автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Художественный мир абхазской прозы 60-80-х годов

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Хибба, Людмила Арзаметовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Владикавказ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Художественный мир абхазской прозы 60-80-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественный мир абхазской прозы 60-80-х годов"

од

)Н да

На правах рукописи

ХИББА ЛНДМИЛА АРЗАМЕТОВНА €

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР АБХАЗСКОЙ ПРОЗЫ 60 - ВО-х ГОДОВ

10.01.03'. - литература народов АВТОРЕФЕРАТ

ДИССВРТ,-'- .-: !-: СОИСКЭНИВ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

кйнй«,-. ' Филологических наук

Владикавказ - 1995

Работа выполнена на кафедре истории литературы Абхазского государственного университета им. К.Горького

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: кандидат филологических наук« доцент

Салака» Ш.Х.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор филологических наук, профвсса

' Салагоева З.М.

кандидат филологических наук, доцент " Зухба С.Л.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Научно-исследовательский институт

абхазского языка и литературы им.Д.Гул

Защита диссертации состоится " ^ /¿-У С'ддд год

в_ часов на заседании специализированного совета при

Северо-Осетинскон государственной университете ии.К.Л.Хвтагурова

ПО ЗДРВС^* 362025 , Владикавказ,

ул.Ватутина, 46

С диссертацией ножно ознакомиться в библиотеке университ

Автореферат разослан " ЛЯ"_Л1995 г.

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ специализированного совета, кандидат Филологических наук

КАНТЕМИРОВА Р-С-.

Как известно» нравственное здоровье общества, та атмосфера, которую зовут духовный климатом и в которой живут ушли, в немалой степени определяется состоянием литературы и искусства. Литература Ж века каждого народа отражала большие политические события эпохи, рассказывала о судьбах человека в указанных событиях, а судьбах общества, целых народов. Новейшие национальные литературы, такие разные по многим параметрам (национальный, уровню развития, степени художественности и др-), отражали основные этапы развития своих народов-С13 Литературные произведения становились своеобразной летописью каждой страны, отражая основные этапы их развития, судьбы общества и человека»

Указанное положение в сеязи с изучением абхазской литературы нуждается в уточнении. Как известно, революция застала культуры народов, населяющих прежнюю Россию, в самом различном состоянии. Одни народы уже имели многовековые литературные традиции, другие могли гордиться своим фольклором, третьи только получили писменность. Власти обусловили соединение этих самых различных по национальному составу, возрасту в структуру - многонациональная литература- Потребовалось время, большие усилия, чтобы обеспечить "ускоренное" развитие этих разноуровневых явлений. Предполагалось, что не теряя своего национального лица, литературы начнут развиваться как единые по идеалам, устремлениям, произойдет т.н. "выравнивание" литератур■

Истоки абхазской литературы наметились еще до 1917 года. Усилиями ряда больших ученых и краеведов-энтузиастов [П.Услар, И-Бортоломей, К-Иервашидзе, К.Мачавариани, Н.Джа-нашиа и др.) к концу "IX - н&чалу XX века была создана абхазская азбука- В этих условиях особо следует отметить деятельность Дмитрия Гулиа, который стал основоположником абхазской литературы: первая книга его стихотворений, изданная г Тифлисе в 1912 году на абхазском языке, стала вехой зарождения абхазской литературы»

ИЗТиноФеев Л-И- Основы теории литературы- - И.,Просвещение, 1971 , стр. 234.

Д.Гулиа являлся сыном своего народа, глубоко знал егс горести и радости» его чаяния и ожидания. Поэтому ему былс что рассказать - его произведения стали энциклопедией абхазской жизни своего времени. Другим источником его творчества стало хорошее знание Фольклора« Для него творчестве А.Пушкина, М-Лермонтова, И.Руставели, А.Церетели, К./<ет&гу-рова и др. имело большое значение, он познакомился с ^ирог поэтических образов, умением прикоснуться к роднику нарддно« поэзии, усвоил идеи сочувствия к страданиям народа. \

Знал Д.Гулиа и восточные литературы, хорошо был знаэЦ)? с произведениями западноевропейских писателей. \

