автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Афоризм и роман И. В. Гёте "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся"

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Кузнецов, Аркадий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Калининград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Афоризм и роман И. В. Гёте "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кузнецов, Аркадий Владимирович

Введение.

Первая

глава. Афористический текст и его генезис.

Вторая

глава. Гёте как афорист.

Третья

глава. Роман "Годы странствий

Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся" как афористический контекст.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Кузнецов, Аркадий Владимирович

Афористическое творчество Гёте весьма многообразно и объёмно. Например, в издание "Максим и рефлексий"1 под редакцией Макса Хекке-ра было включено 1413 афоризмов. Это афоризмы из романа "Избирательное сродство", гётевского журнала "Об искусстве и древности", из "Записок по морфологии", из романа "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся". Кроме того, в это издание вошли афоризмы из творческого наследия Гёте ("Aus dem Nachlafi" и "Nachlese aus dem NachlaB"). В последствии издание 1907 года было дополнено еще 16 афоризмами из "Учения о цвете" и группой афоризмов "Наставление" из романа "Годы учения Вильгельма Мейстера".

Основная часть афоризмов Гёте издавалась при его жизни как группы афоризмов. Прежде всего, это группы афоризмов "Размышления в духе странников" и "Из архива Макарии" в романе "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся".

Группы афоризмов в "Годах странствий" представляют для исследования гётевской афористики особый интерес. Во-первых, "Годы странствий" являются последним романом Гёте, созданным в тот творческий период, когда уже в полной мере вызрела гётевская концепция искусства как "практической науки". В этой связи возникает вопрос о роли афористического текста в данной концепции. Во-вторых, афоризмы в указанных группах создавались в течение трех десятилетий и широко демонстрируют, таким образом, процесс генезиса афористического текста Гёте, принципы и особенности его использования.

Задачей данной работы является определение значения афоризма (более широко - текстов с афористической структурой) в романе И.В. Гёте "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся".

Для того, чтобы выполнить поставленную в нашем исследовании задачу, нам необходимо будет рассмотреть три комплексные проблемы. В первую очередь, нам предстоит рассмотреть понятие афористической структуры текста, определить, каковы функциональные особенности текстов с такого рода структурой. Далее, необходимым представляется ответить на вопрос о том, как и с какой целью Гёте использовал в своих произведениях афористические тексты. Для этого нам потребуется (насколько позволяют рамки данного исследования) обратиться к некоторым моментам художественного и научного мышления Гёте. Наконец, третьей проблемой является сам роман "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся", особенности его структуры и место в ней афористических текстов.

В отношении первой упомянутой выше комплексной проблемы необходимо отметить, что в рамках данной работы мы не претендуем на то, чтобы рассмотреть афористическую структуру текста в полном объеме. Нашей целью будет лишь определение типологических особенностей структуры на трех уровнях ее функционирования: как единичного стремящегося к краткости текста (собственно афоризма), как группы афоризмов и как "контекстуального" афоризма. При этом мы хронологически ограничиваем наше исследование в том, что афористика Гёте условно полагается конечным результатом процесса генезиса афористической структуры текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Афоризм и роман И. В. Гёте "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся""

Заключение

Задачей данной работы было определение значения афоризма и других типов афористического текста в романе И.В. Гёте "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся". Для решения поставленной задачи нам потребовалось рассмотреть три комплексных вопроса: 1). Что такое афористический текст? 2). Каким образом и с какой целью Гёте использует афористические тексты в своих произведениях? 3). Что представляет собой роман "Годы странствий Вильгельма Мейстера" и какую функцию в его структуре выполняют три типа афористического текста: единичный стремящийся к краткости текст (собственно афоризм), группу афоризмов и "контекстуальный" афоризм.

Мы подробным образом (насколько позволили рамки данной работы) рассмотрели генезис афористического текста. При этом в нашей работе мы не стремились и не могли стремиться определить афористический текст как таковой во всей его неоднозначности и формальной неоднородности. Для нас важно было рассмотреть вопрос о том, какую функцию афористический текст выполняет в творчестве Гёте, прежде всего в романе "Годы странствий Вильгельма Мейстера".

Афористический текст как текст с особой структурой прошел за многие века своего существования целый ряд этапов развития. Его генезис может быть определен как постепенный процесс расширения его возможностей, изменения его тематики и сфер применения. Первые известные нам афоризмы - это афоризмы Гиппократа, имевшие медицинский характер. Их задачей было открыть человеку значение непосредственного опыта и использовать полученное опытным путем знание. Афоризм своим практическим характером противопоставлялся основанному на мифологическом восприятии действительности знанию древнегреческой храмовой медицины. Непосредственная связь с конкретным эмпирическим опытом стала одной из основных, сущностных характеристик афоризма.

В первые века второго тысячелетия афоризм претерпел ряд трансформаций. Изменилась его тематика: афоризм "секуляризовался". Афористические тексты, в общем и целом, сохранив "гиппократовскую" структуру, стали использоваться в политических трудах, а несколько позже и в философии.

Основным этапом генезиса афоризма как текста с особой структурой явилась французская максима. Именно произведения Ларошфуко, Паскаля, Лабрюйера, Вовенарга завершили процесс "секуляризации" афоризма. Афоризм стал формой, для которого не осталось "запретных" тем.

В афористическом тексте структура формы и структура содержательного плана взаимообуславливают друг друга. Только такая усложненная структура дает возможность выразить данное определенное содержание, и только содержание с такой структурой раскрывает возможности формы афоризма. Именно стремящаяся к краткости, сжатая форма афоризма дает возможность выражения конфликта между конкретным (чувственным) и понятийным (абстрактным), сохраняя его продуктивность. Конкретный компонент афоризма, присутствующий в нем либо имманентно-потенциально, либо как модель-указание, всегда проявляется во всей полноте лишь в процессе чтения, в процессе диалога (полилога) между автором, текстом и читателем. Текст с афористической структурой является открытым. При этом, процесс творчества и процесс объективации собственного текста не являются четко фиксированными: они постоянно обуславливают друг друга, служат друг для друга основой, исходным моментом. Именно поэтому автор афоризма является и его читателем, так же как и читатель является автором (или соавтором) афористического текста. Прочтение афоризма является, в конечном итоге, реализацией потенциально заложенного в этой структуре содержания. Именно благодаря сжатости своей формы афоризм предоставляет читателю определенную свободу интерпретации.

Рассмотрение афоризма как формально-содержательной структуры текста позволяет решить проблему отношения афоризма с различными видами малой прозы (и не только прозы): максимой, сентенцией, цитатой, пословицей и т.д. Афоризм расположен в иной плоскости, поэтому афоризмом может быть любой текст, обнаруживающий афористическую структуру.

