автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: И. А. Ильин как литературный критик
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Тарасова, Марина Романовна
Введение.
Глава первая. Эстетические воззрения А.И.Ильина.
§1.И.А.Ильин: жизнь и творчество (краткий биографический очерк)
§2.Концепция художественного творчества и категория художественного совершенства в эстетике И.А.Ильина.
§3.Теоретические основы литературной критики
И.А.Ильина
Глава вторая.
И.А.Ильин - литературный критик.
§1.И.А.Ильин о Пушкине: утверждение идеала.
§2„Критика критики (И.А.Ильин против
Мережковского)
§3.Самоутверждение в духе как залог расцвета новой русской литературы (на материале книги "О Тьме и Просветлении")
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Тарасова, Марина Романовна
Русская литературная критика уходит корнями в ХУШ век. Россия в это время вступает в эпоху Просвещения. Критика в широком смысле ~ как "сознание действительности" (В.Г.Белинский) - становится насущной потребностью. Критический анализ утверждается как метод познания, правило общественного движения мысли, условие прогресса. При этом содержательные акценты все больше смещаются в сторону материализма, рационализма, в сторону "земного", конкретно-исторического. Культура расслаивается на "религиозную" и "нерелигиозную" (речь идет о магистральных линиях развития национального сознания, о тенденциях, реально существующих в сложном диалектическом единстве).
В Европе подобный процесс "раздвоения" культур начался, по мнению В.В.Зеньковского (1881-1962), с Фомы Аквината (Thomas Aguinat, 1225 или 1226 - 1274), допустившего относительную самостоятельность естественного разума". "Начиная с 13 в., - пишет В.В.Зеньковский, - на Западе началось отделение от. Церкви, от ее духовной установки, различных сфер культуры - впервые проявилось это в области права, где просто рецепировались идеи языческого Рима, а затем в 14-15 вв. это движение с чрезвычайной быстротой стало распространяться ка все сферы культуры, на антропологию, философию, науку. В течение двух-трех веков произошло глубокое изменение в психологии культурного творчества, которое дало торжество свободному, но уже и внецерковному стилю культуры"1.
Немецкий философ Вальтер Шубарт (1897-194?)2 характеризует этот процесс как переход в прометеевскую эпоху, "отмеченную знаком героического архетипа"3, и относит ее начало к 16 веку, к Реформации, прямой линии между Фомой Аквинским и Вольтером (1694-1778) или Максом Штирнером (1806-1856) он не проводит:
Целью схоластики было привести христианскую теологию в согласие с античной философией. Целостная и считавшаяся окончательной сумма знаний средневекового человека должна была найти свое единство в гигантском, тщательно структурированном сооружении - наподобие собора. Готический (читай: гармонический. - М.Т.) человек, даже когда он мыслил рационально, хотел лишь отразить природу, но не подчинить ее или ограбить. Он хотел прийти через нее к ясности, а не к господству. За таким рационализмом стоит совершенно иное мироощущение, чем свойственное Декарту, Юму или Канту. Схоластики точно также руководствовались смирением перед волей Господней, как и их современники-мистики"4.
1 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.,1997. С.14. (Книга написана в 1961-1964 годах.)
2 См. у Ильина статью об этом философе: "О национальном призвании России (ответ на книгу Шубарта)" - в приложении к книге, выходные данные которой указаны ниже.
3 См.: Шубарт В. Европа и душа Востока. М.,1997. С.10-14. (Книга написана' в 1938 году. )
4 Там же. С.46-47.
С эпохой Возрождения и Реформацией связывает истоки "исключительно научной, критической, разлагающей мысли" и Д.С.Мережковский1; И.А.Ильин, о котором пойдет речь в нашем исследовании, намечает более близкие ориентиры - эпоха Просвещения, Вольтер.
Как бы то ни было, новый тип мышления утвердился и возобладал. По мнению Н.А.Бердяева, культура из "органической" стадии перешла в "критическую" , по сути выродилась в цивилизацию. В.В.Зеньковский не менее категоричен, но по-своему. Он считает, что рядом с системой секулярной идеологии всегда "проявлялась и проявляется потребность христианского построения культуры - и эта тенденция (больше, впрочем, тенденция, чем реальность) стоит в решительном антагонизме со все возрастающим культурным творчеством именно на почве секуляризма. Христианский мир фактически живет таким образом не одной, а двумя культурами."3 Согласимся, с той поправкой, что секулярная культура не обязательно антирелигиозна, их взаимоотношения с христианской культурой антагонизмом не исчерпываются (недаром возникает феномен "светской религиозности").
Важно уточнить далее, что религиозная установка в культуре не тождественна идеализму как таковому.
Мережковский Д. С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.,1995. С.135.
2 См.: Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // На переломе: Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.,1990. С.73-84.
3 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. С.91.
Русские религиозные философы, в том числе И.А.Ильин, какими бы разными, порой разноречивыми они ни были в обосновании своих взглядов, не отвергали ни науку, ни знание, ни природу вообще. Тут они вполне материалистичны. Но материализм не есть для них альфа и омега познания. Как все ученые, они опираются на опыт. Однако не всякий опыт есть чувственный опыт. Более того, именно внутренний, духовный опыт, как утверждает И.А.Ильин, и есть истинный источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры вообще1.
