автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Игра как культурный феномен в театральной концепции Н.Н. Евреинова

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Лисакова, Юлия Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Великий Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Игра как культурный феномен в театральной концепции Н.Н. Евреинова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лисакова, Юлия Борисовна

Введение.

Глава 1. Игра как универсалия культуры в западноевропейской и русской философии.

1.1. Социально-философские, эстетические, психофизиологические концепции игры в западноевропейской философии.

1.2. Игра, творчество и жизнетворчество в русской философии начала XX века.

1.3. Философия символистской драмы и театральные искания (игра и мистерия).

Глава 2. Театральная концепция Николая Евреинова.

2.1. Апология театральности (инстинкт преображения).

2.2. «Старинный театр» (сценическая игра).

2.3. Монодрама (игра внутреннего подражания).

2.4 «Театр для себя» (режиссура жизни и интимная игра).

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Лисакова, Юлия Борисовна

Диссертация посвящена анализу концепции игры в философии одного из выдающихся теоретиков и исследователей истории театра начала XX века Николая Николаевича Евреинова (1879 - 1953 гг.) и представляет собой попытку системного изложения теоретических идей автора концепции в соотнесенности с философской традицией.

Актуальность темы исследования

Игра как феномен культуры, как модель особого поведения и отношения к действительности, а также присутствие игрового элемента в различных видах деятельности человека привлекает внимание исследователей в связи с поиском идеалов и альтернатив индивидуального и общественного развития. Игра - это один из способов освоения мира и самоутверждения человека, состоящий в произвольном условном конструировании действительности.

Игровой феномен может выступать не только как форма действия и аспект различных видов деятельности, но и как форма развертывания внутреннего плана поведения - создание и проигрывание условной жизненной ситуации и составляет основу так называемого «ролевого поведения». Такая многоплановость игры порождает различные представления о ее сущности: одни исследователи определяют игру как форму психической деятельности, другие -как один из приемов воспитания и обучения, третьи - как особый способ теоретического прогнозирования. В отдельных концепциях, обобщающих существующие точки зрения, игра определяется как произвольная деятельность, отражающая в условно-обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе, имеющая целью самовыражение индивида и формирование у него типов социального поведения.1

Театральная концепция Николая Николаевича Евреинова была сформулирована им в начале XX века - в эпоху переосмысления соотношения

1 См. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. 1980. № 2. С.69-77. искусства и жизни и представляла собой целую философскую систему, объясняющую мир посредством принципов театра и определяющую человеческое существование как развитие инстинкта театральности. Именно в этот период произошло смешение понятий театра как художественного явления и игры, как явления эстетико-социального. Анализ большинства работ, составляющих теоретическое наследие Н.Н.Евреинова, дает возможность представить изложенные в них взгляды в качестве философской концепции, основной проблемой которой является проблема театральности и театрального сознания.

Богатое теоретико-практическое наследие Н.Н.Евреинова обусловило множество ярких художественных явлений в последующей истории мирового театра. Возродившийся в последние годы интерес к русской театральной культуре обусловливает необходимость внимательного изучения идей и положений театральной теории Евреинова, связанной не только с поиском новой театральности на сцене, но и с философией жизни в целом. Многие философско-эстетические идеи Евреинова, обозначенные им еще в начале века, получили развитие в философии и истории театральной эстетики. Идеи же предшественников Евреинова, выдающихся представителей «философии жизни», романтизма, символизма и психоанализа в контексте его теории получили оригинальную и неожиданную интерпретацию.

Евреинов явился не только оригинальным теоретиком, но и историком театра, предметом его исследований являлись происхождение и генезис театра как основной культурообразующей формы. Несомненный интерес представляют сценические разработки Евреинова тесно связанные с эстетическими проблемами современного театра,

Актуальность настоящего исследования обусловлена также необходимостью выявить истоки, типологические связи театральных и философских концепций начала XX века, что должно представлять безусловный интерес для исследователей русской культуры начала XX века.

Степень изученности проблемы и теоретическая база исследования.

В начале XX века проблема игры не являлась предметом специального внимания историков философии, анализировались лишь частные аспекты проблемы. Краткий анализ некоторых аспектов игровой деятельности в различных философских течениях можно встретить в исследованиях М.Эбера, В.Лесевича, Б.Рассела. В связи с исследованием игрового аспекта эстетической деятельности в 50-е - 70-е годы XX века появляются труды по истории эстетических учений (А.Ф.Лосева, М.Ф.Овсянникова, В.В.Ванслова, В.Ф.Асмуса, М.Н.Афасижева), в которых уделяется должное внимание концепциям игры в философии Платона, Канта, Шиллера. В 70-е - 80-е годы эта традиция была продолжена в трудах Л.Н.Столовича, К.Г.Исупова и др., посвященных исследованию проблем художественного творчества и эстетики. В эстетическом ключе здесь были рассмотрены не только игровые концепции античной и немецкой классической философии, но и биопсихологические концепции игры К.Гросса, Г.Спенсера, культурологическая концепция игры Й.Хейзинги и «элитарная» теория игры Х.Ортеги-и-Гассета.

