автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Идейно-художественные искания в украинской советской поэзии 70-х годов и творчество Бориса Олейника
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лещенко, Татьяна Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ЛИРИКА Б.ОЛЕЙНИКА. ОБОГАЩЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ФОРМ ИХ ВОПЛОЩЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА В УКРАИНСКОЙ ПОЭЗИИ 70-Х ГОДОВ.
ГЛАВА П. ЛИРО-ЭПОС В ТВОРЧЕСТВЕ Б.ОЛЕЙНИКА КАК
ВЫРАЖЕНИЕ ЖАНРОВЫХ ИСКАНИЙ И НОВОГО УРОВНЯ ПРОЦЕССА МЕЖДУРОДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНСКОЙ ПОЭЗИИ.
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Лещенко, Татьяна Александровна
Идейно-художественные искания отдельной творческой индивидуальности являются движущей силой развития ее художественного мира и в своей совокупности составляют основу движения литературы и искусства в целом. Поэтический поиск неисчерпаем, как неисчерпаемы социально-исторические истоки поэзии, во многом обуславливающие ее развитие. Естественно, что необходимость его осуществления имеет и чисто художественные предпосылки. Поскольку творческий цроцесс всегда нацравлен от содержания к форме, то новое качество содержания всегда ищет и соответствующее выражение. Таким образом, проблема идейно-художественных исканий отдельного писателя в контексте развития литературы определенного периода всегда цредвидит, на наш взгляд, несколько аспектов изучения. Наиболее существенными из них считаем следущие:
I. Поиски новым содержанием новой формы /по А.Бушмину/* -первичный этап идейно-художественных поисков при создании любого конкретного цроизведения. Исторически объективно обусловленные изменения первого компонента /определяющего/ системы "содержание - форма" нецременно предусматривают искания на этом уровне 1 Бушмин А.С. Цреемственность в развитии литературы. - 2-е изд.
-Л.: Худож.лит: Ленингр. отд-ние, 1978, с.179. поэтического творчества преимущественно как жанровые поиски в пределах рода и в процессе междуродового взаимодействия.
2. В связи с такими процессами творческий путь каждого художника цредставляется постоянной эволюцией. Поскольку тема настоящего исследования связана с проблематикой определенного периода в развитии литературы, то становится возможным и необходимым рассмотрение и этого аспекта цроблемы: поиск как творческая эволюция поэта.
3. Идейно-художественные искания каждого писателя являются сугубо индивидуальными. Но поскольку поиск - это всегда временный цроцесс и цроисходит он в постоянных связях с поисками других, то проблему творческой эволюции отдельного художника необходимо рассматривать в неразрывной связи с достижениями других писателей. В связи с этим возникает проблема "индивидуальный -коллективный поиск" и тесно связанный с нею вопрос "стиль - стилевое течение".
4. Изучение поиска индивидуального как наиболее ярко выраженной для определенного периода общей тенденции развития непременно ставит вопрос о его результатах, конечной цели для каждого художника и искусства в целом /независимо от возможности и завершенности ее достижения/ - вопрос о художественном црогрессе как одной из форм проявления цроблемы "традиции - новаторство" в отношении к системе "цредшественник - последователь" и к разным периодам в целом.
Все функциональные свойства явления "идейно-художественный поиск" находятся в тесной связи, взаимодействии и диалектической взаимообусловленности. Поэтому исследование какой-либо одной из названных проблем цредставляется неправомерным, ибо это приведет к неполному представлению о многообразии идейно-художественных исканий поэзии 70-х годов, их проявлений в творчестве Б.Олейника и влиянии его поиска на поэтическое развитие.
В работе сделана попытка изучения разнообразных форм творческого поиска в органическом единстве их функционирования: первой из них - преимущественно во втором разделе на материале анализа лиро-эпоса, остальных - в первой главе работы. Наиболее целесообразной формой для комплексного исследования идейно-художественных исканий нам цредставляется изучение творчества Б.Олейника в рамках жанровой классификации.
В таком комплексном аспекте украинская поэзия 70-х годов и в частности творчество Б.Олейника изучаются впервые. В целом же проблема творческого поиска постоянно находилась в центре внимания партийных решений, постановлений съездов писателей как одна из фундаментальных проблем литературы и искусства. В Программе КПСС указано: "В искусстве социалистического реализма, основанном на принципах народности и партийности, смелое новаторство в художественном изображении жизни сочетается с использованием и развитием всех прогрессивных традиций мировой культуры"*. На XXIУ съезде КПСС партия выступила "за внимательное отношение к творческим поискам, за полное раскрытие индивидуальности дарований и талантов, за разнообразие и богатство форм и стилей, вырабатывае2 мых на основе метода социалистического реализма. Так, в начале 70-х годов партией была подчеркнута актуальность проблемы художественного поиска.
