автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Идея соборности в прозе В. И. Белова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Чеботарева, Инна Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Идея соборности в прозе В. И. Белова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чеботарева, Инна Васильевна

Раздел

I. Соборность в прозе В.И. Белова как предмет литературоведческого анализа

Раздел И. Принципы художественного воплощения идеи соборности в исторических романах-хрониках В.И. Белова

Раздел

III. Соборные основы русского народного характера в художественном изображении В.И. Белова

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Чеботарева, Инна Васильевна

Актуальность темы, которой посвящена работа, обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что в начале нового тысячелетия перед Россией в очередной раз встала проблема выбора пути, концептуальной переоценки своей истории и культуры, иными словами, задача осмысления своего предназначения. Современная ситуация в России ставит «деревенскую прозу» перед необходимостью обратить особое внимание на историческое прошлое нашейны, на духовные и нравственные ценности народной жизни.мление постичь противоречия и кризисы современного общества через судьбу русского крестьянства закономерно приводят к тому, что в своих произведениях писатели-«деревенщики» преодолевают локальность избранной темы и поднимают главные духовно-нравственные, этические, философские вопросы человеческого бытия в целом.

В этом смысле, обращение В.И. Белова к русской соборности не только оправдано, но и закономерно. В условиях активного проникновения в современную российскую жизнь иностранных слов и, как результат, принципов мышления, исследование категории соборности представляется чрезвычайно актуальным. Определенную надежность в сложившихся условиях может дать только освоение русской традиции, ибо «все, что не в традиции, - то плагиат» (И. Стравинский). В настоящее время можно с полным правом утверждать, что атмосфера творческой дискуссии вокруг «деревенской прозы» оказала положительное влияние на развитие литературоведческой науки. В ряду наиболее основательных и глубоких исследованиях обобщающего характера о «деревенской прозе» и творчестве В.И. Белова в частности, можно выделить работы В.Г. Адерихина, М.М. Гина, М.М. Громыко, С.П. Залыгина,

В.Е. Ковского, Ф.Ф. Кузнецова, В.А. Сурганова, Л.А. Теракопяна и др.1

Для литературоведческого анализа отсутствует возможность простого видения предмета, которое является естественнонаучным идеалом, поэтому для исследования соборности в произведениях Белова, потребовалось комплексно-детальное изучение созданного автором мира русской северной деревни (Вологодчины). В идее соборности, как нам кажется, отражается исключительно русское понимание целостности мира и тех первоотношений, которые делают возможным гармоничное существование общества. Понятие «соборность» находится в одном ряду с такими понятиями как общинность, коллективизм, духовное единство нации, соучастие, содеятельность, сочувствие, патриотизм. Очень ярко и естественно с этим исконно русским понятием соотносятся синонимы: солидарность, братство, общность. Поэтому объясним тот факт, что

1 Адерихин В.Г. Утверждение правды. Литературно-критические статьи. Алма-Ата.: «Жазуши». 1974.: Гин М.М. Литература и время. Исследования и статьи. Петрозаводск.: «Карелия». 1969. 274 е.; Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: «Молодая гвардия». 1991. 446 е.; Залыгин С.П. Литературные заботы: (очерки). М.: «Художественная литература». 1979. 336 е.; Ковский В.Е. Писатель и современность: (Размышления о текущем литературном процессе). М.: «Знание», 1977. 64 е.; Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. М.: «Советский писатель». 1975.; Он же. Судьба деревни в прозе и критике. М.: «Знание». 1975.; Сурганов В.А. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50 -70-х гг. Истоки. Проблемы. Характеры. М.: «Советский писатель». 1981. 623 е.; Теракопян Л.А. Пафос преобразования. Заметки о современной деревенской прозе. М.: «Художественная литература». 1974. 360 с. в дискуссиях последнего времени, касающихся «русской национальной идеи», вопросов патриотизма, национализма, интернационализма, космополитизма и т.д. наряду с другими то и дело активно используется и это понятие.

В своей прозе В.И. Белову удалось воссоздать особый мир соборных взаимоотношений, в значительной степени утраченных современным обществом. Уже этим показано сколь болезненным и, по сути, деструктивным для общества оказался отказ от духовных основ православия и соборности.

Степень изученности проблемы.

Систематизация и литературоведческий анализ исследований по теме диссертации позволили дифференцировать библиографию и выделить в ней несколько направлений. В основу отбора и систематизации положен не столько хронологический, сколько концептуально-идеологический подход. По мнению автора, появление и развитие «деревенской» прозы всегда оценивалось исследователями весьма неоднозначно. Это относится и к творчеству В.И. Белова - наиболее заметного из «авторов-деревенщиков». Литературоведы «правого», или русского национального направления канонизировали крестьянскую тему2,

2 Кузнецов Ф.Ф. С веком наравне: Критика прозы. Критика критики. М.: «Московский рабочий». 1981. 383 е.; Савельев. А. Творчество В.Белова в критике Запада. // «Север». Петрозаводск. 1997. № 1.; Стрелкова И.И. Пророки в своем отечестве. // «Москва». М. 1996. № 5.; Петелин В.В. Россия - любовь моя. М. 1972; Овчаренко А. Творчество Василия Белова в восприятии советской и зарубежной критики. // «Вопросы литературы». 1983. № 8.; Старикова Е. Маргиналы, или размышления на старую тему: «Что с нами происходит?» // «Знамя». 1989. № 10.; Дюжев Ю. Чувство семьи единой. // Север. 1972. №11. тогда как их оппоненты, разделявшие главным образом «западнические» взгляды, ярко выражали свое неприятие «деревенской» литературы.3

Как в советский период, так и в наши дни значительная часть критиков отмечала бесперспективность крестьянской литературы, поскольку идейные принципы этой литературы, якобы неизбежно вступают в конфликт с обществом, ориентирующимся на материально-технический прогресс. Например, причисляя крестьянскую литературу к «тухляндской», Виктор Ерофеев пророчит ей «неминуемую смерть» по причине «зараженности» «мессианским духом», комплексом «национального превосходства», «народной и религиозной исключительности». Да и язык литературы о деревне, по мнению критика, «перегружен диалектизмами» и «вызывает зубную боль даже тогда, когда описывает подлинные трагедии революции и коллективизации». После такой характеристики закономерен приговор: «литература, укушенная ненавистью, должна погибнуть, саморазрушиться».4

Об идейном тупике современной крестьянской прозы в годы перестройки говорили критики Г. Белая, А. Латынина, Ю. Оклянский и другие.3 По их мнению, лишь в 70-е годы тема

J См., например, полемику: Ерофеев В. Поминки по советской литературе // Литературная газета. 1990. 4 июля; Марченко А. В чьем пиру похмелье?// Литературная газета. 1990. 1 августа.

4 Ерофеев В. Поминки по советской литературе // Литературная газета. 1990. 4 июля.

5 Белая Г. Перепутье // Вопросы литературы. 1987. № 12; Оклянский Ю. Перечитывая Ф. Абрамова: (К сегодняшним спорам) // Знамя. 1988. № 10; Латынина А. Кому мы наследуем? // Литературная газета. 1989. 14 июня и др. деревни составляла мощный пласт советской литературы, но с середины 80-х годов она уже не могла освещать важнейшие вопросы человеческого существования. Как закономерное завершение эволюции художественно-стилевого течения «деревенской» прозы воспринимал ее состояние литературовед В. Воронов в конце 1980-х годов.6

Представляется необходимым отметить, что негативное восприятие деревенской прозы, во всех без исключения случаях, является закономерным последствием влияния советской идеологии и, особенно, учения В.И. Ленина. Как ни парадоксально, это относится и к современным «прозападно» настроенным авторам, которых никак нельзя заподозрить в отстаивании социалистических идеалов. Объявив войну «предрассудкам старого русского самобытничества»7, В.И. Ленин отмечал, что крестьянство не о является «солидарным внутри себя и однородно целым». Он ставил задачу показать «разложение некогда равных, патриархальных непосредственных производителей на богатеев и бедноту»9. Экономическая реальность капитализма, по мнению Ленина, неизбежно вытесняет из русской жизни соборные начала. Также он отмечал, в связи с этим, и глубинные изменения в крестьянской психологии и нравственности: «Раз крестьянин становится товарным производителем (а таковыми стали уже все крестьяне), то

6 Воронов В. Идейно-художественные проблемы развития советской многонациональной литературы (Из опыта советской прозы 60 -80-х годов). Автореф. диссерт. на соискание ученой степени докт. филол. наук. АОН при ЦК КПСС. Кафедра соцкультуры. М. 1988. С. 30.