Как было отмечено в первой главе нашей работы и широко продемонстрировано во второй главе на примере афористического творчества Гёте, некоторое число афоризмов часто рождает группу афоризмов. При этом группа афоризмов не является простой суммой отдельных текстов. Она сама представляет собой определенный текст, имеющий характерные типологические особенности. Данные особенности практически идентичны типологическим особенностям афоризма как единичного стремящегося к краткости текста, но предоставляют читателю более широкие возможности (более широкий контекст) сотворчества. Сжатость и необходимо активная роль читателя в содержательном плане выражается также и в том, что ему требуется выстраивать не только интерпретационные линии между конкретным и абстрактным компонентами афоризма, ему также требуется самому создавать контекст взаимоотношений (сравнения, контрастирования, взаимодополнения и т.д.) между отдельными афоризмами в рамках группы. В группе афористический конфликт между конкретным и абстрактным получает гораздо более широкие возможности реализации. Группа, также как и афоризм, оформляется в некую целостность только в диалоге с читателем, который имеет в рамках группы возможность выбора, выстраивания пар сравнения или тематических цепочек из отдельных афоризмов. Кроме того, группа афоризмов как более широкий контекст реализации афористического конфликта объясняет читателю и единичный афористический текст, в котором этот конфликт сжат зачастую до характера сугубо потенциального. Группа афоризмов, в конечном итоге, дает возможность лучше понять язык афоризма1. Она выполняет своего рода функцию (выражаясь гётевским языком) соразмерного каждому конкретному читателю обучения, что принципиально присуще всем художественным текстам, но, пожалуй, наиболее значима именно для афоризма, для которого эта функция может быть еще и функцией познания2.

Афористическая структура реализуется не только на уровне единичного стремящегося к краткости текста (текста, который традиционно называется афоризмом), но и на уровне группы афоризмов как особого типа афористического текста, а также в контексте крупной текстовой единицы, главным образом - романа. Роман в отношении "контекстуального" афоризма в аспекте характерного для афористического текста конфликта представляет собой развитие частного компонента.

При этом необходимо подчеркнуть, что афористическая структура является усложненной художественной структурой, создаваемой из материала языка, позволяющей передавать такой объем информации, который недоступен для передачи средствами элементарной собственно языковой структуры . Художественность афоризма состоит в том, что именно его структура, благодаря которой читатель до-создает афоризм, позволяет выражать принципиально не имеющий пределов объем информации.

В творчестве Гёте, в целом, и в романе "Годы странствий Вильгельма Мейстера", в частности, как было продемонстрировано в данной работе, мы встречаем все три уровня функционирования афористической структуры.

Объем и качество афористического творчества Гёте дают основание называть его одним из самых значительных афористов в истории литературы. Следует говорить о том, что Гёте создавал афористические тексты, используя всю широту предоставляемых ими возможностей. Он еще в самом начале XIX столетия крайне высоко отзывался об афоризме (правда, традиционно для себя не называя его афоризмом): "Сколь большую ценность имеют настоящие максимы, поднимающие нас над обыденным, узнаешь, лишь прожив долгую жизнь"4.

Как было отмечено, не только отдельные высказывания Гёте, но и сами его произведения демонстрируют, насколько важное место в своем "наукотворчестве" Гёте отводил афоризму5. Одним из гётевских "манифестов" афористического творчества можно назвать работу "Эксперимент как посредник между объектом и субъектом".

Данная работа посвящена рассмотрению проблемы метода познания. Гёте стремится противопоставить методу, основанному на аргументации, на выведении общих принципов из ограниченного и произвольного числа конкретных примеров, иной способ познания. Конкретное не подводится под общее, но в то же время, общее не выводится непосредственно из конкретного. Основа гётевского метода состоит в том, что общее суждение должно быть "открыто" для бесконечного множества конкретных явлений и предметов, наших впечатлений о них, которые это суждение или понятие пытается покрыть. "Открытость" суждения заключается в его принципиальной верифицируемости. Каждое суждение подлежит постоянной проверке опытом.

Гёте не говорит непосредственно об афоризме, но как было продемонстрировано в нашей работе, именно афоризм точнейшим образом соответствует определению той формы, которая, по мысли Гёте, способна (и должна) выражать такого рода суждения, или "опыты более высокого порядка". Причем, это касается всех трех уровней функционирования афористического текста, и, прежде всего, группы афоризмов. Группа представляет собой то пространство, где познающий способен открыть для себя еще более общие принципы, т.е. законы и идеи, лежащие в основе мироздания. Процесс такого открытия, достижения "конечных рубежей" познания, по мысли Гёте, не до конца поддается сугубо логическому пониманию. Но возможность истинного "Aperfu" зависит именно от того, насколько истинны наши суждения, выражающие "опыт более высокого порядка".

Принципы подобного познания (в определенном смысле, афористического познания) одновременно являются и принципами прочтения афористического текста (на разных уровнях его функционирования). Только при таком понимании афоризм способен реализовывать свой потенциал. Лежащий в основе любого афористического текста конфликт между частным и понятийным требует постоянной верификации (и корректирования) общего суждения конкретным опытом. В противном случае, афоризм, не реализуя своих потенций, принимаясь читателем "на веру", остается простым высказыванием, "мудрым" или "парадоксальным".

Вне диалога с читателем афоризм не возможен. Только в процессе "познающего" чтения понятийный компонент афоризма (афоризм как суждение) дополняется конкретным компонентом. Афористический текст возникает только тогда, когда, выражаясь гётевским языком, происходит "присвоение", т.е. верификация суждения на собственном опыте.

Афористический текст требует активной роли читателя как познающего субъекта. Активность читателя афористического текста выражает себя как процесс сотворчества. Наиболее полно она реализуется именно в контексте группы афоризмов.

Как было продемонстрировано в нашей работе, группа афоризмов предоставляет читателю неограниченное множество возможностей прочтения-оформления такого текста. Именно читатель выбирает линии развития заложенного в группе содержания, выстраивает контексты сравнения, дополнения, противопоставления.

Как известно, Гёте использовал тексты с афористической структурой как в естественнонаучных работах, так и в художественных произведениях. Однако само такое разделение довольно условно: провести четкую грань, где у Гёте заканчивается наука и начинается искусство, естественно, невозможно. Гёте никогда не противопоставлял "теоретическую" науку науке "практической", т.е. искусству.

Имея столь большое значение для гётевского естествознания, афоризм, при понимании искусства как "практической науки", должен играть крайне существенную роль и в художественных произведениях Гёте, в первую очередь, в его романах.

Искусство, его высшая ступень ("стиль"), по мысли Гёте, должно зиждиться на сущности окружающей нас действительности, на лежащих в ее основе общих законах. Поэтому, наряду с природой, искусство представляет собой ту сферу, в которой мы можем постигать идеальное.

Афоризм, таким образом, одновременно принадлежит и науке, и искусству. С определенной долей условности можно говорить о том, что в перспективе движения от конкретного опыта через "опыт более высокого порядка" к идее афоризм принадлежит научной сфере, а в обратной перспективе - в перспективе приложения общего к опыту, в перспективе верификации понятийного компонента афористического текста, в конечном итоге, в процессе его чтения - сфере художественного. Но при этом и сама сфера художественного как вторая и более понятная человеку действительность6 обнаруживает в себе мощный когнитивный потенциал. Афоризм, во многом, и развивает, и вскрывает его.

В романе "Годы странствий Вильгельма Мейстера" афористическая структура представлена на всех трех текстовых уровнях: как единичный текст, как группа афоризмов и как "контекстуальный" афоризм.

Для того, чтобы афористические тексты не представляли собой некое механическое "вложение" в роман, роман должен иметь соответствующую структуру. "Годы странствий Вильгельма Мейстера" такой структурой обладают.

