автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Иллюзорное сознание: онто-гносеологический анализ

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Недугова, Ирина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Иллюзорное сознание: онто-гносеологический анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Недугова, Ирина Анатольевна

Введение

Глава I. Иллюзорное сознание: определение феномена

1.1. Модификации иллюзорного сознания

1.2. Феноменология иллюзорного сознания

1.3. Определение сущности феномена иллюзорного сознания

Глава II. Механизм рефлексии над иллюзорным сознанием

2.1.Структура сознания и способы анализа сознания

2.2.Гносеологические основания рефлексии над иллюзорным сознанием

2.3.Концептуальная модель рефлексии над иллюзорным сознанием

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Недугова, Ирина Анатольевна

Актуальность темы исследования

В последнее время можно наблюдать растущее количество искаженного, неадекватного восприятия и отражения реальности в сознании.

Проблема иллюзорности сознания неразрывно связана с изучение сознания. Как правило, при рассмотрении сознания перед исследователями всегда вставала задача преодоления искаженности. Изучение сознания непременно сталкивалось с вопросом о подлинности полученных знаний о сознании, возможности познания и изучения сознания и, конечно, с проявлением иллюзорности сознания, как неадекватности восприятия и отражения сознанием того или иного объекта и самого сознания. Тем самым иллюзорность и иллюзии сознания на протяжении всего изучения сознания представляли серьезную проблему, однако, под действием некоторых процессов, происходящих сегодня, эта проблема, приобрела черты острого противоречия.

Попытки теоретического переосмысления феномена иллюзорного сознания прослеживаются в различных философских школах и в рамках общенаучных подходов исследования. Исходя из данной концепции, проблема иллюзорного сознания рассматривалась: с точки зрения познаваемости и непознаваемости мира (т.е. с позиции адекватности и неадекватности познания); исходя из принципа «нагруженности» сознания идеологическими или иными установками (в данном случае иллюзорностью признавалось все то, что противоречит идеологии); на основании подхода, в рамках которого определялось, что иллюзии сознания порождены индивидуальными особенностями того или иного сознания (клинические искажения сознания) или, наоборот, на основе методов, направленных на выявление общих закономерностей неадекватного сознания, порожденных растущей ролью массовизации.

Это породило саму иллюзию, что сознание можно моделировать, перестраивать, подвергать целенаправленному воздействию, что само по себе сознание представляет собой нечто вторичное, второстепенное, и, следовательно, его можно заменять, вытеснять, подменять, так называемым правильным мировоззрением, легковесными идеалами (усвоение которых повлекло за собой весьма тяжелые последствия), ложными символами, лозунгами, утопиями, иллюзиями, эмоциями. Одним из наиболее отрицательных следствий этого является своего рода девальвация проблемы сознания.

В погоне за «правильностью» сознания (т.е. за видимым соответствием сознания представлениям о том каким запросам оно должно отвечать) процесс распространения и умножения иллюзорности сознания принял почти не контролируемый характер. Отправной точкой можно с уверенностью назвать формирование массового общества. Само по себе массовое общество является лишь катализатором, выведшим проблемы иллюзорного сознания на поверхность. Процессы, происходящие в общественной жизни, оказывают воздействие на сознание индивида. Происходит формирование «массовой личности» (Лебон), феномена «массовизации», «восстания масс» (X. Ортега -и - Гассет). Отличительными чертами происходящего процесса можно назвать: иллюзорность, стереотипность мышления. Основным признаком массового сознания можно назвать управляемость и податливость манипулированию. Искусственно осуществляется деятельность по унификации мышления. Сознание формируется с опорой на стереотипы, авторитеты как критерий истины. В результате в сознании формируется набор убеждений, которые выступают как совокупность законченных, выверенных и усвоенных мнений и представлений, не приемлющих другой точки зрения.

Растущая роль в общественном развитии СМИ, техники, технологий, привела к подавлению в сознании возможности рефлексии. В сознании распространяется символизм восприятия, искаженность восприятия.

Ограниченность понимания проблемы иллюзорного сознания может в свою очередь привести к новым заблуждениям. В проявлении иллюзорности сознания скрыты глубинные процессы. XX век продемонстрировал нам пугающее господство социальных иллюзий, которые охватывали и удерживали в подчинении длительное время целые народы (идеи фашизма, мировой революции, достижение цели любыми средствами, установление идеального порядка через всеобщий страх и т.д.). В сознании происходит подмена одних ценностей другими. Острота проблемы иллюзорности сознания проявляется в последнее время как кризис сознания. Современная ситуация, рассматриваемая в качестве результирующего момента, характеризуется многоаспектными проявлениями кризисных состояний бытия человека: психологическими, политическими, экономическими, технологическими, нравственно-эстетическими. Раскрытие причин распространения некритичности восприятия станет возможным только при условии выработки инструментария анализа иллюзорного сознания. Исследование проблемы функционирования иллюзорного сознания, определения и описания феномена иллюзорного сознания требует незамедлительного решения.

Состояние разработанности проблемы. Проблема иллюзорности и искажения сознания была сформулирована в античной философии Ксенофаном, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Сократом, Платоном, Аристотелем в процессе познавания мира через идеи и образы. Позднее в трудах мыслителей: Св. Августина, Ф. Аквинского, Н.Кузанского проблема иллюзорности решалась через соотнесение веры и знания.

В Новое время Ф.Бэкон, Т Гоббс, Д.Локк, Д.Толланд, Г.Лейбниц, Д.Юм и др. рассматривали искажение сознания как специфическую формы мышления, основанную на неверном гносеологическом подходе.

В философии XIX в. разрабатывалась проблема абсолютной и относительной истины. Через изучение понятия истины и ложности рассматривалась проблема иллюзорности сознания. Этот подход прослеживается в работах И.Канта, Г.Гегеля.

Изучение сознания и, как части проблемы сознания, иллюзорности сознания в работах западных и отечественных исследователей XX в. привело к формированию трех основных научных направлений. Одним из таких направлений и наиболее широко представленных в научной литературе является проблема массового сознания. В рамках Западной философии иллюзорность сознания рассматривалась только как следствие распространения массового общества. Исходя из основных принципов, формировался тезис, что процессы, происходящие в общественной жизни оказывают, воздействие на сознание индивида. В ходе распространения «массовизации» (Г. Тард), появляется «массовая личность» (Г. Лебон) и феномен «восстания масс» (X. Ортега - и - Гассет). Отличительными чертами происходящего процесса можно назвать: иллюзорность, стереотипность мышления. Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях. Серьезный вклад в изучение «массового сознания» внес Э. Дюркгейм и его ученики М. Мосс, К. Леви - Строе, М. Гране и Л. Леви - Брюль. Определение места и роли в «массовом сознании» стереотипов социального поведения позволило приблизится к вопросу управляемости «массовой личностью». В сферу исследований все больше включается материал по массовому сознанию и его иллюзиям, содержащийся в трудах: X. Арендт, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, 3. Фрейда и др. Но основной акцент в изучении иллюзорности сознания был смещен в область психологии и как и во всей обширной литературе, посвященной мифологии и проблеме архетипов бессознательного, не позволил исследованию дать полную картину иллюзорности сознания. Попытка методологического обеспечения исследования «массового сознания» вообще и иллюзий массового сознания в частности была предпринята отечественными исследователями через исследования динамики субъектобъектных отношений В.А. Лекторским, К.Н. Любутиным, А.Г. Спиркиным и ДР.

