автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему: Идеологические основы внешней политики Исламской Республики Иран
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Ятимов, Саймумин Сатторович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИС ЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
§ 1. Современная система международных отношений и основные параметры идеологии иранского шиизма.
§ 2. Идеологические принципы внешней политики ИРИ и её особенности.
ГЛАВА II. ИСЛАМСКАЯ РЕВрЛНЭДЩ|у£НЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИРИ
§ 1. Ислам как идеологическое содержание внешней политики
ИРИ.30
§ 2. Конституционные основы идеологической ориентации ИРИ.50
ГЛАВА III. ИСЛАМ И ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИ -ТИКИ ИРИ
§ 1. Внешняя политика ИРИ и религиозно-политические движения в современных условиях.74
§ 2. Исламская международная система и новый международный порядок.97
Введение диссертации2001 год, автореферат по политологии, Ятимов, Саймумин Сатторович
Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью идеологии в организации всей внешнеполитической деятельности. Составляя систему ценностных ориентации общества, идеология формирует основные принципы, убеждения государственных деятелей, восприятие ими окружающего мира, их представление о месте и роли своего государства в уже сложившейся или слагающейся международной системе. Анализ международных отношений показывает, что ключевым звеном в идеологии или внешнеполитической концепции является ее национальная сущность, соответствующие ей характерные черты. Всякая идеология создается специалистами, учеными и опытными политиками и в ее формировании используются все необходимые методы, свойственные формированию политической идеологии. На основе созданной идеологии разрабатывается целая система доказательств морального оправдания внешнеполитических акций, которые в отдельных конкретных случаях находятся в серьезных противоречиях с общечеловеческими нормами морали и права. Поэтому среди актуальных проблем современной системы международных отношений одно из ведущих мест занимает проблема исследования идеологических основ внешней политики, ее сущности, а также трансформации и форм ее использования.
События конца 70-х годов в Иране, создание Исламской Республики, материализация исламской идеологии, влияние иранской революции на процессы, происходящие в мире в целом и в исламских государствах в особенности, привлекают все больше внимания мировой общественности и заинтересованных стран к этому, с научной и теоретической точки зрения, уникальному явлению. Для Запада и республик бывшего Советского Союза, в особенности для России - все еще могущественного соседа и стратегического партнера ИРИ - ценность идеологических концепций внешней политики Ирана нарастала с момента последних событий на Балканах и на Северном Кавказе.
Плодотворность исследования этой проблемы может быть достигнута на основе объективного и конкретно-исторического подхода к ее осмыслению и учета особенностей Иранской революции, которая явилась поворотным пунктом в социально-экономической и общественно-политической жизни Ирана и коренным образом изменила внутреннюю и внешнюю политику страны.
Специфика организационно-идеологической основы революции заключалась в том, что она готовилась в мечети. Религия выступила идеологическим базисом, а после победы революции - основой для формирования внешнеполитического курса Исламской Республики Иран. Политическая идеология, созданная шиитскими богословами и ориентированная на внешнюю среду, за весь период существования Исламской республики остается без существенных изменений, хотя формально менялись некоторые ее лозунги в зависимости от остроты постановки проблем внутри страны и на международной арене. Игнорирование этого требования делает исследование темы во многом абстрактным и неэффективным.
Актуальность темы исследования также вызвана тем, что персоязычные, но суверенные государства - Таджикистан, Иран и Афганистан объединяют общность истории, религии, языка, культуры и других компонентов, составляющих фундамент цивилизации любой нации. Этнографическая близость и общность национальных традиций народов этих стран играет в данном вопросе немаловажную роль. Это наглядно показали недавние события гражданской войны в Республике Таджикистан в 1992 - 1997 гг., феномен которой имеет определенные схожие черты с событиями конца 70-х -начала 80-х годов в Иране.
Все это вместе взятое диктует необходимость теоретического осмысления, изучения и обобщения проблем идеологических основ и принципов внешней политики Исламской Республики Иран, что дает возможность прогнозировать достижение промежуточных результатов, разработать конкретные рекомендации по улучшению отношений с ИРИ.
Степень разработанности проблемы. Интерес к исследованию идеологических основ внешней политики существовал всегда, однако с середины 60-х годов, когда на арену международных отношений все больше начал выходить исламский фактор, изучение этой проблемы значительно активизировалось. Не только образованные теологи, но и многие светские ученые как на Западе, так и на Востоке воспринимали произведения Сайда Кутба, (Египет), Сайда Джамолидина Афгани (Афганистан), Абдул Аъла-ал-Маудуди (Пакистан), Хусейна Шариати (Иран) как явление, отражающее возникновение нового религиозного политического мышления на основе ислама.1
Бурные политические события 1978 - 1980 гг. в Иране, создание Исламской республики и влияние иранской революции на мировые процессы привлекают все больше внимания ученых и политиков мира к этой проблеме. Иранская революция имела ярко выраженную антизападную сущность. Она поставила под сомнение правильность прозападного развития Ирана и затронула интересы Запада в богатейшем минеральными ресурсами регионе, оказала существенное влияние на геополитическую и геостратегическую обстановку во всем азиатском континенте. Именно поэтому изучение «иранского феномена» становится предметом пристального внимания ученого мира, особенно, иранистов -политологов, социологов, историков и культурологов. В их исследованиях четко проявляется стремление к преодолению поверхностных представлений о происходивших в Иране событиях конца семидесятых и начала восьмидесятых годов. Эти исследования были подчинены задаче проникновения в суть произошедших событий и получения достоверных знаний для рационального пути решения жизненно важных внешнеполитических интересов заинтересованных государств в Иране. Характерно, что изучением идеологических основ внешней политики ИРИ как специального объекта
1 Aracchi Sayed Abbas. Islamic Theo-democratic: the political ideas of Abdul Ala-al Mawdudi -The Iranian journal of international Affairs, vol VIII, №4, winter 1996-1997;Gordon Craid. Political and diplomatic history. New York, 1972; Таботабои Мухаммад. Саиджамолидцин Асадободй ва бедории машрикзамин.- Техрон, 1993. исследования на Западе и в странах СНГ никто не занимался. В работах большинства западных ученых-политологов рассматриваются только различные аспекты этой проблемы, а исследований сумевших связать все эти аспекты воедино практически очень мало. Из их числа можно назвать лишь монографии и отдельные статьи профессора К. Рамазони1, эмигрировавшего после революции в США и занимавшегося исследовательской и преподавательской работой в Университете штата Виржиния. Являясь одновременно советником Госдепартамента США по проблемам Ближнего Востока, он всесторонне исследовал влияние «хомейнистского ислама» на внутреннюю и внешнюю политику ИРИ и влияние исламской революции на процессы, происходящие на Ближнем Востоке. По его мнению, Хомейни и другие основатели Исламской Республики Иран выбрали Ближний и Средний Восток как основной объект оказания своего влияния в качестве экспорта исламской революции и проведения политических экспериментов по созданию исламских проиранских режимов.
В ряде научных исследований авторы рассматривают соответствующую реакцию Запада на устремления Ирана по оказанию идеологического влияния на
•у мусульман Ближнего и Среднего Востока . В этих работах ислам рассматривается как религия и политическая идеология, раскрываются способы использования его как инструмента для проведения внутренней и внешней политики, для решения тактических и стратегических задач. В работах этих авторов достаточно полно исследуются методы деятельности разных государственных структур ИРИ в
1 Ramazoni R. Khomeini's Islam in Iran's foreign Polisy-Islam in Foreign Polisy, Edited by A. Davisha, New York, 1985; Ramazoni R. Revolutionär! Iran, Challange and Response in the Middle East - John Hopping University Press, 1986.
