автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Художественный мир Бориса Можаева

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Валикова, Дарья Германовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Художественный мир Бориса Можаева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Валикова, Дарья Германовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ БОРИС А МОЖАЕВА.

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БОРИСА МОЖАЕВА.„

ГЛАВА 3. ПОЭТИКА СТИЛЯ БОРИСА МОЖАЕВА.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Валикова, Дарья Германовна

Борис Андреевич Можаев (1923 - 1996) получил известность прежде всего в качестве писателя-деревенщика, а также публициста, чьи очерки и проблемные статьи на протяжении многих лет выходили на страницах центральной российской и союзной печати. Однако его творческое наследие, довольно объёмное и многогранное, этим не исчерпывается - Можаев является ещё и драматургом, сценаристом, фольклористом (едва ли не первым, кто занялся записью и обработкой устного творчества удэгейского народа), детским писателем, поэтом, на стихи которого были созданы песни. Да и проза его отнюдь не исчерпывается деревенской тематикой. Как говорил он сам: «Это понятие (деревенщик - Д.В.) сугубо условное, ничего-то, в общем, не значащее. У меня больше половины всех вещей написаны и об инженерах, и о лесниках, учёных, художниках. Да чёрт знает, о ком я только не писал!.»{7; 225).( Здесь и далее: первая цифра, заключённая в скобки, означает порядковый номер первоисточника, под которым он числится в разделе «Библиография», следующая цифра указывает на страницу, где содержится цитата либо на которую в целом ссылается автор данной работы.)

И в годы «оттепельные», когда он входил в литературу, и в годы «застойные», когда сложился как писатель, Можаев всегда откликался на важнейшие общественные процессы и принимал участие во многих событиях, игравших знаменательную роль в жизни страны. Это - сотрудничество с «Новым миром»

Твардовского и любимовским Театром на Таганке (где он 16 лет являлся членом художественного совета и где постановка длиной в 20 лет его пьесы, по его же словам, стала притчей во языцех), острая публицистика в «Литературной газете», едва ли не самой смелой газете тех лет, наконец, дружба с Солженицыным и призывы к широкой дискуссии в связи с его намечавшимся исключением из Союза писателей.

Такая общественная позиция, также как и сама направленность его произведений, не могли не иметь последствий со стороны соответствующих инстанций. Он удостаивался гнева лично Председателя всесильного КГБ и лично министра Культуры, обвинений главы Союза писателей СССР в очернительстве социалистической действительности, запрещения публикаций и фильмов по его сценариям, грубого вмешательства цензуры в тексты. Только с приходом перестройки Можаев смог опубликовать «невозможные» ранее произведения, прежде всего вторую часть романа «Мужики и бабы».

Однако, занимая такое достаточно видное место в литературной и культурной жизни общества, Можаев не был избалован критикой. О его творчестве почти не создано монографий (исключением можно назвать кандидатские диссертации А. Мартазанова «Проза Бориса Можаева {социально-нравственный аспект)» и В. Евсюковой «Художественное воплощение противоречий коллективизации в прозе 80-х годов.(По романам В. Белова «Кануны» и Б. Можаева «Мужики и бабы»)»); существует относительно немного объёмных аналитических статей. В большинстве случаев написанное о нём представляет собой газетные и журнальные рецензии на конкретные произведения и сборники ( Р. Агишев (20), Л.Шкавро (101), В. Шугаев (102) и др.). Нередко его тексты рассматриваются в проблемных статьях лишь наряду с текстами прочих авторов.

Чаще всего к прозе Можаева имел место чисто идеологический подход, в соответствии с которым он получал либо откровенно ругательные, либо, наоборот, хвалебные отзывы. Так, когда в 60-х годах была опубликована повесть "Из жизни Фёдора Кузькина" ("Живой"), давшая тогдашней литературе нового, неожиданного героя (которого много лет спустя публицист Ю.Черниченко определит как "первого правозащитника"), то вердикт критиков был в целом однозначен; "Нет, не любит наш герой колхозный труд, не хочет вместе с другими укреплять хозяйство, чтобы оно твёрдо встало на ноги." и т.д. (Г. Бровман (32; 155)), "Он бьётся только за себя, за свою семью. До всех прочих ему нет дела, до колхоза - тем паче"(Вс. Сурганов (85;506)). Когда в конце &0-х годов начали превалировать противоположные воззрения,™ вышедшая вторая часть романа "Мужики и бабы" получила самую "большую прессу", теперь хвалебную, - уже главным образом именно за то, что его герои не любят колхозный труд ( статьи Т.Ивановой (55), Г. Мурикова (67), Л.Ерёминой (47) и многие др.); хотя часть авторов и выражала при этом некоторые опасения на счёт того, что писатель "слишком многое перечёркивает" в прошлом (И. Литвиненко (64; 139), П. Ульяшов (93), В. Скоробогатов (82) и «екоторые др.). А критические выпады, которым писатель подвергался в 90-е годы (со стороны, например, таких оппонентов, как В.Бондаренко (30; 159), В. Курбатов (61; 155)), вообще относились не собственно к текстам, но к занимаемой Можаевым общественной позиции.

