автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Идейно-художественное своеобразие поэзии М. Гамидова

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Убайдулаева, Шамай Адзиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Идейно-художественное своеобразие поэзии М. Гамидова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Убайдулаева, Шамай Адзиевна

Введение.

Глава I. Основные мотивы поэзии Магомеда Гамидова

1.1. Любовная лирика.

1.2. Пейзажная лирика.

1.3. Гражданская и философская лирика.

1.4. История и современность в поэме «Ханикада».

Глава II. Структура поэтических произведений М. Гамидова

II. 1. Монолог и его разновидности.

11.2. Диалог и его виды.

11.3. Малая лирическая форма.

11.4. Средняя лирическая форма.

Глава III. Звукоизобразительные и выразительные средства поэзии М. Гамидова.

111.1. Рифма.

111.2. Аллитерация и ассонанс.

111.3. Анафора и эпифора.

111.4. Прочие виды повтора.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Убайдулаева, Шамай Адзиевна

Актуальность темы. Творчество известного даргинского поэта, лауреата премии Фонда имени Омарла Батырая, лауреата республиканской премии им. С. Стальского, народного поэта Дагестана Магомеда Халимбе-ковича Гамидова является неотъемлемой частью художественной культуры народов Дагестана. Его поэзия своей художественной новизной и оригинальностью предопределила ряд особенностей даргинского поэтического искусства.

С именем народного поэта Дагестана Магомеда Халимбековича Гамидова, который пришел в литературу в начале 60-х годов, связан очередной этап развития даргинской литературы, отличающийся большой ответственностью и высокой требовательностью в решении гражданских и нравственных вопросов.

М. Гамидов является автором более двадцати поэтических сборников. Актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена, прежде всего, значительным местом, которое занимает М. Гамидов в широкой панораме развития родной поэзии, литератур Дагестана на стыке двух столетий. Творчество поэта составляет одно из существенных слагаемых национальных культурных традиций, своеобразного национально-исторического опыта, который неизменно питает современную культуру даргинцев.

Более того, на волне происходящих в настоящее время в стране социально-политических изменений, когда перед литературоведением встают ответственные задачи переосмысления многих явлений художественного творчества, освобождения его от политизации и социологизации, когда с этих позиций приходится «перечитывать и переосмысливать» культурное наследие, исследователи оказываются перед выбором новых путей изучения отечественной поэзии, вопросов художественного мастерства и новаторства. В связи с этим всё больше растёт интерес к изучению теории стиха, практики лучших мастеров художественного слова, одним из которых является автор, творчество которого мы рассматриваем.

М. Гамидов — автор более двадцати поэтических сборников и известной поэмы «Ханикада», ставшей новаторским произведением даргинской и всей дагестанской литературы.

Творчество М. Гамидова самым естественным образом вписывается в системные закономерности литературного процесса общероссийского художественного развития и в то же время обусловливается своеобразием национальной действительности. Обладая самобытной творческой индивидуальностью, М. Гамидов предстаёт «похожим» на своих современников и являет собой звено в типологическом ряду: Р. Гамзатов, Р. Рашидов, А. Аджиев, А. Аджаматов, Ф. Алиева, С. Рабаданов, М.-З. Аминов, М. Аба-сов, И. Гусейнов — признанных мастеров художественного слова.

Творчество М. Гамидова рассматривается на фоне общего развития дагестанской литературы после 60-х годов. Как известно, факты, рассмат-ривамые в контексте целого, больше способствуют выявлению, как целого, так и его составляющих. И всё же отличающее М. Гамидова своеобразие настолько очевидно, что выдвигает проблему более пристального осмысления его поэзии, как определяющей наиболее важные проблемы современной даргинской литературы и пути её развития.

Неординарность творческого облика М. Гамидова особенно зрима в контексте тех реформационных веяний, которыми знаменательно наше время. Чеканная строфа, имеющая своё законченное смысловое содержание, каждый отдельный стих, который включает в себя поэтическую мысль, доведенную до отточенности и совершенства, делают его произведения оригинальными. Благодаря этому даже глубокие философские размышления становятся близки и понятны огромной аудитории читателей.

