автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественные и жанрово-стилевые поиски в прозе Х. Ашинова 60-х г. г.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные и жанрово-стилевые поиски в прозе Х. Ашинова 60-х г. г."
На правах рукописи
РГ6 ОД
з о т пВ '
Нехай Тамара Алиевна
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ПОИСКИ В ПРОЗЕ X. АШИНОВА 60-Х Г.Г.
10.01.02 — Литература народов Российской Федерации
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Майкоп-2000
Работа выполнена на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета
Научный руководитель — доктор филологических наук,
, профессор У.М. Панеш
Официальные оппоненты — доктор филологических наук,
профессор, академик АМАН А. А. Схаляхо,
кандидат филологических наук, доцент М.Н. Хачемнзова Ведущая организация — Кабардино-Балкарский
государственный университет
Защита диссертации состоится « ,¿7^ » ^fcfic fJiJi^
¿■С v ^
2000 г. в 40 часов на заседании Диссертационного совета К 064.89.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Адыгейском государственном университете по адресу:
352700, г.Майкоп, ул.Первомайская 208, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Адыгейского государственного университета.
Автореферат разослан 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент
Л.И. Демина
Lases. = Ab^irJ <-{Aujййо <э х. S34i 0
Общая характеристика исследования
Изучение творчества известного адыгейского прозаика Хазрета Ашинова приводит к выводу, что художественно-эстетические и жанро-во-стилевые поиски писателя наиболее четко и в законченном виде проявились именно в 60-е годы. Как известно, в этот период в общественной жизни страны начал происходить объективный процесс обновления и перемен, затронувший все стороны многогранной действительности. Адыгейская художественная литература, как и вся отечественная, среагировала сразу на зги изменения. И освобождаясь от тяжкого груза ограничительных норм и канонов, сковывавших в прошлом ее естественное движении, она выходит на новый уровень и путь развития.
Однако нельзя утверждать, что литература в одночасье взяла в своем движении «разбег». Напротив, после поворота наступил в ней период напряженных поисков. Перед писателями встали сложные задачи, решение которых требовало не каких-то неожиданных рывков, а исключительного напряжения, глубокого осмысления происходящих изменений. Самое главное заключалось в том, чтобы литература, продолжая углублять и развивать те положительные тенденции, которые уже к этому времени наметились, открывала для себя все новые жанровые, тематические, стилевые и другие возможности на основе новых культурно-эстетических концепций. Важно, что новописьменная литература к этому времени уже имела значительный творческий опыт, накопленный в предыдущие периоды, чтобы справиться успешно с этими задачами.
Жанровые и структурно-стилевые поиски адыгейской прозы, отразившие общие типологические особенности нового этапа развития отечественной литературы, нашли яркое выражение в творчестве Хазрета Ашинова. Молодой писатель создал собственный прозаический стиль, отличающийся мягким и тонким лиризмом, юмором, характеризующий-
ся многотональностью и мягким переливом. Пройдя через все, так называемые «малые формы» прозы, овладев жанром повести в ее самых разных стилевых воплощениях, X. Ашинов уже в 60-е годы подходит к сложной эпической форме — лиро-эпическому роману. Позже писатель работает над этим жанром весьма успешно и создает ряд произведений, ставших, как и рассказы, и повести, явлением, обогатившим существенным образом жанр романа в литературах народов Северного Кавказа.
В диссертации последовательно прослеживается эволюция этих жанров, подвергаются анализу отдельные художественные явления и творчество в целом.
Характеризуя научно-теоретическое содержание диссертации, необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство: впервые в научной практике осуществлено исследование подобного рода на языке оригинала — адыгейском, т.е. на том языке, на котором писал автор. Естественно, что такой опыт был сопряжен с немалыми трудностями, связанными с практическим освоением литературоведческой терминологии, использованной нами как необходимость в постижении творческой индивидуальности Хазрета Ашинова.
Поскольку некоторые литературоведческие термины употребляются в диссертационной работе на родном языке впервые, мы не претендуем на безусловное и окончательное признание их логически и теоретически оформленными, определившимися. Это и понятно, т.к. научная терминология в своем дальнейшем практическом применении будет по возможности изменяться, обогащая содержание.
Обобщая, таким образом, все, что проделано в науке по изучению творчества писателя, диссертант включает в работу текстологический литературоведческий материал на родном для автора языке. Систематизация и включение этого большого материала в научный обиход делает
анализ более достоверным, значительно расширяет представление о писателе и его месте в национальном художественном процессе.
Актуальность темы исследования. Творчество Хазрета Ашинова является одним из самых заметных явлений адыгейской литературы. Поэтому понятен интерес, который проявляется к нему. По его прозе написано большое число работ и статей, в которых обнаруживаются различные подходы и методы ее изучения. С учетом этого мы избрали объектом исследования эволюцию творчества писателя в один из самых плодотворных периодов в его деятельности — 60-е годы.
Это десятилетие было особенно успешным для писателя. Для этого времени характерны активные поиски новых художественно-эстетических концепций. Постоянная работа над совершенствованием своего мастерства принесла достаточно весомые результата. В самом деле, именно в это время сформировались в его творчестве рассказ, повесть и роман как подлинно художественные жанры, как литературные создания. Изучение этой проблемы может потому иметь теоретическое и практическое значение при создании истории жанров в новописьменной адыгейской литературе, при исследовании литературных традиций и их влияния на современную прозу. Работа может также отразить идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений прозаиков-шестидесятников, отличающихся специфическими чертами, характерными для изучаемого «нового» периода.