Роман представляет собой обработку фиктивным редактором архива (нескольких архивов). Подобный характер романа делает возможным объединение в некоторое динамическое целое самых различных текстовых единиц, в том числе и афоризма на разных уровнях его функционирования. Важно при этом, что роман "Годы странствий" представляет собой роман с открытой структурой. Формально он не имеет ни начала ("Годы учения Вильгельма Мейстера" являются лишь одним из текстов, фигурирующих в "Годах странствий"), ни конца.

Фиктивный редактор выполняет в романе важную структурообразующую функцию. В отличие от характерного для более ранних романов редактора фиктивный редактор "Годов странствий" не облегчает читателю процесс восприятия романа. Напротив, его многочисленные высказывания, содержащиеся в тексте "Годов странствий", являются своего рода полемикой с традиционной романной поэтикой. Редактор предоставляет читателю право (и тем самым, ставит перед ним сложную задачу) самостоятельной интерпретации, а значит, и оформления романа как целого. Иными словами, структура "Годов странствий" требует от читателя определенного отношения к тексту романа, т.е. определенного его прочтения7. Принципы прочтения романа соответствуют принципам прочтения афористических текстов. Более того, именно афористические тексты, значение которых неоднократно подчеркивается в тексте романа, выражают эти принципы.

Контекстуальный" афоризм находится в тексте романа в рамках многочисленных диалогов или полилогов, которые можно рассматривать как коллективную интерпретацию афоризма, его общего компонента. Подобная интерпретация повторяет тот же метод познания, который в сочинении "Эксперимент как посредник между объектом и субъектом" Гёте называет методом "всестороннего рассмотрения" и который является основой гётевской "теории" познания. Афористический текст, как было продемонстрировано в нашей работе на примерах сочинения "Эксперимент как посредник между объектом и субъектом" и романа "Годы странствий Вильгельма Мейстера", реализует этот метод как в сфере естественнонаучного знания, так и в сфере художественного освоения действительности. "Контекстуальные" афоризмы представляют собой своего рода афоризм в развитии: в диалогах персонажей и во вставных новеллах конкретное афоризма превращается из потенции в некую жизненную ситуацию.

Таким образом, мы можем говорить также и о том, что "контекстуальный" афоризм предоставляет читателю определенные интерпретационные модели, выполняя, тем самым, дидактическую функцию - функцию обучения читателя активному чтению-"присвоению".

Группы афоризмов "Размышления в духе странников" и "Из архива Макарии" выполняют двоякую функцию. С одной стороны, они дают возможность практически бесконечного расширения романа в содержательном плане. С другой стороны, группы как один из уровней реализации афористической структуры являются тем пространством, в котором читатель как познающий способен достичь качественно более высокого уровня познания, уровня, на котором происходит переход от понятия ("опыта более высокого порядка") к идее.

Таким образом, роман "Годы странствий Вильгельма Мейстера" (в значительнейшей степени благодаря своему "афористическому" измерению) становится той формой, в которой искусство реализует себя как "практическая наука".

 

Список научной литературыКузнецов, Аркадий Владимирович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Goethes Werke. Hrsg. im Auftrag der GroBherzogin Sophie von Sachsen. 4 Abteilungen. 1887-1919.

2. Goethe J.W. Gedenkausgabe der Werke, Briefe und Gesprache. Hrsg. von Ernst Beutler. 28 Bde. Ziirich, 1949.

3. Goethes Werke. Hamburger Ausgabe. 14 Bde. Hrsg. von Erich Trunz. Hamburg, 1948-1960.

4. Goethe J.W. Wilhelm Meisters Wanderjahre. Stuttgart, 1993.

5. Goethe J.W. Maximen und Reflexionen. Stuttgart, 1944.

6. Goethe J.W. Maximen und Reflexionen. Frankfurt am Main, 1976.

7. Goethe. Die Schriften zur Naturwissenschaft. Vollstandige mit Erlauterungen versehene Ausgabe. Hrsg. Im Auftrage der Deutschen Akademie der Naturforscher zu Halle (Leopoldina) von D. Kuhn, R. Matthaei, G. Schmid, W. Troll und K.L. Wolf. Weimar, 1947ff.

8. Goethe J.W. Schriften zur Kunst und Literatur. Stuttgart, 1999.

9. Goethe J.W. Tagebucher. Ziirich, Stuttgart, 1964.

10. Goethes Gesprache ohne die Gesprache mit Eckermann. In Auswahl hrsg. F. von Biedermann. Leipzig, 1929.

11. Eckermann J. P. Gesprache mit Goethe. Leipzig, 1909.

12. Гёте И.В. Собр. соч.: В 13 т. Под ред. А.В. Луначарского и др. М., 1937.

13. Гёте И.В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1978.

14. Гёте И.В. Избранные произведения. Под ред. Н. Вильмонта. М., 1950.

15. Гёте И.В. Избранные произведения. Сост. и предисл. Б. П. Мицкевича. Минск, 1977.

16. Гёте И.В. Избранные произведения: В 2 т. М., 1985.

17. Гёте И. В. Избранные стихотворения и проза. Петрозаводск, 1987.

18. Вот где был предатель! Эпизод из Гётева романа "Странствования Вильгельма Мейстера" // Московский вестник. 1827. Ч. 2. № 5. С. 17-47; № 6. С. 125-145.

19. Гёте И.В. Годы странствований Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся. Роман в трех книгах. СПб., 1879.

20. Гёте И.В. Страннические годы Вильгельма Мейстера, или Самоотрекающиеся. Роман в трех книгах. Пер. П. Полевого // Гёте И. В. Собрание сочинений Гёте в переводе русских писателей. СПб., 1893. Т. 5. С. 189-495.

21. Гёте И.В. Годы странствования Вильгельма Мейстера. Пер. Г.А. Рачин-ского. Ред. и прим. М. А. Петровского. М., 1935.

22. Гёте И.В. Из романа "Годы странствования Вильгельма Мейстера" (Отрывок) // Гёте И.В. Избранные философские произведения. Вступительная статья и комментарий Г.А. Курсанова. М., 1964. С. 245-270.

23. Мысли из Гёте // Литературные листки. Прибавление к Одесскому вестнику. 1834. №№ 4-5. С. 40.

24. Изречения в прозе Гёте. Изд. В. Бермана и С. Войтинского. СПб., 1885.

25. Гёте И.В. Изречения в прозе // Собрание сочинений Гёте в переводе русских писателей. СПб., 1893. Т. 7. С. 359-392.

26. Мысли и афоризмы И.В. Гёте // Север. СПб., 1901. № 15. С. 477-480.

27. Из неизданных афоризмов Гёте // Биржевые ведомости. СПб., 1907. № 9989. С. 3.

28. Из неизданных афоризмов Гёте // Биржевые ведомости. СПб., 1907. № 9991. С. 3.

29. Неизданные афоризмы Гёте // Вестник иностранной литературы. СПб., 1907. №8. С. 22.

30. Гёте И.В. Два типа мышления. Математика. Пер. В.О. Лихтенштадта // Гёте. Борьба за реалистическое мировоззрение. Сост. В.О. Лихтенштадт. Пб., 1930. С. 321-326.

31. Гёте И.В. Изречения и размышления об искусстве. Из "Искусство и старина", из "Годов странствований Вильгельма Мейстера", из тетрадей "К морфологии", из наследия. Пер. А.Г. Мовшенсона // Гёте. Статьи и мысли об искусстве. Л.-М., 1936. С. 324-357.

