автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Идеи новоанглийского трансцендентализма в американской поэзии XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идеи новоанглийского трансцендентализма в американской поэзии XIX века"
Тбилисский ордена Трудового Красного знамени государственный университет имени И. Джа-вахипиилн
на правах рукописи
ЛучинскиЯ Юрий "Викторович
ИДЕЕ НОВОАШШОГО ТРЖРРВШЗНА В АШКШОИ 003203 XIX БЕКА
¡0.01.05 - Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата Филологических наук
Тбилиси - 19 90
Раэота и,шо.нюна т кзЗедро »¿груо'ц :.ю£ лхтсрчту^: "уланского Iй,! .^х^ст^ониото угипорептета
1ыуч!»цЦ руководитель - кандг.длг ¿шшэшлекях. мук, , ¡оц<ыт
Куогу л.л.^изопск»;;
(Хсицпалышо ошюнанти:
Доктор фшюдогачоокшс наук,, профессор Тбилисского государственного ушшсрсптета ям. И.^'авахшзшш. Орлопская Н.К.
Кащпдат цшюлолгсесхнх наук, доцент Топлмссксга госиедяиститу-тй. иностранна языков им. ИДавчапгдое Го^олашкли К.II.
Ведущая организация - Тбилисский Х'сеударствешшй пединститут им, Сулхан-Саба Оро'алиани
защита состоятся "13" декаоря 1990 г. в 14 часоп па заседании специализированного совета Д.057.03.18 но присуждению-ученой степени кандидата филологических наук в Тбилисском ордена Трудового Красного знамени государственном университете им. И.Д^авахишзшш /380028, г .Тбилиси, пр. ИДавчавадзе 36, кори. У, иуд.48/.
С диссертации!! моыго ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан 1990 г.
.У секретарь Специатазщгс -.шлого совета, кеиядагу? ч&эсио ичэскцп ноук, доцент
Дгшггатриитили Р.Л
01 а »'л ул 'л:сгр; ;а). м л гдожтл; и а ;
' Актуальность 1юсдс;гущ.1ои теш. Романтизм занимает особое пссго с потери:; ;'ор:шровапш американской национально:" 1сульту-рп. В рамках этого едолного и ¡'логоойразпого явления в сореди-ио гридцатнх годов прогиюго столетня выделяется своеобразное направление в романтическом двнлотш Новой Англии, получ:шшоэ пага.юнопанпе американского /шш новоанллийского/ ТранСЦеНДвНТа-
ЛИЗМа.
1Сак орг .шзованное течение трансцендентализм представлял собой группу новоаиглилских интеллектуалов и религиозкнх деятелен, объединив;,шкея вокруг "Трансцендонтатастского клуба". Расцвет этого движения бнл обусловлен радом причин социально-экономического и культорологического характера и пришелсл на период с 1836 по 1865 года. В дальне;;™» творческая активность трансцендснталу.стоз вдет на убыль, но продолжается активное воздействие на американскую культуру комплекса вдби, предложенных и разработанных в трудах представителей этого течения /в первую очередь Эмерсона и Торо/.
Трансцендентализм, ш наиболее пнлософски и этически ориен- • тированное напрашшше в американском романтизма, привлекает к себе пристальное внимание как советского, тая и зарубачгюго литературоведения.
Искусству шзоапглш!ского тракоцевденгализма, ого соцпаль-кшл, Грилосо.Х'ОКЕг,!, эстетическим аспектам, творческим бногра'иж виднейших его представителей посвяшо!£а работа ГиЯ.Засурс'етго, И.А.Камккна, Т.//.'орозово:!, Н.Л.Саыяхвалова, М.И.ЕореневоК, й.В.Хова^ева, Л.И.Сз-зрзва, Т.Н.Зенодпктозо?., Э.5.0с::яовой,
П.Е.Покровского, Е.И.Зиковой, С.Д.Паплпчко к других. В основном эй исследовании направлены на изучение различных аспектов прозаического творчества трапсдснденталистов, анализу их эстетических и ииосойскнх воззрений, II только некоторые из них /Бенвдаастова, Зверев, Павличко/ осцвдаютсм к проблеме поэтического творчества отдельных продставитолей этого течении.
В западном литературоведении среда исследовании, посвященных рассмотрению данной проблемы, следует отметить труда таких литоратуроводов как Ф.О.Маттисен, Р.X.Пирс, Х.Х.Ваггонер, ГДл-лан, Р.Лсселцяо, Э.Фассел, Л.Быоэлл, Ш.Аццо, П.Боллер, П.Миллер, А.Винтере, Р.Иодер и ряда'других, которые с разных позиций анализируют и трактуют поэтическое наследие трансцеццен-таядстов.
