автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему: Идейно-художественная проблематика творчества Ярослава Ивашкевича (развитие и утверждение принципов социалистического реализма в послевоенных произведениях писателя)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Холевиньски, Роман
ВВВДЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Я.ИВАШКЕВИЧА ОТ
АБСТРАКТНОГО ГУМАНИЗМА К РЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СИЛ В ИСТОРИИ.
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
РЕАЛИЗМА РАССКАЗОВ И ПОВЕСТЕЙ Я.ИВАШКЕВИЧА
1942-1980).
Глава П. РОМАН-ЭПОПЕЯ "ХВАЛА И СЛАВА" КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Холевиньски, Роман
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Я.ИВАШКЕВИЧА ОТ АБСТРАКТНОГО ГУМАНИЗМА К РЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СИЛ В ИСТОРИИ
Творчество Ярослава Ивашкевича - это важная составная часть польской национальной культуры. Оно представляет собой пример активного участия литературы в процессе укрепления социалистической системы в Польше и в решении задач, поставленных ПОРП. Свидетельством большого внимания к проблемам развития литературы и искусства являются материалы У-ЗХ съездов ПОРП, касающиеся роли творческой интеллигенции в польской социалистической культуре.
Среди писателей послевоенной Польши, стоявших на твердых партийных позициях, был Ярослав Ивашкевич, который около 20 лет возглавлял Союз польских писателей. Его смерть в 1980 году была тяжелой утратой для польской социалистической литературы.
Творчество Я.Ивашкевича представляет самостоятельную область исследований, оно привлекало внимание критиков еще при жизни писателя, особенно в 1948-1949, а также в 70-е годы. В последнее время, уже после смерти писателя, интерес к литературному наследию Я.Ивашкевича возрос. Появляются ныне новые, ранее неизвестные произведения его - "Подгае", "Замужество Присциллы", публикуются письма Я.Ивашкевича к жене, предпринимаются попытки дать синтетический, обобщенный анализ его творчества.
Интерес к писателю растет и в социалистических странах. Его творчеству посвящаются научные конференции (Центральный
Дом литераторов в Москве и в Варшаве в 1984 году, в которых принимают участие писатели и литературоведы многих стран, его изучают не только научные центры Полыни, но и Чехословакии, СССР (в частности, Московский государственный университет, Институт мировой литературы имени А.М.Горького АН СССР). По распоряжению правительства ПНР в Стависко, в доме писателя, создан музей Анны и Ярослава Ивашкевича, директором которого стала их дочь Мария Ивашкевич-Войдовская, а ответственным за него - мэр г.Варшавы.
Книги Я.Ивашкевича неоднократно издавались, издаются и переиздаются. В связи с 90-летием со дня рождения писателя, в 1984 году, были опубликованы сборники его послевоенных рассказов, автобиографические книги "Путешествие в Польшу" и "Книга моих воспоминаний", сборники статей и очерков "Люди и книги", "Беседы о книгах", "О театре". Имя Ярослава Ивашкевича присвоено школе в Калрнике, где родился писатель, и одной из улиц советского Киева,
Значимость личности Я.Ивашкевича и его творческого наследия в настоящее время возрастает в связи с ситуацией, которая сложилась в польских литературных кругах - идеологически неоднородных, организационно разобщенных, нуждающихся, по меткому выражению Э.Кабатца, в присутствии "духа старого предсет дателя" . Когда Союзом польских писателей руководил Я.Ивашкевич, он придал ему роль одного из важнейших центров польской творческой культуры, которая помогала решать сложные политические и социальные задачи, стоящие перед обществом.
Творчество писателя актуально потому, что оно играет боль
I. Kabatc Е. Stary poeta zosta^ sam.~ Polityka, 1983,Nr 10, s# 10, шую роль в происходящей сегодня в Польше идеологической борьбе. Я.Ивашкевич отчетливо видел не только достоинства польской нации, но и критически оценивал польскую действительность, национальные мифы, которыми часто руководствуются поляки, оно по-прежнему оказывает могучее влияние на формирование молодого поколения, его социалистического мировоззрения.
Чрезвычайно богатое и многогранное творчество Я.Ивашкевича вызывает удивление своим всеобъемлющим характером. Я.Ивашкевич - это автор, который в каждой области творчества достигает совершенства. , круг его интересов огромен и разнообразен. Писатель такого диапазона - явление в литературе редкое; у него нет излюбленных жанров - он использует все, своеобразно трактует литературу, по-своему видит свое место и роль в ней. Такого класса писатель рассматривает литературу не как инструмент для выражения мучающих его чувств, мыслей, проблем - как стихию, имеющую ценность сама по себе, стихию, которая является не только формой общения с читателем, но и величайшим средством познания мира человека, выражением мыслей и чувств века, полным, цельным собственным образом всей жизни.
Избирая жанр, писатели часто исключают те сферы духовной жизни, которые кажутся им менее важными, что представляет собой уступку интересам читателей. Я.Ивашкевич ничего не хочет исключать. Интимность нужна поэзии, объективизм - прозе, позитивная действенность - театральным жанрам. Важен внутренний мир художника, важен в совокупности - он стимулирует творчество.
Я.Ивашкевич родился 20 февраля 1894 года в Кальнике на Украине в семье обедневшего помещика. Его детство проходило в те годы, когда на украинских землях было немало польской шляхты. Будущий писатель невольно усвоит идеалы этого класса и вместе с ним эмигрирует в 1918 году в Польшу. Этот период жизни писателя, образно говоря, "повинен" в увлечении "катастрофичностью жизни", вызванной влиянием акмеистов, в близком знакомстве с деревенской жизнью и нравами простых людей. Однако пройдет немало времени, прежде чем он сможет использовать эти знания. Его ожидал путь, который прошли многие выдающиеся писатели XX века,- А.Н.Толстой, Томас Манн, Максим Рыльский, Иво Андрич, Людмил Стоянов. Схожесть творческой судьбы крупных художников века относится не только к раннему творчеству Я.Ивашкевича, но и к периоду, когда он по праву занял место в ряду выдающихся представителей социалистической культуры, когда окрепли его контакты с литературами других социалистических стран.
На первые литературные опыты Я.Ивашкевича сильное влияние оказали разнообразные модернистские течения нашего века. Это касается всех произведений, написанных в I9I6-I9I8 гг., -"Бегство в Багдад", "Октостихи", "Легенды и Деметер", "Осенние годы", а также книг, изданных в Варшаве, - "Зенобия Паль-мура", "Семь богатых городов Кащея Бессмертного". Эти произведения - типичная стилизация под "восточную тематику", но вместе с тем, в них прекрасно передана поэтическая атмосфера украинской жизни, русских сказок и легенд. Вершиной этого этапа творчества стала повесть "Луна восходит" CI924 г.). По единодушному мнению критики^, повесть завершает ранний период творчества писателя, период так называемой млодопольской стилизации.
I. См.: Kubacki W» Proza Iwaszkiewicza ,w:Krytyk i tw<Srcaf 1948,Sandauer A. Poeci trzech pokoletf.Warszawa,1962
Особенность повести "Луна восходит" заключается в соблкще-нии границ художественной правды и полной объективности в изображении социальных процессов жизни. В повести можно выделить две важных мысли: первая - раскрытие сложных общественных и национальных проблем, существовавших на Украине накануне революции, другая - показ того, как сплетенные в единый узел общественные и национальные польско-украинские проблемы не были мифом, а были результатом суровой действительности, постоянно напоминавшей о себе. Именно суровая историческая действительность вынуждала писателя изображать человека как социальное явление, а это, в свою очередь, требовало отказа от рафинированного эстетизма, от камерной тематики. Самым существенным шагом в направлении к реализму было осознание писателем того, что любая, даже исключительная индивидуальность является продуктом своего времени. В словах одного из героев, отождествляемого читателем с автором, содержалось литературное кредо Я.Ивашкевича: "Остановить мгновения жизни, задуматься над ними, дать им объяснение - вот моя задача
Осенью 1918 года Я.Ивашкевич сошел с поезда на Варшавском вокзале. В "Книге моих воспоминаний" он пишет: "Начиналась новая жизнь совсем в иной атмосфере. И следует признать, что к о этой жизни я был менее всего подготовлен" . Начало оказалось действительно трудным, молодой писатель вынужден был зарабатывать себе на жизнь журналистской работой, "акклиматизация" в новых бытовых и политических условиях проходила весьма сложно. Вехами этого периода явилась публикация в " Pro Arte et studio •• избранных "Октостихов", а также знакомство с таj Iwaszkiewicz J. Ksi9zyc wschodzi.W: Powie£ci.Warszawa,1958, * s.244»
2. Iwaszkiewicz J. Ksi^Ska moich wspomnietf,Krakow,1968,s.184. ними людьми, как Ян Лвхонь, Юлиан Тувим, Антони Слонимски и Казимеж Вежиньский. Вместе с ними Я.Ивашкевич выступает в кафе "Под пикадором", читает свои стихи, учится общению с публикой. В этот же период он несет воинскую службу, а позднее работает в обществе изящных искусств, а с осени 1920 ведет раздел "Искусство" в журнале "Курьер польский". Я.Ивашкевич, будуt чи секретарем маршала Сейма Мацея Ратпя (1922-1924 гг.) и сотрудником дипломатического корпуса, становится свидетелем политических махинаций некоторых общественных деятелей и партий в буржуазной Польше. Как в калейдоскопе, менялись в стране правительства и политические их цели, ориентации, что вело к росту общественных и экономических противоречий. Я.Ивашкевич не дал втянуть себя в политические интриги - он писая, писал рассказы, стихи, романы.