Были, разумеется, примеры более аналитического подхода к творчеству писателя. Многими критиками прежде всего уделялось внимание проблеме своего рода "принципиальной публицистичности" Можаева. Так, И. Золотусский ещё в 1962 году, рецензируя сборник ранних можаевских повестей "Саня. Наледь. Тонкомер", назовёт их прозой очеркиста и выразит надежду: "Пусть не пропадает в нём очерковый запал. Но пусть по шнуру, который соединяет его с рукой автора, бежит огонь большого искусства."(53;217). Впоследствии он с этой же точки зрения противопоставит повесть "Живой" другим повестям и рассказам из книги "Лесная дорога" - как наиболее талантливую (52).

Обращалась к этой теме и В.Евсюкова в упомянутой выше диссертации, где утверждается, что "оголённая публицистика" всегда снижает художественный уровень произведений (впрочем, у неё это относится не только к Можаеву, но и к другим представителям деревенской прозы) (46; 17). А.Кондратович, цитируя можаевские слова :"Очерк есть проза, то есть один из видов прозы"даже делает вывод, что вообще "Называть его вещи прозой можно только с этой существенной поправкой. "(59; 11). Придерживавшийся того же мнения И. Дедков отмечал, что лишь в "Мужиках и бабах" "убедительно преодолены" прежние очерковая организация и очерковая же односторонность"(45;263).

А Вл. Воронов, который, положительно комментируя выдвижение "Мужиков и баб" на Государственную премию СССР в 1989 году, тем не менее утверждал, что роман "всё-таки отягощен публицистикой (а это другая словесная стихия, которая далеко не всегда образует нерасторжимое единство с художественной прозой)"(39;4), впоследствии, рецензируя второй можаевский роман "Изгой", "сдаётся" и признаёт за писателем право на такую особенность. Судить его, считает Вл. Воронов, следует "по Пушкину", - то есть, как завещал классик, с точки зрения законов, установленных для себя самим автором (38; 98).

По мнению В. Хмары, Можаев художественно наименее убедителен там, где обращается к "вечным темам"; но там, где он прикасается к как бы сиюминутным проблемам - на самом им ставятся фундаментальные вопросы бытия (98;9), Ведущую же тему можаевского творчества в своей развёрнутой статье И. Борисова коротко определяет так: "Можаеву выпало сказать о воле к независимости" (31; 12).

О языковых, стилистических особенностях прозы писателя говорилось - если вообще говорилось - вскользь. Исключениями можно назвать вышеупомянутую работу В. Евсюковой, статьи О. Волкова и Л. Вильчек. Первая отмечала ту большую роль, которую играют у Можаева ирония, пародия, особые виды диалогов и проч.(36; 18). О. Волков подробно писал о буйстве языковой народной стихии «Мужиков и баб» (первой части, опубликованной в 1976 году), недвусмысленно выразив своё отношение к этому в названии статьи «Без прикрас, но и без меры»(37).

Если Евсюкова и Волков писали свои исследования на материале одного романа, то Л. Вильчек обращалась и к другим произведениям; в частности, она едва ли не единственная , кто подробно останавливался на «Истории села Брёхова» с используемыми в этой повести приёмами мистификации и народного балагана (36).

Что касается традиций, в русле которых развивалось можаевское творчество, то и эта тема была затронута явно недостаточно. Из русской классической литературы была выделена лишь фигура Достоевского с его романом «Бесы». Впервые на связь «Мужиков и баб» с «Бесами» обратил внимание Ю. Карякин (57); затем была опубликована развёрнутая статья Л. Сараскиной «Выходя из безграничной свободы. Модель «Бесов» в романе Бориса Можаева «Мужики и бабы»» (80).

