автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Интонация и стиль стихотворной речи

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Суслова, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Бийск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Интонация и стиль стихотворной речи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Интонация и стиль стихотворной речи"

На правах рукописи

СУСЛОВА Елена Викторовна

ИНТОНАЦИЯ И СТИЛЬ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ (на материале поэзии XX века)

10.01.08 - Теория литературы. Текстология.

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Самара-2005

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет им. В.М.Шукшина»

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Суворова Палема Егоровна

Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор

Матяш Светлана Алексеевна

кандидат филологических наук, доцент Щеголькова Ольга Владимировна

Ведущая организация - Барнаульский государственный педагогиче-

ский университет

Защита состоится 2 июня 2005 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.07 при ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Автореферат разослан апреля 2005 г.

Учёный секретарь ,

диссертационного совета СТ/^^у^г?/¿¿¿о Г.Ю.Карпенко

жгу

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались лингвисты (фонетисты, фонологи, синтаксисты), методисты и литературоведы (в частности, стиховеды).

Первая попытка наметить в стихе конструктивные интонационные различия принадлежит В.М.Жирмунскому («Композиция лирических стихотворений» 1921г.). Эта проблема разрабатывается Б.М.Эйхенбаумом, В.Е.Холшевниковым. Теория речевой интонации исследуется в работах Е.А.Брызгуновой (1982г.), Н.В.Черемисиной-Ениколоповой (1999г.), Н.Д.Светозаровой (2000г.). Теория стиховой интонации на сегодняшний день находится в стадии разработки. Вопрос о том, насколько связаны (или не связаны) речевая и стиховая интонации остаётся открытым. Мы считаем, что не стоит полярно разводить речевую и стиховую интонации.

За последние годы увеличилось число специальных исследований, посвя-щённых изучению интонации, получены перспективные результаты. Тем не менее работы учёных показывают, что проблема интонации остаётся актуальной и представляет лингвистический и литературоведческий интерес как в практическом, так и в теоретическом отношении.

В современной науке, как мы выяснили, стало очевидным, что продвижение в изучении интонационного строя стихотворной речи на неопределённый период вступило в фазу стагнации.

Диссертант посчитал необходимым разработать и применить оригинальные методы в изучении стиховой интонации. Применяемая в работе система исследовательского прочтения стихотворных текстов позволила выйти к постижению поэтических индивидуальных стилей.

Существуют работы отечественных и зарубежных учёных, связанные с проблемой интерпретации поэтического «Я», разнообразием индивидуальных стилей (В.В.Виноградов, М.М.Бахтин, К.Гаузенблас, И.Ю.Подгаецкая, Г.И.Лубянская, П.Е.Суворова и др.). В литературоведении отмечаем постоянное внимание исследователей к вопросу изучения стиля стихотворной речи.

Мы рассматриваем связь индивидуальной стиховой интонации с интонационным стихотворным стилем и исследуем авторские способы интонирования стихотворной речи. Выбрав для наблюдения стихотворные произведения со сложившимися идиостилями, диссертант исследует проблему с точки зрения индивидуальных и типологических особенностей стиля стихотворной речи. Стихотворная речь несёт на себе отпечаток важнейших авторских установок и, кроме того, отсвет стилевого кода эпохи. Проявление индивидуального голоса в ритмико - интонационном строе стихотворной речи могло выразиться в смене строфической композиции, своеобразном членении текста (переносы, подстро-чия), в особой синтаксической выраженности членов предложений (инверсия) и др.

В свете вышесказанного данная диссертация представляет собой первую попытку исследования индивидуально - авторских способов интонирования

стихотворной речи

-в—пооэн»,—в час РОС. й-ЧиибНАЛЬпАЯ

БИ8 5 С.Петьрбурс

гоо^и* _

■ности, на материале текстов

В.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова, С.Г.Острового. Из всех способов выделения интонации в текстах разных индивидуальных стихотворных стилей для детального рассмотрения мы выбрали такие часто встречающиеся и значимые для проявления авторской индивидуальности компоненты интонирования, как система графических средств выделения (разрядка, курсив и другие), категория разрывности (синтаксический разрыв, уровни членимости), повтор (синтаксический, лексический, ритмический, звуковой), строфика.

Актуальность данного исследования обеспечивается рядом факторов: 1) отсутствием специальных исследований, посвященных изучению формирования авторской интонации в различных стихотворных стилях; 2) необходимостью комплексного и детального исследования интонационной организации стихотворного текста; 3) той ролью, которую играют способы интонирования в индивидуальных стилях поэтов, тем, что способы выделения интонации служат важным аспектом в построении ритмико - интонационной модели текста.

Цели и задачи. Основной целью диссертации является изучение индивидуально-авторских способов интонирования в стиховых системах

B.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова, С.Г.Острового и описание индивидуального авторского стиля, индивидуальной авторской стиховой интонации. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1) исследовать систему интонационно сильных позиций стихотворных текстов, включая гармоническую организованность художественной речи, основанную на принципе «золотого сечения»; 2) определить зоны активизации интонирования в композиции стихотворного текста; 3) выявить связь между способами стихового и синтаксического членения в соотношении с интонационными конструкциями; 4) определить роль авторских графических способов выделения, категории разрывности, повтора, членения текста, строфики в формировании интонационного стихотворного стиля поэтов; 5) осмыслить способы смены интонационных рисунков в стихотворных текстах и работу В.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова,

C.Г.Острового над созданием индивидуального стихотворного стиля; 6) сопоставить ритмические модели В.В.Маяковского и Л.Н.Мартынова; В.В.Маяковского и С.Г.Острового в плане интонационно-стилевого своеобразия.

Материалом исследования послужили: а) 82 стихотворных произведения творчества В.В.Маяковского («Полное собрание сочинений в 13-ти томах» (1-7 тт.)); б) текстологические комментарии, другие редакции и варианты в упомянутом издании; в) стихотворения из собрания сочинений С.Г.Острового («Собрание сочинений в 3-х томах» (1т.): «Пустыня», «Гений»; г) стихотворные тексты из собрания сочинений Л.Н.Мартынова («Собрание сочинений в 3-х то-мах»(1-2 тт.)): «Песни скальдов», «Концы и начала», «Вода», «Время», «О, земля моя!», «Рассвет», «Мать Математика».

Объектом научного исследования выступает стихотворная речь.

Предметом исследования становится интонация и стиховая организация, проявление в ней ярких индивидуальных особенностей (синтаксис, членение текста, строфическое своеобразие и др.).

Методологической основой диссертации послужили работы по теории интонации в поэтическом тексте: Б.М.Эйхенбаума «Мелодика русского лирического стиха», В.Е.Холшевникова «Типы интонации русского классического стиха», Е.А.Брызгуновой «Интонация», Н.В.Черемисиной-Ениколоповой «Законы и правила русской интонации»; по структуре стиха: В.М.Жирмунского «Теория стиха», Л.И.Тимофеева «Очерки теории и истории русского стиха», «Слово о стихе», Б.В.Томашевского «Стих и язык: филологические очерки », Ю.Н.Тынянова «Проблема стихотворного языка», М.Л.Гаспарова «Современный русский стих: Метрика и ритмика», В.Е.Холшевникова «Стиховедение и поэзия», Ю.М.Лотмана «Анализ поэтического текста»; по словорасположению в стихотворной речи - работа И.И.Ковтуновой «Современный русский стих. Порядок слов и актуальное членение предложения»; по субъектному строю: работы Б.О.Кормана, Ю.И.Левина, С.Н.Бройтмана; по позиционному анализу текста: Н.В.Черемисиной-Ениколоповой «Язык и композиция художественного текста», Г.Г.Москальчук «Структурная организация и самоорганизация текста»; по стилю стихотворной речи: В.В.Виноградова « Проблема авторства и теория стилей», В.С.Баевского «Стих и поэзия», Г.И.Лубянской «Типология стилевых течений русской лирической поэзии», П.Е.Суворовой «Стихотворный стиль и авторская индивидуальность».

