автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Осман Сарывелли и устная народная литература

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Джафаров, Магеррам Аллахкули оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Осман Сарывелли и устная народная литература'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Джафаров, Магеррам Аллахкули оглы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКО-КРИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ О.САРЫВЕЛЛИ.

НА АШУГСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ И ИСКУССТВО

ГЛАВА П. ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ НА ТВОРЧЕСТВО

О.САРЫВЕЛЛИ

ГЛАВА Ш. ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИХ

ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .III

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Джафаров, Магеррам Аллахкули оглы

Народный поэт Азербайджана 0.Сарывелли (род.в 1905г.) по праву считается одним из поэтов, внесших особый вклад в развитие и процветание азербайджанской советской поэзии. Поэт, воспевший еще на заре дней своего творчества социалистическую действительность, отразив мрачные стороны народной жизни в прошлом, создавший целую галерею образов советских людей, своих современников, а также борцов за свободу зарубежных стран, - Осман Сарывелли и сегодня творит с подлинным вдохновением и страстью. Одним из важных факторов, обеспечивающих успешное творческое развитие любого художника является, как известно, связь его с литературными традициями своего народа. Поэзия 0.Сарывелли, питавшаяся, как и творчество других выдающихся азербайджанских советских поэтов из олагодатных истоков азербайджанской письменной и устной поэзии, а также обращавшаяся к опыту передовой русской и западноевропейской литературы, особенно близка народной поэтической традиции. Именно поэтому связь творчества поэта с устной народной литературой выдвинута на передний план в данной диссертации. Эта проблема - о связи писателя с фольклором - занимает важное место в современном литературоведении, служа в немалой степени уяснению художественной концепции и творческой специфики изучаемого автора.

Основанием для высказывания мысли о тесной связи 0.Сарывелли с тремя вышеуказанными важнейшими источниками, является его личная библиотека.

Каждый читатель, журналист или исследователь, внимательно ознакомившись с его богатейшей библиотекой, невольно приходит к этой мысли. На полках библиотеки поэта лежат как "Хамсэ" и газели Низами, печатные издания произведений Насими и Физули, книги

- 4

М.П.Вагифа, стихи Г.Б.Закира, С.А.Ширвани, разные издания "Хоп-хоп-наме" Сабира и др., так и тома сочинений и отдельных произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Горького, Маяковского, широко известные образцы творчества Байрона и Шелли, Гюго и Данте, Гете и Шиллера. Немало места занимают здесь и образцы устного и народного творчества, в частности, азербайджанские сказки и дастаны, фольклорные произведения братских народов.

Другой важной особенностью, подтверждающей правильность нашей мысли,является богатейшее художественное творчество О.Сары-велли. Б стихотворениях и поэмах, статьях и выступлениях поэт часто высказывает свое мнение относительно народного творчества, произведений классиков, что в свою очередь дает исследователю важные сведения и аргументы, создающие ясное представление об источниках художественного видения и творчества поэта.

Б одном из своих стихотворений О.Сарывелли следующим образом выражает величие литературного наследия гениального поэта Низами Гянджеви:

Было бы меньше считающих дешевым дорогое слово "поэт"

Если бы каждый не считал себя Низами.-^

Или же в следующих строках, посвященных дагестанскому поэту Сулейману Стальскому, которого М.Горький назвал "Гомером XX века", он, хотя и окольным путём, отмечает величие и неповторимость Фи-зули:

И твои глаза, подобно Физули р

Вижу, не отличаются от горящего огня.

Здесь и далее, за исключением особо оговоренных случаев, примеры из произведений О.Сарывелли приводятся по следующему изданию: Сарывелли 0. Произведения в трех томах: т.I,Баку: Азернешр,1971; т.2,Баку: Азернешр,1974; т.3,Баку: Азернешр,1977 с указанием тома и страницы. Сарывелли 0. Произведения, т.I,с.246.