Само собой разумеется, - уточняет И.А.Ильин, что духовно верующий человек видит и все то, что умеет наблюдать неверующий; но наряду с этим и сверх этого, он видит в мире и человеческой истории некий высший смысл, другие, высшие и могущественнейшие законы, правящие миром; законы Провидения, Духа и божественных целей, а также законы человеческой свободы, подвига, правоты и греха. В общем и целом - особый мир, таинственно скрытый в видимом мироздании; мир, в который духовно живой человек всю жизнь всматривается, как сквозь завесу, и к которому он прислушивается как бы издали. Из этого внимания, из этого зрения и слуха возникло все великое, созданное людьми в их истории" (1,87).
И.А.Ильин (1883-1954) не просто духовен: его дух укоренен в православии, что определяет его место в
1 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: В 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993. С.68. (Далее И.А.Ильина цитирую по этому изданию с указанием в скобках тома, книги и страниц. За исключением тех случаев, когда произведение еще не опубликовано в собрании сочинений.) контексе исконной русской культурной традиции. Причем, религиозное чувство И.А.Ильина публично - в этом специфика его творчества. И.А.Ильин исповедует воссоединение веры и знания1, признавая будущее за мыслью, которая верит, за культурой сердечного созерцания и совестной воли.
И.А.Ильин особенно остро ощущает "духовный отрыв" человека 2 0 века от Божественной основы мира. В редакционной статье, открывающей первый номер журнала "Русский колокол", он пишет':
В горнем плане реально все по-прежнему. (.) По-прежнему все насыщено священною значительностью. (.) По-прежнему нам дается более, чем мы умеем взять, и прощается более, чем мы этого стоим.
Но с каждым поколением становится все больше и больше людей, которые не .живут в горнем плане, не видят его, не знают о нем и не знают вообще, что он есть. Мир, который они видят, - веществен и случаен; мысли, которые они накапливают о нем, - плоски и мертвящи; чувства, которыми они обращаются к нему, -мелки и похотливы; цели, которые они себе ставят, коротки и себялюбивы. И вся жизнь их - безблагодатна, безыдейна и бескрыла. И сами они - остаются игралищем собственных страстей и чужих влияний. Они лишены хребта, но не лишены жадного напора. И если их еще сдерживает страх, то идея давно уже не ведет их. Ими правит не дух, а вожделение. Каждый из них имеет "существование", но редко кто из них причастен
Идея, близкая М.В.Ломоносову ("Творец! покрытому мне тьмою / простри премудрости лучи."), а также В.Ф.Одоевскому, И.В.Киреевскому, др. благодатному бытию и выстраданной, священной, богодарованной силе"1.
И.А.Ильин не призывает вернуться в прошлое, реконструировать старое - он понимает, что это невозможно: "Прежней России не будет. Будет новая Россия. По-прежнему Россия; но не прежняя, рухнувшая; а новая, обновленная, для которой опасности не будут опасны и катастрофы не будут страшны. И вот к ней мы должны готовиться; и ее мы должны готовить, - ковать в себе самих, во всех нас новый русский дух, по-прежнему русский, но не прежний русский (т.е. больной, не укорененный, слабый, растерянный). И в этом главное" (2:1;160).
И.А.Ильин говорит о возрождении духовности, которая для него - не сумма ценностей ("багаж"), но необходимое условие человеческого существования: "Вследствие этого мы отнюдь не представляем себе дела так, будто ближайшие поколения людей могут и должны "создать христианскую культуру". Не создать, а вновь вступить на путь этого созидания, вернуться к нему и возобновить этот прервавшийся процесс. Иными словами: возродить в себе христианский дух и акт и привести его в жизненно-творческое движение" (1;317) в надежде, что подлинная "сильная и живая вера проработает и осмыслит, и облагородит новые формы сознания, быта и хозяйства" (2:1;370).
И.А.Ильин одним из первых в философии XX века уловил антропологическую тенденцию как таковую, "он
Ильин И.А. О священном // Русский колокол. 1927. №1. С. 12. рано понял, - замечает А.А.Самохина, - что главной темой философствования становится (или должна стать) проблема человеческого бытия, а конкретнее - проблема смысла человеческого существования. Его творчество -это осуществляемая шаг за шагом попытка осмысления вопросов, так или иначе связанных именно с данной проблемой. В сущности все основные работы Ильина, в том числе по истории философии и этике, эстетике и религии, даже его политические статьи, направлены на осмысление таких проблем, которые называют "смысложизненными"1.
Проблематика творчества И.А.Ильина, духовность, за которую он борется (средствами литературной критики в том числе), и обусловливают актуальность данной работы.
Научная новизна исследования.
Творчество И.А.Ильина вызывает в последнее время пристальный интерес; о нем много говорят, пишут, его имя уже живет в нашем сознании. Однако востребованными на сегодняшний день оказались по преимуществу философские, политические взгляды И.А.Ильина, его литературно-критическая деятельность по-прежнему малоизучена.