Так начиналась абхазская художественная словесность). ' Национальные литературы после революции стремились с сжатые сроки наверстать упушеное, "удивляя мир своим развитием" (И.Анисимов, Н.Надьярных , В-Шадури и др.). Эти рл^ве будто сказаны об абхазской литературе. Уже к концу 20-х дов она находилась на уровне» характерном для общего состоя^ ния национальных литератур. Продолжавшийся процесс "выравни^ вания" литератур, взаимосвязи и взаимообогащенив литератур, стали постоянными Факторами роста и развития абхазской лите^ ратуры«С23 С одной стороны, все более общими становились многие закономерности развития национальных литератур, с другой стороны, своеобразие, например, абхазской литературы, ее специфика, колорит, "атмосфера" не заглушались. Она всемерно развивалась, все больше выходила на широкую арену, приобретала большого читателя.

Развитие национальных литератур, в том числе и абхазской , тесно связывалось с этапами развития общества. В первун очередь социальная обстановка обусловливала изменения в тематике и персонажах - в годы революции и гражданской войнь литература вдохновлялась идеями классовой непримиримости, е

Е23Агрба В. Из истории дореволюционной абхазской литературы. - Сухуми,Алашара,3 9ВВ? Очерки истории абхазской^литературы« - Сухуми,Алашара,1974; Инал-Ипа 13. Страйиць абхазской литературы.- Сухуми, Алашара, 19В0 и другие пособия 1;

годы восстановления - пафосом строительства, в года Великой Отечественной войны (ВОВ) - борьбой с немецкими' захватчиками. И если в первые годы советской власти литературу пронизывали идеи борьбы двух миров* наличие двух лагерей и их непримиримость 15 ходе становления новых общественных структур 1 постепенно наряду с этими, внемне хоротоо видимыми конфликтами набирают силу коллизии внутренние, нравственные» общечеловеческие. Абхазская литература стремилась идти в ногу с общим ходом развития других национальных литератур < наличие "народных" образов, в тематике ~ широкое внимание к нравственный проблемен и др.).

Материал исследования» Диссертация посвящена проблеме художественного .нира абхазской прозы в основном литературы бО-ВО-х годов, последнего, сложного, во многом все езде йе ясного» Однако временные рамкм жестко не регламентировались« По мере необходимости масштабы рассмотрения материалов вынужденно расширялись, этим и объясняются нередкие экскурсы в прошлое. Прежде всего, делается попытка показа начала абхазской литературы, приводятся данные конца XIX - начала )<3{ века. Анализируя отдельные темы <историческую5 революционную, военных лет» коллективизации и др»), мы попытались кратко коснуться истории вопроса.

не делали ограничений и в видовых особенностях рассматриваемых литературных материалов. Наша литература достигла того уровня развития, когда , как и в литературах других народов, основными стали для нее прозаические эпические жанры и их модификации, однако по мере надобности мы ив раз обращались и к поэзии < к эпическим поэмам на историческую и производственную тему), к оюйвтак мифологическим <"Абраскил" В.А.Анкваба и др.), часто к драматическим произведениям. Таким образом, говоря о'проблемах художественного мира абхазской прозы, мы в той или иной степени изучали Факты абхазской многожанровой литературы за весь путь ее развития.

Степвнь разработанности темы. Как говорилось, абхазская литература началась со сборника стихотворений Д.Гулиа < } У12)•После революции началось "ускореное" ее развитие, в

результате чего она стала равноправным членом литератур на/

родов Спотза- Дело не только в количестве произведений, а в наличии многотемной, многожанровой, идейной и в разной степени художественной литературной продукции- А это обусловило, в свою очередь, появление науки о литературе Абхазии. Речь идет о естественном сочетании роста литературы и науки о литературе•

Как известно, существует несколько аспектов изучении национальных литератур: все начинается с собирания биографических и библиографических данных о писателях и их произведениях« Далее следует изучение жизни и творчеества писателей, их отдельных произведений- Еще одним этапом считается тема - писатель в критике, писатель в воспоминаниях, а затем создание летописи жизни и творчества писателей. Наконец, эти отдельные звенья венчает создание персональных семинариев-Таков один из типов изучения литературы - фактографический.

