автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Илья Сац-композитор на театре

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Панова, Жанна Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Илья Сац-композитор на театре'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Панова, Жанна Валерьевна

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ГЛАВА

3. ГЛАВА

4. ГЛАВА

5. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

6. СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И.САЦА

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по искусствоведению, Панова, Жанна Валерьевна

Многие страницы истории отечественной музыкальной культуры до сих пор зияют пустотами. Что-то действительно невозможно восстановить по причине отсутствия документальных материалов, но многие пробелы в нашем знании объясняются пушкинским "мы ленивы и нелюбопытны": в музеях хранятся невостребованными бесценные документы и целые архивы. Освоение архивных Фондов - задача трудная, но безусловно необходимая. В последнее время осознается огромная важность источниковедения, явственно намечается новый интерес к открытию забытых подлинных документов, к публикации источников в их целостности и неприкосновенности . Такие материалы способны передать неповторимый аромат своего времени и представить целостный живой образ эпохи или отдельной личности иной раз лучше, чем тома научных исследований.

Для автора данной работы настоящим сокровищем стал хранящийся в ГММК им.Глинки Фонд N 135, материалы которого позволяют воссоздать облик оригинального художника конца XIX- начала XX веков Ильи Александровича Саца. Имя его в театральной среде стало почти нарицательным, а творчество - своего рода образцом для любого театрального композитора, или,' как говорили раньше, "композитора на театре". В музыкальных же кругах оно не слишком известно.

Музыкознание традиционно редуцировало полнокровный поток музыкальной жизни, обходя молчанием разнообразные явления, не укладывающиеся в отстоявшуюся систему привычных имен, жанров. произведений. Предреволюционный период истории музыки представлен лишь несколькими наиболее известными именами. Но если нельзя сказать, что мы обладаем объемным комплексным представлением даже о таких Фигурах, как Н.Метнер, С.Рахманинов, А.Скрябин, то что же говорить о так называемых "композиторах второго ряда"? Между тем эта огромная область и составляет собственно ткань музыкальной культуры. Творчество таких авторов существенно для понимания эпохи: в их произведениях особенно явственно и непосредственно слышится то, чем дышали современники.

С этой точки зрения Илья Сац представляется чрезвычайно показательной Фигурой - своего рода призмой, позволяющей рельефно высветить важнейшие сущностные черты русского культурного ренессанса и внести множество интересных штрихов в панораму эпохи.

Настоящая работа - первое монографическое исследование, посвященное личности и творчеству Ильи Саца. Основные цели диссертации - воссоздать на основе изучения и осмысления архивных материалов (а также обширного круга литературы) целостное представление о своеобразном мире художника и через творчество И.Саца (как в искусстве, так и в жизни) найти свой ракурс в изучении культуры начала XX века. Определение художественной ситуации начала XX века в России как русского культурного ренессанса традиционно приписывается Н.Бердяеву. Между тем, в воспоминаниях Ф.степуна встречается отсылка к Вяч.Иванову и С.Соловьеву [43,с.191].

Здесь особый интерес представляет музыкальность и театральность эпохи. В творчестве И.Саца пересеклись ведущие для того времени виды искусств. Музыка находилась на вершине иерархии искусств, даже качество поэзии и живописи поверялось внутренней музыкальностью. Театр же был растворен в самой жизни, проявляясь порой самым неожиданным образом. Артистичность, лицедейство, театрализация жизни - яркие приметы исследуемого времени. Избрав предметом изучения творчество "композитора на театре", автор получает возможность судить об основных тенденциях развития культуры начала XX века.

Найти точки опоры в пестром разноликом мире помог условный образ призмы, включающий в себя многогранность и опосредованность, преломленность восприятия и отражения действительности. В диссертации на примере I личности и творчества И.Саца раскрывается действие следующих разновидностей "призм": ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИЗМЫ:

- культивирование оригинальности, неповторимости личности и, как следствие этого, невероятная для столь малого отрезка времени концентрация ярчайших художнических миров;

- культ Художника, Творца;

РОЛЕВЫЕ ПРИЗМЫ:

- стремление максимально полно выразить себя посредством смены "жизненных ролей", возможной лишь в условиях синтетической одаренности художника культурного ренессанса в разных сферах искусства и деятельности вообще;

- принцип игры как основной для организации собственного бытия и творчества;

ЖАНРОВЫЕ ПРИЗМЫ:

- оппозиция и взаимооборачиваемость Высокого и Низкого. Театр-храм и Театр-балаган

- смеховые дублеры "серьезного" театра (на примере артистических кабаре "Летучая мышь" и "Бродячая собака");

- пародия как отражение романтической идеи"двойничества";

- обобщение и обличение через жанр;

СТИЛЕВЫЕ ПРИЗМЫ:

- работа "по модели";

- театр как арена для стилизаторства. Музыкант театра -путешественник по временам и пространствам.

Лишь на первый взгляд сформулированная здесь проблематика не имеет отношения к музыке. Тесная переплетенность разных видов искусства, искусства и жизни в России начала XX века требуют от исследователя не узко специального, "цехового", но более широкого, культурологического подхода.