Научная новизна состоит в том, что: 1) впервые предпринята попытка изучения индивидуально-авторских способов интонирования на материале стихотворных произведений В.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова, С.Г.Острового (до сих пор способы выделения интонации специально не исследовались); 2)предложен новый аспект в разработке теории стиховой интонации, связанный с зонами интонирования в композиции стихотворного текста; 3) описаны индивидуальные стихотворные стили поэтов на основе интонации; 4) выработана методика анализа системы графических средств в соотношении с другими стиховыми формантами и во взаимосвязи с «идейно-эмоциональным комплексом» произведения (термин А.Л.Жовтиса); выявлены структура и функции графических способов выделения интонации; 5) показано значение приёмов интонирования (категория разрывности, повтор, система авторских способов выделения в контексте интонации) в формировании индивидуальной авторской стиховой интонации; 6) показана связь интонационной структуры стиха с ритмико-фигурным строением стихотворного текста; 7) выявлена динамика преобразования стиховых и языковых форм в эстетически значимые элементы текста.

Теоретическая значимость работы определяется перспективой более полного изучения теории стиховой интонации: предложенная методика изучения способов интонирования в стихотворных текстах в индивидуальных стихотворных стилях может быть использована для исследования своеобразия идиостилей других поэтов, для определения типологии ритмико-интонационных моделей стихотворных текстов. Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов и выводов диссертации при подготовке теоретико-литературных общих и специальных курсов, предложен преподавателям литературы (в вузе и в школе) новый аспект на

уроках литературы, на семинарских и практических занятиях по анализу стихотворных текстов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интонационная структура стиха использует в качестве материала - речевую интонацию. Базой для проявления авторской индивидуальности в интонационном стихотворном стиле является речевая деятельность, направленная на выражение авторской концепции картины мира, устойчиво соотносимой с личностным смыслом, открываемом в слове и в стихе.

2. Речевая деятельность может формировать индивидуальную стиховую интонацию. Речевая интонация может определять чужой код интонации, а смена реченосителей в стихотворном тексте ведёт за собой смену интонаций.

3. В построении ритмико-интонационной модели стихотворного текста поэзии пятидесятых-семидесятых годов участвуют основные способы интонирования: система графических средств выделения (курсив, разрядка и другие), категория разрывности (синтаксический разрыв, уровни членимости), интонационный повтор (синтаксический, ритмический, лексический, звуковой).

4. Графические средства выделения в интонационном стихотворном стиле выступают как интонационное средство актуализации слова, как средство выявления «внутренне-диалогических» отношений между маркированной стержневой конструкцией и графически семантическим нейтральным текстом.

5. Интонационно сильные позиции обусловлены способами членения стихотворного текста и позициями интонационных конструкций, которые существуют в естественной речи.

6. Категория разрывности представлена строфическим, строчным переносом и начинательными конструкциями с союзами «и», «а», «но», подстро-чиями.

7. Ритмико-синтаксическая и интонационная организация стихотворного текста наиболее активна и разнообразна в зоне гармонического центра и зоне конца. Гармонизация формы и содержания стихотворного текста предсказуема позиционно.

Апробация работы. Исследование проводилось с 2001 по 2004 годы. Его результаты были представлены на межвузовской научно-практической конференции «Варианты интерпретации художественного текста» (Бийск, 2001, 2002, 2003, 2004гг.) и межвузовской научно-практической конференции «Диалог культур» (Барнаул, БГПУ, 2003г.). Отдельный фрагмент диссертации представлен в виде доклада на всероссийской научно-практической конференции «Текст: теория и методика в контексте вузовского образования» (Тольятти, ТГУ, 2003г.). Результаты диссертационного исследования были доложены и обсуждены на международной юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Алматинского университета им. Абая и памяти А.Л.Жовтиса «Проблемы поэтики и стиховедения» (Алматы, АУ, 2003 г.). Отдельные фрагменты работы обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях лаборатории междисциплинарных филологических исследований и заседаниях кафедры литературы Бийского педагогического государственного уни-

верситета им. В.М.Шукшина (2001-2004гг.). Основные положения диссертации отражены в семи публикациях (7 статей), помещённых в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, включающего 175 наименований.

Основное содержание диссертации

Во Введении мотивируется выбор темы диссертации; определяется актуальность; формулируются цели и задачи исследования; очерчивается материал, объект и предмет исследования; декларируются методологические принципы и методы работы; обосновывается новизна; раскрывается практическая и теоретическая ценность исследования.

Первая глава «Стихотворный стиль и интонационная организация произведения» имеет 2 раздела. В разделе 1.1 «Субъектная организация и индивидуально-авторская стиховая интонация» выдвигается предположение: чужой код интонации определяет речевую интонацию. Для проверки гипотезы автор работы счёл возможным рассмотреть взаимодействие субъектной организации и стиховой системы в формировании индивидуально-авторской стиховой интонации. Оказалось, что существуют стихотворные тексты, в которых смена ре-ченосителей обуславливает сопоставление и размежевание авторской и «чужой» интонаций. И есть стихотворные произведения, в которых происходит совмещение интонаций в одно интонационное поле на уровне ритма, синтаксиса («Песни скальдов», «Концы и начала» Л.Н.Мартынова). Детально в реферируемом разделе рассматриваются способы выделения интонаций стихотворных текстов. Делается вывод, что ритмико-интонационный перебой, графическое средство выделения, знаки препинания, метро - ритмические приёмы, «эффект обманутого ожидания» могут выступать интонационными приёмами в обозначении новой интонации в тексте.

В Разделе 1.2 «Графика, рифма, метр, повтор в создании интонационного стихотворного стиля» предлагается реализация методики изучения стиховой интонации на примере стихотворений В.В.Маяковского и Л.Н.Мартынова. Исследование интонационного стихотворного стиля Л.Н.Мартынова («Вода», «Время», «О, земля моя!», «Рассвет», «Мать Математика») показало, что чле-нимость текстов поэта направлена на то, чтобы ввести дополнительные факторы, размывающие границы стихового ряда. Выдвинутость на синтаксическом уровне подкрепляется выдвинутостью на интонационном уровне. Автор диссертации посчитал необходимым описать ритмико-интонационную структуру стихотворного текста. Важным в построении ритмико-интонационной модели стихотворного произведения является интонационное членение, расстановка смысловых ударений, комбинаторика ритмико-фигурного строения текста. Комплексный анализ ритмико-интонационной модели акцентного стиха осуществляется по следующим параметрам: ритмические фигуры и схемы, графика (членение текста, графические средства выделения, «лесенка»), синтаксис, лек-сико-ритмическое своеобразие. Раздел включает подробный анализ повторяющегося комплекса в стихотворных текстах. Даётся обзор лингвистических работ, ставящих вопрос о функционировании повтора. Повтор изучен преимуще-

ственно в отдельных фрагментах текста. Работ, рассматривающих повтор в целом тексте, пока немного. Необходимость новых подходов к проблеме очевидна. Поэтому ставится задача изучения интонационного повтора в отдельно взятых стихотворных текстах В.В.Маяковского и Л.Н.Мартынова. Диссертант утверждает, что повторяющийся комплекс является важным смысловым и структурно-композиционным стержнем текста, интонационно значимой и стабильной частью стихотворения. Повтор обеспечивает связность предложений в тексте, выступает носителем темы поэтического произведения. Лексические и звуковые повторы являются синтаксическим фактором, участвующим в ритми-ко-интонационной организации стихотворного текста. Интонационный повтор изучается в соотношении с другими стиховыми формантами (рифма, метрика, графика). Способы выдвижения повтора в поэтическом произведении обусловлены стиховой организацией. В заключении раздела констатируется, что идио-стили В.В.Маяковского и Л.Н.Мартынова обнаруживают стремление связать синтаксис, графику и метр.

Вторая глава «Интонационные типы и авторские индивидуальности» состоит из четырёх разделов. В разделе 2.1 «Ритмико-интонационная структура стиха в различных интонационных типах» разрабатывается система исследовательского прочтения различных интонационных типов стиха. Диссертант обнаружил в индивидуальном стихотворном стиле С.Г.Острового стихотворные тексты («Пустыня» С.Г.Острового), совмещающие приметы разных типов интонации (тексты с переходным типом интонации). В процессе анализа поэтических произведений С.Г.Острового выявлена чёткая связь между типом речи и типом интонации. Рассмотрели интонационную организацию говорного типа стиха, включающего две формы интонации: ораторскую и разговорную («Гений» С.Г.Острового). В идиостиле поэта присутствуют тексты, содержащие характеристики определённого типа интонации. Далее излагаются некоторые итоги изучения ритмико-интонационной структуры стиха в различных интонационных типах поэта. Говорной тип стиха С.Г.Острового характеризуется неожиданностью и вольностью тематических ходов, резкой сменой интонаций, неожиданным введением в текст переносов. Напевный стих тяготеет к строфической упорядоченности, плавности интонационного варьирования, тонкости и логичности тематической ньюансировки.