Появление работы, написанной не по переводам, а на языке оригинала, т.е. на том языке, на котором написаны произведения Ашинова, является также новым. В связи с этим вводится впервые в такую работу и адыгская литературоведческая терминология.Все это делает исследование необходимым и актуальным.
Целью работы является исследование творческой эволюции Хазрета Ашинова по первоисточникам. Вместе с тем в задачу исследователя
входит изучение художественно-эстетических и жанрово-стилевых поисков писателя в контексте сложного литературного периода 60-х годов, поскольку расцвет его творчества падает на это десятилетие.
Возникает, таким образом, необходимость проследить за тем, как автор, художественно исследуя современную реальную действительность и показывая человека времени с его нравственными качествами и духовными потребностями, создавал, с одной стороны, соответствующие изобразительно-выразительные приемы, характеризующие его индивидуальные особенности как писателя, а с другой, как он своим творчеством выразил общие, типологические особенности искусства и литературы этого особого периода в развитии отечественной истории.
Задачи исследования. Для более полной реализации выдвинутой в диссертационной работе проблемы мы поставили перед собой следующие основные задачи:
- изучить жизненную и творческую биографию прозаика Хазрета Ашинова с целью выяснения места и значения его как прозаика в литературе 60-х г.г.;
- проследить за эволюцией жанров прозы в его творческом наследии, начиная от первых очерков до повестей и романов;
- выявить степень самостоятельности и типологической связи Хазрета Ашинова с устным народным творчеством и традициями предшественников;
- изучая эволюцию формирования художественных принципов X. Ашинова, выявить наиболее характерные черты движения писателя к вершине своих творческих достижений;
- обобщив все это, охарактеризовать результаты художественно-эстетических и жанрово-стилевых поисков X. Ашинова в контексте литературы 60-х годов.
Методологической и теоретической основой реферируемой диссертационной работы являются, прежде всего, выработанные литературоведческой наукой и эстетикой общетеоретические положения и идеи. Наряду с этим автор опирается на научно-теоретические работы разных типов, принадлежащие перу М. Бахтина, А. Бочарова, Б. Храпченко, Ю. Суровцева, Г. Поспелова, И. Золотусского, А. Огнева, Т. Ломидзе, С. Николаева, Ф. Кузнецова, Г. Белой, В. Саватеева, Г. Курляндской, А. Нинова, Э. Шубина, В. Васильева, И. Дедкова и др.
По изучаемой проблеме большую помощь оказали исследования известных специалистов, работающих над проблемами адыгейской и отечественной литературы. К ним принадлежат: Л. Бекизова, А. Схаляхо, М. Кунижев, К. Шаззо, X. Баков, У. Панеш, X. Тлепцерше, Р. Мамий, М. Хачемизова и др. В диссертации автор обращается к работам Е. Шибинской, Г. Куваевой, X. Тлепцерше, Ф. Хуако и др., посвященным конкретным вопросам по творчеству X. Ашинова.
Степень научной новизны. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется творчество X. Ашинова целостно и последовательно в контексте литературы 60-х годов.
До данной диссертации наследие писателя не было изучено в таком плане. Этим продиктовано то, что художественно-эстетические и жан-рово-стилевые поиски X. Ашинова прослеживаются на большом фактическом материале и с точки зрения того, как творчество писателя вписывается в литературный процесс указанного периода.
Теоретическая и практическая ценность работы. Значение данной работы в творческом плане заключается в том, что она дает представление о том, как в результате творческих поисков X. Ашинова, связанных с художественно-эстетическими и жанровыми концепциями, обогащалась литература. А исследование этого процесса восполняет тот очевидный пробел, который существует в нашей литературоведческой
науке по проблеме литературного развития 60-х годов. Кроме того, в ней характеризуется тот вклад, который сделал X, Аншнов в поисках эстетических и художественных решений в исследовании характера современного героя.
Результаты работы могут быть использованы достаточно широко при создании истории адыгейской и отечественной литературы. Они могут войти также как учебный материал в курсы лекций по истории отечественной и мировой литературы. Ими могут пользоваться в школах и средних учебных заведениях, где изучаются адыгейская и отечественная литературы.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры литературы и журналистики и кафедры адыгейской филологии Адыгейского государственного университета. Материалы исследования освещались на внутривузовских научных конференциях. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора.
Структура исследования. Характер исследования, цели и задачи определили следующую структуру диссертации: введение, две главы, заключение и библиография.
Основное содержание работы Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема исследования, характеризуется ее научная новизна, рассматриваются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; раскрываются теоретическая и практическая значимость, методологическая основа, отражаются апробация и внедрение полученных результатов.
В первой главе «Особенности формирования жанра рассказа в творчестве ХАшинова 60-х гг» рассматриваются общественно-исторические, культурные истоки и собственно литературные факторы, сформировавшие творчество X. Ашинова 60-х г.г. Расширение темати-
ческого диапазона и многообразие художественных форм стало характерной чертой новой эпохи, провозгласившей идею о «самоценном значении отдельной личности». Заметный поворот к проблемному и эстетическому многообразию проявляется в историко-революционной прозе, в прозе на тему войны и в произведениях, посвященных современной тематике. Диссертант дает в этом плане краткий анализ литературной ситуации, характеризует наиболее показательные произведения - «Абрек» Т. Керашева, «Воз белого камня», «След человека» А. Евтыха, «Человек дважды не рождается», «Тропы из ночи» И. Машбаша и др.
Решение самых сложных задач, поставленных временем, начинается все же с обновления мобильных и оперативных жанров рассказа и повести. Эта общая закономерность отечественной литературы отражается и в адыгейской прозе. Сложные искания, углубленные в нравственном отношении «человековедческие» художественные исследования ведут к работе над жанром рассказа и «маленькой повести», в которых авторское, лирическое начало выступает на первый план. Дальнейшее развитие таких жанров идет по пути создания более сложных синтезированных в структурно-стилевом отношении форм.
