автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Идея единства микро- и макрокосмоса в традиции философии Веданты

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Адамкова, Алена Арнольдовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Идея единства микро- и макрокосмоса в традиции философии Веданты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идея единства микро- и макрокосмоса в традиции философии Веданты"

'Л ( ; ,.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Специализированный совет К.053.22.24 по философским наукам

На прозах рукописи

АДАМКОВА Алена Арнольдовна

ИДЕЯ ЕДИНСТВА МИКРО- И МАКРОКОСМОСА В ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФИИ ВЕДАНТЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.03 - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

МОСКВА - 1993

Работа выполнена в отделе сравнительного культуроведения Института Востоковедения Российской Академии Наук.

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор БРОДОВ В.В.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор ПАВЛОВ Ю.М., доктор философских наук, профессор АНИКЕЕВ Н.П.

Ведущая организация: Московский Архитектурный институт, кафедра философии.

Защита состоится "23 " 1993 г. в час. на заседании Спе-

циализированного совета К.053.22.24 по философским наукам в Российском университете дружбы народов по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российского университета дружбы народов.

Автореферат разослан " 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совета РАЧИН Е.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В данной диссертации делается попытка дать обобщенный взгляд на развитие идеи Единства микро- и макрокосмоса в традиции философии Веданты, придерживаясь в основном направления Адвайты-Веданты как наиболее высокого, одухотворенного учения индуистской традиции.

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия на Западе и в России резко возрос интерес к религиозно-философской мысли Востока и особенно к традиции индийской философии. Рост этого интереса представляется закономерным явлением в русле бурных социально-культурных, политических, экономических изменений общества, катализатором которых в значительной степени выступают кризисные ситуации в экологии, демографических процессах, межнациональной политике, усиление напряжения в межконфессиональных и межрелигиозных отношениях, а также увеличение числа заболеваний. Эта ситуация выявила ограниченность моделей (западного подхода), на основе которых формировались глобальные программы обеспечения развития общества. Но вместе с тем лучшие.представители Запада предлагают мысли, альтернативные технократическому пути развития и спасительные для человечества. К ним можно прежде всего отнести учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, духовное наследие семьи Рерихов, эволюционизм Тейяра де Шардена, этическое учение А.Швейцера и другие. Корни этих учений питает духовная мысль Востока. Последовательный интерес к постижению законов развития многоуровневых, целостных систем от космических объектов до микроорганизмов непременно приводит исследователя к философским системам Востока. Самым древним из известных человечеству учений является Веданта. Важность избираемой темы обусловлена в первую очередь отсутствием в отечественном востоковедении работ, посвященных выявлению тех холистических принципов, на которых (по убеждению древних мудрецов) строятся и функционируют все эволюционирующие системы, в том числе и человеческое сообщество.

В наше мятежное время работа важна еще и тем, что она выявляет и подчеркивает онтологическую значимость этического содержания жизнедеятельности. "

. .,;. Подтверждением актуальности темы выступает возрастающий интерес молодежи к Востоку, которая не)удовлетворяется современным состоянием культуры, и всего склада жизни и пытается открыть на Востоке быстрые пути достижения совершенства, что нередко имеет трагические последствия. Работа показывает глубину и сложность сокровенной мысли Веданты й необходимость обретения самостоятельного, творческого, тернистого духовного опыта восхождения, основанного на осознании культурного наследства многих поколений.

Степень разработанности проблемы. Философско-религиозное учение Веданты представляет собой огромнейший резерв для различных интерпретаций множества философских проблем. История отечественной индологии начинается с 20-ых годов 18-ого века со времени основания первой Российской Академии. Начало изучения Веданты можно отнести ко второй половине 18-ого века, когда в академическом журнале, выходившем под редакцией Новикова впервые появился перевод Бхагавадгиты. Впоследствии появились переводы трудов Вивекананды (осуществленные К.Я.Поповым), "Провозвестия Рамакришны" и другие. Высокой научной, философской и художественной ценности достигли переводы классических индийских текстов, осуществленные Б.Л.Смирновым. Историография диссертации включает осмысление автором традиций исследования Веданты периода 6090-ых годов (Аникеев, Бонгард-Левин, Бродов, Елизаренкова, Зильберман, Исаева, Костюченко, Литман, Рыбаков, Семенцов, Сыркин, Топоров и др.). Научные работы и статьи отечественного востоковедения, посвященные изучению Веданты, представляют безусловный научный интерес.

Идеологическая ситуация застойного периода в нашей стране также отразилась на советском востоковедении, и в работах преобладали в основном "не опасные" лингвистические, этические, историко-биографические, исторические интерпретации, носящие в большей степени дескриптивный хараг-тер суждений.

Автор диссертации считает, что исследование проблемы единства микро- и макрокосмоса в традиции Веданты плодотворно как в содержательном, так и в методологическом аспектах. В содержательном аспекте оно дает возможность углубить исследование Веданты в ее целостности, единстве и взаимосвязанности с общечеловеческим путем духовного восхождения. В методологическом аспекте оно может способствовать выявлению внутренних закономерностей и принципов развития философской системы, присущих не только Веданте, но и другим философско-религиозным эволюционным учениям.