- 5

Стихи О.Сарывелли, посвященные Вагифу, полны чувством огромной любви. Строки:

Когда уходил из жизни Вагиф т

Он мне поручил тебя, фиалка -доказывают, что поэтическое наследие Вагифа для О.Сарывелли приобретает традиционный характер. Или же, в следующем его обращении к Вагифу:

О, великий мой учитель, послушай меня! р

Скажи, как не гордиться мне твоим искусством? -явно чувствуется родное отношение к великому азербайджанскому поэту. То же самое можно сказать и о выражении "Вагиф, великий учитель" из стихотворения "На берегу Куры". Здесь явно навлекается на то, что поэт многому научился из богатейшего наследия Вагифа, маетерствшкоторого он восхищается.

В оценке,данной Сабиру, также . . выражено чувство огромного уважения к творчеству великого пролетарского поэта: Не видел он юности в юношеские годы, Воля жила в его молодости . Во мраке темных ночей Глаза Сабира увидали даль . 4

А для последующих строк поэта характерны дух и пафос поэзии Сабира:

Пусть не сворачивает с ровного пути

Кривое - кривым рисует, прямое - строкой прямой. Сарывелли 0. Произведения, т.1, с.84. о Там же, с.115.

3 Там же, с.118. Там же, с.124.

5 Сарывелли 0. Я шагаю в завтра.—Баку; Язычы, 1979, с.184.

Б десятках сатирических стихотворений и юмористических строк О.Сарывелли чувствуется сабировский дух, слышится сабировс-кий голос. Б этом отношении бессмертное литературное наследие азербайджанских поэтов-классиков для всех последующих поколений, в том числе для творчества О.Сарывелли является бесценным и незаменимым источником вдохновения.

Число подобных бесценных примеров из творчества О.Сарывелли мжм при желании значительно увеличить. Однако, и эти приведенные примеры говорят о том, что О.Сарывелли на протяжении различных этапов своего творчества последовательно изучал произведения азербайджанских поэтов-классиков, творчески пользовался их реалистическими традициями, и что саше главное, не терял при этом свою поэтическую оригинальность и самобытность.

О.Сарывелли прежде всего учился у классиков чувству привязанности к своему народу, любви Родине. Выступая так лее как и его предшественники и современники с позиции народности, о И чаще всего писал о том, что непосредственно видел и чувствовал в различных уголках нашей необъятной страны.

Поэт хорошо сознавал, что литература, не призванная служить народу, не выражающая дух народа - это мертвая литература. Именно поэтому в стихотворениях О.Сарывелли гражданские мотивы всегда находились на переднем плане и на протяжении всего творчества поэта воплощались с особым мастерством и талантом.

Высокая идейность, присущая всему творчеству поэта, органически связанная с партийностью и художественностью, в целом характеризуют современную советскую поэзию.

О.Сарывелли глубоко освоил важнейшие эстетические принципы и закономерности поэтики азербайджанских классиков, что, несомненно, говорит о глубокой связи его творчества с национальными поэтическими традициями своего народа.

С большим уважением относится О.Сарывелли к творчеству русских и западноевропейских классиков. Думая о Пушкине, он говорит о "просветлении своей души",-1- а в стихотворении "Ты вновь задумр чив, ты думаешь вновь", посвященном поэту, называет его великим учителем.

Свое стихотворение "Буревестник"^ поэт создает под воздействием известной"Песни о Буревестнике" великого русского пролетарского писателя М.Горького. Б стихотворении "Памятнику Гарольда" он обращается к английскому поэту Байрону, называя его "веtt 4 ликим художником".

Вышеизложенное свидетельствует о глубоком изучении, осмыслении О.Сарывелли произведений классиков русской и мировой литературы, а такие об использовании их опыта, что, несомненно оказывало положительное влияние на развитие художественного творчества поэта, обогащению его литературного наследия.

Третий источник, на который опирается О.Сарывелли - устное народное творчество. Эта характерная особенность творчества поэта требует специального исследования и не случайно настоящая диссертация, названная "Осман Сарывелли и устная народная литература" целиком посвящена ее решению.

Актуальность темы. К.Маркс отмечал, что: ". греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и Сарывелли 0. Произведения, т.1, с.192. Сарывелли 0. Произведения, т.2, Баку,: Азернешр, 1974, с.69. 3 Сарывелли 0. Произведения, т.З, с.161-162. ^ Там же, с.156.