В развернувшийся в 60-х годах процесс обновления и расширения творческого потенциала писателей разных стилевых направлений и индивидуальностей Хазрет Ашинов вошел с уже наметившимся лиро-эпическим пристрастием. Будущий большой и своеобразный художник в начале своего творческого пути пробовал себя достаточно успешно в различных литературных жанрах: стихах, басне, очерке в газетах, поэме. Во многом благодаря им определилось направление его таланта - приверженность к лиро-эпическому типу художественного мышления.
Примечательны в этом отношении две его поэмы, написанные в начальный период творчества, - «Настоящий друг» и «На могиле друга». В этих произведениях сливаются и взаимодействуют два начала, но доми-
этих произведениях сливаются и взаимодействуют два начала, но доминирует все же лирический элемент, проступающий все явственнее сквозь сюжетные конструкции поэм. Стихи и басни тоже обладают этой особенностью. Иначе говоря, эти произведения сыграли определенную роль в формировании лирической прозы X. Ашинова - многие приемы и художественные детали из первых творений вошли в нее. Например, сопоставляя его басни с некоторыми рассказами, написанными им несколько позже, убеждаешься в их типологической близости друг к другу по разным признакам.
Имея в виду это, Е.П. Шибинская пишет: «Строгость композиционных построений, лаконичная емкость диалогов, краткость фразы, умение наметить образ двумя-тремя штрихами - эти особенности басенного жанра оказали влияние и на прозу X. Ашинова. Рассказы «Кукушка», «Шестьдесят девять», «Городской житель» кажутся развернутыми баснями»1.
Кроме того, имело большое значение и то, что писатель глубоко знал адыгский фольклор, владел тонким и мудрым юмором, острым и сильно и ярко звучащим словом, любил краткий, но содержательный народный язык. Из жанров устного народного творчества были наиболее близки ему такие жанры, как новелла и басня. Отточенный, не допускающий лишних слов и пустых выражений язык и лапидарная, но глубокая по содержанию форма этих жанров оказали на писателя заметное влияние и помогли создать такую же емкую индивидуальную стилистику.
Жанр рассказа занял в дальнейшем в творчестве писателя доминирующее положение, хотя автор уже в 60-х годах работал увлеченно и над другими, более объемными, произведениями - повестью и романом. Писатель никогда не отодвигал жанр рассказа на второй план. Поэтому
' Е.П. Шибинская. Хазрет Ашино». УЗ АЛИИ. Литература и фольклор. Т. VI. Краснодар, 1968. С. 153.
в предлагаемой главе подробно прослеживается путь «вхождения» писателя в прозу через рассказ. Действительно, сосредоточившись в начале своей литературной деятельности на этой жанре, а потом, продолжив свою работу над ним в 60-е годы, он утвердил в адыгейской литературе новый тип рассказа, доведя свое мастерство рассказчика до совершенства.
Для изучения художественных, жанрово-сталевых особенностей этого жанра привлекаются произведения, вошедшие в следующие книги: «Деревья на ветру» /»Жьыбгьэм хэт чъыгхэр»/, 1960; «Весенние вечера» /»Гъэтхэ пчыхьэхэр»/, 1962; «Две полосы», 1963; «Калина» /«Зэрджаехэр»/, 1966; «Зафак» / «Зэфак1у»/, 1968; «Совесть» / «Къэрар»/, 1970. Следует заметить, что автор часто в одном сборнике помещал вместе с рассказами и повести. Наряду с этим для выявления истоков формирования рассказа анализируются первые его литературные опыты, которые появились в периодической печати еще в 50-е годы. К ним относятся такие очерки, как: «Насыпым ылъалс / «Корни счастья»/, «Гу-хэлъыш1у» / «Добрые намерения»/ и др. Эта произведения имели большое значение для становления рассказа. В них представлен большой и богатый жизненный материал, интересные наблюдения автора за жизнью и делами аульчан, о которых он рассказывал то в коротких зарисовках, то в довольно простых и лаконичных описаниях. В них обнаруживаются и небольшие, весьма «замкнутые» сюжеты.
Публикации, в которых сливались черты очерка и рассказа подготавливали переход Ашинова к другому жанру. Таким образом, в своих творческих поисках X. Ашинов убедился, что ему необходимы были примечательные признаки очерка - злободневность, открытость, конкретность, краткость мысли, тесная связь с реальностями. Эти черты отличают во многом и его рассказы.
и
В поисках современного героя, отличающегося сильным характером, мужеством, жизнестойкостью, писатель обращается не только к современности, но и к военной тематике. В этом мы находим типологическую связь не только с «Сестрой партизан» Т. Керашева, «Бесстрашием» и «Бураном» Дм. Костанова, но и с произведениями кабардинского писателя А. Шортанова «Знамя героев» и «Записки офицера», с военными рассказами К. Симонова, В. Быкова и др.
В цикл рассказов на эту тему входит целая серия произведений X. Ашинова; «Брат и сестра», «Хасан и Хусен», «Старые раны» и др. Они строятся на воспоминаниях, неожиданных встречах и т.д. Рассказ «Брат и сестра» построен на том, что из города в аул приезжает инженер Данил Якимчук, который в доме заведующей фермы Сафиет рассказывает хозяйке о том, как его, раненого, вынесла с поля боя женщина - она спасла ему жизнь. За это он назвал ее своей сестрой. Позже оказывается, что эта женщина сидит сейчас перед ним.