Этот раздел посвящён также анализу роли категории разрывности в интонационной организации стихотворного текста. Категория разрывности в стихотворениях поэта представлена строчными, строфическими переносами (синтаксический разрыв), подстрочиями и начинательными конструкциями с союзами «и», «а», «но» Применение переносов в стихотворениях С.Г.Острового приводит к сильному смысловому, композиционному, эмоциональному, интонационному перелому. Ломая привычный ритм стиха, перенос может готовить к смене интонации. Начинательные конструкции в стихотворных текстах обеспечивают экстренное свёртывание предыдущего контекста с одновременным указанием его соотнесённости с вновь развёртываемым фрагментом целого. Союзы таких конструкций указывают соответственно на присоединение или противопоставление предыдущего фрагмента с вновь развёртываемым. Таким

образом, рождается интонация присоединения, соединения или противопоставления.

В начале раздела 2.2 «Интонационные конструкции в стиховой системе» отмечается, что проблемы связи интонации и синтаксиса рассматривались М.В.Ломоносовым, А.А.Потебнёй, В.В.Виноградовым, Н.Д.Светозаровой и Е.А.Брызгуновой. Центральными в этих работах являются вопросы о том, что выражает интонация, как она связана с предложением (высказыванием), существуют ли типы интонации, закреплённые за определёнными типами предложений. Связь синтаксиса и интонации проявляется в том, что некоторые синтаксические конструкции имеют особый способ интонирования. Опираясь на методологию Е.А.Брызгуновой, рассмотрены интонационно сильные позиции, обусловленные способами членения стихотворного текста, и теми позициями интонационных конструкций (ИК), которые существуют в естественной речи. В стихотворной речи существует своя система интонационно сильных позиций, экспрессивно выделяющих слова, - положение в конце строки, в конце полустишия; выделение в отдельную строку, различные графические средства. Е.А.Брызгунова описала ИК в их связи с синтаксисом. Основанием для сопоставления, а, следовательно, и построения системных отношений между синтаксисом и интонацией послужили разные комбинации признаков «зависимости» и «законченности» интонации. В разделе диссертант выдвигает предположение: существуют стиховые системы, в которых более или менее последовательно проявляется связь между способами стихового и синтаксического членения речи. Автор посчитал необходимым описать типы интонационных конструкций в стихотворных текстах С.Г.Острового, соотнеся ИК с выделенными Е.А.Брызгуновой. То есть типы интонационных конструкций описываются по правилам общеязыкового членения. Также рассматривается, что привносит в интонационный строй членимость иного порядка - обусловленная строфикой, графикой, размером стихотворной строки. Выясняется, что С.Г.Островой использует в своих произведениях несколько типов синтаксических разрывов. В диссертации называются следующие типы синтаксических разрывов: 1)содержание соответствующих элементов предыдущего предложения воспроизводится в последующем с помощью их синонимических эквивалентов- местоимений; 2) подлежащее остаётся в предыдущем предложении, а все последующие по сути являются однородными членами, но выделены как предложения; 3) сочинительная (или подчинительная - в других местах) связь разрывается и новое предложение начинается с союза (или союзного слова).

Далее определяется своеобразие нейтральных и модальных реализаций интонационных конструкций стихотворного текста Острового, рассмотренных по правилам общеязыкового членения. Проявление нейтральной реализации интонационных конструкций в стихотворном произведении состоит в следующем: например, в «Гении» С.Г.Острового несколько интонационных конструкций в части с пафосной интонацией передают одно и то же значение (ИК-1 и ИК-6). Практически накладываясь друг на друга, они заполняют всю пафосную часть текста. Модальные реализации интонационных конструкций используются для обозначения разговорного интонационного типа в стихотворных произ-

ведениях. Так, в «Гении» во второй части с разговорной интонацией обнаруживается субъективное отношение говорящего к высказываемому. Здесь употребляется ИК-5 - «интонация восклицания», ИК-3 (выражает удивление в вопросе), ИК-7 (усиление отрицания, утверждения). В итоге раздела делается вывод, что роль интонационных средств в создании стиховой интонации в тексте зависит от длины синтагм, от места центра ИК, от того, какими типами ИК представлены синтагмы в стихотворении и как они сочетаются между собой. Исследование показало, что для синтаксиса С.Г.Острового характерной является синтаксическая конструкция, построенная по схеме: детерминант-сказуемое-подлежащее. Эта группа подлежащего представляет собой атрибутивное сочетание, в котором определение или другой детерминант извлекается из состава группы подлежащего и ставится перед сказуемым, а имя существительное остаётся после сказуемого, на последнем месте. Глагол+существительное - наиболее заметная конструкция в текстах С.Г.Острового. Это один речевой такт, в котором происходит усиление ударения на реме (да ещё если глагол открывает строку). Поэт вводит в текст дополнительное синтаксическое членение, создавая короткие синтагмы. Так происходит разрыв единых ритмических фигур, и появляются дополнительные внутрисинтагменные паузы. Экспрессивность внутрисинтагменной паузы обусловлена синтаксической неожиданностью (пауза появляется в «точке» сильных семантико - синтаксических связей) и своеобразным интонационным оформлением разорванной синтагмы: каждая из её частей приравнивается к самостоятельной синтагме. Мы отмечаем, что присутствие в тексте С.Г.Острового установки на интонационное выделение отдельных членов предложения, разрывов цельности синтаксически связанных речевых единиц, подстрочий, переносов, усиливающих показатели темы и ремы, приводит к нарушению иерархии синтаксического членения, появлению пауз, которые обуславливают перелом тона. В конце раздела мы с уверенностью говорим: существуют стиховые системы, в которых последовательно проявляется связь между способами стихового и синтаксического членения речи. Стиховые компоненты соотносятся друг с другом и «закрепляются» при этом за определёнными интонационными конструкциями. Эта связь формирует индивидуальную авторскую интонацию. Подтверждение этому индивидуальный стихотворный стиль С.Г.Острового, рассмотренный нами на примере стихотворений поэта.

В разделе 2.3 «Функции графических средств в ритмико-интонационной организации стихотворного текста. Графические способы выделения в интонационном стихотворном стиле» указывается, что в такой области литературоведения, как стиховедение, проблема графики - ключевая, поскольку графическая сегментация текста на строки (стихи) выступает, по мнению большинства стиховедов, константным признаком стихотворной речи, определяющим характер её ритма. Раздел начинается с обзора работ, где имеются лишь отдельные замечания и упоминания по поводу изучения графических средств выделения в стихотворных текстах (Б.В.Томашевский, Ю.М.Лотман, А.Л.Жовтис, Г.О.Винокур). В качестве критерия выделения единиц графических средств в исследовании предлагается формальный критерий, когда за единицу графических выделений принимается слово или выражение, с двух сторон ограничен-