- 8 его почву".* Воспринимая эту мысль в широком плане, ее можно понять таким образом: фольклор, устное художественное творчество - продукт народного мышления, всегда служили животворным источником для письменной литературы. Не случайно, вопросы творческого отношения художника к фольклору, использования его эстетических ценностей и закономерностей в течение нескольких десятилетий являются объектом пристального изучения и исследования в азербайджанском литературоведении. С развитием литературно-теоретического процесса решение данных проблем становится все более актуальным и требует более углубленного анализа с позиции современного уровня научного знания. Исследователи не случайно выдвигают на передний план специфику богатства национального фольклора, вскрывают своеобразное его отражение в творчестве писателя.

До сих пор создано немало исследований в области изучения связей азербайджанских классиков с фольклором, в частности, можр но сослаться на работы, опирающиеся на творчестве Низами, Физуq л ли, Сабира. Что же касается советских поэтов, то пока что в этом плане можно отметить лишь диссертационную работу, посвящен нута изучению связи творчества Самеда Вургуна с фольклором; таге же т х Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.12, М.:Госполитиздат, 1958, с.736. о Араслы Г. Народные слова и выражения у Низами. - Известия Азербайджанского филиала АН СССР, 1942, № 8; Его же: Низами и азербайджанская народная литература. - В сб.: Низами Гянджеви. -Баку, 1947; Алекперов М. Низаг/ш и азербайджанское народное творчество. - Канд.дисс.филол.н., Баку, 1947; Пашаев С. Низами и фольклор. - Баку, 1976 и др. я Ведши А. Физули учит. - Баку: Гяджлик, 1977. Саледдин А. Сабир и фольклор. - Баку; Гянджлик, 1969. с:

Абдуллаев Дд. Самед Вургун и Фольклор. - Канд.дисс.филол.н., Баку,1962. т ряд газетных статей, появившихся за последнее время. Б этом аспекте изучение органической связи творчества видных писателей, в том числе и Османа Сарывелли с фольклором на данном этапе представляется нам особенно актуальным.

Учитывая то, что современная письменная литература в известном смысле выполняет функции отражения и сохранения образцов народного творчества, его поэтических форм и жанров, исследование данного вопроса в творчестве народного поэта Азербайджана Османа Сарывелли, где данная тенденция ощущается особенно ярко, может способствовать всестороннему изучению этого прогрессивного явления и в современной азербайджанской поэзии.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в системном изучении связей творчества Османа Сарывелли с азербайджанским устным народно-поэтическим творчеством. В этой связи особенно необходимым представляется рассмотрение следующих задач:

1. Изучение литературно-теоретических взглядов Османа Сарывелли, касающихся ашугского творчества.

2. Анализ форм проявления традиций ашугского искусства в творчестве 0.Сарывелли и выявление творческого отношения поэта к этим традициям.

3. Определение характера связей поэзии 0.Сарывелли с различными жанрами фольклора.

4. Раскрытие своеобразия поэзии 0.Сарывелли, органичес Эфендиев П. А.Шаик и устное народное творчество. - Эдебийет • ве инджесенет, 1956, 18 мая; Эвезоглу И. Вагиф и ашугская поэзия. - Советская Армения, 1968, 23 ноября; Назарли Г. С.А.Шир-вани и устная народная литература. - Азербайджан муаллими, 1978, 2 августа и др.

- 10 кой связи его творчества с устным народным поэтическим искусством и выявление специфики осмысления поэтом эстетической природы жанров ашугской поэзии.

Степень разработанности темы. О характерных особенностях и высоко идейном содержании творчества Османа Сарывелли в азербайджанском литературоведении высказано немало ценных соображений. Б свое время Самед Вургун в докладе, прочитанном на собрании Военной политической Академии, затем в статьях "Азербайджанская литература за годы Советской власти", "Задачи азербайджанской литературы" высоко оценивал творческую деятельность О.Сарывелли, его привязанность к богатейшим истокам народного творчества,* В докладе "Очередные задачи азербайджанской литературы" он, в частности, говорил: "Осман Сарывелли своим стихотворением "Неси, сынок, неси" создал содержательное и мастерски написанное произведение, р раскрывающее духовное богатство нашей деревни".