Проблема игры в западноевропейской мысли получила должное освещение лишь в последние годы. Подробный анализ концепций игры в западноевропейской философии был проделан С.С.Аверинцевым и получил свое продолжение в работах Г.М.Тавризяна, Р.А.Гальцевой, М.С.Козловой, А.Ф.Грязнова и Т.А.Кривко-Апинян. В последней трети XX века игра как вид человеческой деятельности, как основа искусств, как форма общения, явилась предметом исследований М.В.Демина, Е.И.Добринской, М.С.Кагана. Социальные и эстетические основы игровой деятельности исследовались А.П.Прядеиным, игра как онтологическая категория - Л.Т.Ретюнских, игра как проблема философской антропологии - К.Б.Сиговым. В числе работ на эту тему особого внимания заслуживает диссертация О.В.Сарычева, посвященная историко-проблемному рассмотрению игры в западноевропейской философии, где при помощи историко-философского подхода выявляется единство во взглядах европейских философов на игру как на предмет философского познания.

В результате обзора исследований по теории и истории театра автор диссертации пришел к выводу: впервые попытался обозначить место Евреинова в контексте русской и мировой театральной мысли профессор Б.Казанский в 1925 году. Специфическое восприятие теоретического творчества Евреинова современной наукой прослеживается с 1970-х годов. В 1976 году Д.И.Золотницкий представил творчество Евреинова в качестве неотъемлемого элемента культурно-исторического контекста эпохи. Большинство исследователей упоминают творчество и теоретические взгляды Евреинова в соотнесении с воззрениями кого-либо из его более знаменитых современников (В.Г.Бабенко, О.Н.Купцова, Ю.А.Арпишкин, А.Тамарченко, М. ГЛитаврина, Е.И.Стру-тинская).

Автором рассматривались научные статьи, посвященные Евреинову в трудах справочного характера и сопровождающие его републикованные тексты. Наибольшего внимания среди них заслуживают, на наш взгляд, работы О.Н.Купцовой, В.Максимова, Вл.Иванова, А.Томашевского. В качестве наиболее интересных диссертантом рассматриваются мнения, изложенные А.Эткиндом и В.Титовой, которые высоко отзываются о заслугах Н.Евреинова перед мировым театром XX века. В большинстве работ разнообразная деятельность Евреинова представлена в каком-то одном определенном аспекте (Л.А.Спиридонова).

В качестве одной из немногих работ, делающих попытку серьезного анализа именно теоретических воззрений Евреинова, можно назвать диссертацию канд. искусствоведения А.Д.Семкина. В его исследовании впервые предпринята попытка рассмотрения театральной теории Евреинова в культурно-философском контексте и восстановлена связь его творчества с живым театральным процессом начала XX века. В этой же связи можно отметить диссертацию канд. филос. наук О.В.Ряховской, в которой проделан тщательный анализ эстетических концепций Евреинова. Однако, обозначив понятие «театральности» как смысловой центр эстетических взглядов Евреинова, автор оставляет за рамками исследования такие важные составляющие теории театральности, как эстетика символизма и эстетические идеи К.Гросса, непосредственно повлиявшие на театральную концепцию Евреинова.

Объектом диссертационного исследования является театральная концепция Н.Евреинова в качестве крупнейшей игровой концепции начала XX века в России.

Предметом диссертационного исследования является изучение проявления игры как культурообразующего феномена в театральной концепции Н.Евреинова.

Цель научного исследования состоит в осуществлении философско-куль-турологического анализа театральной концепции Николая Евреинова в контексте западноевропейской философской мысли, а также в контексте русской религиозной философии и, в частности, философии символизма. Данная цель определяет постановку и решение ряда задач:

- раскрыть содержание игры как явления культуры;

- проанализировать различное понимание игры как психологического и эстетического явления в концепциях крупнейших западноевропейских мыслителей;

- раскрыть религиозно-эстетическое содержание игры в русской религиозной философии начала XX века;

- охарактеризовать игру как культурный феномен в театральной концепции Н. Н. Евреинова;

- сопоставить концепцию Н. Н. Евреинова с крупнейшими игровыми концепциями западноевропейской философии.