32. Гёте И.В. Статьи и мысли об искусстве. Под ред. А.С. Гущина. М., 1936.

33. Гёте И.В. Об искусстве. Сост. и вступ. статья А.В. Гулыги. М., 1975.

34. Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. Перевод, послесловие и комментарий И.И. Канаева. М., 1957.

35. Гёте И.В., Шиллер Ф. Переписка: В 2 т. М., 1988.

36. Эккерман И.-П. Разговоры с Гёте. М., 1978.

37. Данте А. Божественная Комедия. Перевод с итальянского и примечания М. Лозинского. М., 1986.

38. Ключевский В.О. Письма, дневники, афоризмы и мысли об истории. М., 1968.

39. Крачковский В.Н. Афоризмы. СПб, 1906.

40. Ницше Ф. Афоризмы // Новое время. №№ 7750, 7767, 7800, 7839, 7897.

41. Паскаль Б. Из "Мыслей" // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. М, 1987. С. 202-286.

42. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Ленинград, 1991.

43. Пятьсот лет английского афоризма // Знамя. М., 1996. № 12. С. 228.

44. Alamos de Barrientos. Tacito Espanol illustrado con aforismos. Madrid, 1972.

45. Erasmus von Rotterdam. Apophthegmata. Leipzig, 1907.

46. Frisch M. Tagebuch 1946-1949. Frankfurt, 1950.

47. Jean Paul. Werke in 6 Banden. Munchen, 1960-1963.

48. Lichtenberg G. Ch. Schriften und Briefe. Hg. von Wolfgang Promies. 5 Bde. 1968 ff.

49. Nietzsche F. Werke in drei Banden. Munchen, 1955.

50. Schlegel F. Kritische Ausgabe. 35 Bde. Hg. von Ernst Behler. Padeborn -Darmstadt Zurich, 1958. Bd. XVIII.

51. Friedrich Schlegel undNovalis. Biographie einer Romantikerfreundschaft in ihren Briefen. Auf Grund neuer Briefe Schlegels hg. von Max Preitz. Darmstadt, 1957.2. Специальная литература

52. Отечественные исследования по афоризму

53. Артамонов С.Д. и др. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М., 1967.

54. Гаспаров М. Афоризм // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 43.

55. Гудок B.C. Афоризм и пословица // Вопросы русской литературы. Львов, 1967. С. 96.

56. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956.

57. Жирмунская Н. Человек в микромире афоризма // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. М., 1987. С. 5-24.

58. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

59. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991.

60. Пермяков Г.JI. От поговорки до сказки. (Заметки по общей теории клише). М., 1970.

61. Пинский JI.E. Приложение // Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. М., 1981.

62. Рудов В.Ф. Фразеология произведений М. Горького // Учен. зап. Таганрог. гос. пед. ин-та. 1957. №2.

63. Современный словарь иностранных слов. М., 1994.

64. Успенский JI. Коротко об афоризмах // Афоризмы. Сост. Е. Райзе. JL, 1964.

65. Федоренко Н.Т. Меткость слова. М., 1975.

66. Федоренко Н.Г., Сокольская Л.И. Афористика. М., 1990.

67. Эпштейн М. Афористика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 43-44.

68. Отечественные исследования по роману "Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся" и другим романам И. В. Гёте

69. Аникст А. Комментарии // Гёте И.В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1978. Т. 8. С. 427-459.

70. Берковский Н. Эволюция и формы раннего реализма на Западе // Ранний буржуазный реализм. Сб. статей. Под ред. Н. Берковского. Л., 1936.

71. Вильмонт Н. Комментарий // Гёте И.В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1978. Т.6. С. 459-477.

72. Вильмонт Н. Комментарий // Гёте И. В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1978. Т.7. С. 507-525.

73. Зуев А.Н. Традиция немецкого воспитательного романа и "Зеленый Генрих" Готфрида'Келлера // Уч. зап. 1-го Моск. пед. ин-та иностр. яз. 1958. Т.21. Кафедра литературы. С. 111-134.

74. Коган П.С. От "Вертера" к "Избирательному сродству" // Гёте И.В. Собр. соч. Юбилейное издание. М., 1934. Т. 6. С. 5-16.

75. Коган П.С. Предисловие // Гёте И.В. Собр. соч. Юбилейное издание. М., 1935. Т. 8. С. 5-16.

76. Лукач Г. К истории реализма. М., 1939. С. 20-39.

77. Преображенская Е. Послесловие // Гёте И.В. Годы учения Вильгельма Мейстера. Пермь, 1959. С. 537-544.

78. Свиницкий Л.Д. Педагогические идеи Гёте // Вестник воспитания. М., 1899. №8. С. 1-27.

79. Стадников Г.В. Гёте и его роман "Страдания юного Вертера" // Гёте И.В. Страдания юного Вертера. СПб., 1999. С. 205-244.

80. Сулейманов А.А. "Годы странствий Вильгельма Мейстера" Гёте и немецкий роман первой трети XIX в. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени кандидата филол. наук. М., 1968.

81. Сулейманов А.А. "Вильгельм Мейстер" в оценке иенских романтиков. "Романтическая" теория романа // Уч. зап. Мое. гос. пед. ин-та им. В.И. Ленина. 1968. № 304. С. 58-87.

82. Сулейманов А.А. Годы странствия Вильгельма Мейстера Гёте и немецкий раннеромантический роман // Уч. зап. Рязан. гос. пед. ин-та Пензен. гос. пед. ин-та им В. Г. Белинского. Пенза, 1969. Т. 81. Серия филол. С. 80101.

83. Сулейманов А.А. Роман Гёте "Избирательное сродство", его отношение к немецкой романтической прозе // Научн. докл. высш. школы. Филологические науки. 1972. № 1. С. 24-36.

84. Тройская М.Л. Гёте и Стерн. К 225-летию со дня рождения И.В. Гёте // Научн. докл. высш. школы. Филологические науки. 1974. № 4. С. 17-20.

85. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. 1958.

86. Отечественные исследования по эстетике, концепции естествознания и проблемам мировоззрения Гёте

87. Аннкст А. Художественный универсализм Гёте. К 150-летию со дня смерти // Вопросы литературы. 1982. № 3. С. 54-83.

88. Аникст А. Поэт и ученый. О естественнонаучных интересах И.В. Гёте // Наука и жизнь. 1982. № 4. С. 97-103.

89. Аникст А.А. Творческий путь Гёте. М., 1986.

90. Борзенков Я.А. Чтения по сравнительной анатомии // Уч. зап. Моск. унта. Отдел естественно-историч. 1884. Вып. 4. С. 1-285.

91. Вернадский В.И. Гёте как натуралист. Мысли и замечания // Наука и жизнь. 1976. № 1.С. 56-61.

92. Вильмонт Н.Н. Гёте. История его жизни и творчества. М., 1959.

93. Волков Г. Гёте и современная наука // Коммунист. 1974. № 17. С. 72-83.

94. Гулыга А.В. Гёте // Гулыга А.В. Из истории немецкого материализма (последняя треть 18 века). М., 1962. С. 99-127.

95. Гулыга А.В. Исторические взгляды немецких просветителей XVIII века // Новая и новейшая история. 1963. № 3. С. 109-120.

