автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Идеология в контексте социального опыта - философский анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идеология в контексте социального опыта - философский анализ"
На правах рукописи
4вао1>£э
ОСИПОВА АЛЬБИНА МАГОМЕДОВНА
ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
2 4 073 2011
Тверь - 2011
4856025
Диссертация выполнена на кафедре философии Московского государственного университета приборостроения и информатики
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Новиков Анатолий Степанович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Томашов Валерий Васильевич
доктор философских наук, профессор Торубарова Татьяна Викторовна
Ведущая организация: Российский новый университет (РосНОУ)
Защита состоится « 4 » марта 2011 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) при Тверском Государственном Университете по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, Тверь, ул. Скорбящен-ская, д.44а. Автореферат диссертации представлен на сайте: http://www.universitv.tversu.ru/aspirants/abstracts
Автореферат разослан февраля 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
С.П. Бельчевичен
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Термином «идеология», за которым -объемное, концептуально емкое понятие, обогатил тезаурус Деспот де Траси1, предложивший проект Всеобщей науки идеологии (учение о происхождении идей), нацеленной на установление твердых оснований духовной деятельности. В период Реставрации концепту «идеология» придан уничижительный смысл, сближающий процесс производства идей с иллюзорной спекулятивностью. Близкое к данному толкование «идеологии» использовали К.Маркс и Ф. Энгельс2, именовавшие «идеологами» специалистов по произвольному мыслительному конструированию реальности (из своего «высочайшего черепа» - Энгельс). В дальнейшем интерпретативная традиция была переосмыслена: в последующем социально-философском толковании идеология трактуется двояко - как система взглядов (идей), развертывающая а) миропонимание (отношение людей к действительности, к себе, к себе подобным - картина мира с позиций выделенных социальных интересов, идеалов); б) мироотношение (программа преобразования действительности с позиций тех же выделенных социальных интересов, идеалов).
Идеология в настоящем выступает комплексным социально-политическим феноменом, единящим духовное и практически-духовное производство; выработка идей (в отличие от философии) здесь жестко сцеплена с задачами трансформации реальности через призму идеальных образов, включающих как апологию целей, так и технологию их
1 A. Destutt de Tracy. Eléments d'idéologie, v. 1-4,1801-1815.
2 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч. Т. 3.; К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. Там же. Т. 13; Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же. Т. 21.
фактического осуществления. По свой функциональной сути идеология не может быть расценена как явление чисто духовное или практически-духовное; она есть образование синкретическое, отображающее способность человека как свободного существа самоутверждаться по внутренним автономным целям3.
Значимость разработки тематической сферы, объемлющей вопросы статуса идеологии в наличном обмене деятельностью, обусловлена двумя группами факторов:
— необходимостью избавления от иллюзий, отрешенных, прекраснодушных, дереализующих схем в социотворчестве;
— необходимостью грамотно использовать индуцируемый идеологией духоподъемный высокий гражданский ресурс, без которого не обходится положительное социальное созидание.
Степень научно-теоретической разработанности предметно-тематической сферы. Сюжеты специфической роли идейных течений в человеческой жизни - их утверждающего и разрушающего потенциала -буквально пропитывают ткань философских исканий, находят многообразное воплощение в жанровом, стилистическом богатстве содержательных тематизаций (от трактата-системы до проповеди, мистических экзальтации). На характер рефлексии проблематики оказали стимулирующее воздействие: антитетика элеатов; учение об эстеме-ноэме Платона; доктрина вероятия как базиса практического поведения скептиков (Пиррон, Тимон, Аркесилай, Карнеад, Секст Эмпирик); ассоциативная теория веры Юма; модель закрепления верований, преодоления сомнений прагматизма (Пирс, Джемс, Дьюи); критика «ложного» «инициированного сознания» (марксизм, «социология знания» - К. Манхейм, М. Шелер, П. Сорокин, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман и др.); критика «Просвещения»,
3 См.: Ильин В.В. Аксиология. - М., 2005.
рационального овладения природой («Франкфуртская школа» - Хоркхай-мер, Адорно, Маркузе, Хабермас).
Относительно становления «идеократии» правильно отметить непреходящее значение идей Августина, Б. Клервосского, В. Соловьева (идеи всемирной теократии); Канта (учение о целесообразности); Гегеля (концепция идеала как момента действительности, образа человеческого духа, преодолевающего собственные отчужденные состояния); практически-духовные проекты «ауровилистов» и др.
В период «серебряного века» разработка обозначенной проблематики проводилась в терминах уяснения назначения «русской идеи» (западники, славянофилы, почвенники). Отрешенную доктринацию «русской идеи» в контексте либеральных и консервативных исканий сменил практический большевизм, погрузивший содержательную разработку концептуальных вопросов в организационно-политическую плоскость. В подобном контексте вводилась дихотомия «передовой прогрессивной» - «догматической реакционной» идеологии, выгодное различие между которыми устанавливалось в сознании участников событий «в самом ходе исторического действия». Соответственные эвристические обоснования такого рода подходов обнаруживаются в деятельности Г. Батищева, Э. Ильенкова, Г.Смирнова, Н. Биккенина, А. Уледова, В. Келле, М. Ковальзона, В. Ядова, В. Тугаринова и дР4.
Текущее состояние осмысления и понимания роли идеологического комплекса в духовности, лишенное привкуса партийной предвзятости, во многом предопределено положительными усилиями В. Ильина, А. Панари-
4 См.: Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М., 1959; Ядов В. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961; Уледов А. Структура общественного сознания. М., 1968; Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971; Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология. М., 1978; Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
на, Е. Троицкого, А. Дугина, А. Ахиезера, возвративших надлежащее развитие теории в строгое русло доказательного академизма.
Объект исследования - роль идейного комплекса в социальном обмене деятельностью.
Предмет исследования - социальные проявления идеологии как духовного и практически-духовного комплекса.
Цель диссертации - социально-философская рефлексия идеологии как многомерного общественно-исторического явления.
Задачи исследования:
— выявить сущность идеологии как формы субъективного признания истины;
— охарактеризовать стимулирующий потенциал идеологии как программы социального действия.
Методологическая база исследования. Эвристический остов анализа составляют принципы системного подхода, единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. В ходе моделирования реалий автор использовал труды признанных представителей философской, социологической мысли, разработки отечественных и зарубежных ученых.
Информационная база исследования. В работе активно использовались труды зарубежных и отечественных авторов, подвергающих анализу идеологию как социальный фактор, форму общественного сознания. В их числе - монографии, проблемные статьи, выступления в научных и публицистических изданиях. Для осмысления специфики идеологического комплекса, его роли в общественном созидании привлекались ценные соображения Гегеля, Мангейма, Маркса, Сорокина, Ильина.