Опираясь на достижения' советского и зарубежного литературоведения в изучении ковоанглиИского трансцендентализма, в настояхце" диссертации выдвигается проблема, ранее но рассматривавшаяся а отечественной американистике, - становле1ша и формирование поэзии американского трансцендентализма в процесса создания национальной американской поэзии, а такие воздействие aro идей на дальнейшее развитие американской Поэзии второй половши XIX зека.
О а то i i целью в диссертации исследуется поэзия таких пред-. ставдаолей трансцевдакталистского двиденил как Р.У.Эмерсон, Г.Д.Торо к Д.Бара. Отмаэтш, что поэтические системы Генри Topo л Дкоиса Вори paiíea не акшшзщювались в советском литара-■гуроиаде'чга и шло научены в западной критике.
Poa.4aiti5viiiie (Тцдосо.£ских, астатических, этических идей транс^ щшодгсгуюат v поэтической практики его представителей на
глыгаишеэ развитие апертсанско;> поэзии прослдаситотсл р днс-зиташш на иаториачо творчества таких крупнаПших поэтов го[ю.; половили проИПОХ'О отология кздс Эг.сшг Дшпшсон л Уолт птмоп, поэзия которях условно обозначается кис посттранстщч-ента»шстская.
Научная новизна нсследопангм заключается с том, что в ном порвио ратют^таотсл поэзия американского траисцо11Дшгга?шз~ а, как ол:ш нз основополагающие зталов в развитии национально .оэтнчсскон традщни С1Л А как явлошм апарлкаискоЛ.тгулйтурп, 'казавгаво болыюэ влшпвш на дальнейшее развитие американской
Ю031М.
Впервые в советском литературоведении изучаются поэтпчпе-:по системы Г.Торо и Д.Зеря - поэтов, внесших свол вклад в Зормпрованга национального поэтического мшвдшши.
Цели и задачи настоящего доследования состоят п топ, чтойи, фоаналпзировав поэтическое наследие Р.У.Эморсока-, Г.Д.Торо и {.Вари, определить и наделить градации, на которые опирались гралсцендснталкстн, обосновывая ооювпыо лрлшрщн овоси япго-игаоской и хулозвоякишой практики, ттсгвпь роль треиеггидбн-галпзма в история становления пнориканской поэзии, показать эзащиоотношетш мадцу у'ашосо^скш:;:, оототпческигд, эТ1Поги».;ц,;»1 поло7;ошга,'.и трансцендентализма и да поятпчоскоИ рорли.тлпгь'., подчеркнуть напионалытй характер ооздаваог-оП тралсцонцгли -тэтами поэгичоско»! традиции, а такг.о вч:Ш7'< те аспо;'ТУ птг чзского и художественного мшалепия транспеи ¡пнтагастоп, "лто-рыа оказали воздействий на становление пои а ¡и Уолта Утг'лкл л Эмпли Дтишсон.
Анги.лз указанных проблем покажет, как ш полагаем, глубже понять значение трансцендентализма в сторнировании .национальной культурно.! традиции к определить степень плодотворности <■то-со/уских, эстетических и поэтических концепций, предложенных-эгиг! учешем.
В работе критически шреосшслопи труди зарубежных литера-ту1юввдов по этой теме, проанализированы основные концепции художественного творчества новошшлийсдого трансцендентализма и исследования, посзящшшые общим проблемам развития американской'поэзии в XIX-XX веках, монографии и статьи но творчеству Ьмерсона, Topo, Дикинсон, Уитмена ц Вари, выполненные б СССР и за рубежом.
Методологической и теоретической.базой настоящей диссертации являются принципы исторического и.диалектического материализма, достижения современной теории и истории литературы. В работ з используются историко-литературный и типологический метода анализа»
Научно-практическое значение выполненной работы заключается ь том, что содержащийся в диссертации обширный фактический материал по лоозии Эмерсона, Topo, Вари, Дикшюон и Уитмена, результаты с^шшта'шю-сопосгавитольного и типологического анализа их •ноитгчвгаш систем, эстетических, этических и философских аспектов их творчества могут быть использованы в курсах леющУ и учебннх пособиях по истории американской литературы, по теории литература, а таксе при чтении спецкурсов и проведение cewupim по проблемам av.uпшсанского романтизма и, в частном^,' .мовопнглииского трансцаццонтализма.
