автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Иоганн Вольфганг Гёте как гносеолог и методолог

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Грачёв, Михаил Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Иоганн Вольфганг Гёте как гносеолог и методолог'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Грачёв, Михаил Вячеславович

Введение.6-

0.1 Обоснование актуальности диссертационного исследования.

0.2 Анализ научной разработанности темы. Обзор первоисточников и исследовательской литературы.

0.3 Постановка исследовательских задач.

1. Основания и общие вопросы теории познания у Гёте.17

1.1 Пантеистический натурализм - основная предпосылка гносеологии и методологии Гёте.

1.2 Активистское понимание сущности и предназначения человека - социально-этическое основание теории познания у Гёте

1.3 Специфика интереса Гёте к гносеологической проблематике, Гёте о причинах познавательной деятельности.

1.4 Признание субстанциального абсолюта - основное отличие науки и философии от простого знания.

2. Гёте о познавательных способностях и соотношении рационалистических и эмпирических начал в познании.36

2.1 Гёте о познавательных способностях. Чувство, рассудок, разум. фантазия.36

2.1.1 Изучение познавательных способностей - основная задача трансцендентальной философии.

Философский реализм - фундамент рассмотрения Гёте познавательных способностей. Отличие подхода Гёте к исследованию познавательных способностей от кантианского. Критика Гёте иерархической схемы познавательных способностей.

Чувственность - основа познавательного процесса. Связь чувственной стадии познания с биологической эволюцией органов чувств. Зрение как самое ценное и значимое для Гёте чувство.

2.1.5 Рассудок как гарант практического обеспечения деятельности человека в мире. Важная роль рассудка в обыденной практике удовлетворения насущных потребностей. Его основной недостаток - антидиалектичность, склонность видеть всё «застывшим».

2.1.6 Разум - основное средство проникновения в суть бытия природы со всеми её противоречиями. Диалектичность разума, его способность видеть всё в процессе развития.

2.1.7 Фантазия как «четвёртая главная сила нашего духовного существа», призванная завершить и оживотворить своей продуктивной силой единство всего человеческого духа. Критика Гёте Канта за недооценку роли фантазии в познании.

2.2. Гёте о соотношении рационалистических и эмпирических начал в познании. Идея и опыт.60

2.2.1 Специфика усвоения Гёте учений классиков рационализма и эмпиризма 17 — 18 веков.

2.2.2 Вопрос о соотношении опыта (эмпирического начала) и идеи (рационалистического начала) в познании. Особенности понимания Гёте опыта и идеи. Поиск Гёте оптимального варианта их взаимодействия как сущность «рационального эмпиризма». Обыденная и художественная практика как единственный приемлемый способ соединения опыта и идеи.

2.2.3 Одновременное взаимовыгодное совершенствование опыта и теории - залог оптимального развития познавательного процесса.

2.2.4 Решение вопроса о соотношении чувственной и рациональной ступеней познания - наиболее наглядное свидетельства преобладания эмпиризма в гносеологии Гёте. Подчёркивание приоритета чувств в познании.

2.2.5 Понимание Гёте проблемы взаимодействия общего, особенного и частного в связи с его решением вопроса о соотношении эмпирических и рационалистических начал в познании. о субъект-объектных отношениях.83 —

Эволюция рассмотрения субъект-объектных отношений в европейской философии 17 - нач. 19 вв.

Два периода в отношении Гёте к рассмотрению проблемы субъект-объектных отношений.

Отрицательное отношение Гёте к возвеличиванию субъекта, корни этого отношения в спинозизме Гёте.

Онтологизация субъекта у Гёте, подчёркивание первенствующей роли объективных факторов в познании и творчестве. о научном методе.99

Отличие научного метода от философского в преобладании использования в нём эмпирических средств познания.

Следование природе - основополагающее правило формируемого Гёте научного метода.

Выделяемые Гёте основные задачи научного метода: сбор как можно большего количества эмпирического материала, исследование всех возможных взаимосвязей изучаемых объектов, поиск общего, типического.

