автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Идеологи Белого движения в Русском Зарубежье: И.А. Ильин и П.Б. Струве

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Вовк, Алексей Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Идеологи Белого движения в Русском Зарубежье: И.А. Ильин и П.Б. Струве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идеологи Белого движения в Русском Зарубежье: И.А. Ильин и П.Б. Струве"

005008593

ВОВК Алексей Юрьевич

ИДЕОЛОГИ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ: И.А. ИЛЬИН И П.Б. СТРУВЕ

Специальность 07.00.02 -Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 9 ЯНВ 2012

Москва —2011

005008593

Работа выполнена на кафедре новейшей отечественной истории

исторического факультета Московского педагогического государственного университета

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

Киселев Александр Федотович

Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор

Базанов Сергей Николаевич

кандидат исторических наук Гагкуев Руслан Георгиевич

Ведущая организация - Московский городской педагогический университет

Защита состоится «/3_» 2012 года в /¿Г часов на заседании

диссертационного совета Д 212.154.09 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. 322.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Mill У по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан 2011 года

Ученый секретарь х?

диссертационного совета ^ ^^ Симонова Н.В.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Общепризнанным является тот факт, что для решения многих современных проблем российского общества требуется консолидирующая национальная идея. Наличие данной идеологической программы способствует объединению общества, способствует стабильности и прогрессу. В этом отношении не потеряли актуальность взгляды крупнейших российских мыслителей, оказавшихся за пределами своего Отечества. Значительную роль в формировании российской национальной идеи может сыграть наследие таких крупных фигур общественно-политической мысли, как И.А. Ильин и П.Б. Струве.

Творческое наследие И.А. Ильина и П.Б. Струве стало доступно российским исследователям сравнительно недавно. Тем не менее их творчеству уже посвящены многочисленные труды историков, философов, политологов, изданы сборники документов. Совместные усилия ученых различных отраслей гуманитарных наук позволили ввести в научный оборот многие новые документы.

Растущий интерес к работам Ильина и Струве вызван тем, что вопросы, поставленные ими, по-прежнему современны и вызывают острые дискуссии как среди историков, так и политиков.

Умами выдающихся мыслителей России не одно десятилетие владела "русская идея". Значительный вклад в ее пополнение конкретным содержанием внесли Ильин и Струве. Благодаря им "русская идея" не ограничивалась рамками православной традиции, а строилась на основах содружества, соучастия, соборности всего многонационального российского народа. Однако в период своего формирования, "русская идея" не вышла за пределы идейных исканий интеллигенции и не стала общенациональным достоянием. Тем не менее И.А. Ильин и П.Б. Струве в новых условиях попытались возродить идеалы российской духовности, утраченные, по их мнению, в начале XX в.

Востребованность идей мыслителей Русского Зарубежья подтверждает факт создания в современной России Фонда либерального консерватизма. Издания "Русский журнал" и "Эксперт" стали своеобразными центрами по разработке новой либерально-консервативной идеологии. Ныне либеральный консерватизм выдвигается в качестве "актуальной альтернативы революционным и реакционным идеологиям "'. В частности, по мнению политолога и философа A.M. Малера, для государственной идеологии, формирующейся в конце 2000-х гг., характерны черты либерального консерватизма2.

Объектом исследования является творческое наследие П.Б. Струве и И.А. Ильина 1920-х - 1950-х годов, представленное книгами, эссе, публицистикой, частной перепиской.

1 Малер A.M. Либеральный консерватизм - идеология современной России // Русский журнал. 2007,19 октября. http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Liberal-nyj-konservatizm-ideologiya-sovremennoj-Rossii

2 Малер A.M. Идеология состоявшегося государства // Русский журнал. 2009. 14 августа.1 http://www.russ.ru/pole/Ideologiya-sostoyavshegosya-gosudarstva \ %

Предмет исследования - формирование и эволюция общественно-политических взглядов П.Б. Струве и И.А. Ильина в условиях окончания Гражданской войны в России и в Русском Зарубежье.

Хронологические рамки исследования ограничиваются годами пребывания П.Б. Струве (1920 - 1944 гг.) и И.А. Ильина (1922 - 1954 гг.) за рубежом. В этот период их общественно-политические взгляды приобрели цельность и во многом новое содержание, вытекавшее из анализа исторических особенностей развития России и ее перспектив в будущем.

Методологической основой диссертации является принцип историзма. Идеологические позиции и деятельность П.Б. Струве и И.А. Ильина рассматриваются в контексте политической истории Русского Зарубежья В проблемно-хронологической и систематической последовательности.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор проводит комплексное исследование эволюции общественно-политических взглядов П.Б. Струве и И.А. Ильина, выявляет их особенности, характерные черты, самобытные оценки исторической судьбы народов России, сути демократии, поиски возможных путей преодоления бездуховности и безнравственности, в качестве главного фактора кризиса современного общества. Диссертационное исследование опирается на обширный комплекс источников, часть которых вводится в научный оборот впервые. Диссертация позволяет существенно восполнить пробел в историографии Русского Зарубежья. Она дает возможность современным исследователям детально представить картину идейно-политических дискуссий, полемики о перспективах развития России.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе на гуманитарных факультетах вузов и дальнейших исследованиях по истории России и философского наследия русской эмиграции. Результаты исследования могут быть востребованы в прогностических исследованиях и моделировании развития России в XXI в., в особенности в отношении разработки социально-политических и идеологических концепций.

Цели и задачи исследования - изучить в контексте истории политической эмиграции 1920-1930-х гг. эволюцию идейно-политических взглядов двух выдающихся русских философов как выразителей идеологии Белого движения в Русском Зарубежье.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- Рассмотреть взгляды П.Б. Струве и И.А. Ильина на проблемы истории России, а также особенности революции 1917 г.

- Выявить характерные особенности в понимании и толковании П.Б. Струве и И.А. Ильиным Белого движения как самостоятельной духовной традиции.

- Проанализировать влияние идеологических противоречий в Белом движении после Гражданской войны на эволюцию политических взглядов П.Б. Струве и И.А. Ильина.

- Выявить основные области критики П.Б. Струве и И.А. Ильиным большевистской идеологии.

- Изучение взглядов П.Б. Струве и И.А. Ильина не только на причины, характер и последствия революции 1917 г., но и на определение путей будущего развития России, укрепление государственности с опорой на демократические традиции, возрождение духовности как одной из сфер единства многонациональной страны, социальной политики.

Характеристика источников. Источниковую базу исследования составляет творческое наследие П.Б. Струве и И.А. Ильина. В первую очередь это работы, в которых изучаются проблемы революции, истоков и сути большевизма, Белого движения и прогнозирования путей развития России3.

Вторую группу источников составили публикации документов по проблемам идеологического противостояния в русской эмиграции. Данные сборники содержат разнообразный фактический материал и позволяют воссоздать картину общественно-политической жизни Зарубежья4.

Третью группу источников составили материалы эмигрантской печати из фондов Российской Государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Государственного архива Российской Федерации и Дома Русского зарубежья (библиотека-фонд "Русское Зарубежье"), а также сборники с материалами эмигрантской прессы: "Русская эмиграция в борьбе с большевизмом" и "Публицистика русского зарубежья (1920 - 1945)". В диссертации использованы материалы газет и журналов "Борьба за Россию", "Вестник Русского Национального Комитета", «Возрождение», "Военный журналист", "Мосты", "Наше слово", «Общее дело», «Последние новости», «Россия», «Россия и славянство», «Руль», «Русская мысль», «Русский колокол», материалы Русского телеграфного агентства и бюро печати в Праге (Руссунион).

В работе использовались материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). В фонде 5776 учебной коллегии при комитете по обеспечению образования русских студентов в Чехословацкой республике сосредоточены документы, касающиеся деятельности П.Б. Струве в Русском юридическом институте. В фонде 5783 хранится переписка Струве с ученым и общественным деятелем К.И. Зайцевым, в фонде 5826 переписка Струве с

3 Работы П.Б. Струве "Государственность и культура"; "Итоги и существо коммунистического хозяйства"; "Историко-полигические заметки о современности"; "Материнское лоно и героическая воля"; "Подлинный смысл и необходимый конец большевистского коммунизма: по поводу смерти Ленина"; "Познание революции и возрождение духа"; "Прошлое, настоящее, будущее. Мысли о национальном возрождении России"; "Размышления о русской революции"; "Россия"; "Штурм небес".

