автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Художественный мир Уильяма Голдинга
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Алеева, Елена Загидовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I". ЖЯШ ГОДЩЗНГ И СОВРЕМЕННЫЙ АНГЖЙСШЙ рсман.
Глава П. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРШЯ в романах "повелитель мух" и "ш№"
Глава Ш. МИФ И СИМВОЛ В РОМАНАХ "ПОВЕЛИТЕЛЬ мух" и "ишь".аз зашишие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАШН И ИСТОЧНИКОВ
Введение диссертации1993 год, автореферат по филологии, Алеева, Елена Загидовна
Уильям Голдинг является одним из видных английских писателей современности, творчество которого развивается в русле интеллектуальной прозы. Он исследует такие сложнейшие проблемы человеческого бытия, как соотношение сознательного а бессознательного, взаимодействие человеческого сознания и религии, взаимоотношения человека и общества, нравственного прогресса и цивилизации.
7.Голдинг принадлежит к числу писателей, произведения которых привлекают неизменное внимание критики. В голдинговедении можно различить два типа исследований. Первая груша работ посвящена анализу философии писателя в целом, определению тех проблем, которые лежат в основе его произведений. В этой связи уместно привести имена таких исследователей, как Дж.Бейкер, М.Кинкед-Уикс, Дж.Гиндин и др.1 Основным выводом этих исследований становится положение о постоянстве проблемы, определяющей интересы писателя при всем тематическом и сюжетном разнообразии. В центре внимания Голдинга остается человек, его сущностные качества, определяемые природой, типы человеческого поведения, взаимоотношения человека и истории.
Вторая группа исследований посвящена поэтике произведений писателя, определению характерных для его творчества художественных приемов, анализу конкретных романов и т.д. Исследования такого рода очень многочисленны. Сочетание разнообразных подходов к различ
1 Baker J.R. William Golding: A Critical Study. - H.Y.,1965.;Gia-din J. William Golding. Modern Novelist. - L. ,1988.; Kinkead-Weeks M., Gregor J. William Golding: A Critical Study. - L.; Boston, 1984. ным граням писателя позволяет сделать вывод о том, насколько оно сложно и многоаспектно1.
Творчество писателей, исследующих философские проблемы человеческого бытия, требует особой методики анализа. В интеллектуальной прозе событийный ряд представляет собой своего рода знаковую систему, своеобразный код, за которыми может стоять сложное переплетение философских тенденций. В этом случав важно определить структурные, внутренние связи, сопрягающие отдельные элементы произведения.
Большинство из изученных наш исследований принадлежат зарубежным, в частности, англо-американским ученым. В то же время некоторые аспекты творчества Голдинга привлекали и отечественных исследователей. Так, несомненным вкладом в нате голдинговедение являются диссертации М.Зицде, В.Минц, основной проблемой которых о является проблема жанра . Ряд других отечественных исследований по творчеству Голдинга носят фрагментарный характер - это статьи, в которых содержится ряд интересных наблодений, касающихся конкретз шх произведений и проблем .
Следует отметить, что у нас пока не опубликовано ни одной монографии, посвященной этому значительному художнику XX века. Таким образом, можно сказать, что в литературоведческой науке Подробный анализ критических работ по творчеству У.Голдинга дан в первой главе диссертации.
2 Зинде М.М. Творчество У.Голдинга: К проблеме философско-аллегорического романа: Дисс. . канд.филол.наук,- М.,1979; Минц Б.А. Роман У.Голдинга "Повелитель мух" как образец английской фало-софско-аллегорической прозы: Дисс. .канд.филол.наук.-М.Д988. ^ Аникин Г.В. Философско-аллегорический роман У.Голдинга //Учен, зал.Перм.ун-та.- 1972.- № 2*20.- С.327-340; Дружинина A.A. Роман обозначены почти все основные проблемы, возникающие при изучении творчества Голдинга и намечены дальнейшие перспективы ого исследования. Однако, на наш взгляд, основной недостаток большинства существующих работ состоит в том, что отдельные тенденции в произведениях писателя рассматриваются изолированно, в то время как только изучение их взаимодействия и взаимопроникновения может дать представление о его художественном мире как о целостном а самобытном художественном явлении.
