автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Мостовская, Наталия Николаевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов'

Текст диссертации на тему "И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов"

% 99- Ю

ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) _РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК_'

V На правах рукописи

МОСТОВСКАЯ

Наталия Николаевна

И.С.ТУРГЕНЕВ И Н.А.НЕКРАСОВ

(Проблема творческих взаимоотношений)

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук

.9? тМ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

д хо ^т^фбтщ

а

Работа выполнена в Отделе новой русской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Официальные о п п о н е н ты:

доктор филологических наук, профессор Б.Ф Егоров доктор филологических наук, ведущий сотрудник С А.Фомичев доктор филологических наук, профессор В.А.Кошелев

Ведущее учреждение: Российский государственный педагогический университет имени А И.Герцена.

РОССИЙСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

библиотека

а ¡¿¿1 т М

^ Защита состоится (^кХ^-^р&л^^ 1999 г. в / У часов

на заседании специализированного совета Д002.43.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук в Институ русской литературы (Пушкинский Дом) РАН г Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4.

С опубликованными работами можно ознакомиться в Библиотеке ИР ЛИ РАН.

Научный доклад

разослан %/0 " 1999 I

Ученый секретарь специализированного совета; кандидат филологических наук

К.ПЕТУХОВ

Проблема, обозначенная в названии данного исследования, отражена в работах, посвященных сложным творческим связям и драматическим взаимоотношениям Тургенева и Некрасова. Написанные в 1970-1990-е годы эти работы различны по жанрам, текстология, публикации новых материалов, источниковедение, исследование поэтики, литературных перекличек и полемик, пародии и литературных реминисценций как оценочного элемента художественного творчества, историко-литературные исследования. Вместе с тем они объединяются единым замыслом: необходимостью пересмотреть традиционные, подчас односторонние, литературоведческие истолкования истории творческих соприкосновений и расхождений двух художников -центрального конфликта в литературно-общественной жизни прошлого века, во многом предопределившего пути развития русской поэзии и литературы.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что идейно-художественное и историко-литературное значение проблемы творческих взаимоотношений Тургенева и Некрасова изучено в современном литературоведении недостаточно. Специальные обобщающие работы на эту тему отсутствуют. Между тем суть проблемы - не просто версия общекультурного процесса, но один из редких в истории культуры примеров превращения, казалось бы, частного литературного явления в доминанту культурной и литературной жизни России XIX века.

Цель н задами исследования заключаются в том, чтобы, анализируя поэтические и прозаические тексты этих писателей (с опорой на текстологические источники), выявить не только взаимные оценки Тургенева и Некрасова, но проследить мало освещенные или вовсе не замеченные в науке точки соприкосновения в их творчестве, равно как и возникновение полемик, внутренних несогласий и расхождений между ними, связанных с особенностями жизненных позиций этих художников и их эстетических взглядов.

Научная новизна работы заключается в четких методологических принципах, положенных в основу анализа эстетических систем Тургенева и Некрасова, воплощенных в их творчестве. Эта новизна, по мысли автора, осуществляется в стремлении пересмотреть устойчивые стереотипные

литературоведческие концепции, объясняющие конфликт между Тургеневым и Некрасовым только идеологическими разногласиями, что мало характеризует историю творческих взаимоотношений художников как становление новых поэтических стилей и жанров в литературе и как важнейший этап в духовной жизни России.

Научно-практическая ценность исследования отмечена как в русских, так и в зарубежных откликах на работы автора (монографии, летопись жизни и творчества Тургенева, статьи, комментарии); в использовании идей, наблюдений, новых фактических материалов, заключенных в них, в качестве ссылок на публикации автора, многие из которых учитываются при подготовке лекционных курсов и практических занятий по поэтике в ряде вузов Москвы, С.-Петербурга, Орла, Пскова.

Апробация основных положений и выводов диссертации Р

осуществлена в докладах, почитанных на многочисленных всесоюзных и международных тургеневских, некрасовских, пушкинских научных конференциях (Пушкинский Дом РАН, Орел, Ярославль, Кострома, Иваново, Псков, Пушкинские горы, Нижний Новгород), в том числе на международной конференции, посвященной России и русским женщинам (Потсдам, 1993), международной тургеневской конференции (Будапешт, 1994), на конгрессе ассоциации славистов (Монреаль, 1995).

