автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Интеллигенция как явление социальной мифологии

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Орлов, Сергей Борисович
  • Ученая cтепень: доктора социологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Интеллигенция как явление социальной мифологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора социологических наук Орлов, Сергей Борисович

ВВЕДЕНИЕ С.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ МИФ КАК ИММАНЕНТНЫЙ АТРИБУТ СИСТЕМЫ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

§1. Признаки, разновидности, формы и средства функционирования мифа в обществе С.

§2. Бюрократия как субъект властных отношений С.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МИФОТВОРЧЕСТВА В РОССИИ

§ 1. Этапы развития субъекта статического мифа власти бюрократического аппарата самодержавия С.

§2.Возникновение субъектов динамического мифа и их сущность С.

ГЛАВА 3. ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ МИФОЛОГЕМЫ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»

§1. Формирование и укоренение мифологической парадигмы взглядов на интеллигенцию в российском обществе второй половины XIX - начала XX века С.

§2. Попытки демифологизации: концепции интеллигенции как разновидности бюрократии С.

§3. Специфика функционирования мифологемы «интеллигенция» в Советской России С.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по социологии, Орлов, Сергей Борисович

Актуальность темы исследования.

Россия была и остается государством, в котором институты и субъекты власти всегда доминировали над остальным обществом, создавая для него и за него совокупность социальных норм во всех сферах жизнедеятельности.

Кроме того, правящий режим должен был постоянно поддерживать свой образ как единственной легитимной силы, консолидирующей и стабилизирующей государство.

С другой стороны, российское общество состояло из социальных групп различной степени политической активности. Среди них были и те, которые, не желая быть объектом воздействия со стороны власти, стремились стать главным субъектом политического действия и в противовес ей разрабатывали и внедряли в жизнь альтернативные социальные нормы. Составной частью этой деятельности являлось создание позитивного образа данной группы путем априорной и аффективной ее самооценки и приписывания ей ряда номинативных признаков, позволяющих характеризовать легитимизирующуюся группу в качестве наиболее передовой и организованной части общества.

Это обусловило возникновение системы взглядов, исходящих из иррациональной, внелогической сферы сознания, и лишь частично отражающих действительность, однако функционирующих в качестве научных парадигм. Такого рода система взглядов получила название «социальной мифологии».

По мнению исследователей, занимавшихся ее изучением, социальная мифология есть неотъемлемый атрибут человеческого существования. Так, Н.А. Бердяев в свое время отмечал, что в основании общества всегда лежат социальные мифы, без них не могут существовать народы.

Любой тип власти, по его мнению, имеет свои разновидности социальной мифологии - существуют мифы либеральные, демократические, социалистические, монархические, фашистские и другие. В основу каждого из них положен определенный набор мифологем: так, главной составляющей социалистического мифа является мифологема пролетариата, как класса-спасителя, класса-мессии.1

Социальная ткань современного российского общества пронизана целой системой социальных и политических мифов, одни из которых давно укоренились в сознании граждан, а другие только пробивают себе дорогу. В целом манипуляции общественным сознанием с помощью социальной мифологии, внедряемой средствами массовой информации, социальными технологиями, политической рекламой и т.д., приобрели тотальный характер.

Поэтому всестороннее исследование комплекса проблем, связанных с социальной мифологией - анализ исторического происхождения и развития мифологем, типология основополагающих мифов, выявление субъектов мифотворчества и целый ряд других вопросов, - нам представляется весьма актуальной задачей.

Ее решение имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку знание законов функционирования социальной мифологии, основных признаков мифа, его разновидностей выявление субъектов мифотворчества ^ позволит точнее определить совокупность реальных политических сил, их потенциальных возможностей и вектора устремления, а следовательно, конкретизировать развитие российского общества.

В рамках данной работы мы исследуем мифологему, прочно укорененную как в научном, так и в массовом сознании, и являющуюся, по нашему мнению ключевой для понимания специфики функционирования социальной мифологии в России - мифологему «интеллигенция».

1 См.: Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М.: 1995. - С. 67.

На первый взгляд, реальность существования интеллигенции не вызывает особых сомнений, поскольку данйое понятие является общепринятым и широко употребляется в различных областях гуманитарного знания. Выделение интеллигенции в особую социальную группу производится по нескольким традиционным критериям.

Первый из них в качестве главного признака называет высокий профессионально-образовательный ценз («образованный класс», «группа экспертов», «интеллектуальная элита», «лица, профессионально занимающиеся умственным трудом» и т.д.).

Второй критерий определяет интеллигенцию с помощью морально-этических категорий - «совесть общества», «его лучшая часть», «особый духовный орден».

Третий синтезирует предыдущие: интеллигенция - это группа высокообразованных людей, обладающих честью, достоинством, порядочностью, милосердием, и сохраняющих высоты культуры перед лицом торжествующей бюрократии и полуобразованной массы.

Однако при более пристальном изучении эти критерии представляются нам недостаточно обоснованными.

Образованность сама по себе является конституирующим признаком, который характеризует степень профессиональной пригодности личности. Поэтому нет необходимости достраивании «признака над признаком» - не существует профессии «интеллигент», равно как «инженер-интеллигент» или «слесарь-интеллигент».

Что касается определения интеллигенции с помощью морально-этического критерия, то в данном случае объективность в оценке вообще отсутствует - это выражение субъективного и зачастую сиюминутного мнения определяющего.

Таким образом, следует констатировать, что вопрос о сущности понятия «интеллигенция» и о причинах его возникновения остается открытым.

В связи с этим актуальным становится выработка новых подходов к ее изучению. Наиболее плодотворной нам представляется методология, изучающая интеллигенцию как явление социальной мифологии. Она позволяет выйти за рамки классового или аксиологического критерия, определить, является ли искомый термин теоретическим артефактом или имеет основания в структуре общества, выявить субъект мифотворчества и скоррелировать его с исследуемым нами явлением, а также рассмотреть развитие мифологемы «интеллигенция» в историческом пространстве.

Выявление субъекта, использующего данную мифологему, позволит определить его реальную суть как исторического субъекта действия;(им, по нашему мнению, в России всегда являлась бюрократия в различных ипостасях - дворянской, чиновничьей, политической и т.д.). При этом рассмотрение специфики ее функционирования имеет не только историческое или теоретическое, но и прикладное значение, поскольку только точное знание всех социальных групп, их потенциальных возможностей и вектора устремления, позволит выявить перспективы развития российского общества и, соответственно, пути выхода из того состояния, в котором оно сегодня пребывает.