Она решалась и в литературоведческой науке, и в критике.
Среди работ, посвященных общей проблеме поиска на уровне идейно
1 Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. - М.: Политиздат, 1978, с.132.
2 Материалы XXIУ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1971, с.89. художественного анализа и определения основных тенденций, следует отметить исследования Н.Ильницкого*. Современную украинскую поэзию автор рассматривает в аспекте проблемы традиций и новаторства, являющейся основной связующей нитью разделов книги "На BicTpi серця i пера", которая состоит из критических портретов Д.Павлычко, И.Драча, В.Коротича, М.Винграновского, Р.Лубкивского и Б.Олейника. Последнему посвящена и отдельная книга Н.Ильницко-го, где творчество поэта рассматривается в связи с проблемой лирического героя. Именно его образ автор называет основой нового аналитического принципа, который позволяет изучать творчество Б.Олейника, с трудом поддающееся традиционному тематическому делению, как целостный идейно-тематический комплекс. о
Следует также отметить плодотворную работу Е.Присовского над проблемой поиска в современной украинской поэзии. Основу его книг составляют литературно-критические очерки, в которых исследуется творчество отдельных поэтов. Автор сосредотачивает внимание на таких вопросах, как лирический герой современной поэзии, его гражданская позиция и жизненное кредо; исследуется отражение советского образа жизни и личности современного человека в лирике; решаются такие актуальные проблемы, как художник и его общественная позиция, познавательно-воспитательная функция лирики. Сжато, но глубоко передается творческая эволюция отдельных поэтов, основные ее направления. Состоянию развития украинской т
1льницький М. На BicTpi серця i пера /Про спадкоемшсть худож-Hix 1дей i новаторство в сучасшй украшсыий радянсыай noe3ii/. - К.: Дшпро, 1980; 1льницький М. На cnoKifl права не дано: Пое-31Я Бориса 0л1йника. - К.: Молодь, 1980. Пр1совський 6.М. Несшлай шукань. - К.: Рад.письменник, 1972; Пр1совсышй 6.М. Jlipmca дули, доби геро!ка: Л1тературно-критич-Hi нариси. - К.: Рад.письменник, 1983. поэзии 60-х годов были посвящены книги И.В.Зуба1, А.И.Кацнельсо-2 на. Значительный вклад в исследование общего состояния поисков я в современной украинской поэзии сделал Г.М.Сивоконь . Он обратил внимание на теоретическое обоснование и решение проблемы художественного поиска в тесной связи с проблемой традиций и новаторства. Художественным исканиям многонациональной советской литературы бшш посвящены отдельные сборники4. с
Настоящим новаторством обозначены работы К.П.Фроловой0, посвященные проблемам функционирования эстетических категорий в современной украинской лирике, вопросу о разных образных уровнях в ней. К мастерству создания поэтического образа обращается с
А.Макаров . Он уделяет большое внимание вопросу о темах и жанрах лирики, освещает проблему "образ поэта". Особую ценность в его книге составляет раздел о суггестивной лирике, ее социально-вос
Зуб I.B. Поетичш знаки життя: Цро розвиток сучасшл укра'1нсь-koi поезП. - К.: Рад. письменник, 1972. о
Кацнельсон A.I. Про поез1Ю i noeTiB: Статт1. Нариси. Нотатки. - К.: Рад.письменник, 1972; Кацнельсон A.I. Цро поез1ю: Вибраш статт1. - К.: Дн1цро, 1977. о
Сивок1НЬ Г.М. Динамгка новаторських шукань. - К.: Дмпро, 1980.
4 Художественные искания современной советской многонациональной литературы: Материалы 2-й Всесоюз. науч. конф. - Одесса: Изд-во Одес. ун-та, 1976; Художественные искания современной советской многонациональной литературы. - Кишинев: Штиинца, 1976; Художественные искания современной советской многонациональной литературы. - Алма-Ата: Наука, 1980. Фролова К.П. Розвиток образно! св1Домост1 в укра1нсыий радян-ськ1й л1ршц /1917-1967/. - Дшпропетровськ, 1970; Фролова К.П. Естетичн! категорП в укра1нсыий радянськш л1риц1. - Дн1про-петровськ, 1975.
