автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Идеология и практика исламизма в современном мире
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Лабазанов, Мухтар Магомедович
Актуальность темы исследования. В последние несколько десятилетий регионы традиционного распространения ислама в мире переживают сложный период в своем развитии. В течение последней четверти XX века во многих мусульманскихнах произошли коренные преобразования в социально-экономической и политической областях. В этих событиях религиозный фактор нередко играл ключевую роль. В переломные периоды истории народные массы часто обращаются к фундаментальным принципам той или иной религии, а их лидеры в поисках новых путей развития прибегают к фи-лософско-етодологическим основам политики.
В большинстве стран, где распространен ислам, продолжается процесс поиска собственной модели развития, которая, базируясь на принципах ислама, сумела бы аккумулировать современные достижения. В этих условиях, с одной стороны, как некая новая религиозность возникает феномен исламизма, вновь свидетельствуя об усилении и активизации в мусульманском мире догматов и атрибутов веры. С другой стороны, тот же исламизм выступает как воинствующая идеология, ориентированная на политическую и даже вооруженную борьбу за достижение своих идеалов.
В результате одни из активистов исламизма призывают к джихаду против Запада, другие выступают за диалог с ним. Вместе с тем теоретики экономической модели исламизма, хотя и отвергают капиталистический путь развития как не отвечающий идеалам социальной справедливости, все же выступают за частную собственность.
В современных мусульманских странах, и прежде всего Ближнего и Среднего Востока, во второй половине XX века, в особенности с конца 70-х годов, поиск новых форм организации общественной жизни: культуры, политики, экономики и т. д. ведется в контексте исламских ценностных ориентиров и при этом в качестве отправной точки или образца преимущественно берется мусульманская умма перида Мухаммада и праведных халидов. Именно это явление, многообразное по формам проявления и политических ориентации:, в исследовательской литературе стали называть политическим исламом, или исламизмом1.
Характерная особенность исламизма заключается в его ярко выраженном разнообразии и неоднородности. Прежде всего это объясняется тем, что в разное время исламисты в тех или иных странах должны были действовать в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Политическая активность ислама обусловлена стремлением изменить существующий политический, экономический и общественный порядок. В ряде стран исламизм составляет внушительную политическую силу, способную воздействовать на социально-экономические и общественно-политические процессы. Например, исламизм в Алжире, Египте, Судане и иранская революция имеют глубокое воздействие на политические режимы этих стран, и, вероятно, это обстоятельство имеет длительную перспективу и всегда будет давать о себе знать при формировании стратегии правления. Много общего с ситуацией в этих странах имеют современная Россия и государства Центральной Азии.
При широком спектре исламистских движений, их политических и идеологических позиций, можно обозначить основные черты, составляющие платформу их стратегических целей. Прежде всего речь идет о требовании исламизации всех сфер общественной жизни и сознания общества. Все политические, экономические, административные и просветительские учреждения должны соизмерять свою деятельность с исламскими нормами и принципами, привести ее в соответствие с ними. Во-вторых, такие универсальные категории как социальная справедливость и равенство могут составлять ценность лишь только если они согласуются с заповедями ислама и законами
1 Богомолов Александр. Исламский фактор в политике стран ГУУАМ //Новости Центральной Азии и Кавказа. Информационно-аналитический бюллетень. Центр Ближневошариата. Помимо этого, в ряде случаев исламисты требуют «правильной» постановки обучения и воспитания военных кадров, усиления их роли в обществе, и при этом в качестве образца рекомендуется модель мусульманской армии пророка. В числе главных фигурирует также требование аннулировать все военные договоры с немусульманскими странами, повысить доверие к «исламскому оружию» и оборонительным договорам и т. д.
На первый взгляд эти реформистские требования кажутся избыточными. Тем не менее следует учесть, что религиозно-политическая власть в ряде стран, например в Саудовской Аравии и Пакистане, всегда формировалась и действовала исходя из фундаментальных ценностей и правовой базы ислама. Но это на первый взгляд. На самом деле политические амбиции исламизма простираются практически на весь мир. Теоретики исламизма резко критикует Запад, в особенности рост американского влияния в Саудовской Аравии, Египте, в мусульманском мире в целом. Практически все исламисты выступают против вестернизации общественной жизни, ее экономической и военной зависимости от западных государств, пренебрежения исламскими принципами. Действительно, исламисты отвергают всякое западное влияние, приемлют лишь прогрессивные технологии, особенно в области военного строительства и медицины. Категорически отвергают западные нравы, философию, политические учреждения и иные ценности, придерживаются антисемитизма и активно выступают против христианства.
Политизация ислама на Северном Кавказе и превращение его в орудие политической борьбы связаны с салафизмом, получившим известность под названием «ваххабизм». Именно в связи с активностью салафитов возник вопрос о том, в какой мере исламизм может быть дестабилизирующим фактором, насколько он подрывает безопасность в регионе и вокруг него. Наконец, сточных исследований. - №21. - 2000. - 15 июня - 1 июля. - С. 27. именно с действиями салафизма связана проблема интернационализации конфликта в Чечне, международного терроризма в целом .
Несомненно, проблема роста влияния политического ислама и связанных с ним проявлений религиозного экстремизма, с которыми столкнулась часть новых независимых государств на постсоветском пространстве, включая Россию, вот уже несколько лет остается одной из актуальных в означенных регионах. Надо признать, что проблема эта носит многоплановый характер, поиск путей ее решения требует взвешенного, сбалансированного подхода. Как подчеркивает в связи с этим К.И. Поляков, сложность обусловлена не только опасным характером экстремистских проявлений самих по себе, но и деликатностью религиозного аспекта проблемы, связанного с безусловным требованием уважения чувств верующих. И нельзя не согласиться с автором, что многоплановость этой проблематики предполагает, рассмотрение весьма сложной и во многом противоречивой совокупности внутренних и внешних предпосылок и условий социально-экономического и политического характера, которые способствуют формированию религиозных экстремистских тенденций на постсоветском пространстве3.
Было бы слишком наивно рассматривать исламизм лишь в качестве преходящей помехи процессу демократизации. Безусловно, он является сдерживающим прогрессивное развитие фактором, ибо «выражает тысячелетнюю утопию, которая постоянно вступает в противоречие с концептуальными категориями современности». Политическая модель, которая откроет для мусульманских обществ - это путь к модернизму, и этот путь прокладывается и расчищается в длительных и ожесточенных столкновениях между
2 См.: Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа /Моск. Центр Карне-ги. - М.: Гендальф, март 2001. С. 76.