В результате многолетней деятельности М. Гамидова в сокровищницу даргинской литературы поступили произведения богатой, оригинальной поэзии. Звучные и плавные стихи этого автора вызывают у читателя самые разнообразные чувства, всегда находят у него горячий отклик. Его поэзии характерны верность национальным традициям, тонкое ощущение особенностей эпохи и умение быть с веком наравне.

М. Гамидов прочно занял место в истории даргинской литературы рядом с её лучшими представителями. Его имя сейчас также широко известно и популярно, как имена О. Батырая, Су кур Курбана, Мунги Ахмеда, Абдуллы-Гаджи, X. Бутринской, Р. Нурова, А. Иминагаева, С. Абдуллае-ва, Р. Рашидова, С. Рабаданова, X. Алиева, Г.-Б. Багандова, А. Гази.

М. Гамидов проявил себя и как замечательный переводчик. Виртуозное владение словом, широкий литературный кругозор, великолепное знание мировой литературы и, самое главное, искусное использование законов даргинского стиха обеспечили ему успех на этом поприще. Им переведены на даргинский язык «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Рубай» О. Хайяма, «Избранное» К. Хетагурова, «Высокие звезды», «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Джамиля» Ч. Айтматова, произведения С. Есенина, А. Твардовского, С. Вургуна, Э. Багрицкого, К. Симонова, А. Прокофьева, П. Бровки, М. Джалиля, Г. Цадасы, С. Стальского, Т. Хрюгского, А. Аджиева, Ю. Хаппалаева, Ф. Алиевой. Он также является автором перевода на даргинский язык священной книги мусульман — Корана.

Произведения М. Гамидова и его переводы русской и дагестанской классики вошли в хрестоматии по литературе для даргинских школ.

Исследование творчества самобытного поэта на фоне даргинской и дагестанской литературы, определение его места и роли в развитии национального искусства слова имеют принципиальное значение. Его вклад в развитие родной литературы трудно переоценить. Само время делает актуальным обращение к его творчеству.

Цель и задачи исследования. Работа посвящена целостному проблемно-тематическому и структурному анализу разножанрового творчества М. Гамидова. Основная цель нашего исследования заключается в рассмотрении идейно-художественного своеобразия поэзии М. Гамидова, которая реализуется путем решения следующих задач: анализ основных мотивов, определение жанрового своеобразия творчества поэта, выявление особенностей поэтики, показ современного, общечеловеческого звучания его поэзии, определение места и роли поэта в дагестанской литературе. Кроме того, мы уделяем внимание его поэтической технике, структуре стиха, пытаемся показать творческое своеобразие поэта на фоне развития даргинской литературы и определяем вклад, который он внес в её развитие.

Степень изученности темы. Настоящая работа — первое специальное, монографическое исследование о творчестве поэта. Тем самым оно в определенной степени восполняет существующий в осмыслении истории даргинской литературы пробел.

Начало изучению поэзии М. Гамидова положил Р. Рашидов, написавший предисловие к вышедшей в 1971 г. книге «Дубуртира нушара» («Мы и горы»). Конечно, маленький очерк-эссе не может претендовать на основательный научный анализ всего творчества поэта, но представляет для нас определенную научную ценность.

М. Гамидов, по мнению Р. Рашидова, нашел свой путь в поэзии и уверенно идет по нему; его произведения просты для понимания, но в то же время требуют внимательного, вдумчивого чтения.

К творчеству М. Гамидова также обращались К. Абуков, 3. Османова и С. Рабаданов, статьи которых выявляют отдельные существенные моменты его творчества, в частности обновление национальных традиций.

Начало серьезному научному изучению творчества поэта положил литературовед А. Вагидов, который в своих статьях раскрыл многие аспекты творчества поэта, выявил его основные особенности, дал общую оценку поэтике, определил его место в даргинском литературном процессе.