Апробация. Осношшв положения и результат» днссорташш бкта гзложонн в докладах на всесоюзных конференциях по проблемам агло-шкапнстшш на лакулътате ;курнаяистики МГУ /ноябрь 1985, декабрь "956, декабрь 1968/. Диссертация била.обсуздопа на засодлшгях «афедрн зарубежной литературы Кубанского государственного университета и на заседают кайзддры истории зарубеетшх литератур факультета зааадно-евроиет.сгагх языков и литературы Тбилисского эоцена Трудового Красного знамени государственного университета а.;. П.Д^авахишвцли /12 апреля 1990 г./. '
Структура работы. Диссертация состоит-яз введения,. двух глатз 'первая глава подразделяется на пять подглав, вторая - на дзе/, заключения и списка основной использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается выбор теш, формулируются задачи «¡следования, отмечается научная новизна диссертации, дается фаткий обзор отечественной и зарубелшой литературы,_ поспшцонноЛ фоблемам, рассматривавшим в диссертации.
Первая глава - "Формирование поэзии американского трансцендентализма" - состоит из пятя подглав, из которых первый две носвч-ценк рассмотрению генезиса этого течения и анализу яог/лийС'-оЛ георхш трансцендентализма, а последующа три - исследованию поэтических систем Р»У.Эмерсона, Г.Д.Торо к Дж.Верп, наиболее интересных поэтов-трансцавденталнотов. Учение трЛноцзидснггишзг.я знграло "в становления американской культуры роль огсонную, й я • некоторых отношения« решвщую - по сути дела, роль клтолгз^торз?*
'-Бенедиктова Т.Д. Поэтическое искусство №А, современность и традиция. Издательство "сскоаского угшверсатчта, ГЭбб. С,В.
ri I
Ново;''глппсгаш траисцпндапта.'шзм представлял coooà паибол' пилосоvckh, эстетически н этически разработанное направленно ] шлоошсэдском роман ¡'пчоском течении. Истоками '.о^шрошипи поэтической и художественной практики трацецилдепта'шегов /Омеро< Toi», Вори/ явился ряд шпяосо.'Осш-эстотнчоскпх, религпозннх и художественных иистем, на достижении п опыт которпх опирался трансцендентализм, вырабатывая собственные щшюсоЛско-эстоти-чискии и этические принципы, реализуешь в поэтическом творче ве его представителен.
Особенно следует отметить новоши'лцаекую ролигпозно-Гашосо! скую традицию, представленную пуританством /кальвинизмом/ н унптариапством. Формально спор унитаопанства с кальвинизмом и по религиозным ц теософским проблемам, но на самом деле решал пощюс о положении человека в мироздании. Уннтариалство /особ по в трудах и проповедях У.ЭЛашшнга, представлявшего "новую волну" религиозного ьшьшешш в Повои Англии/ либерализовало кальвшшетошш догматы, про,доставив человеку свободу выбора в ностажошш 1лга, ибо оно как и Просвещение опиралось на тезис о пр^хдашх правах человека в мире.
ПоидоМстшм идеИ унигарнаиства объясняется;, ншшчие в трап цоидш читано четко вирачениого этического аспекта, освободив 1юго от трпдштонного теологического наполнения и перенесенпо н !-.ji.-uii;..-tyaiibi"yio практику человека, стремящегося к самосоверш осной-яи.*) черва '¿■р.'.шсцавдвнта'шс'ГыкШ тозно о романтическом г,шш и рлз^тасю'^ачнуи Эмерсоном теорию "доверия к себе".
BiVi.y'p чдчь н чс {шрошнш« » рнсцендентачизма сыграл наопл
... <
vot-.it j!U, ш>иъш-л "ы'оьма уудублч идч'онопскум доктрину, довел до чалечтчоо!: п о'-у ,omu» л .старался все абстрактное
и
идеальное, что б:мо у Платона, перевести на язгас.интимного 01т,г— ■щешш значимости лпбо;;,.'платоновской гдтогорш" \
Трансцендентализм предложи в своей художественной практике своеобразное развитие нзоплатоннчоских когашпднн,-которие лос-пршппалпсь им как непосредственно'через труди неоплатоников, так и опосредовано - через работы представителей неишщого классического идеализма /Кант, ¡¡йллийт/, .шпчшЦскотЬ ротттлзма /Колрид:", Вордсворт, Карле 5'л/, через творчество английских--поотов-гзота'инздков /Воген, Герборт/, идеи лидера унитарная У.ЗЛаинпнга. К идеям неоплатоников,' наведших отражение в поэзтх трансценденталистов следует отнести идею о мировой душе /Сверх- • . душа, согласно трансцендситалпстскому учешт, которая выдавалась вместо кальвинистской категории'Бога/, длоемирии /"л" -"не-я"/, теорию любви как эротического пути познанпя, которая в соединении с ццеей нравственного саносокершансть-йво/птя приводила трансценденталистов к пониманию постижения идеальней красоты шра /категория красоты, в свою очередь, в эстетика трансцендентализма ставилась в зависимость от категорий истины • и блага, образуя своеобразную триаду/, я некоторые другие.