Структура и основное содержание диссертации. Структура работы обусловлена целями, задачами, способом концептуального освоения предметно-тематической сферы. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка цитируемых источников.
Во Введении обоснована актуальность исследования, выявлена степень изученности проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа, источниковая база, новизна разработки, ее теоретическая, практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.
Глава первая - «Идеология как духовный и практически - духовный феномен» - посвящена общей характеристике такого отсека человеческой самореализации, как «производство идей» и его роли в жизни общества.
В первом параграфе «Идеология - форма субъективного признания истины» раскрывается содержание конкретных интеллектуальных процедур, процессов, обеспечивающих фиксацию познавательно значимой информации; показывается, что специфическим случаем данной фиксации, собственно, и выступает «идеология».
Во втором параграфе «Возможность «научной идеологии»» на широком эмпирическом материале демонстрируется гносеологическая и социологическая несостоятельность такого идейного и гражданского образования, как «научная идеология». Демонстрируется: идеология в апологетической форме отображает «интересы», «ценности», «идеалы», что кардинально расходится с основными интенциями науки, нацеленной на производство «доказательной истины».
В третьем параграфе «Типы идеологии» уточняются модификации идеологического сознания; внимание автора преимущественно сосредото-
чивается на квалификации вселенской (планетарной) и национально-государственной составляющей.
Вторая глава - «Идеология как программа социального действия: традиции идеократии» - подчинена задаче экспликации роли идеологии как граждански инициирующего мобилизующего фактора.
В первом параграфе: «Панмировые идеи (панидеи)» рассматривается творческий потенциал принципиальных геополитических идейных форм - «римской», «русской», «туранской» идеи.
Во втором параграфе «Национальные идеи» на фоне определения практических реализаций духоподъемного комплекса в качестве предмета рефлексии предстает потенциал «русской идеи».
В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшей проработки проблемы.
II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ ПОЛОЖЕНИЙ
Научная новизна диссертации заключается в выявлении характера идеологии как духовного и практически-духовного феномена, оказывающего инициирующее, мобилизующее воздействие на опыт социального созидания.
Наиболее существенные результаты исследования, содержащие признаки содержательной новизны и являющиеся предметом защиты:
1. Выявлена сущность идеологии как формы субъективного признания истины. Градуирование духовной деятельности с позиций учета воплощения объективных и субъективных оснований демонстрирует, что гносеологически «идеология» изоморфна «вере», выступающей формой удостоверения (фиксации) истины по недостаточным объективным и достаточным субъективным мотивам. Отсутствие «универсальных» и наличие лишь
«персональных» причин считать что-либо истинным сообщают идеологии статус тенденциозного, предвзятого сознания с таким свойствами, как спекулятивность, иллюзорность, догматичность, апологетичность, авторитарность, репрессивность.
2. Охарактеризован стимулирующий потенциал идеологии как программы социального действия. Показано:
— национально-государственное сознание строится не как выбор иллюзорных и недостижимых идеалов, а как уточнение самопонимания, раскрытие целей, ценностей, на базе которых возможна самоидентификация нации. Национально-государственная идеология выступает искренней апологией Отечества, позволяющей умножать живую силу народа, восстанавливать национальную «Я-концепцию», отстаивающую высокий исторический статус страны как влиятельной сверхдержавы;
— у человечества есть два вида консолидирующих духовных ресурсов - идеология и утопия. (Религия может приближаться к каждому по мере усиления соответствующих мотивов, что существенно влияет на общественное резонирование базовых структур.) До недавнего времени остов отечественной консолидации составляла утопия. В основу принципов социального конструирования клались идеи техноморфного преобразования действительности. Задача настоящего исторического момента - перейти к конструктивной идеологии социального строительства, в которой охватывались бы важнейшие ценности эволюции общества.
Национально-государственная идеология призвана отражать содержание национального творчества:
- согласованность динамики общественного бытия национальной общности (с учетом территориальных и социальных особенностей);
- специфику исторического пути развития народа, его экономический, социальный, политический уровень (с учетом особенностей этнической и национальной социализации);
- политическое положение нации, характер ее политической системы в сложившейся ситуации;
- уровень духовной жизни нации, характер ее общей и политической культуры.
Движение в объемном сюжете «идеология как программа социального действия» производится посредством акцентуации двух взаимосвязанных моментов.
Первого концептуального: идеология как тип духовности гносеологически адекватно может быть описана в терминах практической достоверности, - по своей внутренней сути она перекрывает сферу «знания» (стандартное мировосприятие, миропредставление, навеянное как персональным, так и социальным опытом), выходит в сферу поведенческого самоутверждения.
Второго социального (активистского): укоренение «логики» в «граж-данско-поведенческих» принципах влечет поиск убежденности, а не истинности, - объект мнения погрязает в мнении об объекте.
Сказанное лишний раз оттеняет родство «идеологии» и «веры». И одно и другое - есть разновидность «живой идеи», связанной отношением или ассоциирующейся с наличным впечатлением5. Как и вера, идеология не взыскует доказательств. Истина требует демонстраций. Идеология, вера развертываются чувством повышенной власти - полезностью, неизбежностью - короче, выгодами (именно предпосылками, что следует создать, чтобы нечто было нами признано)6, которые можно извлекать, действуя в горизонте сознания и не принимая в расчет объективные реалии.
В пределах идеологии (веры) руководствуются не обоснованиями, а диспозициями, навевающими мотивы поведения. Закрепление последних
5 Юм Д. Соч, в двух томах. М., 1965. Т. 1. С. 194.
6 Так же см.: Ницше Ф. Воля к власти. Афор. 455.
чисто прагматически производится в том числе по проанализированным Пирсом методам борьбы с сомнением7.
3. Панидеи представляют собой номосы, организованные пространства, рельефы, месторазвития (что было исчерпывающе фиксировано политическими географами, геополитиками (Ратцель, Шмитт), евразийцами), оказывающиеся сочетанием хорологических и аксиологических параметров. Панидеи, следовательно, есть функциональные многообразия, интегрирующие внутри себя политическое вещество по принципу анаболитических реакций, - таковы римская, русская, туранская панидеи. В пределах понятия панидеи получает распространение тенденция не только органичного сочетания пространственного и ценностного материала, но и их периодического восстановления на исторической сцене.
Согласно сказанному, просматривается вполне верифицируемая логика пульсаций больших геополитических пространств (пространственно-ценностных контуров панидей) с ритмическим их расширением и сжатием.
Вопрос, как складывались ареалы панидей, решен: концентрацию в топосы первоначально распыленного политического вещества проводит экспансия, предполагающая активный перенос (вброс) на несопряженные пространственно-ценностные единицы фиксированных порядков господства и подчинения (доминирования). Переплавление генетически чуждых автохтонных структур идет империализацией - силовой и духовной инкорпорацией пассивной периферии в активное ядро.
