлении и аспекте не всегда и не во всем приводит к положительному обретению гармонического характера. Скорее, это очень часто связано с трагизмом сознания, как самих писателей, так и их героев. При этом следует иметь в виду, что с изменением обстоятельств, социально-общественных отношений изменяется и характер. Характер — категория историческая, в которой национальное неотделимо от социального. В то же время в психическом складе, духовном, национальном всегда есть неповторимо самобытное. Другая причина интереса к поставленной проблеме мотивирован ее малоизученностью. В трудах чувашских литературоведов рассматриваемый вопрос находит соответствующее осмысление лишь в контексте других общественно важных проблем, в ходе решения смежных и сопутствующих вопросов.
Проблема характера и идеала - это всегда и проблема художественного мастерства. Цель данной работы состоит в том, чтобы путем конкретного анализа произведений современной чувашской прозы раскрыть мастерство создания характера, поиски идеала нашего современника, показать искания новых форм, проследить, как новые обстоятельства рождают качественно новые отношения между людьми, новые черты героя, как игнорирование художественной специфики литературы, отражение правды жизни с правдой художественной приводит к описа-тельности, натурализму и схематизму.
В последние годы возрастающий интерес привлекает к проблеме ценностей — социальных, культурных, этических. Ценности литературы и искусства близко соприкасаются с ценностями эстетическими — теми особенностями явлений природы, бытия и поведения человека, которые вызывают у нас эстетические эмоции, чувство радости и большого душевного удовлетворения. В этом смысле небезынтересно обратиться к мнению JI.H. Столовича, который делает особый акцент на высказывании А.Ф. Лосева о том, что «всякий эстетический предмет есть некоторая ценность». (33, 447) Следовательно, идеал нельзя оторвать от проблемы ценности. Неспроста цитируемый ученый, развивая постулат Лосева, замечает: «эстетический предмет есть такое бытие, которое некоторым нормам осуществляется, но которое само по себе и есть норма для самого себя» (Там же). Все это склоняет диссертанта к необходимому развитию позитивного положения следующего исследователя поставленной проблемы, а именно В.Н. Хмары: «. Идеалы, - замечает он, - все таки не эстафетная палочка, их не передашь просто из рук в руки. Самые старые и, казалось бы, тысячекратно проверенные истины требуют не только доказательств заново, но во многом — новых доказательств. Естественно: у каждого времени особый облик, конкретный наглядный опыт, свой социально-нравственный свет» (40, 184). Каковым же должен быть идеал современности? Таким ли, каковыми являлись Нарспи К. Иванова, Елюк Ф. Павлова, Пинерби Николая Осипова? Естественно, нет. Каждое время, как указывается выше, пишет свой адекватный идеал. «Идеалы красоты прошлого, - как считает Н.В. Кашина, -уже не годятся для современного человека» (25, 126).
В то же время в современном мире заметно повысилось общегуманистическая значимость личности, и женщины в том числе. С изменением ее социально-активной роли и статуса в общественной жизни усилилась значимость героини в раскрытии идейной многогранности произведения. Женский образ в художественном творчестве стал напрямую связываться с проблемой идеала. Естественно, что каждая национальная литература ищет свой адекватный идеал. Интересно обратиться к высказыванию негритянского романиста Джона Олливера Кил-лепза: «Французам нужны были легендарные герои наподобие Жанны д Арк, чтобы разбудить в себе национальное чувство». Высказывание это наталкивает на весьма определенное размышление: очевидно, что эстетический идеал (в том числе и женский), непосредственно тесно увязан с национально-общественным сознанием (прежде всего с сознанием филолого-художественным). Действительно, почему для чувашей важны образы девушек, молодых женщин? Ряд этих образов и в самом деле показателен и очень характерен: это Нарспи (К. Иванов), Угахви (Ю. Скворцов), Саламби (А. Артемьев), Мерченби (Ю. Силэм).
Это обстоятельство побуждает исследователей большее внимание уделять связи женского образа с проблемой общественного идеала и нравственных ценностей. Данная проблема рассматривалась литературоведами под разными углами зрения. Появились интересные труды по антологии художественного героя (М.Б. Храпченко. Горизонты художественного образа, 1986; Г.Д. Гачев. Образ в русской художественной культуре, 1981; Г.И. Федоров. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов, 1996; Художественный образ в чувашской литературе и искусстве, 1987 и т. д.) и по поэтике отдельного произведения творчества художника. Однако в чувашском литературоведении все еще нет системного анализа данной проблемы. В проведенных ранее исследованиях не учитывалась сюжетообразующая (более того стилеобра-зующая) функция женского образа. В то время, как некоторые из исследователей (да и сами художники), отмечают, что в истории литературы практически нет или же очень мало произведений без героини, потому именно на ней лежит огромная идейно-смысловая нагрузка всего произведения.
Исследователь творческих поисков Ф.М. Достоевского Н.В. Кашина размышляет о факторах «положительной красоты» и «положительного идеала». Так называемая «положительная красота», скажем, у Ф. Достоевского «имеет нравственно-нормативный характер», между тем у JI.H. Толстого «положительная красота» совсем не «положительный идеал». «У Достоевского эстетическое часто служит выражением этического» (25, 127), «эстетический идеал был связан для него с общественным сознанием» (25, 131.)
Таким образом, становится ясно, что проблема эстетического идеала напрямую увязывается с проблемой нравственного идеала. Такие тенденции зримо улавливаются и в чувашской художественной литературе. Не есть ли это - стремление «положительную красоту» совместить с явлением «положительного идеала» женщины. Анализ показывает, что в нем, в этом идеале, эстетическое совмещается с этическим, традиционно-народное с современным. Вместе с этим, все эти стороны не являются следствием аморфности понятия идеала.
Интересно, что и Саламби, и Нарспи, и Угахви, и Мерченби, и Натали «это организующие центры художественной структуры произведения».
Отсутствуют монографические работы, рассматривающие эволюцию художественного бытия личности женщины-чувашки на совокупном материале чувашской литературы. Именно этим и обуславливается необходимость выбора данной темы и ее научная своевременность.
Злободневность исследования вызвана современными требованиями развития общества и литературы. В последние десятилетия литературоведы вырабатывают новую методологию анализа художественных произведений, разрабатывают новые критерии оценки развития национальных форм словесности. В данной работе предпринимается попытка дать адекватную картину современного состояния системы женских образов, выявить ее динамику их поэтического и национального своеобразия, проследить пути поиска идеала женщины в произведениях чувашских писателей.