Работы И.А. Ильина: "Большевизм и кризис современного правосознания"; "Государственный смысл Белой армии"; "Идея Корнилова"; "Кризис безбожия"; "Наши задачи"; "О монархии и республике"; "Проблема современного правосознания"; "О сопротивлении злу силою"; ."Основные задачи правоведения в России"; "Основы борьбы за национальную Россию"; "Основы христианской культуры"; "Письма о фашизме"; "Творческая идея нашего будущего"; "Что такое демократия?"; "Яд. Дух и сущность большевизма".

4

Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940 гг., документы и материалы. М.: Владос, 1999; Русская военная эмиграция 20-х-40-х годов: документы и материалы в 5 т. М.: РГТУ, 1998-2010.

председателем РОВС генералом А.П. Кутеповым. В фонде 5868 переписка Струве с общественным деятелем А.И. Гучковым, посвященная вопросам борьбы с советской властью. В личном фонде П.Б. Струве (5912) содержится его переписка с командующим Русской армией и председателем РОВС генералом П.Н. Врангелем о событиях Гражданской войны и жизни бывших белых солдат за границей. В фонде 5955 сосредоточена переписка Струве с помощником Врангеля, H.H. Чебышевым. В фонде 5974 можно найти переписку Струве с общественным деятелем В.В. Шульгиным, в которой затрагиваются вопросы общественно-политической жизни Зарубежья и их освещения в печати.

Переписка Струве с П.Н. Врангелем, Д.Д. Гримом, К.И. Зайцевым, И.А. Ильиным, Д.С. Мережковским, Г.П. Струве, Н.В. Устряловым, C.JI. Франком, H.H. Чебышевым. Переписка И.А. Ильина с П.Н. Врангелем, П.Б. Струве, И.С. Шмелевым содержит разнообразный материал о политической жизни эмиграции, идейной борьбы в эмигрантской среде. Следует учитывать недостатки частной переписки, которые заключаются в субъективном характере данного источника.

В работе использовались материалы из фондов Дома Русского Зарубежья (Библиотека-фонд Русского Зарубежья). В фонде 1 находятся воспоминания генерала П.Н. Шатилова, начальника штаба Русской армии в 1920 г., в которых характеризуется деятельность Струве в правительстве П.Н. Врангеля. В фонде 2 содержатся письма начальника канцелярии великого князя Николая Николаевича H.JI. Оболенского к П.Б. Струве и письма Струве к Николаю Николаевичу. В этих письмах затрагиваются различные аспекты политической жизни Зарубежья, вопрос координации действий, церковной политики.

Следующая группа источников - литература мемуарного характера. Много интересного и разнопланового материала содержится в воспоминаниях журналиста и члена РОВС C.JI. Войцеховского, генерала П.Н. Врангеля, генерала П.Н. Шатилова, общественного деятеля и публициста З.Н. Гиппиус, философа В.В. Зеньковского, журналиста Д.А. Лутохина, общественного деятеля Ю.И. Лодыженского, Г.П. Струве, H.A. Струве, философа С.Л. Франка, общественного деятеля и публициста H.A. Цурикова. Мемуарная литература существенно дополняет сведения из других источников. Субъективный характер мемуаристики требует критического к себе отношения, в не меньшей мере, чем частная переписка.

Степень научной разработанности темы

Отечественная историография

Изучение взглядов П.Б. Струве и И.А. Ильина эмигрантского периода велось отечественными, зарубежными (в том числе и эмигрантами) исследователями, начиная с 1920-х гг. и по настоящее время. Период достаточно обширный. В нем можно выделить несколько этапов: 1920-е гг.; 1930-е - 1960-е гг.; 1970-е - конец 1980-х гг.; конец 1980-х гг. - по настоящее время.

Этапы историографии различались ростом вовлечения источников в научный оборот, проблематикой, характером и степенью обобщения фактического материала, оценок и выводов.

Первые работы, посвященные идеологии Белого движения, появились в СССР в 1920-е гг.

Исследователи советского периода изучали творчество и деятельность Струве сквозь призму оценок В.И. Ленина5. К таким исследованиям можно отнести труды В.П. Милютина, А. Бубнова, Н. Ангарского, Н. Мещерякова6.

Вместе с тем, в 1920-е гг. в СССР сохраняется еще известная свобода научных мнений. Издавались мемуары участников Белого движения, разнохарактерные документы, изучались особенности зарубежной диаспоры. Однако большинство работ этого периода носили агитационный, публицистичный характер.

В 1930-е— 1950-е гг. изучение Русского Зарубежья пошло на спад. Те работы, которые публиковались, были подчинены задаче идейного развенчания противников советской власти.

Интерес к изучению эмиграции возрождается в 1960-е гг. Растет количество исследований по Гражданской войне, Белому движению и Русскому Зарубежью. Повышается научный уровень работ, но прежняя негативная оценка Белого движения, его идеологии, сохраняется. Тем не менее, добротной источниковой базой отличаются работы Г.Ф. Барихновского, П.А. Исаева, Г.З. Иоффе, В.В. Комина, Ю.В. Мухачева, Л.К. Шкаренкова7.

В эти годы изучение политической деятельности и творчества П.Б. Струве и И.А. Ильина не нашло должного отражения. Исследования, посвященные Струве, ограничивались лишь тем периодом его жизни, когда он стоял на позиции «легального марксизма». Исследователи советского периода изучали деятельность Струве сквозь призму оценок В.И. Ленина8.

Изменения, произошедшие в СССР во второй половине 80-х гг. и начале 90-х гг. XX в., способствовали росту интереса в обществе к Русскому

См.: Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве // ПСС. Т. 1; Шаг вперед, два шага назад П ПСС. Т. 8; О "Вехах" // ПСС. Т. 21; Либерализм и демократия // ПСС. Т. 21; Г-н Струве о "оздоровлении" власти//ПСС, Т. 24; Доклад о революции 1905 года//ПСС. Т. 30. и др.

6 См.: Мещеряков Н. Наши за границей // Красная новь. 1921. № 1; Он же На переломе: Из настроении белогвардейской эмиграции. М., 1922; Милютин В.П. На экономические темы. "Размышления" г. Петра Струве. М., 1925; Бубнов А. Основные вопросы истории ВКП (б). М.: ГИЗ, 1926; Наши противники. Сборник материалов и документов. Т. 1 / Под. Ред. Юдовского В. М., 1928; Ангарский Н. Легальный марксизм. Краткий очерк. М., 1930.

7 Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977; Комин В.В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977; Барихновский Г.Ф. Идейно-политический крах белоэмиграции и разгром внутренней контрреволюции (1921 - 1924 гг.). Л., 1978; Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1-е изд. 1981, 2-е изд. 1986, 3-е изд. 1987; Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. М., 1982.

8 См.: Милютин В.П. На экономические темы. "Размышления" г. Петра Струве. М., 1925.

Зарубежью, в том числе к его политической жизни и развитию общественной мысли.

С конца 1980-х гг. доступным становится новый широкий пласт источников, переиздаются ранее ' неизвестные работы ученых-эмигрантов и зарубежных исследователей, публикуются архивные документы, мемуары лидеров Белого движения и политических деятелей Зарубежья.

Переосмысливается история Белого движения. Если в советской историографии Русское Зарубежье рассматривалось как антисоветское целое, то в новейшей литературе подробно изучаются различные политические направления в эмиграции. Для работ 1990-х годов характерен научный плюрализм, опора на новейшие исследовательские методы. Наметился отход • от однолинейного рассмотрения эмигрантской политической жизни, существенно расширился спектр взглядов на Русское Зарубежье. В этот период появились работы с другой крайностью - идеализации Белого движения.

В последние двадцать лет издано большое количество литературы справочного характера: архивные путеводители, мартирологи, библиографические и биографические справочники, энциклопедии. В Москве начинает функционировать библиотека-фонд «Русское Зарубежье», издается альманах «Белая гвардия». В 1997 г. опубликован энциклопедический биографический словарь «Русское Зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в.», с интересными очерками о жизни П.Б. Струве и И.А. Ильина9.

Добротны работы A.B. Гулыги и А.И. Доронченкова, в которых анализируются взгляды мыслителей Русского Зарубежья на прошлое, настоящее и будущее России10.

В последние годы большой вклад в осмысление творческого наследия П.Б. Струве и И.А. Ильина внесли П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, М.Б. Зотова, М.А. Колеров, И.А. Кондакова, Ю.Т. Лисица, Ю.С. Пивоваров, С.Н. Татарникова, С.С. Хоружий11.

