автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Национальный характер и национальная история в творчестве Б. Можаева
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лифанова, Инна Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Тема русской национальной истории и русского национального характера в литературе 50-80-х годов.
ГЛАВА 2. Пути становления творческой индивидуальности
Б. Можаева: проблематика, характеры, язык.
ГЛАВА 3. Национальная история и русский характер в романе
Б. Можаева "Мужики и бабы".
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Лифанова, Инна Викторовна
Деревенская про^а" - одно из наиболее значительных и интересных явлений русской литературы второй половины XX века.
В силу исторического развития "крестьянский вопрос" в России всегда оставался основной и болевой точкой в решении экономических, социальных, культурных, этических проблем, философских споров о национальном своеобразии, национальном характере. Уже более чем столетнюю историю деревенская тема имеет и в русской литературе. От А.Радищева до И.Бунина судьба деревни оставалась в центре внимания крупнейших русских писателей.
Продолжая преемственную связь с классической литературой 19 в., современная "деревенская" проза стремится возродить и сохранить "память земли", развивая тем самым лучшие культурно-исторические традиции своего народа. Особое внимание к историческому прошлому России, к духовным и нравственным ценностям народной жизни, стремление постичь противоречия и кризисы современного общества через судьбу русского крестьянства закономерно приводят к тому, что в своих произведениях писатели-"деревенщики" преодолевают локальность избранной темы и поднимают главные духовно-нравственные, этические и философские вопросы человеческого бытия в целом. Все эти особенности, а также высокий художественный уровень произведений обусловили пристальное внимание к "деревенской" прозе как читателей, так и литературной критики.
Наиболее острым проблемам, возникавшим на разных этапах развития литературы о деревне, неоднократно посвящались писательские совещания, литературно-критические дискуссии, "круглые столы", проблемно-полемические статьи. Можно сказать, что деревенская тема породила целую литературно-критическую традицию, сделав ее представителей не менее известными, чем сами писатели-"деревенщики" В настоящее время можно с полным правом утверждать, что атмосфера творческой дискуссии вокруг "деревенской" прозы оказала положительное влияние на развитие литературоведческой науки.
В ряду наиболее основательных и глубоких исследований обобщающего характера необходимо выделить работы Вс.Сурганова, Ф.Кузнецова, В.Ковского, Л.Теракопяна.
Монографическое исследование Вс.Сурганова "Человек на земле" основано на последовательно и четко выстроенных историко-литературных фактах. Здесь впервые рассмотрены идейно-художественные открытия в области разработки деревенской темы, обозначены тенденции взаимодействия творчества писателей-"деревенщиков", а также прослежены их преемственные связи с традициями М.Горького и М. Шолохова.
В работе Ф.Кузнецова "Самая кровная связь" особое внимание уделено проблемам народности и историзма "деревенской" прозы. В монографии представлены литературные портреты Ф.Абрамова, В.Астафьева, Б.Можаева, Е.Носова, В.Распутина, В.Тендрякова и др., выявлено индивидуальное и общее в творчестве этих писателей.
В.Ковский в работе "Между прошлым и будущим" рассмотрел и охарактеризовал основные проблемы, поднятые в произведениях "деревенской" прозы, выявил ведущие тенденции в разработке деревенской тематики на современном этапе ее развития.
Специфику книги Л.Теракопяна "Пафос преобразования" определил интерес исследователя к творчеству писателей национальных республик в их взаимодействии с произведениями русских прозаиков.
В современном литературоведении уже достаточно четко определено место и значение "деревенской" прозы в общем литературном процессе 20 века. Тем не менее творчество отдельных писателей, представляющих это направление, до сих пор остается целостно не изученным. И среди них - имя Б.А.Можаева, одного из самых ярких и своеобразных писателей, разрабатывающих в своем творчестве тему крестьянства, деревни, национального характера. Говорить же об изученности "деревенской" прозы в целом будет возможно лишь тогда, когда наряду с обобщающими исследованиями также будет выявлена многогранность индивидуальных поисков его ведущих представителей. Таким образом, необходимость исследования "отдельных составляющих" литературы о деревне, в частности, творчества Б.Можаева, для более полного представления о закономерностях и особенностях всего процесса как целого и обусловливает актуальность работы.