Ведантическая литература в Индии обширна - это в основном публикации Миссии Рамакришны: издания первоисточников с комментариями; тематические сборники по отдельным проблемам, составленные из работ священных писаний, но мало работ, посвященных Веданте с методологически обоснованными подходами. Правомерно будет сказать, что метод единства, целостности и взаимосвязанности всех уровней бытия гармонически входит в восточное мироощущение. Но с другой стороны, именно этот факт затрудняет осознание и вычленение данного метода из единого поля воспринимаемой реальности. Момент вычленения требует долю западного способа мышления, отстраненной позиции наблюдателя.

Автор диссертации хочет особо выделить работы двух философов, посвятивших себя исследованию целостности и единства мира, и утверждающих жизненную необходимость сотрудничества западной науки и восточной философии и их совместного дальнейшего развития. Западный ученый и индийский монах - с разных сторон.они трудятся над решением одной проблемы. Первый из них известный ученый, профессор Университета Беркли, доктор Ф.Капра, выразивший свои взгляды в книге "Дао физики'^ других; его книги пользуются большой популярностью во всем мире, но к сожалению еще не переведены на русский язык.(Р.Сарга. The Tao of Physics. London, 1986. F.Capra. Uncommon Wisdom. London, 1989.)

Свами Ранганатхананда - старший монах Миссии Рамакришны, подходит к вопросам о единстве и познаваемости мира с позиций ведантиста, сущностно претворившего в жизнь истины

Адвайты. Можно сказать, что идеи, высказанные в его философских исследованиях - дополнение к работе, проделанной профессором Капрой. Имея прекрасные знания о разработках новейшей науки, часто обращаясь к упомянутому д-ру Капре и другим западным и восточным ученым, Свами Ранганатхананда дает блестящее философское обоснование многим достижениям науки, руководствуясь знаниями философии Веданты. Основной, высшей функцией философской мысли, говорит С.Ранганатхананда, является синтезирование выводов различных отраслей человеческого знания и опыта и достижение видения всеобщей, интегральной Реальности. (Ранганатхананда, 1988.) Поэтому философией Веданта называет синтез знания о внутренней и внешней природе вещей. (Это то, что древняя индийская мудрость обозначала как "samyak jnana" - осознанное, глубинное знание всеобщей Реальности.) (Ranganathananda S. Science and Religion. Calcutta, 1988. Другие работы: Science of Human Uniqueness. Ahraedabad, 1991.; . Human Being in Depth. A Scientific Approach to Religion. N.Y., 1991.)

Метод, которым пользуются названные мыслители, можно условно обозначить как метод единства путей духовной эволюции.

Автор диссертации пытается внести свой посильный вклад в русло данных исследований. Сама же философия Веданты в ее многогранности и включенности в мировую систему духовных ценностей остается открытой для более полного и тщательного исследования.

Цели и задачи исследования. Автор настоящей диссертации считает главной своей целью раскрыть и выявить основные принципы и механизмы взаимосвязи микро- и макрокосмоса в традиции учения Веданты, и дать представление о сокровенном учении Индии, утверждающем, что возникновение жизни и всех многообразных проявленных форм материи от тонких психических процессор до грубых минеральных образований нфдинич-ный акт творения, а постоянное творчество высшего Принципа, который манифестируется в ритмическом проявлении и свертывании бессчисленных миров.

В современном мире наблюдается тенденция к сближению различных областей человеческой деятельности (наука,культура, искусство, религия). Обретению пути синтеза этих направлений поможет, по мнению автора, приобщение к знанию Веданты, что и решается следующими задачами:

- выявление методологической основы философии Веданты преимущественно посредством раскрытия амбивалентной природы системы этого знания (структурно-логической и континуально^фористической);

- анализ собственно философских первоисточников (Веды, Упанишады, Брахма-Сутры, Бхагавадгита и другие), а также трудов конкретно избранных реформаторов Индии (Шанкара-чарья, Рамакришна, Вивекананда и другие);

- определение основных понятий Веданты, относящихся к исследуемой проблеме единства и взаимосвязи микро- и макрокосмоса;

«

- раскрытие особой природы священных текстов (Шрути) как самоорганизующейся системы, включающей познающий субъект, познаваемый объект и сам процесс познания, а также как особое информационное поле, приводящее к упорядочиванию сознание устремленного к обретению духовного знания человека;

- рассмотрение и сопоставление Веданты с другими религиозно-философскими концепциями (традиции тантризма и буддизма) в русле исследуемой проблемы;

- организация особой формы диссертации, способствующей введению читателя в онтологическое пространство системы священных текстов, как бы моделируя тем самым процесс взаимосвязи микро- и макрокосмических уровней бытия;

- раскрытие природы проявления священного слова АУМ как матричной пульсирующей основы имен и форм мироздания;

- выявление необходимости (проповедуемого Ведантой) синтеза гносеологического обретения знания с его одновременной онтологической реализацией для совершенствования жизни;

- исследование сущностного единства статического и динамического аспектов проявления единой космической силы Энергии (Шакти) на индивидуальном и всеобщем плане бытия;

- рассмотрение взаимодействия и взаимозависимости не-проявленного Абсолюта и его творящей силы - Шакти;

- изучение грех возможных состояний единого Сознания, согласно Веданте, исчерпывающих опыт взаимодействия "человек - мир" (на феноменальном уровне ) - состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна;

- объяснение онтологической роли языка Шрути и его средств в процессе познавания - то есть на пути субъективации Брахмана и объективации собственного сознания;

- демонстрация конкретных путей реализации Истины посредством самоусовершенствования и бескорыстного служения лфдям на примере подвижников Веданты и деятельности Миссии Рамакришны.