9 Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энцикл. биогр. Словарь. М„ 1997; Русские беженцы. Проблемы расселения, возвращения на Родину, урегулирования правового положения, 19201930-е годы: Сборник документов и материалов. М„ 2004.

10 Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. M., 1995; Доронченков А.И. Российская эмиграция «первой волны» о национальных проблемах покинутого отечества: Очерк. СПб., 1995.

" Хоружий С.С. Философский пароход. Как это было // Литературная газета. 9.05.1990, 6.06.1990; Он же Предисловие к публикации И. А. Ильин «Наши задачи». Избранные статьи 1948—1954 гг. // Юность. 1990. № 8; Выдрин Д. Петр Струве - политолог // Молодой коммунист, 1990, № 8; Татарникова С.Н. «Философ в политике»: заметки о П.Б. Струве II Вестник МГУ, серия 7. 1991, № 4; Колеров М.А., Плотников Н.С. Творческий путь П.Б. Струве // Вопросы философии, 1992, № 12; Выдающийся мыслитель «серебряного века». Обсуждение за «круглым столом» редакции "Вестника РАН" творческого наследия П.Б. Струве // Вестник РАН, 1992, № 10; Коган Л.А. «Выслать за границу безжалостно» (Новое об изгнании духовной элиты) // Вопросы философии. 1993. № 9; Зотова 3.M. П.Б. Струве // Вопросы истории, 1993, № 8; Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2-х т. М., 1994; Русское зарубежье. Государственно-патриотическая и военная мысль, М„ 1994; К познанию России. Взгляды русских мыслителей начала XX века. М„ 1994; Колеров М.А. Братство Святой Софии: «веховцы» и евразийцы (1921 - 1925) //Вопросы философии.

Из современных работ, посвященных П.Б. Струве, особо значимы работы П.П. Гайденко, A.A. Ермичева, В.Н. Жукова, М.Б. Зотовой, М.А. Колерова, С.Н. Татарниковой, проанализировавшие политические взгляды Струве, его издательскую деятельность, идейную эволюцию от "легального марксизма" к философии идеализма. В научный оборот были введены новые архивные материалы12.

Государственно-правовые, политические и культурологические воззрения И.А. Ильина исследовались в работах A.B. Гусева, Ю.Т. Лисицы, Ю.А Тихомирова, С.М. Бабинцева, Д.Б. Цыганкова13. Заслугой Ю.Т. Лисицы и Д.Б. Цыганкова является издание многотомного наследия И.А. Ильина. Публикация переписки И.А. Ильина с генералом П.Н. Врангелем -заслуга В.Г. Бортневского.

Идеалистические представления И.А. Ильина о будущем государственном устройстве России критикуются в работе О.Д. Волкогоновой «Образ России в философии Русского Зарубежья». Автор полагает, что обращение мыслителя к православию ведет к «националистическому изоляционизму»14. Переход И.А. Ильина к православной тематике негативно оценивается И.И. Евлампиевым15.

Следует отметить работы О.Л. Гнатюк, в которых проанализированы взгляды П.Б. Струве, подчеркнута их близость идеям И.А. Ильина16.

Исследование Т.А. Яковлевой «Пути возрождения: идеи и судьба эмигрантской печати П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, А.Ф. Керенского» посвящено полемике в эмигрантской периодике, в которой принимали участие П.Б. Струве и И.А. Ильин17.

1994, № 10; Он же "Новые Вехи": к истории "веховской мифологии" (1918 - 1944)// Вопросы философии, 1995, № 8; Афанасьев М. Либеральная экономика Петра Струве // Вопросы экономики, 1994, № 12.

12 Татарникова С.Н. "Философ в политике": заметки о П.Б. Струве // Вестник МГУ, серия 7, 1991, № 4; Она же Концепция политики национального согласия П.Б. Струве // Социально-политические науки, 1991, № 12; Гайденко П.П. «Под знаком меры» (либеральный консерваявм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992, №12; Ермичев A.A. Философско-методологические и культурно-религиозные обоснования либерального консерватизма у П.Б. Струве // Исследования по консерватизму. Вып. 1. Консерватизм в современном мире; материалы международной научной конференции. Пермь, 27-28 мая 1993 г. Пермь, 1994; Колеров М.А. Русские писатели и Русская мысль // Минувшее, вып. 19, СПб, 1996: Жуков В.Н. Идеи либерального консерватизма П.Б. Струве // Струве П.Б. Patriótica. Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997.

13 Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. № 5; Он же И.А. Ильин об основах христианской культуры. // Кулмура и будущее России. Череповецкие чтения, М„ 1992; Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собрание сочинений, т. 1, М, 1993; Он же Русская правда И.А. Ильина // Наш современник, 1993, № 3; Тихомиров Ю. А. Государственно-правовые идеи И. А. Ильина // Вопросы философии. 1991. № 8; Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические науки. 1992; № 2/3. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. № 4; Изергина Н.И. Этно-политические проблемы в трудах И.А. Ильина // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск, 1997; Лавров А.Г. Философия культуры И.А. Ильина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук М., 1997.

14 Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. М., 1998. С. 216 - 221.

15 Евлампиев И.И. Метафизическое соотношение Бога и человека в философии Ивана Ильина. СПб., 199, с. 231.

16 Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX в: Н.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб.. 1994; Она же П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб., 1998.

" Яковлева Т.А. Пути возрождения: идеи и судьба эмигрантской печати П.Б. Струве, П.Н. Милюкова. А.Ф. Керенского, Иркутск, 1996.

С начала 2000-х гг. значительно повысился интерес к изучению Белого движения и Русского Зарубежья. В научный оборот вводятся новые источники. Публикуются путеводители по архивам, переиздаются опубликованные за рубежом работы.

Различные аспекты общественно-политической жизни русской эмиграции получили отражение в работах современных исследователей18.

Следует отметить многотомное издание серии "Русская военная эмиграция 20 - 40-х годов XX в.: Документы и материалы". В 1998 - 2010 гг. вышло 5 томов, содержащих новые документы из архивов ФСБ и СВР. Это издание раскрывает остроту социально-политических проблем военного Зарубежья.

В работах, посвященных П.Б. Струве, основное внимание уделяется изучению его концепции либерального консерватизма, анализу истоков и причин революции, проблемам будущей России, взаимоотношениям П.Б. Струве с другими общественными деятелями и др.19.

В работе Ю.С. Пивоварова "Два века русской мысли" П.Б. Струве и И.А. Ильин рассматриваются в контексте развития общественно-политической мысли России на протяжении длительного исторического периода20.

Биография Струве детально проанализирована О.В. Ананьевым в книге "Петр Бернгардович Струве: жизнь, борьба, творчество"21.

В историографии И.А. Ильина акцент сделан на значимости его идей для культурного возрождения России, воспитания народного правосознания, возрождения и укрепления российской государственности22.

18 Свириденко Ю.П., Ершов В.Ф. Белый террор. Политический экстремизм российской эмиграции в 1920 - 1945

гг. М. 2000; Ершов В.Ф. Российское военно-политическое зарубежье в 1918-1945 гг. М., 2000; Тимонин Е.И. Исторические судьбы русской эмиграции (1920-1945 гг.). Омск, 2000; Окороков A.B. Молодежные организации русской эмиграции (1920-1945 гг.). M. 2000; Чистяков К.А Убить за Россию! Из истории русского эмигрантского "активизма". 1918 - 1939 гг. M.. 2000; Кривошеева Е.Г. Российская эмиграция накануне и в период Второй мировой войны (1936-1945 гг.). M., 2001; Цурганов Ю.С. Неудавшийся реванш. Белая эмиграция во Второй мировой войне. M.. 2001; Голдин В.И. Армия в изгнании. Страницы истории Русского Обще-Воинского Союза. Архангельск, Мурманск, 2002; Прохоренко A.B. Все в имени твоем, Россия: Парадигмы общественной мысли русского зарубежья. СПб., 2003; Емельянов Ю.Н. Монархическое движение и монархические организации русской эмиграции (1920-е - середина 1930-х годов) // История и историки, 2003, № 1; Пучков С.Н. Молодежный политический активизм российского зарубежья 1920 - 1930-х гг.: идеология, структура, деятельность, М., 2003; Окороков A.B. Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации, 1920-1990 гг. М., 2003; Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. М„ 2004; Голдин В.И. Солдаты на чужбине: Русский Обще-Воинский союз, Россия и Русское Зарубежье в XX-XXI веках. Архангельск. 2006; Климович Л. Идеология Национального Союза Нового поколения на страницах газеты "За Россию" (с 1930 по 1940 г.) // Власть, 2008, № 10;