Десятилетие - 1920-1930 гг. - стало для писателя периодом высокого творческого подъема. Он продолжает писать стихи, ищет новые литературные формы, в этот период появляются его рассказы ("Поземка", "Весной", "Весна в Париже"), повесть "Хилари, сын бухгалтера") и пьесы ("Квидам", "Любовники из Вероны"). Несмотря на разнообразие жанров, предпочтение все же отдается поэзии, пронизанной лиризмом. В стихах ощущается восхищение красотой мира, памятниками культуры, но в то же время в них начинает звучать новый мотив - меланхолия, которая выступает не только как настроение, но и как осознание краткости человеческого бытия, ничтожности переживаний, недостижимости красоты ("Книга дня и книга ночи", 1929)^ Меланхолия -доминирующая нота и в поэзии, и во всем его творчестве в межвоенный период.
Следующее десятилетие проходит под знаком прозы; это один из самых плодотворных этапов творчества писателя. В 1932 году были написаны рассказы "Барышни из Вильно" и "Березняк", в 1934 году выходит в свет повесть "Красные щиты". Через два года появляются рассказы "Зигфрид", "Роза", "Мельница над Утратой" и пьеса "Лето в Ноане" - лучшая в драматургическом наследии Я.Ивашкевича.
В "Березняке" Я.Ивашкевич использует прием, характерный для европейской литературы, - болезнь героя, ведущая его к отчуждению от окружающего мира, а затем - к смерти, перед лицом которой подводится итог человеческих деяний. Из числа западноевропейских писателей XX века эту проблему впервые затронул Toil и мае Маас в романе "Волшебная гора" (1924). В Польше к ней обращалась Зофья Налковская. По сравнению с этими произведениями, Я.Ивашкевич в "Березняке" фокусирует свое внимание сугубо на личности, дает углубленный анализ человеческих чувств и поступков. Кроме того, в повести содержатся черты, характерные для всего творчества Я.Ивашкевича. Его не интересует внешняя часть событий, он стремится к познанию сущности явлений и переживаний. Отсюда проистекает интерес автора к психологическому анализу, к показу механизма решений и выбора человека, к рассмотрению роли мечтаний и фантазии в жизни.
Эти элементы нашли свое место в "Барышнях из Вильно" - истории о напрасном и ненужном возвращении в мир молодости. Решение, предложенное Я.Ивашкевичем, простое и свободное от какой-либо схемы и, возможно, поэтому - удачно. Вернуться в прошлое, конечно, нельзя, но человеку свойственно думать о пережитом, поскольку это - единственный способ осмыслить и понять собственный опыт. Писатель показывает состояние мезду знанием и домыслом, действительностью и мечтой, представлением и опытом. Дан
-тенью понятия стремятся к взаимодействию, дополняют друг друга и в то же время всегда противоположны.
Я.Ивашкевич считает, что для человека очень важны эстетические переживания. Они могут проявиться в любом виде; творческий акт, общение с произведением искусства и созерцание мира природы, а наивысшей его ступенью является создание прекрасного.
Мотив восприятия красоты и роль искусства в жизни человека нашли отражение в новеллах "Зигфрид" и "Мельница над Утратой". В первой из них вопрос о смысле и цели искусства носит трагический характер, писатель не дает ответа на него. Искусство -это создание человеческой мысли и в материальном мире, говорит Я.Ивашкевич, оно ничего не значит. Из скульптурных форм, из музыкальных произведений ничего не возникает, они не содержат идей, упорядочивающих хаос мира. Эта его позиция меняется в "Мельнице над Утратой", где человек среди жизненных страданий находит убежище именно в искусстве. Искусство приобретает глубоко человеческие черты, становится предпосылкой сближения людей и народов. о,
Быстрому развитию писатели в этом десятилетии способствовало более глубокое осознание реальности общественной жизни. Содержание произведений наполняется наблюдением окружающего мира, обогащается бытовыми и социальными приметами, полнокровнее становится психология героев. Мир действительности более интересен, чем тяготеющий к определенным схемам мир воспоминаний и тоски.
Конфликт между миром мечты и суровой реальностью жизни изображен и в "Красных щитах", где герой князь Хенрик наделен типично художественным сознанием, и в силу этого воздерживается от практических, политических действий. Это, по словам В.Ма-цёнга, "политический вовдь с мечтательным воображением поэта"1. Полярность человечэских черт позволила автору критически осмыслить некоторые духовные качества человека. Трезвый подход Я.Ивашкевича в изображении духовных ценностей народа, которым он посвятил большую часть своих произведений, позволил писателю показать,при каких обстоятельствах эти ценности несут в себе разрушение.
В предвоенное десятилетие (накануне второй мировой войны) в творчестве писателя впервые стал заметен и разрыв его героев с консервативно-помещичьим окружением, поиск своего места в жизни, предстающей в ее суровой правде ("Блендомерские страсти"). Это произведение стало заметным явлением: писатель критически осмысливает свое предыдущее творчество, решительно осуждает всевозможные модернистские стилизации: безыдейность искусства, культ художника - сверхчеловека, аморальность "элиты" - всю прогнившую систему буржуазных отношений.
Р.Пшибыльский отметил в "Блендомерских страстях" три формы, в которых застыла модернистская культура эпохи: культ искусства Шопегауэра, якобы несущий избавление человеку; культ искусства Станислава Пшыбышевского, как "хаос мира", поскольку источником красоты является зло и грех; цульт примитива, способного скомпрометировать подлинную красоту народного искусства. Ни одна из этих моделей не получает признания Я.Ивашкевича, особенно безжалостно осмеявшего последние две формы; в том, „что говорят их сторонники, он видит наибольшую угрозу реализму, воспитательной функции настоящего искусства. "Дегуманизация
I. Macifg Н. Tw<5rczC>£<S Jarosjfawa Iwaszkiewicza.w:Autorzy naszych lektur. Wroclaw, 1973,s.163.
- 12 -.,1 искусства ведет к хаосу мира .
Было бы ошибкой считать предвоенное десятилетие периодом цельного, монолитного творчества писателя, знаменующего быстрое формирование его таланта. Такие критики, как, например, А.Сандауэр, ведут более тщательную и подробную периодизацию творчества Я.Ивашкевича, выделяя иные временные этапы его развития. Первый из них охватывает 1930-1932 годы, когда резко расширяется проблематика произведений писателя, хотя она и не приносит ему значительных творческих достижений - это наступит в непосредственно предвоенный и послевоенный периоды. Однако 1933-1937 гг. представляют собой, по мнению критика, уровень более высокий в развитии Я.Ивашкевича, чем предцдущие годы. А.Сандауэр отмечает: "Если на первом этапе писатель, поставленный перед новыми задачами, разрешал их торопливо и неуверенно, о то в 1933-1937 гг. он оставил их без ответа, в стороне" . Другими словами, это этап пессимизма и метафизических поисков. Этот период сложный, ознаменованный трагическими переживаниями, когда писатель ушел- в себя, в свой ■ внутренний мир. Но пессимизм Я.Ивашкевича следует оценивать исторически, тщательно взвешивать. Необходимо учитывать: по отношению к чему Я.Ивашкевич был пессимистом? Его пессимизм был формой несогласия с определенными социальными явлениями, в том числе официальным оптимизмом. Не давать ответы на многие сложные вопросы в этот период было лучше, чем давать ответы фальшивые.
Те годы в творчестве Я.Ивашкевича можно в наиболее общем виде представить как переход в целом от прежнего восхищения т Przybylski R. Eros i Tanatos. Proza Jaros^awa Ivvaszkiewicza
1916-1938, Warszawa,1970,s.314»
2. Sandauer A. Od estetyzmu do realizmu. WsRohozinski J.Jaros-£aw Iwaszkiewicz. Warszawa,1968,s.247»
- 13 действительностью к ее критическому осмыслению. Кроме того, это был очень успешный период творчества писателя в области поэзии. Лирика черпала силы даже из отчаяния. То был этап обновления и обновление наступило.