Неоплатонизм, а также идеи Сведенборга и английских поман-тиков нашли.свое отралонпэ и п разработанной в трансцендентализме теории символов /эссе:Зморсона "Природа", "Поэт", "Круги"/, в которой устанавливается корреляция мш:ду'ягн;;:ом а природой, и которая помогла трансцводвпташтстам преодолеть пуританскую аллегоричность !,имения и прийти к штаТоричгюотп поэтического выраяения. ■ ' '' * -
гЛосез А.Ф, Эстетика Возрождения. К., 1978» 0,71»
Связь XjM0K6CVB9HI10lÍ /ПСЭТИЧОСКЭЙ/ II цЛШОСОЙСКОй Практики . трансцендзнталнстов с немецкими идеалистическими философскими сиса-еглаыи /Кант, Шеллинг/ видятся нам в том, что в трапецоидои-талазмо нашг.1 отралешш определенные идеи унлосопцц пришит Шиллинга, пшЛ'и'ишгнанскоо понимание ^до.т.оствемюго творчества как акта, способного снять противоречие традшдонного идеага-стнчосксго лро'.швостошлщ "я" и "по-я", а так моральный иг.ше-ратив !Санта,' ставши!! дополнительным подтверждением наличия. нрав отвешого начала в человеческой душе. "Моральное кредо Канта, лишенное традиционного теологического обрамлшшя, било такяв необычайно притягательно дая тех, кто всеми силами стремился освободиться от пуританской традиции, не отказываясь при итом от ео морального .импульса".*
Обосновывая свое понимание нравственного закона в поэтичеок /или любом ином/ виде творчества, трансцендентализм обратился не только к этика Канта, но и к опыту восточных философских учений /сыгравших выулую роль в поэтической теории и практике омерсона, 'Jopo и некоторых других првдставит&тей,новоанглийско-i'o трансцендентализма/. Topo подчеркивал, что "восприятие красота - это тест ка г,юральи.^
ИовоанглиИссй. трансцендентализм явил собой процесс поиска Формирования пшософскоЧ, эстетической и литературной традиции, кот ая до.х.;.»ю бкла лечь в основу национальной американской культуры /л национальной поэзии, в частности/. Отсутствие на-ц-опильпо-! истории, уходизыеИ корнями в вековиэ традиции, поста агло норвд jan.', олоануа задачу. Эта задача осложнялась ещо и
амбивалаотиосгью.поз^щт:, в которой находились -—■■» ".....»;"1 1 ■ " i»...... .........
' ''áollop Аиех4сап TranscandentaUsa. 1830-1360. N.Y.,1374.
•'i'lití V.;m tia^c оГ 'I.í.Tfcoraan. uoetou, 1906. V.X. 0.125.
^оршсянпл как нация, говсрщая па английском языке и одновременно но бить англичанами. Лчорчкгляго не т'01ли о ггл-¡атьоя о'/ от'ллпского языка носпотрт ка ап?логоб1!п, агори-иш.г/ш тфатура но пшла возгкетюстп отр'гцать худсоотконны!: 1пмт I. сксгпра, Ит.льтопа, Вордспорта пчп англиПскп-г мотг.''>пзн-юп ХУ11 нота.
Вниг-ачпс тршодон,поптал!1стоп а ло&ткчоскои чролтпсо ап-'лп^скпх поотоач1бталтй:гтз било определена, на пей взгдад, юошклятрг^ь поеледнгкиг ргцр подозсеяпй неоплатонизме, п тахг.о ¡ходннга ."скан.шгл! п области создания с:шлолнчносгн п мота-ор;гчиостк поэтического языка.
Обращение трэнсцзцдэмталлстоп к труда;.; апг-тпГгстсгс; романтиков 'Колрид;:, Зс^дсзорт, Калокль/ вполне объяснимо, так кп:с транс-(енденталазм сан являлся составной частью рекзнтглоского дяи-5вппя, которое, по аист» профессора Ковалева ».В., прзясга^дл-;т собой "сло'отую идеологическую систему, охват! юапин/г; почти поп зтороны человеческого сознания и проягашщтп'СоЯя во псох о-п-}вх духовной зш общества?*
.Естественно, что з творчестве трансцекаентаттстов и ромами-сов рассматрявшотся сходнее эегагичзокло и *«лосо?сшо г*тегс-сии /вообрадвипе, роу-аятическпЯ п*аал, природа, дрп, гв:гоЛ п цругдо/, однако трансиопденсадизм, на оонспо оданонга пт?п:;сп:х а эстетических качая вводил ¡гравствешил аспект и сссгдвлт.тстп дггнешю1 /а следовательно и Поотачоско!'/ пракгпог/, и г.;<т1-
•
пул тезис о потенциальной хчкгоальггости, затсчопта;: и «согсвоческой личности, что явллосл ля'эцлтчзт'гл',: г,ояг:яка творческого процесса и о<!осиопт:а-чтось п ¿пкгряпв "допврл'г к <•:<••:".