Роль apercu как интуитивного прозрения скрытой от первоначального рассмотрения реальности в методологии Гёте.

Наблюдение, сравнение, аналогия, анализ и синтез - основные методы эмпирического познания мира. Неприязнь Гёте к измерению, критика индукции.

Учение Гёте об эксперименте и его значении при решении гносеологических проблем, роль эксперимента в примирении противоположностей в гносеологии.

Абстракции, теории и гипотезы как рационалистическая составляющая научного метода. Настороженное отношение Гёте к ним. Борьба Гёте с механицизмом в физике и её математизацией, критика категории причинности как абстракции.

Учение Гёте о феноменах в связи с проблемами научного метода, понятие прафеномена.

4.9 Учение Гёте о непознаваемом как финальный мировоззренческий

4.9 Учение Гёте о непознаваемом как финальный мировоззренческий аккорд гносеологических воззрений Гёте.

 

Список научной литературыГрачёв, Михаил Вячеславович, диссертация по теме "История философии"

1. А. А .Аникст «Гёте и «Фауст»», 1983.

2. А. А. Аникст «Творческий путь Гёте», 1986.

3. А. А. Аникст «Фауст» великое творение Гёте», 1982.

4. В. Баскин «Философия немецкого Просвещения», 1958.

5. В. Безверхий «Антропологические взгляды немецких философов конца 18 века», 1967.

6. А. Белый «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности», 2000.

7. А. Бельшовский «Гёте. Его жизнь и произведения», 1908.

8. Г. М. Васильева «Фауст» Гёте и проблема жанрового мышления», 1994.

9. В. И. Вернадский «Гёте как натуралист» («Бюллетень Московского общества испытателей природы», т. 51, отдел, геологии, т. 21. Стр. 5 52), 1946,

10. Р. Вирхов «Гёте как естествоиспытатель», 1862.

11. Е. И. Волгина «Творчество Гёте в 1790-е годы», 1975.

12. Г. Н. Волков «Сова Минервы», 1985. 1

13. Р. М. Габитова «Философия немецкого романтизма», 1989.

14. В. Гейзенберг «Учение Гёте и Ньютона о цвете», («Философские проблемы атомной физики»), 1953.15. «Гётеана» (Сборник), 1932.16. «Гётевские чтения» (Сборники статей о Гёте), 1984, 1986, 1991, 1993, 1997, 1999.

15. М. Д. Гранстрем «Гёте и Шиллер», 1912.

16. И. Гузар «Естественнонаучные предпосылки реализма Гёте», 1958.

17. А. В. Гулыга «Гегель», 1994.

18. А. В. Гулыга «Из истории немецкого материализма 18 века», 1962.

19. А. В. Гулыга «Шеллинг», 1994.

20. В. А. Жучков «Из истории немецкой философии 18 века», 1996.

21. Т. Б. Здорик «Гёте геолог и минералог» («Гётевские чтения», 1984, стр. 227 - 239).24. Г. Зиммель «Гёте», 1928.

22. Г. Зиммель «Кант и Гёте» («Русская мысль», т. 6, 1908).26. «История диалектики. Немецкая классическая философия», 1978.27. «История немецкой литературы» в 5-ти томах, тт. 2,3.

23. И. И. Канаев «И. В. Гёте. Очерки из жизни поэта-натуралиста», 1964.

24. И. И. Канаев «И. В. Гёте как естествоиспытатель», 1970.

25. И. И. Канаев «Избранные труды по истории науки», 2000 (статьи «Гёте -натуралист», стр. 140 — 182; «Гёте как историк естественных наук», стр. 183 -201).

26. К. О. Конради «Гёте. Жизнь и творчество», 1987.

27. С. В. Лаптинская «Гёте и философия», 1991.

28. С. В. Лаптинская «Философия природы Гёте», 1998.34. «Литературное наследство», 1932 (Выпуск посвящён столетию кончины Гёте).

29. В. О. Лихтенштадт «Гёте. Борьба за реалистическое мировоззрение», 1920.