Далее следуют аспекты второго уровня ~ изучение жанровой специфики поэтики, художественного мира писателя и др. Речь идет об историко-филилогических исследованиях, но более теоритически обус/овленых• Абхазское литературоведение в основном обращалось к изучению жизни и творчества писателей -Д-Гулия, Б-Шинкуба, М-ЛакербаиЕЗЗ и др. Уже созданы обобщающие монографии и учебные пособия по истории абхазской литературы и т.д., на которые иы опирались- Проблемы поэтики, жанров, художенственного мира литературы в целом еще по-настоящему специально монографически не исследовались• Наша работа является одной из первых попыток в этой области, ставящей своей цель» раскрытие художественного пира абхазской прозы, наиболее общих тенденций ее развития, которые делают эту литературу одновременно и оригинальным явлением, и составной часть» литературного процесса народов« Поэтому счита-

ЕЗЗАншба А-,Дароилиа В.,Михаил Аакербай« - Сухуми, 1979? Бгажба К-,Земенский К-»Дмитрий Гулиа - Сухуми, 1974; Дарсалиа В- Владимир Агрба•-Сухуми, 1974? Капба Р- Рыцарь Алаяыса <о творчестве Н-Аакербай)•-Сухуми, 190В, Цвинариа В- Творчество Г-В-Иинкуба- Лирика- Эпос- Поэтика - Тбилиси, 1970 и др-

■й) что наше; обращение к данной проблеме обосновано, а тепа «зучения - актуальна.

Цели и задачи работы- Нами поставлена цель - научить зроизведения абхазских писателей с точки зрения становления сонцепции личности^ т.е. того своеобразия персонажей, кото-юв в настоящее время трактуется как ценность каждой личности, ее значимости и неповторимости. За время существования гаией литературы теория личности < отражая этапы становления шчности в жизни) промла определенный путь развития, основное особенности этапов строительства нашего общества нашли ггражение в основных персонажах писателей.

Процессы, происходящие в Обществе, находили постоянное » своеобразное отражение в абхазской литературе« Конфликты гремени, худоиественно приображаясь, становились тени колли-}ияии, которые ложились в основы произведений или их состав-шх частей. Тематика произведений абхазских писателей дает зсновашш считать, что литература стремилась находится на зровне возможностей своего времени и какие-то ее тенденции 1аходили в разной степени полнрв художественное самораскрытие. То же можно сказать и о поэтике наших писателей. Конеч-ш, она оказалась на уровне требований эпохи, но в творчес-сой практике каждого писателя она нашла разное литературное 5 критическое вырааение. Например, в творчестве Д.Гулиа, ЬПапаскири, А-Гогуа и многих других авторов она проявилась застолько художественно, что их произведения стали перево-:иться на многие языки и стали широко известны другим нароем. А такие писатели-абхазы как ф.Искандер и Ю.Лакербай, здивившие мир сижетами чисто национального колорита, вообще ?ыли отнесены к русской литер'йтуре, хотя с этим моано поспорить •

Таким образом, поскольку Фактологический Фундамент изу~ шния абхазской литературы имеет определенные успехи, наста-ш время ев изучения и на других уровнях. Поэтому цели и задачи работы мы Формулируем в следующих пунктах• ~ изучить 5бразк-характеры произведений абхазской литературы с точки зрения новых тенденций развития национальных литератур, т.е. сделать попытку показать становление личности в произввденн-

ах абхазской литературы? - проанализировать особенности те матшси в семантическом аспекте, т.е. выяснить идейно-темати ческие основы произведений абхазской литературы в плане аё мего и различного с писателями других национальных литера тур; - выявить художественные особенности произведений аб хазских писателей1 привести данные о достоинствах и недос таксах данного уровня изучении национальных литератур (н примере изучения одной литературы).

Методологической основой диссертации стали работы веду гцих литературоведов (Д.С.Лихачев,А.И.Тимофеева, Г.В.Степанс ва и др.). Иироко использовалась научно-критическая литере тура по вопросам взаимоотношений Литератур, национального интернационального в литературеС43, специальная литератур по вопросам концепции действительности и человека, текучес-г художественных конфликтов и человека и др. Методическими ус тановками послужили принципы сравнительно-исторического типологического литературоведении.