В диссертации автор ставит цель показать эстетическое своеобразие функционирования женского образа в творениях чувашских писателей, выявить картину изученности проблемы в чувашском литературоведении и критики. Особое внимание в работе уделено выявлению национально-этнической особенности характера как существенного фактора самобытности всей системы героинь в литературе, эстетических традиций и художественных средств в создании женских образов в наиболее ярких произведениях чувашской литературы.
Многообразие новых героев в литературе свидетельствует о степени и характере самобытности художественных поисков писателей. Это побуждает исследователя анализировать произведение художественной литературы во взаимосвязи с типом художественного мышления художника. Такой подход позволяет получить более полное, чем прежде, представление о героине чувашской прозы. В ней исследователь ставит задачу проследить неповторимые черты индивидуального подхода к проблеме героя и идеала, к задачам отражения мира и человека. Названные аспекты побуждают диссертанта уделять больше внимания особенностям стиля и специфике мышления писателя. Отсюда вытекает необходимость выявления единства характера героини с мироосмыслением художника, изучение особой роли образа женщины в отображении жизни.
Научная новизна работы. Диссертация является первой в чувашском литературоведении попыткой изучения женского образа с точки зрения творческого поиска идеала писателем. Это позволяет полней осмыслить особенности функционирования эстетических процессов в их национальном своеобразии. В чувашском литературоведении поднимается вопрос об историческом генезисе женского образа, его развитии в неразрывной связи с жизнью народа.
Научная новизна исследования заключается и в том, что оно является первым монографическим исследованием концепции личности женщины в ее историческом развитии в национальной литературе. В нем проводится целенаправленное изучение образов художественной литературы, олицетворяющих различные социально-психологические, типы женщин, воплощающих в себе различные стихии — добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, света и тьмы, милосердия и жестокости и т. д.
Впервые данная проблема рассматривается с точки зрения достижений просветительского, романтического и реалистического методов отображения действительности. В связи с этим меняется суть анализа и оценки литературных произведений, по-новому рассматривается механизм метода критического реализма, его ценнности.
В диссертации рассматриваются многообразные женские типы, представляющие художественное отражение исторических условий жизни и мировоззрения чувашской женщины. Рассматривая образы героинь произведений чувашских писателей в сопоставлении с персонажами литератур других народов Поволжья (татарской, башкирской, марийской, мордовской и др.), автор выявляет их типологические и этнические различия, вызванные особенностями национальной жизни.
Пожалуй, в чувашской литературе нет ни одного значительного произведения, в центре которого не было бы образа женщины. Этим, в первую очередь, обусловлено наше обращение к исследуемой проблеме.
Методологической базой диссертации являются научные исследования ученых по теории и истории русской и советской литературы М.Б. Храпченко, А.Ф. Лосева, В.Н. Хмары, Л.Н. Столовича, М.М. Бахтина, Н.К. Гей, И.Ф. Волкова, В.Е. Хализева, В.И. Тюпа и др. Диссертант опирается и на труды региональных исследователей М.Я. Сирот-кина, Г.И. Федорова, Ю.М. Артемьева, Г.Я. Хлебникова, B.C. Эзенкина, Р. Баимова, М.Х. Гайнуллина, А. Каримуллина, К.К. Васина, А.А. Ва-синкина и др.
Ведущее место в исследовании занимают принципы системного, сравнительно-сопоставительного и исторического анализа предмета изучения, основываясь на которых диссертант изучает аналогичные художественные явления в литературах региона.
Материалом для диссертации послужили художественные произведения среднего жанра прежде всего современных чувашских прозаиков. Вместе с тем привлекаются повествовательные произведения чувашской прозы послевоенного периода и 60-70-х годов XX в., а также произведения писателей литератур Поволжского региона.
Практическое значение полученных выводов. Материал диссертации может быть использован при создании курсов лекции по истории чувашской литературы.
Основные положения и выводы могут быть использованы при написании учебников, учебных и методических пособий, разработке истории чувашской литературы. Диссертационная работа может служить также некоторым примером попытки историко-литературного и теоретического исследования отдельной проблемы художественной литературы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное выражение женского идеала в чувашской литературе"
Заключение
Литературный процесс — сложное явление. Каждый период вносит в литературу свое новое. И, естественно, этот процесс совершается не без опоры на прошедшее. Как отмечает литературовед Ю.Б. Кузьменко, в советской литературе есть два способа утверждения эстетического идеала в образе положительного героя. В первом случае — в характер сгущается атмосфера «буйно взвихренной действительности», он «формируется, крепнет, поднимается до осознания общенародных и общечеловеческих целей». Во втором случае перед нами уже «сформировавшийся героический характер». Задолго до революции оба эти пути были разведаны М. Горьким. В первые годы после Октября литература открывала их как бы заново. Мысль эта продуктивна для исследования и чувашской литературы. Такие герои, например, как Нарспи (из поэмы классика чувашской литературы К. Иванова), Саламби (из одноименной повести А. Артемьева) представляют собой «уже как бы и сформировавшийся» характер. «Буйно взвихренной действительностью» для чувашской литературы стала, например, Великая Отечественная война, которая во многом способствовала созданию героических характеров женщин в художественных произведениях. Так, образы Риммы Сурской (роман «Надежда» Л. Агакова) и Лизаветы Егоровны (рассказ «Лизавета Егоровна» М. Данилова-Чалдуна), сумевших одолеть смерть и ставшие предметом поэтического воплощения, по свидетельству Г.Я. Хлебникова, стали жемчужинами в галерее женских характеров чувашской военной прозы. В литературе 50-80-х годов, показывающей уже послевоенную жизнь, рождение и рост героического в характере женских персонажей отмечается весьма своеобразно. В этих произведениях больше проявляется «уже сформировавшийся героический характер», который интенсивно углубляется и расширяется писателем. Подобный подход к созданию женского образа наблюдается, как явствует из работ литературоведов Ю.М. Артемьева, Г.Я. Хлебникова, Г.И. Федорова, Е.В. Владимирова, критиков Ип. Иванова, Н. Григорьева, к примеру, в повести А. Артемьева «Саламби», а также в некоторых произведениях А. Емельянова, А. Талвира, В. Алендея, А. Эсхеля, Г. Ефимова, П. Афанасьева и др. Работая с готовыми героями и с готовыми ситуациями, писатели находят совершенно новые перспективы понимания эстетического идеала женщины. У каждого народа свой идеал женщины. Сегодня уже недостаточно изучения образа женщины в отдельно взятых произведениях. Необходимость поиска нового идеала подталкивает к системному анализу всей литературы. Назрела необходимость выявления той линии женских образов, которые представили и сконцентрировали в себе опыт и традиции предшествующих поколений, которые отвечают эстетическим требованиям не только времени своего создания, но и являются как бы неким ориентиром в претворении женских образов. Нарспи («Нарспи» К. Иванова), Саламби («Саламби» А. Артемьева), Угахви («Березка Угах» Ю. Скворцова) как раз и являются образцами идеального характера.