30. В. В. Лункевич «От Гераклита до Дарвина», 1960, т. 2.

31. Э. Людвиг «Гёте» (ЖЗЛ), 1965.

32. А. Ф. Лютер «Гёте и Шиллер», 1907.

33. Э. К. Метнер «Размышления о Гёте», 1914.

34. А. В. Михайлов «Природа в творческой мысли Гёте» («Гётевские чтения» 1991, стр. 51 -58).

35. Н. Мотрошилова «Социально-исторические корни немецкой классической философии», 1990.

36. К. А. Свасьян «Гёте», 1989.

37. К. А. Свасьян «Философское мировоззрение Гёте», 1983.

38. С. Соловьёв «Гёте и христианство», 1917.

39. К. А. Тимирязев «Гёте естествоиспытатель» («Сочинения», т. 8, 1939).

40. К. Фишер «Шопенгауэр», 1999.

41. С. Л. Франк «О сущности художественного познания. Гносеология Гёте» («Вопросы теории и психологии творчества», выпуск 5, Харьков, 1914).

42. Н. А. Холодковский «Гёте», 1919.

43. И. И. Шафрановский «Минералогические этюды Гёте» («Гётевские чтения», 1984, стр. 240 245).

44. А. А. Шахов «Гёте и его время», 1916.

45. J. Adler ""Erne fast magische Anziehungskraft". Goethes "Wahlverwandschaften" und die Chemie seiner Zeit", Munchen, 1987.164

46. P. Althaus "Goethe und das Evangelium", Munchen, 1951.

47. E. Barthel "Goethes WissenschafUehre", 1922

48. H. Berendt "Goethe und Schelling" ("Festschrift fur Berthold Litztmann", Bonn, 1920, Ss. 77-104).

49. E. Bergmann "Fichte und Goethe" ("Kantstudien", N 20, 1915, Ss. 347 356).

50. H. Bluntschli "Goethe als Begrunder der Morphologie" (Schweizerische medizinische Wochenschrift", N 14, 1933,

51. M. Bollacher "Der junge Goethe und Spinoza", Tubingen, 1969.

52. N. Boyle "Goethe" (Bd. 1 1749-1790, Bd. 2 1790- 1803), Munchen, 1995.

53. O. Braun "Goethe und Schelling" JBGG, N 9,1922, Ss. 199-214.

54. N. Bubnoff "Goethe und die Philosophic seiner Zeit" (Zeitschrift fur Philosophische Forschung", N 1, 1946, Ss. 288-301).

55. E. Cassirer "Goethe und die geschichtliche Welt", Bin, 1932.

56. E. Cassirer "Rousseau, Kant, Goethe", Hamburg, 1991.

57. J. Cohn "Das Kantische Element in Goethes Weltanschauung. Schillers philosophischer Einfluss auf Goethe", ("Kantstudien", N 10, 1905, Ss. 286-345).

58. W. Danckert "Goethe. Der mythische Urgrund seiner Weltschau" ,Bln, 1951.

59. W. Dilthey "Aus der Zeit Spinozastudien Goethes" (in "Gesamm. Schriften", Bd.2, Lpz, 1923, Ss. 391 415).

60. W. Dilthey "Goethe und die dichterische Phaniasie" (in W. Dilthey "Das Erlebnis und die Dichtung" Gottingen, 1985, Ss. 124 186).

61. T. Doke "Subjekt-Objekt Problem in Goethes Dichten und Denken", WB, SH, 1960. .

62. H. Dressier "Die Farbe-Ton-Analogien im Historischen Teil von Goethes Farbenlehre" (in "Ein unteilbares Ganzes", 1999, Ss. 173 198).

63. M. Dyck "Goethes Verhaltniss zur Mathematik" JBGG, N 23.1961.70. "Ein unteilbares Ganzes", 1999. (Сборник статей о Гёте).

64. D. Engelhardt "Natur und Geist, Evolution und Geschichte. Goethe in seiner Beziehung zur romantischen Naturforschung und metaphysischen Naturphilosophie" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen).