3 К. Поляков. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России в 90-е годы XX в. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001, с. 266. утопией исламизма и силой социальных реалий - объективной реальности в широком смысле»4.
Степень разработанности проблемы. Исследование проблем теории и практики исламизма в последние десятилетия представляет собой одно из ключевых направлений в рамках изучения феномена религиозного возрождения в странах мусульманского Востока. Научный интерес к различным сторонам этого вопроса не ослабевает. Более того, по мере глобальных изменений характера международных отношений, в которых религиозный фактор играет немаловажную роль, он неуклонно возрастает. Если сравнить динамику научных изысканий в области ислама в отечественном и зарубежном востоковедении, то надо признать, что за рубежом этой теме уделяется более серьезное внимание, чем у нас в стране. На наш взгляд, это обусловлено тем, что ряд стран, такие как Великобритания, Франция, Германия и ныне сохраняют неоколониалистические интересы в ряде мусульманских регионов. С началом исламского возрождения именно в этих странах стал возрастать интерес к его характеру, формам и направлениям. Что же касается обращения к исламизму со стороны американских ученых, то это связано с глобальными гегемонистскими амбициями американского империализма, стремящегося к одиночному господству в мире после распада социалистической системы.
Надо признать, что в первую очередь именно американские ученые наиболее полно и всесторонне исследовали феномен политического ислама. Большой интерес в плане исследуемой нами проблемы представляют труды таких американских авторов (в том числе и арабского происхождения), как Г.Р. Декмеджиан, Дж. Л. Эспозито, Г.Э. Фуллер, С.Р. Хэмпфри, М. Юрген-смейер, К. Никки, Р. Пеллетро, Дэниел Пайпс и др.5
4 Lahouari Addi. Islamist Utopia and Democracy. //Annals of the American Academy of Political and Social Science. - № 524. - November. - 1992. -C. 140.
5 Dekmejian R. Hrair. Islam in Revolution. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1995; Entelis P. John. U.S.Maghreb Relations in a Democratic Age: The Priority of Algeria. //Middle
В России и странах СНГ проблеме политического ислама, затем и религиозного экстремизма, исследователи стали уделять внимание в последние пять - десять лет.
За этот период сложилась целая плеяда исследователей, обращающихся к этой теме. Различные аспекты проблемы исламского возрождения в современной России находят широкое отражение в работах A.B. Малашенко6. Особое внимание им уделяется деятельности исламских политических организаций, а также активности мусульманского духовенства.
В одной из последних работ7 A.B. Малашенко анализирует влияние ислама на общественную жизнь и политическую ситуацию на Северном Кавказе, а также общие тенденции и специфику религиозного возрождения в регионе. Особое внимание уделяется проблеме исламского радикализма,
East Insight 8, №3. January/February 1992; Esposito L. John. The Islamic Threat: Myth or Reality9 New York:
Oxford University Press, 1992; Esposito L. John. The Islamic. Movement in North Africa. //Islamic Fundamentalism in Africa and Implications for U.S. Policy. Washington, Government Printing Office, 1993; Esposito L. John. Islam:
The Straight Path. New York: Oxford University Press, 1988; Fuller E. Graham. Islamic Fundamentalism: No Long-Term Threat. //Washington Post, January 13, 1992; Fuller E. Graham. Islamic Fundamentalism: No Long-Term Threat. //Washington Post, January 13, 1992; Humphreys R. Stephen. The Contemporary Resurgence in the Context of Modem Islam. //Islamic Resurgence in the Arab World, ed. Alt E. Hillal Dessouki. New York: Praeger Publishers, 1982; Islamic Fundamentalism in Africa and Implications for U.S. Policy. Washington, 1993;
Johannes J.G. Jansen. Tafsir, Ijma' and Modem Muslim Extremism. //Orient, Vol. 27, №4, 1986; Juergensmeyer Mark. The New Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State. University of California Press, 1993;
Keddie Nikkie. The Islamist Movement in Tunisia. //The Maghreb Review, Vol. II, I, 1986, Kedourie Elle. Concluding Remarks. //Islam, Nationalism, and Radicalism in Egypt and the Sudan. G.R. Warburg and U.M. Kupferschmidt. eds. New York: Praeger. - 1983; Pipes Daniel. Islam and Islamism: Faith and Ideology. //The National Interest. Spring 2000; Pipes Daniel. Explains «Islamism». //The Minaret. September 2000.
6 Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России /Моск. Центр Кар-неги. - М.: Еендальф, март, 1998. у
Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Моск. Центр Карнеги. -М.: Гендальф, март, 2001.- 180 с. деятельности политических сил, выступающих под религиозными лозунгами. Автор рассматривает причины появления на четырех - локальном, национальном, субрегиональном и региональном - уровнях "исламского проекта". Признавая, что на нынешнем этапе этот проект не был осуществлен, автор полагает, что в будущем следует ожидать новых попыток его реализации.
В 2001 году вышел сборник статей8, авторы которого на базе богатого фактологического материала исследуют широкий круг проблем, связанных с процессом исламского возрождения на постсоветском пространстве, относящихся к сферам политики, международных отношений, безопасности, права, культуры и собственно религии. Сборник полностью посвящается исламу и является продолжением начатых ранее исследований различных проблем Центральной Азии9.
Весьма плодотворно в области изучения проблем исламского радикализма работает A.A. Игнатенко. За последние годы им издан ряд фундаментальных работ, посвященных данной проблеме10. Прежде всего следует отметить одну из первых серьезных его работ, изданную в России, в которой автор подробно анализирует деятельность неправительственных религиозно-политических организаций, действующих в странах Ближнего Востока1'. g
Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М. Брилл Олкотт; Моск. Центр Карнеги. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.-320 с.
9 Многомерные границы Центральной Азии / Под ред. М. Б. Олкотт и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М : Гендальф, май, 2000. - 97 с. -(Аналит. серия / Моск. Центр Карнеги; Вып. 2).
10 Игнатенко A.A. Политика государственного терроризма и исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. / "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии. - М., 1989; его же: Эндогенный радикализм в исламе //Центральная Азия и Кавказ. -2000. - №2(8); его же: Исламизация по-чеченски //Независимая газета. - 1997. -№219 (1544). - 20 ноября; Ваххабизм как он есть. //Версты. -2000. - 16 сентября; его же: "Нутряное" и "ветряное". Об аналитических подходах к исламскому экстремизму в эпоху глобализации. //Русский журнал. - 2001. - 29 марта.