Литературовед А.Гусейнов в статье "Открытое письмо поэту", о также еысоко оценивал творчество О.Сарывелли. Связь поэзии О.Сарывелли с ашугским творчеством интересовала и кандидата филологических наук Г.Намазова. Участие О.Сарывелли на I и Ш съездах азербайджанских ашутов, его роль в публикации поэтического наследия Ашута Шемшира, отмечается исследователем, как успешное начало 4 в изучении и пропаганды ашугского творчества.

1 Вургун С.Произведения^.5, Баку: Элм, 1972, с.145,206,380.

2 Там же, с.145,340. Гусейнов А. Жажда творчества. - Баку: Язычы, 1979, с.431-437. ^ Намазов Г. Саз и слово ашуга. - Баку: Язычы, 1980, с.78.

- II

И.Мустафаев - автор монографического исследования о творчестве О.Сарывелли, несколько страниц посвятил изучению связи поэзии поэта с фольклором.^

Как явствует из вышеизложенного, в исследованиях и статьях об Османе Сарывелли в основном рассматривались творческое своеобразие и мастерство поэта, тогда как вопросы связи его поэзии с фольклором затрагивались недостаточно полно. Данная проблема впервые специально ставится в настоящей работе, где она становится так же объектом литературоведческого исследования.

Научная новизна. При изучении творческого отношения О.Сарывелли к ашугскому творчеству, в диссертации рассматривались как высказывания, соображения поэта относительно творчества отдельных ашугов, так и некоторые проблемы ашугской литературы.

Автор стремится выявить общие черты и особенности ашугской поэзии в творчестве О.Сарывелли, показать его при этом как поэта-исследователя народного творчества.

Процесс использования О.Сарывелли форм ашугской поэзии рассматривается в работе как оригинальная, новаторская сторона деятельности поэта. С другой стороны, стало известно, что при освоении тем, характерных для ашугов, О.Сарывелли всегда пользовался ими творчески, учитывая при этом современные требования. Б стихотворениях поэта, созданных в духе ашугской поэзии, явно чувствуется сатирическое начало, что впервые представляется диссертантом как новая грань богатейшего творчества О.Сарывелли.

Одновременно впервые доказывается положение о том, что использованные поэтом пословицы, баяты, сказки, дастаны органически связаны с идейно-художественным содержанием его произведений. Мусташаев И. Поэзия О.Сарывелли. - Канд.дисс. филол.н. Баку, 1971/с. 206-219.

- 12

В диссертации связь творчества О.Сарывелли с фольклором анализируется как своего рода характерная особенность творчества поэта, является началом нового направления в исследовании его поэтического наследия. Здесь лишний раз подтверждается мысль о том, что многовековое устно-народное творчество Азербайджана представляет собой неразрывную, органическую сторону поэтической деятельности О.Сарывелли.

Методологическая основа. Методологической основой для диссертанта явились учение классиков марксизма-ленинизма о литературе, эстетике, их мысли и суждения непосредственно о фольклоре, теоретические положения социалистического реализма, решения съездов и пленумов ЦК КПСС, статьи и речи руководителей Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам развития художественной литературы.

Все исследуемые в работе материалы рассматривались и анализировались под углом зрения указанных выше положений и критериев. Существенную помощь диссертанту оказали исследования советских ученых-литературоведов, касающиеся фольклора, работы и монографии, освещающие различные стороны художественного наследия О.Сарывелли.

Теоретическое и практическое значение работы. Основное внимание в диссертации, посвященной проблеме "писатель и фольклор" сконцентрировано на теоретически-критических взглядах О.Сарывелли на ашугскую литературу и искусство, на методы и способы воздействия устной поэзии на творчество писателя, на его язык и стиль. Вследствие того, что все эти вопросы исследуются впервые в данной работе, она имеет несомненное научно-теоретическое значение, тем более, что вопросам фольклора уделяется в последнее время особое внимание в советском и, в частности, в азербайджанском литературоведении.

