автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему:
Идейно-художественное своеобразие новеллистики Ярослава Ивашкевича

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Каменева, Нелли Федоровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.04
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Идейно-художественное своеобразие новеллистики Ярослава Ивашкевича'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Каменева, Нелли Федоровна

I. Введение.I-I

П. Глава I. Ццейно-худокественное своеобразие новеллистики Ивашкевича (I9I8-I945 гг.). 16

Ш. Глава П. Особенности новеллистики Ивашкевича послевоенного периода. 72

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Каменева, Нелли Федоровна

В польской литературе XX века творчество Ярослава Ивашкевича (1894-1880) занимает одно из самых видных мест. Его жизнелюбивое, интеллектуально насыщенное искусство своеобразно отразило те идейно-эстетические изменения, которые на протяжении шести десятилетий происходили в художественной жизни страны. Эволюция Ивашкевича - это путь мировоззренческого и художественного восхождения от эстетизированного восприятия жизни и искусства, от стилизованных образов и.индивидуалистических ранних произведений к целостности миропонимания, нашедшей адекватное воплощение в художественно органичных, мужественных и гуманных произведениях зрелого писателя.

В творчестве Ивашкевича, поражающем многообразием жанровых форм, рассказу принадлежит особое место» Именно в нем проявился наиболее ярко и полно талант Ивашкевича - лирика, тонкого психолога, создавшего специфическую, только ему присущую, атмосферу интимно^духовного общения, в нем созданы те благородные, простые, чувственно-земные и в то же время возвышенные образы, по которым мы безошибочно узнаем его художественный почерк. На протяжении долгого творческого пути, пройденного Ивашкевичем, его рассказ не только усовершенствуется, но принципиально изменяется. От эстетического индивидуализма.-. первых опытов он развивается к глубоко гуманистическим рассказам последних лет, в которых удивляет виртуозность художественной формы и масштабность содержания, заключающего в себе главные вопросы человеческого бытия.

Творчество Ивашкевича многократно являлось предметом исследований польских литературоведов, И хотя нет ни одной монографической работы, где бы оно характеризовалось всесторонне, все же особенно основательно отдельные его этапы и направления рассмотрены в книге А.Грончевского "Ярослав Ивашкевич"*, в монографии Р.Пшибыльского "Эрос и Танатос" (Проза Ярослава Ивашр кевича I9I6-I938) , в исследовании М.Ендрыховской "Ранняя проза о

Ивашкевича"0. Р.Матушевский посвятил писателю популярный монографический очерк "Ивашкевич"^.

Но значительно раньше появились статьи о прозе Ивашкевича, в которых освещались те или иные стороны его поэтики. Одна из самых ранних-статья Стефана Колачковского (вышла в 1922 году), посвященная украинской тематике в польской литературе 20-х го5 дов . В ней автор делает попытку определить стиль ранней прозы Ивашкевича, в качестве главного элемента выделяя лиризм* К наиболее основательным исследованиям прозы Ивашкевича с цринадлежат статьи Вацлава Кубацкого и Казимежа Быки , положив

1 Gronczewski A. JarosZaw Iwaszkiewicz. Y/arszawa, 1974.

2 Przybylski R. Eros i Tanatos. Proza JaroeZawa Iwaszkiewicza 1916-1933. Y/arszawa, 1970.

3 J^drychowska M. Y/czesna proza JarosZawa Ivjaszkiewicza. Y/roc-Zavj etc, 1977. ( Polska Akademia ITauk - OddziaZ vj Krakowie. prace koraisji historycznoliterackiej IT37)

4 Matuszewski R. Iwaszkiewicz. Y/arszawa, 1965.

5 Ko£aczkovJski S. Gavj^cla z povjodu utworow jarosZavja Ivjaszkiewicza. In: KoZaczkowski S. Portrety i zarysy literackie. Y/arszawa, 1963, s.564-571.