Вопрос, с какой периодичностью проходят ритмические расширения и сокращения пространственно-ценностных контуров панидей, не решен. Органицисты (Шпенглер), футуристы (Хлебников) склоняются к
7 См.: Pierce Ch. Collected papers., vol., I - VIII, Cambridge 1958 - 1960, v., V. P. 232.
временному взгляду. Между тем полученные ими частичные результаты (главным образом смутные догадки) не могут быть сведены в сущностную картину, являются умозрительными. Более оправдан иной взгляд, к какому склоняемся мы, - политохорологические пульсации панидей отвечают зависимостям факторным8.
Была Римская империя с коррелятивным ей евроафриканским ареалом. После падения Рима восстанавливается величие не «вечного города», а сцепленного с ним пространственного контура (эпопеи Карла Великого, Наполеона, Гитлера). Была Российская империя с соответственным евразийским ареалом. История многократных дезагрегаций пространственного контура России в понижательной державной фазе чередуется с историей многократных же агрегаций ее пространственного контура в повышательной державной фазе (эпопеи Петра I, Екатерины II, Александра II, Сталина). Был Арабский Халифат с согласованным азиатско-африканским ареалом. После распада Халифата в УН-1Х вв. указанный ареал восстанавливался Оттоманской империей в XV-XVII вв. в результате турецких завоеваний в Азии, Европе (Балканы), Африке (Северная часть).
Сказанное подводит к заключению о наличии правил:
- своеобразных географических пульсаций панидей (покрываемых ими пространственных контуров), ритмические расширения и сжатия которых не периодичны, сопровождают процессы построения или разрушения на них (контурах) сверхдержав - империй;
- своеобразных сопряженных отношений как между покрываемыми панидеями пространственными контурами (а), так и внутри последних (б). Мысль уточняют суждения: а) непосредственное пространственное
8 См. Ильин В.В., Ахиезер A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2001.
соприкосновение панидей в повышательной державной фазе конфликтогенно (войны, силовые пикировки); б) фрагменты пространства, изначально не входящие в географические контуры панидей, не подпадающие под их духовную юрисдикцию, но впоследствии с ними ассоциированные, неустойчивы, коллаборационистичны относительно аутентичных ядер.
4. Национальное сознание, т.е. осознание собственного культурно-исторического своеобразия, предполагает выработку мироустроительной идеи. Между тем последняя не может конструироваться на отрешенных постановках.
Программа «особнянской» (В. Соловьев) стати Руси сложилась как социософская реакция на европоцентричный финализм и норманизм. Естественный протест вызывала декларация романо-германского авторства истории: развитие цивилизации ограничивается романо-германской фазой. Неуважению славянского достоинства противопоставлена идея миссиониз-ма и мессианизма, — имеет место славянский фазис всемирно-исторического процесса, связанный с особой ролью России в мире как оплота праведности и благодати (платформы «Москва — Третий Рим»; «святая Русь — ковчег спасенья»; «Русская правда — высшая форма духовности, религиозно-исторического синтеза», единящая Запад и Восток, Европу и Азию).
Подспудье глубокого и мощного потока развертывания патриотичной мысли составили комплексы
— обязанность Руси сохранить, поддержать православие после падения Константинополя (Москва — хранитель и охранитель святой веры);
— предание, будто апостол Андрей Первозванный в бытность на Руси посетил место, где стал Киев (христианство освятило государственность);
— легенда о белом клобуке, бывшем в Риме, Константинополе, Москве (аутентичность русского христианства);
— сказание об иконе Тихвинской Божьей Матери, которая из Константинополя попала на Русь и призвала ее на подвиг.
Откуда вытекает миссианское назначение Московского царства быть средоточием правых заветов старины.
Задача упрочать святоотеческие традиции фактом своего существования в мире развивающим образом подействовала на трактовку национального состояния: богоносность России спасет вырождающееся человечество. Величавые очертания экстравагантной конструкции одинаково сильно влияли на деятелей разных интеллектуальных ориентации, однозначно поддерживающих идеологически «сфабрикованную народность» (Чаадаев).
Между тем магистрали человечества намечаются здоровой прагматикой, а не отрешенными исканиями. Скажем: внутренняя свобода дается демократией, чем инициируется историческая миссия народов. На этом фоне странно тщиться занять передовые позиции в мире философской проповедью народного платьепоклонства.
Культурный пафос славянофильства ясен. Не ясен макросоциологиче-ский, цивилизационный его смысл. Идея богоизбранности России трансформирует культурологический христианский комплекс в политический «зоологический патриотизм», «делающий из нации предмет идолослуже-ния»9.
Две силы позволяют и сотрясать и обихоживать общественные устои. И это суть — технология и идеология. По части первого Россия лишь встраивается в глобальные транзиты. По части второго Россия исстари пыталась играть первопроходческую роль удивительницы-спасительницы человечества.
9 Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. т.1. С. 630-631.
С позиции автора - довольно вползать в петлю близоруких умозрительных вымыслов. Ущербная идеология ■— все дело в ней. Коль скоро это так, нельзя более национальную историю подчинять историософии.
Прежняя, с привкусом национализма, этногосударственная идеология поднимала на щит силовую, конфронтационную триаду — самодержавие, православие, народность. Нынешняя, избегающая этнодиктаторских порывов национально-государственная идеология вводит консолидирующие, консен-суальные столпы — демократия, веротерпимость, солидарность. Отсутствие этнического, классового, конфессионального в реестре реперов национально-государственной идеологии не ущемляет патриотичность, выводя ее на новый уровень трактовки и понимания.
5. Соблюдение и проведение национальных интересов требует нейтрализации и элиминации деструктивных воздействий и влияний. Дабы не сделаться ископаемым животным, Россия должна занять приличествующее ей место в мировом сообществе наций. Определенный шанс создать стратегию реализации этого позволяет сознательное преодоление бытовавших в прошлом у нас предрассудков, догм, предубеждений, провоцировавших сомнительные импровизации саморазвития. Используя слог Б.Чичерина, делу поможет прямое и трезвое смотрение на вещи, видение различных их сторон, избегание односторонних увлечений. Проявление мудрости и смелости в очерчивании перспектив обновления России - учет требований цивилиза-ционных императивов исторически выработанных всеобщих форм организации жизни на пространствах Евразии.
Обновление России, в чем убеждает многострадальный опыт, - «от внутренних процессов в русском народе» (Бердяев), а не от сферы отвлеченной мысли. Чем народоотстраненнее реформа, тем она для страны пагубнее. Рельефные тому подтверждения - безнадежно запоздалые прозрения наших прожектерствующих устроителей Отечества - «не сметь командовать».
