автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Информатика
Текст диссертации на тему "Информатика"
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Мордовский государственный педагогический институт
им.М.Е.Евсевьева
Кафедра философии, социологии и экономики
На правах рукописи
Зубрилин Андрей Анатольевич Информатика: философские и социально-этические проблемы
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
09.00.05 - Этика
Научные руководители: доктор философских наук.
профессор
Кемкин В.И,
доктор философских наук, профессор Александрова Р.И.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Мордовский государственный педагогический институт
им.М.Е.Евсевьева
Кафедра философии, социологии и экономики
На правах рукописи УДК 177:681.3
Зубрилин Андрей Анатольевич Информатика: философские и социально-этические проблемы
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
09.00.05 - Этика
Научные руководители: доктор философских наук.
профессор
Кемкин В.И,
доктор философских наук, профессор Александрова Р.И.
Содержание.
Введение................................................. 3
Глава 1. Информатика в системе техногенной цивилизации §1. История развития и особенности техногенной
цивилизации.......................................12
§2. Информатика как цивилизационный феномен...........33
§3. Философия и техника (историческая ретроспектива)..55
Глава 2. Этические проблемы информационной деятельности §1. Компьютерная техника в контексте этической
проблематики......................................78
§2. Технология, информатизация, нравственность....... 103
§3. Сеть Интернет и мораль...........................123
Заключение..............................................145
Библиографический список................................148
Введение.
Актуальность темы.
Цивилизация, в которой живет человечество последние три столетия, получила название техногенной. Она характеризуется преобладанием научно-технического знания перед знанием гуманитарным, приоритетным влиянием техники на многие области деятельности человека. Техническое мышление и технические понятия в большой степени определяют жизненный уклад и процесс самоидентификации людей в современном обществе. В связи с чем появляется тенденция рассматривать технику и науку в качестве решающих факторов общественного и культурного развития.
Человек и общество становятся техноморфными, а наука и техника, тесно взаимодействуя, оказывают влияние как друг на друга, так и на всю цивилизацию. Такое взаимовлияние не всегда положительно. Например, одним из отрицательных моментов для науки во взаимодействии с техникой является ее технократизация, в результате чего гуманистические ценности преуменьшаются, а иногда происходит полный или частичный отказ от них.
До недавнего времени технократическое влияние наук на жизнь общества не ощущалось, но ныне оно проявляется в массовых кризисах: экологическом, этническом, нравственном и др. Кризисные состояния цивилизации поставили под сомнение главенствующую роль технических знаний, дав приоритет гуманизации и гуманитаризации.
Одной из наук, способных указать пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в обществе, является информатика. Выработанные в ее рамках знания выдвинули на первый план необходимость осознания человечеством глобальной ответственности за сохранение цивилизации. Если раньше большинство исследований в области информатики было направлено на рассмотрение технических средств, в
ней используемых, то сейчас преобладающим становится вопрос о месте нравственных ценностей. В настоящее время информатика приобретает гуманистическую ориентацию, обеспечивая поворот от главенства техники к преобладанию человеческого фактора.
Превалирующие технократические тенденции не позволили выдающимся ученым в области информатики как в нашей стране, так и за рубежом осознать приоритетность человеческих измерений развития данной науки. И во многих работах смысл теоретических и прикладных знаний информатики сводился лишь к усовершенствованию вычислительных средств, гуманистические принципы как глобальные ценности общества отодвигались на второй план. Данное замечание относится и к процессам информатизации и компьютеризации, теоретические и прикладные обоснования которых вырабатываются в информатике.
В последнее десятилетие в рамках информатики происходит процесс "реабилитации" общечеловеческих ценностей: наука информатика, используемые в ней средства (вычислительная техника, компьютеры), процессы информатизации и компьютеризации рассматриваются не сами по себе и независимо друг от друга, а в их отношении к человеку, к его интересам и потребностям. На этом пути возникла проблема, связанная с глобальным порождением информатики и информационных технологий - Сетью Интернет.
Интернет, создав виртуальную реальность, дал возможность "уйти" от реальности физической, что, на наш взгляд, несет ряд моральных проблем, связанных с категориями "добра" и "зла", "ответственности" и "справедливости", изменяет духовную и физическую сущность человека. Кроме этого, основные проблемы использования виртуальной реальности связаны с тем, что делаются попытки переноса этических норм и правил поведения из физической в мнимую ре-
альность, ведя к непредсказуемости и опосредованному разрушению духовных ценностей реального мира. Человек в Сети реализует себя, свои "сущностные силы", опираясь не на объективные знания и ценностные ориентиры, а на субъектно-мнимые, самим им созданные. Отмеченное заставляет задуматься над смыслом и физической, и виртуальной деятельности, над тем, как влияет информатика на развитие техногенной цивилизации.
Степень разработанности темы.
Для целостного философско-этического анализа информатика является практически новым предметом исследования. Это не означает, что философы данную область научного знания не затрагивали. Однако назрела необходимость в более детальной разработке, посвященной этическим и социальным проблемам информатики, исследованию ее структуры, роли в жизни и развитии цивилизации, выявлению места компьютерной техники и технологии в информационном обществе, обобщении положительных и отрицательных моментов, связанных с процессами информатизации и компьютеризации, Сетью Интернет.