6 Макаров A.M. CBiT образу. - К.: Рад.письменник, 1977. питательном значении и функциях. Автор ставит вопрос о необходимости выделения суггестивной лирики в самостоятельный жанр. Заслуживает внимания и проникновение критика в психологию лирического творчества, обращение к таким вопросам, как поэтическое мышление и сознание современного человека, формы образно-понятийного мышления, познавательный синкретизм современной лирики. Исследователю удалось соединить художественный анализ с изучением существенных социальных проблем современности.
На материале поэзии 60-х - начала 70-х годов эти вопросы рассматриваются и в работе Е.В.Шпилевой"1'. К проблеме творческого поиска в разных аспектах исследования обращались С.А.Крыжанив
2 Ч ский , Л.Н.Новиченко .
Нельзя не согласиться с мнением одного из ведущих исследователей поэзии - И.Гринбергом, который подчеркивает потребность сосредоточиться на "том вьфазительном и ясном отпечатке, который оставляет движение времени на творчестве разных художников и сближает их, придавая им черты общности"^. Решение этого вопроса является одной из главных задач и настоящего историко-типологи-ческого исследования.
Но вместе с тем абсолютно недопустимо нивелировать творческую индивидуальность. Ибо, хотя литературный процесс определенного периода - это сложное образование, отличительной чертой
1 Шпильова О.В. Актившсть поетично'1 думки: Сощ ально-психоло-ri4Hi спостереження над сучасною украшською л!рикою. - К.: Дшпро, 1973. р
Крижашвсышй С.А. Художш в1дкриття i л1тературний цроцес. - К.: Рад.письменник, 1979.
3 Новиченко Л.М. Життя як д1яння. - К.: Дн1про, 1974. Гринберг И.А. Три грани лирики: Советская баллада, ода и элегия. -М.: Сов.писатель, 1975, с.21. которого является одновременное сосуществование и развитие в разных направлениях стилевых течений, тенденций, однако самое важное место в нем занимает личность художника, его индивидуальность, концентрирующая многообразный социально-исторический, духовный, эстетический и художественный опыт. В связи с этим она становится как бы эпицентром развития различных тенденций и устремлений; в творчестве такого писателя, помимо неоспоримой стилевой неповторимости находят отражение главные тенденции развития литературы определенного периода.
Основу исследований творчества Б.Олейника составляют преимущественно критические рецензии, созданные по случаю выхода отдельных сборников поэта. Лишь в конце 70-х - начале 80-х годов стали появляться статьи синтетического характера. Это прежде всего работы Н.Ильницкого, Л.Новиченко, Л.Федоровской, В.Моренца, Е.Никаноровой, Д.Павлычко. Однако многие проблемы, связанные с идейно-художественными исканиями Б.Олейника в контексте развития поэзии последнего десятилетия авторы оставляют нерешенными или вообще не ставят. Среди них одним из самых важных представляется воцрос о жанровых модификациях в пределах лиро-эпоса и лирики, а также цроблема художественного прогресса и средств его достижения в современной лирике.
Среди наиболее интенсивных идейно-художественных исканий украинской поэзии 70-х годов следует особо выделить жанровые. Модификации в пределах определенного жанра - традиционная особенность искусства, особенно поэтического. Достаточно вспомнить поэзию Леси Ущ)аинки, лирику П.Тычины, сонеты И.Франко, М.Еыльско-го, Д.Павлычко. Процесс дифференциации и интеграции поэтических жанров, который является постоянным свойством литературного процесса, особенно интенсифицировался в поэзии минувшего десятиле
- 10 тия. И хотя теория поэтических жанров разработана достаточно полно, однако глубокого применения относительно современной украинской поэзии и особенно творчества отдельного художника слова в контексте развития оцределейного периода в настоящее время она не нашла. Между тем исследование такого круга воцросов даже в творчестве одного поэта цредоставляет большие возможности для выявления и теоретического обобщения наиболее характерных идейно-художественных исканий в поэзии, многообразие которой "создается не только обилием поэтических индивидуальностей, но и богатством родов и видов."*.
