автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Идея образования человека в контексте европейского "светского" гуманизма XIX-XX веков

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сидоренко, Сергей Яковлевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Идея образования человека в контексте европейского "светского" гуманизма XIX-XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сидоренко, Сергей Яковлевич

Введение.

Глава I. Формирование принципов человечности в европейской образовательной традиции.

1.1. Образование человека в системе ценностей современного гуманизма.:.

1.2. Представление об античном культурно-образовательном наследии как основе европейской гуманистической традиции.

Глава II. Традиции еврейского гуманизма в образовательных концепциях русских педагогов XIX нач. XX вв.

2.1. Проблема "человечности" и развития творческой и свободной личности в антрополого-педагогических концепциях XIX века.

2.2. Гуманистические подходы к ценностям образования человека в 20-30 гг. XX века.

2.3. Некоторые аспекты современного понимания "человечности" в образовании.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Сидоренко, Сергей Яковлевич

Общая характеристика работы, актуальность исследования

Проблемы современного гуманизма необычайно важны для понимания современной ситуации в мире и происходящих изменений в нашей Стране. Современное мировое гуманистическое движение достаточно разветвлено, чтобы дать ряд, зачастую, противоположных концепций "гуманизма". Есть "светский", "натуралистический", "секулярный", "социетарный", "религиозный", "этический", "социологический", "социалистический", "пролетарский", "нормативный", "революционный" и другие типы гуманизма. Есть "новый гуманизм", "третий гуманизм", даже "космический гуманизм". Еще больше определений, тонко различающих один какой-либо тип гуманизма (например, "светский", "секулярный" и "атеистический"). Проблемам гуманизма посвящено огромное количество специальных исследований. Несмотря на их число, ведущие отечественные и зарубежные философы считают идею гуманизма недостаточно разработанной и систематически изложенной1. Известный западный мыслитель Ю. Бохеньский, обратив внимание на расплывчатое содержание и неоднозначность идеи гуманизма, отнес последнюю к числу человеческих суеверий, вообще "закрыв" проблему2. С другой стороны, многочисленные объединения и организации в нашей стране и за рубежом активно пропагандируют свои "истинно гуманистические" концепции, выпускают альманахи, теоретические журналы, проводят конференции, симпозиумы и т.п. Деятельность этих организаций, особенно "Русского гуманистического общества", "Международной Академии гуманизации образования", косвенно (а иногда и непосредственно) влияют на тактику и страте

1 Кувакин В.А. "Твой рай и ад". Человечность и бесчеловечность человека (философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб; М., 1998. С. 8.

2 Бохеньский Ю. Сто суеверий. М, 1993. С. 37-42. гию строения отечественного образования. Сказанное иллюстрирует необходимость и актуальность исследования классического и модифицированных видов гуманизма, и особенно, в контексте истории отечественного образования. Воплощение идей гуманизма в концепциях философии образования в России - мало исследованная тема. Если говорить о специальных систематических исследованиях гуманизации образования, то они активно разрабатываются не более 10 лет, благодаря активным усилиям М.А. Берулавы, К. Розова, Е. В. Соколова, А. В. Петровского и др. Не стоит забывать и о том, что и в тоталитарных и даже фашистских обществах его руководители официально говорили о гуманизации и гуманистическом образовании нации, на практике проводя антигуманные идеи и пропагандируя насилие и геноцид. Современное понимание идеи гуманизма предполагает изучение его генезиса и сущности, истории его воплощения в процессе образования.