Диссертация может быть использована : а/ в исследованиях,направленных на изучение диалектической связи творчества отдельных поэтов с фольклором; б/ в исследовании роли устного народного творчества в развитии письменной литературы ; в/ как дополнительный источник для студентов высших учебных заведений,а также для преподавания специальных курсов в вузах.

Апробация работы. Работа выполнена в отделе фольклора XIX -XX веков и советского периода Института литературы имени Низами Академии наук Азербайджанской GGP.

Основные положения диссертации докладывались на теоретичес- . ком семинаре отдела,на республиканских конференциях молодых ученых, а также на кафедре азербайджанского языка и литературы Нахи-чеванского Государственного Педагогического Института имени акад. Ю.Мамедалиева и нашли свое отражение в изданиях АН Азербайджан -ской ССР,республиканской печати,в брошюре " Осман Сарывелли и ашугское творчество" ,в сборнике статей "Исследования по азербайджанской устной народной литературе" /У1 книга/.

Структура диссертации. Дииоертация состоит из введения,трех глав и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Осман Сарывелли и устная народная литература"

- 162 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе исследования богатейшего творчества народного поэта Османа Сарывелли, а также его привязанности к ашугскому творчеству можно придти к выводу о том, что в целом, азербайджанская поэзия - это поэзия, выросшая и последовательно развивающаяся на национальных традициях. Весьма закономерно, что лучшие образцы сегодняшней азербайджанской поэзии и саше видные ее представители во многом обязаны народному творчеству и устной народной литературе.

Привязанность Османа Сарывелли к фольклору проявилась по разному. Прежде всего О.Сарывелли начал свою деятельность как исследователь ашугского творчества, высказав при этом серьезные научно-теоретические высказывания об ашугской литературе и ашугском творчестве. Он, в первую очередь выражал свое отношение к аушгс-кому искусству, ашугской профессии, подчеркивал специфичность этого искусства.

Осман Сарывелли?высоко оценивая огромную воспитательную силу саза и слова, выразил свою глубокую и огромную любовь к ашутс-кому творчеству, одновременно он выражал свои взгляды на вопрос о мировоззрении художника, его эстетическом идеале, о жизни и счастье личности общества. Кроме того, проблемы исполнительского искусства также были избраны им в качестве серьезного объекта исследования.

Осман Сарывелли глубоко исследовал ряд вопросов, связанных с ашугской литературой, ашугской поэзией и ашугской тематикой. Он специально останавливался на разнообразии тем ашугской поэзии, ее поэтических особенностей и форм, а также исследовал художественные размеры и язык ашугского искусства.

Осман Сарывелли в процессе анализа проблем народного творче

- 163 ства прежде всего исходил из современного уровня нашей фольклористики, современных достижений теоретических знаний об ашугском творчестве. Следовательно, важное нацравление его теоретико-критических взглядов на ашугскую поэзию, было обнулено современными требованиями нашей литературоведческой науки.

В процессе настоящего исследования выяснилось также и то, что ценное качество поэзии О.Сарывелли заключается в развитии его творчества на основе художественно-эстетических принципов народного стиха. Поэт в художественном решении многих жизненных вопросов опирался на ашугское искусство и обогатил свое творчество тематикой, выразительно-изобразительными средствами ашугской поэзии. Между гошма и герайлы О.Сарывелли и аналогичными стихотворениями ашугской поэзии обнаруживается тесная связь и близость. В описании природы и патриотических чувств, поэт всегда умело пользуется формой ашугского стиха. О.Сарывелли подходит к ашугс-кому искусству творчески, он далек от внешнего подражания и чаще всего выступает как художник-новатор.