96. Гулыга А.В. Гёте и Кант. О философско-эстетических взглядах немецкого поэта // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1978. Т. 37. № 5. С. 430-438.

97. Девятнадцатый век. Обзор науки, техники и полит, событий. Под общ. редакцией М.М. Филиппова. СПб., 1900. С. 70-74, 317-324.

98. Джинория О.Г. Творческий путь Гёте. М., 1986.

99. Здорик Т.Б. И.В. Гёте геолог и минералог // Природа. 1982. № 11. С. 92-101.

100. Иванов С. Труд, техника, эстетика // Новый мир. 1963. № 4. С. 186-201.

101. Канаев И.И. Послесловие переводчика. Гёте-натуралист. Краткая синхронистическая таблица. Список естественнонаучных работ Гёте // Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.-Л., 1957.

102. Канаев И.И. Гёте как историк естественных наук // Труды Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. 1958. Т.24. Вып. 5. С. 3-20.

103. Канаев И.И. Гёте и Линней // Труды Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. 1960. Т. 31. История биологических наук. Вып. 6. С. 316.

104. Канаев И.И. Иоганн Вольфганг Гёте. Очерки из жизни поэта-натуралиста. М.-Л., 1964.

105. Канаев И.И. Вик д'Азир и Гёте // Канаев И.И. Идея развития в биологии. М., 1965.

106. Канаев И.И. Гёте как естествоиспытатель. Л., 1970.

107. Луначарский А.В. Гёте и его время // Луначарский А.В. Статьи о литературе. М., 1957. С. 569-588.

108. Луначарский А.В. Метод диалектического реализма в истории литературы // Вопросы литературы. 1960. № 7. С. 81-97.

109. Лункевич В.В. Вольфганг Гёте. От Гераклита до Дарвина. М., 1943. Т. 3. С. 80-119.

110. Михайлов А.В. Природа в творческом мышлении Гёте // Гётевские чтения. М., 1991. С. 51-58.

111. Неустроев В.П. Наследие Гёте и современность. К 225-летию со дня рождения И.В. Гёте // Научные доклады высш. школы. Филологические науки. 1974. № 4. С. 3-5.

112. Пермяков С.М. Классическая критика культуры и декадентство в искусстве. О культурно-исторических и эстетических взглядах И.В. Гёте и Ф. Шиллера // Вестник истории мир. Культуры. 1959. № 6. С. 126-131.

113. Писарев Д.И. О Гёте как предшественнике Дарвина // Писарев Д.И. Полн. собр. соч.: В 6 т. СПб., 1904. Т. 3. Стлб. 309-496.

114. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928. С. 203.

115. Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гёте. М., 1989.

116. Тураев С.В. Гёте и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

117. Федоров B.C. Гёте: черты мировоззрения // Философские науки. 1988. № 7. С. 59-69.

118. Ханмурзаев К. Г. К проблеме Новалис-Гёте в немецкой критике XX века // Научн. док. высш. шк. Филологические науки. 1974. № 4. С. 20-24.

119. Хохлова Н.А. Гёте в критике ГДР. М., 1972.

120. Чавчанидзе Д.Л. Автобиографический жанр в творчестве Гёте // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983. Т. 42. № 1. С. 72-77.

121. Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. М., 1965. С. 55-91.

122. Отечественные общетеоретические исследования

123. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

124. Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. М., 1970.1. Зарубежные исследования

125. Asemissen H.U. Notizen uber den Aphorismus // Trivium. N. 7. 1949. S. 144161.

126. Bahr E. Goethe's Wanderjahre as an Experimental Novel // Mosaic. 5. 1972. N.3.S. 61-71.

127. Bahr E. Realismus und Totalitat. Wilhelm Meisters Wanderjahre als Roman des 19. Jahrhunderts // Formen realistischer Erzahlkunst. Festschrift fur Charlotte Jolles. Hrsg. v. J. Thunecke. Nottigham, 1979. S. 88-92.

128. Bahr E. Revolutionary Realism in Goethe's Wanderjahre // Lillyman. Hrsg. J. William. Goethe's Narrative Fiction. The Irvine Goethe's Symposium 1982. Berlin, 1983. S. 161-175.

129. Bahr E. The novel as archive: the genesis, reception and criticism of Goethes "Wilhelm Meisters Wanderjahre". Columbia, 1998.

130. Bastian H.-J. Die Makrostruktur von Wilhelm Meisters Wanderjahren // Weimarer Beitrage. N. 14. 1968. S. 626-639.

131. Bauer R. Die Kunstform der Aphorismen in Hebbels Tagebuch. Phil. Diss. Wien, 1939.

132. Baumann G. Maxime und Reflexion als Stilform bei Goethe. Karlsruhe, 1949.

133. Baumann G. Zur Aphoristik // Baumann G. Entwurfe. Zu Poetik und Poesie. Miinchen, 1976. S. 57-68.

134. Baumann G. Goethe. Dauer im Wechsel. Miinchen, 1977.

135. Baumann G. Goethe. Schriften zur Kunst. Vermittlungen einer Poetik // Baumann G. Erschriebene Welt. Versuche zur Dichtung. Freiburg, 1988. S. 6076.

136. Baumgart W. Goethes Wilhelm Meister und der Roman des 19. Jahrhunderts // Zeitschrift fur deutsche Philologie. N. 69. 1944/45. S. 132-148.

137. Baumgarten A.G. Aesthetica scripsit. Frankfurt, 1750.

138. Berendsohn W.A. Stil und Form der Aphorismen Lichtenbergs. Ein Baustein zur Geschichte des deutschen Aphorismus. Kiel, 1912.

139. Besser K. Die Problematik der aphoristischen Form bei Lichtenberg, Fr. Schlegel, Novalis und Nietzsche. Ein Beitrag zur Psychologie des geistigen Schaffens. Berlin, 1935.

140. Bimler K. Die erste und die zweite Fassung von Wilhelm Meisters Wanderjahren. Diss. Breslau, 1907.

141. Blackall E.A. Goethe and the Novel. Ithaca London, 1976.

142. Blasius J. Zur Wissenschaftstheorie Goethes // Zeitschrift fur philosophische Forschung. Bd. 33. 1979. S. 371-388.

143. Blessin S. Die Romane Goethes. Konigstein/Ts., 1979.

144. Blessin S. Goethes Romane. Aufbruch in die Moderne. Paderborn, 1996.

145. Blumenberg H. Kopernikanische Wende. Frankfurt, 1965.

146. Bockmann P. Voraussetzungen der zyklischen Erzahlform in Wilhelm Meisters Wanderjahren // Festschrift fur Detlev W. Schumann. Hrsg. von A. Schmitt. Miinchen, 1970. S. 133-144.

147. Bohler M. Naturwissenschaft und Dichtung bei Goethe // Goethe im Kontext. Kunst und Humanitat, Naturwissenschaft und Politik von der Aufklarung bis zur Restauration. Ein Symposium. Tubingen, 1984.

148. Bohme G. Alternativen der Wissenschaft. Frankfurt, 1980.

149. Bohme H. Lebendige Natur. Wissenschaftskritik, Naturforschung und allgemeine Hermetik bei Goethe // Deutsche Viertelsjahresschrift. 2. N. 60. 1986, 249-272.