Принципиальная позиция автора - представить творчество И.Саца не как самодостаточную замкнутую "вещь в себе", но как напряженно пульсирующее духовное поле, возникающее на перекрестье разных идейных и художественных течений и направлений, чутко реагирующее на малейшие изменения в атмосфере эпохи.

Творчество композитора исследуется в полном объеме, и во всех жанрах прочерчиваются стилевые векторы его музыки.

Поскольку основной сферой деятельности И.Саца была работа в московском Художественном театре, перед автором диссертации встал круг более локальных задач, связанных с театральным творчеством композитора:

- выявление специфики музыки к спектаклю в сравнении с музыкой к пьесе,- раскрытие концепции театральной музыки И.Саца как музыки- з е р к а л а;

- восстановление звукового облика спектаклей с музыкой И.Саца на основании архивных данных и мемуарной литературы,- выяснение степени пластичности композиторского решения спектакля в зависимости от режиссерского стиля постановки.

Обозначенная проблематика,которая рассматривается в связи с Фигурой И.Саца впервые, определила структуру исследования: диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. Первая глава рассматривает личность и мироощущение И.Саца в общекультурном контексте времени; во второй главе представлены результаты музыкально-драматической реконструкции постановок Художественного театра с музыкой И.Саца-, третья глава посвящена другим жанрам творчества композитора. Основной текст дополнен обширным справочным материалом: Примечаниями, Списком сочинений И.Саца, Библиографией и Приложениями.

 

Список научной литературыПанова, Жанна Валерьевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Аврелий /Брюсов В.Я./."Жизнь Человека" в Художественном те-атре// Весы.- М.,1908.- N1,- С.143-146.

2. Айхенвальд Ю.А. Этюды о западных писателях.- М.: Научноеслово,1910.- 247 с.

3. Алексеев А.Г. Серьезное и смешное.-М.:Искусство,1967.- 341с.

4. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2 т,-М.:Искусство,1967.- Т.2.- 234 с.

5. Алперс Б.В. Театральные очерки;В 2 т.- М.:Искусство,1977.Т.1.- 567 с.

6. Альманах-справочник " Вся театрально-музыкальная Россия "1914-1915).- Пг.:Н.Давингоф и К ,1914.- 582 с. '

7. Амфитеатров А.В. Минуты // Театр и искусство*).- СПб.,1907.N50.- С. 842-844.

8. Андреев Л.Н. Анатэма // Полн. собр. соч.: В 8 т.- СПб.:изд-во т-ва А.Ф.Маркс,1913.- С.258-330.

9. Андреев Л.Н. Жизнь Человека // Литературно-художественныеальманахи изд-ва "Шиповник" .- СПб., 1907.- N1.-С. 197-291.

10. Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы.- М.:изд.Моек.ун-та,1967.- 467 с.

11. Андреев М.Л. Средневековая европейская драма.- М.: Искусство,1989.- 212 с.Далее; ТИ.

12. Аникст А.А. Сценическая история драматургии Уильяма Шекспира // Шекспир У.Поли.собр.соч.:В 8т.- М.:Искусство, 1960.-Т.8.-С.598-632.

13. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIXвека.- М.: Наука,1989.- 310 с.

14. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века.- Л.: Музыка , 1979 . -341 с.

15. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Томское книжноеиздательство,1989.- 496 с.

16. Бальмонт К.Д. Избранное.- М.:Правда,1990.- 608 с.

17. Батюшков Ф. Гастроли Московского Художественного театра. Отбыта к символу // Современный мир.-СПб.,1907.- N6.-С. 7-16.

18. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса.- М.: Худ. литература, 1990.- 541 с.

19. Белый А. Арабески.- М.: Myсагет,1911.- 504 с.

20. Белый А. Солнце.- М.: 1992.- 257 с.

21. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 2т.- М,:Наука,1980.- Т.1.711 с.: Т.2.- 743 С.

22. Бердяев Н.А. Самопознание.- М.: Книга, 1991.- 445 с.

23. Блины вечности // Голос Москвы.- 1911.- N41.- С.З.

24. Блок в воспоминаниях современников : В 2 т.- М.: Худ.литература,1980.- Т.- 550 е.; Т.2.- 527 с.

25. Блок А.А. Избранное.- М.:Правда,1978.- 480 с.

26. Блок А.А. Ирония // Собр. соч.: В 6 т.- Л.: Худ.литература,1982.- Т. 4.- С.100-104.

27. Блок А.А. О "Голубой птице" Метерлинка // Собр.соч.: В 6 т.Л.: Худ.литература,1982.- Т.4.- С.404-412.

28. Блок А.А. // Собр. соч.: В 6 т.- Л.: Худ.литература,1982.Т.4,- С.58-91.

29. Блок В.М. Метод творческой работы С.Прокофьева.- М.: Музыка,1979.- 143 с.

30. Борисова Е.А., Каждая Т.П. Русская архитектура конца XIXначала XX века.- М.: Наука,1971,- 239 с.