Начиная с середины 20-х годов и вплоть до 40-х годов, в так называемый межвоенный период Я.Ивашкевич и в поэзии и в прозе продолжает лучшие традиции критического реализма в польской литературе. Он создает ряд значительных произведений, насыщенных глубоким психологизмом и философскши раздумьями. Вокруг его произведений возникают дискуссии. Я.Ивашкевич становится признанным писателем, обнаруживает себя мастером, проникающим в глубины психологических переживаний героев. С острой рефлексией он относится к трагическим сторонам жизни, большое, можно сказать, исключительное внимание уделяет нравственным проблемам человеческого бытия. Писателя начинает волновать проблема, которая станет центральной в его творчестве: человек и история, место человека в истории, цель и смысл человеческого бытия. В историческом романе "Краен® щиты"(1934), в драмах из жизни Шопена - "Лето в Ноане" (1936-1937 гг.), из жизни Пушкина - "Маскарад" (1939) Я.Ивашкевич в заостренной форме подчеркивает трагические переживания исключительных личностей, находящихся в кричащих противоречиях со своей эпохой и не могущих вырваться из этих противоречий.
Следует подчеркнуть, что именно переход на реалистические позиции позволил Я.Ивашкевичу раскрыть незаурядные возможности его таланта, в опосредованной художественной форме (в глубочайших психологических переживаниях своих героев) показать неибежный трагизм существования личности в условиях несправедливого, раздираемого сословными предрассудками общества; создать общественно значимые произведения. Его повесть "Анна Грацци" (1938), рассказы "Гостиница Минерва" (1939), "Венецианские кружева" (1941), "Возвращение Прозерпины" (1942) пронизаны острым чувством гуманизма, стремлением понять (и раскрыть) тайные пружины, определяющие поведение личности, а также причины ее трагического существования. В так называемом "Итальянском цикле" своих произведений Я.Ивашкевич поднимается на высочайший уровень психологического мастерства.
Вторая мировая война определила новый этап в творчестве Я.Ивашке.вича, заставила его, как и многих его современников -К. Брандыса, М.Домбровскую, Л.Кручковского, Е.Путрамента и др. - глубже осмысливать социальные катаклизмы, сблизить свое творчество с реальной польской действительностью, заострить внимание на социальных сторонах явлений. Его реализм и психологизм в произведениях, по-прежнему, глубокий, обогащается социальным пафосом. Я.Ивашкевич создает ряд произведений, которые свидетельствуют, что писатель логически переходит на позиции социалистического реализма. Мы это покажем на анализе таких вещей, как "На заброшенной кирпичне" - (1943), "Икар" (1945) и особенно "Мельница на Лютыне" (1946). В них Я.Ивашкевич ни капельки не потерял от завоеваний художественного мастерства, достигнутых в период критического реализма, но в то же время его палитра, а главное глубина психологического и социального анализа обогатились новыми красками. Писатель в социалистической Польше оказался во главе целого нового направления в искусстве, имя которому - социалистический реализм. На этих позициях ему удалось создать такой шедевр, как роман-эпопея "Хвала и слава" (1956-1962).
Для Я.Ивашкевича человек всегда представлял исклшчительную ценность, вот почешу писатель стремится открыть ему истину, которая родилась в новом социалистическом обществе. Широкий взгляд на мир и на современного человека, глубокая культура, глубинные связи с народом помогли Я.Ивашкевичу избежать упрощенных, догматических решений. В своих лучших произведениях он стремится к достижению гармонии между личным и общественным, к их диалектическому единству в процессе формирования новой культуры и нового общества. Этим писатель внес вклад в создание образа человека - строителя социалистической Полыни.
Творчество Я.Ивашкевича развивалось в условиях острой литературной полемики. Надо сказать, что Я.Ивашкевич, как и многие выдающиеся писатели с довоенным стажем, в трудные годы избежали стихийной волны сведения счетов с прошлым, всем своим творчеством выступали против подобных попыток. Для него и для других литераторов социалистических стран социализм перестал быть "сухой буквой доктрины", он явился "реальной возможностью для движения вперед; для достижения народами общечеловеческих целей"1.
На рубеже 50-60-х гг. польская социалистическая литература убедительно доказала свою зрелость, всесторонне изображая современного человека, прогрессивное духовное развитие социалистического общества. Из трех главных направлений в развитии литературы социалистических стран - социалистического реализма, критического реализма и модернистско-авангардистского -последний существенно сужает диапазон и возможности художника. Творчество многих писателей, в том числе и Я.Ивашкевича, не просто двигалось в сторону наиболее плодотворного метода нашего времени - социалистического реализма, а обогащало и
I. Iwaozkiewicz J. Matoria^y. Zebra£ i wstopem opatrzy^!.
J.Rohozitfski . Warszawa,1968,s.137-138. развивало его принципы, доказывало, что только с позиции самого передового метода можно создать отвечающие запросам истории и народа крупные художественные ценности. В это же время под флагом новаторства усиливалось наступление экзистенциализма, неотомизма и американского прагматизма. Раздавались голоса о необходимости "дополнить" марксизм "взглядами" Фрейда и Камю, которые, отстаивая иррациональное, отрицали диалектическое единство и взаимную зависимость разума и чувств"*.
Я.Ивашкевич живо реагировал на эти явления. Создавая реалистические произведения, полемизирующие с экзистенциализмом, он цредостерегал горячие головы от слепого копирования "западных новшеств". Согласно А.Камю ("Падение"), миром правит зло, с которым не следует бороться. Герои произведений Я.Ивашкевича "Мельница на Лютыне", "Хвала и слава" верят в волю и разум человека и не капитулируют перед угрозой всеобщей катастрофы. Доже в самых трагических условиях жизнь продолжается, а объективные законы развития ведут человечество к лучшему будущему* В этом принципиальное отличие Я.Ивашкевича от различ-< ных современных пессимистов и певцов катастрофы. Чуткий к новаторству, он не мог не интересоваться достижениями западноевропейской литературы, но при этом шел собственным путем. Больше всего он ценил современные ему достижения реализма, обогащенного опытом века и практикой литератур социалистических стран. Поэтому Я.Ивашкевич решительно не принимал иррационализм, решительно выступил против отказа от признания диалектического единства разума и чувств. Здесь он был тверд и неумолим: "Путь художника идти к жизни, а не к смерти, художник должен утверждать, а не отвергать. В этом заключается его по
I. V/erwes Н. Jaros^aw Iwaszkiewicz, V/arszawa, 1979,3.28. четная миссия - формировать внутренний мир нового, лучшего человека"1»
Я.Ивашкевич утверждая, что поэтн останутся не замеченными читателями и историей, если они не будут отражать жизнь. Отрыв от жизни - это прежде всего отрыв от современности, ее традиции и перспективы* Такое явление особенно опасно в области литературы, поскольку отвергаются создаваемые на протяжении веков культурные ценности, в которых содержится отражение жизни людей во всех ее проявлениях, духовный мир человека, сформированного обществом. Я.Ивашкевич неоднократно выступал как поборник и пропагандист прогрессивных традиций польской национальной культуры от древних времен и до наших дней ("Беседы о книгах").
Я.Ивашкевич знал цену настоящей европейской культуры, хорошо знал он также славянский мир: как гуманист, писатель выше всего ставил любовь к человеку (предисловие к польскому изданию "Войны и мира" Л.Н.Толстого). По его мнению, цреимущество большого искусства над другими достижениями человеческого гения заключается в магической власти "остановить мгновение, задержать то, что неповторимо, притормозить бег времени". Творчество Я.Ивашкевича отражает не только этот прекрасный мир, который пытался остановить герой Гёте, но и показывает многие сферы жизни Польши XX века, в частности полную противоречий судьбу польской интеллигенции. В предисловии к "Избранным стихам" (1968 г.) Я.Ивашкевич писал: "Будь то поэзия, пьеса или рассказ - все это попытки показать человеку красоту жизни, приблизить к нему ее ценности. Я всегда хотел сказать своим читателям: "Быть может, я грустен и печален, но посмотрите,
I. Поэты - лауреаты Народной Польши. - М., 1954, с.39. как прекрасен мир"1.
Степень изученности. Творчество Я.Ивашкевича привлекало внимание литературной критики еще в межвоенннй период. Уже в 20-х годах прогрессивная польская критика видела в нем исключительное явление на горизонте польской литературы. Первой значительной работой, посвященной творчеству Я.Ивашкевича, была книга С.Колачковского "Литература восточных окраин" (1925 г.), в которой критик пытался определить причины обращения писателя к традициям Ю.Словацкого.
Углубленный анализ лирики Я.Ивашкевича можно найти в работе К.Заводзинского "Лирика Ивашкевича вчера, сегодня, завтра" (1939 г.), который определил основные черты творчества писателя (прежде всего стилистические. - Р.Х.) и показал близость его поэзии и прозе. Хотя К.Заводзински в своей работе ограничился только рассмотрением черт поэтики Я.Ивашкевича, тем не менее она была самой значительной по отношению к оценке творчества писателя до 1939 года.