Как отмечают исследователи, если в образе Нарспи К. Иванов воплотил свои трагико-романтические чувства, то Саламби А. Артемьева отличается лирической окраской. Угахви Ю. Скворцова отличается глубокой национальной философией жизни и смерти, в Мерченби Ю. Силэм больше наблюдается психологический аспект становления характера. В этих условиях оправданными являются попытки выявления некоторых особенностей в толковании женского образа в литературной критике.
В чувашской литературной критике (Г.Я. Хлебников, Ю.М. Артемьев, С.А. Александров) послевоенных лет проблему женского образа в первую очередь связывали с повестью А. Артемьева «Саламби». Тем не менее, как отмечает критик Г. Хлебников, творческий путь Артемьева был достаточно сложным. В монографии «Чувашский роман» он замечает, что «Саламби.» А. Артемьева стала первым произведением, раскрывающим внутренний мир человека. «Радость жизни, красота будущего показана в образе Саламби. В ней радость, любовь каждого молодого человека. Ее нельзя не любить. Она скромная, нежная, умная, трудолюбивая. Она вся наша, вся истинная чувашская девушка. Девушка, родившаяся в советскую эпоху. В ней есть почти все, что нам нужно, что мы искали, ждали».
Многие качества характера, присущие таким героиням чувашской литературы как Нарспи, Пинерби, Селиме, Саламби присутствуют в образе Сухви (героини повести «Девушка из Сормы» Ю. Скворцова). Исследования Г.И. Федорова показали, что героини Скворцова, Угахви (повесть «Березка Угах»), Сухви (повесть «Девушка из Сормы») стали замечательным продолжением ряда классических по своим признакам образов женских характеров.
Как мы видим в исследовании, литература последних двух десятилетий открыла множества и оригинальных, и типичных для своего времени характеров. Это, с одной стороны, высоконравственные, крепкие духом и, и с другой стороны — бесхребетные и слабохарактерные. В литературной героине этого периода преобладает некая разрушающая сила, некоторый трагизм, ведущей неминуемой гибели и духовному разрушению.
Также из исследования видно, что в нем проводилось целенаправленное изучение образов художественной литературы, олицетворяющих различные социально-психологические типы женщин, воплощающих в себе различные стихии — добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, света и тьма, милосердия и жестокости. Впервые данная проблема рассматривалась с точки зрения достижений просветительского, романтического и реалистического методов отображения действительности. В связи с этим по-новому изучается механизм метода критического реализма, его ценности. Рассматривая образы героинь чувашских писателей в сопоставлении с персонажами литератур других народов Поволжья (татарской, башкирской, марийской, мордовской и др.), диссертант показал их типологические и этнические различия.
Наши исследования женского образа в чувашской литературе 1950-2000-х годов привели к следующим выводам:
1. У каждого народа свой идеал женщины, и история человечества отражается в том, какой люди видели женщину и какие мифы о ней рассказывают. Уже в давние времена в искусстве существовало два женских образа — Венера и Мадонна. Тема женственности и материнства вечна и имеет глубокий моральный смысл. Сегодня уже недостаточно изучения образа женщины в отдельно взятых повести, рассказе или романе. Необходимость поиска нового идеала подталкивает к системному анализу всей литературы. Появляется необходимость выявления той линии женских образов, которые вобрали в себя опыт и традиции предшествующих поколений, и которые отвечают эстетическим требованиям не только времени своего создания. Нарспи («Нарспи» К. Иванова), Саламби («Саламби» А. Артемьева), Угахви («Березка Угах» Ю. Скворцова) — это лишь очень
149 небольшая часть образов женского идеала, которые создала чувашская литература до настоящего дня. В то же время это еще и свидетельство постоянного поиска художником своего идеала женщины. Так в современной литературе такой героиней стала Мерченби («Грешница» Ю. Силэм).
2. О роли и месте женского образа в художественном произведении размышляет литературовед Г.И. Федоров в монографии «Поиск изящной словесности». Довольно подробно изучив творчество писателя Ю. Скворцова, он пришел к выводу, что в образе Сухви (героини повести «Девушка из Сормы») присутствуют многие качества характера, присущие также такими героиням чувашской литературы как Нарспи, Пинерби, Селиме, Саламби. Исходя из такого сходства, исследователь делает заключение: «несомненно, этот герой живет духом культуры истинной чувашской национальности. Такие образы, становясь символом культуры, еще до их появления в книге отдельного художника, приобретают соответствующую себе идейную и художественную оболочку» [131, 89].
Создание образа, образа нашего современника, который должен стать для всех добрым примером, идеалом, очень тяжелый, несказуемо ответственный, уважаемый труд для каждого писателя. Каждый растущий, развивающийся молодой человек ищет свой идеал — ив жизни, и в литературе, и в искусстве. И наша святая обязанность — показать такого идеального героя убедительным, показать таким, чтобы читатель верил, любил его. Именно такой путь идеала к читателю видит писатель А. Артемьев.
Во многих чувашских произведениях художественные импульсы, характер творческих поисков писателей направлены на обретение идеала женщины-чувашки — Саламби (Артемьев), Илемби (Айдаш),
150
Селиме (Ильбек) и т. д. «И это не удивительно, — пишет Г.И. Федоров, — резкий слом хода общественного развития (революция 1917 г., Отечественная война .) всякий раз является преддверием поиска романтических идеалов жизни. Действительно, почти все названные произведения написаны под воздействием именно таких социальных обстоятельств: «Нарспи» К. Иванова создается в период первой народной революции (1905-1907 гг.); Ильбек пишет действительность Селиме и Тухтара после войны, к этому же времени нужно отнести «Саламби» Артемьева; послереволюционные обстоятельства жизни вызвали появление драм Ф. Павлова и П. Осипова и т. д.» [130, 90-91].