6 Kubacki V/. Proza Iwaszkiewicza. In:Kubacki V/. Krytyk i tworca. Ziodz, 1945, s.273-309; V/yka K. Oblicze swiata, In: Ytyka K. Pogranicze powiesci. Krakow, 1943, s.272-304. шие основу для дальнейших более широких работ. Исходный материал их анализа разный - у Кубацкого рассказы периода войны, у Быки проза раннего периода и 30-х годов, но их объединяют выводы о лирико-психологическом характере реализма Ивашкевича, оформившемся в период написания "Барышень из Волчиков" и "Березняка".

Монография Анджея Грончевского суммирует опыт ивашкевиче-ведения и развивает концепцию его творчества, опираясь на лод-ход Кубацкого и Быки, рассматривающих творчество Ивашкевича как путь от эстетизма к реализму, как освобождение от влияний Молодой Полыни и обращение к реалистической традиции. Книга Грончевского носит обзорный характер и далеко не исчерпывает проблематики прозы Ивашкевича, тем более, что в силу личных склонностей автора, основное внимание в ней концентрируется на поэзии»

Заслуга Матушевского состоит в том, что его книга - первая в Польше попытка монографического описания творческого пути Ивашкевича, В ней развивается взгляд на его творчество, изложенный ранее в статьях*. Матушевский рассматривает эволюцию Ивашкевича как постоянное совершенствование метода психологического реализма, освоение которого происходит в 30-е годы и связано с рассказами и повестями, в которых начинает отражаться социальная тематика. - "Барышни из Волчиков", "Мельница над Утратой", "Солнце в кухне", "Роза" и др. Основными этапами творчества Ивашкевича он считает повесть "Луна восходит", где писатель впервые отказывается от стилизации в духе традиций"Молодой См.: blatuszewski R. О prozie Ivjaszkiewicza. - Tworczosc. 1954, z.5, s.93-113; llatuszewski R. Szkice krytyczne. V/arczawa, 1954, s.177-133.

Польши1; роман "Заговор мужчин"(1930), в котором реализм, по мнению Матушевского, сознательно избирается как творческий метод, и роман "Красные щиты", где пересматриваются позиции философского индивидуализма, характерные для раннего творчества»

Своеобразием методики литературоведческого анализа отличается монография М.Ендрыховской "Ранняя проза Ярослава Ивашкевича". Автор книги обращается к исследованию структуры прозы 19161924 годов, вычленяя в ней элементы и связи, повторяющиеся затем в позднейших произведениях. Она выделяет те стилистические "фигуры" - символ, параболу, аллегорию, которые позволяют установить взаимодействие поэтики Ивашкевича с той или иной литературной традицией и одновременно выделить индивидуально-характерное. Автор подчеркивает, что проблема "формы" не является для нее вопросом формальным, но тесно связана с мировоззрением писателя. Однако основное внимание она все-таки сосредоточивает на анализе структурных отношений вне "идейного аспекта", который ей кажется более простым и единым для всего творчества» "Певец жизни", так определяет она ведущую мысль творчества Ивашкевича^ этот вывод представляется недостаточным и слишком общим, Но монография Ендрыховской дает много интересных наблюдений, которые в соединении с равнозначным вниманием к содержательной стороне произведений могут дать представление о художественном целом и о месте раннего Ивашкевича в польской и европейской литературной традиции.

Особую концепцию творчества Ивашкевича на материале довоенной прозы представляет в своей монографии Р.Пшибыльский. Умный исследователь и тонкий знаток литературы, он делает немало оригинальных замечаний, подробно анализируя поэтическую прозу 20-30-х годов, довоенные рассказы и романы. Однако весь период довоенного творчества Ивашкевича он связывает исключительно с влиянием литературы модернизма и её философских теоретиков, в гораздо меньшей степени обращая внимание на внутреннее тяготение писателя уже в 20-е годы к реалистической традиции. Хотя, как представляется, в противоборстве этих двух тенденций состоит суть довоенного творчества Ивашкевича,

