автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Инновационные формы гуманизации вузовского образования как фактор повышения духовной культуры личности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Басуева, Надежда Юрьевна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы духовного становления личности.
1.1. Культура как духовная детерминанта социального взаимодействия.
1.2. Социальная обусловленность современной кризисной ситуации процессов духовного становления личности.
1.3. Гуманизация образования в вузе как фактор смены образовательной парадигмы.
Глава 2. Практика инновационных процессов в системе гуманизации образования в вузе.
2.1. Инновационные формы гуманизации образования в вузе и их роль в становлении личности.
2.2. Влияние субъект-субъектных взаимодействий в образовательных системах на формирование приоритетов духовных ценностей (социологический анализ).
2.3. Вариативные модели инновационных форм гуманизации образования в вузе.
Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Басуева, Надежда Юрьевна
Настоящая диссертационная работа представляет собой теоретико-прикладное исследование влияния инновационных форм гуманизации образования на повышение духовной культуры личности. Рост интереса к проблемам духовной культуры личности отмечается во всем мире и происходит в контексте изменения подходов к оценке роли культуры в обществе. В работах социологов, философов, историков все чаще прослеживается мысль о том, что решение многих социальных проблем надо искать в сфере человеческих отношений, взаимодействий, ибо то общество, которое люди имеют на сегодняшний день (со всеми его конфликтами и противоречиями, обострением экологических, демографических, политических кризисов, практически ставящих человечество перед проблемой выживания) - это общество является продуктом деятельности самих людей. Именно люди своим трудом, своими действиями, исходя из определенных интересов и мотивов, создали это общество, в котором, парадоксальным образом, им становится жить все труднее и труднее. Если источник социальных изменений лежит в деятельности людей, то именно в сфере деятельности, а точнее в сфере мотивов, интересов, ценностных установок, побуждающих их действовать так или иначе, и следует искать решение современных проблем. Такой подход предполагает рассматривать индивида как активное творческое начало культурно-исторического процесса, как субъекта социального развития, а его культуру как движущую силу этого развития.
С другой стороны, анализ теоретического и эмпирического материала, накопленного российской социалогической наукой за последние годы, в том числе и авторские наблюдения, позволяют отметить кризисное состояние духовной культуры личности (особенно молодежи) в период социокультурных трансформаций российского общества. Очевидна необходимость поиска путей преодоления кризисной ситуации процессов формирования духовной культуры личности; необходимы меры со стороны общества, призванные помочь становлению личности как субъекта социокультурного развития. Такие меры могут быть предприняты в сфере образования как наиболее массового инструмента социализации и инкультурации молодого поколения.
Анализ развития некоторых сфер высшего образования в России за последние годы показал, что образование в целом откликнулось на социокультурные изменения, происходящие в обществе, и стремится соответствовать требованиям социального заказа общества в подготовке специалистов. Для системы образования характерны постоянное обновление и саморазвитие, появление разного рода инноваций: содержательных, методических и структурных. Многие из них, по мнению автора, изначально направлены на повышение эффективности учебного процесса, однако ряд инноваций содержит значительные возможности для духовного развития личности, повышения ее духовной культуры.
В связи с этим появилась необходимость:
1. выявить насущные проблемы культурного становления личности как субъекта социокультурного развития в современных условиях;
2. соотнести их с возможностями инновационного образования;
3. выявить механизм влияния некоторых инноваций на процесс становления личности и повышения ее духовной культуры;
4. рассмотреть социальные предпосылки, создающие условия для распространения таких инноваций в сфере высшего образования.