Исследование модификации жанра как содержательной структуры дает возможность выявить как идейные, так и формальные искания. Поэтому изучение жанровой системы, особенностей ее функционирования в творчестве писателя - яркого цредставителя литературы определенного периода, позволяет "уловить.отражения процессов, определяющих закономерности развития литературы на каждом истори2 ческом ее этапе . Марксистско-ленинская методология литературоведческих исследований последовательно осуществляет принцип историзма - исторический подход к цроцессам и явлениям в искусстве. Каждое произведение по своим жанровым свойствам цредставляет собой частное цроявление общего, т.е. определенного жанра. А, как известно, "Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д. и т.д. Всякое отдельное тысячами переходов Связано с другого о рода отдельными /вещами, явлениями, процессами/"0. Таким
1 Гринберг И.Л. Три грани лирики., с.8. р Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе. - В кн.: Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974, с.185. о
Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.318. образом, перед исследователем жанровых структур возникает объективно обусловленная необходимость обнаруживать не только нормированные жанровые признаки, но и показывать, как они трансформируются в каждом отдельном произведении.
Большие возможности для такой трансформации в силу своих родовых особенностей, которые становятся объективными предпосылками для интенсивных идейно-художественных исканий, предоставляет лиро-эпос. Именно на границе этих родов и цроисходили наиболее интенсивные поиски в украинской советской поэзии 70-х годов и особенно в творчестве Б.Олейника. Усиленное внимание к взаимодействию родовых начал в процессе изучения творческих исканий в настоящей работе цредставляется целесообразным и необходимым, ибо, "если имеем дело с жанрами "смешанными", то есть, когда в произведении взаимопереплетаются разные родовые начала, родовой критерий жанрового анализа цриобретает достаточно существенное значение. К тому же, поскольку большинство литературных жанров в их современных модификациях представляет ту или иную форму и степень родового "смешения", их жанровая характеристика не может не включать родовой аспект. Важным поэтому являются конкретные формы проявления рода во всех конструктивных компонентах произведения"*.
Анализ жанровой специфики также позволяет глубже проникнуть в суть художественной концепции произведения, в его гуманистическое и социально-философское содержание. Особенно большие возможности для выявления личностных мировоззренческих качеств художника представляет лирика. Изучение жанровых исканий в этом литературном роде позволяет обнаруживать самые существенные черты худо
Василыивський О.Т. Жанровий анал13 Л1тературного твору. - Рад.
Л1тературознавство, 1976, 1 2, с.55. жественного прогресса, ибо лирика владеет широким инструментарием для постижения современного человека как главного объекта художественного познания, для углубления гуманистического пафоса как основного критерия оцределения уровня художественного прогресса .
Эти мало изученные цроблемы творчества Б.Олейника в контексте развития поэзии минувшего десятилетия определяют и цель исследования: выделить главные идейно-художественные тенденции развития украинской поэзии 70-х годов на материале лирики и лиро-эпических жащюв в творчестве Б.Олейника.
Предмет исследования - украинская советская поэзия 70-х годов.
Объект исследования - лирика и лиро-эпос в творчестве Б.Олейника в историко-типологических связях с поэзией М.Бажана, Д.Павлычко, И.Драча, В.Коротича, И.Жиленко, Л.Костенко, Л.Скирды, В.Затулывитра.
Задачи исследования - раскрыть своеобразие проявления общих поэтических тенденций в индивидуальном художественном опыте и сущность поэтического развития - через творческую индивидуальность; посредством изучения различных модификаций лиро-эпоса Б.Олейника определить ведущую роль лиро-эпических жанров в творчестве поэта и в украинской советской поэзии 70-х годов в целом; раскрыть типологическое значение лирического героя в современной украинской поэзии в его соотнесенности с духовным миром советского человека и в связи с этим определить качественно новый уровень художественного црогресса в современном состоянии поэзии.
Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, решения XXIУ-ХХУ1 съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и другие партийные и государственные документы по вопросам развития литературы и искусства, идеологической работы партии.
Методологической предпосылкой исследования своеобразия жанровой системы лирики и лиро-эпоса как показателя идейно-художественных исканий в украинской советской поэзии 70-х годов в настоящей работе является понимание того, что "раскрыть закономерности движения того или иного жанра в пределах рода или междуродового взаимодействия можно только с учетом конкретно-исторических обстоятельств, нужд и требований общественной жизни - с одной стороны, и особенностей внутрилитературных связей и взаимодействий - с другой"1.
Специфика поставленных в работе задач оцределила и методику исследования. Учитывая некоторую терминологически-теоретическую неясность по вопросу жанровой классификации, считаем необходимым подчеркнуть, что в своей работе будем опираться на положение о том, что законы жанров, их исторической модификации - это законы тенденции /статические/, которые в отличие от абсолютных /динамических/ законов прямолинейно-следственной зависимости являются "законами вероятной причинно-следственной зависимости. Следствие здесь объективно обусловлено, но не гарантировано, а только воз-о можно" .