Методология исследования обусловлена избранным предм етом исследования. В работе автор руководствовался следующими принципами:

- принцип универсального единства, взаимосвязанности и взаимообусловленности'■многоуровневых иерархических систем микро- и макрокрсмоса;

- принцип диалектического спирального развития и проявления Сознания - Бытия вселенной;

- принцип единства природно-космического, социально-исторического и психо-физиологического начал человека;

- принцип взаимодополняемости аналитически-философского и филологического методов;

- принцип контекста - религиозно-философского и культурно-исторического;

- принцип опоры на первоисточники текстов Шрути и наследие основных представителей Адвайты как исходный пункт анализа и реконструкции философской системы Веданты.

Кроме этого автор пытался постоянно использовать саму диалектическую природу ведантического знания - структурно-логическую и континуально-афористическую, избирая первую или вторую форму в качестве метода в зависимости от смыслового наполнения поставленных задач. Таким подходом увеличивается возможность погружения читателя в непосредственно информационное поле системы Шрути, и сохраняется при этом рационально-логическая канва аналитического метода.

Следует отметить, что методологические позиции автора сформировались в большей степени под влиянием приобщения к опыту религиозной, культурной и социальной деятельности всемирного движения Миссии Рамакришны.

Научная новизна работы, определяется в первую очередь самим выбором темы - проблемой единства микро- и макрокосмоса в традиции Веданты и раскрытием этой темы с позиций европейца, попытавшегося сущностно воспринять те мысли древнейшей религиозно-философской системы, которые могут спасительно повлиять на сознание людей современной технократической эпохи.

Новизна работы состоит также в попытке освещения нового метода, более свойственного восточной системе мышления, с помощью которого возможно изнутри достигнуть целостное видение избранной исследователем проблемы, не входя при этом в крайности либо чисто рационального анализа, либо чисто метафизического созерцания. Избранный метод, при его последующем развитии может помочь сущностному вхождению читателя в исследуемую область, давая ему не только авторскую субъективную информацию о проблеме, а возможность самостоятельного погружения в целостное, информа^оное поле с последующим обретением собственного творческого существования и духовной работы в нем. Предлагаемый метод выявляет закономерности, по которым функционирует система писаний Шрути. Поскольку эта система, согласно Веданте, воспроизводит феноменальный мир во

всем его объеме, полноте и иерархичности, то она, соответственно, способна воспроизводить и сам процесс познания, сущностно объединяя обретение знания с его онтологической реализацией. А поскольку данная система как бы "окормляет" весь процесс познания, именно поэтому невозможно разъединение восприятия нового знания и его немедленного воплощения в жизнь, ибо этим путем обретается духовный опыт и открываются новые горизонты сознания. Таким образом достигается естественное духовное восхождение, гармонически претворяющее человека в более этически-совершенную личность.Данный метод, по мнению автора,должен развиваться и успешное его освоение может привнести свой сущностный вклад в создание новой парадигмы, жизненно необходимой для будущего.

Новизна работы заключается также в следующем :

Традиционный (для западной школы востоковедения) историко-философский подход выражается в теоретическом, рациональном анализе, самими методами расчленяющем целостное бытие многообразного проявления единой Истины. Автор диссертации дополнил этот подход пониманием ( свойственным восточному эзотеризму) самоактуализации и саморазвитии Идеи -Истины. Воплощение Идеи обуславливает эволюционное развитие, причем ее проявление взаимосвязано с готовностью сознания людей к ее постижению и реализации на разных уровнях бытия.

Кроме того автор попытался ввести понимание ситемы священных писаний Шрути с новой точки зрения: не как совокупность отдельных текстов, передающих и сохраняющих древнее знание, а как единую живую систему, проявляющую Истину и несущую в себе действенную энергию ее реализации.

Впервые в отечественном востоковедении сделана попытка анализа развития традиции Веданты с позиций высказанной точки зрения. Это дало новое качество трактовке проблемы единства микро- и макрокосмоса.

В результате исследования автор пришел к выводу, что единая Идея-Истина, подобно кристаллу проявляется той или иной своей гранью в разные исторические эпохи к даже в отдельных человеческих судьбах, оплодотворяя, и устремляя весь обще-

человеческий эволюционный путь, вдохновляя и мобилизуя тем самым людей на решение новых качественный задач в восхождении по лестнице совершенствования.

Впервые на русский язык были переведены с санскрита три трактата Шанкарачарьи (готовящиеся к публикации Обществом Рамакришны в Санкт-Петербурге), которые даются в приложении к настоящей диссертационной работе.

