автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Типология абхазской несказочной прозы

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Зухба, Сергей Ладович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп: Изд-во "Меоты"
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Типология абхазской несказочной прозы'

Текст диссертации на тему "Типология абхазской несказочной прозы"

Президиум ВАК России

'решение от " 09 1902 г., №

присудил ученую степень ДОКТОРА

| ...............А^&вЛ^ц^ела^ _ наук

Ч Нс-.'-т-^л.ь'^т'.к упоавления ВАЛ России ; \ 1 х ---~

АДЫГЕЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

С. Л. ЗУХБА

ТИПОЛОГИЯ АБХАЗСКОЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ

Майкоп Издательство «Меоты» 1995

РОССИЙСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

Ответственный редактор: Ш. X. Салакая, кандидат филологических наук Рецензент: Ш. X. Хут, доктор филологических наук

Зухба С. л.

Типология абхазской несказочной прозы.— Майкоп. Изд. «Меоты», 1995.— 336 с.

В монографии лауреата Государственной премии Республики Абхазия им. Д. И. Гулиа, кандидата филологических наук С. Л. Зухба подвергнуты анализу все основные жанровые разновидности абхазской народной несказочной прозы. Автором широко использованы сравнительные параллели из фольклора адыгов и других кавказских народов. Работа охватывает обширный и сложный круг вопросов, связанных с генезисом различных памятников фольклора абхазов.

Монография рассчитана как на специалистов-фольклористов, так и на этнографов, историков, литературоведов.

г

4604000000

3--- 95

М 146(03) - 95

© Изд-во «Меоты», 1995 г.

ВВЕДЕНИЕ

До сравнительно недавнего времени основное внимание фольклористики' уделялось сказке как ведущему жанру устного поэтического творчества народа. Фактически с самого начала в процессе изучения сказки произошло становление фольклористики как науки в целом. Другие жанры устной прозы долго оставались в стороне от главных интересов ученых. Только за последние четыре — пять десятилетий усилиями ряда исследователей выявлено немало особенностей таких жанров, как предание, сказание, легенда, быличка, устный рассказ. Несмотря на то, что споры вокруг них до сих пор не прекращаются, уже многое сделано в области принципов жанрового разграничения, по созданию научной классификации, определению содержания и тематического состава этих жанров1. Аналогичный процесс наблюдается и в абхазской фольклористике. Если на первоначальных этапах изучения абхазского фольклора внимание ученых привлекали главным образом архаические героические сказания о нартах и богоборце Абрскиле, сказки, то другие жанры несказочной прозы не были подвергнуты специальному анализу. Этим обусловлено наше обращение к фольклорной прозе абхазов.

П-рсдметом нашего исследования является абхазская на- » родйая несказочная проза. Сюда относятся все основные жанровые разновидности народной прозы абхазов: мифологические предания и легенды, былички, архаические героические сказания о нартах и богоборце Абрскиле, историко-героическая словесность эпохи феодализма, анекдоты, устные рассказы.

Анализу подвергаются как архивные и опубликованные тексты, так и многочисленные собственные записи автора, произведенные им за последние тридцать пять лет в селах Абхазии от талантливых носителей традиционного фольк-

лора абхазов. Значительная часть этих материалов впервые вводится в научный оборот.

Необходимо отметить, что материал поистине огромный. Автор вполне сознает, что невозможно охватить все, потому старался опираться на наиболее характерные и значительные памятники несказочной прозы абхазов, выявить их существенные черты.

В монографии использованы и некоторые доступные материалы из фольклора абхазов, живущих в настоящее время в Турции. (Они являются потомками абхазских махаджиров, по различным историческим причинам насильственно изгнанных из исконной родины Абхазии в XIX веке)2.