По поводу места Можаева в ряду современных прозаиков, Ф. Кузнецов отмечал: «ему ближе всего, думается, овечкинская, яшинская традиция» (60;273). Можаева более или менее исправно причисляли к когорте таких писателей, как Распутин, Абрамов, Носов и других, когда требовалось обрисовать состояние деревенской прозы. После выхода второй части «Мужиков и баб», почти совпавших по времени с выходом продолжения беловских «Канунов», двух авторов стали часто упоминать вместе, противопоставляя их романы прежней литературе о коллективизации (например, М. Шолохову, - как это сделалдА.

Герасименко в статье « «Поднятая целина» Шолохова в контексте современного романа о коллективизации» (40)). Однако особенности произведений Можаева в контексте современной деревенской (и не только) прозы, или, например, то, что разнило его с тем же В.Беловым - похоже, не привлекало серьёзного критического внимания.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на наличие отдельных исследовательских работ, многогранное творчество писателя в общем и целом довольно слабо отражено в современном литературоведении. Не в последнюю очередь благодаря этому обстоятельству получилось то, что по справедливым словам одного из некрологов, «творческий и личностный масштаб писателя , гражданина и человека был не вполне оценен большинством современников» (Газета «Сегодня» за 5 марта 1996 года.)

ЦЕЛЬЮ данной работы будет попытка впервые дать обстоятельный анализ творчества Бориса Можаева и определения его места в общем русле русской литературы.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ обусловлена отсутствием обобщённых исследований о творчестве Можаева, а кроме того определяется необходимостью чёткого определения позиции писателя в отношении путей развития России, имея в виду тот факт, что слово его, как прежде всего представителя литературы деревенщиков, пользуется традиционным авторитетом у российского читателя.

МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ, помимо произведений Можаева с 1949 по 1996 годы будут произведения других современных авторов, прежде всего писателей-деревенщиков, русских классиков XIX века, русского народного фольклора, традициям которого наследует автор, а также труды некоторых историков и экономистов.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ базой диссертации послужат фундаментальные труды М. Бахтина, работы по теории литературы В. Гусева, И. Есина, исследования по фольклору В. Проппа, А. Панченко, статьи некоторых других учёных.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в способствовании уточнения представления о месте Можаева в русской литературе второй половины XX века; наблюдения и выводы по этому поводу могли бы стать полезными для литературоведов в их дальнейших исследованиях творчества писателя и других писателей-деревенщиков, а также в школьном и вузовском преподавании литературы этого направления.

АПРОБАЦИЯ работы . Основные идеи и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы XX века Литературного института, а кроме того нашли своё отражение в статьях, опубликованных в газете «Литература», сборниках научных трудов, в частности, в издании МГУ «Новое в школьных программах. Современная русская проза», а также других публикациях.

По своей СТРУКТУРЕ диссертация, помимо данного Введения, будет состоять из 3-х глав, Заключения и Библиографии.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ работы предполагается проследить творческий и идейный путь писателя, включающий эволюцию его взглядов, и определить тематику и проблематику произведений. о

Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ работы будут рассмотрены традиции русской культуры в творчестве Можаева, включая фольклор, классику и современность.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА будет посвящена поэтике творчества писателя, включая жанровое своеобразие, композиционно-сюжетные, языковые и стилистические особенности его произведений.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ будут подведены общие итоги можаевского творчества , его представлений о России, о её прошлом, о современном положении и о будущем, о «настоящем русском человеке» и о роли писателя в обществе.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественный мир Бориса Можаева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе вышеизложенного можно утверждать, что главной темой можаевскош творчества стала жизнь русского крестьянства, причём в самом широком смысле - поскольку стремительная урбанизация России в прошедшем столетии привела к тому, что большей частью горожан стали те же крестьяне и их потомки, оказав тем самым определяющее влияние на страну, на общество в целом. Проблема изменения крестьянства (а с ним, соответственно, и всей страны) к концу века почти до неузнаваемости вследствие исторических катаклизмов играет у писателя вдееобразующую роль, - так же, как и критическое осмысление учений социалистов-утопистов, а также ленинизма, его теории и практики. Своё неизменно критическое отношение к первым и несколько более сложное и неоднозначное ко второму Можаев выразил вполне определённо (и прямо, как в «Мужиках и бабах» или поздней публицистике, и косвенно, например, в «Истории села Брёхова).