Вселенскость, цивилизационный универсализм, народная государственность суть факторы расширения границ процветания России, восстановления искомых ее мировых кондиций. Кондиций не планетарной гегемонии, а собственной совершенности, конкуренто- и кредитоспособности.
Цена идеологии и цена ошибки в идеологии грандиозны, в чем убеждает опыт отечественного послеоктябрьского устроительства, реализуемого как плохо спланированный некорректный эксперимент с санкции скверной иллюзии. Памятуя об этом, надо тем не менее не деидеологизировать жизнь (в силу интенциональности духовность не терпит пустоты, на безрыбье заполняясь низкопробным равнодушием, являющимся формой цинизма слабых духом), а делать ставку на мобилизующее дееспособное миропредставление, органически стыкующее слово с делом.
Идеология не может быть научной; она должна быть научно фундированной. Сказанное позволяет расставить нужные акценты применительно к идеократии. Идеократии как содержательного базиса социального устроения быть не может. Однако же может быть общенациональная идеология как здоровое чувство Родины.
Говоря словами К. Аксакова, уважение к своей земле, признание прав своего народа на самобытную историческую жизнь и органическое развитие, постоянная память о том, что перед нами не мертвый материал, из которого можно лепить какие угодно фигуры, а живой организм — великий своеобразный, могучий.
В точном значении слова, общенациональная идеология фиксирует, передает смысл русской идеи, пафос которой в современном понимании не в промыслительности, самопревознесении, а в самодостаточности России и ее народа. России нужны не проповеди, не невыполнимые обещания, а пробуждение в людях чувства собственною достоинства, права, закона, сообразных со здравым смыслом и справедливостью. Пора отбросить и мессианизм, и сервилизм с комплексами то одержимости, фанатизма, то сиротства,
второсортности, третьемирности.
Цивилизационный космогенез не завершился (если завершился, тогда перед Россией бесперспективное западничество либо ориентализм), что и оставляет простор для постановки проблемы самостоятельности русского пути. Последний, однако, тщетно толковать в терминах романтически-патриархальных. Русская идея в новом обличье лишена противопоставлений: возвышенно-грустная домостроевская соборная святая Русь — европейский рационализм, буржуазный национализм, пролетарский интернационализм, мондиалистский космополитизм. Русская идея — в поддержании гражданского мира и согласия в Евразии, любви к Отчизне, желании видеть в ней осуществление идеала человечества, в мобилизации сил на это великое дело. Процветающее многонациональное Отечество - в этом суть русской идеи, отражаемой и выражаемой национально-государственной идеологией.
Поскольку национальные различия не нивелируются пока историческим развитием, постольку принципиальна и важна платформа национальной идентичности, ее-то и поставляет национально-государственная идеология, центрирующая национальные интересы на сугубо патриотических магистралях: для россиян не может быть интересов превыше интересов России; недопустимо жертвовать ее интересами во имя чего бы то ни было.
Россия и ее благополучная судьба — невыводимый предельный национальный архетип. Ничто относительно него не является родовой ценностью. Ни прогресс, ни революция, ни демократия. Россия - единая, неделимая, независимая, процветающая. Нет более важных целей и ценностей, чем Россия, - ее суверенитет, территориальная целостность, благосостояние наделяющих ее народов и конкретных лиц. Отсюда рамкой самоопределения политических элит должны быть национально-патриотические рамки, крепящиеся на таких монолитах, как престиж России и ее граждан, любовь к Родине, защита страны, единство российского государственно-
политического тела, преуспевание народа, стимуляция возрождения общества, отказ от имперских реакций на иную социально-политическую эволюцию.
III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АПРОБАЦИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
Теоретическое значение работы. Полученные результаты оптимизируют тематизацию предметной сферы. Обобщения, квалификации исследования возможно использовать при разработке социально-философской, политологической проблематики.
Практическое значение работы. Положения диссертации допустимо применять в разработке программ социального развития, подготовке, чтении общих и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии МГУПИ. По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 3,75 п.л. Основные положения диссертации представлены на Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2009); Киреевских чтениях (Калуга, 2010), на конференции «Актуальные проблемы приборостроения, информатики и социально-экономических наук» (МГУПИ 2010), нашли отражение в следующих публикациях автора: Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Осипова A.M. О субъективном признании истины // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - М.: Изд-во МГОУ, 2010. № 2
0,6 п.л. С. 24-29 Публикации в других изданиях:
2. Осипова А.М. О геополитической сущности «панидей» // Философия. Наука. Культура - М.: МГУ, 2009. Вып. 5. - 0,55 п.л.
3. Осипова A.M. О возможности «научной идеологии» // Философия. Наука. Культура. - М.: МГУ, 2010. Вып. 3. - 1,3 п.л.
4. Осипова A.M. Вселенская и национально-государственная идеология: сравнительный анализ // Философия. Наука. Культура. - М.: МГУ, 2010. Вып. 3. -0,6 п.л.
5. Осипова A.M. Русская идея в контексте глобализации // Сборник трудов научной конференции МГУПИ «Актуальные проблемы приборостроения, информатики и социально-экономических наук». - М.: МГУПИ, 2010.-0,5 п.л.
6. Осипова A.M. Проблемы управления социальными конфликтами // Межвузовский сборник научных трудов «Общество - вчера, сегодня, завтра». Выпуск № 4. Москва 2008 г. - 0,2 пл.
Подписано в печать: 27.01.2011 Тираж: ЮОэкз.Заказ №72856 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526,г. Москва, пр-т Вернадского,39 (495)363-78-90;\от™.ге§1еии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Осипова, Альбина Магомедовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЯ КАК ДУХОВНЫЙ И ПРАКТИЧЕСКИ
ДУХОВНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1. Идеология - форма субъективного признания истины.
1.2. Возможность «научной идеологии».
13. Типы идеологии.
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ КАК ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО
ДЕЙСТВИЯ: ТРАДИЦИИ ИДЕОКРАТИИ
2.1.Панмировые идеи (панидеи).
2.2. Национальные идеи.:.
Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Осипова, Альбина Магомедовна
Актуальность исследования. Термином «идеология», за которым -объемное, концептуально емкое понятие, обогатил тезаурус Дестю де Тра-си1, предложивший проект Всеобщей науки идеологии (учение о происхождении идей), нацеленной на установление твердых оснований духовной деятельности. В период Реставрации концепту «идеология» придан уничижительный смысл, сближающий процесс производства идей с иллюзорной спекулятивностью. Близкое к данному толкование «идеологии» использовали К.Маркс и Ф. Энгельс2, именовавшие «идеологами» специалистов по произвольному мыслительному конструированию реальности (из своего «высочайшего черепа» - Энгельс). В дальнейшем интерпретативная традиция была переосмыслена: в последующем социально-философском толковании идеология трактуется двояко - как система взглядов (идей), развертывающая а) миропонимание (отношение людей к действительности, к себе, к себе подобным - картина мира с позиций выделенных социальных интересов, идеалов); б) мироотношение (программа преобразования действительности с позиций тех же выделенных социальных интересов, идеалов).
