автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Художественный мир Франсуазы Саган

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Федотова, Елена Владиславна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Художественный мир Франсуазы Саган'

Текст диссертации на тему "Художественный мир Франсуазы Саган"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВНА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ФРАНСУАЗЫ САГАН

10.01.05 - литературы народов Европы, Америки и Австралии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук профессор В.П.ГРИГОРЬЕВ

Санкт-Петербург 1998 Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ........................................... 3

Глава X. Раннее романное творчество Франсуазы Саган на фоне послевоенной литературы Франции. Влияние философии экзистенциализма на

творчество писательницы....................14

Глава 2. Творчество Саган с начала 70-х годов-

Элементы массовой литературы в произведениях Ф.Саган ......................... 89

Глава 3. Особенности драматургических произведе-

дений Ф.Саган..............................144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................174

СОКРАЩЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ В ТЕКСТЕ..........179

ПРИМЕЧАНИЯ...........................................180

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................186

ВВЕДЕНИЕ

Франсуаза Саган (Куарез) - одна из популярнейших писательниц XX века. На протяжении многих лет ее книги не покидают списки бестселлеров, они и сегодня расходятся гигантским тиражом. Пытаясь объяснить необычайную популярность её книг, исследователи обращаются к различным аспектам творчества писательницы. Некоторые рассматривают особенности стиля, другие уделяют больше внимания проблематике, характеру конфликтов.

Её произведения относят одновременно и к высокой и к массовой литературе. Подобное противоречивое положение автора является одной из характерных примет литературы XX века.

Для Саган характерен определенный разрыв между вниманием и интересом широких читательских кругов и недостаточным вниманием со стороны литературоведов-исследователей особенно в период, последовавший за выходом ее первых романов. Ранний период творчества писательницы получил более подробное освещение в критической литературе 50-х годов, по сравнению с последующим периодом творчества* Это связано с тем, что обстоятельства появления ее первого романа были необычны. В 1954 году, когда вышел роман "Здравствуй, грусть", писательнице едва исполнилось девятнадцать лет. Успех ее книги был скандальным. Скандальным было все, что связано с именем юной дебютантки, стремительно поднявшейся на вершину литературной славы: содержание её романа, возраст автора.

Роман был переведен на двадцать пять языков, в том числе

и на латинский, и вышел тиражом в один миллион экземпляров-За него автору была присуждена "Премия критиков". Исследователи начали разбирать "особый случай" Франсуазы Саган. Через несколько лет во Франции были опубликованы две монографии, посвященные личности и творчеству писательницы. Одна из них - книга известного католического писателя и критика Жоржа Урдена "Случай Франсуазы Саган" (1958), другая книга французского исследователя Жерара Мурга "Франсуаза Саган" (1959). Однако не все сразу признали столь юный талант. По словам самой писательницы, ее ставили в ряд коммерческих, а не литературных феноменов (Вз, с.26)*.

Обладая несомненными художественными достоинствами, роман "Здравствуй, грусть" был еще и своевременным. Творческая карьера Франсуазы Саган началась в тот период, когда одно литературное направление уже исчерпало себя, а другое еще не оформилось . Менялось литературная ситуация. Произведения молодых литераторов - представителей "гусарского романа", а впоследствии и произведения Франсуазы Саган наметили пути, по которым будет развиваться французский роман от экзистенциалистского ангажированного к дезангажированному "гусарскому" и далее к его логическому продолжению в виде Нового романа. Поэтому такие известные французские исследоватетели, как Р.М.Альберес (1)**, П.Буадеффр (2), А.Бланше (3) рассматривают творчество писательницы в контексте литературноисторическоко момента. Что касается конкретного содержания романа, то новаторство Саган заключается в том, что она одна из первых заметила и отразила

* См. список сокращений в конце диссертации

** См. примечания в конце диссертации

в художественной форме изменения, произошедшие в послевоенной Франции. Она запечатлела новый тип литературного героя - образ молодой девушки, первым шагом которой в самостоятельную жизнь является протест против традиционной морали родителей. Хотя непреодолимой пропасти между миром взрослых и детей уже не было.

