автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Волкова, Елена Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв."

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

00505141л

7

Волкова Елена Сергеевна

ИДЕЙНЫЕ ДИСКУССИИ В ПУРИТАНИЗМЕ НОВОЙ АНГЛИИ В КОНЦЕ XVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВВ.

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (новое и новейшее время)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 ДПР 201-

Москва-2013

005051412

Диссертация выполнена на кафедре новой и новейшей истории стран Европы и Америки Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Хрулева Ирина Юрьевна (кафедра новой и новейшей истории стран Европы и Америки Исторического факультета ФГБОУ ВПО МГУ им. М.В. Ломоносова)

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Казьмина Ольга Евгеньевна

(кафедра этнологии Исторического факультета ФГБОУ ВПО МГУ им. М.В. Ломоносова)

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Исэров Андрей Александрович (ФБУН Институт всеобщей истории РАН, Центр североамериканских исследований)

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования Российский государственный гуманитарный университет

Защита состоится «24» апреля 2013 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.501.002.12 по всеобщей истории при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Адрес: 119992, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корпус 4, Исторический факультет МГУ, ауд. А-416.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им А.М.Горького (г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27)

Автореферат разослан <<? />> М^ТСЬ 2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент

Т.В. Никитина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Новая Англия занимает особое место в американской истории. Этот регион имеет свою неповторимую специфику и особый колорит, оказавший значительное влияние на формирование американского самосознания и того, что принято называть американским национальным характером с его приверженностью идеям исключительности, мессианства и демократии. Немаловажную роль в этом процессе сыграл пуританизм, долгое время являвшийся не просто господствующей теологической доктриной целого региона, но духовной основой и системообразующим элементом во всех сферах жизни общества.

Период конца XVII — первой четверти XVIII вв. представляет собой сложную переходную эпоху, когда под воздействием целого ряда объективных факторов внутриполитического развития и внешнего влияния, а также причин, связанных с противоречиями, заложенными в самом протестантском учении, новоанглийский пуританизм как идейное течение и господствующая теологическая доктрина претерпевает существенную трансформацию. В этот период «богоизбранность» пуритан, призванных создать идеальное общество, служащее примером для всего остального человечества, и с этой целью предпринявших «Великий исход», была поставлена под сомнение.

На рубеже веков в идейном развитии колоний Новой Англии соседствуют и борются между собой несколько тенденций, связанных, с одной стороны, с господствующим религиозным мировоззрением и попытками реформировать духовную сферу, а с другой, с распространением в колониях идей Европейского Просвещения и нового научного знания. Противоречивость данных тенденций ярко проявляется в ходе идейных дискуссий в новоанглийском пуританизме по церковным, политическим и социально-экономическим вопросам.

Степень изученности темы. Говоря об историографии изучаемой проблемы, следует подчеркнуть, что до настоящего времени ни в отечественной, ни в зарубежной историографии нет специальных работ, посвященных идейным дискуссиям в пуританизме Новой Англии в интересующий нас период. Колониальному периоду американской истории посвящено большое количество научных работ, однако приходится признать, что значительная их часть представляет собой исследования истории колоний времен первых поселенцев, или же периода, непосредственно предшествующего Войне за независимость. Время же конца XVII - первой четверти XVIII веков считается своеобразным «провалом», характеризующимся духовным упадком в пуританских колониях и отсутствием каких-либо значимых событий, однако именно в этот период на фоне важных изменений в политической, социально-экономической и духовной сферах жизни общества происходит качественная трансформация идейных, мировоззренческих представлений.

В отечественной историографии на данный момент нет работ, освещающих эволюцию идейно-политического и духовного развития Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв. Вместе с тем существует ряд исследований, косвенно затрагивающих данную тему.

Изучению новоанглийского пуританизма, специфики теологической и политической доктрин посвящены работы И.Ю. Хрулевой' и Н.Е. Покровского2. Проблемы формирования протестантских течений в колониальной Америке и складывания новоанглийской пуританской ортодоксии с учетом сложной картины разнородных социальных,

1 Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. М„ 2002; Она оке. Духовные предпосылки Американской революции // Преподавание истории и общесгвознания в школе. 2011. № 1. С. 15-23; Она же. Проблема «Мы-Другие» в контексте сейлемской «охоты на ведьм» 1692 года // Проблема «Мы - Другие» в контексте исторического и культурного опыта США. Материалы VIT международной научной конференции Ассоциации изучения США. М., 2002. С. 164172; Она же. У истоков американской демократии: политическая доктрина новоанглийского радикального пуританизма // Памяти профессора Н.В. Сивачева. США: эволюция основных идейно-политических концепций./ Под ред. проф. A.C. Маныкина. М., 2004. С.141-162.

2 Покровский Н.Е. Ранняя американская философия: Пуританизм. М., 1989.

политических и культурных факторов затрагиваются в исследованиях Е.В. Галкиной3 и C.B. Шершневой4.

Целый ряд работ посвящен проблематике, связанной с протестантизмом, общим анализом его развития, начиная с периода Реформации и до настоящего времени5. Некоторые аспекты темы затрагиваются в трудах Л.Ю. Слезкина6 и В.В. Согрина7, где история пуританской Новой Англии рассматривается в контексте общего развития американских колоний, отводя ей особое место в формировании политических, экономических, социальных институтов и американской культуры в целом. При этом большое внимание уделяется анализу внутриполитического развития колоний в связи с событиями, происходившими в метрополии.

Вопросам социокультурного развития английских колоний в Америке в рамках Британской империи посвящены работы украинского исследователя С.И. Жука8.

В англоязычной литературе проблематика, связанная с пуританизмом Новой Англии, получила широкое освещение, однако нельзя сказать, что тема изучена в полном объеме. В американской историографии можно

3Галкина Е.В. Основные тенденции развития протестантских течений в колониальной Америке // Американский ежегодник. 2000. М., 2002. С. 98-117.

4 Шершнева СВ. Проблемы новой истории США. Религия и церковь в общественно-политической жизни английских колоний в Америке (XVII в.). СПб., 1999.

5 Ado A.A. Кто такие пуритане? // Атеистические чтения. Вып. 13. М., 1984. С. 49-64; Гаджиев КС. США: Протестантизм - религия американского образа жизни // Очерки истории западного протестантизма. М„ 1995. С. 5-31; Жудиноеа Е.В. Религии мира. Протестантизм. М, 2006; Исаев С.А. Какой тип протестантизма создал основу американской государственности? // Русское открытие Америки; Сборник статей, посвященный 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. М., 2002. С. 50-57; Кизима ММ. Пуританские и американские мифы И Вопросы научного атеизма. Вып. 36. Религия и политика. М., 1987. С. 32-56.

6 Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории: Массачусетс. Мэриленд. М., 1980.

7 Согрин В.В. Демократия в США: От колониальной эры до XXI века. М., 2011; Он же. Идейные течения в Американской революции XVIII в. Москва, 1980; Он же. Исторический опыт США. М. 2010; Он же. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке колониального периода // Новая и новейшая история. 2001. № I.C. 29 -50; Он же. Политическая история США. М., 2001.

* Жук С.К, Грин Дж. П. Британская Колониальная Америка и Американская Революция: Переосмысливая опыт империи // Русское открытие Америки: Сборник статей, посвященный 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. М., 2002. С. 73-86; Жук С.И. Первое религиозное «Великое Пробуждение» в Британской Америке // Вопросы истории. М., 1997. № 6. С. 133-143; Он же. Ранняя Америка: социокультурная преемственности и «прорыв в утопию» // Новый взгляд на историю США: Американский ежегодник, 1992. М., 1993. С. 16-37; Он же. Традиционализм против капитализма: социальная история ранней Америки. Днепропетровск, 1992.