Все вышеизложенное определило актуальность данного исследования. Важно также отметить, что проблема художественного мира почти не разработана в теоретической литературе. Так, до сих пор нет четкого определения понятия "художественный мир", хотя сама эта проблема привлекает внимание критики и литературоведов при анализе творчества отдельных писателей. Большинство критиков, не давая практически никакого определения этому термину, как правило используют его для обозначения совокупности всех элементов поэтики художественного произведения, т.е. иными словами, включают сада всё то, что делает произведение литературы единым художественным ивлым. Не ставя своей целью теоретическую разработку этой категории, мы в качестве рабочей формулиров
У.Голдинга "Наследники"// К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца Х1Х-ХХ вв.: Сб.трудов. - М.Д97В.-- С.35-43; Ивашева В.В. В споре о человеке: Голдинг от "Повелителя мух" до "Зримой теш" (о творчестве английского писателя У.Голдинга) //Вест.Моск.ун-та.Сер.9, Филология. - 1980.- № 5.- С.36-43; Кошелев С.Л. Тенденции реализма и модернизма в романе У.Голдинга "Повелитель мух" // Проблемы метода и жанра в зарубежных литературах. - Свердловск. - 1982. - С.17-25. ки считаем возможным дать следующее определение. Художественный мир писателя - это особый мирообраз, представляющий собой целостное единство всех элементов художественной структуры текста и философско-эстетических взглядов художника. Это понятие особо важно для современного философского романа, представителем которого является У.Голдинг, потому что произведения таких писателей предельно насыщен философским содержанием.
Целью данного диссертационного исследования является анализ художественного мира У.Голдинга, то есть характеристика его творчества как единого художественного целого. На наш взгляд, это можно сделать, проанализировав такие наиболее сущностные для него категории, как категории пространства и времени, мифа и символа, которые включают в себя и организуют все другие элементы произведения. Эти задачи определяют структуру работы:
- первая глава, которая называется "У.Годцинг и современный английский роман", посвящена определению места писателя в современной английской литературе как представителя философского романа второй половины XX века;
- во второй главе рассматриваются категории пространства и времени в романах "Повелитель мух" (1954) и "Шпиль" (1964);
- в третьей главе анализируются функции мифа и символа в тех же романах.
Предметом исследования является практически все творчество У.Голдинга, однако анализ интересукщей нас проблемы проводится на основе наиболее значительных и показательных с точки зрения поставленных вопросов романов "Повелитель мух" и "Шпиль". Романы эти созданы в ранний и зрелый периоды соответственно.
Теоретической основой исследования являются работы общетеоретического и частного характера по различным вопросам литературоведения, философии и историй, указанные в библиографии. В соответствие с характером поставленных в диссертации задач были использованы системный, историко-литературный и сравнительно-сопоставительный методы исследований.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка дать целостный а систематизированный анализ художественного мира У.Голдинга. В диссертации разрабатывается оригинальная методика анализа произведений писателя на основе наиболее значительных романов писателя.
Научно-практическая ценность работа состоит в том, что разработанная в диссертации методика анализа романов "Повелитель мух" и "Шпиль" может послужить основой для комплексного исследования всего творчества Голдинга, а также других произведений, относящихся к жанру философского романа. Автор работы надеется, что материал исследования может быть использован при чтении общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы XX века.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественный мир Уильяма Голдинга"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественный мир Голдинга очень сложен и противоречив. Сложность определяется многоаспектностью основной проблемы, разрабатываемой этим художником. Всё внимание писателя сосредоточено на человеке и его связях с окружающим миром.
Художественный мир Голдинга отличается рядом постоянных черт: наличием устойчивых архетипов, тенденций к конструированию жесткой модели мира, основанной на антитезе. Все элементы созданной Гол-дингом модели мира становятся предельно содержательными, но структурообразующие функции выполняют в первую очередь категории пространства и времени, мифа и символа.
О чем бы Голдинг ни писал в своих произведениях, будь то доисторическая эпоха, современная Англия, викторианская или средневековая, картина мира, созданная писателем, остается в основе своей неизменной. В мире Годдинга идет постоянная борьба человека с внеличными враждебными силами вокруг и внутри самого себя. Несмотря на наличие различных религиозных мотивов, герою Голдинга в конечном счете не на что опереться, кроме самого себя. Он становится отправной и конечной точкой отсчета и совершает свой выбор в одиночку.