Итак, актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена, во-первых, все возрастающим влиянием социальной мифологии на общество, с одной стороны, и недостаточной степенью ее исследованности, с другой;

Во-вторых, объективной потребностью общества в идентификации ряда социальных явлений (в том числе - интеллигенции) как реальных или мифологических с целью адекватной оценки его социальной структуры.

В-третьих, необходимостью раскрытия на основе данной идентификации субъекта мифотворчества и рассмотрения его как субъекта политического действия.

Степень научной разработанности темы.

В настоящее время на базе отечественной и зарубежной философской, социологической, исторической и культурологической наук сложилась целая субдисциплина - «интеллигентоведение», изучающая различные аспекты данной проблемы.

Ее возникновение было обусловлено первыми попытками осмысления этого явления начиная с 70-х годов XIX в. теоретиками народничества - Я.В. Абрамовым, В.П. Воронцовым, Ф. Денисенко, Б.В. Добрыниным, Н.Н. Златовратским, С.Я. Елпатьевским, Р. Ивановым-Разумником, С.Н. Кривенко, П.Л. Лавровым, Н.К. Михайловским, А.А. Николаевым, В.Н. Одноблюдовым, А.В. Пешехоновым, А.П. Смирнягиным, П.Н. Ткачевым, М.М. Филипповым, П.П. Червинским, Н.А. Шелгуновым, А.Н. Энгельгардтом и др., выделявшими интеллигенцию в особую социальную группу в соответствии с социально-этическим критерием и считавшими ее частью народа, взявшей на себя социальную функцию общественного самосознания от имени и во имя всего народа.

В 90-е годы к проблеме интеллигенции обратились исследователи, придерживавшиеся марксистских взглядов - М. Белорусе, Д. Зайцев, П.С. Коган, П. Лафарг, В. Лункевич, М. Мандельштам, М. Мауренбрехер, Д.Б. Рязанов, В. Шулятиков и др.

Их воззрения стали составной частью концепции интеллигенции, предложенной Г.В. Плехановым, В.И. Лениным и его соратниками - В. Воровским, П.И. Лебедевым-Полянским, А.В. Луначарским, Л.Д. Троцким и т.д., трактовавшими интеллигенцию как социальную прослойку, принадлежащую к различным классам общества, то есть в соответствии с социально-классовым критерием.

В это же время тема интеллигенции осмысливалась в публицистике писателями И.С. Аксаковым, А.И. Герценом, П.Д. Боборыкиным (которому ошибочно приписывают авторство этого термина), И.С. Тургеневым, историками Е. Летковой, В.О. Ключевским и др.

К ней обращаются ученые и так называемого «либерального» направления - К.К. Арсеньев, Н.А. Гредескул, А. Кизеветтер, М.М. Ковалевский, П.Н. Милюков, JI. Оболенский, Д.И. Овсянико-Куликовский, И.И. Петрункевич, Л.А. Полонский, И.А. Славинский, М.Н. Туган-Барановский, а также «либерально-религиозного» - В.В. Зеньковский, Д.С. Мережковский и др.

Все указанные выше авторы, при несходстве (а иногда и противоположности) их политических взглядов, рассматривали интеллигенцию как реально существующую социальную группу, часть общества в целом или часть определенного класса.

Несколько иной была «консервативная» точка зрения, основа которой была заложена в работах К.Н. Леонтьева, а затем развита Л.А. Тихомировым, Н.М. Соколовым, С.Н. Сыромятниковым. Они считали интеллигенцию явлением, принципиально чуждым и даже враждебным русскому народу, обществу и государству.

Более конкретную форму эта точка зрения получила в виде концепции интеллигенции как исторически обусловленной формы бюрократии, разработанной в трудах ученого-народника И.И. Каблица и солидаризовавшихся с ним С. А. Венгерова, О.Ф. Миллера, Б.В. Назаревского, социал-демократов К. Каутского, Л.Н. Потресова, идеологов анархизма Я.В. Махайского и Е.И. Лозинского, писателя А.П. Чехова, кадета А.С. Изгоева. В целостной и концептуальной форме эти взгляды нашли свое выражение в сборнике «Вехи», в который были включены работы Н.А. Бердяева, Н.А. Булгакова, М.О. Гершензона, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка и А.С. Изгоева.

С победой Октябрьской революции возобладала точка зрения В.И. Ленина. Работы Н. Батурина, Л. Войтоловского, С .Я. Вольфсона, ВВ. Воровского, А.К. Гастева, Б.И. Горева, В. Керженцева, Е.С. Коц, А. Оранского, В. Полянского, М.А. Рейснера и др., написанные в 1920-х годах, изучали интеллигенцию уже в рамках ленинской концепции интеллигенции как междуклассовой прослойки общества. Она была развита и завершена в трудах И.В. Сталина, впервые в истории став частью государственной концепции социальной структуры российского общества. С начала 30-х и вплоть до начала 60-х годов в СССР издавались работы только популяризаторского, разъясняющего характера - книги и статьи В. Ведерникова, Б. Волина, С. Кафтанова, М.И. Калинина, С.М. Ковалева, Ф. Константинова, М. Процько, Л. Сыркина, Л. Тандита, Ем. Ярославского и др.

В противовес официальной советской точке зрения уже с начала 20-х годов появляются труды ученых-эмигрантов - сборник «Из глубины», являющийся продолжением «Вех» и наполовину состоящий из статей их авторов, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Ф.А. Степуна, Г.П. Федотова, «сменовеховцев» и др.

С начала 60-х годов в нашей стране данная тематика вновь стала привлекать исследователей. Выпушенный в конце 70-х годов библиографический указатель «Советская интеллигенция. Советская историческая и философская литература за 1968-1978 годы» содержал 1995 позиций.

Подавляющее большинство этих работ носило общетеоретический характер и трактовало интеллигенцию в соответствии с уже имеющимися критериями - социально-классовым, социально-профессиональным и социально-этическим, споря лишь о том, какой критерий должен быть выбран в качестве основного.

В контексте нашего исследования наибольший интерес вызывают работы Л. А. Булгаковой, Б.П. Балуева, Л.К. Ерман, М.Д. Курмачевой, В.Р.

Лейкиной-Свирской, Н.М. Пирумовой, С.А. Федюнина, С.И. Хасановой, М.М. Штранге, посвященные истории становления различных профессиональных групп, объединенных понятием «интеллигенция».

Кроме того, проблему интеллигенции затрагивали ученые, изучавшие различные аспекты духовной жизни российского общества, основ его правового функционирования, формирования его социальной структуры, маргинализации - С.С. Алексеев, Ю.Р. Вишневский, З.Т. Голенкова, Е В. Грунт, Т.И. Заславская, Е.Д. Игитханян, Л.Г. Ионин, А.В. Меренков, Г.П. Орлов, Л.Л. Рыбцова, Е.Н. Стариков, А. Хорос, В.Т. Шапко и целый ряд других исследователей.