Обозначенная тема достаточно обширна: ей прямо или косвенно посвящено значительное количество научной, популярной, публицистической литературы. Данная проблематика привлекает внимание философов, социологов, культурологов, но до сих пор ее обходили стороной специалисты-этики. Анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в материале, накопленном по вопросам развития информатики и вычислительной техники, Интернету, наличествуют противоречащие, а иногда и взаимоисключающие друг друга позиции. Это обусловлено различными, на наш взгляд, подходами к проблеме как со стороны естественников, так и гуманитариев.
Автор настоящей диссертации в процессе работы опирался на идеи, содержащиеся в отечественной и зарубежной литературе. Они явились одной из отправных точек исследования, хотя и не всегда в прямой непосредственной форме.
Многочисленные публикации свидетельствуют об актуальности проблемы. В отечественной философской мысли это работы А.П.Ершова, Ю. М. Каныгина, В. П. Зинченко, В. С.Готта, Б.А.Глинского, В. И. Си-форова, Н.Т.Абрамовой, И.Н.Смирнова, В. Ф. Сухиной, А.И.Позднякова, и др.
Одни авторы исследуют философские и методологические аспекты информатики (Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, Э.П.Семенюк, В.С.Готт, Ю. М. Каныгин, Б.А.Глинский, В. И. Сифоров, И.Н.Смирнов, А.И.Поздняков, К.К.Колин, Г.С.Поспелов), другие - ее роль в общеобразовательной сфере (А.П.Ершов, В.М.Монахов,. А.Г.Кушниренко), третьи -влияние на другие области научного знания (В.П.Зинченко, А.И.Михайлов, В.С.Михалевич, Н.П.Ващекин, В.Ф. Сухина, О.К.Тихомиров).
К сожалению, нравственной проблематике уделено меньшее внимание. Среди авторов монографий - это Р.Ф.Абдеев и А.И.Ракитов, статей - А.Алексеев.
В контексте техногенной цивилизации нельзя забывать о решающей роли техники. Тем более, что теоретические и прикладные основания информатики тесно переплетены. Идеи технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный прогресс, давно получили признание в философии, социологии, философии техники. Наиболее последовательно их развивали и развивают зарубежные исследователи Д. Белл, Дж. Грант, П.Козловски, Фр.Рапп, О.Тоффлер, М.Хайдеггер, К.Ясперс. Среди российских авторов в первую очередь мы выделяем Н.А.Бердяева и В.А.Канке, а также В. Н. Авраменко, В.Г.Горохова, В.М.Розина, В.М.Фигуровскую и др. Техническими воп-
росами вычислительной техники занимались как зарубежные авторы -Н.Винер, Г.Саймон, К. Шенон, Х.Дрейфус, Д.Мичи; так и российские -А. И. Ракитов, Э.П. Семенюк, Ю.М.Каныгин, Г. Л. Смолян. Несколько в стороне остались работы в области влияния компьютеров на здоровье (физическое и духовное) человека, хотя в последние пять лет такие работы ведутся (Г.Демирчоглян, Дж.Солпитер). Проводятся исследования внедрения компьютерной техники в общеобразовательную среду (А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, М.В.Кларин, М.Й.Жалдак).
Возрастает поток публикаций, посвященных проблеме воздействия информационной техники на интеллектуально-духовный мир человека, ведутся разработки в сравнительно молодой области информатики - компьютерной этике, которая призвана проанализировать возможность переноса принципов морали из мира физического в мир компьютерный, а также последствия такого переноса. Большая часть работ вышла за рубежом (специальный выпуск "Metaphilosofy" в Оксфорде в 1985 году, сборник "Ethical issues in the use of computers"). В России данное направление практически не разработано.
Одна из основных задач информатики - анализ и разработка теоретических схем развития информационных и компьютерных технологий. Среди авторов, принимающих участие в ее решении, можно выделить и российских (Н.Т.Абрамова, В. И. Грищенко, Э.П. Семенюк, С.С.Свириденко), и зарубежных (Г.Поппель, Б.Голдстайн) исследователей. Если одни рассматривают проблемы в сфере образования .(Г. А. Кручинина, И.В.Роберт, Ю. А.Шафрин), то других интересуют общеметодологические проблемы (Б.Геранзон), сфера политики (Ю.М.Батурин) и т.д. Массовое обращение к информационным технологиям не случайно, ибо они формируют новую этическую ситуацию в обществе, требуя особого уровня образованности и грамотности. Неподготовленность в этой области несет немало социально-философских, пси-
хологических и этических проблем переориентации человека в окружающем мире.
С информационными технологиями во многом связаны смысл и суть того, что называется информатизацией и компьютеризацией. Проблемами в данных областях занимались А.И.Ракитов, Б.С.Гершунс-кий, В.П.Тихомиров, Б.А.Глинский, В. Ф. Сухина, Ю. С. Брановский, Б.К.Городецкий, и др. Среди зарубежных авторов нами особо выделяется С.Хессиг, который систематизировал последствия (положительные и отрицательные) информатизации и сделал вывод о необходимости повышения приоритетов гуманитарных наук, духовных ценностей.