3. В истории развития чувашской литературы 50-80-х годов отчетливо выделяются несколько периодов с устойчивой стилевой особенностью произведений. Так, в послевоенные и 60-е годы в литературе доминирует лирико-романтический стиль ("Не гнись орешник", "Саламби" А. Артемьева, "Где ты, море" Ф. Уяра"), в 70-х годах — философский ("Березка Угах", "Девушка из Сормы" Ю. Скворцова), а в 80-х годах — публицистический (произведения А. Емельянова, JL Таллерова), каждому из которых, естественно, соответствует свой тип героя и героини. Для творчества А. Артемьева характерно, кроме обсужденных выше, еще несколько приемов изображения героя. Сам писатель как-то сказал, что у его героев «есть специально описанный паспорт: как зовут, кто его родители, когда родился, сколько лет учился и другие сведения». Подобная паспортизация прослеживается и в повести «Саламби». Художник умело и живо описывает и портреты своих героинь, увязывает этот портрет с внутренним миром персонажа. Ничто не остается незамеченным: лицо, волосы, груди, руки, во что одета, как села, как задумалась и т. д. Однако для него это прямое дополнение к ее
151 внутреннему миру. В умении красиво и правдиво изобразить женский образ, таким образом, проявляется истинный талант писателя. Невозможно не остановиться на героическом образе Тани П. Хузангая. (поэма «Дочь родины»). Подвиг Тани изображается как проявление массового героизма многонационального советского народа. Эта идея охватывает читателя уже с первой главы, где широким планом дана картина Москвы в суровые дни осени 1941 года. Эта картина, хорошо представляет механизм изучения идеала мужественных девушек, противостоящих тяготам войны.
4. Развитие прозы в послевоенные годы помогает увидеть общую тенденцию всей нашей многонациональной литературы. Это — постепенное сближение литератур не только по тематическим проблемам, но и по некоторым средствам художественного изображения. Поэтому уместно изучение образов героинь произведения чувашских писателей в сопоставлении с персонажами литератур других народов (татарской, башкирской, марийской, киргизской и т. д.).
5. Рассмотрев принципы отображения женского характера в чувашской литературе, можно сказать, что в ней сформировались устойчивые методы и средства воплощения эстетического идеала национального характера и положительного героя. Для Артемьева, к слову, важно раскрыть идеальный характер через романтический контраст противостоящих героев, В. Алендей изучает своих героинь в социально-производственных отношениях, Юрий Скворцов ощущает, насколько тесно его женские характеры связаны с образом природы и т.д. Наличие образа женщины в любом случае склоняет прозаиков и поэтов к лиризму чувств, к различным отступлениям, к мягким и светлым краскам, к поиску разнообразный поэтики.
6. В чувашской литературе 1980-2000-х гг. мастера художественного слова оперативно и живо откликнулись на запросы и интересы новой эпохи, нового поколения, сохраняя при этом национальную самобытность и традиционность своих произведений и создаваемых героев. В последнее десятилетие в произведениях чувашских прозаиков особенно остро и часто поднимаются вопросы любви, человеческого счастья и сопутствующие им чувства. На первый план выходит проблема глубокого изучения человеческой души, т.е. изменения, которые связаны с такими качествами человеческой природы, как темперамент, возраст и характер. Потому и извечные проблемы литературы (любовные интриги, взаимоотношения в семье, чистота нравов, непростая судьба женщин) на современном этапе обретают свое новое толкование.
Как следствие этого, в литературе данного периода отмечается преобладание несчастных, страдающих женщин. Их судьбы очень часто складываются одинаково: непонимание, иногда и жестокость, любимого человека, мужа заставляют страдать, приводят к трагедии. Таковы судьбы героинь повестей JI. Сачковой «Ласточка моя, ненаглядная», В. Игнатьева «Нина, Клавье и Лариса», В. Алендея «Феодосия», А. Емельянова «Черные грузди» и др. Вместе с тем в литературе середины 80-х годов XX века особенно усиливается стремление писателей понять внутреннюю мотивацию поступков своих современников, усиливается познавательная и нравоописательная функция художественного творчества. Очень часто сюжетом для их произведений становится правдивая жизненная история, а прототипом героев — простой обыватель. К произведениям такого рода следует отнести малый жанр конца 80-х гг., писателей В. Петрова, В. Кузьмина, В. Алендея, Г. Ефимова. Тем не менее, литература не ставит перед
153 собой задачу создавать исключительно положительные герои. Целью художественного произведения является своевременное исследование мельчайших изменений в жизни и ее явлений. Литература, как ничто другое, подробно анализирует все новшества в нашей жизни: социально-экономические, политические и особенно духовно-нравственные. Изображение женщины как созидательного творца современного общества показали в своих произведениях писатели В. Эльби, В. Игнатьев, И. Лисаев, В. Петров, Ю. Силэм и многие другие.
7. Литература последних двух десятилетий открыла множество и оригинальных, и типичных для своего времени характеров. Но эпоха лирического героя, время романтических героинь А. Артемьева, В. Игнатьева уже прошло. Анализируя сочинения писателей X. Уяра, А. Емельянова, X. Агивера, Д. Гордеева, И. Лисаева, В. Петрова, В. Эльби, Ю. Силэм следует особо выделить то, что в их творчестве все сильнее звучит призыв к интеграции духовности и материальной культуры. Проблема поиска женского идеала в их произведениях рассматривается исходя из исторических условий и духовных традиций чувашского народа. Так, писательница Ю. Силэм свое понимание этих проблем в повести «Грешница» раскрывает через характер главной героини Мерчен Маргариты Марковны (вначале — адвоката, позже — прославленной на весь мир певицы). Через самое трудное — через испытание любовью проверяется характер Мерченби. И через многое (волнения, слезы, сомнения, боль) придется пройти героине, прежде чем она воссоединится со своим возлюбленным Сарри.