11 Игнатенко A.A. Халифы без халифата: Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988, 207 с.
Научные позиции A.B. Малашенко и A.A. Игнатенко в определенной мере соответствуют общей поляризации мнений, характерных для исследователей из многих других стран. Если первый придерживается относительно лояльных взглядов на проблему политического ислама, полагая, что от него не может исходить опасность, то второй дает более жесткие оценки этому явлению.
В связи с этим следует обратить внимание на то, что в американском востоковедении можно насчитать сразу несколько школ, представители которых ведут постоянные споры по проблемам современной идеологии и практики исламизма. То же самое мы наблюдаем и в российском исламове-дении.
В целом можно сказать, что российские исследователи в той или иной мере условно разделены на «сторонников» и «противников» этих двух ведущих отечественных исламоведов, вносящих значительный вклад в научное исследование указанной проблемы.
В последние годы опубликован ряд работ российских исследователей по проблемам политического ислама и исламского радикализма на Северном Кавказе. Это монографии и статьи Акаева В.Х., Бобровникова В.О., Дзу-цева Х.В., Малышевой Д., Мелькова С.А., Першица А.И.12
12
Абашин С.Н. Исламофобия в России: о некоторых «субъективных» предпосылках современных конфликтов //Конфликт - диалог - сотрудничество. Бюллетень №3 (март-май 2000). Конфликтогенный потенциал и проблемы этничности в регионах Российской Федерации. М., 2000; его же: «Исламский радикализм»: выбор методов противодействия и проблема исламофобии. Бюллетень Центра стратегических и политических исследований. Выпуск №5. Сентябрь - ноябрь, 2000; Акаев В.Х. Чечня. Суфийские братства и ваххабиты. //Азия и Африка сегодня. - 1998,- № 6. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? / Издание Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - Махачкала, 1999; он же: Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. / Издание Института этнологии и антропологии РАН. - М., 1999; он же: Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия. //Центральная Азия и Кавказ. -1999. - № 4(5); Акаев В.Х., Магомадов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни. //Научная мысль Кавказа. - 1996. - № 3; Бобровников В. О. Ислам и советское наследие в колхозах Северо
Как известно, в Дагестане исламизм в течение 90-х годов получил развитие в идеологии так называемых «ваххабитов». В связи с этим в последние несколько лет к проблеме политического ислама и исламского радикализма все чаще стали обращаться дагестанские ученые, Арухов З.С., Вагабов М.В., Кисриев Э.Ф., Ханбабаев К. М., Шихсаидов А.Р., Ярлыкапов А. и другие1'.
Как правило, их исследования посвящены идеологии и практике ваххабизма в Дагестане и на Северном Кавказе, который выступает в роли ярко
Западного Дагестана. //Этнографическое обозрение, 1997, № 5, его же: Исламская трансформация колхозов Аварии (Нагорный Дагестан). //Восток, 1998, № 5; Исламофобия и религиозное законодательство в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 2000, №2(8); его же: Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001, Бобровников В., Ярлыкапов А. «Ваххабиты» на Северном Кавказе. //Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. -М., 1999; Воронина Т. Ваххабизм в Дагестане. //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2000, № 1; Дзуцев Х.В., Пер-шиц А.И. Ваххабиты на Северном Кавказе: религия, политика, социальная практика. //Вестник Российской Академии наук. - 1998. Т. 68,- № 12; Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира. //Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 7; Мельков С.А. Исламский фактор в современной России. М., 1998; Микульский Д. Мусульманские политические движения в России и СНГ // Восток. 1999. №3, Ротарь И. Ислам и война. М., 1999; Саватеев Д. Ислам и политика в Чеченской Республике. //Общественные науки и современность,- № 2, 2000.
13
Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999; его же: Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада. //Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Северо-Кавказское обозрение. 2001; Вагабов М.В. Оглашен манифест о джихаде. //Независимая газета. - 1999. - 16 июля. Кисриев ЭФ. Ислам в Дагестане на политической сцене. //Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН,- 1999,- № 3; его же: Движение ваххабитов в Дагестане // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах / Ежегодный доклад, 1998. ИЭАРАН. М., 1999; Ханбабаев K.M. Ваххабизм в Дагестане. //Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Северо-Кавказское обозрение, 2001; Шихсаидов АР. Ислам в Дагестане. //Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 4(5); Ярлыкапов А. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке проблемы. //Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН,- 1999,- № 3; его же: Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. М., 2000. выраженного политического ислама радикальной ориентации. Следует отметить также, что данная проблема довольно широко исследуется аспирантами и соискателями региона в рамках диссертационных исследований.
За последнее десятилетие существенно возросло влияние исламского фактора на общественно-политическую жизнь государств Центральной Азии, эта религия все больше становится мощным идеологическим оружием в процессе политической борьбы. Повсеместно отмечается радикализация ислама и большинство конфликтов имеет религиозную окраску. Изменившиеся условия вызвали необходимость исследования процессов исламского возрождения в этом регионе. В рассматриваемый период опубликовано немало интересных работ как российских, так и зарубежных, в том числе среднеазиатских, исследователей. Следует отметить, что значительный вклад в разработку исследуемой нами проблемы внесли Алишева А,, Бабаджанов Б., Мала-шенко A.B., Матвеева А., Милославский Г.В., Ниязи А., Пономарев В.14
14 Алишева А. Религиозная ситуация в Кыргызстане. //Центральная Азия и Кавказ. (Швеция). 1999. № 4 (5); Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма? //Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4(5); его же: О деятельности «Хизб ат-Тахрир ал-ислами» в Узбекистане. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001; его же: Среднеазиатское духовное управление мусульман: предыстория и последствия распада. //Многомерные границы Центральной Азии. М., 2000; Ботобеков У. Ситуация в Ферганской долине: религиозный экстремизм и оборот наркотиков. //Многомерные границы Центральной Азии. М., 2000; Жусупов С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001; Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. М., 1996; его же: Центральная Азия: исламская угроза или исламский фактор? //Транскаспий. - 2000. - 6 октября; Матвеева А. Угроза исламизма в постсоветской Евразии. //Центральная Азия и Кавказ, № 4(5), 1999; Милославский Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (к эволюции возрожденческого течения в исламе). //Ислам и политика. М., 2001; Ниязи А. Исламская традиция и процессы модернизации в Таджикистане //Ислам в СНГ. М., 1998; Олимов М., Олимова С. Политический ислам в современном Таджикистане. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001; Пономарев В. Ислам в системе государственной политики Узбекистана и Туркменистана: 1990-е годы. //Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. М., 1998; Сафронов Р. Тенденции развития ислама в Центральной Азии. (К итогам конференции Центра стратегических и политических исследований США).