Во второй половине 80-х - 90-х годах продолжает преобладать традиционная точка зрения, представленная В. Аксючицем, Э.М. Андреевым, А.С. Ахиезером, А.В. Бакуниным, С.И. Барзиловым, И.А. Бутенко, М.Е. Главацким, Л. Гудковым, Ю. Давыдовым, С.Г. Кириленко, Л.Н. Коганом, A.M. Подберезкиным, Т.В. Наумовой, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевичем, Л.Я. Смеляковым, В.Л. Соскиным, С.Г. Чаплыгиной, Г.К. Чернявской, Н. И. Яковенко и др.

Однако появляется и альтернативные мнения. Как разновидность бюрократии рассматривают интеллигенцию Е.С. Баразгова и О.В. Шабурова, Д.А. Ванюков, С.В. Ковалева, В.Ф. Кормер, Л. Люкс, Ю. Пивоваров, А.Н. Севастьянов, Л.Г. Фишман. И.П. Попова считает интеллигенцию маргинальным слоем общества. А.А. Галкин, Ю.Л. Качанов, Э.В. Клопов обращают внимание на мифологизированный характер теории социальной структуры российского общества. Наконец, И. Дичев, К.В. Киселев, Р.В. Рывкина, а также К.Б. Соколов предприняли первые попытки исследования интеллигенции как мифа.

Таким образом, несмотря на огромное количество исследований по данной тематике, проблема раскрытия сущности понятия «интеллигенция», еще далека от разрешения прежде всего из-за отсутствия методологии изучения интеллигенции как явления мифологии. Для ее разработки мы обратились к работам, исследующим различные аспекты мифа, его цель, признаки и функции в обществе.

Прежде всего это труды В. Вундта, В.Б. Иорданского, JI. Леви-Брюля, Б. Малиновского, М. Мюллера, Платона, С.А. Токарева, Э. Тэйлора, Дж. Фрезера, анализирующие миф и его проявления в современном обществе с позиций представляемых ими школ - сравнительной, этимологической, психологической. Внутренняя структура мифа, закономерности развития и его взаимосвязь с другими формами общественного сознания - идеологией и утопией, - изучаются в работах Е. Анчел, Р. Барта, Р. Бультмана, М. Вебера, Дж. Вико, Г.Г. Гадамера, К. Леви-Строса, Ф. Ницще, 3. Фрейда, К. Хюбнера, М. Элиаде, К.Г. Юнга, а также отечественных авторов - М.М. Бахтина, Я.Э. Голосовкера, П.С. Гуревича, М.А. Лившица, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, В.М. Найдыша, В.Я. Проппа, И.И. Стеблин-Каменского, О.М. Фрейденберг, Е. Шацкого и др.

Особый интерес представляют работы авторов, исследующих политический миф - Г. Лебона, Э. Кассирера, К. Мангейма, К. Маркса, С. Московичи, Ж. Сореля, Г. Тарда, а также П.С. Гуревича, В.Н. Живова, Г.С. Кнабе, А. Кольева, А.А. Левандовского, С. Лезова, А. Лобка, B.C. Полосина.

Поскольку, по нашему мнению, под понятием «интеллигенция» скрывается мифологизированная разновидность бюрократии, в диссертации рассмотрены ее теоретические концепции, разработанные Р.Г. Апресяном, Н.А. Бердяевым, В.А. Блюмкиным, М. Вебером, Г.В.Ф. Гегелем, М. Крозье, К. Мангеймом, К. Марксом, Л. Мизесом, Ф.Р. Риггсом. Кроме того, для доказательства исторической обусловленности данного явления мы обратились к работам отечественных и зарубежных историков, изучающих различные аспекты развития самодержавия в России и его бюрократического аппарата - А.С. Ахиезера, X. Баггера, М.М. Богословского, Н.Ф. Демидовой, Н.П. Ерошкина, П.А. Зайончковского, В.О. Ключевского, С.В. Мироненко,

Б.Н. Миронова, В.П. Муравьева, Р. Пайпса, А.П. Страхова, П.Б. Струве, С.М. Троицкого, Г.П. Федотова, П.Я. Чаадаева, JI.B. Черепнина, П.П. Чернышева и Д.В. Чернышевского, B.JL Янина и др.

Наконец, при анализе политических субъектов действия автор обращался к работам В.Ф. Асмуса, Ю.А. Ермакова, И.В. Кондакова, С. Коэна, В.Р. Лейкиной-Свирской, Ю.О. Мартова, А.В. Иванова и И.А. Остаркова, А.С. Панарина, В.Н. Руденко, В.В. Скоробогацкого, Р. Такера и др.

Цели и задачи исследования.

Диссертант ставит своей целью доказать, что понятие «интеллигенция», которое в традиционной парадигме теории социальной структуры российского общества и в массовом сознании обозначает реально существующую и активно функционирующую социальную группу, является политической мифологемой, возникновение и укоренение которой в обществе обусловлено закономерностями развития социальной мифологии и потребностями субъектов мифотворчества - разновидностями политической бюрократии, стремящейся к власти, - в позитивной идентификации.

В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

- выработка методологии исследования интеллигенции как мифологического явления, включающая, во-первых, определение признаков и разновидностей политического мифа, а также его форм и средств проявления в обществе; во-вторых, определение типов бюрократии и особенностей ее функционирования как самостоятельного социального слоя, осознающего свои цели в обществе и создающего для их реализации соответствующие формы социальной мифологии;

- выявление на основе социально-исторического анализа этапов становления российской бюрократии и присущих им мифологем, а также преемственности данных этапов по отношению друг к другу;

- определение субъекта мифотворчества понятия «интеллигенция» и доказательство обусловленности его появления особенностями политической жизни России 30-х-40-х гг. XIX в.;

- анализ этимологии понятия «интеллигенция», и установление основных критериев ее выделения в особую социальную группу;

- обоснование диалектики превращения единичной мифологемы «интеллигенция» в сложное социальное явление, развитие которого обусловлено борьбой за власть, и обладающее набором признаков, позволяющих трактовать его как целостный политический миф;

- раскрытие сути «концепций-предупреждений», рассматривавших интеллигенцию как исторически закономерно возникший, мифологизированный тип бюрократии - корпоративно-политический;

- определение инвариантов данного мифа в зависимости от политического режима.

Научная новизна исследования.