В советской литературоведческой науке также появился ряд исследований, касающихся прозы Ивашкевича. Прежде всего нужно назвать монографию украинского полониста Григория Вервеса "Ярослав Ивашкевич, Литературно-исторический очерк"*. Автор монографии прослеживает эволюцию идейно-эстетических взглядов писателя в контексте польской, русской и европейской литературы, во взаимодействии и полемике с модернистскими и авангардистскими направлениями и школами, в диалоге с которыми формировалось мировоззрение и поэтика писателя. Основное место в книге уделено анализу отдельных произведений, начиная с ранней поэтической прозы. 1925 годом датируется перелом в творчестве писателя, сознательное обращение его к реализму. Полемизируя с Пшибыльским, Вервес пишет, что "преодоление", а не "усвоение" идеалистической философии Бергсона и Ницше было "гарантией взросления писателя", Вервес подробно останавливается на изменениях, цроизо-шедших во взглядах писателя во время П мировой войны. По его мнению, с этого времени его творчество приобретает общественную направленность, которая определяет весь последующий период.

Значительно раньше монографий Вервеса появились статьи, положившие начало исследований творчества Ивашкевича в Советском Союзе. Это работы Я.В.Станюкович "Международное значение совре Вервес Г.Д. Ярослав 1вашкевич. Литературно-критический нарис. КИГв, 1978. менного польского реализма. Домбровская. Ивашкевич".1, "Человек о и история в трилогиях Я.Ивашкевича, А.Толстого, К.Федина" , статья Е.З.Цыбенко "Хвала и слава" Ивашкевича и роман-эпопея в о современной польской литературе" . Обзорный характер носит появившаяся несколько позже статья Б.Б.Битт "Ярослав Ивашкевич"4. Переводам произведений Ивашкевича в Советском Союзе и исследованию его творчества в СССР и других славянских странах посвящены с; детальные, обстоятельные статьи Е.З.Цыбенко и Я.В.Станюкович . Среди работ о "малой прозе" Ивашкевича выделяется статья с

Н.Е.Севериной "Рассказы и повести Ивашкевича (40-60-е гг.) , где автор делает успешную попытку анализировать идейно-художественное своеобразие рассказов этого периода и определить их жанровое своеобразие»

Связь новеллистики Ивашкевича с русской традицией рассказа

1 Художественный опыт литератур социалистических стран. М., 1967, с. 79-124. р

Л Польско-русские литературные связи. М., 1970, с. 440-468. Роман в современных литературах южных и западных славян. М., 1973, с. 60-80.

4 Писатели Народной Польши. М., 1976, с. 64-84.

5 Cybienko Н.Z. Dzieia jaros^avva Ivjaszkiewicza w Zwiajzku Radziec-kira. - Przegl^d humanistyczny. 1979, И 9.

Станюкович Я.В. Творчество Ярослава Ивашкевича и славянские литературы. - Известия Академии Наук СССР. Серия литературы и языка. 1983, том 42, № 4. Зарубежные славянские литературы. XX век. М., 1970, с. 401-434. исследует в своих статьях С.А.Спасс*. Роль музыки в рассказах

Ивашкевича анализировал ленинградский исследователь М.П.Маль2 ков ,

В монографиях, статьях и отчасти рецензиях польских и советских авторов в отношении "малой прозы" Ивашкевича сделано очень многое: выявлены основные идейно-художественные компоненты его рассказов, особенности индивидуального писательского стиля, соотношение его с закономерностями историко-литературного развития.

Опираясь на достижения, сделанные в исследовании творчества Ивашкевича, свою задачу мы видим в последовательном раскрытии эволюции Ивашкевича-новеллиста от ранней поэтической прозы начала 20-х годов до рассказов последних лет. Особое внимание предполагается уделить рассказам 70-х годов, представляющим вершину новеллистического творчества Ивашкевича и одновременно являющимися наименее изученными. Не менее существенным представляется дальнейшее выявление своеобразия повествовательной манеры Ивашкевича, раскрытие тех стилеобразующих элементов, которые составляют его писательскую индивидуальность. Среди других категорий поэтики наибольшее внимание будет обращено на описание жанрового своеобразия рассказов Ивашкевича, разделение их по этому признаку на группы, установление связи с новеллистически Спасс С.А, "Идейно-художественные особенности рассказов Я.Ивашкевича и К.Паустовского. - В кн.: Сборник научных статей. Гродн. пед. ин-т Янки Купалы. Минск, 1974; spass s.a. iiryсzno-psychologiczna nowela J.lwaszkiewicza a opovjiadani'a rosyjskie. -Przegla^d humanistyczny, 1930, N 7/3. Мальков М.П, Музыкальные аспекты творчества Ярослава Ивашкевича. В кн,: Литература и музыка. Л., 1975, с. 207-226. ми жанровыми традициями и формированием современных жанровых форм в польском рассказе.

