автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Информация в пространственно-временном континууме культуры

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ратиев, Виталий Витальевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Информация в пространственно-временном континууме культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ратиев, Виталий Витальевич

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ.

1.1. Информация и тезаурус культуры.

1.2. Информация как способ самоорганизации культуры.

1.3. Культурные смыслы и информация.

ГЛАВА И. ИНФОРМАЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ВРЕМЕНИ

2.1. Информация и её носители в первобытной культуре.

2.2. Письменность и книгопечатание как материальные носители информации.

2.3. Возникновение новых информационных технологий и начало формирования информационного общества.

ГЛАВА III. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ

КУЛЬТУРЫ И ИНФОРМАЦИЯ.

3.1. К определению понятия информационной культуры.

3.2. Теле-виртуальность как явление информационного общества.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Ратиев, Виталий Витальевич

Актуальность исследования. Эпоха естественноистори-ческого, стихийного процесса развития для человечества миновала. XX век со всей остротой поставил проблему целенаправленного управления обществом в целях создания условий для творческой самореализации личности. Одним из способов решения этой проблемы является овладение информацией как тем "стержнем", который используют все динамические системы для поддержания своего устойчивого развития.

В социокультурных процессах XX века, демонстрирующих большое разнообразие самоорганизации и саморазвития, фактор информации играет всё большую роль. Это заставило философов и культурологов, специалистов гуманитарного профиля пристальнее взглянуть на сущность информационных процессов, на способы их существования в культуре. Понятие информации в этих условиях выдвинулось на первый план, превратившись в объяснительный принцип социокультурных процессов. Таким образом, в конце XX века происходит смена мировоззренческих приоритетов в научной картине мира и формируется более глубокое понимание механизмов развития культуры, человеческой цивилизации в целом.

Одновременно происходит процесс уточнения сущности культуры. Понимание культуры не как одной из подсистем общества, а как способа человеческой жизнедеятельности, реализуемого через соотнесение всего, что делает человек, к миру ценностей и смыслов собственно человеческого существования, предъявило новые требования к изучению социокультурной целостности. Одно из них состоит в экспликации тех информационных связей и управляющих воздействий, которые воспроизводят культуру как целое в условиях усложнения человеческой жизнедеятельности.

Смысловые связи культуры не могут быть сведены лишь к интеллектуальным связям. Отсюда возникает проблема обнаружения в культуре тех сущностных моментов, которые, обусловливая информационным образом целостность человеческого мира, представляют собой определённое объективное смысловое единство культуры.

Степень разработанности проблемы. Информация имеет много граней, соответственно, и изучается она многими науками. Первоначально информационный подход возник в специальных дисциплинах, изучающих технические средства связи и в 1940-х годах возникла теория информации /работы К.Шеннона, С.Голдмана, А.Н.Колмогорова, В.И.Сифорова и др./. С начала 60-х годов стали интенсивно развиваться системы автоматической обработки информации и возникла информатика - комплексная научно-техническая дисциплина, изучающая механизмы циркуляции информации в обществе. Исследованию её природы посвящены работы В.Г.Глушкова, А.А.Дородницина, А.П.Ершова, А.А.Самарского, С.П.Соболева, А.Н.Тихонова. 70-е годы характеризовались всплеском интереса к общефилософским аспектам информации. Хочется выделить работы В.Г.Афанасьева, Ю.А.Жданова, Е.В.Котовой, И.Б.Новика, Е.А.Седова, Б.С.Украинцева, А.Д.Урсула. С 80-х годов разрастается информационное обеспечение всех сфер общественной практики. Появляются работы, посвящённые гуманитарным аспектам циркуляции информации в обществе /Ю.М.Каныгина, Л.Г.Кедровской, Г.П.Мельникова, А.И.Михайлова, Д.Е.Шерухина и многих других авторов/. Следует отметить, что на Западе рефлексия по поводу разворачивающейся информационно-компьютерной революции началась гораздо раньше /см. работы К.Кларка, Ф.Махлупа, Д.Белла, Дж.Бенигера, З.Бжезинского, И.Масуды/ и продолжается сегодня /У.Дайзард, Ж.-П.Кантен, Р.Коэн, Дж.Мартин, Л.Мэмфорд, О.Тоффлер и др./.

