автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Еретин, Александр Владимирович
Введение.
Глава 1. Тенденции развития теории пропорций в проектной культуре на современном этапе.
1.1. Средства гармонизации в современном дизайнерском проектировании
1.2. Формирование до научно-технологических учений о гармонии и мере
1.3. Развитие средств гармонизации в условиях промышленных технологий и системного научного знания.
Глава 2. Информационное обеспечение и методологические основы индивидуального дизайн-проектирования.
2.1. Анализ систем отсчета в формообразовании живой природы . 85 •
2.2. Дизайнерское проектирование как метод познания процессов естественного формообразования.
2.3. Методологические основы индивидуального дизайн-проектирования
Глава 3. Методы расчета параметров антропометрического модуля как средство гармонизации индивидульного дизайн-проектирования
3.1. Развитие средств проектной антропометрии на основе Модулора
Ле Корбюзье.
3.2. Построение системы художественно-конструкторского позиционирования.
3.3. Алгоритмы гармонизации моторного пространства человека
3.4. Методы проектирования объектов дизайна индивидуального потребления.
Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Еретин, Александр Владимирович
В диссертации обосновываются теоретические и методологические критерии проектирования промышленных изделий в системе координат производной от человека, позволяющие непосредственно учитывать ценностное отношение индивидуума к разрабатываемому изделию. Выстраивается система художественно-конструкторского позиционирования на основе структурно-геометрической модели физической стадии биологического формообразования, включающей методы расчета метрики всеобщего пространства биосимметрий и расчета групп преобразований этой метрики, в зависимости от условий изменения внешней среды. Вырабатываются методы построения антропометрического модуля, ориентированные на гармонизацию моторной активности- звеньев опорно-двигательного аппарата конкретного человека.
Актуальность исследования, состояние вопроса. К началу XXI в. методы геометрического формообразования промышленных изделий в дизайне вышли на уровень развития, позволяющий учитывать ценностное отношение потребителя к проектируемому изделию и удовлетворять требования индивидуального спроса. Этот уровень характеризуют средства проективной гармонизации, соотносимые со средствами эргономического предпроектного моделирования.
Практика дизайнерского и архитектурного формообразования показала, что для создания технических систем, учитывающих существующие производственные возможности и рассчитанные на мало или вовсе неизвестные технические решения, требуется разработка специфической нормативной документации. Прямое привлечение инструментальных и нормативных средств из технически ориентированной математики или семантических систем культурологии не является достаточным условием для построения предметной формы изделия, которая непосредственно бы соотносилась с потребностями индивидуума. Требуется выработка новой системы отсчета, производной от самого человека, выражающей внутреннюю способность организма гармонизировать в единой структуре предметные условия деятельности и целевые установки потребителя и проектирования.
В общем искусствоведении известны положения, раскрывающие начальные условия становления композиционного синтеза искусств, основа взаимосвязи человека со средой, как организация утилитарно необходимого графика движения человека в пространстве и графика его движения как субъекта восприятия /3,98,112/. Образованный, в результате совмещения двух графиков движения человека в пространстве, пространственный синтез, определяемый Е.Б. Муриной как «мифологический» /112/, является действительностью. Основу этой действительности составляет материально-производственная деятельность человека. Эта деятельность обусловливает творческий поиск человека новых идей, необходимый для поддержания жизнеспособности самой человеческой популяции. Творческая деятельность человека происходит в трех сферах общественной практики: производства средств существования; производства концепций о значении трудовой деятельности человека в жизни общества; производство эталонных моделей, необходимых для организации творческого поиска /145/. В искусствоведении дизайна известны положения, доказывающие, что культурные обмены, возникшие в процессе предметной и концептуальной трудовой деятельности художника и дизайнера, структурируются в типологию, соотносимую с естественными законами развития природы. Найденная типология, взятая как закономерность дизайнерского формообразования, позволяет говорить о существовании самостоятельной - предметно-целевой стадии формообразующей деятельности дизайнера /127,149/. В.И. Тасалов обосновывает концепцию о действительном существовании в любом формообразующем процессе живой природы, так называемой, «орнаментальной» стадии. Эта стадия синтезирует, по определенным законам естественного развития, деятельность организма человека в физических («онтологически-конструктивных») и генетических («семантически-фигуративных») условиях его существования. Поэтому художественная реальность, по мнению автора, может рождаться только в самом человеке, в деятельности его высшей нервной системы /149/.