Абхазская несказочная проза нас интересует, прежде всего, как художественное словесное творчество. Наибольшее внимание уделяем тем жанрам, которые до сих пор оставались малоизученными или вовсе нетронутыми. Таковыми являются, например, мифологические предания и легенды, былички, анекдоты, устные рассказы. Надеемся, что раскрытие идейно-художественной сути каждого жанра, отбор и освоение лучших образцов устной народной прозы способствует выяснению самобытности культурного наследия абхазского народа. Мы убеждены, что научное изучение абхазской народной несказочной прозы невозможно без привлечения данных языка, этнографии, истории и археологии, потому старались широко использовать достижения соответствующих отраслей науки с привлечением параллельных материалов из фольклора многих других народов. Такой подход нам представляется наиболее верным и продуктивным. Известно, что фольклор в целом как феномен духовной культуры полифункционален. На основе только одних текстов, опубликованных в книгах, без понимания живых закономерностей связей фольклора с бытом, обрядом и других форм человеческой деятельности невозможно понять его истинную сущность3. Конечно, был прав К. В. Чистов, когда писал: «Сказка, которая рассказывается сказочником, воспринимается в момент исполнения. При этом эмоциональный заряд, содержащийся как в тексте, так и в сопровождающих его внетекстовых элементах, резко усиливается так называемым эффектом соприсутствия — и одновременностью переживаний исполнителя, сопережива-теля слушателя и зрителя»4.

То, что сказано здесь о сказке, имеет прямое отношение и к другим жанрам. Специфика каждого жанра может быть выяснена только в системе жанров, в их связи. Фиксиро-

ванный текст фольклорного произведения не может передавать всех нюансов, наличествующих в его естественно устном бытовании. Об этом писал еще В. Я. Пропп. Определяя особенности фольклора, ученый отмечал: «Фольклор, в особенности на ранних стадиях своего развития,— не бытоописание. Дело чрезвычайно осложняется и затрудняется тем, что действительность передается не прямо, а сквозь призму известного мышления, и это мышление настолько отлично от нашего, что многие явления фольклора бывает очень трудно сопоставить с чем бы то ни было»5. С вышеприведенным мнением К. В. Чистова согласуется и взгляд В. Я. Проппа, который также подчеркивал связь фольклорного текста с другими явлениями жизни народа, потому писал, что «текстуальное изучение фольклора, т. е. изучение только текстов, взятых вне связи с хозяйственной, общественной и идеологической жизнью народов,— порочный прием»6.

Указанными и другими особенностями фольклора обусловлено наше частое обращение при его изучении к данным языка, этнографии, истории и археологии.

В монографии учтено все, что сделано предшественниками в научном исследовании абхазской несказочной прозы.

В настоящее время нет необходимости подробно излагать историю собирания, публикации и научного исследования абхазского фольклора, так как она в достаточной степени освещена рядом исследователей7. Отметим лишь, что первые записи абхазских фольклорных материалов относятся к началу второй половины XIX века. Однако тексты эти в большинстве случаев публиковались в изложении и в переводе на русский и грузинский языки, ими пользовались в своих работах языковеды, этнографы, историки. Сколько-нибудь значительных фольклористических исследований тогда у нас не было.

Ученые заинтересовались абхазским фольклором особенно после возникновения абхазской письменности (1862 год). За последние сорок — пятьдесят лет опубликовано значительное количество сборников текстов (сказок, героических сказаний, пословиц и поговорок), а также многочисленные статьи и ряд монографий на абхазском, русском, грузинском и других языках. Несмотря на это многие жанры и проблемы, связанные с ними, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании в различных аспектах.

Предлагаемый труд — первая попытка монографического иссл едования абхазской несказочной прозы в аспекте исто-

рико-типологического освещения. Он охватывает обширный и сложный круг вопросов.

Об абхазах (их языке, истории, этнографии, фольклоре, литературе, искусстве, музыке) существует значительная научная литература. Однако она не всем доступна. Потому считаем уместным и целесообразным дать краткую справку по истории абхазского народа, о поэтическом творчестве которого пойдет речь в этой монографии.

Многочисленные археологические находки говорят о том, что территория Абхазии была заселена человеком непрерывно с древнейших времен — от эпохи палеолита. В ряде мест Абхазии обнаружены археологические материалы, относящиеся к мезолиту, неолиту, а также эпохе интенсивного освоения металлов (меди, бронзы, железа). Благоприятные природные условия (теплый климат, богатый растительный и животный мир) способстововали развитию человеческого общества в этой стране8.