После войны польская литературная критика, опираясь на марксистскую теорию исследования, стремилась к определению истоков и основных черт его довоенного творчества, по сравнению с произведениями, написанными пооле 1942 года. В этом отношении важны исследования В.Кубацкого (в книге "Критик и писатель", (1948) и К.Выки (в книге "Границы романа", 1948). Первый из них пытается объяснить причины поворота писателя к ^ морально-этической проблематике в "Битве на Сейджемурской равнине" и "Матери Иоанне от Ангелов", показывает его переход на реалистические позиции, в "мир человеческий". К.Выка, расоматт Iwaazkiewicz J. Wiersze zebrane. Warszawa,1968,s.5. ривая творчество Я.Ивашкевича, обращает внимание на реализм его произведений, на их постоянное художественное развитие.
Первым критиком, который связывал творчество писателя с самыми значительными политическими событиями в Польше, был А.Сандауэр. Одновременно подчеркивал общность пути Я.Ивашкевича и русских писателей старшего поколения, которые после революции оказались на стороне сил социализма. Однако критик не обратил внимания на связь проблематики довоенных цроизведений писателя (смерть, бесполезность человеческих стремлений) с условиями жизни в буржуазной Польше.
В 50-х и 60-х годах значительное место в оценке творчества т писателя заняли работы Р.Матушевского. Были они первой попыткой исследования эволюции и характерных черт реализма Я.Ивашкевича. В 1970 году Р.Пшибыльский выпустил книгу "Эрос и Тана-тос" о црозе писателя в I9I6-I9&8 гг. Критик занимался раскрытием связи его творчества с философскими взглядами Шопенгауэра, Бергсона и Фрейда. Но нельзя согласиться с мнением критика, что приверженность только идеалистической философии обеспечивала развитие раннего творчества Я.Ивашкевича. Более плодотворным оказалось преодоление влияния этой философии. В 1972 году вышла книга А.Грончевского "Ярослав Ивашкевич" - удачная попытка современного польского литературоведа представить творчество писателя во всем его объеме. Эта книга продолжила идейно-эстетическую линию, намеченную К.Выкой, В.Кубодким и Р.Ма-тушевским, в оценке наследия Я.Ивашкевича.
Новейшая работа, подготовленная А.Бродской по материалам конференции в связи с 85-ой годовщиной со дня рождения писате
I. СМ.: Matuszewski R. О prozie Iwaszkiewicz а —Tw<3rczo{?£, 1954» Ur 5; Matuszewski R. K^osy smierci , k^osy zycia.~Tw6rczoif£, 1963, Nr 11; Matuszewski R. Iwaszkiewicz. Warszawa,1965.
- 20 ля называется "0 творчестве Ярослава Ивашкевича". В сборнике исследуется внутреннее единство произведений писателя с другими видами искусства, определяется общественная позиция его. Однако, к сожалению, в сборнике отсутствует единое идейное направление, что ведет к фрагментарности и недосказанности.
Из работ зарубежных критиков внимания заслуживают исследования советских литературоведов, содержащие серьёзный и обстоятельный анализ творчества Я.Ивашкевича. Преэвде всего необходимо отметить работу украинских литературоведов, поэтов и прозаиков, Григория Вервеса, Микоян Бажана, Дмитрия Пав лычко*.
Проза Я.Ивашкевича подробно анализировалась Н.Севериной, Я.Станюкович, Е.Цыбенко, Т.Мотылевой и А.Пиотровской2.
Все перечисленные работы раскрывают многогранное творчество великого польского писателя, анализируют его произведения, выявляют связи их с самыми значительными событиями современной эпохи. Однако в них о недостаточной полнотой освещен вопрос об идейно-художественной эволюции писателя, переход на позиции социалистического реализма. А в современных условиях несомненная связь Я.Ивашкевича со становлением в польской художественной культуре принципов и методов социалистического реализма приобретает особую важность.
1. См.: Вервес Г. Ярослав Ивашкевич. Литературно-критический нарис. - Киев, 1978; Павлычко Д. Новеллы Ярослава Ивашкевича. - Киев, 1983; Бажан М. Большая книга польского писателя. - Литературная газета, 1966, Jfc 130.
2. См., напр.,: Северина Н.Я. Рассказы и повести Я.Ивашкевича. (40-60-в годы). - В кн.: Зарубежные славянские литературы. -- М., 1970; Станюкович Я.В. Современный польский роман-эпопея. (М.Домбровская, Я.Ивашкевич). - В кн.: Художественная Форма в литературах социалистических стран. - М., 1969; Станюкович Я.В. человек и история в трилогиях Я.Ивашкевича, А.Толстого и К.Федина. - В кн.: Польско-русские литературные связи. - М., 1970: Дыбенко Е.З. Я.Ивашкевич и русская литература. - В кн.: из истории польско-русских литературных связей XIX-XX вв. - М., 1978; Пиотровская А.Г. Художественные искания современной литературы. Проза и поэзия
60-70-х годов. - М., 1979; Мотылева Т.Л. Предисловие к кн.: Я.Ивашкевич. Хвала и слава. T.I. - М., 1965.
- 21
Актуальность исследования. В последние годы, в период стабилизации общественной и социальной жизни Польши, особый вес приобретает всестороннее изучение поступательного развития в целом польской социалистической культуры и того вклада, который внесли в нее крупнейшие художники. Необходимость подобного изучения была подчеркнута еще раз на прошедшей в феврале 1985 года встрече писателей, членов ПОРП, с руководством партии и государства "Литература Народной Польши - оценки и прогнозы". Особую значимость в идеологической обстановке, сложившейся в Польше, получает рассмотрение проблем художественной цультуры и литературы в их реальной и конкретной связи с историческими изменениями в жизни страны, с отражением их в произведениях прогрессивных польских писателей, с борьбой против попыток связать современную национальную литературу-с новомодными концеп--j циями буржуазной культуры^Запада.
Целями и задачами диссертации является показ эволюции творчества Я.Ивашкевича и его переход на позиции социалистического реализма в послевоенный период. Такой переход был характерен для ряда крупных польских писателей, в том числе М.Домбровской, Л.Кручковского, Т.Голуя, Е.Путрамента и других представителей польской прогрессивной литературы, опирающихся на традиции критического и социалистического реализма, на традиции антифашистской литературы. В ходе преобразования всего уклада жизни, строительства социалистической культуры Польши, перестраивалось мировоззрение многих художников, рождался новый тип творческой личности - активный соучастник обще с тве нно-кул ьтурной жизни страны.
В диссертации предполагается проанализировать произведения Я.Ивашкевича (рассказы и повести), а также итог его многогранного творчества - роман "Хвала и слава", написанных с позиции социалистического реализма, и показать в идейно-художественном плане то новое, что внесли эти произведения в развитие польской литературы, насколько плодотворными оказались принципы социалистического реализма.
Новизна исследования. В диссертации уточняется место творчества Я.Ивашкевича в литературном процессе послевоенной Польши, выявляются некоторые особенности художественного осмысления проблем современной действительности, показывается, что глубокое психологическое проникновение в мир героев произведений, тонкий анализ духовных проявлений человека является составной частью не только художественной манеры того или иного писателя, но и конкретным воплощением принципов социалистического реализма в литературном творчестве. Исследование разрабатывает мало изученные современным польским литературоведением проблемы: эволюцию идейно-художественных характеристик Я.Ивашкевича, в связи с социальными преобразованиями общества, J возрастающее вследствие этого внимание читателя к раскрытию роли народных масс в истории, усиление социального подхода в создании исторических типов и выработка определенной мировоззренческой позиции художника в мире обостряющейся идеологической борьбы.
Методология исследования основана на трудах класииков марксизма-ленинизма, материалах IX съезда ПОШ, съездов Союза польских писателей, а также литературоведческих трудах, посвященных рассмотрению этого рода проблем.