Научно-практическая значимость диссертации. Диссертация может быть использована в научной и педагогической работе. Содержание и выводы работы могут быть полезны для дальнейшего изучения проблемы единства микро- и макрокосмических уровней бытия, как аналитический материал при подготовке лекций по истории индийской философии, при чтении специальных курсов по философии и религии Веданты, а также как материал для изучения природы философско-религиозного сознания.

Автор считает, что основная цель диссертации будет достигнута, если она послужит вкладом в тот начавшийся процесс духовного возрождения, который стремится обрести утраченное знание гармонии и единства мировых корней всех великих учений, религий и культур. Сущностное изложение основ Веданты может помочь людям обаружить внутри себя путь к единой вершине духовного самоусовершенствования.

Апробация работы.} Работа апробирована в выступлениях на теоретических семинарах Института Культуры Миссии Рамакришны в Калькутте,на международном ведантическом семинаре в Музее Н.К.Рериха в Изваре, в деятельности Общества Рамакрищ-ны Санкт-Петербурга; в радиопередачах по словацкому радио, и в имеющихся публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии историка филологического факультета УДИ

им. П.ЛунумЙы омр^и^______1993г. и рекомендована

ь защита.

Структура диссертации. Работа изложена на 253 стран ицах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, приложения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи исследования, определяются методологические основания, структура работы, ее форма , раскрывается научная новизна и практическая значимость исследования. Особенностью появления данной работы, по мнению автора является эволюци-онно обусловленная необходимость проявления идеи Единства в ее ведантическом понимании в поисках обретения пути выхода из кризисных явлений современности. Во введении также дается необходимая вступительная информация о главных представителях Веданты, к философскому наследию которых автор обращается на протяжении всей работы.

Первая глава. "Онтологическая роль Шрути в процессе самораскрытия, движения и познания вселенной. Священный слог АУМ". В главе осуществляется попытка выявления, воссоздания эволюционного процесса творения, как он понимается в традиции Веданты - то есть проявления феноменальной вселенной из Абсолюта, и той роли, которую в данном процессе играют священный слог АУМ и писания Шрути.

Подробно анализируется проблема начала, то есть возникновения мира. Философская мысль Востока показывает, что эта проблема не может быть познана рациональным путем. Исследовать можно лишь следствие, то есть что-то уже существующее. Но начало, или происхождение могут быть раскрыты на феноменальном уровне такой формой, которая не связана жесткой причинностью (например, мифологическая, аллегорическая, афористическая формы). В системе писаний Шрути, удовлетворяющей этому требованию, слово "начало, происхождение" заменяется понятием "проекция", вслед за которым следует "развертывание", и эти два слова становятся категориями бытия. В первой главе рассматривается "развертывание" непрояв-ленной вселенной в мир имен и форм согласно писаниям Шрути. Обосновывается положение о том, что создание мира не есть единственный и неповторимый во времени и пространстве акт творения. Упанишады разъясняют, что умножение Абсолюта в

форме проявленной вселенной не есть рождение нового, отличающегося создания. Это проявление имен и форм, которые скрыто находились в самом Абсолюте. Когда пришло время нового цикла творения, они как бы развернулись во времени и пространстве (которые неотделимы от Брахмана), сохраняя при этом свою внутреннюю, сущностную природу высшего "Я". Эволюция (то есть развертывание) имен и форм есть кажущееся появление Брахмана как множества. В этом смысле, то есть под влиянием двух ограничивающих условий (имен и форм) Брахман мнимо становится фактором эмпирических взаимодействий, включающих такие стороны как субъект познания, объект познания и само познавание.

Ведические тексты говорят о повторяемости процесса развертывания (например Бхагавадгита, 9.7.), подтверждая тезис о следствии, имманентно заключенном в своей причине-источнике, и проявляющемся в определенное, конкретное время. Веды говорят, что, когда вселенная разрушается и возвращается в свое первичное непроявленное состояние, она сохраняет ненарушенной свою внутреннюю силу, и последующее

творение развертывается именно из этой силы. Допустить существование множества сил разного рода невозможно, поэтому во вселенной действует только одна сила - Майя, Божественная иллюзия, или сила Неведения, творящая все многообразие проявленных форм. Но это творение происходит не случайно, а по ранее установленному замыслу: Шанкарачарья говорит о первоначальном порядке, который остается неизменным в каждом новом цикле творения, об установленном соотношении всех иерархических пластов мироздания, а также о модели поведения населяющих мир существ. Вместе с тем Шанкара акцентирует внимание на том, что каждый раз дается единая Истина, заключенная в священных писаниях. Из писаний следует, что частицы, составляющие вселенную, каждый раз появляются с одинаковыми характеристиками имен и форм. Все вещи возникают в начале юги (в новом цикле творения), причем какие характерные признаки и формы'имели существа в прошлом, такие же они обретают в настоящем. (Например, Брахма Сутры; Чханд.Уп.6.9.3.)

/Brahma-Sutra-Bhashya of Shri Shankaracarya. Calcutta, 1983; Chandogya Upanishad. With the Commentary of Shankaracarya. Calcutta, 1983./

Повторяющиеся циклы творения с уже имеющимся установленным мироустройством и миропорядком указуют на причину, порождающую следствие. Этой причиной, согласно Веданте, выступает вечный абсолютный принцип, всепроникающее Сознание - Бытие - Брахман. Разъясняется Абсолют как материальная и действенная причина творения.