«Старые раны» - один из самых глубоко психологических рассказов этого цикла. Драматическое напряжение, психологизм, усложненная сюжетная основа, убедительная мотивировка действий героев - черты, характерные для этого рассказа. Война для героя рассказа давно закончилась, однако она оставила глубокий след в его душе, в его жизни. В соответствии с замыслом X. Ашинов в этом произведении использовал самые различные художественные приемы - воспоминание, противопоставление, разные планы изложения. Чередование прямого рассказа от третьего лица и лирического комментария помогает автору преодолеть традиции и создать более емкий художественный рисунок.
В главе подвергаются тщательному анализу не только отдельные произведения, появившиеся в печати в разное время в периодике /в альманахе «Дружба», в газете «Социалистически Адыгей»/, но и сборники, определившие эволюцию прозы Ашинова. Художественно-эстетический
опыт, полученный в результате интенсивных поисков в сборниках «Спутники» и «Свет», имел большое значение для дальнейшего развертывания жанровых возможностей рассказа.
Безусловно, обращение писателя к военной и революционной тематике было не случайным. Писатель видит неразрывную связь времен и хорошо понимает, что прошлое является частью современной реальности и оно определяет поступки, психологическую жизнь современного героя. Эта глубокая философская мысль формирует не только судьбы персонажей, но и становится основой для новых коллизий, сюжетных ходов и, в целом, композиционного строя произведений. С этим связано и то, что автор протягивает нить от этих, так называемых «военных» рассказов, к современности.
Диссертант считает, что поворот к современной тематике и ее качественно новое отражение произошел в сборнике «Деревья на ветру» (1960). Не случайно то, что писатель назвал сборник так же, как и рассказ, обращенный к современным морально-этическим проблемам. Вошедшие в сборник произведения свидетельствуют о возросшем индивидуальном мастерстве автора, о том, что он обладает собственным голосом.
Такие же тенденции просматриваются и в сборнике рассказов "Весенние вечера" (1962), в котором в центре внимания ставятся раздумья и духовные искания современного молодого человека. Показательно, что в трактовке молодежной темы писатель находит новые мотивы, сложные коллизии, формирующие новую композиционную и стилевую структуру произведения.
В таких рассказах, как "Старики и молодые»" и "Хариет", автор показывает разные отношения героев к жизни, раскрывает конфликт между старым и новым восприятием мира, между отцом и сыном. Анализ этих рассказов и многих других, которые вошли в эти книги, убеждает в
том, что Х.Ашинов в первых своих произведениях отводит лирическому герою небольшое жизненное пространство. Мир чувств героя оказывается зачастую ограниченным. Нередко персонажи с их переживаниями и интересами повторяют друг друга, как бы дублируя уже известные мотивы и коллизии. Со временем писатель преодолевает эту ограниченность. Внутренний мир героя от рассказа к рассказу углубляется и усложняется, герой заметно меняется, приобретает индивидуальные черты и выростает в самостоятельный художественный образ.
Об этом свидетельствуют рассказы, вошедшие в такие сборники, как "Калина", "Соседи", "Бусинка", "Деревья на ветру", "Шестьдесят девять" и мн.др. Мы видим, что эти рассказы подготовили почву для появления в творчестве писателя новых жанровых образований — сначала синтезированной психологической повести, а затем мифологизированного «краткого романа» характеров и проблем.
Вторая глава «Эволюция жанров повести и романа в творчестве ХАшинова 60-х гг.» посвящена формированию в творчестве X. Ашинова жанров повести и романа в 60-е годы. Движение малых жанров к более крупным жанрово-композиционным, синтезированным формированиям стало типологической особенностью отечественной литературы этого времени. Поиск новых художественных возможностей для отражений существенных перемен в жизни отличает и X. Ашинова. "Стремление к глубокому постижению действительности, широким обобщениям заставило Х.Ашинова обратиться к повести. Работа над этим жанром потребовала поисков в организации сюжета, в композиции образов, системе изобразительных средств"1,- пишет Е. Шибинская.
Жанровые и структурно-стилевые поиски X. Ашинова опирались, прежде всего, на современную культурно-историческую ситуацию. Имеется в виду обращение к субъективно-повествовательным формам, ли-
1 Шибинская Е. П. Хазрет Ашинов Н УЗ НИИ. Литература и фольклор. У1. Краснодар. 1968. С. 157
рическому началу, за которым стояла обновленная идея о «самоценном значении личности». Писатель исходил в этом плане и из сложившихся в адыгейской литературе традиций. Имеются в виду традиции, заложенные А. Евтыхом в повести «Мой старший брат» и активизировавшиеся во всей литературе в конце 50-х в начале 60-х г.г. Структурообразующим началом в творчестве X. Ашинова становятся, таким образом, лирический элемент, «повествование сердца», которые во взаимодействии с другими эстетическими формами образуют оригинальные жанрово-стилевые границы. Более того, «активизация лирического направления» в современной адыгейской прозе, давшая новый толчок развитию литературы, связывается многими исследователями с именем X. Ашинова.1
Лирический персонаж писателя в то же время постоянно нуждался в обновлении. Тиражирование героя, опирающегося только на личный эмоциональный опыт, обедняло его духовный мир, со временем ограничивало его горизонт. Потребность в более широком охвате жизни, пространственно-историческом показе реальности требовала соединения лирического, субъективного восприятия и эпического элемента. Такая традиция складывается в произведениях X. Ашинова постепенно, эволюционным путем.