Начало систематическому изучению литературно-критического наследия И.А.Ильина положил
Н.П.Полторацкий (1921-1990)2. Он подготовил почву для
1 Самохина А. Проблема человека в произведениях И.А.Ильина доэмигрантского периода: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: Автореферат. М., 1996. С.2.
2 Никто не сделал так много в честь И.А.Ильина, как Н.П.Полторацкий, - замечает В.Белов. В предисловии к сборнику "Одинокий художник" он пишет о самом Полторацком: "Преподаватель Питтсбургского университета Николай Петрович дальнейших исследований: выявил круг соответствующих источников, описал их, уточнил историю и время создания, подготовил к публикации (в частности, составил сборник статей И.А.Ильина "Русские писатели, литература и художество"), установил исходные эстетические и литературно-критические позиции Ильина.
Основной целью Н.П.Полторацкого была популяризация наследия И.А.Ильина, поскольку тот был мало известен, особенно в России (первый том собрания сочинений И.А.Ильина вышел в Москве в 1993 году, некоторые произведения переводились специально для этого издания впервые).
Кроме Н.П.Полторацкого отдельные аспекты литературно-критической деятельности Ильина рассматривали И.П.Карпов, В.Молодяков, П.Паламарчук, Ю.Сохряков и некоторые другие. Целостное исследование эстетических, литературно-критических взглядов Ильина в сопоставлении с его литературно-критической практикой предпринято впервые.
В целом данная работа, позволяет более полно представить литературно-критический процесс XX века.
Объект исследования - фундаментальные труды И.А.Ильина "Основы художества. О совершенном в искусстве" (1937), "О Тьме и Просветлении. Книга художественной критики. Бунин - Ремизов - Шмелев"
Полторацкий прожил на земле почти семьдесят лет. Вся его жизнь прошла во имя России, но вне России. Он даже родился, как говорится, не дома, а на чужбине в 1921 году - в Стамбуле. Жил в Турции, во Франции, в Болгарии и Америке. И ни дня в России! Но вот осенью 1990 года он встретился наконец с любимым Отечеством. Приехал в Петербург читать лекции русским студентам и .умер". - См.: Одинокий художник / Предисловие. М.,1993. С. 6.
1939; опубликована в 1959); статьи разных лет о русских писателях и проблемах творчества. В качестве дополнительного материала привлекались произведения общефилософского плана - "Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923", "Путь духовного обновления" (1935), "Основы христианской культуры" (1937), "Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий" (1938), "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний" (193), "Путь к очевидности" (1957).
Предмет исследования - литературно-критические, эстетические взгляды И.А.Ильина, его творческий акт как их проявление.
Диссертация имеет целью изучение литературно-критического наследия И.А.Ильина, его эстетической, литературно-критической концепции в целом на фоне культурно-исторического процесса первой половины XX века.
Указанная цель определила следующие задачи исследования: систематизировать взгляды И.А.Ильина на искусство и литературную• критику, используя весь спектр его произведений - от специальных, по эстетике, теории, истории культуры, до собственно философских и публицистических; раскрыть сущность и своеобразие его системы, отдельных подходов и принципов; установить значение ряда понятий, таких как "талант", "гений", "художественное совершенство", "Предмет" в интерпретации И.А.Ильина; соотнести теоретические установки И.А.Ильина с его литературно-критической практикой в рамках единого авторского пространства;
- выявить традиционное и уникальное в творческой личности И.А.Ильина, определить его место в контексте русской культуры конца XX столетия.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют философские труды самого И.А.Ильина, а также работы В.В.Зеньковского, К.Н.Леонтьева, А.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, филологические и литературнокритические исследования М.М.Бахтина, К.В.Мочульского, Н.П.Полторацкого, В.Е.Хализева и многих других. В работе сочетаются элементы биографического, культурно-исторического, сравнительно-исторического методов. С общей установкой на историзм связано обращение к методу литературной герменевтики, предполагающей интерпретацию материала в свете дефиниций, адекватных кругозору автора и эпохи.
Практическая значимость. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания по курсу истории русской литературной критики XX века, а также в рамках систематических курсов, спецкурсов и спецсеминаров по истории русской литературы XIX - XX веков.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования, в самых разных аспектах, обсуждались на научно-практических конференциях СахГУ (1998,1999 гг.), на 1-й и 2-й межвузовских НПК "Сахалинская молодежь и наука" (11-12 марта 1997 и 25
12
26 марта 1999г.), на чеховских чтениях в музее книги А.П.Чехова "Остров Сахалин" (Южно-Сахалинск, 1999г.), апробированы в форме спецсеминара на 5 курсе филологического факультета.
Направление исследования, его цель и задачи обусловили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав и заключения; прилагается список использованной литературы.
Список научной литературыТарасова, Марина Романовна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Истоки творчества: глубина русской национальной духовности; молитва.
2. Состав и хараетер образов:живая, одухотворенная природа;простецы сердца, "примитивы" духа.
3. Вставной критический очерк (тема любви, борьбы духа и инстинкта на примере произведения "История любовная. Роман моего приятеля" 1929 год: страдание в любви, вообще страдание дается "не просто так", надо принимать его с радостью) .
4. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1962-1963. Т. 5. С. 315.
5. Бунин И.А. Божье древо. Собр. соч.: В 4 т. Т.З. С.237.3См.: Публицистика. С. 274 (о Чехове).