Содержание работ, представленных к защите

В истории литературной и культурной жизни России прошлого века проблема творческих взаимоотношений Тургенева и Некрасова одна из узловых, сложных и неразгаданных. Она не сводится только к традиционному конфликту "дружба-вражда", спровоцированному разрывом Тургенева с некрасовским "Современником", которому он отдал много сил и где по-настоящему сблизился с Некрасовым. Сопоставление общественных позиций писателей (как это было принято долгое время в литературе) также недостаточно полно разъясняет всю глубину их творческих контактов. Тем более, что между этими большими художниками не было ни острых профессиональных полемик, ни контроверз по принципиальным

идеологическим вопросам времени, как это было у Тургенева и Достоевского или Тургенева и Герцена. Напротив в 40-50-е годы их многое объединяло: дружба с Белинским, еднная журнальная трибуна - "Современник", общие литературные интересы.

Мало разъясняет дело и признание человеческой несовместимости двух художников, хотя высказанное в новейшей литературе представление о Тургеневе и Некрасове как о "слабом" и "сильном" типах (Н.Н.Скатов) в известной степени приоткрывает мотивы дружбы, закончившейся в конце концов полным отчуждением.

Известно, что сложные отношения Тургенева и Некрасова приобрели еще при их жизни (начиная с 1860 года) характер скандальной легенды. Разобраться в ее истоках и временных наслоениях непросто. В ее живучести сказались и исторически сложившиеся репутации друзей-недругов и поверхностное, точнее пристрастное, внимание к ним современников и потомков.

Исследовать историю и перипетии творческих связей Тургенева и Некрасова на разных временных этапах представляется важным, т.к. речь идет не о частных судьбах двух больших художников, но о талантливых и влиятельных участниках того исторического времени, когда в роли центрального персонажа выступала сама эпоха.

*

А

А

^^ В течение большого периода истории русской литературы

взаимоотношения этих писателей не были устойчивыми и бескомпромиссными, но при этом они оставались неизменно творческими. Условно их можно разделить на несколько этапов. 40-50-е годы, отмеченные формированием литераторов, будущих лидеров русской словесности, одного в прозе, другого в поэзии, наиболее гармоничные, что, по-видимому, объяснялось духовным подъемом эпохи 40-х годов, оставившим огромный след в истории русской культуры.

Тургенев и Некрасов сближаются в это время с писателями и критиками, подчас самых неоднородных взглядов: с В.Г.Белинским, П.В Анненковым, А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, А.А.Фетом, А И^ерценом, Л.Толстым и др. Оба преклоняются перед личностью Т.Н.Грановского, его нравственным обаянием, о чем позднее, в 1855 году будуг писать в созвучных тонах: Тургенев в некрологическом воспоминании "Два слова о Грановском (Письмо к редакторам "Современника"), Некрасов - в "Заметках о журналах за октябрь 1855 года". Разгадке влияния личности Грановского посвящены строки в романе, Тургенева "Накануне". Через одиннадцать лет Грановский оживет в "Сценах из лирической комедии "Медвежья охота"" Некрасова, насыщенной реалиями и реминисценциями из известных статей и выступлений историка.1

Особую роль в судьбе двух литераторов сыграл Белинский, хотя место и значение каждого из них в окружении критика различны. Молодой Тургенев, с философским образованием и огромными знаниями, относился с пиететом к "неистовому Виссариону", и был с ним почти на равных в числе его помощников благодаря знанию языков и врождённой культуре. Вспоминая о своих спорах с Белинским, Тургенев объяснял смысл философских увлечений: "Впрочем, мы тогда в философии искали всего на свете, кроме чистого мышления".2

К молодому Некрасову вполне применима его же формула: "... недавно вырвавшийся из подземных литературных сфер..." (в черновом автографе фрагментов его незавершенной повести "В тот же день часов в одиннадцать утра...", известной в литературе и под названием "Как я велик1).3 К этому времени он часто печатался одновременно с Белинским в одних и тех же газетах и журналах ("Литературная газета", "Финский вестник", "Русский инвалид", Отечественые записки"), затем привлекал его в свои сборники