Практическая ценность работы. Результаты исследована могут быть использованы в соответствующих разделах курсов спецкурсов абхазской литературы, трудов по абхазско-русски и другим литературным взаимоотношениям, спецкурса о станоп лении концепции личности в нагзей литературе, по-сущвсгву XV дожественной истории человека, жителя Абхазии. Из работ можно выбрать данные о поэтических свойствах литератур?; поскольку нама работа является одной из первых попыток орпе 1дения художественного мира абхазской прозы 60-00-х годов

Структура. Цели и задачи исследования обусловили стр'}> туру настоящей работы. Она состоит из введения, в ко^ррс формулируется задачи исследования, трех глав - "КонтЦш личности", ''Тематика произведений в семантическом аопекУб' "Проблемы художественности" • В заключении Формулируются ';т воды- Всего страниц машинописи- К работе приложен спим использованой и изученной литературы на 13 страницах.

С43См- труды Н•Воробьевой, Н-Нйдьнрных, А-Ковского,Е.До? ренко•

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре% абхазоведенмя Абхазского государственного университета им. М.Горького, каФвдре истории русской литературы Тбилисского государственного университета им. И.Джавахишвили, отдельные проблемы работы становились темой докладов на республиканских и всесоюзных научных конференциях (Сухуми, Баку, Тбилиси, Душанбе и др.), в виде статей и тезисов публиковались в сборниках трудов.

Общее содержание работы. В первой главе - "Концепция личности" - освещается концепция личности в абхазской литературе- Расстановка действующих сил в произведениях, их характеристика зависела от эпохи? Во всех новейших национальных литературах главенствовал конфликт между двумя мирами, затея между двумя лагерями, наконец, в одном лагере между "своими". В дальнейшем, после войны, снова появилось влечение к изображению внутреннего мира человека. Так к социальным и классовым коллизиям добавились и нравственно этические проблемы. Обычно они не лежат на поверхности, не всегда проявляются в открытом противостоянии. Внимание к внутренней жизни человека <переход с событийной "поверхности" к подводный слоям сюжета) обусловило новые веяния в абхазской литературе <Навея из повести "На повороте" у А-Гогуа, многие персонажи И-Папаскири и др«)*

Конечно, художественные коллизии могли веема далеко отстоять от жизненного конфликта, выразиться в самых разнообразных Формах. Интрига, связывающая персонажей в произведениях, могла воссоздаваться как коллизия, в которой не всегда видилось прямое классовое противостояние. Даже в одной из первых книг о колхозной деревне ("Рождение колхоза "Вперед") В-Агба кроме единого действия - противостояния двух лагерей <кулак, бывший князь, поп, мулла против новых колхозников) показывает и локальные взаимоотношения персонажей (кулак Цгяии и его антипод бедняк Езыгу, болван уполномоченный Киха и крестьяне). Еще четче это проявляется в повести С.Чанба "Сейдык" - креме противостояния двух лагерей -интересны взаимоотношения Сейдыка и его работников и т.д. Одновременно каждый персонаж имеет свои взгляды, интересы,

иногда они за пределами действия, просто подразумеваются. Таким образом, в произведениях улавливаются планы!• личный, социальный, моральный. Даже среди отрицательных по номенклатуре того времени типсв, как князья, можно указать на "народного князя" Накара из повести Д.Дарсалиа "Водоворот".

Взаимодействуя, персонажи вместе создают ансамбль, который показывает авторское видение жизни. Передается сколок действительности с ее противоречиями, конфликтами, основными социальными силами. Особенно резко данная черта литератур* проявляется при изображении переломных эпох- Тогда яснее проявляются внешние конфликты, но проблема "человек и общество" не будет художественно воплощена без внимания к конфликтам "потаенным", с глубокими психологическими, личными и общечеловеческими коллизиями«

Каждый из персонажей имеет свое лицо, прежде всего, социальное. Одновременно эти разные люди в иерархии нравственных, семейных, образовательных ценностей могут занимать разное место. Это и хорошие, и плохие люди, но в общем они создают ансамбль, который дает представление о населении, о народе. Такова художественная модель общества. Читая "Врем* оленьего зова" и другие произведения А-Гогуа, произведена Б-Шинкуба, М-Аакербай, И-Папаскири и многих других - можне представить жизнь и особенности жителей Абхазии.