6. См.: Бунин И.А. Освобождение Толстого. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М.: ТЕРРА, 1996. С. 144.
7. Цит. по: Бунин И.А. Собр. соч.: В 4 т. Т.З. М., 1988 (с указанием страниц в тексте).
8. Цит. по: Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича: Повести и рассказы. Л.: Худож. лит., 1983 (с указанием страниц в тексте).Преображение" "Смерть Ивана Ильича"4 страницы, 3 части) (53 страницы, 12 частей;
9. Героиня рассказа, старуха, -"самое ничтожное существо вовсем дворе" (ненужное, бесполезное) .
10. Описание смерти со стороны и отстраненно. Эстетично.
11. Герой мужчина, 4 5 лет: чем дальше от детства, "тем 'ничтожнее и сомнительнее были радости" (175). Ничтожна жизнь.3. 4-12 главы: внутренняя реакция героя на малейшее движение тела, на любое изменение в нем. Антиэстетизм.
12. См.: Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. С. 93-94.
13. И.А.Ильин пишет о Ремизове: "Он вступил в жизнь с исключительно нежной, сверхвпечатлительной душой, как бы от рождения обреченной на то, чтобы мучиться в земной жизни -долго, остро и всесторонне" (6:1, 282).
14. Ремизов A.M. Пятая язва // Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1990. С.389.3 Там же. С. 389.
15. Лосев А. Ф. Русская философия // Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М., 1990. С. 71.
16. Полторацкий Н. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение: Сб. статей. Тенефлай, 1989. С. 22.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
17. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.:Русскаякнига,1993 (начало издания)1.И.А.Ильин, о нем
18. Александров А. Лекции проф. И.А.Ильина. Письмо из Берлина // Возрождение. 1929. №1393 (26 марта).
19. Алексеев H.H. В бурные годы: Воспоминания // Новый журнал. 1958. №54.
20. Алексеев Д. Трагедия монархизма в политическом учении Ивана Ильина // Россия молодая. 1996. №2. С.26-29.
21. Арсеньев Н. Как нужно завоевывать друзей для России // Возрождение. 1926. №249 (6 февраля).
22. Архиепископ Анастасий Иерусалимский. Письма к И.А.Ильину // Записки русской академической группы в США. Т.XIX. Нью-Йорк, 1986. С.345-349.
23. Бадмаев В.Н. Национализм в трактовке И.А.Ильина // Отечественная философия: Опыт, проблемы, ориентиры исследования / Материалы "круглого стола", посвященного творчеству И.А.Ильина (декабрь 1994 г.). Вып. 18. М.: РАГС,1995. С. 91.95.
24. Белов В.И. Предисловие к сб. "Одинокий художник" (без названия). М.: Искусство,1993.
25. Белый А. Между двух революций: Воспоминания: В 3-х кн. Кн.З. М.: Худож. лит.,1990. С.270,276,279,280.Ю.Бердяев Н. Кошмар злого добра: О книге И.Ильина "О сопротивлении злу -силою" // Путь. 1926. №4 (июнь-июль). С.103-116.
26. Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник. М.: Логос,1997. С.151.
27. Бородин Л. Государственная власть или власть в государстве?: Перечитывая И.А.Ильина // Москва. 1994. №5. С.3-6.
28. Булгаков С. Трагедия философии. Соч.: В 2т. Т.1. М.:. Наука, 1993. С.488-489.
29. Наиболее полная на сегодняшний день библиография произведений И.А.Ильина дана в Т.1 полного собрания сочинений под ред. Ю.Т.Лисицы (М.: Русская книга, 1993, с.381-399).
30. Вишняк M.B. Дань прошлому. Нью-Йорк,1954. С.21, 23, 26, 33, 37.'
31. Волков Б. "Вот наш патент на благородство.": О философе И.А.Ильине // Учит. газ. 1993. №8 (2 марта).
32. Гаврюшин Н. Слово об И.А.Ильине // Вестник высшей школы. 1990. №6 (июнь).
33. Гаврюшин Н.К. В спорах об антрпософии: Иван Ильин против Андрея Белого // Вопр. философии. 19 9 6. № 7.
34. Гаман О.В. Пророчества и заблуждения Ивана Ильина (заметки на полях "Наших задач") // Отечественная философия: Опыт, проблемы, ориентиры исследования / Материалы "круглого стола" (декабрь 1994 г.). Вып. 18. М. : РАГС, 1995. С. 126-137.
35. Герцык Е.К. Воспоминания. Париж, 1973. С.153-156.2 0.Гессен И.В. Годы изгнания. Париж,1979.
36. Гиппиус З.Н. Меч и крест // Современные записки. Париж. 1926. Кн.XXII. С.346-368.
37. Гулыга А. "Я живу только для России": К 110-летию со дня рождения И.Ильина // Лит. Россия. 1993. " апреля. С.13.2 5.Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. С.235-251. // Серия избранных биографий.
38. Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А.Ильина // Социально-полит, науки. 1992. №2/3. С.72-80.
39. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социал. исслед. 1992. №4. С.64-70.