Повесть "И зимой гром гремит", вышедшая в 1958 г., явилась результатом новых художественно-эстетических поисков автора. События, положенные в основу сюжетного действия, относятся ко времени революции—накануне ее свершения и после. Герой повести крестьянский мальчик Тимлог /Тимлэгьу/ ассоциируется с образом Мурата из "Моего старшего брата" А.Евтыха. Автор психологически тонко показывает то, как через сознание аульского мальчика проходят противоречия времени. В этом проявляется индивидуальное решение Ашиновым этой, по сути дела, избитой темы, от которой затем он отошел надолго.
1 См.: Тлспцсршс X. На пути к чрелостн. Краснодар. 1991. С. 10.1
В повести "Первый день" Х.Ашинова поставлена также вовсе не новая тема - она связана с колхозной жизнью. Герой - молодой человек, колхозный агроном Джанхот, которого автор показывает в первый день его пребывания в колхозе. Как видим, писатель нарочито ограничивает место и время действия героя — один день, в колхозе. Все свое внимание автор сосредоточивает на раскрытии реакции молодого агронома на то, что он увидел в это г день в колхозе. Герой не выражает своих эмоций, не вступает в конфликт с руководством по поводу колхозных дел, в то же время с помощью косвенных деталей писатель психологически достоверно воспроизводит трудную жизненную ситуацию.
Во второй повести "Камни на дороге" (1963) автор идет также в глубь темы, обнаруживая при этом стремление найти новые возможности в раскрытии характера молодого человека. В отличие от героя повести "Первый день" (1960), аульский парень Смель, работающий трактористом, показан в иных пространственно-временных измерениях. Он много испытал в жизни, преодолел немало трудностей. Его отношение к людям потому оказывается непростым, он пытается разобраться в них, понять их положительные и отрицательные качества, чтобы выяснить их суть. Писатель стремится показать не только переживания героя, но хочет разобраться в их социальном происхождении. Попытка осмысления социальных истоков характера, его связей со временем, историей углубляет содержание повести. Автор таким образом стремится расширить рамки повествования, придать большую значимость персонажу. Показательно и то, что в центре повествования появляется драматическая фигура, неоднозначно воспринимающая окружающую реальность. А это требовало гибкой стилевой манеры, что могло изменить жанровые границы произведения.
Диссертант исследует в работе то, как постепенно от повести к повести обогащается художественная палитра Х.Ашинова, как жанр повес-
та наполняется новыми художественно-эстетическими и жанрово-стилевыми находками. Это приводит к тому, что повесть автора приобретает большую художественно-эстетическую значимость. Со временем границы этого жанра раздвинулись и приблизились к более развернутой и широкой форме, к лиро-эпической разновидности романа. Уже в середине 60-х годов выходит в свет первый роман писателя "Всадник переходит бурную реку" /1966/, затем - "Водяной орех" (1967).
Романы Х.Ашинова, можно сказать, выросли из его повести. Повесть его к этому времени уже обладала устойчиво сложившимися художественными индивидуальными чертами, которые позволяли писателю углубить и продолжить жанровые поиски в другой плоскости, на другом художественно-эстетическом уровне. Опираясь на уже достигнутое в повести, используя ее традиции, Х.Ашинов создал "свой" роман, отличающийся оригинальными жанрово-струкгурными формами и глубиной психологического анализа. Если говорить о художественной индивидуальности Х.Ашинова, то писатель должен был сохранить и продолжить в романе субъективный, лирический элемент как формообразующее начало. В действительности так оно и произошло.
Роман "Всадник переходит бурную реку" стал в этом смысле новым явлением не только потому, что писатель выступил в новом для себя амплуа - как романист, хотя и это неопровержимый факт. Главное было то, что он сохранил и углубил дальше завоеванные в повести художественные ценности. В повестях Ашинов применял различного рода поэтические средства, которые давали ему возможность углубиться в образ героя, постигнуть психологические корни изучаемых коллизий жизни, а также лирическую глубину переживаемых героем чувств. К ним относятся, прежде всего, приемы рассказа-исповеди, дневника главного липа (персонажа или самого автора-героя). Для автора стала характерной и тенденция передоверять рассказ другому, третьему лицу, близкому по
духу самому писателю. Художник мог идти в своем повествовании и по сложному пути - он соединял разные формы изложения, образуя плотный и эффективный художественный рисунок.
В романе «Всадник переходит бурную реку» обращает на себя внимание тот факт, что повествование строится необычно. Оно как будто идет от третьего лица, но порой трудно различить голос автора и главного действующего лица. Внешне роман рассказывает о простых вещах, об обычной аульской жизни, к которой автор обращался не раз и которую он прекрасно знал. В романе по традиции представлены разные типы людей. Это Шарабук, старик с большим жизненным опытом, повидавший в жизни достаточно много - отсюда его мудрость, умение разбираться в человеческих отношениях; завмаг Индар, любитель "зеленого змия", Русиет и Лаурсен Коноковы, Дзетль Борен, бывший мулла Губ-жук и др.
Однако в так называемую колхозную тему вплетается другая тема, тема интеллигенции, тема назначения науки и нравственной ответственности ученого. Кстати, X. Ашинов разработал впервые в адыгейской литературе такую проблематику. Ее автор решает на образе героя сложного, неоднозначного, на образе Лаурсена Конокова. Писатель пытается, таким образом, "захватить" большой жизненный материал, поставить фундаментальные проблемы, в том числе и о месте национальных традиций, на истолковании которых как раз и потерпел жизненное поражение главный персонаж.
Изображая непростые коллизии и мотивы и стремясь придать им большую значимость, общечеловеческое звучание, автор переносит их в аллегорический план. Такой подход определил активные жанровые и структурно-стилевые поиски. Тенденция «краткости» сохраняется. Объем произведения ограничивается за счет исключения развернутых биографий, описаний обстановки, пейзажей и второстепенных деталей.