Выводы и обобщения перечисленных выше авторов широко используются в диссертационной работе. Значительное место в работе занимает обширный полевой материал, наблюдения и опросы, проведенные нами в период пребывания в провинциях Верхнего Египта, а также исследовательская работа, проведенная в Асьютском университете и университете Южной Долины АРЕ в 2000 году.
Цель исследования. Целью диссертационного проекта является исследование исламизма, особенностей его политических, идеологических и философских догматов, а также характер, методы и формы его проявления в мусульманском мире, в том числе в рамках современных исламских движений в России и некоторых государствах Центральной Азии.
Задачи исследования. В рамках указанной цели предпринимается попытка решения следующих основных задач:
- выявить и проанализировать социально-экономические предпосылки и идейные истоки исламизма;
- проследить и показать основные направления и формы проявления исламского возрождения в мусульманском мире;
- дать характеристику религиозных, политических, философских и правовых основ догматики исламизма;
- исследовать особенности исламизма как религиозного и социально-политического явления;
- провести классификацию современных исламистских группировок Египта и проанализировать особенности их идеологии и практики;
- провести сравнительный анализ идеологии исламизма и религиозного радикализма в России и государствах Центральной Азии;
- выявить причины эскалации, показать особенности проявления и перспективы исламизма на Северном Кавказе.
Центральная Азия и Кавказ. - Лулео. (Швеция). - 1999. - № 4 (5); Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане. История, этничность, общество. Алматы, 1998.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- предпринята попытка исследования генезиса и сущности социальных, исторических и доктринальных корней исламизма;
- выявлены и рассмотрены в комплексе политико-мировоззренческие постулаты исламизма, их теоретическая база и принципы реализации в современных условиях;
- показаны пути распространения, формы и методы реализации идей исламизма в республиках СНГ, и в частности в Дагестане;
- впервые в научный оборот введены новые переводы с английского языка, раскрывающие некоторые аспекты политизации ислама в России, странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Центральной Азии;
- сделана попытка систематизации и унификации понятийно-категориального исламского фундаментализма и политического ислама в России и за рубежом.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания «основ религиоведения», «философии религии», «социологии религии». Выводы и обобщения могут послужить исходным материалом для специальных курсов по истории ислама в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, на Северном Кавказе и в России в целом. Выводы диссертации могут представлять интерес и для компетентных работников государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами противодействия религиозно-политическому экстремизму, а также проблемами государственно-правового регулирования деятельности религиозных организаций и нетрадиционных религиозных течений.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Идеология и практика исламизма в современном мире"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа использованных источников, литературы, полевого материала, опросов и наблюдений можно сделать следующие общие выводы.
В последней четверти XX века идеология исламизма стала оказывать мощное влияние на все слои мусульманского общества, хотя его возникновение относится к более раннему периоду и сила воздействия его идей на общественное сознание была значительной и столетие назад. С утратой политической независимости рядом мусульманских государств в период колониализма, идея единства исламской уммы в общественном сознании постепенно стала восприниматься как наиболее доступная и действенная консолидирующая сила. Вместе с тем стремление к единству на основе религиозной общности не всегда имело реальное воплощение в действительности. Однако, несмотря на то, что в XX веке ислам служил идеологическим оружием для мусульманских народов в национально-освободительной борьбе и явился определенным солидирозирующим фактором, единение народов на основе религиозной общности в современных условиях, как показывает практика, не имеет перспектив. Несомненно, парадоксальными выглядят стремления и попытки исламских идеологов найти выход из тяжелого социально-экономического наследия колониализма в Конституции архаической мусульманской уммы периода раненного ислама, рассматриваемого ими как идеальное общественное устройство.
Анализ социально-экономических условий, психологические и иные факторы в мусульманских странах позволяют объяснить, почему очередная волна устремленности к указанным идеям первоначального ислама обрели во второй половине XX века такую популярность и привлекательность. В 50-60-е и в начале 70-х годов XX века недовольство народных масс в основном было направлено против арабских националистических или марксистских движений. Однако с крахом панарабизма, в особенности после Арабо-израильской войны 1967 г. и слабости социальной базы для развития марксистской идеологии, симпатии основной массы населения оказывались на стороне идеологии исламизма. Между тем, следует отметить и то обстоятельство, что особой приверженности исламизму как религиозному движению в этих странах не обнаруживается. Действительно, исламизм в этих условиях следует рассматривать в качестве идеологии протеста, психологического в большей степени фактора, выполняющего социальные задачи, нежели ориентированного на проблемы религиозного плана.
Исламское возрождение в идеологическом и догматическом плане было попыткой глобального утверждения основ классического ислама, находившегося к тому времени уже в процессе развития во всем мусульманском мире. Хотя возрожденческие тенденции обусловлены особенностями той или иной страны, можно обозначить и некоторые общие катализаторы этого процесса: светский национализм не дал широким массам ощущения национальной самобытности; правительства в мусульманских странах не формировались в результате демократических выборов, они не были способны установить свою политическую власть и убедить массы в их ее законности, вследствие чего держались благодаря сильным структурам; правительства обвинялись в неспособности достичь экономической и политической независимости в условиях неоколониализма.
Периодические войны в ряде регионов мусульманского мира, высокие военные расходы, низкие цены на нефть подкрепляют обоснованность воинственных требований исламистов. Более того, после разрушения социалистической системы исламисты еще более утвердились в мнении, что западные и светские системы политической власти не жизнеспособны и, что так называемый демократический капитализм, так же как и коммунизм, будет уничтожен их силами. Иными словами, современная исламская воинственность ориентируется не только на то, чтобы «восстановить мусульманский халифат», но и изменить и переустроить весь мир.
На протяжении последних лет ислам стали все активнее использовать политические круги России и Центральной Азии для достижения своих политических, групповых или клановых целей. Это еще раз подтверждает, что наиболее важной отличительной чертой исламизма выступает синтез религии и политики, с преобладанием последней. В этом же заключается и главное отличие между традиционным исламом и исламизмом, так как у них в этом вопросе полярные и взаимоисключающие позиции. Приход исламистов к власти, как это имело место в Иране, Судане и Афганистане, как правило, сопровождается возникновением массы проблем: резко сокращается экономическая активность, как, например, Иран, где исламисты правят в течение двух десятилетий, в результате чего он стал намного беднее; ограничиваются права женщины, что является абсолютным требованием исламистов; игнорируются личные права граждан; обнаруживаются милитаризационные тенденции; резко возрастает уровень экстремизма, террора, возникаются признаки тоталитаризма.
