автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Особенности художественной условности узбекского народного эпоса
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности художественной условности узбекского народного эпоса"
АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР
ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ имени А. С. ПУШКИНА
На правах рукописи ХАЛМИРЗАЕВА Сапёра Шукуровна
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ УСЛОВНОСТИ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ЭПОСА
10.01.09 — Фольклористика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ТАШКЕНТ — 1990
Работа выполнена в отделе фольклора Института языка и литер им. А. С. Пушкина Академии наук Узбекской ССР.
Научный руководитель доктор филологических наук САРИМСАКОВ Б. И.
Официальные оппоненты
доктор филологических наук, профессор САИДОВ М. С. кандидат филологических наук ЯРМА70В И. Т.
Ведущая организация—Ташкентский государственный институт кул1. им. А. Кадыри.
на заседании специализированного совета Д.015.04.02 по защите диссертацн соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литера им. А. С. Пушкина Академии наук Узбекской ССР (700170, г. Таш ул. И. Муминова, 9).
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библис АН УзССР (700170, г. Ташкент, ул. Муминова, 13).
Защита состоится «
1990 г. в
Автореферат разослан
»
Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук
КАРИМОВ •
(ЖИЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛЕОШ
Актуальность теш исследования. Узбекский народный- эпос, сличающийся разнообразием' мира образов, многообразием пршци-10в-историзма и структур, богатством общечеловеческих идей, за~ шмзет своеобразное место в эпическом наследии народов мира. Зысокив гуманистические и патриотические идеи, народного эпоса :лужах я будут служить шцншл воспитательным средством в зетзкн. [арода. Вот-почему вПрограмме КПСС о современной и будущей по~ штике партии и правительства в области культурного строитель-:твз подчеркивается:•"Последовательно „руководствуясь ленинскими ринципами: культурного строительства, партия будет заботиться б эстетическом'во.сдатааии. трудящиеся, подрастающих поколений а "лучших образцах отечественной, и мировой худокёственной куль-уры. '.Эстетическое начало вце больше одухотворит труд, возвысит ело.века, украсит его быт"*. Высокие общечеловеческие идеалы и удожественныэ достоинства'.народного:эпоса всегда 'останутся есценным культурно-содавльнш Наследием.
; Узбекишй народный" эпоа.-серьезному исследование стал лод~ эргаться, начиная с 20-х годов нашего.столетия. За это время ми записаны,, изданы, систематизированы щогйе образцы устного зродного творчества, определены многие сказительсшш сколи и с выдающиеся представитаи?«. Публикация ряд? монографий .'й статей 1 только заложила основу узбекского эпосовэдения, но и опреде-зла его основные теоретические принципы. " •
Однако,до настоящего времена не подвергались сдепдалько?лу ¡следованию худояествепная условность в народном эпосе, ее [ейно-зстетичеснае функции» исторический процесс развития 'эпб-1- й-$орг.и художественной условности. Следовательно,, сам внбор 1нннх вопросов'в качестве объекта исследования Определяет.. " :тузльность темы'Напито исследования.
Этапы стздиального развитая узбекского народного эпоса, торичеекпе и структуралытэ типи эпоса, относящиеся к нэзвдому этих этапов, обладают только им присущей, условностью. Акту-ьность темы обуславливается тем, что художественно-условные
Материалы ШП съезда КПСС. М. 1986. С.169.
типы узбекского дородного зпоса, а также их общие и частные • особенности исследуются.впервые.. В рабом такта впервые в узбекской фольклористике разрабатываются вопросы статослонения, детерминизация эпических мотивов, эпический .мир и его условный характер. ;
Цель и заднчт; исследования. Основной целью диссертационной работы '/щадется выявление'своеобразных особенностей худокеса'-ветгой условности узбекского народного эпоса, формы проявления и ф/нкционировашш условностив,различных типах эпоса.-Дня достижения этой цели решаются следующие задачи:
- раскрыть худокествшшую условность, свойственную фольклору з контексте словесного искусства, к определить -средства ее.выражения;
-- подчеркнуть художественную условность эпического ьетрз', отр&кешогс в эпическом хронотопе, эпическом персонажа и эпической бытовой жнзнк; :
- показать природу и функции художественной'.условности, свойственные героическим, романическим-.и 'историческим- эпосагд.
Методология и мотолика кослело^ания.-Методологическую основу диссертации составляет учение классиков .марксизьа-ленк-низыа о закономерности- развития общества, человеческого' сознания,, искусства и художественной .литературы, а --такае исторические документы и директивы партии я-правительства. '
В процессе исследования.тли опирались на работы -А.Н.Весе-ловского, В;М.£шрмунского, В.Я.Проппа, Е.И.Путилова, Е.М.Моли-тинского, В.П.Аникшш, С.Н.Азбелева, X.Т.Ззрифовз, М.Саидовй, М.Мурадова, Б,И.Сариысакова, -Т.Мирзаева. Указанные же ученые сыхрадн решающую рсш» и в выборе метода настоящего псследовд- . кия, '-каковым являагоя сравнагельно-историческай.:
Степень изученности и научная - новизна'. В работах, посвященных изучению'узбекского народного эпоса, рассматриваются вопросы, связанные с• иде2но~худокас!гв9нными особенностями, образной системой, сшетом и' композицией народных дастенов. Однако в узбекской'фольклористике'вопросы художественной условности в узбекском эпосоведении не являлись объектом специального научного исследования. Некоторые высказывания о художественной условности узбекского эпоса имеются в работах В,М.Жирмунского
; Х,Т»31ри'|юг.а "Упбекскяй .народный героический эпос" <М. 1947), ■1,Сэ вдова "Художественное мастерство в - узбекской неродном дас-гяшом творчество"' (Ташкент, 1963), Б.Сарнмсаковз "Диффузия шичосклх жшров" (Ташкент, 1981). Насколько бы не бнли глубоки >тк исследования, спя не .-дают целостной, картины природа а фикций художественной условности эпоса. Учитывая это обстоятельство, -ш постарались определить разновидности'художествен-[их условностей, присущих героическим, романическим и историческим типам художественного эпоса, их маета в художественном вы-ютения-идей дастанов..
Теоретическая и" практическая' значимость работы -заключается I том, что она может-служить научно-теоретнчески'м источником ¡рн исследовании способов создания эпического сшета, тенденций, го развития, взаишотножений традиции и мастерства в'художест-.енной литературе и фольклоре, Практическая значимость опредо-лется тем, что ее можно пепользозать при чтения специальных урсов на филологических факультетах вузов, при.создании учеб-пкоз и учебных пособий, а такка проведении факультативных взятий. л ■:.:.."'