X. Ашинов сосредоточивает свое внимание на исследовании душевных движений, внутреннего состояния человека. События и сама реальность подаются таким образом, что они пропускаются через индивидуализированное сознание лирического персонажа, героя сложного, ошибающегося и идущего к правде бытия через сложнейшие страдания. Это усиливает психологический анализ.
Концентрации поэтической мысли способствует далее введение в конкретно-реалистический рисунок фольклорно-мифологизированной коллизии. Этот многоуровневый аллегорический рисунок осложяется еще раз. В повествование включается романтическая линия, связанная с легендой о сказочной девушке Адыиф. Так создается концентрированный и непростой для восприятия, но необычный и выразительный в ху-дожествешюм отношении текст современного романа.
Одним из художественных приемов Х.Ашинова становится и символика. Это видно и по названиям приведенных здесь двух романов -"Всадник переходит бурную реку" и "Водяной орех". В первом романе Всадник - это символ "настоящего мужчины". Во втором - "Водяной орех" - это символика настоящего искусства, подлинного, настоящего таланта. Водяной орех по-адыгейски называется "аштрам". Аштрам, как объясняет автор, водяной орех "с твердой кожурой, острыми шипами на ней и нежной, сладкой сердцевиной". Так и искусство - очень нелегко достигнуть его вершин, овладеть его секретами, потому что оно требует больших усилий. Но оно приносит радость тому, кто сумел отдать ему все свои силы.
Таким образом, формирование жанров рассказа, повести и романа в творчестве Х.Ашинова происходило в постоянных поисках, в поисках новых художественно-эстетических и жанрово-стилевых возможностей. Появление субъективно-повествовательных форм лирической и лиро-эпической, поэтически концентрированной прозы у адыгейского писа-
теля отразило общие закономерности исторического развития литературного процесса 60-х г.г., движение к многообразию форм и стилей, к освобождению личности от авторитаризма и догматизированных подходов.
В Заключении подводятся итоги исследования, обобщаются результаты анализа. Отмечается,что Хазрет Ашинов - один из самых ярких и талантливых адыгейских прозаиков, творческая деятельность которого выразила особенности одного из самых ярких этапов обновления и развития отечественной литературы. Талант писателя ярко проявился в формировании жанров прозы. Введение в повествование лирического начала и активизация за счет этого психологического анализа способствовали обогащению различных жанров и созданию новых их видовых структур. Дальнейшая эволюция творчества, связанная с соединением лирического элемента и эпического начала, позволила создать сложные по своей структуре синтезированные жанровые образования. Таким образом, художественно-эстетические и жанрово-стилевые искания писателя оказались не только плодотворными, они отразили типологические особенности важнейшего современного периода развития отечественной литературы. Потому творчество X. Ашинова оказало сильное влияние на дальнейшее развитие адыгейской литературы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Роль фольклорно-этнографического начала в прозе X. Ашинова 60-х годов // Филологический вестник. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. С. 54-58,- (На адыг. яз.).
2. Значение ретроспекции в прозе X. Ашинова // Филологический вестник. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. С. 58-61. - (На адыг.яз.).
3. Особенности героя в рассказах X. Ашинова начала 60-х годов. // Труды докторантов, аспирантов и соискателей. - Майкоп: Ред.-изд. отдел АТУ, 2000. - В производстве, 3 машинописных стр.
4. Особенности повестей Хазрета Ашинова 60-х годов // Труды докторантов, аспирантов и соискателей. - Майкоп: Ред.-изд. отдел АТУ, 2000. - В производстве, 3,5 машинописных стр.
АВТОРЕФЕРАТ
Отпечатано издательством Адыгейского государственного университета. Подписано в печать 12. 10 00 г. тираж 100 экз.
Список научной литературыНехай, Тамара Алиевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Литература народов Карачаево-Черкессии. Концепцияхудожественного развития: Сб. ст. -Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ истории, филологии и экономики, 1990. -233с.
2. Литературный процесс и творческая индивидуальность: Сб. ст.-Кишинев: Кишин. гос. пед. ин-т,1990. -167с.
3. Личность писателя и его творчество: Межвуз. сб. науч. трудов. -Волгоград: Волгоград, гос. ун-т, 1990.-152с.
4. Липин С. Сквозь призму чувств: О лирической прозе.-М.: Сов. писатель, 1978. -288с.
5. Лободов В. "Война окончилась во мне": Размышления о повестях военного детства, и не только о них.// Подъем.-1991 .№8. -С. 222-230.
6. Макаров А. Серьезная жизнь // Знамя.-1961 .-№1 .-С. 188-211.
7. Мамий Р. Вопросы изучения современного романа // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Вып. I. -Майкоп, 1977.С. 19-42.
8. Мамий Р. К проблеме типологии и периодизации адыгских литератур // Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии: Тезисы докладов. -Майкоп: АГУ, 1998. -С.54.
9. Мамий Р. Человек и война // 50 лет Великой Победы: Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в апреле 1995 года. -Майкоп: Меоты, 1996. -С. 65-91.
10. Машбаш И. Адыгейская советская литература на современном этапе: Доклад на отчетно-выборном собрании писателей Адыгейской автономной области к \/1-му съезду писателей РСФСР.-Майкоп, 1985. -26с.
11. Мелешин С. Герои и манекены // Лит. Россия. -1964. 26 июня.
12. Овчаренко А. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-85 г.-М.: Современник, 1985. -464с.
13. Огнев А. Русский советский рассказ 50-70-х годов. -М.: Просвещение, 1978.-206с.