Из вышесказанного следует, что гармонизация образа промышленного изделия, в соответствии с предметными и целевыми параметрами индивидуума, должна происходить только- с учетом его конкретной трудовой деятельности и не может описываться средствами отвлеченными от человека.
Экспериментальные методы выявления антропоцентрической системы координат исследуются в эргономическом предпроектном моделировании /107,124,168/. Нами выбирается векторно-координатный метод проектирования рабочих мест О.Н. Чернышевой, который позволяет выявлять производную от человека систему координат на основе наблюдаемых отклонений тела оператора от нормативно заданной позы. Отклонений, зависящих от вида реальной деятельности, целевой установки и предметной обстановки труда. Такой метод по * составу и механизму действия соотносится с отмеченными выше условиями становления композиционного синтеза в пространственных видах искусства.
Научным основанием для соотнесения положений искусствоведения и эргономики послужил теоретический анализ естественных условий формирования гармонических учений. Выявленная в диссертации закономерность,трансформации отношения художника к формам творческого поиска в разные исторические периоды проектной культуры., показала зависимость представлений «гармонии и меры» от видов реальной рабочей деятельности, осуществленных в конкретной предметной обстановке труда. Исходя из полученной закономерности, разрабатываются методологические основы проектирования промышленных изделий, в эстетико-морфологических параметрах которых учитывались бы индивидуальные характеристики человека. Методологические основы проектирования промышленных изделий, учитывающих индивидуальные характеристики человека, сводятся к созданию предметных условий трудовой деятельности дизайнера в своем или конкретного потребителя моторном пространстве. С этой целью в диссертации разрабатываются методы структурно-геометрической гармонизации моторного пространства человека, ориентированные на построение проектной модели компьютерными средствами. В условиях работы дизайнера в собственной моторном пространстве достигается увеличение эффективности творческого поиска при решении конкретных задач. При работе дизайнера в моторном, пространстве потребителя, обеспечивается прямой выход на систему личных оценок этого потребителя.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются методы проективной гармонизации, взятые в соотнесении со средствами антропометрии; предмет исследования - индивидуальная дизайнерская деятельность как результат эволюции естественной природы.
Цели, задачи и методы исследования. Цель работы - теоретический анализ естественных условий изменения представлений о гармонии и мере и разработка по найденной закономерности методологических основ индивидуального дизайн-проектирования с использованием антропометрического модуля; разработка параметров антропометрического модуля для использования в проектном деле дизайна.
Для достижения поставленных целей формулируются следующие задачи:
1. выявление закономерности естественного изменения отношения к методам организации творческого поиска у проектировщика прошлого и настоящего времени, в рамках проблематики понятия «гармония и мера»;
2. выработка объективных подходов к методам измерения форм индивидуального творческого поиска проектировщика, взятых в русле исследований закономерностей исторического развития учений о гармонии и мере;
3. создание информационного банка дизайнерских и антропометрических данных о составе и структуре «орнаментальной» стадии формообразования, организующей направление эффективного творческого поиска в деятельности проектировщика;
4. выработка методологических основ проектирования промышленных изделий индивидуального спроса с использованием антропометрического модуля, учитывающих естественные изменения биоформы и физических условий её развития;
5. разработка методов построения инвариантной метрики художественно-конструкторского позиционирования и групп проективной гармонизации на основе структурно-геометрического моделирования физической стадии биологического формообразования и выработка приемов проектирования промышленных объектов индивидуального спроса;
6. оценка эффективности применения антропометрического модуля, с параметрами изменяющимися от цели и предметных условий труда проектировщика, в различных направлениях дизайнерской практики и выработка предложений о целесообразности использования предлагаемых методов гармонизации в системе индивидуального дизайн-проектирования.