150. Borchmeyer D. Die Weimarer Klassik. Eine Einfuhrung. Bd. 2. Konigstein/Ts., 1980.

151. Brown J.K. Goethe's Cyclical Narratives Die Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten and Wilhelm Meisters Wanderjahre. Chapel Hill, North Carolina, 1975.

152. Bruggemann D. Makarie und Mercurius. Goethes Wilhelm Meisters Wanderjahre als hermetischer Roman. Bern, 1999.

153. Bubner R. Hegel und Goethe. Heidelberg, 1978.

154. Buhner K.H. Uber den Aphorismus // Welt und Wort. N. 6. 1951. S. 266267.

155. Bunzel W. "Das ist eine heillose Manier, dieses Fragmente-Auftischen". Die Vorabdrucke aus Goethe Wanderjahren in Cottas Taschenbuch fur Damen. Ms. masch. 1987.

156. Cantarutti G. Aphoristikforschung im deutschen Sprachraum. Frankfurt am Main New York - Nancy, 1984.

157. Cassirer E. Philosophie der Aufklarung. Tubingen, 1932.

158. Conrady K.O. Goethe. Leben und Werk. Bd. 2. Summe des Lebens. Konig-stein/Ts., 1985.

159. Cope R.L.D. A Structural Analysis of Goethe's Novel Wilhelm Meisters Wanderjahre. Diss, masch. University of South Wales, 1975.

160. Degering Th. Das Elend der Entsagung. Goethes Wilhelm Meisters Wanderjahre. Bonn, 1982.

161. Eichhorn P. Idee und Erfahrung im Spatwerk Goethes. Freiburg Miinchen, 1971.

162. Einem H. Beitrage zu Goethes Kunstauffassung. Hamburg, 1956.

163. Essau H. Die Landschaft in Goethes Wilhelm Meisters Wanderjahren. Zur Bedeutung eines Strukturprinzips in der Landschaftsgestaltung // Colloquia Germanica. N. 7.1973. S. 234-251.

164. Fedler S. Der Aphorismus. Begriffsspiel zwischen Philosophie und Poesie. Stuttgart, 1992.

165. Fieguth G.W. Jean Paul als Aphoristiker. Meisenheim am Glan, 1969.

166. Fink A.-H. Maxime und Fragment. Grenzmoglichkeiten einer Kunstform. Zur Morphologie des Aphorismus. Miinchen, 1934.

167. Fink G.-L. Die Auseinandersetzungen mit der Tradition in "Wilhelm Meisters Wanderjahren" //Recherches germaniques. N. 5. 1979. S. 89-142.

168. Fink G.-L. Tagebuch, Redaktor und Autor. Erzahlinstanz und Struktur in Goethes Wilhelm Meisters Wanderjahre // Recherches Germaniques. N. 16. 1986. S. 7-54.

169. Fischer-Hartmann D. Goethes Altersroman. Studie uber die innere Einheit von Wilhelm Meisters Wanderjahre. Halle, 1941.

170. Flitner W. Aus Makariens Archiv. Ein Beispiel Goethescher Spruchkomposition // Goethe-Kalender auf das Jahr 1943. Leipzig, 1943. S. 116-174.

171. Flitner W. Goethe im Spatwerk. Glaube. Weltsicht. Ethos. Bremen, 1957.

172. Fricke H. Sprachabweichungen und Gattungsnormen. Zur Theorie literarischer Textsorten am Beispiel des Aphorismus // Textsorten und literarische Gattungen. Dokumentation des Germanistentages in Hamburg vom 1. bis 4. April 1979. Berlin, 1983. S. 262-280.

173. Fricke H. Aphorismus. Stuttgart, 1984.

174. Fricke H. Gattungstheorie und Textedition. Probleme ihres Zusammenhangs am Beispiel von Goethes Maximen und Reflexionen // Gattungstheorie und Gattungsgeschichte. Wuppertaler Broschiiren zur Allgemeinen Literaturwissenschaft. N. 4. 1990. S. 157-182.

175. Fufihoeller L. Die methaphysischen Grundlagen des aphoristischen Denkens. Phil. Diss. Bonn, 1953.

176. Gauss J. Goethe und die Prinzipien der Naturforschung bei Kant // Studia Philosophica. Jahrbuch der schweizerischen philosophischen Gesellschaft. Bd. 29. Basel, 1969. S. 54-71.

177. Gidion H. Zur Darstellungsweise von Goethes Wilhelm Meisters Wanderjahre. Gottingen, 1969.

178. Gille K.F. Goethes Wilhelm Meister. Zur Rezeptionsgeschichte der Lehr-und Wanderjahre. K6nigstein/Ts., 1979.

179. Gogelein Ch. Zu Goethes Begriff von Wissenschaft auf dem Wege der Methodik seiner Farbenlehre. Miinchen, 1972.

180. Goethe-Worterbuch. Bd. 1. 6. Lieferung. Stuttgart Berlin - Koln - Mainz, 1971. Sp. 768.

181. Goldstein M. Die Technik der zyklischen Rahmenerzahlung Deutschlands von Goethe bis Hoffmann. Berlin. Phil. Diss. 1906.

182. Graham I. Goethe. Schauen und Glauben. Berlin, 1988.

183. Gregorovius F. Gothe's Wilhelm Meister in seinen socialistischen Elementen entwickelt. Schwabisch Hall, 1855.

184. Greiner B. Friedrich Nietzsche. Versuch und Versuchung in seinen Aphorismen. Mtinchen, 1972.

185. Grenzmann W. Probleme des Aphorismus // Jahrbuch fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft. 1951. S. 122-144.

186. Grenzmann W. Aphorismus // Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, begrtindet von P. Merker und W. Stammler. Berlin, 1958. Bd. 1. Sp. 94-97.

187. Gundolf F. Goethe. Berlin, 1916.

188. Hamm H. Der Theoretiker Goethe. Grundposition seiner Weltanschauung, Philosophie und Kunsttheorie. Kronberg/Ts., 1976.

189. Hantzschel-Schlotke H. Der Aphorismus als Stilform bei Nietzsche. Phil. Diss. Heidelberg, 1967.

190. Harnack O. Bemerkungen tiber die Normen einer Ausgabe von Goethe's Maximen und Reflexionen // Harnack O. Essais und Studien zur Literaturgeschichte. Braunschweig, 1899. S. 238-247.

191. Hasubek P. Der Zeitroman. Ein Romantypus des 19. Jahrhunderts // Zeitschrift fur deutsche Philologie. N. 87. 1968. S. 218-245.

192. Heisenberg W. Das Naturbild Goethes und die technisch-naturwissenschaftliche Welt // Goethe-Jahrbuch. N. 84. 1967. S. 27-42.

193. Heitler W. Die Naturwissenschaft Goethes. Eine Gegeniiberstellung Goethescher und modern-exakter Naturwissenschaft // Berliner Germanistentag. Vortrage und Berichte. Heidelberg, 1970. S. 13-23.

194. Henkel A. Entsagung. Eine Studie zu Goethes Altersroman. Tubingen, 1954.

195. Henkel A. Die Quelle eines Goetheschen Spruchs // Germanisch-Romanische Monatsschrift. N. 35. 1954. S. 68 ff.

196. Henn M. Goethes Verhaltnis zum Uberlieferten in seinem Alterswerk. Heidelberg, 1986.

197. Hildebrandt К. Goethes Naturerkenntnis. Hamburg, 1947.

198. Hinze K.P. Kommunikative Strukturen in Goethes Erzahlungen. Koln, 1975.

199. Hochfeld S. Zur Natur des Aphorismus. Natur und Gesellschaft // Monatsschrift fur natur- und wirtschaftswissenschaftliche Zeit- und Streitfragen. N. 14. 1927. S. 157 ff.