Объект исследования. Объектом исследования служили образцы ародных-дасганбв, хранящиеся в фольклорном архиве- Института зыка и литературы им.А.С.Пушст1а: Ш У^ пал, издаваемый в серии "Узбекское-народное творчество", а акко материалы, собранные фольклористами на территории Средней зин л Казахстана. .
МойШШ'- Работа обсушена на Оседании отдела фольклора яститута язика а литературы нм.Л.С.Пушкина АН УзССР. Основное удержание диссертации изложено в четырех, статьях^ опубликованных в журнале "Узбек тили в а пдаб^гл" (1ЭБ5-1990 гг.), в тези-ах до!слодов на цзучна-теоретаадскйх кш$еревд1йх молодых .учета Академии наук УзС*С? (198?) 4 шдоднх ученых по проблеме ас-зрии и филологии (Самарканд, 1988), молодых ученых Института зкка к литературы АН УзССР (1985-1986), молодых ученых-фдлоло-зв республики (1989).' -
Структура. работ»;-.. Диссертация состоит из введения, орех ■¡ев, заключения и списка использованной литиратурч.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ;
. Во введении обосновывается актуальность темы, цель н задачи, научная новизна, штодолоищ и штодш^а'исследования, ука-зтазтс^ теоретическая зггачшость в практическая ценность диссертационной работы..
Первая .глава "Жанры узбекского фольклора а художественная условность" посвящена кратко^ анбдизу. художественной условности в жанрах узбекского
Опрвделеше характера, норы и .фикций, художественной условаосФИ в jsdOKcKOM JG2H0M народном творчестве является одаой. из. .дадачлшего исследования-. -
В диссертации гермин "худоаэотзешая1условность" употребляется в двух значениях: I) опрзделещга отражения объективней действительности через определенные образы.и условные связи, лежащие «жду образом и денотатом; 2) определение социального и псшсодогячоского детерминизма в апйчёс.ких шжмотивных связях, организующих сшетную структуру -народнох'о- snoca..
ÖÖ эстозжчэской природе 'художествшюМ условности*-имеекая ряд работ.1 в искусствоведении'5 ■ и литературе--
V"........ "' ■ " '"'■''.■
х НедОЕгаавш Г„ Очедки теории искусства. M.I953; Охлопков Н.П. Ой условности //Театр, 1959.Щ2; Разушый В.А. О природе художественного обобщения. М.i960; Манн Ю. Худокественная условность и время //Новый мир^ 1963,.И; Видинеов Н.В. Об . условности в Искусстве //Вотоосы философии» 1963.№10; Зимен-ко В, Реализм И условность //Культура я жизнь. 196-3, № 12: Жцан В. Об условности в киноискусстве, M.I966; Михайлова А. О художественной условности. МЛ970.
^ Щербина В,Актуальннв проблеш современного- литературоведения. M.IS6I; Мотылева Т.Л.О реализме и услотости//йностракная литература и современность.M.I96I; Тагер Е. К проблеме условности и шогообразия стшюй//Е1робЛемы социалистического реализма ,М. I9SI; Сачков Б.Исторические -судьбы реализма.М.19Б7: Шкловский В.Конвенция времени//Вопросы литературыД969. £ 3; Д1,Е1Трх1ез В.Рзашззм и художеогвенная; поэтика.Стиль.M.I9V5; Гей Н.К.Время п пространство в структуре произведения//Кон-твкст~?4.м.1975; Панкин Б.Время а слово.M.I976; Шаропоз А. Олам ичра олашар.Тошкен1,1978; Эльяшзпач А.Единство цели -многообразие поисков в литература .социалистического р'еализма. 1,1973; Еалтабаез Х.Шзртлилик табиати хакида/Дзбек тшш ва адабиётн.Тошкент.1981.#5; Пархоменко М.Горизон'Ш реализма.М. 1982; Шкдсвский. B.Q теории прозы.M.I983; Балтабаев Х.Стидевыа искания современной узбекской, прозы (70-е годы).АДД.1)зшквнт. 1983.
здешт.1
Однако эта проблема не являлась до настоящего времени объ--ктом специального- исследования в узбекской фольклористике, В эзвитии художественной условности в словесном искусстве неко-орце' последователи выявляют ряд закономерностей. В частности, .Аскаров отглочает три закономерности: I),относительность ха-октэра человеческого познания; 2) творческую''активность чело-оческого'сознания; 3)-'повторение практической-деятельности че-овекал,'. Первую закономерность он. называет "художественной □ловностью", вторую - "осознанной услошистью1'.
Т.Аскаров тахне пытается ответить на вопрос, о количестве вдов я способах вщ)^'ения, ..худсжёсгаеотой условности з устном к исьменнш словесдом .искусстве^' По, ого-шешго, в литературе на™ ичестзует тра вида условности: .рзздястлческзя,формалиста че~ коя и сказочная3. 'По нашему мнению-, ..третий' вид условности пра-;да>нее было бы назвать фольклорной»,потс?лу что художественная словность, свойственная фольклору, является разнообразной и лшшой и'термин "сказочная условность" не охватывает атого ногообразия. В работе подвергаются конкретному анализу каиро-ое разнообразие художественной усдобности,- ее-эстетическая, рирода и функции в узбекском фольклоре.
Диссертант, следуя традициям, щасса$жщ>уор дацры узбекского фольклора на- дао болшзэ группы: обрядовый- и необрядовый олыслор. ' ;
С точки' зрения проявлскля художественной условности, уз-окскнй обрядовый фольклор дзлвтся на два вида; а) вштешшций тплитарвую $ункшш; 6} вн^оллдщий наряду с утилитарнойфунк-
Масленнкков П. Сопйалистнчеок'лЗ' реализм и условностью/Искусство. 1961. Н; йлахов И. С правде и правдопсдобяи//Иокус-' ство. 1961, -.»£2; Батракова С. Художественное воображение//Во-просы зстетики. Впп.-й, 196-1; Уиароу Да. Естественная философия времени. МДЯ64}' Аскаров Т. Эстетическая природа х7до-адсхвешюа условности. ФрунзеЛЭбб; Шртшов Ф. Магический кристалл. Эстетическое вЬсяопятив и условность з искусстве. ( Свордловск. Х9'.'1 к др. ..: .' -
Аскаров Т.^Зстехйчоокэя природа художественной условности» ' Аскаров Т, Указ .работа. С.ЮВ-ИЗ.