В диссертация впервые концептуально исследована интеллигенция как политическая мифологема, возникновение которой было закономерным этапом развития российской бюрократии, являющейся субъектом действия, имеющим собственные политические интересы, и с помощью социальной мифологии претворяющим их в жизнь; разработана методология исследования социальных явлений как мифологических, включающая в себя выявление основных признаков мифа, его разновидностей, а также форм и средств внедрения в общество. Она позволила установить, что: миф есть один из способов формирования реальности; любой миф может быть использован в интересах определенных политических сил, приобретая тем самым политический характер; политический миф имеет статическую (направленную на удержание власти) и динамическую (направленную на завоевание власти) разновидности; политический миф антикаузален, поскольку в его содержании доминируют аффекты и эмоции; псевдокаулизация мифа происходит путем объединения разрозненных мифологем в единую концепцию и тем самым придания ему формы научности; совокупность мифологем, объединенная в единую концепцию, проявляется в обществе в виде идеологии; средствами внедрения и укоренения политического мифа в обществе являются прежде всего средства массовой информации; миф имеет особый полифункциональный язык, используемый в зависимости от интересов того или иного субъекта действия; миф сохраняет свою оболочку (т.е. наименование) даже при радикальном изменении его содержания; политический миф ограничен рамками только одного государства (или группы государств); политический миф ограничен также временными рамками; политический миф приобретает мощную силу влияния в обществе в переломные моменты его истории; политический миф всегда имеет конкретного «заказчика» субъекта мифотворчества, использующего его для достижения определенных целей; рассмотрены особенности становления субъекта мифотворчества -маргинального разночинского слоя, и обусловленность его развития политической ситуацией, сложившейся в России в 30-е - 40-е гг. XIX в.; изучена этимология термина «интеллигенция», имеющего литературное происхождение и расплывчатое толкование; показан процесс освоения данного термина политическими группировками с целью позитивной самоидентификации в обществе и наделение его рядом признаков в соответствии с предложенным критерием: у народников - социально-этическим, у марксистов -социально-классовым; доказано, что марксистский критерий выделения интеллигенции в особую социальную группу по социально-классовому признаку как прослойки, относящейся к различным классам, является разновидностью народнического критерия, только «лучшая часть общества» сужается до размеров «лучшей части класса»; установлено, что в силу специфики государственного устройства Российской Империи реальным субъектом политического действия и основой будущего государственного аппарата могла стать только партия, копирующая приемы и методы чиновничьей бюрократии -железную дисциплину, замкнутость организации, иерархическую лестницу внутри нее, принцип централизма в управлении, наличие «ядра», то есть профессиональных революционеров, а также идеологии, понятной и привлекательной для масс. Именно такой была партия, созданная В.И. Лениным; изучены «концепции-предупреждения», авторы которых рассматривали интеллигенцию как качественно новую разновидность бюрократии, враждебную российскому народу и государству; при этом некоторые из них (в частности, соавторы сборника «Вехи») исходили из реального опыта «хождения интеллигенции во власть» - из опыта революции 19051907 гг., считая, что, несмотря на различие политических позиций, интеллигенция есть единый и целостный феномен народничества; рассмотрен процесс трансформации мифа об интеллигенции в условиях инновационной формы партийного правления - от редукции в первые годы советской власти до абсолютной мифологии социальной структуры, начиная с 30-х гг. XX в.

Практическая значимость исследования.

Методология, предложенная в данной диссертации, может быть использована для дальнейшего изучения социальных слоев российского общества, демифологизации многих устоявшихся догм, и, соответственно, для получения более реальной информации о процессах, происходящих в социуме, принятия правильных управленческих решений, и в конечном итоге, для выработки долгосрочной стратегии развития.

Кроме того, данная работа может быть использована для разработки и чтения спецкурсов по проблемам социальной структуры, политической мифологии, различным аспектам культурологии.

Определение реального субъекта политического действия позволит многим политическим группировкам точнее корректировать свою тактику в условиях многопартийности.

Наконец, демифологизация устарелой теории позволит выработать новую идеологию, более соответствующую нуждам и реалиям современного российского общества.

Апробация работы.

По данной и смежной тематике автором опубликовано около 40 печатных работ общим объемом более 20 печатных листов, в том числе концептуальная статья «Интеллигенция как мифологический феномен: историко-социологический анализ», опубликованная в журнале «Социологические исследования» ( № 11 за 2001 год), а также монография «Политическая мифология в России: Опыт концептуального анализа мифа об интеллигенции (Барнаул, АлтГТУ, 2002 год). Взгляды автора были изложены в докладах на целом ряде конференций, посвященных проблемам интеллигенции. За последние 5 лет из них можно выделить следующие: Международная конференция «Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук». - Тула. 1997 г.; Всероссийская конференция «Интеллигенция России в конце XX в.: система духовных ценностей в исторической динамике». - Екатеринбург. 1997 г.; Всероссийская конференция «Интеллигенция и проблема формирования гражданского общества в России». - Екатеринбург. 1998 г.; Всероссийская конференция «Интеллигенция России в истории XX в.: неоконченные споры. К 90-летию сборника «Вехи». - Екатеринбург. 1998 г.; Международная конференция «Российская интеллигенция: критика исторического опыта». -Екатеринбург. 2001 г. Кроме того, данная работа неоднократно обсуждалась на кафедре политологии и социологии ИПК МГУ, а также на кафедре теории и истории социологии факультета политологии и социологии УрГУ.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы, содержащей 257 наименований.

 

Список научной литературыОрлов, Сергей Борисович, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. Авксентьев Н. Творчество культуры // "Вехи" как знамение времени. Сб.ст. - М.: Звено, 1910. - С. 102 - 144.

2. Аксельрод П. Историческое положение и взаимные отношения либеральной и социалистической демократии в России. Женева: Б.И., 1898.-84 с.

3. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М.: Политиздат, 1979. - 176 с.

4. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988. - 128 с.

5. Апресян Р.Г. Этос властвующей бюрократии // Бюрократия и общество. Сб.ст. М.: Фйлос. общество СССР, 1991. - С. 187 - 200.

6. Асмус В.Ф. Борьба философских течений в Московском университете в 70-х гг. XIX в. // Асмус В.Ф. Избр.филос.труды. М.: Изд-во МГУ, 1969. - Т.1 -С.238-266.

7. Атоян А.И. Социальная маргиналистика // Политические исследования.- 1993. -№6. -С. 29-38.

8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (в 3-х т.). М.: Фил ос. общество СССР, 1991. - Т. 3. Социокультурный словарь. - 470 с.

9. Баггер X. Реформы Петра Великого. М.: Прогресс, 1985. - 199 с.