Возрастание значения информации в жизни общества одни учёные характеризуют как "информационный взрыв" /Т.В.Андрианова, Я.В.Рекзема, В.И.Сифоров, А.Н.Ефимов и др./, другие видят в этой ситуации "информационный кризис" /В.А.Виноградов, Р.С.Гиляровский, А.И.Михайлов, А.И.Чёрный и др./, третьи - "информационную революцию" /Н.Н.Моисеев, А.И.Ракитов и др./. Из работ, посвящённых различным аспектам информации и информационной культуры, отметим труды А.Ф.Абдеева, А.И.Арнольдова, Ю.С.Борцова, А.А.Вахина, Н.Н.Моисеева, А.С.Пресмана, А.А.Силина, Ю.А.Шрейдера.

В культуре информация есть обмен смыслами, циркулирующими в обществе, но этот обмен не дан непосредственно, а осуществляется через систему символов. Эту сторону информационного взаимодействия изучал П.Сорокин, представители концепции символического интеракционизма и Ю.Хабермас в своей теории коммуникативной деятельности. Большую роль в формировании концепции культурно-значимой информации сыграли идеи представителей герменевтического направления: М.Хайдеггера, Г.Гадамера, П.Рикера.

Особое "измерение" информации изучает семиотика, предметом которой являются языки и отдельные символы, выражающие смыслы культуры. В рамках структурно-семиотических методов анализа культуры предпринимаются плодотворные попытки интерпретировать культуру как определённое структурно-упорядоченное, но исторически изменчивое apriori, как некое единство основополагающих кодов. Одним из интересных вариантов таких попыток являются работы М.Фуко, а также исследования К.Леви-Стросса.

Многие отечественные философы, филологи и культурологи /Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, Д.М.Сегал, С.Ю.Неклюдов, В.Н.Топоров и др./ делают акцент на знаково-текстовой композиции всех элементов культуры. Культурная объективность здесь как бы расчленяется на инвариантные локальные структуры, которые охватываются единой универсальной структурой как фундаментальным принципом, определяющим хранение и передачу информации /"социальная память"/ и постоянное самовозрастание последней. Подобное понимание культурной объективности и её семантических особенностей фактически вписывается в рамки сциентистской методологии, для которой характерна элиминация человеческой субъективности как "затемняющей" исследование объекта. Но объективность и информативность культуры нельзя свести только к системам знаков и кодов. К информативности культуры следует отнести мотивы, цели и идеалы человеческого бытия в мире, те универсальные смысловые содержания культуры, которые связывают индивидов прочными узами и которые составляют общезначимый слой культурно-смысловой реальности человеческого мира. Этой стороне проблемы посвящены работы отечественных исследователей Г.Гачева, О.И.Джиоева, А.Г.Кагана, В.П.Козловского и других; а из зарубежных необходимо отметить труды неокантианцев баденской школы В.Виндельбанда и Г.Риккерта, работы Н.Гартмана и М.Шелера.

Теоретико-методологические основы исследования. Данная работа выполнена в русле деятельностного подхода к анализу культуры /культура как внебиологически выработанный механизм передачи социального опыта, как совокупность наилучших образцов деятельности общественного человека/, а также гуманистического / культура как способ и мера "производства" сущностных сил человека, формирования личности, как всё то, что делает человека человеком - знания, умения, этические нормы, эстетические ценности, мировоззрение, убеждения и т.д./ и информационно-семиотического подходов. Применялся и исторический метод исследования, сочетание синхронического и диахронического подходов.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выяснение природы информации в культуре через экспликацию способов её существования в едином культурном пространственно-временном континууме.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать связь информации и тезауруса культуры;

- проследить генезис смыслового компонента культуры;

- определить понятие "культурно-значимая информация";

- выявить особенности социокультурного пространства в контексте информационно-смыслового взаимодействия;

- изучить трансформацию материальных носителей информации в диахроническом аспекте;

- показать роль новых информационных технологий в формировании культуры информационного общества;

- определить сущность информационной культуры;

- выявить особенности теле-виртуальной реальности.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней:

- распространение основных идей семантической теории информации на широкий класс культурных объектов и на саму культуру позволило представить тезаурус культуры как важнейшую информационную её характеристику;

- изучение генезиса смыслового компонента культуры позволило обосновать введение понятия "культурно-значимая информация";

- показаны пределы применения понятия "информация" к исследованию культуры и дана критика технократического подхода к оценке роли информации и информационных взаимодействий в культуре;

- выявлены особенности социокультурного пространства в контексте информационно-смыслового взаимодействия;

- показана ограниченность периодизации культуры по её информационным материальным носителям;

- дано определение информационной культуры, исходя из необходимости преодоления техницистского подхода к анализу информации;

- единство пространственно-временного континуума культуры обосновывается через процессы информационно-смыслового взаимодействия.