Практическая значимость. Диссертация дополняет разработку положений социалистического реализма в современном польском литературоведении, уточняет картину творчества Я.Ивашкевича, составленную в работах польских критиков и литературоведов. На основе выводов и положений данной диссертации может быть организован спецкурс для филологических факультетов высших учебных заведений страны. Материалы исследования могут быть использованы в лекционной пропагандистской работе, а также в сети партийно-политического просвещения.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается список использованных источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-художественная проблематика творчества Ярослава Ивашкевича (развитие и утверждение принципов социалистического реализма в послевоенных произведениях писателя)"
Творчество Ярослава Ивашкевича, универсального художнихш, общественного деятеля, лауреата международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" проникнуто мудрым .жизнелю бием. Для него характерна постановка конкретных философских вопросов человеческого бытия, проникновенное изображение харак теров в их сложном диалектическом развитии, внимание к естест венной, "природной" стороне жизни.Путь Я.Ивашкевича от несколько отвлеченного эстетизма и камерности раннего творчества к зрелому реализму, глубокому по стижению связи человека с историей, ярко демонстрирует одну из важнейших закономерностей мировой литературы - переход крупных художников на позиции социалистического реализма. В ;штературв социалистических стран писателя сравнивают ныне с та1с:^ 1ми худож никами слова как М.Шолохов, М.Пуйманова, И.Лндрич, Н.Крдежа и Э.Станев.В творчестве Я.Ивашкевича нашли свое отображение самые су щественные и характерные черты полного противоречий и прогрес сивных социальных преобразований XX века. Опыт Я.Ивашкевича как писателя, критика, знатока музыки является свидетельством большого конструктивного влияния идей социализма на современ ных выдающихся художников, которые под флагом свободы, гума низма и прогресса не только сумели сказать новое слово в ис кусстве, но и сказали его в сферах, отвечающих национальному характеру, общественной практике, многовековой традиции своих народов. Без преувеличения можно утверждать сегодня, что в польской литературе нашего века только Жеромский пользовался таким моральным влиянием и авторитетом как Я.Ивашкевич. Его творчество отображает общие закономерности развития польской
литературы, является звеном, связуюпЦ'Ш предыдущую прогрессив ную польс1^ю 1^льтуру с современностью, национальную культуру Польши с мировой культурой. Писатель сумел почувствовать и от разить неповторимый 1аимат разных культур, сумел понять диалек тическое единство национального и общечеловеческого. Без этого, современный писатель, даже очень талантливый, не смог бы решить существенные проблемы человека и его эпохи, не смог понять ди намики общественной жизни.Путь писателя к социалистическому реализму был не всегда ровен и полон противоречий. Его можно охарактеризовать двумя словами: непрерывные искания. Поиск новых тем, новых художе ственных концепций, новых способов интерпретации .жизненного опыта всегда был связан в его творчестве с обращением к лите ратурным традициям и разнородны[м литературным направленит1, но всегда в центре его был человек.Война заставила Я.Ивашкевича, как и многих крупных польских писателей, глубоко осмыслить социальные катаклизмы, происходя щие в жизни, сблизить свое творчество с реальной действитель ностью, заострить внимание на социальных сторонах жизни.Тяжесть ок1огпационных переживаний во многом определила от ношение писателя к революционным преобразованиям в стране, позволила увидеть в них единственно возможный путь националь ного возрозвдения. В одном из интервью писатель отмечал: "Воз рождается внимание к чувствам и потребностям людей, которыми обычно пренебрегали. Стало легче думать и говорить... Появилась гордость за то, что мы сами, по собственной воле, по собствен ному разумению к чему-то приходиь1, что-то решаем... Отрадно также, что направление движения, избранное нашим народом, со- 163 - впадает с общечеловеческими целями" .Послевоенные произведения Я.Ивашкевича, создаваемые в тече ние почти сорока лет, являются во многом отражением того опыта, которым история наделила Польшу. Несмотря на различные внешние отличия этих произведений, можно обнаружить в них и элементы, которые связывают их. Один из них - это глубошй реализм, выдви гаюший на первый план достоверные, внутренние мотивы действий и решений персонажей. Необходимо отметить, что героями Я.Иваш кевича становятся простые, "маленькие люди", их этика носит интуитивно-естественный характер. Выбор, который они делают, тесно связывается с проблемами общественной жизни.Во многих произведениях писателя важной составной частью, а иногда и "действующим лицом" является музыка. Она постоянно окружает героев Я.Ивашкевича, вторгается в их судьбы, создает определенную эмоционалы-тую атмосферу. Писатель ставил перед со бой сложную задачу - передать музыку языком литературы. И от лично справился с ней.Наконец, общая черта произведений писателя - его оптимизм.Автор всегда дает своим героям надежду. Послевоенная проза Я.Ивашкевича в целом пронизана этим оптимизмом, который бази ровался на польской действительности и глубокой вере в булущее родины. Этот период творчества является свидетельством постоян ного расширения круга проблем, увлекающих писателя, который в свои произведения все чаще вносит свой общественный и мораль ный опыт. Эту закономерность творчества Я.Ивашкевича подчерки вал А.Сандауэр, который, анализируя результаты многих лет тру да писателя, заметил, что "его произведения никогда не являлись I, Z Jarosjl^ awem Iwaszkiewiczom rozraawia V/ilhelm Mach, Nowa Kultura, 1937, N 20. доказательством, но проявлением связи с жизнью.,, все свои уси лия он сосредоточивал на упорядочении своих наблюдений, чтобы • в результате долгого и не прямого пути развития - стать писа телем народного гуманизма, одним из мастеров современной поль т ской прозы" .Шсли о выборе будущего, верном пути не только отделышх героев, а всей нации, всей страны - это центральная проблема творчества писателя. Я.Ивашкевич осмысливает проблемы вечные и общечеловеческие: борьба справедливости и несправедливости, проблема жизни и смерти, проблема искусства общечеловеческого и национального.Главным критерием оценки героев писателем является вечная' "жажда познания правды". Вечный поиск - это программа их жиз ни, Я.Ивашкевич сумел передать не только сущность своей эпохи, но и ощущение быстротечности жизни, ее диалектш^, изменчивость и красоту. Отсюда - философс1ше противопоставления "мира", "войне", отсюда - глубокий его гуманизм.Послевоенное творчество писателя отображает общие закономер ности развития социалистической литературы в Польше. Это дли тельный постоянный процесс, не свободный от трудностей, субъ ективных ошибок и заблуждений, связан с глубокими идейно-худо жественными изменениями в его творчестве.Путь к социалистическому реализглу, пройденный Я.Ивашкеви чем более, чем за тридцать лет жизни в Народной Польше, - это движение в сторону все более глубокого изображения в свете со циалистического гуманизма сложности и многообразия современ ной жизни, раскрытия внутреннего мира человека, его связей с I, Sandauer А. Od estetyzmu do realizmu, Vfj Poeci trzech poko-
le£. - Warszawa,1962,3.88-89. общественной действительностью, социалистическими преобразова ниями, Я.Ивашкевич принадлежал к тем крупнейшим писателям, пред ставителям социалистического реализма, творчество которых всег да было неустанным поиском новых путей развития социалистическо го искусства. Гуманизм, партийность, острое чувство современно сти, активное участие в общественной борьбе и в формировании нового человека - все это выдвинуло писателя в первые ряды поль ских художников XX века.Трудно описать всю многогранность, которая была присуща твор честву этого художника. Многообразие черт, иногда, возможно противоречтад, составляют подлинное величие Я.Ивашкевича. До кон ца своих дней он пытался постичь тайны .жизни. Он смотрел далеко вперед, дальше своего родного дома, который, однако, всегда был для него частью огромного мира.В дневнике польского критика Я.Копровского 2 марта 1980 го да встречаем запись: "...В,восемь часов утра позвонил Шимон (житель дома писателя. - Р.Х.), сказал, что умер Иваш1^евич.Вместе с ним ушла в прошлое целая эпоха польской литературы"-^.Нельзя не согласиться с критиком. Известно, что развитие литературы вообще во многом определяют .жизнь и творчество вели ких писателей. А им и был Ярослав Ивашкевич.I. Koprowski J. Ostatnie lata Jarosjfawa Iwaszkiewicza(Kartki z dziennika).W: Z polskiego na obce,—№2,1984,s.244.
Список научной литературыХолевиньски, Роман, диссертация по теме "Литература зарубежных социалистических стран"
1. Мотылева Т. Всматриваясь в новое. Вопросы литературы, 1972 № 5 с.32.
2. Matuszevvski R. Chwa^a w cierpieniu i s^awa w sloncu.-Przegl^d Kulturalny,1963,N 4,s.3.
3. Sadkowski V/. Proponuje "S^aw? i chwa^V'Uowa Kultura, У 1963,И 19,o.1. " ~
4. Nowe ksi^zki,1963, N 2, s.87.
5. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1950, с.18.
6. Jastrun М. Poza rzeczywistodcia historyczna.- Kuznica, 1945,N 4Г5. *
7. Kott J. О katastrofizmie., Odrodzenie,1945,N 18.
8. Ивашкевич Я. Собрание сочинений, т.7. М., 1979, с.608.2. Там же, с.472.
9. Перевод А.Г.Пиотровской. В кн.: Художественные искания современной польской прозы. - М., 1979, с.38.
10. Za^uski Z. Przepusti;a do historii. Warszawa, 1966,s.207.
11. Leonowicz A. Na II Zjezdzie КРР .Kartki z dziej<5w KPPr Warszawa, 1958,3.60.
12. См.: Werwes H. Jaros^aw Iwaszkiewicz. Y/arszawa,1979,s.120123.