В современной литературоведческой практике существуют два пути исследования жанровых поисков: во-первых, через установление только типологического родства между различными произведениями,
1 В"язовський Г. Розвиток Л1тератури сощалЭтичного реал1зму i теор1Я род1в та жанр1в. - В кн.: Теор1я род1в i жанр1в худож-Hbo'f л1тератури: Тези доп. респ. наук. конф. 20-22 листоп. 1975. Одеса, вид-во Одес. ун-ту, 1975, с.6. р Саенко 1.6. Закони жанр!в - закони тенденцы. - В кн.: Теор1я род1в i жанр1в художньо'1 л1тератури., с.70. первоосновы какого-либо жанра на любом уровне развития литературы. Но в последнее время такой способ исследования эволюции определенного жанра справедливо поддается критике как антиисторический подход к процессам литературного развития. Более плодотворным, хотя и более сложным считается путь нахождения уровня соотношения факторов, которые определяют литературное развитие, с факторами, определяющими функциональную природу жанров. В целом принимая целесообразность второго пути исследования, нельзя, однако, согласиться с полным нивелированием первого, ибо без самого установления существенных различий между реально существующими произведениями и традиционно установленным образцом нельзя строить дальнейших предположений и обобщений о характере и уровне действительных источников жанровой эволюции. Поэтому в исследовании идейно-художественных исканий в жанровой системе украинской поэзии 70-х годов, и, в частности, в творчестве Б.Олейника, представляется возможным использовать оба метода изучения.
На защиту в работе выносятся следующие основные положения: одним из самых интенсивных поисков в украинской поэзии 70-х годов и особенно в творчестве Б.Олейника стали жанровые искания в основном на грани взаимодействия двух родовых начал: лирики и эпоса; эпическое в украинской поэзии минувшего десятилетия приобрело новые структурно-образные качества, особенно существенными его изменения стали в поэме; особо новаторским достижением Б.Олейника, во многом определяющим черты индивидуального стиля поэта, следует считать лиро-эпические циклы, где нашли выражение наиболее характерные идейно-художественные искания украинской поэзии 70-х годов; благодаря творческому поиску Б.Олейника и того поколения поэтов, к которой^ он принадлежит, в лирике и лиро-эпических жанрах минувшего десятилетия значительно углубились идеи социалистического гуманизма, существенно обогатились формы их воплощения как основные факторы, определяющие новый уровень художественного прогресса.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она является первой попыткой исследования творчества Б.Олейника по принципу родово-жанровой классификации. Впервые рассматривается вопрос о качественно новом уровне соотношения и функционирования лирики и эпического начала в творчестве поэта и в украинской поэзии минувшего десятилетия в целом. Таким образом, сделана попытка переоценки главных, определяющих тенденций в творчестве Б.Олейника в плане указания на усиление в нем функции эпических начал в их преобразованном виде. В работе также типологически сопоставлен генезис образа автора и личности героя современной лирики как ее субъекта - особой формы коллективного авторского сознания определенного историко-литературного периода.
Практическая ценность исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы при рассмотрении актуальных вопросов истории литературы, в частности современного поэтического развития, в процессе цреподавания курсов и спецкурсов украинской советской литературы в вузах. Областью применения результатов исследования является также учебно-воспитательный процесс в школе, лекционно-цропагандистская работа.
Апробация работы. Диссертация отдельными главами и в полном объеме обсуждалась на кафедре украинской литературы Киевского государственного педагогического института им. А.М.Горького. Результаты исследования докладывались на научно-теоретических конференциях Киевского пединститута /1982 - 1984 гг./, на научной конференции в Институте литературы АН УССР /1982 г./. Основное содержание работы отражено в трех публикациях общим объемом 1,7 п.л. Материалы диссертации использованы в лекциях спецкурса "Современная украинская поэзия" на стационаре и вечернем отделении филологического факультета Киевского пединститута, факультативных занятиях в средней школе.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-художественные искания в украинской советской поэзии 70-х годов и творчество Бориса Олейника"
- 169 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Украинская советская поэзия 70-х годов развивалась в интенсивных идейно-художественных исканиях. Характерной ее особенностью является тот факт, что на протяжении минувшего десятилетия плодотворно работали представители разных поэтических поколений. В связи с этим оцределились и самые разнообразные линии творческих поисков в области индивидуального стиля, обусловившие одновременное функционирование различных, оригинальных идейно-эстетических концепций каждого из авторов. Следует подчеркнуть,что, хотя индивидуальный стиль представителей среднего поколения в украинской поэзии, творчество которых в основном составило линии поисков минувшего десятилетия, к началу 70-х годов более или менее оцределился, в течение всех поел едущих лет цродолжался активный поэтический поиск. Очень точно выразил потребность в нем Э.Межелайтис, один из главных цредставителей яркого новаторства в содержании и форме поэзии: "В искусстве родилась хорошая традиция исканий. Однако, конечно, и поиск не поиск, если любую находку немедля подвергать канонизации. Сила исканий, их прелесть и заключается в том, что они пролагают путь многообразию, широчайшей шкале, безграничным возможностям. Искания - это, выражаясь космически, поиски новых пространств, новой связи между Человеком и Историей, Человеком и Эпохой**.