Теоретико-методологическую основу работы составляют философско-эстети-ческие исследования феномена игры, ее сущности и специфики в истории культуры, в связи с чем применялись следующие методы:

- сравнительного анализа, позволяющего раскрывать параллели в различных игровых концепциях западноевропейской философии и театральной концепции Н. Н. Евреинова; реконструктивный, позволяющий восстановить результаты сценических опытов режиссера, и за счет этого рассмотреть сценическое воплощение основных положений театральной концепции Н. Н. Евреинова;

- феноменологический, рассматривающий экстраполяцию идей Евреинова на все жизненные проявления в целом.

Новизна научного исследования заключается в том, что театральная концепция Н. Н. Евреинова рассматривается в качестве крупнейшей игровой концепции начала XX века в России, что определяется проведенным анализом данной концепции в контексте различных западноевропейских и русских философско-эстетических концепций и сопоставлением понятия «игра» с понятием «театральность» - ключевым понятием концепции Евреинова. Новизна данного исследования детализируется в ряде положений:

- обосновано, что театральная философия Н. Н. Евреинова является крупнейшей игровой концепцией начала XX века в России;

- показана всеохватность театрально-игровой философии Н. Н. Евреинова, что во многом отличает ее от игровых концепций предшественников и более поздних исследователей (Й.Хейзинги, М.Бахтина, Х.Ортеги-и-Гассета);

- осуществлено сопоставление театрально-игровой философии Н. Н. Евреинова с религиозно-философским направлением этого периода - символизмом, позволившее провести сравнение таких понятий как «театральность» и «режиссура жизни» с понятиями «жизнетворчество» и «теургия»;

- проведено сопоставление различных философских основ сценического творчества в России начала XX века;

- показано, что в отличие от работ своих предшественников и более поздних концепций в предложенном понимании Н. Н. Евреинова именно театральность является культуроформирующим феноменом;

- путем анализа сценической практики выявлено, что теоретические и практические изыскания Евреинова, связанные с утверждением театральности на сцене, представляют собой самостоятельные «сценическо-игровые» концепции в рамках единой теоретической доктрины; - проведено сопоставление театрально-игровой концепции Н. Н. Евреинова и, в частности, «театра для себя», с основными идеями психоанализа. Решение поставленных задач осуществлялось на базе следующих источников1.

Сочинения крупнейших западноевропейских и русских философов и культурологов, идеи которых заимствовались и интерпретировались Н. Н. Евреиновым: Платона, Ф.Шиллера, Ф.Шеллинга, Э.Гофмана, И.Канта, Ф.Ницше, О.Уайльда, К.Гросса, Г.Спенсера, А.Бергсона, З.Фрейда, А.Шопенгауэра, а также последователей философии Н.Евреинова - Х.Ортеги-и-Гассета, Й.Хейзинги, М.Бахтина; сочинения русских философов-богословов В.Соловьева, П.Флоренского, С.Булгакова, Н.Бердяева; русских теоретиков символизма А.Белого и Вяч.Ива-нова; основные теоретические работы Н.Н.Евреинова «Театр как таковой» (1912), «Театр для себя» (1915 - 1917), а также собрание его драматических произведений в 3-х тт. (Пг., 1923). Кроме того, использовались работы эстетического характера, посвященные истории и теории театра В.Мейерхольда и А.Таирова.

Структура диссертации определяется целью и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Игра как культурный феномен в театральной концепции Н.Н. Евреинова"

Заключение

Подводя итоги диссертационного исследования, автор считает возможным сделать следующие выводы:

1. Представление в историко-философском наследии об игре как особом состоянии человеческой души дает возможность рассматривать игру как универсалию культуры и обязательный элемент любой культурной активности. В театральной философии Н.Евреинова автор видит попытку синтеза двух более или менее четких направлений в исследовании феномена игры и театральности, обозначившихся к началу XX века в западноевропейской философии: эстетические концепции (игра-искусство) и биологические концепции (игра-инстинкт) и религиозно-эстетической концепции игры, сложившейся к этому времени в русской философии.

2. Театральные эксперименты символизма явились составляющей частью художественно-философских и эстетических исканий эпохи, что подтверждается проведенным теоретическим анализом глубоких философских оснований театрального синтеза, взаимосвязи философии и театра в системе духовной культуры этого периода.

3. Стремление вывести театр за пределы искусства было одним из направлений художественно-философских исканий символистов. В театральной философии Н.Евреинова, которая строилась на взаимоотношении двух равноправных взаимодействующих реальностей — реальности жизни и реальности театра, этот принцип выражен наиболее ярко. Он стал главным в творчестве таких художников как Е.Вахтангов, Луиджи Пиранделло, Станислав Виткевич, Ю.Любимов и многие другие.