Человека Формируют обстоятельства, как это показывают и абхазские писатели. Одновременно они убеждают в том,что дл$ каждого персонажа значение имеет выбор им своего пути. Это V есть самое главное сегодня - выбор между добром и злом, степень нравственной самооценки. Другой особенностью являете-? раскрытие персонажей в настоящем посредством их поступков ь высказываний. Однако они выявляются не только п непосредственном действии, но и в художественном времени? посредствсг ретроспективных вставок, воспоминаний читатель узнает и с прошлом персонажей. Не меньшее значение имеет и наличие "третьей" действительности - будущего. Персонажи изображаются так, что становится понятным не только их настоящее, кс проглядывает и их будущее. Одновременно каждый из образов ш только индивидуализированный характер, но и монодрама сс

своей линией развития» ступенями нарастания действия в коллизии •

В образах произведений абхазских писателей соирягаэбтся общие и индивидуальные черты жизненных прототипов, вообще людей республики, заостренных в определенной аспекте для создания типических образов- Писатели выясняют их место в жизни и труде обществаV п борьбе добра и зла- Деятели колхозного движения, воины и партизаны, люди других профессий верили, что работают для строительства общества будущего, отсюда па<?ос самоотречения, самоотверженности, полной отдачи. Конечно, в настоящее вреря многое пересматривается, но задачи литературы остаются прежними! не только отвергать старое, отжившее, но и продолжать строить новое, утверждать общечеловеческое.

Еще одна особенность персонажей абхазских писателей -они показываются движущимися, развивающимися. Это и положительные образы - Навея, повествователь, Заира из повести "На повороте" А-Гагуа, Сайда йз " Женской чести" И.Паласкир и др.,это и отрицательные - кулаки в прозе 20-30-х годов, отчасти Хухун и др. Они все меняются, поворачивается к читателю разными своими сторонами. Но имеются образы, остановившиеся в своем развитии*. <"Святой Георгий", переродившаяся Када из названой повести А* Гогуэ и др>).

Говоря о тематике абхазской литературы,следует помнить, что уже с послевоенного времени обозначился резкий поворот к современной тематике- Об этом говорится во второй главе работы "Тематика произведений в семантическом аспекте". После войны " главным героем абхазский литературы снова становится колхозник-табаковод,чаевод, бригадир , председатель колхо— за"С53- Персонажи, получивмив закалку на войне, и на мирном Фронте работают самоотверженно, соответственно преимущественно изображалась мирная, свльская тематика. Трудности развития деревни - до и после войны, - те трудности, которые, очень ярко , показаны русской и другими национальными литв-

С53Очерки истории абхазской литературы- - Сухуми,Алашара, 1974, с.164

ратурами, не остались вне поля зрения и абхазских писателей. Они сумели поставить ряд острых проблей коллективизации, работы в колхозах ("Жуля и Кежуля " 13. Чкадуа и др.) • Можно только положительно оценить вклад абхазских писателей в дело художественного анализа "деревенской темы"•

В дальнейшем, писатели сказали свое слово, создали произведения, в которых осуждался административно - командный стиль руководства, разоблачались маленькие культы бригадиров и предколхозов• В этой их заслуга перед абхазской литературой <"Известное ими" , "Солнце встает у нас" И» Тарба).

Большое внимание уделялось историко- революционной теме, писались произведения о давних временах <о махаджирах "Мой очаг" Д.Гулиа, "Данакай" М.Аакербай и др., о турецкой экспансии "Водоворот" Д.Дарсалиа и др.) и недавнем прошлом абхазского народа < множество произведений в разных жанрах об абреке К» Хаджарате, о периоде революции"Жизнь взаймы" А-Го-гуа и др.). По нашему мнению, недостаточно создано произведений на важнейшую из современных тем - производственную, главная на эту тематику - книга- роман "Спасение" М.Папаски-ри <1965 г., русский перевод в 196В г.,но еще в 60-х годах опубликован роман М.Папаскири "У подножия Ерпаху" ) , свидетельствующая о преимущественном внимании данного писателя к производственным проблемам.

После ВОВ абхазские писатели стали уделять большее внимание нравственно-этической тематике, особенно возросла число таких произведений с середины ВО-х годов, что, несомненно, следует записать в актив литературы- Следует сказать- и о том, что только начинает делаться- Женщины, как известно, в регионах Закавказья, Средней Азии стали занимать все большее место в производственной сфере- Об этом писали и абхазские писатели - "Женская честь" И-Папаскири, "Нимб" А-Гогуа, "Езыбская повесть" Н-Тарба и др.