2 Ecposito J. The Persian Gylf War, Islamic Mowement and the New World Order.- The Iranian Jourlan of International Affarais, №2, September, 1993; Ecposito J. The Islamic Recurdens, Iran and West.- The Iranian Jourlan of International Affarais, №4,1992 -1993; Muson H., Islam and Revolution in the Middle East.-Yale University Press, London, 1986; Richard C. Iran's persiption of the Superpowers. Ideology and Iranian Revolution, edited by Shahrukh A., New York, 1985; William G., Saudi Views of the Iranian Revolution. Ideology and Iranian Revolution, edited by Shahrukh A., New York, 1985; Lovel G. The Challenge of American Foreign Polisy.- Maximilian Publishing Company, New York, 1985. реализации намеченных ею внешнеполитических акций с использованием исламской идеологии.
Особенность этих исследований заключается в том, что в них специально рассматривается шиитский аспект ислама, как государственной религии в Иране и, поэтому, обращается особое внимание на идеологические основы внешнеполитических акций ИРИ, ориентированные на шиитские нацменьшинства стран Персидского залива и Среднего Востока.
Называть эти исследования односторонними нельзя, вместе с тем/ необходимо подчеркнуть, что они были проведены с учетом социальных потребностей тех стран и международных организаций, интересы которых непосредственно пересекаются с интересами ИРИ. Поэтому особое внимание в них уделено анализу тех аспектов идеологических основ внешней политики Ирана, которые наиболее ярко проявляются во взаимоотношениях последнего со странами Запада или международными организациями, такими как Европейский Союз, ООН и др.
Проблема влияния политической идеологии ислама на внешнеполитические процессы также является предметом особого внимания ученых - политологов и ученых - теологов ИРИ.
В работе иранских ученых - политологов1 указанная тема исследуется более или менее объективно. Признавая совершение исламской революции историческим фактом и подчеркивая роль духовенства в ней, авторы рассматривают существующую идеологию как закономерное явление исламского политического строя. Эти исследования, не затрагивая глубинные, сущностные основы внешнеполитических концепций ИРИ, предназначены для лиц, причастных к формированию внешней политики Ирана, с целью осознания
1 Riza S. Islamic Fundamentalism and Démocratisation in the Middle East.- The Iranian Jourlan of International Affarais, №2, 1994; Иззатуло И. Иранская геополитика и ее влияние на безопасность в Персидском заливе.- Внешняя политика, 1998, №1; Торамсари М. Основы международной и внешней политики ИРИ.- Внешняя политика, 1998, №2; Барзуин С. Формирование политических фракций в ИРИ (1983-1997 гг.).- Тегеран 1997; Ходжат М. Политические фракции в современном Иране,- Тегеран, 1998. ими необходимости частичного реформирования политической идеологии и внесения в неё элементов, которые соответствовали бы реальным национальным интересам страны. Исходя из особенностей политического режима в Иране и боязни репрессивных мер со стороны правящего духовенства, авторы указанных работ не могут позволить себе полностью раскрыть некоторые мысли и ограничиваются вялым обозначением проблемы.
Исследования ученых - теологов и религиозных деятелей ИРИ1 направлены на теоретическое и идеологическое обоснование основных внешнеполитических концепций и доктрин Ирана. Анализ содержания этих работ свидетельствует о том, что указанная категория исследователей, имеющих возможность для свободного выражения мыслей в Иране, в основном, является проводником консервативной линии во внешней политике страны. Политическая идеология, основанная на фундаментальных идеях ислама, рассматривается ими как единственно приемлемая форма духовного усвоения окружающей действительности. Указанная группа исследователей исходит, прежде всего, из классовых и групповых интересов. Их взгляды содержат традиционные на всем протяжении существования ислама концепции политической идеологии, приспособленные к новым историческим условиям, и служат интересам шиитского духовенства, которое подменяет собой государственные интересы ИРИ.
Исламская революция в Иране и ее последствия также привлекли внимание ученых советского периода2. Их анализы носили своевременный, но, в отдельных
1 Larijani М. Iran's Foreign Policy: Prinsiplies and Objectives.- Iranian Jourlan of International Affarais, № 4, Tehran, 1998; Kazvini A. On the Foreign Policy of Islam.- Iranian Jourlan of International Affarais, №4, Tehran, 1996; Arachchi Islamic Teodemocracy: Two Political ideas of Abdul A'la Mawdudi.- Iranian Jourlan of International Affarais, №4, Tehran, 1996; Джовид И. Геополитика иранской внешней политики,- Тегеран, 1997; Асадулло Б. Политический строй ислама,- Тегеран, 1997; Говахи А. Внешняя политика ИРИ с позиции Корана, сказания Имама и Основного закона,- Внешняя политика, 1998, № 2; Тасхири М. Права человека и его развития,- Внешяя политика, 1993, № 1; Мотахари М. Ислам и требование времени,- Тегеран, 1986; Таботабои М. Сайид Джамолидин Афгони и пробуждение Востока,- Тегеран, 1993.
2 Агаев С.Л. Иран: рождения республики,- М., 1984; Иванов MC. Иран сегодня,- М., 1989; Володар В. Персидский залив в колониальной эре,- Тегеран, 1983; Марьясов А. Внешняя политика и дипломатия ИРИ,- М., 1985; Ислам: религия общество, государство,- М., 1984; Мусульманские страны. Религия и политика (70-80 годы).- М., 1985; Исламский фактор в международных отношениях в Азии.- М., 1987. случаях, скоропалительный характер. По всей вероятности, они выполняли поставленную перед ними руководством СССР задачу по ознакомлению заинтересованной советской аудитории с революционными событиями, которые вынудили стратегического противника страны - США далеко отойти от южных границ Советского Союза. И только в отдельных работах советских исследователей освещаются вопросы идеологических основ внешней политики исламского Ирана, делаются попытки пристального изучения и оценки идеологических концепций нового режима в ИРИ, В частности, Агаев С. на основе анализа факторов, служивших фундаментом для качественного изменения иранского политического строя, а также первых лозунгов режима, приходит к выводу о том, что лозунг «Ни Восток и ни Запад, только - исламская республика» подвергает страну риску длительной самоизоляции. Автор, в определенной степени, прогнозировал становление политики экспорта исламской революции по всему мусульманскому миру одним из главных направлений внешней политики шиитского духовенства Ирана1. Следует отметить, что во всех вышеуказанных и других работах советских исследователей идеологические основы внешней политики ИРИ анализируются в общих чертах, рассматриваются в комплексе с другими аспектами внешней политики.
Существенную помощь в исследовании изучаемой проблемы оказывают работы российских и таджикских ученых, опубликованные в последние годы2. В них делается попытка заполнить «белое пятно» в изучении идеологических основ внешней политики ИРИ. Однако еще остаются много нерешенных и дискуссионных вопросов, касающихся этой проблемы. Поэтому назрела
1 См.: Агаев С.Л. Иран: рождение республики.- М., 1984.