Ведантисты считают, что эта вселенная является проявлением имен и форм. Поэтому все разнообразие творения, все существующие без исключения формы зависят только от имен.

Шанкара говорит, что как веревка может быть основой для иллюзорного явления змеи, так и недвойственная единая Сущность - высшая Реальность выступает основой (субстратом) для мноогобразных иллюзорных проявлений, воспринимаемых интеллектом. Но в реальности существует лишь Единое Бытие, а "Всякая трансформация имеет речь своей основой, и является лишь именем...". (Чхан.УП.6.1.4.). И поскольку весь сотворенный мир - модификация Бытия, то когда познано Бытие, познано все остальное. Это составляет суть ответа на вопрос:" Что есть то, познав которое, все остальное становится познанным?" (Мунд.Уп. 1.1.3.)

Выясняется место Брахмана в системе Шрути.' Упанишады указуют на Брахмана как на источник с помощью семантического текста, когда выделяется вовне, то есть выявляется творящая сила Абсолюта, и тем самым подразумеваемый источник остается скрытым, непроявленным в формальном тексте, поскольку это -Несказуемое. Но хотя Он, таким образом, остался вне контекста (так как сказано, что Он находится вне сферы имен и форм), тем не менее было произведено косвенное указаний на него. В этом приеме, используемом практически в каждом афоризме Вед, заключается смысл и особенность этих текстов. Работа с ними предполагает непрерывное соединение и взаимодействие двух способов познавания: семантико-логического и интуитивного. Их взаимосвязь приводит к возникновению качественно нового пути

познания вселенной и самого себя, когда полученная информация нормативного знания резонирует с соответствующим пластом бытия одновременно на микро и макро- уровне. Такая корреляция предопределяет возникновение онтологического ощущения целостности и единства мироздания, которое включает в себя все иерархические уровни творения.

Рассматривается понятие Пуруши - неделимого, вечного принципа - Сознания, предшествующего творению. Пуруша -неизменная, всепроникающая Истина Абсолюта,~из которой возникает и куда погружается вселенная во время космического разрушения. Пуруша, неподверженный влиянию ограничивающих условий, оказывается самим субстратом остального непроявлен-ного и приравнивается к космосу пространств, свободному от всяческих форм. Из Пуруши возникает (перворожденная) Прана - жизненная сила, это первая модификация, и ею начинается ряд последующих сущностей творения, разворачивающийся в мнимом пространстве имен и форм. (Мунд.Уп.2.1.; Пр.Уп.6.4.; Кат.Уп.2.3.8.; 1.3.11.).

Подобным образом проводится анализ Хираньягарбхи -суммы всех тонких тел. Сознание творца проникает вселенную в форме космической и индивидуальной Сущностей. Другими словами - то, что существует как недифференцированное непреходящее состояние и выступает источником, проявляется в форме вселенной, имеющей в качестве самой крайней (возможной для вербального обозначения) границы всеобщую сумму следствий, результатов этого недифференцированного. Эта тотальность проявляется на уровне макрокосмоса в образе Хираньягарбхи, а на уровне микрокосмоса, индивидума как Вират, а также как 14 миров. Автор диссертации обращает внимание на диалектический характер высказываний Упанишад, неустанно наводящих на единство и связь макро- и микрокосмоса, феноменального и абсолютного уровней. Вся разница между этими мирами состоит в той или иной степени отдаления от первоисточника, которая снимается посредством различения и созерцающего интеллекта.-Кат-ха Упанишада подтверждает:" То, что поистине существует здесь, существует и там. То, что существует там, существует и здесь. Тот, кто здесь видит как бы различия, переходит от смерти к смерти". (Кат.Уп.2.1.10.) (Eight Upanishads. With the Commentary of

Shankaracharya. Transi, into English by S.Gambhirananda. Calcutta, 1989.). Основной смысл подобных высказываний Шрути в том, чтобы направить мысль в русло размышлений о единстве и тождестве индивидуального и абсолютного начал, поскольку устремленная мысль способна преодолеть все кажущиеся различия и противоречия, и путем духовного распознавания переходить от восприятия более грубой - материальной, к более тонкой - внутренней сущности.

Далее подробно проводится исследование происхождения и природы священных писаний Шрути, рассматривается вопрос о верифицируемости утверждений, содержащихся в писаниях. Шанкара утверждает, что подлежащее познанию лежит за пределами чувств, и как таковое может быть познано только при помощи Знания-откровения, которое заключается в Шрути. Только это знание способно выработать в человеке интеллектуальную интуицию (чувствознание), являющуюся единственным способом проникновения за рамки нормативного комплекса знаний в трансцендентальную онтологическую сферу Истины.

Автор диссертации делает попытку анализа Шрути с точки зрения системного подхода, задумывается над преимуществом открытой афористической структуры Шрути. Подробно рассматривается взаимодействие познающего субъекта с Истиной, заключенной в писаниях.