XXX

Представляется необходимым предварительно определить во введении жанр "малой прозы" Ивашкевича, Рассказ это или новелла?

Специально вопрос о жанре "малой прозы" Ивашкевича до сих пор почти не затрагивался. Советские полонисты, как правило, используют термин рассказ, польские - рассказ и новелла, называя чаще всего рассказом более крупные формы, относимые у нас также и к повестям ("Березняк", "Барышни из Волчиков"), а к новеллам - небольшие по объему произведения и те, что названы так самим Ивашкевичем.

Определение жанра - это не просто вопрос терминологии, но один из главных способов постижения идейно-художественного содержания произведения. Жанр определяет композицию всего цроизве-дения и отдельных образов, сюжетное развитие, стиль произведения, отношение авторского "я" к изображаемому и к действительности, но главное - в жанровой структуре как рассказа, так и новеллы уже заложена содержательная сущность. Рассмотрение жанра как формосодержательной категории позволяет раскрыть значение повествовательных "цриемов" и эстетическое целое рассказов Ивашкевича.

В советской и зарубежной литературоведческой науке укрепилось мнение, что новеллой называется определенный конкретно-исторический тип малой повествовательной формы, возникший в эпоху Возрождения и связанный с именами Боккаччо, Саккетти, Мазуччо, Маргариты Наварской и др.^. Содержанием ренессансной новеллы, См. Реформатский А, Опыт анализа новеллистической композиции. Вып. I. М., 1922; Виноградов И. Борьба за стиль, 0 теории новеллы. М,, 1937, которое определило ее дальнейший вид, было изображение частной жизни людей, бытовых, но как правило, драматических ситуаций, отражающих столкновение личности со средой.

В европейских литературах предтечами новеллы были фольклорные рассказы (в Италии - фацеции, во Франции - фабльо, в Германии - шванки), что в большей степени обусловило ее структурные признаки. Новелла, как правило, заключала в себе сенсационную весть, анекдот, фабула ее драматична, включает событийный узел и его расшифровку, развязывание*. Новелла предполагает закрытую, "обрамленную" композицию, связанную с образом рассказчика (иногда и слушателя), дидактическую концовку и pointе - поворотный пункт в развитии ежета. Сжатой, стилистически концентрированной новелле чужды сюжетная многоплановость и неопределенность авторской оценки. Исторически "образцовой" новеллой с точки зрения соблюдения всех "правил" ее построения являлась итальянская новелла ХШ-ХУ1 веков. В ХУЛ - ХУШ вв. ее структура претерпевает значительные изменения, но в начале 19 века она переживает второй расцвет, который ассоциируется прежде всего с именем Эдгара По,

В дальнейшем развитие новеллы связывается с теми произведениями "малой прозы", которые построены на остро-сюжетном материале, интригующей фабуле, неожиданной, остроумной развязке (новеллы Гофмана, Мериме, Гоголя, Томаса Манна, Бабеля) или несут в себе "психологический драматизм" (новеллы Мопассана, Чехова) .

В польской литературе развитие новеллы имеет свою националь

О жанровой структуре новеллы см. работы польских исследователей: Cieslikowska Т. Nowela. - Zagadnienia rodzajow literackich. 1961,- t. 17, z 1(6), s.222-228; Fryde L. Problem noweli. - Pa-mi^tnik literacki, 1961, ы 1, s.91-124. ную специфику*. По всей вероятности, также развившись из фольклорного рассказа, новелла,однако,не получила широкого распространения, хотя как на одно из ее ранних проявлений польскими исследователями указывается на новеллистическую конструкцию поэмы о

Я.Кохановского "Шахматы" .

