автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Интенциональность в современной философии сознания

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Вострикова, Екатерина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Интенциональность в современной философии сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Интенциональность в современной философии сознания"

На правах рукописи

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

Вострикова Екатерина Васильевна

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

СОЗНАНИЯ.

Специальность 09 00 01 - онтология и теория познания

Автореферат

диссертации на соискание ученой: степени кандидата философских наук

Москва - 2008

Работа выполнена в секторе социальной эпистемологии Института философии Российской Академии наук

Научный руководитель:

Член-корреспондент РАН, доктор философских наук Касавин Илья Теодорович

Официальные оппоненты: доктор философских наук Филатов Владимир Петрович, доктор философских наук Суровцев Валерий Александрович

Ведущая организация: Кафедра философии и методологии науки философского факультета Московского Государственного Университета

Защита состоится « 17» апреля 2008 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д. 002 015.03 в Институте философии РАН по адресу * 19992, Москва, ул Волхонка, 14

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии

РАН

Авторефера! разослан «_Ь>

2008 года

Ученый секретарь диссертационно! о совета В И Шалак

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Данное диссертационное исследование посвящено одной из ключевых проблем философии - проблеме соотношения сознания и мира, которая была представлена в конце 19 - начале 20 века как проблема интенциональности Интенциональность - одно из базовых понятий современной как феноменологической, так и аналитической философской традиции, а в психологии оно используется для обозначения одного из фундаментальных свойств сознания В то же время, данное понятие является одним из наиболее спорных в современной философии, и споры ведутся не только относительно природы свойства, обозначаемого им, но и также о самом содержании этого понятия Проблема интенциональности находится на стыке двух активно развивающихся областей теоретической философии - философии сознания и философии языка

Именно поэтому проблема интенциональности находится в непосредственной связи практически со всеми основополагающими «вечными» проблемами философии, и выбор той или иной позиции относительно интенциональности связывается с определенным решением большого круга философских проблем

К ним относится, в частности, онтологический вопрос о природе сознания Интенциональность вводится в современные философские дискуссии Ф Брентано как понятие, обозначающее особое свойство психических феноменов, которым не обладает ни один физический феномен Такая постановка вопроса ставит серьезную проблему перед физикалистскими теориями сознания, так как предполагает невозможность редукции психических феноменов к физическим Одной из важных дискуссионных тем в философии сознания является возможность натурализации интенциональности, эта тема разрабатывалась в трудах Ф Дрецке, Р

3

Милликэн, Дж Фодора, но удовлетворительного решения им, как представляется, не удалось найти

С проблемой реализма традиционно связывается интенциональность в работах, написанных под влиянием каузальной теории референции, например, в книге К Макгинна «Ментальное содержание» или работе Р Милликэн «Язык, мысль и другие биологические категории». «Можно ли представить содержание сознания независимым от предметов внешнего мира9» - так можно сформулировать основной вопрос, развернувшихся, но еще далеко не завершившихся дискуссий

Еще одной проблемой, заслуживающей упоминания в связи с понятием «интенциональность», является проблема значения языковых выражений Интенциональность и значение напрямую связываются практически во всех работах англо-американских авторов Проблему интенциональности языковых выражений можно сформулировать таким образом что является ее источником, интенциональность сознания или внешний мир9 Еще в 70 годы прошлого столетия появился ряд теорий, объясняющих интенциональность языка независимо от интенциональности сознания (Т Бердж, X Патнэм, С Крипке и др.). Теории такого типа до сих пор являются доминирующими в англо-американской философии, а дискуссии об их обоснованности ведутся по сей день.

Понятие интенциональности вводится как одно из средств описания сознания, как основа для выделения собственной предметной области психологии Адекватная концептуальная схема, в рамках которой описывалось бы сознание, позволила бы психологии определиться и с методологией исследования своего предмета Однако у психологии до сих пор нет такой схемы Ведь проблема связи между сознанием и телом, например, состоит не в том, что нам не известно, как объяснить связь двух понятных феноменов Каждая концепция здесь предлагает новое описание структуры сознания и элементов, составляющих его Эта проблема является чрезвычайно актуальной, поскольку на этом пути еще многое предстоит сделать То, что понятие интенциональности является одним из наиболее спорных в

4

современной философии, говорит о том, что его значение далеко от определенности, что относится ко многим фундаментальным понятиям, например, к понятию «феномен» или понятию «значение» Есть основания полагать, что многочисленные споры по данной проблематике во многом связаны с нечеткостью употребления этого понятия, что делает задачу прояснения его как нельзя более актуальной

Степень разработанности проблемы

Хотя проблема интенциональности далека до окончательного решения, можно, тем не менее, говорить о ее достаточной разработанности, в особенности в аналитической философии и феноменологии Термин «интенциональность» был введен в современные дискуссии Ф Брентано в работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано выделяет интенциональность в качестве одного из отличительных признаков ментальных феноменов Как внутреннее свойство психического рассматривалась интенциональность и в феноменологической концепции Э Гуссерля Данной теме можно было бы посвятить отдельное исследование, мы, однако, ограничились рассмотрением феноменологической проблематики в той мере, в какой она укладывается в рамки дискуссий в англоамериканской философии Эту тему разрабатывали А Макинтайр и Д Смит1, Д Фоллесдаль2, Дж Моханти3, H В Мотрошилова4, В И Молчанов5 В аналитической философии Р Чизом сформулировал тезис Брентано в терминах предположений о ментальных феноменах Он выделил ряд признаков интенсионального языка, и утверждал, что поскольку интенсиональный язык нельзя свести к экстенсиональному, то ментальные феномены нельзя свести к физическим

1 Smith D W Mclntyre R Husserl and mtenüonahty Dordrecht, 1982

2 Follesdal D Husserl and Frege Oslo, 1958

3 Mohanty i N Edmund Husserl's ttieoiy of meaning The Hague, 1976

4 Мотрошилова H «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию M , 2003

5Молчанов В И Время и сознание Критика феноменологической философии M, 1988, Молчанов В И Различение и опыт Феноменология неагрессивного сознания M, 2004, Молчанов В И Две лекции о Брентано Логос №1(32) M , 2002

Однако в дальнейшем в англо-американской философии доминировало противоположное направление исследования данной проблематики Опровергнуть тезис Брентано и обосновать тем самым возможность физикалистской интерпретации сознания своей задачей ставят многие авторы, среди них Р Милликэн6, Дж Фодор7, Ф Дрецке8, Пол и Патриция Черчлэнд9, Д. Деннет10

В аналитической традиции проблема интенциональности зачастую обозначается как проблема «ментального содержания», поэтому непосредственно к нашей теме относится ряд исследований, посвященных этому понятию В особенности это касается дискуссии экстернализма и интернализма. спора о роли внешних факторов в детерминации ментального содержания. Это работы Дж Серла1', который отстаивает интернализм, Т Берджа12, обосновывающего вариант социального экстернализма, и К. Макгинна13, предложившего интерналистское решение проблемы следования правилу

Отчасти близкая нам постановка вопроса об ограниченности как строгого интернализма, так и строго экстернализма содержится в работах К. Макгинна «Ментальное содержание»14 и Р Сталнакера15 «Содержание и контекст» Также в англо-американской традиции принимается в качестве ключевых по проблематике интенциональности ряд текстов, в которых не употребляется термин «интенциональность» или «ментальное содержание», а употребляется термин «значение» Зачастую говорится о синонимичности терминов

6 Milhkan R Language A Biological Model Oxford, 2006, Milhkan R Language, truth and other biological

categories Cambridge, Massachusetts, 1987

I Milhkan R Language A Biological Model Oxford, 2006, Millikan R. Language, truth and other biological categones Cambridge, Massachusetts, 1987

! Dretske F Perception, knowledge, and belief selected essays Cambridge, 2000, Dretske F Explaining Behavior Cambridge 1988, Dretske F Naturalizing the Mind Cambridge, Massachusetts, London, 1995 ' Churchland P Elimmahve Materialism and the Prepositional Attitudes // Journal of Philosophy 78 no 2 1981, Churchland P Matter and Consciousness Massachusetts, 1984

ю Dennett D Brainstorms Philosophical Essays on Mind and Psychology Massachusetts, 1981, DennetD Content and Consciousness London, 1986, Dennett D The Intentional Stance Massachusetts, 1989, Денет Д Виды психики М, 2004

II Searle J Intentionality Cambridge, 1983

12 Burge T Individualism and the Mental // Midwest Studjes m Philosophy Vol 4,1979

13 С MacGinn. Wittgenstein on meaning, Oxford, 1984

14 McGinn С Mental Content Oxford, 1989

15 Stalnaker Robert Context and content Oxford, 1999

«ментальное содержание» и «значение»16. Естественно, круг работ, в которых обсуждается понятие значения, является необозримым Мы руководствовались двумя критериями при выборе текстов по данной проблематике. Теоретическим - мы выбирали тексты, которые сделали наиболее значимый вклад в разработку проблематики интернализма-экстернализма, и историко-философским - мы использовали те тексты, которые признаются в качестве важных исследователями, непосредственно использующими термин «интенциональность».