ные прямым шрифтом. В отдельных случаях к формальному критерию добавляется содержательный, когда в виду сильной тематической, логической связи слов за единицу графических средств принимается выражение, прерванное малозначительными словами (вставными конструкциями). На основании выделенных критериев констатируется, что в просмотренных нами семи томах академического издания В.В.Маяковского было обнаружено двести двадцать пять случаев использования графических средств выделения интонации в восьмидесяти двух произведениях, из которых двести двадцать три - в канонических текстах и два - на первой стадии создания поэтического произведения. В первом томе (в период с 1912- 1917гг.) обнаружено 2 случая графических средств выделения интонации; во втором томе (1917-1921гг.) - 10 случаев (курсив, присутствовавший на промежуточной стадии создания стихотворения «Третий интернационал», на окончательном этапе работы теряется); в третьем томе, посвященном окнам РОСТА, (1919 -1922гг.) - 55 случаев; в четвёртом томе (1922-февраль 1923гт.) выявлено 8 случаев; пятый том (март1923-1925гг.) - 110 случаев; в шестом томе (1924-июнь 1925гг.) обнаружено 16 случаев (на промежуточном этапе работы использовавшаяся разрядка в варианте заглавия поэтического текста «ПРОТЕСТУЮ!» теряется на окончательной стадии создания стихотворения; в седьмом томе (июль 1925-1926гт.) - 24 случая. В.В.Маяковский применял графические средства выделения на протяжении всей творческой деятельности, но наиболее активно с марта 1923 по 1925гт., что составляет 56% и с 1919 по 1922гг. - 29,3%. Повышение появления авторских графических способов выделения интонации в стихотворных текстах в зрелый период творчества поэта связано с тем, что графические средства в эти годы становятся знаком особой экспрессивности, ораторских интонаций, высокой гражданственности. В результате анализа выяснилось, что в своём творчестве В.В.Маяковский использовал разные виды графических средств. Мы выделяем следующие виды: 1) графический курсив; 2) разрядка; 3) жирный шрифт; 4) слово или выражение состоит из заглавных букв: 4.1 заглавные буквы в подзаголовке текста; 4.2 заглавные буквы из заголовка переходят в текст; 5) индивидуальные авторские знаки: 5.1 рамочный элемент; 5.2. композиционный комментарий; 5.3 текст в тексте. В просмотренном нами материале текстов поэта в количественном отношении первое место среди графических средств выделения интонации занимают жирные начертания, второе - слова и выражения, состоящие из заглавных букв, третье место занимает разрядка, последнее четвёртое место принадлежит курсиву. С точки зрения объёма графических средств делаем вывод, что он колеблется от одного слова до совокупности предложений. С точки зрения синтаксиса автор графически выделяет словосочетания: глагол+существительное (15%), числительное+существительное (12%), вводные слова (17%), слова-обращения (24%), назывные предложения (11 %), выделяются междометия (6%), частицы (5%), предлоги (3%), указательные местоимения (6%). Часто В.В.Маяковский маркирует предложение целиком, интонационно выделяя его на произносительном уровне, это даёт чёткое акцентирование в сознании слушателя (78%). По расположению графических средств на строке выделяются виды: начальнострочный, внутристрочный, ко-

нечнострочный, монострочный, полистрочный. В рассмотренных томах у В.В.Маяковского находим начальнострочных - 12%, внутристрочных - 19,1%, конечнострочных - 30,7%, монострочных - 15,1%, полистрочных - 23,1%. Приходим к выводу, что последнее слово в стиховом ряду имеет сильную позицию и несёт усиленное ударение, что обуславливает его заметность и эмоциональную подчёркнутость в стихотворном тексте. Для того чтобы выявить влияние графических средств выделения интонации на формирование ритмико-интонационного строя поэтического текста В.В.Маяковского, диссертант рассмотрел их в соотношении с другими стиховыми формантами: рифма, перенос и др. В результате анализа выяснилось: 1) Графическое средство активно взаимодействует с рифмой по принципу усиления. При высокой степени выделенное™ рифмы, когда графическим средством маркируется слово, поставленное в рифму, создаётся специфическое, интонационное, рифмическое напряжение перед основной стиховой паузой. У В.В.Маяковского наблюдается в индивидуальном стиле тенденция к выделению одного созвучия, завершающего рифмо-пару. Полистрочное графическое средство может участвовать в маркировании рифменного многочлена. 2) Графический способ выделения может попасть в положение краесогласия, разорваться переносом и создать ритмико-синтаксический перебой в строке. 3) В.В.Маяковский использует переносы как средство обрамления графического средства. 4) Наличие графического средства выделения подготавливает изменения синтаксиса. С другой стороны, маркирование сильных мест в переносе позволяет говорить о влиянии синтаксиса на появление типографского средства подчёркивания и выделения в стихотворном тексте. Перенос и графическое средство, являясь выделительными приёмами, создают интонационное напряжение в стихотворных строках.

Мы обнаружили в текстах поэта такой тип дробного построения речи, как употребление именительных падежей, нескольких подряд. Формируется интонационное разобщение отдельных членов связной речи, при котором они выделяются в самостоятельные и замкнутые целые, равнозначные предложению. Далее диссертант детально описывает графические способы выделения интонации в индивидуальном стихотворном стиле поэта с семантической точки зрения. Подробно рассматриваются общие, частные и служебные функции графических средств выделения. Отмечается, что общие функции графических способов интонирования основываются на проблеме восприятия графического средства как частного случая восприятия формы художественного произведения в рамках проблемы «автор - произведение - читатель», решаемой в современном литературоведении на стыке эстетики и психологии (М.М.Бахтин, Р.Барт, А.А.Потебня, Л.С.Выготский, П.М.Якобсон, Л.В.Чернец, В.Е.Хализев); утверждается, что с точки зрения данной проблемы графические средства выделения задумываются и создаются поэтом, основной груз ответственности за реализацию поэтического голоса падает на автора. С учётом этого общие функции, демонстрируемые на случаях из текста «Крестьянин, эй!», поэмы «Война и мир» и др., определяются как функции: 1)знака, 2)усиления экспрессивности, 3)смыслового сигнала. Служебные функции графических компонентов заключаются в том, что помимо нагрузки общих и частных функций, маркер

графического выделения иногда может служить дополнительным средством оформления стихотворной речи. Служебные функции определяются как функции:! Оформления «чужого слова» («Искусственные люди»); 2) стимула к «перечтению» (термин М.Л.Гаспарова) («1-е мая», «БДИТЕЛЕН БУДЬ!», Все на помощь Донбассу! и др.). Частные функции графических средств присущи выделенным словам в рамках конкретного поэтического произведения. В результате интерпретации фактов графических средств выделения в стихотворных текстах В.В.Маяковского мы выделяем следующие частных функции: 1)выделения «условного понятия» (термин В.Н.Захарова) («Война и мир», «Два не совсем обычных случая», «1-е мая» и др.); 2) сюжетно-композиционные: обозначения кульминационного момента («Пролетарий, в зародыше задуши войну!», «Сказка для шахтёра-друга, про шахтёрку, чуни и каменный уголь», «С товарищеским приветом, Маяковский» и др.); прогнозирования сюжета («Власть советская любит ли мужика?», «Раз в крещенский вечерок буржуа гадали...» и др.); функция маркирования финала обнаруживается в тексте «Басня о «Крокодиле» и о подписной плате»;3) иронии («Искусственные люди»), 4) выражения к какому-либо предмету, явлению («Кажется...», «Россия - единое советское государство», «ПОДХОДИ, ТОВАРИЩ, СМОТРИ ЛУЧШЕ, - ВОТ ЧЕМУ КРОНШТАДТСКИЕ СОБЫТИЯ УЧАТ, ДВА ПУТИ: ВЫБИРАИТЕ, КАКИМ ИДТИ» и др.); 5) выделения рефрена (« Два гренадёра и один адмирал»); 6) речевой характеристики (субъекта высказывания) («6 монахинь»); 7) номинации предмета, явления. Анализ функций графических средств на материале поэзии В.В.Маяковского показал, что графический способ выделения, по природе представляющий собой материально выраженный знак информативно-интонационного характера, выполняет общие функции, направленные на усиление изобразительно-выразительных потенций слова, и ряд частных функций, связанных со структурой стихотворного текста и художественным миром поэта. Осмысление авторских способов выделения в контексте интонации является одним из путей рассмотрения своеобразия индивидуального стихотворного стиля поэта. Указывается, что достаточно часто в индивидуальном стихотворном стиле В.В.Маяковского «чужое слово» и голос основного носителя речи (автора) выделяются графическим средством. Подчёркивается, что учение М.М.Бахтина о «чужом слове», «чужой речи» разрабатывалось и разрабатывается многими исследователями (Ю.М.Лотман, И.Ю.Подгаецкая, В.А.Западов и другие). В.В.Маяковский говорит «чужим голосом» в стихотворных стилизациях, пародиях, цитациях. Язык стилизаций В.В.Маяковского автологичен. Стилизация басен И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», «Ларчик» у В.В.Маяковского намеренно выделяется заглавиями «Раки и Щуки», «Ларчик просто открывается» и т.д. В исследуемом материале мы выделяем две разновидности «чужого слова», маркированные графическим средством выделения: 1) цитата (клишированный лозунг «вся власть Советам» в стихотворении «Красное Знамение»); 2) реминисценцию (намеренное воспроизведение фразовой и образной конструкции из поэмы «Светлана» В.А.Жуковского в стихотворении «Раз в крещенский вечерок...»). В итоге делается вывод, что маркирование графическим средством разных субъектов высказывания свидетельствует

о постоянных поисках и экспериментах В.В.Маяковского в этой области графики.