'Ро:лачт;:чсс1:иа тргдашя дЧгвраттзг» УЛ. пот'Л
«егггость. а!.. 1££2. С.ЗЗ.
üooOuii акцопт в первой лдаве долает'ся на обработка vpanc-мвцнош'&шо?оа к ornríy орлаяташстских сшосаГ<иа>-реднг.'юзш1х концшидай, «олучцвшк своеобразное преломление в псэтачсС1:ог! и ' ^илосо 'ско.и творчества .^ацмговдвйтшекл'овcuy;,¿на альтернативой в иорьбо с пуританской традицией в üoboü Англии, a raic:;a . помогали преодолеть ов^хшоцентричпость шшгсшт ашзргасаискоГ. культуры, |/орш;руя ужвурсалыш!; подаод к проблеме культурного наследия. Сближение позиции трансцовдопталнстов п восточных Длиосо.'ли. существовало и в трактовке'iuoanjiUiyaabHoго сознания в соотнесший со всообщиш законами. существования вселенной.
Поэтическое творчество трансцевдента/шетов /Эмерсона, Topo н Берн/, анализируемое в последних трех подглавах первой главы диссертации, обнаружило тенденцию к созданию ¡дихосоцюко-меди-тативной лирики, в которой интенсивный поиск эстетического и итического идеала, постановка и решение сложных онтологических •проблем сочетались с экспериментом в области ¿юрш,'хотя определенных иорг.^адьних задач они перед собой не ставили. Американский литературовед Т.Аллеи несколько категорично утварздал, что "трансцеддентацисты бита фыосод'шш, однако сегодня они ватт не столько п фил о с »¿с ко м' план о, сколько в плане поэзии, которую о1ш создавши жля вошкэделия своей философии",*
Вц\;ьшд аспектом сформирования поэтической практики трапецен-дштьшегов стали поэтачвекая теория, разработанная Р,У,Эмерсоном в эссе "природа",, "íIoot", "Круги" /подробно рассматршаемие во uvopciú водглааа/ и предопределившая не только развитие ■ ••■-ucicHanuuvifa.ffiOTCKoí; поэзии, но и эволюцию национальной амори-
IUUCK;)» П^ъаЯН.
1 Alli,ii. 5.1 f. Aiairican Prosody. ГЛ., 195;>. 0,1Э2-*12Ь.
В поэтической таор:;и трансцгщ'.снт.^пип'а имерсоп' очорт.нл ;руг онтсдоШчаскшс ироилвм, гссги^ш г,о .ут ставдгьсл' ц ое..ать-:я в поэтической таорчостве;. определил покг/ган •■•ютотпчосг.ого 1 этического идеалов; настаивал па нравственном начале ;удо-¿еставшюго творчества; разработав /.пглектпчяс'т.;, метод иозна-шя битпя как процесса оесконвчлого прпблн емшг к идеалу /¡¡стп-' 1в/, что приводит к силинеш-ю познающего субъекта к объекту юстш,сепия п приподнимает ею до идеала, к которое он стремит-!я; предложит теорию символов /легшую в основу' поэтической прак-'икк. поэтов-трансценденталнстов/, сделав акцепт на'их многознач-¡ость ц подвижность; установил в своей концепции языка корре-нцию объективного и субъективного шра /олова - отражение риродного начала, а язык выступает в качестве ушшоРоа71ЫЮ1!о ода к криптограмме символов внешнего тра/.
Говоря о вневременной сущности поэтическоА языка,' Эмерсон говаривает свор понимание категория времени. 'Гак, рассматривая эссе "Поэт" категории времени и формы, он пришел к заключению, го "мысль и форма равны во времени, но "мысль предшествует о орме
т , . . -
генезисе". По Эмерсону, поэзия /вечная идея/ различным образом ^трестируется в различные эпохи, и потому язык есть отражение ¡пцесгаования. определенного социума в определенном временном историческом контекста. •
Эмерсон такие определили понятие трансценденталиотского поэ-1, объединившего в себе соботвенцо поэта, философа и пророка; гварг концепцию "искусства для искусства", полагая, что поэзия )лкна слуйить в качестве фактора, объединяющего людей, обра-цпш "я" к "на-я" - своеобразного ком!,!уткат!Шного акта, в ко-|ром поэт выступает в качестве посро,,уп;т ыегуо' внеинпм и
ГЬе Сошр1е^е Уогкв о£ ЯИ/.Ыиегеоп. ВопСоп,1905. 7.111. С.9.