Смагина С..М. Проблема революции и власти в работах П.Б. Струве 20-х гг. // Либеральный консерватизм: история и современность. М., 2001; Зимина В.Д. Интеллигенция российского Зарубежья 1920 - 30-х гг.: новые споры о старом // Новый исторический вестник, 2001, № 1; Балуев Б.П. Споры о судьбе России в эмигрантской публицистике 20-х годов (противостояние двух центров) // История и историки. Б.м., 2003; Смагина С.М. Петр Бернгардович Струве в эмиграции: либерал-консерватор или консерватор-либерал // Консерватизм в России и мире. Ч. 2. Б.м.. 2004; Вандалковская М.Г. Либерально-консервативная мысль эмиграции: сущность и особенности (20-е -30-е годы XX века) // История и историки. Историографический вестник, 2004; Пономарева М.А. П.Б. Струве об «общих основах» постсоветской России II Cogito. Альманах истории идей, Ростов-на-Дону. 2006: Кара-Мурза А. Иван Павлович Алексинсий // Посев, № 12,2006.

Пивоваров Ю.С. Два века русской мысли. М.: ИНИОН РАН, 2006. н Ананьев О.В. Петр Бернгардович Струве: жизнь, борьба, творчество. СПб., 2006,2009.

Жуков В.Н. Школа «возрожденного» естественного права в России II Право и политика. 2001. № 4; Ильин А.Ю. И.А.Ильин о политическом развитии России // Россия. Политические вызовы XXI века. M., 2002; Кондратьева Л.Н. Культура России в концепциях Н.А.Бердяева и И.А.Ильина: опыт сравнительного

Издаются обобщающие исследования творческой биографии И.А. Ильина. Это работы А.Ф. Киселева, А.М. Шарипова, воспоминания и документы об Ильине в серии "Pro et contra"23. Политической философии И.А. Ильина и его прогнозированию политического развития России посвящен ряд работ А.Ю. Ильина24.

Труды Струве и Ильина, посвященные Белому движению, были исследованы в работах протоиерея Георгия Митрофанова25. Следует выделить статьи В.В. Сипрова «Мы были правы», A.B. Александровой "Революция и Белая идея в философских исканиях Ильина" и H.A. Кныша «И.А. Ильин как идеолог военной эмиграции», в которых авторы выявили оригинальное понимание Ильиным идеологии Белого движения.26.

Зарубежная и эмигрантская историография Русского Зарубежья зародилась в начале 1920-х гг., когда были опубликованы работы Ю.К. Акинтиевского, В. Белова, H.A. Бердяева, A.B. Бобрищева-Пушкина, В.Х. Даватца и H.H. Львова, A.B. Карташева, Г.Н. Пио-Ульского, Г.В. Флоровского27. Авторы этих работ пытались не только проанализировать трагические события 1917 г., но и определить задачи эмиграции.

Еще при жизни П.Б. Струве и И.А. Ильина им были посвящены отдельные статьи и работы, связанные в основном с их общественно-политической деятельностью в Зарубежье.

В годы Второй мировой войны общественно-политическая жизнь Русского Зарубежья замирает.

В послевоенный период появляются новые, посвященные Струве работы. Среди авторов можно выделить как лично знавших Струве до революции

анализа. Дисс. канд. культурологи. Краснодар, 2002; Финько M.B. "Культурологическая концепция И.А. Ильина в контексте духовного кризиса XX века" Ростов-на-Дону, 2003; Сохряков Ю.И. И.А. Ильин -религиозный мыслитель и литературный критик. M, 2004; Евлампиев И.И. От религиозного экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина // И.А. Ильин: pro et contra / Сост., вступ. Статья, примечания. И.И. Евлампиева. СПб.:, 2004; Мальцева A.B. Религиозно-политический акт: политическая философия И.А. Ильина. М., 2005: Зернов И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России. M., 2007.

23 И.А. Ильин: pro et contra. Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей Антология. СПб., 2004; Киселев А.Ф. Иван Ильин и его поющее сердце. М., 2006; Шарипов A.M. Русский мыслитель Иван Александрович Ильин. Творческая биография. М, 2008.

24 Ильин А.Ю. И.А. Ильин о политическом развитии России II Россия. Политические вызовы XXI века. М„ 2002; Он же О причинах политического кризиса в России начала XX века по работам И.А. Ильина // Теоретические и прикладные аспекш политического управления России: Сборник статей. Петрозаводск, 2005; Он же Мировоззренческие и методологические основы политической философии И.А. Ильина II Северное измерение: Социально-политический альманах. Петрозаводск, 2006.

25 Митрофанов Г. Россия XX века - "Восток Ксеркса", или "Восток Христа": Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века. Ростов-на-Дону, 2004.

26 Сипров В.В. «Мы были правы»: Иван Ильин и идеология белого движения // Самарский земский сборник. 2002, № 1; Кныш H.A. И.А. Ильин как идеолог военной эмиграции // Вестник Омского университета, 2005, № 4.

27 Белов В. Белое похмелье. Русская эмиграция на перепутье. М.; Пг., 1923; Бобршцев-Пушкин A.B. Война без перчаток. Л., 1925; Львов H.H. Русские в Галлиполи. Берлин, 1923; Даватц В.Х. Годы: Очерки пятилетней борьбы. Белград, 1926; Пио-Ульский Г.Н. Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Белград, 1939.

B.B. Зеньковского, Б.И. Николаевского, Г.П. Струве, A.B. Тыркову-Вильямс, С.Л. Франка, так и познакомившихся с ним в эмиграции С.Л. Войцеховского, В.Х. Даватца, Н.М. Зернова, H.A. Цурикова. Если Даватц и Николаевский пытались осветить общественности научные и политические заслуги Струве, то С.Л. Франк стал его биографом28. Творческую биографию Струве осветил В.В. Зеньковский29.

В начале 1950-х гг. И.А. Ильину посвящаются разделы в работах по истории русской философии В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского30. Но произведения этих авторов ограничивались лишь раскрытием философских взглядов Ильина.

С конца 1970-х гг. появляются обобщающие труды о творчестве П.Б. Струве и И.А. Ильина. Среди них заметны работы Н.П. Полторацкого31.

Среди зарубежных исследователей, работавших над историей русской эмиграции и затронувших проблемы идеологии, следует выделить Л. Люкса, М. Раева, Ю. Суомелу. Р. Пайпс написал подробную биографию Струве32.

Религиозным воззрениям И.А. Ильина посвящена работа польского ученого Р. Парадовского 3.

Обширная историография Белого движения и Русского Зарубежья не лишена недостатков. Так, в последние годы для многих работ характерна идеализация белых, публицистичность в ущерб объективному анализу источников, игнорируются факты активного давления на русскую эмиграцию европейских государств, в которых ей приходилось жить.

28 Даватц В.Х. Правда о Струве. Опыт одной биографии. Белград, 1934; Николаевский Б. П.Б. Струве (18701944) // Новый журнал. Нью-Йорк, 1945. Т. 10; Франк С.Л. П.Б. Струве (опыт характеристики) // Возрождение, 1949. № 2; Он же Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк, 1956; Зеньковский В.В. История русской философии. Ростов-на-Дону, 2004; Тыркова A.B. На путях к свободе. Нью-Йорк, 1952; Струве Г. П. Страница из истории зарубежной печати: Начало газеты "Возрождение" // Мосты. Мюнхен. N 3. 1959; Он же Струве Г.П.. К столетию со дня рождения П.Б. Струве. Неизданные документы и воспоминания. Из переписки с сыном накануне Второй мировой войны (документы 1937-1939 гг.) // Записки русской академической группы в США. 1969, т. 3: ЗерновН.М. К 100-летию со дня рождения П.Б. Струве //Вестник РСХД,№ 95-96,1-11, 1970.

29 Зеньковский В.В. Указ. Соч., с. 412.

30 Зеньковский В.В. История русской философии. Ростов-на-Дону, 2004; Лосский Н.О. История русской философии. М., 2007.