Исследование строится на сочетании структурно-логического, системно-исторического и алгоритмического методов, используемых для анализа средств гармонизации и проявляющихся в процессе творческого поиска дизайнера. Структурно-догическое исследование является многофакторным, изучающим предмет с позиций различных наук -^философии, эстетики, искусствоведения, технической эстетики, эргономики, естествознания. В системно-историческом методе рассматривается идея о проектном характере функций культуры по отношению к общественной системе в целом. Понятие «проектность» K.M. Кантором определяется как явление одновременно «действительное» и «возможное», то есть количественно-качественное /83/, что определяет функцию понятия «гармония и мера» по отношение к культуре как проектное измерение. Алгоритмический метод позволяет моделировать объекты дизайна с единой матрицы проективной геометрии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. В первой главе проводится теоретический анализ естественных условий изменения представлений о гармонии и мере. Во второй главе по найденной закономерности осуществляется разработка методологических основ индивидуального дизайн-проектирования с использованием антропометрического модуля. В третьей главе дается разработка параметров антропометрического модуля для их использования в проектном деле дизайна. В заключении формулируются основные выводы и результаты исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля"
Основные выводы и результаты исследования:
1. В работе выявлена закономерность, определяющая изменения отношения проектировщика прошлого и настоящего времени, в рамках теоретической проблематики и содержания понятия «гармония и мера», связанная с трансформацией антропоцентрической системы измерения в техноцентрическую.
2. Выработан объективный подход к методам измерения форм индивиду ального творческого поиска проектировщика в виде структурированной связи предметных и целевых параметров трудовой деятельности конкретного человека или коллектива людей, организованной по единым закономерностям естественного формообразования; обоснована целесообразность использования про-ективографического метода в качестве основы построения системы измерения трех принципиальных стадий дизайнерского формообразования: «онтологически-конструктивной», «орнаментальной» и «семантически-фигуративной».
3. Сформирован информационный банк данных о составе и структуре «орнаментальной» стадии дизайнерского формообразования. Дается обоснование принципиального соответствия положений искусствознания о становлении пространственного синтеза в искусстве с положениями эргономики о моторном пространстве человека как фокусе взаимодействия предметных и целевых параметров его трудовой деятельности.
4. Выработаны методологические основы проектирования промышленных изделий индивидуального потребления с использованием антропометрического модуля, учитывающего внутренние механизмы изменения биоформы и внешние условия её развития; дано определение системы измерения «орнаментальной» стадии формообразования, обусловленной конкретной трудовой деятельностью человека.
5. Разработаны методы построения инвариантной метрики художественно-конструкторского позиционирования и групп проективной гармонизации на основе структурно-геометрического моделирования физической стадии биологического формообразования; выработаны методы проектирования объектов дизайна по найденным алгоритмам самоорганизации живой природы; определены структурно-геометрические подходы соотнесения инварианта и групп гармонизации с векторно-координатным методом проектирования рабочих мест, выявляющие антропоцентрическую систему координат в зависимости от предметной ситуации, целеполагания и трудовой активности индивидуума.
6. Проведена оценка эффективности применения антропометрического модуля в разных направлениях дизайна, представленного примерами художественно-конструкторских решений предметных объектов, выполненных в графическом и пластическом материалах; осуществлен анализ операционных возможностей предлагаемого модуля, позволяющий рассматривать его в качестве основы для построения средств гармонизации в системе индивидуального дизайн-проектирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список научной литературыЕретин, Александр Владимирович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Аверинцев С.С. «Аналитическая философия» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии/О современной буржуазной эстетике. М.,1972. -Вып.3.-С.115-134.
2. Азгагтьдов Г. Г. Численная мера и проблема красоты в архитектуре. -М.: Стройиздат, 1978. 88 с.
3. Азизян И. Взаимодействие искусств. Композиционно-методический аспект мроблемы//Архитектура СССР. 1974. - №9 - С.47-74.
4. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.462с.
5. Александер Р. Биомеханика. М.: Мир, 1970. - 339 с.
6. Александров В.В., Шнейдеров B.C. Рисунок, чертёж, картина на ЭВМ. -Л.: Машиностроение, 1988. 128 с.
7. Альберти Леон Батиста. Десять книг о зодчестве. 2 т. М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры, 1935.
8. Андронеску А. Анатомия ребёнка. Бухарест: Меридиане, 1970. -363 с.