выделить несколько историографических школ, среди которых наибольший вклад в исследование ранней американской истории внесли две -прогрессистская (В.Л. Паррингтон)9 и интеллектуальная, или Гарвардская (С. Морисон, П. Миллер, Э. Морган, Д. Холл и др.)'°......

Начиная с 1960-х гг. широкое распространение получает «новая социальная история». Основное внимание уделяется изучению явлений социально-экономической жизни, рассмотрению относительно небольших сообществ в рамках семьи, сельского поселения или города". Некоторые историки данного направления склонны преуменьшать роль пуританизма в становлении американской нации и американского самосознания12.

Несмотря на неослабевающую популярность социального направления, продолжаются исследования и в области идейного и, в частности, духовного развития колоний. Вместе с тем одни исследователи обращаются к изучению так называемой «популярной религии», верованиям и религиозному поведению мирян, уделяя значительно внимание проблеме взаимоотношения священников с паствой13. В то время как другие предпринимают попытки

9 Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. В 3-х Тт. Том 1. М . 1962.

10 Foster S. The Long Argument. English Puritanism and the Shaping of New England Culture, 1570-1700. Williamsburg, Virginia, 1984; Hall D. The Faithful Shepherd: A History of the New England Ministry in the Seventeenth Century. N.Y., 1972; Miller P. The New England Mind: From Colony to Province. Cambridge (Mass.), 1983; Idem. The New England Mind. The Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), L., 1982; Idem. Orthodoxy in Massachusetts. 1630-1650. Boston, 1933; Morgan E.S. Visible Saints. The History of a Puritan Idea. Ithaca (N.Y.), 1965; Idem. The Puritan Dilemma. The Story of John Winthrop. Boston-Toronto, 1958; Morison S.E. Builders of the Bay Colony. Boston, 1981.

11Daniels B.C. The Connecticut Town: Growth and Development, 1635-1790. Middletown (Conn.), 1979; Irnes S. Land Tenacy and Social Order in Springfield, Massachusetts, 1652 to 1702 // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 35. № 1. Jan., 1978. P. 33-56; Lockridge K.A. The Population of Dedham, Massachusetts, 16361736 //The Economic History Review. New Series. Vol. 19. №2. 1966. P. 318-344; Norton S.L. Population Growth in Colonial America: A Study of Ipswich, Massachusetts // Population Studies. Vol. 25. No. 3. Nov., 1971. P. 433452; Pope KG. The Half-Way Covenant: Church Membership in Puritan New England. Princeton (N.J.), 1969; Zuckerman M. Peaceable Kingdoms: New England towns in the eighteenth century. N.Y., 1970; Idem. The Social Context of Democracy in Massachusetts. // Colonial America. Essays in Politics and Social Development. 3"1 ed. Ed. by Katz S.N., Murrin J.M. P. 375-409.

12 Marsden G.M. Perry Miller's Rehabilitation of the Puritans: A Critique // Church History. Vol. 39. № 1. Mar., 1970. P. 91-105; Rutman D.B. God's Bridge Falling Down: "Another Approach" to New England Puritanism Assayed//The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 19. No. 3. Jul., 1962. P. 408-421.

13 Hall D. Toward a History of Popular Religion in Early New England // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 41. № 1. Jan., 1984. P. 49-55; Idem. Worlds of Wonder, Days of Judgment. Popular Religious Belief in Early New England. Cambridge (Mass.), 1990.

охватить всю религиозную палитру, подчеркивая существенные различия в развитии тех или иных регионов14.

В настоящее время среди историков, изучающих различные аспекты колониальной истории Америки, широко применяется «трансатлантический подход», основное содержание которого заключается в необходимости рассмотрения политических, экономических и культурных процессов как непосредственно в новоанглийских колониях, так и в метрополии, выявление и анализ их взаимозависимости и взаимовлияния.

Новый подход стремится преодолеть некоторую односторонность позиции «имперской школы»15 конца XIX - начала XX вв., концентрировавшей все внимание на механизмах и особенностях британской колониальной политики и рассматривавшей колонии лишь как объекты воздействия со стороны метрополии, ставя на первый план вопросы институционального, правового и административного развития. В рамках «трансатлантического подхода» в американской историографии существует также целый ряд работ16, посвященных более подробному изучению различных аспектов истории английских колоний в Америке во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. Особый интерес представляют исследования по идейной истории ранней Америки, выполненные с применением «трансатлантического подхода»17.

14 BtUlerJ. New World Faiths. Religion in Colonial America. N.Y., 2008. Greene J.P. Pursuits of Happiness: The Social Development of Early Modern British Colonies and the Formation of American Culture. North Carolina, 1988.

15 Andrew's C. A1. The Colonial Background of the American Revolution. Four Essays in American Colonial History. New Haven, 1931; Osgood H.L. The American Colonies in the Seventeenth Century. Vol. I-Ill. N.Y., 1926.

16 Fiering N.S. The Transatlantic Republic of Letters: A Note on the Circulation of Learned Periodicals to Early Eighteenth-Century America // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 33. № 4. Oct., 1976. P. 642660; Leder L.H. America 1603-1789: Prelude to a Nation. Minneapolis (Minnesota), 1978; Idem. Liberty and Authority. Early American Political Ideology, 1689-1763. N.Y., 1968; Lovejoy D.S. Religious Enthusiasm in the New World. Heresy to Revolution. Cambridge (Mass.), 1985; Idem. The Glorious Revolution in America. Middletown (Conn.), 1987; Olson A.G. Anglo-American Politics, 1660-1775. The Relationship between parties in England and Colonial America. Oxford, 1973; The British Atlantic World, 1500-1800 / Ed. D. Armitage, M.J. Braddick. N.Y., 2002.

17 Bell J.B. A War of Religion. Dissenters, Anglicans, and the American Revolution It Studies in Modern History. N.Y., 2008; Kidd T.S. "Let Hell and Rome Do Their Worst": World News, Anti-Catholicism, and International Protestantism in Early-Eighteenth-Century Boston // The New England Quarterly. Vol. 76. № 2. Jun., 2003. P. 265290; Idem. The Protestant Interest. New England after Puritanism. New Haven. 2004; Breen T.H. The Character of

Подводя итог рассмотрению работ, в той или иной мере связанных с изучаемой темой, необходимо отметить, что хотя проблематика колониальной истории Новой Англии и не получила до настоящего времени широкого развития в исследованиях отечественных историков-американистов, она является одной из ключевых в зарубежной, главным образом, американской историографии. Вместе с тем, несмотря на большое количество работ о новоанглийском пуританизме, проблематика его развития в конце XVII - начале XVIII вв. остается недостаточно изученной.

Объектом исследования диссертации является идейно-политическое и духовное развитие Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII веков.

В качестве предмета исследования выступают идейные дискуссии по вопросам церковной политики и организации, социально-экономического и политического развития, а также взгляды главных участников и идеологов противоборствующих сторон.

Цель работы состоит в том, чтобы на примере идейных дискуссий проследить эволюцию духовного и общественно-политического развития пуританских колоний Новой Англии в конце XVII - начале XVIII веков, а также выявить причины и факторы, оказавшие как прямое, так и косвенное воздействие на данный процесс.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- выявить характерные черты и особенности теологической доктрины новоанглийского пуританизма;

the Good Ruler: Puritan Political Ideas in New England. N.Y., 1970; Bremer F.J. Congregational Communion. Clerical Friendship in the Anglo-American Puritan Community. 1610-1692. Boston, 1994. Idem. The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards. Lebanon (New Hampshire), 1995; Puritanism: Transatlantic Perspectives on a Seventeenth-Century Anglo-American Faith. Ed. by Francis J. Bremer. Boston. 1993; Stout H.S. The New England Soul. Preaching and Religious Culture in Colonial New England. N.Y., 1986; Tucker B. The Reinvention of New England, 1691-1770II The New England Quarterly. Vol. 59. № 3. Sep., 1986. P. 315-340.