цаей и-эстетическую-функцию. В'первой группе обрядового фольклора художественная- условность почти не участвует. В свадебны и погребальных обрядах, которые относятся ко второй группе фольклора, наличествует художественная условность.
В диссертации эти положения убедительно иллюстрируются конкретными■примерами, ..
Фольклорные жанры,: не относящиеся к обряду, разнообразны, что обуславливает различные формы проявления в них художествен ной. условности.
Народные песни отранают реальность через лирические чувства, перевеивания человека в определенные мемеиты его жизни. В частности, каждый образ, каждая деталь в народной песне отражает действительность посредством поэтических переносов к поэтических символов. . ■
В целом в народной лирике художественная условность проявляется в выражении определенной идеи, с одной стороны,-с .помощью поэтического перекоса,. арадицконных символов, с другой -посредством ассоциации между -образами, появившимися в воображении, к образами,^ .существующими в реальной действительности.
Художественная условность приобретает своеобразную специфику в царемяологичвекйх. канрах. Это особенно ярко проявляется в загадках, пословицах, поговорках при отражений объективной ■действительности.
Известно, что загадки занимают важное место в ряду паре-миологических жанров. &гадки, основываясь на важном признаке шш свойстве конкретного реального предмета, по которому следует найти спрятанный предмет, выполняют свою идейно-эстетическую функцию. Следовательно, предмет, вобравший ведущие признаки, особенности и состояния, является в сказке основной условной опорой выраженной идеи. Предмет и состояние,' служащие .основой для сравнения в данном жанре, являются всегда услошшш а художественном отношении.
Природа художественной условности в »аире пословиц также своеобразна. Своеобразие, с одной стороны, связано с лаконичной формой этого жанра и относительно шиша количеством образов, с другой - с тем, что идеи пословиц выражены в форме заключений, к которым црзшш лкщи в результате у.кзненкого слыта и иобладе-
Й б течении столетий. Причем поучительное заключение, разно-' разные образы, их действия, состояния можно понять через мыс-шое сравнение.
■ 3 узбекском фольклоре жанры.устной прозы занимают особое зто. К ним можно отнести легенды, предания, латкфы,' лофы, )тчи н сказки. Так как идейнс-эстетические функции данных !роз весьма многочисленны, проявление з них художественной ювности очень разнообразно.
По способу и форме отражения событий жэнр легенд выполняет юрматквную функции, в нем эстетическая функция уходят на ро;! план.
Одним из видов устно-прозаического жанра является накл ■итча); он отличается лаконичностью, вымытлегаостью сшетных ствий и дидактической функцией. .
Если притча отличается от легенд и преданий высокой эсте-еской функцией, то отличие от глазок заключается в относи-ьной лаконичности вымшменных "событий, сравнительно ограни-пых возможностях фантастики.
В латифох, связанных с именем Насреддинэ Афацца, художествен условность проявляется в просз^акственно-вреглекаом про-зиип сшетных эпизодических событий,. действиях, рзчах персо-Зй, т.8. там, где они подчинены выражений едквой идеи.
Лоф как сайостоятеяьнчй :калр устной прозы занимает знача-люе место в узбекском устно,-.: народном творчестве. Однако генный материал очень нал п слабо изучен. Место я время прошил событий, форма построения з виде вопросов и ответов, «енпе идеи посредством острсукного ответа приближают лоф к ¡фс и аскпе. Однако лоф ртлк«тзотся от других жанров тем,' что :троится па гиперболе или резком дреумеяьшнйа значения фак-Поснодкку лоф основывается на двухступенчатой композиции с лдашшка завязкой л развязкой, в нем присутствует оораз лофчи, которш стре.лятся победить друг друга. Следователь» неожиданноегъ завязка и развязки, анонимность образа, его орсалы-шй характер » самое глазное збстрахсткость эпического траистза обуславливай? своеобразное присутствие в лофе хг/— зтвенной условности.
Сказка начинается с художественной условности, представленной в двух формах. Первая - это нарушение определенного запрета. Вторая - наличие толчка "в. развитии сшеишх. действий в результате определенной случайности. Обратимся к сказке "Вир хумча олтин"^ (Горшок золота). Эта сказка начинается с внезапной болезни старика и сообщения сыновьям о горшке золота, закопанном в саду под яблоней. Подобная форма условности в узбекских народных сказках встречается очень часто. Примечательно то, что неожиданные формы художественной условности, когорш являются толчком к началу событий, встречаются больше всего в бытовых сказках и сказках о животных.
Формами художественной условности, которые ускоряет развитие сюжетных событий в сказках, являются троекратный повтор, три дороги, три условия. Без .наличия этих компонентов йевозкон-но представить сказку. Они обеспечивает■неразрывность'сккетных событий, усиливаю .драматизм-сказки, делают-ее более интересно.
. Эпическое время и пространство в сказках -также являются с художественной стороны уеловныый, они не идентичны с реальным временем и пространством» -Время е irpocopsscTBo в сказках всегд. подчинены • дейотвхго• и - поступку героев, поэтому сказочное' время пространство могут быть динамичными в абсолютной форш. Времен ные и пространственные отношения героев сказок весьма условны служат их действиям и: л;елакияг,{,. . ■
В целом канровнй состав узбекского фольклора весьма, разно образен.-Каждая.жанровая условность;в тесной связи с жанровыми принципами • озвазеения. событий слугит его обогатит. Поэтому природу художественной условности в фольклоре невозможно выразить сказочной художественной условность'»,'как это подчеркивал Т.Аскаров. Тип художественной условности, свойственный устному народному творчеству, следует соотносить с художественным типом, свойственны.« фольклору.
Вторад глава ~ "Эпический щр и художественная условность В ней, исходя из проблема художественной условности, деются от веты на вопросы об эпическом мире и особенностях его структу-
Олтин олма. Хаётий эртаклар. Узбек халк, ийоди. Тошкеит. 196£ 215-228-6.
ралькых компонентов.
Эпический мир- это последовательная системная взаимосвязь его внешних и внутренних признаков, которые подчинены выполнению определенной задачи. Следовательно, каждый компонент его структуры выполняет определенную художественную задачу, поэтому эпический-мир обладает ряд своеобразных особенностей.