Противоречие, определяющее художественный мир Голдинга, заложено в двойственной природе человека, как он это понимает.
Основной силой, препятствущей нравственному прогрессу, по Голдингу, является незнание человеком себя, отсюда следует, что история представляет собой проблему, для решения которой нужна мобилизация внутренних сил человека. Другими словами самопознание.
Писатель не рассуждает по поводу конкретных.философских построений. В его произведениях рассматриваются не столько теории как таковые, сколько их общераспространенные варианты. По Голдингу,
каждый такой вариант редуцируется в ходе истории и продолжает жить в качестве вневременного архетипа.
Холдинг солидарен с писателями, считанхцими, что в современном мире обострились проблемы дискредитации разума, и занимаются поисками позитивных начал в иррациональной сфере этики и религии.Особенно Годцинг тяготеет к формам индивидуальной религии и философии.
Трагизм процесса самопознания, заключающегося в пути героя-протагониста от неведения, страдания и вину к познанию истины, происходит через полное отчуждение от родовой стихии, создавая неразрешимый конфликт. Человек мыслится не как полностью детерминированное существо, а как противоречивое существование разных начал и возможностей, стоящий перед необходимостью выбора.
Холдинг сознательно запечатлевает "исходные человеческие усло-
вия", как он их понимает. Это мир, в котором всё, что кажется случайным, на самом деле закономерно и сверхтипично, где недоразумения и ошибки ведут к познанию вечных истин ж реализации своей сущности. Другими словами, будучи автором философского романа, Годдинг неизбежно приходит к необходимости моделирования своих романов, все элементы художественной структуры которых, становятся идейно значимыми и философски насыщенными. Однако основополагающими становятся пространственно-временные отношения и категории мифа и символа.
Писатель создает особый образный мир, который тяготеет к мифологической вневременности. В этом мире всё оценивается с точки зрения нравственных абсолютов. Автор стремится установить однозначную связь значения и художественного образа. В его художественных построениях предполагается равновесие между фактурой и
1 Golding W. Contribution to Writer and bis Age" »-Oxford
значением, что вполне согласуется с мифологическими представлениями»
Это дает нам право говорить о Голдинге как о писателе» в творчестве которого определяющими являются мифотворческие тенденции, позволяющие создавать собственную символическую модель мира со структурными чертами мифа.
Необычайная сложность проблематики, которая заставила Э.Берд-жеса сказать о романах Годцинга, что они "бесстрашно пытаются разрешить дилемы, которые стоят перед человеком и отказываются удовлетвориться ^згкими ответами синтез различных областей человеческого знания /психология, социология, политика, религия, искусство/, сложнейший конгломерат философских и литературных традиций предполагают соответствующую форму, которая смогла бы "вместить" в себе это сложное и противоречивое разнообразие*
На наш взгляд, в творчестве Голдинга "на передний план выходит интерес к типичному, вечно-челозеческоцу, вечно-повторяющемуся, вневременному, короче говоря, - к области мифического» Ведь в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, — это изначальный образец» изначальная форма жизни, временная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стре-
мящаяся вновь обрести некогда предназначенные ей приметы *
1 Вигзеа А. ТЬе £Го1ге1 2ос1ау.-Ь, 1963.-Р.56.
2 Манн Т* Иосиф и его братья»-М»,1968»-Т.2.-С,901
Список научной литературыАлеева, Елена Загидовна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Авериноев С.С. Заметки к будущей классификации типов символа //Проблемы изучения культурного наследия. - М., 1988.- С.297-303.
2. Алякринский 0. Копна поглубже человеческую природу // Новый мир. - 1984. - * 2. - С.242-246.
3. Анастасьев H.A. Продолжение диалога. - М.: Сов.писатель, 1987. - 430 с.
4. Английская литература. 1945-1980 22. - М.: Наука, 1987.- 510 с.
5. Аникин Г.В. Английский роман 60-х годов XX в. - М.: Высш.шк., 1974. - 104 с.
6. Аникин Г.В., Михальская НЛ. Английский роман XX в. - М.: Высш.шк., 1982. - 192 с.
7. Аникин Г.В. Философско-аллегорический роман У.Годцинга // Учен.зал.Перм.ун-та.- 1972. - J6 270. - С.327-340.
