автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Идейная направленность ашугского творчества периода Великой Отечественной войны
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Пашаев, Вели Мойла оглы
Введение. 3
Глава первая. Любовь к Родине - основа ашугского творчества периода войны . 14
1. Сведения о некоторых ашугах-фронтовиках. 16
2. Героические традиции народа на службе защиты социалистического отечества . . . 29
3. Воспевание патриотизма как морального фактора героизма на войне.54
Глава вторая. Призывы к ратным подвигам.81
1. Возвышение мужества, героизма советского воина.81
2. Вера в победу над немецко-фашистскими захватчиками . 104
Глава третья. Художественные особенности ашугской поэзии периода Великой Отечественной войны.123
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Пашаев, Вели Мойла оглы
Актуальность темы. Бессмертный подвиг советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, вызвал и продолжает вызывать самый широкий и пристальный интерес к его осмыслению в различных гуманитарных, общественных науках и сферах художественного творчества. Все большее возрастание актуальности разработки темы войны в условиях возрастания значения формирования нового человека, его гражданской активности неизменно подчеркивается нашей партией. На ХХУ сьезде КПСС особо отмечалась плодотворность поисков представителей художественной интеллигенции в этом важном направлении творчества: "Другая важная тема художественного творчества, которой в последние годы были посвящены правдивые, впечатляющие произведения, - подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Вместе с героями романов, повестей, фильмов, спектаклей участники войны как бы снова проходят по горячему снегу фронтовых дорог, еще и еще преклоняясь перед силой духа живых и мертвых своих соратников. А молодое поколение чудодейством искусства становится сопричастным к подвигу его отцов или тех совсем юных девчат, для которых тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины"*.
Важное, благотворное значение военной темы в воспитании у нашего современника чувства патриотизма и героизма вновь было особо подчеркнуто в отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 сьезду партии: "Работы авторов, верных военной теме, учат любви к Родине, стойкости в о испытаниях .
Положительная роль этого фактора в военно-патриотическом воспитании нашей молодежи очевидна и в свете материалов июньского
1 Материалы ХХУ сьезда КПСС. - М., Политиздат, 1976, с. 79.
2 Материалы ХХУ1 сьезда КПСС. - М., Политиздат, 1981, с. 62.
1983 г./ и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК, положений и выводов, изложенных в речи на апрельском Пленуме Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища К.У. Черненко. В этом плане велико значение постановления ЦК КПСС "О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
В современных условиях обращение к военной теме вновь и вновь убеждает в преимуществах социализма, непобедимости морально-политического единства социалистического общества, дружбы народов СССР -неиссякаемого могущества источника наших побед. "В войне против народов СССР враг натолкнулся на несокрушимую силу дружбы советских народов. Его расчеты на раскол союза народов нашей многонациональной страны и столкновение между ними потерпели полный крах. С первых же дней фашистского нашествия все народы Советского Союза поднялись на защиту Отечества. Советский социалистический строй показал себя не только лучшей формой развития наций, но и наиболее целесообразной формой организации сотрудничества народов многонационального государства для победоносного ведения справедливой, освободительной войны"*.
Вместе с представителями других народов СССР приумножали ратные и трудовые подвиги нашей Родины и представители азербайджанского народа. На протяжении всей истории азербайджанский народ отличался мужеством и храбростью в защите родной земли, и эта его черта передавалась от поколения к поколению, служа преемственности их лучших духовно-нравственных качеств. Возвышенные благородные качества всех наций и народов достигли расцвета в условиях их крепнущей дружбы - совместного созидания социализма и защиты его завоеваний. Напоминая об этой хорошо известной исторической правт
История коммунистической партии Советского Союза. - М., Политиздат, 1982, с. 490. де бойцам-азербайджанцам, в письме азербайджанского народа,составленном в 1942 году, подчеркивалось: "Благодаря полной свободе народов в стране социализма пышно расцвели все творческие, созидательные силы всех народов. В каждом из них возродился героический дух. Это с особой силой сказалось в дни войны против немецких захватчиков. Дружба за дружбу, добро за добро! Честь наша требует от нас: пока не освобовдена вся советская земля от ига немецких поработителей, пусть ни один азербайджанец не вложит свой меч в ножны"*. В названном письме сильно звучал наказ азербайджанского народа бойцам-азербайджанцам быть верными традициям героического прошлого, проявлять мужество и храбрость в войне. "Милые сыновья наши, свет наших очей! Храбрость и отвага, верность присяге, решимость отдать свою кровь и жизнь за Родину всегда были благороднейшими чертами нашего народа, - говорилось здесь. - Мы давно р знаем, что умереть героем - это значит жить вечно.