В современном мусульманском мире действуют различные исламистские движения, в том числе ряд националистических группировок с религиозной ориентацией, каждая из которых имеет собственную историческую и идеологическую перспективу.
Хотя все исламские фундаменталистские движения стремятся к одной и той же цели (создание исламского государства), они имеют различные представления относительно стратегий, структур и общественно-политической организации будущего типа государства. Радикальные движения считают, что исламское государство должно быть создано сверху и в случае необходимости посредством насилия. Они не хотят ждать, пока общество постепенно само станет исламским, и идти на какие-либо компромиссы с существующими режимами. Таковы, например, «Ал-Гамаат ал-джихад» в Египте и Вооруженная исламская группировка в Алжире. Умеренные движения отвергают экстремизм и открыты для политического диалога. Они полагают, что исламизация общества ведет к постепенной естественной самоорганизации исламского государства, поэтому ими высоко оценивается роль и значение и просвещения масс. Нередко к группам подобного
151 типа относят «Братьев-мусульман» в Египте, движение «Хамас» в Палестине, Фронт исламского спасения в Алжире. На платформе этих организаций стоят такие различные движения и в других мусульманских странах.
Несмотря на сходство процессов развития исламистских движений, конкретные общественно-политические и исторические обстоятельства, в которых возникали и развивались в тех или иных мусульманских государствах, они имеют и ряд существенных особенностей. Прежде всего, речь идет о соотношении понятий «государство» и «общество», «власть» и «оппозиция», которые в каждом отдельном случае имеют свое содержание: характер, динамику, различные политические оттенки.
Как бы то ни было, глобальные процессы в мире, составляющие в совокупности общественный прогресс, носят необратимый характер. В этот процесс, как одни из потоков, будет, непременно, вовлечен и исламский мир, который в ближайшей перспективе с необходимостью будет принужден провести грань между религией и политикой, отдать богу - богово, кесарю - кесарево.
Список научной литературыЛабазанов, Мухтар Магомедович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Монографии, сборники статей
2. Абдуллаев Е.В., Колесников Л.Ф. Ислам и религиозный фактор в современном Узбекистане. //Узбекистан: обретение нового облика. М., 1998. Т.1.
3. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Издание института этнологии и антропологии РАН. М., 1999.
4. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Издание института истории, археологии и этнографии ДНЦРАН. Махачкала, 1999.
5. Арухов З.С. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада. //Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Северо-Кавказское обозрение, 2001.
6. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999.
7. Бабаджанов Б. О деятельности «Хизб ат-Тахрир ал-ислами» в Узбекистане. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.
8. Бабаджанов Б. Среднеазиатское духовное управление мусульман: предыстория и последствия распада. //Многомерные границы Центральной Азии. М.,2000.
9. Бобровников В. Дагестан. //Ислам на территории бывшей Российской Империи. Энциклопедический словарь. М., 1999. Вып.1.
10. Бобровников В., Ярлыкапов А. «Ваххабиты» на Северном Кавказе. //Ислам на территории бывшей Российской Империи. Энциклопедический словарь. Выпуск. 2. М., 1999.
11. Бобровников В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М.,2001.
12. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (ХХв.).М., 1991,213 с.
13. Ботобеков У. Ситуация в Ферганской долине: религиозный экстремизм и оборот наркотиков. //Многомерные границы Центральной Азии. М., 2000.
14. Валькова JI.B. Саудовская Аравия: Нефть, ислам, политика. М., 1987, 255 с. 14. Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745-1973). М., 1982,612 с.
15. Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818). М., 1967, 263 с.
16. Воронина Т. Ваххабизм в Дагестане. //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2000, № 1.
17. Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. М., 1986,192с.
18. Гусейнов Г.Б. Место и роль ислама в социально-политической жизни современного Ирана. Баку, 1986, 203 с.
19. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях. //Дипломатический ежегодник. М., «Научная книга». 1997.
20. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. М., 1991, 215 с.
21. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.
22. Жусупов С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.
23. Иванов М.С. Иран в 60-70-х годах XX века. Экономика, политика и культура страны. Ислам и его роль в политической и социальной жизни Ирана. М., 1977, 272 с.
24. Игнатенко A.A. Халифы без халифата: Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988, 207 с.
25. Ислам и политика на Северном Кавказе. Сб. статей. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. СевероКавказское обозрение. Ростов-на-Дону, 2001.
26. Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX начало XX в.). М, 1989, 203 с.
27. Коран. Перевод И. Крачковского. М., 1985.
28. Коровиков A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990,170 с.
29. Кутб С. Будущее принадлежит исламу. М., «Сантлада», 1993.
30. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., -1995.
31. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока: Идейный аспект. М., 1988, 224 с.
32. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.,2001.
33. Малашенко A.B. Религиозный фундаментализм в контексте глобальных перемен //Глобальные социальные и политические перемены в мире. М.,1997.
34. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.,2001;
35. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М.,1998;
36. Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. М., 1996;
37. Медведко Л.И., Германович A.B. Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики. М., 1988,254 с.
38. Мельков С.А. Исламский фактор в современной России. М., 1998;
39. Милославский Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (к эволюции возрожденческого течения в исламе). //Ислам и политика. М., 2001.
40. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире: Очерки исламской цивилизации. М., 1991, 189 с.
41. Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. М., 2000.
42. Ниязи А. Исламская традиция и процессы модернизации в Таджикистане //Ислам в СНГ. М., 1998.43.0лимов М., Олимова С. Политический ислам в современном Таджикистане. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.
43. Поляков К. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России в 90-е годы XX в. (на примере арабских стран). //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. С.289.
44. Пономарев В. Ислам в системе государственной политике Узбекистана и Туркменистана: 1990-е годы. //Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. М., 1998.
45. Ротарь И. Ислам и война. М., 1999.
46. Рустамов Ю.И. Ислам и общественная мысль современной Турции. Баку, 1980,180с.
47. Саватеев Д. Ислам и политика в Чеченской Республике. //Общественные науки и современность, № 2, 2000.