В последующем творчестве писательница продолжала развивать тематику своих первых произведений, сохраняя свой собственный стиль и слог. Но её романы стали восприниматься по-другому, в свете новых, меняющихся общественных, социальных и политических условий. Франция переживала быстрый экономический подъем. Менялись не только условия быта, но взгляды, система ценностей. То, что вчера воспринималось, как новое, революционное, сегодня казалось уже устаревшим. Поэтому нельзя согласиться с мнением Л.Зониной о "печальной судьбе" Франсуазы Саган, о мельчании и опошлении того, с чем она так ярко вошла в литературу (4). Писательница далеко не исчерпала своих творческих возможностей, она продолжает творить и по сегодняшний день.

Творчество Франсуазы Саган никогда не уходило из поля зрения критики. Произведения писательницы упоминаются в работах общего характера, посвященных современной французской литературе. Не оставалось незамеченным появление каждого нового романа писательницы, однако рецензии и отзывы постепенно становились более скептическими. Отчасти это объясняется тем, что от писательницы, громко заявившей о себе в 19 лет , ждали нечто большее. Например, еженедельник "Пуэн" помещает резко отрицательную рецензию Буадеффра на новый роман мцотерянный про-

филь", вышедший в 1974 году. Он пишет:"Пусть Франсуаза Саган будет осторожнее. В своих двенадцати романах она спустилась по лестнице, на верхнюю ступеньку которой так легко вознеслась в день своего восемнадцатилетия. Еще немного и она окажется в самом низу" (5). Вторит ему Робер Кантер в "Фигаро", утверждая, что роман "отдает чем-то искусственным и схематичным, он может быть, предвещает серию книг, которые никого больше не заинтересуют" (б).

Однако несмторя на мрачные прогнозы, интерес к творчеству писательницы не ослабевает, и в 1977 году французский критик Поль Вандром опубликовал небольшую монографию "Франсуаза Саган или элегантность выживания". В 1988 году Жан-Клод Лами написал книгу " Франсуаза Саган", в которой он подробно освещает некоторые факты ее жизни, рассказывает о ее литературном окружении. Книга содержит много биографического и иллюстративного материала. Необходимо отметить, что внимание исследователей было направлено более на личность самой писательницы, чем на поэтику ее произведений. Как нам кажется биографический метод не может быть основопологающим в анализе художественного мира писательницы. В глазах читателей и не слитком глубокой критики Франсуаза Саган часто отождествлялась с персонажами ее произведений, вопринималась только внешняя канва ее жизни и творчества. Вызывающий, подчас непонятный простому обывателю, образ жизни писательницы, страсть к автомобилям, скорости, светским развлечениям добавили штрихи к творческому портрету писательницы.

Не обошла вниманием творчество знаменитой ррмакистки и наша отечественная критика. Чаще всего её относили к разряду

реакционных, осуждали за поверхностное восприятие буржуазной действительности, аполитичность героев и за развлекательную направленность её книг, как это делает Н.А.Яхонтова в своей работе "Очерки по истории французской литературы" (7). Т.В.Балашова относит к писателям второго и даже третьего ряда, но все же не отказывает писательнице в известной доле таланта (8). Е.М.Евнина считает произведения Саган характерным образцом модернистской литературы (9). Но в целом в отечественном литературоведении внимания этой писательнице уделялось не очень много. Чаще прочих к ее творчеству обращались такие исследователи, как У.П.Уваров, Л.А.Зонина, И.Д.Шкунаева, Т.В.Балашова, Е.М.Евнина.