Абхазы (самоназвание — апсуа) — один из древнейших народов Кавказа. Предки современных абхазов с незапамятных времен обитали в северо-восточном Причерноморье. В историческом прошлом были времена, когда Абхазия занимала гораздо большую территорию, чем ныне. В настоящее время Республика Абхазия занимает территорию от реки Ингур (юго-восточная граница) до реки Псоу (северо-западная граница), от берегов Черного моря с юга до главного хребта Гавказских гор на севере (общая площадь около 8,7 тыс. ке км)9.

Непосредственными предками современного абхазского народа признаны древнеабхазские племена апсилы, абазги, саниги, мисиммяне и некоторые другие. Первые упоминания о них встречаются в сочинениях ряда древнегреческих и древнеримских авторов. Название племени апсилов сохранилось до наших дней в самоназвании абхазского народа — апсуа и в Абхазском названии Абхазии — Апсны. В науке также утвердилось мнение о том, что название абасги, Абасгия легли в основу названий «абхаз», «Абхазия». Слова эти сохранились также в самоназвании абазин — абаза. Адыги и турки термином «абаза» называют абхазов и близкородственных с ними абазин10.

Общепризнано, что абхазский язык один из древнейших языков мира. По своей фонетике, лексическому составу и грамматическому строю абхазский язык выделяется рядом специфических черт. В науке неоднократно отмечалось, что «по фонетическому богатству абхазский язык занимает ис-

ключительное место среди языков мира»11. В современном абхазском алфавите 58 знаков (40 одиночных и 18 двойных) выражают 56 фонем (гласных 6, согласных — 50). В Аб-жуйском диалекте 59 звуков, в бзыбском на девять больше— 68 звуков (с учетом же всех вариантов и оттенков количество различаемых звуков в бзыбском диалекте еще больше)12.

Известно и то, что самобытный абхазский язык проявляет явные черты генетического родства с северокавказским и, в частности, с адыгским и убыхским и признан коренным кавказским языком.

В науке существует гипотеза о том, что абхазогадыгские языки в свою очередь генетически родственны с древнейшим (вымершему) хаттскому (протохеттскому) языку, на котором говорило население Малой Азии четыре—пять тысяч лет назад (территория современной Турции)13. Гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с хаттским приобретает все больше сторонников. Она строится в основном на сравнительном анализе материалов абхазо-адыгских языков с текстами, найденными в 1906 году в архиве хаттских королей археологами Н. Винклером и В. Макуди в турецком селе Богазкей. Эти тексты датируются XIV и XIII веками до нашей эры14. Богазкей, которое впоследствии было переименовано в Богазкал, находится в 150 км к востоку от Анкары. На его месте в II тысячелетии до н. э. находилась столица Хаттского царства — Хаттуса15. Для ряда ученых генетическое родство абхазо-адыгских языков с хаттским настолько очевидно, что не вызывает сомнения. Так, например, Д. Г, Редер и Е. А. Черкасова пишут совершенно однозначно: «Хеттский народ сложился в результате непрочного объединения нескольких племенных групп, частично различного происхождения. Древнейшим этническим субстратом были хатты, или протохетты, говорившие на языке абхазо-адыгской группы и, по всем данным, тесно связанные с Кавказом»16. В родстве абхазо-адыгской группы языков с хаттским не сомневается и польский ученый Ян Браун17. Вероятную связь языка хаттов с абхазо-адыгскими языками допускает и Г. Г. Гютербок18. Есть ученые, которые прослеживают генетическое родство абхазо-адыгских языков с языком басков на Пиренейском полуострове и с языком кетов в Сибири19.