8. Бесспорно, женщина — хранительница очага. Именно на ней лежит ответственность за уют и тепло в доме, за добрые и сердечные отношения в семье, ответственность за завтрашний день и будущее для своих детей и все человечество. На женщину возложена миссия
154 воспитания, которое основано на лучших традициях национальной культуры и духовном богатстве чувашского народа. Такое видение роли женщины в семье и обществе наблюдается и в творчестве писателя В. Узьм. Особо выделяя женские характеры, раскрывая их взгляды на жизнь и смерть, любовь и ненависть, обряды чувашского народа, В. Узьм выражает свое понимание эстетического идеала. Женщина она не только мать для собственных детей, она родная мать для всей детворы на земном шаре. Вот что пишет, к примеру, литературовед В. Кожинов: «В реальной жизни каждый человек не просто совершает те или иные поступки», «он неразделимо связан сегодня с бытием своего народа и, далее, человечества»; «в незначительном проявлении нашей чисто «личной жизни» отражается, присутствует это громадное целое общее состояние мира». Представляется, что цитата эта предполагает и другое: «Искусство всегда призвано выражать, воплощать осваивать живую современность, быть насквозь современным». Эти высказывания В. Кожинова способствуют раскрытию характера современного литературного героя, в том числе и женского образа.
Список научной литературыСавельева, Вера Мефодьевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Литература по общим вопросам теории литературы и эстетики
2. Аникина А. Б. Значение и смысл художественного слова // Значение и смысл слова: художественная речь, публицистика. М.:Изд-во МГУ. - 1987.- 195 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: (Сборник избранных трудов) М.: Искусство. - 1979. - 423 с.
4. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит.-1986.- 541 с.
5. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М.: Высш. шк.-1989.- 160 с.
6. Белинский В.Г. Соч. А. Пушкина. М.-Л.: - 1949. - 416 с.
7. Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. 7. М.: Сов. Писатель. - 1955. -600 с.
8. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова (1840) // Введение в литературоведение. Хрестоматия. Сост.: П.А. Николаев и др.; Под ред. П.А. Николаева. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк. - 1997.-350 с.
9. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит.- 1988. - 462 с.
10. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Высш. шк.- 1975. - 276 с.
11. Введение литературоведение. /Под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Высш. шк. - 1988.-448 с.
12. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М.: Худ. лит. - 1985.- 186 с.
13. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Сов. писатель. - 1989. - 212 с.
14. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Высш. шк. - 1995. - 402 с.
15. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель. - 1988. -106 с.
16. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Часть I.' М.: Искусство. -1972. - 200 с.
17. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: -Искусство. - 1981. - 247 с.
18. Гегель Г. Эстетика. В 4-х тт. М.: Изд-во полит, лит. - 1968. - т. 1.300 с.
19. Гей Н.К. Художественность литературы.: Поэтика, стиль. М.: Наука. - 1975.-471 с.
20. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Лениздат. - 1979.- 400 с.
21. Горнфельд А.Г. О толковании художественного произведения (1912) // Введение в литературоведение. Хрестоматия / Сост.: П.А. Николаев и др.; Под ред. П.А. Николаева. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк. - 1997. - С. 251 -267.
22. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин A.M. Словарь по мировой художественной культуре. М.: Академия.- 2001. - 404с.
23. Гуляев Н.А. Теория литературы. М.: Высш. шк. - 1985. - 271 с.
24. Дремов Ан. Идеал и герой. М.: Просвещение. 1969.- 90 с.
25. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, познание, искусство. М.: Просвещение. - 1983. - 300 с.
26. Кашина М.В. Эстетика\Ф.М. Достоевского. М.: Высш. шк.- 1989. -288 с.
27. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.:Сов. Россия. -1990.-544 с.
28. Кривцун О. А. Эстетика. М.: Аспект-Пресс. - 1999. -432 с.
29. Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М.: Изд-во МГУ. - 1985. - 168 с.
30. Кузьменко Ю.Б. Мера истины // Введение в литературоведение. Хрестоматия / Сост.: П.А. Николаев и др.; Под ред. П.А. Николаева. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк. - 1997. - С.78 - 91.
31. Курляхдская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Г.М. Достоевского. М.: Просвещение. - 1988. - 256 с.
32. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - №8. - С. 58 - 72.
33. Маца И.Л. Об эстетическом идеале эпохи социализма. // Материалы по теории и истории искусства. М.: Изд-во полит, лит. - 1956. -С. 48 -62.
34. Столович Л.Н. Красота, добро, истина. М.: Республика. -1994. -464 с.
35. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. -М.: Просвещение. 1962. - 312 с.
36. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение -1976. — 298 с.
37. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение. - 1985.-208 с.
38. Тюпа В.И. Художественная реальность как предмет научного познания: Учеб. пособие по спецкурсу. Кемерево: Изд-во Кемерев. ун-та.- 1981.- 93 с.
39. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, Т.2. М.-Л.: - 1948. - 244 с.
40. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк. - 2000. - 399 с.
41. Хмара В.Н. Эстетический идеал и творчество. М.: Сов. писатель.-1983.-272 с.
42. Храпченко М. Б. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 4. -Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Худ. лит. - 1982.-479 с.
43. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худ. лит.- 1986.-439 с.
44. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4-е. М.: Худ. лит. - 1997. - 446 с.
45. Чернец JI.B. Персонаж // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебн. пособие /Л.В. Чернец, В.Е. Ханизев и др./ Под ред. Л.В. Чернец. -М.: Высш. шк.-2000. -С. 245-251.
46. Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики. -2002. - 464 с.1.. Критические статьи и литературоведческие работы по вопросам национальных литератур
47. Абрамов В.А. Сила слова и образа. Исследования и статьи на литературную тему. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та. — 1998.- 112 с. (На чув. яз.)
48. Агивер Х.В. Главный герой — молодежь // Родная Волга. 1984. -№8. - С. 46-47. (На чув. яз.)
49. Актуальные проблемы чувашской литературы: (сб.ст.)/НИИ яз., лит. истории и экономики. Чебоксары: НИИЯЛИЭ. - 1983. - 179 с.
50. Александров С.А. Мировоззрение повествователя в поэме "Нарспи" // Ялав. 1983. - №2. - С. 27-28. (На чув. яз.)
51. Алендей В. Задачи будущего // Знамя коммунизма. 1982. -Октябрь, 25. (На чув. яз.)
52. Алендей В. Цели будущего огромны // Лит. газета. 1982. - №35. -С. 24 -27.
53. Алендей В. Большие задачи будущего // Лит. обозрение. 1983. -№7. - С. 48-50.
54. Алендей В. До 14 часов 30 минут «Саламби» // Родная Волга. -1984. - №9. - С. 64-68. (Начув. яз.)