Неослабевающий интерес к творчеству писательницы подтверждает появившаяся в 1998 году кандидатская диссертация И.И.Гнутовой, рассматривающая творчество Саган до 1974 года. Данная работа, на наш взгляд, содержит немало спорных положений. В частности, нам кажется неправильным стремление вышеназванного автора рассматривать творчество писательницы в связи с традициями семейного романа. Анализ романов писательницы убедительно доказывает, что такая постановка вопроса не выдерживает критики. Во французской литературе XX века семейный роман представлен многотомнными циклами Жоржа Дюамеля "Хроника Паскье", Р.Мартен дю Тара "Семья Тибо", а также произведениями их более младших современников таких как Ф.Эриа "Семья Буссар-дель", Э.Базен "Семья Резо", А.Труайя "Семья Эглетьер". Следуя традициям семейной хроники, эти авторы обращаются к истокам основания семьи и ее могущества, изображав семейный клан. В отличие от перечисленных писателей, Франсуазе* Саган не следует

традиции семейного романа: семья не только не является объектом изображения, но чаще всего вообще отсутствует в ее творчестве .

Мы не можем согласиться с термином "потерянное поколение", который использует вышеназванный исследователь при анализе творчества Франсуазы Саган. Термин "потерянное поколение" не имеет аналогов в литературе, так как он означает особую духовную и эмоциональную атмосферу, имевшую место в ряде стран Европы, а также Америки, и связан прежде всего с именами таких писателей как Олдингтон, Ремарк, Хемингуэй.

Довольно спорным, на наш взгляд, представляется вопрос о принадлежности Франсуазы Саган к так называемой женской литературе, ибо это дает несколько неверное представление ни о смысле творчества писательницы, ни о его направленности, ни о его месте во французской литературе.

Франсуаза Саган заняла прочное место в истории литературы Франции XX века. Ею написано около двадцати романов, девять пьес, два сборника новелл:"Бархатные глаза" (1975) и "Музыка для сцены" (1981), сценарии к фильмам "Ландрюи(1963), "Золотая кровь семьи Борджия" (1977), книги-воспоминания об известных деятелях литературы и искусства "С наилучшими воспоминаниями" (1984), "Со всей симпатией" (1993), а также биография Сары Бернар "Сара Бернар. Несокрушимый смех" (1987). В печати неоднократно публиковались интервью с писательницей, в которых она рассказывала о своем творчестве, о литературе, отвечала на замечания критиков.

За пределами Франции творчество Франсуазы Се^ган воспринимается как неотъемлемая часть французской культуры. Ее романы

используются в качестве учебных пособий по современному французскому языку. Французская литература имеет прочные национальные традиции, которым неукоснительно следует Франсуаза Саган. Писательница тяготеет к традиционным формам аналитического романа. Ее несомненная заслуга в дальнейшей творческой разработке жанра аналитического психологического романа, истоки которого уходят в XVII век к роману Мари Мадлен де Лафайет, и традиции которого были продолжены такими писателями последующих столетий, как Кребийон-сын, Ш. де Лакло, А.Ф.Прево, Б.Констан. Ценность и смысл ее произведений - в анализе духовного и интимного мира человека, ее современника. В основе ее романов лежат традиционные истории, повествующие о семейных и любовных отношениях. Любовь, измена - темы близкие и понятные французскому читателю. Ее восприятие французского общества традиционно. Ф.Саган - в полном смысле слова французская писательница. Ее национальная принадлежность ярко выражена в ее творчестве, ибо она изображает не только душевный мир героев, но и их быт, "вещный" мир, климат своей страны и особенности эпохи.