- изучить изменения, произошедшие в общественно-политическом устройстве и духовном развитии пуританской Новой Англии к концу XVII века;

- определить значение и влияние соперничества англиканских и пуританских священников на религиозную ситуацию в новоанглийских колониях;

- проанализировать идейные дискуссии по вопросам церковной политики и организации;

- изучить причины и ход политической борьбы в Массачусетсе, выявить основные разногласия сторон;

- проанализировать идейные дискуссии по вопросам финансово-экономического развития колонии Массачусетс;

проследить влияние идей Европейского Просвещения на мировоззрение новоанглийских пуритан, оценить его степень и значение.

Хронологические рамки данной работы охватывают период конца XVII - первой четверти XVIII вв. В качестве нижней границы выступают события 1690-х гг. «Славная революция» стала важным рубежом в истории как самой Англии, так и ее колоний. Особенно заметные перемены коснулись Массачусетса, где с принятием новой хартии 1691 года изменился не только политический статус колонии, но и основные принципы религиозной политики в соответствии с узаконенным положением о веротерпимости. В новых политических и социально-экономических условиях конца XVII -начала XVIII вв. ранее непререкаемый авторитет церковной элиты в лице пуританских священников все чаще ставится под сомнение. Светская власть формально не должна вмешиваться в духовную сферу, однако все более явным становится покровительство, оказываемое английской короной представителям англиканской церкви в колониях. Вместе с тем внутри

самого пуританизма набирают силу течения либеральной и радикальной направленности, представляющие альтернативный подход как в вопросах церковной организации, так и в отношении самой теологической доктрины.

Верхняя граница исследования представляется более условной. К концу первой четверти XVIII века очевидным фактом становится идейная эволюция новоанглийских пуритан, происходившая в условиях формирования нового общества, более секуляризованного, открытого, политически активного. В духовной сфере под влиянием идей Европейского Просвещения и новой науки с опорой на разум и рациональное мышление предпринимаются попытки логически объяснить и доказать обоснованность христианского вероучения, что, в свою очередь, ведет к более формальному отношению к религии. Принимая во внимание данные тенденции духовного развития, кажется неслучайным, что именно в 1720-е гг. Новая Англия оказывается в преддверии первого Великого пробуждения18, когда религиозные и политические вопросы приобретают новое звучание.

Специфика темы исследования и переходный характер изучаемого периода не позволяют предложить в качестве верхней и нижней границ каких-либо конкретных дат, приуроченных к тому или иному событию. Кроме того, иногда с целью лучшего понимания явлений и их исторического значения автор вынужден обращаться к более раннему периоду истории английских колоний в Америке.

Географические рамки исследования охватывают регион Новая Англия19, а также частично Великобританию при характеристике

" Первое Великое пробуждение - массовое религиозное евангелическое движение, проповедовавшее более искренний, проникновенный контакт с Богом. Развиваясь наряду с просветительским движением, оно уже к 1730 - 1740-м гг. охватило все британские колонии в Северной Америке. Подробнее об этом см., например: Жук С.И. Первое религиозное «Великое Пробуждение» в Британской Америке // Вопросы истории. М., 1997. № б. С. 133-143; Cowing C.B. The Great Awakening and the American Revolution: Colonial Thought in the

18th Century. Chicago, 1971; Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.

" Новая Англия - исторически сложившийся в начале XVII века регион в северо-восточной части США. Применительно к изучаемому периоду включает в себя колонии Массачусетс, Коннектикут, Нью-Гэмпшир и Род-Айленд.

взаимодействия английских колоний с метрополией и территорию французских владений в Северной Америке при рассмотрении особенностей взаимоотношения английских и французских колонистов.

При этом основное внимание в работе сфокусировано на событиях, происходивших в Массачусетсе, крупнейшей колонии новоанглийского региона, позиционировавшей себя единственным оплотом «истинной» веры. Именно на примере Массачусетса наиболее отчетливо прослеживается переходный характер изучаемого периода в истории Новой Англии. В других новоанглийских колониях и, прежде всего, в Коннектикуте, пуританизм также пользовался значительным влиянием. Исключением, однако, являлся Род-Айленд, который хоть и относится к данному региону в географическом плане, едва ли может считаться пуританской колонией. Религиозная политика здесь с момента основания строилась на принципах веротерпимости и религиозного плюрализма, и в связи с этим причисление данной колонии к числу пуританских представляется не целесообразным.

Теоретико-методологическая основа исследования. В основу диссертации положены принципы научной объективности и историзма, требующие применения комплексного подхода к изучению идейных дискуссий в пуританизме Новой Англии, их всестороннего анализа с учетом общеисторического контекста и идейного климата эпохи. Учитывая специфику темы, большое внимание в которой уделяется анализу различных религиозных течений в рамках протестантизма, далеко не последнее значение для работы имеют также принципы беспристрастности и толерантности.

Данная диссертация продолжает традицию изучения идейного наследия колониального периода американской истории, а именно проблематики духовного и идейно-политического развития новоанглийских колоний в Северной Америке. В ходе исследования нами были использованы

методологические разработки американских историков Ф. Бримера20 и Т. Брина21, рассматривающих историю новоанглийского пуританизма в его развитии с учетом множества внешних и внутренних факторов, оказывающих как прямое, так и косвенное воздействие на данный процесс.

Исследовательская позиция настоящей работы включает в качестве одного из основополагающих принципов представление о тесной взаимосвязи и взаимозависимости событий, происходивших в новоанглийских колониях и метрополии. В этой связи представляется целесообразным использование элементов «трансатлантического подхода», предполагающего рассмотрение политических, экономических и культурных процессов по обе стороны Атлантики, как непосредственно в новоанглийских колониях, так и в метрополии, выявление и анализ их взаимозависимости.

В процессе исследования были использованы историко-генетический, историко-сравнительный и историко-типологический методы анализа.

Историко-генетический метод, ориентированный на исследование динамических процессов, позволил выявить основные причины и предпосылки тех изменений, которые происходили в идейно-политической и духовной сферах новоанглийского общества в рассматриваемый период, показать причинно-следственные связи событий политической и идейной истории, происходивших в новоанглийских колониях и метрополии.

Историко-сравнительный метод, предполагающий раскрытие сущности изучаемых объектов как по сходству, так и по различию свойств, а также историко-типологический метод, раскрывающий сущность явления

20 Bremer F.J. Communications: The English Context of New England's Seventeenth Century History // The New England Quarterly. Vol. 60. №. 2. Jun., 1987. P. 323-335; Idem. Congregational Communion. Clerical Friendship in the Anglo-American Puritan Community. 1610-1692. Boston, 1994; Idem. The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards. Lebanon (New Hampshire), 1995.

21 Breen Т.Н. Puritans and Adventures. Change and Persistence in Early America. N.Y., 1980. Idem. The Character of the Good Ruler: Puritan Political Ideas in New England. N.Y., 1970. Idem. The Marketplace of Revolution. How Consumer Politics Shaped American Independence. Oxford, 2004.

посредством типологизацип по совокупности качеств и признаков, послужили основным методологическим инструментарием при анализе идейной борьбы, развернувшейся между пуританами и англиканами Новой Англии, а также при попытке выстроить некую шкалу идейно-политических и религиозных представлений внутри самого новоанглийского пуританизма.

Междисциплинарный характер исследуемой проблематики, а также специфические особенности источниковой базы заставляют искать наиболее оптимальные методы анализа не только в исторической науке, но и в ряде смежных дисциплин, таких как культурология, регионоведение, социология религии и конфликтология.

Источниковая база. В исследовании был использован широкий круг источников. Всю их совокупность можно поделить на несколько групп.