2 Афсахзод А. Хазрати Имом Хумайни-падари инкилоби исломи.-Душанбе, 1998; Гушер А., Славохотов А. Стратегия национальной безопасности России на Юге.- Азия и Африка,-1997, № 1; Догориенко Е. Институт марджаията в шиитской общине.- Азия и Африка.- 1997, № 1; Интервью «Общей газете».- Центральная Азия и Кавказ, 1997, №5; Шукуров М. Халой маънави дар Точикистон ва рисолати таърихии Эрон.- Осиёи Миёна ва Кафкоз, 1997, №5; Наумкин В.В., Мамедова Н.М. Доклады российских участников 5-ой конференции "круглого стола" по Российско-иранским отношениям, М., 1999 г.; Махмадов А.Н. Точикистон дар масири истиклолият, Душанбе, 2000 ; Сиёсат ва равандхои чомеа, Душанбе, 2001. необходимость осуществления отдельного, сравнительно полного изучения и исследования идеологических основ внешней политики Ирана.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ идеологической основы внешней политики Исламской Республики Иран. Исходя из недостаточной изученности проблемы и ее актуальности, на основе использования различных материалов, особенно руководящих документов исходящих от политических лидеров ИРИ, Конституции и директив руководства страны, касающихся внешнеполитических аспектов, источников по проблемам теории и практики деятельности Ирана в международной системе взаимоотношений, провести анализ основных идеологических факторов, влияющих на внешнюю политику ИРИ, а также главных источников и путей ее формирования.
В соответствии с основной целью исследования рассматривается ряд задач, наиболее важными из которых являются:
- определение идеологических основ внешней политики ИРИ с учетом происшедших качественных социально - политических изменений в стране, раскрытие понятия «исламской революции», роли и внешнеидеологической миссии шиитского духовенства;
- исследования главной идеи исламской легитимации, рассмотрение конституционных основ идеологической ориентации ИРИ на международной арене;
- анализ проблемы «исламский полюс» и новой структуры международных отношений, соотношение понятий «ислам» и «демократия», «шиитский ислам» и «вахаббизм», «ислам и секуляризм»;
- показ приоритетов внешней политики ИРИ, ее отношения к исламским политическим движениям, а также места и роли оппозиционных исламских групп, партий и движений мусульманских стран во внешней политике Ирана;
- характеристика отношения ИРИ к национально-освободительному движению в современном мире, рассмотрение специфических истолкований таких понятий как «угнетенные» и «угнетаемые», а также соотношение ислама и национальной культуры.
Методологическая основа и источники исследования. В качестве методологической основы использован логический, исторический и диалектический метод исследования. В работе над диссертацией автор опирается на положения и выводы, содержащиеся в трудах западных и отечественных ученых, исследующих данную проблему.
Важным источником, раскрывающим многообразие идеологических доктрин, являются выступления, заявления, статьи, монографии политических лидеров ИРИ, Конституции и другие работы, касающиеся идеологических основ внешней политики Ирана.
Научная новизна исследования связана прежде всего с поставленными задачами - специально изучить идеологические основы внешней политики ИРИ и её особенности. В таджикской обществоведческой литературе это будет первая работа, написанная по данной проблематике.
Конкретные элементы новизны исследования заключаются в том, что в ней:
- анализируются религиозно-идеологические критерии внешней политики ИРИ, использование ею принципа «внешняя политика ислама» как идеологической основы деятельности на международной арене;
- раскрываются объективные факторы идеологизации внешней политики с учетом заведомо известных, далеких от реальности концепций, полностью либо не полностью игнорирующих действительность, находящихся в противоречии с политическими реалиями сложившейся международной обстановки;
- показывается особенность региональной политики ИРИ в условиях сложившейся моногополярности международной системы, в которой главная роль принадлежит США, а также использование Ираном идеологии как руководящей и определяющей силы, не достигающей по своему значению параметров существующей действительности;
- проводится научный анализ структуры внешней политики, ценностных и идеологических ориентаций общества, политической элиты, фракций, непосредственно оказывающих влияние на создание и формирование внешнеполитического курса, путей и методов трансформаций идеологических ценностей во внешней политике ИРИ;
- рассматривается и дается оценка поиска обществом, интеллигенцией и частью элиты страны новых политических и идеологических ориентиров, отражающих реальные национальные интересы с учетом девальвации старых.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется важностью геополитического и геостратегического значения ИРИ для стабильного развития региона. Целенаправленные политические устремления и амбиции Ирана по превращению во влиятельную силу в регионе делают эту страну величиной, с которой вынуждены считаться великие державы, а также государства регионов Персидского залива, Среднего и Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа. Вместе с тем, Иран фактически обладает невысоким уровнем социально-экономического и общественно-политического развития, который не дает ему возможности достичь своих стратегических целей использованием только факторов, основанных на принципах политического реализма.
Значимость данного исследования заключается в том, что в нем теоретически раскрываются основные параметры идеологических основ внешней политики ИРИ, показываются тенденции, направления, процессы трансформации и реализации внешней политики на региональном уровне.
Практическая ценность исследования состоит в том, что его материалы могут служить заинтересованным организациям, специалистам и исследователям, а также общественности для формирования реальных представлений об идеологической сущности внешнеполитических акций ИРИ. Материалы исследования также могут найти применение в процессе преподавания обществени ных дисциплин, в частности, в курсе политологии, политической истории и социологии.
Представляется возможным использовать результаты диссертационного исследования в определении концепции внешней политики Республики Таджикистан по отношению к Исламской Республике Иран, народы которых связаны общностью языков, традиций, истории и культуры.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были опробированы на международной научной конференции в Тегеране (2000 г.), научно-практической конференции «Политика и безопасность» (Душанбе, 2000 г.) и в научных публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени К.Ш. Джураева.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Идеологические основы внешней политики Исламской Республики Иран"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исламская революция явилась поворотным пунктом в социально-экономической и общественно - политической жизни Ирана. Коренным образом изменила внутреннюю и внешнюю политику страны. Она носила антимонархический и антиамериканский характер, свершилась под религиозными лозунгами. Возникла по инициативе духовенства, затем постепенно охватила другие классы и слои общества. Религия выступила в качестве идеологической основы стремления народа к свободе, к лучшим условиям жизни. В этой связи шиитское духовенство оказалось во главе борьбы революционных масс. Захватив власть, клерикалы стремились к тому, чтобы закрепить, монополизировать власть. Они, опираясь на определенные слои общества, стремительно и с использованием насильственных методов боролись с оппозицией. Целью борьбы с оппозицией являлись обеспечение единовластия, искоренение инакомыслия, которые могли поставить под сомнение власть и интересы духовенства в целом.
Согласно установкам лидера революции Р. Хомейни, монополизация власти, взятие под контроль всех сфер общества имеет твердое, недвусмысленное объяснение. Он заявил, что «Народ боролся за ислам. А ислам означает все, что в мире называют свободой и демократией. Да, ислам содержит все, ислам включает все. Ислам - это все».1 Все другие объяснения необходимости взятия власти шиитским духовенством, исламизации общественно-политической жизни иранского общества, его внутренней и внешней политики Р. Хомейни и других идеологов революции, в основном, исходят из этого простого, но однозначного объяснения.
Краеугольным камнем всякой революции является проблема власти. В интерпретации шиитских богословов власть не имеет никакого отношения к земным существам, в их толкованиях они исходят из теогенетической программы. В данном случае народ не рассматривается как источник легитимности, а, сле
1 Агаев С. Иран: рождение республики, Политиздат, Москва, 1984, стр. 313-314. довательно, орудие внутренней и внешней политики. Монополизируя власть, чтобы сохранить ее надолго, не дать возможности политической оппозиции сформироваться и укрепить свои позиции под любой иной, нетрадиционной для восточной психологии идеологией, духовенство объявило легитимность власти от Бога.