9. Араратян А. Г. Листорасположение и числа Фибоначчи//Биол. журн. Армении. 1967. - т.20, № П. - С.69-84.
10. Араухо И. Архитектурная композиция. М.: Стройиздат, 1982. - 208с.
11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
12. Аруин A.C., Зациорский В.М. Эргономическая биомеханика. М.: Машиностроение, 1989. - 242 с.
13. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М.; Акад. наук СССР ин-т истории искусств, 1961. - 271 с.
14. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура среневеко-вья и Ренессанса. М.: Худ. литература, 1965. - 542 с.
15. Башкиров П.М. Учение о физическом развитии человека. М.: Наука, Изд-во МГУ, 1962.-340 с.
16. Белиндев Б.Н. Физические основы биологического формообразования. М.: Наука, 1991. - 256 с.
17. Белов В.Н. Теория плотнейших упаковок. М.: Наука, 1974. -362 с.
18. Белоусов Л.В. Биологический морфогенез. М.: МГУ, 1987. - 238с.
19. Бернал Дж., Карлайл С. Поля охвата обобщенной кристаллографии/Кристаллография. 1968. - т.13, Вып.5. - С.927-951.
20. Бернпггейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медгиз, 1966. - 349 с.
21. Бернпггейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.
22. Боднар 0,Я. Золотое сечение//Техническая эстетика. 1991. -№ I. -С.16-21.23. .Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. -Киев: Выща школа, 1991. 245 с.
23. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. 3-е изд. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - 192 с.
24. Брейтман М.Я. Введение в учение о пропорциях и конституциях человеческого тела. Л.; Ленингр. пед. инст.,1924. - 242 с.
25. Брунов Н.И. Пропорции в античной и средневековой архитектуре. -М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. 362 с.
26. Брэгг У., Кларингбулл Г. Кристаллическая структура минералов. М.: Мир, 1967.-390 с.
27. Бунак В.В. Изменение относительной длины сегментов скелета конечностей человека в период роста//Известия АПН РСФСР. 1957. - Вып.84. -С.13-31.
28. Бурбаки Н. Элементы математики: Очерки по истории математики.-М.: Иностранная литература, 1963. 292 с.
29. Ваганов А.Г. Миф. Технология. Наука: Ценологические исследования. 2000. - Вып. 15. - М.: Центр системных исследований. - 168 с.
30. Васнецов А. Творческий метод ЭльконинаУ/Декоративное искусство. -1976. -№ 10-С.9.
31. Васютинский НА. Золотая пропорция. М.: Мол. гвардия, 1990. - 240с.
32. Введение в эргономику/Под ред. ВЛ Зинченко. М,; Сов. радио, 1974.- 351 с.
33. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. - 191 с.
34. Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. - 400 с.
35. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: 1933. - 286 с.
36. Вернадский В.И. Кристаллография: Избранные труды. М.: Наука, 1988. - 343 с.
37. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. В 2-х кн. М.: Наука. -Кн. 1: Пространство и время в живой и неживой природе. - 1975. - 176 е.; Кн. 2; Научная мысль как планетарное явление. - 1977, - 192 с.
38. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружение. М.: Наука, 1965. - 205 с.
39. Визгин В.П. Эрлангенская программа и физика. М.: Наука, 1975.110 с.
40. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразит, искусство, 1985. - 283 с.
41. Власов Б.Г. Стили в искусстве: Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). СПб.: Кольна, 1995, т.1. - 680 с.
42. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 360 с.
43. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. (Критика философии М. Хайдеттера). М.: Высшая школа, 1963. - 121 с.
44. Гамаюнов В.Н. Альтернатива проективографии и начертательной геометрии//Формообразование в строительстве и архитектуре: Сб. науч. тр. -М.::МИСИ, 1986. С.36-77.
45. Гамаюнов В.Н. Арт-дизайн изящных абстракций. М.: Изд-во МГО-ПУ, 1998. - 185 с.
46. Гамаюнов В.Н. Пропедевтические курсы для ВТУЗОВ и ПедВУ-Зов/Яехническая эстетика. 1980. - № I. - С. 16-18.
47. Гамаюнов В.Н. Теория проективографии. М.: МГОПУ; НОУ, 1998.560 с.