7 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 1. С. 303.

8 Там же. С. 262.

9 Там же. С. 240. нравственность» его неизбежно уже будет «основана на рубле», и винить его за это не приходится, так как самые условия жизни заставляют ловить этот рубль всяческими торговыми ухищрениями».10

Вслед за Лениным советские критики искали свидетельства капитализации дореволюционной русской деревни, которые, по их мнению, должны были беспощадно развеять «тот розовый флер патриархальности, которым окутывали деревню сентиментальные романтики».11 «Сентиментальные романтики» - термин ленинский. Так он определял в 90-х годах XIX века всех тех, кто говорил и писал о уникальных соборных отношениях в русской деревне. Можно в полной мере согласиться с И.А. Есауловым в том, что современная история русской литературы базируется в значительной степени на наследии революционных демократов с их материалистической идеологией и аксиологией.12

На наш взгляд, как о советских, так и о современных критиках, негативно оценивающих тенденции развития «деревенской» темы в литературе, нельзя сказать, что они не видят соборных начал в крестьянской жизни. Скорее всего, социально-экономическая составляющая сельского уклада (расслоение деревни, классовая борьба) представляется им более значимой, нежели духовно-нравственная.

Сторонники «правого» направления в литературе напротив акцентируют внимание на своеобразии соборно-нравственного

10 Там же. С. 393.

11 Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе. Книга для учителя. М.: «Просвещение» 1977. С. 133.

12 Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск. 1995. С. 7. уклада российского села. Здесь необходимо отметить не только точку зрения критиков, но и особую позицию русских писателей в данном вопросе. Например, высоко оценивал «деревенскую» прозу 60-70-годов В. Астафьев, назвавший ее «явлением уникальным» и «мировым феноменом», родившимся из страданий и несчастий народа.13 Еще в 70-е годы горячо защищал «крестьянскую форму культуры» в России А. Солженицын. Споря с теми, кто уже тогда говорил о ее кончине (публикации в зарубежных журналах «Синтаксис», «Время и мы»), писатель называл жестокое высмеивание «деревенской» прозы «травлей России».

В этих словах совершенно искренняя апология крестьянской ветви советской литературы. Приветствуя творчество В. Шукшина, В. Солоухина, В. Тендрякова, Б. Можаева, А. Солженицын причислил В. Белова, В. Распутина к «настоящим крестьянам, пишущим о Родине. свободным от всякого «европеизма» языком». Он определил и главное достоинство «деревенщиков» -проникновение в этические и религиозные ценности русского крестьянского мира.14 Как известно, соборность занимает особое место в российской этико-религиозной аксиологии.

На наш взгляд, далеко не случайно самые высокие оценки исследователей «деревенской прозы» и, в частности, работ В.И. Белова прозвучали в конце 70-х - начале 80-х годов, то есть в доперестроечный период.13 В это время российский социум еще не ь Астафьев В. Созидать милосердие и братство. // Литературная газета. 1990. 26 сент. С. 4

14 Солженицын А.И. Публицистика. В 3 т. Т. 1. Ярославль.: «Верх. Волж. Кн. Изд-во. 1995. С. 573.

15 Апухтина В.А. Современная советская проза: 60-70-е годы. 2-а изд. М. 1984; Кузнецов Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в в такой степени был захвачен «прозападными» и космополитическими настроениями, что позволило увидеть в массиве советской литературы и по достоинству оценить национальный колорит русского направления.

На протяжении 80-х годов сохранялся устойчивый интерес к «деревенской прозе» и за рубежом, о чем свидетельствуют публикации ряда журналов16, где наряду с высокой оценкой творчества таких писателей, как В. Распутин, Б. Можаев, В. Белов и другие, даются оценки глубины затронутых в их произведениях проблем общечеловеческого звучания. Особое внимание зарубежные исследователи, как правило, обращают на описанный Беловым отрыв от национальных корней, духовный урон, нанесенный деревне революцией и коллективизацией. В целом, зарубежные критики, как правило, сходятся в оценке произведений Белова как глубоко трагических.

Представляется важным определение места прозы В.И. Белова в ряду произведений, осмысливающих историю и современной прозе. 2-е изд. М. 1987; Сурганов В. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов: Истоки. Проблемы. Характеры. 2-е изд. М. 1981; Теракопян Л. Пафос преобразования. Тема деревни в прозе 50-70-х годов. М. 1978: Параллели и пересечения: Современная проза: герои, проблемы, конфликты. М. 1984; Воронов В. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60-80-х годов. М. 1984.

16 Wangler L. Wasilij Below: Menschliche and geselischaftliche Probleme in seiner Prosa. Munchen. 1985; Крэг Уитни. Так где же золотой век советской литературы? II Нью-Йорк тайме бук ревью. 1989. 3 марта; Клод Фриу. Революция духа // Эроп. 1989. Июнь-июль; Жорж Нива. СССР: перестройка в литературе // Магазин литгерер. 1989. Март. особенности национального характера. На наш взгляд, соборность является неотъемлемой частью российского массового сознания и, особенно, крестьянского менталитета. Именно как черта традиционной русской психологии она проявилась в творчестве Белова. Он сам мужик, крестьянин по происхождение и не только описывает черты соборного сознания северных жителей, но и является носителем таких черт.

В узком смысле проза Белова описывает трагедию русского крестьянства в 20-е - начале 30-х годов XX столетия.17 В более широком - она ставит вопрос об историческом назначении и судьбе России. Как известно, этот вопрос с начала XX столетия стал главным для русской общественной мысли, включая религиозно-философскую. Поэтому в диссертационном исследовании мы опирались на труды мыслителей русской школы: А.С. Хомякова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова, C.JI.

1 с

Франка.

17 Евсюкова B.C. Художественное воплощение противоречий коллективизации в прозе 80-х гг. (По роману В. Белова «Кануны» и Б. Можаева «Мужики и бабы»). Дисс. к.ф.н. М. 1991. С. 9.

18 Хомяков А.С. Церковь одна. М. Изд. Братства Св. равноап. Кн. Владимира. 1991; Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. У/ Юность. М. 1990. № 8; Соловьев B.C. Славянский вопрос // Собр соч. Т. 5. Брюссель. Жизнь с Богом. 1966; Трубецкой Е. О христианском отношении к современным событиям // Новый мир. М. 1990. № 7; Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // 0 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: «Наука». 1990: Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1.

Центральное в диссертации понятие соборности автор рассматривает сквозь призму русской идеи, сформулированной на рубеже XIX - XX вв. По мнению И.А. Ильина, смысл русской идеи в том, чтобы «творить русскую самобытную духовную культуру из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность».19 Мыслители прошлого, каждый по-своему, определили коллективные ориентации, свойственные русскому человеку: соборность (А.С. Хомяков), социальность (И.А. Ильин), коммюнотарность (Н.А. Бердяев). Эта черта понималась как общинность, братство людей и народов, не связываемое с социализмом или коммунизмом, а в чем-то, и противостоящее им.

В советский период, преимущественно по идеологическим причинам, понятие «соборность» не получило должной научной разработки. Как явление русской жизни оно чаще всего проявлялось завуалированно, в том числе в произведениях достаточно смелых для своего времени «авторов-деревенщиков».