Творческие поиски в каждую эпоху и определенный период становления личности художника отличаются разной степенью интенсивности и качественными характеристиками. Если в этом аспекте сравнить украинскую поэзию 60-х и 70-х годов, то станет очевидным прежде всего то, что уровень художественных достижений в эти де
1 Межелайтис Э. Контрапункт: Лирическая цроза. - М.: Известия, 1972, с.202-203. сятилетия определялся разными именами: в 60-е годы преимущественно творчеством цредставителей старшего поколения - А.Малышко, М.Бадана, Л.Первомайского, И.Муратова. В эти же годы в процессе бурных творческих поисков, подчас и псевдоноваторских, формировались основы индивидуального стиля И.Драча, Б.Олейника, М.Вин-грановского, В.Коротича, И.Жиленко, Л.Костенко и других поэтов младшего поколения, ставшего в последующее десятилетие уже средним. Характерным явилось и то, что каждый из них избрал свой, неповторимый путь исканий в русле трех основных стилевых течений: реалистического /историко-аналитического/ /Д.Павлычко, Б.Олейник, Л.Костенко, В.Коротич/; романтического /обобщенно-поэтического/ /И.Жиленко/; условно-ассоциативного /И.Драч, М.Вингранов-ский/, характерных и для развития советской литературы в целом.
Но в процессе творчества к началу 70-х годов постепенно возникают черты синтетического взаимодействия, взаимовлияния различных стилей; для поэзии становятся характерными цроцессы не дифференциации, а синтеза, обусловленные "общей эволюцией метода социалистического реализма в направлении аналитичности и историзма художественного мышления"1. Главным критерием художественности выступает чувство органического, умеренного сочетания традиций и новаторства. Отчетливо этот процесс проявился в творчестве цредставителей разных стилевых течений - Б.Олейника и И. Драча.
Поэзия Б.Олейника 70-х годов обозначена чертами стилевой многогранности. В основе своей она реалистична, но тяготеет к романтическим средствам изображения и пафосу и одновременно
1 Комина Р.В. О многообразии художественных течений современной литературы. - В кн.: Литературные направления и стили. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, с.356.
- 171 особенно во второй половине 60-х годов и в течение всего последующего десятилетия - к философско-аналитическому началу. Встречаются в ней и элементы условности, преимущественно в поэмах. В целом творчество Б.Олейника можно отнести к реалистически-романтическому стилевому течению, характерными чертами которого являются высокий лирико-патетический пафос, глубокий лиризм в сочетании с философичностью, необычайная сконцентрированность действия, воплощение глобальных проблем и идей в конкретные, реальные образы, человеческие характеры и ситуации.
Общность идейно-эстетических, социальных целей, тех функциональных задач, решение которых в 70-е годы было возложено на современную поэзию, возникновение разнообразных социальных, идеологических связей человека с миром, историей - все это так или иначе способствовало созданию черт типологического сходства в творчестве поэтов, для которых характерна своя, неповторимая идейно-эстетическая концепция отражения действительности. Прежде всего это отразилось в процессе создания образа "субъекта лщшки", а также эстетического идеала, воплотивших самые характерные изменения в социальном, морально-этическом облике и психологии современного человека. В основе идейно-художественных поисков каждого поэта стало постоянное осознание возросшей ценности человеческой личности, индивидуальности. Это во многом определило и разнообразие поисков средств воплощения глубоко гуманистических идей.