13. Ивашкевич Я. Собрание сочинений, т.7. М., 1979, с.607.
14. Станюкович Я.В. Человек и история в трилогиях Я.Ивашкевича, Л.Толстого и К.федина. В кн.: Польско-русские литературные связи. - М., 1970, а. 462.
15. Ивашкевич Я. Собрание сочинений, т.7. М., 1979, с.348.2. Там же, с.349.3. Там же, с.350.
16. Koprowski J. Ostatnie lata Jaros^awa Iwaszkiewicza(Kartki z dziennika).Y/: Z polskiego na obce.— №2,1984,0.244.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
17. Произведения основоположников марксизмаленинизма
18. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.-Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.
19. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115-217.
20. Маркс К. Письмо Ф.Лассалю. 19 апреля 1859. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.29, с.482-485.
21. Энгельс Ф. Письмо Н.Гаркнесс. Начало апреля 1888 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.35-37.
22. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.
23. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. 3-е изд.,- И.: Искусство, 1976, т.1. 575 е., т.2 - 719 с.
24. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн.собр.соч., т.6, с.1-142.
25. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.- Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.
26. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.
27. Ленин В.И. Заметки публициста. Полн.собр.соч., т.19, с.251-252.
28. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.
29. Ленин В.И. Еще один поход на демократию. Полн.собр. соч., т.22, с.83-84.
30. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России. Полн. собр.соч., т.25, с.93-94.
31. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.
32. Ленин В.И.-А.М.Горькому, 7 февр.1908 г. Полн.собр.соч., т.47, с.132-135.
33. Ленин В.И. Письмо И.Арманд. 24 янв. 1915 г. Полн.собр.соч, т.49, с.54-57.
34. Ленин В.И. А.М.Горькому, 31 июля 1919 г. Полн.собр. соч., т.51, с.23-27.
35. В.И.Ленин и А.М.Горький: Письма. Воспоминания. Документы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1969. - 631 с.
36. Ленин и книга. М.: Политиздат, 1964. - 511 с.
37. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. 6-е изд. М.: Худож. лит., 1979. - 827 с.
38. Ленин В.И. 0 Толстом / Сост. вступит, статья К.Н.Лому-нова. М.: Современник, 1978. - 191 с.
39. В.И.Ленин, КПСС об интеллигенции. М.: Политиздат, 1979. - 295 с.
40. Документы КПСС и Советского государства
41. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. -320 с.
42. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
43. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
44. О партийной и советской печати: Сб.документов. М.: Правда, 1954. - 692 с.
45. Об идеологической работе КПСС: Сб.документов. 2-е изд., М.: Политиздат, 1983. - 544 с.
46. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС, 21 янв. 1972 г. (Изложение). В кн.: Справочник партийного работника. Вып. 12. - М.: Политиздат, 1972, с.191-194.
47. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. -М.: Политиздат, 1979. 590 с.
48. Пленум ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1983. - 222 с.
49. КПСС о формировании нового человека: Сб.документов и материалов (1965-1976). М.: Политиздат, 1976. - 456 с.
50. Об идеологической работе КПСС: Сб.документов. М.: Политиздат, 1977, с.457-602.
51. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС. II марта 1985 г. М.: Политиздат, 1985. - 15 с.
52. Работы руководящих деятелей КПСС и Советскогогосударства
53. Брежнев Л.И. Участникам пленума правления Союза писателей РСФСР: (Приветствие). В кн.: Ленинским курсом: Речи, приветствия, статьи, воспоминания. - М.: Политиздат, т.7, с.567-568.
54. Брежнев Л.И. Коллективу редакции, авторскому активу и читателям. "Литературной газеты". В кн.: Ленинским курсом: Речи, приветствия, статьи. - М.: Политиздат, 1981, т.8, с.25-26.
55. Брежнев Л.И. Участникам Всесоюзной творческой конференции писателей "Дружба народов дружба литератур" в г.Баку ('Приветствие. - В кн.: Ленинским курсом: Речи, приветст-виял статьи. - М.: Политиздат, 1981, с.483.
56. Брежнев Л.И. Речь на церемонии вручения Ленинской премии за книги "Малая земля", "Возрождение", "Целина". Правда, 1980, I апр. (См. также кн.: ХХУ съезд КПСС: единство теории и практики. Вып. 7. - М.: Политиздат, 1981, с. 3640).
57. Материалы съездов Союза, писателей СССР
58. Горький A.M. Советская литература. Доклад на Первом Всесоюзном съезде советских писателен. М.: Художественная литература, 1934. - 40 с.
59. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. 15-26 дек. 1954 г. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1956. - 607 с.
60. Третий съезд писателей СССР. 18-23 мая 1959 г. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, I960. - 271 с.
61. Съезд писателей СССР. 4-й. 22-27 мая 1967 г. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1968. - 318 с.
62. Съезд писателей СССР. 5-й. 29 июня I июля 1971. Стенографический отчет. - М.: Советский писатель, 1972. -555 с.
63. Шестой съезд писателей СССР. 21-25 июня 1976. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1978. - 696 с.
64. Седьмой съезд писателей СССР. 30 июня 4 июля 1981 г. -Стенографический отчет. - М.: Советский писатель, 1983.607 с.
65. Резолюция УП съезда писателей СССР. Лит.газета, 1981, 8 июля, с.1-2.
66. Под знаменем партийности и народности. Материалы юбилейного пленума правления Союза писателей СССР, посвященного пятидесятилетию создания Союза. Сентябрь 1984 г. М.:Политиздат, 1984. 127 с.5. Документы ПОРП
67. J. VI Zjazd PZPR. 6-11 grudnia. 1971♦ Podstawowe materia^y i dokumenty. Warszawa:KiW, 1972. - 381 s.
68. VII Zjazd PZPR. Podstawowe materia^y i dokumenty.-Warszawa:KiW, 1975. 318 s.
69. VIII Zjazd PZPR. Podstawowe dokumenty i materia^y. Warszawa:KiW,1980. 270 s.
70. IX Hadzwyczajny Zjazd PZPR. Nowe Drogi,1982,Nr 8,191 s.
71. Zadania partii w pog^fbianiu socjalistycznej £wiadomo£ci i patr&otyczne;) jednoaci narodu. Tezy VII Plenum КС PZPR.
72. Jaruzelski W. Przemtfwienia. 1981-1982. -Warszawa:KiW, 1983. 516 s.
73. Jaruzelski W. Przem<5wienie na inauguracyjnym posiedzeniu Narodowej Rady Kultury*- Trybuna Ludu, 1983, 25 stycznia.
74. Jaruzelski W. Przem<5wienie na Konferencji SprawozdawczejWarszawskiej Organizacji PZPR. Trybuna Ludu,1983, 26 luty.5*9. I Ogtflnopolska Partyjna Konferencja Ideologiczno-Teore-tyczna. r 2-3 kwietnia 1982. Warszawa;KiW.1982.-620 s.
75. Konferencja pisarzy cz?onk6w PZPR. Trybuna Ludu,1983. Nr 47.
76. Konferencja pisarzy cz£onk<5w PZPR "Literatura Polski Ludowej" oceny i prognozy, - Trybuna Ludu,1985,22 luty.
77. Специальная литература (книги, брошюры, статьи)
78. Бажан М. Большая книга польского писателя. Лит.газ., 1966, 3 ноября, J& 130.
79. Бартельский Л. Заметки о современной польской прозе. -Звезда, 1968, № 12, с.116-118.
80. Бахтин М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа). Вопросы литературы, 1970, № I, с.95-122.
81. Белза С. Наш гость Я.Ивашкевич. Вестник Московского университета, Филология, 1964, J3 2, с.93-94.
82. Белза С. Знание мудреца, предчувствие поэта. Литературная газета, 1977, 14 сентября.
83. Бернштейн И.А. Человеческие судьбы и история Сроман-эпо-пея). В кн.: Герой художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1973, с.ПЗ-114.
84. Бернштейн И.А. Эпос обновления жизни. М.: Советский писатель, 1982. - 340 с.
85. Британищский В. Путь к простоте. Поэзия Я.Ивашкевича. -Иностранная литература, 1974, № 2, с.201-208.
86. Британищский В. Музыка вечером. Лирика Ярослава Ивашкевича. 60-70-е годы. Литературное обозрение, 1984, А^ 3, с.27-34.
87. Ведина В.П. Современная польская проза. Киев: Наукова думка, 1971. - 397 с.
88. Вервес Г. Ярослав Ивашкевич. Литературно-критический очерк. М.: Советский писатель, 1985. - 254 с.
89. Выка К. Лики мира. В кн.: Статьи и портреты. - М.: Прогресс, 1982, с.151-183.
90. Горский И.К. Польский исторический роман. М.: Издательство АН СССР, 1963. - 261 с.
91. Дмитриев В.А. В глубь эстетической сущности метода.В кн.: Гуманизм советской литературы. М.: Мысль, 1980, с.65-116.