Любопытно-, что в творчестве О.Сарывелли наряду с использованием малых жанров народного творчества встречаются также и черты дастанов - самого объемистого жанра устной литературы. Это доказывает то, что О.Сарывелли не ограничивается изучением лишь особенностей форм и содержания ашугского стиха, а в широком смысле обогащается духовной культурой народа, его художественным мышлением. Многовековое народное творчество, как это свидетельствует творчество поэта, оказало положительное влияние на .него.,

О.Сарывелли умело пользуется классическими образцами народного творчества. Пословицы и поговорки, баяты, лайла, хвала, проклятия, а также другие образцы устной народной литературы широко вошли в его творчество. Эти образцы поэт использовал не просто из-за уважения к народной литературе, а по творческой необходимое

- 164 ти и потребности в них. Выяснилось, что О.Сарывелли вводит их в свои стихотворения творчески, умело, добивается художественно-поэтического звучания мысли. Все это, несомненно, значительно обогатило творчество О.Сарывелли.

Интерес О.Сарывелли к ашугской поэзии, народному творчеству нельзя считать преходящим.

Поэт и в сегодняшних произведениях следует этим реалистическим традициям и творчески их развивает. Его высоко идейное творчество свидетельствует о том, что Осман Сарывелли - поэт-гражданин, поэт-новатор и подлинно народный поэт.

 

Список научной литературыДжафаров, Магеррам Аллахкули оглы, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.12. М.: Госполитиздат, 1958.

2. Ленин Б.И. О литературе и искусстве. М.: Худ.лит., 1976.

3. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.

4. Абдуллаев Б. Приветствия и проклятия в главах "Китаби Деде-Коркуд". Известия АН Азерб.ССР (сер.языка, литературы, искусства), 1979, № I.

5. Абдуллаев Б. Юсиф Безир Чеменземинли и фольклор. Баку: Злм, 1980.

6. Авезоглу И. Вагиф и ашугская поэзия. Советская Армения, 1969, 23 ноября.

7. Аджамов А. Борчалинские баяты. Эдебийет ве инджесенет, 1976, II декабря.

8. Абдуллаев Дж. Самед Вургун и фольклор. Канд.дисс. филол. н., Баку, 1962.

9. Абдуллаев Дж. Поэтика Самеда Вургуна. Баку: Гянджлик, 1976.

10. Азербайджанские дастаны. Baity: Изд-во АН Азерб.ССР, т.1У, 1969.

11. Азербайджанские любовные дастаны. Баку: Элм, 1979.

12. Азербайджанская народная поэзия. М.: Сов.писатель, 1978.

13. Алекперов М. Низами и азербайджанское народное творчество. -Канд.дисс. филол.н. Баку, 1977.

14. Алекперов И. О художественных особенностях творчества Ашуга Алескера. Эдебийет ве инджесенет, 1967, 19 августа.

15. Алиоглу М. Размышления критика. Баку: Азернешр, 1969.

16. Алиев М. Эти горд, древние года. Улдуз, 1972, й 4.

17. Ализаде 3. 0 создании азербайджанских пословиц и поговорок. Элм ве хаят, 1975, }Ь 8.- 166

18. Антология азербайджанского фольклора. Баку: Изд-во АН Азерб.ССР, 1968.

19. Араслы Г. Низами и азербайджанская народная литература. Сб.: Низами Гянджеви, Баку, 1947.

20. Араслы Г. Народные слова и народные выражения у Низами. -Известия Азербайджанского филиала. АН СССР, 1947, Л 8.

21. Араслы Г. Ашугское творчество. Баку: Азернешр, I960.

22. Ариф М. Азербайджанский народный театр. Литературный сборник, 1946, J» I.

23. Ариф М. Осман Сарывелли. Коммунист, 1955, 20 декабря.24. .Ашуги. Баку: Азернешр, I960.

24. Ашуги-устады (Дильгем). Баку: Гянджлик, 1975.

25. Ашуг Алескер. Избранные произведения. Баку: Элм, 1972.

26. Ашуг это значит влюбленный. - Баку: Элм, 1972.

27. Ашуг Шемшир. Избранные произведения. Баку: Азернешр, 1973.

28. Ашуг Валех. Горы высокие и низкие. Баку: Гянджлик, 1979.

29. Ашуг Алы. Стихи. Баку: Азернешр, 1975.

30. Бабаев И., Эфендиев П. Азербайджанская устная народная литература. Баку: Маариф, 1970.