Степень научной разработанности проблемы

Общие исследования философских проблем европейского гуманизма, если рассматривать только XX век, представлены рядом блестящих имен и фундаментальных трудов: В. Йегер, М. Шелер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Моль, М. Фуко, А. Печчеи, Б. Рассел, Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр. Эти и многие другие не менее известные классики философии, сосредоточили свое внимание на понимании сути современного гуманизма, его воплощении в западной культуре, метаморфозах идей гуманизма, его содержательных основ, его методов, системе гуманистических ценностей человека. Из отечественных исследователей эти проблемы поднимали и успешно решали: Бахтин М. М., Лившиц М.А., Каган М. С., Библер B.C., Лотман Ю.Н., Ильенков Э.В., Аве-ринцев С.С., Лосев А.Ф., создавшие целые школы последователей. Сложилось направление ростовской школы философов: Жданов Ю.А., Давидович В.Е., Режабек Е.Я., Петров М.К., исследовавших концепции гуманизма в контексте мировой и отечественной культуры и сумевших создать школу в данном направлении, представленную именами Яковлева В.П., Матяш Т.П., Волкова Ю.Г., Драча Г.В., Макаренко В.П., Ватина И.В., Жарова A.B., Несмеянова Е.Е., Шульмана М.М. и др.

Историко-философский аспект проблемы, кроме упомянутых выше авторов, активно разрабатывался Гарэном А., Вебером М., Бицилли П., Вил-лари П., Вернаном Ж.-П. и др. В России: Баткиным JI.M., Конрадом Н.И., Кессиди Ф.Х., Гуревичем А.Я., Асмусом В.Ф., Кнабе Г.С., Горфункелем А.Х., Лихачевым Д.С., Гулыгой A.B. и др. Из ростовских философов: Ерыги-ным А.Н., Поликарповым В.П., Яременко С.Н., Шкуратовым В.А., Рябовой JI.B. и др. Из последних работ интересны докторские диссертации Штемпель JI.A., Киезик Д., Унешева К.Х. и др. Из кандидатских диссертаций большой интерес представляет работа Чермантеевой Т. С. В названных трудах рассматривались и общие проблемы гуманизма, и более специальные темы античного гуманизма, ренессансного гуманизма, современного предства-ления о сущности "человечности", "третьего гуманизма" и др.

В области философии образования следует указать труды Гешели-на Л.С., Николаева Л.П., Басова М.Я., Блонского П.П., Шапиро С.А., Лазур-ского П.П. и других авторов, работавших в первой трети века, а также наших современников - педагогов-новаторов: Шаталова В.Ф., Лысенкова С.Н., Амонашвили Ш.А., Щетинина М.П., разрабатывавших и практически применивших идею гуманной "педагогики сотрудничества". Из крупных современных теоретиков, занимавшихся проблемами гуманизма в образовании, следует упомянуть труды Петровского A.B. и Берулавы М.А.; работы Куваки-на В.А., Библера B.C., Розова М.А., Азарова Ю.П., Давыдова В.В., Лихачева Д.С., показавших недостаточность технического образования для разностороннего развития личности и наметивших пути "нового педагогического мышления", основанного на принципах гармоничного воспитания и развития человека, насаждением гуманистической системы ценностей в образовательном процессе, свободе выбора политической ориентации и вероисповедания. Сложилась ростовская школа педагогов-психологов, исследовавших проблемы гуманизма в контексте образования. Бондаревская Е.В., Карпова Г.Ф., Скрипкина Т.П., Котова И.Б., Сорочинская E.H. др., которые показали в своих трудах пути гуманизации личности педагога-учителя, создания им атмосферы доверия к принятию гуманистической системы ценностей, путей гуманизации личности студента, обращенность учебно-воспитательного процесса к личности. Из зарубежных педагогов интересны труды Хериса Д. и Мэрига-на Т.

Теоретико-методологическая основа исследования

Автор работает в рационалистической традиции, учитывая деятельно-стный подход в исследовании культуры, аксиологический метод исследования культуры, диалектические принципы историчности и конкретности в научных исследованиях. Одним из важных методологических принципов выступает принцип сравнительного культурно-исторического анализа. Исследование ведется при постоянном сопоставлении типов гуманизма в европейской культуре, их оценок с современной точки зрения. Образовательные системы в своем содержании показаны как зависящие от исторической эпохи, ее культурного своеобразия и, в свою очередь, воздействующие на ее формирование.