Идеология в настоящем выступает комплексным социально-политическим феноменом, единящим духовное и практически-духовное производство; выработка идей (в отличие от философии) здесь жестко сцеплена с задачами трансформации реальности через призму идеальных образов, включающих как апологию целей, так и технологию их фактического осуществления. По свой функциональной сути идеология не может быть расценена как явление чисто духовное или практически-духовное; она есть образование синкретическое, отображающее способность человека как сво
1 A. Destutt de Tracy. Eléments d'idéologie, v. 1-4. 1801 □ 1815.
См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч. Т. 3.; К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. Там же. Т. 13; Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же. Т.21. бодного существа самоутверждаться по внутренним автономным целям3.
Значимость разработки тематической сферы, объемлющей вопросы статуса идеологии в наличном обмене деятельностью, обусловлена двумя группами факторов: необходимостью избавления от иллюзий, отрешенных, прекраснодушных, дереализующих схем в социотворчестве; необходимостью грамотно использовать индуцируемый идеологией духоподъемный высокий гражданский ресурс, без которого не обходится положительное социальное созидание.
Степень научно-теоретической разработанности предметно-тематической сферы. Сюжеты специфической роли идейных течений в человеческой жизни - их утверждающего и разрушающего потенциала - буквально пропитывают ткань философских исканий, находят многообразное воплощение в жанровом, стилистическом богатстве содержательных темати-заций (от трактата-системы до проповеди, мистических экзальтаций). На характер рефлексии проблематики оказали стимулирующее воздействие: анти-тетика элеатов; учение об эстеме-ноэме Платона; доктрина вероятия как базиса практического поведения скептиков (Пирроп, Тимон, Аркесилай, Кар-неад, Секст Эмпирик); ассоциативная теория веры Юма; модель закрепления верований, преодоления сомнений прагматизма (Пирс, Джемс, Дьюи); критика «ложного» «инициированного сознания» (марксизм, «социология знания» - К. Мапхейм, М. Шелер, П. Сорокин, Ф. Знапецкий, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман и др.); критика «Просвещения», рационального овладения природой (Франкфуртская школа - Хоркхаймер, Адорно, Мар-кузе, Хабермас).
Относительно становления «идеократии» правильно отметить непреходящее значение идей Августина, Б. Клервосского, В. Соловьева (идеи все
3 См.: Ильин В.В. Аксиология. - М., 2005. мирной теократии); Канта (учение о целесообразности); Гегеля (концепция идеала как момента действительности, образа человеческого духа, преодолевающего собственные отчужденные состояния); практически-духовные проекты «ауровилистов» и др.
В период «серебряного века» разработка обозначенной проблематики проводилась в терминах уяснения назначения «русской идеи» (западники, славянофилы, почвенники). Отрешенную доктринацию «русской идеи» в контексте либеральных и консервативных исканий сменил практический большевизм, погрузивший содержательную разработку концептуальных вопросов в организационно-политическую плоскость. В подобном контексте вводилась дихотомия «передовой прогрессивной» - «догматической реакционной» идеологии, выгодное различие между которыми устанавливалось в сознании участников событий «в самом ходе исторического действия». Соответственные эвристические обоснования такого рода подходов обнаруживаются в деятельности Г. Батищева, Э. Ильенкова, Г.Смирнова, Н. Биккеии-на, А. Уледова, В. Келле, М. Ковальзопа, В. Ядова, В. Тугаринова и др4.
Текущее состояние осмысления и понимания роли идеологического комплекса в духовности, лишенное привкуса партийной предвзятости, во многом предопределено положительными усилиями В. Ильина, А. Панари-на, Е. Троицкого, А. Дугина, А. Ахиезера, возвративших надлежащее развитие теории в строгое русло доказательного академизма.
Объект исследования - роль идейного комплекса в социальном обмене деятельностью.
Предмет исследования - социальные проявления идеологии как ду
4 См.: Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М., 1959; Ядов В. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961; Уледов А. Структура общественного сознания. М., 1968; Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971; Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология. М., 1978; Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968. ховного и практически-духовного комплекса.
Цель диссертации — социально-философская рефлексия идеологии как многомерного общественно-исторического явления.
Задачи исследования: выявить сущность идеологии как формы субъективного признания истины; охарактеризовать стимулирующий потенциал идеологии как программы социального действия.
Методологическая база исследования. Эвристический остов анализа составляют принципы системного подхода, единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. В ходе моделирования реалий автор использовал труды признанных представителей философской, социологической мысли, разработки отечественных и зарубежных ученых.
Научная новизна работы заключается в следующих полученных автором результатах:
Выявлена сущность идеологии как формы субъективного признания истины. Градуирование духовной деятельности с позиций учета воплощения объективных и субъективных оснований демонстрирует, что гносеологически «идеология» изоморфна «вере», выступающей формой удостоверения (фиксации) истины по недостаточным объективным и достаточным субъективным мотивам. Отсутствие «универсальных» и наличие лишь «персональных» причин считать что-либо истинным сообщают идеологии статус тенденциозного, предвзятого сознания с таким свойствами, как спекулятивность, иллюзорность, догматичность, апологетичность, авторитарность, репрессивность.
Охарактеризован стимулирующий потенциал идеологии как программы социального действия. Показано: национально-государственное сознание строится не как выбор иллюзорных и недостижимых идеалов, а как уточнение самопонимания, раскрытие целей, ценностей, на базе которых возможна самоидентификация нации. Национально-государственная идеология выступает искренней апологией Отечества, позволяющей умножать живую силу народа, восстанавливать национальную «Я-концепцию», отстаивающую высокий исторический статус страны как влиятельной сверхдержавы; у человечества есть два вида консолидирующих духовных ресурсов - идеология и утопия. (Религия может приближаться к каждому по мере усиления соответствующих мотивов, что существенно влияет на общественное резонирование базовых структур.) До недавнего времени базу отечественной консолидации составляла утопия. В основу принципов социального конструирования клались идеи техноморфного преобразования действительности. Задача настоящего исторического момента - перейти к конструктивной идеологии социального строительства, в которой охватывались бы важнейшие ценности эволюции общества.
Национально-государственная идеология призвана отражать содержание национального творчества: согласованность динамики общественного бытия национальной общности (с учетом территориальных и социальных особенностей); специфику исторического пути развития народа, его экономический, социальный, политический уровень (с учетом особенностей этнической и национальной социализации); политическое положение нации, характер ее политической системы в сложившейся ситуации; уровень духовной жизни нации, характер ее общей и политической культуры.