Производственная тема в различные периоды развития абхазской литературы решалась в различных аспектах. Во время ВОВ изображенигг процессов труда не составляло проблем ^ длк Фронта следовало трудиться дней и ночью, чтоб прокормить армию, снабдить Фронт оружием- Так и изображалась данная тема

шыей литературе» но в исторической последовательности те-рвшалась традиционно: еще до войны оказались написанными 9мы А.Аабахуа "Ткварчелстрой" и "Голос Ткварче'ли", К.Агу-* стал автором стихотворения об осушении болотистой Колхи-I показанной и в повести Паустовского "Колхида".

Следует обратить внимание( что художественная интврпри-;ия производственных вопросов абхазскими писателями, как шило? увязывается о самыми важными проблемами» чаще всего ■1равственккми. Так» в ¡романе И-Папаскири "У подножия Ерпа-' не только говорится о разработках и основании городка на зте горного села, но и о становлении рабочего человека, явное же произведение на производственную тему - роман 1апаскири "Спасение" рассказывает не только о пути прихода эрашней колхозницы в город, о начале ев рабочей биографии, одновременно создает художественну» картину становления згонациональнрго коллектива рабочих-горняков дружбы првдс-зителей разных народов. Таковы пути решения производствен-л тематики в абхазской литературе.

Как известно, в эпоху НТР перед человечеством встали эгочисленные экологические, нравственные, национальные и очие- проблемы, наметилась диспропорция между нравственным звитием человечества и быстрым развитием техники- Если че-вечество в 2000 году не решит эти актуальные проблемы, то □ ожидают трудные времена- Абхазская литература должна азать свое слово по этим вопросам, теп более, что попытка в имеется <"Идеальная пара." Д-Ахуба). А экологические облемы в республике достигли критической черты <разрушение рвгов Черноморья, загрязнение моря). В нашу эпоху у писа-лей появилась возможность говорить правду, а нв полуправ, прямо указывать на болевйе точки и зло, а не намекать, к следует ответить на веления времени.

В третьей главе - "Проблемы художественности" - гово-тся о методе литературыЕ63, о художественности литератур-

СбЗДобренко Е-Превратности метода. — Октябрь,19ВВ,N35 Зо~ лотусский И. Крушение абстракций. - Новый мир, 3989,N1 $Мифы социалистического реализма.- Литературная газета) 1909,1? мая идр.

- 14 -

ных произведений. Это прежде всего вопрос об их цельност! законченности. Конечно, цельность произведениям придает I раз автора, но определенное значение имеют и драгие Факто] В работе широко рассматривается значение предикативных ч. тей произведения «заглавий, зачинов, основных линий раз] тия, концовок) в "связывании" отдельных эпизодов и чаете! стройное, единое целое- Мы исходим из положений исследова' лей, которые считают художественное произведение целост! системой, обусловленной целостным поэтическим мировоззрв! ем- Отдельные яе особенности поэтики и стиля являются о тавными этой системыС 73•

Художественный текст - это языковое явление, обладали Фонетической, грамматической, логической и эстетичен обусловленность», в нем иножкетво связующих способов, зна тельно бельме, чем в обычных текстах• Среди них и предм тивные места произведений.Лапримвр, заглавия дают предст ление о теме или главном герое <Ю.Чакадуа "Жуля и Мажул: Д.Гулиа "Каиачич", С.Чанба "Сейдык" и др.). Они и определ развитие главной темы и отдельных мотивов, создают сквоз линию развития. Одновременно они остаются внутритекстов: связями, которые скрепляют эпизоды в произведение* Отмет например, символичность концовок - возвращение из нвдолг плена красавицы Апсны ("Апсны-Ханым" £.Чанба, "На поворо А.Гогуа).

Создание произведения регулируется как сюжетным <про ранственно-временным) развитием, так и протянутыми внут текстовыми связями. Наблюдения за первым типом связей уб дают, что в первый период развития абхазской литературы основе произведений лежала борьба двух миров, двух лагвр а затем и борьба между "своими" <в колхозе не все трудил в полную силу), после ВОВ снова выдвигаются внутренние ко

С73ТимоФеев Л. Советская литература- Метод. Стиль» Поз ка.-Нм Сов.писатель, 1964- - с-485; Гей Н» Художе венность литературы.Позтика.С'тиль.-М.,Наука, 19

с.4715 Гальперин И« Текст как объект лингвистическ исследования. М.,Наука» 1981-е.139 и др.