31. Бороздин И. Средневековый театр.По поводу гастролей Старинного театра // Весы.- М.,1908.- N4.- С. 96-98.

32. Брюсов Б.Я. Избранная проза.- М.: Современник,1989.- 670 с.

33. Брюсов В.Я. Повести и рассказы.- М.: Правда,1988.- 464 с.

34. Брюсов В.Я. Стихотворения.- Свердловск : Средне-Уральскоеизд-во,1981.- 222 с.

35. Брюсов В.Я. Стихотворения,- М.:Молодая гвардия,1989.- 189 с.

36. Буренин В.П, Король свободы.- СПб.:Театральные новинки,1911,63 с.

37. Вашкевич Н.Н, Дионисово действо современности // ТИ.- СПб.,1905.- N35.- С. 558-560; N36.- С. 577-580.

38. Вашкевич Н.Н. Новейший театр // ТИ.- СПб.,1905.- N19.-С.304.

39. Верхарн Э. Стихотворения.Зори; Метерлинк М. Пьесы.- М.: Худ.литература,1972.- 607 с.

40. Вечное солнце : "Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX начала XX века,- М.: Молодая гвардия,1979.- 431 с.

41. Волошин М.А. Лики творчества,- Л.: Наука,1988,- 848 с.

42. Волошина М.А. Зеленая змея. История одной жизни.-М.: Энигма,1993.- 413 с.

43. Воспоминания о серебряном веке.- М.: Республика,1993.-560 с.

44. Гамсун К. В когтях у жизни,- Польза, б.г.- 154 с.

45. Гиацинтова С.В. Жизнь театра.- М.: Детгиз,1963.- 206 с.

46. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности.- Л.Советскийписатель,1987.- 397 с.

47. Глинка М. И. Автобиография. Заметки об инструментовке.- Л.:Музгиз,1937.- 35 с.

48. Глиэр P.M. О профессии композитора и воспитании молодежи //Советская музыка.-1954.- N8.- С.5-11.

49. Грабарь Н.Э. Театр и художник. // Весы. -М. , 1908 . N4.-С. 92-95.

50. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы.- Волгоград:Нижне-Волжскоекн.изд-во,1988.- 352 с.

51. Гуревич А.Я. Средневековый мир:культура безмолвствующего большинства. -М.: Искусство,1990.- 395 с.

52. Давыдова М.В.Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХУ111 начала XX веков.- М.:Наука, 1974.- 188 с,

53. Достоевский Ф.М. Дневник писателя.-М.:Современник,1989.-555 с.

54. Евреинов Н.Н. Введение в монодраму.- СПб.: изд.Н.И.Бутковской,1909.- 29 с.

55. Евреинов Н.Н. Старинный театр // ТИ.- СПб.,1907.- N50.С.837-841.

56. Евреинов Н.Н.Театрализация жизни(Поэт,театрализующий жизнь).М. : Время,1922.- 15 с.

57. Евреинов Н.Н. Театральные инвенции .- М.: Время,1922.- 14 с.

58. Евреинов Н.Н. Что такое театр.- Пб.: Светозар,1921.- 72 с.

59. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма.М.: Наука,1989.- 176 с.

60. Зноско-Боровский Е.А. Русский театр начала XX века.- Прага:Пламя,1926.- 444 с.

61. Игорь-Северянин. Стихотворения.- М.: Советская Россия,1988.463 с.

62. Истомин Н. ( Григорьев ) Культ собаки // Голос земли.- СПб.,1912.- N15.- С.З.

63. История русского театра.- М.: Обьединение,1914.-366 с.

64. Камя А. Сочинения.-М.: изд-во "Прометей" МГПИ им.В.И.Ленина.1989.- 416 с.

65. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1919-х годов,- М. :Искусство,1982.- 399 с.

66. Коржавин Н.М. Анна Ахматова и "серебряный век" // Новый мир.1989.- N7.- С.240-261.

67. Кремлев Ан.Попытка реставрации средневекового театра // ТИ.СПб.,1908.- N7.- С.134-136; N8.- С.151-163.

68. Крыжицкий Г.К.Лаборатория смеха // Театр,1967.-N8.-С.110-120.

69. Крэг Э.Г. Искусство театра.- СПб.:изд.Н.И.Бутковской,1915.176 с.

70. Кугель А.Р. Театральные заметки // ТИ.- СПб.,1907.- N50.С. 845-847.

71. Кугель А.Р. Театральные заметки // ТИ,- СПб.,1909.- N48.С. 861-863.

72. Кугель А.Р. Театральные заметки // ТИ,- СПб.,1910,- N10.С. 219-221.

73. Кульбин Н.И. Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества к музыке.- СПб.,1910,- 7 с.

74. Курышева Т.А. Театральность и музыка.-М.:Сов.композитор,1984.201 с.

75. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи.-М.:; Музыка,1990.- 164 с.

76. Лейкина-Свирская В.Р.Русская интеллигенция в 1900-1917 годах.М.:Мысль,1981.- 285 с.

77. Ливанова Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года:D 2 т.- Т.1.- М.: Музыка,1983.- 696 с.78