200. Hofmiller J. Die Spriiche in Prosa. 1926.

201. Hofmiller J. Die Spriiche in Prosa // Wege zu Goethe. Hamburg Bergedorf, 1947. S. 29-39.

202. Hohlfeld A.R. Zur Frage einer Fortsetzung von Goethes "Wilhelm Meisters Wanderjahren" // Publications of the Modern Language Association of America. N. 60. 1945. S. 399-420.

203. Honnefelder G. Der Brief im Roman. Untersuchungen zur erzahltechnischen Verwendung des Briefes im deutschen Roman. Bonn, 1975.

204. Irmscher H.D. Wilhelm Meister auf der Sternwarte // Goethe-Jahrbuch. Bd. 110. 1993.

205. Jacobs J. Wilhelm Meister und seine Briider. Untersuchung zum deutschen Bildungsroman. Munchen, 1972.

206. Jacobs J. Spriiche in Prosa oder Maximen und Reflexionen? // WW. N. 45. 1995. S. 199-202.

207. John J. Aphoristik und Romankunst. Eine Studie zu Goethes Romanwerk. Rheinfelden, 1987.

208. John J. Die Aphorismen in Goethes Romanen. Rheinfelder Berlin, 1993.

209. Jurgensen M. Symbol als Idee. Studien zu Goethes Asthetik. Bern -Miinchen, 1968.

210. Karnick M. Wilhelm Meisters Wanderjahre oder Die Kunst des Mitteilbaren. Studien zum Problem der Verstandigung in Goethes Altersprosa. Munchen, 1968.

211. Klein J. Wesen und Bau des deutschen Aphorismus. Dargestellt am Aphorismus Nietzsches // Germanisch-Romanische Monatsschrift. 1934. N. 22. S. 358-369.

212. Klingenberg A. Goethes Roman Wilhelm Meisters Wanderjahre. Quellen und Komposition. Berlin, Weimar, 1972.

213. Kruger E. Die Novellen in Wilhelm Meisters Wanderjahren. Rugenwalde, 1926.

214. Kruger H. Uber den Aphorismus als philosophische Form. Miinchen, 1957.

215. Kruse M. Die Maxime in der franzosischen Literatur. Studien zum Werk La Rochefoucaulds und seiner Nachfolger. Hamburg, 1960.

216. Kuhn D. Empirische und ideelle Wirklichkeit. Studien uber Goethes Kritik des franzosischen Akademiestreites. Graz, 1967.

217. Lammert E. Goethe as Novelist // Lillyman. Hrsg. J. William. Goethe's Narrative Fiction. The Irvine Goethe Symposium 1982. Berlin, 1983. S. 21-37.

218. Lammert E. Goethes empirischer Beitrag zur Romantheorie // Lutzeler P.M., McLeod J.E. (Hrsg.). Goethes Erzahlwerk. Interpretationen. Stuttgart, 1985. S. 9-36.

219. Lange V. Zur Entstehungsgeschichte von Goethes "Wanderjahren" // German Life and Letters. N. 23. 1969/70. S. 47-54.

220. Langner B.K. Schone Praxis. Struktur und Form von Goethes Roman Wilhelm Meisters Wanderjahre oder Die Entsagenden. Diss, masch. Berlin, 1982.

221. Leisegang H. Goethes Denken. Leipzig, 1932.

222. List-Marzolff R. Sebastien-Roch Nicolas Chamfort. Ein Moralist im 18. Jahrhundert. Miinchen, 1966.

223. Lucka E. Der Aphorismus // Das literarische Echo. N. 21. 1918/19. Sp. 1720.

224. Lukacs G. Uber die Besonderheit als Kategorie der Asthetik. Neuwied -Berlin, 1967.

225. Magill C.P. The Dark Sayings of the Wise. Some Observations on Goethe's "Maximen und Reflexionen" // Publications of the English Goethe Society. New Series. 1966, Bd. 36.

226. Marahrens G. Uber die sprachliche Struktur und Genesis der Aphorismen von Karl Kraus // Karl Kraus. Diener der Sprache. Meister des Ethos. Hrsg. von Joseph P. Strelber. Tubingen, 1990.

227. Marahrens G. Uber eine Neudefinition der Goetheschen Aphoristik // Goethe-Jahrbuch. 1993. Bd. 110.

228. Margolius H. System und Aphorismus // Schopenhauer-Jahrbuch. N. 41. 1960. S. 117-124.

229. Margolius H. Zur Philosophie des Aphorismus // Proceedings of the Xllth International Congress of Philosophy. N. 5. 1961. S. 355-362.

230. Marz E. Goethes Rahmenerzahlungen (1794-1821). Untersuchung zur Goetheschen Erzahlkust. Frankfurt a.M., 1985.

231. Mautner F. Der Aphorismus als literarische Gattung // Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft. N. 27. 1933. S. 132 175.

232. Mautner F.H. 1st fortzusetzen. Zu Goethes Gedicht auf Schillers Schadel // Publications of the Modern Language Association of America. N. 59. 1944. S. 56-72.

233. Mautner F.H. Aphorismus // Fischer-Lexikon Literatur. Frankfurt am Main, 1965. Bd. 2,1. S. 44.

234. Mautner F.H. Maxim(e)s, Sentences, Fragmente, Aphorismen // Actes du IVe Congres de l'Association Internationale de Litterature Сотрагёе. The Hague Paris, 1966. S. 812-819.

235. Maierhofer W. "Wilhelm Meisters Wanderjahre" und der Roman des Nebeneinander. Bielefeld, 1990.

236. Meyer E. Goethes Wilhelm Meister. Miinchen, 1947.

237. Meyer-Abich K.M. Praktische Naturphilosophie. Erinnerung an einen vergessenen Traum. Miinchen, 1997.

238. Miiller J.A. Formprinzipien des Aphoristischen. Eine Untersuchung der Aphorismen Georg Christoph Lichtenbergs. Diss. Phil. Zurich, 1967.

239. Miiller J. Goethes Romantheorie // Deutsche Romantheorien. Hrsg. von R. Grimm. Bd. 1. Frankfurt am Main, 1974. S. 61-104.

240. Miiller K.-D. Lenardos Tagebuch. Zum Romanbegriff in Goethes "Wilhelm Meisters Wanderjahre" // Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. N. 53. 1979.

241. Mtiller-Seidel W. Naturforschung und deutsche Klassik // Untersuchungen zur Literatur als Geschichte. Festschrift fur Benno von Wiese. Berlin, 1973.

242. Mtiller-Seidel W. Maximen und Reflexionen. Der Aphorismus als eine Form der BewuBtseins- und Kuturkritik // Goethe-Jahrbuch. 1980. N. 97. S. 114123.

243. Mtiller-Seidel W. Die Geschichtlichkeit der deutschen Klassik. Literatur und Denkform um 1800. Stuttgart, 1983.

244. Neugebauer H.G. Wissenschaftstheorie fur Fortgeschrittene. Goethes Wissenschaftsauffassung als Alternative zur neuzeitlichen Naturwissenschaft // Zeitschrift fiir Didaktik der Philosophie. Heft 4. 1981. S. 226-234.