■Одной'из таких особенностей является его' типовой характер! Эмпирический мир отличается разнообразием, каждоо его состояние обладает неповторимыми временными и пространственными категориями. Эпический же мир характеризуется повторяющимися и соответствующим для различных условий особенностями.
Одним из важных показателей своеобразия эпического мира является наличие фантастической оболочки; Ёез подобного своеобразия народный идеал никогда не был бы реализован. Гипербола, необычные природные превращения» колдовство являются 'результатами условной фантастики. В. целом; фантастика является постоянным атрибутом эпического мира. -
Одна из основных особенностей опического'мира проявляется о его условности, поэтому поиски в реальной, действительности признаков эпического мира но всегда могут быть успешными. Непризнание условности,-'существующей в природе эпического мира, приравнивание ее к оширическому шфу, поиск конкретных исторических основ-в каждом образце эпоса.привело ю множеству крупных ошибок при оценке эпосоэ "Аяпамш"-и■"Айна с". И это общеизвестно. Следовательно, необходимо обратить-особое вниманье на природухудожественной условности эпического мира.
Условности эпического :я;ра. находя'?, своз выражение и в языковых особенностях народных зпосов, №дсш6. благодаря эпической условности эпические перося&яи вне зависимости от принадлежности, их к этносам могут разговаривать друг с другом без переводчика.. Подобная эпическая условность свойственна не только эпо-зам-тюркских наиодов, но и, по определен!® Б.Н.Путилова, явля-этся типологической особенностью эпического, наследия, славян и цругих народов.
г
'.-Путилов Б.Н. Героический эпоо и действительность. Л.1988.СЛ2.
Путилов Б.Н. Указ,работа. С.15,-
-ГС-
Б.Н.Путилов, специально останавливаясь на вопросе условности эпического мира,■ указывает на проявление этой условности в трех случаях: а), в: компонентах (врегля, . пространство, условия, герой к т.д.) , составляющих эпической шр и. выбрашых .с'определенной, точки : зрения; б) в компонентах, обладающих универсальным характером; в) в подчинении компонентов выполнению определенной' функции.* ' :
Наши исследования показывают, что эпический мир в народном элосе представлен двумя моделями. Первая -.представление времена и пространства в виде повторяющегося круга. Следовательно, в эпическом толковании настоящее и прошедшее взаимообуславливаются, будущее усваивает оптимизм прошедшего. Постоянная победа героя является концепцией-подобного толкования пространства и времени. Художественная условность - средство выражения этой концепции. Вторая - бахши (народные сказители) модель эпического мира представляют как неповторише, непрэсекающееся, постоянно зволюционирушщее время и пространство. Подобное представление появилось на позднейших ступенях развития человеческого сознания. Подобное .представление в узбекском народном эпосе советского периода является ведущим.
В целом эпический...мир, его условная природа и важнейшие признаки включают такие атрибуты, как время, пространство, социум, бытовые условия.^
Ведущим свойством, определяющим эпическое пространство и его условную природу, является.то, что оно всегда проявляется в качества пространства, в котором действуют герой и его олпози- . ция. Слушатель же представляет его в целом наряду с -другими.неизвестными пространствами. Например, в эпосе "Алпамыш" Байсун и страна калмыков составляют два пространственных центра. Если первый из лих --конкретный' пространственный, центр, то второй -абстрактный (в качестве враждебного государства он не обладает
Путилов Б.Н. Эпический мир и эпический язык //История, культура, этнография и фольклор славянских народов. IX Международный съезд славистов. Доклады советской.делегации..М. 1988. С. 170-184.
^ Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л. 1988. С. 18-137.
«япфетной топографической характеристикой). Это пространство гсполнителей дастанов слушатели представляют только в своем возражении. Следовательно, у него нет конкретного цетализкрован-гого изображения.
Условная природа эпического пространства бросается в глаза фи осуществлении действий героя на основе конкретной лрсотрак-:твенной ориентации. Например, герой влюбляется в принцессу или (ери из другой страны. Если"иногдалюбимая девушка дает инфор-тацшо о свое"; стране, то некоторые всобще ничего не говорят о :ей. Однако куда бы ни направлялся герой-,'он всегда достигает ;ели, потому что злическому сознанию свойственно о'фаадть толь-.о ту географию, которая необходима для деятельности героя.
Условная природа эпического пространства, состоит, еще ив ом, что оно изменяется э соответствии с целью, п задачами героя, тоящнми пород ним. Например, в соответствии с определенными огяческими требованиями расстояние между эпическими простуак-твами кокет увеличиваться.или уменьшаться. Подобная особей--ость в условной природе эпического пространства в дастанах вы-олняет несколько идейно-эстетических. функций.
1. Расширение просурэнетга в неимоверных размерах позво-яет включить в изображение мнояесгао .• эпизодов, посредством .
псличения препятствий создаются условия для ретардации изобразил, т.е. можно растянуть до желаемого снпческое изображение, се это е сйо!о очередь способствует гипербодкзадаи физической или богатьфя, усилений изображаемого гиперболического: харак-Ефа. ' С л ;
Увеличение зли умснк'аяло расстояний шкду мшческимп грана!.« упрзвляется идеей дасташ , и это состояние ддя зпяче-^ кого изображения;считается.порташм*:- ■■ \
Условность эпического йрос-транствг»выражается и через его ■шичесний характер. Суть этогс состоит.в том, чтс эпическое эостранство представлено не в бесконечных и разнообразна фор-IX, как это бывает в реальной действительности, :а; а одинаковых повторясзщхся формах я нащюнальябм эпосе,или в составе опре->дснш:х эпически циклов, -
2. В-необходима; случаях гзр.ой быстро преодолевает большие зсстодеия : с поглощып:; своего,боееого друга — эпическою
. ; -Г2- •
коня^" или подчиненных ему мифологических образов, потому что-эпическая логика требует скорейшего достижения героем той. шш иной, местности. Наоборот, если он не достигает намеченной цели, то не осуществленным остается и народный идеал. Подтверждением этому служит выполне1ше условий скачки в дастане "Алпамыш" и победа на скачках плешивого Тентака в дастане "Кундуг и Юлдуз".