4. Театральная философия Н.Евреинова явилась крупнейшей русской игровой концепцией начала XX века, предвосхитившей игровые концепции Й.Хейзинги, Х.Ортеги-и-Гассета, М.Бахтина, Э.Гоффмана и многих других. Н.Евреинов выделяет два различных проявления театральности - Театр жизни, то есть проявление биологического инстинкта театральности в любых жизненных процессах, и Театр как художественная форма - это институт, обеспечивающий внутреннюю стабильность самого театрального искусства.

5. Евреиновский принцип «театротерапии» - воздействия театра на психику больного человека с целью излечения - сближает Евреинова с Фрейдом и предвосхищает разработанную в 1920-е годы Якобом Морено теорию психодрамы и теорию ролей.

6. В диссертации пересматривается оценка практической деятельности Н. Евреинова в Старинном театре. Критики - от В.Э.Мейерхольда до К.Л.Рудницкого - упрекают режиссера в недостоверности его «реконструкций» и нехватке исторического натурализма. Но, на наш взгляд, реконструкция не являлась основной целью этого знаменитого проекта. Евреинов не просто реконструировал театр прошлого, он менял ориентиры всех участников зрелища, от актера до современного зрителя. Он предлагал игру, в которой современный серьезный зритель или актер вовлекался в иное время и пространство. «Старинный театр» предоставлял хорошую возможность для осуществления идей «театрального жизнетворчества» на сцене, он способствовал решению двух извечных проблем -«актера и зрителя» и «действа и действия» в театре, и, кроме того, способствовал разработке новых художественных принципов театральной постановки: гротескной и пародийной монодрамы.

7. Диссертант показывает, что Н.Евреинов разработал философию театра на основе общечеловеческой театральной потребности, присущей каждому, что определило позиции (инстинкт театральности, приобщение к мифологической основе, соединение в художественной форме науки, искусства, мифа, религии, трагедии), с которых решались многие задачи театрального искусства второй половины XX века — и возник театр Ж.-Л. Барро, Р. Блена, П. Брука, Д. Бека и Д. Малины, Т. Кантора, Е. Гротовского, Р. Уилсона, Ю.Любимова и многих других.

За рамками данного исследования оказались такие важные проблемы, как анализ драматургии Н.Евреинова с точки зрения воплощения концепции игры, исследование принципов художественного оформления (сценографии) постановок «Старинного театра» и пародийной монодрамы «Кривого зеркала», а также проблема сопоставления двух различных театральных эстетик Евреинова и Мейерхольда. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает исследование творческой деятельности Н.Евреинова в период эмиграции, а также влияние его теоретических работ на русскую и западноевропейскую театральную эстетику XX века.

 

Список научной литературыЛисакова, Юлия Борисовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Авдеев, А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе Текст. / А. Д. Авдеев. JI.-M., 1959. - 266 с.

2. Адо, Пьер. Плотин или простота взгляда Текст. / П. Адо. М., 1991. - 140 с.

3. Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др. Текст. / Т. А. Апинян,- СПб., 2003. 400 с.

4. Арто, А. Театр и его Двойник. Драматургия. Лекции. Философия театра Текст. / А. Арто. СПб.- М., 2000.

5. Асмус, В. Ф. Историко-философские этюды Текст. /В. Ф. Асмус. М., 1984.- 318 с.

6. Бабенко, В. Г. Арлекин и Пьеро. Н.Евреинов, А.Вертинский: Материалы к биографии, размышления Текст. / В. Г. Бабенко. Екатеринбург, 1992.

7. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Текст. / М. М. Бахтин. М., 1990. - 541 с.

8. Белый, А. Арабески Текст. /А. Белый. М.: «Мусагет», 1911. - 501 с.

9. Белый, А. Критика, эстетика, теория символизма Текст. / А. Белый. М.,1994.-В 2т.-Т. 2.-571 с.

10. Белый, А. На рубеже двух столетий Текст. / А. Белый. М., 1989. - 542 с. И. Белый, А. Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый. - М., 1994.525 с.

11. Белый, А. Символизм Текст. / А. Белый. М.: «Мусагет», 1910. - 633 с.

12. Белый, А. Собр. соч.: Воспоминания о Блоке Текст. / А. Белый. М.,1995.- 510 с.

13. Бенуа, А. Худ. Письма (РНБ. Ф. 263. (Дризен Н. В.) д. 53).

14. Бергсон, А. Смех Текст. / А. Бергсон. М., 1992. - 127 с.

15. Бергсон, А. Собр. Соч. в 4 т. Текст. / А. Бергсон . Т. 1. - М., 1992. - 336 с.17