В публикациях А. Вагидова отмечается, что в изображении действительности, характера лирического героя поэт придерживается реалистических принципов, что образы, созданные им в разные годы, свидетельствуют о возрастании его поэтического мастерства и переосмыслении им фольклорных традиций. Его произведения, — считает А. Вагидов, — оригинальны, полны размышлений о судьбе человека, его роли в обществе, о долге поэта перед обществом.

В статье «Даимдиубти гьарбизуни» («Продолжающиеся новации»), вошедшей в сборник статей «Заманала зиланти» («Ровесники времени») А. Вагидов дает общую оценку творческой деятельности М. Гамидова, отмечает, что он поэт, который следует за временем, воплощает в своей поэзии те изменения, которые оно приносит. Далее он пишет, что М. Гамидов обогащает, совершенствует родное слово, следует национальным традициям и вместе с тем испытывает влияние русской поэзии. Это заметно в поэме «Ханикада», которая кое-в чем близка «За далью даль» А. Твардовского.

Отмечает ученый и умения М. Гамидова глубоко проникать в мир современника, стремящегося к высоким целям, заботящегося о благе народа, участвующего в его труде и победах.

М. Гамидов, по мнению исследователя, поэт самобытный, который в отличие от современных ему даргинских поэтов редко использует фольклорные образы, и, тем не менее, его творчество не оторвано от народа, от того, чем он живет, о чем мечтает, его стихи - это подчас форма доверительной беседы с читателем. А. Вагидов приходит к выводу, что подобный творческий почерк позволил поэту занять особое место в родной литературе.

В статье «Доброта в наследство», опубликованной как послесловие к сборнику стихов М. Гамидова «Осенние туманы», А. Вагидов отмечает, что поэзия М. Гамидова свободна от излишней орнаментальности, изощренной философичности, что она доступна и понятна многим, потому что автор черпает вдохновение в самых обычных будничных делах. По мнению А. Вагидова, «и труд, и дружба, и любовь освобождены у М. Гамидова от патетичности и условности — тех качеств, которые иногда возникают от частого употребления фольклорных эпитетов и излишнего пристрастия к метафоричности». Далее исследователь говорит о том, что в цикле, посвященном сельским реалиям, и казалось бы, самым обыденным вещам и явлениям, стихи благодаря таланту автора обретают неповторимую эстетическую форму. Деревенский быт рисуется им как эталон доброго, прекрасного, нравственного, а труд селянина — как символ вечности на земле. Сельская жизнь в произведениях М. Гамидова идеализирована, его лирический герой тоскует по прошлому села — такова итоговая мысль статьи А. Вагидова.

Идейно-художественный анализ поэмы «Ханикада» был осуществлен 3. Османовой в диссертации «Жанры современной даргинской поэзии».

Критики сходятся во мнении, что поэт на вершине своих творческих возможностей.

Научная новизна исследования заключается в том, что в литературоведческий оборот впервые вводится творчество известного даргинского поэта Магомеда Халимбековича Гамидова, которое рассматривается с высоты достижений современной поэтики. Настоящая работа — первое монографическое исследование его поэзии, в которой сделана попытка создать творческий портрет поэта и определить его вклад в национальную художественную культуру.

Мы стремились выявить не только особенности его творчества, но и самобытность воплощения им каждой темы, то есть дать представление о его индивидуальной поэтической манере, определить его место в даргинском и общедагестанском литературном процессе.

Основываясь на собственных наблюдениях и учитывая сделанное другими исследователями, мы попытались более полно представить тематическое богатство, жанровое разнообразие, особенности просодии его поэзии.