Азербайджанский народ был полон непоколебимой веры в победу над врагом; это нашло свое отражение и в названном обращении к бойцам-азербайджанцам. "Да настанет день, когда очистится советская земля от змеиного дыхания последнего фашистского гада, день, когда вы вернетесь с победой в свои родные дома! В тот благословенный день на бархатных берегах нашего Гек-Геля мы устроим в вашу честь всенародный пир. Заговорят в вашу честь струнные сазы наших ашугов и снова вы упоетесь сладостями песен-гошма Ашуга о
Алескера!." . Это письмо наряду с другими представителями азербайджанской общественности того времени подписал также орденоносный ашуг Асад Рзаев, выражая мысли и чувства азербайджанских ашугов. т
Наказ народа. - М.; Воениздат, 1942, с. 80. Там же, с. 81.
3 Там же, с. 81-82.
Немеркнущая победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками обусловилась целым рядом факторов, порожденных социализмом, и в ряду их многонациональная советская литература, пронизанная духом героизма, патриотизма и интернационализма, занимает свое почетное место. Советская литература также сражалась с врагом, но оружием художественного слова, она пробуждала глубокую ненависть к врагу, беспредельную любовь к социалистической Родине. "Советская литература и искусство явились в период войны могучим идейным оружием в борьбе с врагом. Правдиво отражая героический дух армии и народа, литература и искусство силой художественных образов воспитывали в советских людях любовь к Родине,ненависть к немецко-фашистским поработителям, готовность к борьбе и уверенность в победе"*. Эта мысль была высказана авторами многотомной "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 19411945 годов". Продолжая и углубляя ту же мысль, они подчеркивали: ".Перо писателя и кисть художника были приравнены к штыку. Живым словом, красочной картиной, призывной песней, ярким кинофильмом обращались писатели, художники, композиторы к сердцам советских людей, звали народ на великие ратные подвиги во имя зашиты социалистической Родины. Произведения литературы и искусства быстро становились достоянием миллионных масс советского народа.Публицистические статьи, очерки, рассказы, стихи, пьесы, песни, карикатуры, рисунки печатались в центральных, фронтовых и местных газетах, издавались отдельно массовыми тиражами, использовались в листовках.
Работники литературы и искусства находили то самое существенное в жизни страны и народа, что прежде всего необходимо было отразить в художественных произведениях. Тесная связь писателей и См.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 годов, т. П, - М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1961, с. 571. художников с народом, суровый реализм, изображение правды тяжелых дней войны, глубокая мужественная вера в победу над врагом - вот что прежде всего отличало литературу и искусство периода войны"*.
С самого начала священной народной войны против фашистских захватчиков вся многонациональная советская литература, выступая единым фронтом, активно помогала защите социалистического Отечества. Составной частью ее была и азербайджанская советская литература, органически включающая в себя также творчество ашугов, всегда разделяющих судьбу народа, родной земли. В годы войны азербайджанские ашуги вдохновляли на ратные и трудовые подвиги, вселяли уверенность в победу правого дела народа, в разгром врага. В одном из архивных документов, относящемся к 1944 году, кратко охарактеризована усиленная деятельность ашугов соответственно потребностям военного времени. "Краткий обзор деятельности Республиканского Дома Народного Творчества в области художественной самодеятельности со дня объявления Великой Отечественной войны /т.е. с 22.06.1941 год до 1944 г./" содержал в себе также сведения об ашугах: "Организовано 14 бригад народных ашугов, коих возглавляют: ашуг Асад Рзаев /орденоносец/, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР Ислам Юсуфов, ашуг Авак Азарян /орденоносец/, ашуг Мирза Байрамов, Теймур Гусейнов, Исак Курбанов, Набат Джавадова и другие. Ашугами сочинены около 300 стихов, посвященных Великой Отечественной войне, выпущено из печати 6 брошюр /совместно с Азернешром и Детюнизда-том/. Напечатано как в районных, так и в центральных газетах около 400 стихов. Многие ашуги, находясь в рядах доблестной История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 годов, т. П, с. 576.