Цель и задачи исследования

Основной целью нашей работы является исследование сущности европейского гуманизма как "программы образования", "возделывания человека", где идеал гуманизма первоначально выступает как идеал именно образования. Другая цель - показать механизм преломления этой идеи в русской философии образования. Обозначенные цели показывают предмет исследования.

Для достижения поставленных целей, решались следующие задачи:

- проанализировать место образования человека в системе ценностей современного гуманизма;

- рассмотреть связь идей классического гуманизма с концепцией образования и показать роль и значение античного культурно-образовательного наследия для обоснования европейской гуманистической традиции;

- показать, что античная Пайдея может быть основой европейского гуманизма и образовательно-гуманистической концепции;

- исследовать специфику восприятия идей европейского гуманизма в образовательных концепциях русской философии образования в развитии с XIX по первую треть XX в.в.;

- показать основные направления современных гуманистических программ образования в нашей стране в последней четверти XX века и их связь с концепцией социалистического образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образование человека в системе ценностей современного западноевропейского гуманизма находится на переферии. Вместе с тем, гуманизм возник и развивался именно как система образования, сложившаяся в истории европейских народов. Эта система была изначально ориентирована на определенные духовные ценности (свобода, истина, красота, уникальность творческой личности и др.), т.е. на основные "смысложизненные" ценности в истории человечества.

2. Гуманизм в истории культуры и философии первоначально связан с политической жизнью греков, пониманием целостного типа гражданина полиса, отличного от образования несвободного человека и от варвара с его дикой свободой, не имеющего понятия о настоящем образовании. Ценность культуры, к которой стремится личность, и ценность образования как высшего земного блага образуют некий идеал духовности, идеал "образа" человека. Первоначально, в греческой философии культура выступает как форма воспитания в человеке истинно человеческих ценностей: свободы, творчества, рационального знания и др. Эта идея проецируется в будущее. Начиная с Ренессанса и вплоть до конца XIX - начала XX в. в., гуманизм отожествляется именно с овладением античным духовным наследием, а "воспитание человеческих ценностей" в человеке составляет основу гуманизма и основу "истинного" образования свободного человека.

3. Идея античного образования как Пайдейя, понимание человека как цели и высшей ценности бытия, развивается в отечественной философии образования с середины XIX века (Белинский В.Г., Герцен А.И., Кропоткин П.А. и др.) и первоначально связана с идеями немецкого "неогуманизма" (Гумбольдт, Винкельман, Гете и др.). Специфически окрашенные идеи неогуманизма сохраняются и развиваются в России в то время, когда на Западе преобладают негуманистические, технократические, сциентические концепции образования (конец XIX - середина XX в.в.). Отечественные мыслители -философы и педагоги - сумели развернуть оригинальные секулярные концепции гуманистического образования, нацеленные на "уход за душой", "развертывание сил души" человека как свободной творческой личности, сгруппированные на идее свободы, устранения грубого насилия, особенно физического, сострадания и любви (Киреевский И. В., Белинский В. Г., Лес-гафт П. Ф., Успенский К.Д., Герцен А. И., Кропоткин П. А., Толстой Л. Н. и ДР-)

4. Идеи философии образования дореволюционной России не были забыты после революции 17-ого года. Была сделана попытка соединить принципы гуманизма с новыми видами социалистического коллективизма. Выдвинутые ценности: гражданственность, честность, способность к творческому труду на благо Родины, "требовательная любовь к человеку", чувство долга перед отечеством и коллективом сочетались с принципами традиционного гуманизма. Развивавшие идеи социалистического светского гуманизма теоретики (Макаренко A.C., Сухомлинский В.А. и др.) призывали к антииндивидуалистическому, коллективистскому построению сознания человека. Произошла смена приоритетов в деле образования и воспитания человека. Главной ценностью был объявлен не человек, а коллектив. Несмотря на таившиеся противоречия этой концепции, социалистический гуманизм был все же видом гуманизма, а не антигуманизма, особенно в сфере философии образования.