55. Артемьев А.С. Жизненная правда и писательское мастерство. Литературоведческие, критико-библиографические статьи и литературные портреты. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. 1984. -302 с. (На чув. яз.)
56. Артемьев Ю. К вопросу о художественном мастерстве К. Иванова в поэме "Нарспи". // Учен. зап. ЧНИИ, в. 49. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1970. -С. 24-37.
57. Артемьев Ю.М. Становление социалистического реализма в чувашской литературе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1977. -158 с.
58. Артемьев Ю.М. Долг человека. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1980.-89 с. (На чув. яз.)
59. Артемьев Ю.М. С кем борешься, герой?// Родная Волга. 1980. -№7.-С. 73-80. (Начув. яз.)
60. Артемьев. Ю. По зову уходящей далеко парус. (Психологизм произведений Ю. Скворцова.) Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1988.-74 с. (На чув. яз.)
61. Бабель А. Женщина и социализм. М.: Наука. - 1969. - 112 с.
62. Бабенко Н.И. Встречное течение. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во -1976.-335 с.
63. Баимов Р. Поискам нет конца. М.: Современник. -1980. - 204 с.
64. Байгушев А. Романтика современности. (Штрихи к эстетическому портрету литературы 80-х годов) // Критика и время. Литературнокритический сборник. / Сост. Н.П. Утехин. Л.: Лениздат. - 1984. -С. 242 -251.
65. Васин К.К Творческие взаимосвязи чувашской и марийской литературы // Чувашский язык, литература и фольклор. Вып. 1. -Чебоксары: НИИЯЛИЭ 1972. -С. 43 -57.
66. Вахитов А.Х. Башкирский советский роман. М.: Наука. - 1978. -242 с.
67. Владимиров Е.В. Чувашская проза послевоенных лет (1945-1953 гг.) // Ученые записки ЧНИИ, вып. 28. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1965.-С. 179-193.
68. Владимиров Е. Поиски положительного героя и образ коммуниста в послевоенной чувашской литературе//Чувашский язык, литература и фольклор. Сб. ст. ИНИИ, в 53. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1975.-С. 137-151.
69. Вопросы татарской литературы. /Сборник. — Казань: Татар, кн. изд-во.- 1970. 116 с.
70. Гайнуллин М.Х. Татарская литература 19 века. Казань: Татар, кн. изд-во. - 1975. - 308 с.
71. Горький М. Поли. собр. соч. в 30-и томах, т. XXII, М.: Сов. писатель. - 1955. - 445 с.
72. Григорьев А. К.В. Иванов — поэт, художник. // Ялав. 1965. - №5. -С. 26-29.
73. Гыбель А. Женщина и социализм. М.: Искусство. - 1959.- 112 с.
74. Дедушкин Н.С. Дорога жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во.1974.-254 с. (Начув. яз.)
75. Егоров Д.Е. Женщины-матери земли чувашской. Чебоксары: Чувашия, 1999.-211 с.
76. Женщины-матери. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во.- 1981.- 84 с.
77. Золотов И. Художественный мир К. Иванова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1979. - 79 с.
78. Золотов И. Поэтика К. Иванова. // Родная Волга. 1981. - №5. - С. 72- 77 (На чув. яз.).
79. Иванов И. Душа народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1972. -149 с. (На чув. яз.)
80. Иванов Ип. Кто он, герой? // Родная Волга. 1973. - №2. - С. 68-75. (На чув. яз.)
81. Иванов Ип. Если говорить о подлинном идеале. // Ялав. 1973. -№8.-С. 30-31. (Начув. яз.)
82. Иванов Ип. Литературные герои и их прототипы // Родная Волга.1975. №7. - С. 73-77. (На чув. яз.)
83. Иванов Ип. В поисках героя. // Дружба. 1976. - №23. - С. 92-104.
84. Иванов Ип. Живущие среди нас // Знамя коммунизма. 1982. -Июль, 4. (На чув. яз.)
85. Иванов Ип. Кто он — сегодняшний чуваш? // Родная Волга. 1983. -№4. - С. 59-63. (На чув. яз.)
86. Иванов Ип. О положительном герое. // Ялав. 1983. - №10. - С.24. (На чув. яз.)
87. Иванов И.И. Народный писатель Чувашии А.С. Артемьев. Жизнь и творчество. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1988.- 93 с. (На чув. яз.)
88. История марийской литературы. / Отв. редакторы К.К. Васин, А.А. Васинкин. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во. - 1989. - 432 с.
89. История татарской советской литературы.- М.: Наука. -1965- 577 с.
90. Канюков В. Наша литература // Молодой коммунист. 1972. - Март, 25.
91. Канюков В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1971. - 126 с.
92. Канюков В.Я. О чувашской литературе// Хыпар. Июль, 19. (На чув. яз.)
93. Канюков В.Я. Дело всех писателей// Шаги родной литературы. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1974. С. 142 - 167.
94. Кедрина 3. Женщина и октябрь. М.: Искусство. - 1979.- 98 с.
95. Кириллов Ю. Не могут матери иначе // Сов. Чувашия. 1993. -Март,6.
96. Классик чувашской поэзии. / Сб. ст. ИНИИ, поев. 75-летию со дня рождения К.В. Иванова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1966. -212 с.
97. Колесников Б. Светлый образ Саламби // Советская Чувашия. -1962.-Январь, 28.
98. Критика и время: Литературно-критический сборник. / Сост. Н.П. Утехин. Л.: Лениздат. - 1984. - 334 с.
99. Кузьмин А. И. Художественная проза С. Эльгера. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1961. - 162 с.
100. Кузнецов И. «Саламби» // Знамя коммунизма. 1957. - Январь, 5. (На чув. яз.)
101. Кузнецов И. Вопросы чувашской литературы и культуры. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. 1961. - 164 с. (На чув. яз.)
102. Лазарева А. Шире показывать образ героической женщины в литературе.// Ялав. 1963. - №8. - С. 7. (На чув. яз.)
103. Ламидзе Г. Интернациональные и национальные традиции // Вопросы лит. 1961. - №3. - С. 34-47.
104. Литературная газета. 1958. - Февраля, 15.
105. Любимова А. Сочинение на свободную тему. // Сов. Чувашия. -1993.-Март, 6.