В разделе 2.4 «Композиция стихотворного текста и ритмико-интонационные модели» предпринята попытка проведения целостного анализа лирической композиции на основе стихотворного текста С.Г.Острового. Указывается, что анализ построен в соотнесении позиционного анализа текста и его композиционной структуры. В процессе исследования выясняем: существует ли согласованность разрывов с основными композиционными зонами текста и с позициями метроритмической матрицы структуры текста. В реферируемом разделе подчёркивается, что композиция лирического текста всегда трёхчастна. Выделяются лирический зачин, зона развития основных лирических образов (разработка), лирическая концовка. С помощью методики позиционного анализа текста лингвисты доказывают, что границы зон начала, середины и конца текста устанавливаются достаточно чётко и неплохо согласуются с композиционным стандартом, предложенным Т.Я.Сильман и В.Е.Холшевниковым. Вслед за Р.А.Евсеевой мы провели анализ композиционных зон лирического текста, дополнив его вычленением добавочных зон. В конечном итоге диссертант включает в композиционный анализ следующие компоненты: зона зачина, начала гармонического центра, зоны абсолютно слабых позиций, зона гармонического центра, зона конца. Определяем роль композиции в формировании рит-мико- интонационной модели стихотворного текста. Позиционная координация разрывов, отобранных для анализа случайным образом, показывает хорошую согласованность разрывов с основными позициями метроритмической матрицы структуры текста. Ритмико-синтаксическая и интонационная организация стихотворного текста наиболее активна и разнообразна в зоне гармонического центра и зоне конца. Анализ активности композиционных зон стихотворных текстов С.Г.Острового показывает, что поэт в тексте создаёт своеобразное поле для проявления личностных смыслов, вариативности стиховой формы, обусловленности её лексическими и синтаксическими единицами текста в соотношении с интонационной организацией. Целенаправленность же отбора интонационных компонентов, стиховых и языковых элементов обусловлена тем образом мира, к воплощению которого устремлены все формально- содержательные начала текста.

В заключении обобщаются результаты исследования индивидуально-авторских способов интонирования стихотворной речи на материале поэзии В.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова и С.Г.Острового. Отмечается, что поэтам различных поколений, стилевых устремлений, разным поэтическим индивидуальностям, на уровне интонационного строения свойственны единые закономерности. Основные компоненты интонирования в стихотворных произведениях этих поэтов сопоставляются, очерчиваются те стороны, которые их сближают и различают. Указывается, что в пятидесятые - семидесятые годы двадцатого века в индивидуальных стихотворных стилях отчётливо ощущается ориентация на творческое наследование интонационных традиций В.В.Маяковского (аналитическая тенденция). В лирике С.Г.Острового и Л.Н.Мартынова тенденции философского размышления, интеллектуальной на-

пряжённости стиха и эмоционального начала взаимопроникают, сливаясь в нерасчленимое единство. Это были поэты, которые продолжали классические традиции, с одной стороны, с другой - ориентировали своё творчество на новаторское направление в искусстве. На уровне интонационного строения стихотворных текстов отчётливо проявляются смысловые тенденции. Интонационный стихотворный стиль современной поэзии обнаруживает стремление связать синтаксис и графику, то есть существуют стиховые системы, в которых графические способы интонирования и синтаксические конструкции значимы. Принципы моделирования структуры стихотворного текста, в общем едины для авторов всех направлений и обусловлены процессами развития целых систем стихосложения, а поле индивидуального авторского проявления в стихотворном тексте чрезвычайно узко, так как зоны расположения доминантного смысла текста предсказуемы. В заключении отмечается, что пути и перспективы дальнейшего исследования способов интонирования в стихотворном тексте современной русской поэзии достаточно широки: выявление иных способов интонирования, обнаружение других аспектов их функционирования, расширение материала исследования за счёт включения в него интонационных стихотворных стилей другой стилевой ориентации.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1 Суслова Е.В. Ритм, графика, метр и слово как элементы реминисцент-ного наследия JI. Мартынова как ориентиры поэтической традиции // Текст: варианты интерпретации: Материалы VI межвузовской научно - практической конференции (19-20 апреля 2001г.) - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2001. - С.285-290.

2.Суслова Е.В. Интонационный анализ версификационного текста (на примере стихотворения В.В. Маяковского «ПРОТЕСТУЮ!») // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста: Материалы VII межвузовской научно - практической конференции (20-21 мая 2002г.). Вып. 7.4.1. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2002. - С.188-195.

3. Суворова П.Е., Суслова Е.В. Интонация как фактор формирования индивидуального стихотворного стиля //Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: Сборник материалов I Всероссийской научно - практической конференции (14 -16 октября 2003г.) - Тольятти: 11 У, 2003. - С.45-54. (1/2С.)

4. Суслова Е.В. Роль композиционного анализа в построении ритмико-интонационной модели на примере стихотворения «Пустыня» // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы Международной научной конференции, посвященной 75-летию АУ имени АБАЯ и памяти профессора А.Л.Жовтиса. 4.1 -Алматы: Каз НПУ им. Абая, 2003. - С.107-114.

5. Суслова Е.В. К вопросу о ритмико-интонационной структуре стиха в различных интонационных типах (на материале творчества С.Г. Острового) // Текст: варианты интерпретации: Материалы VIII межвузовской научно - прак-

тической конференции (22-23 мая 2003г.) - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2003г. - С.198-203.

б.Суслова Е.В. Формирование стиховой интонации (на примере стихотворения «Гений» С. Острового) // Диалог культур: Сб. материалов VI межвузовской конференции молодых учёных (июнь 2003г.). - Барнаул: БГПУ, 2004г.

7. Суслова Е.В. Способы интонирования в стихотворном тексте (на материале творчества Л.Н.Мартынова) // Художественный текст: варианты интерпретации: Материалы IX межвузовской научно - практической конференции (20-21 мая 2004г). - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004г. - С.349-357.

- С.36-42.

Подписано в печать 21 апреля 2005 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печа ная.

Объем 1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ 443011 г. Самара, ул. Академика П 7 \

Отпечатано ООО «УНШЙРШМФ

Отпечатано ООС| дУ^^рэдду

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Суслова, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА Стихотворный стиль и интонационная организация произведения.

Раздел 1.1. Субъектная организация стихотворной речи и индивидуальноавторская стиховая интонация.

Раздел 1.2. Графика, рифма, метр, повтор в создании интонационного стихотворного стиля.

ВТОРАЯ

ГЛАВА Интонационные типы и авторские индивидуальности.

Раздел 2.1. Ритмико-интонационная структура стиха в различных интонационных типах.

Раздел 2.2.Интонационные конструкции в стиховой системе t* Раздел 2.3.Функции графических средств в ритмико - интонационной организации стихотворного текста. Графические способы выделения в интонационном стихотворном стиле

Раздел 2.4. Композиция стихотворного произведения и ритмикоинтонационные модели стихотворного текста.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Суслова, Елена Викторовна

Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались лингвисты (фонетисты, фонологи, синтаксисты), методисты и литературоведы (в частности, стиховеды), описавшие ряд частных и общих особенностей интонации и взаимосвязи её компонентов, указавшие пути к изучению и анализу многих вопросов интонологии. За последние годы существенно увеличилось число специальных исследований, посвященных изучению интонации, получены перспективные результаты. Тем не менее работы отечественных и зарубежных учёных показывают, что проблема интонации остаётся актуальной и представляет несомненный лингвистический и литературоведческий интерес как в практическом, так и в теоретическом отношении.

В современной науке существуют различные варианты определения термина «интонация».

Термин «интонация» восходит к латинскому intonare «громко произносить». Однако этимологическое значение слова не покрывает современного терминологического содержания. Интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания. Этот второй уровень речевого звучания, который образуется с одной стороны, системой ударений (просодией), а с другой стороны - мелодикой, темпом, паузацией и тембром, имеет сложное строение и многообразные функции (Н.В. Черемисина - Ениколопова, c.l 1).

Интонация представляет собой различные соотношения количественных изменений тона, интенсивности, длительности и некоторых свойств тембра: степени отчётливости тембра при усилении или ослаблении словесного ударения, тембровой окраски, зависящей от эмоционального состояния говорящего. При этом в речи, где преобладает смысловое содержание, наибольшими различительными возможностями обладает тон, а в эмоциональной речи многообразно проявляются все компоненты интонации (Е. Брызгунова, с.869).

Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому (Е. Брызгунова, с.96).

Интонация - смысловая мелодия, заключённая в самом строе речи. Особую роль играет интонация в стихе, благодаря чему раскрывается фонетико-мелодическое и смысловое богатство поэтического текста (А.П.Квятковский, с.143).

Остановимся на трактовке следующего определения. Интонация - это общее движение нашего голоса в процессе говорения. Мы воспринимаем интонацию не только в звучащей речи, она так или иначе фиксируется письменно, и мы при чтении про себя воспринимаем её «внутренним слухом». В стихе нам отчётливо даны именно те членения, общий темп и система акцентов, которые хотел придать своей речи автор. Перед нами уже не речь, а стих (И. Трифонов, с.2).

Первая попытка наметить в стихе конструктивные интонационные различия принадлежит В.М.Жирмунскому («Композиция лирических стихотворений» 1921г.). Более детально исследовал этот вопрос в 1922г. Б.М. Эйхенбаум («Мелодика лирического стиха»). Он предложил различать три интонационных типа лирического стиха: напевный стих, декламативный (риторический) и говорной. Он считал, что интонацию формирует лексика и синтаксис. В.Е.Холшевников сводит стиховые интонации к двум типам - напевному, включающему два вида (песенный и романсный); и говорному, разделённому также на два вида (ораторский и разговорный).

Теория речевой интонации исследуется в работах Н.В.Черемисиной -Ениколоповой (1999), Е.А. Брызгуновой (1982), Н.Д.Светозаровой (2000). Современные лингвисты предлагают классификации интонационных единиц на основе их закреплённости за определёнными синтаксическими образованиями.

Теория стиховой интонации находится в стадии разработки. Вопрос о том, насколько связаны (или не связаны) речевая и стиховая интонация на сегодняшний день остаётся открытым. «Интонационная структура стиха использует в качестве материала явление языка - речевую интонацию. Каждый отдельный стих (стихотворение в целом) обладает законченной интонацией, которую с полным правом можно назвать стиховой интонацией, ибо она не встречается нигде, кроме стиха. Эта стиховая интонация подчиняет себе все обычные речевые ходы »(И.Трифонов, с.4).

Речь - это конкретная реализация языка. В стихотворном тексте можно определить реченосителей, речевые зоны (субъектная организация текста). Разные субъекты речи (голоса) создаются при помощи ритмико-интонационных, метрических приемов. Речевая деятельность участвует в формировании интонационного стихотворного стиля поэта.

На наш взгляд, не стоит полярно разводить речевую и стиховую интонацию. Ведь стихотворная речь внутренне глубоко связана с естественной речью. Главное, что стихотворная речь строится по общим законам языка, хотя имеет свою специфику. «Стихотворная речь - это речь, которая помимо общеязыкового членения на фразы и предложения, имеет дополнительное - на соизмеримые отрезки, каждый из которых называется стихом» (M.JI. Гаспаров). «Стих — это такая форма художественной речи, в которой речевой поток слагается из чётко разграниченных сильными паузами соразмерных отрезков, каждый из которых обладает своеобразной законченностью; существует совершенно особая стиховая интонация, особое движение голосового тона, завершающееся вместе с концом стиха» (И.Трифонов, с. 1).

В этой связи представляется глубоко своевременным и перспективным суждение стиховеда Л.И.Тимофеева, который сорок шесть лет назад поставил вопрос о том, что именно специфическое интонационное строение является основой стиха: «Стих, сам стихотворный ритм есть своеобразная форма организации речевой интонации».1

Вопрос об индивидуальной стиховой интонации, на наш взгляд, тесно связан с проблемой индивидуального стихотворного стиля. В формировании интонационного стихотворного стиля поэта участвуют графика, синтаксис, рифма, лексическая, ритмическая, метрическая организация.

Литературоведам часто интуитивно приходится говорить о принадлежности того или иного автора, к какому - либо направлению, группе поэтов, ориентируясь на некоторые общие принципы в их поэтических системах. Нельзя говорить о стилевом единстве только на основании анализа структуры стиха (хотя при одинаковых принципах организации метро - ритмической основы наблюдается сходство и в выборе круга тем, и в принципах построения образа). Понятие стиля гораздо шире и включает в себя представление о диалектическом единстве формы и содержания. «Понятие стиля является везде и проникает всюду, где складывается представление об индивидуальной или индивидуализированной системе средств выражения и изображения, выразительности, сопоставленной или противопоставленной другим однородным системам» (В.В.Виноградов, с.8). Вопросы, связанные с проблемой интерпретации поэтического «Я», разнообразием индивидуальных стилей поднимаются в трудах отечественных и зарубежных учёных: В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, К.Гаузенбласа, И.Ю.Подгаецкой, Г.И. Лубянской, А.Л. Жовтиса, П.Е.Суворовой и многих других.

B.C. Баевский рассматривает проблему стилевых направлений и течений на материале поэзии 50-60-х годов, используя статистические подсчёты для определения «меры разнообразия / единообразия, присущей разным аспектам и признакам поэтической системы » (В.С.Баевский, с.261).

Г.И.Лубянская в книге «Типология стилевых течений русской лирической поэзии» (1982) вводит понятие «типостиль». Она считает, что элементы типостиля составляют ядро индивидуального стиля. Г.И.Лубянская выделяет три главных стихо - и стилеобразующих начала: народно-песенное стилевое течение, стиль классической традиции и агитационно-лирический типостиль. Здесь, знаменательна сама попытка брать за основу способ организации стихотворной речи при анализе стилевого течения. В данной работе выявляются общеинтонационные признаки типостилей.

Стиль стихотворной речи - это способ конкретной реализации языковых единиц в системе стиховых формантов, направленных на отображение авторского мировидения (П.Е.Суворова, с.22).

Постоянное внимание современного литературоведения к вопросу изучения стиля стихотворной речи определяет актуальность этой проблемы.

Стихотворная речь несёт на себе отпечаток важнейших авторских установок и, кроме того, отсвет стилевого кода эпохи. В двадцатом веке сформировались два поэтических течения, которые каждое по-своему вобрало в себя общие приметы стилевой доминанты, определившей эпохальный стиль. Первое составляет группа авторов, чьё творчество ориентировано на классическую традицию. Второе определяется поэтами, которые ориентируются на новаторское, модернистское направление в искусстве.

Двадцатый век - это эпоха, «узаконившая» различного рода «отклонения» от тех элементов, которые всегда воспринимались как чисто стиховые -графика, метр, рифма. Авторы этой эпохи искали интонации своей стихотворной речи, меняя соотношения специфических стихотворных признаков» (П.Е. Суворова, с.77). В современном стихе метр и графика тесно коррелируют. Интонационный стихотворный стиль современной поэзии обнаруживает стремление связать синтаксис и графику, то есть существуют стиховые системы, в которых графические способы интонирования и синтаксические конструкции значимы.

Стилевым своеобразием отличается идиостиль Марины Ивановны Цветаевой. В системе соотнесения звуковых повторов поэта многое определяется синтаксисом, графикой, непривычным членением стихотворного текста. Поэты «серебряного века» задавали тон в установлении своеобразных отношений между интонацией, синтаксисом, словом и стиховыми формантами.

Индивидуальной особенностью поэтического голоса Владимира Владимировича Маяковского является активное использование им графических элементов в интонировании стихотворного текста. «У Маяковского больше учатся интонации и стилю, чем стиху» (М Л. Гаспаров Очерки истории русского стиха, с.280).

Исключительное значение лесенки В.В.Маяковского заключается в том, что он внёс в поэзию своё средство членения предложения, не разрушив при этом те специфические стиховые связи, которые существовали в симметрично построенном классическом стихе» (А.Л.Жовтис, с. 128).

Большой интерес в плане изучения индивидуально-авторских способов интонирования стихотворной речи представляют тексты поэзии пятидесятых -семидесятых годов двадцатого века. Проявление индивидуального голоса в ритмико-интонационном строе стихотворной речи поэтов могло выразиться в смене строфической композиции, своеобразном членении текста (переносы, подстрочия), в особой синтаксической выраженности членов предложений (инверсия) и др.

Изучая интонацию стихотворного текста, необходимо учитывать мелодическое движение текста, паузы, динамику речи, темп. К факторам, определяющим интонацию стиха, относятся также особенности размера, синтаксическая структура речи, система акцентов, смена анакруз и словоразделов, стилистические особенности словаря и фразеологии текста. Читая стихотворение, мы невольно подчиняемся осуществлённой в нём системе интонирования и воспроизводим тем самым намерение автора, направленное на выражение картины мира.