Полторацкий Н.П.Б. Струве как политический мыслитель, Лондон, 1981; Он же И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой II Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. М„ 2007; Он же. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение // Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней, M., 2001; Он же Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина // Там же; Он же К 30-летию со дня смерти И.А. Ильина //Ттам же; Он же Жизненно-творческий путь. И.А. Ильин // Там же; Он же И.А. Ильин и П.Б. Струве // Там же; Он же Записи И.А. Ильина о русской революции и большевизме // Там же; Он же Монархизм и непредрешения И.А. Ильина // Там же; Он же И.А. Ильин - проповедник русского духовно-национального возрождения// Там же; Он же Идейное наследие И.А. Ильина и современность // Там же.

32 Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой» русской эмиграции // Вопросы философии, 1992, № 9; Он же Россия между Западом и Востоком. М„ 1993; Он же "Евразийцы" и "консервативная революция": Об антизападническом искушении в России и Германии // Германия и русская революция 1917 - 1924: сборник. М., 2004; Пайпс Р. Струве. Биография в 2 т. M., 2001; Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции, 1919-1939. М., 1994; Суомела Ю. Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы в 1918-1940 гг. СПб., 2004.

33 Paradowski R. Kosciol I wlazda. Ideologiczne dylematy Ivana Iljina. Poznan, 2003.

Анализ литературы по выбранной теме свидетельствует что, несмотря на значительный объем исследований, посвященных политической жизни Русского Зарубежья в целом, деятельности П.Б. Струве и И.А. Ильина в частности, остались вне поля зрения ученых проблемы сравнительного анализа теоретических идей П.Б. Струве и И.А. Ильина, их влияния на идеологию Белого движения и общественно-политическое лицо Русского Зарубежья.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на методологических семинарах кафедры Новейшей отечественной истории МПГУ, на научных конференциях «1917 год в судьбах России и мира» в ПТУ им. М.В. Ломоносова (ноябрь 2007 г., г. Архангельск), «История и современность глазами молодых» в РГГУ (апрель 2009 г., г. Железнодорожный, Московская область).

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, хронологические рамки, цель и задачи работы, характеризуются научная новизна и практическая значимость исследования, анализируются источники и степень изученности проблемы в зарубежной и отечественной науке.

В первой главе - "Русское Зарубежье. Идеологические дискуссии" (состоит из трех параграфов) - на широком общественно-политическом фоне рассматриваются и анализируются цели, задачи и тактика основных политических направлений Русского Зарубежья. Прослеживается творческая биография П.Б. Струве и И.А. Ильина.

В первом параграфе - "Эволюция взглядов П.Б. Струве" прослеживается изменение общественно-политических взглядов П.Б. Струве. Подробно рассматривается деятельность Струве в конце XIX - начале XX вв. и причины его разочарования в социал-демократах, а позже и в кадетском либерализме, поворот к религиозной философии. Исследуется влияние политической деятельности Струве в годы Гражданской войны на его мировоззрение, делаются выводы о том, что сущность Белого движения Струве рассматривал как проблему выбора человека между добром и злом, его духовного мира, осознания сущности бытия человека.

Активное участие в политической жизни Русского Зарубежья и стремление Струве объединить силы эмиграции в борьбе с большевизмом привели к тому, что он пытался разработать идейную концепцию, в которой сочетались либеральные и консервативные взгляды на суть происходящих событий, прогнозирование будущего России и задачи эмиграции как единого политического целого. Попытка не дала ощутимых результатов. Тогда же была сформулирована идея эмигрантского "активизма", которая воплотилась в деятельности молодежных организаций.

Во втором параграфе - "Идейные искания И.А. Ильина" рассматривается идейная эволюция И.А. Ильина.

До 1917 г. И.А. Ильин работал в русле классической немецкой философии. Он восторженно встретил события февраля 1917 г. Однако октябрь 1917 г. заставил его пересмотреть свои философские и общественно-политические взгляды. Мыслитель все больше обращается к проблемам духовно-религиозного совершенствования человека, роли христианства в преобразовании общества, поиску глубинных причин революционных взрывов в России. В одной из ранних послеоктябрьских работ "Корень зла" Ильин пишет, что глубинные причины произошедших событий следует искать в исторических путях России и в духовном строе ее жизни.

В третьем параграфе - "Политические взгляды русских эмигрантов" -рассматриваются основные тенденции развития политической жизни Русского Зарубежья в трагический период мировой и отечественной истории - между двумя мировыми войнами.

Итоги Гражданской войны в России потребовали от эмигрантов переосмысления недавних событий и определения задач, соответствующих новым политическим реалиям. Определенное влияние на политический облик эмиграции оказала новая экономическая политика большевиков, возродившая надежды на мирную реставрацию капиталистических порядков в СССР. Представители антибольшевистского лагеря все больше искали глубинную суть Белого дела, его духовных начал и духовного оправдания борьбы с большевиками.

В Русском Зарубежье развернулись острые дискуссии о путях развития России и человечества. В эмигрантской среде причудливым образом сочетались самые разные направления общественной мысли: традиционные идеалы православия, самодержавия и народности сталкивались с отрицающими монархию либерально-республиканскими воззрениями; непреклонной решимости белых генералов вести вооруженную борьбу с советской Россией противопоставлялась не менее твердая решимость сменовеховцев идти в советскую Каноссу и евразийцев «начать исход к Востоку»; истинность и чистость своих марксистских позиций отстаивали меньшевики; заявлял о себе и русский фашизм.

В этих условиях самобытные идеи Струве и Ильина помогали в эмиграции преодолевать крайности политизации, заставляли более трезво оценивать настоящее и будущее советской России, изживать ненависть к ней, искать пути к согласию.

Вторая глава - "П.Б. Струве как идеолог Белого движения" (состоит из пяти параграфов) - посвящена взглядам Струве на революцию, истоки большевизма, Белое движение, русскую эмиграцию и будущую постсоветскую Россию.

В первом параграфе - "Революция 1917-го года в оценках П.Б. Струве" - рассматриваются рассуждения Струве о причинах революции 1917 г. и развала Российской империи.

Струве полагал, что революция была неизбежна. Ее причины крылись в глубинных процессах истории России и, прежде всего, в духовном расколе общества, при котором крестьяне оставались верными России православной, а господствующие и образованные классы забыли о верованиях отцов и матерей, попав в плен к новому кумиру - идеям, рожденным не на родной почве, а далеко за ее пределами. Отсюда вытекает один из главных выводов Струве о "вине интеллигенции в революционных событиях ", что она стремилась к "механическому" переносу опыта западноевропейских революций на российскую почву, забыв о реалиях и потребностях собственной страны. Вместе с тем Струве не идеализирует народ, а подчеркивает, что в его теле зрели антикультурные и антисоциальные инстинкты.

Во втором параграфе - "Истоки и практика большевизма" -анализируются взгляды Струве на развитие идеологии большевизма в России; его суждения о закономерности победы большевистской революции. По мнению Струве, большевики были успешной политической силой в условиях, когда крушение государственного строя открыло ворота низменным страстям масс, на которых сыграла большевистская партия. На первом этапе революции ярко проявилось стремление социальных низов к коллективным действиям. Большевики возглавили эти действия, тогда как политические противники замыкались в собственном социуме. Стремления низов, по мнению Струве, заключались в желании каждого трудящегося работать меньше, а получать больше. Массы населения не останавливались в выборе средств для достижения целей.

Вместе с тем, догматический марксизм большевиков противоречил реалиям российской экономики, что приводило к абсолютизации правящей партией насилия, как средства строительства нового общества.

В третьем параграфе - "П.Б. Струве о Гражданской войне и Белом движении" - рассматривается участие П.Б. Струве в Белом движении. Дается оценка его деятельности, анализируются его взгляды на суть противостояния белых и красных. Подробно рассматривается участие Струве в создании антибольшевистской Добровольческой армии, а также его пропагандистская и дипломатическая работа в Европе.

В параграфе раскрыто сотрудничество Струве с представителями Русского Общевоинского Союза и вождем правого крыла эмиграции великим князем Николаем Николаевичем в качестве главного редактора дружественной Союзу газеты и одного из организаторов Зарубежного съезда, влияние Струве на деятельность и идеологию белоэмигрантских организаций.

В четвертом параграфе - "П.Б. Струве о целях и задачах эмиграции" -рассматривается политическая деятельность Струве в 1920-е гг. Дается оценка его действиям в этот период. Анализируются причины неудачи объединения эмиграции на основе программы Струве.

Подробно изучена преподавательская деятельность Струве, его влияние на эмигрантскую молодежь.