Достоверность исследования обеспечена соответствием избранной методологии целям и задачам работы, надлежащим логическим обоснованием полученных результатов, их опытным удостоверением.
Информационной базой диссертации послужили тексты классиков социальной философии, официальные правительственные документы, данные государственных архивов.
Теоретическое значение работы. Полученные результаты оптимизируют тематизацию предметной сферы. Обобщения, квалификации исследования возможно использовать при разработке социально-философской, политологической проблематики.
Практическое значение работы. Положения диссертации допустимо применять в разработке программ социального развития, подготовке, чтенрш общих и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии МГУПИ. По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 3,75 п.л. Основные положения диссертации представлены на Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2009); Киреевских чтениях (Калуга, 2010), на конференции «Актуальные проблемы приборостроения, информатики и социально-экономических наук» (МГУПИ 2010).
Структура работы обусловлена целью, задачами, принятым способом исследования. Диссертация включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Идеология в контексте социального опыта - философский анализ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непреходящий интерес к рефлексии идеологии как духовного и практически духовного комплекса обусловлен вовсе не банальными событиями человеческой истории. Отвечая теоретико-познавательному типажу «субъективного признания истины», в роли целеориентирующего, инициирующего, побуждающего ресурса, идеология обладает силой реального убойного свойства. Достаточно указать на проект создания мессианского царства от Кампанеллы до Соловьева, отличающий не только адептов «ненаучной» мысли. Подчеркнем внутреннее «идеологическое» родство платформ столь непримиримых борцов с иллюзорным типом сознания, как позитивизм и марксизм.
Посредством изучения основных фактов истории Милль предполагал установить обязывающий закон прогресса, который, будучи однажды выявлен, «должен позволить . предсказывать будущие события точно так же, как в алгебре: установив несколько членов бесконечного ряда» возможно «открыть принцип регулярности в их образовании и предсказать, каким будет следующий участок ряда для любого числа членов»127.
Представляющий концептуальный остов прогрессизма, нацеленный на дополнение каузализма гносеологический функционализм знаменательно оптимизирует экстраполяцию понятием роли, места, назначения элементов в системе. Интерес аналитика с этих позиций озабочивается разложением целого на составляющие с конституированием зависимостей между частями и их с целым с прояснением оснований адаптированности, жизнеспособности целого. Все дело в том, однако, что антиципирующий потенциал социальной мысли методологический функционализм должным образом не усиливает и не расширяет. Издержками императивов этого достаточно перспективного направления в их фактической реализации выступают абстрактность, ста
127 Милль Дж. Ст. Логика. - СПб., 1892. С. 183. тизм рассмотрения, искусственность допущений равновесности, интегрированное™, неконфликтности общества, невнимание к индивидуальному. В качестве ресурса обеспечения идейного прогрессизма, следовательно, методологический функционализм не состоятелен.
Мотив прогрессизма как базиса предвосхищения социальных реалий пропитывает позитивизм и марксизм. Духовная близость одного другому почему-то не получила до сих пор надлежащего истолкования. Между тем и Конт и Маркс крепили свою доктрину на идентичных посылах. Оба разделяли
- универсализм: человеческая история удовлетворяет единым законам развития социальных организмов - модель смены духовного (Конт) или материального (Маркс) строя общественных систем (стадии, формации);
- эволюционизм: детерминированное движение от менее к более совершенным фазам; вариант Конта - духовный (интеллектуальный, моральный) рост; вариант Маркса - материальный (производительные силы) рост;
- финализм: допущение предельных фаз совершенствования; вариант Конта - позитивное состояние; (вариант Спенсера - «законченное счастье»); вариант Маркса - коммунизм;
- профетизм: живописание «на наших глазах» утверждающегося грядущего;
- активизм: инициация чаемого; вариант Конта - проповедь новой религии человечества; вариант Маркса - интернационал - революционное преобразование общества.
Если миллевская редакция прогрессизма страдает издержками функционализма, то контовско-марксовская его редакция страдает издержками механицизма. Последний проявляется в некритической способности утверждать о будущем по «прошлому и настоящему» с игнорированием перипетий живого творчества истории агентами деятельности.
Живое творчество истории непосредственных ее вершителей - людей
- Конт тщился перекрыть («сиять») воспитательным, Маркс - силовым преображением. Ни один, ни другой не допускали возможности привнесения новых фактов, определений (вследствие инновационного инспирирующего обновления) в историческое развитие. Печальный финал и позитивистской, и марксистской философии истории - прокламация неизбежного в жизни. В случае позитивизма - стадия социального равновесия; - Спенсер, спроецировавший второе начало термодинамики на общество в фазе «идеальной» стабилизации, столкнувшись с кошмаром «тепловой смерти», пережил сильнейшую депрессию. В случае марксизма, — стадия социализма с вегетативными свойствами: отсутствие жизненных состояний (доктринальное упразднение товарно-денежных отношений, классовых, национальных различий).
Цена идеологии и цена ошибки в идеологии пэандиозны, в чем убеждает опыт отечественного послеоктябрьского устроительства, реализуемого как плохо спланированный некорректный эксперимент с санкции скверной иллюзии. Памятуя об этом, надо тем не менее не деидеологизировать жизнь (в силу интенциональностп духовность не терпит пустоты, на безрыбье заполняясь низкопробным равнодушием, являющимся формой цинизма слабых духом), а делать ставку на мобилизующее дееспособное миропредставление, органически стыкующее слово с делом.
Живи, как пишешь, и пиши, как живешь, иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы — именно этот завет К. Батюшкова должен быть принят как ценностное ядро новой идеологии. Идеологии не авторитарного, догматически безусловного сознания, а сознания граждански ответственного.
Возможно ли оно? Напомним, что «идеология» гносеологически сродни «вере». Как последняя закрепляется? По Пирсу, имеется три способа культивации веры метод упорства: достижение целей через принятие произвольных оснований с повторением и социальным закреплением актов выбора; метод авторитета: формирование общественного мнения апелляцией к сильным мира сего; метод научного оправдания128.
Итак, все-таки научное оправдание. В отличие от «веры» «идеология», в конце концов, создается с помощью близких методикам исследования средств. В этом суть дела.
Идеология не может быть научной; она должна быть научно фундированной. Сказанное позволяет расставить нужные акценты применительно к идеократии. Идеократии как содержательного базиса социального устроения быть не может. Это нонсенс. Между тем может быть общенациональная идеология как здоровое чувство Родины.
Говоря словами К. Аксакова, уважение к своей земле, признание прав своего народа на самобытную историческую жизнь и органическое развитие, постоянная память о том, что перед нами не мертвый материал, из которого можно лепить какие угодно фигуры, а живой организм — великий своеобразный, могучий.
В точном значении слова, общенациональная идеология фиксирует, передает смысл русской идеи, пафос которой в современном понимании не в промыслительности, самопревознесении, а в самодостаточности России и ее народа. России нужны не проповеди, не невыполнимые обещания, а пробуждение в людях чувства собственною достоинства, права, закона, сообразных со здравым смыслом и справедливостью. Пора отбросить и мессианизм, и сервилизм с комплексами то одержимости, фанатизма, то сиротства, вто-росортностн, третьемирности.
Цивилизационный космогенез не завершился (если завершился, тогда перед Россией бесперспективное западничество либо ориентализм), что и
128 См.: Р1егсе СЬ. 1Ыс1. у.У. р. 243. оставляет простор для постановки проблемы самостоятельности русского пути. Последний, однако, тщетно толковать в терминах романтически-патриархальных. Русская идея в новом обличье принимаем без противопоставлений в череде оппозиций: возвышенно-грустная домостроевская соборная святая Русь — европейский рационализм, буржуазный национализм, пролетарский интернационализм, мондиалистский космополитизм, Русская идея — в поддержании гражданского мира и согласия в Евразии, в любви к Отчизне, в желании видеть в ней осуществление идеала человечества, в мобилизации сил своих на это великое дело. Процветающее многонациональное Отечество - в этом суть русской идеи, отражаемой и выражаемой национально-государственной идеологией.
Поскольку национальные различия не нивелируются пока историческим развитием, постольку принципиальна и важна платформа национальной идентичности, ее-то и поставляет национально-государственная идеология, центрирующая национальные интересы на сугубо патриотических магистралях: для россиян не может быть интересов превыше интересов России; недопустимо жертвовать ее интересами во имя чего бы то ни было.
Сущностное содержание русской (российской) идеи — полинациональность, органическое единение различных народов, культур, традиций, конфессий. Все хорошее в России — от забвения национального эгоизма, от социокультурной синтетичности: «. и русское государство, зачатое варягами и оплодотворенное татарами, и русское благочестие, воспринятое от греков, и заимствованное с Запада просвещение, без которого не было бы русской литературы» , и ненасильственная, традиционно-российская солидарность («сколько Россия малых племен получила в истории, столько и соблюла» (И. Ильин)). Россия — не государство-нация, а государство-сообщество.
129 Соловьев B.C. Соч. В 2 т. Т. 2. - М., 1989. С. 299.
На фоне сказанного вызывают недоумение суждения некоторых радетелей этнической чистоты, - России, мол, нужно уйти с Северного Кавказа, отгородиться от мусульман и т. п. Здесь явно игнорируется факт онтологической полифундаментальности, евразийской синтетичности России: Россия не может уйти от самой себя, ибо и Северный Кавказ, и Поволжье, и Дальний Восток, и Камчатка — это Россия.
Государственность — субстанция народности, и сильная государственность означает сильную народность; государственность, говоря словами И. Ильина, есть властно внушаемая солидаризация народа.
Россия и ее благополучная судьба — невыводимый предельный национальный архетип. Ничто относительно него не является родовой ценностью. Ни професс, ни революция, ни демократия. Россия - единая, неделимая, независимая, процветающая. Нет более важных целей и ценностей, чем Россия, - ее суверенитет, территориальная целостность, благосостояние наделяющих ее народов и конкретных лиц. Отсюда рамкой самоопределения политических элит должны быть национально-патриотические рамки, крепящиеся на таких монолитах, как престиж России и ее граждан, любовь к Родине, защита страны, единство российского государственно-политического тела, преуспевание народа, стимуляция возрождения общества, отказ от имперских реакций на иную социально-политическую эволюцию (те же венгерские 1956 г., чехословацкие 1968 г. события).
Список научной литературыОсипова, Альбина Магомедовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аинса Ф. Реконструкция утопии. Эссе. - М.: Наследие - Editions UNESCO, 1999.-206 с.
2. Аксаков К.С. Сочинения исторические. Т.2. М.: Универсальная типография, 1889.-652 с.
3. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. -635 с.
4. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.- 622 с.
5. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т.З. М.: ГИХЛ, 1948.-926 с.
6. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Философское общество СССР, 1990.-240с.
7. Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология. М.: Политиздат, 1978. -295 с.
8. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. М.: Правда, 1990.- с.31-72.
9. Бунин И.А. Окаянные дни. СПб.: Азбука, 2000. - 312 с.
10. Бутенко А.Г1. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы). М.: Магистр, 1997.-47 с.
11. Бухарин И. И. Экономика переходного периода. Ч. I.: Общая теория трансформационного процесса. -М.: ГИЗ, 1920. 157 с.
12. Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М.: Высшая школа, J993. -496 с.
13. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
14. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Ч. 1. Прага: Евразийское книгоиздательство, 1927. -264 с.
15. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат,1990.-317 с.
16. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.
17. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 30 тт. 1954-1965. Т. 6. М.: АН СССР, 1955.-560с.
18. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 8 тт. Т. 3. М.: Правда, 1975. -544с.
19. Гладышев А.Г. Устойчивое развитие местного сообщества: теория, методология, практика. -М.: Экономика, 2007. 646 с.
20. Глобализация и столкновение идентичностей. М.: Кнорус, 2003. -440с.
21. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М.: Эди-ториал УРСС, 1998. - 312 с.
22. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.
23. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 26. JL: Наука, 1984.-520 с.
24. Дугин А. Эволюция национальной идет Руси (России) // Отечественные записки. -2002. -№ 3. С. 125-140.
25. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.-368 с.
26. Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. -640 с.
27. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. - 319 с.
28. Ильин В.В. Аксиология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. 213 с.
29. Ильин В.В. Мир Globo: Вариант России. М.: КДУ, 2009. - 255 с.
30. Ильин В.В. Новый миллениум для России: путь в будущее. М.: Изд-во МГУ, 2001.-223 с.
31. Ильин В.В. Россия в сообществе мировых цивилизаций. М.: КДУ, 2009.-200 с.
32. Ильин В.В. Теория познания: введение, общие проблемы. M.: URSS:1. Либроком, 2009. 163 с.
33. Ильин В.В., Ахиезер A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: изд-во Моск. ун-та, 2001. - 304 с.
34. Ильин И.А. Наши задачи. Т. 1. М.: МП "Рарог", 1992. - 344 с.
35. История России в XIX в. Вып. 6. М.: А. и И. Гранат, 1907. - 600 с.
36. Кавелин К.Д. Сочинения. Ч. 2. М.: К. Солдагепков и Н. Щепкин, 1859.-618 с.
37. Кант И. Сочинения, в 6 тт. Т. 3. М.: Мысль, 1964.-800 с.
38. Кара-Мурза A.A. Между «империей» и «смутой». — М.: ИФРАН, 1996. № 1.-173 с.
39. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 267 с.
40. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1959 - 264 с.
41. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. - 440 с.
42. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: А.И. Коше-лев, 1861.-200 с.
43. Кириллов И.А. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М.: Т-во типо-лит. И.М. Машисгова, 1914. - 100 с.
44. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и эгюды. Дневники. М.: Мысль, 1993. - 416 с.
45. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Альфа-книга, 2009. -1200 с.
46. Кодин М.И. Теоретико-методологические проблемы социально-экономических и социально-политических преобразований в России в конце XX в. 1990-2000 гг. -М.: Наука, 2002.-216 с.
47. Кон А. О новой экономике Е. Преображенского. М., 1927. - 56с.
48. Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. -М.: Весь мир, 2003. 784 с.
49. Лавров П.Л. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1965. -703 с.
50. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 1. М.: Политиздат, 1967.-662 с.
51. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М.: СП "Рус. путь": Полиграфресурсы, 1995. - 548 с.
52. Леонтьев А., Хмельницкий Е. Очерки переходной экономики. М.: Прибой, 1927.-378с.
53. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М.: ACT, 2007. - 576с.
54. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.: Республика, 1996. -799с.
55. Леонтьев К.Н. Письма к Фуделю // Русское обозрение. 1885. - №1. -С.36- 40.
56. Леонтьев К.Н. Собрание сочинений, в 9 тт. Т. 7. М.: Деятель, 481 с.
57. Либерализм в России. М.: ИФРАН, 1996. - 448 с.
58. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1980. -582 с.
59. Манхейм К. Идеология и утопия. М.: ИНИОН, 1992. 4.1. - 245 с. 4.2. - 155 с.
60. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М.: Политиздат, 1955. - 629 с.
61. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. -М.: Политиздат, 1955.-651 с.
62. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Политиздат, 1961. -745 с.
63. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. М.: Политиздат, 1959, -771 с.
64. Менделеев Д.И. К познанию России. М.: Айрис Пресс, 2002. - 559 с.
65. Миллер А.И. Национализм и империя. М.: ОГИ, Пилит. Ру, 2005. -128 с.
66. Милль Дж. Ст. Логика. СПб.: Силаев, 1892. - 300с.
67. Нации и национализм^ М.: Праксис, 2002. - 416 с.
68. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Транспорт, 1995. - 304 с.
69. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. — Берлин, 1922. -386 с.
70. Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе. М.: ИФ РАН , 1994.-261 с.
71. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: Летопись-М, 2000. -742 с.
72. Плеханов Г.В. Политическое завещание. // Независимая газета. -1999. 30 ноября.
73. Погодин М.П. Сочинения. Т. 4. М.: тип. В.М. Фриш, б. г. - 388 с.
74. Под знаменем марксизма. 1923. - № 10.
75. Политико-правовые ценности: история и современность. М.: Эдито-риал УРСС, 2000.-256 с.
76. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений. Т. 10. М.: АН СССР, 1958. -904 с.
77. Ранние славянофилы. Сборник статей. М.: т-во И.Д. Сытина, 1910. -260 с.
78. Россия. Политические вызовы XXI века. М.: РОССПЭН, 2002. -960 с.
79. Розанов В. В. Сочинения. Л.: Васильевский остров, 1990. - 576 с.
80. Российский цивилизационный космос. М.: Эйдос, 1999. - 308 с.
81. Россия на рубеже XXI века: оглядываясь на век минувший. М.: Наука, 2000. 343 с.
82. Рубцов A.B. Наказание свободой. // Полис. 1995. - № 6. - С. 10-32.
83. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. - 544 с.
84. Русская идея. Сб. статей. М.: Республика, 1992. - 496 с.
85. Русский народ: Историческая судьба в XX веке. М.: ТОО «Анко»,1993.-352 с.
86. Смирнов Г.Л. Советский человек. М.: Политиздат, 1980. - 463 с.
87. Смит Э. Национализм и модернизм. — М.: Праксис, 2004. 464 с.
88. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1. М.: Правда, 1989. Т. 1. -688 с.
89. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1989. Т. 2. -824 с.
90. Соловьев B.C. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. - 687 с.
91. Солоневич И.Л. Народная монархия. Минск: Лучи Софии, 1998. -503 с.
92. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Ред.-сост. А.Ю. Со-гомолов. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
93. Стецкий А. Ленин и социалистическое планирование. М., 1933. -125 с.
94. Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. Спб.: Типография И.Н. Скороходова, 1894. - 291 с.
95. Теория государства у славянофилов. СПб.: Тип. А. Пороховщикова, 1898.-95 с.
96. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб.: АО "Комплект", 1992.-674 с.
97. Транснациональные процессы: XXI век. М.: Соврем, экономика и право. 2004. 340 с.
98. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1995. - 622 с.
99. Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. - 199 с.
100. Уледов А. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. -324 с.
101. Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов // Русская мысль. Кн. X. 1916. С. 1-22.
102. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 2. М.: София, 1992. - 352 с.
103. Философия. Логика. Язык. Сборник статей. М.: Прогресс, 1987. - 331 с.
104. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 607 с.
105. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. -М.: Праксис, 2004. 576 с.
106. Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Современник. 1988.-461 с.
107. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. М.: Унив. тип., 1900-1914. 1914. - 1040 с.
108. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. -М.: Наука, 1991.-798 с.
109. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. // Новый мир. 1988. - № 6. - С. 182192.
110. Юм. Д. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1965. - 847 с.
111. Ядов В. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л.: ЛГУ, 1961.- 122 с.
112. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -527 с.
113. Alter Р. Nationalismus. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1985. -345 p.
114. Boulding K. Conflict and Defeance. -N.Y.: Haiper & Row, 1963. 349 p.
115. Destutt de Tracy A.C.L. Eléments d'idéologie. Paris : COURCIER, v.l. D'idéologie. 1801. - 359p.; v.2. Grammaire. 1803. - 468p.; v.3. Logique. 1805. - 671p.; v.4-5. Traité de la volonté et de ses effets. 1815. - 578 p.
116. Hutchinson J., Smith A.D. Nationalism, N.Y.: Routledge, 2002. - Voll -433 s.
117. Pierce Ch. Collected papers. vol. I-V1II. Cambridge 1958-1960. Vol. I-VI, ed. by Ch. Hartshome and Paul Weiss, Vol. VII-VIII, ed. by Arthur W. Burks.-418 p.
118. Tucker I. A History of Imperialism. N.Y.: Ran'd school of social science, 1920.-403 p.