Рассмотрение поэзии М. Гамидова как целостной и самостоятельной художественной системы на основе комплексного анализа восполняет пробел в современном даргинском литературоведении.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. Работа строится на анализе текстов-оригиналов. Объективность оценки произведений автора в контексте времени, анализ их формы и содержания — таковы исходные методологические принципы, которых мы придерживаемся в диссертации. Анализ произведений М. Гамидова проводится с точки зрения современных требований, когда за основу берутся содержание и художественные особенности текста.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных литературоведов: В. Г. Белинского, А. А. Потебни, В. М. Жирмунского, М. Б. Храпченко, Г. Н. Поспелова, Л. Я. Гинзбург, Г. Г. Гамзатова, Ф. О. Абакаровой, Г. Б. Мусахановой, А. Г. Гусейнаева, 3. А. Магомедова, А. А. Алихановой, С. М. Хайбуллаева, Ч. С. Юсуповой, Р. Ф. Юсуфова, К. К. Султанова, А.-К. Ю. Абдуллатипова, А. М. Вагидова, К. И. Абукова, М.-З. Аминова, 3. Н. Акавова и других. В диссертации использованы следующие методы анализа художественных произведений: структурный, сравнительно-исторический, типологический, историко-обзорный и аналитический.

Практическое значение диссертации определяется потребностями литературоведческой науки в исследовании самобытной, но малоизученной поэзии М. Гамидова, как составной части современной даргинской национальной литературы, которое будет способствовать созданию обобщающих исследований по современному литературному процессу.

Практическая ценность диссертации связана также с возможностью широкого использования её результатов в дальнейшем исследовании творчества поэта. Она может служить хорошим подспорьем при составлении факультативных и специальных лекционных курсов, спецсеминаров по творчеству М. Гамидова на филологических факультетах Даггосуниверси-тета, Дагпедуниверситета и в педагогических колледжах республики.

Данная работа может стать теоретической и методологической основой в создании методических разработок, учебных пособий для школ. Материал дисссертации может быть использован для проведения литературных вечеров в даргинской школе и повседневной культурно-воспитательной деятельности работников педагогического образования.

Объект исследования. В качестве материала для исследования использованы наиболее репрезентативные тексты изданий произведений М. Га-мидова на даргинском языке, в которых особенно отчетливо выражена его новаторская тенденция своеобразного воплощения самых различных проблем.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась по главам и в целом на заседаниях кафедры литератур народов Дагестана и Востока Дагго-суниверситета. По ее результатам делались доклады и сообщения на различных конференциях ДГУ 2000г., 2001г. Основные положения исследования отражены в научных статьях, опубликованных в тематических сборниках и в периодической печати.

Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработки темы, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 164 стр. машинописного текста (152 стр. основного текста, 12 стр. библиографии, включающей 158 наименований трудов по творчеству известных мастеров художественного слова, поэтики, истории и теории литературы).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-художественное своеобразие поэзии М. Гамидова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование идейно-художественного своеобразия поэзии М. Гами-дова является необходимым условием всестороннего рассмотрения самобытности творчества художника слова, глубокого проникновения в его мировоззрение, поэтический мир, определения его места и роли в истории национальной литературы.

Страстная привязанность к злободневности, ко всему тому, чем живет российское и дагестанское общество определяют своеобразие его поэзии. В осмысленных М. Гамидовым картинах действительности всегда видна связь времен, переплетение разных проблем, борьба за преобразование мира. Обратившись к его поэзии, выявляем ее проблематику, идейно-художественное своеобразие, композиционно-сюжетные особенности и звукоизобразительные средства, пытаемся определить истоки национального своеобразия этого талантливого поэта.

М. Гамидов известен еще и как переводчик. Он открыл Дагестан, душу и характер, самобытность и уникальность даргинского народа всей планете. А Дагестану своими мастерски выполненными переводами подарил сокровища мировой классики и произведения современных авторов.

Даргинское словесное искусство в творчестве М. Гамидова обогащается новыми красками, необычными словоупотреблениями и своеобразными композиционными приемами.

Любовная лирика М. Гамидова занимает одно из основных мест в его поэзии. Для поэта любовь — это высший дар природы, основа всего сущего, путь достижения полноты и цельности жизни. Жизнь людей, не знающих любви, по мнению поэта, лишена смысла. Лишь в том случае жизнь обретает высокий смысл, когда ты любим и когда сам горишь огнем любви. Тот, кто во власти любви, лишен эгоизма, живет в согласии и дружбе с людьми, с миром. Любовь — великая сила, просветляющая разум, помогающая понять сущность явлений природы и общества.