Таким образом, при разработке этой проблематики мы не могли обойти вниманием классические интерналистские подходы Г. Фреге и Б Рассела и их сложности, а также теорию значения раннего Витгенштейна («Логико-философский трактат»), к которой неоднократно обращались в своих работах экстерналисты (Р. Милликэн, К. Макгинн, Р Камминс) Из вторичной литературы по данной теме следует отметить работы М. Даммита17, А Айера18, М. Блэка19, С Сомса20, Г Кюнга21 Эта тема в отечественной литературе разрабатывалась В С Швыревым22, И С Нарским 23, А Ф. Грязновым24,3.А Сокулер25, А Л. Никифоровым26, Е Д Смирновой27 Теория экстернализма относительно значения разрабатывалась в работах С Крипке28, X Патнэма29 , К. Доннелана30 , позднего Витгенштейна. В экстерналистском, социальном ключе проблема следования правилу, а,

См, например, статью в Стэнфордской энциклопедии «Узкое ментальное содержание» http //plato Stanford edu/entnes/content-nairow

17 Dummet M Origins of Analytical Philosophy Cambnge 1992, Dummct M Frege Philosophy of Language Cambnge, 1973

,s Ayer A J Russell and Moore The Analytical Heritage London, 1971

19 Black M A companion to Wittgenstein s tractatus Ithaca, 1966

20SoamesS Philosophical Analysis m the Twentieth Century, Volume 1 The Dawn of Analysis Princeton, 2005

21 Кюнг Г Онтология и логический анализ языка М, 1999

22 Швырев В С Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки М, 1966

23 Нарский И С Очерки по истории позитивизма М, 1960

24 Грязное А Ф Эволюция философских взглядов Л Витгенштейна Крш~ический анализ М , 1985, Грязнов А Ф Язык и деятельность критический анализ витгенштейнианства. М, 1991

25 Сокулер 3 А Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в Долгопрудный, 1994

26 Никифоров А Л Философия науки История и теория М, 2006

27 Смирнова Е Д, Таванец П В Семантика в логике Н Логическая семагшиса й модальная логика М, 1967

2* Knpke Saui Naming and Necessity Oxford, 1972

29 Патнэм X Разум, истина, история М, 2002, Патнэм X Значение «значения»// Философия сознания М., 1998

30 Donnellan К Reference and Definite Descriptions // The Philosophical Review Vol 75 No 3 1966

следовательно, и значения трактуется С Крипке31 и Д Блуром32 Эта проблематика получила частичное освещение в книге Л Б. Макеевой33 В разработку проблемы интенциональности и сознания в России большой вклад внесли Лекторский В А.34, Дубровский ДИ35, Юлина НС 36, Зотов В А.37,КасавинИТ 38, Смирнова Н.М 39

Объект работы

Объектом данной работы является проблема отношения сознания к предмету.

Предмет работы

Предмет данной работы (ее центральную тему) составляет понятие интенциональности его содержание, генезис, роль в современных философских дискуссиях

Цель работы

Целью данного исследования является анализ понятия интенциональность в контексте современных философско-лингвистических дискуссий

Задачи исследования

В процессе диссертационного исследования ставились следующие задачи. 1 проанализировать определения и употребления данного понятия в различных подходах к сознанию, выявить наличие многозначностей в

31 Крипке С Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке М, 2005

32 Bloor D Wittgenstein, mies and mstitutiom London, 1997

33 Макеева Л Б Философия X Патнэма М, 1996

34 Лекторский В А Субъект, объект, познание М, 1980

35 Дубровский ДИ Проблема идеального М, 2002, Дубровский ДИ Создание, мозг, искусственный интеллект М, 2007

36 Юлина НС Философский натурализм М, 2006, Юлина НС Головоломки проблемы сознания М 2004

37 Зотов А Ф Современная западная философия М, 2005

38 Касавин И T Смысл как проблема эпистемологии и науки // Эпистемология и философия науки № 3 2007, Касавин И T Проблема текста между эпистемологией и лингвистикой // Эпистемология и философия науки. №2 2006

35 Смирнова Н М Феноменологический проект методологии социально-исторического анализа // История методологии социального познания Конец 19 - нач 20 вв М, 2001, Смирнова Н М Интерсубъективность как проблема феноменологической критики // Социсмы УрГу 2003, №9

этих определениях, а также исследовать основные понятия, в терминах которых описывается интенциональность «акт», «ментальное содержание», «смысл», «репрезентация», «ноэзис», «ноэма»

2 исследовать вопрос о природе интенциональности, т.е. о том, как осуществляется связь сознания и мира является ли сознание или мир решающим фактором в реализации этой связи. Это предполагает изучение и решение так называемого спора об узком и широком ментальном содержании

3. исследовать вопрос о том, является ли интенциональность исключительным свойством сознания, наличие которого позволяет однозначно заключить о -невозможности вписать сознание в чисто физическую картину мира. Решение этого вопроса, в свою очередь, предполагает изучение дискуссий вокруг различных программ натурализации сознания

4. изучить вопроса о роли понятия «интенциональность» в объяснении поведения и деятельности

Методологическая основа исследования

Диссертационное исследование предполагает использование, с одной стороны, метода историко-генетической и теоретической реконструкции, с другой стороны, аналитико-критического метода Первый метод позволяет нам эксплицировать роль понятия интенциональность в современных дискуссиях о природе сознания, второй метод позволил нам выработать собственный взгляд на разрешение этих дискуссий

Кроме того, задача уточнения определения понятия «интенциональность» предполагает использование метода концептуального и лингвистического анализа текстов Этот метод позволяет нам продемонстрировать большую связь понятия «интенциональность» с понятием «значение», чем с понятием «сознание» Метод компаративного анализа используется для выявления

9

основных сложностей теорий экстернализма и интернализма, а также программ натурализации интенциональности и программы элиминации интенциональных идиом из психологии

Тема «ментальное содержание» разрабатывалась в частичной опоре на методы теоретической реконструкции, представленные к работах К Макгинна с одноименным названием, Дж Серла «Интенциональность», и Р Сталнакера «Контекст и содержание»

При исследовании влияния лингвистического поворота на ведение дискуссий по интенциональности, мы частично опирались на работу М Даммита «Происхождение аналитической философии», Дж. Фодора «Язык мысли», работу X Л -Бермудеса «Мышление без слов»40, книгу М Девитга и К Стерельного «Язык и реальность»41

При исследовании темы натурализации интенциональности особое значение придавалось работам Ф Дрецке «Натурализуя сознание» и Р Милликен «Язык, мысль и другие биологические категории», книгам НС Юлиной, посвященным Д Деннету

Научная новизна работы

1 Диссертантом выявлена многозначность понятия интенциональность, выделено и проанализировано шесть основных определений и показано, что одно из них является базовым для других определений - это определение интенциональности в терминах значения

2 Показано, что разработка темы интенциональности находилась во многом под влиянием лингвистического поворота не только в англо-американской философии, но и феноменологии Гуссерля В силу этого такие понятия как «акт», «качество и материя акта», «содержание», «ноэма» вводятся большинством авторов на основе анализа высказываний о ментальных феноменах

40 Bermudez Jose Luis Thinking without words Oxford, 2003

41 Devitt M, Sterelny K Language and Reality Oxford, 1999

3 Установлено, что многие дискуссии об интенциональности вызваны многозначностью данного термина и могут быть признаны бессодержательными К ним относится дискуссия об узком и широком ментальном содержании, споры о возможности натурализации интенциональности, а также спор о том, является ли ссылка на интенциональность разновидностью причинного объяснения

4 В диссертации обосновывается, что определение сознания как интенциональности является чрезмерно узким

5 Продемонстрирована ограниченность как чисто экстерналистского, так и чисто интерналистского понимания значения

Основные положения, выносимые на защиту

1 Понятие «интенциональность» определяется либо метафорически («направленность сознания на»), либо в лингвистических терминах («способность сознания «быть о», обозначать предметы») Анализ ментальных феноменов, предполагающий возможность выделения акта и содержания феномена, основывается не на опыте, а существенным образом зависит от анализа лингвистической и логической формы предложений о ментальных феноменах («я верю (полагаю, знаю и т п), что. »)

2 Введение понятия интенциональность в современные философские дискуссии во многом является следствием лингвистического поворота в философии, который положил в основу философии сознания тезис том, что мысль может изучаться только посредством анализа языка. В наиболее явной форме следствия этого тезиса проявились в репрезентационной теории сознания, согласно которой сознание может быть описано только как язык Имплицитно именно такое узкое понимание сознания мы обнаруживаем в большинстве работ, посвященных интенциональности

3 Спор о том, находятся ли ментальные содержания, а, следовательно, и сознание, внутри или во внешнем мире, является бессодержательным, так как ментальное содержание может быть определено только как лингвистическое

11

понятие значения соответствующего языкового выражения Спор интернализма и экстернализма должен быть сформулирован в терминах теории значения, т.е как вопрос о том, внешние или внутренние факторы задают значение языковых выражений При этом их противопоставление не соответствует тому, как реально работает язык: ни чисто внешние, ни чисто внутренние факторы не способны дать полного объяснения 4 Теории натурализации интенциональности, стремящиеся показать, что она возможна в чисто физическом мире, изначально ставят перед собой неправильную задачу, так как используют слишком узкое понятие интенциональности как «возможности ошибочной репрезентации» Эта задача реализуема, однако она не решает задачу натурализации сознания, ради которой предпринимается данный проект, так как определения «интенциональности» и «сознания» не совпадают. Репрезентационная теория сознания, которую идея интенциональности предполагает, в целом является ложной

Научно-практическая значимость работы

Исследование представляет материал для существенного дополнения курсов «История и философия науки», «Аналитическая философия», «Философия сознания», «Философия языка».