Красной Армии, героически борются с немецкими оккупантами. Ашуг Мирза Байрамов /Тауз/ и Гасан Мамедов /Кировабад/ были на культ-обслуживании фронта.
Было организовано 14 выступлений ашугов по радио и 6 - в Госфилармонии и нефтяных районах. В течение этого времени проведены слеты ашугов, посвященные Великой Отечественной войне, в Ки ровабаде, Таузе, Шамхоре и в г. Баку. Четыре ашуга переведены в штат Госфилармонии г. Кировабада"*.
Ашугское творчество составляло единство со всей азербайджанской литературой, перекликаясь с ее общим пафосом, вдохновляющим бойцов на героизм и победу над врагом. Обращение к ашуг-скому творчеству той огненной поры способствует расширению наших представлений о переживаниях и надеждах народа, которые отразились в песнях ашугов. Ныне, когда со времени немеркнущей Победы советского народа над немецким фашизмом прошло почти 40 лет и интерес к Великой Отечественной войне возрастает, важно изучение закономерностей развития литературы, ашугского творчества тех лет.
Идея защиты священной родной земли от ненавистного захватчика, прославление патриотизма и героизма, фронтовой дружбы, нравственной стойкости и цельности характера советского солдата - вот та центральная ось, вокруг которой вращалось тогда творчество ашугов. Словом, во время войны саз и песня ашуга служили своего рода оружием, направленным против врага, пробуздав-шим боевой дух, мужество, храбрость бойцов. Конечно, ашуги воспевали также и трудовые подвиги советских людей, сознавали единство фронта и тыла, но при этом они подчиняли свое творчество фронту. В связи с войной переустроилось на фронтовой лад
1 ЦГАЛИ Азерб. ССР. ф. 360, опись I, дело 60, лл. 1-6. и ашугское творчество, обогатившееся новыми темами, продиктованными желанием воодушевлять бойцов на разгром врага. Такие ашуги, как Мирза Байрамов, Асад Рзаев, боец-ашуг Кара и другие активизировали свое творчество, чтобы поставить его на службу фронту.
Ашуг Мирза Байрамов в те годы создал первое свое эпическое произведение - дастан, посвятив его героизму в войне азербайджанского бойца Камала Касымова. Кроме того, он написал тогда целый ряд стихотворений с призывом к героизму и патриотизму; часть из них он создавал, когда встречался с бойцами Западного и Крымского фронтов, пел их перед ними*.
В годы войны ашуги действовали как на фронте, так и в тылу, бойцы высоко ценили их творчество, вселяющее веру в победу. Из архивного материала автору данного исследования удалось установить целый список ашугов, проявлявших тогда плодотворную деятельность, развивая свое творчество соответственно потребностям войны.
Их наследие, несущее в себе печать грозного времени войны, заслуживает глубокого изучения.
Степень разработанности проблемы. К сожалению, творчество азербайджанских ашугов военных лет все еще недостаточно изучено, еще не собраны воедино, не изданы все написанные тогда ими произведения. Предпринятая в этом отношении ученым-фольклористом П. Эфендиевым попытка, привела его к написанию в 1959 году одной добротной статьи. Это добросовестное, интересное исследование ученого было напечатано в том же году в сборнике: "Труды азербайджанского педагогического института им. В.И. Ленина". Однако, для углубленного изучения наследия ашугов времен войны одной статьи явно недостаточно. Это и побудило автора настоящей работы т
См.: Набиев Б. Великая Отечественная война и азербайджанская литература. - Баку; Элм, 1977, с. 55-56. исследовать газеты, журналы военных лет, архивные материалы, мемуарную литературу с тем, чтобы собрать, систематизировать разбросанные по многим источникам образцы ашугского творчества, сохранившие суровое дыхание войны. В те военные годы о судьбе ашугов, об ашугском творчестве в условиях войны говорилось в публицистике, в специальных литературно-критических статьях. Пришлось собрать, систематически изучить и осмыслить эти материалы, также, как и ашугское творчество военных лет во всем его многообразии. В них, соответственно условиям времени, главным образом внимание акцентировалось на показ патриотических, героических мотивов в ашугской поэзии, в народном творчестве. Сюда относятся очерки Аб-баса Заманова "Казбек поет песню победы"*, Мамеда Аранлы "Ашуг-боец"^, статьи А. Заманова "Народный герой Кероглу"^, М.Г. Тахма-сиба "Ашугское творчество"Ашугская поэзия в дни Великой Отечественной войны"-*, А. Ахундова "Об ашугском творчестве"^, "Талантливый ашуг"7, Дж. Джаханбахша "Ашуг Кара"8, "Карачы оглу Ибрагим"5, Ашуга Мирзы Байрамова "Сила саза и песни"*0, Кубада Касымо-ва "Ашугское творчество"**, М. Ибрагимова "Героические дастаны то азербайджанского народа"АС- и ряд других. Хотя статьи о творчестве ашугов в годы войны находили свое отражение в печати, тем не мет
Эдебийет газети, 1943, 14 сентября.