Чётко и ясно выражена Можаевым и главная его идея - о том, что есть, по его мнению, «настоящий русский человек» й по какому пути должна двигаться Россия после трагического опыта, полученного в двадцатом веке. По его представлениям, Россия должна стать страной свободных, умелых, инициативных людей, которые строго чтили бы свои, принятые демократическим путём, законы; страной, где особый национальный жизненный уклад был бы сохранён в «тех пределах, в которых это необходимо и разумно»(7; 348); наконец, страной, где не было бы идеологий, основанной на какой-либо ксенофобии или, наоборот, нацеленной на то, чтобы в очередной раз попытаться осчастливить всё человечество.

Всё это, как и отсутствие идеализации прежней, дореволюционной России, и упорная приверженность к отстаиванию прав и свобод (политических, экономических), и стойкое уважение, вопреки поветриям моды, к понятию «настоящего интеллигента» (как прежде всего, опять же, - того, «кто борется за права человека»(7; 203)) - сделало Можаева своего рода либералом, демократом или, если угодно, «западником во стане русских почвенников».

Можаев, разумеется, отдавал себе отчёт в том, что запросы человека, во всяком случае русского человека, простираются дальше, нежели просто к законности, порядку, социальному и материальному благополучию. Достаточно вспомнить таких героев, как Живой с его стремлением к счастью, понятие которого, однако, меняется на протяжении всей жизни, постоянно ускользая и приводя к размышлениям: а какое оно и существует ли вообще на свете; или Полубояринов с его утверждением, что «всем хорошо никогда не будет». Однако для Можаева всё-таки «Беды земные» прежде всего «есть следствие аномалии общественного устроения»(7; 176), и именно исследования этих аномалий, подавляющих судьбы конкретных людей, занимают основное место в его творчестве.

Выступая в городе Палермо на симпозиуме «Цивилизация и литература», Можаев говорил, что человеческое общество должно стремиться к гармонии, а она может быть достигнута при соблюдении всеми законов и при наличии свободы для всех за рамками этих законов. Художник, постигнув эту основу всеобщего согласия, должен чутко реагировать на нарушения гармонии и, следовательно, красоты. Он, по мнению Можаева, обязан реально воссоздавать действительность, не уклоняясь от самых крутых моментов бытия, и тогда «отражённая жизнь становится более долговременным и действенным фактором, чем породившая её реальность»(5;140). Ибо миры возникают и рушатся, а литература остаётся.

В соответствии с таким подходом Можаев внёс свой весомый вклад в изображение важнейших периодов российской жизни двадцатого столетия, осуществив это через призму своего индивидуального мировосприятия.

 

Список научной литературыВаликова, Дарья Германовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Можаев Б. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 1. - М.: Худ. литература, 1989.

2. Можаев Б. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. М.: Худ. литература, 1989.

3. Можаев Б. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3 М.: Худ. литература, 1990.

4. Можаев Б. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4. М.: Худ. литература, 1990.

5. Можаев Б. Высший суд. Выступление в Палермо на симпозиуме «Цивилизация и литература» // Дон. 1987. - № 7.

6. Можаев Б. Единожды солгавши. Трагикомедия // Юность. -1988. № 4.

7. Можаев Б. Затмение. Рассказы, очерки. -М.: Труд, 1995.

8. К.Можаев Б. Земля ждёт //Октябрь. 1961. - № 1.

9. Можаев Б. Зори над океаном. Владивосток; Приморское кн. изд-во, 1955.

10. Можаев Б. Изгой. Роман. // Наш современник. 1993. -№№> 2,3.

11. П.Можаев Б. Как земля вертится. Комедия в двух действиях. //Театр. 1986. - № 1.

12. Можаев Б. Крымские страдания // Дон. -1996. № 7.

13. Можаев Б. Лесная дорога. Повести и рассказы. М.: Современник, 1973.

14. Можаев Б. Оставленные в наследство заветы // Акулов И. Избранные сочинения в 3-х томах. Том 1. М.: Современник, 1984.

15. Можаев Б. От автора // Дон. 1987. - № 3.

16. Можаев Б. Саня. Наледь. - Тонкомер. Повести. -Благовещенск: Амурское кн. изд-во, 1961,

17. Можаев Б. Тонкомер. Повести. -М.: Современник, 1984.

18. Можаев Б. Удэгейские сказки. Владивосток: Приморскоекн. изд-во, 1955. *

19. Абрамов Ф. Собрание сочинений в 3-х томах. Л.: Худ. литература, 1980 - 82.