' О сходстве некрасовских стихов с мыслью и текстом Грановского, о смысле совпадений оценок Тургенева и Некрасова личности историка см.: Мостовская H.H. Т.Н.Грановский и русская литература его времени//Литература и история (Исторический процесс в творческом сознании русских писателей ХУШ-ХХ вв. СПб.) * Тургенев И.С. Полн.собр.соч. и писем: В 28 т. Соч.: В 15 т. М., Л., 1961. Т.Х1У. С.29. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. 3 См. подготовленные мною варианты чернового автографа ИР ЛИ повести "В тот же день часов в одиннадцать утра..."//Некрасов H.A. Полн.собр.соч. и писем: В 15 т. Л., 1987. Т.7. С.669. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте.

"Физиология Петербурга", "Петербургский сборник" и в журнал "Современник", в котором Белинскому предназначалась главенствующая и почетная роль. х

Некрасов прекрасно знал статьи критика и писал о Белинском в своей прозе, гораздо раньше, чем в поэзии. Так черновая рукопись неопубликованного при жизни поэта романа "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" (1843-1844) изобилует многочисленными вкраплениями, реминисценциями из публикаций Белинского (см.: 8, 726, 732-733, 739, 744, ^^ 747-749).

Таким образом в духовной жизни кружка Белинского Некрасова привлекали не горячие философские споры. К ним он относился спокойно и, в известной степени, не без иронии, усматривая в них "слова и фразы". Это выражение неоднократно повторено в романе "Тонкий человек, его приключения и наблюдения" (1855), причем в пародийном тоне. Оно имело прямое оценочное отношение к замкнутым кружковым спорам и к рассуждениям участников "Современника" о губительности "фразы", "фразы" как этической особенности личности, как черте поведения. Другое загадочное прозаическое произведение Некрасова "В тот же день часов в одиннадцать утра...", по-видимому и задумывалось как рассказ о Белинском и его кружке. Подтверждение содержится в творческой истории этого незавершенного замысла, связанного с поэмами "В.Г.Белинский", "Несчастные".' Некрасов проникновенно писал о Белинском и тогда, когда имя критика было под строжайшим запретом (стихотворения "Деловой разговор" (1957), "Памяти ^^ приятеля" (1855). (Название "Памяти Белинского" появилось лишь в 1877 г. в издании: Некрасов. СПб., 1877. Серия "Русская библиотека"). О нем вспоминается и в стихотворении "Поэт и гражданин", творческая история которого связана с поэмой "В.Г.Белинский".

Духовная близость с Белинским, согласно с его литературно-эстетическими принципами сказались как в первых критических опытах молодого Некрасова, так позднее во всех его иных видах литературной

1 См.: Мостовская H.H. 1.Некрасов и Белинский в 1840-е годы//Некрасовский сб. СПб., 1998. Вып.Х1-ХП. С.35-43; г.Пародия в прозе Некрасова (сатирическое мастерство полемика)//Там же Л., 1988. Вып.1Х. С.54-68.

деятельности. Не менее важно и другое. Наделенный от природы даром целеустремленности, поэт неизменно восхищался мыслью Белинского, обаянием его личности, его неуемной энергией.

Пушкин и Гоголь - два феномена в истории литературы и культурной традиции России, без которых невозможно представление о творческих сближениях и расхождениях Тургенева и Некрасова.

Начнем с Пушкина. Для Тургенева-художника, воспитанного на классиках, Пушкин во все времена оставался "высоким проявлением русского поэтического гения" (х/^3). Мир Пушкина как неотъемлемая часть духовной культуры писателя присутствует и в его юношеских поэмах ("Параша", "Помещик", и в повестях и романах, и в "стихотворениях в прозе" и в многочисленных предисловиях к французским переводам стихотворений Пушкина, его драматических сочинений, неизданной главы из "Капитанской дочки", и в известной речи на открытии памятника поэта в Москве, и в переписке.