14. Ожегов С., Шведова Н. Словарь русского языка. -М.: АЗЪ,1995. -928с.
15. Оскоцкий 3. Историзм и история // Едиство: Сборник статей о многонациональной советской литературе. -М.: Худож. лит., 1972. -С. 143-202
16. Очерки истории кабардинской литературы. -Нальчик: Эльбрус, 1968.-302с.
17. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. -Майкоп, 1990. -277с.
18. Панеш У. Характеры и конфликты // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Майкоп, 1988. -С. 117-131.
19. Панков А. Вечное и злободневное : Современная проза: конфликты темы, характеры. -М.: Сов. писатель, 1981. -386с
20. Пархоменко М. Многонациональное единство литературы. -М.: Просвещение, 1978. -287с.
21. Парамонов Б. Конец стиля. -СПб: Алтея; М.: Аграф, 1997.-449с.
22. Парамонов Б. То, чего не было: "оттепель" и 60-е годы // Звезда.-1998. №10. -С.198.
23. Писатель в литературном процессе: Межвуз. сб. науч. трудов.-Вологда: Волог. ГПИ,1991. -145с.
24. Плоткин Л. Литература и война. Великая Отечественная война врусской советской прозе. -М.-П: Сов. писатель, 1967. -358с.
25. Подзорова И. Корни и побеги: Проза 60-70-х годов.-М.: Московский рабочий, 1979.-216с.
26. Поспелов Г. Эстетическое и художественное. -М.: МГУ 1965. -360с.
27. Прекраснее в образном мире произведения: Межвуз.сб.науч. трудов. -Сыктывкар: СГУ, 1994. -144с.
28. Проблемы адыгейской литературы и фольклора.- Вып.г.Майкоп, 1979.-168с.
29. Проблема взаимодействия метода, стиля жанра в советской литературе: Сб. науч. трудов. Свердловск: Свердлов, гос. пед. ин-т, 1990.-148с.
30. Проблемы русской советской литературы. 50-70-е годы.-Л.: Наука, 1976.-324С.
31. Проблемы традиций и новаторства русской и советской прозы: Межвуз. сб. науч. трудов. -Нижний Новгород: Нижегород. гос. пед. ин-т, 1990.-156с.
32. Развитие традиций и формирование жанров в советской литературе: Межвуз. сб. науч. трудов. -М.: Моск.обл. пед ин-т, 1991.-108 с.
33. Реализм: жанр и стиль: Сб. науч. трудов.-Фрунзе: Киргиз, гос. ун-т, 1990.-147с.
34. Реализм и художественные искания XX века: Сб.ст.-М.: Наука, 1969. -306с.
35. Роговенко В. С жизненных позиций // Адыгейская правда. -1976.-18 июля
36. Роман и повесть в классической и современной литературе: Межвуз. науч. -темат. сб. -Махачкала: Даг. гос. ун-т, 1992.-106с.
37. Саватеев В. Человек среди людей. Герой современной прозы: жизненная позиция и нравственный идеал // Лит. газ. -1980. -21 мая. -С.6.
38. Синенко В. Эволюция художественного сознания в литературе 60-х годов // Поэтика русской прозы XX века. -Уфа, 1995.-С. 123135.
39. Современная советская проза: Учеб.пособие. -М.: МГУ, 1990,-185с.
40. Современный роман: Опыт исследования. М.: Наука, 1990. -185с.
41. Сулина Т. Художестенная роль ретроспективной композиции в романе // Вопросы композиции в зарубежной литературе : Сб. науч. трудов. -М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина, 1983. -С. 83-94.
42. Суровцев Ю. О стилевых течениях и "национальных стилях" в советской многонациональной литературе // Единство: Сб. ст. о многонациональной советской литературе, 1972. -С. 31-73.
43. Султанов К. Преемственность и обновление (Современная проза Северного Кавказа и Дагестана). -М.: Знание, 1985. -64с.
44. Сучков Б. Движение жизни движение литературы II Лит. газ. -1961.-15 августа.
45. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. -Майкоп: Адыгейское отд-ние Краснодар, кн. изд-ва, 1988. -284с.
46. Сюжет и мотив в контексте традиции: Сб. науч. трудов. -Новосибирск: Ин-т филологии, 1998. -264с.
47. Теракопян Л. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты. -М.: Худож. лит., 1984. -367с.
48. Тимофеев Л. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. -448С.
49. Типология литературного процесса и творческая индивидуальность: Межзуз. сб. науч. трудов. Пермь: ПГУ,1994. -184с.
50. Тлепцерше X. Иначе не стоит писать // Советская Адыгея. -1995.-29 декабря. -С.5.
51. Тлепцерше X. На пути к зрелости. -Краснодарское кн. изд-во, 1991. -175с.
52. Толгуров 3. В контексте духовной общности: (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа). -Нальчик: Эльбрус, 1991.-285с.
53. Трифонов Ю. Возвращение к "prosus" // Вопр. лит. -1969.-№7. -С.6.
54. Тхагазитов Ю. Эволюция художественного сознания адыгов (опыт теоретической истории: эпос, литература, роман).-Нальчик: Эльбрус, 1996. -256с.
55. Тхакушинов А. В зеркале социологии: социологические истоки зарождения и формирования новописьменного художественного слова. -Майкоп: МГТИ, 1995. -272с.
56. Урусбиева Ф Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. -Нальчик: Эльбрус, 1972,- 174с.
57. Урусбиева Ф. Самый рабочий жанр: (Заметки о современной балкарской повести) // Эльбрус, -1988.-№1 .-С. 99-104.
58. Утехин Н. Черты неповторимого. -М.: Современник, 1980. -207с.