20. Агишев Р. У истоков жизни // Дальний Восток. -1960. №1.

21. Аксёнова Г. «Дело» Фёдора Кузькина по прозвищу «Живой» // Аксёнова Г. Театр на Таганке: 68-й и другие годы. -М.: Библиотека «Огонёк», 1991.

22. Акулов И. Касьян остудный // Акулов И. Избранные сочинения в 3-х томах. Том 3. М.: «Современник», 1984.

23. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

24. Белов В, Год Великого перелома: Хроника зимней поры. -М.: Худ. литература, 1991.

25. Белов В. Из пепла. //Наш современник. 1991. -№ 4.

26. Белов В. Избранные произведения в 3-х томах. Том 1. -М.: Современник, 1982.

27. Белов В. Избранные произведения в 3-х томах. Т.2. М.: Современник, 1983.

28. Белов В. Избранные произведения в 3-х томах. Т.З. М.: Современник, 1984.

29. Белов В. Циники и симплициусы // Наш современник. -1994.-№10.

30. Бондаренко В. Крах интеллигенции. -М.: Палея, 1995.

31. Борисова И. Борис Можаев: Воля к независимости // Дружба народов. 2000.- № 10.

32. Бровман Г. Талант и направление // Дон. -1967. № 7.

33. Бунин И. Окаянные дни .- М.: Советский писатель, 1990.

34. Вересаев В. В глуши // Вересаев В. Собр. сочинений в 5 томах. Т. 4. -М.; Правда, 1961.

35. Вильчек Л. Без беллетристики // Вильчек Л. Пейзаж после жатвы. М.: Советский писатель, 1988.

36. Вильчек Л. «Вот моя деревня.» // Литературная газета. -1981.-20 мая.

37. Волков О. Без прикрас, но и без меры // Наш современник. -1978. №11.

38. Воронов Вл. «Не смотря на.» // Литературное обозрение. 1994. - № 5-6.

39. Воронов Вл. «Убереглись от искушений.» // Литературная газета. 1989. - 6 сентября.

40. Герасименко А. «Поднятая целина» Шолохова в контексте современного романа о коллективизации // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. ~ 1989. -№ 2.

41. Горький М. Полное собр. сочинений. Том 22. М.: Наука, 1974.

42. Гроссман В. Всё течёт // Октябрь.- 1989. №6.

43. Гроссман В. Жизнь и судьба. М.: Книжная палата, 1988.

44. Гусев Вл. Искусство прозы. М.: Изд-во Литературного института, 1993.

45. Дедков И. «А жить обязаны вместе.» // Дружба народов, -1978.-№12.

46. Евсюкова В. Художественное воплощение противоречий коллективизации в прозе 80-х годов (по романам В. Белова «Кануны» и Б. Можаева «Мужики и бабы»). Автореферат. М., 1991.

47. Ерёмина Л. Уроки «классовой нравственности». Обзор изданий 1987 89 гг. // Библиотекарь. -1990. - № 8.

48. Есин А. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 1999.

49. Залыгин С. Собрание соч.: В 6 томах. Том 1. М.: Худ. литература, 1989.

50. Златовратский Н. Деревенский король Лир. Повести, •» рассказы, очерки. М.: Современник, 1988.

51. Златовратский Н. Устои. История одной деревни. М.:. ГИХЛ, 1951.

52. Золотусский И. Мозаика // Золотусский И. Очная ставка спамятью. -М.: Современник, 1983.

53. Золотусский И. «Саня. Наледь. Тонкомер» Б. Можаева // Октябрь. 1962. - № 4.

54. Иванов Д. Что позади //Огонёк. 1987. - № 32.

55. Иванова Т. Простится ли нам наше смирение? // Книжное обозрение. 1988. - X® 25.

56. Кардин В. «Необходимость прямого разговора». Вспоминая и перечитывая Б. Можаева // Вопросы литературы. -1998. №2.

57. Карякин К). Стоит ли наступать на грабли? (Открытое письмо одному инкогнито.) // Знамя. 1987. - № 9.

58. Кожинов В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. М.: Советский писатель, 1963.

59. Кондратович А. На полном дыхании. Штрихи к портрету Б. Можаева //Лит. Россия. 1983. - 27 мая.

60. Кузнецов Ф. Чувство хозяина (О творчестве Б. Можаева) // Кузнецов Ф. Перекличка эпох. М.: Современник, 1976.61 .Курбатов В. Право на обязанность // Москва. 1996. - № 9.