48. Гарднер М. Этот правый, левый мир. М.: Мир, 1967. - 266 с.
49. Гейзенберг В. Введение в единую полевую теорию элементарных час-тиц./Пер. с англ. М.: Мир,1968. -239 с.
50. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. - 308 с.
51. Гликин Я. Д. Универсальная система пропорциональности/Строительство и архитектура Ленинграда. 1972. -№3.-С.12-15.
52. Голицын Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого. М.: Знание, 1990.-128 с.
53. Грашин А.А. Принципы художественного конструирования агрегати-рованного производственного оборудования//Техническая эстетика. 1975 № 4. - С.11-18.
54. Грегори P.JI. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. - 271 с.
55. Грибков B.C. Петров В.М. Изобразительная плоскость и её интегрирующие свойства/Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. - С.2П-217.
56. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. -М.: Медицина, 1967. 291 с.
57. Гримм Г.Д. Пропорциональность в архитектуре. ML: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935.'- 362 с.
58. Гурвич А.Г. Избранные труды. М.: Медицина, 1977. - 351 с.
59. Гу^евич А .Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. - М., Искусство, 1984. - 350 с.
60. Дубров А.П. Симметрия биоритмов и реактивности. М.: Медицина, 1987.- 176 с.
61. Дорфман Я.Г., Черданцев В.Г. Роль силы тяжести в раннем развитии: Внешняя среда и развивающийся организм. М: Наука, 1977. - С. 140-173.
62. Еретин A.B. Новый модулор квантификации человека и его связей с предметно-пространственной средой/Дизайн и искусствоведение. Сб. науч. тр. -М.: Изд-во МГОПУ, 1995. Вып.1 - С.56-65.
63. Еретин A.B. Проекгивографическая квалификация черепа и модели- • рование головы/Теория проективографии В.Н. Гамаюнов. -М.: МГОПУ; НОУ, 1998. С. 166-170.
64. Еретин A.B. Модулор Ле Корбюзье и новые ашропометричёские представления предметно-пространственной среды/Дизайн и искусствоведение: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГОПУ, 1999. - Вътп.З. - С.70-73.
65. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика: Автореф. Дис. -искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 2002. - 57 с.
66. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко B.À. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986, - 176 с.
67. Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. М. Изд-во АПН РСФСР, 1960.-429 с.
68. Зефельд В.В. Исследование пространственных параметров моторного поля человека: Дис. канд. псих, наук: (19.00.03). -М.: 1976. 145 с.
69. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологииУ/Вопросы философии . 1977. - № 7 - С.109-125.
70. Зинченко В.П., Вергили Н.Ю. Формирование зрительного образа. -М.: МГУ, 1969. 104 с.
71. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. М.: Физкультура и спорт. 1956. - 552 с.
72. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов.радио, 1978. - 185 с.
73. Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. -М.: Искусство. 1971. 224 с.
74. Иорданский В.Г. Хаос и гармония. М.: Наука. 1982. - 343 с.
75. Искусство и точные науки/А.Я, Зисъ, С.Х. Раппопорт и др./Отв. ред. АЛ. Зись. М.: Наука, 1979. - 296 с.
76. История искусства зарубежных стран: Учебник. М.: Изобразительное искусство. - Первобытное общество, Древний Восток, античность. - 3-е изд. - 1979. - 384 е.; Средние века, Возрождение. - 2-е изд. - 1982. - 664 с.
77. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти т. М.: Искусство. 1962 - 1970.
78. Казаринова В., Ромм Н. "Модулор" Ле Корбюзье в теории и практг-ке//Архитектура СССР. 1968. - № 9. - С. 15-21.
79. Казаринова В.Н. Красота и стандарт. М.: Наука, 1968. - 173 с.
80. Кампанеец А.С. Симметрия в микро- и макромире. М.: Наука, 1978.208 с.
81. Кантор К.М. Проектность мира, культуры, истории//Декоративное ис кусство. 2001. № 1. - С.41 - -46.
82. Корбюзье Ле Архитектура XX века. М,: Прогресс, 1977. - 303 с.
83. Корбюзье Ле Модулор.- М.: Стройиздат, 1976. 239 с.