10. Балуев Б.П. Споры в конце XIX века о роли интеллигенции в исторических судьбах России // В раздумьях о России (XIX век). Сб.ст.- М.: Археографический центр, 1996. С. 297 - 324.

11. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. М.: Изд-во АН СССР, 1991.- 194 с.

12. Барзилов С.И., Чернышов А.Г. Самоидентификация российской интеллигенции. Политсимволы и механизмы // Свободная мысль. -2001.-№12.-С. 34-40.

13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1990,- 616 с.

14. Белорусе М. Рабочие и интеллигенция. Женева: Издание А.Куклина, 1904.-84 с.

15. Бердяев М.А. Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. -383 с.

16. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции (сборник статей по общественной и религиозной психологии). СПб.: Общ.польза, 1910. -304 с.

17. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринт, воспроизведение. М.: Наука, 1990. - 224 с.

18. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX в. // О России и русской философской культуре. Сб.ст. М.: Наука, 1990.-С. 43 -271.

19. Бердяев Н.А. Судьба России. Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; - Харьков: Изд-во ФОЛИО, 1998. - 736 с.

20. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир. -1990. -№1. -С. 207-232.

21. Бирлаин Дж. Ф. Параллельная мифология. М.: Крон-Пресс, 1997. 336 с.

22. Блюмкин В.А. Бюрократия социально-нравственные аспекты. - М.: Знание, 1990. - 64 с.

23. Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция // Русская мысль. 1904. - № 12.-С.80-88.

24. Бурдье П. Социология политики. М.: SOCIOLOGOS, 1993. - 333 с.

25. Бухарин Н.И. Железная когорта революции // Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. - С. 34 - 38.

26. Бухарин Н.И. Судьбы русской интеллигенции // Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. Сб.ст. М. - Л.: Политиздат, 1925. - С. 152 — 165.

27. В-въ (Воронцов В.) Интеллигенция // Новый энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во бр. Гранат, Б.г. - Т. 19. - Стб. 538.

28. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 702 с.

29. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. -804 с.

30. Вебер М. Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии. Киев, 1906. - 149 с.

31. Вербицкая В.П. телесериалы на экране и в постсоветской мифологии // Социологические исследования. 1996. - № 9. - С. 77 - 82.

32. Вехи: Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910. М.: Мол.гвардия, 1991.-462 с.33. "Вехи" как знамение времени. Сб.ст. М.: Звено, 1910. - 273 с.

33. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе нации. Л.: Худ.лит., 1940.-610 с.

34. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка. XVII XIX вв. Изд.8, перер. и доп. - М.: Учпедгиз, 1938. - 448 с.

35. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. М.: Гардарика, 1998. - 432 с.

36. Вольский А. Умственный рабочий. New York - Baltimore: Международное лит.содружество, 1968. -431 с.

37. Вольфсон С.Я. Интеллигенция как социально-экономическая категория // Красная новь. Кн.VI. - 1925. - Июль - август. - С.121 - 162.

38. Воровский В. Представляет ли интеллигенция общественный класс? // Соч. М.: СОЦЭКГИЗ, 1931. - Т.2. - С. 3 - 92.

39. Воровский В.В. Русская интеллигенция и русская литература. -Харьков: Пролетарий, 1923. 166 с.

40. Воронцов В.П. (В.В.) От 70-х годов к 90-м. СПб.: Общественная польза, 1907. - 301 с.

41. Воронцов В.П. Наши направления. СПб.: Русское богатство, 1893. -233 с.

42. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Советская Россия совм. с МП "Октябрь", 1991. - 624 с.

43. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд.2-е. М.: Экономика, 1972. - 478 с.

44. Гегель Г.В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

45. Гессен В. М. На рубеже. Спб.: Право, 1906. - 410 с.

46. Главацкий М.Е. Историография формирования интеллигенции в СССР. Свердловск: УрГУ, 1987.- 108 с.

47. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России (опыт анализа проблемы) // Социологические исследования. 1998. -№7.-С. 44-53.

48. Голосенко В.Н. Социологическая литература России второй половины XIX начала XX века. Библиографический указатель. - М.: Онега, 1999.-284 с.

49. Грибов JI. Великая октябрьская бюрократическая революция: (Об истории советской бюрократии) // Высшее образование в России. -1999.-№ 6.-С. 136- 143.

50. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: заметки о лит. полит, иллюзиях. - М. - Харьков: ЭПИцентр; Фолио, 1995. - 189 с.

51. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980.-310 с.

52. Гуревич П.С. Мифология наших дней // Свободная мысль. 1992,- № 11,- С.43 -53.

53. Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. - 175 с.

54. Давыдов Ю. Горькие истины "Вех" (трагический опыт самосознания интеллигенции) // Социологические исследования. 1990. - № 10. - С. 67 -81.

55. Даль В.И. Интеллигенция // Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.-М.: Изд-во Вольфа, 1881. - Т.2. - С.46.

56. Даль В.И. Разный // Толковый словарь живого великорусского языка. -М.: Рус.яз., 1999. Т. 4,- С.41.

57. Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России (XVII-XVIII). Сб.ст. М.: Наука, 1964. - С. 206 - 242.

58. Денисенко Ф. Роль интеллигенции. Одесса: Тип. JI. Нитче, 1884.- 37 с.

59. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.: Изд-во "Новости", 1992. - 544 с.

60. Дичев И. Интеллигенция в тоталитарном обществе: мифология и манипуляция // Бюрократия и общество. Сб.ст. М.: Филос.общество СССР, 1991.-С. 224-248.

61. Дугин А. Новый Вавилон // Завтра. 2000. - № 43.

62. Елистратов B.C. Язык старой Москвы: Лингво-социол. словарь. М.: Красные словари, 1997. - 703 с.

63. Елпатьевский С.Я. По поводу разговоров о русской интеллигенции // Русское богатство. 1905. - № 3. - 2 отд. - С.43 - 60.

64. Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М.: Наука, 1966.-373 с.

65. Ерофеев В.В. Последний русский философ // Волга. 1989. -№10. -С.160-166.

66. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина XIX в.). М.: Мысль, 1981. - 252 с.

67. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг. -М.: Изд-во Моск.ун-та., 1964. 511 с.

68. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX. в. М.: Мысль, 1978. - ,288 с.

69. Залкинд А.Г. Очерки культуры революционного времени. М.: Работник просвещения, 1922. -213 с.

70. Захарова А.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. в России // Вопросы философии. 1989. - № 10. - С. 14 - 32.

71. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М.: Мысль, 1972. - 452 с.

72. Златовратский Н. (Оранский) Народный вопрос в нашем обществе и литературе // Русское богатство. 1880. - № 6. - 2 отд. - С. 1 - 20.

73. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль Октябрь 1917 года). - Д.: Наука, 1988. - 350 с.

74. Иванов А.В., Лоскутов В.А. Сталинщина и сталинизм: восхождение по кругам отчуждения // Марксизм и Россия. М.: Филос.общество СССР; УрО РАН, 1990. - С. 44-74.

75. Иванов А.В., Остарков Н.А. Социалистическая идея в русском марксизме // Марксизм и Россия. М.: Филос.общество СССР; УрО РАН, 1990.-С. 93- 164.

76. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. 3-е изд. М.: Москва, 1999. - 541 с.

77. Иванов-Разумник В.Р. Что такое "махаевщина"? К вопросу об интеллигенции. СПб.: Изд. О. Поповой, 1910. - 220 с.

78. Ивановский В.В. Бюрократия как самостоятельный общественный класс // Русская мысль. 1903. - Кн. VIII. - С. 1-23.

79. Из глубины: Сборник статей о русской революции. / С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1990. - 298 с.

80. Изгоев А.С. Интеллигенция как социальная группа // Образование. -1904.- №1. с. 73-94.

81. Изгоев А.С. Общество, власть, бюрократия // Русская мысль. 1916. -Кн.Х. - С. 111-118.

82. Изгоев А.С. Русское общество и революция. М.: Русская мысль, 1909. -112 с.

83. Интеллигенция // Российский энциклопедический словарь: В 2-х кн. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Кн.1. - С.581.

84. Интеллигенция // Советская историческая энциклопедия. В 16 т. М.: Сов.энциклопедия, 1965. - Т.6. - С. 111 - 119.

85. Интеллигенция в условиях общественной нестабильности / Межрегион, центр фундамент.исслед. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 303 с.

86. Интеллигенция и Советская власть. М.: Советский мир, 1919. - 64 с.

87. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. Ред.-сост. и авт. введ. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Наука, 1993. - 336 с.

88. Интеллигенция. Общество. Власть: опыт взаимоотношений, 1917 -конец 1930-х гг. Сб.науч.тр. Новосибирск: Б.и., 1995. - 114 с.

89. Иорданский Н. Кризис интеллигенции // Современный мир. 1908. - № 2.-С. 84-95.

90. История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1997. - 340 с.

91. История России с начала XVII до конца XIX в. Учеб.пособие для вузов. -М.: ACT, 1996.-544 с.

92. История России: народ и власть. Спб.: Изд-во "Лань", 1997. - 448 с.

93. Каблиц И.И. Интеллигенция и народ в общественной жизни России. -СПб.: тип. И.А. Лебедева, 1886. 305 с.

94. Каратуев А.Г. Советская бюрократия: система политико-экономического господства и ее кризис (1919 1991). - Белгород: Везелица, 1993. - 372 с.

95. Кассирер Э. Миф государства // Феномен человека. Антология. М.: Высшая школа, 1993. - С. 101 - 163.

96. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. М.: Гардарика, 1998. - 784 с.

97. Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. 1993. - №7. -С.153 - 167.

98. Каутский К. Интеллигенция и пролетариат. Одесса: Осмосъ, 1905. -38 с.

99. Каутский К. Интеллигенция и социал-демократия. СПб.: Колокол, 1906.-31 с.

100. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа (к проблеме реальности в социологии) // Социологические исследования. -1996.-№12.-С.90- 105.

101. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: становление греческой философии. -М.: Мысль, 1972. -312 с.

102. Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования. 1997. - № 3. - С. 74-83.

103. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. - 624 с.

104. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. М.: Госполитиздат, 1957.-Т. 2.-468 с.

105. Ключевский В.О. Об интеллигенции // Неопубликованные произведения. М., Наука, 1983. - С. 298 - 308.

106. Коган Л.Н., Чернявская Г.К. Интеллигенция. Екатеринбург: Б.и., 1996.-68с.

107. Коган П.С. Интеллигенция и народ. М.: Изд-во "Просвещение народа", 1917.-32 с.

108. Кольев А. Миф масс и магия вождей. М.: НИР ОЭ РАН, 1999. - 433 с.

109. Кондакова Н.И., Майн В.Н. Интеллигенция России 1941 1945 гг. -М.: Луч, 1995.-249 с.

110. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии. 1989. - № 9. - С. 65 - 79.

111. Королев С.А. Искус корпоративности и мутации системы: советская бюрократия в структуре политической власти // Бюрократия и общество. Сб.ст. М.: Филос.общество СССР, 1991. - С.125 - 155.

112. Лавров П.Л. Кому принадлежит будущее? Из рукописей 90-х гг. М.: Колокол, 1905. - 253 с.

113. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2 т.- М.: Мысль, 1965. Т.1. - 752 с.

114. Лагардель Г. Интеллигенция и синдикализм. СПб.: Изд-во "Шиповник", 1906. - 28 с.

115. Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия: к историческому осмыслению проблематики "Вех". М.: Б.и., 1996. - 85 с.

116. Лафарг П. Социализм и интеллигенция. СПб.: Молот, 1906. - 32 с.

117. Левандовский А.А. Оружие мифа: миф как средство легитимизации власти в России // Свободная мысль. 2001. - № 8. - С. 102 -118.

118. Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. - № 7.- С.152 164.

119. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. - 535 с.

120. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.: Мысль, 1971. - 368 с.

121. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М.: Мысль, 1981.-285 с.

122. Ленин В.И. IX съезд РКП(б) 29 марта 5 апреля 1920 г. // Полн.собр.соч. - Т. 40. - С. 233 - 287.

123. Ленин В.И. VIII съезд РКП(б) 18 23 марта 1919 г. // Полн.собр.соч. -Т.38. - С. 125-215.

124. Ленин В.И. Задачи русских социал-демократов // Полн.собр.соч. Т. 2. -С. 433-470.

125. Ленин В.И. Московская губернская конференция РКП(б) 20 22 ноября 1920 г. // Полн.собр.соч. - Т. 42. - С. 17 - 40.

126. Ленин В.И. О международном и внутреннем положении Советской республики // Полн.собр.соч. Т. 45. - С. 1- 16.

127. Ленин В.И. По поводу "profession de foi" // Полн.собр.соч. Т. 4. - С. 310-321.

128. Ленин В.И. Попятное направление в русской социал-демократии // Полн.собр.соч. Т. 4. - С. 240 - 273.

129. Ленин В.И. Революционный романтизм // Полн.собр.соч. Т. 6. - С. 377 -398.

130. Ленин В.И. Реформизм в русской социал-демократии // Полн.собр.соч. -Т. 20.-6. 305-318.