Совершенно очевидно, что "пушкинское" у Тургенева не только примета "литературности",- а нечто большее и сущностное в его творчестве. Писатель всегда свободно, возможно, и непроизвольно опирался на логику художественного мышления Пушкина, а потому "пушкинское" в его произведениях естественно и органично. В основе пушкинского творчества лежит полнота и цельность художественного и исторического сознания, что ощущается и в поэтическом стиле Тургенева, несмотря на то, что его художественный опыт приходится на иную эпоху общественной дисгармонии. Очевидно природа талантов этих художников так близка, что создается впечатление подлинного литературного родства. По-видимому, потому типы, образы, аллюзии пушкинской поэзии являются для Тургенева естественной формой собственных поэтических раздумий и воплощений.

У Тургенева свое видение художественного мира Пушкина и безоговорочное приятие пушкинского "классического чувства меры и гармонии" (ХУ, 73). Эту особенность отмечали и современники. Анненков проницательно заметил, что с Пушкиным Тургенева роднит "внутренняя искренность чувства и правда мысли". Некрасов одним из первых назвал Тургенева "поэтом более, чем все русские писатели после Пушкина, взятые

вместе". 06 этом же, но иными словами писал Салтыков-Щедрин после смерти Тургенева.

Вполне естественно, что Тургенев никогда не вступал в полемику с своим великим предшественником, нет в его творчестве и "поэтических диалогов" с ним. В то же время пушкинские реминисценции, аллюзии (характерная примета поэтики тургеневской прозы) выполняли в его текстах самые разные назначения, как правило, структурообразующие. Они служили характеристикой героев: чтение стихов Пушкина Николаем Петровичем Кирсановым в "Отцах и детях";Наталия Петровна Ласунская знала наизусть Пушкина и часто "загадывала" по Пушкину. Одно из упоминаний стихов Пушкина Базаровым, нарочито пародийное ("Кстати, он должно быть, в военной службе служил <...> Помилуй, у него на каждой странице: "на бой, на бой за честь России! - УШ, 325-326) примечательно для характеристики поэта глазами "нигилистов" - шестидесятников.1 Завуалированное присутствие стихотворения Пушкина "Телега жизни" в "Рудине" создавало музыкальный и смысловой фон романа, в известной степени предопределяляя его философскую наполненность и композиционный строй.

Чаще всего Тургенев прибегал к прямому цитированию Пушкина ("Рудин", "Клара Милич (После смерти)", "Стихотворения в прозе" и др.). Одна из самых "пушкинских"по обилию цитат и их многофункциональной роли в поэтике - повесть "Затишье" (изданнд^во французском переводе под названием "Antchar" с прозаическим переводом стихотворения, выполненным Тургеневым и Л.Виардо).2 Здесь трижды цитируется "Анчар", используется стихотворение "Кто знает край, где небо блещет..." и "маленькая трагедия", "Каменный гость".

1 Источником подобного "прочтения" Пушкина, как правило, называется отзыв Н.Успенского, который в одно из посещений Тургенева в Париже в 1861 году "счел долгом бранить Пушкина, уверяя, что Пушкин во всех своих стихотворениях только и делал, что кричал: "на бой, на бой за святую Русь" (1У, 182). Можно назвать и другой. С суждением Базарова и Н.Успенского перекликались и некрасовские строки: "Иди в огонь за честь отчизны..." ("Поэт и гражданин'^ Ощутима здесь и контаминация стихотворных строк как из "Поэта и гражданина", так и из пушкинских "Бородинской годовщины", "Клеветникам России" и даже "Полтавы".

2 Интерес литературоведов к теме перекличек и аналогий у Пушкина и Тургенева отмечен.; в статье: Мостовская H.H. "Пушкинское" в творчестве Тургенева^сская литература. 1997. № 1. С.28-37.

"Анчар" - самое метафорическое стихотворение Пушкина, которое можно понимать очень широко: и как символ неизбежности и закономерности зла живой природы, и как власть человека над человеком, и как проблему, точнее символ трагичности судьбы.1

Тургенев по-своему интерпретирует это стихотворение и в этом следует пушкинской воле: не затушевывать и не ограничивать художественного смысла его творения. По глубокой значимости, которую оно несет в повествовани