В последнее время шяееяось множество исследований, посвященных эпическому пространству и.его условной природе*\ Например, Б.Н.Путьлов эпическое, время делит на время изложения, сюжетное время, время, отражающее отношения между персонажами, и эпохальное, время. Если все это обобщить и подойти к проблеме времени в узбекском' традиционном эпосе, то мокна увидеть несоответствие эпического времени эмпирическому. Поэтоцу в них эшз-ческое время, обозначаемое понятиями'"кадим зааоада" (в древние времена), "бурунга замонда" (в давние времена), "заюнларнинг замонида" (во времена из времен)., излагается в обойденной не-оцределенно-временной последовательности. Это свидетельствует об условности-эпического времени. Условная природа эпического време{ш проявляется и в том, что иногда оно выражается в гиперболизированной , а иногда в строго рагламентаровапно$ форме, т.е. в урочном времени3,, потому что в опосе, на герой подчиняется времени, а время - горою. Эта особенность эпического времени, глубоко, иссдедовша в диссертации на основа дастана."Орзк-гул", записанного со слов Ислама шира Назар огдц.
Исследование изменения эпического времени в тесной связи с развитием узбекских народных дастанов показывает, что э народных дастанах, созданных позднее ХУШ в., как эпическое, так и эмпирическое время постепенно входят в одну хронологическую.
* Липец P.C. Образ батыра и его коня в тюркогдонгольском эпосе. 1.5. 1984. С. 124-250.
** Лихачев Д.С. Время в произведениях русского фольклора//Рус-ская литература, JI..1962: Пропп В.Я. фольклор и действительность.Л.1Э76; Путилов Б.Н. Героический эпос л действительность. Л.1988; Саримсоков Б."0рзигул" достони кзасидан кайд-лар//Ислом шоир ва унинг халк поэзкясида ту.тган дрни.Тошкент, 1978, 27-29-6.; Его же. Эпик жанрлар джйузияси/Дзбек фолъ-клоршшнг эпик жанрлари.Тошкент,1981. 97-143-6.
3 Путилов Б.Я. Указ.работа. С.\40.
орбиту.
Следовательно, с ростом сознания людей понятие эпического времени все больше и больше приближается к понятию реального времени. В эпосе советского периода прослеживается домширонг;-ние эмпирического времени.
Одним из главных компонентов эпического юра является эпический герой. Условность и его природа .проявляются в том, что он представитель верхних социальных слоев, но независимо от этого герой является носителем народных идеалов и служит ого интересам.
3 традиционном народном.эпосе эпический герой обладает типическим характером, подобно эпическому.времени.и пространству. Он проявляется на основе определенной эпической традиции и на протяжении длительного .'Времени поднимется до такой ступени, когда полностью отвечает сознанию, эстетическим и этическим требованиям народа» В узбекском народном зпссэ народных героев с таким характером'считанное количество:. Алламш, Взрчин, Ядгар, Кунтугмыш, Холбека.Гороглы, Лваз, Хасан, Нурали и Рошан," Руста мхаи, Офтобой, Орзигул. Несомненно, узбекский народный эпос имеет бесчисленное количество эпических персонажа!!, однако они 10 играют ведущей роля в развитии эпоса.
Наличествуют и отрндателыше. персонажи, которые в кругу традиционного эпоса приобретают типовой характер. Они па воем зротяжении сюжета не изменяются .и не .поддаются перевоспитанию, ]остоянство положительных"и отрицательных-'характеров персонажей ¡читается условием для обоснования социальных конфликтов в но-юдных эпосах.
Нежелание принимать во внимание условную природу эпического мира,. условность выбора эпического героя привели к сведению ¡Пического героя к определенному.историческому лицу, что не меет под собой научной основы. Схожесть имен эпических героев :'именами исторических лиц еде не всегда дает право на объясне-ще исторических основ эпосоэ с конкретной исторической точки рения. В случаях таких совпадений необходимо иметь в виду две щи. Первое - в некоторых .случаях имена эпических героев ^ то-:ониш могут совпадать с исторически конкретными личностям; и аззаниями местности. Но это на означает, что эти события, от-
. -14- -
ряхеннио' в дастане, икеюг кошсретную историческую основу. Второе - имена/эпических героев и топонимы могут, быть первичными по отношеш!» к иконам .конкретных исторических лиц и топонимов. Другими словами, тем или иным; историческим лицам- и местам могут даваться.имена эпических героев и топонимов.
Понятие эпическая среда является весьма широким, оно включает время и пространство, связанные; с героем и атрибутами эпического бита,-.
Эпическая среда является для узбекского народного эпоса едкиственно^ типологической особенностью. Атрибуты эпической среди описываются в логической последовательности. Например, длл' того, чтобы показать богатырскую силу йкимбека в дастане 'Мгло!Я!ш", необходим дать описание, лука; (весом, в четырнадцать батманов); полученного.,в наследство от деда.'
Эпическая среда отличается от реальной и является идеадь-но1! средой.Несмотря на то, что;в.эпосе ни разу не. дается де-гапьниго изображения этой среды,: независимо от. этого, она всегда чб1\?-то знакома и дорога слуиателю. Для. примера обратимся к эпическое стране Чембкл. Эта страна не обозначена в реальной геогрсфическо;Гсроде. Однако она благодаря своей идеализирован-ности появляется влвообракелии каждого, слушателя по-своему.
В данной главе рассматривается также характер эпического . мира.узбекских народных эпоссв советского периода. Наши исследования показывают, что эпический г.:ир в народных'эпосах советского периода своим реалистическим характером уничтожил модель эпического мира, свойственную традиционному эпосу. В узбекских народных дастанах советского;лериида события реальной исторической жизни (эпическое пространство и время, герой и бытовая среда) изображается.в условной ^орме. Эта мкель подтверждена в диссертации но основе анализа дастанов "Джизакское восстание", "Очилдов" Фазылц Явдаша, Тардикор" Мухаммпдкула Нонкурада оглы,. "Нарппйские герои" Ислама Кизар оглы.
Третья глава - "Основные теш; узбекского нг.оолнога эпоса и природа художественно!! условности в них". В нем раскрывается своеобразие художесгвошой условности в узбоксчсих героических, рсмшичэских и исторических эпосох.
Известно, что героические, романические и исторические
-Г5-
юстаин составляют три ступени стадиального развитая узбекского гародного эпоса. Следовательно, эти три типа узбекского народ-юго эпоса, отличаясь друг от друга по мюгим другим осооогагос-?ям, дифференцируются тзкхе и в отношенаи художественной услоц-гости.
До настоящего времени дастан "Алпамы:" бил признан адинст->енным образцом узбекского героического эпоса. Встает вопрос: ;зковы критерии героического эпоса? Один из.основных критериев 'ероичоского эпоса-заключается з том, что он является эпическим летником,появляющимся впервые в истории самостоятельного на-ода.