В любовной лирике поэта образ женщины занимает центральное место. Изображая её, он стремится показать многоликость любви. Его героиня показана как решительная, смелая натура, готовая ради любимого отказаться от привычного уклада жизни, родителей и родственников. В то же время это благородная душа, готовая ради любимого на жертвы. Ее чувства и любовь равны чувствам любимого человека. Это новый аспект характера даргинской женщины.

Чувства лирического героя М. Гамидова складываются не только из любви к любимой женщине, преклонения перед ней, но и трепетного отношения ко всему окружающему, к природе, к самой жизни, ко всему, что занимает, волнует, печалит, мучает, успокаивает, тревожит человека.

Часто объектом пристального внимания в любовной лирике М. Гамидова становится психологическое состояние, внутренний мир влюбленных, который как бы разделяется на два противоположных полюса — счастье и восторг, тревога и тоска, радость и восхищение, печаль и горесть. Но полюса эти тесно связаны, образуя единое неразрывное целое.

Любимая женщина в его лирике предстаёт как прекрасное создание, красота которой не может не волновать, не очаровывать. Для выражения своего восхищения и достижения полноты изображаемого образа поэт использует различные выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Особенно ярко характеризуют внешний облик любимой сравнения типа: «глаза, как алмазы, блистали; волосы — ночи черней; ты, как луна, вплыла; словно солнце сияешь; как волосы твои, пахнут цветы» («Потому что ты живешь на свете», «Мой сон», «Ты любила меня», «Если нет тебя» и т. д.).

Особенность любовной лирики М. Гамидова заключается в том, что лирический герой всегда верен своей возлюбленной и продолжает любить, даже расставшись с ней.

Пейзажная лирика также как и любовная занимает немало места в поэзии М. Гамидова. Характерная особенность поэтики произведений этого плана — слияние пейзажного с любовным мотивом. Ни тот ни другой у М. Гамидова не встречаются в «чистом виде», они взаимопереходят, дополняя друг друга, обогащая и создавая оригинальный синтез. Благодаря этому стихи поэта становятся возвышенно-романтическими, приобретают эмоциональную напряженность, а лирические размышления поэта, его самовыражение получают более яркую и глубокую выразительность.

Фольклорная традиция даргинцев знала только прием художественного параллелизма, по которому человеческое состояние выводилось из природного. Этим приемом, в основе которого лежит сравнение, активно пользовался и Батырай. Как известно, первым из профессиональных авторов в даргинской поэзии к пейзажным зарисовкам обратился Р. Нуров. Заложенные О. Батыраем и Р. Нуровым традиции нашли своеобразное воплощение и дальнейшее развитие в поэзии Р. Рашидова, М. Гамидова и С. Рабаданова. Но особенно больших успехов в этом жанре достиг X. Алиев, в творчестве которого пейзажная лирика стала доминирующей.

У М. Гамидова пейзажные стихотворения («Весенний гром.», «Идёт снег большими хлопьями.», «Безжизненная земля», «Дрожь», «Луна», «Лунная ночь», «Горы», «Туманы», «Весна», «Осень», «Утро», «До свидания, горы!», и др.) создают конкретную, зримую картину природы, которая содержит глубокий философский смысл. Природа родного края становится для его лирического героя средством, излечивающим от недугов физических и духовных, а сам поэт, прикасаясь к ней, постигает духовный мир современника.

В лирике М. Гамидова нередко в одном произведении сочетаются разные мотивы: гражданский, философский, любовный, которые вырисовываются на фоне природы.

При всем многообразии тем его творчества, особо притягательна для М. Гамидова гражданская и философская лирика.

153

Гражданская лирика поэта затрагивает наиболее важные проблемы жизни даргинского, а также всего дагестанского народа. М. Гамидов воспевает свою Родину, которая является для него не только географическим понятием - дом и улица, аул и город, родная земля, ее горы, долины, реки. Понятие Родины у М. Гамидова — широкое, емкое — это его родные и близкие, друзья и современники, традиции и обычаи народа, его прошлое, настоящее и будущее, воплощенные в стихотворениях, которым

Общечеловеческое М. Гамидов всегда находит в самой жизни и пытается передать это по-своему, неповторимо, сильно.