131. Ленин В.И. Речь на заседании коммунистической фракции ВЦСПС 15 марта 1920 г. // Полн.собр.соч. Т. 40. - с. 221 - 224.

132. Ленин В.И. роль сословий и классов в освободительном движении // Полн.собр.соч. Т. 23. - С. 397 - 399.

133. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения // Полн.собр.соч. Т. 6. - С. 1 - 192.

134. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад (кризис в нашей партии) // Полн.собр.соч. Т. 8. - С. 185 - 414.

135. Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М.: Прогресс, 1980.-360 с.

136. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. - 688с.

137. Лозинский Е. Что же такое, наконец, интеллигенция? (Критико-социологический опыт). СПб.: Невский голос, 1907. - 261 с.

138. Лопухин А.А. Настоящее и будущее русской полиции. М.: В.М. Саблин, 1907. - 69с.

139. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма. М.: Текст, 1994. - 311 с.

140. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976,- 407 с.

141. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М.: Наука, 1989. - 240 с.

142. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XIII -начало XX в.). В 2-х т. 2-е изд., испр. - СПб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 2000. - 548 + 562 с.

143. Михайловский Н.К. Записки современника // Отечественные записки. -1881. № 12. - С. 193-211.

144. Морозов Н.А. Повести моей жизни. В 2-х т. М.: Наука, 1965. - 407 + 702 с.

145. На идеологическом фронте борьбы с контрреволюцией. Сб.статей. -М.: Главполитиздат, 1923. -262 с.

146. На рубеже. К характеристике современных исканий. Критич.сборник. -СПб.: Наше время, 1909. 327 с.

147. Найдыш В.М. Мифология и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. - №2. - С. 45 - 53.

148. Наумова Т. Расколотая интеллигенция // Свободная мысль. 2001. - № 12. - С. 23 - 33.

149. Никитин JI.H. Большевистский журнал «Просвещение». М.: Госполитиздат, 1955.-132с.

150. Николаев JI.A. Интеллигенция и народ. М.: Изд-во "Просвещение народа", 1906.-79 с.

151. Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм // Полн.собр.соч. М.: Московское книгоиздательство, 1912. - Т. 1. - С. 23 -163.

152. Об интеллигенции. Сб. статей. Чкаловск: Чкаловское областное издательство, 1939. - 76 с.

153. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.шх Лосев А\Ф . 3*10: с Политиздат,

154. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993,- 890 с.

155. Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм. Сб.ст. М.: Политиздат, 1923. -259 с.

156. Любимов Л.Д. На чужбине. Ташкент: Узбекистан, 1965. - 414 с.

157. Люкс Л. Интеллигенция и революция: летопись триумфального поражения //Вопросы философии. -1991. № 11. - С. 3-15.

158. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. Сб.ст. М.: Республика, 1992. - С. 89-112.

159. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. Сб.ст. М.: Прогресс, 1991. - С. 113 - 169.

160. Мандельштам М.Л. Интеллигенция как категория капиталистического строя. Казань: тип. Губ.правления, 1890. - 58 с.

161. Маркс К. Письмо Людвигу Кугельману в Ганновер // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 33.-С. 215-216.

162. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права // Соч. -Т. 1,-С. 219-368.

163. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. - С. 7 - 544.

164. Мартов Ю. Всегда в меньшинстве. О современных задачах русской социалистической интеллигенции // Заря. 1901. - № 2/3. - С. 180 -203.

165. Мартов Ю.О. Общественные и умственные течения в России 1870 -1906. Л.; - М.: Т-во. "Книга", 1924. - 202 с.

166. Мауренбрехер М. Интеллигенция и социал-демократия. Спб.: Трибуна, 1906. - 32 с.

167. Оболенский А.В. Бюрократия и бюрократизм // Государство и право. -1993. № 10. - С. 17-31.

168. Оболенский Л. Представляет ли интеллигенция общественный класс? // Новое слово. 1896. - № 7. - С. 106 - 117.

169. Овсянико-Куликовский Д.Н. Из истории русской интеллигенции // Литературно-критические опыты. В 2-х т. - М.: Худ.лит., 1989. . -Т.2.-525 с.

170. Огарев Н.П. Избранные социально-политические произведения. В 2-х т.- М.: Госполитиздат, 1952. Т.1.- 676 с.

171. Ольховикова С.В. Современная мифология. Проблема инварианта и его вариативных воплощений: Дис. .канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994,- 180 с.

172. Ониани В. Большевистская партия и интеллигенция в первой русской революции. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1970. - 447 с.

173. Острогорский М.Я. Демократии и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997.-640 с.

174. Павлова Н.Г. Формирование марксистской концепции интеллигенции в России: историко-философский анализ.: Автореф.дис. .канд.филос.наук. Екатеринбург, 1994. - 18 с.

175. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993. -421 е.

176. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М.: Междун.отн., 1991.-334 с.

177. Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999. - № 9. -С.4-17.

178. Пантин И.К. Революционная традиция в России: 1723 1883 гг. / Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. - М.: Мысль, 1986. - 341 с.

179. Петров М,К. Научно-техническая революция и миф // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 120 - 124.

180. Пешехонов А.В. К вопросу об интеллигенции. Спб.: Русское богатство, 1906. - 104 с.

181. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. -Петрозаводск: Карелия, 1991. 169 с.

182. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998. - 798 с.

183. Плеханов Г.В. Materialismus militans (ответ Г. Богданову) // Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1958. - Т. 3. - С. 263 -265.

184. Плеханов Г.В. Наши разногласия // Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1958. -Т.1.-С. 115 - 370.

185. Плеханов Г.В. Чернышевский. Введение (к немецкой книге 1894 г.) // Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1958. - Т. 4.-С. 47-69.

186. Полонский Вяч. На литературные темы. М.: Сов.писатель, 1968. - 424 с.

187. Полосин B.C. Миф, религия, государство. М.: Интеллект, 1998. 424 с.

188. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. 1999. - № 7. - С. 62-71.

189. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков: Б.и., 1905. -213 с.

190. Потресов А.Н. (Старовер) Этюды о русской интеллигенции. Сб. ст. -СПб.: Изд. О. Поповой, 1906. 314 с.

191. Потресов А.Н. Дорога через абсурд // Новое время. 1992. - № 36. - С. 50 - 59.

192. Пругавин А. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения. М.: Русское богатство, 1890. -282 с.

193. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919 1939.-М.: Прогресс-Академия, 1994. - 255 с.

194. Рейснер М.А. Интеллигенция как предмет изучения в плане научной работы // Печать и революция. Кн.1. -Январь-март 1922. - С.93 - 106.

195. Реформирование России: мифы и реальность. М.: Academia, 1994. -384 с.