2 Эдебийет газети, 1945, 24 февраля. Блокнот агитатора Красной Армии, июнь 1944, № б /на азерб. яз./. Эдебийет газети, 1945, 23 апреля.
Эдебийет газети, 1942, 7 ноября.
6 Эдебийет газети, 1943, 31 декабря.
7 Эдебийет газети, 1945, 15 февраля.
8 Там же. а Коммунист, 1945, 18 мая. Коммунист, 1944, 27 декабря. Эдебийет газети, 1943, 25 августа.
Эдебийет газети, 1941, 10 октября. нее многие из них теперь почти забыты, поэтому для научного рассмотрения пришлось извлечь их из архива. Однако в печати отразились далеко не все образцы ашугского творчества военного времени, во многом запечатлевшиеся в памяти исполнителей-ашугов разных районов Азербайджана, Грузии, Армении, или оставшиеся в пожелтевших тетрадях своих создателей. Для сбора материала в этом плане автор данной диссертации побывал также в ряде районов, сел Закавказья, встречался с ашугами старого поколения, помнившими ашугские песни военных лет, записал большое количество таких песен. Однако в научное рассмотрение вовлечены такие образцы ашугского творчества, которые публиковались в периодической печати, сборниках, или хранятся в государственных архивах.
Выработать самостоятельный подход к изучению темы было бы трудно без предварительного изучения существующей научной литературы об ашугском творчестве, о нашем фольклоре. С этой точки зрения, автор данной диссертации изучил работы Г. Ализаде, Г. Араслы, А. Ахундова, М.Г. Тахмасиба, В. Велиева, М. Хакимова, К. Намазова, 0. Эфендиева и других ученых.
Для ориентации в характере, аспектах проблематики диссертации свою положительную роль сыграла монографическая работа Б. На-биева "Великая Отечественная война и азербайджанская литература". Цель и задачи исследования кратко сводятся к следующему: а/ собрать, систематически анализировать идейно-политическую направленность богатого материала ашугского творчества периода войны; б/ при этом показать развитие ашугами героических, патриотических мотивов фольклора соответственно потребностям фронта; в/ концентрировать мысль вокруг воспетого ашугами патриотизма, одухотворенного идеей нерушимого единства советского общества, дружбы наших народов, их беспредельной любви к социалистической
Родине; г/ характеризовать отражение в ашугском творчестве ратных подвигов советских воинов, призывов к отваге, героизму, непоколебимой веры в победу над немецко-фашистскими захватчиками.
Научная новизна исследования находит свое отражение прежде всего в самостоятельном систематическом анализе добытого материала об ашугском творчестве в условиях военного времени. Самостоятельность анализа проявляется и в определении основных аспектов ашугского творчества, продиктованных войной, в рассмотрении их в общем русле азербайджанской литературы тех лет. Это и способствовало расширению и обогащению представлений о творческом наследии ашугов в годы войны, о проблематике и идейной направленности этого наследия.
Методологическая основа исследования - последовательно соблюденный в нем марксистско-ленинский принцип историзма в подходе к изучению и научной оценке наследия художественной культуры. Руководством для автора диссертации служили здесь соответствующие установки ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, последующих Пленумов партии, постановление ЦК КПСС о подготовке к празднованию 40-летия великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Практическая значимость работы. Оснащенный здесь материал, отразивший развитие ашугского творчества времен войны, обобщения исследователя могут быть использованы в военно-патриотическом воспитании, в преподавании фольклора.