Творчество Б.Можаева, отличающееся тематическим и жанровым многообразием, получившее достаточно широкую известность не только на родине, но и за рубежом, до сих пор остается мало исследованным.
Свой литературный путь Б.Можаев начал как публицист, автор остропроблемных очерков. Это наложило свой отпечаток и на его первые художественные произведения: их отличительными чертами становятся публицистичность и злободневность. В связи с этим в статьях и отзывах, посвященных ранним произведениям писателя, на первый план выдвигается его активная гражданская позиция. Вопросы же художественного мастерства, как правило, оставались вне поля зрения критики.
Первые исследования художественного своеобразия творчества Б.Можаева появились после публикации повести "Живой". Новый интерес и особое внимание критики было связано с появлением романа "Мужики и бабы". Тем не менее оба произведения рассматривались либо вне связи с предшествующим творчеством, либо в контексте произведений других авторов.
Среди статей и рецензий, посвященных отдельный аспектам творчества Б.Можаева, следует выделить работы И.Золотусского, В.Старикова, Л.Вильчек, А.Туркова, А.Герасименко, Л.Сараскиной, И.Дедкова, Д.Мурикова, А.Панкова, И.Литвиненко, Л.Вуколова1.
Особый интерес представляют диссертации В.С.Евсюковой "Художественное воплощение противоречий коллективизации в прозе 80-х годов" и Е.С.Конюховой "Поднятая целина" М.Шолохова в контексте произведений о русской деревне 30-х годов". В названных работах осуществлен сопоставительный анализ романа Б.Можаева "Мужики и бабы" с романами М.Шолохова, А.Платонова, С.Залыгина, В.Белова.
Попытка монографического исследования творчества Б.Можаева предпринята в диссертации А.Мартазанова "Творчество Б.Можаева /социально-нравственный аспект/". В работе прослежен творческий путь писателя от ранних стихотворений до романа "Мужики и бабы". Основное внимание автора диссертации сконцентрировано на том, как "отразились ведущие процессы последних десятилетий" в творчестве Б.Можаева.
Таким образом, указанные работы освобождают нас от необходимости подробного освещения вопросов типологии творчества Б.Можаева с произведениями писателей-современников и позволяют уделить особое внимание проблеме творческой индивидуальности писателя.
Научная новизна исследования обусловлена рядом положений, выдвигаемых автором диссертации, которые определяют новый подход в
1 См. библиографию. изучении темы национального характера и национальной истории в творчестве Б.Можаева. В работе впервые предпринята попытка проследить развитие двух тематических линий (национальный характер и национальная история) от ранних произведений писателя до романа-хроники "Мужики и бабы".
Проблема национального характера принадлежит к числу тех, решение которых приобретает особо важное значение в духовном климате современности. Она непосредственно связана с вопросом о национальном самосознании и самоопределении. Современное кризисное состояние нашего общества закономерно привело к усилению общественного интереса, общественной мысли и культуры, в том числе и литературы, к национально-государственным устоям, вопросам общественно-исторического развития. У писателей возникло стремление художественно исследовать, насколько те или иные социальные и политические преобразования соответствуют органическим потребностям национальной жизни. При этом современность соотносится с многовековым народном опытом, а устойчивость национальных традиций, в свою очередь, выверяется в конкретно-исторических ситуациях.
С этой точки зрения творчество Б.Можаева представляет несомненный интерес. Концепция национального характера и национальной истории, реализованная писателем в его творчестве, с одной стороны, вбирает в себя опыт классической и современной русской литературы, с другой -представляет своеобразно индивидуальное решение этой проблемы. Основу национальной жизни, ее животворящую силу Б.Можаев видит прежде всего в народе, в простом русском крестьянине. "Уклад сельской жизни, который воспитывал русского человека, делал из него прекрасного работника, стойкого воина, беззаветно преданного своей Отчизне, наконец, нравственный опыт, накопленный целыми поколениями, - чрезвычайно важный предмет для каждого литератора, исследовать это, писать об этом крайне необходимо, особенно в переходные периоды жизни общества. Мы не должны и просто не имеем права обрывать нравственные связи с предшествующими поколениями, мы обязаны перенимать все то лучшее из народного наследия. Что накоплено веками", - писал Б.Можаев в статье "От автора" к роману "Мужики и бабы '.