и внутро.гн:; ''носили. J,mi поэтического творчества Эпорсои опре-.'.¡¡/•.лл гп::;мат содердаши: по огшюп;;» к Торг.',о вира,сепия /мпсль оьрделчет стиукууру и iJopi.iy лозт:гчос::ого текста - знаменитый "r.oter-mcbcing argument", которн;: по MiieiEM американского литера 7уро;к?да-.-}. 1<аесола, стал оснсвополагаск.рш >-..'иi ионлмякдо развп-iin амсрнкыюкоЛ пооззш в целой; ''lor? дальше развивается амори-капо/сам но: зля, чем более сладго.!; она становится, том труднее .4.-1 ;:с revival литературы. виразчть определить оо теоретическое обосиозашт, i: тем ясноя стапсвитсг', что HiicpconoBCKoe опро-дпчешю лооз;п1 не только самое яучмое, no и единственно воз-гло.-'ное"1/.
I'lobavojiOTDo тра;1Сцедт<еитал5.л'Ской поэзии заключалось в открытии nonisr возможностей в предмете изображения, которым для трансцендвпталлстоЕ стала универсальная человеческая личность, сиоосдная в реализации своих потенций и независимая от сощгаш но—экономических, расовых и религиозных факторов, - самоценно* "я".
Анализ лсбягчэсклх систем крупнейшее поэтов-трачецеадента-лнетоз доказан, что^гранеценцектатастская поэзия в лице Эмерсона подтвердила плодотворность рассмотрения человека в сопоставлении aro с природой /лр1гче:.1, если для пуритан природа выступала в большой отпеки в качестве враждебной силы, то
тронсцэндаЕтаяистов природа /на-я/ выступала з качестве объекта оачопозначит ^пгдияидуального "«"/• Topo в своем поо-ткчоскол творчестве установил зависимость цггду госприятием npr,po„<o¿ ¡i дуговаш* и правотво'яагм опытоп четоветвеко;" личюе-VI' '/л|ч*®ствокыов сачосов&]к:;ю:отвоэ?.лпв/$ Воэзяя Тпхьт-ил Гзпра
diesel Ь. r,acíf!»r За 3emabSíAnarioau íiacer, Ketaohcr, Met:
апышта /и дписо тицц:: пи рисс:ги'. av wc¡: ю.л^у.Уло, л -г-., око к зпостаиленнп с рса'пшащм.. ноа'лпыско» •íqoivmí litonooitn/ склонюсь к пасч-оралыгсй по cma?ui; n /;х>нс Верп изогни л caooli ззеии путь познання человеческого "я" н ul'o дин^он/п к о.а<у-:яо с bhciuim началом /joi1, Cíiq:>:;-ivp..c./, croooóiw.'üu нродвос-iTim драму ипдипцчугш.пого сознания в ачерпглно-ом обществе.
Трапецоида ^алнеты утыордгиш в амсрн::'лнс.:о!1 поэзии шглид а поэтическое творчество не просто кгк на самсвираг-ониа зорца стихотворных ¿оргл, но как па .послание, кзк на компуо:-зтпшшй акт ма~эду дупои й вномшм гшром, про. гдолагалцгм ззагплпум эръелящго духовных, нравственных законов "п" с унчверсалыпт-а законами существования "не-я", огре-дащиш манп^естацнп .гсшей цдеи. Это послание носит оттенок романтической ciioitthí-jctk, но эта спонтанность предопределяется внутренним опитом
звязанным с нравственным самосовершенствованием/ созидающе!;
• »
ичности»
Трансцендентаэшсгн сформировали в американской поэзии радицию философско-мздитативной лирики, которая в их поэти-jс кой практика /варьирующейся в зависимости от личности поэта/ ' з.ряду с эмблематичностыо /символичностью/ поэтического выра-эния обнаружила тенденции к краткости и афористичности изло-знпя рассматриваемой .иди решаемой проблекды онтологического зрактера, ориентацию на создание сравнительно короткого зэтического текста /для которого характерно отсутствие внеы-ííi запш/ятелыюсти, Лабульности; практически исключается збовнан или политическая лирика, за исключением небольшого шгчества стихотворений Эмерсона/, стремление к сблл-сешю зэшчоскоМ и прозаической речи, к введении в стихотворную инь поэтического произведения предметов повседневного
oón::o.ta, эло "сито" рс.уговэ;р.*]о:>• речи, ¿'капских реалий, пвс?.-jiOi vonoii :¡-.;ir.u.' 'ОсосЗуа роль в поэзии трдшсцоидепталистов ааш-■ г.ает использование приемов ораторское речи /получивмое дадь-iie;i;. cu рг.гзч itiio в -поэзпг 'Уитмена, Сэидборга/, а тшс.:о тохшпщ "к.чтаюга", kotoi^h о усно/ом использовали как сали- трансцеидол га-шсти в cuoo;i по./гячсскоа практика, так и Эмили ;гдкинсон и Уолт /нтгон, а-татсио.паеты .'£Х отология от Сэндберга до Гкнс-иерта, чтл объясняется определенной депокргтгшостио "каталога" , позволяющего вт^точать в структуру стпхотяорення рязнопла-иопцо эло::с1гтн, в'-iCTjX'-.nan их в типолопгчеекп! рад..