Увеличивается поток публикаций, касающихся темы воздействия Сети Интернет на интеллектуально-духовный мир человека. Пока это лишь статьи отечественных авторов H.H.Моисеева, В.Н.Волченко, К.Кедрова, В.Титова и единичные монографии зарубежных авторов -Ж.Бодрийара, А.-К.Спонвиля, Л.Ферри.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Целью диссертации является философский и социально-этический анализ информатики как одного из феноменов в развитии техногенной цивилизации.
В связи с этим диссертантом ставятся задачи: 1) сформировать понимание информатики как цивилизационного феномена, оказывающего воздействие на духовный и нравственный мир как отдельного человека, так и общества в целом; 2) выявить границы взаимопересечений, "стыка" информатики и этики; 3) проанализировать влияние компьютерной техники на моральные ценности человека техногенной цивилизации и обозначить роль информационных и компьютерных технологий в жизни индивида; 4) показать перспективы информатизации общества, ее позитивные и негативные проявления, наметить пути пре-
одоления отрицательного воздействия; 5) исследовать воздействие Сети Интернет на моральные и нравственные аспекты жизни общества.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования: наука информатика, процессы информатизации и компьютеризации, Сеть Интернет, человек в системе техногенной цивилизации.
Предмет исследования: философские и социально-этические проблемы информатики, информатизации, компьютеризации, компьютерных технологий и Сети Интернет.
Теоретические основания.
В качестве теоретических оснований используются работы специалистов в области информатики, философии и этики. Феномен информатики вызывает многообразие и противоречивость взглядов от сугубо теоретических (А.П.Ершов, Е.И.Машбиц) до прикладных (А.Г.Кушниренко, М.П.Лапчик, Ю. А.Шафрин) концепций. Философской базой выступают идеи выдающихся мыслителей от античности до наших дней - Сократа, Аристотеля, Р.Декарта, Г.Лейбница, Н.А.Бердяева. Основаниями философско-этических разработок служат работы современных авторов - В.Н.Апресяна, А.А.Гусейнова, А. П. Скрипника, Р.И.Александровой, В.С.Степина, 0.Г.Дробницкого, В.М.Розина.
Методологические основания.
Методологической основой исследования послужили:
- метод сравнительного анализа этических концепций, позволяющий структурировать материал работы;
- метод интерпретации, направленный на углубление сущностного понимания этических проблем информатики и Сети Интернет;
- аксиологический метод, способствующий выявлению смыслов и значимости информатики в условиях техногенной цивилизации;
- метод исторической реконструкции, позволяющий проследить развитие этических проблем, связанных с развитием техники и технологий, открывающий возможность активного осмысления интеллектуального наследия мыслителей прошлого.
Научная новизна исследования.
1) выработана новая структура информатики, основанная на примате человеческих ценностей;
2) обобщены этические и социальные аспекты информатизации и компьютеризации;
3) разработана классификация ЭВМ на основе степени диалогового общения;
4) проведена систематизация этических проблем, несомых компьютерной техникой на личность;
5) выявлено влияние Сети Интернет на духовное развитие общества.
Положения, выносимые на защиту.
1. Информатика является цивилизационным феноменом, оказывающим воздействие на духовный и нравственный мир человека.
2. Диалог гуманитарных и естественно-технических наук позволяет переносить идеал "объективного знания" (информатика) в область наук о духе (этика).
3. Структура информатики есть динамическая система, представляющая пирамиду, нижним основанием которой является теоретическое направление, верхним - социальное. Человек с его потребностями (духовными, материальными) является связующим звеном
- и -
структуры.
4. Свобода и одиночество, даваемые компьютером и компьютерными технологиями - это своего рода "одинокая свобода", отрывающая человека от реальности, что ведет его к переоценке своих сил, знаний и способностей.
5. Процесс использования компьютерной техники предполагает новую ее классификацию, которая отражает отношение человека к реальности. Классификация по степени диалогового общения выводит на первый план личностные качества человека, его потребности.
6. Опосредованное влияние Сети Интернет на нравственные ценности общества превращается в непосредственное.
Значимость исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении гуманистических принципов информатики и процесса информатизации, как необходимых компонент развития техногенной цивилизации на современном этапе; выявлении моральных проблем Сети Интернет, привносимых из виртуального мира в мир реальный.
Практическая значимость заключается в использовании полученных результатов в процессе преподавания курсов этики и информатики в средней и высшей школах. На этой основе могут быть созданы новые спецкурсы, а сами результаты применены в обучении учащихся, студентов и аспирантов.
Глава 1. Информатика в системе техногенной цивилизации.
§1. История развития и особенности техногенной цивилизации.
Термин "цивилизация" произошел от латинского "civilis" -гражданский, государственный. Он охватывает совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений определенной группы людей. Понятие "цивилизация" как термин вошло в обиход с XVIII века в тесной связи с понятием "культура". Французские просветители называли цивилизационным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке в ходу было употребление этого слова для обозначения высокого уровня культуры на