В 60-х гг. массовое сознание было определено как теоретическая данность, к разработке которой приступила социальная психология (Е.С. Кузьмин, В.Д. Парыгин, Б.Ф. Портаев, В.Е. Семенов, А.К. Уледов и др.) и отреагировавшая на новые веяния философия (А.И. Бурдина, В.П. Тугаринов, В.А.Ядов и др.). Проведенные исследования зафиксировали определенность обыденного сознания как теоретического объекта, очертили его границы, но, ограниченные рамками исходной методологической установки в ее чрезмерно «гносеологизированной» версии, смогли подняться лишь до фиксации «уровней» или «слоев» общественного сознания. Вполне естественно, что в этих условиях иллюзии приходилось трактовать как родовое свойство практического интеллекта, более низкое качество которого по сравнению с развитыми теоретическими формами не вызывало сомнений, а преодоление их виделось в облагораживающем воздействии «идеологии» на «почву» фатально «отстающего от бытия» обыденного сознания масс (Л.Г. Гуслякова, И.И. Дубинин, К.Т. Талипов, В.А. Черняк, А.К. Уледов, И.А. Лудинов и др.). Массовое сознание определялось как низший уровень общественного сознания (К. Поппер, И. Лакатос). Изучение социального аспекта иллюзорности сознания, осуществленное в сфере социальной философии представлено работами: A.A. Баталова, Б.А. Грушина, В.Е. Кемерова, М.К. Мамардашвили, Г.В. Мокроносова, В.И. Толстых и др. позволяют четко зафиксировать принципы реконструкции реалий сознания.

Второй подход. В последнее время рассмотрение сознания человека в контексте общественной реальности изучается через призму теории персональной идентичности. Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном. С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (И.Кон, И.Тофлер, Д.Тернер, В.Агеев, В Соловьева, В.А.Ядов, Х.Арендт, Е.Г.Трубина и др.). Данный подход нам представляется не полным, односторонним, т.к. в наметившихся проявлениях так называемого «кризиса идентичности» в условиях трансформации общества не раскрывает причин этого кризиса. «Кризис идентичности» прежде всего порожден ошибочностью самой идентичности индивида с априори неравном уму объектом. Ошибочная идентификация индивида должна послужить причиной иллюзорности сознания, но практически этот аспект не освящен в работах исследователей.

Переход в рамках третьего подхода к исследованию сознания и его внутренней структуры позволил приблизиться не только к пониманию, что такое сознание, но и как преодолеть искаженность в изучении сознания. Структура сознания рассматривалась в работах З.Фрейда, К. Юнга и др.

3. Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии» определил очень важный признак иллюзии - сознательные заблуждения. Однако попытка разграничить в сознании сферы, обладающие критичностью, и некритичные привело к научному заблуждению. Основы психологического анализа проблемы структуры сознания, онто - и филогенеза сознания в отечественной психологии заложили работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Зинченко, Ф.Е. Василюка и др.; вопросы гетерогенности и уровневого строения сознания являются предметом изучения в работах Е.Ю. Артемьевой, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, П. Тульвисте, Н.И. Чуприковой и др. Проблемы самосознания исследовались в работах В.В. Столина, Е.Т. Соколовой и др. Диалогическая природа сознания, проблема внутреннего диалога, как способа рефлексии сознания рассматривались в работах Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, А.Н. Леонтьева, Ф.Е. Василюка.

Наиболее активно сознание изучалось в русле социальной психологии, где были выделены многие закономерности восприятия человеком других людей и самого себя, и представлены модели преодоления ошибок восприятия (Ф. Хайдер, Э. Джонс, К. Дейвис, Г. Келли, Дж. Келли, и др.). В настоящее время широко представлены следующие теории: теория автокоммуникации М.Ю. Лотмана, теории мифа как специфического уровня отражения реальности и мифологического сознания А.Ф.Лосева, К. Леви - Строса, К. Хюбнера, М. Элиаде, А. Пятигорского, Е.Мелетинского, С. А. Макиенко, Ю. М. Лотмана, Б.А. Успенского, теория социальных представления С. Московичи, психосемантический подход к исследованию обыденного сознания, обладающего низкой критичностью и высокой стереотипностью восприятия (Ч.Осгуд, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев). Теория «транцендиирующего себя» сознания (как способа преодоления зависимости от мира) Ж.П. Сартра, М.Хайдеггера. Измененные состояния сознания (клиническая форма иллюзорного сознания) как психологическая и философская проблема в психиатрии (C.B. Дремов, И.Р. Семин). Все перечисленные подходы позволяют расширить знание о сознании и иллюзорных проявлениях в сознании.

В последнее время наблюдается особый интерес к теории «виртуальной реальности». Идея виртуальности разрабатывалась в философии - античной, восточной, византийской, схоластической - иногда в неявном виде, иногда в явном, как, например, в схоластике. Идея виртуальности стала активно использоваться в последнее десятилетие в современной философии и науке, а также других сферах человеческой деятельности.

Не прследнюю роль в интересе к теории «виртуальной реальности» сыграло открытие соотносимости неживой материи и живой - человеческого мозга. Это предопределило новый виток исследований, позволяющих не только понять строение и функционирование мозга, но и попытку смоделировать искусственный мозг (Д. Бом, Р. Пенроуз, Г. Степп, С. Хамерофф, Дж. Сарфатги и др). Предполагалось, что компьютер может приблизиться по строению и функционалу к человеческому мозгу. Иллюзорное сознание в данном случае рассматривается как некий «сбой» системы. Однако, пока рано говорить о возможности изучения форм сознания (и как одного из видов сознания иллюзорного) посредством квантового компьютера.

В XX веке были разработаны методы изучения клинических отклонений в сознании. Данная проблема рассматривалась и отечественными исследователями (Г.К. Ашином, Ю.Н. Давыдовым, В.Л. Глазычевым, О.А. Гулевичем). Проблема интенциональности сознания (направленности на объект) рассматривалась Гуссерлем. Она перекликается с биологическими воззрениями о «ступенях церебрации» X. Шюле, соотносится с вопросом о болезненном сознании (Штернберг), с представлениями Э. Кречмера о «душевных слоях». Обращение к проблеме уровней сознания, или уровней психической активности, представлено во всех исследованиях, направленных на создание шкалы изменений сознания в психиатрии, связанно с именами Дж. Джексона, Е. Крепелина, К. сперса, Р.И. Меерович, С.С. Корсаков, писавший об уровнях упадка сознания, М.О. Герцберг, Д.И. Дубровский, А.А. Меграбян.