Согласно Веданте, самое сокровенное знание содержится в основных ведических изречениях (mahavakya). Самым значительным из них - священный звук "АУМ". АУМ - первая вибрация, с которой начался процесс развертывания проявленной вселенной. По традиции, отдельные звуки слога во время творения трансформировались в священные писания - Веды. Анализируется троичная структура слога с четвертым - непроявленным звуком "ardha-matra", или Турия. Исследуются проявления АУМ-а как всеобщности Бытия на четырех космических планах: всеобщих - макрокосмических, и индивидуальных микрокосмических. Это подводит к ведантической идее об АУМе как наиболее универсальном, неличностном звуке, символе беспредельной божественной Реальности - Брахмана. Рассматривается мантра Гайятри как разработка слога АУМ и смысл сердечной

медитации на составные части мантры, когда выявляется единый, неизреченный сердечный звук (апаЬа1а <11тт), знаменующий осуществление единства микро- и макрокосмических уровней бытия. Наиболее сжато оно выражено в Чханд. Уп.: "Воистину, То, что названо словом "Брахман", тождественно пространству вне человека. Пространство вне человека есть ничто иное как пространство внутри человека. А пространство внутри человека есть воистину пространство внутри сердца-оно всепронизывающее и неизменное...". (Чх.Уп.3.12.7-9.)

В заключении проводится мысль о том, что изречения Вед представляют собой одновременно гносеологический процесс восхождения к Истине, как и соответствующее онтологическое состояние - природу этой Истины, вечное Бытие-Сознание-Блаженство-Брахман; это движение от внешней формы к сокрытой сущности идеи, ее выявление и бытийная реализация.

Вторая глава ."Концепция верховного Абсолюта как Бытие Сознание-Блаженство. Теория Майи - Первичной Энергии".

Рассматриваются идеи верховного Абсолюта - Брахмана и его творящей Силы (созидающей грубую материальную вселенную) , которая в ее тонком аспекте постижима посредством кратких святых слов - мантр. Показана сущность и внутреннее значение мантр, а также примеры их разного понимания в нескольких философских системах. Рассматривается взаимоотношение мантры и звука. Единая Сила - Энергия, проявляющаяся за всеми феноменами вселенной на всех ее уровнях есть сила Шакти. Проводится исторический экскурс, связанный с упоминаниями о культе Матери мира - Шакти - женского творческого принципа, творящего мир вселенной из собственной утробы. Шакти - творец, сохраняющая сила, а также разрушитель мира. По разным версиям Она или сама созидала мир, или при помощи своего мужского партнера. Поэтому Ее считают высшей формой Сагуна Брахмана, или высшей Пракрити. Объясняется разница между двумя формами Абсолюта - Сагуна и Ниргуна Брахманом.

Автор проводит сравнительный анализ ведантического и тантрического миропонимания относительно проблемы Шива-Шакти; на примере тантрической философской доктрины иссле-

дуется внутренний смысл и сущность теории взаимодействия Шива -Шакти. Рассматривается сила Шакти в качестве первоначальной энергии, действующей одинаково на макро- и микрокосмических планах вселенной (ватавМ - ууавЬИ). Закон, по которому Шакти проявляется на обеих уровнях, есть закон поляризации всего сущего на статико-динамический или потенциально-кинетический аспекты. В ходе рассуждений автор пришел к выводу, что на уровне феноменального мира между этими двумя Сущностями существуют внешние, функциональные различия, хотя понятна их диалектическая взаимосвязь; на трансцендентальном уровне очевидно их сущностное единство и слияние в одну Абсолютную Сущность - единое поле чистого Сознания -Брахмана. Приближение к осознанию этого всеобъемлющего единства возможно через постижение смысла изречений Упани-шад. Автор рассмотрел внутреннюю суть этих изречений как квинтэссенцию системы Шрути.

Разъясняется теория Майи, которая является упадхи Брахмана - его ограничивающим условием, в силу которого Абсолют проявляется как Сущность, ограниченная пространством и временем. В соединении с космической Майей Брахман выступает как личный Бог Ишвара, а в соединении с индивидуальной майей как джива - индивидуальная душа. Но в действительности эти модификации не реальны и не изменяют чистую природу Брахмана. Когда Майя преодолевается знанием, объект, воспринимаемый ранее ограниченным в силу незнания, осознается как вездесущий Брахман. Ибо природой Бытия наделен один только Брахман - все остальное многообразие феноменального мира существует лишь р эмпирической необходимости, но не в трансцендентной значимости. Природа Брахмана заключается в его вечном Бытии-Сознании-Блаженстве. Эта трансцендентальная Истина недоступна познанию посредством слов и ума, ее можно достичь лишь в состоянии высшего напряжения и устремления духа, в сверхсознательном состоянии (штка1ра БатасИи).

Теорию Майи автор исследует с разных точек зрения:

1) С позиций адвайты-веданты Шанкарачарьи, определяющего Майю как непостижимое, непроницаемое метафизическое незнание, через которое Абсолют воспринимается в виде относи-

тельной вселенной. Истинная природа Майи, если ее исследовать, не может быть познана - она исчезает подобно миражу. Поэтому, если познан Брахман, Майя безвозвратно исчезает. Анализируется деятельность Майи посредством двух присущих ей сил: силы сокрытия и силы проекции. Характеризуются качества Майи -гуны (саттва, раджас, тамас), составляющие основу вещей.