40. Евлампиев И.И. "Драма миротворящего божества": Бог и человек в философии Ивана Ильина // Спутник. 1992. №3. С.66-89.
41. Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И.А.Ильина // Известия высших учебных заведений. Правоведение. М.,1992. № 3. С.81-93.
42. Евлампиев И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: Вст. статья. СПб.: Наука, 1994. С. 5-22.
43. Иеромонах Иоанн. О пути православия. К статье Александра Волконского // Возрождение. Париж, 1934. № 3450. 13 ноября. С.2.
44. Ильин И.А. // Философы России Х1Х-ХХ столетий (биографии, идеи, труды) . М. : Книга и бизнес, 1993. С. 76.
45. Каграманов Ю. Любовь к Ивану Ильину как веха русского опамятования // Новый мир. 1997. №9. С.229-234.
46. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М.,1916.
47. Ковалев А. И.Ильин о правовом характере бедещей российской государственности// В сб. "Социальная философия Ивана Ильина" (материалы российского семинара 9-10 апреля 1993 г.) .Часть 2. Спб.,1993. С. 19-23. •
48. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж,1971. С.188-189.
49. Козлов М. Иван Ильин о католицизме: К изучению наследия русского религиозного философа // Москва. 1994. №11. С.199-202.
50. Коробейников М. Встреча через 7 0 лет: Взгляды И.А.Ильина (1883-1954). // Наука и жизнь. 1996. №4. С.82-85.
51. Кравченко В. Пророк Отечества: Пора возвращаться к истокам: Биографический экскурс. Об И.А.Ильине // Независимая газета. 1994. 30 декабря.
52. Лисица Ю.Т. И.А.Ильин как правовед и государствовед // Вопр. философии. 1991. №5. С.146-158 .
53. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин: Историко-биографический очерк: Вступ. статья // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. T.l. М. : Русская книга, 1993. С.5-36.
54. Лисица Ю.Т. Русская правда Ивана Ильина: К 110-летию со дня рождения И.А.Ильина // Наш современник. 1993. №3. С.138-139.
55. Лисица Ю.Т. Иная слава Солнца, иная звезд. // Учит., газ. 1997 . №31 (5 августа). С.9.5 4.Лосский Н.О. История русской философии. М.:Высш. шк.,1991. С.493-495.
56. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат,1991. (ссылки на И.А.Ильина С.169-171, 260, 261, 267, 277, 332, 334) .
57. Любимов Б. Поющее сердце // Театр, жизнь. 1989. №19. С.24-25.
58. М.Ljunggren, The psychoanalitic breakthorough in Russia en the eve the first World War. "Rassian literature and psychoanalysis", Amsterdam / Philadelphia,1989, p.179.
59. Малинин В. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве // История философии в СССР. Т.2. М.,1971. С.112.
60. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь:- Лекции и беседы. М., 1995. С. 135 .
61. Метнер Н.К. Письма. М. : Сов. композитор, 1973. (См., в част., с.4 72 по поводу книги "Муза и мода.").
62. Митрополит Антоний. О книге И.Ильина "О сопротивлении злу силою" // Новое время. Белград, 1925. № 1356. 4 ноября. С.2; № 1357. 5 ноября. С.2.
63. Молодяков В. Свет во тьме: Предисловие // И.А.Ильин. "О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев". М.: Скифы, 1991. С.200-207.
64. Неутомимый борец (без подписи): Передовая статья // Возрождение. 1928. №12 63. 16 ноября. С. 1.
65. Паламарчук П. Иван Ильин критик: О литературно-критическом наследии русского философа // Москов. вестник. 1990. №1. С.24 6256.
66. Пивоваров Ю.С. может . ли спасти Россию самодержавная монархия? // Вопр. философии. 1991. № 6. С. 79-90.
67. Плотников Н. Диалектический эрос / рец. на: И.А.Ильин. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2 т. СПб.: Наука / "Сегодня". 11 мая 1994.
68. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Мосты. Мюнхен, 1960'. № 4. С. 172-180.
69. Полторацкий Н.П. Руссская литература в эмиграции. Питтсбург,1972.
70. Полторацкий Н.П. И.А.Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. Лондон (Канада): "Заря",1975.
71. Полторацкий Н.П. Монархия и республика в восприятии И.А.Ильина. Нью-Йорк: "Содружество", 197 9.
72. Полторацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль 2 0 века: Сб. статей. Тенефлай (США): Эрмитаж, 1988.
73. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Тепе:!: 1у (Ы. Б.), 1989.
74. Попов Ю.В. Ильин И.А. // Философская Энциклопедический словарь. 2-ое изд. М. : Сов. энциклопедия, 1989. С. 209.
75. Ризз Г.И. "Мир управляется из детской" (Концепция национального воспитания И.А.Ильина) //Педагогика. 1995. №2. С.94-98.
76. Розанов В. В. Возле "Русской идеи" // Сибирь. 1991. №2. С.172-180.
77. Роцинский С.Б. "О сопротивлении злу силою": онтологические предпосылки политической программы // Отечественная философия: Опыт, проблемы, ориентиры исследования (материалы "круглого стола", декабрь 1994 г.). Вып. 18. М. :РАГС, 1995 . С„78-90.