Проблема методологических основ изучения сознания представлена работами М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорского (сознание может быгь описано вне приурочивания этого сознания к определенному психическому субъекту, индивиду, действительное положение вещей относительно сознания). Недостаточность описательного метода предопределила появление следующих теоретических исследований: социокультурного подхода к опосредованному действию (Дж. Верч), изучение современного «варварства» М.К. Мамардашвили, теория ressentiment'а М. Шелера, теория «фальсификации ценностных таблиц» Ф. Ницше, «переворот в ценностях» К.С. Альбухановой-Славской.

Исходя из сказанного, а также, учитывая материалы других проанализированных нами исследований, мы можем прийти к выводу -проблема сознания в целом и отдельных элементов сознания нашла достаточное отражение в научной литературе, но не был проведен системный анализ проблемы иллюзорного сознания, не были выявлены закономерности формирования иллюзорности сознания. Отсутствие фундаментальных исследований иллюзорности сознания и необходимость восполнить пробелы позволяет нам определить:

Объектом исследования - феномен иллюзорного сознания.

Предмет - онтологические и гносеологические основания иллюзорного сознания.

Гипотеза: если элементы иллюзорного сознания с необходимостью присутствуют в любом сознании и в любом его состоянии, то максимальное преодоление иллюзорности возможно только при рефлективном выходе за нее (трансцендирование) с опорой на определенный базис рефлексии.

Целью предпринятой работы является разработка концепта онто-гносеологических оснований иллюзорного сознания как средства конструктивного преодоления иллюзорности в человеческом бытии.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

- исследовать природу иллюзорности сознания и разработать концептуальную модель иллюзорного сознания, в том числе раскрыть механизм формирования иллюзий на основе предметных противоречий человеческого бытия;

- концептуально представить специфику всех возможных модификаций иллюзорного сознания;

- исследовать механизм функционирования иллюзорного сознания в действительности.

- представить концептуальную модель рефлексии над иллюзорностью в сознании;

- рассмотреть сознание человека как выражение предметных уровней его бытия.

Научная новизна работы заключается: в разработке концепции онто-гносеологических оснований иллюзорного сознания, которые рассматриваются в качестве базиса конструктивной рефлексии над иллюзорным сознанием. В рассмотрении иллюзорного сознания с точки зрения структуры предметного бытия человека. В разработке модели конструктивного влияния философской концепции на уменьшение уровня иллюзорности сознания (влияния на снижение негативных последствий иллюзорности).

Научно-практическая значимость. Реализация онто-гносеологического и культурно-центристского подходов позволяет преодолеть сложившиеся противоречия в рассмотрении иллюзорного сознания, в рамках которого происходит подмена причин и следствий изучаемого явления. Выработка устойчивого концепции рефлексии над иллюзорным сознанием позволяет избежать односторонности в выработке методологических эталонов истинного и ложного, и тем самым предполагает возможность преодоления иллюзорности сознания. С позиций полученных в работе теоретических результатов создается возможность методологически адекватной оценки многообразных явлений современной духовной жизни. Поскольку иллюзии все больше становятся предметом рассмотрения различных теоретических направлений, то результаты проведенного исследования не ограничиваются чисто философскими аспектами и могут быть использованы в исторических и культурологических исследованиях, внести новые аспекты в образование студентов (использованы в качестве материалов семинарских занятий).

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования послужил системно-комплексный подход, сочетающий онтологический, гносеологический структурно-функциональный, диалектический, герменевтический, культурологический, феноменологический методы. Данный подход позволяет выявить различные сущностные аспекты иллюзорного сознания в их диалектической взаимосвязи, преодолеть ограничения, присущие эвристическим возможностям отдельных методологических направлений.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Иллюзорное сознание есть результат смешения выраженных в сознании предметных уровней человеческого бытия (принятие одного за другой).

2.Неиллюзорное сознание - это сознание, содержащее в себе элемент критической рефлексии на основании учета предметного строения сознания.

3.Преодоление негативных последствий иллюзорного сознания предполагает способность человека к критической рефлексии над ним.

Конструктивная критическая рефлексия возможна только на базе осознания предметных уровней человеческого бытия механизмов функционирования сознания.

5.Иерархия предметных слоев сознания имеет основанием взаимную нередуцируемость обладающих разным порядком универсальности слоев бытия.

6. Неиллюзорное сознание достигается посредством приближения рефлексии к предельной безотносительной мысли (Хайдеггеровская «нетость»), позволяющей отстранится от любого иллюзорного содержания сознания.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Иллюзорное сознание: онто-гносеологический анализ"

Заключение

Не робей перед врагом, лютейший враг человека - он сам.

Козьма Прутков [192, С. 255].

Функционирование и распространение иллюзорного сознания - это проблема и проблема, требующая незамедлительного решения. На основе проведенного исследования нами был разработан способ решения этой проблемы.

В рамках нашего исследования были рассмотрены феномены иллюзорного сознания, а также был проведен анализ всех представленных модификаций иллюзорного сознания. Опираясь на различные основания, были выделены три основных типологии модификаций иллюзорного сознания: первая - типология по степени распространенности, которая включает в себя индивидуальные иллюзии самообмана и социально-политические иллюзии, стереотипы и мифы; вторая типология - иллюзии бытия, к ней относятся клинические разновидности иллюзорного сознания; третья типология - иллюзии познания включает в себя иллюзии познания и самопознания. Все модификации иллюзорного сознания концептуально объединены отсутствием критического анализа и отсутствием базиса рефлексии. На основе рассмотренных характеристик иллюзорного сознания можно определить, что все признаки иллюзорности взаимозависимы (смещение предметных уровней бытия в сознании происходит при условии частичности восприятии, принятие индивидуального за общественное и, наоборот, возникает при рассмотрении целого как части и т.д.). Так, например, принадлежность подростка к какой -либо неформальной группе так или иначе накладывает отпечаток на его поведение. Ценности группы могут восприниматься как единственно правильное мировоззрение (процесс выдачи части за целое). Подчиненность сознания иллюзии наносит ущерб целостности осознавания человека. Иллюзорность возникает вследствие частности восприятия. Не каждое искаженное восприятие сознанием есть иллюзия, но иллюзией искажение становится тогда, когда есть элемент желания, потребности, самостоятельного заблуждения. Но все же искаженное осознавание с другой стороны уже продиктовано внутренним выбором в пользу того или иного направления зрения. Тем самым можно определить, что все иллюзии сознания носят эндогенный характер. Сознание, попадая в зависимость от одного из искажений, теряет возможность адекватного оценивания.