5. Отбросив излишнюю политизацию, связывавшую любые идеи в сфере образования с политикой партии и сохраняя приемственность в понимании сути гуманизма, отечественные мыслители 70-х - 80-х годов XX века определили гуманизм как "социально-ценностный комплекс идей", утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности бытия, признающих право на его свободу, счастье развития и творческое проявление своих сущностных сил (Библер В. С., Шаталов В. Ф., Амонашвили Ш.А. и др.). Развитие образования, его цели и ценности сопряжены с социально-экономическими потребностями общества, демократизацией основ жизни общества, уважением прав человека, свободы от идеологических догм, выбора политической ориентации и вероисповедания и т. д. (Давыдов В.П., Азаров Ю.П., Арефьев Г.С., Лихачев Д.С. и многие др.). Суть гуманизации лежит в сфере образования, - так считает большинство ученых. Таким образом, мы утверждаем, что в целом, концепции гуманизма в России, указанного периода, близко стоят по своей сути и основным принципам по отношению к классическому античному образу Пайдейи, с его высокой значимостью политических свобод, формированием гражданина-патриота своей страны.

Научно-практическая значимость исследования

Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления о человеческой духовности, культурологии, антропологии, философии образования. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по антропологии, философии образования, культурологии, истории философии и др. Они имеют значение для понимания генезиса содержания и форм образования человека, понимания современных ценностей образования, тактики и стратегии отбора имеющихся или создания новых образовательных концепций, определения путей развития современной европейской культуры.

Апробация результатов исследования

Основные положения данного исследования обсуждались на 2-х научных конференциях областного и регионального уровней, на кафедре философии и культурологии РГУ, отделе социальных и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Основное содержание исследования раскрыто в 3-х публикациях общим объемом 0^5 п.л. Из них 2-е публикации - в центральной печати.

Структура диссертации

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой их раскрытия, и включает: Введение, две главы, состоящие из 5-и параграфов. Заключение и список использованной литературы. Общий объем диссертации составил 106 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идея образования человека в контексте европейского "светского" гуманизма XIX-XX веков"

Какие основные выводы следуют из диссертационного исследования и каковы перспективы дальнейшего изучения затронутых проблем? Если коротко перечислить главные темы, получившие свое развитие в диссертации, то получим следующую картину:

1. Были проанализированы основные концепции гуманизма в современной философии с точки зрения их связи с процессами образования и сделан вывод, что ни одна концепция из наиболее известных и значимых не понимает современный гуманизм в виде программы (или принципа) образования человека, - "возделывания человека", осмысленного воплощения некоего идеала. В этой части работы мы видим известный резерв. В частности, исследование религиозного гуманизма в его истории и, особенно, специфики православного гуманизма, исследование восточных систем образования и др.

2. Исследована позиция Иегера и его последователей, которая наиболее близка к указанной идее греческой Пайдейи, но она, по мнению Йегера, обращена в прошлое. Он считает, что данная идея - совпадение "культуры", "образования" и "гуманизма" заканчивается в XIX веке в теории "неогуманизма" (Гумбольт, Винкельман, Гете, Гегель). К тому же, естественно, что Иегер не показывает реальных путей внедрения классического гуманизма в сегодняшние педагогические концепции. Здесь есть возможность дальнейшего исследования принципов Пайдейи как формирования, прежде всего, политической свободы человека. Возможен сравнительный анализ понимания свободы в античности и современности, ее место в современной иерархии ценностей образования.

3. В диссертации показано, что идеи неогуманизма были восприняты русской философией образования и реализованы в педагогической практике с конца XIX до последней трети XX века. В то время, как на Западе возобладали технократические, сциентические концепции и проблема гуманизма перешла в проблему борьбы с антигуманизмом. Последнее положение нуждается в самостоятельном исследовании. Современный антигуманизм приобрел новые изощренные формы, в том числе, и в сфере образования. Эти формы могут быть исследованы в дальнейшем.