65. W. Engelhardt "Goethe und die Geologie" (in "Ein unteilbares Ganzes", 1999, Ss. 245 274).

66. P. Epstein "Goethe und die Mathematik" JBGG. N 9. 1923.165

67. P. Epstein "Goethes Stellung zur Matematik" FuF, N 8. 1932.

68. H. Falkenheim "Goethe und Hegel" ("Heidelb. Abhandlungen zur Philosophic und ihrer Geschichte", N 26, 1934).

69. W. Flitner "Goethe im Spatwerken". Hamburg, 1947.

70. H. G. Gadamer "Goethe und die Philosophie" (in "Kleine Schriften, Bd. 2, Ss. 82—96, Tubingen 1967).

71. C. Gebhardt "Der Spinozismus Goethes" (in C. Gebhardt "Spinoza. 4 Reden", Heidelberg, 1927, Ss. 57 80).

72. C. Gebhardt "Goethe als Physiker", 1932.

73. H. Glockner "Das philosophische Problem in Goethes Farbenlehre", 1924.81. "Goethe im zwanzigsten Jahrhundert: Spiegelungen und Deutungen", Fr.a.Main, 1987.82. "Goethes Handbuch", in 4 Bd., 1999.

74. A.Groth "Goethe als Wissenschaftshistoriker", Munchen, 1972.

75. C. Gunzler "Das Teleologieproblem bei Kant und Goethe", Freiburg, 1964.

76. G. Haberlandt "Goethe und die Pflanzenphysiologie" 1923.

77. H. Hamm "Der Theoretiker Goethe. Grundpositionen seiner Weltanschauung, Philosophie und Kunsttheorie", Kronberg, 1976.

78. O. Harnak "Goethe in der Epoche seiner Vollendung", Lpz, 1905.

79. K. P. Hasse "Von Plotin zu Goethe. Die Entwiklung des neuplatonischen Einheitsgedanken zur Weltanschauung der Neuzeit", Lpz, 1912.

80. W. Heisenberg "Das Naturbild Goethes und die technisch-naturwissenschaftliche Welt" (in W. Heisenberg "Schrifte uber Grenzen", 1971, Ss. 243 262).

81. R. Honneger "Goethe und Hegel", JBGG, N 11, 1925, Ss. 38 -111.

82. H. Ingensiep "Metamorphosen der Metamorphosenlehre. Zur Goethe-Rezeption in der Biologie von der Romantik bis in die Gegenwart" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen, Ss. 259 275).

83. H. Jantz "Die Grundstruktur des Goethischen Denkens" ("Euphorion", N 48, 1954, Ss. 153-170).

84. W. Kahle "Zum Hegelbild in den Briefen Goethes", JBGG, N 91, 1974, Ss. 2432.

85. M. Kleinschnieder "Goethes Naturstudien", Bonn, 1971.

86. F. Koch "Goethe und der deutsche Idealismus" ("Euphorion", N 33, 1932, Ss. 153-201.166

87. F. Koch "Goethe und Plotin", Lpz, 1925.

88. H. A. Korff "Geist der Goethezeit", in 5 Bd., Lpz, 1923 1957.

89. W. Krohn "Goethes Versuch uber den Versuch" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen, Ss. 399 413).

90. D. Kuhn "Goethe" (in "Klassiker der Naturphilosophie", Munchen, 1989).

91. D. Kuhn "Goethe und die Biologie" (in "Ein unteilbaxes Ganzes", 1999, Ss. 323 358).

92. H. Leisegang "Goethes Denken", Lpz, 1932.

93. L. Locher "Goethes Verhaltnis zur Mathematik" ("Goetheanum" N 15, 1936).

94. D. Mahnke "Leibniz und Goethe", Erfurt, 1924.

95. K. Mandelkow "Natur und Geschichte bei Goethe im Spiegel seiner wissenschaftlichen und kulturtheoretischen Rezeption" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen, Ss. 233 258).

96. P. Matussek (Hsgb.) "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen.106. "Metzler Goethe-Lexikon", Stuttgart, 1999.