Ведущие исламские государства, объявляя ислам как основу для формирования внутренней и внешней политики, стремятся находить в священных писаниях положения, отвечающие их национальным интересам, одновременно предоставляющие им возможность без особого конфликта «жить в семье наций". Политическая идеология, созданная шиитскими богословами, носит кристаллизированный, догматический характер. За период существования исламской республики формально менялись некоторые лозунги в зависимости от остроты постановки проблем внутри страны и на международной арене. Многие исследователи, считая эти изменения позитивными, отмечают, что они произошли не по воле религиозно-политической элиты, а из-за объективных предпосылок -сложности социально-экономической и общественно-политической обстановки в стране, из-за ухудшения позиций ИРИ как в региональном так и в международном масштабах. Религиозная иерархия не меняла свои позиции, оставалась преданной основным лозунгами революции, она по-прежнему склонна к превращению своей теории в разновидность прожектёрского сознания. Особенно это касается определения места и роли ИРИ в международной системе, с учетом политического реализма, то-есть элита пытается продолжать жизнь в условиях «плотно закрытых дверей». Некоторые попытки исполнительных органов страны относительно выхода на Запад носят несущественный и неопределяющий характер.
Одной из качественных характеристик идеологической практики внешней политики ИРИ является то, что события, происходящие как в регионе, в мусульманском мире, так и в мировом масштабе в целом, воспринимаются в Иране и отражаются не так, как эти процессы происходят в реальном их проявлении. Эти события окружающей действительности воспринимаются и демонстрируются такими, какими они кажутся идеологам режима, порою изображаются в перевернутом виде. Указанные качества, прежде всего, относятся к религиозно-политической элите страны, её идейно-политическим и ценностным ори-ентациям. Она не способна и не готова воспринимать эти события в ином, противоречащим их взглядам виде. Эти лица непосредственно причастны к созданию, формированию и реализации внешней политики.
Ираном, на основе идеологических концепций внешней политики, создана искусственная доктрина, основу которой составляет распространение ислама по всему свету, создание единого исламского государства в мире. Достижению этого результата должна предшествовать серия важнейших мероприятий, в реализации которых активная роль определена самой ИРИ. Главными из них являются: активизация религиозно-политических движений во всех мусульманских странах, а также сообществах, экспорт исламской революции, создание исламских режимов проиранского типа, превращение мусульманских сообществ в западных странах в реальную политическую силу, которая обладала бы способностью оказывать соответствующее влияние на общественно- политическую обстановку в этих государствах. Центральным местом в указанной доктрине является признание исламским миром Ирана в качестве ам - ул - каро (центральное государство последователей Аллаха), воспитание у всех мусульман мира чувства ответственности за защиту интересов этого государства. Подготовительные акции в создании единого мусульманского государства в настоящее время должны проходить под антиамериканскими и антиизраильскими лозунгами. Естественно, Иран осознает, что реализация элементов этой экспансионистской по сущности доктрины как на международном, так и на региональном уровнях не может являться простой задачей.
Опираясь на исламскую религию, шиитские идеологи проявляют стремление изобразить свою внешнеполитическую доктрину абсолютной, неподдающейся какому либо изменению и корректировке. В тактическом плане на разных уровнях могут появиться «новые политические мышления», инициативы типа «диалога цивилизаций». Вместе с тем, проблемы, касающиеся принципиальных вопросов внутренней и внешней политики страны, остаются без особого, существенного изменения. Эти вопросы ясно и недвусмысленно нашли отражение в Конституции ИРИ.1 С момента ее принятия, на протяжения более двадцати лет указанный документ не претерпел существенных изменений, в частности, в области внутренней и внешней политики.
На наш взгляд, важнейшим в структуре внешней политики является процесс принятия решений. Представляется, что главными являются идеологическая и ценностная ориентация политической элиты, а также уровень и качество информации, имеющейся у лиц, наделенных правами принятия решений. Краеугольным в кадровой политике страны продолжает сохраняться требование Р. Хомейни о том, что Исламской Республике нужны не специалисты, а предан- ^ ные люди. В этой связи приоритет по всем направлениям кадровой политики отдается лицам, соответствующим по идеологическим качествам режиму. Практика внешнеполитической деятельности ИРИ, степень её результативности указывают на то, что лица, наделенные правами принятия решений, не пользуются своевременной, качественной и беспристрастной информацией. Из соответствующих пунктов к руководству чаще идет информация, которая принимается и передается ему такими подобранными по идеологическим качествам кадрами, которые сортируют и интерпретируют данную информацию по субъективным или идеологическим критериям. Этим чаще всего объясняется неспособность правящего режима предвосхитить насущные политические события, возникновение кризисных ситуаций на участках внешнеполитической деятельности, которые обошлись ИРИ огромными материально - физическими потерями, ослаблением либо утратой страной основных позиций.
Связи ИРИ с религиозно-политическими и национально-освободительными движениями, главным образом, прикрываются и мотивируются идеологиче
1 Конституция Исламской Республики Иран. - В кн.: Весна свободы. Москва, 1994. скими постулатами. Одновременно в них заложены собственные интересы шиитского духовенства, чаще всего выдаваемые за государственные. Несмотря на огромнейшие материально-финансовые расходы, результативность этих акций не является адекватной. Наоборот, идея экспорта исламской революции, поддержка религиозно-политических движений, партий и групп наносили и продолжают наносить удары по политическому престижу страны. Одной из основных причин величайшей трагедии, которую пережил иранский народ за свою историю, ирако - иранской войны, стал военный ответ Ирака на лозунги ИРИ об экспорте исламской революции, создания на этой основе обстановки кон-фронтационности в отношениях с мусульманскими странами. Эта ситуация была умело использована противниками ИРИ, которые фактически подтолкнули Багдад к открытию военных действий. Извлекая уроки, Иран несколько снизил остроту своих политических лозунгов, однако, в сущности его цели и намерения, формы и методы деятельности оказались незатронутыми в плане переосмысления.
Как религия ислам имел и продолжает иметь огромное влияние на жизнеустройство, поведение, образ жизни мусульман ИРИ. Представлять иранское общество без исламских, религиозных ценностей невозможно. Вместе с тем, события, происходящие в стране и вокруг, нее указывают на наличие кризиса идеологических концепций, созданных определенным слоем общества и выгодных ему. Внутри общества наблюдаются тенденции, когда прежние ценностные ориентиры теряют значение. Во внешней политике идея экспорта исламской революции реального успеха не имела. Она была обеспечена идеологически, поддержана в материально-финансовом отношении. Главари религиозно-политических движений за рубежом, чувствуя материальную и моральную поддержки, во многих случаях злоупотребляли и продолжают злоупотреблять «исламской солидарностью» ИРИ. Это постепенно осознает иранская общественность, что является одной из причин социальной напряженности в стране. В этой связи, остро возникает вопрос о перспективах политической жизни государственной идеологии. Несмотря на консервативность монархизма до революции, ценою огромных потерь династии Пехлеви удалось формирование иранской нации. Пропагандистская машина исламского режима стремится вытравить из сознания общества это понятие, заменить его термином мусульманской нации. В условиях кризиса ценностных ориентацией общества такая политика режима представляет на самом деле угрозу единству нации, а следовательно, не только стабильности режима, но и целостности самого государства. В качестве альтернативной, возможно, параллельной идеологии многие местные и некоторые зарубежные ученые предлагают идеологию иранского национализма, основанную на древности иранского народа, языка фарси, искусства, культуры и литературы персидской цивилизации в целом. Эта идеология предлагается как наиболее реальный, приемлемый, отвечающий национальным интересам страны путь развития. Такая идеология может на международном и, прежде всего, на региональном уровнях успешно обеспечить национальные интересы ИРИ, способствовать выходу страны из политической и идеологической изоляции. Вместе с тем, в условиях исламского режима указанная идеология не может претендовать на ведущую роль, однако, её существование как элемент в идеологической системе страны возможно и крайне необходимо, так как она отвечает государственным интересам ИРИ.