106. Мышкина А.Ф. Традиции и в гостях не остаются дома (Или какие образы создает чувашская литература). // Родная Волга. 1999. -№9.-С. 58-59 (Начув. яз.)
107. Нарпи Е. О теме «женственности» в чувашской литературе. // Родная Волга. 2002. - №3. - С. 57-61. (На чув. яз.)
108. Никитин В. Классик чувашской поэзии К.В. Иванов. Учебное пособие. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1983. - 128 с.
109. Никитина И.М. Положительный герой в творчестве Золя. Постановка проблемы. // Образ героя — образ времени. Межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1984. - 136 с. - С. 60-71.
110. Никитин М. К. В. Иванов. // Лит. обозрение. 1940. - №21. - С. 4749.
111. Никифоров П. Жизнь женщины в поэме "Нарспи". // Коммуна Чувашии. 1940. - Август, 24. (На чув. яз.)
112. Никифорова В.В. Особенности художественной прозы Юрия Скворцова. Дисс. работа. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т. - 2002.189 с.
113. Павлов Н. Драматические элементы поэмы К. Иванова "Нарспи". // Учен. зап. ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, в. 13. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1961.-С. 16-24.
114. Павлов Н.С. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1970.- 146 с.
115. Павлов Я. Образ женщины в творчестве К.В. Иванова. // Коммуна Чувашии. 1940. - Октябрь, 19. (На чув. яз.)
116. Пархоменко М. Под знанием пролетарского интернационализма // Образ положительного героя в литературах народов СССР. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС. - 1962. - С. 3-45.
117. Патман И. Проблемы любви в чувашской литературе // Сунтал. -1927. №10.- С.3-4. (На чув. яз.)
118. Петров Ю. Девушка из Сормы // Родная Волга. 1959. - №3. - С. 98-99. (На чув. яз.)
119. Петрова Р. Н. Женщина и литература // Ялав. 1998. - №4. - С. 115118. (На чув. яз.)
120. Положительный герой. Какой он? // Ялав. 1983. - №6. - С. 24-27. (На чув. яз.)
121. Положительный герой современности: Каким он должен быть? Дискуссия за круглым столом // Родная Волга. 1985. - №3. - С. 61-65. (На чув. яз.)
122. Поэтика русской прозы XX века. Межвузовский научный сборник. Уфа.: Изд-во Башкир. Гос. ун-та. - 1995. - 98 с.
123. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Соч. в 3-х т. М.: Гослитиздат. -1954.-348 с.
124. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М.: - 1962. - т. 9.
125. Репин К.В. Единственный среди нас. Критико-библиографический очерк// Дружба. 1988.- №3, - С. 42-53.
126. Родионов В.Г. Идеал лирического героя нашего времени.// Ялав. -1976.- №10. С. 27-28. (На чув. яз.)
127. Родионов В.Г. Об авторстве книги «Чувашские разговоры и сказки» // Вопросы методы, жанра и стиля в чувашской литературе: Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1981.-С. 147-158.
128. Родионов В.Г. Чувашская литература и сегодняшний читатель // Молодость и мастерство. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1982. -С. 118-127. (Начув. яз.)
129. Родионов В.Г. Будет ли в литературе сонет? // Знамя коммунизма.- 1987. Декабрь, 12. (Начув. яз.)
130. Родионов В.Г. К вопросу о национальном самосознании чувашей в конце XIX-нач. XX века // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей: Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1989.-С. 63-74.
131. Родионов В.Г. Чувашская литература: вопросы истории и теории: Сб. статей. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1992. - 87 с.
132. Родионов В.Г. Чувашская литература. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1998. - 170 с. (Начув. яз.)
133. Родионов В.Г. Творческая история произведений К.В. Иванова. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та. 2000. - 36 с. (На чув. яз.)
134. Сироткин М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. 1956. - 351 с.
135. Сироткин М.Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. 1967. - 321 с.
136. Славин В. Пародии // Дружба. 1975. - №20. - С. 195.
137. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия.- 1980.-542 с.
138. Толстой JI.H. Собр. соч.: В 22 т. М.: Сов. писатель. - 1985.
139. Федоров Г.И. Психологизм в современной чувашской прозе // Чувашская литература: вопросы истории и теории. Сб. статей ЧНИИ.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во 1992. - С. 3-37.
140. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов: Монография. Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гум. наук. -1996.-304 с.
141. Федоров Г.И. Поиск изящной словесности. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1996. - 439 с. (На чув. яз.)
142. Харитонов В. Век "Нарспи" //Ялав. 1969. - №3. (На чув. яз.)
143. Хлебников Г.Я. Чувашский роман. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. — 1966.-211 с.
144. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1971. - 184 с.
145. Хлебников Г.Я. Костяк мастерства. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во.-1981.-96 с.
146. Хлебников Г.Я. Метод и мастерство. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1984.- 246 с.
147. Художественное мастерство чувашских писателей: (сб. ст.) /НИИ яз., мет., истории и экономики. Чебоксары: НИИЯЛИЭ. - 1986. -67 с.
148. Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. -Чебоксары: ЧНИИ. 1987. - 84 с.
149. Чехов А.П. Поли. Собр. соч. и писем. — М.: Сов. писатель. 1949. -512 с.
150. Чувашская литература: вопросы истории и теории. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1992.- 98 с.
151. Чувашская литература XX в. (1917-1922 гг.) Хрестоматия/ Составитель Г.Я. Хлебников. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. унта. - 1995. - 180 с. (На чув. яз.)
152. Эзенкин B.C. Путь к роману. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1976.-96 с.
153. Эзенкин B.C. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики. 1956-1970 годы. Учеб. пособие. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та. 1989. - 80 с.
154. Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики в 1917-1970-е годы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. унта. - 1992. - 200 с.
155. Эсхель А. Радость души // Ялав. 1955. - №2. - С. 27-29.
156. Эсхель А. Повесть о юности // Советская Чувашия. 1957. -Февраль, 16.
157. I. Художественная литература
158. Алендей. B.C. Наш дом. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1953 -48 с. (На чув. яз.)
159. Алендей B.C. Жаворонки поют в небе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1962. - 172 с. (На чув. яз.)
160. Алендей B.C. Пчелка золотая. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1964.-352 с. (На чув. яз.)
161. Алендей B.C. А ветлы все шумят. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1965.-212 с. (На чув. яз.)
162. Алендей B.C. Дует ветер склоняя травы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1969. - 255 с. (На чув. яз.)