Апробация работы

Результаты работы получили апробацию на выступлении на заседании сектора социальной эпистемологии ИФРАН 13 ноября 2007, а также в ходе чтения лекционного курса «Интенциональность в современной философии сознания» на 4 курсе философского факультета в РГГУ в сентябре-декабре 2007

Основные вдеи данной работы были изложены автором в публикациях, в частности, в статьях «Ментальное содержание узкое или широкое» // Язык

12

Знание Социум Проблемы социальной эпистемологии. М, 2007, «К вопросу об интенциональности» // Эпистемология & философия науки № з; 2007, в рецензии на книгу Р Милликэн «Язык как биологическая категория» // Эпистемология & философия науки № 4,2006

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения Основное содержание диссертации

Работа состоит из введения, трех глав и заключения и библиографии Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается разработанность обсуждаемой проблематики, формулируются объект, предмет, цели и задачи работы, ее методологическая основа, научная новизна, а также приводятся основные тезисы, выносимые на защиту

Первая глава «Введение в проблематику интенциональности»

представляет собой концептуальное введение в данную тему, она посвящена определениям этого понятия, и понятий, связанных с ним, таких как «акт», «значение», «смысл»

Параграф первый «Определения интенциональности и их сложности»

посвящен анализу всех основных определений, которые встречаются в исследованиях по этой теме, и их основных сложностей Демонстрируется, что между этими определениями есть существенные различия, которые зачастую упускаются при обсуждении данной проблематики Выделяется и анализируется шесть определений- классическое определение интенциональности как способности сознания быть «направленным на объект», которое мы полагаем неудачным из-за его метафоричности,

- определение интенциональности как лингвистической репрезентации, способности «обозначать» Выдвигается тезис о том, что данное определение является доминирующим как в концептуальном, так и в историческом плане (т е именно оно лежит в основании других определений и принимается явно или неявно большинством авторов, разрабатывающих данную тему),

- определение интенциональности как различия между актом и содержанием. Возможность провести это различие является критерием интенциональности во всех без исключения работах по данной теме Выдвигается тезис о том, что данное различие проводится только на основании особой логической формы предложений о ментальных феноменах,

- определение интенциональности как интенсиональносги Оно является логическим продолжением предыдущего определения и уже напрямую связывает интенциональносгь с особенностями предложений о ментальных феноменах, таких как независимость истинности целого предложения от истинности подчиненного. Демонстрируется, что именно это определение является концептуальной основой для двух следующих определений, которые, поскольку оба имеют один источник, часто подменяются в текстах, несмотря на то, что между ними есть существенное различие;

- это определение интенциональности как неправильной репрезентации, которое используется практически всеми теоретиками натурализации Критерии интенсиональносги могут быть сформулированы таким образом человек может ошибаться или частично ошибаться, те не знать всех аспектов предмета,

- определение интенциональности как смысла Исследуется понятие «смысл», прежде всего, как оно было эксплицировано Г Фреге, поскольку именно оно является общим местом в аналитической философии и очень близко к определению понятия значения у Э Гуссерля

Показывается, что понятие смысла призвано решить несколько разноплановых проблем, и этим объясняется наличие в нем противоречивых моментов

Во-первых, это понятие призвано решить техническую проблему любой теории значения особенность предложений формы «он полагает, что » В таких предложениях при замене выражения на другое выражение с тем же предметным значением может измениться истинностное значение целого предложения Значением (референцией) предложения в косвенном контексте, по Фреге, является его смысл Таким образом, смысл фактически превращается в объект, сходный по структуре с предложением, на который можно указать

Во-вторых, предполагалось, что это понятие должно полностью решить проблему интенциональности выражений языка, те исчерпать ответ на вопрос, каким образом выражение способно обозначать предметы Именно поэтому, с нашей точки зрения, Фреге (как и Гуссерль) не допускал возможности того, что смысл является только эпистемическим (а значит, психологическим и релятивным) аспектом значения Соответственно, смысл превращается в платоновскую идею, обитающую в третьем мире В-третьих, и с нашей точки зрения, прежде всего, смысл является эпистемическим, мыслимым аспектом значения Смысл связывается с информативностью, а Фреге называет смысл предложения мыслью Третий аспект находится в явном противоречии с двумя другими, но именно он отличает определение интенциональности как смысла от определения ее как неправильной репрезентации Выдвигается тезис о том, что возможность решение проблемы интенциональности знака (значения знака) без участия смысла еще не элиминирует третьего аспекта понятия «смысл» Фреге, связав эти моменты в одном понятии, положил начало репрезентационной картине сознания, в которой оно описывалось по аналогии с языком

В параграфе втором «Интенциональность как значение и сознание как язык. Об одной влиятельной концепции сознания» рассматривается основное содержание теории «языка мысли» (Дж Фодор), ее концептуальная история (демонстрируется связь с идеями раннего Витгенштейна), область ее

влияния на философию сознания, ее следствия и сильные стороны, однако акцент делается на основных критических аргументах против нее В основании этой концепции, с нашей точки зрения, лежит сочетание двух следующих идей

Во-первых, это мысль о том, что вдея интенциональности может быть понята только как лингвистическая способность репрезентации Во-вторых, это идея

0 том, что источником интенциональности выражений языка является интенциональность сознания

Влияние этой теории обнаруживается практически во всех текстах как по проблеме интернализма и экстернализма относительно ментального содержания, так и по проблеме натурализации» а также в некоторых аспектах феноменологической концепции Э Гуссерля

Следствием этой теории являются представления, во-первых, о сознании как состоящем из отдельных актов, напоминающих по структуре предложение, и, во-вторых, о деятельности сознания как оперировании символами Сильной стороной данной теории является ее совместимость с натурализмом Можно предложить три основных аргумента против этой картины сознания.

1 Наличие внутреннего языка никак не объясняет деятельность внешнего языка, а лишь ставит новую задачу объяснения работы этого внутреннего языка (Б. Рассел, Д. Денет)

2 Большая часть наших убеждений, суждений и представлений не представляет собой актуально выраженных предложений Например, нельзя сказать, что убеждение «что из комнаты следует выходить через дверь, а не через окно» присутствовало пару минут назад в моем сознании, хотя я, безусловно, была в этом убеждена (Этот аргумент появился в работах логических бихевиористов Г РайлаиЛ Витгенштейна)

3 Эта представление о сознании упускает из вида само сознание Есть существенная разница между бессознательным манипулированием символами и употреблением языка (аргумент «китайская комната» Дж. Серла)

Влияние этой концепции проявляется, когда ставятся следующие вопросы Благодаря чему возможна интенциональность сознания'' Как суждения, надежды, представления относятся к внешнему миру'' Ее влияние видно и тогда, когда на данный вопрос отвечают, что это происходит благодаря смыслу или это происходит без участия смысла

Сказать, что сознание имеет смысл и референцию, означает имплицитное принятие репрезентационной картины сознания, в которой оно описывается как набор знаков Поскольку сознание - это не язык, то оно не может иметь смысл и референт. Смысл сам должен пониматься как психологический аспект знака.

Вторая глава «Ингернализм и экстернализм в отношении ментального содержания и значения»» демонстрирует возможность применения основных выводов первой главы к анализу проблемы ментального содержания Эта проблема в аналитической философии формулируется следующим образом какие внутренние или внешние факторы определяют ^ содержания нашего сознания (например, содержание моего убеждения, что сегодня среда).

Считается, что экстернализм в философии сознания имеет ряд радикальных следствий, в частности, из него следует тезис о том, что сознание находится в мире, а не голове, и тезис о том, что наше сознание никогда не является доступным для нас

Параграф первый «Определение ментального содержания» посвящен определению ментального содержания В нем формулируется проблема, лежащая в основании спора о интернализма и экстернализме Мы показываем, что ментальное содержание может быть определено только как пропозициональное содержание На основе примеров мы демонстрируем, что под «ментальным содержанием» понимается всего лишь значение выражений, следующих за выражениями типа «я считаю, что », те значение предложений в косвенных контекстах

Сенсационность тезиса экстернализма относительно ментального содержания обязана подмене одного понятия другим мы называем пропозициональное содержание «ментальным», т е относим его к сознанию Определив, таким образом, в терминах теории сознания то, что к этой теории не имеет отношения, мы ставим вопрос, «где находятся ментальные содержания - в голове или в мире''» И некоторые философы дают на него шокирующий ответ, «не в голове» и делают из этого вывод - «сознание не находится в голове»

Но с этой точки зрения критикуется и тезис интернализма сказать, что ментальное содержание обозначает нечто благодаря смыслу, значит принять теорию, которую мы подвергли критике в предыдущей главе Спор интернализма и экстернализма не является бессодержательным, но он должен быть сформулирован в правильных терминах - в терминах теории значения языковых выражений Выдвигается тезис о том, что если интенциональность может быть определена только как способность обозначать нечто, то постановку данной проблемы следует ограничить областью философии языка.