Следует провести фундаментальные исследования по эффективности использования Ираном смешанной идеологии, целесообразности обеспечения избирательного подхода, исходящих из объективных условий построения отношений ИРИ с конкретной страной.
Предложенными методами можно прогнозировать достижение промежуточных результатов, предполагать повышение уровня эффективности внешнеполитических устремлений Ирана в соответствующих направлениях. Однако, изменить сущность современной политической идеологии Ирана, приспособить и максимально адаптировать её к взаимовыгодным условиям во взаимоотношениях с ним, невозможно. Как в любом тоталитарном государстве, роль и статус политической идеологии в ИРИ закреплены конституционным законом, являются сущностью не подлежащей реформированию. Необходимо строить отношения с ИРИ с учетом этих реальностей.
Предлагается считать одним из существенных результатов настоящего исследования вывод о заинтересованности в сохранении современной политической идеологии ИРИ ведущими странами Запада. США и их союзники объявили богатейшие в мире по запасу углеводородного сырья районы Персидского залива зоной своих жизненно важных интересов. Появление других центров сил в регионе противоречит их национальным интересам. Любые союзы между государствами региона также неприемлемы для них. Чтобы сохранить настоящее соотношение политических сил в Персидском заливе, на Ближнем и Среднем Востоке, Запад готов пойти на огромные материально-финансовые затраты. До революции Иран считался самостоятельным центром силы в регионе, диктовал свои условия арабским странам залива. Геополитическая и геостратегическая ситуации в регионе, после исламской революции поменялись. Теперь условия диктуются только США.
Идеология, впитываемая внешнеполитической доктриной ИРИ, служит для Ирана как фактор самоизоляции. Установка на острую идеологическую конфронтацию не дает ему возможности более эффективно развивать интеграционные процессы не только со странами залива, но и, практически, со всем прогрессивным миром. Идеи самопожертвования ради собственных идеологических концепций способствуют развитию регрессивных тенденций в политике, экономике, а, следовательно, и в международных отношениях, являются идеальным малозатратным средством расправы с самим Ираном, в чем крайне заинтересованы политические оппоненты ИРИ. Для Запада ценность идеологических концепций ИРИ нарастала с момента последних событий на Балканах и на Северном Кавказе. Руководствуясь догматичностью и иллюзорностью идеологических представлений, ИРИ в большей степени выступала на стороне Запада, не учитывая интересы отдельных стратегических партнеров.
Иран, независимо от уровня своего общественно-политического и социально-экономического развития, позволяет себе наравне с Россией серьёзно претендовать на раздел сфер интересов на Кавказе и Средней Азии. Этот путь импонирует Западу и всячески поощряется им. Указанный вывод усиливает версию в пользу нарастания правоконсервативных идеологических тенденций во внешней политике ИРИ на протяжении ближайших несколько лет.
Анализируя идеологическую основу внешней политики ИРИ можно прийти к следующим выводам:
- революция 1979 года, свершилась под организационным началом и непосредственным руководством наиболее подготовленного, обладавшего реальными атрибутами социально оформленного класса шиитского духовенство, которое на протяжении определенного исторического периода было нацелено на борьбу за завоевание и использование власти;
- успешное агрегирование социальных интересов - национально-патриотические чувства народа, всеобщий настрой выхода из полуколониальной системы, искусное выявление иных интересов граждан, социальных групп, особенно низших слоев населения и профессиональное их использование, как движущих сил революции, обеспечило достижение клерикалами своих программных задач;
- решающим элементом в комплексе борьбы за завоевание и использование власти в Иране являлся выбор политической идеологии. В иранских условиях социально-классовой дифференциации общества единственной идеологией, пользовавшейся правом на жизнь, являлась шиитская. Духовенство, политические, экономические, социальные и иные интересы которого серьезнейшим образом могли пострадать в результате, проводимой шахом "белой революции", смогло выдать свои частные интересы за целое, общее состояние, обеспечить ей качество масштабности. Главный успех революции обеспечивался этим идеологическим состоянием;
- завоевав государственную власть, шиитское духовенство за кратчайший срок обосновало законодательно теологическую теорию происхождения государства, государственной власти, закрепив ее конституционно-правовыми нормами. Стержневой основой, утверждаемой данной теорией, является тезис "принадлежности полноты власти имаму Махди". Руководитель Исламской Республики Иран - Вилояти факих, согласно Основного Закона страны, может передать власть лично ему, приезд которого на основе шиитской теории государственного права, ожидается всеми мусульманами Земли.
Руководствуясь этой же теорией, малочисленная шиитская элита полностью монополизировала, политическую, экономическую, военную, религиозную власть;
- в мировой практике в концепции конституционно-правовые проблемы развития государственности, власти и властные отношения шиитскому духовенству удалось установить принцип неизменности конституционных ценностей. Он затрагивает неизменность базисных идеологических основ ИРИ. Иные проблемы, связанные с легитимностью власти, перед высшим руководством Ирана не стоит;
- внешняя политика ИРИ, осуществляемая через соответствующие институты, подчинена деятельности в интересах общественного и государственного строя и призвана выражать их интересы. Важнейшей, в этом отношении, выходит проблема теоретико-концептуального принципа идеологических основ внешней политики страны. Руководствуясь соответствующей теорией, специалисты - идеологи, опираясь на священные книги ислама, высказывания Имама Хомейни и принятые на их основе Конституции страны, обосновывают ценности и идеалы, которые через определенные институты власти в разных формах, стремятся реализовывать за пределами страны. Формы и методы реализации идеологических концепций ИРИ за рубежом являются различными - от пропагандистских до применения насилия, что отражено в функциональной характеристике внешнеполитических аспектов Конституции страны;
- бессомненным является факт процесса девальвации некоторых конституционно этернизированных идеологических ценностей ИРИ. Высшая элита, имеющая непосредственное отношение к формированию и реализации внешнеполитических концепций ИРИ, частично осознает это, в связи с чем с учетом опыта несовпадения интересов и программ, цели и задачи в региональных, особенно глобальных масштабах, наносившего, в некоторых случаях огромный ущерб государственным и национальным интересам Ирана, наблюдаются элементы осторожной переоценки этих ценностей, создание более благополучных ситуаций для развитии двусторонних и многосторонних отношений, укрепления позиций страны как в региональном, так и в глобальном плане.
Поскольку Исламская Республика Иран исходя из своего геополитического, геоэкономического и иного положения является одной из важнейших стран Среднего Востока, находится на относительно близких географических расстояниях от Республики Таджикистан, официально заявляет на наличие в Центральной Азии в целом, в РТ в особенности, своих национальных интересов и предпринимает конкретные акции для их обеспечения, в интересах повышение прикладного значения работы, представляется возможным рекомендовать следующее:
1. Разработать внешнеполитическую концепцию Республики Таджикистан, в которую исходя из основополагающих принципов правовой природы Конституции РТ, наряду с традиционно определившимися приоритетными направлениями отношений страны с конкретными государствами и регионами, к их числу определить мусульманские страны и в первую очередь Исламскую Республику Иран.