92. Ивашкевич Я. Польский народ не забыл уроков истории. -Известия, 1954, 19 декабря.
93. Ивашкевич Я. Величайшая вершина. Литературная газета, I960, 17 ноября.
94. Ивашкевич Я. Мир этот так огромен. Иностранная литература, 1978, № 9, с.199.
95. Ивашкевич Я. Понять, познать и выразить. Вопросы литературы, 1974, № 7, с.125-135.
96. Ивашкевич Я., Марков Г. Единство. Вопросы литературы, 1975, Ш 12.
97. Ивашкевич Я. Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1977-1979.
98. Ивашкевич Я. Воспоминания об Зренбурге. Вопросы литературы, 1984, Ш I, с.194-202.
99. Лисовский Е. Ярко прожитая жизнь назначение человека.- Советская культура, 1973, 19 октября.
100. Марков Д.Ф. Генезис социалистического реализма. М.: Наука, 1970. - 302 с.
101. Мартынова Т.М. Идейно-художественное своеобразие романа Я.Ивашкевича "Хвала и слава". Вестник Московского университета. Серия 10, Филология, 1970, J6 3, с.77-91.
102. Мархлевский Ю. Об искусстве. М.: Наука, 1976. - 293 с.
103. Матушевский Р. Писатель народной Польши. Иностранная литература, 1962, № 2, с.206-209.
104. Мейлах Б. Ленин и проблемы русской литературы. М.: ГИХЛ, 1951, с.150-151.
105. Мотылева Т. Предисловие к кн.: Я.Ивашкевич. "Хвала и слава". T.I. М.: Художественная литература, 1974, с.5-16.
106. Мотылева Т. Томас Манн и русская литература. М.: Знание, 1975. - 64 с.
107. Мотылева Т. Всматриваясь в новое. Вопросы литературы, 1972, В 5, с.31-32.
108. Навроцкий В. История современности, современность истории. Литературная газета, 1972, 16 августа,
109. Новиков В.В. Движение истории движение литературы.-М.: Советский писатель, I9731. - 478 с.
110. Новиков В.В. Героическому времени героическое искусство. - М.: Советский писатель, 1964. - 190 с.
111. Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества. М.: Советский писатель, 1974. - 520 с.
112. Пиотровская А.Г. Художественные искания современной польской литературы. Проза и поэзия 60-70-х годов.- М,: Наука, 1979. 294 с.
113. Северина Н.Я. Рассказы и повести Я.Ивашкевича (40-60-е годы"). В кн.: Зарубежные славянские литературы XX в. -М.: Наука, 1970, с.401-434.
114. Сергеева Е. Я.Ивашкевич. Жизнь всегда побеждает. -Иностранная литература, 1965, № 10, с.254-255.
115. Силина Т. Познать, понять, выразить. Литературная газета, 1977, 7 декабря.
116. Спасс С.А. "Блендомерские страсти" Я.Ивашкевича и русская литература. Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, 1977, № 3, с.33-43.
117. Станюкович Я.В. Международное значение современного польского реализма. Домбровская и Ивашкевич. В сб.: Художественный опыт литератур социалистических стран. М.: Наука, 1967, с.79-125.
118. Станюкович Я.В. Современный польский роман-эпопея СМ.Домбровская, Я.Ивашкевич). В кн.: Художественная форма в литературах социалистических стран. М.: Наука, 1969, с.168-210.
119. Станюкович Я.В. Человек и история в трилогиях Я.Ивашкевича, А.Толстого, К.Федина. В кн.: Польско-русские литературные связи. - М.: Наука, 1970, с.440-469.
120. Станюкович Я.В. Реализм Марии Домбровской. М.: Наука, 1974. - 291 с.
121. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М.: Советский писатель, 1973. -502 с.
122. Федин К. Слово о Ивашкевиче. Литературная газета, 1964, $ 23, 22 февраля.
123. Фролов В. Время и книги. Литературная газета, 1969, 26 февраля.
124. Хорев В.А. Литература I9I8-I944 годов. В кн.: История польской литературы. Т.2. - М.: Наука, 1968, с.197.- 225.
125. Хорев В.А. Заметки о польском романе начала 70-х годов. В кн.: Новые явления в литературе европейских социалистических стран. М.: Наука, 1976, с.95-129.
126. Хорев В.А. Становление социалистической литературы в Польше. М.: Наука, 1979. - 364 с.
127. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателяи развитие ^литературы. М.: Художественная литература,
128. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Художественная литература, 1982. - 334 с.
129. Цыбенко Е.З. "Хвала и слава" Ярослава Ивашкевича и роман-эпопея в современной польской литературе. В кн.: Романв современных литературах южных и западных славян. -М.: Наука, 1973, с.60-81.
130. Цыбенко Е.З. Ярослав Ивашкевич и русская литература. В кн.: Из истории польско-русских литературных связей XIX--XX вв. - М.: Издательство Московского университета, 1978, с.239-268.
131. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Советский писатель, 1975. - 376 с.
132. Щербина В.Р. Концепция человека в современной литературе.-В сб.: Гуманизм и современная литература. М.: Издательство АН СССР, 1963. - 405 с.
133. Я знаю, как прекрасен Ленинград. Беседа с Ярославом Ивашкевичем. Аврора, 1971, № II, с.75-76.
134. Специальная литература (на польском языка) / книги, брошюры, статьи)
135. Andrzejewski J. Popi6£ i diament, WarszawajPlW,1968.-380 s.
136. Artdrzejewski J. Propozycje tera£niejszodci.- Odrodze-nie, 1945, N 45.
137. Bartelski L. Cieff wojny, Warszawa:Czytelnik,1983.-465s.
138. Bfk z. "Czerwone tarcze " Jaros^awa Iwaszkiewicza.-Warszawa:PZFS, 1973. 99 s.
139. Bereza H. "S^awa i chwaXa".W: Sztuka czytania.-WarszawajCzytelnik,1966, s.94-120.
140. Bereza H. Demonizm przewrotny . Tw<Src.zo£6,1968,N 10, s.121-124.
141. Bereza H. W poszukiwaniu moralnych racjji zycia,-Nowa Kultura, 1955,N 16.
142. Bereza H. Rozstrzygni^cie . Tygodnik Kulturalny, 1963, N 4.
143. Bereza H. Jaros^aw Iwaszkiewicz. -Tygodnik Kulturalny, 1974, N 7.
144. Bereza H. Rzeczywisto££ Iwaszkiewicza, Tw<5rczo£6, 1960, N 7, s.114-116.
145. Bereza H. Zmy^lenie i prawda. — Tw<5rczo£^<£, 1963,U 4, s.52-55.
146. Bereza Н. 2ycie trvva. Twtfrczo^S, 1958,N 8,s.124.
147. B^otfski J. Iwaszkiewicz . Przegl^d Kulturalny, 1958, N 47.
148. Brandys K. Drogowskazy. « Odrodzenie, 1945,H 31 •
149. Brodzka A. Realizm otvvarty : poszukiwanie i wyb<5r.-Pami9tnik Literacki , 1964, N 4.
150. Brodzka A. 0 tw<5rczo£ci Jaros/awa Iwaszkiewicza.-Krak6w~WrocXaw,1983,Wydawnictwo Literackie,-275 s.
151. Bugajski L. Mediator. 2ycie Literackie,1983,N 30.
152. Burkot S. Znamiona wielkiej epiki. Ruch Literacki, 1969, U 6.
153. Burkot S. Kontemplacja i pasja Sycia. Jarosjfaw Iwaszkiewicz .W:Prozaicy dwudziestolecia mi^dzywojennego,V/arszawa; WP, 1972, s. 241 -271.
154. Burkot S.,St9pie£ M. Wsp5^czesna literatura polska . Przewodnik i materia^y, Warszawa: 1977,PZWS ,408 s.
155. Chlebda W. Sny, "sny" i "Sny". Had granicami dowol-no£ci translatorskiej. - Literatura na dwiecie,1983, И 5,s.323-340.
156. Chrzanowski M. Opowiadania Jaros/awa Iwaszekiewicza.-Sycie Literackie,1982,N 1610.
157. Cietfski A. Iwaszkiewicz naszej £wiadomo£ci. Odra, 1974, N 3, s.59-71.
158. Czanerle M. Pan lubi ludzi, Panie Iwaszkiewicz.- Teatr, 1964, N 20.
159. D?browdka M. Szkice о Conradzie, Warszawa,Czytelnik, 1974,- 285 s.
160. D^prowska M. pisma rozproszone,t.2,Krakowj1 WL,1964.~ 755 s.
161. D^browska M. Przygody cz^owicka my£l§cego, Warszawa, Czytelnik,1972, - 777 s.
162. Drozdowski B. Iwaszkiewmcz poeta. Poezja,1978, N 4, s.35-40.
163. Pry с A. Jaro-g^aw Iwaszkiewicz. Tw5rca i dzia^acz.-Trybuna Ludu,1974, N 48, s.1,6.
164. Gamdzyk H. Pozostadi wiernym sobie. Poezja,1978,N 4, s.9-30.
165. Gronczewski A.Ufnosc i zwatpienie: od modernistycznegoestetyzmu do katastroficzneл negacrji kultury.-Przeglad Humanistyczny,1970,N 1.