196. Розанов В.В. Уединенное // Волга. 1989. - № 6. - С. 82 - 110.

197. Руденко В.Н. Популистская традиция в России от возникновения до большевизма // Ленинизм и Россия. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. -С. 165 - 208.

198. Русакова Н.Ф. Мифологические корни политической идентификации в России // Доклады международной научной конференции "Региональная структура России в геополитической и цивилизационной динамике". Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. - С. 62 - 66.

199. Русская интеллигенция. История и судьба. Сб.ст. / Сост. Т.Б. Князевская. -М.: Наука, 1999. 423 с.

200. Руткевич М.Н. О социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. -№5.-С. 19-28.

201. Руткевич М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // Социологические исследования. 2001. - № 4. - С. 49 - 60.

202. Рязанов Н. Две истины: народничество и марксизм. Очерк из истории русской интеллигенции. СПб.: Библиотека марксизма, 1906. - 64 с.

203. Сабенникова И.В. Теория "русского социализма": истоки, содержание и современные интерпретации // Мир России. 1996. - № 2. - С. 153 -180.

204. Севастьянов А.Н. Национал-капитализм. М.: Изд-во "Александр Севастьянов", 1995. - 208 с.

205. Сергеев Н.В., Шкаратан О.В. Реальные группы концептуализация и эмпирический расчет // Общественные науки и современность. - 2000. -№ 5. - С.33 - 45.

206. Скоробогацкий В.В. Ленинский этап в развитии марксизма: идейный контекст и исторические рамки // Марксизм и Россия. М.: Филос.общество СССР; УрО РАН, 1990. - С. 21 - 44.

207. Скоробогацкий В.В. Марксизм как феномен европейской и русской культуры: парадоксы становления и развития // Ленинизм и Россия. -Екатеринбург: УрО РАН, 1995 . С. 5 - 46.

208. Соболева Н.И. Социальная мифология: социокультурный аспект // Социологические исследования. 1999. - № 10. - С. 145-148.

209. Соколов Н.М. Об идеях и идеалах русской интеллигенции. СПб.: Русское богатство, 1904. - 501 с.

210. Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. М.: Изд-во В.И. Иванова, 1908.-201 с.

211. Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Польза, 1907. - 164 с.

212. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд.И. - М.: ОГИЗ ГИХЛ, 1945. -612 с.

213. Стеблин-Каменский М.М. Миф. Л.: Наука, 1976. - 104 с.

214. Степняк-Кравчинский С.М. Подпольная Россия // Сочинения. В 2 Т. -Т.1. -М.: Худ.лит., 1987. 575 с.

215. Страхов А.П. Глубокие корни (выборное начало и российская государственность) // Свободная мысль. 1999. - № 5. - С. 106 - 121.

216. Стронин А. Политика как наука. М.: Б.и., 1873. - 530 с.

217. Судьбы русской интеллигенции. Материалы дискуссий 30-х гг. -Новосибирск: Наука: Сиб.отд-ние, 1991. 219 с.

218. Такер Р. Сталин у власти. 1928 1941. История и личность. - М.: Весь мир, 1997.-648 с.

219. Такер Р. Сталин: путь к власти. 1879 1929. История и личность. - М.: Прогресс, 1991.-480 с.

220. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: «Проспект», 1997. - 472 с.

221. Тихомиров JI.A. (И.Кольцов). В защиту интеллигенции // Дело. 1882. -№4.-2 отд.-С. 1-30.

222. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность. М.: Облиздат АНИР, 1998.-671 с.

223. Ткачев П.Н. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1975. - 655 + 645 с.

224. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М.: Ин-т социологии Рос.АН, 1996. - 469 с.

225. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. -М.: Наука, 1974. -396 с.

226. Троцкий Л.Д. Новый курс. М.: Красная новь, 1924. - 104 с.

227. Троцкий Л.Д. Об интеллигенции. Литература и революция. Сб.ст. М.: Худож. литература, 1931. - 399 с.

228. Троцкий Л.Д. Сталин. В 2 т. М.: Терра; Политиздат, 1990. . - Т.1 -323 с.

229. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры). В 2-х т. СПб.: София, 1991. - 352 + 352 с.

230. Федотова В. Уроки "Вех". Русская интеллигенция и реформы // Свободная мысль. 1999. - № 3. - С. 78 -90.

231. Франк С.А. По ту сторону «правого» и «левого». Статьи по социальной философии // Новый мир. 1990. -№4.-С.214 - 226.

232. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

233. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. -605 с.

234. Фриче Р. Из жизни интеллигентного пролетариата // Образование. -1904.-№1,-С. 1-18.

235. Худокормов А.Г. Экономические корни бюрократизма. М.: Экономика, 1988. - 191 с.

236. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 440 с.

237. Чаадаев П.Я. Полн.собр.соч. и избр.письма. В 2-х т. М.: Наука, 1991. -Т.2.-671 с.

238. Червинский П.П. Отчего безжизненна наша литература // Неделя. -1875. № 44. - Стб. 1427 - 1428.

239. Черепнин JI. В. Земские Соборы русского государства в XVI-XVII вв. -М.: Наука, 1978. -417 с.

240. Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России. -М.: Междун.отн., 1994. 448 с.

241. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т.- М.: Наука, 1979. Т.8. - С. 101 - 103.

242. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч.З. Политика. М.: Новое время, 1898.-554 с.

243. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. - 453 с.

244. Шелгунов Н.В. Неизданная записка 1881 1882 гг. // Каторга и ссылка. Историко-революционный вестник. - 1929. - № 8/ 9. - С. 163 - 166.

245. Шмидт С. Откуда взялась "интеллигенция": (Слово "интеллигенция" было уже в словаре лиц пушкинского круга) // Литературная газета. -1996. -№23.-С.6.

246. Штранге М.М. Демократическая интеллигенция России в XVIII веке. -М.: Наука, 1965.-306 с.

247. Шулятников В. Русская интеллигенция на перепутье // Курьер. 1901. -№201.

248. Элбакян Е.С. Место интеллигенции в российской цивилизации. М.: Изд-во РНИС и НП, 1999. - 49 с.

249. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.

250. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: "Рефл-бук", "Ваклер", 1996.-310 с.

251. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

252. Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу в Берлин // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. - С. 82 - 86.

253. Юнг. К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. -М.:Канон, 1994.-320 с.

254. Янин B.JI. Социально-политическая структура Новгорода в свете археологических исследований.// Новгородский исторический сборник 1 (11). М.: Наука, 1982,- С.79 - 95.

255. Crozier М. Le phenomene bureaucratique. Paris: Editions du Seuil, 1963. - 382 p.