2. Для конкретизации и поднятии эффективности, более успешного продвижения политических, экономических и иных, представляющих национальный интерес для РТ целей делать особый акцент на развитие двусторонних и трехсторонних (Республика Таджикистан, Российская Федерация и Исламская Республика Иран) отношений. Совпадение региональных и глобальных интересов между этими странами является благодатной почвой для дальнейшего, более успешного развития таких связей.
3. Главная задача таджикской дипломатии, исходя из национальных интересов РТ, заключается в том, чтобы на основе опыта тюркоязычных государств рационализировать, нивелировать таджикско-иранские отношения, переведя основной акцент с плоскости иранских этернированных ценностей на цивили-зационные - исторические, языковые, культурологические общности, существующие между двумя народами на протяжении нескольких тысячелетий.
Защита национальных интересов, их продвижение и обеспечение за пределами географических границ является основным признаком внешнеполитической функциональной характеристики каждого государства. Официальная деятельность высших должностных лиц страны, правительства, представительных органов, специальных органов внешних сношений по защите прав и интересов государства имеет возможность убедить лиц, имеющих прямое отношение к формированию и проведению внешней политики ИРИ в том, что второй путь является наиболее малозатратным и эффективным. Она находит понимание не только в РТ, но и в других странах Центральноазиатского региона, в отношениях с отдельными из которых Иран чувствует дискомфорт по известной причине.
4. Активизировать и повысить коэффициент искусства ведения переговоров официальных делегаций РТ со своими партнерами в ИРИ, обладающими способностями достижения различных взаимно приемлемых компромиссов, умеющих опираясь на опыт и соответствующие знания компетентно находить реальные пути гармонизации настоящих и футурологических интересов. Такая деятельность сужает стремления определенных кругов продвигать групповые интересы и блокировать позитивные инициативы правительства.
5. Расширение торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых взаимосвязей как на официальном уровне, так и на уровне частных организаций представляет огромную важность в интересах взаимовыгодных отношений.
Опыт показывает положительные результаты активизации контактов между научными учреждениями гуманитарного профиля, обмена культурных делегаций частных и государственных учреждений.
Обмен высокопрофессиональных делегаций, установление и развитие полезных контактов усиливает существующее в ИРИ понимание и поддержку образа действительности в идеологической системе РТ, основанной на коренных исторических традициях персоязычных народов, находящих поддержку у большинство иранцев.
6. Усиление роли средств массовой информации РТ в ликвидации непаритетного, информационного вакуума таджикской общественности относительно реального положения в ИРИ.
Исследование проблем, связанных с идеологической основой внешней политики ИРИ многогранно, продолжает оставаться открытым для дальнейшего изучения, анализа и соответствующих научных выводов, которое, по нашему мнению, одновременно полезно и может служить интересам не только стран, которые традиционно поддерживают отношения с ним, но и самой Исламской Республики Иран, которая подает надежду на начало закономерного эволюционного процесса, рождающегося в недрах этого общества, затрагивающего систему в целом.
Список научной литературыЯтимов, Саймумин Сатторович, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"
1. Абдухомид Абдухомид, «Основы политики», Тегеран издательство Туе, 1997 г., 613 стр.;
2. Абдулмалик Мухаммадсаид, «Эрон ва уфуки оянда», (Кохира, Донишкадаи адабиёти Донишгохи Ибнулшамс, 1996), мачалаи «The Iranian journal of International Affairs», шумораи 11, тобистони 1997, 10 сах.;
3. Агаев С., «Иран-рождение Республики», Москва, Политиздат, 1984, 240 стр.;
4. Аминй Иброхим, «Сиёсати хоричии хукумати исломй», Техрон, 1983;
5. Арокчй Сайид Аббос «Нахзати бозеозии исломй дар карни 20-ум: бунёдгарой ё ифротгарой», мачалаи «Сиёсати хоричй», № 1, бахори 1996, С.16;
6. Афзахзод Аълохон, «Хазрати Имом Хумайнй надари инкилоби исломй», Душанбе, 1998, 70 С.;
7. Баёт Садуллох, «Низоми сиёсии ислом», Техрон, интишороти «Садо ва -Симой Эрон», 1986, 35 С.;
8. Барзин Сайд, «Формирование политических фракций в ИРИ с 1983 по 1997 г.г.», издательство «Нашрияи маркази», Тегеран, 1999 г.;
9. Вилоятй А., «Гуфтугу бо намояндагони Итолиё, Испания ва Ирландия», мачалаи «Сиёсати хоричй», шумораи 10, тирамох- бахори 1996 97, С. 10;
10. Вилоятй А., «Суханронй дар 37- умин чаласаи мачмаи умумии СММ, Нью-Йорк, Октябри 1983», дар китоби «Дидгоххои чахонии Ч.ИЭ», Техрон, 1993, С. 8;
11. Вилоятй А., «Суханронй дар 4-умин Ичлоси вазирони хоричаи кишвархои узви Созмони Хамкорихои Исломй, Дака, декабри 1983», дар китоби «Дидгоххои чахонии «Ч ИЭ», Техрон, 1993, 6 с.
12. Вилоятй А., «Суханронй дар 40-умин Ичлоси мачмаи умумии СММ, октябри 1984», дар китоби «Дидгоххои чахонии «ЧИЭ», Техрон, 1993, С. 15;
13. Вилоятй А., «Суханронй дар конфронси Халичи Форс, Женева, марти 1988», дар китоби(<Дидгоххои чахонии ЧИЭ», Техрон, 1993, С. 11;
14. Вилоятй А., «Суханронй дар 49-умин Ичдоси Мачмаи умумии СММ, Нюw
15. Иорк, октябри 1993», дар китоби «Дидгоххои чахонии «ЧИЭ», Техрон, 1993, сах,-15;
16. Воизи М., Интервью телевидению Си-Эн-Эн, газ. «Кейхан», 9.7.1998, стр. 19;
17. Володар В., «Персидский залив в колониальной эре», перевод Шайхободи, Тегеран, издательство «Сахоб», 1983г.;
18. Гувох.и Абдулрахим, «Мабонии сиёсати хоричии Чумхурии Исломии Эрон аз нигохи Куръон, Каломи Эмом ва Крнуни Асосй», мачалаи « The Iranian journal of International Affcurs, vol. XI, шумораи 2, тобистони 1997, С. 25;
19. Гушер А., Славохотов А., «Стратегия национальной безопасности России на Юге», журнал «Азия и Африка», № 1, 1997 г., стр. 54-59;
20. Джалоипур Хамидризо, «Нация и уммат», журнал «Сиёсати хоричи», № 1, весна 1996, стр.21;
21. Дорогиенко E.fИнститут марждаията в шиитской общине, журнал «Азия и Африка», № 1, 1997 г., стр. 54-59,
22. Иванов М.С., «Иран сегодня», Москва, издательство «Наука», 1969 г., 150 стр.;
23. Иззати Иззатулло, «Иранская геополитика и ее влияние на безопасность Персидского Залива», «Внешняя политика», № 1, весна 1998 г., 15 стр.;
24. Камбтон А., «Давлат ва хукумат дар ислом», Техрон, интишороти «Арвач», 1999, С.561.