Элементы иллюзорного сознания с необходимостью присутствуют в любом сознании и в любом его состоянии постольку преодоление этих элементов иллюзорности возможно только при возможности выйти за эту иллюзорность с ^ опорой на определенный базис рефлексии. Как показал сравнительный анализ, в каждом из представленных научных направлений, была предпринята попытка определить универсальное основание рефлексии. Как правило, долгое время вопрос иллюзорного сознания рассматривался только в контексте теории познания. Это наложило определенный отпечаток и на все определения иллюзорности и иллюзий, встречающиеся в справочной и энциклопедической литературе. Иллюзия и иллюзорность рассматриваются как обман чувств, определенное извне явление. Также указывалось, что иллюзии не подвержены внешней коррекции (это является следствием того что, начиная с самых ранних работ по философии, авторами определялось основание для анализа ^ иллюзорности только как нечто трансцендентное человеку). Но определенная концептуальность исследования, заданная той или иной научной школой, влияла на одностороннее рассмотрение этого вопроса. Но методы, разработанные в рамках этих научных направлений задали «вектор» нашего научного исследования. Мы, отказываясь от увлечения той или иной стороной бытия, как универсального основания рефлексии, определяем, что только целостное рассмотрение позволить выявить и свести к минимуму все негативные последствия иллюзорности сознания. Отказ от рассмотрения частного через общее и общего через частное, индивидуальное через • общественное и общественное через индивидуальное, одной предметной стороны через другую позволит элиминировать элементы иллюзорности из сознания. Мы определяем, что истинность и ложность осознавания определяется не только самотождественностью объекта, но и включает в себя объективные и субъективные предпосылки, лежащие в основе механизма формирования иллюзорного сознания.

Определение механизма, раскрывающего на основании каких процессов происходит расхождение картины сознания с реальностью и идет формирование особой структуры сознания, которая управляет сознанием и является иллюзорной, исходит из положения, что иллюзорное сознание - это сознание, лишенное рациональной рефлексии, находящееся во власти внешних или внутренних факторов, не позволяющих дать адекватную оценку реальности. Поскольку в современном обществе сфера иллюзорного сознания расширяется, следует выделить причины данного процесса. Чтобы избежать неминуемого осложнения в изучении сознания, связанного с влиянием категориальности на его изучение, мы выдвигаем тезис, что и изучение сознания, и анализ сознания иллюзорного необходимо построить в отказе от какой бы то ни было однозначной категориальности самого непосредственного анализа. Только рассмотрение во всей сложности и структурности элементов предметности позволит исследователю определить механизм рефлексии. Отказ от зависимости рефлективности, от классического описательного принципа исключает приравнение какой-то части сознания к одностороннему вещественному положению. Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Средства культуры, которые делают человека предметным существом, неоднородны и это есть внутренняя характеристика структурности культуры. Условно мы разделяем эти средства за четыре группы по принципу: группа орудий, группа символов, группа знаков и группа предельных знаков.

Предметная сторона бытия, определенная культурными универсалиями может быть представлена, как включающая в себя четыре основных разновидностей предмета: вещи (орудия), символы, знаки и предельные знаки.

Соответственно, предметное бытие человека получает градацию -различные средства задают разный тип предметного бытия. Таким образом, сопоставляя что-либо с предметом, в сознании происходить и различение с другими предметами. При этом сознание соотносит, идентифицирует себя с другими индивидами или обществом в целом. Предметность содержится не в предмете, предмет не знает, что он предмет, а только в нашем сознании.

Предметные стороны не только определяют сознание в целом, но «работают» с идентичностью человека. Парадокс понятия «рефлексии» заключается в том, что рефлексия задается таким образом, что получается антиномия - новое, рефлексивно выделяемое содержание извлекается из старого содержания (новое содержится в старом). Однако философский базис рефлексии позволяет выйти за любую определенность, сохраняя отстраненность от всего и тем самым способен обеспечивать критическое. преодоление иллюзорности на любом предметном уровне. Многообразие предметной стороны бытия и одновременно наложение происходящих в сознании процессов может быть отрефлексирована сознанием только на основании культуры в целом. Определено, что философская рефлексия - это не зеркальное отражение различных сторон культурно-исторической реальности. Она стремится теоретически вскрыть и разрешить существенные противоречия этой реальности через преодоление устаревших, изживших себя, взглядов, традиций, норм и установление новых, соответствующих духу и требованиям определенной эпохи. В силу этого, философия заключает в себе большой критический потенциал, активно использует такие средства теоретического поиска, как критика, сомнение, самокритика.

Сознание неиллюзорное - это сознание, имеющее базу рефлексии, представляющее бытие человека во всей полноте и единстве предметных слоев бытия (предметное единство фиксируется на уровне некой границы форм сознания, что дает возможность четкого определения места предметности и значимости для сознания формы мысли). Иллюзорное сознание тем самым представляет собой сознание недомысливающее, недолюбливающее себя, т.е. сознание, уведенное с границы рефлексии к одному из полюсов.

Неиллюзорное сознание включает в себя момент иллюзорности, но отличается наличием рефлексии над этой иллюзорностью. Единственный способ - это способность отстранения, взгляд со стороны. Это взгляд из предельной точки неравенства, позволяет отстраниться от любого искаженного содержания, которое превращается в иллюзию. Возможность выбора, т.е. перебора позволит провести разделение иллюзорного и неиллюзорного ^ сознания. Рефлексия сознания может осложняться тем, что не все процессы в сознании осознаются индивидом.

Создание концепции рефлексии над иллюзорным сознанием предполагает разработку механизма, который позволил бы «проявить» рефлективность сознания. Механизм адекватной рефлексии над иллюзорным сознанием возможен только при отказе от односторонности, частичности. Только рассмотрение всей сложности и структурности элементов предметности сознания позволит определить механизм рефлексии. Осуществление рефлексии невозможно вне самого сознания. Любое иллюзорное сознание - это сознание, в котором произошло смешение предметных уровней или предметных аспектов ^ в рамках одного уровня.

Выработка устойчивой концептуальной модели рефлексии над иллюзорным сознанием позволяет избежать односторонности в выработке методологических эталонов истинного и ложного, и тем самым предполагает возможность преодоления иллюзорности сознания. С позиций полученных в работе теоретических результатов создается возможность методологически адекватной оценки многообразных явлений современной духовной жизни. Предложенная модель рефлексии над иллюзорным сознанием может способствовать раскрытию заложенного в любом человеке потенциала. Поскольку иллюзии все ^ больше становятся предметом рассмотрения различных теоретических направлений, то результаты проведенного исследования не ограничиваются чисто философскими аспектами и могут быть использованы в исторических и культурологических исследованиях, внести новые аспекты в образование.

 

Список научной литературыНедугова, Ирина Анатольевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: 1980. 366с.

2. Адлер, Г. Лекции по аналитической психологии Текст. / Г. Адлер. -М., Рефл-book; Киев: Ваклер, 1996. 282с.

3. Аири, М. Значение бессознательного для познания человека. Бессознательное Текст. / М. Аири. Новочеркасск: Сагуна, 1994. - 300.

4. Аналитическая философия Текст.: Избранные тексты. / Под ред. А. Ф. Грязнова. М.: 1993. - 567с.