78. Русская религиозно-философская мысль 20 века: Сб. // Под ред Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1975.
79. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. С.214-218.
80. Самохина А. Проблема человека в произведениях И.А.Ильина доэмигрантского периода: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: Автореферат. М.,1996. 25 с.
81. Сапов В.В. История несостоявшейся дуэли (Об А.Белом, И.Ильине, Э'.Метнере, Е.Трубецком) // Вестник РАН. 1995. Т.65. №3. С.254-265.
82. Смирнов И. Духовный подвиг Ивана Ильина (К 110-летию со дня рождения) // Журнал московской патриархии. 1993. №3. С.18-26.
83. Смирнов И. Философия религии Ивана Ильина // Журнал московской патриархии. 1993. №11. С. 8889.
84. Смирнова JI.A. Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество: Кн. для .учителя. М.: Просвещение, 1991. С.93 (о портрете И.А.Ильина кисти M.В.Нестерова).
85. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С.191.
86. Соколов А. Г. Судьба русской литературной эмиграции 192 0-х годов. М.: МГУ,1991. С.13, 47 (упоминание).
87. Сохряков Ю. "Возраст русской идеи есть возраст самой России": К 110-летию со дня рождения И.Ильина // Москов. вестн. 1993. №5/6. С.234-241.
88. Сохряков Ю.И. Ильин И.А. // Писатели русского зарубежья (1918 1940). Часть 1. М.,1993. С. 230-238.9 6.Сохряков Ю. И.А.Ильин как литературный критикГрани. 1995. №177. С.282-302.
89. Сохряков Ю.И. И.А.Ильин как мыслитель и литературный критик // Лит. в шк. 1996. №1. С. 36-41.
90. Сперанский В. Памяти русского философа // Русская мысль. Париж, 1955. №728.
91. Струве П. Мужественная речь русского мыслителя // Возрождение. 1926. №572. 26 декабря. С.1. ( Дневник политика. 108).
92. Струве П. О брошюре И.А.Ильина и о нем самом // Возрождение. 1926. №478. 23 сентября. (Дневник политика. 82) .
93. Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова,1956. С.18,88,188.
94. Тарасова М. И.А.Ильин Д.И.Писарев: два полюса русской литературной критки XIX века // Филологический журнал. Южно-Сахалинск, 1998. Вып. У1. С.75-78.
95. Тарасова М. И.А.Ильин о Пушкине // Сахалинская молодежь и наука: Материалы 2-й межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых Сахалинской области (25-2 6 марта 1999 г.). Вып.Ш. Часть 1. Южно-Сахалинск, 1999. С. 61-62.
96. Тарасова М. "Моцарт и Сальери" Пушкина в интерпретации И.А.Ильина // Пушкинские чтения "Творчество А.С.Пушкина в контексте современных наук" (14-15 апреля 1999 г.): Тезисы научной конференции. Южно-Сахалинск, 1999. С. 33-34.
97. Тарасова М. И.А.Ильин о Чехове // Чеховские чтения: Конференция 2 9 января 1999 г., Южно-Сахалинск: отдел культуры и туризма администрации г.Южно-Сахалинска, музей книги А.П.Чехова "Остров Сахалин". Южно-Сахалинск, 1999. С. 35-37.
98. Тимофеев А.И. И.А.Ильин: право, сила, мораль // В сб. "Социальная философия Ивана Ильина" (материалы российского семинара 9-10 апреля 1993г.). Часть 2. Спб.,1993. С.3-6.
99. Тыркова-Вильямс A.B. Письмо в редакцию по поводу ст. И.А.Ильина "Революция" // Новый журнал. Нью-Йорк, 1959. №57. С.298-299.
100. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В.Константинова. М.: Сов. энциклопедия,1962. С.252.
101. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия,1989. С.115.
102. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М. : Политиздат, 1991. С'. 115.
103. Философы России 19-2 0 столетий: Биогр., идеи, тр. М.: АО "Кн. и бизнес", 1995. С.232.
104. Хлобустов О. Предостережение Ивана Ильина: О социальных прогнозах // Диалог. 1995. №1. С. 6971.
105. Цыганков Д.Б. ".Отличается редкой настойчивостью в труде и величайшей преданностью науке" (Несколько штрихов к портрету молодого Ивана Ильина) // Правоведение. 1994. №2. С. 8 698 .
106. Чернов В. Мир, меч и мир // Вся Россия: Журнал политики и культуры. Прага, 1925. №7/8. С. 154175.
107. Шагинян М.С. Человек и Время: История человеческого становления. М.: Худож. лит, 1980. С.551,554 (упоминание от 1916 года).
108. Шафаревич И. Собрание сочинений И.А.Ильина в 10 т. // Лит. Россия. 1993. 16 апреля. С.11.
109. Шмелев И. С. Русский колокол // Душа родины: Сб. статей. Париж: Русский науч. ин-т, 1967. С.200-203.
110. Агеносов В.В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989. 466 с.
111. Агеносов В. В. Русская литература серебряного века: Учебное пособие / Коллектив авторов под ред. д. филол. н., проф. В.В.Агеносова. М.: Дрофа, 1996. 528 с.
112. Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж,1961.