84. Крёмер К. Инженерная антропометрия и биомеханика тела человека/Человеческий фактор. -1992 Т. 5 - М.: Мир. - С.27-47.
85. Коксетер Г.С.М. Введение в геометрию. М.: Наука, 1969. - 648 с.
86. Кочеткова В.И. Эволюция мозга в связи с прогрессом материальной культуры: У истоков человечества. (Основные проблемы антропогенеза). М.; Знание, 1964. - .196 е.
87. Композиция и стандарт/Под ред. Г.Б. Миневрина и др. М.: ВНЙИТЭ, 1971.- 152 с.
88. Китайгородский А.И. Молекулярные кристаллы. М.: Наука, 1971.424 с.
89. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. -М.: Наука, 1974. 352 с.
90. Кульпин Э.С. Общество как неразгаданный феномен/УДекоративное искусство. 2001. - № 1. - С.23 - 27.
91. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. М.: Стройиздат, 1977. -221 с.
92. Лён В.К. Русский авангард (от серебренного к бронзовому веку русской культуры)/Декоративное искусство 2001. - № 2 - С.41-55.
93. Литипецкий И.Б. Бионика. М.: Просвещение, 1976. - 336 с.
94. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984г445 с.
95. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480 с.
96. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 169 с.
97. Любищев A.A. Проблемы формы систематики и эволюции организмов. М.: Наука, 1982. - 278 с.
98. Маковельский А.О. Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Казань, 1914. - С.57-77.
99. Маркушевич А.И. Замечательные кривые. М.: Наука, 1978. - 48с.
100. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука,1976. - 407 с.
101. Мельников А.П. Полиметрический модуль/Композиция и стандарт. -М.: ВНИИТЭ, 1971. С.77-91.
102. Мессель Э. Пропорции в античности и в средние века. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. - 362 с.
103. Методика художественного конструирования. 2-е изд. - М.: ВНИИТЭ, 1981.-166 с.
104. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. -М.: ВНИИТЭ, 1987. 172 с.
105. Методы и технические средства предпроектного эргономического моделирования: Методическое пособие. М.: ВНИИТЭ, 1983. - 76 с.
106. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.
107. Моисеев H.H. Пути к созиданию. -М.: Республика, 1992. 255 с.
108. Морозов В.М. К дискуссии между А. Эйнштейном и Н. Бором о сущности квантовой механики/Нильс Бор и наука XX века: Сб. науч. тр./Под. ред. Л.С. Полак. Киев, 1988. -С.132-138.
109. Мосидзе В.М., Макашвили М.А. Мозолистое тело передатчик ин-формацииШейро-психологический анализ межполушарной асимметрии мозга/Огв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: Наука, 1986. - С.53-57.
110. Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. M.: Искусство, 1982. - 192 с.
111. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс (философско-онтологический анализ). Симферополь: Изд-во Таврия, 1990. - 191 с.
112. Образ и смысл в и смысл в античной культуре/Гос. Музей изоб. иск. им. A.C. Пушкина/Общ. ред. И.Е. Данилова. М.: Внешторгиздат, 1990. - 316 с.
113. Опарин А.И. Жизнь, её природа, происхождение и развитие. М.: Наука, 1968. - 173 с.
114. Пахомов В.А. Антропометрическая модульная координация геометрических параметров/Композиция и стандарт. М.: ВНИИТЭ, 1971. - С.66-77.
115. Переверзев В.Л. Медицинская эстетика. Волгоград: НижнеВолжское кн. изд-во, 1987. - 240 с.
116. Петрович Д. Теоретики пропорций. М.: Стройиздат, 1979. -192 с.
117. Петухов C.B. Биомеханика, бионика и симметрия. М.: Наука, 1981. -239 с
118. Петухов C.B. Геометрии живой природы и алгоритмы самоорганизации. М.: Знание, 1988. - 48 с.
119. Петухов C.B. Исследования по неевклидовой биомеханике/Биомеханика систем человек-машина. М.: Наука, 1981. - С.37-61.
120. Пилецкий A.A. Системы величин, мер и пропорций/Архитектура СССР. 1980. - № 10. - C.I2-15.
121. Повилейко Р.П., Шехвиц Э.Ц. Пропорции в технике. Новосибирск: НДИ. 1965. - 147 с.