Говоря о педагогической деятельности Струве, автор детально останавливался на работе Струве на Русском юридическом факультете в Праге (1922-1925 гг.) и в Русском научном институте в Белграде (1928-1940 гг.). Особо подчеркивается стремление Струве сохранить национальную идентичность молодого поколения эмиграции, включая воспитание религиозного сознания. Но главное, по мнению автора, заключается в работе Струве по получению молодежью фундаментального высшего образования.

Дается оценка общественно-политической деятельности Струве и его влиянию на политическую жизнь Русского Зарубежья как одного из вождей эмиграции.

В пятом параграфе - "Новое государство и новый человек по П.Б. Струве" - подробно рассматриваются взгляды Струве на строительство нового, постсоветского государства. Автор диссертационного исследования анализирует работы Струве, посвященные его политической программе, основывающейся на принципах либерального консерватизма. Подробный анализ мер, предложенных Струве, обусловлен актуальностью проблемы.

Автор считает, что для Струве экономическая составляющая будущего государства, несомненно, занимала важное место. Однако определяющим фактором построения нового государства должна быть идеология. Для Струве -это Белое движение. Автор диссертационного исследования полагает, что Струве, безусловно, идеализировал участников Белого дела, но такая идеализация должна быть оправдана необходимостью образцов героического служения высшим целям.

Вторая глава - "И.А. Ильин как идеолог Белого движения" (состоит из четырех параграфов) - рассматривает деятельность И.А. Ильина в эмиграции (1922-1954 гг.).

В первом параграфе - "Причины революции по И.А. Ильину" - автор детально анализирует взгляды И.А. Ильина на причины революции. По мнению Ильина, первоосновой революции был мировой духовный кризис, наиболее ярко проявившийся в России начала XX в.

Первопричиной российского кризиса, по мнению Ильина, было безответственное управление страной династией Романовых. Вместе с тем мыслитель резко критиковал интеллигенцию, ставя ей в вину антигосударственную пропаганду и приверженность социалистическим теориям. Ильин не идеализировал российский народ, наблюдая популярность в массах населения погромных настроений. В ослаблении российского государства, по мнению Ильина, были заинтересованы страны Запада, которые импортировали в Россию атеистическую культуру.

Во втором параграфе - "Исследование И.А. Ильиным основ большевизма" - прослеживается анализ Ильиным феномена русского большевизма.

Исследование Ильиным истоков и сути большевизма позволило не только под новым углом взглянуть на это явление, но во многом разобраться в фундаментальных причинах вызревания, прорыва в жизнь и победы большевизма.

И.А. Ильин ищет истоки большевизма в психологии масс, в особенностях ее формирования на началах все расширявшейся тяги тысяч людей к разрушению сложившихся устоев общества. Мыслитель подчеркивал, что большевизм не равнозначен коммунизму, ибо это не учение, а состояние обезбоженной души. Большевизм - это таран, который пробивает брешь в бастионе "старого мира", куда и устремляются носители коммунистической идеи. Ильин утверждает, что в отличие от коммунизма как теоретического учения, большевизм есть болезнь народной души, в которой притупляется духовное начало, которое особенно истощилось в годы войны. Брешь в "старом мире" пробивали не только анархические массы, но и атеистическая интеллигенция, жившая мечтами перестроить Россию по западному образцу, а также бессилие самодержавия в обеспечении эволюционного развития страны.

Ильин выступает резким критиком советской действительности, а особенно огосударствления всех сторон жизни общества. Он убежден, что его долг заключается в правдивом рассказе о большевизме и революции. Ильин продолжал идейную борьбу с теми, кого считал врагами России.

В третьем параграфе - "Отношение И.А. Ильина к Гражданской войне и Белому движению" - рассмотрены взгляды Ильина на Белое движение как составную часть духовной борьбы добра со злом.

Ильин полагает, что важны не сиюминутные успехи в политической борьбе, а выбор человека в отстаивании нетленных ценностей, отвечающих общенациональным интересам. Высокая миссия белой армии заключалась в отстаивании национальной чести, патриотизма, в служении национальной России. Духовный подвиг не пройдет бесследно, но будет помогать обрести Отечеству здоровье нации. Подлинная заслуга Белого движения, по мнению Ильина, заключалась в формировании новой личности, берущей по собственной инициативе ответственность за судьбу государства в его исторически-культурных и религиозных традициях.

В параграфе раскрыто сотрудничество Ильина с генералом Врангелем, с Русским Общевоинским Союзом в качестве консультанта по идеологическим и политическим проблемам, влияние идей Ильина на деятельность белоэмигрантских организаций.

Задачи эмиграции И.А. Ильин определял, опираясь на анализ причин развала Российской империи. Этим сторонам творчества Ильина в параграфе уделено соответствующее внимание.

В четвертом параграфе - "Планы воспитания нового человека в будущем государстве" - представлен анализ материалов так называемого "политического завещания" Ильина - сборника "Наши задачи" и ряда других работ. Подробно .рассмотрена его концепция идеальной монархии и идеальной

республики. Ильин был не столько монархистом по убеждениям, сколько антиреспубликанцем. Он полагал, что переход к республике положил начало краху самой России, а республика большевистского образца не имела ничего общего с демократией.

Автор критикует И.А. Ильина за идеализацию моральных качеств русского народа, его приверженности православию и монархическим традициям. Особое внимание уделяется критике концепции "духовно-ведущего" народа и апологетике православия.

И.А. Ильин скептически оценивал возможность эмиграции повлиять на судьбу советской власти, поэтому многие его труды затрагивали вопросы воспитания нового поколения. В параграфе уделено внимание работам Ильина подобнЪго характера.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.

При всем различии взглядов и теоретических концепций П.Б. Струве и И.А. Ильина они схожи в оценке причин революционных трагедий в России и экономических, социальных, политических катаклизмов в капиталистических странах как проявление духовного кризиса, поразившего мировое сообщество в конце XIX века. В силу этого борьбу с большевизмом, в том числе и в русле Белого движения, они рассматривали как духовный подвиг людей, сделавших выбор в борьбе добра со злом, проигравших на одном из этапов исторического развития, но не утративших перспективу преодоления зла в будущем. В силу этого мыслители особый акцент делали на возрождении духовности, воспитании нового человека, свободного от лжи старого мира и устремленного к святым идеалам. Особая роль в решении этих задач играет образование и воспитание с целью формирования религиозного самоутверждения, отсылающего смысл человеческого бытия и воспитывающего стойкость в любых жизненных обстоятельствах.

П.Б. Струве и И.А. Ильин, размышляя о будущем России, отмечали, что ей необходима сильная государственность, способная обеспечить национальное единство, преодолеть последствия власти большевиков, возродить принципы подлинной, а не мнимой социальной справедливости. В диссертационном исследовании изложены взгляды Струве и Ильина, составившие оригинальную идеологию Белого движения. Мыслители полагали, что Белое движение - это особый путь развития будущей России. Белое движение - это духовно-нравственный подвиг. Участие в Белом движении понимается П.Б. Струве и И.А. Ильиным как "служение благу и добру".

П.Б. Струве и И.А. Ильин внесли решающий вклад в формулирование идей и задач Белого движения за рубежом. Представляется, что Белое движение являлось не столько военно-политическим противостоянием большевизму, сколько особой духовной традицией. На ее основе должна быть построена будущая постсоветская Россия.

Автор исследования считает необходимым подчеркнуть роль П.Б. Струве в создании идеологической платформы для объединения всей антибольшевистской эмиграции.

Напряженная политическая работа Струве и Ильина и неудачи, постигшие их на этом поприще, заставили их обратить все свои силы на разработку программы формирования нового человека. Этим и обуславливается столь напряженное внимание мыслителей к образованию и духовному воспитанию молодого поколения.

Религиозно-философские взгляды Ильина и Струве утверждают, что для русского человека необходимо осмысление человеческого бытия. Сознательно строить жизнь можно не только по инстинктам самосохранения, а по "инстинктам высшей правоты". Очевидно, что только религиозное самоутверждение дает человеку возможность выстоять в любых жизненных обстоятельствах.

Автор диссертационного исследования приходит к выводу, что пути развития русского народа, намеченные Струве и Ильиным, могут проложить только те, "кто несет в себе и осуществляют своими силами духовный ритм своего народа"34.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Вовк А.Ю. Струве П.Б. и его взгляды на интервенцию в период гражданской войны: 1917 - 1920 годы II Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 2008, № 5,-с. 8-12 (0,4 пл).