Смена идеологических ориентиров в начале 90-х годов позволила открыто включить понятие «соборность» в терминологический аппарат современного литературоведения. Исследователи используют работы по соборности историко-философского характера. Выходит книга Е.С. Троицкого, прямо озаглавленная «Что такое русская соборность»,20 Кислицына С.А. «Российская соборность: от Киевской Руси до Советского Союза и современности»,21 Тулаева П. «О соборе и соборности»22 и др.

19 Ильин И. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Юность. М. 1990. № 81. С. 69.

20 Троицкий Е. Что такое русская соборность? М. 1993 С. 19.

21 Кислицын С.А. Российская соборность: от Киевской Руси до Советского Союза и современности. // Сб. Ст. Соборность России и

Отдельно следует выделить глубокое, комплексное исследование проблемы, предпринятое И.А. Есауловым."

Для раскрытия церковного учения о соборности нами были использованы исследования С.С. Хоружего, Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, прот. Николая Афанасьева, архиепископа Сергия Старгородского, прот. Михаила Помазанского, прот. Николая Афанасьева, прот. Георгия Флоровского, К. Леонтьева.24 Выяснению происхождения и сути церковной и светской соборности, отражающей одну из основополагающих черт христианской Церкви и традиционного крестьянского уклада, посвящен первый раздел работы. современность. Ростов-на-Дону.: «ДЮИ». 1997. 168 с.

22 Тулаев П. О соборе и соборности. // Сб. Ст. Соборность России и современность. Ростов-на-Дону.: «ДЮИ». 1997. 168 с.

23 Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск. 1995.

24 Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 45: Карсавин Л.П. Католичество. Пг. Огни. 1918; Булгаков С.Н., прот. Православие: Очерки учения православной Церкви. Париж. ИМКА-ПРЕСС. 1989; Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. М.: «Просветитель». 1991; Афанасьев Н. прот. Кафолическая церковь // Православная мысль: Труды Православного богословского ин-та в Париже. Вып. 14. Париж. ИМКА-ПРЕСС. 1971; Помазанский М. прот. Православное догматическое богословие в сжатом изложении. Новосибирск. Благовест. Рига. Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества. 1993; Флоровский Г.В. прот. Пути русского богословия. Париж. ИМКА-Пресс. 1937: Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854-1891. СПб. Пушкинский фонд. 1993.

В целом, оценка степени изученности проблемы показывает, что понятие соборности, типичное для русского богословия, лишь недавно стало применяться в литературоведческом анализе, и в этом смысле, его научные возможности использованы явно недостаточно.

В соответствии с актуальностью и оценкой степени изученности поставленной проблемы определена цель диссертации: исследование литературных оснований идеи соборности и анализ способов ее воплощения в прозе В.И. Белова. Конкретизируя эту цель, можно добавить, что автор стремиться показать отношение самого Белова к соборно-нравственному укладу русской деревни.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- выявить литературоведческие и историософские основания категории соборности в прозе В.И. Белова;

- рассмотреть использование В.И. Беловым соборных идей в исторических романах-хрониках;

- показать соборные основы русского народного характера в художественном изображении В.И. Белова.

Новизна исследования заключается уже в самой постановке проблемы соборности в прозе В.И. Белова, которая вплоть до недавнего времени комплексно не исследовалась.

Соборность впервые оценивается в работе как идеологическое основание и, одновременно, мировоззренческий мотив создания важнейших антимаргинапьных феноменов России: славянофильство, толстовство, почвенничество, деревенская проза второй половины XX века.

Автор выявляет комплекс идеологических, исторических и личностных причин, по которым творческое внимание В.И. Белова было обращено на события коллективизации сельского хозяйства в начале 1930-х годов.

На наш взгляд, смысловым аналогом понятия «соборность» в прозе и публицистике В.И. Белова является «лад» - старинное русское слово с глубокими дохристианскими корнями.

В диссертации впервые используется понятие соборность для комплексного анализа русско-православного типа мировоззрения героев прозы В.И. Белова, в которой религиозная тема почти всегда остается за рамками основного сюжета, но при этом, читатель постоянно ощущает незримое присутствие православных ценностей.

Наконец к новизне исследования следует отнести и то, что архетипы соборного сознания главных героев В.И. Белова проанализированы автором в иерархической последовательности: на уровне семьи, общества и мира-космоса.

Методологические основы исследования. Рассмотрение творчества Белова на предмет вычленения существа соборных идей, по глубокому убеждению автора, должно производиться «неразрушающими методами», то есть по возможности в контексте единой концепции и «на языке объекта». Основной методологической предпосылкой диссертации является признание тесной связи темы соборности в качестве феномена русской литературы с православной мыслью.

В своей работе мы стремились отвергнуть методологическую зашоренность недавнего времени, одновременно избегая приспособления к современной конъюнктуре. Отказываясь от прежних подходов, важно сохранить идеологическую индифферентность к исследуемой проблеме, тем более, что в освещении Белова крестьянский соборный мир-космос порой приобретает чрезвычайно привлекательные черты.

Опора на многополюсные источники позволила использовать в работе три группы методов: общенаучные, филологические, методы смежных наук. Комплексный подход к исследованию поставленной научной проблемы обусловил необходимость применения, прежде всего, метода историко-философской компаративистики, требующего сопоставления идейных контекстов, логического, проблемно-хронологического и структурно-системного методов. Широко использовались методы текстологического анализа, позволяющие выявлять в прозе Белова эволюцию содержащегося в ней смысла. При рассмотрении эволюции творческого сознания Белова с точки зрения соборности, важным является не только опора на хронологический метод, но и учет тех идеалов, которые в то или иное время влияли на мировоззрение автора.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в трех научных публикациях. О результатах своего научного исследования соискательница докладывала на кафедре русской литературы XX века МПГУ. Автор принимала участие в межвузовских и республиканских научных конференциях в Армавире (1996, 1997), Ставрополе (1997), Краснодаре (1996) и Москве (2000), на которых выступала с докладами по проблемам соборности в прозе В.И. Белова. Тезисы докладов опубликованы в сборниках научных трудов.

Структура работы соответствует избранной цели и задачам. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идея соборности в прозе В. И. Белова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отечественной литературе сложилась устойчивая традиция ассоциировать понятие «народ» с широкими слоями русского крестьянства. Образ крестьянина стал символом нации не только в русской, но и в зарубежной литературе. Возможно поэтому отношение к крестьянству, как к культурно-историческому лицу России, стало показателем «правизны» (либо «левизны») взглядов русских писателей.

Как непролетарская, а, следовательно, несоциалистическая социальная среда, крестьянство рассматривается большинством левых авторов в качестве реакционной силы, сдерживающей поступательный процесс строительства коммунизма в стране. Отсюда вполне понятно мнение известного искусствоведа Г. Померанца о том, что «крестьянские нации суть голодные нации, а нации, в которых крестьянство исчезло, это нации, в которых исчез голод» (Г. Померанц, «Сны Земли»).

Примечательно, что критика уклада русского крестьянства не ограничивается только экономическими доводами: как правило, ее основа оценка духовного потенциала негородского населения России. Здесь встречается как явное непонимание того, зачем же часть русской интеллигенции, например, образованные писатели, «бродит по деревням» (А. Янов), собирая старые иконы и остатки традиционной русской культуры, так и полную антипатию к ценностным ориентациям русского крестьянства (А. Синявский).

Годы «оттепели» стали переломными в оценке «крестьянского вопроса» в стране. Общественный интерес к сельской теме не мог не отразиться в советской литературе. Именно в этот период возрождается «правое» литературно-этическое направление в культуре России, наиболее ярким представителем которого был В.И. Белов. Интерес Белова к русской крестьянской тематике обусловлен как субъективными, так и объективными факторами. К числу первых, несомненно, относится его сельское, северное происхождение. К числу объективных факторов, определивших направленность творчества Белова, видимо, относится вся совокупность аграрно-индустриальных преобразований советской власти и связанное с ними изменение исторического облика русского крестьянства.