К первой относятся проповеди и теологические сочинения. Применительно к изучаемому периоду именно проповеди являлись главным орудием, посредством которого велись идейные споры, а до появления колониальной прессы, проповеди также являлись основным средством влияния на общественное мнение. Помимо своего главного назначения -разъяснения Библейских текстов и наставления в вере, проповеди чаще всего имели и более практическое назначение. Их чтение было часто приурочено к важнейшим событиям не только в духовной, но и общественно-политической жизни колоний, а особое назначение проповеди, в свою очередь, определяло ее жанровую специфику. Среди проповедей пуритан Новой Англии применительно к концу XVII - началу XVIII вв. можно условно выделить два наиболее значимых жанра: «иеремиада», или «плач»22, а также проповедь, читавшаяся по случаю выборов в колониальную ассамблею, ее можно

22 Mather 1. Heaven's Alarm to the World. Or A Sermon, wherein is shewed. That Fearful Sights And Signs in Heaven, are the Presages of Great Calamities at hand. Boston, 1682; Idem. The Day of Trouble is Near. Cambridge, 1674; Idem. The Necessity of Reformation. Boston, 1679; WillardS. A Remedy against Despare. Boston, 1700.

условно назвать «политической»23, так как в ней непосредственно затрагивались вопросы гражданского правления.

Среди теологических сочинений, являющихся важным источником для исследования идейной борьбы по вопросам церковной политики и организации необходимо выделить работы главных участников идейных споров, среди них Джон Уайз24, Инкрис25 и Коттон26 Мезеры. В диссертации были использованы естественно-научные и философские труды ряда европейских просветителей, выбор которых был обусловлен их известностью в той или иной степени среди пуританских авторов Новой Англии27.

Вторая группа источников - колониальная пресса. Идейная борьба в новоанглийском обществе нашла свое отражение на страницах первых колониальных газет. Автором использовались материалы трех бостонских изданий "Boston News-Letter", "Boston Gazette", "The New England Courant", деятельность которых приходится на рассматриваемый в работе хронологический период.

Третью, не менее важную группу источников составляют памфлеты и полемические трактаты. Среди наиболее дискуссионных тем, активно

2! Estabrook S. A Sermos Shewing that the Peace and Quietness of a People Is a Main Part of the Work of Civil Rulers, and That it is the Duty of All to Pray for Them. New London, 1718; Mather C. The Deplorable State of New-England. Boston, 1721; Idem. The Serviceable Man. A Discourse Made Unto the General Court of the Mass. Colony, at the Anniversary Election. Boston, 1690; Mather I. The Excellency of a Publick Spirit. Boston, 1702; Willard S. The Character of a Good Ruler. Boston, 1694.

24 ¡Vise J. A Vindication of the Government of New-England Churches. Boston, 1717; Idem. Churches Quarrel Espoused. Boston, 1715.

25 Mather I. A Narrative of the Miseries of New-England. Boston, 1688; Idem. A Vindication of the Divene Authority of Ruling Elders in the Churches of Christ. Boston, 1700; Idem. The Order of the Gospel. Boston, 1700.

26 Mather C. A man of reason. A brief essay to demonstrate, that all men should hearken to reason; and what a world of evil would be prevented in the world, if men would once become so reasonable. Boston, 1718; Idem. Essays to Do Good. Glasgow, 1825; Idem.Parentator. Memoirs of Remarkables in the Life and the Death of the Ever-Memorable Dr. Increase Mather. Boston, 1724; Idem. Reasonable Religion: Or, the Truths of the Christian Religion Demonstrated. L., 1713; Idem. Religious societies. Proposals for the revival of dying religion, by well ordered societies for that purpose. With a brief discourse, offered unto a religious society, on the first day of their meeting. Boston, 1724; Idem. The Angel of Bethesda. An Essay Upon the Common Maladies of Mankind. Mass., 1972.; Idem.The Christian Philosopher: a Collection of the Best Discoveries in Nature, with Religious Improvements. L., 1721.

27 ЛоккДж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. В 3-х Тт. М., 1988. Т. 3. С. 135 - 405; Он же.

Опыт о веротерпимости // Там же. С. 66 — 90; Newton I. Newton's Principia. The Mathematical Principles of Natural Philosophy. NY, 1848; Pufendorf S. The Two Books on the Duty of Man and Citizen According to the Natural Law. Cambridge, 1991; Toland J. Cristianity not Mysterious: or a Treatise showing, that there is nothing in the Gospel Contrary to Reason, nor above it. L., 1702.

обсуждаемых в новоанглийском обществе в первой четверти XVIII века, выделяются споры вокруг нового метода борьбы с эпидемией оспы, а также проблемы политического и финансово-экономического устройства. В связи с этим необходимо упомянуть полемические трактаты авторитетного бостонского врача Уильяма Дугласа28, англиканского священника Джона Уильямса29, массачусетского священника Т. Пейна30, сочинения вышеназванных Уайза31 и Мезеров32, а также несколько анонимных памфлетов33.

Отдельную группу составляют дневниковые записи и личные письма, содержащие в себе не только фактическую информацию о происходивших событиях, но и отчасти передающие психологический настрой общества того времени. Ведение записей о знаменательных событиях, а также анализ своих религиозных убеждений и мотивов поведения были обычным делом среди новоанглийских пуритан. Дневниковые записи Коттона Мезера34 и Самюэля Сьюэла35 представляют наибольший интерес для данной работы.

Для исследования общеисторического контекста эпохи и анализа объективных изменений, происходивших в Новой Англии в целом и в Массачусетсе в частности во второй половине XVII — первой четверти XVIII

21 Douglass IV. Inoculation of the Small-pox. Boston, 1722. Idem. The Abuses and Scandals. Boston, 1722. :9 Williams J. Several Arguments, Proving That Inoculating the Small Pox Is not Contained in the Law of Physick, either Natural or Divine, and therefore Unlawful. Together with a Reply to two short Pieces, one by the Rev. Dr. Increase Mather, and another by an Anonymous Author, Intituled, Sentiments on the Small Pox Inoculated. Second edition. Boston, 1721.

30 Paine T. A Discourse Shewing, that the Real First Cause of the Straits and Difficulties of this Province of the Massachusetts Bay, is its Extravagancy & not Paper money; and also what is a Safe Foundation to Raise a Bank of Credit on, and what not. Boston, 1721.

31 Wise J. The Freeholder's Address to the Honourable House of Representatives. Boston, 1721; Idem. A Friendly Check from a Kind Relation, to the Chief Cannoneer, founded on a Late Information, Dated N.E. Castle-William, 1721; Idem. A Word of Comfort to a Melancholy Country, or The Bank of Credit... Boston, 1721.

32 Mather C. Some accounts of what is said of inoculating or transplanting the small pox. By the learned Dr. Emanuel Timonius, and Jacobus Pylarinus. Boston, 1721; Mather I. Several Reasons Proving that Inoculation or Transplanting the Small Pox is a Lawful Practice, and that it has been Blessed by God for the Saving of many a Life. Boston, 1721.

33 A Letter from a Gentleman in Mount Hope to his Friend in Treamount. Boston, 1721; A Letter to an Eminent Clergy-man in the Massachusetts-Bay. Boston, 1721; English Advice to the Freeholders of the Province of the Massachusetts Bay. Boston, 1722; Gospel Order Revived, Being an Answer to a Book lately set by the Reverend Mr. Increase Mather, President of Harvard Colledge. Boston , 1700.

34 Mather C. Diary of Cotton Mather. Vols. 1-2 N.Y., 1957.

35 Sewall S. The Diary of Samuel Sewall. 1674-1729. N.Y., 1973. Vols. 1-2.

вв., незаменимыми являются колониальные хроники36 и другие источники офиг{иального характера. Среди большого количества законодательных установлений, предписаний и отчетов королевских комиссий следует особо выделить королевские хартии Массачусетса 1629 и 1691 годов, навигационные акты, а также законы, касающиеся церковного устройства, налоговой политики, созыва законодательного собрания, избрания должностных лиц и т.д. Различные аспекты взаимоотношения колоний с метрополией в политической и социально-экономической сферах в начале XVIII века представляется возможным проследить благодаря материалам слушаний и дебатов в британском парламенте в отношении Северной Америки, опубликованных под редакцией Л.Ф. Стока37, а также благодаря изданию «Классический период первой британской империи»38.