122. Предпроектное эргономическое моделирование: Методическое пособие. М.: ВНИИТЭ, 1980. - 93 с.
123. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. ML: Наука, 1973. - 256 с.
124. Пуанкаре А. Избранные труды. М.: Наука. 1972. - 771 с.
125. Пузанов В.И. Петров Г.П. Макеты в художественном конструировании. М.: Машиностроение, 1984. - 128 с.
126. Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М.: ВНИИТЭ. 1992. - 32 с.
127. Раздорский В.Ф. Архитектоника растений. М.: Наука, 1977. -112 с.
128. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука Ленингр. отд-ние, 1974,- 299 с.
129. Розов М.А. Явление дополнительности в гуманитарном позна-нии/Нильс Бор и наука XX века: Сб. науч. тр./Под ред. Л.С. Полак. Киев, 1988. - С.165-177.
130. Романовский Б.В. С метром по векам. Л.: Дет. лит, 1985. - 140 с.
131. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. - 703с.
132. Рунге В.Ф. Феномен проектной культуры XX века: Учебное пособие по курсу «Основы теории и методологии дизайна». Часть 1. М.: МГУ сервиса, 2001.-106 с.
133. Сергеев Б.Ф. Асимметрия мозга. М.: Знание, 1981. - 64 с.
134. Сергеев Г.А. Биоритмы и биосфера. М.: Знание, Т978. - 98 с.
135. Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - 364 с.
136. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. T.I. - М.: Медицина, 1978.-472 с.
137. Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания, М.: Политиздат, 1971.-271 с.
138. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.-344 с.
139. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1977.271 с.
140. Сорокин А.П. Общие закономерности строения опорного аппарата человека. М.: Медицина, 1973. - 264 с.
141. Стахов А.П. Коды золотой пропорции. М.: Радио и связь,-1984.127 с.
142. Степанов A.B., Иванова Г.И., Нечаев H.H. Архитектура и психол< -гия. М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.
143. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.- 199 с.
144. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. 5-е изд. - М.: На} -ка, 1990. - 256 с.
145. Структура и роль воды в живом организме: Сб. науч тр./ЛГУ. Л : Изд-во Ленингр. ун-та - 1966. - Вып. 1. - 208 с.
146. Тарасов Л.В. Этот удивительный симметричный мир. М.: Просвещение, 1982. -176 с.
147. Тасалов В.И. О социоприродной органичности художественного творчества/Искусство и точные науки/Под. Ред А.Я. Зися и др. М.: Науки, 1979. - С.185-221.
148. Тасалов В.И. Лист зелёный лист белый. Космогенез культуры кат идеальная светоэнергетика формыУ/Вопросы искусствознания. - 1994. - № 2-3. -С.5-30.
149. Творчество в искусстве искусство творчества/Под ред. Л.Я Дорф-мана и др. -М.: Наука; Смысл, 2000.-549 с.
150. Тиц A.A. Архитектура, стандарт, красота. Киев: Будивельник, 1972. -131 с.
151. Туполев М.С. Геометрия сборных сферических купо-лов//Архитектура СССР. -1969. № 1. - C.35-4I.
152. Тюлина И.А., Ракчеев E.H. История механики. М.: Изд-во МГУ, 1962.-228 с.
153. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования М.: Наука, 1966.451 с.
154. Узоры симметрии/Под ред. М. Сенешаль и Дж. Флека. М.: Мир, 1980. - 272 с.
155. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М.: Мысль, 1974.-229 с.
156. Ухтомский A.A. Физиология двигательного аппарата. Собр. соч. -Т.З. JL: Изд-во ЛГУ, 1951.-231 с.
157. Уэвелль В. История индуктивных наук от древнейшего до настоящего времени. Т. 1-3, - СПб: 1867-1869,
158. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях/Труды ВНИИТЭ.-Серия Техническая эстетика. 1989. - Вып.59. - М.: ВНИИТЭ. - C.I3I-I42.
159. Фоли Дж. Основы интерактивной машинной графики. М.: Mi >, 1985.-386 с.