Для В.И. Белова и его единомышленников, получивших прозвище «писателей-деревенщиков», крестьянство стало символом незыблемости традиционной русской культуры, сохранения ее основ на уровне сельского быта. Последовательно, на протяжении всего своего художественного творчества, автор описывает гармонию сельского ритма жизни, соборные черты характера жителей Вологодской и Архангельской областей. Думается, что выбор местности описания далеко не случаен. Общеизвестно, что северные русские земли в значительно меньшей степени были ассимилированы советской массовой культурой, что позволило населению этих территорий сохранить многие черты своего исконного уклада.

В работе отмечается, что интерес деревенской прозы 60-70 гг. к окраинным землям страны можно рассматривать как поиск социальных и хозяйственных альтернатив советскому общественному устройству. Так, на наш взгляд, в произведениях В.Г. Распутина («Прощание с Матерой»), А.И. Солженицына («Матренин двор») и др. антитеза центра и провинции обретает форму борьбы за сохранение хозяйственно-бытового своеобразия русской культуры. Здесь уместно вспомнить предложение А.И.

Солженицына осваивать земли Сибири («Письмо вождям СССР»), которое в этом контексте обретает новое звучание.

Прямо либо косвенно крестьянскую тему затрагивали все писатели правого направления 60-х - 70-х гг. Известен интерес В. Лихоносова к прошлому и настоящему кубанских станиц, истории древних казачьих родов. Вероятно, внимание русской литературы этого периода к селам и станицам России было обусловлено еще и тем катастрофическим положением, в котором они тогда оказались. Важно отметить, что литературное освещение проблем русских сел лишено критики существующего строя. В лучших традициях русской классики правая литература 60 - 70 гг. приобретает не политический, а нравственный характер.

На примере деревень Вологодской области Белов стремился показать, что классовый антагонизм большевиков духовно противостоял крестьянской соборности, поэтому едва ли состоятельна точка зрения, согласно которой советская идеология по своему содержанию была идентична традиционно русским ценностям.

Основой крестьянского быта Белов считает социальную гармонию и цикличность. Нарушение ритма: война, неурожай, голод и проч., лихорадит весь народ. Примечательно, что, описывая цикличность народной жизни, В.И. Белов невольно (а возможно и сознательно) противопоставляет спокойствие сельского быта революционности советского мышления и всей практики коммунистического строительства. Любопытнее всего, что подзаголовок работы: «Очерки о народной эстетике» уже содержит в себе антитезу русской и советской эстетики. Между тем, книга В.И. Белова вовсе не оппозиционна существующему строю и его идеологическим ориентирам. Ценность произведения как раз и заключается в его внеидеологичности.

Описывая сенокосы, бани и русские крестьянские обряды, В.И. Белов поставил центральную для своего времени проблему -проблему сохранения традиционных черт русской культуры. На примере его творчества видно, как литература 60-70 гг. выходит за рамки своего жанра и приобретает философское и общественное звучание, что делает ее подлинно национальной.

В диссертации автора делает вывод, что соборность в прозе В.И. Белова показана на уровне семьи, общества и государства. «Семья для русского человека, - писал В.И. Белов, - всегда была смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка».214 Понятие «миропорядок» в данном контексте принимает значение «лада», соборной гармонии. Один из любимых героев В.И. Белова Константин Зорин («Воспитание по доктору Споку») вопреки всем обстоятельствам борется за сохранение семьи, с удивительной нежностью относиться к дочери. Все же состоявшийся развод значительно сильнее отягощает его, нежели бывшую жену, которая полностью утратила лучшие черты русской женщины. Неслучайно Белов подчеркивает, что бывшая жена Зорина стыдилась своего деревенского происхождения: видимо для писателя сопринадлежность крестьянским корням и простой деревенской психологии, которую сохранил Константин Зорин, является символом порядочности.

Соборность на уровне семьи у Белова проявляется в описанных сценах домашней обстановки семьи Роговых

214 Белов В.И. Избранные произведения. В 3 томах. М.: «Современник». Т. 2. 1983. С. 99.

Кануны»), где каждый выполняет свою определенную задачу, все решения принимаются сообща, без внутренних конфликтов. В этом одна из основных идей Белова: все сюжетные конфликты в романе привнесены в крестьянскую жизнь извне, они лишь нарушают ее внутренний ритм и гармонию.

В диссертации отмечаются особенности понимания В.И. Беловым чувства свободы. В соответствии с русско-православной традицией писатель не приемлет свободу «от» семьи, долга, общества и принятых коллективных норм жизни. Сторонники современных, либерально-демократических принципов жизни, основанных на правах человека, а не его обязанностях, под свободной личностью понимают человека, который свои индивидуальные интересы ставит выше интересов семейных, народных, национальных, государственных. Среди современных представителей такого подхода литературные критики А. Бочаров, Г. Белая, М. Эпштейн, Б. Сарнов, М. Левина, С. Чупринин, А. Агеев.

Творчество В.И. Белова утверждает противоположную концепцию. Вместе с представителями русского национально-патриотического направления в современном литературоведении, идущего от славянофилов, Н. Гоголя, Ф. Достоевского и вплоть до И. Золотусского, Ю. Лощица, Ю. Селезнёва, М. Лобанова, В. Кожинова, П. Басинского, И. Роднянской, писатель считает, что личность начинается не с самоутверждения, а с самоотдачи. Безусловно, прав Ю. Селезнев, что только через «отречение от индивидуалистического, эгоцентрического Я человек из индивидуума перерождается в личность».2'5

Автор делает вывод, что проза Белова концептуально противостоит творчеству современных, особенно зарубежных, писателей, у которых доминирующим мотивом произведения является мотив непреодолимого одиночества человека в мире. Трагедия отчуждения эффективно решается писателем различными средствами. Посредством труда у Олеши Смолина и Павла Рогова («Плотницкие рассказы», «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый»), любовью к дочери у Константина Зорина («Воспитание по доктору Споку»), слиянием с природой у Ивана Африкановича Дрынова («Привычное дело»), но чаще всего -просто жизнью и работой в коллективе.

В целом, для Белова, как для истинного русского писателя, характерен глубокий психологизм, причем лучшие свои качества главные герои демонстрируют именно в коллективе. Ценность замысла Белова в том, что, лишь изредка используя сам термин соборность, он показывает многообразие ее проявлений в жизни русской деревни. И, главное, ощущает сам и передает читателю «особость» соборного крестьянского уклада и образа мысли.

215 Селезнев Ю. Глазами народа. Размышления о народности русской литературы. М. 1983. С. 31.

 

Список научной литературыЧеботарева, Инна Васильевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Белов В. (В. Бредень) Баклановские контрасты: Фельетон // Коммунар. 1958. 6 сент.

2. Белов В. (В. Бредень) Раскаиваются не все. Вместо фельетона // Коммунар. 1958. 15 июля.

3. Белов В. «Возродить в крестьянстве крестьянское.» // Беседу вели А. Арцибашев, Г. Сазонов // Правда. 1988. 15 апреля.

4. Белов В. «Домик с веником у порога.» // Коммунар. 1956. 7 декабря.

5. Белов В. «Из болота на широкое плесо.». «Ерема жил под горкой, Фома вверху.» // Поэзия: Альманах. М. 1975. № 14.

6. Белов В. «Под северным мокрым небом.» // Нева. 1960. № 8. С. 91.

7. Белов В. «Снова слышу грозу.» // Встреча: Сборник стихов. М. 1962.

8. Белов В. «Человек счастлив, пока у него есть Родина». Беседа литературного критика П. Ткаченко и писателя В. Белова // Дон. 1987. № 10.

9. Белов В. Бобришный угор. // Литературная Россия. 1967. 19 мая. Ю.Белов В. В дождливый вечер: Рассказ // Коммунар. 1956. 21ноября.

10. Н.Белов В. Верю во вдохновение: По материалам беседы с писателем В. Беловым / Записал А. Юриков // Советская культура. 1979. 30 марта.

11. Белов В. Весенние стихи И Коммунар. 1957. 31 марта.

12. Белов В. Воспитание по доктору Споку. Сб. прозы. М. 1978.

13. Белов В. Все впереди: Роман // Роман-газета. 1987. № 6. С. 96.

14. Белов В. Глубина жизни: Интервью с писателем В. Беловым / Записал В. Меркурьев // Красный север. 1980. 7 декабря.

15. Белов В. Гудки («Ну, вот! Гудит и твой гудок.») // Вологодский комсомолец. 1957. 26 января.

16. Белов В. Два стихотворения: «Где дремотные сосны.». «И вот опять знакомый с детства край.» // Коммунар. 1957. 29 декабря.

17. Белов В. День за днем: Страницы деревенского юмора. М.: «Советский писатель». 1972. С. 118.

18. Белов В. Деревенская тема общенациональна // Дружба народов. 1970. №9.

19. Белов В. Деревенька моя лесная: Сборник стихов. Вологда: «Вологодское книжное издательство». 1961. С. 72.

20. Белов В. Е.Я. Дорошу 60 лет // Литературная газета. 1969. 8 января.

21. Белов В. Жажда лада: Беседа с писателем В. Беловым / Записал В. Огрызко // Книжное обозрение. 1987. 20 марта (№ 12).23 .Белов В. Забыть-река и наша память // Известия. 1986. 21 августа.

22. Белов В. Записки на ходу: Из дорожного блокнота // Красный север. 1964. 10 декабря.

23. Белов В. Земля наш дом, будем ее беречь. / Беседу вела И. Искольдская// Советская культура. 1986. 11 февраля.

24. Белов В. Знакомая («Я снова хожу по тропинкам.») // Коммунар. 1957. 27 февраля.

25. Белов В. Знойное лето: Повесть и рассказы. Вологда. Вологодское книжное издательство, 1963. С. 187.

26. Белов В. Июльские стихи // Вологодский комсомолец. 1963. 21 июля.

27. Белов В. Кануны. Хроника конца 20-х годов: Часть третья // Новый мир. 1987. № 8.

28. Белов В. Князь Александр Невский: Пьеса // Советская драматургия. 1988. № 1.

29. Белов В. Литература и язык: Ответы на анкету журнала «Вопросы литературы» // Вопросы литературы. 1967. № 6.

30. Белов В. Мать: Из поэмы // День поэзии: Альманах. М.: «Советский писатель». 1963. С. 106.

31. Белов В. На родине И Вологодский комсомолец. 1962. 9 декабря.

32. Белов В. Над светлой водой: Пьеса. // Наш современник. 1973. № 1.

33. Белов В. Не гарывали: Рассказ из серии «Случайные встречи» // Красный север. 1968. 30 января.

34. Белов В. Новые стихи // Вологодский комсомолец. 1967. 16 апреля.

35. Белов В. О культуре навыворот: Из писательского блокнота // Вологодский комсомолец. 1964. 10 мая.

36. Белов В. О творческих планах: Ответ на анкету "ЛГ" // Лит. газ. 1970. 18 марта.

37. Белов В. Осина («Говорила мне в детстве бабка.») // Коммунар. 1957. 31 мая.

38. Белов В. Песня жаворонка: Рассказ // Сельская жизнь. 1963. 29 апреля.

39. Белов В. Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М.: «Молодая гвардия». 2000. 391 с.

40. Белов В. Поезда («За окном в тальнике по пояс.») // Вологодский комсомолец. 1963. 4 августа.

41. Белов В. Почему я пишу: Фрагмент беседы писателя с молодежной аудиторией Ереванского университета // Учительская газета. 1987. 1 мая.

42. Белов В. Привычное дело. М. 1986.

43. Белов В. Разговор с десятиклассником («В последний раз, в последний раз.») // Коммунар. 1958. 28 июня.

44. Белов В. Разговор с другом («Милый мой друг!.») // Вологодский комсомолец. 1956. 25 сент.

45. Белов В. Речные излуки: Повести и рассказы. М.: «Молодая гвардия». 1964. С. 174.

46. Белов В. Сельские повести. М.: «Мол. Гвардия». 1971. С. 335.

47. Белов В. Сельские рассказы // Наш современник. 1963. № 2.

48. Белов В. Случайные этюды // Наш современник. 1971. № 7.

49. Белов В. Стихи // Литературная Вологда: Альманах. 1959. Кн. 5. С.106-111.

50. Белов В. Такая война: Рассказ // Юность. 1985. №11.

51. Белов В. Такие встречи радуют // Вологодский комсомолец. 1963. 17 марта.

52. Белов В. Технический прогресс и проблемы крестьянской культуры: Ответ на анкету // Сельская молодежь. 1966. № 8.

53. Белов В. Тиша да Гриша: Повесть, рассказы. М.: «Советская Россия». 1966. С. 135.

54. Белов В. Холмы: Повести и рассказы. М.: «Современник». 1973. С. 543.

55. Белов В. Чувство родины // Красный север. 1970. 27 марта.

56. Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 2: Повести и рассказы. М.: «Современник». 1983. с. 18.

57. Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 2: Повести и рассказы. М.: «Современник». 1983.

58. Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 3: Лад: Очерки о народной эстетике; Пьесы. М.: «Современник». 1983.

59. Белов В.И. Час шестый. М.: «Голос». 1998. 320 с.

60. Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. М.: «Современник». 1983.

61. Белов В.И. Кануны: Хроника конца 20-х годов. М.: «Молодая гвардия». 1988. С. 463.

62. Белов В.И. Письмо ко Второму Всемирному Русскому Собору. // Советская Россия. 1995. 18 февраля.

63. Белов В.И. Раздумья на родине: Очерки и статьи. М.: «Современник». 1986. С. 271.1.. НА УЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ1. СОБОРНОСТИ

64. Аненков Е. Православие в историко-культурной концепции А.С. Хомякова и в творческом сознании Н.В. Гоголя. // Вопросы литературы. 1991. № 8.

65. Бердяев Н. Судьба России. М. 1990.

66. Бердяев Н.А. Pro et Contra. Кн. 1. С- Пб: РХГИ. 1994. 573 с.

67. Бердяев Н.А. Вселенскость и конфессионализм. // Урания. 1993. №6.

68. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: «Наука». 1990. 224 с.

69. Бердяев Н.А. Прельщение и рабство коллективизма. // Дон. 1990. №2.

70. Бердяев Н.А. Русская идея. // Вопросы философии. 1990. № 1.

71. Благова Т.А. Соборность как философская категория у А.С. Хомякова // Славянофильство и современность. Сб. ст., С-Пб.: «Наука». 1994. 177 с.

72. Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви. // Путь, орган русской религиозной мысли. М.: «Информ-Прогресс». 1992. 46 с.

73. Буховец О.Г. Ментальность и социальное поведение крестьян. Менталитет и аграрное развитие России (XX XX вв.) // Отечественная история. 1996. № 1.

74. Иоанн, митрополит С-Петербургский и Ладожский. Русь соборная.-СПб.: «Царское Дело». 1995. 248 с.

75. Кошелев В.Н. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов. Л. 1984.

76. Морозова Т., Лаперуз С. Индивидуализм и соборность. // Москва. 1996. №9.

77. Пронягин В.Н. Соборность как художественное явление в русской прозе 1960-1990-х гг. XX в. Владимир: «Маркор», 2000.

78. Российская ментальность. Материалы «Круглого стола». // Вопросы философии. 1994. № 1.

79. Русская цивилизация и соборность. Сборник статей. М. 1994.

80. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М.: «Правда». 1989.

81. Славянофильство и современность. Сб. ст. С Пб.: «Наука».1994. 252 с.

82. Тейар де Шарден. Феномен человека. М. 1987. 214 с.

83. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? М.1993. 104 с.

84. Троицкой Е.С. Соборная сила многонациональной России. М.1995. 101 с.

85. Трубачев О.Н. Мы народ софийный. // Слово. 1990. № 1.

86. Турков П. «Внешнее» и «внутреннее» // Турков П. Открытое время: Портреты, проблемы, полемика. М.: «Советский писатель». 1975.

87. Тулаев П. О соборе и соборности. // Народ и интеллигенция. М. 1990. 109 с.

88. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Сочинение в 2 т. Т 1. М.: «Правда». 1990.

89. Франк J1.C. Религиозные основы общества. // Путь. Орган русской религиозной мысли, в кн. 1-4. М.: «Прогресс». 1992.

90. Холодный В.И. Проблемы соборной феноменологии. М. 1994. 155 с.

91. Хомяков А.С. О смысле слов «кафолический» и «соборный» // Наука и религия. 1992. № 4-5.

92. Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Лосева. // Начала. 1994. № 1.

93. Шапошников Л.Е. Учение о соборности в воззрениях ранних славянофилов. // Философские науки. 1990. № 10.

94. Шафаревич И.Р. Сочинения в 3-х томах . М.: «Феникс» 1994.

95. Шафаревич И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. Альманах «Русская идея».: «Москва». 2000. 376 с.

96. I. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТВОРЧЕСТВУ В.И. БЕЛОВА

97. Агеносов В.В. К вопросу о способах передачи философии истории в творчестве Шолохова («Судьба человека») // Проблемы творчества М. Шолохова: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ. 1983.

98. Адерихин В.Г. Утверждение правды. Литературно-критические статьи. Алма-Ата. «Жазуши». 1974.

99. Алексеев М. «Районные сцены» Василия Белова // Литературная газета. 1980. 6 августа.

100. Анашенков Б. Если действительно художественно // Литературная газета. 1973. 21 марта.

101. Андрюшин А. Неизбежность трагедии // Литературная газета. 1992. № 12 августа (№ 32).

102. Аненков Е. Православие в историко-культурной концепции А.С. Хомякова и в творческом сознании Н.В. Гоголя. // Вопросы литературы. 1991. № 8.

103. Анненкова Е.И. Русское смирение и западная цивилизация (Спор славянофилов и западников в контексте 40-50-х гг XIX) // Русская литература. 1995. № 1.

104. Аннинский Л. Точка опоры. Этические проблемы современной прозы // Дон. 1968. № 7.

105. Антропольский А. Родное гнездо Василия Белова // Неделя. 1969. 13-19 октября. (№ 42).

106. Артановский С.Н. Проблемы личности на рубеже культур // Вопросы философии. 1967. № 7.

107. Асеев Б. О любви, о верности: О спектакле филиала Малого театра «Над светлой водой» по пьесе В.Белова // Вечерняя Москва. 1977. 3 марта.

108. Байгушев А. Романтика современности. Штрихи к эстетическому портрету литературы 80-х годов. // Молодая гвардия. 1982. № 11.

109. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: «Наука». 1987. 225 с.

110. Басинский П. Мужики и баре. // Новый мир. 1996. № 4.

111. Басинский П. Русь советская уходящая. // Лит. Газета. 1992. № 33.

112. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: «Художественная литература». 1975. 502 с.

113. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: «Советская Россия». 1979. 320 с.

114. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература». 1965.527 с.

115. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство». 1979. 424 с.

116. Белая Г. «Стиль памяти»: Проблемы традиции в наших спорах // Новый мир. 1983. № 9.

117. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М. 1983.

118. Белков В. О «Канунах» В. Белова. // Дон. 1988. № 9.

119. Бердников Г.П. Избранные работы: В 2 т. М.: «Художественная литература». 1986. Т. 2. 543 с.

120. Библер B.C. К философской логике парадокса // Вопросы философии. 1988. № 1.

121. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М.: «Политиздат». 1975. 399 с.

122. Биличенко Н.А. Структура характеров в прозе В. Шукшина // Структура литературного произведения: Сборник научных трудов / Отв. ред. А.Ф. Бритиков и В.А. Ковалев. Л.: «Наука». 1984.

123. Большов А.О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова // Вестник ЛГУ. Сер. 2. 1986. Вып. 1.

124. Бондаренко В. Отзывчивость таланта // Литературная газета. 1980. 20 августа.№ 34.

125. Бондаренко В. Реальная литература. М. 1996. 91 с.

126. Борев Ю.Б. Художественный стиль, метод и направление // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М.: «Наука». 1982.

127. Борисова И. День за днем // Новый мир. 1964. № 6.

128. Бочаров А. Рождено современностью // Новый мир. 1981. № 8.

129. Бочаров А. Сквозь призму поликонфликтности // Октябрь. 1976. № 7.

130. Бочаров А. Чем жива литература?.: Современность и литературный процесс: Монография. М.: «Сов. Писатель». 1986. 400 с.

131. Брагин А. Василий Белов: «Беречь надо память. Для памяти и пишу» // Литературная Россия. 1982. 22 октября.

132. Брагин А. Путешествие в будущую книгу // Наш современник. 1979. № 10.

133. Бурсов Б. Жизнь традиция - литературный процесс // Вопросы литературы. 1978. № 12.

134. Бурсов Б. Толстой и Достоевский // Вопросы литературы. 1964. №7.

135. Вахитова Т.М. Современная пастораль. Повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» // Структура литературного произведения: Сборник научных трудов / Отв. ред. А.Ф. Бритиков и В.А. Ковалев. Л.: «Наука». 1984.

136. Вильчек Л.Ш. «Деревенская проза» // Современная русская советская литература.: В 2 ч. 4.2. Темы. Проблемы. Стиль: Книга для учителя / Под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. М.: «Просвещение». 1987.

137. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: «Искусство». 1978. 263 с.

138. Вострышев М. Лик родного края. // Литературная Россия. 1981. №39.

139. Выходцев П. С. Труд нравственность - искусство: О книге В. Белова «Лад» // Русская литература. 1982. № 1.

140. Галимов Ш. Конфликты и характеры // Москва. 1973. №11.

141. Гей Н.К. Мир, человек и позиция писателя // Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. М.: «Наука». 1972.

142. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: «Советский писатель». 1979.

143. Гиршман М., Чуйков И. Жажда исповедания: Прозаический цикл В.Белова «Воспитание по доктору Споку»// Литературная учеба. 1982. №3.

144. Гиршман М.М. Стиль литературного произведения // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М.: «Наука». 1982.

145. Горелов А.А. Национальное мироощущение и стиль писателя // Шолохов в современном мире. Л.: ЛГУ. 1977.

146. Горлове кий А. Возвращение к истокам // Литературная Россия. 1966.27 мая.

147. Громов М.П. Повествование Чехова как художественная система // Современные проблемы литературоведения и языкознания: Сборник статей. М.: «Наука». 1974.

148. Гужиева Н. На тихой Вологодчине // Север. 1978. № 6.

149. Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопр. философии. 1988. № 1.

150. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: «Искусство». 1984. 350 с.

151. Гусев В. Герой и стиль. (К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60 70-х годов). М.: «Художественная литература». 1983. 286 с.

152. Гусев В., Турков А. А будут ли шедевры? // Лит. Газета. 1989. №20.

153. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Набрано и напечатано со второго издания. М.: ГИС. 1955.

154. Движение истории движение литературы. М. 1982. С. 567.

155. Дедков И. Спрашивать у народа // Литературное обозрение. 1981. №5.

156. Достоин высокого признания (Мамбетказиев Е.А., Закирьянов К.Х. и др.) // Литературная Россия. 1990. 20 апреля (№ 16)

157. Дюжев Ю. «Антиутопия» Василия Белова // Север. 1989. № 6.

158. Егоренкова Г. Что же с нами происходит?. / Москва. 1987. № 4.

159. Емельянов В.А. Горьковские традиции изображения человека труда в прозе В. Белова // Горьковские традиции в советской литературе: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В.В. Агеносов. М.: МГПИ. 1983.

160. Емельянов В.А. Творчество М.А. Шолохова и проблема активного героя в современной советской прозе // Проблемы творчества М. Шолохова: Межвузовский сборник. М.: МГПИ. 1984.

161. Емельянов Л. Разрушение тишины: О романе В. Белова «Кануны» // Звезда. 1972. №11.

162. Ермилов В. Драматургия Чехова. М.: «Художественная литература». 1954. 339 с.