2. Вовк А.Ю. Кому передать историческую нить... // Высшее образование в России, 2008, № 11, - с. 147 -151 (0,4 п.л.).

3. Вовк А.Ю. К 85-летию Зарубежного съезда русской эмиграции // Мир и политика, 2011, № 5, - с. 116 -121 (0,4 п.л.).

4. Вовк А.Ю. П.Б. Струве. Россия. Трагедия интервенции» // История и современность глазами молодых. Россия в современном мире: история, экономика, политика, право, информационные технологии, экология, культура: материалы Международной научно-практической конференции, г. Железнодорожный, 11 апреля 2009 г. М., 2009, - с. 181 -186(0,25 п. л.).

5. Вовк А.Ю. И.А. Ильин: революция - закономерный катаклизм в ходе российской истории И История и современность глазами молодых. Россия в современном мире: история, экономика, политика, право, информационные технологии, экология, культура: материалы Международной научно-практической конференции, г. Железнодорожный, 10 апреля 2010 г. М., 2010, с. 157 - 162 (0,25 п.л.).

34 Ильин И. А. Родина и мы И Собр. Соч., т. 9-10, с. 244.

Подп. к печ. 28.12.2011 Объем 1.25 п.л. Зак.№181 Тир. 100 экз.

Типография МПГУ

 

Текст диссертации на тему "Идеологи Белого движения в Русском Зарубежье: И.А. Ильин и П.Б. Струве"

61 12-7/342

Московский педагогический государственный университет

На правах рукописи

Вовк Алексей Юрьевич

Идеологи Белого движения в Русском Зарубежье: И.А. Ильин и П.Б.

Струве

Специальность 07.00.02. - отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор ист. наук, профессор Киселев А.Ф.

Москва-2011.

Содержание

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Русское Зарубежье. Идеологические дискуссии..............................36

1.1 Эволюция взглядов П.Б. Струве.................................................................36

1.2 Идейные искания И.А. Ильина...................................................................44

1.3 Политические взгляды русских эмигрантов.............................................53

Итоги 1 -й главы..................................................................................................66

Глава 2. П.Б. Струве как идеолог Белого движения.......................................71

2.1. Революции 1917-го года в оценках П.Б. Струве......................................71

2.2. Истоки и практика большевизма...............................................................81

2.3. П.Б. Струве о Гражданской войне и Белом движении............................87

2.4. П.Б. Струве о целях и задачах эмиграции..............................................109

2.5. Новое государство и новый человек по П.Б. Струве............................125

Итоги 2-й главы................................................................................................139

Глава 3. И.А. Ильин как идеолог Белого движения.....................................143

3.1 Причины революции по И.А. Ильину......................................................143

3.2. Исследование И.А. Ильиным основ большевизма................................156

3.3. Отношение И.А. Ильина к Гражданской войне и Белому движению. 168

3.4 Планы воспитания нового человека в будущем государстве................193

Итоги 3-й главы................................................................................................205

Заключение.......................................................................................................208

Список источников и литературы..................................................................212

Введение

Актуальность темы исследования. Революция 1917 г. и Гражданская война, последствием которых стала массовая эмиграция населения, являются драматичными событиями в истории России. Изучение истории политической мысли русской эмиграции дает важный материал для исследования эволюции общественно-политических взглядов крупнейших мыслителей, волею судеб оказавшихся за пределами своего Отечества. Изучение их трудов представляется весьма важным для понимания истоков многих концепций и течений в осознании исторических процессов в современной России.

Активное обращение к истории политической мысли Русского Зарубежья сегодня характеризуется не только появлением большого количества документов, но и определенной запоздалостью их объективного изучения. На протяжении десятилетий если и были исследования, посвященные Белому движению, то они подчинялись политической конъюнктуре. Но за последние 20 лет ситуация изменилась: изучение документов Русского Зарубежья позволило не только выявить новые факты, но и изменить укоренившиеся в советской историографии оценки.

Сегодня в российском обществе актуален поиск консолидирующей идеи. Общепризнанно, что наличие общенациональной идеи обеспечивает стабильность, прогресс и дальнейшее позитивное развитие общества. Знание событий, процессов и идей прошлого необходимо для совершенствования системы социальной и политической организации.

Духовным воплощением консолидирующей идеологии в России во многом была "русская идея". При этом сама "русская идея" не замыкалась в рамках православной духовности, а развивалась на основе содружества, соучастия, соборности всего многонационального российского народа. После 1917 г. был предпринят серьезный анализ кризиса "русской идеи". Несомненно, первенство в осмыслении этого кризиса принадлежит И.А. Ильину и П.Б. Струве. Своей главной идеологической установкой они провозглашали

возвращение идеалов русской духовности, как они считали, утраченные в начале XX в.

В Русском Зарубежье делались также прогнозы развития постсоветской России. Эмигрировавшие ученые были свободны в творчестве. Над ними не довлел диктат государства. Не были только "кабинетными" учеными П.Б. Струве и И.А. Ильин, активно участвовавшие в политической жизни Зарубежья. Они относятся к идеологам правого крыла эмиграции. Изучение их наследия служит ликвидации "белых пятен" в истории российской политической мысли, философии и культуре. Обращение к творчеству Струве и Ильина позволяет узнать и критически осмыслить те проблемы, которые виделись им в будущем.

События духовной катастрофы 1917 - 1920 гг. (так характеризовали этот период Струве и Ильин) необходимы для изучения современными поколениями историков. Россия опять стоит перед выбором пути своего развития. Анализ трудов таких мыслителей как Ильин и Струве, поможет выстроить систему ценностных ориентиров, отвечающих вызовам нового времени.

Многие представители Белого движения сошли с общественно-политической сцены, и сегодня нет политических партий подобного рода, участвующих в общественной жизни нашей страны. Но их идейное наследие представляет сегодня несомненный интерес. Комплексная оценка деятельности идеологов Белого движения, анализ их программно-теоретических концепций, важен не только как историографический факт. Постулат о незнании истории и, как следствие, повторение ее, еще никем в мире не опровергнут.

Социально-политические процессы в обществе заставляют обратить внимание на политический опыт прошлого, осмыслить и переоценить его применительно к сегодняшнему дню. Ибо нереализованное в одних исторических условиях может быть востребовано в других. Востребованность идей мыслителей Русского Зарубежья подтверждает факт создания в современной России Фонда либерального консерватизма и семинара по

консерватизму. Издания "Русский журнал" Г. Павловского и "Эксперт" стали своеобразными центрами по разработке новой либерально-консервативной идеологии.

Следует отметить сложившуюся в России конца 1990-х гг. своеобразную "моду" на И.А. Ильина, которая постепенно сменяется "модой" на П.Б. Струве и либеральный консерватизм.

Мысль о возможностях утверждения в российском обществе либерального консерватизма была высказана еще в середине 1990-х гг1. В 2000 г. идея либерального консерватизма предлагается как руководство к действию новому президенту России2. Идеологи прокремлевских молодежных движений предлагают устранить крен в сторону либерализма, сложившийся в России 1990-х годов. Они предлагают использовать идеологию либерального консерватизма "как до сих пор нереализованной и по-прежнему актуальной альтернативы революционным и реакционным идеологиям "3. Концепции И.А. Ильина во многом тождественны идеи заместителя главы администрации президента РФ В.Ю. Суркова4. Политолог и философ A.M. Малер полагает, что для государственной идеологии, формирующейся в годы президентства Д.А. Медведева, обозначены либерально-консервативные рамки5.

На основе вышеизложенного можно утверждать, что обращение к изучению теоретических концепций и программных установок белых эмигрантов, созданных во многом в аналогичную кризисную эпоху, представляет как научный, так и практический интерес.

Во-первых, мыслители эмиграции пытались выработать программы, учитывающие интересы различных слоев российского общества. Во-вторых, идеология Струве и Ильина была направлена на воссоздание сильной

1 Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис, 1995, № 4, с. 6-17.

2 Поляков Л. Либеральный консерватор. Именно таким представляется Владимир Путин, судя по его заявлениям // Независимая газета. 2000. 2 февраля.