жкты, нравственно-этические проблемы. Поэтому история челочка или групп людей, становление коллектива или деградация [ичности - становятся той основой, которая делает произведете единым целым.

Абхазские писатели нагели свои композиционные решения. 1нпгда они вводят в книги внескжетныв реалии« Так, в повести 1-Ахуба "Кому подали голову" явно объемные причитания Танда-1а - вне сюжета, но они дают представление об обычаях предав. В повести А«Джениа "Тайна леса" также имеются зтногра->ические подробности, но они составляют, по мнению критиков, гучшие места произведения. Инорда развитие действия регули-■уется случайностями. Например," е знаменитой "Жуле и Мажулв" [«Чкадуа имеются случайности, но это "закономерные" случай-гости •

О новаторстве абхазских писателей в построении произведений можно говорить на примере произведений А-Гогуа. Напри-1ер, в повести "На повороте" речь идет о ряде историй, расс-:азаиных разными собеседниками и самим повествователем. Они [акладываются друг на друга, дополняют и уточняют повество-:ание рассказчика, дают представление о персонажах, об одном [3 уголков Абхазии. Таково одно из новаторских архитектони-1еских решений. Другим можно назвать построение романов [«Гулиа "Камачич"• Это т.н. "открытый роман", типа поэмы Василий Теркин" А.Твардовского. При подобном построении ожно убирать старые главы, вводить новые и т.д. Построение овеллистического романа обеспечивает определенную свободу омпановки глав и частей в единое нерасторжимое целое.

Отметим роль локальных художественных явлений в созда-ии цельности текста. Отдельные словестные образы, эпизоды, огут иметь повышенное семантическое звучание и одновременно меть отношение к внутритекстовым связям» В пьесе М.Аакербай Потомок Гачвй" новый сорт розы становится олицетворением -ймволои навой жизни, нового отношения к труду, он же имеет Сношение к характеристике девушек-абхазок, выходящих на номе рубежи труда и свободы личности. В романе А-Гогуа "Нимб" йевтся эпизод посещения истока реки молодыми героями. После ождя река оказалась замутненной, но ведь скоро она снова

станет чистой. Так и жизни: зло существует, но'оно инее границы своего владычества во времени•

В работе характеризуются источники ряда произведена говорится о жанровой разнообразии произведений абхазских т сатвлей, о многообразии характеров, указывается на основш их источник - действительность и на новаторские находки п] их художественной интерпритации. Так! в центре произведен; С.Чанба "Сейдык" находится образ кулака» т.е. отрицательно персонаж. А ведь образ создавался задолго до того, как "ра; решили" подобное художественное решение, да и то в сатир; ческом произведении (Остап Бендер у И.Ильфа и Е-Петрова).

Интересным представляется образ Арноу Наурба <"Извес нов имя" И.Тарба) - образ "света и тени", образ жизненный убедительный, в котором отразились многие черты тогдамн эпохи, даяв следы командно-административной системы- Или о раз пьесы Ш.Пачалив "Гувда", который известен тем, что нес следы полемики об идеальном герое, развернувшейся в эти г ды.

Абхазские писатели содали ряд народных образов, пред тавитвлвй народной мудрости* Их устами как бы высказывает народное мнвние. Прежде всего это касается народного профе сора Базада Ш.Чкадуа "Ява профессора"), в образе- которс подчеркнута близость к народным истокам. Интересны обре "Идеальной пары" Д.Ахуба? она красивая, человечная, с выс коразвитой интеллектуальной и эмоциональной основой, он -высоким интеллектом, но сухарь. Таков ответ абхазских пис твлей на спор физиков и лириков. Подобный образ "живого г бота" имеет переклички с научной прозри других литератур, частности, он напоминает получивиий признание персонаж п зинского писателя Г.Пэнджикидзе Левана Хидаиели <"Седы небо").

Для абхазской литературы характерна тесная св^зь Фольклором. В произведениях многих авторов можно выйв! различные Фольклорные реалии - от отдельной детали до ! С1 еобразной интерпритации легенды, народной песни, предан! Их особенно иного было в первый период развития литврат5[1 Говоря об уровнях усвоения фолклррвмх начал литератур!