61. Латынина А. «Патент на благородство» // Новый мир. -1993. №11.63 .Лесков Н. Собрание сочинений : В 11 томах. Т. 9. М.: ГИХЛ, 1958.

62. Литвиненко И. Закрытый перелом // Дальний Восток. -1988.-№6.65Лихачёв Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в Древней Руси.-Л.: Наука, 1984.

63. Мартазанов А. Проза Б. Можаева (социально-нравственный аспект).- Диссертация на соиск. уч. степени к.ф.н. -СПб., 1992.

64. Муриков Г. При свете совести (Коллективизация в литературе 1930 1980 гг.) //Север. -1988. - № 9.

65. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М.: Изд-во Независимая газета, 1998.

66. Некрасов Н, Полное собр. сочинений и писем. Том 2. М.: ОГИЗ, 1948.70.0вечкин В. Гости в Стукачах. Рассказы и очерки. Районные будни. М.: Сов. Россия, 1978.71 .Пастернак Б. Доктор Живаго. М.: Сов. писатель, 1989.

67. Пистунова А. Живые// Лит. Россия. -1989. -17 марта.

68. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М.; Искусство, 1976.

69. Пропп В. Русская сказка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

70. Распутин В. Мой манифест // Сов. Россия. 1997. - 27 февраля.

71. Распутин В. Собр. соч. В 3-х томах, Т. 3. М.: Мол. Гвардия, 1994.

72. Рыбаков А. Роман-воспоминание // Дружба народов. 1997. №К« 7,8.

73. Рязанская деревня в 1929 1930 гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы. - М.: РОССПЭН, 1998.

74. Салтыков-Щедрин М. Собрание сочинений: В 20 томах. Т.16, кн. 1. М.: Худ. литература, 1974.

75. Сараскина Л. «Выходя из безграничной свободы.»: Модель «Бесов» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы» // Октябрь.-1988.- № 7.

76. В.Селюнин. Истоки. Н. Шмелёв. Авансы и долги. М.: Правда, 1990.82 .С коробогатов В. Что впереди? (Размышления над произведениями о прошлом) // Литература в школе. 1990. - № 2.

77. Солженицын А. Избранная проза. М.: Сов. Россия, 1990.

78. Солженицын А. С Борисом Можаевым // Дон. 1997. - №5.

79. Сурганов Вс. Человек на земле. М.: Сов. писатель, 1981.

80. Тендряков В. Рассказы // Новый мир. 1988. - № 3.

81. Толстой Л. Полное собр. сочинений. Том 19. М.: ГИХЛ, 1937.

82. Толстой Л. Толстой Л. Полное собр. сочинений. Том 29. -М.: ГИХЛ, 1954.

83. Туманов Б. Коллективный Обломов. Эссе // Новое время. -1997. -№39.

84. Тургенев И. Полное собр. сочинений и писем. Том 4. М.-Л.; Изд. АН СССР. 1963.

85. Турков А. Давние грозы // Дружба народов. 1988. - № 4.

86. Турков А. Долгими дорогами // Можаев Б, Собр. соч. В 4-х томах. Т. 1. М.: Худ. литература, 1989.

87. Ульяшов П. И утописты, и активисты // Труд. 1989. - 26 марта.

88. Успенский Г. Полное собр. сочинений. Том 3. Л.: Изд. АН СССР,1941.

89. Успенский Г. Полное собр. сочинений. Том 4. Л.: Изд. АН СССР, 1949.

90. Успенский Г. Полное собр. сочинений. Том 7. Л.: Изд. АН СССР, 1950.

91. Фолъклорный театр. М.: Современник, 1988.

92. Хмара В. Уважение к земле (Творческий портрет писателя Б. Можаева) // Лит. Россия. 1988. -15 августа.99Лерниченко Ю. Первый правозащитник // Московские новости. 1989. - 5 марта.

93. Чехов А. Полное собр. сочинений и писем. Сочинения. Том 1.-М.: Наука, 1974.

94. ЛПкавро Л. Не снижать требовательности к себе // Дальний Восток. 1957. - № 2.

95. Шугаев В. Московский роман, или мужество писателя // Лит. Россия. 1987. - 24 апреля.

96. ЮЗ.Энгельгардт А. Из деревни. 12 писем. 1872 1887. - М.: Гос. изд. сельхоз. лит-ры. 1956.

97. Яшин А. Земляки. Повести, рассказы, из дневника писателя. М.: Современник, 1989.ь