Этим и определяется актуальность темы диссертационного исследования. Отдельные аспекты этой проблемы в той или иной мере исследовались социологами, философами, историками, педагогами, психологами и другими учеными, что и послужило теоретикометодологической базой диссертационного исследования. В области социологии культуры, а именно при изучении роли духовных факторов в развитии общества анализировались работы отечественных и зарубежных авторов: М. Вебера, Г. Зиммеля, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, Е.В. де Роберти, П.Сорокина; из современных авторов - В.А. Ядова, Ж.Т. Тощенко, Л.Г. Ионина, А.Г. Эфендиева, В.Г. Харчевой, Е.В. Боголюбовой, А .Я. Флиера, Б.С. Ерасова, А.А. Радугина, А.И. Кравченко, Н.И. Лапина, Е.М. Скворцова, В.М. Розина, А.С. Кармина и других; в изучении вопроса о взаимосвязи социальных взаимодействий и развития культуры - работы М. Вебера, П. Сорокина, Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блюмера, Нисбета Р., К. Поппера, Э. Гидденса, А. Турена, М. Крозье, Э.Фридберга, М. Арчер, Уоллерстайна И. и других. Исследование компонентов духовной культуры, их генезиса и распространения в обществе основывалось на анализе работ В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера, М. Рокича, Т. Парсонса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, П. Сорокина, Ф. Тенбрука, А.Г. Здравомыслова, Н.Н. Михайлова, Л.Н. Жилина, А.В. Маргулиса, Э.С. Маркаряна, Н.И. Лапина, Л.Г. Ионина, Гаврилюк В.В. и других. Анализ современной кризисной ситуации процессов формирования духовной культуры личности основывался на изучении работ П.Штомпки, Дж. Александера, Ионина Л.Г., Флиера А.Я., Тощенко Ж.Т., Лапина Н.И., Бутенко И.А., многочисленных публикаций в периодической печати. Проблемы социальной идентификации, актуализировавшиеся в период социокультурных трансформаций, анализировались, исходя из научного знания, накопленного трудами Эриксона Э.Г., Хесле В., Куна М., Маркпартленда Т., Козырева Ю.Н., Ядова В.А., Шматко Н.А. и других.
Вопросы, связанные с проблемами становления личности, изучались на основе работ Ч. Кули, Дж. Мида, Я. Морено, Т. Парсонса, Р. Линтона, Р.
Мертона, Ж. Пиаже, Здравомыслова А.Г., Фролова С.С., Чесноковой В.Д., Минюшева Ф.И., Барбаковой К.Г., Бакштановского В.И., Зотова-Матвеева Н.Д., Лисовского В.Т., Петровского А.В., Кона И.С., Котовой И.Б., Шияновой В.В., Смирнова С.Д., Бордовской Н.В., Реан А.А., Логиновой Н.А., Лернера И.Я., Скаткина B.C., Б.М. Бим-Бада, Ильина В.В.
Вопросы взаимосвязи языка и культуры, а также влияния изучения языков на духовное развитие личности рассматривались на основе работ В.Гумбольдта, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртэнэ, P.O. Якобсона, Сепира Э., Уорфа Б., К. Леви-Строса, Толстого Н.И., Бахтина М.М., Щербы Л.В., Топорова В.Н., Вежбицкой А., Пассова Е.И., Шейлза Д., Добрускина М.В., Сафоновой В.В., Петрова М.К., Литлвуда У., Морроу К., Секстона М., Андервуда Дж, Дж. ван Эка, Суейна М. и других.
Результаты теоретического анализа работ названных авторов показали, что несмотря на разностороннее изучение проблем духовной культуры личности вопросы духовного становления личности в период социокультурных преобразований, детальный анализ этого процесса находятся в стадии изучения; вопросы же влияния инновационных форм ^ гуманизации образования на решение проблем духовного становления и о личности в период социокультурных преобразовании в научной литературе не рассматривались. Это определило выбор темы исследования, ее цели и задачи.
Проблема исследования заключается в поиске путей преодоления кризисной ситуации процессов духовного становления личности, повышения ее духовного потенциала как субъекта социокультурного творчества средствами, доступными для большинства членов общества, а именно средствами образования, среди которых наиболее эффективными являются, по мнению диссертанта, инновационные формы гуманизации образования; поиск механизмов реализации влияния инноваций гуманизации образования на духовное становление личности как субъекта культуры.
Исходя из актуальности темы исследования, степени ее изученности, постановки проблемы исследования, определяются объект и предмет исследования, выявляются его цели.
Объектом данного исследования является духовная культура личности.
Предмет исследования - гуманизация образования как фактор повышения духовной культуры личности.