5. Антипов, Г.А., Донских O.A. Проблемы рефлексии Текст.: Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии / Г.А. Антипов, O.A. Донких. Новосибирск: Наука. 1987.- 196с.

6. Апресян, Р.Г. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности Текст. / Р.Г. Апресян. // Философские науки. 1986. - № 6. - С.53-59.

7. Аренд, X. Ситуация человека Текст. / X. Аренд. Глава V; Разделы 24-26 //Вопросы философии. - 1998. -№11. -С.131-141.

8. Аристотель. Сочинения. Текст.: В 4т. М.: - 399 с.

9. Аркадьев, М.А. Конфликт Сознания и Жизни. Электронный ресурс. / М.А. Аркадьев. Библиотека ИФРАН, 2004. - 56с.

10. Ассаджиоли, Р. Типология психосинтеза: Семь основных типов личности Текст. / Р. Ассаджиоли. М.: Урания, 1995. - 124с.

11. Батищев, Г.С. Опредмечивание и распредмечивание. Текст. / Г.С. Батищев. М.: 1967. - 350с.

12. Бахтин, М.М. Человек в мире слова. Текст. / М.М. Бахтин М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. - 140 с.

13. Бергсон, А. Собрание сочинений Текст.: В 4 т. / А. Бергсон. М.: Московский клуб, 1992. - Т. 1: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. - 336с.

14. Бердяев, H.A. О рабстве и свободе человека Текст. / H.A. Бердяев. -М.: Библиотека «Вехи», 2001. 569с.

15. Бердяев, H.A. Самопознание Текст.: Сочинения / H.A. Бердяев. М.: ЭКСМО-Пресс: Харьков: Фолио, 1997. - 624с.

16. Бердяев, H.A. Статьи Текст.: Иллюзии сознания (в сокращении) / H.A. Бердяев. М.: Адметас, 2004. -5с.

17. Бибихин, В.В. Язык философии Текст. / В.В. Бибихин. М.: ЭКСМО,- 1997.-281с.

18. Библер, В. Культура. Диалог культур (опыт определения) Текст. / В. Библер. // Вопросы философии. 1989. - №6. - С.23-43.

19. Библер, B.C. Самосостояние человека. «Предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида Текст. / B.C. Библер. -Кемерово. 1993. - 325с.

20. Блинников, JI.O. Самообман Текст. / JI.B. Блинников. М.: 1994. -480с.

21. Бодрийяр, Ж. Система вещей Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: НОРМАПРЕСС, 1995.-343с.

22. Булгаков С.Н. Сочинения Текст. / С.Н. Булгаков. М.: Мысль, 1998. -304с.

23. Бэкон Ф. Сочинения Текст.: в 2 томах / Ф.Бэкон. М.: Т.2. Новый Органон. - 1972. - 345с. - С. 5 - 82.

24. Василюк, Ф.Е. Психология переживания Текст.: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200с.

25. Вебер, М. Избранные произведения Текст.: Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990. -179с

26. Визгин, В.П. К анализу квалитативистского типа рациональности: случай Аристотеля Текст. / В.П. Визгин. // Историко-философский ежегодник 96.-М.- 1997.-С. 8-9.

27. Витгенштейн, JI. О достоверности Текст. / J1. Витгенштейн. // Вопросы философии. -1991. № 2. -С.56-70.

28. Выготский, JI.C. Мышление и речь Текст.: Психологические исследования. / JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. - 416с.

29. Выготский, Л.С. Собрание сочинений Текст.: в 5 томах. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3: Проблемы развития психики. - 335с.

30. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса Текст. / Б.П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. - 368с.

31. Гадамер, Г. Что есть истина? Текст. / Г.Х. Гадамер. // Логос. 1991. -№ 1. - С.67-78.

32. Галеви, Д. Жизнь Фридриха Ницше Текст. / Д. Галеви. М.: 1991. — 167с.

33. Гегель, Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук Текст.: В 6т. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1977. Т. 3: Философия духа. - 472с.

34. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики Текст. / Г.В.Ф. Гегель. СПб. 1997. -391с.

35. Гидденс, Э. Постмодернизм. Философия истории Текст. / Э. Гидденс. М., 1995.-450с.

36. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений Текст.: в 8 томах / Н.В. Гоголь. -М.: Правда. 1984. -389с.

37. Голмэн, Д. Психология, реальность и сознание Текст.: Пути за пределы «эго» / Д. Голмэн. М.: Трансперсон, ин-та, 1996. - С. 296 - 304.

38. Грановская, P.M. Элементы практической психологии Текст. / P.M. Грановская СПб.: Питер, 1997. - 336с.

39. Гроф, С. За пределами мозга Текст. / С. Гроф. М. - 1993. - 504с.

40. Грязнов, А.Ф. Язык и деятельность. Критический анализ витгенштейнианства Текст. / А.Ф. Грязнов. М., 1991.

41. Грякалов, A.A. К эстетике события. Эстетика сегодня: состояние, перспективы Текст.: Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. / A.A. Грякалов. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. - с.31-33

42. Гуссерль, Э. Логические исследования Текст.: / Э. Гуссерль Рига. - 1988.-235с.

43. Гуссерль, Э. Собрание сочинений Текст.: в 4 т./ Э. Гуссерль. М.: Гнозис, 1994 Т.1: Феноменология внутреннего сознания времени. - 378с.

44. Гуссерль, Э. Феноменология. Текст. / Э. Гуссерль. // Логос. 1992. № 1. - С.67-98.

45. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука. Текст. / Э. Гуссерль. //

46. Логос. 1991. -№ 1. -С.35-46.

47. Давыдов, Ю.Н. Неомарксизм и проблемы социологии культуры Текст. / Ю.Н. Давыденко. М., 1990. -315с.

48. Декарт, Р. Избранные произведения. Текст. / Р. Декарт. М.: Госполитиздат, 1950. - 712с.

49. Делез, Ж. Логика смысла. Текст. / Ж. Делез. М.: 1995. - 338с.

50. Деррид, Ж. Письмо японскому другу. Текст. / Ж. Деррид. // Вопросы философии. 1992. - № 4. - С.78-100.

51. Джемс, У. Психология личности. Текст. / У. Джемс. М., 1983. -Ч 170с.

52. Дильтей, В. Описательная психология. Текст. / В.Дильтей. Перевод A.C. Сергеева. М., 1990. - 456с.

53. Достоевский, М. Полное собрание сочинений Текст.: В 30т. / М. Достоевский. Л., 1976. Т. 14. -420с. -С.123.

54. Дубровский, Д.И. Психические явления и мозг. Текст. / Д.И. Дубровский. М.: Наука, 1971. - 387с.

55. Дубровский, Д.И., Черносвятов, Е.В. К анализу структуры субъективной реальности (ценностно-смысловой аспект). Текст. / Д.И.

56. Дубровский, Е.В. Черносвятов. // Вопросы философии. 1979. - № 3. - С.57-69.

57. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Текст.: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. / Э. Дюркгейм. -М., Канон, 1998-348с.

58. Жорес, Ж. Социальная история французской революции Текст.: в 6т. / Ж. Жорес. -М., 1976-1983. 340с.

59. Зиммель, Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? Текст. / Г. Зиммель. // Вопросы социологии. 1993. - №3. - С.56-78.

60. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания. Текст. / В.П. Зинченко. // Вопросы психологии. 1991. -№ 2. - С. 15-36.

61. Иванов, Е. Материя и Субъективность Текст. / Е. Иванов Саратов: Изд-во СГУД998. - 168с.

62. Ильенков, Э.В. Проблема идеального Текст. / Э.В. Ильенков. // Вопросы философии. 1979. -№ 7. - С. 147.

63. Ильенков, Э.В. Философия и культура Текст. / Э. Ильенков. М.: 1991.-230с.

64. Ильин, И.А. Путь духовного обновления Текст.: в 3 т. / И.А. Ильин -М.: Русская книга. -1996.-314с.

65. Каменева, E.H. Сознание Текст.: / E.H. Каменева. // Материалы обсуждения проблем сознания на симпозиуме 1-3 июня 1966г. в Москве. М.: 1967. - С.286-288

66. Камю, А. Бунтующий человек Текст. / А. Камю. М. - 1990. -243с.

67. Канетти, Э. Масса и власть Текст. / Э. Канетти М. - 1997. -345с.

68. Кант, И. Критика чистого разума Текст. / И.Кант. М. - 1996 - 338с.

69. Кант, И. Собрание сочинений Текст.: в 6 т./ И. Кант. М. - 1966. Т. 6. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. / пер. В. С. Соловьева. - 280с.

70. Карпенко, Ю.П. Реферат Текст.: по книге Р. Пенроуз Тени ума: В поисках потерянной науки о сознании / Ю.П. Карпенко // Парапсихология и психофизика. 1998. -№1. -С.145-151.

71. Кассирер, Э. Познание и действительность. Текст. / Э. Кассирер -СПб., -1998.-213с.

72. Киященко, Л.П. В поисках исчезающей предметности Текст.: очерки о синергетике языка / Л.П. Киященко. М., - 2000. - 360с.

73. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека Текст. / Л.Н. Коган М.,- 1984.-145с.

74. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание Текст. / И.С. Кон.-М.,- 1984.-273с.

75. Кузанский, Н. Сочинения Текст.: в 2 т. / Н. Кузанский. М., - 1980 Т. 1: Об ученом незнании - 215с.

76. Курпатов, A.B., Алехин, А.Н. Теория личности человека Текст. / A.B. Курпатов, А.Н. Алехин // Вестник Балтийской академии. Вып. 17. - 1998.- с.67-89.

77. Кьеркегор, С. Страх и трепет Текст. / С. Кьеркегор. М.: Прогресс 1993.- 145с.

78. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг Текст. / С. Кьеркегор М., 1994. -198с.

79. Кэмпбелл, Дж. Герой с тысячью лиц Текст. / Дж. Кэмпбелл Киев, 1997. -336 с.

80. Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда // Моск. психотерапевт, журн. 1996. - № 1. - С.21-58.

81. Лебон, Г. Психология народов и масс Текст. /Г. Лебон. СПб.: ЛИТПРОС, 2002.-290с.

82. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. / Л. Леви-Брюль М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608с.

83. Левинас, Э. Тотальность и бесконечность: эссе о внешности Тест. / Э. Левинас // Вопросы философии. 1999. - №2. - С.78-99.

84. Левинас, Э. Философское определение идеи культуры Текст.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Э. Левинас. М., 1990. -156с.

85. Леви-Строс, К. Печальные тропики Текст. / К. Леви-Строс. М, 1984.-214с.

86. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Строс -М.: Наука, 1983.-536с.

87. Лейбниц, Г.В. Монадология Текст. / Г.В. Лейбниц. Сочинения.: В 4 т.-М., 1982.-Т. 1,-569с.-С. 413-430.

88. Леонтьев, А.Н. Проблемы сознания Текст. / А.Н.Леонтьев. М., 1966.-472с.

89. Лермонтов, М.Ю. Сочинения Текст.: В 4т. / М.Ю. Лермонтов. М.: Правда, 1986. - 464с. Т.4: Герой нашего времени./ Ком. Г.П. Магоненко, И.Л. Андроникова. - С.297.

90. Лифшиц, М. А. Об идеальном и реальном Текст. / М.А. Лифшиц // Вопросы философии. 1984. 10. - с124-187.

91. Лосев, А.Ф. Теория мифического мышления у Э. Кассирера Текст. / А.Ф. Лосев // Символ. 1993. - №30. - С. 311-336.

92. Лотман, Ю.М. Избранные статьи Текст.: в 3 т. / Ю.М. Лотман. -Таллинн, 1992. Т. 1: Феномен культуры 137с.

93. Локк, Дж. Сочинения Текст. / Дж. Локк. В 3 т.- М., 1988. Т. 3. -377с.

94. Лэнг, Р.Д Расколотое «Я» Текст. / Р.Д. Лэнг СПб.: Белый кролик, 1995.-352 с.

95. Мамардашвили, М.К., Пятигорский, A.M. Символ и сознание Текст. / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -200с.

96. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию Текст. / М.К. Мамардашвили. М., 1992. - 76с.

97. Мамардашвили, М.К., Пятигорский, A.M. Три беседы о метатеории сознания (краткое введение в учение виджнянавады). Труды по знаковым системам Текст. / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. Тарту, 1971, т. V, -480с.-С. 345-376

98. Манхейм, К. Диагноз нашего времени Текст. / К. Менхейм М.: Юрист, 1994. -573с.

99. Маритен, Ж. Философ в мире Текст. / Ж. Маритен М.: Высш. шк., 1994. - 192с.

100. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения Текст.: В 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс 2-е изд. Т. 23: Товарный фетишизм и его тайны 358с. Т. 42: Экономически-философские рукописи 1844. - 360 с. - Т. 46: Экономические рукописи 1857-1859 гг.

101. Меграбян, A.A. Личность и сознание Текст.: в норме и патологии /

102. A.A. Меграбян. М.: Медицина, 1978. -176с.

103. Мерло-Понти, М. Тело как выражение и речь Текст.: Онтология. Эстетика. Религиозная философия / М. Мерло-Понти. Труды высшей религиозно-философской школы. - Вып. 2. - СПб., 1993. - 160с.

104. Миневич, В.Б., Баранчик, Г.М. Психологическая антропология Текст.: обзор литературы. Психиатрия в контексте культуры / В.Б. Минеевич, Г.М. Баранчик. Томск; Улан-Удэ, 1994. - Вып. 1: Этнопсихиатрия. - 189с. -С. 5-58.

105. Моисеев, А.Г. Текст. Смысл человеческого бытия./ И.В.Моисеев. // Социально-политический журнал. 1994. - № 3 - 5.