Параграф второй «Два классических примера интерналистской программы» предлагает в качестве примера для демонстрации вышеизложенных тезисов исследование одной интерналистской программы, не относящейся к аналитической философии, - программы Э. Гуссерля, а также теории дескрипции Б Рассела, лежащей в основе теории значения, называемой традиционной

Выдвигается тезис о том, интерналистская концепция Э Гуссерля, на первый взгляд кажущаяся более понятной и осмысленной, чем экстерналистская, также имеет ряд существенных сложностей Так, например, анализ сознания в этой концепции во многом зависит от языка - феномена, внешнего сознанию Теория дескрипций Б Рассела, которую он рассматривал как возможность решения проблем теории значения без участия «мыслимого содержания» (смысла), основывается на сомнительной идее о том, что некоторые знаки могут обозначать свой предмет непосредственно

18

Параграф третий «Спор экстериализма и интернализма относительно значения» содержит анализ основных аргументов экстернализма о значении выражений и возможные ответы на них сторонников интернализма Исследуются два вида экстернализма позиция, согласно которой сущность предметов внешнего мира определяет значение (X. Патнэм, С. Крипке, К Макгинн, К. Доннелан и др), и позиция, согласно которой социальные институты определяют значение (поздний Витгенштейн, Т Бердж, С Крипке, Д Блур)

Тезис, который обосновывается по поводу этого спора о значении, состоит в том, что теми методами, которыми он ведется, разрешен он быть не может Этот метод мы могли бы условно назвать «априорным», подразумевая под этим исследование условий возможности языка вообще, а не эмпирическое исследование реального феномена - языка На любой аргумент экстерналиста, например, о том, что каузальная связь или социальный институт определяет референцию, интерналист отвечает, что и это может быть представлено в виде эпистемического содержания Однако тот факт, что каузальная связь может рассматриваться как информация об объекте, не перемещает саму эту связь внутрь сознания.

Экстернализм пытается элиминировать эпистемический аспект значения, что, с нашей точки зрения, обессмысливает эту позицию Проблема значения состоит не в том, как одни физические предметы связаны с другими в мире, а в том, как знаки, которые мы понимаем и используем, связаны с миром Указание на смысловое, информативное содержание как на сущностный аспект значения не есть решение проблемы значения Если мы под смыслом понимаем не платоновскую идею, а психологическое содержание, то оно не может фиксировать тождества значения термина. Это значение фиксируется социальными институтами и сущностными свойствами объектов внешнего мира

Глава третья «Натурализация интенциональности и роль интенциональности в объяснении действия» содержит исследование одной

19

из самых обсуждаемых тем в связи с интенциональностью вопроса о возможности ее натурализации Интенциональность традиционно рассматривается в качестве особой характеристики психического, поэтому она ставит серьезную проблему для физикалистских теорий сознания Теории натурализации видят своей задачей описать интенциональность в физических терминах Рассматривается вопрос о том, могут ли интенциональные идиомы быть элиминированы из объяснения действия

Параграф первый «Стратегии натурализации интенциональности и их сложности» посвящен рассмотрению и критике трех основных стратегий программы натурализации интенциональности (Ф Дреке, Р Милликэн, Дж Фодора) Мы выделяем частные и фундаментальные сложности теорий натурализации

Во всех теориях натурализации интенциональность рассматривается как репрезентация, при этом само отношение репрезентации рассматривается как непроблематичное Как проблема, заслуживающая объяснения, в теориях натурализации ставится только возможность неправильной, ошибочной репрезентации

Частные проблемы теорий натурализации связаны с конкретным объяснением этой возможности в рамках чисто физического мира,

С интерпретацией понятия «интенциональность» в рамках этих концепций связаны следующие фундаментальные сложности

1 Все эти теории опираются на репрезентационную теорию сознания, те тезис о том, что сознание представляет собой разновидность языка Задача натурализации интенциональности осмысленна только в рамках более глобального проекта, а именно проекта натурализации сознания Однако, поскольку сознание не является языком, то эти теории не решают своей главной задачи

2 Даже если мы ограничим область применения этих концепций языком (сами сторонники программы рассматривали их как применимые равным образом и к сознанию, и к языку) и будем говорить только об интенциональности языковых выражений, то и для этой области понятие

20

интенциональности, которое они используют, является чрезмерно узким, так как оно не принимает во внимание эпистемическое, информативное содержание

3 Концепция натурализованного содержания ставит под вопрос свой собственный статус как теории Такие теории не являются естественнонаучными теориями, они не могут бьггь ни подтверждены, ни опровергнуты С другой стороны, они не могут рассматриваться как концептуально-философские, так как элиминируют само понятие смыслового содержания

Частные сложности рассматриваемых концепций состоят в том, что для объяснения возможности ошибки в чисто физическом мире знак сам по себе должен быть четко связан с обозначаемым предметом Поэтому данные теории либо опираются на идею о внутренней естественной способности знака к репрезентации, которую сложно объяснить, принимая во внимание, что выражения языка имеют одинаковую природу, но обозначают разные вещи, либо они используют неэлиминируемое в рамках данной концепции понятие конвенции

Параграф второй «Интенциональные идиомы и объяснение поведения»

посвящен вопросу о том, можно ли исключить ингенциональное объяснение из психологии В получивших большую известность теориях П Черчлэнда и Д Деннета выдвигается тезис, сходный в некоторых аспектах с тем тезисом, который мы пытались обосновать в данном исследовании В этих теориях утверждается, что интенциональным идиомам (выражениям) не соответствует какой-либо феномен сознания Из этого следует, что интенциональные идиомы нужно рассматривать как ложный способ описания сознания и они должны быть элиминированы из языка научной психологии (элиминативизм) или их использование оправдано в рамках только одной установки, которая при лучшем развитии науки о мозге сможет успешно быть заменена другой (инструментализм) Однако мы, в отличие от авторов данных концепций, не совершаем редукции и не утверждаем, что убеждений, надежд и представлений не существует, мы полагаем только, что они не представляют

21

собой предложений внутреннего языка На этом основании подвергается критике идея о том, что объяснение в терминах интенциональности может быть разновидностью каузального объяснения (Д Дэвидсон) Эта теория основывается на том, что убеждения и желания представляют собой отдельные события, которые могут быть также описаны как физические события, например, события мозга Тем не менее, поведение может объясняться в терминах желаний и убеждений, поскольку мы с детства усваиваем этот способ объяснения не только чужих, но и своих поступков

В заключении подводятся основные итоги исследования.

Публикации автора по теме диссертации

1 Вострикова ЕВ Интенциональность // Эпистемология & философия науки № 4,2006 0,3 ал

2 Вострикова Е В Рецензия на книгу Р Милликэн «Язык как биологическая категория» // Эпистемология & философия науки № 4, 2006 0,5 ад

3 Вострикова Е В Ментальное содержание: узкое или широкое // Язык Знание Социум Проблемы социальной эпистемологии М, 2007 1 а л.

4. Вострикова Е В К вопросу об интенциональности // Эпистемология & философия науки № 3,2007 0,5 а л.

5 Вострикова Е В Интенциональность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки 0,3 ал (в печати)

6 Вострикова Е В Понятие сознания Г. Райла // Энциклопедия эпистемологии и философии науки 0,3 ал (в печати).

7 Вострикова ЕВ Анализ сознания Б Рассела // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. 0,3 а.л. (в печати)

Подписано в печать 26 03 2008 Печать трафаретная

Заказ К» 219 Тираж 100 экз

Типография «И-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш, 36 (495) 975-78-56, (499)788-78-56 www autorefemt ш

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Вострикова, Екатерина Васильевна

Глава 1. Введение в проблематику интенциональности.14

Параграф первый. Введение в проблематику интенциональности. Определения интенциональности и их сложности.14

1.1. Задача определения интенциональности.14

1.2. Классическое определение и его сложности. Интенциональность как направленность сознания на предметы.16

1.3. Интенциональность как способность сознания быть «о чем-то» (аЬоиШезз) или значение.20

1.4. Интенциональность как различие акта и содержания.24

1.5. Интенциональность как интенсиональность (через «с»). Интенциональность как неправильная репрезентация.29

1.6. Интенциональность как смысл или осмысленность.35

Параграф второй. Интенциональность как значение и сознание как язык. Об одной влиятельной концепции сознания.43

2.1. Содержание и исходные предпосылки концепции «языка мысли».43

2.2. Концептуальная история «языка мысли».48

2.3. Основные сложности концепции языка мысли.54

2.4. Реальное содержание проблемы интенциональности.58

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Вострикова, Екатерина Васильевна

Актуальность темы исследования

Данное диссертационное исследование посвящено одной из ключевых проблем философии - проблеме соотношения сознания и мира, которая была представлена в конце 19 - начале 20 века как проблема интенционалЬности.

Интенциональность - одно из базовых понятий современной как феноменологической, так и аналитической философской традиции, а в психологии оно используется для обозначения одного из фундаментальных свойств сознания. В то же время, данное понятие является одним из наиболее спорных в современной философии, и споры ведутся не только относительно природы свойства, обозначаемого им, но и также о самом содержании этого понятия. Проблема интенциональности находится на стыке двух активно развивающихся областей теоретической философии - философии сознания и философии языка

Именно поэтому проблема интенциональности находится в непосредственной связи практически со всеми основополагающими «вечными» проблемами философии, и выбор той или иной позиции относительно интенциональности связывается с определенным решением большого круга философских проблем.