Апробация диссертационной работы. Основные части диссертационной работы опубликованы в республиканских журналах "Наука и жизнь", "Улдуз", "Преподавание азербайджанского языка и литературы", "Культурно-просветительное дело", "Пионер". Соискатель не раз выступал по теме на научных конференциях, в том числе посвященных творчеству молодых ученых, опубликовал некоторые тезисы своих докладов. Все опубликованные статьи соискателя восприняты положительно специалистами, общественностью. Диссертация выполнена, обсуждена, допущена к защите на кафедре азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института им. В. И. Ленина.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обосновывающего необходимость научного освещения избранной темы, и трех глав. Первая глава диссертации называется: "Любовь к Родине - основа ашугского творчества периода войны". Она включает в себя разделы: "Сведения о некоторых ашугах-фронтовиках", "Героические традиции народа на службе защиты социалистического Отечества", "Воспевание патриотизма как морального фактора героизма на войне". Вторая глава носит название: "Призывы к ратным подвигам". Она состоит из двух разделов: "Возвышение мужества, героизма советского воина", "Вера в победу над немецко-фашистскими захватчиками".
Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейная направленность ашугского творчества периода Великой Отечественной войны"
- 147 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суровые годы Великой Отечественной войны, трагические и героические, оставили неизгладимый след в памяти поколений, которые продолжают неустанно изучать это огненное время. Исследователи, благодаря углубленным, постоянным поискам, выявляют все новые и новые аспекты в научном осмыслении уроков войны, обогащая представления современников об этом. В этом отношении значительную плодотворную работу проделали и ученые Азербайджана, показывая вклад азербайджанского народа в Великую Победу над немецко-фашистскими захватчиками. Однако проделанное здесь, конечно, не является пределом; интерес к военной теме возрастает - тем больше, чем дальше уходят от нас годы войны. При этом этот интерес носит не только познавательный характер, но и приобретает идейно-политическое значение, особенно способствуя военно-патриотическому воспитанию молодежи. Исключительной актуальностью военной темы продиктован выбор наименее разработанной научной проблемы настоящей диссертации - "Идейная направленность ашугского творчества периода Великой Отечественной войны". Хотя на эту тему имеются различные статьи, написанные в годы войны и после, однако она по сути своей оставалась неизученной систематически.
В данной диссертации на основе обобщения значительного фактического материала освещены различные аспекты ашугского творчества периода войны, последовательно характеризующие его идейное содержание.
Ашуги всегда были близкими выразителями интересов народа, разделяли с ним радость и невзгоды, возвышали лучшие черты народного характера, - мужество, героизм, отвагу. В героическом прошлом народа саз ашуга символизировал одновременно и утверждение радостей жизни, человеческого счастья, и дух героизма народных богатырей, их непобедимость. В эпосе "Деде Коркуд" саз - пароль богатырей, они разлучны, едины с ним. Меч и саз сопутствуют им, олицетворяя единую мощь физической и духовной силы, перед которой не может устоять ни один коварный враг. А легендарный народный мститель герой Кероглу и его сподвижники не только почитали ашугов, но и сами прекрасно играли на сазе, слагали песни. Свою неиссякаемую героическую силу Кероглу черпал из поддержки народа, своего боевого коня - Гырата, своих сподвижников и, конечно, из вдохновенного своего саза. То же самое можно сказать и о Гачак Наби и других героях.