D (•■ормапыюм шкию трансцвиденталнсти попользовали различ-' nue стпхотворнцс .Тюрмп - от твердых 'Тори стиха /Например, Верп, оторыП плодотворно разрабатывал <;>оргду кекспировского сонета в аме/яжанской поэзии nporuoi'o века/ до верлибра, к создают • которого вплотную подошли я своей поэтического творчестве Topo и Эпорсон, предопределил .тем самим появление феномена Уолта Уитмена в поэзии G0Ü..
В диссертации подчеркиваа^ся Ьлтимпстичность мировосприятия в трансценденталистскоп поэзии /несколько.особняком в этом плане стоит поэзия Д"онса Верп с ее эсхатологическими и апокалип-тпчоезшми 1,ютивами/, в которой реализуются идеи теория "доверия к себе" и теории "компенсации", предаоз;;елнне Эмерсоном.
Гстеогпешю, что анализируете в лервоЛ главе диссертации ноэг.тческйе системы Эмерсона, Topo и Вари имели неоднозначную цапрааленшеть, что било связано как с личностями этих по это л, .гак и Ь разнообразной интерпретацией основных пололе-
ippancueif-eKTOïTOTOKoro учения /например» шсгпческая оркен-. тгиим по»?пп Пери по-сгоому логично вутекрдэ! из тракспеэдси-
те i
ajiucrcKoii доктрчнп/.
Сравнение поэтических систем smix постов показало ^олыта лодотпорп;;сть б творческом отноисппи noiy.nní Омерсона н 'Горю необходимо отметить, что поэзия д цгол únupcoiin оказали онре-' олеинов воздействие на ."opnui.« лишне ноозтс Topo 11 Верп, хотя уществовала л некоторая обратная связь в атом воздействии/, бо их творчество в значительной море определило стапошюнне развитие поэзгш Уитмена и .Ццкшгсоп. Путь поэтического раз-ития, предло.-:;ешшД Д.;онсом Верк оказал меньшее воздействие а американскую поэзшо прошюго века, х^.тя п ооларут:il/i некото-ое типологическое сходство с определенными аспектами поэтнческо-о мышления Уитмена /акцент на проу'ютичнооть реализуемого "я"/ напел своего последователя в лице Ф.Такергана /полузабитого оэта прошлого столетия/, а также мо.чет бить тппологнчоскн оотнесен с искашшми поэтов 60-70-х годов мйшинего столетия Снайдер, Дэтчлер/,
Вторая глава настоящей диссертации "Традиции американского рансцондентализма и дальнейшие пути развития американской поэзии" остоит из двух подглав, посвященных анализу взаимодействия оэтнческих систем Уолта Уитмена и Эмили Дякиисон с траисценден-ализмом, ибо, на наш взгляд, определение степени воздействия рансцонденталиотского комплекса идей на формирование поэти-оского мышения двух крупнейших поэтов Америки позволит глубже :онять преемственность развития американской поэзии, выявить предоленные закономерности этого развития и, в коночном итого, олое точно определить значение влияшш ицей новоанглш!ского рансцецденталпзма в американской поэзии X.IX пока.
Как справо/ушво отмечает советский литературовед АЛ.Ппероя
"... ir, r.-:o" cnoon »:ic:von,cn¡o 7тлш и Дш«:нсои ciiuni :гудо.™лгк
"I, 'J ' 'UP ' -"'.'Iii i;toí. О&УЮСТЬП. Ú.HéCb UCT í'iCTDO VO'IOK СОИ]
KOO'IO".n!;ÍUi: ЧПГ.Т-: VOG О'Ю.ЧГЩ Сильно В 1Ш1ЛШ10 оЦППСОНП, ]Х;"ЯНТ1
чпскос '■■ роо. сл ;п-н:ю, ?;:гстош;с к 'юс-улпости ;?/до;:сс';т.с1щого ' задет-., осг .tjjcseto таорчеспк пскашш, ломав: и;-: пса устоГтпп нродоуаилагл о гран цах поэтического и об облзателышх трчбо-Kur.uK с.эдссопои ;орш".