Целью исследования является разработка оптимальных моделей инновационного обучения в вузе, способствующего духовному становлению личности в период социокультурных преобразований. Цель исследования определила его задачи:
• обоснование роли культуры как духовной детерминанты социальных взаимодействий - условия социокультурного развития;
• выявление насущных проблем духовного становления личности как субъекта социокультурного развития;
• определение факторов, способствующих решению проблем духовного становления личности в современных условиях;
• анализ инновационных форм обучения в вузе и их влияния на духовное становление личности;
• разработка методики социологического исследования современного состояния инновационных форм обучения в вузе и их роли в формировании приоритетов духовных ценностей;
• разработка прогнозных моделей инновационного обучения в вузе как фактора, способствующего духовному становлению личности как субъекта культуры;
• поиск путей реализации прогнозных моделей инновационного обучения в конкретных механизмах обучения.
Эмпирической базой стали результаты социологических исследований, в том числе авторских, проведенных в 2001-2003 годах. Использовались методы вторичного анализа документов, анкетного опроса; для обработки данных, полученных в результате анкетного опроса, использовались методы рейтингов, факторный анализ.
Цели и задачи, поставленные в диссертации, их решение определили степень научной новизны исследования. Она заключается в следующем:
• выявлены проблемы духовного становления личности в современных условиях;
• определены факторы, способствующие решению проблем духовного становления личности в период социокультурных преобразований;
• выявлены потенциальные возможности инновационного обучения для духовного становления личности и факторы, препятствующие распространению инновационного обучения в вузе;
• разработана методика социологического исследования современного состояния инновационных форм обучения в вузе и их роли в формировании приоритетов духовных ценностей;
• разработаны прогнозные модели ценностных установок непосредственных субъектов образовательной деятельности на распространение личностно-ориентированных технологий в сфере образования;
• предложен способ реализации оптимальной прогнозной модели инновационного обучения с целью повышения духовной культуры личности в конкретном механизме коммуникативного обучения иностранным языкам в вузе в рамках дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Теоретическая значимость исследования заключается в разработке принципов влияния инновационного обучения на духовное становление личности.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов:
• для определения направлений развития региональной системы образования;
• для улучшения информированности преподавателей, руководителей вузов о ценностных ориентациях субъектов образовательной деятельности для повышения эффективности социальных взаимодействий с целью духовного развития личности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Инновационные формы гуманизации вузовского образования как фактор повышения духовной культуры личности"
Заключение
Проведенное автором диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.
• В диссертационном исследовании выявлены проблемы духовного становления личности в современных условиях, обусловленные резкой сменой приоритетных ценностей в результате революционных социокультурных преобразований; в их и числе: затруднение процесса социализации индивида в связи с проблемами в отношении передачи социального опыта от одного поколения к другому в рамках семьи; неустойчивость ценностных ориентаций молодежи; формирование парадоксального сознания, социального равнодушия, чувства безнадежности; торможение развертывания идентификационных процессов в условиях образовавшегося ценностного вакуума и незрелых культурных форм; как следствие - приверженность молодежи массовой культуре, не несущей ценностной основы; показано, что главный результат этих преобразований заключается в том, что личность, утратившая идентичность, не способна развиваться дальше, то есть лишена ориентиров своей деятельности; для общества это означает, что оно лишается субъекта, творца культуры.
• В диссертации обосновано, что основными факторами, способствующими решению проблем духовного становления личности в период социокультурных преобразований является создание условий для формирования полиценностного культурного пространства, а также условий для социокультурного творчества индивида и развития у него таких качеств как самостоятельность, инициативность, индивидуальность, независимость, оптимизм и других, при приоритете общечеловеческих ценностных установок.
• В диссертации показано, что главными результатами применения инновационных форм гуманизации образования в вузе является утверждение в сознании индивида общечеловеческих ценностей, а также нового для российского общества типа социального взаимодействия, признающего ценность каждого человека и его право на независимость, самостоятельность, индивидуальность; расширение знаний индивида о разнообразных культурных ценностей и создание предпосылок для формирования полиценностного культурного пространства; создание условий для развития у индивида качеств, необходимых для становления личности как субъекта культуры.