Традиции героизма народных богатырей, которых вдохновляли волшебные звуки саза и ашугские песни, возродились с новой силой в условиях Великой Отечественной войны. В довоенные годы ашуги воспевали мирную созидательную жизнь, героику труда, личное и общественное счастье строителей социалистической отчизны, вдохновляя на трудовые подвиги. Однако, когда гитлеровская армия вероломно напала на Советский Союз и над нашей Родиной нависла смертельная опасность, ашуги тут же перестроились на новый лад. Они стали помогать фронту, некоторые сражались с врагом на поле битвы, а в минуты затишья воспевали ратные подвиги своих боевых друзей. Тем из ашугов, которые остались в тылу, выпала на долю не менее ответственная задача - своим искусством помочь разгрому врага, тем самым приблизить желанную Победу. Из популярных ашугов - Мирза Байрамов, Асад Рзаев, Умай Аскеров, Кара Мовлаев и другие вдохновенно, неустанно трудились, создавали песни военно-патриотического, героического содержания. В ашугском творчестве тех лет по-новому осмысливались образы народных богатырей, особенно Кероглу, - этого никогда не увядающего символа героизма, символа непобедимости. Нередко ашуги сравнивали с ним наших земляков - героев войны, подчеркивая продолжение традиций Кероглу его наследниками, беспощадно громившими фашистов на поле боя. Воскрешение в памяти образов народных богатырей означало одновременно пробуждение патриотического духа, поскольку героизм и патриотизм в представлении ашугов составляли неразделимое единство. Вся советская земля воспевалась как дорогая сердцу каждого нашего воина, труженика единая родная Отчизна, а все наши народы - как единая семья. В нерушимом единстве всего советского народа, всей социалистической Родины, ашуги усматривали животворный источник побед наших людей, слагали об этом вдохновенные песни. Особенно активными были в этом плане Мирза Байрамов, Умай Аскеров, посвятившие немало заслуживающих внимания стихотворений воспеванию советского патриотизма, дружбы народов, интернационализма. Когда ашуг Мирза восклицал: "Родина неразделима, народ неразделим", -он этим выражал суть нерушимого единства советского общества, неразделимость патриотизма и социалистического интернационализма. Этим он также утверждал непобедимость единой Родины, единого народа, а это явилось ответом врагам,, безумно райитывавшим на раскол многонационального советского народа. Воспевая патриотизм и интернационализм, ашуги с особой гордостью возвышали воинов-азербайджанцев, героически сражавшихся на фронтах за освобождение Родины от гитлеровских захватчиков. Воин-азербайджанец, защищая любимую социалистическую Родину от врагов, тем самым защищал и свой Азербайджан, героические традиции своих предков, - так считали ашуги.
Мотивы интернационализма у ашугов проявились и в сочувственном отношении к народам оккупированных гитлеровцами стран, освобождение которых связывали с миссией Красной Армии. Это было не только проявлением их политической зрелости, но и предвидением, продиктованным глубокой верой в победоносную силу советского воина. В действительности, Красная Армия, освободив нашу Родину от фашистских захватчиков, затем принесла свободу и другим народам, входящим ныне в социалистическое содружество.
Через все ашугское творчество периода войны красной нитью проходила вера в победу над фашизмом, как это было во всей советской литературе. Лучшие стихотворения ашугов, пробуждавшие военно-патриотические чувства, ненависть к врагу, героические порывы, веру в победу - соответствовали общему пафосу идейной жизни страны. Здесь сыграло свою роль воздействие на ашугов идеологической работы, проводившейся республиканской партийной организацией, а также связь с Союзом писателей Азербайджана. Ашугское творчество испытало тогда влияние азербайджанской советской поэзии, особенно поэзии Самеда Вургуна, находившегося в дружбе, духовном общении со многими ашугами. Больше всех у ашуга Мирзы отчетливо наблюдалось созвучие с рядом вургуновских стихотворений военных лет, о чем в диссертации высказаны аргументированные мысли. Рассмотрение ашугского творчества в контексте азербайджанской поэзии в годы войны вполне оправдано, так как песни ашугов создавались в единстве с ней. В ряду мастеров советской культуры ашуги своим творчеством внесли духовный, идейный вклад в историческую Победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Список научной литературыПашаев, Вели Мойла оглы, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К. К критике политической экономии. - Баку: Азернешр, 1955 /на азерб. яз./
2. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. - М.: Худ.литература, 1976.
3. Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М.: Гослитиздат, 1948.
4. Воспоминания о В.И. Ленине. Баку: 1957 /на азерб. яз./.
5. ХХУ съезд КПСС, стенографический отчет, I, П, Ш тт., Баку:1977.
6. ХХ1У съезд КПСС и проблемы развития советского искусства. М.:1972.
7. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.
8. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.
9. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественнойвойны. М.: Сов. писатель, 1972.
10. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.:1. Просвещение, 1975.
11. Азербайджанская ССР в период Великой Отечественной войны /19411945/. Баку: Азгосиздат, 1976.
12. Азиз Шариф. Ашугские стихи в дни Великой Отечественной войны. Ветен угрунда, 1942, №№ 7-8.
13. Антология азербайджанской поэзии. М.: Худ. литература, 1939.
14. Антология азербайджанского фольклора, I и 2 кн. Баку: Изд-во
15. АН Азерб. ССР, 1968 /на азерб. яз./
16. Аранлы М. Фронтовой дневник. - Баку: Гянджлик,1975 /на азерб. яз./.