Это позволило по-новому осветить особенности информации как социокультурного феномена - в его "одновременности", сохранении и в то же время в развитии и обновлении.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Тезаурус культурного объекта - это информационная характеристика его внутренней организации, а внешний источник информации есть вся иерархия культурных систем и культура в целом. Культура в целом также обладает своим тезаурусом.

Наличие начального тезауруса - необходимое условие для извлечения и накопления культурой /культурным объектом/ информации извне, а достаточным условием является способность к такому накоплению до определённого уровня. Только наличие необходимого и достаточного условий обеспечивает целенаправленное развитие культуры.

2. Исторически первичный тезаурус культуры составляет совокупность дорефлексивных структур, эмоционально-практических ориентаций, в которых первоначально и было зафиксировано значение различных вещей для формирующегося человека.

Понятие тезауруса социокультурной системы существенно расширяет её характеристики. Во-первых, тезаурус формирует способность данной социокультурной системы моделировать организованность систем более высокого иерархического ранга путём избирательного восприятия и накопления соответствующей содержательной информации. Во-вторых, это избирательное восприятие вызывает к жизни необходимость в появлении все новых каналов и носителей информации, обеспечивающих извлечение из многообразия информационных сигналов только нужных для данной системы.

3. Поскольку высший смысл культуры состоит в формировании человеческого в человеке, то в строгом смысле слова к культурно-значимой информации мы должны отнести только то, что организует общество и культуру на началах гуманизма.

Лингвистические значения знаков языка выражают лишь поверхностную информацию. Глубинная информация богаче логических инвариантов и эквивалентов. Она связана с широким спектром специфически человеческого и гуманистического отношения к миру.

Полнота смыслов культуры оказывается богаче лингвистической выраженности, более того, смыслы как бы "ускользают" от оформленности в языке. Эта невозможность полной репрезентации смыслов человеческого существования в семантике языка предопределяет множественность способов и форм их фиксации посредством других средств, а именно тех форм жизни, которые способны накапливать невербальные навыки и умения, опыт практической артикуляции значений мира для человека. Это также формы, посредством которых усваиваются глубинные смыслы культуры - ритуалы, обряды, мифы и т.д. Такого рода архаические пласты человеческого опыта не поддаются однозначной вербализации, и их усвоение и понимание всегда отсылает человека к культурным смыслам. Таким образом, культурный смысл можно определить как выработанную историческим опытом информацию, посредством которой определённое сообщество людей, создающих свой способ бытия, образ жизни, культуру, постигает и понимает окружающий мир и своё предназначение в нём. Понимание культурного смысла предполагает "вживание" в него, врастание в ткань того культурного мира, смыслом которого он является. Культурный смысл - это средоточие уникальных секретов культурного процесса того или иного самобытного сообщества людей, требующий жизненного соучастия в нём. Смыслы нельзя "придумать": они естественны и универсальны для субъектов данной культуры.

4. В настоящее время с помощью понятия "информация" осуществляется экспансия сциентистского подхода в сферу культурологии. Абстрактная всеобщность этого понятия не должна вытеснять понятий, с помощью которых только и можно описывать культурное сознание и существование: "смысл", "метафора", "ассоциация" и т.д.

Именно несводимость культурно значимой информации к знаково-вербальной форме, разноценность, разноуровне-вость передаваемой информации заставляет нас признать определённую ограниченность понятия "информация" при объяснении культурных процессов. Для культурологии, таким образом, понятие "информация" должно быть уточнено. Информация и в культуре сохраняет свою многоаспектность, но здесь под культурно значимой информацией мы будем понимать: а/ не любые сведения, а только те /не обязательно выраженные вербальным образом/, которые способствуют развитию человеческого начала; б/ это сигналы, носителями которых являются не только технические устройства, но любые артефакты; в/ это мера организованности общества на началах гуманизма; г/это отражение разнообразия в противоположность унификации.

5. Социокультурное пространство - это особое измерение социального пространства, в котором осуществляется трансляция информации, связанной с воспроизводством и обновлением культуры данного общества.

Социокультурное пространство не совпадает с геометрическим, географическим, социальным пространствами, ибо является формой, в которой осуществляется движение смыслов культуры. Социокультурное пространство связано с миром человеческих ценностей.