Кроме того, уже на раннем этапе развития малых прозаических форм в польской литературе большое влияние на них оказывал своеобразный польский фольклорный жанр - гавенда, который, в от,-личие от фабльо или фацеции,несет в себе предпосылки к большей эпической широте и свободе. Классическая польская новелла 19 века почти не выступала в структурно "чистом" новеллистическом виде, но соединяла в себе композиционные особенности новеллы и раССКа

ГЭ А за . Возникали средние формы » Польские исследователи новеллы Я.Тшинадловский, Т.Чесьликовская говорят о влиянии "аналитического" типа повествования, свойственного рассказу, на "синтетическую" конструкцию новеллы. Напряженная сюжетность как бы "размывается" психологическим анализом. Экономная, лаконичная ткань новеллы становится более раскрепощенной и свободной. Переходный жанровый тип характерен для новеллистики Э.Ожешко, Б.Пруса, Г.Сенкевича. У М.Конопницкой "правила" новеллы нарушаются еще больше: расширение художественного времени, введение побочных сюжетных линий, слияние образов рассказчика и автора (рассказчик от 1-го лица мало чем отличается от классического повествователя в 3-ем лице, его "полномочия" как лица всезнающего См.: Trzyna.lZovjslci J. LTowela-opowiadanie и polskiej tradycji literackiej. problem strulctury. In: Trzynad^ovvski J. Sztuks s^o-via i obrazu. Wroclaw etc, 1982, s.173-133.

2 Ibid, s.179.

3 Ibid, s.173-175.

4 Ciealikowska т. Opowiadanie. - Zagadnienia rodzaio'w , 1961, t.IV, z 1(6), S.228-232. ioazajow Uuerackich. очень широки). Все большее распространение получает тип "малой прозы", в которой акцент делается не на драматических перипетиях действия, а на максимальной психологической углубленности.

В 20-м веке б эпических произведениях доминирует общая для них повествовательная тенденция, которая в значительной степени противоречит принципам построения новеллы. Для нее характерны черты, противоположные сюжетному, однолинейному построению новеллы. Новый тип повествования ориентируется на аналитический, рефлективный способ создания образа действительности, пропущенной через сознание личности, стоящей в центре произведения.

Те произведения "малой прозы", в которых реализовалась эта тенденция, проявляют жанровые признаки рассказа. Новелла в польской прозе 20 века встречается реже. Она выступает прежде всего в тех жанровых подвидах, которые заранее предполагают сюжетность и драматичность. Это, например, детективно-психологические новеллы В.Гомбровича, сенсационные новеллы С.Грабиньского. Заметное оживление в жанре новеллы происходит в первые послевоенные годы. Драматический и чаще даже трагедийный жизненный материал "напрашивался" на художественное оформление именно в жанре новеллы. "Медальоны" З.Налковской-яркий пример "книги новелл", к новелле тяготеет "малая проза" Т.Боровского, А.Рудницкого. В дальнейшем,в 50-60-е годы остросюжетный, конфликтный материал также воплощался и в новелле. В 60-70-е годы усиление внимания к философско-моральным проблемам, интеллектуализация прозы, использование таких средств художественной выразительности, как ассоциативный монолог, развернутая метафора, парабола,создают тенденцию для возникновения прежде всего рассказов.

Разумеется, "малую прозу" Ивашкевича, чрезвычайно разнообразную по тематике и повествовательным качествам, нельзя свести к одной жанровой форме. Они многообразны, и трудность их классификации состоит в том, чтобы найти единую основу, хотя бы отчасти исключающую взаимные пересечения. Более подробное рассмотрение жанровых подвидов будет осуществлено в процессе анализа конкретных произведений. Но несомненно то, что такие изначальные черты "малой прозы" Ивашкевича,как "ослабленная сюжетность", акцент на внутреннем состоянии, настроении,"форсированный лирический элемент"* говорят о принадлежности ее к рассказу.

Удачную попытку определить жанр "малой прозы" Ивашкевича сделала Н.Я.Северина: "В жанровом отношении рассказ.Ивашкевича своеобразен. Он, как правило, не одномоментен, исключает непосредственный авторский комментарий, но всегда содержит столь характерный для свободных повествовательных форм, подход к событиям со стороны повествующего субъекта, а не изображаемого объекта. Разработанный чрезвычайно объемно рассказ этот постоянно несет специфическую философскую нагрузку. Ему не свойственен специальный акцент на развитии действия, столь показательный .для остро драматической новеллистической конструкции. Он принадлежит к той разновидности современного жанра рассказов, которые представляют не "цепь событий", а скорее "цепь анализов и рефлексий, 2 прерываемых эпизодами" .