163. Алендей B.C. Красивая ты, рябина. Авторизованный перевод с чувашского. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1971. -205 с.
164. Алендей B.C. Три солдата. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1973. - 192 с. (На чув. яз.)
165. Алендей B.C. Неугасаемая звезда. Чебоксары: Чув. кн. изд-во. -1976.-368 с. (На чув. яз.)
166. Алендей B.C. Слышен голос аиста. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1982. - 400 с. (На чув. яз.)
167. Алендей B.C. Желтый платок с золотистой бахромой. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. 1986. - 336 с. (На чув. яз.)
168. Алендей B.C. Три сына и три дочки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1988. - 384 с. (На чув. яз.)
169. Алендей B.C. Феодосия. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1991. -319 с. (На чув. яз.)
170. Аливанов А.В. Я рядом с тобой. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1976.- 128 с. (На чув. яз.)
171. Аливанов А.В. Журавлинный окрик дней моих. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1980. - 96 с. (На чув. яз.)
172. Антонов В. Тайное счастье //Ялав 2000. - №11. - С. 6-16. ( На чув. яз.)
173. Артемьев А.С. Саламби. / Авторизованный перевод с чувашского С. Трегуба. М.: Советская Россия. - 1960. - 131 с.
174. Артемьев А.С. Млечный путь. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1963.-248 с. (На чув. яз.)
175. Артемьев А.С. Яблоки в цвету /Перевод с чувашского A.M. Чистякова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1970. - 184 с.
176. Артемьев А.С. Зеленое золото. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1972.-200 с. (На чув. яз.)
177. Артемьев А.С. Седая девушка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1974.-232 с. (На чув. яз.)
178. Артемьев А.С. Избранные. I том. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во.- 1986.-302 с. (На чув. яз.)
179. Артемьев А.С. Избранные. II том. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во.- 1986.-383 с. (На чув. яз.)
180. Артемьев А.С. Саламби. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1991. -254 с. (На чув. яз.)
181. Артемьев А.С. Звездный дождь. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1995.-368 с. (На чув. яз.)
182. Гамзатов Р. Две шали. -М.: Советская Россия. 1971.- 365с.
183. Емельянов А.В. Капля звезды. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1963. - 16 с. (На чув. яз.)
184. Емельянов А.В. Разлив Цивиля. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1966.-296 с. (На чув. яз.)
185. Емельянов А.В. Не ради славы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1971.-208 с. (На чув. яз.)
186. Емельянов А.В. Здравствуй, поле мое / Авторизованный перевод с чувашского С.И. Шуртакова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1973.-312 с.
187. Емельянов А.В. Лист липы округла. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1976. - 192 с. (На чув. яз.)
188. Емельянов А.В. В засушливый год. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1977.-288 с. (На чув. яз.)
189. Емельянов А.В. Не ради славы /Авторизованный перевод с чувашского С.И. Шуртакова. М.: Советская Россия. - 1978. - 448 с.
190. Емельянов А.В. Год тринадцать месяцев/ Перевод с чувашского С.И. Шуртакова. М.: Современник. - 1980. - 378 с.
191. Емельянов А.В. Черные грузди. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1981.-424 с. (На чув. яз.)
192. Емельянов А.В. Черные грузди: Повести и рассказы /Авторизованный перевод с чувашского. М.: Сов. писатель. -1984. - 304с.
193. Емельянов А.В. Колокольчики. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1987.-414 с. (На чув. яз.)
194. Емельянов А.В. Тепло старика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1990.-382 с. (На чув. яз.)
195. Емельянов А.В. Имя. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1992. -479 с. (На чув. яз.)
196. Ефимов Г. А. Соловей на ветке. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во.1990.- 320 с. (Начув. яз.)
197. Игнатьев В.Г. Где же ты, моя любовь? Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1990. - 255 с.( На чув. яз.)
198. Краснов Г.В. Прожитого не пережить. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1979.-448 с. (На чув. яз.)
199. Краснов Г.В. К счастью три версты. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1983. - 487 с. (На чув. яз.)
200. Краснов Г.В. До и после сорока. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1985.-336 с. (На чув. яз.)
201. Кузьмин В.П. Дубрава. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1986. -144 с. (На чув. яз.)
202. Лисаев И.И. Рябина, рябинушка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во.1991.-432 с. (На чув. яз.)
203. Петров В.П. Гость. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1990. - 304 с. (На чув. яз.)
204. Петровская Н.А. Честь. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1973. -192с.
205. Петровская Н.А. Черный ангел. Чебоксары: Чув. кн. изд-во. -1999.-271 с. (На чув. яз.)
206. Сачкова JI.H. Ласточка моя, ненаглядная. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1996. - 158 с. ( На чув. яз.)
207. Силэм Ю.А. Хлеб с медом. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1989. -156 с. (На чув. яз.)
208. Силэм Ю.А. Костер на снегу. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1990.-62 с. (На чув. яз.)
209. Силэм Ю.А. Старая дева. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1993. -223 с. (На чув. яз.)
210. Силэм Ю.А. Швы на сердце.// Ялав. 1998. - №8. - С. 11-45; №9.-С. 49-84. (На чув. яз.)
211. Силэм Ю.А. Грешница. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1999. -400с.(На чув. яз.)
212. Симунов Н.В. Первые звезды. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1986.- 175 с. (На чув. яз.)
213. Скворцов Ю.И. Красный мак. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1962.- 172 с. (На чув. яз.)
214. Скворцов Ю.И. Красный мак. / Перевод с чувашского Мустафина Я.М. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1976. - 175 с.
215. Скворцов Ю.И. Человеческое тепло. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1978. - 192 с. (На чув. яз.)
216. Скворцов Ю.И. Священный огонь. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1982. - 271 с. (На чув. яз.)
217. Скворцов Ю.И. И все стало иным. / Перевод с чувашского В. Ткаченко. М.: Современник. - 1985. - 320 с.
218. Скворцов Ю.И. Березка Угах. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -1993.- 511 с. (На чув. яз.)
219. Хузангай П.П. Избранное Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во.- 1958. -218с. (На чув. яз.)
220. Чувашская современная проза. Антология. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1986.-359 с.
221. Эльби В. Первая любовь. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1993.196 с. (На чув. яз.)
222. Эльмен У. Спасу тебя, Вероника. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 2001. - 206 с. (На чув. яз.).