25. Каримов Ислам, «Узбекистан на пороге 21-го века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса», Ташкент, «Узбекистан», 1997 г., 160 стр.;
26. Малики Косим, «Нигохе ба Чумхурии худмухтори Чечен ва тахаввулоти он», мачаллаи «Осиёи Миёна ва Кафкоз», шумораи 6, тирамох, с. 1994, 8сах.;
27. Мутахари Муртазо, «Ислом ва чангу сулх», рузномаи «Чумхурии Исломй», 04.04.1999, С. 6;
28. Мутахарй Муртазо, «Ислом ва талаботи замон», чилди 1, матбааи «Сипехр», Техрон, 1986, С. 426;
29. Мутахарй Муртазо, «Достони ростон», «Мачмуаи чахонии ахли байт», Кум, 1997;
30. Нурй Нотик, «Суханронй дар чаласа бо фармондорон, устодон ва донишчуёни Донишгохи илмхои стратеги», рузномаи «Кайхон», 15.04.93, С.З;
31. Олбрайт М., Об американо-иранских отношений, журнал «Iran Focus», июнь, 1998 г, Лондон, стр. 5-8;
32. Оллохёрй А., «Саргузаштномаи бузурги ислом», интишороти «Дафтари нашри фархаиги исломй», Техрон, 1994, сах,. 200;
33. Пахлавон Чахонгир, «Миллат, мазхаб, ояндаи таммадуни эронй», мачалаи «Эрон фардо», шумораи 3, октябр-ноябри с. 1992;
34. Примаков Е., «Министр, которого оппозиция не критикует», интервью «Общая газета», 25.09.1996 г., журнал «Центральная Азия и Кавказ», №5,16, стр.224-233;
35. Рахмонов Э., «Рохи рахой аз бухрони азими хамагонй», (19.03.93, Дар китоби «Точикистон дар рохи демократия ва чомеаи мутамаддин», Душанбе, Ирфон,1996, С.8;
36. Рахмонов Э., «Суханронй дар назди намояндагони хизб ва харакатхои сиёсй», дар китоби «Пайванд», шумораи 2, Душанбе, 1998, С. 10 ;
37. Суруш Абдукарим, Важнее чем идеология7, издательство «Фарханги сирот»,dr1. Тегеран, 1999, стр.387;
38. Суруш Абдулкарим, «Мадоро ва мудирият», интишороти «Фарханги сирот», Техрон, 1998, С. 40;
39. Такви Носир Саидмухаммад, «Совет» во внешней политике», (на основе идей Имама Хомейни), журнал «Внешняя политика», № 3, осень 1998 г., стр.10;
40. Таботабои Мухаммад «Мухит, Саидчамолиддини Асадобади ва бедории
41. Машрикзамин», Техрон, 1993, С. 333;
42. Тасхирй Мухаммадалй, «)Сукуки башар ва густариши он», мачалаи -«Сиёсати хоричй», шумораи 1, бахори 1996, С. 25;
43. Туей Низомулмулк, «Сиёсатнома», Техрон, нашри «Сухани поре», 1374, С. 335;
44. Хоманай С.А., «Суханронй дар чамъи кишрх ои гуногуни мардум», рузномаи «Кайхон»,29.6.1994,С.З;
45. Хоманай С.А., «Суханронй дар солрузи иртихоли Имом Хумайнй», мачалаи «Сиёсати хоричй», шумораи 4, зимистони 1994;
46. Хоманай С.А., «Фаластин аз дидгохи Имом Хумайнй», Техрон, 1995, интишороти «Нашри осори Имом Хумайнй», С. 234;
47. Хоманай С.А., «Хутбаи аввал», дар китоби «Хукумат дар ислом», чилди 1. Техрон, 1996,с. 15;
48. Хумайнй Рухуллох, «Сифаи нур», чилди 20, Техрон, с. 1985;
49. Хумайнй Рухуллох, «Исломи ноб дар калом ва паёми Имом Хумайнй», гирдоваранда ва тадин: Вазарй Д., Техрон, 1995, «Муассисаи интишори осори Имом Хумайнй», С,. 120;
50. Шоракй Хасаналй Ахмадшох, «Чумхурии Исломии Эрон ва Точикистон чолишхо ва манофеи миллии Эрон», мачалаи «Осиёи марказй ва Кафкоз», шумораи 22, тобистони с. 1998;
51. Шукуров Мухаммадчон, «Халой маънавй дар Точикистон ва рисолати таърихии Эрон», мачаллаи «Осиёи Миёна ва ЬСафкоз», шумораи 5, 16, зимистош1997, С. 10;
52. Казвинй Сайид Алй, «Баррасии додгоххои чабхаи начоти исломии Алчазоир», мачаллаи «Сиёсати хоричй», шумораи 1, бахори 1993;
53. Интервью Генерального Секретаря Ливанского хизбуллаха Сайд Хасан Насрулла относительно изменения на юге Ливана и Среднего Востока,-7>газета Джумхурии Исломи, 6.03.99, стр. 2-3; if"
54. Ответы Посла России в Иране Шувалова К.В. на вопросы газеты «Хорасан», газета «Хорасан», 15.02.99, стр. 1-2;
55. Ответы Посла России в Иране Шувалова К.В, на вопросы Информационного агентства ИРНА, газета «Джумхурии Исломи», 15.05.1999;61. «Президент ва сиёсати хоричй», рузномаи «Ахбор», Техрон, 19.02.99, С. 2.