160. Фрей-Висслинг А., Мюлеталер К. Ульграструктура растительн í клетки. М.: Мир, 1968, - 453 с,
161. Хазанов Д.Б. Модульная координация размеров в архитектур« й композиции/Архитектура жилого комплекса. М.: Стройиздат, 1969. - 261 с.
162. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 404 с.
163. Хэмбидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре. М.: Изд- о Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. - 202 с.
164. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметит ^ ской. каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН. 1997. 3-е изд. - 794 с.
165. Цыганкова Э.Г. У истоков дизайна (машины и стили). М.: Hay? i, 1977.- 112 с.
166. J 68. Чернышева О.Н. Эргономические основы проектирования рабоч х мест. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 87 с.
167. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. JL: Недра, 1968. -184 с
168. Шевелёв И.Ш. Принцип пропорции. М.: Стройиздат, 1986. - 200с.
169. Шевелев И.Ш., Марутаев M.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. 343 с.
170. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М.: Наука, 1973. -256 с.
171. Шевелье J1. История учения о гармонии. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1932. - 362 с.
172. Шостъин H.A. Очерки истории русской метрологии XI начало XX века. - 2-е изд. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 280 с.
173. Шуази 0. История архитектуры. В 2-х т. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937.
174. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. М.: Атом-издат, 1972. - 88 с.
175. Шубников A.B., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. -М.: Наука, 1972. 339 с.
176. Щербаков Р.Н., Пичурин Л.Ф. От проективной геометрии к неевклидовой (вокруг абсолюта). М.: Просвещение, 1979. - 158 с.
177. Эгами Ф. О возникновении жизни в морской среде/Наука и человечество. М.: Наука, 1982. - С.89-98.
178. Эргономика и дизайн робототехники/Труды ВНИИТЭ, Серия Эргономика Вып. 39. - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 96 с.
179. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе: Пер. с англ. М.: Мир, 1987.-224 с.
180. Юнг Дж. В. Проективная геометрия. М.: Изд-во Иностран:. лит, 1949.-242 с.
181. Яглом И.М. Почему высшую математику открыли одновременно Ньютон и Лейбниц?//Число и мысль. 1983. - Вып. 6. - М.: Знание. - С.99-125.
182. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. - 575 с
183. Bogen I.B. The other side of the brain:2 An appositional mind//Bull. Los Angeles Neurol. Soc. 1969. - Vol.34, № 3. - P.135-162.
184. Bammes G. Der nackte Mensch. Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1982474 s.
185. Canter D. The Psycology of Place. London: The Architektural Press, 1977.-208 p.
186. Cassirer D. The concept of group and the theory of perception//Philos, and the Phenomenol. Res. 1944. - Vol.5, № 1. - P. 1-36
187. Derome l.R. Biolgical similarity and group theory//l. Theor. Biol. 1977. - Vol.65, № 2. -P.369-378^
188. Iverson E. Canon and Proportions in Egyption Art. London, 1955. -P. 19-47.
189. Hoflman W.C. Higher visual perception as prolongation of the basic lie tranformation group//Math. Biosci. 1970. - Vol.6. - P.437-471.
190. Holtfreter L //Growth Symp. -1951.- Vol. 10. P. 117.
191. Levi Strauss Gl. Mythologiques. 1964-1971 - T.l- 4.
192. Lüneburg R.K. "Mathematical analisys of binocular vision. N.Y.: Princeton, 1947. - 362 p.
193. Mc Cullock. Embodiments of mind//Cambridge Univ. Press. 1965. -M.1.-395 p.
194. Schwarz I.H. Syperstrings//Physics Today/ 1987. - Vol.40, № n (November) - P.33.
195. Thompson D'Arcy W. On growth and form//Cambridge Univ. Press. -1942,- 1116 p.
196. Weiss A. Replication and evolution in organic System//Angewandte' Chemie/ -1981. № 10. - P.850-860.
197. Wittkower R. Arcitectural Principles in the Art oft Humanism. London. The Architectural Pres, 1962. - 236 p.
198. ФИЗИЧЕСКОЕ OPEÖcmc -простРАЖтвашсмрглюшрш НАЧАЛО (ВВЕшл СРЕДСТВА.лгятшяостиГ
199. НА ТАЛО (ЕНГГРЕННИК СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОТГИ)V