Социокультурное пространство нельзя свести к порядку расположения одновременно сосуществующих объектов - носителей смыслов данной культуры. Оно есть охват культурными смыслами деятельности и отношений людей. Присутствие культурных смыслов в вещах мёртво без востребованности и понимания людьми; воспроизведение ритуалов без понимания смысла - бессодержательно и пусто. Только присутствие, наличие, понимание смысла деятельности, соотнесение деятельности с культурно-значимыми смыслами делает деятельность культурной. Охват, насыщенность, плотность культурно-значимых смыслов в деятельности и отношениях людей мы называем социокультурным пространством. Оно характеризует насыщенность любого социального объекта смысловым содержанием с точки зрения его соответствия культуре данного общества.

6. Возрастание значения информации в жизни современного общества приводит к тому, что понятие "экранной культуры" оказывается недостаточным для анализа тех проблем, с которыми сталкивается информационное общество. Ценность информации заключена не в ней самой, а в той мере, в какой информация способствует нравственной ориентации на социальный прогресс, насколько она выражает гуманистическую сущность человека. Ориентация же только на техническую сторону дела - на компьютерные технологии несёт действительную угрозу: стандартизацию мышления, принижение роли эмоционально-волевого начала человека, сужение художественно-образного видения мира.

7. Информационная культура - это культура не информационного общества, а культура обращения с информацией. При этом следует подчеркнуть, что для культурологического анализа важен не безличностный обмен сигналами, не безличная обратная связь на поступающие сообщения /в противном случае достаточно было бы теории информации/, а именно личностный диалог между субъектами, связанными информационными узами. Поэтому и анализ информационной культуры должен строиться не вокруг безличностных механизмов обмена сигналами, а охватывать смысловую область, то измерение общества, в котором зарождаются, существуют, передаются, усваиваются, воспроизводятся смыслы человеческого существования, трансформируемые в плоскость той или иной культуры. Отсюда необходим анализ символов, метафор, абсурда, иронии, представлений о времени и т.п. - тех форм, в которые "отливаются" и в которых существуют смыслы. В настоящее время превалирует техницистский подход к анализу информации. Он должен быть прёодолён с позиций культурологического анализа, преследующего цель: вскрыть те смыслы, без которых невозможно существование культуры и проанализировать их трансформацию. Эта трансформация происходит и в ходе изменения системы ценностей, и в процессе развития технических средств, которые с течением времени могут скрыть те смыслы, для выражения которых создавались.

8. Континуум культуры - это форма существования культуры, предполагающая нахождение каждого её элемента в точке пересечения хотя бы четырёх измерений времени и пространства.

9. Единицей, репрезентирующей культуру в целом, является факт, явление, процесс, способ действия, значимый для человека, обращённый к его сознанию и имеющий смысл. Явление можно считать культурно насыщенным, если оно содержит в себе два плана. Во-первых, оно несёт в себе определённую содержательную информацию, а во-вторых, эта информация обладает ценностью. С этой точки зрения информационную культуру можно определить как такую грань культуры, которая связана с информационным аспектом всех видов жизнедеятельности людей в обществе.

Информационная культура индивида включает в себя как высокий уровень владения информационными технологиями данного общества, так и осознание смыслов культурно-значимой информации, транслируемой через эти носители.

Современная информационная культура включает в себя: умение пользоваться автоматизированными информационными системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующейся на электронной технике и системах телекоммуникации; новый стиль мышления, способный применять новые информационные технологии в рамках самых разнообразных видов деятельности; установку на гуманизацию всех социальных изменений в современном мире.

Текст работы состоит из введения, трёх глав, включающих 8 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Структура диссертации определяется необходимостью сочетания двух способов рассмотрения всякого социокультурного явления: синхронического и диахронического. При синхроническом подходе выявляются особенности информации как социокультурного явления в его одновременности, в богатстве всех его проявлений в один и тот же момент времени. Эта одновременность позволяет охватить единым взглядом всё пространство существования информации в культуре. Поэтому первая глава работы и названа "Информация в социокультурном пространстве".

Диахронический подход предполагает разворот панорамы эволюции тех социокультурных явлений и институтов, посредством которых смыслы и ценности данной культуры не только сохраняются, но транслируются и развиваются. Такой подход с необходимостью приводит нас ко второй главе "Информация в социокультурном времени".