3 Малер A.M. Либеральный консерватизм - идеология современной России // Русский журнал. 2007, 19 октября. http://www.russ.ru/Mirovaya^ovestka/Liberal-nyj-konservatizm-ideologiya-sovremennoj-Rossii

4 См. Сурков В.Ю. Национализация будущего // Эксперт. 2006, № 43 (537)

5 Малер A.M. Идеология состоявшегося государства // Русский журнал. 2009. 14 августа. http://www.russ.ru/pole/Ideologiya-sostoyavshegosya-gosudarstva

государственности, единой державы, авторитетной на международной арене. В-третьих, зарубежные труды Струве и Ильина не только учитывали предшествующий опыт отечественных консерваторов, но и аккумулировали наиболее рациональные моменты либеральной идеологической доктрины.

Задачи, поставленные в настоящем исследовании, заключаются в попытке критически осмыслить и проанализировать творческое наследие П.Б. Струве и И.А. Ильина с точки зрения следующих позиций. Их отношение к революции и предшествующему периоду; их программа построения будущей России с детальными разработками как в духовной, так и в государственной, и в социальной сферах. Эти теории выстраиваются в определенную идеологию Белого движения.

Объектом исследования является идейно-политическое наследие П.Б. Струве и И.А. Ильина 1920-х - 1950-х годов.

Предмет исследования - изучение эволюции общественно-политических взглядов П.Б. Струве и И.А. Ильина.

Хронологические рамки исследования ограничиваются годами пребывания П.Б. Струве (1920 - 1944 гг.) и И.А. Ильина (1922 - 1954 гг.) за рубежом. Чтобы проследить эволюцию взглядов Струве и Ильина, иногда необходимо было обратиться к их трудам доэмигрантского периода.

Методологическую основу работы составляет совокупность общенаучных и специально-исторических методов, использование которых позволило провести объективный исследовательский поиск и прийти к соответствующим выводам и обобщениям. Методы исследования включают принципы историзма, всесторонности, конкретности.

Материал представлен в проблемно-хронологической и систематической последовательности. Деятельность П.Б. Струве и И.А. Ильина как идеологов Белого движения рассматривается неразрывно от истории Русского Зарубежья.

Значимость и научная новизна исследования:

Сделана попытка:

Восстановить процесс становления и эволюции общественно-политических взглядов П.Б. Струве и И.А. Ильина как идеологов Белого движения.

Выявить характерные особенности в понимании и толковании П.Б. Струве и И.А. Ильиным Белого движения как самостоятельной духовной традиции.

Выявить основные области критики Струве и Ильиным большевистской идеологии.

Выявить основные характеристики духовного кризиса начала XX в.

Особое внимание было уделено развитию идей П.Б. Струве о воспитании и образовании гражданина нового российского общества в постсоветскую эпоху. Автор, анализируя наследие И.А. Ильина, настаивает на том, концепция "идеального государства" Ильина должна занять место в ряду мировых утопических конструкций.

Автором диссертационного исследования впервые предлагает идеологию Белого движения (по Струве и Ильину) рассматривать как "третий путь" развития русской эмиграции в отличие от устоявшихся оценок.

Автор для решения поставленных задач привлек обширный комплекс источников, часть которых вводится в научный оборот впервые. Диссертация существенно восполняет пробел в историографии Русского Зарубежья и помогает более детально представить картину идейно-политических дискуссий по перспективе развития России.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе, преподавательской работе и дальнейших исследованиях по истории России, а также в изучении наследия русской эмиграции. Результаты исследования могут быть полезны в информационно-аналитической работе, в прогностических исследованиях и построениях развития России в XXI в.

Цели и задачи исследования - проследить формирование различных политических группировок Русского Зарубежья, определить их качественные и количественные параметры; проследить деятельность П.Б. Струве и И.А. Ильина в анализе идеологии Белого движения; показать специфику их восприятия данной идеологии; изучить влияния на нее П.Б. Струве и И.А. Ильина. Также цель данной работы состоит в том, чтобы выявить попытки формирования новой идеологии, объединяющей все Русское Зарубежье. Соискатель ставит целью дать свое видение эволюции взглядов идеологов Белого движения определить роль и место П.Б. Струве и И.А. Ильина в общественно-политической жизни русской диаспоры, в отечественной и мировой истории XX века. Исследование проводится в соответствии с принципами историзма и научной объективности

Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать деятельность П.Б. Струве и И.А. Ильина в обобщении и формулировании идей Белого движения за рубежом.

2. Определить роль и место П.Б. Струве и И.А. Ильина в системе политических концепций Русского Зарубежья в 1920-е - 1950-е

гг.

3. Выяснить степень влияния П.Б. Струве и И.А. Ильина на практическую деятельность сторонников Белого движения в Русском Зарубежье.

4. Выявить и проанализировать идеологические противоречия в рамках Белого движения в 1920-е - 1950-е гг.

5. Показать процесс формирования идеологии Белого движения П.Б. Струве и И.А. Ильиным как феномена национальной отечественной культуры.

Характеристика источников. Источниковую базу исследования составляет творческое наследие П.Б. Струве и И.А. Ильина. В первую очередь это работы,

в которых изучаются проблемы революции, истоков и сути большевизма, Белого движения и прогнозирования путей развития России. Исследовались следующие работы П.Б. Струве: "Государственность и культура" (1918 г.), в которой Струве отмечает неразрывную связь между культурной жизнью государства и его существованием, а также делает прогноз на будущее развитие России. "Итоги и существо коммунистического хозяйства" (1921 г.), в которой Струве анализирует экономическую политику большевиков, ее соответствие постулатам марксизма. "Историко-политические заметки о современности" (1921 г.), в которой Струве анализирует военные неудачи белых. "Материнское лоно и героическая воля" (1923 г.), в которой затрагиваются проблемы революции и развала Российской империи. "Подлинный смысл и необходимый конец большевистского коммунизма: по поводу смерти Ленина" (1924 г.), посвященную личности В.И. Ленина и идеологии большевизма. "Познание революции и возрождение духа" (1923 г.), в которой анализируются причины революции. "Прошлое, настоящее, будущее. Мысли о национальном возрождении России" (1922 г.), в которой Струве размышляет о будущем России, полемизирует с другими представителями зарубежной мысли. "Размышления о русской революции" (1918 - 1921 гг.), в которой Струве анализирует причины событий 1917 г. и Гражданской войны. "Россия" (1922 г.), в которой указаны пути возрождения России. "Штурм небес" (1925 г.), посвященную церковной политике большевиков.

Наиболее ценны следующие работы И.А. Ильина: "Большевизм и кризис современного правосознания" (1925 г.), в которой анализируется развитие идеологии большевизма. "Государственный смысл Белой армии" (1923 г.), посвященную осмыслению задач Белого движения. "Идея Корнилова" (1925 г.), в которой Ильин затрагивает вопрос о сути Белого движения. "Кризис безбожия" (1935 г.), которая содержит размышления о мировом духовном кризисе; "Наши задачи" (1948 - 1954 гг.), которые содержат предсмертные статьи и заметки И.А. Ильина. "О монархии и республике" (1923 - 1954 гг.),

незаконченная работа, в которой Ильин сравнивает монархическое и республиканское устройство; "Проблема современного правосознания" (1923 г.), в которой говорится о причинах революции; "О сопротивлении злу силою" (1925 г.), в которой Ильин критикует учение Л.Н. Толстого и оправдывает участников Белого движение с религиозной точки зрения. "Основные задачи правоведения в России" (1922 г.), в которой анализируются причины революции. "Основы борьбы за национальную Россию" (1938 г.), в которой указаны пути развития будущей России. "Основы христианской культуры" (1937 г.), в которой разрабатываются основы воспитания человека. "Письма о фашизме" (1924 - 1925 гг.), посвященную развитию фашистской идеологии, функционированию фашистской Италии. "Творческая идея нашего будущего" (1934 г.), в которой Ильин предлагает меры по воспитанию русского характера; "Что такое демократия?" (1939 г.), посвященную проблемам демократии; "Яд. Дух и сущность большевизма" (1932 г.), посвященную идеологии большевизма.

Вторую группу источников составили публикации документов и материалов по проблеме идеологического противостояния в среде русской эмиграции. Данные сборники содержат разнообразный фактический материал и позволяют воссоздать картину общественно-политической жизни Зарубежья. Ценный материал содержится в сборнике документов «Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940 гг., документы и материалы» (М., 1999). Определенная научная информация содержится в серии сборников документов «Русская военная эмиграция 20-х - 40-х годов» (в котором впервые введены в научный оборот документы архивов ФСБ и СВР Российской Федерации), и ряде публикаций Г.П. Струве "Из архив