Особенным богатством средств поэтического выражения в 70-е годы отличается гражданская и философская лирика. Именно в этих жанрах достиг высоких успехов и Б.Олейник, оцределяющими качествами творчества которого являются углубленная концептуальность, мировоззренческая масштабность, четкая партийность авторской позиции, идейная убежденность, гражданская активность. Основу идейно
- 172 эстетической позиции поэта составляет особенно острое осознание диалектического единства отдельной личности и исторического процесса, взаимообусловленности и взаимосвязи явлений материального и духовного бытия. Эта глубоко философская концепция воплощается в образной структуре конкретных цроизведений, в решении отдельных тем, проблем, мотивов и постоянно обобщается преимущественно в глобальных макро-ассоциативных образах движения, познания, памяти. Их функционирование во всем идейно-художественном объеме творчества Б.Олейника на протяжении двух десятилетий прежде всего отличает его поэзию от творчества других авторов - предшественников и современников. Причем в художественном воплощении этих образов-идей Б.Олейник проявил необычайную последовательность, постепенно наращивая и углубляя их идейно-тематический потенциал; продемонстрировал самые разнообразные способы выражения гуманистических социально-политических и философских идей, объединенных общей, концептуальной проблемой "человек и время", "человек и история". Таким образом, в его поэзии нашли яркое воплощение две главные тенденции развития современной литературы: углубление многопланового историзма и устремленность к изображению отдельной личности, расхфытию ее сложного духовного мира. Литературный процесс минувшего десятилетия убедительно доказал, что эти тенденции не цротивостоят друг другу, а взаимно дополняются и обогащаются, создавая своеобразные поэтические формы.
Своеобразие эстетического отражения действительности в творчестве Б.Олейника состоит и в том, что глубоко гуманистические идеи чаще исходят из изображения острой ситуации, сюжета, характера, нежели воплощаются в форме чистого размышления, медитации, лирического самовыражения. В его творчестве, особенно в описательных и повествовательных стихотворениях, лиро-эпических жанрах
- 173 наиболее полно воплотился цроцесс интенсификации междуродового взаимодействия, который выражается преимущественно в приобретении новых качеств эпичностью и лиризмом. Синтез эпического и лирического начал, как отмечает румынский исследователь А.Ковач, "является таким общим явлением в искусстве, что его в том или ином виде находим в цроизведениях всех родов и жанров"1. Нового уровня развития этот процесс достиг в современной литературе. Одной из наиболее интересных форм взаимодействия лирических и эпических элементов в уздэаинской поэзии 70-х годов стал лиро-эпический цикл. Если лирика в идейно-образной структуре такого цикла выражает утверждение личности в социалистическом обществе, то эпичность вызвана потребностью расхить связь человека с историей, показать единство его индивидуального сознания с коллективным сознанием народа, общества в его социально-историческом движении. В творчестве Б.Олейника, склонного к постепенному, постоянному, более глубоко^ развитию вполне оцределенного круга социальных, морально-этических, философских проблем, лиро-эпические циклы играют особо важную роль, определяющую главные черты индивидуального стиля поэта: стремление к выражению через изображение, чрезвычайно глубокая пространственно-временная наполненность микрообразов и макрообразов-ассоциаций, органическое сочетание свойств современной социальной аналитики и народной образности, символики, песенного начала. В лиро-эпических циклах Б.Олейника нашла достаточно полное воплощение и главная линия идейных исканий минувшего десятилетия: углубление гуманистического пафоса, расширение средств его выражения с помощью раскрытия разнообразных тем. г
Ковач А.О. О закономерностях развития литературных родов.
В кн.: Проблемы теории и истории литературы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971, с.36.
- 174
Среди них нужно особо выделить антивоенную и интернациональную темы, для раскрытия которых украинская поэзия 70-х годов нашла самые разнообразные новаторские средства.
Качества поэтического дарования Б.Олейника нашли глубокое воплощение и в других лиро-эпических жанрах его творчества, в балладах и притчах. Его притчи творчески развивают лучшие мировые и национальные традиции жанра. В них на новом идейно-художественном уровне затрагиваются важные философские и морально-этические проблемы: верность высоким гуманистическим идеалам, поверка духовной ценности и целостности личности условиями, требующими предельного напряжения сил, самопожертвования. Факты для сюжетов берутся поэтом из современности; а если он обращается к изображению црошлого, то в коллизии включаются детали, сразу при-дащие повествованию современные черты. Притчи в творчестве Б.Олейника глубоко концептуальны, их идейно-образная система нередко превращается в символ. Усилилась и роль микродетали в этом жанре, в результате чего изменился акцент между сюжетом и заключительной частью.