2) С точки зрения Рамакришны, который разделяет Майю на видью и авидью. Видья - энергия, ведущая к Богу, она проявляет себя истинным различением реального и ложного, отсутствием привязанностей, верой в Бога и любовью к нему. Авидья наоборрт ведет ко всему земному, выражаясь в страстях, в желании богатства, почестей. Обе силы поднимаются из божественной энергии Брахмана, но никак не могут задеть Его.

3) Доктрина Майи получает дальнейшее освещение у Ви-векананды. Майя, в его понимании, это простое постулирование фактов такими, какими они есть: Майя указует на то, что сама основа нашего существования есть противоречие, и мы вынуждены всюду двигаться через него. Это положение вещей невозможно устранить, ибо противоречие - природа вещей. Идея Веданты в том, что добро и зло не две совершенно разные субстанции, а одно и то же, лишь проявляющееся в различных качественных уровнях и производящее многообразные ощущения в сознании человека. Чтобы постигнуть Реальность, необходимо подняться на уровень вне противоречий, в том числе и вне добра и зла. Объясняется данная идея.

Согласно Вивекананде, Майя ничто иное как определенное состояние нашего сознания. Это сос!ояние - уплотнение, сгущение единой Энергии: в макрокосмическом аспекте оно проявляется как пространство-время-причинность, а в микрокосмическом плане как ограниченное миропостижение, ощущение многообразия, разделенности, противоречия и существования множества отдельных душ. Другими словами - это вибрации определенного качества и плотности, которые формируют конкретный уровень нашей вселенной; но поскольку это не истинное состояние космической энергии, сама вселенная есть иллюзия.

Выход из данного положения - в утончении обыденного сознания; грубый уровень преодолевается, поскольку сознание человека единосущно природе чистого Сознания.

Подробно выявляется эта природа, кот.орая есть Атман-глубиннейшее ядро человеческого духа. Суть адвайтистской доктрины об Атмане - в возможности, скрытой потенциально в каждом человеке - божественной Сущности, равно присутствующей во всех, лишь ожидающей своей реализации. Объясняется интерпретация морали Ведантой.

Выясняется вопрос возможности познания Атмана - Брахмана и путей восхождения к Истине.

Анализируется и обобщается проблема обретения знания о Всеединстве, принимающая разные оттенки на протяжении развития индийской мысли (Бхагавадгита, адвайта-веданта Шанка-ры, Рамакришна, Вивекананда).

Разъясняется природа Брахмана как Бытие-Сознание-Блаженство, анализируются данные эпитеты Абсолюта.

Автор диссертации задумывается над смыслом прихода святого Рамакришны, принесшем миру обновленную весть о сущностном единстве - основе всех религий и верований. Выявляется также великая роль Сарады Деви, духовной жены Рамакришны, о которой Вивекананда писал, что "она была рождена, чтобы возродить силу Шакти в Индии".

Истина Единства всего сущего в форме всепронизываю-щей единой силы - энергии Матери, тождественной в своем высшем аспекте безличному Абсолюту - Брахману, завершает вторую главу диссертации.

Третья глава. "Процесс познания и его цель: постижение тождества индивидуального Атмана и абсолютного Брахмана".

Сознание в его высшем, трансцендентальном аспекте является творящим, формирующим мир вселенной. С другой стороны, это же Сознание участвует во вселенской мистерии и проходит ее круги. В 3-ей главе ставится задача рассмотрения тех возможных форм, в которых проявляется Сознание на феноме-

нальном уровне существования - бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон, которые соответствуют грубому, тонкому и причинному состоянию. Эти три стадии, через которые проходит сознание, полностью исчерпывают опыт взаимодействия "человек - мир". Научный метод, предлагаемый Ведантой для осознания вечно присутствующего запредельного Единства, называется "ауа5Ла-1гауа-ргакпуа" - методология трех состояний сознания. Его основой является восприятие всей реальности -внешней и внутренней, объективной и субъективной, то есть постижение Бытия в его всеобщности и целостности. Поэтому когда выявлена и реализована суть названных состояний сознания, процесс познания (на феноменальном плане) заканчивается, человек сам становится Знанием, и нет более объекта, который требовалось бы познать. Когда удается превозмочь эти три состояния, обнаруживается четвертое состояние - высшая1 Реальность - Турин, сама цель по^знания. Далее прослеживается соответствие планов феноменального мира космическому "Я" - уровню макрокосмоса.