Ключевыми источниками для понимания основных тенденций духовного развития Новой Англии являются программные документы религиозного содержания, в числе которых «Кембриджская платформа»39, «Главы Соглашения»40, «Предложения»41 1705 года и «Сейбрукская платформа»42 1708 года. Впоследствии вышеуказанные программные документы были собраны в одном издании43 по инициативе американского исследователя У. Уокера, который не только опубликовал важнейшие теологические документы, но и снабдил их обширными комментариями.

36 Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England, 1628-1686. In 5 vol. Boston, 1853-1854. Vol. IV-V.

37 Proceedings and debates of the British parliaments respecting North America. Ed. by Leo Francis Stock. Vol. 111. 1702-1727. Washington, D.C., 1930.

" The Classical Period of the First British Empire, 1689-1783. The Foundations of a Colonial System of Government. Select Documents on the Constitutional History of the British Empire and Commonwealth. Vol. I-III / Ed. byF. Madden. Westport, Connecticut, 1985. Vol. U.

39 Platform of Churche Discipline Gathered out of the Word of God and Agreed upon by the Elders and Messengers of the Churches. Cambridge, 1649.

40 The Heads of Agreement, 1691. // Walker W. The Creeds and Platforms of Congregationalism, N.Y., 1991. P. 455-462.

4' Questions and Proposals II Ibid. P. 486-490.

<; A Confession of Faith Owned and Consented to by the Elders and Messengers Of the Churches in the colony of Connecticut in New England Assembled by Delegation at Saybrook. New-London, 1710.

43 Walker W. The Creeds and Platforms of Congregationalism. N.Y., 1991.

В работе были использованы различные источники нарративного

44

характера, среди которых можно выделить «пуританские истории» , представляющие собой особый жанр ранней американской литературы, а также хроники и отчеты о политических событиях45 и военных операциях46.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе впервые в отечественной историографии на основе источников, многие из которых ранее не вводились в научный оборот'в России, предпринято специальное исследование, посвященное анализу идейных дискуссий по вопросам церковной политики и организации, общественно-политического и социально-экономического развития Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв. Автор выделяет данный временной отрезок в качестве важного этапа идейной эволюции новоанглийского пуританизма.

Пуританские колонии Новой Англии рассмотрены в работе на двух уровнях исследования: региональном и трансатлантическом. В первом случае Новая Англия представляется как особый регион, имеющий свою специфику, обусловленную географическим положением, общностью идейно-политических взглядов и экономических интересов. Во втором случае акцент

делается на тесной взаимосвязи происходивших по обе стороны североамериканских колониях.

и взаимозависимости событий, Атлантики: в метрополии и

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований по колониальной истории Америки и, в частности, колоний

" Hubbard IK A General History of New England, From the Discovery to MDCLXXX. (Collections of the Massachusetts Historical Society). Boston, 1848; Mather C. Magnalia Christi Americana; Or, The Ecclesiastical History of New-England, From...the Year 1620, Unto the Year... 1698. London, 1702. Second edition, reprint. Vols. 1-2. N.Y., 1967.

as A Particular Account of the late Revolution, 1689 // Narratives of the Insurrections, 1675-1690 / Ed. by Charles M. Andrews. N.Y., 1915. P. 196; Mather /. Brief Account of the Agents, 1691 // Narratives of the Insurrections, 1675-1690 / Ed. by Charles M. Andrews. N.Y., 1915. P. 276 - 297; Narratives of Andros's Administration, 1690-1691//Ibid. P. 223-236.

" Mather C. Decennium Luctuosum // Narratives of the Indian Wars, 1675-1699 / Ed. by Charles H. Lincoln. N.Y., 1913; Wise J. The Narrative of Mr. John Wise, Minister of Gods at Chebacco // Waters, Thomas Franklin. Ipswich in the Massachusetts Bay Colony. Vol. 1-2. Ipswich (Mass.), 1905. Vol. 1. P. 525-537.

Новой Англии. Положения диссертационной работы могут быть полезны при подготовке общих и специальных курсов, монографий и учебных пособий.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, научная новизна и практическая значимость диссертационной работы; сформулирован основной круг проблем, цели и задачи исследования; даны характеристики степени изученности темы и источниковой базы; представлены хронологические рамки и методы исследования.

Первая глава «Идейно-политическая и духовная эволюция новоанглийского общества к концу XVII в.» посвящена всестороннему анализу основных тенденций развития колоний Новой Англии, а также тех изменений в духовной и социально-политической сферах, которые послужили основаниями для идейных дискуссий, развернувшихся в пуританизме Новой Англии на рубеже веков. В первом параграфе рассматриваются основные идейные доктрины новоанглийского пуританизма, лежавшие в основе общественно-политического и церковного устройства колоний с момента их образования. Второй и третий параграфы посвящены анализу основных событий и тенденции социально-политического и духовного развития Новой Англии к концу XVII века.

Идейно-политические и духовные изменения, произошедшие в пуританских колониях Новой Англии к концу XVII века, в целом представляются закономерным итогом исторического развития в условиях ужесточения колониальной политики Англии, становления основных механизмов колониального управления. Вместе с тем именно события 1689-

1691 гг. в политической истории Новой Англии и, прежде всего Массачусетса, а также 1692 г. в духовном развитии новоанглийского пуританизма служат водоразделом и знаменуют собой своеобразный надлом, разрушение традиционных устоев пуританского общества образца XVII века.

Во второй главе «Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии по вопросам церковной политики и организации» разбираются основные проблемы, ставшие причинами идейных размежеваний и споров в среде пуританских священников, учитывая фактор не только политической и экономической зависимости от Англии, но также и значительное культурное и интеллектуальное влияние. В первом параграфе рассматриваются идейные споры англиканских и пуританских священников, предпринимается попытка выявить как явные, так и скрытые мотивы соперничества, которыми они были обусловлены. Во втором параграфе внимание сосредоточено на анализе идейных дискуссий по вопросам церковного устройства, в частности, связанных с появлением в Бостоне новой конгрегации, представляющей собой более либеральную альтернативу существующему церковному устройству Массачусетса, а также с попыткой проведения, так называемой «церковной реформы», инициаторами которой выступили авторитетные бостонские священники. Особенностью идейных дискуссий первой четверти XVIII века является их ориентированность на широкие слои населения, чему во многом способствовало издание памфлетов и полемических сочинений, а также появление в колонии такого важного социального института как пресса, ставшего своеобразным рупором идей и, одновременно, средством влияния на общественное мнение.

Третья глава «Массачусетс: арена борьбы по вопросам политического и социально-экономического развития колонии» посвящена изучению проблем, связанных с особенностями внутриполитического устройства Массачусетса после 1691 г. При этом история Массачусетса рассматривается в тесной связи с историей Англии. Большое внимание уделяется изучению различных

альтернативных подходов к решению актуальных для Новой Англии проблем в рассматриваемый период.

В первом параграфе анализ, политической борьбы в Массачусетсе производится с учетом специфики колониальной политики и внешнеполитических интересов Великобритании, а также внутриполитической обстановки в колонии. Не вызывает сомнений тот факт, что жители Новой Англии и в начале XVIII века продолжали мыслить себя подданными английской короны, то есть фактически такими же англичанами, только переселившимися в Новый Свет, претендуя на все те же права и свободы, которыми пользуются жители метрополии. Во втором параграфе изучается ход и характер идейных дискуссий по вопросам финансово-экономического развития Массачусетса, связанным с проблемой учреждения земельного банка и дополнительной денежной эмиссии в колонии. В начале XVIII века очевидной становится необходимость создания специального института, способного не только осуществлять эмиссию денежных средств, но также обладающего регулирующими и контрольными функциями за финансовой системой в колонии. В ходе данной дискуссии сформировались политические группы, стремившиеся предоставить исчерпывающую аргументацию своей позиции.