Значительное место в творчестве М. Гамидова занимает философская лирика. Между стихотворениями-размышлениями и остальной лирикой поэта не существует особых границ. Стихотворения «Мой жребий», «Если б все повторить», «Не нахожу ответа», «Прошли времена», «Отцовский дом», «Перед дорогой», «На могиле матери» особенно актуальны в наше тревожное время, когда так остро стоят вопросы человеческой памяти, уважения к старшему поколению, высокой любви. Автор стремится понять происходящие события, вникнуть в смысл вещей и явлений, устройство миропорядка. Об этом можно судить по стихотворениям «Мир напряжен», «Я за все в ответе», «Жизнь, прошу тебя», «Времена жизни», «Перевал», «Созидатель» и др.

В философской лирике поэт — носитель горского менталитета. Понятия жизнь, смерть, время, человек, судьба являются постоянными объектами его медитации.

Окидывая взором всю планету, ее болевые точки, он вновь и вновь обращается вечным, непреходящим ценностям.

Лирико-философские раздумья, исполненные глубого психологизма, составляют суть поэзии М. Гамидова, раскрывают особенности его мироощущения. Свидетельством чего служит поэма «Ханикада», занимающая особое место в дагестанской художественной словесности.

Это одно из значительных произведений автора, где он отступает от традиционных путей построения поэмы и избирает неизвестный ранее в даргинской поэзии способ передачи исторических событий. В поэме соединяются прошлое, настоящее и в будущее. По содержанию, проблематике, жанровому своеобразию и образной структуре поэма «Ханикада» стала новаторским произведением лиро-эпического жанра, в истории даргинской литературы. В поэме на равных правах сосуществуют лирическое, эпическое и драматическое начала. Человек и время, человек и история — важнейшие вопросы, которые ставит в ней М. Гамидов. Поэма сложно организована. В ней переплетаются сюжетные линии, человеческие судьбы, вымышленные герои и реальные исторические лица, образы природы. Эта поэма — историческое полотно, изображающее жизнь даргинского народа в разные эпохи. Поэт стремится понять исторические закономерности, осмыслить путь, пройденный его народом. В размышлениях его не только Даргиния, Дагестан, но и весь мир с сегодняшними тревогами и верой в прекрасное будущее. В поэме нет индивидуализированных образов, ее герои становятся символами: Мангуш — воплощением воли народа, Омарла Батырай — обличителем социальной несправедливости, Гамид Далгат — личностью, связанной со своей национальной историей.

В поэме переплетаются реалистические и романтические элементы. Поэт предпочитает слова и образы повышенной экспрессивности. В романтический строй смело вводится публицистическая лексика и фразеология. В идейной и образной структуре поэмы ведущее место занимают не характеры отдельных героев, а движущаяся, живая история, время, целостный образ народа. В неразрывной связи с ними идет к художественному пониманию истории лирический герой.

По своим идейно-художественным достоинствам, новизне подхода к решаемым проблемам поэма «Ханикада» близка к поэмам «Гора не боится града», «Мать» Ф. Алиевой; «Ветер горести», «Рядом со старой мельницей» X. Алиева; «Белый старик» А. Атаева; «Капля и камень», «Трасса» X. Хаметовой и др.

К композиционно-сюжетным особенностям поэзии М. Гамидова относятся монолог, диалог и их разновидности; малая и средняя лирические формы.

М. Гамидов использует в своих произведениях разные виды монолога: убеждающий, лирический, драматический, обобщающий и другие как в самостоятельном виде, так и в сочетании с другими.

Монолог убеждающий в силу своей примитивности стал редкостью в художественной практике. Новое поколение даргинских авторов сумело преодолеть эту тенденцию, заметно снижающую художественность поэтических произведений. У М. Гамидова встречаются стихотворения убеждающей интонации, но содержание их другое, вневременное, в них говорится о вечных, непреходящих ценностях. Среди стихотворений такого плана — наставления, которые носят характер прямого обращения к читателю приумножать лучшие отцовкие традиции, любить свое национальное, беречь честь. В них нет патетики, голой декларативности.