Сам Ивашкевич определял жанр своей 'калой прозы" как "opowiesc "; для него это не столько рассказ или новелла, сколь

I Spass S.A. Iiryczno-pcycliologicna ncwela J. Iwaszkieuicza a opo-vjiadania rosyjskie. - Przegls^d humanistyczny, 1930, II 7/3, s. 30-31. Северина Н.Я. Рассказы и новеллы Ивашкевича (40-60-е гг.). В кн.: Зарубежные славянские литературы. XX век. М., IS70, с. 402. ко вообще "повествование", которому важны не литературные "правила", не изображение события, а его осмысление, возможность выйти за пределы единичного факта в сторону создания целостного образа действительности.

Построение работы соответствует более или менее устоявшейся периодизации творчества Ивашкевича, которая может быть принята, с оговоркой об условности всякой периодизации. В первой главе будет рассмотрен первый большой период I9I8-I945 гг. -становление писателя, вховдение в пору писательской зрелости. Правомерно выделение особо периода до 1924 года, предложенное Р.Пшибыльским. Это этап влияний, а затем преодолений традиций Молодой Польши. 1925-1939 гг. - формирование собственного видения реальности, собственной повествовательной манеры. 1940-1945 гг. - период, связанный с осмыслением общественной значимости творчества, появления рассказов нового типа, в которых . изменяется концепция человека, последний приобщается к историческому бытшо. Вторая глава посвящена рассказам Ивашкевича 1946-1980 гг. В творчестве Ивашкевича не было перелома, его довоенное и послевоенное творчество связано единым процессом духовной эволюции (на этом не раз настаивал сам писатель), но тем не менее выделение послевоенного периода правомерно, поскольку развитие художника связано не только с субъективными факторами развития, но и исторически объективными. Образование народно-демократической Польши поставило перед литературой новые задачи, нашедшие отражение в творчестве писателя, который теперь своей главной творческой целью считает освоение реального исторического человека в реальном историческом времени.

В работе выявляются новые тенденции в польской прозе и идейно-художественное своеобразие рассказов Ивашкевича на разных временных отрезках послевоенного периода. В заключении подводятся итоги работы.

16

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-художественное своеобразие новеллистики Ярослава Ивашкевича"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема новеллистики Ивашкевича - широка и многообразна. В работе рассматриваются лишь основные ее аспекты, позволяющие представить эволюцию Ивашкевича-художника на материале его "малой прозы" в контексте развития жанра рассказа в польской литературе. Проведенное в работе исследование новеллистики Ивашкевича подтверждает тезис о пути его развития как о движении от эстетизма к реализму и простоте. При этом понятие простоты связывается отнюдь не с упрощением идейно-художественного содержания, а, напротив, с реализацией в ней качественно более высокого уровня философско-бытийной сложности.

Переход от стилевой сложности к стилевой простоте связан с соотношением субъективного и объективного начал творчества, которое в конце концов приобрело вид, позволяющий наиболее органично воплотить правду жизни. В ранних рассказах - "Осеннее празднество", "Вечер у Абдона" субъективное начало превалирует, в них писатель ориентируется не на создание образа действительности, а на словесный образ, который интересен ему сам по себе вне его соотношения с реальной жизнью. Пока он идет не от жизни к слову, а наоборот, от слова, изысканного и вычурного, претворенного в эстетизированный художественный мир стилизации и тонкой игры.

Но с начала 20-х годов умышленное конструирование и связанная с ним вторичность творчества начинают оставляться писателем во имя самостоятельных поисков и выражения в них реальной жизни. В рассказах 20-х - 30-х годов Ивашкевич достигает больших успехов в мастерстве психологического изображения, соединении в органическом единстве человека и среды, создании своеобразной чувственно-осязаемой атмосферы, которая охватывает пейзаж, предметную обстановку, костюм, тело - все элементы новеллистического художественного мира. Среда все больше теряет признаки условной современности и обретает конкретные общественно-исторические черты. Важно отметить в довоенном творчестве его стремление к демократичности.