Пятидесятые - семидесятые годы отмечены сложными нравственно - эстетическими, жанровыми, стилевыми поисками. В многочисленных дискуссиях этих годов сталкивались различные точки зрения в оценке тенденций развития современного поэтического процесса, в определении его главных закономерностей.

Леонид Николаевич Мартынов и Сергей Григорьевич Островой целенаправленно отбирали и комбинировали языковые единицы, направленные на реализацию стиховой интонации в тексте. Эта были поэты, которые продолжали классические традиции, с одной стороны, с другой, - ориентировали своё творчество на новаторское направление в искусстве. Исповедальное и лирическое начало в поэзии сочеталось с пафосной интонацией крика («тихая» патетика). Такой творческий выбор был закономерным явлением. «На рубеже шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века отчётливо выявилось тяготение к классическим формам стиха и такие тенденции поэтического развития, как стремление глубже проникнуть в интеллектуальную сферу жизни человека и общая тенденция лиризации поэзии. Речь идёт об эмоциональности нового типа, рождаемой энергией мысли» (А.Михайлов, т.1, с.52). Поколение шло к анализу, к постижению философии времени (аналитическая тенденция). «Стихотворение имеет «сюжет» мысли, интеллектуальный конфликт, который или выявляется или разрушается течением стиха» (А.Михайлов, с.116).

В стиховедении тридцатых - семидесятых годов осуществлялись (часто полемически, под воздействием идеологии) два подхода к осмыслению стиховой формы. Эти два подхода определяли состояние и развитие стиха пятидесятых - семидесятых годов. Первый подход был сформулирован Л.И.Тимофеевым в 1930-х годах: «Стих - это типизированная эмоциональная речь; мировоззрение поэта выражается в создаваемом им лирическом характере, характер - в переживании, переживание - в интонации, интонация - в ритме и других элементах стиховой формы. Все черты формы произведения определяются неповторимостью его конкретного содержания» (Л.И.Тимофеев, с.З6).

Второй подход был сформулирован Ю.М.Лотманом в 1960-годах: «Стих - это исторически сложившийся культурный код; стиховая форма несёт в знаковых ассоциациях содержательную информацию, накопленную всей культурной традицией; в каждом поэтическом произведении с другими такими же культурными кодами (стилистическим и прочими), и в этом взаимодействии актуализируется неповторимо конкретное содержание данного произведения» (Ю.М. Лотман, с.47).

С.Г.Островой и Л.Н.Мартынов творили в жанре «взаимопроникновения философской лирики и лирической публицистики» (А.Михайлов). Эти авторы тяготели в своём творчестве к лирико-философскому постижению мира, стремились выразить духовный мир чувствующего и размышляющего лирического героя. Интонационные средства выразительности стиха пятидесятых - семидесятых годов обусловлены временем.

Данная диссертация представляет собой первую попытку исследования индивидуально-авторских способов интонирония стихотворной речи в поэзии, в частности, на материале текстов В.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова и С.Г.Острового. Работа посвящена выявлению роли стиховых формантов в формировании интонационного рисунка индивидуального поэтического голоса.

Из всех способов выделения интонации в текстах разных индивидуальных стихотворных стилей для подробного изучения мы выбрали такие часто встречающиеся и значимые для проявления авторской индивидуальности компоненты интонирования, как система графических средств выделения (разрядка, курсив и другие), категория разрывности (синтаксический разрыв, уровни членимости), повтор (синтаксический, лексический, ритмический, звуковой), строфика.

Актуальность данного исследования обеспечивается рядом факторов:

1)отсутствием специальных исследований, посвященных изучению формирования авторской интонации в различных стихотворных стилях;

2)необходимостыо комплексного и детального исследования интонационной организации стихотворного текста; 3) той ролью, которую играют способы интонирования в индивидуальных стилях поэтов, тем, что способы выделения интонации служат важным аспектом в построении ритмико-интонационной модели текста; 4) постоянным вниманием современных литературоведов к проблеме стихотворного стиля.

Научная новизна заключается в следующем: 1) предложен новый аспект в разработке теории стиховой интонации, связанный с зонами интонирования в композиции стихотворного текста; 2)описаны индивидуальные стихотворные стили поэтов на основе интонации; 3)обнаружена взаимосвязь и системность определённых взаимосоотнесений стиховых формантов в поэтических стилях; 4) показано значение приёмов интонирования (категория разрывности, повтор, система авторских способов выделения в контексте интонации) в формировании индивидуальной авторской стиховой интонации; 5) выявлена динамика преобразования стиховых и языковых форм в эстетически значимые элементы текста.

Цели и задачи. Целью диссертации является изучение индивидуально-авторских способов интонирования в стиховых системах В.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова, С.Г.Острового и описание индивидуального авторского стиля, индивидуальной авторской стиховой интонации.

Эта цель требует решения следующих задач: 1)исследовать систему интонационно сильных позиций стихотворных текстов, включая гармоническую организованность художественной речи, основанную на принципе «золотого сечения»; 2) определить зоны активизации интонирования в композиции стихотворного текста; 3) выявить связь между способами стихового и синтаксического членения в соотношении с интонационными конструкциями; 4) определить роль авторских графических способов выделения, категории разрывности, повтора, членения текста, строфики в формировании интонационного стихотворного стиля поэтов; 5) осмыслить способы смены интонационных рисунков в стихотворных текстах и работу Маяковского, Мартынова, Острового над созданием индивидуального стихотворного стиля; 6)сопоставить ритмические модели В.В.Маяковского и Л.Н.Мартынова; В.В.Маяковского и С.Г.Острового в плане интонационно-стилевого своеобразия; 7)выработать методики описания интонационных особенностей стихотворного текста.

Материалом исследования послужили произведения поэтов, имеющие условия: ярко выраженный синтаксис, неповторимая системность членения фразы, предложения, строки. Такой отбор стихотворных текстов позволит нам проследить механизмы порождения индивидуальных стилевых особенностей стихотворной речи и сам процесс рождения индивидуальной интонационной организации, зафиксированный, «овеществлённый» в поэтическом тексте. Для наблюдений выбраны восемьдесят два стихотворных произведения творчества В.В.Маяковского («Полное собрание сочинений в 13-ти томах» (1-7 тт.)), также стихотворения из собрания сочинений С.Г.Острового («Собрание сочинений в 3-х томах» (1т.)); стихотворные тексты творчества Л.Н.Мартынова («Собрание сочинений в 3-х томах»(1-2 тт.)).

Объектом научного исследования явилась стихотворная речь. Предметом исследования является интонация и стиховая организация, проявление в ней ярких индивидуальных особенностей (синтаксис, членение текста, строфическое своеобразие и др.).

Методологической основой диссертации послужили работы по теории интонации в поэтическом тексте: Б.М.Эйхенбаума «Мелодика русского лирического стиха», В.Е.Холшевникова «Типы интонации русского классического стиха», Е.А. Брызгуновой «Интонация», Н.В.Черемисиной-Ениколоповой «Законы и правила русской интонации»; по структуре стиха: В.М.Жирмунского «Теория стиха», Л.И. Тимофеева «Очерки теории и истории русского стиха», «Слово о стихе», Б.В.Томашевского «Стих и язык: филологические очерки», Ю.Н.Тынянова» Проблема стихотворного языка», М.Л.Гаспарова «Современный русский стих: Метрика и ритмика», В.Е.Холшевникова «Стиховедение и поэзия», Ю.М.Лотмана «Анализ поэтического текста», С.А. Матяш «Стихотворный перенос: К проблеме взаимодействия ритма и синтаксиса»; по словорасположению в стихотворной речи - работа И.И.Ковтуновой «Современный русский стих. Порядок слов и актуальное

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Интонация и стиль стихотворной речи"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации исследованы индивидуально — авторские способы интонирования стихотворной речи на материале поэзии В.В. Маяковского (двадцатые - тридцатые годы), Л.Н. Мартынова и С.Г. Острового (пятидесятые - семидесятые годы). Мы убедились, что поэтам различных поколений, стилевых устремлений, разным поэтическим индивидуальностям, на уровне интонационного строения свойственны единые закономерности. Проникновение в способы выделения интонации позволяет нам выявить следующие закономерности поэзии двадцатого века: чужой код интонации определяет речевую интонацию.