59. Федь В. В зеркале малой прозы. -Шумень: Аксиос,1995. -159с.
60. Фидарова Р. Герои, характеры, жизнь. -Орджоникидзе: Ир, 1990.-239с
61. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. -М.: Лабиринт, 1997,-445с.
62. Фоменко Л. В великом потоке: Советская литература в 1960 году. -М.: Знание, 1961 .-48с.
63. Фоменко Л. Черты времени. Идеи и характеры в прозе 60-х годов. -М.: Сов. писатель, 1970. -295с.
64. Хапсироков X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1964. -142с.
65. Хачемизов Б. Они перешли бурную реку // Адыгейская правда.-1967.-12 февраля. -С.З.
66. Хачемизова М. Особенности реалистического стиля Т. Керашева в изображении человека // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Вып. 7. -Майкоп, 1990. -С. 40-66.
67. Хмара. 3. Эстетический идеал и творчество: Монография. -М.: Сов. писатель, 1983. -271.
68. Хмельницкая Г. В глубь характера: О психологизме в современной советской прозе. -Л.: Сов. писатель, 1988. -253с.
69. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М.: Худож. лит. 1977. -446с.
70. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1982. -416с.
71. Хуако С. Нравственно-этическая проблематика и художественные искания адыгейской прозы 60-70-х годов. (На материале творчества Т.Керашева, А.Евтыха, Х.Ашинова): Диссертационная работа на соискание ученой степени канд. филолог, наук. -Майкоп, 1996.
72. Бак1 о Хъ. Адыгэ литературэр непэ // Зэкъошныгъ. -1995. -№1. -Н. 106-111.
73. Бахъукъо Е., Лъэпц1эрышэ Хъ., Хъут Щ. Литературам итерминхэмк1э гущьИалъ. Мыекъуапэ: Адыгэ Республикэм итхылъ тедзап1,1994. -248н.
74. Бэрэтэрэ Хь. 1эшъынэ Хь. 'Жьыбгъэм хэт чъыгхэр" // Социалистическэ Адыгей. -1961. -Декабрэм и 16.
75. Ергъукъо Щ. Шъыпкъэныгъэм икъэтхыхьан // Зэкъошныгъэ. -1992. -№3. -Н. 106-111.
76. Жак1эмыкъо 3. Щэрыуагъэм изы шъуаш // Адыгэ макъ.-1997. -Ноябрэм и 6. -Н.7.
77. Жэнэ Къ. Тищы1ак1э иусак1у // Социалистическэ Адыгей. -1976.-Январым и 24.
78. Къуекъо Н. "Орэдусхэр" // Социалистическэ Адыгей. -1974,-Сентябрэм и 11.
79. Къуекъо Н. Писателым ынэ чанк1э // Социалистическэ Адыгеи.-1964. -Мартым и 6. -Н.2.
80. Къуныжъ М. Адыгэ литературам ехьыл1эгъэ гупшысэхэр. -Мыекъуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзап1эм и Адыгэ отделение, 1968. -126н.
81. К1ык1 3. Л1ыхъужъ лъагъохэр // Закъошныгъ. -1990. -№1 Н. 69-73.
82. К1эсэбэжъ К., Кощбэе П. Зигъо хъугъэ "Зэрджаехэр" // Социалистическэ Адыгей. -1966. -Ноябрэм и 13.
83. Лъэпц1эрышэ Хъ. Жанрэм игъунапкьэхэр // Зэкъошныгъ. -1988.2. -Н. 57-62.
84. Лъэпц1эрышэ Хъ. Литературам щыхьэк1агъэп щыбысымыгъэ нахь // Зэкъошныгь. -1995. -№4 -Н. 145-152.
85. Лъэлц1эрышэ Хъ. Щы1эныгъэр алъапс // Адыгэ макъ. -1996. -Январым и 4.
86. Мамый Р. Адыгэ романым игъогу. -Мыекъуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзап1эм и Адыгэ отделение, 1977. -176н.
87. Мамый Р. Гуфэбэныгъ // Адыгэ макъ. -1996. -Январым и 4.
88. Мамый Р. Уахътэм ихъишъэ 1отак1у // Зэкъошныгь. -1976. -№1 -Н. 78-87.
89. Пэнэшъу У. Амалык1эхэм якъэк1уак1 // Зэкъошныгь. -1992. -№1 -Н.110-114.
90. Пэнэшъу У. Зы лъапсэ къик1ыгъэх. -Мыекъуапэ: Адыгэ Республикэм итхылъ тедзап1, 1995 -340н.
91. Пэнэшъу У. Зэманымрэ къэгъэлъэгъок1 э амалхэмрэ // Зэкъошныгь. -1994. -№3. -Н. 135-144.
92. Пэнэшъу У. Лъэгап 1 эм ек1 урэ гьогур // Адыгэ макъ. -1986. -Январым и 31.
93. Пэнэшъу У. Шъыпкъэныгъэм фэбэнэрэ героир // Зэкъошныгь. -1985.-№3. -Н. 107-110.
94. Пэнэшъу У. Традициехэмрэ амалык1эхэмрэ. -Мыекъуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзап1эм и Адыгэ отделение. 1984.-175н.
95. Пэнэшъу У. Ц1ыфык1эм икъэгъэлъэгъон пшъэрылъ ин // Социалистическэ Адыгеи. 1984. -Ноябрэм и 24.
96. Тхьэркъохъо Ю. Аштрам II Зэкъошныгь. -1969. -№1. -Н. 29-31.
97. Хьэдэгъэл1э А. Адыгэ прозэм инэшаныш1у // Социалистическэ Адыгей. -1974. -Январым и 11.