97. A. Meyer-Abich "Biologie der Goethezeit", Stuttg., 1949. (

98. H. Nisbet "Naturgeschichte und Humangeschichte bei Goethe, Herder und Kant" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen).

99. K. J. Obenauer "Goethe in seinem Verhaltnis zur Religion", Jena, 1923.

100. P. Petersen "Goethe und Aristoteles", Braunschweig, 1914.

101. U. Porksen "Raumzeit. Goethes Zeitbegriff aufgrund seiner sprachlichen Darstellung geologischer Ideen und ihrer Visualisierung" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen).

102. H. Proskauer "Goethes Farbenlehre heute", 1949.

103. G. Rheker "Wort und Begriff der Idee bei Goethe", Bonn, 1948.

104. J. Richter "Jakob Boehme und Goethe" ("Jahrbuch des freien deutsche Hochstifts" 1934-1935, Ss. 3 55).

105. C. Rilmann "Polaritat bei Goethe", WZJ, N 4, 1954 1955.

106. W. Schad "Zeitgestalten der Natur Goethe und die Evolutionsbiologie" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen, Ss. 345 -382).

107. K. Schlechta "Goethe in seinem Verhaltnis zu Aristoteles", Fr.a.M., 1938.

108. H. Schmitz "Das Ganz-Andere Goethe und das Ungeheure" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen).167

109. H. Schubert "Goethes religiose Jugendentwicklung", Lpz., 1925.

110. J. Schubert "Goethe und Hegel", Lpz., 1933.

111. G. Schwedt "Goethe als Chemiker", Bin, 1998.

112. F. Schweitzer "Naturwissenschaft und Selbsterkeimtnis" (in "Goethe und die Verzeitlichung der Natur", 1998, Munchen, Ss. 383-398).

113. E. Seeberg "Goethes Stellung zur Religion", Stuttg., 1932.

114. H. Seifert "Mineralogie und Geologie in Goethes Lebenswerk" ("Philosophia naturalis", N 2,1952).

115. M. Semper "Die geologischen Studien Goethes", 1914.

116. Shu Ching Ho "Goethes Entwurf der Kantischen Philosophie" (in "Ein unteilbares Ganzes", 1999, Ss. 199-244).

117. H. Siebeck "Goethe als Denker", Stuttg., 1922.

118. G. Simmel "Goethe", Lpz., 1923.

119. H. Spinner "Goethes TypusbegrifF, 1933.

120. E. Spranger "Goethe. Seine geistige Welt", Tubingen, 1967.

121. R. Srbik "Goethe und Geologie", ("Geologische Rds. N 23,1932).

122. R. Steiner "Goethes Weltanschauung", Freiburg, 1948.

123. R. Steiner "Grundlinien einer Erkenntnisstheorie der Goethischen Weltanschauung mit besonderer Rucksicht auf Schiller", 1949.

124. F. Trojan "Zur Psychologie der Farben bei Goethe", (Zf. Ast., N 24, 1930).

125. W. Troll "Goethe und die christliche Tradition des Abendlandes", Mainz, 1947.

126. K. Vorlander "Kant, Schiller, Goethe", Lpz., 1923.

127. A. Wachsmuth " Goethes Farbenlehre und ihre Bedeutung for seine Dichtung und Weltanschauung", JBGG, N 21,1959.

128. A. Wachsmuth " Goethes Naturforschung und Weltanschauung in ihrer Wechselwifkung", JBGG, N 14 15, 1952- 1953.

129. P.Walden "Goethe und die Chemie" ("Zs. fur angewandte Chemie", N 43, 1930).

130. J. Walther "Die Natur in Goethes Weltbild", 1932.

131. J. Walther (Hrsg.) "Goethe als Seher und Erforscher der Natur", 1930.

132. F. Weinland "Die Metaphysik Goethe", Bin, 1932.

133. M. Wenzel "Goethe und die Physik" (in "Ein unteilbares Ganzes", 1999, Ss. 275- 322).