Смена реченосителей ведёт за собой смену интонаций в поэтических текстах, обуславливает сопоставление и размежевание авторской интонации и интонации «чужого голоса» в одних текстах Л.Н. Мартынова, в других стихотворениях - «взаимоперетекание» и совмещение интонаций в одно интонационное поле. В стихотворных текстах может происходить перестройка структуры речи одного реченосителя на структурный уровень другого реченосителя, где поэтический голос будет выступать фоном для изображения чужого кода интонации.

Интонационно сильные позиции стихотворного текста С.Г. Острового обусловлены способами членения и позициями интонационных конструкций (ИК), которые существуют в естественной речи: это положение в конце строки, в конце полустишия; строчный, межстрофный перенос, выделение в отдельную строку (использование подстрочий), графические средства выделения. Существуют стиховые системы, в которых более или менее последовательно проявляется связь между способами стихового и синтаксического членения речи. Эта связь формирует авторскую стиховую интонацию в стихотворном тексте.

Своеобразие нейтральных и модальных реализаций интонационных конструкций текста, рассмотренных по правилам общеязыкового членения, состоит в следующем: несколько интонационных конструкций накладываются друг на друга и передают одно и тоже значение. Модальные реализации интонационных конструкций используются для обозначения разговорного интонационного типа в стихотворных произведениях. Стиховые компоненты соотносятся друг с другом и «закрепляются» при этом за определёнными интонационными конструкциями. В стихотворных текстах Маяковского, Мартынова, Острового есть очевидное стремление связать синтаксис и графику. Синтаксис стихотворного текста, поддержанный системой членений разных уровней стиховой организации, определяет возможность интонирования поэтического произведения.

Для синтаксиса С.Г. Острового характерной является синтаксическая конструкция, построенная по схеме: детерминант - сказуемое - подлежащее. Глагол + существительное наиболее заметная конструкция в текстах поэта.

Поэт использует в своих стихотворениях следующие типы синтаксических разрывов:

1. Содержание соответствующих элементов предыдущего предложения воспроизводится в последующем с помощью их синонимических эквивалентов — местоимений.

2. Подлежащее остаётся в предыдущем предложении, а все последующие по сути являются однородными членами, но выделены как предложения.

3. Сочинительная (или подчинительная) связь разрывается и новое предложение начинается с союза или союзного слова.

Применение переносов в стихотворениях С. Острового приводит к сильному смысловому, композиционному, эмоциональному, интонационному перелому в тексте. Ломая привычный ритм стиха, перенос может готовить к смене интонации. Перенос, который готовит переход к другой интонации, обуславливает ритмический перелом синтаксических фигур внутри следующей строки.

Стихотворные тексты Острового совмещают приметы разных интонационных типов.

Л. Мартынов использует такие способы выделения интонации, как графика и повтор. Интонационные повторы выражают и скрепляют смысловые связи строф, усиливают интонационное напряжение строфы. Лексические и звуковые повторы являются синтаксическим фактором, участвующим в построении ритмико - интонационной модели стихотворного текста. В стихотворном стиле Л.Н. Мартынова обнаружили тексты говорного интонационного типа, в которых метроритмический каркас ослаблен звуковыми повторами, так как разговорная интонация максимально совпадает с ритмическим ходом звуковой организации текста.

Комплексный анализ ритмико - интонационной модели акцентного стиха В. Маяковского показал своеобразие способов интонирования стихотворной речи поэта. Была исследована интонационная структура стихотворения на следующих уровнях: 1)ритмические фигуры и схемы; 2)графика (членение текста, графические средства выделения, «лесенка»); 3)синтаксис; 4) лексико-ритмическое своеобразие.

В стихотворных текстах С.Г. Острового границы зон начала, середины и конца текста согласуются с композиционным стандартом. Области появления разрывности структуры текста тяготеют к локализации по границам его композиционных зон. Зоны ГЦ и конца содержат наиболее важные элементы формы и смысла, здесь наиболее ярко проявляются особенности авторского стиля поэта.

Принципы моделирования структуры стихотворного текста, в общем едины для авторов всех направлений и обусловлены процессами развития целых систем стихосложения, а поле индивидуального авторского проявления в стихотворном тексте чрезвычайно узко, так как зоны расположения доминантного смысла текста предсказуемы.

У истоков аналитической тенденции развития поэзии стоит В.В. Маяковский. В пятидесятые - семидесятые годы двадцатого века отчётливо ощущается ориентация на творческое наследование интонационных традиций Маяковского. На уровне интонационного строения стихотворных текстов отчётливо проявляются смысловые тенденции. Для лирики Л.Н. Мартынова и С.Г. Острового тенденции философского размышления, интеллектуальной напряжённости стиха и эмоционального начала взаимопроникают, сливаясь в нерасчленимое единство.

В диссертации предложены методики описания интонационных особенностей стихотворного текста. Последовательность в этом направлении следующая: исследование системы интонационно сильных позиций текстов, определение зоны активизации интонирования в композиции стихотворного текста, выявление связи между способами стихового и синтаксического членения в соотношении с интонационными конструкциями, рассмотрение авторских графических способов интонирования и тд.

Пути и перспективы дальнейшего исследования способов интонирования в стихотворном тексте современной русской поэзии достаточно широки: выявление иных способов интонирования, обнаружение других аспектов их функционирования, расширение материала исследования за счёт включения в него интонационных стихотворных стилей другой стилевой ориентации.

 

Список научной литературыСуслова, Елена Викторовна, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. -М., 1955.

2. Арнольд И.В. О значении сильной позиции в интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1963. - №1. - С.23 -31.-9с.

3. Артемов В.А. К вопросу об интонации русского языка // Учён. зап. Моск. гос. пед. ин-та иностр. яз. им. М. Тореза. 1953а. - Т.6.

4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.-910с.

5. Баевский B.C. Стих и поэзия // Проблемы структурной лингвистики: 1980. М.: Наука, 1982 С.254 - 268.

6. Баевский B.C. Стих русской советской поэзии. Смоленск, 1972.

7. Барт Р. Смерть автора. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Пер. с фр. Сост., общ. ред. и вступ. сл. Г.И. Косикова М.: Прогресс, 1989 -С.384-391.-616с.

8. Барулин А. Н. Функции аллитерации в элегии В.А. Жуковского «Море» // Р. Якобсон: Тексты, документы, исследования.- М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.

9. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Литературно критические исследования. - М., 1975.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1979. -424с.

11. Бахтинология: Исследования, публикации, переводы. Санкт-Петербург: Алетейя, 1995. - 370с.

12. Бельская Л.Л. К вопросу о двух концепциях свободного стиха в современном стиховедении // Русская литература,- Алма-Ата, 1976. -Вып.6.

13. Бондарко JI.B. Звуковой строй современного русского языка./ Учеб. пос. для студентов пед. институтов по специальности Русский язык и литература. М.: Просвещение, 1977. - 175с.

14. Борев Ю.Б. Художественный стиль, метод и направление // Теория литературных стилей. М.:Наука, 1982.

15. Борисова И.М. Функции курсива в поэзии Н.А. Некрасова // Литература и общественное сознание: Варианты интерпретации художественного текста: Материалы VII межвузовской науч. — практич. конф. -Бийск, 2002. Вып.7. 4.1. - С.23 - 31. -7с.

16. Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. М., 1980: Т. 1,

17. С.96-122 26с.; Т.2, - С.99 - 100. - 2с.

18. Брызгунова Е.А. О смыслоразличительных возможностях русской интонации // Вопросы языкознания, 1971. - №4.

19. Брызгунова Е.А. Эмоционально стилистические различия русской звучащей речи. - М., 1984.

20. Введение в литературоведение: Основные понятия и термины /Л.В.

21. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др./ Под ред. Л.В. Чернец. -М.: Высшая школа, 2000. 556с.

22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. школа, 1989. -406с.

23. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат., 1961. - 614с.

24. Винокур Г. О. Маяковский новатор языка. - М., 1943.

25. Винокур Г.О. О языке художественной литературы./ Учеб. пос. для вузов./Сост. Т.Г. Винокур М.: Высшая школа, 1991. - 448с.

26. Выготский Л.С. Психология искусства./ Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987 -344с.

27. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М: Наука, 1981.-139с.26