106. Молчанов, В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта Текст. /

107. B.И. Молчнов // Логос. 1992. - № 3. -С.7-36.

108. Московичи, С. Век толп Текст. / С. Московичи. М., 1996. - 387с.

109. Мосс, М. Общество. Обмен. Личность Текст. / М. Мосс. М., 1996. -267с.

110. Мотрошилова, Н.В. Общественное сознание и его формы Текст. / Н.В. Мотрошилова. -М.: Наука, 1986. 220с.

111. Мясишев, В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека Текст.: Проблемы сознания / В.Н. Мясишев М., 1986.- 132с.

112. Налимов, B.B. В поисках иных смыслов Текст. / В.В. Налимов М.: Прогресс, 1993.-280с.

113. Налимов, В.В. Спонтанность сознания Текст. / В.В. Налимов М., 1989.-230с.

114. Ницше, Ф. Избранные произведения Текст. / Ф. Ницше. М.: Сирии, 1990.-327 с.

115. Носов, H.A. Виртуальная реальность Текст. / H.A. Носов. //Вопросы философии. 1999. -№10. - С.2-158.

116. Ойзерман, Т.Н. Существуют ли универсалии в сфере культуры? Текст. / Т.Н. Ойзерман. // Вопросы философии. 1989. -№ 2. -С. 51-62.

117. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс Текст. / X. Ортега-и-Гассет. // Вопросы философии. 1989. -№3-4.

118. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? Текст. / X. Ортега-и-Гассет. Москва, 1991. -280с.

119. Пассмор, Д. Культурные универсалии Текст. / Д. Пассмор. // Философские науки. 1990. - №6. - с.45-67.

120. Парсонс, Т. Социальное действие. Текст. / Т. Парсонс. М., 2000. -310с.

121. Перов, В.Ю. Проблема абсолютного и относительного в этике ценностей Н. Гартмана Текст.: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - Серия «Мыслители». - Вып. X - 493с.

122. Петров, М.К. Язык, знак, культура Текст. / М.К. Петров М., 1991. -345с.

123. Пирс, Ч.С. Начала прагматизма -Текст. / Ч. С. Пирс. / Пер. с англ., предисловие В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина: В 2 т. СПб., 2000. - Т. 2: Логические основания теории знаков. - 152с.

124. Платон. Диалоги Текст. / Платон. Сочинения в 4 х.т. М., 1986. -607с.

125. Плотников, В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1996. - 224с.

126. Постмодернизм и культура Текст.: материалы «круглого стола»// Вопросы философии. 1993. - №4. - С.7-35.

127. Пригожин, И. Наука, цивилизация и демократия Текст.: Философия и социология науки и техники / И. Пригожин. М., 1989. -198с.

128. Проблемы личности сегодня Текст.: сборник посвященный 100-летию со дня рождения М.М. Бахтина. Сознание: Материалы обсуждения проблем сознания на симпозиуме 1-3 июня 1966г. в Москве. М., 1967. - С.23-20.

129. Радев, В. В борьбе двух утопий Текст. / В. Радев //■ Вопросы философии. -1991. -№ 5. -С.67-89.

130. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах Текст. / Сост.: В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М.: Издательство политической литературы. 1990. - 605с.

131. Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы Текст. / Б. Рассел.-М., 1957.-250с.

132. Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» Текст. / Я. Рейковский. Вестник МГУ. - Серия «психология». - 1981. -№1-С. 14-22.

133. Риккерт, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера Текст. / П. Риккерт-М.: Искусство, 1996. -270с.

134. Розин, В.М. Рефлексия в структуре сознания личности Текст. / В.М. Розин. М.: Наука, 1999. -134с.

135. Рубинштейн, С. JL, Бытие и сознание Текст. / СЛ. Рубинштейн. -М., 1957.-238с.

136. Сартр, Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм Текст.: Проблема человека в западной философии / Ж-П. Сартр. -М., 1988.-240с.

137. Сартр, Ж.-П. Тошнота Текст. / Ж-П. Сартр. М., 1994. - 380с.

138. Сартр, Ж.-П. Фрейд Текст. / Ж-П. Сартр. M., 1992. -298с.

139. Свасьян, К.А. Феноменологическое сознание Текст. / К.А. Свасьян. -M., 1987.-256с.

140. Свасьян, К.А. Человек как творение и творец культуры Текст. / К.А. Свасьян // Вопросы философии. 1987. - №6. - С.117-122.

141. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия Текст. / В.Ф. Сержантов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 360с.

142. Сериков, AJL, Дремов, СВ. Аудиовизуальная стимуляция при посттравматическом стрессовом расстройстве Текст.: Реабилитация в психиатрии (клинические и социальные аспекты) / А.Л. Сериков, C.B. Дремов, И.Р. Семин и др. Томск: Изд-во НТЛ, 1998. - 271с.

143. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения Текст. / И.М. Сеченов М., 1947. - 398с.

144. Соболева, Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности Текст. / Н.И. Соболева Киев, 1989. - 300с.

145. Соловьев, В. С. Сочинения Текст.: в 2 т. / B.C. Соловьев -Новосибирск: Наука. 1989. Т. 1: Оправдание добра. Нравственная философия. -267 с. Т. 2: Чтения о богочеловечестве: Русская идея. -190с.

146. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество Текст. / П. Сорокин. -М., 1992.-246с.

147. Соссюр, де Ф. Заметки по общей лингвистике Текст. / Ф. де Соссюр. -М., 1990.- 170с.

148. Социальная идентификация личности Текст. / Под ред. В.А. Ядова. -М.: ИС РАН. Вып. 1. 1993; Вып. 2. 1994. - 137 с.

149. Сочинения Козьмы Пруткова Текст. Сост., предисл., примеч. и словарь Д.А. Жукова. М.: Детская литература, 1983. - 303с.

150. Спенсер, Г. Текст. / Г. Спенсер. Социальная философия: В 2-х ч [Текст]. М., 1994. 4.2. Главы VI - X Основания психологии. Основные начала. Социальная статика. - 415с.

151. Спивак, Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей: Постановка вопроса, перспективы исследований Текст. / Л.И. Спивак // Физиология человека. 1988. - № 1. - С.138-147.

152. Спиноза, Б. Текст. / Б. Спиноза. Этика. Избранные произведения. -М., 1957.-780с.-С. 359.

153. Степанов, С. Иллюзии психологической защиты Текст. / С. Степанков //Психологическая газета: Мы и Мир. 2003. - №5. -34с.

154. Степин, B.C. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция Текст. / B.C. Степин. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 188с.

155. Столин, В.В. Самосознание личности Текст. / В.В. Столин. -М.,1983. 67с. *

156. Стрельцова, Г.Я. Блез Паскаль Текст. / Г.Я. Стрельцова. М.: Мысль, 1979.-237с. <

157. Сыров, Н.В., Поправко, Н.В. Генезис массового сознания Текст. / Н.В. Сыров, Н.В. Поправко. //Социологический журнал. 1998. -№ 1/2. - С. 6678

158. Тарт, Ч. Системный подход к сознанию Текст.: Пути за пределы «эго» / Ч. Тарт М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1996. - С.50-54.