К ним относится, в частности, онтологический вопрос о природе сознания. Интенциональность вводится в современные философские дискуссии Ф. Брентано как понятие, обозначающее особое свойство психических феноменов, которым не обладает ни один физический феномен. Такая постановка вопроса ставит серьезную проблему перед физикалистскими теориями сознания, так как предполагает невозможность редукции психических феноменов к физическим. Одной из важных дискуссионных тем в философии сознания является возможность натурализации интенциональности, эта тема разрабатывалась в трудах Ф. Дрецке, Р. Милликэн, Дж. Фодора, но удовлетворительного решения им, как представляется, не удалось найти. С проблемой реализма традиционно связывается интенциональность в работах, написанных под влиянием каузальной теории референции, например, в книге К. Макгинна «Ментальное содержание» или работе Р. Милликэн «Язык, мысль и другие биологические категории». «Можно ли представить содержание сознания независимым от предметов внешнего мира?» - так можно сформулировать основной вопрос, развернувшихся, но еще далеко не завершившихся дискуссий. Еще одной проблемой, заслуживающей упоминания в связи с понятием «интенциональность», является проблема значения языковых выражений. Интенциональность и значение напрямую связываются практически во всех работах англо-американских авторов. Проблему интенциональности языковых выражений можно сформулировать таким образом: что является ее источником, интенциональность сознания или внешний мир? Еще в 70 годы прошлого столетия появился ряд теорий, объясняющих интенциональность языка независимо от интенциональности сознания (Т. Бердж, X. Патнэм, С. Крипке и др.). Теории такого типа до сих пор являются доминирующими в англоамериканской философии, а дискуссии об их обоснованности ведутся по сей день.

Понятие интенциональности вводится как одно из средств описания сознания, как основа для выделения собственной предметной области психологии. Адекватная концептуальная схема, в рамках которой описывалось бы сознание, позволила бы психологии определиться и с методологией исследования своего предмета. Однако у психологии до сих пор нет такой схемы. Ведь проблема связи между сознанием и телом, например, состоит не в том, что нам не известно, как объяснить связь двух понятных феноменов. Каждая концепция здесь предлагает новое описание структуры сознания и элементов, составляющих его. Эта проблема является чрезвычайно актуальной, поскольку на этом пути еще многое предстоит сделать.

То, что понятие интенциональности является одним из наиболее спорных в современной философии, говорит о том, что его значение далеко от определенности, что относится ко многим фундаментальным понятиям, например, к понятию «феномен» или понятию «значение». Есть основания полагать, что многочисленные споры по данной проблематике во многом связаны с нечеткостью употребления этого понятия, что делает задачу прояснения его как нельзя более актуальной.

Степень разработанности проблемы

Хотя проблема интенциональности далека до окончательного решения, можно, тем не менее, говорить о ее достаточной разработанности, в особенности в аналитической философии и феноменологии. Термин «интенциональность» был введен в современные дискуссии Ф. Брентано в работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874). Брентано выделяет интенциональность в качестве одного из отличительных признаков ментальных феноменов. Как внутреннее свойство психического рассматривалась интенциональность и в феноменологической концепции Э. Гуссерля. Данной теме можно было бы посвятить отдельное исследование, мы, однако, ограничились рассмотрением феноменологической проблематики в той мере, в какой она укладывается в рамки дискуссий в англо-американской философии.

Эту тему разрабатывали А. Макинтайр и Д. Смит1, Д. Фоллесдаль 2, Дж. МохантиЗ, Н.В. Мотрошилова4, В.И. Молчанов5.

В аналитической философии Р. Чизом сформулировал тезис Брентано в терминах предположений о ментальных феноменах. Он выделил ряд признаков интенсионального языка, и утверждал, что поскольку интенсиональный язык нельзя свести к экстенсиональному, то ментальные феномены нельзя свести к физическим.

Однако в дальнейшем в англо-американской философии доминировало противоположное направление исследования данной проблематики. Опровергнуть тезис Брентано и обосновать тем самым возможность физикалистской интерпретации сознания своей задачей ставят многие авторы, среди них Р. Милликэнб, Дж. Фодор7, Ф. Дрецке8, Пол и Патриция Черчленд9, Д. ДеннетЮ.

В аналитической традиции проблема интенциональности зачастую обозначается как проблема «ментального содержания», поэтому непосредственно к нашей теме относится ряд исследований, посвященных этому понятию. В особенности это касается дискуссии

1 Smith D.W. Mclntyre R. Husserl and intentionality. Dordrecht, 1982.

2 Follesdal D.Husserl and Frege. Oslo, 1958

3 Mohanty J.N. Edmund Husserl's theory of meaning. The Hague,1976.

4 Мотрошилова H. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.

Молчанов В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии. М., 1988; Молчанов В.И. Различение и опыт. Феноменология неагрессивного сознания. М., 2004; Молчанов В.И. Две лекции о Брентано. Логос №1(32). М., 2002 .

6 Millikan R. Language: A Biological Model. Oxford, 2006; Millikan R. Language, truth and other biological categories. Cambridge, Massachusetts, 1987.

7 Millikan R. Language: A Biological Model. Oxford, 2006; Millikan R. Language, truth and other biological categories. Cambridge, Massachusetts, 1987.

8 Dretske F. Perception, knowledge, and belief: selected essays. Cambridge, 2000; Dretske F. Explaining Behavior. Cambridge. 1988; Dretske F. Naturalizing the Mind Cambridge, Massachusetts, London, 1995.

9 Churchland P. Eliminative Materialism and the Propositional Attitudes // Journal of Philosophy. 78. no. 2. 1981; Churchland P. Matter and Consciousness. Massachusetts, 1984.

10 Dennett D. Brainstorms: Philosophical Essays on Mind and Psychology. Massachusetts, 1981; Dennet D. Content and Consciousness. London, 1986; Dennett D. The Intentional Stance. Massachusetts, 1989; Денет Д. Виды психики. М., 2004. экстернализма и интернализма: спора о роли внешних факторов в детерминации ментального содержания. Это работы Дж. Серла 11 , который отстаивает интернализм, Т. Берджа 12 , обосновывающего вариант социального экстернализма, и К. Макгинна13, предложившего интерналистское решение проблемы следования правилу. Отчасти близкая нам постановка вопроса об ограниченности как строгого интернализма, так и строго экстернализма содержится в работах К. Макгинна «Ментальное содержание» 14 и Р. Сталнакера15 «Содержание и контекст».

Также в англо-американской традиции принимается в качестве ключевых по проблематике интенциональности ряд текстов, в которых не употребляется термин «интенциональность» или «ментальное содержание», а употребляется термин «значение». Зачастую говорится о синонимичности терминов «ментальное содержание» и «значение» 16. Естественно, круг работ, в которых обсуждается понятие значения, является необозримым. Мы руководствовались двумя критериями при выборе текстов по данной проблематике. Теоретическим - мы выбирали тексты, которые сделали наиболее значимый вклад в разработку проблематики интернализма-экстернализма, и историко-философским -мы использовали те тексты, которые признаются в качестве важных исследователями, непосредственно использующими термин «интенциональность».

Таким образом, при разработке этой проблематики мы не могли обойти вниманием классические интерналистские подходы Г. Фреге и Б. Рассела и их сложности, а также теорию значения раннего

11 Searle J. Intentionality. Cambridge, 1983. Burge Т. Individualism and the Mental // Midwest Studies in Philosophy. Vol. 4, 1979.

13 C.MacGinn. Wittgenstein on meaning, Oxford, 1984

14 McGinn C. Mental Content. Oxford, 1989.

15 Stalnaker Robert. Context and content. Oxford, 1999.

16 См., например, статью в Стэнфордской энциклопедии «Узкое ментальное содержани е» http://р 1 ato. Stanford. edu/entries/content-narrow.

Витгенштейна («Логико-философский трактат»), к которой неоднократно обращались в своих работах экстерналисты (Р. Милликэн, К. Макгинн, Р. Камминс). Из вторичной литературы по данной теме следует отметить работы М. Даммита17, А. Айера18, М. Блэка19, С. Сомса 20 , Г. Кюнга 21 . Эта тема в отечественной литературе разрабатывалась B.C. Швыревым22, И.С. Нарским23, А.Ф. Грязновым24, З.А. Сокулер25, A.JI. Никифоровым26, Е.Д. Смирновой27. Теория экстернализма относительно значения разрабатывалась в работах С. Крипке28, X. Патнэма29, К. ДоннеланаЗО, позднего Витгенштейна. В экстерналистском, социальном ключе проблема следования правилу, а, следовательно, и значения трактуется С. Крипке31 и Д. Блуром32. Эта проблематика получила частичное освещение в книге Л.Б. МакеевойЗЗ

17 Dummet М. Origins of Analytical Philosophy. Cambrige. 1992; Dummet M. Frege Philosophy of Language. Cambrige, 1973.

18 Ayer A.J. Russell and Moore. The Analytical Heritage. London, 1971.

19 Black M. A companion to Wittgenstein's tractatus. Ithaca, 1966.

20 Soames S. Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 1: The Dawn of Analysis. Princeton, 2005.

21 Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999.

22 Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.

Нарский И. С. Очерки по истории позитивизма. М., 1960. 24 Грязное А. Ф. Эволюция философских взглядов J1. Витгенштейна: Критический анализ. М., 1985; Грязнов А. Ф. Язык и деятельность: критический анализ витгенштейнианства. М., 1991.

9 ^

Сокулер 3. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. Долгопрудный, 1994.