31. Бонч-Бруевич. Воспоминания о В.И.Ленине. Избранные сочинения, т.З, М.: Изд-во АН СССР, 1963.

32. Вагабзаде Б. Приветствие наступающим дням. Баку: Язычы, 1979.

33. Вагабзаде Б. Ашуг Алескер. Элм ве хаят, 1972, № 6.

34. Вагабзаде Б. Баяты. Элм ве хаят, 1973, № I.

35. Велиев В. Азербайджанская устная народная литература. Баку: Изд-во АТУ, 1970.

36. Велиев В. О наших баяты. Азербайджан гянджляри, 1977, 27 августа.

37. Вефалы А. Физули и устная народная литература. Исследования- 167 по азербайджанской устной народной литературе. Баку: Изд-во АН Азерб.ССР, 1966.

38. Вефалы А. Физули учит. Баку: Гянджлик, 1977.

39. Вургун С. Сочинения, т.1. Баку: Изд-во АН Азерб.ССР, I960.

40. Вургун С. Сочинения, т.2. Бшсу: Изд-во АН Азерб.ССР, I960.

41. Вургун С. Сочинения, т.5. Баку: Элм, 1978.

42. Горький М. 0 литературе. М.: Сов.Россия, 1980.

43. Гусейнов А. Кажда искусства. Бшсу: Язычы, 1979.

44. Гусейнзаде Г. Избранные произведения. Баку: Азернешр, 1969.

45. Гусейнзаде Г. Спроси про горы у гор. Эдебийет ве инджесенет, 1978, 7 ноября.

46. Джафар М. На путях искусства. Баку: Гянджлик, 1975.

47. Жекановска Э. А.И.Куприн и фольклор. Автореферат канд.дисс. филол.н. М.; 1980.

48. Ибрагимов М. Реализм в ашугской поэзии. Бшсу: Изд-во АН Азерб.ССР, 1966.

49. Ибрагимов М. Пословицы и поговорки. Исследования по азербайджанской устной народной литературе. Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1961.

50. Исмаилов С. Баяты. Эдебийет ве инджесенет, 1977, 21 мая.

51. Мамедов К. Фольклор в творчестве Закира. Эдебийет ве инджесенет, 1957, 3 марта.

52. Мирахмедов А. Духовное богатство народа. Азербайджан, 1979, В 5.

53. Мустафаев И. Поэзия О.Сарывелли. Канд.дисс. .фшлол.н., Баку, 1971.

54. Мустафаев И. Если кто-то не с народом. Эдебийет ве инджесенет, 1970, 30 января.

55. Намазов Г. Саз и голос ашуга. Баку: Язычы, 1980.- 168

56. Набиев А. Азербайджанско-узбекские фольклорные связи. Баку: Язычы, 1978.

57. Назарли Г. С.А.Ширвани и устная народная литература, Азербайджан муаллими, 1979 , 2 августа.

58. Оруджали Г. Литература и время. Баку: Азернешр, 1971.

59. Падарлы А. Избранные произведения. Баку: Гянджлик, 1979.

60. Пашаев С. Низами и фольклор. Баку: Азернешр, 1976.

61. Пашаев С. Особенности ашугского исполнительства. Элм ве хаят, 1979, В II.

62. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.

63. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977.

64. Рза Р. По моему мнению. Баку: Азернешр, 1967.

65. Рустамханлы С. Большой подарок. Эдебийет ве инджесенет, 1977, 21 мая.

66. Саледдин А. Сабир и фольклор. Баку: Гянджлик, 1969.

67. Сарывелли 0. Молодость. Баку: Детюниздат, 1946.

68. Сарывелли 0. Весенние цветы. Баку: Азернешр, 1949.

69. Сарывелли 0. Избранные произведения. Баку: Азернешр, 1954.

70. Сарывелли 0. Минувшие дни жизни. Баку: Азернешр, 1964.

71. Сарывелли 0. Песни, гуляющие со мной и по миру. Баку: Азернешр, 1966.