48. Садур В. Исламский фактор. М.: Диа-Логос, 1997.
49. С. Шерматова. Исламский фактор в руках политических элит. //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.
50. Собрание законодательства Республики Дагестан. 1997,№ 12.
51. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан. //Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М., 1995.
52. Спольников В.Н. Афганистан: исламская оппозиция. Истоки и цели. М., 1990,187с.
53. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX и XX вв. М. 1982.
54. Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане. История, этничность, общество. Алматы. 1998.
55. Сычев В.Ф. США и мусульманский мир: Использование "исламского фактора" в империалистической политике Вашингтона на Востоке. Душанбе, 1989,288с.
56. Тегин Ю.Л., Филоник А.О. Исламский экстремизм в Египте. 70-е годы. //Ислам: проблемы идеологии, права политики и экономики. М., -1985. -С.196.
57. Умаров С.Ц. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1998.
58. Шарипова P.M. Концепция "национального просвещения" в мусульманских странах ислама: Соотношение ислама и секуляризации. М, 1991, 140 с.
59. Шарипова P.M. Панисламизм сегодня: Идеология и практика Лиги исламского мира. М., 1986,140 с.
60. Яковлев А.И. Саудовская Аравия и Запад. М., 1982,208 с.1.. Статьи в периодических изданиях
61. Абашин С.Н. «Исламский радикализм»: выбор методов противодействия и проблема исламофобии. Бюллетень Центра стратегических и политических исследований. Выпуск №5. Сентябрь ноябрь, 2000.
62. Акаев В.Х. Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия. //Центральная Азия и Кавказ. 1999. - № 4(5).
63. Акаев В.Х. Чечня. Суфийские братства и ваххабиты. //Азия и Африка сегодня. 1998.- № 6.
64. Акаев В.Х., Магомадов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни. //Научная мысль Кавказа. 1996. - № 3.
65. Алишева А. Религиозная ситуация в Кыргызстане. //Центральная Азия и Кавказ. (Швеция). 1999. № 4 (5).
66. Алишева А. Религиозная ситуация в Кыргызстане. //Центральная Азия Кавказ. Лулео. (Швеция). - 1999. - № 4 (5).
67. Арухов З.С. Ислам и политический экстремизм на Северном Кавказе //Мусульмане. 2000. - №1 (4).
68. Бакеев А. «Простые» лозунги ваххабитов оказались эффективнее посулов власти. //Время МН. 2000. - 20 сентября.
69. Бобровников В. Исламофобия и религиозное законодательство в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 2000, №2(8).
70. Бобровников В.О. Ислам и советское наследие в колхозах СевероЗападного Дагестана. //Этнографическое обозрение, 1997, № 5.
71. Бобровников В. Этнические миграции и проблемы безопасности в Республике Дагестан // Кавказские региональные исследования. 1997. Вып1.Т.2.
72. Бобровников В.О. Исламская трансформация колхозов Аварии (Нагорный Дагестан). //Восток, 1998, № 5.
73. Богомолов А. Исламский фактор в политике стран ГУУАМ //Новости Центральной Азии и Кавказа. Информационно-аналитическийбюллетень. Центр Ближневосточных исследований. №21. - 2000. - 15 июня -1 июля.
74. Богомолов А. Политический ислам. //Новости Центральной Азии и Кавказа. Информационно-аналитический бюллетень. Центр Ближневосточных исследований. №7. - 1999. - 24 ноября.
75. Грозин А. Похмелье туранизма: Каспий как эпицентр возможных кризисов XXI века. Бюллетень Института стран СНГ. 2000. - 3 октября.
76. Джабаров Р. Экстремисты против традиционалистов: Исламский фактор в современной Чечне и его зарубежные спонсоры // Независимая газета. 1999. - 20 октября.
77. Дзуцев Х.В., Першиц А.И. Ваххабиты на Северном Кавказе религия, политика, социальная практика. //Вестник Российской Академии наук. -1998. Т. 68.-№ 12.
78. Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе. //Центральная Азия и Кавказ. 2000. -№2(8).
79. Какеев Б. Ислам и война не совместимы. //Транскаспий, 2000. - 18 сентября.
80. Кисриев Э.Ф. Движение ваххабитов в Дагестане // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах / Ежегодный доклад,1998. ИЭА РАН. М., 1999.
81. Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане на политической сцене. //Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН,- 1999.-№3.
82. Комаев В. Ислам в Казахстане: правда и вымыслы. Местные власти активно борются с попытками насадить идеи религиозного экстремизма. //Независимая газета. № 112. -2001. - 23 июня.
83. Корнелл Сванте. Исламский фундаментализм как фактор российско-чеченского конфликта и нестабильности всего северокавказского региона. //Центральная Азия и Кавказ. Швеция. 2000. - №4 (10).
84. Магомедов А. М. Обзор дагестанской и региональной прессы по религиозным вопросам. //Материалы семинара «Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты». Суздаль, 19-22 апреля 2000 г.
85. Макаров Д. Радикальный исламизм на Северном Кавказе: Дагестан и Чечня. //Бюллетень Центра стратегических и политических исследований.1999. № 1. - Сентябрь - ноябрь.
86. Максаков И., Сергеев Д. Соотношение исламских движений Дагестана: Росту численности сторонников ваххабитов способствует обеднение населения //Независимая газета. НГ-Религии. 1998. - 18 марта.
87. Малашенко А. Центральная Азия: исламская угроза или исламский фактор? //Транскаспий. 2000. - 6 октября.
88. Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира. //Мировая экономика и международные отношения, 1999, №7.
89. Матвеева А. Угроза исламизма в постсоветской Евразии. //Центральная Азия и Кавказ, № 4(5), 1999.
90. Микульский Д. Мусульманские политические движения в России и СНГ/Восток. 1999.№3.
91. Панфилова Виктория. В Таджикистане больше нет вооруженной оппозиции. //Независимая газета. 2000. -16 сентября.
92. Полонская Л.Р. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития. //Азия и Африка сегодня, 1994, №11.
93. Полосин Али Вячеслав. Нет принуждения в религии. http://Islam.ru.
94. Родес Аарон, Дырылдаев Р. Права человека, религия и «терроризм» в Центральной Азии. //Электронная почта. 2000. - 15 сентября.
95. Ротарь И. Диктатура или ислам: Узбекские власти всеми силами пытаются победить своего главного конкурента //Независимая газета. НГ-Содружество. 1998. - №6. - 24 июня.