Никифоров A.J1. Философия науки. История и теория. М., 2006.

27 Смирнова Е.Д., Таванец П.В. Семантика в логике // Логическая семантика и модальная логика. М., 1967.

28

Kripke Saul. Naming and Necessity. Oxford, 1972.

29

Патнэм X. Разум, истина, история. М., 2002; Патнэм X. Значение «значения»// Философия сознания. М., 1998.

30 Donnellan К. Reference and Definite Descriptions // The Philosophical Review. Vol. 75. No. 3. 1966.

31 Крипке С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. М., 2005.

32 Bloor D. Wittgenstein, rules and institutions. London, 1997.

33 Макеева Л.Б. Философия Х.Патнэма. М., 1996.

В разработку проблемы интенциональности и сознания в России большой вклад внесли Лекторский В.А. 34, Дубровский Д.И35, Юлина Н.С. 36, Зотов В.А. 37, Касавин И.Т. 38, Смирнова Н.М. 39.

Объект работы

Объектом данной работы является проблема отношения сознания к предмету.

Предмет работы

Предмет данной работы (ее центральную тему) составляет понятие интенциональности: его содержание, генезис, роль в современных философских дискуссиях.

Цель работы

Целью данного исследования является анализ понятия интенциональность в контексте современных философско-лингвистических дискуссий.

Задачи исследования

В процессе диссертационного исследования ставились следующие задачи:

4 Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 2002; Дубровский Д.И. Создание, мозг, искусственный интеллект. М., 2007.

Юлина Н.С. Философский натурализм. М., 2006; Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания. М. 2004.

37 Зотов А.Ф.Современная западная философия. М., 2005.

38 Касавин И.Т. Смысл как проблема эпистемологии и науки // Эпистемология и философия науки. № 3. 2007; Касавин И.Т. Проблема текста: между эпистемологией и лингвистикой // Эпистемология и философия науки. № 2. 2006.

39

Смирнова Н.М. Феноменологический проект методологии социально-исторического анализа // История методологии социального познания. Конец 19 -нач. 20 вв. М., 2001;

Смирнова Н.М. Интерсубъективность как проблема феноменологической критики // Социемы. УрГу. 2003, № 9. проанализировать определения и употребления данного понятия в различных подходах к сознанию, выявить наличие многозначностей в этих определениях, а также исследовать основные понятия, в терминах которых описывается интенциональность «акт», «ментальное содержание», «смысл», «репрезентация», «ноэзис», «ноэма». 2. исследовать вопрос о природе интенциональности, т.е. о том, как осуществляется связь сознания и мира: является ли сознание или мир решающим фактором в реализации этой связи. Это предполагает изучение и решение так называемого спора об узком и широком ментальном содержании. исследовать вопрос о том, является ли интенциональность исключительным свойством сознания, наличие которого позволяет однозначно заключить о невозможности вписать сознание в чисто физическую картину мира. Решение этого вопроса, в свою очередь, предполагает изучение дискуссий вокруг различных программ натурализации сознания. изучить вопроса о роли понятия «интенциональность» в объяснении поведения и деятельности.

Методологическая основа исследования

Диссертационное исследование предполагает использование, с одной стороны, метода историко-генетической и теоретической реконструкции, с другой стороны, аналитико-критического метода. Первый метод позволяет нам эксплицировать роль понятия интенциональность в современных дискуссиях о природе сознания, второй метод позволил нам выработать собственный взгляд на разрешение этих дискуссий. Кроме того, задача уточнения определения понятия «интенциональность» предполагает использование метода концептуального и лингвистического анализа текстов. Этот метод позволяет нам продемонстрировать большую связь понятия «интенциональность» с понятием «значение», чем с понятием «сознание». Метод компаративного анализа используется для выявления основных сложностей теорий экстернализма и интернализма, а также программ натурализации интенциональности и программы элиминации интенциональных идиом из психологии.

Тема «ментальное содержание» разрабатывалась в частичной опоре на методы теоретической реконструкции, представленные к работах К. Макгинна с одноименным названием, Дж. Серла «Интенциональность», и Р. Сталнакера «Контекст и содержание».

При исследовании влияния лингвистического поворота на ведение дискуссий по интенциональности, мы частично опирались на работу М. Даммита «Происхождение аналитической философии», Дж. Фодора «Язык мысли», работу X.J1. Бермудеса «Мышление без слов» 40, книгу М. Девитта и К. Стерельного «Язык и реальность»41. При исследовании темы натурализации интенциональности особое значение придавалось работам Ф. Дрецке «Натурализуя сознание» и Р. Милликен «Язык, мысль и другие биологические категории», книгам

H.С. Юл иной, посвященным Д. Деннету. Научная новизна работы

I. Диссертантом выявлена многозначность понятия интенциональность, выделено и проанализировано шесть основных определений и показано, что одно из них является базовым для других определений - это определение интенциональности как значения.

2. Показано, что разработка темы интенциональности находилась во многом под влиянием лингвистического поворота не только в англо

40 Bermudez Jose Luis . Thinking without words. Oxford, 2003.

41 Devitt M., Sterelny K. Language and Reality. Oxford, 1999. американской философии, но и феноменологии Гуссерля. В силу этого такие понятия как «акт», «качество и материя акта», «содержание», «ноэма» вводятся большинством авторов на основе анализа высказываний о ментальных феноменах.

3. Установлено, что многие дискуссии об интенциональности вызваны многозначностью данного термина. К ним относится дискуссия об узком и широком ментальном содержании, споры о возможности натурализации интенциональности, а также спор о том, является ли ссылка на интенциональность разновидностью причинного объяснения.

4. В диссертации обосновывается, что определение сознания как интенциональности является чрезмерно узким.

5. Продемонстрирована ограниченность как чисто экстерналистского, так и чисто интерналистского понимания значения

Основные положения, выносимые на защиту

1. Понятие «интенциональность» определяется либо метафорически («направленность сознания на»), либо в лингвистических терминах («способность сознания «быть о», обозначать предметы»). Анализ ментальных феноменов, предполагающий возможность выделения акта и содержания феномена, основывается не на опыте, а существенным образом зависит от анализа лингвистической и логической формы предложений о ментальных феноменах («я верю (полагаю, знаю и т.п.), что.»).

2. Введение понятия интенциональность в современные философские дискуссии во многом является следствием лингвистического поворота в философии, который положил в основу философии сознания тезис том, что мысль может изучаться только посредством анализа языка. В наиболее явной форме следствия этого тезиса проявились в репрезентационной теории сознания, согласно которой сознание может быть описано только как язык. Имплицитно именно такое узкое понимание сознания мы обнаруживаем в большинстве работ, посвященных интенциональности.

3. Спор о том, находятся ли ментальные содержания, а, следовательно, и сознание, внутри или во внешнем мире, является бессодержательным, так как ментальное содержание может быть определено только как лингвистическое понятие значения соответствующего языкового выражения. Спор интернализма и экстернализма должен быть сформулирован в терминах теории значения, т.е. как вопрос о том, внешние или внутренние факторы задают значение языковых выражений. При этом их противопоставление не соответствует тому, как реально работает язык: ни чисто внешние, ни чисто внутренние факторы не способны дать полного объяснения.

4. Теории натурализации интенциональности, стремящиеся показать, что она возможна в чисто физическом мире, изначально ставят перед собой неправильную задачу, так как используют слишком узкое понятие интенциональности как «возможности ошибочной репрезентации». Эта задача реализуема, однако она не решает задачу натурализации сознания, ради которой предпринимается данный проект, так как определения «интенциональности» и «сознания» не совпадают. Репрезентационная теория сознания, которую идея интенциональности предполагает, в целом является ложной.

Научно-практическая значимость работы

Исследование представляет материал для существенного дополнения курсов «История и философия науки», «Аналитическая философия», «Философия сознания», «Философия языка».

Апробация работы

Результаты работы получили апробацию на выступлении на заседании сектора социальной эпистемологии ИФРАН 13 ноября 2007, а также в ходе чтения лекционного курса «Интенциональность в современной философии сознания» на 4 курсе философского факультета в РГГУ в сентябре-декабре 2007.

Основные идеи данной работы были изложены автором в публикациях, в частности, в статьях «Ментальное содержание: узкое или широкое» // Знание в социальном контексте. М., 2007, «К вопросу об интенциональности» // Эпистемология & философия науки. № 3, 2007, в рецензии на книгу Р. Милликэн «Язык как биологическая категория» // Эпистемология & философия науки. № 4, 2006.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Интенциональность в современной философии сознания"

Заключение.

В данном диссертационном исследовании мы рассмотрели одно из ключевых понятий современной философии сознания. Мы выдвинули тезис о том, что многие споры об интенциональности связаны с многозначностью этого термина.

В первой главе мы исследовали основные определения всех основных определений, которые встречаются в исследованиях по этой теме, и их основные сложности. Мы постарались показать, что между этими определениями есть существенные различия, которые зачастую упускаются при обсуждении данной проблематики. Мы также утверждали, что определение интенциональности как знаковой репрезентации, т.е. как значения является доминирующим, как в историческом, так и в концептуальном плане. Был выдвинут тезис о том, что идея интенциональности как значения предполагает определенную картину сознания, где сознание предстает как внутренний язык, а его деятельность как оперирование символами. Мы постарались продемонстрировать, что влияние этой концепции обнаруживается в гораздо большем количестве текстов, чем это предполагается, например, она обнаруживается во всех теориях, которые предполагают ответ на вопрос: как сознание обозначает свои объекты с помощью смысла или независимо от него.