В VII—V вв. до н. э. на территории Абхазии возникли греческие колоний, были основаны несколько античных ра-

бовладельческих полисов: Питиунт (сов. Пицунда), Диоску-рия (сов. Сухум), Гиен (сов. Очамчира) и др.20

Примерно с середины I тысячелетия н. э. в Абхазии начали складываться раннефеодальные отношения. Уже с VI века наметилась феодальная иерархия (масса свободных крестьян и феодальная знать). В VI веке население Абхазии вело борьбу против византийских и персидских захватчиков, VII—VIII вв. характеризуются тем, что завершился процесс консолидации абхазских племен и образовалась абхазская народность. С середины VII века абхазы вели жестокую борьбу как против византийских захватчиков, так и против арабских завоевателей. Самой жестокой была борьба против арабов в 30 годах VIII в., когда многочисленные и агрессивные арабские войска во главе с полководцем Мурваном ибн-Мухаммедом вторглись в Абхазию и были отбиты у стен Анакопии21. В VIII в. усилилось политическое влияние Абхазии в Эгриси, и в это время шел сложный процесс образования мощного и самостоятельного Абхазского царства. По мнению преобладающего большинства специалистов, этот процесс завершился в концу VIII века, точнее в 797 году в период царствования Леона II22.

В IX—X вв. Абхазское царство достигает наивысшего развития. Оно сыграло огромную роль в деле объединения всей Грузии. Абхазское царство в этот период представляло значительную ситу на всем Кавказе23. Сложными и проти-воричивыми был, взаимоотношения Абхазии и Грузии в последующие век, 24. С конца XV в. в Абхазии начинается период почти трехсотлетнего господства Турции, которое повлекло за собой тяжелые последствия. От турецкого господства Абхазия избавилась лишь после ее присоединения к российской империи в 1810 году (манифест, подписанный Александром I в 1810 году), в составе которой она находилась вплоть до 1917 года.

В XIX веке по различным историческим причинам (главным образом в результате провокационных действий турецких агентов, царских колонизаторов и местных князей и дворян) значительная часть абхазов была насильственно выселена с исконной родины Абхазии в Турцию. Раны, нанесенные абхазскому народу в те годы, не заживают по сей день25.

В период Октябрьской революции и в последующие годы в Абхазии шла острая политическая борьба. В июне 1918 года Абхазию заняли оккупационные войска грузинских меньшевиков под командованием генерала Мазниева

(Мазниашвили); В марте 1921 года абхазские отряды «Кя-раз» с помощью и при поддержке частей 9-ой Красной Армии освободили свой край. Тем самым была установлена Советская власть, с которой абхазский народ, как и другие-народы Российской империи, связывал свои надежды. В том же году была провозглашена независимая ССР Абхазия. Она и ССР Грузия заключили федеративный договор, который в 1931 году был разрушен. В результате этого акта Абхазия была включена в состав «унитарной» Грузии в качестве автономной республики26.

В последующие годы усилилась политрка ущемления национальных и социальных прав абхазского народа, устраивались всякого рода хитросплетения и авантюры, под разным предлогом интенсивно начали заселять Абхазию грузинами из западных и других районов Грузии. Процесс заселения Абхазии грузинами начался еще во второй половине XIX века (особенно после русско-турецкой войны 1877—1878 гг.). Этот процесс продолжался и в период господства грузинских меньшевиков в Абхазии. А с 1937 года по непосредственному указанию Берия переселенческая политика проводилась наиболее интенсивно, при правительстве СССР было организовано специальное Переселенческое управление. Для грузинских переселенцев выделялись лучшие земли, строились дома. Все это способствовало механическому росту грузинского населения в Абхазии27. Во второй половине 30-х годов (особенно с 1937 года) была репрессирована лучшая часть абхазской интеллигенции, в 1945 году были закрыты абхазские школы. Все больше и больше нарастал процесс грузинизации Абхазии. Абхазский народ неоднократно выступал в защиту своих национальных и социальных прав. К моменту развала Советского Союза взаимоотношения Абхазии и Грузии резко обострились и достигли кульминации. Абхазский народ никак не мог мириться с прежним колониальным режимом грузинских правителей. 25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики и постановление «0 правовых гарантиях защиты государственности Абхазии»28.

Стремление Абхазии к свободе и независимости вызвало у лидеров Грузии яростное противодействие, страсти накалялись. Политические противоречия, которые при раз