Одним из самых распространенных форм организации поэтического произведения в творчестве М. Гамидова, как в даргинской литературе вообще, является монолог сообщающий. Сообщающему монологу в поэзии М. Гамидова свойственно спокойное, плавное повествование, в котором приводятся отдельные факты, изображаются предметы и реалии. Используя монологическую форму повествования, М. Гамидов сосредоточивает внимание на поучительных, значимых и значительных явлениях. Многие его стихотворения такого плана посвящены судьбе Страны гор, его народам.

Используемый М. Гамидовым в стихотворениях «Судите строже», «Спроси себя сам», «Не надо проклинать дорогу» и др. драматический монолог отличается публицистичностью. Они написаны в форме обращения, призыва к молодому поколению.

В творчестве М. Гамидова встречаются все формы диалога. Вопросно-ответный диалог часто встречается в поэтической практике М. Гамидова, который акцентирует основное внимание на какой-нибудь актуальной проблеме или важном факте. На четко сформулированный концептуальный вопрос дается лаконичный однозначный ответ.

Диалогическая форма более всего свойственна любовной лирике М. Гамидова. Диалогическая форма вносит в стихотворения М. Гамидова живые разговорные ситуации, которые способствуют раскрытию взаимоотношений героев, лучшему пониманию их духовного мира.

Развернутые диалоги используются М. Гамидовым в больших сюжетных произведениях, в частности, в поэме «Ханикада».

Большинству лирических произведений М. Гамидова свойственны малая и средняя лирические формы. Поэтика малого лирического произведения подчиняется задаче полной передачи эмоционального состояния лирического героя. Для этого поэт прибегает к ёмким и сжатым характеристикам. Речь в малой лирической форме — от первого лица.

В произведениях средней лирической формы часто встречаются элементы сюжетности сложной композиции, диалоги, монологи, повторы, отличающиеся многообразием, эмоциональной выразительностью, образностью. Отдельным его произведениям («Вернись и оглянись», «Сегодня-завтра», «Почему земля круглая» и т. д.) характерны повторы строф, строк, отдельных слов, словосочетаний и ритмических групп.

Для придания стихам большей эмоциональности М. Гамидов использует антитезу, которая способствует концентрации внимания на главной мысли. Раздвоенность чувств и поступков лирического героя, жизнь и смерть, страдание и блаженство — всё, пробуждаемое сомнениями проходит по произведениям поэта красной нитью.

Антитеза также используется в поэзии М. Гамидова и для создания портрета возлюбленной, которая совмещает в себе как земное, так и небесное начала, и для характеристики внутреннего состояния влюбленных.

Широко используя многообразную палитру художественных средств — рифму, аллитерацию, ассонанс, анафору, эпифору М. Гамидов значительно обогатил литературный даргинский язык.

Рифма М. Гамидова строго подчиняется ритму как традиционного народного, так и современного даргинского стиха. В его поэзии успешно реализуются богатые просодические возможности родного языка.

В последнее время в даргинской поэзии наблюдается стремление к точной рифме, но стих М. Гамидова свидетельствует, что она не всегда является квалификатором поэтичности художественного текста. М. Гамидов — новатор и в области строфики. Такова введенная им в даргинскую поэзию пятистрочная строфа с разными способами рифмовки.

Сегодня в даргинской и дагестанской поэзии идут интенсивные поиски в области художественной формы, в частности, в области рифмы. Ее потенциал далеко не исчерпан.

М. Гамидов для усиления художественной выразительности своего стиха и его воздействия на читателя использует разнообразные средства звуковой инструментовки, прежде всего аллитерацию.