8. Аникет A.A. История английской литературы. - М.: Учпедгиз, 1956. - 453 с.
9. Аскаров Т. Художественная условность как эстетическое явление в свете ленинской теории отражения. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984. - 198 с.
10. Ауэр А. Символ // Лит.учеба. - 1983. - № 5.- С.209-211.
11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Худож.лит.,1975. - 502 с.
12. Бахтин М.М. Время и пространство в романе //Вопросы литературы. - Х974. - № 3. - С.133-179.
13. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Худож. лит., 1986. - 541 с.
14. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г.Гоголя: ("Арабески" и "Миргород") //Полн.собр.соч.: 3 12 т.- М., 1953.-Т.1. - С.259-308.
15. Беседы У.Голдинга //Иностранная литература. - 1973.- № 10. - 0.204-219.
16. Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века: Борьба реализма и модернизма. - Киев: Мистецтво, Х986. - 131 с.
17. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., дом. - М.: Политиздат, 1988. - 495 с.
18. Х8. БрудныЙ Д. Художественная условность //Дружба народов.- 1985. - № 9. - С.264-265.
19. Бучшшн Н. Миф //Лит.учеба. - 1986. - * 4. - С.223-225.
20. Вейман Р. История литературы и мифология; Очерки методологии и истории литературы /Пер. с нем. О.Н.Михеевой. - М.: Прогресс, 19%. - 344 с.2Х. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.: Наука, 19*?5. - 461 с.
21. Гоэдинг У. Повелитель мух; Пирамида; Чрезвычайный посол:
22. Повести. - М.: Прогресс, 1982. - 494 с.$
23. Голдинг У. "Штиль" и другие повести: Пер.с англ.- И.: Прогресс, 198Х. - 447 с.
24. Голосовкер Н.Э. Логика мифа. - М.: Наука, Х987. - 217 с.
25. Гончаренко К,В., Куликова И.С. Философия и искусство: (По проблематике Международных эстет, конгрессов^.- М.: Знание, Х985. - 63 с.
26. Грейвз Р. Мифы Древней Греции: Пер. с англ. - М.: Прогресс, Б,г. (1991). - 6X9 с.
27. Григорян А. Анализ структуры литературного произведения. -Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1984. - Х87 с.
28. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. - Л.: Сов.писатель. Ленингр. отд-ние, 1980. - 598 с.
29. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека: Размышления о современной зарубежной литературе. - Л.: Сов.писатель. Ленингр.отд-ние, 1970. - 424 с.
30. Днепров В.Д. Проблемы реализма. - Л.: Сов.писатель. Ленингр. отд-ние, X96I. - 371 с.
31. Днепров В.Д. С единой точки зрения: Лит.-эстет.очерки. -Л.: Сов.писатель. Ленингр.отд-ние, 1989. - 372 с.
32. Днепров В.Д. Черты романа XX века. - И.; Л.: Сов.писатель. Ленингр.отд-ние, 1965. - 548 е.
33. Добролвбов H.A. Темное царство // Собр.соч.: В 3 т.- М., Х952. - Т.2. - С.156-278.
34. Дружинина A.A. Роман У.Голдинга "Наследники" // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX-XX веков: Сб.трудов. - М., 1978. - С.35-43.
35. Дубашинский И.А. Функции и структура пространства в романах У.Голдинга //Художественное пространство и время. - Даугав-пилс, Х987. - С.147-161.
36. Дьяконова Н.Я.,Чамеев A.A. Художественная условность в романах А.Мердок // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков: (Проблемы художественной условности),- Иваново, 1988. - C.I07-II7.
37. Евангелие от Иоанна; Апокалипсис. - Алма-Ата: Казахстан. Малое науч.-производ.предприятие "ЭД0",1990. - 57 с.
38. Елистратова А. Уильям Годдинг и его роман "Шпиль" //Иностранная литература. - 1968. - & 10. - С.211-2X8.
39. Елиетратова А. У.Годдинг и его роман "Шпиль" // Зарубежные литературы и современность. - М., 1973. - Вып.!.- С.327-345.: 40. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века: I9I8-X939. - М.: Наука, 1965. - 346 с.
40. Затонский Д.В. В нате время: Книга о зарубежной литературе ХК века. - М.: Сов.писатель, 1979. - 431 с.
41. Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в.: Лиши и лики. -Киев: Наук.думка, Х984. - 279 с.
42. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. - М.: Худож. лит., 1973. - 535 с.
43. Затонский Д.В. Модернистские мифы и действительность: Материалы науч.конф."Современные проблемы реализма и модернизма".- М., 1964. - 39 е.
44. Затонский Д.В. Реализм - это сомнение? - Киев: Наук.думка, 1992. - 276 с.
45. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XL века. - М.: Сов.писатель, 1988. - 413 с.
46. Зверев А. Разбитая раковина //¿Шт.обозрение. - 1983. -#16. - С.54-67.
47. Заде М.М. Предисловие // Golding W. Lord of the Flies; The Pyramid; Envoy Extraordinary. - M., 1982, - C.7-35.
48. Зинде М.М. Творчество У.Годдинга: К проблеме философско-аллегорического романа: Две. кацд. филол.наук. - М.Д979'.- 194 с.
49. Зиновьев A.B. Тайна откровения: Пророческие исчисления. Апокалипсис Иоанна Богослова. - Владимир: Упрополиграфиздат, 1990. - 173 с.
50. Ивашева В.В. В споре о человеке: Годдинг от "Повелителя мух" до "Зримой тьмы": (0 творчестве английского писателя У.Гол-динга) //Вестн.Моск.ун-та.Сер.9, Филология.- 1980. - $ 5.- С.36-43.
51. Ивашева В.В. Литература Великобритании Л в.- М.: Высш.шк., 1984. - 488 с.
52. Ивашева B.B. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня. - М,: Сов.писатель, 1989. - 443 с.
53. Ивашева З.В. Эпистолярные диалоги. - М.: Сов.писатель, 1983. - 367 с.
54. Иоанн Богослов. Иоанн рассказывает об Иисусе. - М.: ИПК "Моск.правда", Б.г. (1992). - 31 с.
55. Кеттл А. Введение в историю английского романа: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1966. - 446 с.
56. Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США.: Авторф. дис. дра филол. наук. М., 1988. - 28 с»
57. Колтунова М.В. Функция древнего мифа в поэтике романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Классические традиции в русской советской литературе. - Куйбышев, 1985. - С.77-90.
58. Кораблев А. Легенда //Лит.учеба. - 1986. - & 2.- С.233-234.
59. Кошелев С.Л. О жанровой специфика романа У.Голдинга "Наследники" //Жанровое своеобразие литературы Англии и СЖ XX в,-Челябинск, 1988. - С.58-77.
60. Кошелев С.Л. Проблема нравственного прогресса в романе
61. У.Голдинга "Наследники" //Переходные эстетические явления в литературном процессе Ш1-ХХ веков. - М., X98I. - С.158-166.
62. Кошелев С.Л. Тенденции реализма и модернизма в романе
63. У.Голдинга "Повелитель мух" // Проблемы метода и жанра в зарубежных литературах. - Свердловск, 1982. - С.17-25.
64. Кошелев С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе: (Романы Дк.Р.Р.Толкина, У.Голдинга и К.Уилсона 50-60-х годов): Дис. канц.филол.наук. - М.Д982. - 242 с.
65. Лакшин В. Увеличительное стекло зла //Иностранная литература. - 1970. - № 12. - С.263-265.
66. Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - л.: Сов.писатель, Ленингр.отд-ние, 1984. - 271 с.
67. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр.по языкознанию, - М.: Йзд-во Моск.ун-та, 1982. - 480 с.
68. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство - М.: Искусство, 1976. - 367 с.
69. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.
70. Манн Т. Иосиф и его братья /Пер. с нем. С.Апта: В 2 т.- М.: Худож.лит., 1968. - Т.1-2.
71. Медведева Н.Г. Миф как форма художественной условности: Автореф.дис. канд.фшюл.наук. - М., 1984. - 23 с.
72. Мелетинский Е.М. Введение в иностранную поэтику эпоса и романа. - I.: Наука,1986. - 318 с.
73. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М,: Наука, 1976. - 407 с.
74. Мельниченко Е., Колядинцева Н. Системные и индивидуально-художественные расхождения оригинала и перевода романов У.Голдинга "Шпиль" и "Наследники" //Контрастивное исследование оригинала и перевода художественного текста. - Одесса, 1986. - С.1X8-124.