"Do ji;opo». ivr.ac ,<с'1СС0)>тащп; подробно расет.г.трлъ-штся тонш сопрт.исспепе.т .ч иоотлчос'in систои #пс;шсон и 7nv:;ciia с трапе-цондепталг.згоп. С целкэ когллокспого рассмотрении этой пробла-! !u i! rufcccb тацпн II003JK Унт:юна и ;цшшсон условно. определяет« как 1юсттрансцси,'шнташ1стс1с0е направление а американской поэз] которое'отталкиваясь от идей, предложенных /»илоссунеп и поэзп< трансцендентализма /Сверх-душа, твория"коп1онсацпи", теория "j вергл j: себе", категории "я" - "кс-я", понятия природа, эстетического идеала, роли поота и поэзии, поэтического язтжа и ряда других, акализьрубшх в настоящей работе/, «югла расширить и углубить лациональиро поэтическую традиции.
D гасттрансценденталпстской поэтической траядщт ивсколыа абстрактное грансцендснталистскоэ "я" получает боль:.^ подвижность и конкретность каполнашш, приобретает определенную ин-ягшцуачизащго /что уточняет и несколько ввдоипмзшгат позицию ^моросил, настаставщзго на "дешщиг,ццуалшации "я""/.
Б свое?] творчестве я Уитмен и Дпкннсон подвергают испытан: ПОЭТПЧОГКО0 "я". У Улттюна это "я" приобретает вчеииое двпгсен апрочзЛ'кше ого стремление к-растра; пт поэтической террлтор.
к в-с-з-чи-г.:--« a катвгорйй "я" разнообразии* форм окру^атадей егс
• • j ' ■
. APivu::r.^ieciaiö трэдгда ппорыийазоД asTepaiypn'HX. зека и со
1"ЗМС.'!5.0РТ5-, С.5ГГС.
»Кствктелыюсти, открытость, риторическое кко^ исконно, ..(. *ст:;:и-
13П.
У Элин Ддшшсон дь.сгсшо "л" оОрцопо -.овп/урь, па туини-ю погассошю собствсичо;. сущности, что п спрочелоппои глорс 1уславливавт выбор более ох'раптпюиного материала ?(лд воплощо-[Я пере:а[на1ши индивидуального созпашш, сосредоточенность I внутреннем конпллкте, экономность изобразительны;: средств, шкость, афористичность.
Если для поэзии Уитмена наиболее характерным является- образ роги /как символ внешнего двшонпя "я"/, то »дк поэзии ^дкпн-н в качество такого образа, скорее всего, будот выступать раз дома /как символа обращения к самопознанию/.
Дополняя друг друга, поэтические системы,Уитмена и .¡дашпеон, зх.цая по-своому, отразили специфику становления национального «осознания и мышления, опредашиш новы!; этап в развитии циональной' псэтическо.. традиции, сделав акцепт па большую о сравнении с трансцендентализмом/ индивидуализацию чолове-ской личности, которая продолжала восприниматься в качестве пверсальной категории, и предложив новые формы поэтического ранения.
В заключении на основании проведенного в настоящем исследо-гаш анализа приводятся краткие выводы и резюме, отражающие новнне положения диссертации, и подчеркивается, что комплекс ой, предложенный новоанглиИским трансцендентализмом оказал яылое воздействие на станоплошга и формирование американской этической традиции.' Причем его влияние не ограничивается жаш XIX столетия, а продолка'зт сказаться /в разных ас-£тах в' шдацакавдях/ на развитии поя-згаг С!1А 'Л. тт /Фгост, тело, Робинсон, Ратке, М!лат, Моуъ,ы, г :: .тр./.
Но того дисоортотяи опубликованы слн'улдпо статьи:
1. Поэзия L/тан Лдкшюон и трапспсп .снтплпзм. - 3 сб.: Американская «.•■.и.стка п дчторатура: пповоз..peinte, потод, voupu.
1X5. 1 копись доп. п- inïïîOII Ail СССР ГЙ3357 от 3T.0I.8G г. - 12 с.
'¿. Некоторые аспекты лоэтичоскоП теории Эпорсоиа. - В сб.: Писатель и oJrtGcvjDo в •(Х.'А. :;., ïree. роспись доп. в !ЯГЮП ЛИ CGC .1," ;:54Й5 от 3.06.G6 г. - 18 с.
3. Поэзия ,]',;oitca Оэри и трагюцопденталлзм. - В сб.: Тезисы пауЗ-koI'i ко№'.'орошрп1 "Октябрь п Л1ггпратура СЬА. Влияние ВолшсоЦ Октябрьской рево-сощш на амор-игнекута литературу и мсурналис-тшеу". 24-26 ноября 1987 года. II., Г967.
4. Поэзия Ралпа Уолдо Оперсона. - В сб.: Тезнсм научной конференции "диторйтура и публицистика США". 12-17 декабря 1988 года. И., 1980.
Рот,
КШЖ. Зак. 89. Тир. 100 экз. 14.09.90