163. Ершов Jl. Память и время. М.: «Современник». 1984. 287 с.

164. Ершов Л. Три портрета: Очерки творчества Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Василия Белова. М.: «Правда». 1985. 48 с.

165. Залыгин С. Литература и природа // Нева. 1980. № 5.

166. Залыгин С. Литературные заботы. М. 1982. 209 с.

167. Золотусский И. Ода труду // Литературное обозрение. 1982. №5.

168. Золотусский И. Отчет о пути // Знамя. 1987. Кн. 1.

169. Золотусский И. Очная ставка с памятью. М. 1983.

170. Золотусский И. Час выбора. М. 1976.

171. Иванова Н. Испытание правдой // Знамя. 1987. Кн. 1.

172. Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. Л.: «Наука». 1975. 172 с.

173. Казаков Ю. Две ночи. М. 1986. С. 316.

174. Камянов В. Доверие к сложности: Современность и классическая традиция. М.: «Сов. Писатель». 1984. 384 с.

175. Каркавцев В. Храм деревенщиков II Комсомольская правда. 1992. 11 сентября.

176. Катан М.С. Система и структура // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. 1983. М.: «Наука».1983.

177. Киселева Л. К характеристике стиля «Тихого Дона» // Михаил Шолохов: Статьи и исследования. М.: «Художественная литература». 1975.

178. Киселева Л.Ф. О стилевой доминанте // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М.: «Наука». 1982.

179. Клименко В. В поисках живой воды // Наш современник.1984. №6.

180. Клитко А. Глубина фокуса. М. 1981.

181. Клямкин И. Какая улица ведет к храму? // Новый мир 1987. № 11.

182. Ковский В. Преемственность: «Деревенская тема» в современной литературе. М.: «Знание». 1981. 64 с.

183. Ковский В.Е. Пафос гуманизма: Современная советская литература и духовный мир личности. М.: «Знание». 1985. 128 с.

184. Ковский В.Е. Писатель и современность. М.: «Знание». 1977. 64 с.

185. Кожевникова Н.А. О соотношении речи автора и персонажа // Языковые процессы в современной художественной литературе. Проза. М.: «Наука». 1977.

186. Кожинов В. В поисках истины: Искусство В. Белова и проблема современности // Литературная Россия. 1979. 14 декабря.

187. Кожинов В. В. Время Пришвина // Пришвин и современность. М.: «Современник». 1978.

188. Кожинов В. Голос автора и голоса персонажей // Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. Т. 2: Внутренняя логика литературного произведения и художественная форма. М.: «Наука». 1971.

189. Кожинов В. Голос автора и голоса персонажей «Привычное дело» В. Белова. // Кожинов В. Статьи о современной литературе. М. 1982. С.74.

190. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1982. -303 с.

191. Кожинов В. Ценности истинные и мнимые // Литературная газета. 1968. 31 января.

192. Кошелев В.Н. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов. Л. 1984.

193. Кузмичев И. Преданность поколению // Звезда. 1979. № 7.

194. Кузнецов Ф. Перекличка эпох. М. 1980.

195. Кузнецова Л. Семейная жизнь Константина Зорина // Литературное обозрение. 1977. № 5.

196. Кузьменко Ю.Б. Советская литература вчера, сегодня, завтра: Монография. М.: «Сов. Писатель». 1984. 512 с.

197. Куницын Г.И. Общечеловеческое в литературе. М.: «Советский писатель». 1980. 583 с.

198. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги. В кн. Лакшин В. Пути журнальные. М. 1990. С. 50.

199. Ланщиков А.П. Вопросы и время. М.: «Современник». 1978. 255 с.

200. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). Л.: ЛГУ. 1985. 137 с.

201. Левина М. Апофеоз беспочвенности. (Онтологическая проза в свете идей русской философии.) // Вопросы литературы. 1991. № 9, 10.

202. Лейдерман Н.Л. Та горсть земли. Литературно критические статьи. Свердловск. 1988. 238 с.

203. Ленин В.И. О кооперации // Полн. собр. соч. Т. 45.

204. Ленин В.И. Ответ на запрос левых эсеров (Заседание ВЦИК 4/17 ноября 1917 г.) // Полн. собр. соч. Т. 35.

205. Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти // Полн. собр. соч. Т. 38.

206. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: «Правда». 1973.

207. Липин С. Человек глазами природы: Монография. М.: «Современник». 1985. 232 с.

208. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: «Советская Энциклопедия». 1987. 752 с.

209. Лихачев Д. С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: «Наука». 1984. 295 с.

210. Лихачев Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусства И Классическое наследие и современность. Л.: «Наука». 1981.

211. Лихачев Д.С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы // О прогрессе в литературе / Под ред. А.С. Бушмина. Л.: «Наука». 1977.

212. Лобанов М. Ценности народного характера // Надежда исканий. М.: «Современник». 1978.

213. Лукьянин В. Устаревшие формулы и незыблемость сути // Литературная газета. 1987. 1 апреля.

214. Макина М.А. Деревенская проза 60 70-х годов в ее историко-литературном и современном контексте. Л.: ЛГПИ. 1980. 81 с.

215. Мальгин А. В поисках «мирового зла»: О романе В. Белова «Все впереди» // Вопросы литературы. 1987. № 9.

216. Марченко А. Из книжного рая // Вопросы литературы. 1969. №4.

217. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: «Политиздат». 1986.

218. Машовец Н. Общность цели. Литература и критика. М.1979.

219. Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне: Пособие для учителя. М.: «Просвещение». 1977. 144 с.

220. Михальский В. Все уносящий ветер. М. 1991. С. 342.

221. Можаев Б.А. Избранные произведения: В 2 т. М.: «Современник». 1982.

222. Небольсин С. К вопросу о классических традициях Н Контекст: 1979. М.: «Наука». 1979.

223. Непомнящий В. «Что за золото!.»: О классичности и национальности пушкинских сказок // Литературная газета. 1987. 5 июня.

224. Оботуров В. Пора ставить точки над «и» // Красный север. 1965. 28 января.

225. Оботуров В. Самим собою оставаясь // Наш современник. 1979. № 10.

226. Ованесянц Е. Горестные записки // Литературная Россия. 1991. 13 сентября (№37).

227. Овчаренко А. Творчество Василия Белова в восприятии советской и зарубежной критики // Вопросы литературы. 1983. №8.

228. Огнев А.В. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека»: Учебное пособие. М.: «Высшая школа». 1984. 80 с.

229. Осмоловская И. Василий Белов // Осмоловская И. Путь к писателю: О богатстве талантов и индивидуальных стилей современной романистики. Магадан. 1978.

230. Павлов О. Русский человек в XX в. Александр Солженицын в зеркале каратаевщины. // Дружба народов. 1988. № 12.

231. Павлов Ю. Рассказы А. Солженицына 60 90-х гг. «Правый» и «левый» подход к изображению человека. В кн. К вопросу о художественной концепции личности. Армавир. 2000.

232. Панков В. Чувство движения // Литературная Россия. 1967. 7 апреля.

233. Панферов Ф. Собр. соч.: В 6 т. М.: «Правда». 1986. Т.2. 510 с.

234. Панченко И. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее: Заметки о мифо-фольклорной традиции в современной советской литературе // Вопросы литературы. 1983. № 6.

235. Пархоменко М.Н. Горизонты реализма: О традициях и новаторстве советской литературы. М.: «Советский писатель». 1982. 464 с.

236. Патралов JL Прочти, не пожалеешь! // Красный север. 1961. 4 июня.

237. Петрик А. Века и дни: Размышления о книге Василия Белова «Лад» // Литературная газета. 1981. 22 июля.

238. Петрик А. Глубины крестьянской культуры // Новый мир. 1984. № 8.

239. Писатель и время: Сборник документальной прозы // Составитель В.П. Стеценко. М.: «Советский писатель». 1986. 576 с.

240. Протченко В. Современная повесть о деревне: К проблеме народного характера // Русская литература. 1970. № 4.