• Диссертационное исследование выявило факторы, препятствующие распространению инновационного обучения в вузе: противоречия в ценностных установках субъектов образовательного процесса на личностно-ориентированное обучение, а также ряд внешних причин, препятствующих распространению инноваций гуманизации образования в вузе.
• Социологическое исследование, проведенное автором диссертации, выявило состояние инновационных форм гуманизации вузовского образования и их влияние на повышение духовной культуры личности; разработана методика мониторинга ценностных установок субъектов образовательного процесса на личностно-ориентированное обучение, а также внешних проблем, препятствующих распространению инноваций в вузе.
• Автором диссертационного исследования разработана прогнозная модель организации инновационного обучения иностранным языкам в вузе, способствующая духовному становлению личности как субъекта культуры, предполагающая необходимость наличия корреляции ценностных установок непосредственных субъектов образовательного процесса на личностно-ориентированное обучение, а также создание условий для решения внешних проблем, препятствующих распространению инновационного обучения. • Вариативные модели инновационных форм гуманизации образования в вузе (в частности, коммуникативное обучение иностранным языкам в вузе в рамках дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации») предлагаются автором диссертационного исследования в качестве основы для механизма реализации оптимальной прогнозной модели инновационного обучения иностранным языкам в вузе с целью повышения духовной культуры личности.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для определения направлений развития региональной системы образования; для улучшения информированности преподавателей, руководителей вузов о ценностных ориентациях субъектов образовательной деятельности для повышения эффективности социальных взаимодействий с целью духовного развития личности.
Список научной литературыБасуева, Надежда Юрьевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Актуальные проблемы культуры XX века. — М.: Общество «Знание» Российской Федерации, 1993. - 192 с.
2. Американская социологическая мысль/Под ред. В.И. Добренькова М.: Изд-воМГУ, 1994.-495 с.
3. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. - 96 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. - 783 с.
6. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.
7. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитания./Под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
8. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 232 с.
9. Большаков А.В., Добрынина В.И. Биосферная концепция культуры// Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Общество «Знание» Российской Федерации, 1993. - с. 126- 139.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.-304 с.
11. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. М.: Языки русской культуры, 1997. - 576 с.
12. Бутенко И.А. Социология культуры времен поздней и ускоренной модернизации.//СОЦИС. 2001. -№ 4. - с. 139 - 146.
13. Вебер А. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. - 564 с.
14. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. 804с.
15. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - с. 495 - 546.
16. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994 - 702 с.
17. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - с. 60 - 207.
18. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. - 412 с.
19. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юристъ, 1995. - 687 с.
20. Воронин Г.Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия.//СОЦИС. 2000. - № 9. - с. 73 - 79.
21. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // СОЦИС. 2002. - № 1. - С. 96104.
22. Гак В.Г. Языковые преобразования. М.: «Языки русской культуры», 1998.-763 с.
23. Ганжин В.Т. Личность как ценность.// Моральные ценности и личность. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 136-147.
24. Гегель В.Ф. Лекции по истории философии. СПб.: Наука. С-П. изд. фирма, - 1993.-477 с.
25. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Учеб. пособие для студентов. -М.: Институт практической психологии, 1996. 144с.
26. Гидденс Э. Социология Sociology: учебник для ВУЗов М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704 с.
27. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: (социологический анализ)./Российский независимый институт социальных и национальных проблем. М.: Россмэн, 2000. - 382 с.
28. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. -М.: Прогресс, 1984. -397с.
29. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
30. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. -317с.
31. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов.//СОЦИС.-2001.-№7.-с. 133 136.
32. Добрускин М.В. Роль гуманитарного образования в подготовке инженеров // СОЦИС. 2002. - № 9. - С. 95-98.
33. Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995. - 349 с.
34. Дюркгейм Э. Лекции по философии и культуре. М.: Правл. об-ва
35. Знание» России, 1993. 190 с.
36. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч. I. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 384 с.
37. Закон Российской федерации «Об образовании». // Высшее образование в России. 1992. - № 3. - С. 5-36.