В годы войны совершается переход на новый уровень художественного обобщения. Писатель поднимается до осмысления связи человеческой личности и исторического движения. "Довоенная проза Ивашкевича - образец тонкого психологизма, проникновенно поэтического видения природы и человека - имела все же камерный характер. Искусством "лирического подтекста" назвал ее Казимеж

Быка. К искусству "объективной правды" предстояло сделать шаг, не т утеряв при этом своеобразия и тонкости звучания" .

В послевоенном творчестве Ивашкевич обращается к осмыслению непосредственного материала жизни, современной эпохи и ее проблем. Человек начинает трактоваться вначале в контексте конкретно-историческом, а затем одновременно и в перспективе общемирового исторического и культурного развития. Масштаб творческой личности писателя раскрылся в рассказах послевоенного периода. В 60-х - 70-х годах главной мыслью его новеллистики становится одна из ведущих проблем европейской литературы 20 века -кризис старой культуры,старой системы нравственных и эстетических ценностей. Лирико-философские рассказы 70-х годов отмечены поисками новых форм жизнеповедения, связанных с переосмыслением традиционного понимания гуманизма. Рассказы "Сады", " serenite завершающие новеллистическое творчество Ивашкевит

Цыбенко Е.З. "Хвала и слава" Ивашкевича и роман-эпопея в современной польской литературе. В кн.: Роман в современных литературах южных и западных славян. М., 1973, с. 71. ча, проникнуты глубокой, напряженной мыслью о месте человека в современном мире, об ответственности его за все происходящее. Через личностное сознание писатель выходит к воссозданию движения времени, к художественному слиянию образа мира и образа человека, находящихся в неразрывном единстве.

Эволюция Ивашкевича-новеллиста рассматривается в работе через исследование конкретных жанровых форм - от рассказов-зарисовок до лирико-философских рассказов, анализу которых уделяется наибольшее внимание. Усложнение жанровой структуры рассказа, совершенствование способов психологизма, словесно-изобразительных средств связывается с мировоззренческой эволюцией писателя, становлением его художественной и жизненной позиции. Одновременно в работе показывается, что индивидуальные эстетические проявления связаны с исторической типологией рассказа и являются отражением закономерностей современного литературного процесса.

 

Список научной литературыКаменева, Нелли Федоровна, диссертация по теме "Литература зарубежных социалистических стран"

1. Классики марксизма-ленинизма

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: в 2-х т. М., Искусство,1976. 574 с. 718 с.

3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., Худ. лит., 1976.826 с.1. П. Тексты

4. Iwaszkiewicz J. DzieZa. Powiesci. Wiersze. - Proza poe-tycka. - Opowiadania. - Dramaty. - Podroze. - Pisma muzyczne. - Rozmowy b ksi^zkach. - Varia. 1975- - Warszawa, Czytelnik.

5. Iwaszkiewicz J. BiXek. Krakow, Wyd-wo lit., 1980. 51 s.

6. Iwaszkiewicz J. Hoc czerwcowa. Zarudzie. Heydenreich. Warszawa, Czytelnik, 1976. 160 s.

7. Iwaszkiewicz J. Opowiadania muzyczne. Warszawa, Czytelnik,1971. 418 s.

8. Iwaszkiewicz J. Sny. Ogrody. Serenite. Warszawa, Czytelnik,1974. 124 s.

9. Ивашкевич Я. Собрание сочинений в 8-ми т. М., Худ. лит.,1976-1980.

10. Ивашкевич Я. Избранное. М., Худ. лит., 1973. 630 с.

11. Ивашкевич Я. Избранные произведения. М., Худ. лит., 1964.469 с.

12. Вечерний витраж. Рассказы. М., Худ. лит., 1969. 262 с.

13. Ивашкевич Я. Рассказы. М., Изд. иностр. лит., 1958. 488 с.

14. Ивашкевич Я. Рассказы. М., Правда, I960. 46 с.

15. Польская новелла. М., Гослитиздат, 1949. 658 с.15