В его стихах встречаются все виды аллитерации, возможные в даргинской поэзии: горизонтальная, вертикальная, анафорическая, стыковая и др. Аллитерация в произведениях М. Гамидова служит усилению художественной выразительности стиха. Звукозапись многих его стихов построена на совпадении звуков одной из начальных частей слова, и аллитерирующиеся звуки одной мелодией объединяют несколько строк. Аллитерация в поэзии М. Гамидова связана с явлением поэтического синкретизма, с народными фольклорными традициями, проникшими в его поэтическую речь. Являясь звуковым и слоговым повтором, выполняющим организующую функцию в строфической композиции стихотворения, аллитерация нередко выделяет, подчеркивает значимые слова, придавая им дополнительные смысловые оттенки.

Другим средством звуковой организации стиха у М. Гамидова является ассонанс. Ассонанс поэта можно условно разделить на три основные группы: начальный, серединный и конечный. В поэзии М. Гамидова звуковая инструментовка, в частности ассонанс, играет существенную роль, украшая и художественно оформляя поэтические произведения, обогащая их структуру и звуковой состав, организуя различные фонические комбинации. Звуковая инструментовка у М. Гамидова обеспечивает своеобразие его поэтических произведений, делая их истинно «гамидовскими», не похожими на произведения других авторов. Стихи поэта отражают фонетическую специфичность даргинского языка.

В произведениях М. Гамидова встречаются и другие стилистические фигуры, среди которых анафора, эпифора, удвоение, рефрен и т. д. С помощью анафоры М. Гамидов нагнетает мысль, а также привлекает внимание читателя к семантике строфы. В языке поэзии М. Гамидова нередко встречается и эпифора. Он в роли эпифоры использует не только самостоятельные слова, но и служебные. Эпифора в стихотворениях М. Гамидова способствует большей эмоциональности, выразительности, действенности стиха. Часто в повторяющихся словах заключена идея произведения.

М. Светлов как-то очень точно подметил: «Есть поэты огня и поэты теплоты. Первые более заметны. И как будто у них преимущество. Но огонь можно погасить, а теплоту сразу не погасишь.». Эти слова как нельзя более точно характеризуют творчество М. Гамидова, ибо он — поэт теплоты.

Произведения М. Гамидова привлекают своей многоплановостью и разнообразием: их можно читать матери, отцу, брату, сестре, любимой женщине, другу и кунаку в часы радости и в минуты грусти.

Еще в своей первой книге «Мои сверстники» М. Гамидов сказал, что он в жизни выбрал путь нелегкий, но ничто не собьет его с него. Поэт достиг вершин подлинной поэзии, сказав миру исполненное глубокого драматизма сопричастности, сопереживания, живое слово.

Талантливый поэт-лирик Магомед Халимбекович Гамидов на протяжении почти пятидесяти лет плодотворно трудится в даргинской литературе, способствуя ее дальнейшему развитию. Думается, он еще обогатит даргинскую и дагестанскую литературы новыми прекрасными стихами.

 

Список научной литературыУбайдулаева, Шамай Адзиевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы. (1917 1965гг.). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. 267 с.

2. Абакарова Ф.О. Батырай. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. 96 с.

3. Абдуллатипов А.-К.Ю. О формах реализма в дореволюционной литературе //Сов. Тюркология. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. № 4. С. 27-31.

4. Абуков К.И. Впереди подъем //Дагестанская правда. 1974. 14 авг. С. 3.

5. Абуков К.И. Исповедь беспокойной души //Дагестанская правда. 1993. 13 окт. С. 2.

6. Абуков К.И. За высотою высота //Дагестанская правда. 1980. 25 сент. С. 2.

7. Абуков К.И. Перед эпохой мне держать ответ //Дагестанская правда. 2000. 20 сент. С. 2 3.

8. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966. 140 с.

9. Алиханова A.A. Даргинская лирика (Становление и развитие жанров): Дис. . канд. филол. наук. М., 1968. 198 с.

10. Алиев Х.М. Поэзия Р. Рашидова и некоторые проблемы соц. реализма литературы Дагестана. Автореф. Дис. .канд. филол. наук. Баку, 1981. 21 с.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.

12. Берков П. Н. Проблемы исторического развития литературы. —

13. Сюда не входит литература, использованная в главах диссертации.13,14,1518