В четвертой главе «Новоанглийский пуританизм и идеи Просвещения» исследуется влияние философских идей Европейского Просвещения и рациональных методов познания, предлагаемых естественными науками, на духовное и идейно-политическое развитие Новой Англии.

Первый параграф посвящен проблеме взаимоотношения естественнонаучного знания и религии. При этом основное внимание уделяется анализу взглядов Коттона Мезера. Пуританский священник представляется «переходной» фигурой, на примере которой возможно проследить, каким образом менялось мировоззрение жителей новоанглийских колоний под влиянием новой науки и философии

Просвещения. Второй параграф посвящен анализу тех изменений, которые под влиянием новых идей претерпели политические взгляды новоанглийских пуритан. Характерной чертой политической доктрины новоанглийского пуританизма являлась ковенантная теория как основа образования гражданских институтов власти, необходимость существования которых объяснялась порочностью человеческой натуры. Пуританам Новой Англии с самого начало было присуще представление о правительстве как институте, ответственном в своих действиях перед народом, а также призванном обуздывать людей, подверженных греху, и способствовать поддержанию религиозности в обществе. Политическая власть, в свою очередь, должна формироваться из наиболее достойных и менее всего склонных к греху людей. Однако реализация данных представлений на практике сталкивалась со значительными трудностями, которые были связаны, прежде всего, с колониальным статусом и зависимостью от метрополии в широком смысле.

В заключении сформулированы основные выводы исследования.

Приложение содержит карты и статистические данные.

Основные положения, выносимые па защиту:

1. Идейно-политическая и духовная эволюция общества Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв. была обусловлена как внешними факторами (колониальная политика Великобритании, участие в англофранцузских войнах, деятельность англиканской церкви в Северной Америке), так и внутренними причинами, связанными с противоречиями и расколами внутри самого пуританизма. Идейные разногласия в среде пуританских священников проявились уже в середине XVII века в дебатах по вопросу церковного членства в связи с принятием «половинчатого ковенанта». Носившая рекомендательный характер, эта мера создала своего рода прецедент, допустив сосуществование двух различных требований к приему в церковное членство. К началу XVIII века центробежные тенденции

внутри новоанглийского пуританизма начинают только усиливаться, а с образованием в 1699 году новой конгрегации в Бостоне (Церкви на Брэтл-стрит) у колонистов появилась реальная альтернатива - пуританская церковь, имеющая отличный от традиционного стиль проведения церковных служб и иную, более либеральную церковную организацию.

2. Одной из важнейших тенденций духовного развития новоанглийского пуританского общества в рассматриваемый период стало постепенное ослабевание религиозного чувства, повлекшее за собой определенную переоценку ценностей и обмирщение всего жизненного уклада. Другая тенденция была связана с распространением в колониях идей Европейского Просвещения и нового научного знания, а также ростом влияния идей английской политической мысли и английской культуры в целом. Пуританские священники все чаще используют рассуждения о разуме для обоснования текста Священного писания, при этом уделяя все больше внимания вопросам морали и естественно-правовой аргументации.

3. Наиболее острые идейные споры на протяжении второй половины XVII - первой четверти XVIII вв. связаны с вопросами реформирования церковной организации. Начиная с середины XVII века на первый план выходят не столько споры о различных толкованиях теологической доктрины и принципов вероисповедания, сколько более практические вопросы церковной политики и организации. Многие пуританские священники, осознавая тот факт, что слабость конгрегационалистских церквей, проявляющаяся в постоянных разногласиях и идейных противоречиях, несомненно, подрывающих их собственный авторитет, кроется в самом принципе конгрегационализма, стремились к координированным и слаженным действиям.

4. Период конца XVII - первой четверти XVIII вв. представляет собой сложную переходную эпоху в истории Новой Англии. На рубеже веков в условиях религиозного спада и социальной нестабильности в обществе

разгорается идейная борьба по церковным, политическим и социально-экономическим вопросам. В большей степени это относится к колонии Массачусетс, самой крупной и влиятельной в регионе. Коннектикут в рассматриваемый период в идейном плане развивается в русле проводимой Массачусетсом религиозной политики. Однако фактор территориальной удаленности от Бостона, несомненно являвшегося интеллектуальным и

47

духовным центром всего новоанглииского региона , а также инои общественно-политический строй корпоративной колонии, способствовали тому, что вопросы общественно-политического развития не вызывали столь жаркие дискуссии, которые наблюдаются в колонии Массачусетс.

5. В новоанглийском обществе первой четверти XVIII века религия по-прежнему имела большое влияние на общественно-политическую сферу. Так, дискуссия о допустимости практики вакцинации против оспы являлась отражением и следствием соперничества сторонников англиканской и пуританской церквей, претендовавших не только на доминирующую роль в духовной сфере, но и на определенное влияние в общественно-политической жизни новоанглийского общества. Принцип веротерпимости ко всем протестантским деноминациям, утвержденный королевской хартией Массачусетса 1691 г., на деле не привел к реальному религиозному равенству. Пуританизм, несмотря на те вызовы, с которыми приходилось сталкиваться на протяжении второй половины XVII века, и всемерную поддержку англиканства со стороны метрополии, сумел сохранить доминирующее идейное влияние в Новой Англии вплоть до начала XVIII века.

6. Применительно к изучаемому периоду выделение внутри пуританизма консервативного, либерального и радикального течений носит условный

47 О передовом характере развития Массачусетса и, в частности, Бостона по сравнению с другими новоанглийскими колониями, свидетельствует тот факт, что уже к 1721 году в колонии существовало три собственных периодических издания, в то время как первая газета в Коннектикуте появится лишь в 1755 г., вРод-Айленде в 1732 г., а в Нью-Гэмпшире в 1756 г.

характер и оправданно лишь в отношении конкретных исторических сюжетов. В частности, ортодоксальный пуританизм традиционно считается априори консервативным, однако в конце XVII - XVIII вв. его приверженцы стремились не к сохранению существующих порядков, а к реформированию церковной организации, признавая несовершенства существующей системы. Однако взгляды на то, какими методами следует исправлять ситуацию, были различны. И лишь в сравнении с другими подходами к решению актуальных для Новой Англии конца XVII - начала XVIII вв. проблем можно говорить о пуританских ортодоксах как о более консервативном течении.

7. На протяжении рассматриваемого периода и в особенности в 1720-е гг. наблюдается заметный рост политической активности среди населения колоний. В ходе идейных дискуссий на почве отношения к проекту земельного банка и кредитным билетам, а также в ходе борьбы между губернатором и колониальной ассамблеей Массачусетса происходит политическое размежевание в новоанглийском обществе, закладываются основы гражданского самосознания.

Апробация исследования. Рукопись диссертации была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки.

Основные положения работы были апробированы в ходе выступлений автора на международной конференции «Современные проблемы изучения истории Церкви», проходившей в МГУ им. М.В. Ломоносова в ноябре 2011 г., а также в ходе Пятой ежегодной международной конференции студентов и молодых ученых в Университете Содружества Виргинии (г. Ричмонд, США) в апреле 2011 г.