Мы выделили сильные стороны этой концепции, однако в целом признали ее ложной на основании трех аргументов: 1) работа внутреннего языка также нуждается в объяснении, как и работа внешнего; 2) эта теория приписывает нашему сознанию излишнюю пропозициональную точность и описывает его в терминах событий-актов; 3) эта теория упускает само сознание, так как есть существенное различие между бессознательным манипулированием символами и сознательным. Мы утверждали, что обнаружение имплицитного принятия этой концепции сознания во многом способно пролить свет на то, как могут быть разрешены два важнейших вопроса в связи с интенциональностью, сформулированных уже Брентано, вокруг которых концентрируются все дискуссии по данной теме в современной философии: вопрос о роли ментального объекта (ментального содержания) в осуществлении интенциональной связи и вопрос о возможности натурализации интенциональности. Эти проблемы стали предметом рассмотрения двух других глав. Исследуя спор интернализма и экстернализма относительно ментального содержания (спор о том, состоит ли оно, а, следовательно, и сознание из внешних сознанию предметов), мы показываем, что ментальное содержание может быть определено только как пропозициональное содержание. На основе примеров мы демонстрируем, что под «ментальным содержанием» понимается всего лишь значение выражений, следующих за выражениями типа «я считаю, что.», т.е. значение предложений в косвенных контекстах.

Сенсационность тезиса экстернализма относительно ментального содержания обязана подмене одного понятия другим: мы называем пропозициональное содержание «ментальным» и относим его к сознанию.

Мы выдвинули тезис о том, что если интенциональность может быть определена только как лингвистическая репрезентация, то постановку этой проблемы следует ограничить областью философии языка, и представить спор об интернализме и экстернализме только как спор о значении.

Тезис, который обосновывается по поводу этого спора, состоит в том, что теми методами, которыми он ведется, разрешен он быть не может. Этот метод мы могли бы условно назвать «априорным», подразумевая под этим исследование условий возможности языка вообще, а не эмпирическое исследование реального феномена — языка. На любой аргумент экстерналиста, например, о том, что каузальная связь или социальный институт определяет референцию, интерналист отвечает, что и это может быть представлено в виде эпистемического содержания. Однако тот факт, что каузальная связь может рассматриваться как информация об объекте, не перемещает саму эту связь внутрь сознания.

Экстернализм пытается элиминировать эпистемический аспект значения, что, с нашей точки зрения, обессмысливает эту позицию. Проблема значения состоит не в том, как одни физические предметы связаны с другими в мире, а в том, как знаки, которые мы понимаем и используем, связаны с миром. Указание на смысловое, информативное содержание как на сущностный аспект значения не есть решение проблемы значения. Если мы под смыслом понимаем не платоновскую идею, а психологическое содержание, то оно не может фиксировать тождества значения термина. Это значение фиксируется социальными институтами и сущностными свойствами объектов внешнего мира.

В третьей главе мы исследуем проблему натурализации интенциональности и проблему роли интенциональных идиом в объяснении действия.

Мы выдвинули тезис о том, что все теории натурализации объединяет общая предпосылка, состоящая в том, что интенциональность должна быть определена как неправильная репрезентация. Мы выделили фундаментальные и частые сложности теорий натурализации.

С интерпретацией понятия «интенциональность» в рамках этих концепций связаны следующие фундаментальные сложности.

1. Все эти теории опираются репрезентационную теорию сознания, т.е. тезис о том, что сознание представляет собой разновидность языка. Задача натурализации интенциональности осмысленна только в рамках более глобального проекта, а именно проекта натурализации сознания. Однако, поскольку сознание не является языком, то эти теории не решают своей главной задачи.

2. Даже если мы ограничим область применения этих концепций языком (сами сторонники программы рассматривали их как применимые равным образом и к сознанию, и к языку) и будем говорить только об интенциональности языковых выражений, то и для этой области понятие интенциональности, которое они использует, является чрезмерно узким, так как оно не принимает во внимание эпистемическое, информативное содержание.

3. Концепция натурализованного содержания ставит под вопрос свой собственный статус как теории. Такие теории не являются естественнонаучными теориями, они не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. С другой стороны, они не могут рассматриваться как концептуально-философские, так как элиминируют само понятие смыслового содержания.

Частные проблемы теорий натурализации связаны с конкретным объяснением возможности ошибки в рамках чисто физического мира.

Исследуются также концепции, в которых субстанциональность интенциональности ставится под вопрос, теории элиминативного материализма (П. Черчлэнда) и инструменталистский подход (Д. Деннета).

В теориях и выдвигается тезис, сходный в некоторых аспектах с тем тезисом, который мы пытались обосновать в данном исследовании.

В этих теориях утверждается, что интенциональным идиомам (выражениям) не соответствует какой-либо феномен сознания. Мы, в отличие от авторов данных концепций, не совершаем редукции и не утверждаем, что убеждений, надежд и представлений не существует. Мы выдвигаем предположение о том, что в основе редукционизма этих концепций лежит ложная предпосылка о том, что если нет точного соответствия между интенциональными идиомами и опытом сознания, то это доказывает отсутствие этого опыта как такового. Убеждения, надежды, фантазии, страхи устроены не так, как предложения, и тем более не являются предложениями, но все же они существуют.

Мы подвергаем критике также теорию о том, что объяснение в терминах интенциональности может быть разновидностью каузального объяснения (Д. Дэвидсон). Эта теория основывается на том, что убеждения и желания представляют собой отдельные события, которые могут быть также описаны как физические события, например, события мозга.

Мы полагаем, что существуют серьезные препятствия полагать, что физическая установка способна заменить интенциональную и дать полное объяснение поведения человека. Это связано с тем, что предложения о желаниях и убеждениях, в которых мы с детства тренируемся описывать не только чужие, но и собственные поступки, отчасти, но сущностным образом, определяются социальными фактами.

 

Список научной литературыВострикова, Екатерина Васильевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Бирюков Б.В. Теория смысла Готлоба Фреге // Применение логики в науке и технике. М., 1960. С. 502-555.

2. Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996.

3. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. С-Пб., 2000.

4. Витгенштейн JI. Заметки по логике// Дневники 1914 -1918. Томск, 1998.

5. Витгенштейн JI. Дневники 1914-1918. Томск, 1998.

6. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. Часть I. М., 1994.

7. Витгенштейн Л. О достоверности // Философские работы. М., 1994.

8. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. М., 1994.

9. Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна: Критический анализ. М., 1985.

10. Ю.Грязнов А. Ф. Язык и деятельность: критический анализ витгенштейнианства. М., 1991.

11. П.Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том III (1). Логические исследования. Том II (1). Исследования по феноменологии и теории познания, Москва, 2001.С. 14.

12. Гуссерль Эдмунд. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 2004. №2 2007 (59)

13. Гуссерль Эдмунд. Интенциональные предметы. Логос,№2, 2007(59).

14. Денет Д. Виды психики. М., 2004.

15. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 2002.

16. Дубровский Д.И. Создание, мозг, искусственный интеллект. М., 2007.

17. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005.

18. Касавин И.Т. Проблема текста: между эпистемологией и лингвистикой // Эпистемология и философия науки. № 2. 2006.

19. Касавин И.Т. Смысл как проблема эпистемологии и науки // Эпистемология и философия науки. № 3. 2007.

20. Крипке. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке, Москва. 1999.

21. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999.

22. Ладов В.А. Интенциональность в философии Д. Деннета. http://ru.philosophy.kiev.ua/library/ladov/inten3.htm

23. Ладов В.А.Интенциональность в языке проблема выразимости, http:// anthropology.ru/ru/texts/ladov/kompar25 .html

24. Лебедев М., Черняк А. Онтологические проблемы референции. М., 2001.

25. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

26. Макеева Л.Б. Философия X. Патнэма. М., 1996.

27. Молчанов В.Две лекции о Брентано. Логос №1(32), М., 2002.

28. Молчанов В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии. М., 1988.

29. Молчанов В.И. Различение и опыт. Феноменология неагрессивного сознания. М., 2004.

30. Мотрошилова Н. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.

31. Нарский И. С. Очерки по истории позитивизма. М., 1960.

32. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М., 2006.

33. Павиленис Р.Й. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М., 1983.

34. Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998.

35. Патнэм X. Разум, истина, история. М., 2002.

36. Патнэм X. Философия сознания. Москва, 1999.

37. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

38. ЗБ.Рассел Б. Ведение в математическую философию. М.,1996.

39. Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.

40. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, 1999.

41. Рорти Р. Мозг как компьютер, культура как программа // Эпистемология и философия науки №2 (4), М., 2005.

42. Серл Дж. Открывая сознание заново. М. 2002.

43. Серл Дж. Рациональность в действии. М., 2002.

44. Сёрль Дж. Природа интенциональных состояний. Философия, логика, язык. М., 1987.

45. Сёрль Дж. Сознание, мозг и программы. Аналитическая философия. Становление и развитие. М., 1998.

46. Смирнова Е.Д., Таванец П.В. Семантика в логике // Логическая семантика и модальная логика. М., 1967.

47. Смирнова Н. М. Интерсубъективность как проблема феноменологической критики // Социемы. УрГу. № 9. 2003.