241. Пудожгорский В.К. Жанровое своеобразие рассказов В. Белова // Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда. 1982.

242. Ратников Ю. Возвращение: О новом издании прозы В. Белова //Вологодский комсомолец. 1967. 22 января.

243. Решетников Ф.М. Избранные произведения: В 2 т. М.: «Художественная литература». 1956. Т. I. 615 с.

244. Роднянская И. Незнакомые знакомцы. В книге Роднянская И. Художник в поисках истины. М. 1989.

245. Рубцов Н. С любовью, печалью и гневом // Литературное обозрение. 1987. № 1.

246. Рыбаков В. Начало пути // Вологодский комсомолец. 1961. 22 июля.

247. Сапаров М.А. Размышление о структуре художественного произведения // Структура литературного произведения: Сборник / научных трудов / Отв. ред. А.Ф. Бритиков, В.А. Ковалев. JL: «Наука». 1984.

248. Сахаров В. Миф в современном романе // Молодая гвардия. 1984. № 11.

249. Селезнев Ю. Василий Белов. М. 1983.

250. Селезнев Ю. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. М.: «Советская Россия». 1983. 144 с.

251. Селезнев Ю.И. Вечное движение: (Искания современной прозы 60-х нач. 70-х годов). М.: «Современник». 1976.

252. Селезнев Ю.И. Мысль чувствующая и живая. М. 1982. 256 с.

253. Сергеев Е. «Любовь? О господи.»: О новом сборнике прозы Василия Белова «Воспитание по доктору Споку» // Литературная Россия. 1979. 31 авг.

254. Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: «Интеллект-Центр». 1999. 302 с.

255. Скибина О.М. Проблема историзма Чехова // Филологические науки. 1986. № 4.

256. Славникова О. Деревенская проза ледникового периода. // Новый мир. 1999. №2.

257. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева. М.: «Просвещение». 1974. 509 с.

258. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд. испр. и доп. М.: Русский язык. 1982-1984.

259. Солженицын А.И. Публицистика: В 3 т. Т.З. Ярославль: Верхняя Волга, 1997. Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. 1997. 560 с.

260. Спиридонова И. «Безоблачное сиротство»: О романе В. Белова «Все впереди» // Север. 1987. № 4.

261. Споров Б. «Никто не отсидится.» // Литературная Россия. 1994. №31.

262. Степанов Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого анализа // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М.: «Наука». 1982.

263. Стоев Г. Нахожу советскую литературу на подъеме // Книжное обозрение. 1987. 4 сент. (№ 36).

264. Столярова: И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова: Монография. Л.: ЛГУ. 1978. 230 с.

265. Стрелкова И. «Со смехом многое понимается.»: Юмор и сатира в произведениях В. Шукшина и В. Белова // Наш современник. 1978. №4.

266. Стреляный А. «Переставился ли свет?»: О цикле рассказов и повестей В. Белова «Воспитание по доктору Споку» // Литературное обозрение. 1977. № 5.

267. Судьбы русского крестьянства. М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т. 1995. 624 с.

268. Сурганов В. «Вологодская школа» // Литературная Россия. 1970. 9 окт.

269. Сурганов В. Константин Зорин его беда, любовь, загадка // Литературное обозрение. 1977. № 10.

270. Сурганов В. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50 70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. 2-е изд., доп. М.: «Сов. Писатель». 1981. 623 с.

271. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова: Монография. JI.: ЛГУ. 1987. 182 с.

272. Тимофеев Л.И. О системности в изучении литературного творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1982. Л.: «Наука». 1982.

273. Ульяшов П. И утописты, и активисты. // Труд. 1989. 26 марта.

274. Ульяшов П. Каков же итог: О романе В. Белова «Все впереди» // Литературная Россия. 1986. 5 дек.

275. Ульяшов П. О душе и хлебе насущном: О романе В. Белова «Кануны» // Литературная Россия. 1987. 16 окт.

276. Урнов Д. О близком и далеком. М. 1991. 285 с.

277. Успенский Г.И. Собр. соч.: В 9 т. М.: «Художественная литература». 1956.

278. Утехин Н. Публицистичность или художественность? О повести В. Распутина "Пожар" // Книжное обозрение. 1987. 11 дек.

279. Федякин С. Все дороги ведут домой. // Независимая газета. 1997. 22 октября.

280. Философский энциклопедический словарь // Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: «Советская Энциклопедия». 1983. 840 с.

281. Фоменко Л. В березовом краю // Литературная Россия. 1963. 10 мая.

282. Хализев В. Писатель и народная бытовая эстетика. Гоголь, Лесков, их современники и продолжатели // Литературная учеба. 1982. № 3.

283. Хватов А.И. Шолохов и его современники // Творчество Михаила Шолохова. Л.: «Наука». 1975.

284. Цилевич JI.M. Принципы анализа литературного произведения как художественной системы // Филологические науки. 1988. № 1.

285. Чапчахов Ф. Иван Африканович и другие // Сельская жизнь. 1968.26 апр.

286. Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. М.: «Художественная литература». 1956. Т.9. 499 с.

287. Шайтанов И. Две пьесы о деревне // Театр. 1975. № 1.

288. Шайтанов И. Реакция на перемены: (Точка зрения автора и героя в литературе о деревне) // Вопросы литературы. 1981. № 5.

289. Шапошников Л.Е. Учение о соборности в воззрениях ранних славянофилов. // Философские науки. 1990. № 10.

290. Шолохов М.А. Собр. соч.: В 8 т. М.: «Гослитиздат». 1960. Т.8. 402 с.

291. Шуртаков С. О главном человеке на земле. // Литературная газета. 1967. 5 декабря.1.. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

292. Балаценко Н.С. Художественная композиция личности в творчестве В.Белова и В.Маканина 60-80-х гг. Дисс. канд. ф. н. Армавир. 2000 г.

293. Большое А.О. Проблема народного характера в творчестве В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина. Дисс. канд. ф. н. Ленинград. 1986.

294. Дворяшин Ю.А. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов: Эволюция жанра в творчестве В. Белова, В. Липатова, В.Распутина: Дисс. канд. ф. н. // Ленингр. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Л. 1976.210 с.

295. Дюжев Ю.И. Закономерности развития русской советской литературы Европейского Севера (1917 1980-е гг.): Автореф. дисс. док. ф. н. // АН СССР. Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. М. 1987. 38 с.

296. Евсеев В.Н. Творчество В. Белова как художественная система. Автореф. дисс. канд. ф. н. / МПГУ им. В.И. Ленина. Филол. фак. М. 1982. 22 с.

297. Евсюкова B.C. Художественное воплощение противоречий коллективизации в прозе 80-х (по роману В. Белова «Кануны» и Б. Можаева «Мужики и бабы»). Дисс. канд. ф. н. Москва. 1991.

298. Емельянов В.А. Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.И. Белова: Автореф. дисс. канд. ф. н. / МГПИ им. В.И. Ленина. М. 1984.

299. Князева Т.И. Эпос крестьянской жизни в творчестве В.И. Белова (повесть «Привычное дело», роман-хроника «Кануны», «Год великого перелома», очерк «Лад»). Дисс. канд. ф. н. Самара. 1997.

300. Кривощапова Т.В. Роль фольклора в современной русской прозе о деревне: Автореф. дисс. канд. ф. н. / МГУ и. М.В. Ломоносова. Филол. фак. Москва. 1977.

301. Мелкумян Н.Р. Художественный мир «деревенской прозы»: Типологический анализ творчества Г. Матевосяна и В. Белова: Автореф. дисс. канд. ф. н. / Ерев. гос. ун-т. Ереван. 1986.

302. Москвина О.А. Жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Белова и В. Шукшина: Автореф. дисс. канд. ф. н. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. М. 1985.

303. Мыреева А.Н. Изображение народного характера в прозе 60-х годов о деревне: Автореф. дисс. канд. ф. н. / Томский гос. ун-т им. В.В. Куйбышева. Томск. 1981.