Основные положения работы отражены в четырех публикациях, две из которых - в изданиях, входящих в перечень ведущих периодических изданий ВАК:

1. Волкова Б.С. Идейная борьба по вопросам финансово-экономического развития колонии Массачусетс в первой четверти XVIII в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2012. № 2. С. 68-79;

2. Волкова Е.С., Хрулева И.Ю. Разум и вера: взгляды Коттона Мезера на взаимоотношения научного знания и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2012. № 2. С. 32-45;

3. Волкова Е.С. Джон Уайз и идейная борьба по вопросам организации церкви в новоанглийском пуританизме в конце XVII - первой четверти XVIII в. // Per aspera. Сборник научных статей победителей конкурса студенческих работ исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и материалы научных конференций. Вып. 2. М., 2010. С. 114-126;

4. Волкова Е.С. Англиканская и конгрегационалистская церкви в колониях Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII века: борьба за духовную монополию // Современные проблемы изучения истории Церкви. Международная научная конференция: Тезисы докладов. М.: Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. С. 47-50.

Подписано в печать: 18.03.2013 Объем: 1,0.п.л. Тираж: 100 экз. Заказ № 39 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, пр-т Вернадского,39 (495) 363-78-90; www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв."

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

На правах рукописи

04201355384

Волкова Елена Сергеевна

ИДЕЙНЫЕ ДИСКУССИИ В ПУРИТАНИЗМЕ НОВОЙ АНГЛИИ В КОНЦЕ XVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВВ.

Раздел 07.00.00 - исторические науки Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (новое и новейшее время)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Хрулева Ирина Юрьевна

Москва - 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................3

Глава I. ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НОВОАНГЛИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К КОНЦУ XVII в.......................................................58

§1. Новоанглийский пуританизм: характерные черты теологической доктрины.............58

§2. Социально-политическое развитие колоний Новой Англии к концу XVII века...............67

§3. Кризисные явления духовной жизни новоанглийского общества конца XVII века........86

Глава II. ИДЕЙНЫЕ ДИСКУССИИ В ПУРИТАНИЗМЕ НОВОЙ АНГЛИИ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ.............................................95

§1. Англиканская и конгрегационалистская церкви в колониях Новой Англии в конце XVII-первой четверти XVIII вв: соперничество за духовную монополию.....................................95

§2. Идейные размежевания в вопросах веры и церковной организации в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв.......................................................107

Глава III. МАССАЧУСЕТТС: АРЕНА БОРЬБЫ ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОЛОНИИ.........................................120

§1. Основные вопросы политической борьбы в колонии Массачусетс в конце XVII - первой четверти XVIII вв.....................................................................................................................120

§2. Идейные споры о финансово-экономическом развитии колонии Массачусетс в первой четверти XVIII века.................................................................................................................128

Глава IV. НОВОАНГЛИЙСКИЙ ПУРИТАНИЗМ И ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ................142

§1. Разум и вера: проблема взаимоотношения научного знания и религии........................142

§2. Эволюция политической доктрины новоанглийского пуританизма.............................156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................169

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................178

Источники..................................................................................................................................178

Литература.................................................................................................................................187

ВВЕДЕНИЕ

Новая Англия занимает особое место в американской истории. Этот регион имеет свою неповторимую специфику и особый колорит, оказавший значительное влияние на формирование американского самосознания и того, что принято называть американским национальным характером с его приверженностью идеям исключительности, мессианства и демократии. Немаловажную роль в этом процессе сыграл пуританизм, долгое время являвшийся не просто господствующей теологической доктриной целого региона, но духовной основой и системообразующим элементом во всех сферах жизни общества.

Период конца XVII - первой четверти XVIII вв. представляет собой сложную переходную эпоху, когда под воздействием целого ряда объективных факторов внутриполитического развития и внешнего влияния, а также причин, связанных, главным образом, с противоречиями, заложенными в самом протестантском учении, новоанглийский пуританизм как идейное течение и господствующая теологическая доктрина претерпевает существенную трансформацию. В этот период «богоизбранность» пуритан, призванных создать идеальное общество, служащее примером для всего остального человечества, и с этой целью предпринявших «Великий исход», была поставлена под сомнение.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблематики как в отечественной, так и зарубежной историографии.

Колониальному периоду американской истории посвящено большое количество научных работ, однако приходится признать, что значительная их часть представляет собой исследования истории колоний времен первых поселенцев, или же периода, непосредственно предшествующего Войне за независимость. Время же конца XVII - первой четверти XVIII веков считается своеобразным «провалом», характеризующимся духовным упадком в пуританских колониях и отсутствием каких-либо значимых

событий, однако именно в этот период на фоне важных изменений в политической, социально-экономической и духовной сферах жизни общества происходит качественная трансформация идейных, мировоззренческих представлений. На рубеже веков в интеллектуальном развитии колоний Новой Англии соседствуют и борются между собой несколько тенденций, связанных, с одной стороны, с господствующим религиозным мировоззрением и попытками реформировать духовную сферу, а с другой, с распространением в колониях идей Европейского Просвещения и нового научного знания. Противоречивость данных тенденций ярко проявляется в ходе идейных дискуссий в новоанглийском пуританизме по церковным, политическим и социально-экономическим вопросам.

Объектом исследования диссертации является идейно-политическое и духовное развитие Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII веков. В качестве предмета исследования выступают идейные дискуссии по вопросам церковной политики и организации, социально-экономического и политического развития, а также взгляды главных участников и идеологов противоборствующих сторон.

Цель работы состоит в том, чтобы на примере идейных дискуссий проследить эволюцию духовного и общественно-политического развития пуританских колоний Новой Англии в конце XVII - начале XVIII веков, а также выявить причины и факторы, оказавшие как прямое, так и косвенное воздействие на данный процесс.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- выявить характерные черты и особенности теологической доктрины новоанглийского пуританизма;

- изучить изменения, произошедшие в общественно-политическом устройстве и духовном развитии пуританской Новой Англии к концу XVII века;

- определить значение и влияние соперничества англиканских и пуританских священников на религиозную ситуацию в новоанглийских колониях;

- проанализировать идейные дискуссии по вопросам церковной политики и организации;

- изучить причины и ход политической борьбы в Массачусетсе, выявить основные разногласия сторон;

- проанализировать идейные дискуссии по вопросам финансово-экономического развития колонии Массачусетс;

проследить влияние идей Европейского Просвещения на мировоззрение новоанглийских пуритан, оценить его степень и значение.

Хронологические рамки данной работы охватывают период конца XVII - первой четверти XVIII вв. В качестве нижней границы выступают события 1690-х гг. «Славная революция» стала важным рубежом в истории как самой Англии, так и ее колоний. Особенно заметные перемены коснулись Массачусетса, где с принятием новой хартии 1691 года изменился не только политический статус колонии, но и основные принципы религиозной политики в соответствии с узаконенным положением о веротерпимости. В новых политических и социально-экономических условиях конца XVII - начала XVIII вв. ранее непререкаемый авторитет церковной элиты в лице пуританских священников все чаще ставится под сомнение. Светская власть формально не должна вмешиваться в духовную сферу, однако все более явным становится покровительство, оказываемое английской короной представителям англиканской церкви в колониях. Вместе с тем внутри самого пуританизма набирают силу течения либеральной и радикальной направленности, представляющие альтернативный подход как в вопросах церковной организации, так и в отношении самой теологической доктрины.

Верхняя граница исследования представляется более условной. К концу первой четверти XVIII века очевидным фактом становится

определенная переориентация сознания новоанглийских пуритан, происходившая в условиях формирования нового общества, более секуляризованного, открытого, политически активного. В духовной сфере под влиянием идей Европейского Просвещения и новой науки с опорой на разум и рациональное мышление предпринимаются попытки логически объяснить и доказать обоснованность христианского вероучения, что, в свою очередь, ведет к более формальному отношению к религии. Принимая во внимание данные тенденции духовного развития, кажется неслучайным, что именно в 1720-е гг. Новая Англия оказывается в преддверии первого Великого пробуждения1, когда религиозные и политические вопросы приобретают новое звучание.

Специфика темы исследования и переходный характер изучаемого периода не позволяют предложить в качестве верхней и нижней границ каких-либо конкретных дат, приуроченных к тому или иному событию. Кроме того, иногда с целью лучшего понимания явлений и их исторического значения автор вынужден обращаться к более раннему периоду истории английских колоний в Америке.