Однако понимание национального характера в творчестве Б.Можаева не исчерпывается только его народным типом. Оно включает в себя и вопрос о роли интеллигенции, духовенства и других социальных слоев в процессе национальной жизни. Кроме того, национальный характер не мыслится писателем только как тип положительный. Б.Можаев показал и результат его деформации, вызванный определенными условиями российской истории и действительности.
Целью диссертации и является анализ содержания, художественного своеобразия и закономерностей эволюции концепции национального характера и национальной истории, сформировавшейся в творчестве Б.Можаева. В соответствии с заявленной целью представляется необходимой постановка следующих задач: определить место и роль творчества Б.Можаева в контексте "деревенской" прозы; выявить составляющие понятия "национальный характер" в творчестве Б.Можаева; показать своеобразие авторского видения и отражения в творчестве отдельных этапов российской истории; изучить особенности повествования, сюжетного построения, пути создания характеров и своеобразие языка в свете темы исследования; установить некоторые преемственные связи творчества Б.Можаева с традициями русской классической литературы.
Предметом исследования являются прозаические произведения Б.Можаева, созданные в русле "деревенской" прозы. Для анализа привлекаются и ранние рассказы и повести писателя, не связанные непосредственно с "деревенской" тематикой, но позволяющие наиболее полно проследить процесс становления творческой индивидуальности писателя. В работе также использованы публицистические статьи и выступления Б.Можаева.
Методологической базой послужили работы отечественных философов и литературоведов В.Г.Белинского, И.В.Киреевского, Н.Я.Данилевского, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана и др.
В диссертации использованы материалы дискуссий о русском национальном характере, о "деревенской прозе" и путях ее развития. При этом учитываются теоретические выводы Л.Ш.Вильчек, В.А.Сурганова, М.Левиной и др. Говоря об отражении многообразия русского национального характера в литературе XX века, мы используем теоретические выводы авторских коллективов учебников "История русской литературы XX века" для университетов (под ред. С.И.Кормилова) и "Русская литература XX века" для школ (под ред. В.В.Агеносова).
Практическая значимость результатов исследования. Содержащийся в диссертации материал, выводы и обобщения могут быть использованы в вузовских и школьных курсах по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах.
Основное направление исследования, его цель и задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальный характер и национальная история в творчестве Б. Можаева"
Заключение
Деревенская" проза прочно заняла одно из центральных мест в литературном процессе второй половины 20 века. Ее развитие сопровождалось неослабевающим интересом читателей и пристальным вниманием литературной критики. Обратившись к прошлому и настоящему своего народа, к началам и истокам национальной жизни, к трагическим страницам отечественной истории, писатели - "деревенщики" тем самым продолжили более чем столетнюю традицию русской литературы и философии, связанную с вопросом о национальном своеобразии.
Деревенская" проза как литературное явление в основном сформировалось в 60-80-е годы. Однако говорить сегодня о завершенности этого процесса нет достаточных оснований. Возможность таких выводов может дать лишь определенная временная дистанция. Тем не менее в настоящее время уже отчетливо проявились две основные линии развития литературы о деревне - онтологическая и социально-историческая. Эти две тематические линии существуют в постоянном взаимодействии и взаимообогащении. В первую очередь это касается проблемы национального характера, составляющей центр художественного исследования и онтологической и социально-исторической линий.
Национальный характер является основой творческих поисков и одного из самых ярких представителей "деревенской" прозы - Б.А. Можаева. Проделанный нами анализ позволяет сделать определенные выводы об этой стороне творчества писателя.
В ранних произведениях Б. Можаева, непосредственно не связанных с "деревенской" тематикой, творчество писателя начинает приобретать черты определенной художественной системы: формируются особенности конфликта, сюжетного построения, способы создания характеров. В характере лучших героев Б. Можаева преобладает активно-деятельное начало, лексически обозначенное автором как некая "бесинка".
Первое произведение на "деревенскую" тему - повесть "Полюшко-поле" знаменует собой новый этап в творчестве писателя. Здесь в^первые предпринята попытка художественного постижения национального характера через соотношение "человек и земля". Симптоматичным можно назвать и тот факт, что в повести наряду с народными характерами создан положительный тип героя-интеллигента. Критерием его оценки для писателя становится способность приблизиться к народному миропониманию, ощутить свою кровную связь с землей и крестьянским миром. Расширяется и спектр художественных средств, используемых автором при создании характеров. В частности, намечается индивидуализация речи героев, все большую роль для передачи их внутреннего мира начинают играть пейзажные зарисовки. Тем не менее, на первый план автором все же выдвигается конфликт и способы его решения.
Художественным открытием писателя стала повесть "Живой". Она, как и "Привычное дело" В. Белова, открывает новую грань в "деревенской" прозе, связанную с усилением интереса к русскому национальному характеру, к наиболее ярким его народным типам. В создании образа Ф Кузькина соединились лесковская и горьковская традиция правдоискательство героями, "выломившимися" из привычной среды и фольклорно-игровая традиция русской литературы, берущая свое начало в народном творчестве и продолженная в произведениях писателей 18-20 веков. Для этой традиции характерно преобладание в героях активнодеятельного и смехового начал над созерцательным. Однако, будучи четким художником, Б. Можаев не обходит вниманием и пассивную созерцательность, присущую русскому человеку.
В повести "Живой" также ярко прослеживается преемственная связь с сатирической традицией М.Е. Салтыкова-Щедрина. В основу произведения положено противопоставление "живое - омертвевшее", являющееся главным принципом поэтики сатирика 19 века. "Живое" представлено главным героем и другими персонажами, основной чертой характера которых является жизнелюбие и жизнеспособность: здесь любимая автором "бесинка" трансформируется в своеобразную "живинку". "Омертвевшее" персонифицировано в собирательно-шаржированном образе представителей административно-бюрократического аппарата. При этом "омертвевшее" становится объектом сатирического обличения писателя, а "живое" в образной форме воплощает определенные черты авторского идеала.
К художественным достижениям Б. Можаева следует отнести и тот факт, что в создании характеров героев, их биографии, писатель все чаше обращается к принципу историчности. Все большую роль начинает играть стремление постичь национальный характер через обращение к фольклору, к живой народной речи. Таким образом, в 60-е годы творчество Б. Можаева обретает новую духовную и качественную наполненность.
В разработке темы национального характера и национальной истории роман - хроника "Мужики и бабы" становится итоговым. Анализ романа позволяет говорить о том, что понятие национального характера в творчестве Б. Можаева многомерно. Оно не исчерпывается лишь народным (крестьянским) типом и находит свое выражение в создании образов героев, принадлежащих к другим социальным слоям: интеллигенции, духовенству, административному аппарату. В то же время национальный тип не всегда мыслится писателем как положительный. Верный диалектическому развитию, Б. Можаев видит и те черты национального характера, которые порождены отрицательными сторонами многовековой русской жизни.
Оценивая одну из самых трагических страниц русской истории -период коллективизации, Б. Можаев изображает эти события как процесс насильственного раскрестьянивания, распада русской общинности разрушения нравственных национальных начал и традиций. Подвергая художественному анализу не только события "великого перелома", но и исторический генезис положенной в его основу теории, писатель делает основной упор на нравственную, этическую сторону проблемы. Это дает ему возможность приблизиться к народному восприятию коллективизации как испытания, ниспосланного на Россию свыше. Противопоставление "бесовского" и "божественного", Добра и зл<^позволяет воспринимать роман не только как художественную хронику конкретного исторического времени, но и как попытку постижения вечных вопросов человеческого бытия.
Предпринятое исследование позволяет прийти к выводу, что творчество Б. Можаева, в котором нашли свое художественное отражение вопросы русского менталитета и своеобразие исторического пути России в их соотношении с непреложными вневременными ценностями, внесло значительный вклад в формирование и развитие "деревенской" прозы, ставшей одним из самых значительных явлений современной отечественной литературы
Список научной литературыЛифанова, Инна Викторовна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Агеносов В.В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989. - 300с.
2. Агишев Р. У истоков жизни //Дальний Восток,- 1960 № 1.-С.179-181.
3. Акимов В.М. Человек и время: "Путеводная проза", "деревенская проза". Л.: Сов. писатель, 1986. - 245 с.
4. Алексеев М.Н. Выступление на 1У съезде писателей СССР // 1У съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М., 1968. С.118.120.
5. Ананьев А. Сов. фермер //Лит. газета. 1988. -21 сент.
6. Апухтина В.А. Современная советская проза (60-е начало 70-х годов). - М.: Высш. школа, 1977. - 176 с.
7. Асмус В.Ф. Соловьев //Философская энциклопедия: В 5 Т. Т.5. М., 1970. С.51-56 Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Худож. литература, 1986. - 541 с.
8. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики : Исследования разных лет. М. : Худож. литература, 1975.
9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
10. Белинский В.Г. Полн.собр. соч.: В 13-ти Т. Т.1. - М.: Изд-во АН СССР, 1953.786 с.
11. Белов В.И. Деревенская тема общенациональна.// Дружба народов. -1970, №9. С.254.
12. Белов В.И. Возродить в крестьянстве крестьянское //Правда. -1988. -15 апр.
13. Бирюков Ф.Г. Эпопея борьбы и созидания //Литература в школе. 1988. -№1. -С.2-12.
14. Бирюков Ф.Г. Шолохов сегодня // Литература в школе. 1990. - № I. -С. 13-29.
15. Бирюков Ф.Г. Горький против Можаева.// Молодая гвардия. 1992, №5-6.-С.251-254.
16. Болыыев А.О. Проблема народного характера в творчестве В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина: Дис. . канд.филол.наук. Л., 1986.
17. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. М.: Сов.писатель, 1982. - 423 с.
18. Бровман Г. Талант и направление. О современной повести и ее критиках //Дон. 1967. - № 7. - С. 159-168.
19. Буханцов И.О. Свет отчего дома : Сельский труженик в прозе наших дней.// Молодая гвардия. 1983. - №7. - С. 149-157.
20. Буханцов И.О. Свет отчего дома: Сельский труженик в прозе наших дней// Молодая гвардия. 1983, №8. - С.255-266.
21. Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии.// Вопросы философии. 1994, №1. - С.68-72.
22. Васильев И. Бумеранг // Правда. 1988. - 2 окт.
23. Вильчек Л.Ш. Большаки и проселки "деревенской" прозы. -М.:3нание, 1985. 40 с.
24. Вильчек Л.Ш. "Вот моя деревня.". Штрихи к портрету Б.Можаева //Лит. Россия. 1981.-20 мая.
25. Вильчек Л.Ш. Пейзаж после жатвы. Деревня глазами публицистов.-М.: Сов.писатель, 1988. 309 с.
26. Вильчек Л.Ш. "Вот моя деревня" //Можаев Б. Избранные произведения: В 2-х Т. Т. 1. - С. 3-16.
27. Вильчек Л.Ш. Валентин Овечкин. Жизнь и творчество. М.:Худож. литература, 1977.- 183 с.
28. Волков 0. Без прикрас, но и без меры //Наш современник. -1978. № 2. - С.185-190.
29. Виноградов И.И. В ответе у времени. Заметки о деревенском очерке пятидесятых годов. М.: Сов.писатель, 1966. - 192 с.
30. Возвращение Федора Кузькина. // Театр. 1989, №7. - С. 19-34.
31. Вольнов И. Избранное. М., 1956.
32. Воронов И. Люди высокой доблести //Труд. 1973. - 25 нояб.
33. Воронов В. "Убереглись от искушения" // Лит. газета. 1989. - 6 сент. - С.4.
34. Воронов В. Несмотря на . ( О повести "Изгой" в журнале "Наш современник", 1993, №2-3 ) // Лит. обозрение. 1994. - №5/6,- С97-100.
35. Вуколов Л.И. Поговорим об истинных ценностях. Книга для учителя. М., 1992.
36. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-ых годов (некоторые аспекты концепции человека). М. :Изд. Московского университета. - 1989.
37. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. литература, 1977. 443 с.
38. Голубев А.Н. Понятие личности в этике Владимира Соловьева // Вопросы философии. 1978. - № 3. - С.125-136.
39. Гордович К.Д. Проблема характера в современной прозе: Автореф. дис. . канд.филол.наук. Л., 1967. 16 с.
40. Горн В.Ф. Проблемы советской литературы: метод, жанр, характер. М.,-1978.
41. Горн В.Ф. "Истинное величие почвенно". Заметки о творчестве писателей - "деревенщиков" в 60-е годы.// Алтай. - 1993, №5. - С.10-20.
42. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия. - 1991.
43. Гулыга А. Владимир Сергеевич Соловьев //Лит. газета. -1989. 18 янв.
44. Дворящин Ю.А. Поднята ли целина в романе Шолохова? //Литература в школе. 1990. - № 2. - С.30-48.
45. Дедков И.А. Возвращение к себе //Наш современник. 1975. - № 7. -С. 174-185
46. Дедков И.А. "А жить обязаны вместе." //Дружба народов. -1978. -№12.-С.259-263.
47. Дедков H.A. Сергей Залыгин: Страницы жизни, страницы творчества, М.: Современник, 1985. - 431 с.
48. Дмитриев Л. "Овечкинская вакцина". // Подъем. 1986. -№2.
49. Дунаев М. О своеобразии русского национального самосознания.// Слово.- 1992, №7,-С.6-13.
50. ДюжевЮ. Деревенский очерк.//Север. 1981, №11. - С. 115-122.
51. Евдокимов Д. Путь к мастерству: Послесловие к повести "Власть тайги" //Подвиг. 1984. - Т.4. - С.374-376.
52. Емельянова Л.П., Иезуитова А.П. Анализ литературного произведения. Л., 1976.
53. Евсюкова B.C. Художественное воплощение противоречий коллективизации в прозе 80-х годов (по романам В.Белова "Кануны" и Б.Можаева "Мужики и бабы"): Автореф, дис. . канд.филол. наук. -М„ 1991. 16 с.
54. Егорова Л. Неумирающая сила романа (0 "Поднятой целине" М.Шолохова) //Литература в школе. 1988. № I. - С. 12-14.
55. Еремина Л. Уроки "классовой нравственности" //Библиотекарь. -1990, № 8. С.49-51.
56. Ермолин Е. Пленники Бабы-Яги: Размышления о месте творчества писателей "деревенщиков" в русской прозе второй пол. 20в.
57. Континент. 1992, № 72. - С. 342-367.
58. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшаяшкола, 1988. 655 с.
59. Ершов Л.Ф. Сатира и современность. М.: Современник, 1978. -271 с.
60. Ершов Л.Ф. Память и время. М.: Современник, 1984. - 287 с.
61. Ершов Л.Ф. Современная социально-философская проза (1970-80 годы).-Л.- 1989.
62. Залыгин С. Трифонов, Шукшин и мы //Новый мир. 1991. - № II. -С.221-230.
63. Земля и на ней человек //Сб.статей. Саратов, 1985.
64. Земля Федора Абрамова /Сост. Л.Крутикова. -М., 1986.
65. Золотусский И.П. Возвышающее слово//Лит. обозрение. -1988.-№ 6. С.7-28.
66. Золотусский И.П. Возвышающее слово: проза-87 //Лит. обозрение. -1988. -№7.-С.23-32.
67. Золотусский И.П. Монолог с вариациями. М.: Сов.Россия, 1980. 413 с.
68. Золотусский И. П. Саня. Наледь. Тонкомер //Октябрь. 1964. -№ 4. - С.215-216.
69. Золотусский И. Очная ставка с памятью. М.: Современник. - 1983.
70. Золотоносов М. Белые пятна страны Муравии. Заметки о "Канунах" В.Белова, и не только о них //Смена. 1987. - 3 дек.
71. Иванов Д.Ф. Конфликты и характеры в литературе о колхозной жизни: Автореф. дис. . канд.филол.наук. -М., 1961. 16 с.
72. Иванов Д.Ф. "Что позади?" //Огонек. 1987. - № 32. - С.22-25.
73. Иванова Т. Простится ли нам наше смирение? //Книжное обозрение. 1988. - 17 июня.
74. Из почвы нашей, из народного духа, из народных начал. Анкета "Москвы" //Москва. 1995, № 3. - С. 130-136.
75. Из прошлого трудный путь. Круглый стол совместно с журналом "Дон" //Лит. газета. - 1988. - 6 апреля Карпов А. История не терпит суесловья //Лит. газета. - 1987. - 1 июля.
76. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры //Москва. -1995, №11.
77. Кардин В. "Необходимость прямого разговора." Вспоминая и перечитывая Б. Можаева. //Вопр. литературы. 1998, № 2. - С, 289-302.77