Автор возвращается к священному слогу АУМ в его восходящем аспекте, прослеживает соответствие составляющих его звуков с тремя состояниями сознания. Условно названное четвертое состояние - Турия, обладающее трансцендентальной природой высшей Сущности соответствует целостному слогу АУМ. Автор приходит к заключению, что также как Турия заключает в себе все предшествующие состояния, так и слог АУМ объединяет собою три звука, при этом отличаясь от них, будучи нерасчленен-ным, целостным, недвойственным, вне эмпирических отношений (поскольку нет более разделения на имена и сущности, которые суть лишь разновидности речи и ума), и выступает завершающей точкой отрицания мира. В ходе рассуждений автор приходит к выводу, что АУМ - это соединение имен и форм в некоторой первозданной матрице, где каждый звук несет свою смысловую нагрузку, соответствуя всем возможным состояниям мира и сознания - грубому, тонкому и причинному (и тем самым их исчерпывая), а целостный слог АУМ представляет трансцендентальное состояние - высшего Брахмана. В своем высшем аспекте АУМ

воспроизводит космический процесс развертывания и свертывания форм в его микро- и макрокосмическом единстве и взаимосвязи всех уровней вселенной.

Для реализации познания необходима духовная практика медитация, целью которой является достижение состояния напряженной, устремленной мысли и отождествление медитирующего с избранным объектом. Субстанция мысли везде одна, она представляет собой связующую мощь миров. Напряжение мысли дает звучание в пространстве. Правильная медитация в сердце на АУ М создает самое гармоничное напряжение - объединенное созвучие всех мыслей. Пребывание в информационном поле этого потока есть освобождение от Незнания.

Далее осуществляется попытка выяснения сложного вопроса - что представляет собой процесс освобождения с точки зрения языка Шрути. Язык являет собой средство подхода к Истине. Язык и его средства приводит систему Шрути в движение, а также имеет организующую роль, ибс/ в процессе познания он иерархически выстраивает, упорядочивает пространство сознания от его наиболее грубых уровней до самых утонченных, вплоть до уровня перехода к трансцендентальному, где завершается его активность. Обращается внимание на характеристику интеллектуальной интуиции, развивающейся при правильной работе с писаниями. Важное значение имеет.исследование смысла и значения ведических изречений в процессе познания посредством включения в систему Шрути. Изречения не дают нового знания, поскольку они не включены в деятельность феноменального мира. Тем не менее они разрушают ложные представления о разделенности уровней бытия и' различии индивидуального духа от абсолютной Сущности.

Иссл'едуя круговое развитие темы Упанишад, можно заключить: в самом начале постулируется конечная цель, представляющая собой единство, из которого разворачивается весь ход изложения, описания и разъяснения заданной реальности, и который в конце опять свертывается и погружается в исходный источник. То, что в начале процесса познания для читающего выступало целью, объектом познания, посредством разъяснения и действия интеллектуальной интуиции оказалось в конце самим

собой, то есть субъектом. Но этот возврат в исходный источник не есть возврат в ту же самую пространственно-временную точку, из которой начался процесс познания. Это возвращение к самому себе на следующем витке спирального восхождения, когда сознание, вместив в себя реальности низшего порядка, перешло к осуществлению истин более тонкого плана.

Рассматривается метод, которым достигается разъяснение ведических высказываний - импликативное свидетельствование, состоящий в констатации истинной сущности Реальности через универсализацию и косвенно выраженные значения слов изречений. Произнесенное из источника Слово погружается в мир и претерпевает неизбежное искажение своей первоначальной чистоты. Для восстановления подлинного смысла Слова приходят мудрецы - аватары. Исследуется понятие аватары, имеющее разное звучание в разных традициях индийской философии.

Выясняется значение деятельности Вивекананды, который придал теоретическим постулатам адвайты живую, действенную силу и внедрил их в многоуровневую жизнь общества -индийского и западного. Сравнивается миссия двух гигантов духа Шанкарачарьи и Вивекананды; преемственность •истинного духовного Знания и его развитие для нового мира.

Глава заключается мыслью о сущности Адвайты. Адвайта означает недуальность, она обнаруживается тогда, когда на огне знания сожжены все феномены, все различия и все разнообразия. На уровне человеческого осознавания это означает понимание того, что познающий и объект познания не противоречивы между собой, а представляют единое неразрывное целое, одну сущностную Реальность Бытия.

Заключение. Автор обобщает свое исследование, излагает основные выводы, полученные в ходе диссертационной работы.

Примечания. Приводятся ссылки, уточнения и дополнения к соответствующим главам диссертации.

Приложение. Приводятся переводы трех трактатов Шан-карачарьи, являющиеся классическими текстами Адвайта-ведан-ты. Трактаты переведены на русский язык с санскрита впервые. .Названия трактатов:

"Разъяснение изречения",

"Путь к совершенному самопознанию",

"Пятиричность".

По теме диссертации автором опубликованы следующие

работы:

Адамкова А. Экология культуры и развитие общности будущего. // Материалы конференции "Человек и его среда обитания". JI., 1989, с.17-20. Соавтор - М.Н.Чирятьев.

Adamkova A. A. Rublev the Russian Religious Painter of the fourteenth century. // Bulletin of the Ramakrishna Mission Institute of Culture. Calcutta, 1991, February, March; N 2, p.47-50; N 3, p.81-83.

Шанкарачарья. Разъяснение изречения. Путь к совершенному самопознанию. Пятиричность. Пер. с санскрита, предисл. Адамковой А. С-П., 1993.5 п.л.

Adamkova A. Najvyssie porozumenie v Indickej filozofii Vedanty. // Filozofia, Bratislava, 1993. 1 п.л. (В печати).