159. Тейяр де Шарден, П. Феномен Человека Текст. / П. Тейяр де Шарден-М., 1986.-124с.

160. Титченер, Э. Два уровня сознания Текст.: Хрестоматия по вниманию. // Под ред. Леонтьева А. Н., Пузырея А. А., Романова В.Я. М.: Изд-во МГУ, 1976, - С. 34-36.

161. Толстов, А.Б. Философия науки перед онтологическим выбором. Онтологическая проблема и современное методологическое сознание Текст. /

162. A.Б. Толстов. М., 1990. - 270с.

163. Тоффлер, О. Наука и изменение Текст. // Предисловие к книге: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. - 456с.

164. Тузова, Т.М. Особенности трансцендентального анализа сознания во французском экзистенциализме Текст.: Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. - 371с.

165. Уелвуд, Дж. Сознательная любовь Текст.: Пути за пределы «эго» / Дж. Уелвуд М.: Трансперсон, ин-та, 1996. - С.267-271.

166. Уледов, А. К., Структура общественного сознания Текст. / А.К. Уледов.-М., 1968.-236с.

167. Улыбина Е.В. Личность и чужое слово: психоаналитическая концепция индивидуального и группового сознания Текст. / Е.В. Улыина. -Ставрополь, СГУ. 1997. 158с.

168. Фейербах, Л.Избранные философские произведения Текст.: в 2 т. / Л. Фейербах. М., 1993. - Т. 2: Основы философии будущего. - 356с.

169. Философский энциклопедический словарь Текст. М,: ИНФРА-М, 1997.-576с.

170. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблев, В.А. Лутченко. М., 1997. - 543с.

171. Флоренский, П.А. Время и пространство Текст. / П.А. Флоренский. // Социологические исследования. 1988. - № 7. - С. 112-134.

172. Фофанов, В.П. Социальная деятельность как система Текст. / В.П. Фофанов. М., 2001.- 220с.

173. Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики Текст. / Издание подготовил А.

174. B. Лебедев. М.: Наука, 1989. - 543с.

175. Франк, Ф. Философия и наука Текст. / Ф. Франк. Москва, 1960. -232с.

176. Франкл, В. Воля к смыслу Текст.: коллективные неврозы наших детей / В. Франк. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. -200с.

177. Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст.: Плюрализм науки и единство человека. -М.: Прогресс, 1990. -430с.

178. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия Текст. / 3. Фрейд. -М., 1992.-340с.

179. Фрейд, 3. Психология бессознательного Текст. / 3. Фрейд. М.,1989. -258с.

180. Фрейд, З.Сумерки богов Текст.: Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд.- М.,1989. С.125-127.

181. Фромм, Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм М.: Прогресс,1990.-272с.

182. Фромм, Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. М., 1992. - 232с.

183. Фромм, Э. Искусство любить Текст. / Э. Фромм М.: Педагогика, 1996.-76с.

184. Фромм, Э. Сумерки богов Текст.: Психоанализ и религия / Э. Фромм. М.: Политиздат, 1989. - 221с.

185. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук Текст. / М. Фуко. М., 1977.-215с.

186. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность Текст.: Московские лекции и интервью / Ю. Хабермас. М., 1995. - 236с.

187. Хабермас, Ю. Модерн незавершенный проект Текст. / Ю. Хадермас // Вопросы философии. - 1992. - №4. - С.78-89.

188. Хайдеггер, М. Вещь Текст. / М. Хайдеггер. Перевод: В.В. Бибихина.- 1993.- 156с.

189. Хайдеггер, М. Время и бытие Текст.: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - 447с.

190. Хевеши, М.А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы Текст. / М.А. Хевеши // Философские науки. 2001. -№1. - С.5-17.

191. Хюбнер, К. Рефлексия и саморефлексия метафизики Текст. / К. Хюбнер //Вопросы философии. 1993. -№7. - С. 120-150.

192. Цапкин, В.Н. Несколько слов о Лакане Текст. / В.Н. Цапкин // Московский психотерапевтический журнал. 1996. -№ 1. - С. 21-24.

193. Черносвитов, Е.В. К философскому анализу структуры сознания: «Направленность» актов сознания Текст.: Психологический и психопатологический аспекты / Е.В. Черносвитов // Филосовские науки. -1978.-№ 1. -С.146-149.

194. Черносвитов, Е.В. О двух функциях сознания Текст.: К анализу субъективной реальности философский и психопатологический аспекты / Е.В. Черносвитов // Вопросы философии. - 1985. -№ 10. -С.49-58.

195. Черносвитов, Е.В., Курашов, A.C. Сознание в структуре самосознания Текст.: К философскому анализу эффективности как предметного переживания / Е.В. Черносвитов, A.C. Курашов // Вопросы философии. 1987. -№ 10. -С.87-97.

196. Шарден Т. Феномен человека. Текст. / Т.Шарден. Перевод и примечания Н.А.Садовского // Вопросы философии 1992. - № 1. - С.49-53.

197. Шелер, М. Избранные произведения Текст. / М. Шелер М.: Гнозис, 1994.-323с.

198. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием Текст. / Г. Шиллер М., 1980. -68с.

199. Шопенгауэр А. Избранные произведения Текст. / сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С.Нарский. М.: Просвещение, 1992. - 479с.

200. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию Текст. / Г.Г. Шпет. -СПб.: П.Э.Т., Алетейя, 1996. -156с.

201. Щукин, В.Г. В мире чудесных упрощений Текст.: к феноменологии мифа / В.Г. Щукин// Вопросы философии. 1998. - №11 - С.20-29.

202. Элиаде, М. Священное и мирское Текст. /М. Элиаде. Москва, 1994.-384с.

203. Эриксон, Э. Идентичность и неукорененность в наше время Текст. / Э. Эриксон // Философские науки. 1995. 5-6. - С. 217.

204. Юнг, К.Г. Архетип и символ Текст. / К.Г. Юнг. М., 1991. - 205 с.

205. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени Текст. / К.Г. Юнг. М: Прогресс, Универс, 1996. - 336с.

206. Юнг, К.Г. Психология бессознательного Текст. /К.Г. Юнг. М.: Канон, 1994.-320с.

207. Юнг, К.Г. Человек и его символы Текст. / К.Г. Юнг СПб.: Б.С.К., 1996.-354с.

208. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. / В.А. Ядов // Социологический журнал. 1994. - № 1. - С. 35-52.

209. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы социальной идентификации личности Текст. / В. А. Ядов // Мир России. 1995. -№3-4.

210. Ясперс, К. Общая психопатология Текст. / К. Ясперс // Логос. -1994. № 5. - с.42-87.

211. Ясперс, К. Собрание сочинений по психопатологии Текст.: В 2 т. -М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1996. 256с.