75. Мельниченко Е.К. Опыт лингвостилистического анализа романов У.Голдинга //Науч.докл.высш.школы. Филол.науки. - 1980. - № X,- С.67-74.
76. Минц Б.А. Проблема нравственного прогресса в философско-аллегорических романах Г.Уэлса и У.Голдинга // Национальная специфика произведений зарубежной литературы З&Х-ХХ веков: (Проблемы художественной условности). - Иваново, 1988. - С.97-107.
77. Минц Б.А. Роман У.Голдинга "Повелитель мух" как образец английской философско-аллегорической прозы: Автореф. дис. канд,филол.наук. - Л., 1988. - 16 с.
78. Мифологический словарь. - М.: Сов.энц., 1991,- 736 с.
79. Мифы народов мира: Энциклопедия. - М.: Сов.энц., 1987Л- T.I-2.
80. Мотылева ТЛ. Достояние современного реализма: Исследования и наблщеная. - И.: Сов. писатель, 1973. - 438 е.8G. Мотылева Т.Д. Зарубежный роман сегодня. - М.: Сов.писатель, 1966. - 471 с.
81. Мотылева Т.Д. Роман - свободная форма: Статьи последних лет. - М.: Сов.писатель, 1982. - 399 с.
82. Нише Ф. Рождение трагедии // Полн.собр.соч.: В 3 т. -М., 1912. - ТД. - Я,412 с.
83. Петросян А.А. Новые грани старой проблемы //Литература, язык, культура. - М., 1986. - С.190-196.
84. Писатели Англии о литературе: Сб.статей: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1981. - 410 с.
85. Писатели США о литературе: В 2 т. - М.: Прогресс, 1982.- Т.1-2.
86. Подлипская Е. Проблема цивилизации в философских романах Голдинга //Звезда Востока. - 1973. - В 10. - С.185-191.
87. Подлипская Л.И. К проблеме соииально-философского романа в английской литературе 1950-1960-х годов: Дне. канд.филол. наук, - М., 1974. - 216 с,
88. Вэлубиченко Л.В., Кузнецова Е.В. Типология библеизмов как часть литературной английской традиции //Вестн.Моек.ун-та. Сер.9, Филология. - 1987. - $ 6. - С.20-26.
89. Саруханян А.П. Роман среды и характера: Английская литература 70-х годов //Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. - М., 1982. - C.IQI-I35.
90. Сахаров B.C. Миф в современном романе //Молодая гвардия.- 1984. - Л XI. - С.264-274.
91. Стеданян К. Древнеримские парадоксы //Лит.газета. - 1984.- 18 апр.(* 16). - С.15.
92. Стояновская Е. У.ГоЛдинг - сочинитель притч: (По мотивам беседы с английским романистом в редакции журнала "Иностранная литература" //Иностранная литература. - 1968. - £ 2. - С.259-261.
93. Топорова Т.В. Семантика "конца" в древнеримской модели мира и проблема реконструкции германского эсхатологического мифа // Изв. АН СССР. Сер.лит, и яз.- 1987.- Т.46, * 2. - С.132-140.
94. Урнов Д. Демаркационные линии в "почерках эпохи": Стилевые поиски в литературах современного Запада // Вопросы литературы. - 1975. - № II. - С.74-106.
95. Урнов Д.М. Общественно-классовый критерий в оценке произведения литературы //Современная литературная критика: Семидесятые годы. - M,, 1985. - С.30-58.
96. Ушакова О.М. Миф и современность в драме Т.С.Элиота "Вечеринка с коктейлями" //Типологические аспекты литературоведческого анализа. - Тюмень, 1987. - C.II4-I26.
97. Филюшкина С.Н. Современный английский роман: Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники.- Воронеж:Йзд-во Воронеж.ун-та, Х988. - Ï82 с.
98. Фрейзер Д.Д. Золотая ветвь. - 2-е изд.- M.Ï Политиздат, Ï983. - та с.
99. Хмелева А.П. Интерпретация художественного символа //Проблема интерпретации в истории науки и философии. - Новосибирск, 1985. - С.131-143.
100. ЮХ. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. - М.: Худ ож. лит., 1982. - 334 с.
101. Цилевич Л.М. Событие как пространственно-временная категория драматического сюжета // Художественное пространство и время. - Даугавпилс, 1987. - С.3-13.