4. Показана специфика и особенности реализации в разные времена идей гуманизма в русской философии образования. Неортодоксальные религиозные подходы в XIX веке (Л. Толстой), светские подходы (Кропоткин), специфические диалектико-материалистические подходы в их генезисе и развитии (Блонский, Крупская, Макаренко, Сухомлинский), современные (70-80-е г. г.) подходы (Шаталов, Амонашвили, Библер и др.). Однако специфики православного гуманизма мы касаемся только вскользь при анализе некоторых концепций (Киреевский, Пирогов). Здесь мы видим достаточно большое поле для дальнейших исследований. Не менее интересно было бы проследить истоки византийского гуманизма и его связи с православием.

5. Показано, что возможна и осуществима сегодня в новых условиях концепция гуманности как методологической основы образования, гуманного как идеи образования, основанного на принципах свободы и совершенства человека. Здесь возможно дальнейшее исследование проблемы сквозь призму анализа проходящих в России политико-экономических реформ, изменивших содержание и структуру образования кардинальным образом.

6. Автор вслед за Винкельманом, Гете, Гегелем и Иегером считает античную традицию основой не только европейской культуры в целом и не просто основой европейского образования, но и ответом на поиски современной философии образования: Куда идти образованию? Какие критерии и ценности выбрать современной педагогической и антропологической мысли в сфере образования? Каковы его основные направления развития в нашей стране в ближайшем будущем? Основная идея - идея Пайдейи возвращается в философию образования XXI века. Вместе с тем, мы должны ответить и на вопросы: является ли идея "пайдейи" приемлемой не только для европейского образования, но и для всего мира, и является ли эта идея конечной, предельной идеей образования человечества?

Возможны и другие моменты в развитии проблем, затронутых в диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список научной литературыСидоренко, Сергей Яковлевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аверинцев С. С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность" (Противостояние и встреча двух творческих принципов) //Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М.: Наука, 1971.

2. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. // Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981.

3. Аверинцев С. С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века. Некоторые замечания. // Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979.

4. Аверинцев С. С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.

5. Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука 1984.

6. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988.

7. Апресян Р. Г. Добро и польза. В кн. Этическая мысль. Научно-публ. чтения. М., 1991.

8. Баткин Л. М. Два способа изучать историю культуры. // Вопросы философии, 1986. № 12.

9. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978.

10. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.

11. Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность. Методологические заметки в связи с итальянским Возрождением //Вопросы философии, 1969. № 9.

12. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.

13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1979.

14. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. М. Л., Изд-во АПН РСФСР, 1948.

15. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

16. Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура (Идея культуры в работах М. М. Бахтина) //Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1989.

17. Библер В. С. Культуры. Диалог культуры (Опыт преодоления) // Вопросы философии, 1989. № 6.

18. Библер В. С. На гранях логики культуры. М., 1997.

19. Блонский П. П. Избр. пед. произв. М., 1961.

20. Бокачева Н. И. Гуманизация общественной жизни в условиях НТП, канд. дис. Ростов-на-Дону, РГУ, 1995.

21. Будницкий О. В. Кровь по совести. Ростов-на-Дону, 1994.

22. Вебер М. Протестантская этика. М., 1984.

23. Вахтеров В. П. Основы новой педагогии. М., 1913. Т. I.

24. Введение в культурологию. М.,1995.

25. Вентцель К. Н. Как создать свободную школу: Дом свободного ребенка. М., 1908.

26. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1911.1. Т. 1-2.

27. Винкельман И. И. Избранные произведения и письма. М., Л.,1935.

28. Винкельман И. И. История искусства древности. М., 1997.

29. Волков Ю. Г. Личность и гуманизм (социологический аспект),1995.

30. Вольская Н. С. Семиотика древнегреческого мифа // вопросы философии, 1972. № 4.

31. Габитова Р. М. Античность в просветительской и романистической философии культуры // Зарубежное философское антиковедение: Критический анализ. М.: Наука, 1990.

32. Гадамер К. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

33. Гарднер К. Между Востоком и Западом. М., 1995.

34. Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика. М.: Издательство К. Т. Солдатенкова, 1988.

35. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс,1986.

36. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х томах. М.: Мысль, 19701971.

37. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Соч. т.4, М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959.

38. Гегель Г. В. Ф. Философия истории // Соч. т. 8, М. - Л.,: государственное социально-экономическое издательство, 1935.

39. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

40. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М. Л., ГИХЛ, 1959.

41. Герцен А. И. Собрание сочинений в 30-ти томах, т. VI.

42. Гёте И. В. Максимы и рефлексии // Собр. соч. в 13 томах. Юбилейное издание, т. 10. М. Л., ГИХЛ, 1937.

43. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. М., 1963.

44. Голубцова Н. И. О понятии "культура" в эпоху античности // Вопросы истории, 1971. № 7.

45. Горбунов-Посадов И. И. Несколько вступительных слов к журналу "Свободное воспитание и свободная школа" // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936. Т. IV.

46. Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977.

47. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности //Вопросы философии. 1992. №1.

48. Гулыга А. В. Гердер, 2-е изд. М.: Мысль, 1975.

49. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс,1984.

50. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

51. Гуревич П. Гуманизм как проблема и как ересь // Свободная мысль 1995. №5.

52. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры // Ростов-на-Дону, 1997.

53. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения. М.,1986.

54. Драч Г.В. У истоков античного гуманизма. В сб. науч. тр. "Проблема гуманизма в домарксистской философии". Свердловск: Уральский госуниверситет, 1987.

55. Дре.« ер Дж. В. История умственного развития Европы. 3-е издание, Киев; Харьков, Южно-Русское книгоиздательство, 1900.

56. Ельницкий К. В. Из записной книжки старого учителя. СПб., 1923.

57. Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. Искусство на пути к коммунистической цивилизации. М.: Искусство, 1986.

58. Закон РФ "О принципах государственной политики в области образования".

59. Идеалы воспитания и обучения. Опыт педагогической хрестоматии для воспитателей и учителей. Сост. X. И. Пахолков. СПб., 1887.

60. Йегер Вернер. Пайдейа. М., 1997.

61. Капица П. JI. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи.// Вопросы философии, 1971. № 5.

62. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1897.

63. Каптерев П. Ф. Педагогическая психология. СПб., 1883.

64. Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов-на-Дону, 1994.

65. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. (Становление греческой философии). М.: Мысль, 1972.

66. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. М., 1988.

67. Конрад Н. И. Запад и Восток. 2-е издание. М.: наука, 1972.

68. Кузнецов В. Г. идеи и образы Возрождения. М.: Наука, 1979.

69. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности. Дис. докт. пед. Наук. Ростов-на-Дону, 1997.

70. Куртц Поль. Гуманизм в исторической перспективе. Вестник МГУ, серия "Философия", 1992. № 2.

71. Лившиц М. А. Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения // Собр. соч., в 3-х томах. Т. 2. М.: Изобразительное искусство, 1986.

72. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы в 3-х томах. Т. 1. Л.: Художественная литература, 1987.

73. Лихачёв Д. С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука,1985.

74. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.

75. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.

76. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980.

77. Луначарский А. В. О народном образовании. М., 1958.

78. Макаренко А. С. О воспитании. М., 1988.

79. Мамардашвили М. К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

80. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857 1859 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т. 12.

81. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т. 23.

82. Методологические проблемы исследования истории культуры: сборник научных трудов //ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1982.

83. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.

84. Наши идеалы //Русское обозрение. 1984. Февраль.

85. Никольская А. А., Сикорский И. А. Гармония развития и воспитания / Страницы отечественной педагогики. М., 1996.

86. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М.: Политиздат,1989.

87. Петров М. К. Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли // Вопросы истории естествознания и техники. 1987. № 3.

88. Петров М. К. Язык и категориальная структура // Науковедение и история культуры. Ростов-на-Дону, издательство РГУ, 1973.

89. Петров М. К. Проблемы Возрождения в советской науке. Спорные вопросы региональных Ренессансов. Л.: Наука, 1989.

90. Педагогическая энциклопедия: в 3-х томах. М., 1927. Т. 1.

91. Петровский А, В, Новое педагогическое мышление. М., 1989.

92. Печчеи А. Человеческие качества. Прогресс. М., 1985.

93. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985

94. Предмет и метод истории культуры // История СССР, 1979, № 6.

95. Проблема человека в истории философии (на стыке Запад Восток): тезисы докладов республиканской научной конференции (25 апреля 1984 г.) Вильнюс, 1984.

96. Проблемы развития личности ребёнка в педагогическом наследии JI. Н. Толстого //Советская педагогика, 1978. № 9.

97. Прокопенко В. И. Социально-педагогические взгляды П. А. Кро-поткина//Страницы истории отечественной педагогики. М., 1996.

98. Рабле Ф. Гарганттоа и Пантагрюэль. М.: Правда, 1981.

99. Рахманин В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития. В журнале Alma Mater № 2, 1997.

100. Рих А. Гуманность, основанная на вере, надежде, любви. Журнал Человек, 1996. № 4.

101. Румянцев. Обзор новых экспериментальных исследований по психологии мышления у детей школьного возраста // Педагогическая мысль. 1919.

102. Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат. 1989.

103. Свасьян К. А. Иоганн Вольфганг Гёте. М.: Мысль, 1939.

104. Сикорский И. А. Психологические основы обучения и воспитания. Киев, 1909.

105. Сноу Ч. П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973.

106. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы / Со-рока-Росинский В. Н. Пед. Соч. М., 1991.

107. Стоюнин В. С. Педагогические задачи Пирогова //Исторический вестник. 1885 №4,5.

108. Толмачева Т. П. Педагогические взгляды К. Н. Вентцеля. Кандидатская диссертация, 1992.

109. Толстой Л. Педагогическая библиотека. М., 1989.

110. Тавризян Г. М. Проблема преемственности гуманистического идеала человека в условиях современной культуры // Вопросы философии, 1983. № 1.

111. Толстая H. Е. Гуманизм как проблема философского сознания в современном социокультурном контексте. Автореф. дисс. на соискание учёной степени кандидат философских наук. Гос. Академия сферы быта и услуг, 1996.

112. Трубецкой Н. С. Европа и человечество. София, 1920.

113. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.

114. Федотов А. П. Каноны современного мира. Вестник МГУ, серия "Философия", 1997. №4.

115. Философские проблемы культуры. Тбилиси: Мецниереба, 1980.

116. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.

117. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

118. Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики, 1995. С. 14.

119. Фурманов Ю. Р. Пафос и границы эволюционного гуманизма. В кн. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1991.

120. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

121. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. В кн. Время и бытие. М.,1993.

122. Художественные традиции литературы Востока и современность. Ранние формы традиционализма. М.: Наука, 1985.

123. Цирульников А. Из тайных архивов русской школы. М., 1992.

124. Чермантеева Т. С. Античное наследие и европейский гуманизм: культурная зависимость. Канд. дис. на соискание учёной степени канд. фил. наук, Ростов-на-Дону, 1991.

125. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений в 16-ти томах.1. Т. V.

126. Что даёт античность. Диалог с профессором Лосевым // Литературная учёба, 1986. № 6.

127. Шацкий С. Т. На пути к новой школе // Свободное воспитание и свободная школа, 1918.

128. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. Т. III. М., 1964

129. Шацкий С. Т. Работа для будущего. М., 1989.

130. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7-ми томах, М.: Госполитиздат, 1955-1957.

131. Шпенглер О. Закат Европы Т. 1. Образ и действительность. Петроград: Изд-во И. Д. Френкель, 1933.

132. Штаерман Е. М. Античность в современных западных историко-философских теориях // Вестник древней истории, 1967. № 3.

133. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Ереван: Айстан, 1988.

134. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.