Поскольку пространство и время, структура и динамика, логика и история не существуют изолированно друг от друга, то синтезирующей является третья глава: "Пространственно-временной континуум культуры и информация", в которой анализируются проблемы современного состояния культуры нарождающегося информационного общества.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Информация в пространственно-временном континууме культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К 2000 году изобретатель Джозеф Джэкобсон и американская компания "E-Ink" обещают отпечатать первую многоразовую электронно-бумажную газету. Она явится прообразом суперкниги. Эта книга будет представлять собой миниатюрный компьютер с огромной вместительностью электронной памяти, но вместо монитора вся графическая информация будет передаваться на. более удобный материал - бумагу. Бумага же будет обработана специальной краской, способной менять сколь угодно раз свой цвет под воздействием электромагнитного излучения компьютера. В момент покупки листы суперкниги будут чистыми. Читатель должен сам выбрать то произведение, которое хочет прочитать, введя нужный код, и на доселе пустых страницах мгновенно пропечатается выбранный текст со всеми иллюстрациями к нему. Секрет такой книги будущего - в особой краске.

Открытие новой технологии наносимой на бумагу краски, помещённой в капсулы, реагирующие на электрические заряды, приведёт к перевороту во всей полиграфии, журналистике, в рекламном бизнесе.

На этом последнем примере успешного развития новых информационных технологий мы видим, насколько быстро они изменяют образ жизни, стиль мышления, способы ориентации человека в социокультурном времени и пространстве.

И всё же роль носителей информации нельзя переоценивать: главным по-прежнему остаётся содержание информации. А из всего спектра содержательной информации - культурно-значимая информация. Неумелое, бездумное, сциентистски-ориентированное внедрение новых информационных технологий без учёта того содержания, которое они несут, может привести к обострению массовой болезни XX века - стандартизации сознания, потребностей и идеалов, "наркотизации" духа и тоталитаризации общества. В грядущем веке - веке информации - без новых информационных технологий человечество обойтись не сможет. Но, как указывал М.Шелер, не в товарах, не в достижениях искусства, не в бесконечном процессе познания позитивных наук скрыт смысл культуры, а в образовании из человекоживотного - человека.

 

Список научной литературыРатиев, Виталий Витальевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Арнольдов А.И. Информация глобальная ценность XXI в.//Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества: Материалы междунар. форума информатизации, посвящ. 850-летию Москвы /1997, нояб.,Москва/. -М., 1997.

3. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. сфр. М., 1994.

5. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов /пер. с нем./. М., 1995.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

7. Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве. Н.Новгород, 1992.

8. Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ /Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

9. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

10. Бердяев Н.А. Назначение человека: Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931.

11. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека /опыт персоналистической философии/. Париж, 1972.

12. Бердяев Н.А. Человек и машина //Вопросы философии. 1989. N2.

13. Белянкина Н.Г., Пивоваров Д.В. Образ элементарного объекта и элементаристский подход. Св., 1991.

14. Бибихин В.В. К онтологическому статусу языкового значения//Традиция в истории культуры. М., 1978.

15. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 1997.

16. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

17. Бусленко В.Н. Две стороны одной дискеты. М., 1990.

18. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М., 1968.

19. Гартман Н. Старая и новая онтология //Историко-философский ежегодник. М., 1988.

20. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов н/Дону, 1992.

21. Гельб И.Е. Опыт изучения письма /Основы грамматологии/. М., 1982/.

22. Голан А. Миф и символ. М., 1993.

23. Дайзард У. Наступление информационного века //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

24. Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995.

25. Демичев Е.В., Демичева В.Н. Информация, отражение, развитие //Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Тезисы докладов международной научной конференции. Краснодар, 1997.

26. Джиоев О.И. Роль традиций в культуре //Культура и общественное развитие. Тб., 1979.

27. Драч Г. В. Культурология как система знания //Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.

28. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии //Вопросы философии. 1977. N7.

29. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.

30. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.

31. Калиниченко В.В. Жизненный мир //Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

32. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М.,1977.

33. Капыгин Ю.М. Основы когнитивного обществозна-ния /Информационная теория социальных систем/. Киев, 1993.

34. Киселёва М.С. Культурные коды и типы культур //Культурология. М., 1993.

35. Коган В.З. Маршрут в страну информологию. М.,1985.

36. Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1990.

37. Колпанский Г.В. Паралингвистика. М,,. 1974.

38. Компьютерные игры. Л., 1988.

39. Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981.

40. Латинско-русский словарь. 3-е издание. М.,1986.

41. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

43. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

44. Леончиков В.Е. Информационная культура личности: поиски методологии //Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997.

45. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Кн. II. М.,1994.

46. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.

47. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры / /Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып.5.

48. Ло'гман Ю.М. Символ в системе культуры / /Символ в системе культуры: Труды по знаковым системам. Вып.21. Тарту, 1987.

49. Лотман Ю.М. и Тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

50. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

51. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. М., 1983.

52. Марков В.А. Миф. Символ. Метафора. Модальная онтология. Рига, 1994.

53. Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

54. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

55. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.

56. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

57. Мыльников А.С. Язык, культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации //Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

58. Мэмфорд Л. Миф машины //Утопия и утопическое мышление. М.} 1991.

59. Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.

60. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону, 1992.

61. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

62. Пигалев А.И. Время культуры //Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

63. Пиз А. Язык жестов: Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. Воронеж, 1992.

64. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философ-ско-социологического исследования. М., 1982.

65. Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М., 1985.

66. Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.

67. Полишук И.Л. В преддверии натиска третьей волны. М.,1989.

68. Пресман А.С. Организация биосферы и её космические связи. М., 1997.

69. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.

70. Прохоров А.А., Разлогов К.Э., Рузин Н.Д. Культура грядущего тысячелетия //Вопросы философии, 1989. N 6.

71. Психологические проблемы семантики. М., 1983.

72. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

73. Религиозные традиции мира. В 2-х т.т. Т. 1. /пер. с англ./. М., 1996.

74. Роберт Н.В. Виртуальная реальность //Информатика и образование. 1993. N 5.

75. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

76. Скляр В.В., Кладько Н.А. Культура в новом, информационном мире //Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997.

77. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.

78. Соколов Б. Г. Культура и традиция //Метафизические исследования. Вып.4. СПБ., 1997.

79. Сорокин П.А. Система социологии. Социальная аналитика. Пг., 1920. Т. 1.

80. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность //Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

81. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.

82. Степанов Ю.С. В трёхмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.

83. Тоффлер О. Третья волна //США экономика, политика, идеология. 1982. N 7-11.

84. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918.

85. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.,1987.

86. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

87. Урсул АД. Информация /методологические аспекты/. М., 1971.

88. Успенский Б.А. Избранные труды: в 2-х т.т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.

89. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1980.

90. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

91. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

92. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980.

93. Чебанов В.К. Об онтогенезе континуальностей пространства и времени. Ставр., 1998.

94. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.,1998.

95. Швебер Л.Э. Виртуальная реальность это реально? //Персональный компьютер сегодня. 1995. N 6.

96. Шейкин А.Г. Символ //Культурология. XX век. Словарь. СПб. Д997.

97. Шейкин А.Г. Информация //Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

98. Шелер М. Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной философии. М., 1988.

99. Шкуратов В.А.Культурогенез //Культурология. Ростов н/Дону, 1998.

100. Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем. М., 1974.

101. Штомпель Л.А. Лики времени. Р/Д-СПб, 1997.

102. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

103. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. Саратов,1989.

104. Ashby W.Ross. Adaptiveness and Equilibrum //Journal of Mental Science. 1986. Р.478-483/.

105. Baudrillard J. The Ecstasy of Communication. N.Y.,1987.

106. Beniger J.R. The Control Revolution. Technological and Economic Origine of the Information Society//Cambridge: Harvard Press, 1986.

107. Bovone L. Frammenti di communicazione globale //Studi di sociologia. 1997. - A.35, N 3-4.

108. Brand G. Die Lebenswelt. Eine Philosophie des konkreten Apriori. /West/ Berlin: De Grayter, 1971.

109. Heidegger M. Unterwege zur Sprache. Tubingen, 1960.

110. Hillis K. Recensio.//Amer.j.of sociology. 1997. -Vol.102, N 6. P. 1795-1796. - Rec. ad op.: Schroeder R. Possible worlds: The social dynamic of virtual reality technology. - Boulder /Colo/: Westview press, 1996.

111. Merleau-Ponty M. Signes. P., 1960.

112. Ricoeur P. Histoiri et verite. P., 1955.

113. Ricoeur P. Le conflit der interpretations. P., 1969.

114. Shils E. Tradition. Chicago: Univ. Chicago Press,1981.

115. Toffler A. Powershift. New York: Bantarm Press, 1990.

116. Virtual Really International 93. London, 1993.

117. Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society. Boston, 1950.

118. Williams F. The Communications Revolution. Revised edition. New York, 1983.