17. Ахундов А. Талантливый поэт. Эдебийет газети, 1945, 15 февраля.- Сила саза и слова. Коммунист, 1945, 27 февраля.- Родина неотделима от нас. Эдебийет газети, 1943, I мая.
18. Ашуг-воин. Эдебийет газети, 1945, 24 февраля.- Сын. Советская Грузия, 1943, 19 ию ля.
19. Ашуг Мирза Байрамов Ашуг Мирза Байрамов
20. Внимание к ашугскому Вургун С. Вургун С.
21. Вургун С. Гарабаглы А. Губад. Гулиев Г.
22. Гошма /Об Ашуге Наджафе/. Здебийет газети, 1943, 25 августа.
23. Ибрагимов М. Реализм в ашугской поэзии. Баку: Издательство
24. Исследования по азербайджанской устной народной литературе, I, 2,3, 4, 5 книги. Баку: 1961, 1966, 1968, 1973 и 1975.
25. История азербайджанской литературы в 3-х т., т. I, П, Ш. Баку, Изд-во АН Азерб. ССР, 1957, 1960.
26. История Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1982.
27. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.- М.: Военное изд-во Министерства обороны Союза ССР, 1961.
28. Литература и устное народное творчество. Эдебийет газети, 1945,31 июля.
29. Любовь к Родине. Кызыл аскер, 1944, 12 марта.1. Мадатов Г.1. Мамедов И.1. Мехтиев Г.Г.
30. Народный герой Кероглу. Блокнот агитатора Красной Армии, 1944,6.
31. Народная поэзия Азербайджана. Л.: Сов. писатель, 1978.1. Пьяных М.Ф.
32. Рзакулизаде М. Рустамзаде А. Сеидеханов К.
33. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны /1941-1945/.- М.: 1978.
34. Тахмасиб М.Г. Тахмасиб М.Г.
35. Тельпуховский Б.С. Тимофеев Л.И.1. Хакимов М.1. Халилов П.1. Цветков А.В.1. Эфендиев П.
36. Аббаслы Мирза Слово народа. - Баку, Гянджлик, 1973.
37. Азербайджанские дастаны, т. У, Баку, Элм, 1972
38. Азербайджанские дастаны. Баку: Гянджлик, 1977.
39. Ализаде Г. Кероглу. - Баку; 1941.
40. Ахундов С. Ашуги. - Баку: Изд-во Дома нар.твор.1. МП Азерб. ССР, 1960.- Избранные произведения. Составители Б. Абдуллаев, Р. Халилов. Баку: - Элм, 1979.1. Ашуг Асад.
41. Ашуги. Составитель и редактор Ильяс Тапдых. Баку: Гянджлик,1970.
42. Ашуги об Отечественной войне. Баку: Азернешр, 1942.
43. Ашугские стихи об Отечественной войне. Баку: Детюниздат, 1942на азерб. яз./.
44. Ашуг Ислам Юсифов. - Баку: 1957.
45. Вургун С. Избранные произведения. - Л.: Сов.писатель, 1977.
46. Вургун С. Собр. соч. в 3-х т., т. I, - М.:1. Худ. литература, 1978.
47. Гаджибеков У. Произведения в 10-ти т., т. 1-П,- Баку: 1964-1965.
48. Героический эпос азербайджанского народа. Эдебийет газети,1941, 19 сентября.
49. Гусейнзаде А. Народные слова. - Баку: Азернешр,1944.
50. Голос народа. Баку: Гянджлик, 1968.
51. Деде Коркут. Баку: Изд-во Аз. филиала АНСССР.
52. Мастера струнного саза. Собрал и составил А. Ахундов. Баку:1. Азернешр, 1964.
53. Народные стихи о Родине. Баку: Изд-во Аз. филиала АН СССР,1941.
54. Поэт Чобан Афган. Собрал Н. Гасанзаде, составитель
55. А. Ахундов. Баку: Изд-во Республ. дома нар. творчества.
56. РУКОПИСНЫЕ И АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ /на азербайджанском языке/
57. Центральный государственный архив литературы и искусства:
58. Фонд 360, опись I, дело 88, лист 177.
59. Фонд 360, опись I, дело 88, лист 59.1. Там же, 88, лист 87.1. Там же, 88, лист 64-65.1. Там же, 71, лист 178.1. Там же, 71, лист 64.- 160
60. Там же, ед. хр. 35, листы 5, 6, 7, 8, 9, 10, II, 12, 14.