102. ЮЗ. Чамеев А.А. Художественная картина мира в романах Уильяма Голдинга //Эстетические позиции и творческий метод писателя: Тр. по романо-германской филологии. - Тарту, 1990. - С.II8-130.
103. Чистякова З.И. Идейно-образная структура символа: (в теории русского символизма нач.XX в.) //Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. - М., 1985. - С.99-107.
104. Шамина В.Б. К определению понятия "миф" в современной англоязычной критике //Гуманитарные науки и их закономерности.- Казань, 1978. - С.126-134.
105. Шамина В.Б. Миф и современный литературный процесс:(К вопросу об использовании мифа в современной западной литературе) // Гуманитарные науки и их закономерности. - Казань,1978. - С.153-160.
106. Шенкао Г.Х. Мифо-эпическое сознание и современная пседдо-мифология: Дис. канд.филос.наук. - Ростов н/Д, 1987. - 178 с.108» Allen W. The English Novel.-Ь.:Phoenix House,1957.-359p.
107. Allen W. Tradition and Dream: The English and American Novel from the twenties to our Time,-L.:Phoenix Ноив,196^»-Х11, ЗбФр.
108. Anderson D. Is Golding's Theology Christian?// W.Golding: Some Critical Considerations.-Lexington,1978.-РИ-21.
109. ВаЪЪ H.S. The Novels of William Golding.-Columbus: Ohio univ.Press,1970.-210p.-139112. Baker J.R. William Golding: A Critical Study.-N.Y.: St.Martin's Press, 1965.-XI,106p.
110. Biles J.I. Talk: Conversations with W.Golding. Porew by William Golding.-N.Y.:Hareourt,1970. -X11,112p.
111. Broes A.T. (The two Worlds of W. Golding // Lectures of modern novelists.-Pittsburgh,1963.-P.1-14.
112. Bunnell W.S. Notes on William Golding1s "The Spire".-L*: Methuen, 1981.- 60p.
113. Burgess A. The Novel Today.-L. :Longmans, 1963.- 56p.
114. Clark G. An illideral Education // W.Golding's Pedagogy.- Austin-London, 1968,-P.73-95.
115. Cleve G. Elements of Mysticism in three of W.Golding Novels. - Turku: Turun Yliop., 1986. - 388p.
116. The Contemporary English Novel. - L.: Arnold, 1979.-208p.
117. Crompton D. A View from the Spire: W.Golding's later novels. - M.Y.: Blackwell, 1985. - 199p.
118. Dick B.F. William Golding. - N.X., 1967- - 119p.
119. Dick B.P. The Novelist is a displaced person: An Interview with William Golding.- Boston: Twayns, 1987* - 168p.
120. Epstein E*L. Notes of the Plies // W.Golding. The Lord of the Plies.-N.Y., 1959. - P.1-17.
121. Pleck A.D. The Golding bough: Aspects of Myth and Ritual in the Lord of the Plies//0n the Novel.-L.,1971.-P.189-205.- 140
122. Freibergs V» Jhon Fowles's contemporary Odyssey // Учен, зал« Тарт. ун-та. - 1987. - Вып. 771. Тр, по романо-германской филологии. - С. 27-34.
123. Gindin J. William Golding. - Basingstoke; L.; Macmillan, 1988. - 124 p.
124. Golding W. Close Quarters; A novel. - L.: Faber & faber, 1987. - 281 p.
125. Golding W. Darkness Visible. - L.;Boston: Faber & Faber, 1979. - 265 p.
126. Golding W. Free Fall. - L.: Faber § faber, 1959. - 191p.
127. Golding W. The Hot Gates and Other Occasional Pieces. -L.: Faber & faber, 1965. - ;)& p.
128. Golding W. The Inheritors. - L.: Faber & faber, 1955- -233 p.135» Golding W. Lord of the Plies. - L.: Faber & faber, 1954, • 297 P.