Формирование народа характеризуется появлением классов и осударства. Если рассматривать с этой точки зрения, то создана дастана. "Ллпамыш" приходится ко времени разрушения патриар-ольпо-племенного союза-кочевых узбеков и установления зачатков оодалы-шх отношений.
Второй критерий состоит в том, что в эпох;/ господства пат-иархально-гио.менных отношений поиск своей возлюбленной (боз-эбленяо'го), проявление на этом пути и^жества и героизма л возращение с возлюбленной- на родину воспринимались как борьба за зтриархальную семьи и племенные ус той' . Вот 'поэтому- поиск Хэ-'змбеком Бар чины, которая уехала вместе с отцом Байсары в Кашал, извращение с ней домой и воссоединение благодаря этому кон-эатцев, насчитывающих шестнадцать племен, считалось воистину ?роическим поступком в эпоху появления эпоса.
Во многих дастанах "Гороглы", относящихся к романическому юсу, изображается' картина'поиска'героем возлюбленной э других ранах и его возвращение вместе с пей дошй. Но несмотря на ■о, они не считаются героическими, потому что борьба за: воз-йленную, за семью, принимавшая в патриархально-племенном об-стве идеализированные формы, потеряла статус'героизации а оху становления феодального государства. Дасгаяы цикла "1'ор~ лы" были созданы в эпоху развитых феодально-государственных ношений. По словам В.Я.Проппа',' в эпоху государственности теизм проявляется не в целях защиты интересов племени, а в це-
1ропл В.Я. Русский героический эпос. М. 1958. С.ИЗ.
лях защити государственного строя. Следовательно, в зту эпоху народ не видит героических поступков, совершенных ради семьи, возлюбленной.
. Важная особенность художественной условности, свойственной героическому эпосу, заключается в отражении событий, относящихся к.жизни конкретной олшческой единицы,, проживающей в конкретном хронотопо в соответствии с требованиям! эпической логики. ' л
Рошнические дэстоны-в узбекском, народном эпосе занимают важное место. В них воспеваются высоаою идеалы простого народа чистая любовь, свободная и счастливая жизнь, подвиг и героизм во имя. Родины, поэтов этот тип народного эпоса называется."романический дастан" - "народный дастан^.
романичоокио дастаны,; отражая события через идеализацию мечты г чаяния народа,, прошли долгий путь живой устной традиции и приобрели рад своеобразных особенностей. Одну из этих особенностей ш видим в появлении.и развитии рада дасганов в тесной сачзи с эпичоской биографией определенных героев. Развитие эпо-сй до уровня циклизации свидетельствует о его долгом поэтапном развитии. Вторая особенность, присущая романическим дастанам, состоит в том, что события, отраженные в них, протекают на определенном этапе общественного развития, в основном в условиях феодальной общественно-экономической системы, потому что время создания данного типа дастанов относится к этой формации. Но, несмотря на это, изображенные в романических дастанах события, персонажи, эпический хронотоп не связываются с конкретной исторической личностью, событием, хронотопом. Ице одно отличительное свойство имеют романические дастаны: сюжеты, имеющие' отношение к этому; типу, но связаны с историой формирования народа, как в героических эпосах. ' '
Эпический мир и отсутствие конкретных исторических основ х сшете свидетельствуют о соединении романического эпоса с реальной действительностью посредством художественной условности. В романических дастанах прйчинно-слодствэшше,связи мекду эпи-
* Кипмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический . эпос. М. С. 132-136.
.
ческими мотивам осуществляются через художественную условность, поэтов для романических дастанов она считается закономерностью.
Природа условности и художественности эпической завязки в сюжетах романических обосновывается в кругу определенной оттеской традиции. С.этой точки зрения данные двстаны делятся на следующие тины.
Первый тип. По нашим наблюдениям, эпическая за&чзка образуется из-'случайной встречи героев. Известный советски;'! исследователь-литературовед М.М.Бахтин, развивая ш'сль о времени и пространстве в греческих эллинистических приключенческих романах, особо подчеркивает, что случайность з них является ведущей закономерностью*. Если с'этой точки зрения взглянуть на характер случайностей 'В.узбекских романических дестенах, то ко?®о увидеть, что'все они реализуются в. идеализированной форда, но с точки' зрения содержания они функционируют так закономерные события'^. 3 узбекском романическом эпосе того сететоп, основании* ва таких эпических завязках. 'Дзетой "Шлпкаи aß3p" считается ярким йрикором этоглу.
Второй тип. Эгпзчесная заачзкэ з скясете некоторых романических дастанов реализуется через котив.сновидския. Мотив сновидения основывается на внвкястаческах яредотэвшшях-о. духг% каких предков и их'необычайном•могущество. Очень характерным с этой точки зрения -является •дастан.'"йунтугьжш"3. 3 один из дггой Кунтугиш - сш правителя НаганстЕно 'Авлиэ ата Каряхаиа - во сно видит красавицу страны Зангар, Ходбеку-двчЬ Шаяра визира и влюбляется в нее. В эту ке лочь Холбека токе звдзт во енэ Кун-туггшза и тоде влюбляется в него. •
• • Художественная условность, лежачая в основе ззаческод за- • вязки дастакного егтата, несмотря на болызоо расстояние шггду
* Бахтин М.М. Фоиш времени и хронотопа в гб:.*гяЬ//Лптератутео-критические статьи. М. 1986. С.121-1Э0.
2 Саоиглсок.ов Б. "Орзигул'1 достоин юзаепдэн бпр ноча -яайдазр // Ислом гаспо ва унпнг халк поэзяясида тутгон З'рня» Топг.сент, 1978. 27-J6-Ö.
о
Кунтугмиш. Узбек халд досгошшрп.' Икеся томлив. т.1, Тонкект. IÖ57. 427-495-6.
эпическими пространствами, проявлялась во встречах лздей в определенном эпическом времени с помощью.духов. Эта условность основывается на веровании предков, что человек, в коком бы пространстве ни находился, все равно не-избежит своей судьбы, которую иершэт духи.
Третий тип. Эпическая завязка в сюжетах многих романических дастанов заключается в определенных запретах пли нарушениях табу. 1Ьпрпвср, 'к'ним можно отнести-эпические завязки дас-Т2»а "Апазнинг срази" (Обида Аваза), записанного от Бекмурада Гукурабгэй оглы, "Кундуз .я Хмщуэ", записанного от Эргаша 'Дчсуиан-Су:,1.0-;ль оглы.
В дастэнэ "Кундуэ и ¡йздуз" завязкой служит падение Люпэ в то времч, когда он обносил гостей вином. Это бил большой проступок, потоку что во время пиржест-ва Гороглы и его сорока воинов считалось бодыачм грехом уронить чащу с наяптком. Этот запрет бив нарушен Авазом. ¿Ьш того, чтобы екать свой грех, Аваз реши отправиться на охоту.на озеро Хавдзк и дичь» угостить сорок молодцов. Так дается толчок развитии сюжетного -.действия.
1Ъким образом, -взаимосвязь мезду дасташши событиями, осиоштпттяся на причинно-следственных отношениях, требует от каждого последующего мотива выполнения функции художественное ■условности.
«отупрткй тги, Эпические завязка в романических дастанах такко опирается на события, часто встречающиеся' в общественной жизни феодального.общества. Непркмер, в узбекском романическом опосо очень много сюжетов, повествующих 'о герое, который был сильно обгкеен мачохо« клк. друтда людьми, провел тяжелый и трудный путь, по в конце концов достиг свое;'; цели. В сюжетах • дастанов "Ширин и ¡Дакар", "Рустамхаи", относящихся к репертуару Фаэкяз Ьадяша, аллчесхые завязи» состоят из конфликтов, возни.1; шах з результате интриг я клезе-хн, свойственных феодвйьиой дворцовой среде. ■
В дастэно "Рустамсак" повествуется о том, что у Султонхань, несг.;05ря на то, что у него несколько жен, нет детей. Впоследствии он годится па дочери бедного труженика Хурайик. Когда Хур-ззбеременода, в этот момент Султанхон отпра&чяется не-войну с государством Курудум. Правление страной он поручает Хурай-
им, которая справедливо правит страной и добивается большого уважения. Она рояает сына к называет его Руствком. Проходит четырнадцать лет. Соперницы, позавидовав ей и наследнику, подкупают за большие-деньга старуху-колдунью и клевевдт на Ху раним. Вот таким образом появляется эпическая завязка гагата произведения.
Отношение эпических штивов в структуре сюжетов к сказочным мотивам, наличие в их связи .художественной условности, свойственной сказкам, глубоко и всесторонне бши проанализированы В.М.Кпрмунским и Х.Т.Зарнфовкм. Разделяя их взгляды, га хотели бы только подчеркнуть, какой йи реалистичной ни била эпическая завязки, все равно последующее развитие сгаеткцх событий всегда связано с фантастическими мотива?.® посредство!.* художественной условности - причинно-следственных отношений.
. Пятый тип. Эвяческпе завязка в сшета некоторых рош№че~ ских дзетанов могут возникать в тесной связи с национальными обычаями, бытовыгял деталями, потому что народные бахан, выводите из глубин народа, стремились всегда изобразить наиболее глубоко л всесторонне духовный и«р люде;;/образ йх «йзии, «ачты и чаяния. Здесь ведущая роль отводится дородным обычаям, обрядам, ритуалам, которые наиболее ярко■представлены в'дастано "Рзвшян" из репертуара.Эргано Каира.
Развитие действия з дастэке исчжавтся с подарка Дга Knyc пери - волшебного- перстня - Рзр.гэну, -Равная, увидав з керстнэ портрет Зульхумор - дочери Караханз,- влюбляется а нео, Б поисках Зульхумор он отправляется в страну- Цйршц, послз чего ьача-нантся его эпические приключения.
Однако если бы события в дзетана лачалесь пряй'о с эпиче- • г кок завязки, то они. ко были бы так интересна к лотки. 'Дяя эбосноиагая эпической завязка в-дастанэ приводится малеяькзЛ лшзод, связанный с обычэжш народа, что обеспечивает логическое а убедительное ^акционирована® эяяческоа завязки.
У одного аз лриекких сыновей Гороютг *&згхеиз появляется (очь, у другого - Хзсэнхана - сын, Шльчпка называет Равшаког., \ввочщ - Гудъанор.По доетаг-сении ими совзршешюлвяш Гсропуз утем их женитьбы хочет восстановить меяродственлые связи, крепить.Чамбнл-государство. Азазхан, не капая этого брага,
оскорбляет Хосанхона•и Равшэка. Чтобы успокоить разгневсшого Ракгзно, Аге Юнус нерп дарит перстень, Бахши лля логического обоснования эпической завязки вносит маленький эпизод, который выполняет фушздяо художественной' условности.-
В диссертации исслодузотся эпические завязка -в станете рош-нических дастанов, изучается характер художественной условности ил основе разработанной лиасслЗикациа.-Учитывая наличие-большинства типов художественной условности в легендах, преданиях и сказках, моулю сделать" вывод, что кетду романическим эпосом и другими эпическими-«аяразяз существует очень близкая связь.
- В данной .хлово: диссертации.-рассмотрено таете природа художественной 'условности-в узбекских исторических дастанах.'
По характеру ..-.отражения .-событий-, в рашеах эпического мира, по ртисгошж персонажей-к -исторической- -правде и художественному вымыслу- уабекокие-ксторячешдае-дастоны дифференцируются на следующие-внутренние .шш. ••
Дррву?! тип. - Основные' герои ~ это исторические реальные лица, эпическое' пространство бывает относительно определенным, однако изображение - в дастанэ героев- в- событий не соответствует реальной исторической -иравде. К. таким дастаиам относятся "Шей-бянихап", записанный от Иухаитцкудо-Кещурад оглы Вулкана, и "0?ч*з:ор", зописашшЯ от 'Кодыр. бахши Рахим оглы.
Художественная .условность в дзетаке проявляется .в судест-вовпшш реального исторического ■ противоречия .мезду Бзбуром и • Ивйбиппкигом, в эпизодах завоевания.Самарканда Шейбаниханом,.в изображения бегства Бпбура в Афганистан. Однако эти реально исторические противоречия отл:«аится от изображенных в дастане. На самок? дело эти события происходили на фоне завоевэтельеккх устреигазнай Мухаммада Ше£оамв,---которуй хотел устранить империю тамуридов.
Во второй'части дастана Вабурхчи вообще-не участвует, '¿дось изоораглаттск-ирикпвчоигя, сьязанине с купцом Ходка к его дочерью -Ху радов. Как -с£здзт«1ьствуш В.М.КиркунсШ и Х.Т.За-ри$оз, вторая' часть" достаяв построена ка готовых сказочных сю-
* Еобаев М. Типология принципов историзма узбекского народного епоса. АКР,. 'Тецквпт. И'ВЗ. СЛЗ-1Б. •
т
етах. Художественная условность з этой части на отличается от удоаественной условности народных сказок п роуаничемскх эпосов.