Географические рамки исследования охватывают регион Новая Англия , а также частично Великобританию при характеристике взаимодействия английских колоний с метрополией и территорию французских владений в Северной Америке при рассмотрении особенностей взаимоотношения английских и французских колонистов.

1 Первое Великое пробуждение - массовое религиозное евангелическое движение, проповедовавшее более искренний, проникновенный контакт с Богом. Развиваясь наряду с просветительским движением, оно уже к 1730 - 1740-м гг. охватило все британские колонии в Северной Америке. Подробнее об этом см., например: Жук С.И. Первое религиозное «Великое Пробуждение» в Британской Америке // Вопросы истории. М., 1997. № 6. С. 133-143. Хрулева И.Ю. Духовные предпосылки Американской революции // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1. 2011. С. 15-23. Cowing С.В. The Great Awakening and the American Revolution: Colonial Thought in the 18th Century. Chicago, 1971; Crarwford M.J. Origins of the Eighteeth-Century Evangelical Revival: England and New England Compared // Journal of British Studies. Vol. 26. № 4. Oct., 1987. P. 361-397; Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.

2 Новая Англия - исторически сложившийся в начале XVII века регион в северо-восточной части США. Применительно к изучаемому периоду включает в себя колонии Массачусетс, Коннектикут, Нью-Гэмпшир и Род-Айленд.

При этом основное внимание в работе сфокусировано на событиях, происходивших в Массачусетсе, крупнейшей колонии новоанглийского региона, позиционировавшей себя единственным оплотом «истинной» веры. В других колониях Новой Англии и, прежде всего, в Коннектикуте, пуританизм также пользовался значительным влиянием. Исключением, однако, являлся Род-Айленд, который хоть и относится к данному региону в географическом плане, едва ли может считаться пуританской колонией. Религиозная политика здесь с момента основания строилась на принципах веротерпимости и религиозного плюрализма, и в связи с этим причисление данной колонии к числу пуританских представляется не целесообразным.

Именно на примере Массачусетса наиболее отчетливо прослеживается переходный характер изучаемого периода в истории Новой Англии. Кроме того, главное внимание в работе уделено исследованию идейных дискуссий по вопросам организации церкви и политических институтов, которые имели место уже после сейлемских ведовских процессов 1692 года. Подробное рассмотрение такого сложного и неоднозначного явления, как «охота на ведьм», не входит в задачу данного исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования

В основу диссертации положены принципы научной объективности и историзма, требующие применения комплексного подхода к изучению идейных дискуссий в пуританизме Новой Англии, их всестороннего анализа с учетом общеисторического контекста и идейного климата эпохи. Принимая во внимание специфику темы, большое внимание в которой уделяется анализу различных религиозных течений в рамках протестантизма, далеко не последнее значение для работы имеют также принципы беспристрастности и толерантности.

Данная диссертация продолжает традицию изучения идейного наследия колониального периода американской истории, а именно проблематики духовного и идейно-политического развития новоанглийских колоний в Северной Америке, начало которому было положено в работах

американских исследователей так называемой «интеллектуальной» или Гарвардской школы, превратившей исследование пуританизма в одну из

Л

центральных тем американской историографии .

В ходе исследования нами были использованы методологические разработки американских историков Ф. Бримера4 и Т. Брина5, рассматривающих историю новоанглийского пуританизма в его развитии с учетом множества внешних и внутренних факторов, оказывающих как прямое, так и косвенное воздействие на данный процесс.

Исследовательская позиция настоящей работы включает в качестве одного из основополагающих принципов представление о тесной взаимосвязи и взаимозависимости событий, происходивших в новоанглийских колониях и метрополии. В этой связи представляется целесообразным использование элементов «трансатлантического подхода», предполагающего рассмотрение политических, экономических и культурных процессов по обе стороны Атлантики, как непосредственно в новоанглийских колониях, так и в метрополии, выявление и анализ их взаимозависимости. В соответствии с данным подходом идейная история новоанглийского общества представляется частью «трансатлантической культуры»6.

Очевидно, что историю новоанглийских колоний и, в частности, Массачусетса невозможно рассматривать в отрыве от важнейших событий

3 См., например: Foster S. The Long Argument. English Puritanism and the Shaping of New England Culture, 1570-1700. Williamsburg (Virginia), 1984; Miller P. The New England Mind. The Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1982; Idem. Orthodoxy in Massachusetts. 1630-1650. Boston, 1933; Morgan E.S. Visible Saints. The History of a Puritan Idea. Ithaca (N.Y.), 1965.

Bremer F.J. Communications: The English Context of New England's Seventeenth Century History // The New England Quarterly. Vol. 60. №. 2. Jun., 1987. P. 323-335; Idem. Congregational Communion. Clerical Friendship in the Anglo-American Puritan Community. 1610-1692. Boston, 1994; Idem. The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards. Lebanon (New Hampshire), 1995.

5 Breen Т.Н. Puritans and Adventures. Change and Persistence in Early America. N.Y., 1980. Idem. The Character of the Good Ruler: Puritan Political Ideas in New England. N.Y., 1970. Idem. The Marketplace of Revolution. How Consumer Politics Shaped American Independence. Oxford, 2004.

6 Подробнее о «трансатлантическом подходе» см.: Butler J. The Future of American Religious History: Prospectus, Agenda, Transatlantic "Problématique" // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 42. № 2. Apr., 1985. P. 167-183; Canny N. Writing Atlantic History: or, Reconfigurating the History of Colonial British America // The Journal of American History. Vol. 86. № 3. The Nation and Beyond: Transnational Perspectives on United States History: A Special Issue. Dec., 1999. P. 1093-1114; Puritanism: Transatlantic Perspectives on a Seventeenth-Century Anglo-American Faith / Ed. by F.J. Bremer. Boston, 1993.

истории Англии, последствия которых оказывали значительное влияние и во многом определяли развитие новоанглийского общества. Принятие новой хартии в 1691 году фактически ознаменовало собой усиление контроля над политикой колониальных властей, которая должна была отвечать, прежде всего, интересам английской короны. В официальных документах и сочинениях колонистов Массачусетс все чаще позиционирует себя как «имперская провинция», а метрополия фигурирует в источниках как «Империя». Следует отметить, что вопрос о том, правомерно ли называть империей Англию (с 1707 года - Великобританию) применительно к периоду конца XVII - начала XVIII вв. остается дискуссионным. При этом в англоязычной историографии доминирует точка зрения о том, что период английской истории с 1607 года (основания первой колонии - Вирджинии) до 1783 года (отделения тринадцати североамериканских колоний) следует считать эпохой первой, или старой, империи. Подобного мнения придерживаются, в частности, Д. Хок, JI. Ледер, Ф. Бример и Дж. Батлер, отмечая постепенное становление «имперской политики» английской короны, начиная с конца XVII века, и называя период начала XVIII века временем «первых имперских войн»7.

Междисциплинарный характер исследуемой проблематики, а также специфические особенности источниковой базы заставляют искать наиболее оптимальные методы анализа не только в исторической науке, но и в ряде смежных дисциплин, таких как культурология, регионоведение, социология религии и конфликтология. Очевидно, что лишь рассматривая проблему под различным углом зрения, сочетая разные методы научного исследования можно создать целостную и достоверную картину изучаемых событий и явлений.

В процессе исследования были использованы историко-генетический, историко-сравнительный и историко-типологический методы анализа.

7 Bremer F. The Puritan Experiment, New England Society from Bradford to Edwards. P. 209; Butler J. Becoming America. The Revolution before 1776. Cambridge (Mass.), 2000. P. 117; Hawke D.F. The Colonial Experience. N.Y., 1966. P. 315; Leder L.H. Liberty and Authority. Early American Political Ideology, 16891763. N.Y., 1968. P. 131