Оригинальными идейно-художественными качествами отличаются и баллады Б.Олейника. Им присуща драматическая страстность, динамика чувств, характеры. героев четко обозначены. Остро и мужественно ставит поэт морально-этические проблемы современности -чести и долга, духовной целостности личности. Баллады Б.Олейника обозначены легкими переходами то в легендарный, фантастический, то в реальный план изображения.
Идейно-художественные искания Б.Олейника в притче по своему значению и интенсивности обращения поэта к этому жанру обладают многими чертами типологической общности с цритчевым творчеством Д.Павлычко; поиск же в жанре баллады, главным образом классичес
- 175 кой, очень удачно дополняет новаторские достижения И.Драча в этом жанре, демонстрируя разнообразие возможностей функционирования традиционных жанров в современном литературном процессе, их глубокого обновления.
Особенно большой интенсивностью отличаются творческие искания в современной поэме. Результаты основной линии поиска в этом жанре выразились в цриобретении новых качеств эпичностью и лиризмом и в изменениях их соотношения в идейно-художественном комплексе каждого определенного цроизведения и в жанре в целом. Поэмы Б.Олейника "Доля", "Заклинания вогню", будучи лирическими по структуре, по принципу макроассоциативности создают в сознании читателя глобальную, масштабную, философски глубокую картину мира; тем самым обеспечивается их эпическое содержание.
Новые качества лиризма и эпичности, наиболее полно воплотившиеся в поэмах Б.Олейника 70-х годов, составляют главную новаторскую черту его творчества в целом, представляют собой ту мировоззренческую основу, на которой вырастали самые характерные черты индивидуального стиля. Эпическое мироощущение, глубокий, всеобъемлющий взгляд на мир и человека, состоящих в диалектическом цространственно-временном единстве и взаимосвязях, стремлении выражать глобальные, остро актуальные, общечеловеческие проблемы как путем лирического самовыражения, так и посредством изображения характеров, событий, драматических ситуаций, - такие идейно-эстетические качества составили основу целостной художественной концепции Б.Олейника.
Объединяющий фактор творческих поисков разных авторов на протяжении 70-х годов находится преимущественно на идейно-тематическом уровне и состоит в общности проблем, волнующих каждого поэта современности, каждого человека; в партийном, остро граж
- 176 действенном и гуманистическом подходе к их решению и художественному воплощению. Выделяя общие черты творчества русских поэтов в минувшем десятилетии, ученые тоже отмечают, что "разные пути исканий движимые единой целью - задачей гражданского, социально-духовного воспитания человека, решения цроблем коммунистической важности"* . В течение минувшего десятилетия каждому из ведущих поэтов современности среднего и младшего поколений в результате интенсивных идейно-художественных исканий удалось найти и органическую, функционально оправданную меру соотношения новаторства и традиций в выражении этих проблем, идей, что также явилось одним из качеств, выявляющих черты типологической общности современной у1фаинской поэзии при наличии одновременного функционирования в ней различных творческих систем каждого художника слова. Ярким образцом возможности и необходимости такого органического взаимодействия современной социально-эстетической аналитики с лучшими классическими фольклорными и литературными традициями стало творчество Б.Олейника , во многом определяющее главные пути идейно-художественных исканий поэзии минувшего десятилетия.
Украинская советская поэзия 70-х годов, развиваясь в неустанном творческом поиске,обогащая лучшие общесоюзные и национальные литературные традиции,постоянно углубляя гуманистический пафос и расширяя средства его воплощения в различных лирических и лиро-эпических жанрах, достигла новых высот в художественном отражении нашей социалистической действительности, современного мира в целом, в глубоком,всестороннем исследовании и выражении личности советского человека и его высоких коммунистических,гуманистических идеалов.
1 История русской советской литературы, 40-е - 80-е годы: Учебник для студентов пед. ин-тов./А.И.Метченко, Р.Г.Бищухаметов, А.М.Абрамов и др.; Под ред. А.Й.Метченко, С.М.Петрова. - 2-е изд., исцр. - М.: Просвещение, 1983, с.452.
- 177
Список научной литературыЛещенко, Татьяна Александровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956, с.517-642.
2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.
3. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с.316-322.
4. Ленин В.И. Заключительное слово по докладу о мире 26 октября /8 ноябр^. Полн.собр.соч., т.35, с.19-22.
5. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1-104.
6. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Цринята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
7. Материалы ХХП съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. - 464 с.
8. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. - 320 с.
9. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.
10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. 80 с.12. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.