Творчество Франсуазы Саган на протяжении уже полувека осталось почти совершенно однородным и неизменным. Однако в нем все же прослеживается эволюция идей, взглядов, художественных решений. Не каждое ее произведение можно признать одинаково удачным, но именно на долю Франсуазы Саган,, выпали успех и слава. Писательница создала свой, легко узнаь^мый читателем, художественный мир. Почти с первых строк нржно угнать и почувствовать, что данные произведения принадлежат г^ру одного автора, что является одним из критериев значительности писателя. В

мире Саган, замкнутом, камерном, рассеяны одни и те же приметы, рисующие современный быт. В сознании читателя встают неповторимые картины столичной жизни: тихие, уютные кафе на набережной Сены, фешенебельные рестораны, квартиры парижской элиты, где обычно происходит действие в её романах. Место действия чаще всего ограничивается Парижем и его предместьями, лишь иногда оно переносится в провинцию. В этом присущем ее произведениям пространственно-предметном мире встречаются одни и те же типы героев. Саган, как правило, описывает общество обеспеченных буржуа, элитарную, богемную среду, к которой она принадлежит сама и которую хорошо знает. Персонажи находятся в некоем постоянном состоянии отдыха, каникул. Материальные проблемы их мало волнуют.

Вплоть до 80-х годов Саган продолжала эксплуатировать темы, которые принесли ей успех и способствовали формированию чрезвычайно широкого круга почитателей ее таланта. В этом смысле, она несколько "коммерциолизировала" свое творчество. В этих темах она самореализовывалась, в них она отражала свой личный опыт, из чего, однако, не следует, что ее творчество автобиографично. После того как спала первая волна увлечения писательницей, Саган вновь пытается обрести былую популярность. И здесь уже наблюдается стремление "ухватиться за тему" . Это заставляет ее обратиться к теме Сопротивления и оккупации, то есть к темам, которые никогда не переставали волновать французского читателя. С той же целью автор переносит действия романов в другие социальные круги. Например, в романе "Спящий пес" (1980) действие происходит в небольшом шахтерском городке.

В настоящем исследовании мы ставим своей целью охарактеризовать художественный мир Франсуазы Саган, определить место писательницы в огромном потоке литературы XX века.

Актуальность работы определяется не только интересом широкого круга современных филологов к творчеству Франсуазы Саган. В связи с меняющимися историческими и политическими условиями возникла необходимость пересмотреть и переоценить творчество писательницы, внести коррективы в принятую среди отечественных литературоведов оценку её творчества.

Цель исследования - в попытке разрешить некоторые основные проблемы восприятия творчества Ф.Саган, в частности понять причину неувядаемого интереса к Ф.Саган, как на родине, так и во всем мире, выявить механизм воздействия ее сравнительно "упрощенных" художественных решений на читателя.

Этой цели соответствуют конкретные задачи исследования:

- исследовать творчество романистки в его целостности и полноте, развитии, с учетом влияния традиций французской литературы .

- проследить как отразились в ее творчестве тенденции послевоенной французской прозы, особое внимание уделить влиянию экзистенциализма »а—творч#ский метод писательницы.

- на основе анализа романов и пьес Ф.Саган выявить основные мотивы, проблематику и художественное своеобразие ее произведений .

- рассмотреть основные этапы её творческого пути, особое внимание уделить поворотным моментам, раскрывающим смысл ее художественного мира.

- выявить принципы массовой литературы, н^ичие этих эле-

ментов в произведениях Саган, отчасти объясняющие успех творчества писательницы. Это поможет решить ряд теоретических вопросов, связанных с историко-литературным процессом второй половины XX века.

- обращение к фактам биографии писательницы, к личным высказываниям представляет как самостоятельный интерес, так и является необходимым для раскрытия особенностей творчества, поэтому в предлагаемом исследовании мы не отказываемся от соответствующего материала.

Новизна работы определяется изложенными выше положениями.

Научно-практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных материалов в лекционных курсах по зарубежной литературе XX века и при последующей разработке проблем новейшей литературы Франции. Ее результаты также могут быть использованы в спецкурсах и спецсеминарах по французской литературе.

Методы, обусловленные целью и задачами диссертационного исследования:

1. сравнительно-типологический;

2. биографический;

3. культурно-исторический;

4. конкретно-текстуальный.

Логика исследования предопределила структуру диссертации, которая состоит из введения, трех заключения и библиог-

рафии .

В первой главе сделана попытка дать объективную оценку жизни и творчества Саган в начале ее писательской