129. Golding W. Nobel Lecture // Le Prix Nobel: 1983. -Stockholm: Almavist and Wiksell international, 1983»
130. Golding W. The Paper Men. - L.; Boston: Faber & faber, 1983« - 191 P.
131. Golding V. Pincher Martin. - L.: Faber & faber, 1962. -208 p.
132. Golding W. The Pyramid. - L.: Faber & faber, 1967--217 p.
133. Golding W. Rites of Passage. - L.: Faber & faber, 1980. - 278 p.
134. Golding W. Contribution to "The Writer and his Age". -Oxford, 1975. - 56 p.
135. Golding W. An Egyptian journal. - L.;Boston: Paber & Faber, 1985. - 207 p.
136. Hodson L. W.Golding. - Edinburg: Oliver, 1969. - 116 p.
137. Hynes S. William Golding.-N.Y.;L.: Columbia univ. Press, 1964. - 93 p.
138. Karl F. The Novel as moral allegory: The Fiction of
139. W.(folding, I.Murdoch, R.Warner and P.H.Newby // The Contemporary English novel. - Ж.Т., 1962. - P.254-274.
140. Kermode F. W.Golding // Puzzles and Epiphanes. - L., 1963. - P.198-213.
141. Medcalf S. Bill and mr. Golding's Daimon // W.Golding, the man and his books: A Tribute on his 75"th Birthday. - L.;Boston, 1986. -Р.З2-З5.
142. Medcalf S. W.Golding /£d. by J.Scott-Kilvert; Publ. for the British Council.-Edinburg:Longmen group, 1975* - 4-3 p.
143. Monteith Gh. Strangers from Within // William Go 1 ding, the man and his books: A Tribute on his 75th Birthday. - L.; Boston, 1986. - P»57-65.
144. Moody Ph. A critical Commentary on William Gol&ing-LS "Lord of the Flies'*. - L,: Macmillan, 1966.- 58 p.
145. Moss P. Olec Albert Golding // William Golding, the man and his books: A tribute on his 75^ Birthday. - L,;Boston, 1986.-P. 21-35159. Murdoch I. The Sire and the Sun: Why Plato benished the
146. Artist.-Oxford;Claremdon Press, 1977. - 89p.
147. Murdoch I. The Sovereingnity of Good over Concepts. -Kembridge univ. Press, 1967* - 37p»
148. Oldsey B.S., Weintraub S. The Art of William Golding. -N.T.:Harcourt, 1965. - 178p.
149. Otten I. After Innocence // Visions of the Fall in modern Literature. - Pittsburg, 1982. - P.67-68.163♦ Pemberton C. W.Golding. - Harlow;Essex:Longmans, 1963. -30 p.
150. Rosenfieid C. Men of smaller growth: A Psychological analysis of W.Golding's "Lord of the' Flies1' // W.Golding's 2Lord of the Flies": A source book. - Oxford, 1963. -P.124-132*
151. Smith E. Some Versions of the Fall // The Myth of the Fall man in English literature. -L.,1973. -P.163-203.
152. Stalhammar M.M. Imagery in Goldingfs The Spire. - Göteborg, 1977. - 140 p.167» Subbarao V.V. William Golding: A Study. -L.:Oriental U.P., 1987. - 156 p.
153. Snmner R. The Spire by William Golding. - Basingstoke, Hants: Macmillan, 1986. - 78 p.169* Tiger 7. W.Golding: The Dark fields of Discovery. - L.: Cader and Boyars, 1974. - 244 p.
154. Watson G. British Literature since 1945.- L.s Macmillan Press LTD, 1991. - 279 p.
155. White B* Butterfly and the Beast in "Lord of the Flies"// Modern Fiction Studies. - 1964. - 7ol.11« Summer, H2. -P.163-171.
156. Whitley J.S. W. Goldlng: Lord of the Flies.-L.:Arnold, 1970.- 64 p.
157. William Golding novels, 1954-67: Lord of the Flies, The Inheritors, Pincher Martin, Free Fall, The Spire, The Pyramid:
158. A selection of crit. essays / Ed. by iT.Page.-L.; Basingstoke: Mac-millan, 1985.-190 p.
159. William Golding: Some Critical Considerations. - Lexington: Univ. Press of Kentucky, 1978.-X1, 283 p.
160. William Golding, the mall and his books: A Tribute on his 75th Birthday/ Ed. by J.Carey. - L.;Boston: Faber, 1986. -191 p.
161. Wilson A. Deversity and Depth in Fiction. - L. ¡Seeker, 1983.-ZX1, 303 p.
162. Wilson R. Lord of the Flies by William Golding. -Basingstoke;L.: Macmillan, 1986. - 88 p.