166. Gronczewski A. Jaros^aw Iwaszkiewicz. V/arszawa; РШ7, 1972. 254 s.
167. Gronczewski A. G?osy. Poezja, 1978, H 4,s.9-30.
168. Iwaszkiewicz J. V Barcarolla Szopena. Wiadomodci Lite-rackie,194 1933, N 55.
169. Iwaszkiewicz J. Listy do Pelicji. Nowiny Literackie, 1947, II 26.
170. Jakubowski J.L. Jaros^aw Iwaszkiewicz dogtorem honoris causa. Uniwersytetu Warszawskiego. Miesi9cznik Literacki, 1972, U 1, s.28-30.7«42. Jastrun M. Poza rzeczywisto^ci^ historyczn?.-Kuznica, 1945, U 4-5.
171. Jesionowska W. Dzi£ w Stawisku. « Gazeta Lubuska, 1984, U 54.
172. Kabatc E. Stary poeta zosta^ sam. Polityka,1983,N 10.7«45. Kanewski A. Powiesc Jaros^awa Iwaszkiewicza. -Tw6rczo££, 1956, N 9, s.170-178.
173. Kirchner H. Iwaszkiewicz.- Y/sp<Jjfczesno^6,1963»И 6.
174. Klimowicz A. Rec."S£awy i chwa^y". Nowe Ksi^zki, 1963, N 2.
175. Konrad P. Marksizm bez przy^bicy. Odrodzenie,1947» U 14-15.
176. Koprowski J. 84 lata Jarosjfawa Iwaszkiewicza.-Argumenty, 1978, N 1.
177. Koprowski J. Ostatnite lata Jaros^awa Iwaszkiewicza (kartki z dziennika) .V/: Z polskiego na ohce,J{6d£, Wydawnictwo Jtodzlfcie, 1984, s.218-244.
178. Kossowska S. Polska "Wojna i pokoj". ~ Wiadomodci. (Londyn),1956, N 42.
179. Kott J. 0 katastrofizmie. « Odrodzenie,1945, I 18.
180. Kruczkowski L. Literature i polityka,t.2. Warszawa, WL, 1971, - 389 в.
181. Kubacki W. Proza Iwaszkiewicza WiKiytyk i tworca,Wyd.WZadysJtewa B9ka, 1948, s. 273-309.
182. Kubacki W. Dziennik 1944-1958, Warszawa:Czytelnik, 1971. 461 s.
183. Kwiatkowski J. Opowiadania v/sp<5Xczuj^ce Zycie Literackie, 1955, N 15.
184. Kwiatkowski J. Rimbaudyzm Iwaszkiewicza. Pamiftnik Literacki, 1962, z.2.
185. Kwiatkowski J. Model wielkiej przygody .Tw6rczo£6,1974,N 7, s.80-88.
186. Kwiatkowski J. Poezja Jaros^awa Iwaszkiewicza na tie dwudziestjftLecia mi^dzywojennego, Warszawa:Czytelnik,1975, 590 s.
187. Leonowicz A. Na II Zjezdzie KPP. Kartki z dziej<5w KPP, Warszawa:KiW,1958,186 s.
188. Lewandowska E. Muzyka w prozie Iwaszkiewicza. -Argumenty, 1974, N 7, s.7-8.
189. Lichanski S. 0 miZo^ci wsp6^czesneTygodnik Kultu-rainy, 1961, N 28.
190. Mach W. Szkice literackie, t.I, WarszawajWL, 1971." 248 s.
191. Mach V/. Proza Iwaszkiewicza. Odrodzenie, 1946,H 2,
192. Maci^g V/. Uroda s'wi^ta. 2ycie Literackie, 1962,ж 43.
193. Maci^g W. Historia jako zbrodnia. 2ycie Literackie, 1963, N 5.
194. Macifg V/. Bunno£6 zycia i £ad artysty. W: Opinie i wrozby, Krakow:WL, 1963. s.82-106.
195. Maci^g W. Epika Iwaszkiewicza.V/: Nasz chleb powszedni, Krakow:WL, 1949.
196. Maci^g W. Okupacja i demony Howe Ksiazki,1968,N 18, s.124-125.
197. Maci^g W. Tworczosc Jaros^awa Iwaszkiewicza.W: Auto:^ naszych lektur, Wroclaw:PZWS,1973, s.159-175.7*71. Maci^g W. Jaros^aw 0 Iwaszkiewicz.W: Literatura Polski Ludowej 1944-1964.- Warszawa:PIW, 1974, s.306-317.
198. Maciejewska J. 0 "Brzezinie" i "Kochankach z Marony" Jaros^awa Iwaszkiewicza W: Lektury i problemy. Wybor i epracowanie Janusz Maciejewski, Warszawa, s.427-437.
199. Matuszewski R. 0 prozie Iwaszkiewicza. Tw<£rczo££,1954, N 5.
200. Matuszewski R. Kjfosy smierci,kXosy zycia.- Twtfrczo£6,1963, N 11, s.79-82.
201. Matuszewski R. Chwa^a w cierpieniu i s^awa w s^oouur- Przeglfd Kulturalny, 1963, N 4.7.7b. Matuszewski R. Doswiadczenia i mity,. Warszawa:PIW,1964. 525 s.
202. Matuszewski R. Iwaszkiewicz , Warszawa:WP ,1965.- 114 s.
203. Matuszewski R. p62ne urodzaje jarosjkfawa Iwaszkiewicza.- W;Z bliska, Krak6w:WL, 1981, s.90-122.
204. Mamotf B. Nowoczesnod"6 i starodwiecczyzna. Kierunki, 1956, N 12.
205. Paszek J. Iwaszkiewicz i Joyce. 0 dw<5ch pr<5bach lite-reckiej fugi. Tw6rczo£6,1983,N 2, s.82-90.
206. Pietrak V/. Rachunek z dwudziestoleciem. Warszawa:WL,1955, s.128-149.
207. Preger J. Stare i nowe w opowiadaniach Iwaszkiewicza.-Nowa Kultura, 1960, N 32.
208. Preger J. Inny Hamlet. Nowa Kultura, 1963,N 2.
209. Przybo£ J. "Heidenreich" "Cienie" Jaros^awa Iwaszkiewicza. 2ycie Warszawy,1965, N 46.
210. Pruszytfski K. Jaros^aw Iwaszkiewicz .Wj PodroSfe po Polsce, podrtfze po Europie, Kraktfw: WL,1969. 194 s.
211. Przybylski R. Eros i Tanatos. Proza Jaros^awa Iwaszkiewicza 1916-1938, Warszawa:Czytelnik,1970. 367 s.
212. Rohozitfski J. Czu£e widzenie.- Widnokrfgi, 1963,N 7, s.59-61.
213. Rohozitfski J. Iwaszkiewicz . Warszawa:ZWS, 1968. -311 s.
214. Sadkowski W. Proponuj9 "S^aws i chv/a^f . Nowd. Kultura, 1963, N 19.
215. Sadkowski W. Epika Jaros^awa Iwaszkiewicza W:Penetracje i komentarze. Notatnik recenzenta.1960-1965.- Warszawa: KIW, 1967. -s.231-257.
216. Sadkowski W. Jaros^aw Iwaszkiewicz. Humanista,poeta, dzia^acz. Trybuna Ludu,1974, N 51.
217. Sandauer A. Od estetyzmu do realizmu .W: Poeci trzech pokolefT, Warszawa:PIW, 1955, s.71-89.
218. Schaff A. Marksizm a hwrianizm. Odrodzenie, 1945,N 31.7.97» Skarbowski J. Muzyka w tw&rczo^ci Iwaszkiewicza./W:/ Literatura muzyka. Zblizenia i dialogi, Warszawa: Czytelnik, 1981, s. 154-311.
219. StfpiefT M. Trudne przygody literatury Polski Ludowej. W:W kr?gu literatury Polski Ludowej,Krakow:\7L, 1975, s.7-41.
220. St§pietf M. Pcszukiwania i obserwacje. -Krak<5w:V/L, 1982. 260 s.
221. Ю0. Tacy bliecy ,tacy r<5zni.- Z Janem PilaJem romawia A.Krzemirfski. Polityka, 1981, N 10.
222. Ю4. Westermark J. Prawda dziejowa w: "Czerwenych tarczach" Jaros^awa Iwaszkiewicza . ~ Tw<5rczo^6,1971 7,s.75-94.