96. Ротарь И. Исламский радикализм на просторах СНГ. Смутные времена на российском Кавказе и в Средней Азии имеют как сходства, так и различия. //Независимая газета. Содружество-НГ,- 1999. №8(20). - 22 сентября.
97. Сафронов Р. Тенденции развития ислама в Центральной Азии. (К итогам конференции Центра стратегических и политических исследований США). //Центральная Азия и Кавказ. Лулео. (Швеция). - 1999. - № 4 (5).
98. Умнов А. Вечное возвращение: Фундаментализм как скрытая тенденция развития цивилизации. //Независимая газета. НГ-Религии. -1999. -№7(7). - 6 октября.
99. Факторы дестабилизации религиозно-политической ситуации в Дагестане: Если власти не будут работать с умеренными исламскими политиками, то рано или поздно придет время радикалов Круглый стол. //НГ-Религии. Независимая газета. -1998. -17 июня.
100. Хабутдинов А. Современный Татарстан: между национализмом и исламизмом //Конфликт диалог - сотрудничество. Бюллетень № 2 (декабрь 1999 - февраль 2000). Государственная политика и проблема этничности. М., 2000.
101. Хабутдинов А. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе // Вестник Евразии. 2000. №2(9).
102. Шихсаидов А.Р. Ислам в Дагестане. //Центральная Азия и Кавказ. -1999.-№4(5).
103. Ярлыкапов А. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке проблемы. //Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН,- 1999,- № 3.
104. Ярлыкапов А.А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии». Документ №134. М, 2000.
105. I. Литература на английском языке
106. Abed-Kotob Sana. The Accommodationists Speak: Goals and Strategies of the Muslim Brotherhood of Egypt. //International Journal of Middle East Studies, Aug. 1995.
107. Abdelnasser Walid Mahmoud. The Islamic Movement in Egypt: Perceptions of International Relations, 1967-1981. London: KeganPaul, 1994.
108. Abootalebi R. Alt. Civil Society, Democracy, and the Middle East. // Middle East Review of International Affairs. Volume 2, №3. September 1998.
109. AbuKlialil As'ad. The Incoherence of Islamic Fundamentalism. //The Middle East Journal. Vol. 48, № 4. Autumn 94.
110. Abun-Nasr M. Jamil. A History of the Maghrib in the Islamic Period. Cambridge, 1987.
111. Abun-Nasr M. Jamil. The Salafiyya movement in Morocco: the Religious Bases of the Moroccan Nationalist Movement. //Middle Eastern Affairs, №3. London, 1963.
112. Addi Lahouari. Islamist Utopia and Democracy. //Annals of the American Academy of Political and Social Science. № 524. -November. - 1992.
113. Alciner, Shirin. Political and Economic Trends in Central Asia. London, 1994; Eikelman, Dale. Russia's Muslim Frontiers. Bloomington, 1993.
114. Anderson Benedict. Imagined Communities. London, 1991.
115. Ansari Hamid. The Islamic Militants In Egyptian Politics. IJMES Vol. 16, №3, 1984.
116. Burgat Francois. William Dowell. The Islamic Movement in North Africa. Austin. Center for Middle Eastern Studies at the University of Texas, 1993.
117. Channouchi Rached: Penseur et Tribun. //Le Cahiers De L'Orient, №27,1992.
118. Darwish, Adel. On the Threshold of the 7th Millenium. //The Middle East, June 1999.
119. Davidson, Basil. The Black Man's Burden: Africa and the Curse of the Nation-State. New York: Random House, 1992.
120. Deeb Mary-Jane. Militant Islam and the Politics of Redemption. //Islamic Fundamentalism in Africa and Implications for U.S. Policy. Washington, 1993.
121. Dekmejian R. Hrair. Islam in Revolution, Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1995.
122. Drysdale, John. Somalia: Problems of Rebuilding a Nation. Hove: Quantum Books, 1992.
123. Eickelman F. Dale. Changing Interpretations of Islamic Movements. //Islam and the Political Economy of Meaning, ed. William R. Roff. London: CroomHelm, 1987.
124. El Mansour Momamed. Salafis and Modernists in the Moroccan Nationalist Movement. //Islamism and Secularism in North Africa. John Ruedy (ed.), London and Washington, D.C.: Macmillan, 1994.
125. Elgindy Khaled. The Rhetoric ofRashid Ghannushi. //Arab Studies Journal. Spring 1995.
126. Entelis P. John. U.S.Maghreb Relations in a Democratic Age: The Priority of Algeria. //Middle East Insight 8, №3. January/February 1992.
127. Esposito L. John. The Islamic Threat: Myth or Reality? New York: Oxford University Press, 1992.
128. Esposito L. John. The Islamic Movement in North Africa. //Islamic Fundamentalism in Africa and Implications for U.S. Policy. Washington, Government Printing Office, 1993.
129. Esposito L. John. Islam: The Straight Path. New York: Oxford University Press, 1988.
130. Faraj Muhammad Abd al-Salam. The Neglected Duty. //Johannes J.G. Jansen. The Neglected Duty: The Creed of Sadat's Assassins and Islamic Resurgence in the Middle East, New York: Macmillan, 1986.
131. Fuller E. Graham. Islamic Fundamentalism: No Long-Term Threat. //Washington Post, January 13,1992.
132. Gregory F. Gause III. Oil Monarchies. New York: Council on Foreign Relations Press, 1994.
133. Haddad Y. Yvonne. Sayyid Qutb: Ideologue of Islamic Revival. Charles J. Adams. Mawdudi and the Islamic State. //John L. Esposito (ed.), Voices of Resurgence Islam. NY, 1983.
134. Halliday Fred. The Politics of Islam. //British Journal of Political Science 25, part 3, July 1995.
135. Hamou Amirouche. Algeria's Islamist Revolution: The People Versus Democracy? //The Middle East Policy Council. Vol. V. №4, January 1998.
136. Hermassi Abdelbaki. State and Democratization in the Maghreb. //Ellis Gold-berg,Resat Kasalen and Joel Migdal, eds., Rules and Rights in the Middle East. Seattle. WA. 1993.
137. Hiro D. Islamic Fundamentalism. London, 1988.
138. Hopwood Derek. Egypt: Politics and Society 1945-1990, London: Harper Collins Academic, 1991.
139. Hudson Michael. Arab Politics: The Search for Legitimacy. New Haven, 1977.
140. Humphreys R. Stephen. The Contemporary Resurgence in the Context of Modem Islam. //Islamic Resurgence in the Arab World, ed. Ali E. Hillal Des-souki. New York: Praeger Publishers, 1982.