56. Akhavi Shahrough, "Ideology and Iranian revolution", in book "Iran since revolution", distributed by Columbia university press, New York, 1985, 315 pg.;
57. Aqili S.V., "D-8 shoulders heavy responsibility", "Tehran Times" daily. February, 15.1999;
58. Aracchi Sayed Abbas, "Islamic Theo-democratic: the political ideas of Abdul Ala- al- Mawdudi, The Iranian journal of International Affairs, vol. VIII, No 4, winter 1996-97, 12 pg.;
59. Asghar J. V-. "Iran and Persian Gulf: prospects for cooperation", Iranian Journal of International relation, vol. VIII. No, 3, 1996, 8 pg.;
60. Avalon Ali, "Middle East Contemporary survey", vol. XW. 1990, Western Press, San-Francisco and Oxford, 15 pg.;
61. Bayat Mangol, "Shia Islam as a functioning ideology in Iran: the cult of hidden Imam", in book "Iran since revolution", distributed by Columbia university press. New York, 1985, 215 pg.;
62. Bell Daniel, «The end ideology», USA, 1960,185 pg.;
63. Chaffield Donald, "The information revolution and the shaping of democratic global order", in the book "New thinking and developments in international politics: opportunities and dangers". New York, 1985, 115 pg.;
64. Chubin Shahrom, "The Geopolitics of the southern republics of CIS", The Iranian journal of International Affairs, vol. IV, No 2, summer 1992, 170 pg.;
65. Clive Irving, "Sayings of Ayatollah Khomeini", political, philosophical, social and religious, with special introduced by Clive Irving, New York, 1980, 189 pg.;
66. Cottam Richard, "Iran's perception of the super powers", in book "Iran since revolution", distributed by Columbia university press. New York, 1985, 15 pg ;
67. Esposito John, "The Islamic Republic of Iran and the West", The Iranian journal of International Affairs, vol. III. No 4, winter, 1991-92, 13 pg.;
68. Esposito John, The Persian Gulf war, Islamic movement and the new world order", The Iranian journal of International Affairs, vol. V, No 2, summer, 1993, 12 pg.;
69. Ghavam Abdol-Alu, "Reform and revolution", The Iranian journal of international Affairs ', vol. II, No . 2 & 3, summer and fall 1830,17 pg.;
70. Gordon Craid, "Political and diplomatic history", New York, 1972, 210 pg.;
71. Halonen Tarja, "Security in a changing world", speech in Institute Political and International Studies, Tehran, November, 16, 1996, 8 pg.;
72. Hash Deoffrey, "Iran's secret program", The conspiracy to wipe out the Baha'is castle, Cambridge, 1982, 156 pg.;
73. Hiro Dilip, "Iran under the ayatollahs", London. Boston and Henley, 1985, 414 pg-;
74. Hunt H. Michael, "Ideology and US foreign policy", 1987, Yale University Press, New Haven and London;
75. Hunter T., "Iran after Khomeini", published with the Centre for Strategic and International studies, Washington D. C., 1996, 163 pg.;
76. Ingmar Carison, "On Islam in Europe", speech delivered at IPIS, 30/11/95, The New Haven and London;
77. Islam Matizul A., "Human rights in Islamic law and international law: a comparative study", The Iranian Journal of International Affairs, vol. Ill, No 4, winter 1991-1992;
78. Islam Matizul A., "Human rights in Islamic law and international law: a comparative study". The Iranian journal of International Affairs, vol. Ill, No f, winter 1991-1992;
79. Kegley W. Charles, WiltkopfA. Eliganc, "American foreign policy", Nortdark St. Marten press, 1979, 210 pg.;
80. Khashemi Rafsanjani, "Introduction" to book "The text of letters exchanged between the President of the Islamic of Iran and the President of the Republic of Iraq,1990". translated by Daftari, Tehran, 1995, 135 pg.,
81. Khatami S. M, Visit to Italy, 6-8/3/99, Iran News, March, 11, 1999, pg. 15;
82. Khatami S. M., "Islam, liberty and development", (President's inauguration speech, "Iran News" daily, February 1, 1999, pg. 11;
83. Khatami S. M., "Religion, Freedom, Interlinked"; "Iran News" daily. May. 6,1999, pg. 6;
84. Khumeini Rukhulla, "Islamic Government", London, 1992, 200 pg.;
85. Khumeini Rukhulla, "Islam and Revolution", Mizan Press, translated by Hamid Algav,1981,180pg.,
86. Khumeini Rukhulla, "Open letter to Prime Minister Hoveyda", april, 1967, in book "Islam and Revolution, USA, 1981, 5 pg.;
87. Khumeini Rukhulla, "The Message of Imam Khtrmeini to the brave people of Iran about America, the deposed Shah and the American spies; Tehran, 23/2/98,3pg-;
88. Khumeini Rukhulla, "Forby Hadith an exposition ethical and mystical traditions". Sepehr, Tehran, 1989, 10 pg.;
89. Khumeini Rukhulla, "American diminution of our movement means domination of Muslims", (message to the Pakistan armed forces and General Naras upon their return from the pilgrimage, 11/22/1979, 10 pg.;
90. Khumeini Rukhulla, "The messages of Imam Khomeini dealing with Den spies" September, Tehran, 1996, 5 pg.;
91. Khumeini Rukhulla, "All governments must know that Islam is unconquer able", in book "Selected messages and speeches of Imam Khumeini", Tehran, 1990, 50 pg.;
92. Khumeini Rukhulla, "Historical decree about pilgrimage", September 20, 1979, in book "Selected messages and speeches of Imam Khomeini", Tehran, 1990,10 pg.;
93. Khumeini Rukhulla, "Islam is the great religion of unity", September, 24, 1979, The message of Imam Khumeini for gathering of pilgrimage, in book "Selected messages and speeches of Imam Khtrmeini", Tehran, 1990, 13 pg.;
94. Khumeini Rukhulla, "Moslems must find Islam", (November, 3, 1997, Imam
95. Khumeini meets with a group of Saudi Arabian students, who live in Iran, 21 pg-;
96. Khumeini Rukhula, "The Iranian nation should be a model for other nations",
97. January, 10,1980, speech in the conference of World liberation movement), 6 pg-;
98. Khumeini Rukhulla, "As regarded Educational Revolution", Foreign department of Bonyad Be that in, 1986, Tehran, 6 pg.;
99. Larejani Mokhammad Javad, "Iran's foreign policy: Principles and objectives", The Iranian journal of International Affairs, vol. VII, No 4, winter 1996, 10 pg.;
100. Lovell John, "The Challenge of Americasiforeign policy", Macmillan publishing and company inc., New York, 1985;
101. Maleki Abbas, "Iran's relations with Western Europe", III A, vol. VIII, No 1,1998,15 pg.;
102. Mannheim Karl, "Ideology and Utopia", London and Henley, 1976, 317 pg.;
103. Mawdudi Abdul Ala-al, "Political theory of Islam','Lahore, Islamic Publications ltd. 1968, 150pg.;
104. Miller J.D.B., "Ideology and foreign policy: some problems of the Reagan Administration, Canberra, 1982, 210 pg.,
105. Mohsenin Mehrdad, "Iran's relations with Central Asia and the Caucasus',' The Iranian journal of International Affairs, vol. VII, No 4, 41 pg.;
106. Pakain Mohsen, A review of relations between Iran and Africa, III A, vol. VI,ii1. N03 1&2, 1994,21 pg.;
107. Parviz Irfan, "President Khatami celebrates 2 anniversary in office", "Tehran Times" daily, May, 24, 1999, pg. 3;
108. Quandt William, "Saudi views of the Iranian Revolution", in book "Iran since revolution", distributed by Columbia university press. New York, 1985, 310 pg.;
109. Rakhmonov Emomali, "Tajiks in the mirror of History", Dushanbe, 1998, 120 pg-;
110. Rakhmonov Emomali, Tajikistan in the threshold of tomorrow", (July 24, 97, Ini>the book Tajiks in the mirror of History", . Dushanbe, 1998, 30 pg.;
111. Rakhmonov Emomali, "Yesterday and today of Tajiks", in the book "Tajiks in the mirror of History", Dushanbe, 1998, 35 pg.;
112. Rakhmonov Emomali, "National unity is our platform" speech at a meeting with intellectuals, in book "Tajiks in the mirror of History, Dushanbe, 1998, 10 pg.;
113. Ramazani R.R., "Revolutionary Iranfchallenge and response in the Middle East". The John Hophins University Press, 1986, 210 pg.;
114. Raymond Iron, "Peace and war: A theory of international relations". Garden City N.V., Anchov Press, Doubleday, 1973, 311 pg.;
115. Riemer Neal, "New thinking and developments in international politics, opportunities and dangers", The Miller center, University of Virginia, 1985, 210 pg.;
116. Rubin Barry, "The state of US-Iran Relations", in book "Iran since revolution", distributed by Columbia university press, New York, 1985, 55 pg.; 180*
117. Simon W. Douglas, "Violent confictent in the international system", 1991, in the book "New thin.", 35 pg.;
118. Stev Smith and Michael <3ark, "Foreign policy implementation", London, 1985, George Alien and Unwin, 250 pg.;
119. Times" daily, September, 20. 1998;139. "The Imam and the ommat" (the message of Imam Khomeini dealing with the