48. Смирнова Н. М. Феноменологический проект методологии социально-исторического анализа // История методологии социального познания. Конец 19 нач. 20 вв. М., 2001.

49. Сокулер 3. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. Долгопрудный, 1994.

50. Фреге Г. Логика и логическая семантика. М., 2000.

51. Фреге Г. Основоположения арифметики. Логико-математическое исследование о понятии числа. Томск., 2000.

52. Харе Ром. Философия сознания. // Эпистемология и философия науки. №3, М., 2007.

53. Целищев В.В. Семантика для пропозициональных установок и «твердые десигнаторы» // Логика и онтология. М.: 1978. Стр. 94-128.

54. Чизолм P.M. Формальная структура интенциональности: Метафизическое исследование. Логос. 2(33). М., 2002.

55. Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.

56. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

57. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М. 2002

58. Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания. М. 2004.

59. Юлина Н.С. Философский натурализм. М., 2006.

60. Anscombe, G.E.M. Intention. Oxford, 1957.

61. Ayer A.J Wittgenstein. L., 1985.

62. Ayer A.J. Russell and Moore. The Analytical Heritage. London, 1971.

63. Baker G. Wittgenstein, Frege and the Vienna circle. Blackwell, 1988.

64. Bermudez Jose Luis. Thinking without words. Oxford, 2003.

65. Black M. A companion to Wittgenstein's tractatus. Ithaca, 1966.

66. Bloor D. Wittgenstein, rules and institutions. L. andN.-Y., 1997.

67. Brandom R. Reasoning and representing. // Chalmers D. (ed.) Philosophy of mind. N.-Y., 2002.

68. Brandom Robert. Reasoning and Representing. // Chalmers D. (ed.) Philosophy of mind. N.-Y., 2002.

69. Bratman M. Davidson theory of intention. //Esseys on Davidson. Oxford, 1986.

70. Burge T. Belief de re. // Journal of Philosophy, 74, 338-62. 1977.

71. Burge T. Individualism and the Mental // Midwest Studies in Philosophy. Vol. 4, 1979.

72. Burt C. Hopkins. Intentionality in Husserl and Heidegger. Washington, 1993.

73. Chalmers D. The Conscious Mind, Oxford, 1996.

74. Chisholm R. Intentional Inexistence (Excerpt).// Chalmers D. (ed.) Philosophy of mind. N.-Y., 2002.

75. Churchland P. Eliminative Materialism and the Propositional Attitudes. // Journal of Philosophy. 78. no. 2. 1981.

76. Churchland P. Matter and consciousness. London, 1984.

77. Crane Tim. Intentionality. Routledge Encyclopedia of Philosophy, Version 1.1, London and New York: Routledge, 1999.

78. Cummins R. Methodological Reflections on Belief. // Mind and Common Sense. Cambridge, 1991.

79. David L. Thompson. On Naturalizing Intentionality // http://ucs.mun.ca/~davidt/index.html.

80. Davidson D. Essays on actions and events. Oxford, 1980.

81. Davidson Donald. Mental Events. // Philosophy of mind (ed. Heil J.). Oxford, 2004.

82. Davis Wayne A. Meaning, expression and thought. Cambrige, 2003.83 .Dennett D.C. Consciousness explained. Boston, 1991.

83. Dennett D. Brainstorms. New York, 1978.

84. Dennett D. Content and Consciousness. London, 1986.

85. Dennett D. The Intentional Stance. Massachusetts, 1989.

86. Dennett D. True believers. The intentional strategy and why it works.// Chalmers D. (ed.) Philosophy of mind. N.-Y., 2002.

87. Devitt M., Sterelny K. Language and Reality. Oxford, 1999.

88. Donnellan K. Reference and Definite Descriptions. // The Philosophical Review. Vol. 75.No. 3. 1966.

89. Dretske F. Explaining Behavior. Cambridge, 1988.

90. Dretske F. Knowledge and the Flow of Information. Cambridge, 1981.

91. Dretske F. Naturalizing the Mind. Cambridge, Massachusetts, London, 1995.

92. Dretske F. Perception, knowledge, and belief: selected essays. Cambridge, 2000.

93. Dretske Fred. Recipe for Thought. // Chalmers D. (ed.) Philosophy of mind. N.-Y., 2002.

94. DummetM. Frege Philosophy of Language. Cambrige, 1973.

95. DummetM. Origins of Analytical Philosophy. Cambrige, 1992.

96. Evans G. The Causal Theory of Names // Meaning and Reference. Ed. by A.W. Moore. New York, 1993.

97. Evans G. The Varieties of Reference. Oxford. 1982.

98. Fodor J. The elms and the experts, Cambridge, 1994.

99. Fodor J. A. A Theory of Content and Other Essays. Cambridge, 1990.

100. Fodor J.A. A. Propositional attitudes. // Chalmers D. (ed.) Philosophy of mind. N.-Y, 2002.

101. Fodor J. A. The Language of Thought. Cambridge, Mass., 1975.

102. Follesdal D. Husserl and Frege. Oslo, 1958.

103. Follesdal D. Husserls notion of noema. // Journal of Philosophy. 1969. Vol. 66.

104. Follesdal D. Introduction to Phenomenology for Analytic Philosophers. // Contemporary Philosophy in Scandinavia. Baltimor and London, 1972.

105. Grace P., Baker J. Davidson on weakness of the will. // Esseys on Davidson. Oxford, 1986.

106. Harman Gilbert. Reasoning, Meaning and Mind. Clarendon, 1999.

107. Harman Gilbert. Thought. Princeton, 1973.

108. Heil J. Philosophy of mind: a contemporary introduction. N.-Y., 2004.

109. Heil John. Are We Brains in a Vat? Top Philosopher Says, "No"! . // Philosophy of mind (ed. Heil J.). Oxford, 2004.

110. Intentionality, Mind and Language, ed. Ausonio Marras. Chicago, 1972.

111. Kenny A.Witgenstein. L., 1973.

112. Kim J. Philosophy of mind. Colorado, 1998.

113. Kripke S. Naming and necessity. Oxford, 1980.

114. Lorence D. Theory of action. N-Y., 1979.

115. Ludlow P. Externalism, self-knowledge, and the prevalence of slow-switching. // Analysis. Vol. 55. 1995, pp.45-49.

116. MacGinn C. Mental content. Oxford, 1989.

117. MacGinn C. Wittgenstein on meaning. Oxford, 1984.

118. McGinn C. Consciousness and Content. Cambridge, Masachusetts, 1997.

119. Millikan R. Biosemantics. // Chalmers D. (ed.) Philosophy of mind. N.Y., 2002.

120. Millikan R. Language, truth and other biological categories. Cambridge, Massachusetts, 1987.

121. Millikan R. Language: A Biological Model. Oxford, 2006.

122. Millikan R.G. On Clear and Confused Ideas. Cambridge, 2000.

123. Mohanty. Edmund Husserl's theory of meaning. The Hague, 1976.

124. Pettit P. On Phenomenology as a Methodology of Philosophy. // Linguistic Analysis and Phenomenology. London and Basingstoke, 1972.

125. Peacocke Ch. A Study of Concepts. MIT Press. 1992.

126. Peacocke Ch.Content. Computation and Externalism. Mind and Language. 9. No. 3. 1994, pp. 30-35.

127. Quine W.V. Russell's Ontological Development. // Bertrand Russell:philosopher of the century: essays in his honour. L.,1967.

128. Russell B. Mr. Strawson on Referring // Mind V66 Issue 263, 1957.

129. Russell B. On denoting. //Mind№ 14. 1905.

130. Russell B. Our knowlege of the external world. Chicago and London, 1914.

131. Russell B. The Analysis of Mind. London, 1921.

132. Russell B. The Logical and Arithmetical Doctrines of Frege 11 Essays on Frege Urbana, 1968.

133. Searle J. Intentionality, Cambridge, 1983.

134. Searle J. Minds, Brains and Programs. // Behavioral and Brain

135. Sciences. 1980. 3 (3). 417-457. 139. Searle J. Proper names // Mind, Vol. 67, No. 266, 1958. Pp. 166-173.

136. Skinner Quentin. Visions of Politics. Vol.1. Regarding Method. Cambridge 2002.

137. Smith D.W., Mclntyre R. Husserl and intentionality. Dordrecht, 1982.

138. Soames S. Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 1: The Dawn of Analysis. Princeton, 2005.

139. Solomon R. Sense and Essence: Frege and Husserl. // Analytic Philosophy and Phenomenology. The Hague, 1976.

140. Sosa E. Between internalism and externalism.// Philosophical issues. Vol. 1. Consciousness. 1991.

141. Stalnaker Robert. Context and content. Oxford, 1999.

142. Strawson P.F. On Referring (1950)// Philosophy and ordinary language. Urbana, Chicago, London. 1970.

143. Tugendhat E. Description as the Method of Philosophy // Linguistic Analysis and Phenomenology. London and Basingstoke, 1972.

144. Quine W.V. Epistemology Naturalized // Ontological Relativity and Other Essays. NY, 1969.

145. Wittgenstein L. Some Remarks on Logical Form// Proceedings of the Aristotelian Society, Suppl. vol. 9, 1929.

146. White S. Narrow Content and Narrow Interpretation. // The Unity of the Self Cambridge. 1992.1. Содержание работы: