автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Идея существования человека (опыт русской экзистенциальной философии)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идея существования человека (опыт русской экзистенциальной философии)"
МОСКСЗЗЮЙ ГОСУДАРСТВЕННА УНИВЕРСИТЕТ км. М.З.ЛОМОНОСОВА
Специализированный Сове? по философским наукам /шифр К 053.Co.B2/
Ка правах рукописи
ДЗКУН Ирина Александрозна
ИДШН СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА /ОПИТ РУССКОЙ ЁКЗСТЕШАЛЬНСЙ ШЛ0С05ИИ/
Специальность 09.00.11 - социальная философия
Автореферат
диссертации ка соискание учёной' степени кандидата философских наук
Москва - 1994-
Рабата выполнена на кафедре филососжи гуманитарных факультетов Московского государственного университета • юл. Ы.В.Ломоносова
Научный консультант Официальные оппоненты
Ведущая организация
доктор философских наук, доцент В.Ф.ШАПОВАЛОВ
доктор философских наук, профессор В.А.КУВАКИН
кандидат философских наук В.К.ШАМШУРИН
Ростовский-на-Дону государственный университет
Защита состоится "_" _ 1994 г. в_ часов
на заседании специализированного Совета /шифр К 053.05.82/ по философским наукам в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова по адресу: Москва, Воробьёвы горы, 2-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория _
С диссертацией ыснно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГУ /1-й корпус гуманитарна: факультетов МГУ/.
Автореферат разослан "_" _ 1994 г.
Учёный секретарь
специализированного 'Совета ^ САМОЙЛОВ Л.Н.
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
|
Актуальность теш исследования. В последние три-четыре года интеллектуальный климат в России существенно изменился и основной характер этих изменений мокко определить как возрождение самобытной дореволюционной русской культуры. В частности, произошёл всплеск интереса к русской религиозной философии XIX-начала XX века, которую отличало, по свидетельству Н.А.Бердяева, "совершенно исклшительное, царственное чувствование человека". Иметь это чувствование сейчас крайне вагно и необходимо для того, чтобы понять смысл и правильно оценить сложивкукся историческую и духовную ситуации и увидеть возможность формирования нормальных, нравственных отношений между лщцьми и гуманного отношения человека к природе.
Проблема существования "вот этого", каждого отдельного ги-вого человека с предельной остротой была выразена в русской экзистенциальной философии. Это существование является для неё первичной и высшей реальностью, конкретной мерой смысла к ценности всех вещей. Последнюю цель всех своих размышлений представители русской экзистенциальной философии видели в том, чтобы помочь человеку осознать себя действительным субъектом, творящим бытие, а не только повинующимся его законам и "отражающим" его в общих понятиях, и ощутить личную ответственность за то, что он творит.
Степень разработанности проблемы. Существование челове-
I
ка рассматривается ещё со времён Сократа как выражение и проявление казой-то вечной и неизменной "сущности". Эту "сущность" человека видят в разумности, в социальности, в умении делать орудия и трудиться, в наличии самосознания, в способности говорить и понимать других и так далее. Экзистенциальная философия начинается с предположения, что у человека нет никакой раз навсегда данной сущности, человек - существо, которое от начала до конца творит себя, свободно определяет своё существование. В русской философии эту позицию последовательно отстаивали Лев Еестов и Николай Бердяев.
Эти философы развили свои учения достаточно полно и подробно, однако вследствие исторических обстоятельств у них не оказалось последователей и юс понимание человеческого существования не получило дальнейшего развития. Только в последние годы в России стали появляться гурнальные публикации, выступления на конференциях, диссертационные исследования, авторы которых стараются развить тот или иной аспект экзистенциального понимания человека
Взгляды Л.Шестова и Н.Бердяева на человеческое существование стали предметом обсуждения и полемики очень рано, когда они
тпйЯ^Б™ религиозной философии в России Х1Х-начала XX тАЛт п ' Человек как философская проблема: Восток - Запад. М., 1УУ1; Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991; Смысл гмзни: опыт философского исследования. М., 1992: диссертации С.И.Шитова, В.Ф.Шаповалова, М.В.Силантьевой, Н.К.Батовой, А.В.Васильева и других.' •
ещё только начали формироваться. Наиболее интересными здесь нам кажутся написанные в начале века книги Й.Иванова-Разумни-ка, Б.Грифцова, А.Белого.
В 30-50-е годы на Западе вышел ряд историко-философских трудов, в которых рассматривались идеи русских экзистенциальных философов о существовании человека, rix авторы - В.В.Зень-ковский, Г.Флоровский, С.А.Левицкий, Г.Ловцкий, Н.О.Лосский и другие - не (Зтавяяи своей задачей дальнейшее раззитие этих' идей, в основной ограничиваясь их изложением и сжатыми комментариями. "
В этом ключе написано и большинство работ о Шестове и Бердяеве западными авторами, среди которых есть такие известные историки философии, как Дк.Клайн и Ф.Кошгстон. Только некоторые из них, как Г.Слаатте /генеральный издатель серии "Современный экзистенциализм" - самим Г.Слаатте написан первый, том этой серии ''Время, существование и судьба: философия времени Николая Бердяева". Нью-Йорк, 1988/ и автор нескольких полемических статей о творчестве Шестова Л.Шейн, стремятся ассимилировать и развить идеи русской экзистенциальной философии о человеке, а не просто пересказать их и дать им свою оценку.
• Советских историков философии, писавших о Н.Бердяеве и Л.Шестове в 60-80 -е годы отличало категорическое неприятие экзистенциального взгляда на человеческое существование. Работы И.Ф.Балакиной, В.В.Куликова, В.Ш.Асмуса, В.Е.Доли,
2Л.Щипанова критикуют этот взгляд с позиций диалектического г исторического материализма. |
Сравнительно доброжелательное отношение к творчеству русских экзистенциальных философов отличает статью Р.Гальцевой, гос вяленную Л.Шестову, в пятом тоне "философской энциклопедии" ж очень интересную статью В.Ерофеева в "Вопросах литературы" /V 10, 1975/.
Среди работ, появившихся в печати уже в 90 -е годы, хочется отметить статьи А.В.Ахутина, Н.К.Батовой, Ю.П.Ивонина, Б.А.Курабцева, Н.В.Мотрошшювой, М.М.Чубарова, В.А.Кувакина, Е.Ш.Шаповалова, Л.Е.Шапошникова, ■ в- которых исследуется пробле-из. человеческого существования на материале русской экзистенциальной философии.
При анализе истории воззрений на существование человека в античности, в средние века и эпоху Возрождения в диссертации использовались труды Л.П.Карсавина, С.С.Аверинцева, А.Ф.Лосева, А.Я.Гуревича, Л.М.Баткина и В.П.Гайденко.
Цель исследования заключается в том, чтобы на опыте русской экзистенциальной философии рассмотреть методологические основания анализа существования человека и постижения им смысла своего существования.
Эта цель предполагает решение следующих задач:
- в ходе культурологического анализа истории осмысления человеческого существования выявить диалектику личного и обще-
го, абстрактного и конкретного начал бытия;
- определить источник отчуждённого существования человека и выяснить возможность снятия этого отчуждения, учитывая идеи, которые высказали по данной проблеме Н.Бердяев и Л.Шестов;
- установить предпосылки постижения человеком смысла своего существования, а также способности и познавательные средства, которые ему для этого требуются,
Методологической основой диссертации является принцип персоналисгического понимания человеческого существования. Это означает признание примата личного над общим в сфере духовной деятельности человека. Индивидуальное существование человека, в отличие от объективной реальности, данной нам в общих понятиях математики, физики, социологии и так далее, не является жёстко детерминированным и предопределённым какими-то вечными и неизменными законами. Отличительная особенность человеческого существования в том, что человек способен - пользуясь выражением Плотина - свободно лепить собственный образ до тех пор, пока он не засияет божественным светом добродетели.
Существенной методологической особенностью диссертации является различение двух способов философствования - классического рационального, для которого истинность философии определяется прекде всего её доказательностью, логической строгостью аргументации, и экзистенциального, который делает мерой истинности философии в первую очередь её нравственную потенцию,
ценность для хивой человеческой личности. В этом отношении метод экзистенциального философствования стоит ближе к искусству, чем к науке. Творческая интуиция ценится здесь выше, чем дискурсия. О диссертации можно сказать словами Н.Бердяева, что истина о человеческом существовании здесь "показывается и формулируется, а не доказывается и обосновывается. Задача философии - найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции"
Результаты исследования и их новизна.
I. В диссертации исследована история развития представлений человека о том, что такое он есть и в чём смысл его сузце-^ ствования. История показывает, что личное начало бытия всегда стремилось вырваться из общего мира социума и природа и создать свой собственный автономный мир. В философии противоборство личного и общего начал человеческого существования выразилось в столкновении конкретного и абстрактного понимания бытия - образа бытия как реки, которая никогда не бывает одной и той же, и понятия бытия как общей идеи, которой свойственны вечность и неизменность.
Представители оригинальной русской философии последовательно отстаивали конкретное понимание бытия. Л.Шестов и Н.Бердяев углубили это понимание, определив подлинное бытие, в отличие от мнимого, отчуждённого от человека бытия, как личность
I »
с 28^ДЯеВ ^ШГОСОФИЯ свобода- Смысл творчества. М., 1989,
и дух. Они пришли к выводу, что индивидуальное существование человека нельзя определить через общее - ни через мысленное общее /понятие/, ни через реальное общее /социум/. Напротив, в сфере конкретного существования индивиды свободно творят свою общность.
Новизна полученного результата заключается в том, что в диссертации открыты условия существования такой общности людей, внутри которой происходит свободное творческое раскрытие способностей каждой отдельной личности. Совокупность этих условий выражается, в экзистенциальной идее личного Бога, который выступает по отношению к человеку как идеальный критерий оценки актов человеческого бытия, нравственное и эстетическое начало личности, к которому личность обращается в решающие моменты своего существования, стоя перед жизненно важным выбором.
2. Установлено, что когда человек подчиняет своё индивидуальное духовное существование общим абстракциям и социальным нормам, происходит отчуждение, обезличение человека и возникает даже угроза гибели всего существующего. Источник отчуждения выражается, согласно учешоо русской экзистенциальной философии категорией "ничто". Зло, ложь, отчаяние, смерть - всё это "ничтожные", негативные формы человеческого существования, но вместе с тем они могут открыть человеку глаза на подлинное бытие, способствовать "росту его души" /Л.Еестоз/.
Показано, что человеческое существование протекает в трёх временных измерениях: физическом, историческом и экзкстенци-
альзсж времени. Устранить отчуждение из истории невозможно, но экономический и социальной прогресс может освободить человека от нетворческой, угнетапцей его дух рутинной работы и решить элементарные вопросы человеческого существования в мире. Поэтому социально-экономическое развитие является предпосылкой устранения отчуждения. В диссертации обоснован вывод, что конкретное существование возможно только в экзистенциальном времени, в котором протекает духовное творчество личности и происходит её общение со всеми другими людьми, оставившими след в духовной культуре.
Новизна полученного результата заключается в том, что выявлена своеобразная диалектика отчуждения и свободы человечес-' кого существования в русской экзистенциальной философии. Предпосылкой восхождения человека от негативной, формальной свободы к творческой свободе духа во многом служит историческое отчуждение бытия, выражащееся в обезличении человека, технизации его жизни, разрушении природной и культурной среды его существования.
3. В диссертации показано, что человек в состоянии понять смысл своего существования только при помощи всех познавательных способностей и средств вместе взятых. Человек познаёт существующее, как бы входя в него всем своим существом. Рефлексия и эмоция, рассудок и воображение, разум и вера сплавлены вместе в каждом конкретном познавательном акте. Однако они представлены там в разной пропорции, в зависимости от предмета, который ш познаём: рациональные формы мышления преоблада-
ют, когда человек познаёт внешний, земной мир, формы чувственности и постижение сердцем - когда он хочегг! понять потаённый мир личности. Последнее подтверждается хотя бы тем, что художникам, поэтам, скульпторам удаётся гораздо лучше передать духовный облик конкретных людей, чем учёным, стремящимся сделать это при помощи общих понятий.
Конфликт между рациональной и чувственной сторонами познания возникает только тогда, когда ту или иную из них хотят сделать единственным судьёй всего сущего. Тогда разум становится абстрактным и отвлечённым, а вера - догматичной и некритичной, пропадает конкретность существования и возникает отчуждение человека от себя и от других людей.
Новизна полученного результата заключается в том, что показано, какое сочетание духовных способностей человека позволяет индивидуально решать проблему смысла своего существования, не сбиваясь в колею "общезначимых" и общедоступных форм существования, предлагаемых наукообразной философией, или религией, или социальной обыденностью.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ С ОДЕВШИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность теш исследования, оценивается степень разработанности проблемы, намечается методологический подход к её решению, формулируются цели и задачи исследования.
Глава I. Противоречия человеческого существования.
§ I. Из истории воззрений lia существование человека. Два понимания бытия.
Определение существования - простейшее и первое, с чем сталкивается мысль, какого бы предмета она ни касалась. Человеческое существование становится предметом мышления в философии. Когда человек спрашивает себя, что такое я есмь и в чём смысл моего существования, он превращается в философа.
На основе трудов историков философии и культуры - Л.П.Карсавина, А.Ш.Лосева, С.С.Аверинцева, А.Я.Гуревича и других - в диссертации даётся характеристика главных исторических эпох осознания человеком своего существования и сделан вывод, что 'личное начало человеческого существования всегда стремилось отделиться от общего /общественного и природного/ начала бытия. В этом заключается внутреннее противоречие человеческого существования, осознанием которого и явилась экзистенциальная философия.
В диссертации сделана попытка рассмотреть существование человека в категориях абстрактного и конкретного. Абстрактным называется существование человека как части более широкого целого /социума или природы вообще/, законам и нормам которого человек вынукден подчиняться. Абстрактное существование получает своё философское выражение в виде общей идеи вечного и неизменного бытия. Признаками конкретного понимания существования являются, напротив, .^становление и индивидуальность. В работах Л.Шестова и Н.Бердяева конкретное существование раскры-
ваетоя как творческая личность и дух. Это философия персонали-стического экзистенциализма.
§ 2. Феномен отчуждения бытия. Проблема ответственности человека за отчуждение.
Исторически возникший разрыв между конкретным и абстрактным существованием человека определяется в диссертации при помощи категории "отчуждение" /в русской экзистенциальной философии чаще используется мифологическая категория "грехопадение"/. В какой мере ответственность за отчуждение лежит на человеке?
Н.Бердяев считает, что в акте отчуждения участвовали "все и всё в мире.,. , каждое существо и каждая былинка" Отчуждение выразилось в том, что бытие стало временным, т.е. исчезающим и возникающим, пространственным и распавшимся на атомы, "бессмысленно логичным". По Л.Шестову, отчуждение бытия совершает человек, отпавший от Бога и обожествивший свой собственный разум.
Точка зрения Шестова кажется автору диссертации более правомерной. Отчуждение бытия происходит в результате того, что человек стремится превратить бытие в объект своей практической деятельности и подчинить его своему разуму. Бытие ответило человеку отчуждением, которое выразилось в технизации человеческой жизни, в исчезновении взаимопонимания между людьми и разрушении природной среды человеческого существования.
* Бердяев Н. Философия*свободы. Смысл творчества, с.132.
14 ,
I ]
§ 3. Источник отчуждения. Человеческое существование перед лицом Ничто.
Чтобы понять источник отчуждения, экзистенциальная философия прибегает к категории "ничто". У Бердяева "ничто" понимается как изначальная, меоническая свобода, благодаря которой человек свободен творить бытие и придавать ему любые формы. Но вместе с тем эта свобода скрывает в себе возможность разрушения конкретного существования человека.
"Ничто" переживается человеком в форме эмоций, которые психологи называют "негативными": это одиночество, душевная пустота, ничем казалось бы не вызванное беспокойство, страх, тревога, тоска и т.д. Эти чувства служат симптомами отчужде-* ния, они причиняют человеку душевную боль, но в то же время не дают ему успокоиться и впасть в равнодушное самодовольство. Они заставляют человека задаваться вопросом о смысле жизни и побуждают творить новое бытие. Это замечательно выразил Ф.М.Достоевский.
Таким образом, "ничто" может способствовать освобождению человека и творческой деятельности и может привести к опустошению его душ, к сумасшествию и самоубийству. Всё зависит от самого человека. Вопрос в том, как человек может вернуть себе отчуждённое бытие.
§ 4. Смысл истории: возможность.снятия отчуждения бытия.
Духовное творчество личности возможно только при оггреде-лённом состоянии внешнего - природного и социального - мира, когда человек относительно свободен от заботы о своём физиче-
скоп существовании. /.Диссертант отмечает, что, признавая этот факт, Бердяев в определённой мере сближается с Марксом, который считал, что человек может действовать творчески, только будучи свободен от непосредственной экономической необходимости, и что поэтому в идеальном сообществе увеличение свободного времени станет экономическим законом./
Решение элементарных вопросов человеческого существования есть дело истории, общественно-экономического развития человека. Таким образом, история предоставляет человеку возможность конкретного существования. Для того, чтобк человек мог реализовать эту возможность, требуются определённые духовные усилия и средства, совокупность которых в русской экзистенциальной философии выражается в идее личного Бога.
§ 5. Идея Бога как верховное условие человеческого существования.
Религиозные представления людей о Боге всегда были только обобщёнными и унифицированными представлениями людей о самих себе. В диссертации показано, что идея Бога как законодателя, правящего миром и человеком, является объективацией социальных отношений господства и подчинения. Психологическим основанием этой идеи является страх человека перед ничем не
чу- 4 •
ограниченной свободой, которую он в себе-открывает /Л.Шестов/.
"Богом" по отношению к человеку достойно, по мнению автора диссертации, называться только нравственное н эстетическое начало личности, при помощи которого человек познаёт смысл и даёт оценку всему существующему. Экзистенциальная идея Бога
не есть какая-то абстрактная, не зависящая от человека сущность, вечная и неизменная. Она меняется, развивается вместе с человеком в процессе его духовной еизни: мы по-разному понимаем, что есть красивое и доброе, в зависимости от характера духовного опыта, возраста, социальных условий и воспитания,-иногда даже от настроения. Таким образом, экзистенциальная идея Бога - это своеобразный вектор существования человека как личности.
§ б. Человеческая общность и существование личности.
Идея Бога является условием и средством духовного общения и общности людей. Эта общность может, считает диссертант, складываться двумя способами. Во-первых, через устранение всего индивидуального, что отличает ценности и смыслы данного человека от чьих-то других ценностей и смыслов, - таким образом возникают "общечеловеческие" нормы религии, морали, права; во-вторых, через творческий диалог, в ходе которого индивидуальность кгздой личности раскрывается и обогащается смыслами, созданными другими индивидуальностями, - и таким образом индивидуальное существование человека становится "соборным", не утрачивая собственного своеобразия. Эта диалогическая связь личностей всегда существует, например, в искусстве, в философии, просто в личной лизни /в любви, искренней дружбе/.
Подлинная общественность скрепляется не экономической иди политической выгодой и не надеждой заслужить вечное блаженство после смерти, а общностью духозных интересов и свобод-нам влечением людей друг к другу. Эта "богочеловеческая" /в
смысле: построенная посредством взаимовлияния личных идей Бога/ общность является, на взгляд автора диссертации, высшей формой существования, с переходом к которой устраняется отчуз-дение бытия.
Глава Д. Человеческое существование как предмет познания.
§ I. Своеобразие решения проблем познания в русской философии.
Оригинальная русская философия, начиная со славянофилов, подчиняет теоретико-познавательную проблематику антропологической, в первую очередь этической и историософской, стремится преодолеть разграничение философии на теоретическую и практическую. Истинность познания измеряется не столько его доказательностью или логичностью, сколько благом и свободой, которые познание несёт человеку.
Этот подход к проблемам познания, как установлено в диссертации, не может быть объяснён сугубо национальными особенностями "русского духа", а выражает принципиальную тенденцию развития европейской мысли, прежде всего "критической философии". Русские философы придали- относительно законченное вира-, жение той "критике разума", которую начали Кант, Фихте, Шопенгауэр, и, тагам образом, они предвосхитили "антропологический поворот" западноевропейской философской шсли 20-30 -х годов XX века.
§ 2. Познание как форма человеческого бытия.
Познание может существовать, только когда дано бытие человека, который познает; конкретное бытие предшествует всяко-
I
I
ну познавательному акту и задаёт его содержание и определённость, поэтому познание нельзя отделять от бытия и противопоставлять бытии. Бытие не только субъект познания, но и единственно возможный предмет познания. В человеке бытие познаёт себя. Поэтому познание есть отношение бытия к бытив. Познание может способствовать творческому усовершенствованию бытия, его "просветлению" и может идти во вред бытию.
Так, рассудок, очень важный и полезный в практической жизни, философам часто мешает "вслушиваться в бытие" /Л.Шестов/; свидетельству чувств, которое имеет огромное творческое значение в таких сферах бытия, как музыка, литература, философия, нельзя безоговорочно доверять в точных науках или в сфере экономического бытия. Необходимо понять, какое место человек может отвести той или иной познавательной способности, чтобы она не вредила здоровью бытия и способствовала его просветлению и приращению.
§ 3. Онтология опыта и умозрения.
Отправляясь от традиционного различения эмпирической и теоретической мысли, опыта и разума, русские экзистенциалисты пересматривают их оценку. В опытном знании всегда присутствует нечто субъективное, опыт никогда в точности не соответствует объективной реальности. Для русской экзистенциальной философии это несоответствие не недостаток, а показатель творческого^ личностного отношения познаюцего к бытию.
В диссертации обсуждается правомерность определения философии Л.Шестова как иррационалистической /в трудах Н.О.Лосско-
го, В.В.Зеньковского, С.А.Левицкого и марксистских историков философии/. В итоге диссертант приходит к выводу, что правильнее говорить о сверхрационализме шестовской философии. Шестов не отрицает, что разуму открыта истина о внешнем мире /таким образом, он не иррационалист типа Беркли или Шопенгауэра/, но там, где речь идёт о "последних истинах" человеческого бытия, средства, которыми располагает разум, оказываются недостаточными. "Сверх" разума существует особый'вид знания, который Шестов называет "верой".
§ 4. Природа-умозрения /свидетельства истории культуры, психологии, мифологии/.
Решая вопрос о природе отвлечённого разума, или умозрения, русские экзистенциалисты стремятся "мыслить мифами". В основание своих теорий познания Н.Бердяев и Л.Шестов кладут библейское понятие греха. Почему?
Настоящая критика разума должна исходить не от самого разума, как у Канта; она может исходить только от опыта, который стоял бы по ту сторону разума. Кроме того, экзистенциальная философия хочет "мыслить в тех же категориях, в которых мы живём" /Л.Шестов/, поэтоыу её теория познания начинается с ' мифа - ведь именно мифология была исторически первой формой знания.
Однако, как показано в диссертации, дорефлексивное мышление и миф не следует погашать как идеал духовного существования человека /к такому понимании приходит в поздних произведениях Л.Шестов; точка зрения автора диссертации в данном случае
расходится с шестовской/. Свободное существование в духе предполагает прохождение через опыт зла, страдания, искупления. Этому учит вся мировая литература - от "Короля Лира" до "Братьев Карамазовых".
§ 5. Бытийная цельность знания. Знание, погружённое в существование.
Человек должен участвовать в познании всеми сторонами своей личности, всем- своим существом, а не одним только интеллектом или только чувством. Знание должно быть целостным, потому что целостно человеческое бытие. Нельзя очистить разум от эмоций, -.как хотели бы некоторые философы-рацаоналисты. Человеческая эмоция ориентирует познание на те или иные ценности, ■ •делая его человечным. Отвлечённое мышление абстрагируется как раз от человеческого измерения мысли и потому, как показывает история, легко может применяться в бесчеловечных целях.
Но и человеческое чувство тоже невозможно без момента рефлексии. Этот момент присутствует и в мифе, к в поэзии, в любом нашем переживании действительности. Без рефлексии человек не смог бы соотнести аебя с чем-либо другим. Проблема состоит в том, как научиться соединять эти разные форт познания правильно /с точки зрения конкретного существования человека/.
§ 6. "Движение веры" и человеческая дэобода.
Здесь даётся сравнительная характеристика двух типов веры - экзистенциальной веры в алогичность конкретного бытия и веры в могущество разума. Первая нужна человеку, когда он творит новое бытие, вторая хороша там, где необходимо познать «е-
1то данное объективно, независимо от воли и сознания человека. Земной /природный и социальный/ шр и внутренний мир личности гак кардинально различны, что к ним нельзя подходить с одной и гой не меркой. Одним управляет необходимые законы, в основе цругого лежит свобода.
В каждом из этих миров действует своя вера и своё знание, {окфликт между Афинами и Иерусалимом возникает только из-за зыешения границ между объективной и экзистенциальной реальностями человеческого бытия. Как характерный пример такого сме-ления автор диссертации анализирует веру в объективное существование Бога - в виде природного явления или исторически существовавшей личности /Христа/. Здесь диссертант расходится с Бердяевым, который разделял, хотя и с рядом существенных оговорок, христианское вероучение.
Подлинная вера сама творит свой предмет, а не просто вы-5ирает себе его из данных человеку вещей и мнений. Потому ше-гтозский Бог выглядит таким непохожим на богов, которым покло-1яе?ся толпа. Он, по выражению В.Ерофеева, "слишком свежевыкрашенный". Это и есть показатель творческой, экзистенциальной зеры, который отличает, например, личную Ееру творцов мировых , эелигий - Ыоисея, Лютера, Будды - от основанных ими религиоз-шх вероучений.
§ 7. Условия постижения высшего смысла человеческого существования /экзистенциальная теория богопознания/.
Бог понимается русскими экзистенциалистами как живое лич-юстное начало, высшее измерение и смысл человеческого суцест-зования. В диссертации рассматривается условия постижения это-
го божественного начата личности.
Презде всего это начало не мозет быть задано человеку в готовом виде, оно творится каждым человеком по-своему, хотя и с помощью других ладей, произведений культуры. Отсюда шестов-ская мысль, что только "одинокой" /не в смысле отказавшейся от всякого общения с другими людьми, а в смысле "отрекшейся от тех действительных прав и преимуществ, которые даются нам принадлежностью к общему для всех миру" V личности открывается Бог.
Своеобразная уникальная личность есть единственная абсолютная ценность, а всё, что служит приведению личностей к общему знаменателю, может быть ценно и полезно только в пределах "общего мира", в котором всё подчинено необходимым законам. Таким образом, познание Бога и познание своего Я /"лучшей половины" меня, моей личности/ здесь непосредственно совпадают.
Практическая значимость работы. Вызоды, полученные в диссертационном исследовании, могут способствовать осознанию суверенности и уникальной ценности человеческой личности, помочь человеку в!фаботать конкретное понимание своего бытия. Материалы исследования могут быть использованы для чтения курсов философской антропологии и истории философии в России XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на конференции, проводившейся кафедрой философии гу-
* Шестов Л. Афины и Иерусалим. М., 1993, с.653.
мани?арных факультетов МГУ з irae 1993 года, а такз на аспирантском теоретическом семинаре в 1992 году. Диссертация обсуждена на кафедре философии гуманитарных факультетоз МГУ и рекомендована к защите в 1994 году.
Основные выводы диссертационного исследования годергатся в следующих публикациях:
1. Знание как форма человеческого существования. - И., Деп. в ИНИОН РАН, W 48646 от П.11.93. - 0,7 п.л.
2. Реферативный обзор статьи Шестакова A.A. "Пззнание в фундаментальной онтологии 5Сайдеггера" //Русская идее, Р 4, 1993, с.62-63. - 0,1 п.л.
3. Реферативный обзор статьи Телзбаева Г.7. "¿ёхдолкза-ция историко-философского сознания" //Русская идея, ? 4, 1993, с.55-56. - 0,1 п.л.
4. Реферативный обзор статьи Гацамера Г.-Г. такое истина?" //Русская идея, Р I, 1994. /В печати./