113. Адамович Г. О книгах и авторах: Заметки из литературного дневника. Париж, 1967.
114. Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб.: РАН, 1994,- 286 с. (См. ссылки на И.А.И Ильина С. 31, 156).
115. Анненский И.Ф. Избранные произведения. М.: Худож. лит., 1988. 736 с.
116. Антоний, митрополит Сурожский. Человек перед Богом. М. : Центр по изучению религий, 1995. 376 с.12 6. Афанасьев A.JI. Неутоленная любовь // Москва. 1990. №7. С.175-189; №8. С.166-175. (О судьбах рус. лит. эмиграции.)
117. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Индрик, 1996. 640 с.
118. Barr A. Pikasso Fifty Years of His Art. New York, 1946.
119. Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М„: Худож. лит., 1975.
120. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.
121. Басинский П. Трагедия понимания: "Музыка революции" и судьба интеллигенции в творчестве А.Блока // Вопр. литературы. 1990, июнь.
122. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1982. (Б-ка "Любителям рос. словесности"). 606 с.
123. Белый А. Между двух революций. Воспоминания. В 3 кн. Кн. 3. М.: Худож. лит., 1990. 67 0 с.
124. Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
125. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1962-1963. Т. 5 .
126. Блюм A.B. "Под серпом и молотом" (Бунин под советской цензурой) // Звезда. 1995. №10. С.131-137 .13 7. Бунин И. А. Собр. соч.: В 4 т. М. : Правда, 1988. Т.1.- 478 е., Т.2.- 591 е., Т.3.-543 е., Т.4.-558 с.
127. Бунин И.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. М.: ТЕРРА, 1996. 408 с.
128. Бунин. И.А. Публицистика 1918-1953 годов / Под общ. ред. О.Н.Михайлова. М.: Наследие, 1998.14 0.Бурсов Б. И. Критика как литература. Л.: Ленииздат, 1976.
129. Ванслов B.B. Чт такое искусство. М. : Изобр. искусство, 1988.
130. Вартанова И.В. Судьбы "реальной критики" в 8090-е годы 19 века // Вест. Моск. ун-та. Серия 9, Филология. 1993. №3.
131. Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М.: Sam & Sam, 1995. (См.: упоминание об И.А.ИльинеС.293). 360 с.14 4.Вейдле В. В. Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественноготворчества. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996.
132. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк.,1989.14 б. Волынский A.JI. Русские критики: Литературные очерки. СПб.,1896.
133. Гоголь Н.В. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. литература, 1965. Т.1.- 654 е., Т.2.-648 с.
134. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М.: Высш. шк., 1990. 432 с.
135. Грановская Л.М. О языке русской философской литературы XX века // Филологич. сборник / К 100-летию академика В.В.Виноградова. М., 1995. С. . 127-131.
136. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. , 1993. 493 с.
137. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. Спб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 562 с.
138. Долгополов Л. Судьба Бунина // Вопр. литературы. 1975. №1. С.90-125.
139. Достоевский Ф.М. Бесы. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1989. 575 с.
140. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики.Л., 1980.
141. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века (1848-1861). Л.: Искусство, 1982. 269 с.
142. Ермолаев М. Загадки Мережковского // Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники: Послесловие. М.: Республика, 1995. С.561-567.
143. Зайцев Б.К. Московский университет в моейжизни // Литературное обозрение. 1989. №12. 161.Зельдович М.Г. В поисках закономерностей: О литер. критике и путях ее изучения. Харьков,1989.
144. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та,1990. 298 с.
145. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада,1996.
146. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997. 464 с.
147. История русской литературы: 20 век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М.: "Прогресс" "Литера", 1995. - 704 с.
148. Карпов И. П. Проза Ивана Бунина: Очерки авторства. М.: Прометей Йошкар-Ола, 1996. 120 с.
149. О.Карпов И. П. Проза Ивана Бунина. М.: Флинта: Наука, 1999. 336 с. (См. о Ильине - С.22, 34, 37, 52-56, 76, 77, 114., 139, 238, 246, 247).
150. Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. СПб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 1998. -199 с.
151. Кузмин М.А. Стихи и проза. М. : Современник, 1989. 431 с.
152. Кузнецова Г. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. М.: Моск. рабочий, 1995. 410 с.18 0.Корокотина А.М. Проблемы методологии советской литературной критики в 20~е гг. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. 256 с.
153. Кулешов В.И. История русской критики 18 начала 20 веков. М.: Просвещение, 1984.
154. Курбатов В. Божий дар и яичница // Москва. 1993. №7.
155. Ленин В.И. о Л.Н.Толстом. М.: Худож. лит.,1972,
156. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.,1986.
157. Леонтьев К. Анализ, стиль и веяние: О романах гр. Л.Н.Толстого: Критический этюд // Вопр. литературы. 1989. №1. С.203-249; 1988. №12. С.188-247.
158. Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Сов. Россия, 1986. 544 с.
159. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Сов. писатель, 1990.
160. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. 386 с.
161. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. 272 с.
162. Мальцев Ю. Иван Бунин: 1870-1953. Frankfurt/Main Moskau: Possev, 1994. - 432 с.
163. Марчик А.П. Литературно-критические взгляды Аполлона Григорьева (конец 1850-х начало 1860х годов): Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: МГПИ, 19 67. -29с.
164. Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. М.: Худож. лит.,1990. 640 с.
165. Мережковский Д. С. Смерть Богов (Юлиан Отступник). М.: Панорама, 1995. 272 с.
166. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Сов. писатель, 1991. 496 с.
167. Мережковский Д.С. "Больная Россия". Л.: ЛГУ,1991. 272 с.
168. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.:Республика, 1995. 623 с.
169. Методологические проблемы художественной критики. М.: Искусство, 1987.
170. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.:Республика,1995. 607 с.
171. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. М.,1989. 512 с.
172. Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. 308 с.
173. Плеханов Г. В. Литература и эстетика: В 2 т. М.,1958.
174. Полвека русской периодики. Сводный каталог русской периодики вне СССР. Сост. М.В.Шатов. Ред. Н.А.Хейл. 4.1. 1917-1968. Н.-Й.,1970.
175. Полевой В. Другое искусство // Декоративное искусство. 1991. №1.
176. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк.,1990.
177. Православие и культура: Сборник религиозно-философских статей / Под ред. В.В.Зеньковского. Берлин, 1923.
178. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании: Статьи разных лет. М.,1985.
179. Прокофьев Е.П. В.Г.Белинский. М.: Мысль, 1978.
180. Протопопов М.А. Мотивы русской критики // Северный Вестник. 18 90. №3.
181. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В б тт. Т.5: Критика и публицистика, автобиографическое. М.: Худож. лит.,1950.
182. Пушкин в русской философской критике: Конец 19 первая половина 20 века. М.: Книга, 1990.
183. Реизов Б.Г. Историко литературные исследования: Сб. статей. JI.: ЛГУ, 1991.
184. Ремизов A.M. Огонь вещей. М.: Сов. Россия, 1989. 528 с.
185. Ремизов A.M. Повести и рассказы. М. : Худож. лит.,1990. 464 с.
186. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990.
187. Роман Л.Н.Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей / Сост., автор вст. статьи и комментариев Сухих И.Н. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -408 с.
188. Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во МГУ, 1997. 384 с.
189. Русское зарубежье: Указатель литературы. Якутск,1992. / Составитель Л.И.Филиппова.
190. Русская эмиграция: Журналы и сборнки на русском языке. 1920-1980: Сводный указатель статей / Составитель Т. Л. Гладкова и Т.А.Осоргина. Париж,1995.
191. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века: В 2 тт. М.: Искусство, 1974. (Серия "История эстетики в памятниках и документах").
192. Слобин Г.Н. Проза Ремизова 1900-1921 / Пер. с англ. СПб., "Академический проект", 1997. -206с.
193. Соколов А. Г. Судьба русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.: МГУ,1991.
194. Соколов А. Г. История литературы русского зарубежья 20 века: Программа курса. М. : МГУ, 1995.
195. Соловьев B.C. Литературная критика. М.: Современник,1990.
196. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М.: Просвещение,1991. 192 с.
197. Смирнова М. И.С.Шмелев, время и судьба // Согласие. 1991. №1. С.184-192.
198. Старыгина H.H. Русский нигилизм в критике Н.Н.Страхова // Филологический журнал: Межвузовский сборник науч. работ. Южно-Сахалинск, 1998. Выпуск 6. С.69-75.
199. Страхов H.H. Борьба с Западом в нашей литературе: Исторические и критические очерки: В 2 кн. СПб.,1887.
200. Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Нью-Йорк: Изд~во имени Чехова,1956.
201. Тарасов Б. В плену, короткомыслия: Творчество Чаадаева и Достоевского в современном контексте // Москва. 1994. №4.
202. Трубачев О.Н. В поисках единства. Мысли по случаю тысячелетия русской культуры // Прометей: альманах. М.: Мол. гвардия, 1990. С.6-30.
203. Тырышкина Е.В. "Крестовые сестры" А.М.Ремизова: Концепция и поэтика: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. 235 с.23 5.Филиппов М.М. Леонардо да Винчи. СПб.: "ЛИО Редактор", 1995. (Жизнь замечательных людей.) 320 с.
204. Филиппова Н.Ф. Критик-поэт Александр Сергеевич Пушкин. М.: Наследие, 1998. 264 с.
205. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999. (Ссылки на И.А.Ильина см.: С. 82, 112113,114,123.) - 398 с.
206. Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. М.: Сов. писатель,1991. 688 с.
207. Ходасевич В. Жалость и "Жалость" // Звезда. 1995. №2.
208. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. М.: Современник,198 8.
209. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. М.: Искусство, 1973. (Серия "История эстетики в памятниках и документах".) -550 с.
210. Чехов о литературе. М.,1955.2 4 3.Чупринин С. И. Критика это критики: Проблемы и портреты. М.: Сов. писатель, 1988.
211. Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Сочинения. М.: Раритет, 1995. 431 с.
212. Шмелев И.С. Избранное. М.: Правда, 1989. 686 с.
213. Шмелев И. С. Солнце мертвых: Эпопея // С того берега: Писатели русского зарубежья о России. Произведения 20-30-х гг. В 2 кн. М. : Водолей, 1992 . 33 6 е.