В целом художественная условность дастана "Шэйбвнюсзн" об-адает полуисторпческим{ полуромзнпчэсгана характером. Эта осо-енность ярко выражена в дастане "Ойчинор", записанной от Каднр ахши Рахим оглы.... '
В дастане "Ойчянор" отражены на сема исторические события, эоисходившие в конце ХУ - .начале-ХУТ вв», в лшь их суть, призм через призму художественного вшнслв. Достоверны только на-5ания местностей и исторические детали, почерпнутые из цроиз->дений Бабура. Эпические мотивы в сгруктуро романических сше-IB связаны мавду собой через исторические детали, которые в руктуре сюжета произведения вкяашяюг функции художественной давности»
• Второй тип. В таких исторических дастанах.изображаемые.сотня а эпическое пространство полностью соответствуя? мсгсри-ской реальности, но участвукхдие в них персонам к. эпическое змя являются исторически абстрактными. Примером этому мояат укить дастан "Тулганой", записанный отФазыла йлдашэ.оглы.
Как описывается в дастане, правитель-Урв-тюбыАкбутабек, шшав о выступлении против него кокзндского хана Худаярхана, ¡авт приказ о насильственном сборе ладей 'для .'формирования 1с ка и отражения наступления противнике. Против такого прикэ-выступают лада из племени Олмаовон. Лкбутзбок, казнив этих ой, из их черепов хочет построить .минарет, Недовольное наее-ие перебегает в■ Пяндаикенг,/который относятся к бухарскому ру. Тогда бек посылает к племена .кзрк zi: юз, живущих за. Урэ-ой,-людей в праказьтает'вцставята одаого вошз о-? пята домов, этыэ люда откупались» 'бедные.» отправились в Уре-тайе; . В 'это'время в.Акгеде яги сгарик'со ййзнн Наз'ар-со-своей >узюй 'и совершеннолетней дбчэрыа. 'Он тзяе .ойхравался в Ура-г со своей семьей. Все, кто отправился в Урз-тгобе(шогроив !ян1си по дорога, ведущей в'Коканд, стала шта»
Вскоре Худаярхан начинает csog поход. Вот здесь в дастане
о^нский 13. М., Зарифов Х,Т. Узбекский героический эпоо. а.
О')
осг.овиые собития изображаются в тосной связи с горогаюй Тул-Ганой. ; ^
Переход в дпстане от исторической реальности к художественно!,\у вымыслу свидетельствует о незавершенности художественной концепции народных сказителей по■; отношению к реальным историче-скпм событиям.
Третий Tifij. События в дастонах данного типа протекают в тесной связи с резлышми пстсркчоскимя событиями, реальнюл.временем и пространством, реалышми истерическими лицами. Это объясняется тем, что в начале века было очень сильно освободитель-нос движение-но только в России, но и в Средней Азии. Особенно взволновали народных сказителей восстания, связанные с вербовкой. в мардикеры. Они наряду с исполнением;дастаиов, .стет которых основывался на художественном вымысле, обратились также к дастачам, в которых отразились реальные исторические события. Дзстшы "Мямвткарим палпои", "Дкизакское восстание", "Очилдов" Фазилн Клдаша оглы, "Мардлкер", "Боры кооператива", "Хасан батрак", "Комсомолка Оцтуть", "Хасан кул" Лулкана Шаира, "Герои Нзрпая" Ислам И!аиро относятся к этому талу. Изображаемые в них события, персонажи» конфликты, время и пространство имеют реальную историческую основу.
Не вызывает сомнения участие художественной условности во эдаимосилзи сюжетных действий произведения, потому что при со-циально-лсихологическом детершшизме взаимосвязи'мотивов в структура скжата одинаково участвуют жизненная логика и художественная условность» .
Выполнение художественной условностью в новых достанах фикций социально-психологического детерминизма между событием и опкческим изображением свидетельствует о новом этапе развития узбекского народного эпоса.
В заключении диссертации излагаются выводы о формах проявления художественной условности в трех историко-структуральных типах узбекского народного эпоса и их функциях.
Необходимо премце всего отметить то, что художественная условность в узбекском народном эпосе, с одной стороны, обла-даст генетической связью с художественны^! условностями других фольклорных яанров, с другой - своеобразной особенностью, сфор-
мировавшейся на протяжении долгого исторического развития.
Художественная условность в неродном эпосе характеризуется большими возмо;кностям1 художественного отражения действительности. Вопрос влияния ее на письменную литературу требует дальнейшего исследования.
Основные положения диссертации отражены в следующих публа-
1. Проблема художественной условности в узбекском народном творчестве //Узбек тили вэ адабиати. 1985. tf 3. С.33-36 (на /яу.ЯЗ.) .
2. Особенности художественной условности в героическом эпосе '/Узбек тилл за адабкбтп..1986. ,!з 3.".С,49-51 (на узб.яз.).
3. Эпический мир и художестведаая условность //Узбек тили ва щабпётй. 1987. М G.:'C.4S-48 '(на узб.ял.}.
4. Основные типы узбекского народного романического эпоса п :удожественная условность //Актуальные вопросы развития науки и ■охники в Узбекистане. Тезисы докладов научной конференции мо-одых ученых а специалистов Акад'емиа наук Узбекской ССР. 'fan-cm-?. 1907, С.ХОЗ.
5. Основные типы узбекского исторического эпоса и художест-ошшя'условность //Актуальные-вопросы филологических и вотори-оских наук в вузе. Тезисы докладов научной конференции молодых чеяых. Самарканд. 19ЙЗ./С.86-Б?. •
6. Ь'анрц узбекской народной прозы и ':<удс.?.еетветшая услов-зсть //Узбек или ва адабиетиЛ9£9, ДЗ. С.32-36'(на. угб.ян.).
7. О .художестзенпо.З' условности н-узбекском народном рекша- ' зеком эпосе //Материалы'--РеспублкканскоЗ-. традиционной научной' шфереицна молодых -учёнкх-^илояогоз. Тггдкект.' 198Э. С.16.
[а узб.яз.).
Кроме того,' автором днссертдек оцубязковзв фолькъорта ' ■орник с предисловием "Чулок бури". 1863,- Кзд-so "Шдузч"'% ,33 п.л.
кациях