72. Сарывелли 0. Прекрасный поэт, искусный художник. Баку: Гянджлик, 1971.

73. Сарывелли 0. Произведения, т.1. Баку: Азернешр, 1971.

74. Сарывелли 0. Произведения, т.П. Баку: Азернешр, 1974.

75. Сарывелли 0. Произведения, т.Ш. Баку: Азернешр, 1977.

76. Сарывелли 0. Поэт с сердцем ашуга, ашуг с сердцем поэта. -Баку: Элм, 1973.

77. Сарывелли 0. Кто не проживет сто лет. Баку: Гянджлик, 1976.

78. Сарывелли 0. Я шагаю в завтра. Baity: Язычы, 1979.- 169

79. Сарывелли 0. Духовный мир нашего народа. Эдебийет газети, 1943, 7 июля.

80. Сарывелли 0. 0 песнях, Эдебийет газети, 1943, 28 июля.

81. Сарывелли 0. Против безответственного отношения к народному творчеству. Эдебийет ве инджесенет, 1955, 9 апреля.

82. Сарывелли 0. Талантливый ашуг. Азербайджан, 1955, № 6.

83. Сарывелли 0. Эти сазы будут звучать всегда. Эдебийет ве инджесенет, 1959, 22 мая.

84. Сарывелли 0. Родники народного творчества. Совет кенди, 1961, 27 апреля.

85. Сарывелли 0. Неутомимый певец революции. Азербайджан, 1969, Ш 9.

86. Сарывелли 0. Почки. Баку, 1970, 3 сентября.

87. Сарывелли 0. Народный певец. Эдебийет ве индаесенет, 1971, 17 марта.

88. Сарывелли 0. Когда сливаются талант и труд. Эдебийет ве инджесенет, 1979, 13 июля.

89. Сарывелли 0. В свете факелов (стихотворение). Эдебийет ве инджесенет, 1980, 18 июля.

90. Сарывелли 0. Некоторые заметки об ашугском искусстве. Архив поэта, папка № I.

91. Сарывелли 0. Избранное. Баку: Азгосиздат, 1959 (на русск. яз.)

92. Сарывелли 0. Книга моей жизни. М.: Сов.писатель, 1957.

93. Сарывелли 0. Именем твоим. М.: Сов.писатель, 1964.

94. Сарывелли 0. Мой век. М.: Худ.лит., 1969.

95. Сары Ашуг. Стихи. Баку: Азернешр, 1966.

96. Сеидов М. Саят-Нова. Баку: Изд-во АН Азерб.ССР, 1954.

97. Султанов А. Из истории развития азербайджанской драматургии.- 170

98. Султанова Г.А. Фольклор и многонациональный театр Дагестана.- В сб.: Фольклор и историческая действительность. Махачкала, 1976.

99. Тапдыг И. Предисловие к кн.: Ашуг Шемшир. Горный воздух. -Баку: Гянджлик, 1978.

100. Тахмасиб М.Г. Азербайджанские народные дастаны. Баку: Элм, 1972.

101. Тахмасиб М.Г. Певец красоты. См.: Ашуг Алескер. Произведения, кн.1. - Баку: Элм, 1972.

102. Тахмасиб М.Г. Плешивый в азербайджанских сказках. Революция и культура, 1939, № 1-2.

103. Фарзалиев Т. Использование анекдотов в письменной литературе.- Исследование по азербайджанской устной народной литературе.- Баку: Элм, 1973.

104. Хазри Н. Избранные произведения. Баку: Гянджлик, 1973.

105. Хандан Дж. Избранные произведения. Баку: Азернешр, 1972.

106. Хакимов М. Спецкурс по азербайджанской устной народной литературе. Баку; 1975.

107. Хакимов М. Художник, влюбленный в саз и песню. Азербайджан муаллими, 1976, 29 сентября.

108. Чеменземинли Ю.В. Произведения, т.З. Баку: Элм, 1977.

109. НО. Эфендиев П. А.Шаиг и устное народное творчество. Эдебийетве инджесенет, 1956, 18 мая. III. Эфендиев П. Из истоков народного творчества. Баку, 1976, 26 июля.