1едуЕТ иметь в виду интерпритации преданий о народной герое |Джаратв, абхазском благородном разбойнике» подобном Карлу юру, Кер-оглы, Арсену и др.

Многие писатели обращаются к мифам <Ч-Айтматов,В.Ас-|фьев и др.). В творчеств Б-Шинкуба можно иайти все разно-1ДНОСТИ обращения к мифологическим источникам- Первым круп-т произведением париода ВОВ явилось переосмысление эпичес-гго образа абхазцев - его "Гунда Прекрасная" - прозрачная 1легория о защите страны от Фашистов- Интересны различные зактовки мифа о Прометее - Амирани - Абрыскилв- Новое проч-гнив «ифа дан в романе в стихах роман В-А-Анкваба - "Абр-сыл" (русский перевод в сокра^нии: Москва, 1972 г-)- Он задал абхазскую версию приключений иифозпического героя зогих народов.

Конечно, возможны и более традиционные трактовки мифов. эииЕгрон таких прочтений можно назвать "Песню о скале" «Минкуба <о Кяхба Хзджарате), "Дочь солнца" К-Аомиа <миогаа *ра добирается до солнца) и др. К таковым можно причислить произведения А.Возба об абхазском Ходже Насреддине - Бади-г, которые популярны в Абхазии. К сожалению, они еще не циклевались в цельное произведение, как это прошло в Среден Азии (дилогия о Кодже Насреддине А.Соловьева)•

Наконец, в работе большое внимание уделяется образу ав-□ра, как явлению? цементирующему произведения. Одним из пасобов изучения жизненного многообразия художественной ли-ературой является изучение образа автора в прозе и драма-ургии, лирического образа поэта в поэзии- Автор и персонажи аходятся в различных пзаииоотношенизх. Иногда автор прямо оворит о своих взглядах. В 'произведении могут "жительство-ать" одни только отрицательные персонажи-» но в нем всегда иеется положительное начало- Это - лицо автора. Он опреде-ает «оральные критерии книги, чаще всего отрицает зло. Во •• ¡бще Я!? при создании оакых трагических и запутанных сцен го-юс автора становится явлением исключительным: он может при-;оединитьсй к мнению положительных персонажей, сам нести по-южителькый семантический заряд произведения-

В заключении говорится, что меняются жизненные обстоя тельства, политика, идеология. Это постоянное течение жизн улавливается писателями- Лучшие образцы абхазской литератур маяно соотносить с произведениями других национальных лите ратур•

Абхазских писателей волнуют те же проблемы, как и писа телей других республик, однако в Абхазии имеются особенное ти, связанные с т-н- "местным колоритом"- Несомненно, в про поведениях писателей наличиствуют и местный и другие колори ты, однако они не становятся предметом любования, они жиз ненно обусловленное окружение персонажей, та часть обстоя тельств, которые отличают абхазию от других регионов- Конеч но, знакомясь с произведениями абхазских писателей, читател! открывает новый для себя мир, что не может не привлекать еп внимания- Однако общие для многих народов задачи, в той чис ле и общечеловеческие, которые решает абхазская литература и довольно высокий в целой уровень произведений ведущих пи сателей делают ее составной частью литературы всего общест ва-

Основные положения диссертации отражены в публикациях

1• О жанровом разнообразии абхазской литературы //Творческая платформа советской многонациональной литературы- Тезисы докладов республиканской ваучно-теори тической конференции (ноябрь 19В9)- - Баку, 19В9 с. 46-47.

2. Особенности начального развития абхазской литератур! //Республиканская научная конференция Тбилисскотч государственного университета им- И.Джавахишвили I высших учебных заведений Грузии. Материалы конференции. - Тбилиси, 1909, с- 75-77.

3- Абхазская "деревенская проза" и русские деревенщик! // Писатели как критики- Материалы Вторых Варзобскиз чтений "Проблемы писательской критики". - Душанбе. "Дониш", 1990, с. 2В6-2В9.

- 19 -

4. Советская многонациональная литература и развитие абхазской литературы» //Языковые контакты и литературные связи. Тезисы докладов республиканской научной конференции молодых ученых (май .1990). - Баку, 1990, с.60.

5. Мотивы жанрового выбора писателя //Критика в художественном тексте! Сборник научных трудов. - Душанбе, изд-во . Таджикского университета, 1990, с.110-115.

\