141. Huntington, Samuel. A Clash of Civilizations? //Foreign Affairs, Summer 1993.
142. Husain Mir Zohair. Global Islamic Politics. New York: Harper Collins College Publishers, 1995.
143. Ibrahim M. Youssef. Algerian Leaders Form New Council. //Washington Post, January 15,1992.
144. Islam & Islamic Groups: A Worldwide Reference Guide. Farzana Shaikh, ed., Harlow: Longman, 1992.
145. Islamic Fundamentalism in Africa and Implications for U.S. Policy. Washington, 1993.
146. Jabbour Nabeel. The Rumbling Volcano, Pasadena: William Carey Library, 1993.
147. Johannes J.G. Jansen. Tafsir, Ijma' and Modem Muslim Extremism. //Orient, Vol. 27, №4, 1986.
148. Juergensmeyer Mark. The New Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State. University of California Press, 1993.
149. Keddie Nikkie. The Islamist Movement in Tunisia. //The Maghreb Review, Vol. II, I, 1986.
150. Kedourie Elle. Concluding Remarks. //Islam, Nationalism, and Radicalism in Egypt and the Sudan. G.R. Warburg and U.M. Kupferschmidt. eds. New York: Praeger. 1983.
151. Kepel Gilles. Muslim Extremism In Egypt: The Prophet and the Pharaoh, London: 1985.
152. Keppel Gilles. The Revenge of God. University Park. Pennsylvania State University Press, 1994.
153. Lahouari Addi. Islamist Utopia and Democracy. //Annals of the American Academy of Political and Social Science. № 524. -November. - 1992.
154. Leveau Remy. Reflections on the State in the Maghreb. //North Africa: Nation, State and Region. George Joife, (ed.), London, 1993.
155. Lings Martin. A Sufi Saint of the Twentieth Century. London, Alien & Unwin, 1971.
156. Lowrie L. Arthur. American Foreign Policy and the Campaign Against Islam. //Middle East Policy. Vol. IV, №1-2, September 1995.
157. Lukens-Bull A.Ronald. Between Text and Practice: Considerations in the Anthropological Study of Islam. //Marburg Journal of Religion, December, 1999.
158. Maddy-Weitzman Bruce. The Islamic Challenge in North Africa. //Middle East Review of International Affairs. Volume 1, №2 July 1997.
159. Mahmood Monshipouri. Ideology, Economics and Social Transformation: The Iranian Revolution in Perspective. //The Muslim World, Vol. LXXXV, №1-2, January-April 1995.
160. Memissi Fatima. Islam and Democracy: Fear of the Modem World, Reading, Mass., 1992, pp. 13-14.
161. Miran Marie. Tunisia. //Middle East Contemporary Survey (MECS), Vol. XIX, 1995. Boulder, CO: Westview Press, forthcoming, 1997.
162. Norton Richard Augustus. The Challenge of Inclusion in the Middle East. //Current History. Vol. 94, №588, January 1995.
163. Palazzi Abdul Hadi. The Islamists Have it Wrong. //The Middle East Quarterly. Summer 2001.
164. Pelletreau et al., Symposium: Resurgent Islam in the Middle East, p. 2.
165. Pipes Daniel. Islamic Fundamentalists are the New Big Threat to the West. //The Philadelphia Inquirer. September 16, 1994.
166. Pipes Daniel. There Are No Moderates: Dealing with Fundamentalist Islam. //National Interest. Fall 1995.
167. Pipes Daniel. Behind the veil of Islam. //National Post Saturday, August 07, 1999.
168. Pipes Daniel. Islam and Islamism: Faith and Ideology. //The National Interest. Spring 2000.
169. Pipes Daniel. Explains «Islamism». //The Minaret. September 2000.
170. Randal C. Jonathan. Algerian Elections Canceled. //Washington Post, January 13, 1992.
171. Randal C. Jonathan. Algerian Regime Names New Ruling Council. //Washington Post, January 15, 1992.
172. Riding Alan. France Voices Concern on Algerian Situation. //New York Times, January 14, 1992.
173. RiflM.A. Dictionary of Modem Political Ideologies Manchester University Press. Great Britain, 1987.
174. Roy Olivier. The Failure of Political Islam. Cambridge: Harvard University Press, 1994.
175. Sahliyeh Emile. The limits of state power in the Middle East. //The fourth Nordic conference on Middle Eastern Studies: The Middle East in globalizing world. Oslo, 13-16 August 1998.
176. Searle Chris. 'Agony and Struggle in Northern Somalia. //Race and Class, Vol. 34, №2, 1992.
177. Shahin Emad Eldin. Tunisia's Renaissance Party. //Middle East Insight. January-February 1995.
178. Shahin Emad Eldin. Under the Shadow of the Imam. //Middle East Insight. January-February 1995.
179. Sivan Emmanuel. Radical Islam. New Haven, 1985.
180. Tahir-ul-Qadri Muhammad. Philosophy of Ijtihad and The Modern World. Lahore: Idara Minhaj-ul-Quran, 1985.
181. Thompson Allan. Fundamental Politics. //Toward Freedom, February1992.
182. Voll 0. John. The Revivalist Heritageio. //The Contemporary Islamic Revival:
183. A Critical Survey and Bibliography. Yvonne Yazbeck Haddad et al. eds., New York, Greenwood Press, 1991.
184. Waldman Peter. Algeria Cancels Second Round of Elections. //Wall Street Journal, January 13, 1992.
185. Waltz Susan. Islamist Appeal in Tunisia. //Middle East Journal, Vol. 40, №4. Autumn 1986.
186. Woodward Peter. Sudan. 1898-1989: The Unstable State. Boulder: Lynne Rienner, 1990; Ann Lesch. Confrontation in the Southern Sudan. //The Middle East Journal 40:3. Summer 1986.
187. Yassine Abdel-Qader. Islamic militant movements between tradition and modernity. //The third Nordic conference on Middle Eastern Studies: Ethnic encounter and culture change Joensuu, Finland, 19-22 June 1995.
188. Zolberg Aristide. The Specter of Anarchy: African States Verging on Dissolution. //Dissent, Vol. 39, №3. Summer 1992.
189. Zeidan David. Radical Islam in Egypt: a Comparison of two Groups. //Middle East Reviev oflnternetional Affairs. Volume 3, №3. September 1999.