38. Зиммель Г. Философия культуры.//Избранное. T.l. -М.: Юрист, 1996.- 671 с.
39. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1996.- 280 с.
40. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 168 с.
41. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
42. Кареев Н.И. Основы русской социологии. // СОЦИС. 1985. - № 3. - С. 179-184.
43. Кармин А.С. Культура социальных отношений. Серия «Мир культуры, -истории и философии» СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 128 с.
44. Кахиани К. Не те привычки // Ведомости. 2002. - № 9. - С. 8.
45. Качаиов Ю.Л., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной идентичности. // Социальная идентификация личности. / Под ред. В.А. Ядова. -М.: Ин-т социологии РАН, 1993. 167 с.
46. Кемеров В.Е. Взаимопонимание. М.: Политиздат, 1984. - 109 с.
47. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. -М.: Академический проект, 2001. 576 с.
48. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 1998. - 22 с.
49. Козырев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальной идентичности. // Социологический журнал. 1995. - № 2. - С. 42-54.
50. Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Возрождение идеала. -М.: Политиздат, 1990. 267 с.
51. Коммуникативность в обучении современным языкам / Под ред. Шейлза Д. М.: Совет Европы Пресс, 1995. - 352 с.
52. Конт О. Курс положительной философии. Пер. с франц. СПб.: Посредник, 1900. — 24 с.
53. Конт О. Дух позитивной философии. СПб.: Лаб. метафиз. исследований: С-Петербург. филос. общество, 2001. - 146 с.
54. Кравченко А.И. Культурология. -М.: Академический проект, 2001. -496 с.
55. Кузьмина Л.Г., Сафонова В.В. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых // Иностранные языки в школе. 1998.-№ 5.-С. 31-34, №6-С. 10-18.
56. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.-304 с.
57. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов/ Под ред. Н.Г. Багдасарьян. 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2002. - 511с.
58. Кун М., Маркпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя.//Современная зарубежная социальная психология. Тексты.-М.:Изд-во МГУ, 1984.-С. 180-188.
59. Лавров П.Л. Исторические письма. // Философия и социология. Избр. произв в 2-х тт. Т.2. М.: Наука, 1965. - С. 5-297.
60. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. -1996.-№5.-С. 3-19.
61. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. // СОЦИС. 1994. - № 5. - С. 3-8.
62. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // СОЦИС. 1997. -№ з. с. 3-8.
63. Левада Ю. Координаты человека. К итогам изучения «Человека советского». // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. - № 1. - С. 7-15.
64. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994. 382 с.
65. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. - 223 с.
66. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1997. 287с.
67. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. - 365с.
68. Лернер И.Я. развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика. 1996.-№2.-С. 7-11.
69. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических изменений российской молодежи). // СОЦИС. 1998. -№5.-С. 98-104.
70. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПб ГУП, 2000. - 508 с.
71. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь.// Принцип развития в психологии. / Под ред. JI.A. Анцыферовой. М.: Наука, 1978.-С. 156-172.
72. Логический анализ языка. Образование человека в культуре и языке. / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Ю. Левонтина. М.: Индрик, 1999. - 424 с.
73. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Прогресс, 1992. - 272 с.
74. Магун B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание.//Мир России. 1998.-№ 4.-с. 113.-144.
75. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284 с.
76. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969.-228 с.
77. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 22. М.: Госполитиздат, 1962. -804 с.
78. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.
79. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 199 с.
80. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия.// Социологические исследования. 1992. № 3. - с. 104. - 114. - № 4. - с. 91. - 96.
81. Мид Дж. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. - 429 с.
82. Минюшев Ф.И. Социокультурное творчество.//Актуальные проблемы культуры XX века. М.: О-во «Знание» Российской Федерации, 1993. -с. 54-70.
83. Модернизация в России и конфликт ценностей./ Под ред. С.Я. Матвеевой. М.: Ифран, 1994. - 248 с.
84. Молодежь: будущее России. М.: НИЦ при Институте Молодежи, 1995.-240 с.
85. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
86. Морфология культуры. Структура и динамика.: Учебн. пособие для вузов. Г.А. Аванесова и др. М.: Наука, 1994. - 414 с.
87. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.В. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981.- 383 с.
88. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: Инфра-М, 2000. - 654 с.
89. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. / Под ред. И.В. Рахманова. М.: Педагогика, 1972. - 320 с.
90. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1997. -270 с.
91. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993. -159 с.
92. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
93. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М.: Просвещение, 1991. 222 с.
94. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328 с.
95. Петров Ю.П. Проблема интеллигентности в понимании студентов. // -СОЦИС. 2001. - № 2. - С. 62-66.
96. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО ' «Горбунок», 1992. - 224 с.
97. Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с англ. О.В. Захарова. М.: Прогресс, 1985.-312 с.
98. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
99. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук. М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995. - 88 с.
100. Помазан А.Н., Седунова А.В., Ядова Е.Н. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян. // СОЦИС. 2001. - № 12. -С. 122-130.
101. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993. - 185 с.
102. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М.: Международный фонд «Культ, инициатива» - Soros foundation: Открытое общество «Феникс», 1992. - Т. 2 - 528 с.
103. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622 с.
104. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: Способ представления мира.// Вопр. языкознания. 1990. - № 6. - с. 110 - 122.
105. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2001. - 224 с.
106. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX в.: Антология. М.: Юрист, 1995. - С. 69 - 104.
107. Рогов В.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 511 с.
108. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. -1998.- №5.-С. 90-98.
109. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков. // СОЦИС.-2001.-№2.-С. 87-92.
110. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Пер. с англ. под ред. А.Е. Кибрика. М.: Прогресс, изд. группа «Универс», 1993.- 654 с.
111. Сепир Э., Уорф Б. Этнолингвистика. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1. -М.: Изд. Иностр. лит-ры, 1960. С. 135-148.
112. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л.: Лениздат, 1990. - 204 с.
113. Сикевич З.В. Образ прошлого и настоящего в символическом сознании россиян. // СОЦИС. 1999. -№ 1. - С. 87-93.
114. Симонова О.А. Социологический смысл понятия идентичности в концепции Э.Г. Эриксона. // Вестник Московского университета. Сер 18. Социология и политология. 2001. - № 2. - С. 103-121.
115. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
116. Смоленцев Ю.М. Гуманизм как принцип культуры // Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Правлен, об-ва «Знание» России, 1993.-С. 7-32.
117. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
118. Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии ' и реальность. («Круглый стол») // СОЦИС. 2001. - № 11. - С. 58-68.
119. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.П. Сальникова. СПб: Лань: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. - 416 с.
120. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Ника-Центр, 1997. -512 с.
121. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 572 с.
122. Тойнби А.Дж. Постижение истории: сборник. М.: Прогресс, 1991. -736с.
123. Толстой Н.И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Предисловие А. Журавлева. М.: Индрик, 1995.-509 с.
124. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 624 с.
125. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // СОЦИС. -2001.-№ 6.-С 3-15.
126. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт. - М., 2001. - 511 с.
127. Турен А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998.-203 с.
128. Уоллерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? //СОЦИС. 1997.-№ 1.-С. 15-17.
129. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1 -М.: Изд-во иностр. лит-ры , 1960. С. 170-174.
130. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.
131. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.
132. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М.: Ренессанс, 1992. -289 с.
133. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1998. - 357 с.
134. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / вступит, ст. П.С. Гуревича; Примечания Т.В. Панфиловой. М.: Республика, 1994. - 446 с.
135. Хайдеггер М. Время и бытие. -М.: Республика, 1993. -445 с.
136. Харчев А.Г. Социология воспитания (о некоторых актуальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. - 220 с.
137. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Логос, 2000. - 302 с.
138. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 112-123.
139. Чеснокова В.Д. Индивидуальная культура.//Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Общество «Знание» Российской Федерации, 1993.-С. 90- 107.
140. Швейцер А. Благоговение перед жизнью./ Пер с нем. под. общ. ред. А.А. Гусейнова, М.Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1985. - 572 с.
141. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки //СОЦИС.- 1996,-№6.-С. 76-81.
142. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
143. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2-х томах. М.: Мысль, 1998. - Т. 1 - 663 с, Т. 2 - 606 с.
144. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе « //СОЦИС.-2001.-№ 1-2.-С. 3-12.
145. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.
146. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-240 с.
147. Щерба JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. - 112 с.
148. Эриксон Э. Проблема эго-идентичности. // Реферативный журнал, серия «Социология» 1991.-№ 1.-С. 173 - 200; № 2. - С.155 - 172.
149. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. - 340 с.
150. Эриксон Э. Детство и Общество. СПб.: Лет. сад, 2000. - 415 с.
151. Юлдашев Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня. // СОЦИС. 2001. -№ 8.-с. 146-151.
152. Юнг К.Г. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991.-297 с.
153. Юртайкин В.В., Дьяконова Н.А. Авторитаризм в системе установок российских и американских студентов. // СОЦИС. 2001. - № 9. - С. 58-67.
154. Ядов В.А., Саганенко Г.И. Ценностные ориентации как отражение условий образа жизни// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./ Л.В. Бозрикова, В.В. Водзинская, Л.Д. Докторова и др./ Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.
155. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. // Мир России. -1995.-№3-4.-с.158- 181.
156. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе.// Социологический журнал. 1994. -№ 1.-е. 31-42.
157. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527 с.
158. Alexander J.С. Civil Society, I, II, III: Constructing an Emperial Concept from Normative Controversies and Historical Transformations // J.C. Alexander (ed.) Real Civil Societies. L, 1998. p 1 - 9.
159. Archer M. Culture and Agency. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.-243 p.
160. Blumer H. Symbolic interactionism perspective or method. N.Y., 1969.
161. Canale M. et M. Swain. Theoretical bases of communicative approaches to language. Teaching and testing. Applied Linguistics. - 1980. - № 1. -p. 12-37.
162. Candlin C.N. The Communicative Teaching of English: Principles and an Exercize Typology. London: Longman, 1981. - 283p.
163. Crozier M. and Friedberg E. L'Acteur et le systeme. Paris: Editions du Seuil, 1977.
164. Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge: Polity Press, 1984.
165. Hailer A. Significant others. // American Social. Rev. 1953. - №2 - p. 70-78.
166. Hudson R.A. Sociolinguisties. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.
167. Johnstone R. Communicative Interaction: a guide for language teachers. -London: C.I.L.T., 1989. 345 p.
168. Littlewood W. Communicative Language Teaching, an introduction. -Cambridge: Cambridge University Press, 1981. 189 p.
169. Mannheim K. and Stewart W.A. An introduction to the sociology of education. New York: Humanities Press, 1962.
170. Melvilla M., Langenheim L., Rinvolucri M. Towards the Creative Teaching of English. London: Allen and Unwin, 1981.-221 p.
171. Morrow K. et Schocker M. Using texts in a communicative approach // ELT Journal. 1987. - 41/4. - p. 248 - 256.
172. Nisbet R. History of the Idea of Progress. New York: Basic Books, 1980.
173. Numan D. Designing Tasks for the communicative classroom. -Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 121 p.
174. Richard J.C. et Schmidt R.W. Language and Communication. London: Longman, 1983.-297 p.
175. Rokeach M. Nature of Human Values. New York, Lnd: The Free Press., 1973.
176. Rosen S.N. Education in the USSR: Research and innovation. -Washington, D.C: U.S. Government Printing Office, 1978.
177. Sexton M. et Williams P. Communicative activities for advanced students of English: a typology. Munich: Langenscheidt - Longman, 1985. - 312 P
178. Telia S. Communicative Language teaching in the classroom (Report on Workshop 3, Finland, June 1984). Strgsbourg: Conseil de L'Europe, 1985.-p. 71-75.
179. Tenbruck F.H. Representative Kultur // Sozialstruktur und Kultur / Hrsg. Von H. Haferkamp. Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1990.
180. Touraine A. The Self- production of Society. Chicago: University of Chicago Press, 1977. - 204 p.
181. Underwood M. Linguistics, computers, and the language teacher: a communicative approach. London: Newburry House, 1984. - 337 p.1. Q-LO-Ca-Q, Ч ч