245. Neuhaus V. Die Archivfunktion in "Wilhelm Meisters Wanderjahren" // Euphorion. 1968. N. 12. S. 13-27.

246. Neumann G. Ideenparadiese. Miinchen, 1976.

247. Noe-Rumberg D.-M. Naturgesetze als Dichtungsprinzipien. Goethes verborgene Poetik im Spiegel seiner Dichtungen. Freiburg, 1993.

248. Noltenius R. Hofmannsthal Schroder - Schnitzler. Moglichkeiten und Grenzen des modernen Aphorismus. Stuttgart, 1969.

249. Preisendanz W. Die Spruchform in der Lyrik des alten Goethe und ihre Vorgeschichte seit Opitz. Heidelberg, 1952.

250. Reich L.F. Uber den Aphorismus // Der Bogen. N. 2. 1947. Heft 8. S. 1315.

251. Reiss H. Goethes Romane. Bern Munchen, 1963.

252. Reiss H. Wilhelm Meisters Wanderjahre. Der Weg von der 1. zur 2. Fassung // Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. Jg. 39. 1965.

253. Reiss H. Goethe als realistischer Romandichter // Colloquia Germanica. N. 5. 1971. S. 256-266.

254. Requardt P. Lichtenberg. Zum Problem der deutschen Aphoristik. Hameln, 1948.

255. Riemann R. Goethes Romantechnik. Leipzig, 1902.

256. Roch H. Uber den Aphorismus // Deutsches Volkstum. N. 17. 1935. S. 515518.

257. Rostrevor-Hamilton G. Aphorism, Maxim and Proverb // Cassel's Encyclopaedia of Literature. London, 1935. Bd. I. S. 246.

258. Rotten E. Goethes Urphanomen und die platonische Idee. GieBen, 1913.

259. Sachtleben P. Das Phanomen Forschung und die Naturwissenschaft Goethes. Frankfurt am Main, 1988.

260. Sarter E. Zur Technik von Wilhelm Meisters Wanderjahren. Berlin, 1914.

261. Schadel Ch.H. Metamorphose und Erscheinungsformen des Menschseins in Wilhelm Meisters Wanderjahren. Zur geistigen und ktinstlerischen Einheit des Goetheschen Romans. Marburg, 1969.

262. Schalk F. Das Wesen des franzosischen Aphorismus // Die neueren Sprachen. Zeitschrift fur den neusprachlichen Unterricht. N. 41. 1933. S. 130140.

263. Schalk F. Zur Geschichte des Wortes "Aphorismus" im Romanischen // Romanische Forschungen. 1961. LXXIII. S. 40-59.

264. Scharf Ch. Goethes Asthetik: eine Genealogie der Schrift. Stuttgart -Weimar. 1994.

265. Schillemeit J. Historisches Menschengefuhl. Uber einige Aphorismen in Goethes "Wanderjahren" // Wissen aus Erfahrungen. Werkbegriff und Interpretation heute. Festschrift fur Hermann Meyer zum 65. Geburtstag. Tubingen, 1976. S. 282-299.

266. Schlaffer H. Wilhelm Meister. Das Ende der Kunst und die Wiederkehr des Mythos. Stuttgart, 1980.

267. Schlechta K. Goethes Wilhelm Meister. Mit einer Einleitung von H. Schlaffer. Frankfurt, 1953.

268. Schodlbauer U. Kunsterfahrung als Weltverstehen. Die asthetische Form von Wilhelm Meisters Lehrjahren. Heidelberg, 1984.

269. Schrimpf H.-J. Das Weltbild des spaten Goethe. Stuttgart, 1956.

270. Schrotter K. Aphorismus // Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte. Berlin, 1925. Bd. l.S. 81-85.

271. Schubert J. Die philosophischen Grundgedanken in Goethes Wilhelm Meister. Leipzig, 1896.

272. Schulz G. Gesellschaftsbild und Romanform. Zum Deutschen in Goethes Wanderjahren // Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. Festschrift fur R. Brinkmann. Ttibingen, 1981. S. 258-282.

273. Schumacher H. Wesen und Form der aphoristischen Sprache und des Essays bei Ernst Junger. Das Verhaltnis von Darstellung und Erkenntnis und die Gewinnung der Formeinheit. Phil. Diss. Heidelberg, 1957.

274. Selm J. Erfahrung und Theorie bei Goethe: der "erste" und der "reine" Eindruck. Von den italienischen Erfahrungen zu den Theorien in Natur und

275. Kunst // Goethe-Yearbook. Vol. II. Ed. by Thomas P. Saine. Camden House, Columbia, 1984. S. 121-136.

276. Skorna H.-J. Das Wandermotiv im Roman der Goethezeit. Phil. Diss. Koln, 1961.

277. Smith L.P. Introduction. A Treasury of English Aphorisms. London, 1947.

278. Spicher F. Der Aphorismus. Begriff und Gattung von der Mitte des 18. Jahrhunderts bis 1912. Berlin, 1997.

279. Spranger E. Der psychologische Perspektivismus im Roman. Eine Skizze zur Theorie des Romans erlautert an Goethes Hauptwerken // Jahrbuch des Freien Deutschen Hochstifts. 1930.

280. Stackelberg J. Zur Bedeutungsgeschichte des Wortes Aphorismus // Zeitschrift fur Romanische Philologie. 1959.

281. Stackelberg J. Tacitus in der Romania. Studien zur literarischen Rezeption des Tacitus in Italien und Frankreich. Tubingen, 1960.

282. Stahl E.L. Goethe as a Novelist // Essays on Goethe. Hrsg. von William Rose. London, 1949. P. 45-73.

283. Staiger E. Goethe. 3 Bde. Zurich Freiburg, 1952-1959.

284. Steer A.G. Goethe's Science in the Structure of the Wanderjahre. Athens, Georgia, 1979.

285. Steinecke H. Romantheorie und Romankritik in Deutschland. Die Entwicklung des Gattungsverstandnisses von der Scott-Rezeption bis zum programmatischen Realismus. Bd. 1-2. Stuttgart, 1975-1976.

286. Steiner R. Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goetheschen Weltanschauung. Dornach, 1925.

287. Steiner R. Goethes Weltanschauung. Berlin, 1921.

288. Steiner R. Goethes naturwissenschaftliche Schriften. Dornach, 1926.

289. Stephenson P.H. Goethe's Wisdom literature. A Study in Aesthetic Transmutation. Bern Frankfurt am Main - New York, 1983.

290. Stocklein P. Wege zum spaten Goethe. Dichtung-Gedanke-Zeichnung. Interpretationen um ein Thema. Hamburg, 1960.

291. Suchantke A. Partnerschaft mit der Natur. Stuttgart, 1993.

292. Trunz E. Die "Wanderjahre" als "Hauptgeschaft" im Winterhalbjahr 18281829 // Natur und Idee. Festschrift Andreas B. Wachsmuth. Hrsg. von H. Holzhauer. Weimar, 1966. S. 242-262.

293. Verweyen T. Apophthegma und Scherzrede. Die Geschichte einer einfachen Gattungsform und ihrer Entfaltung im 17. Jahrhundert. Bad Homburg -Berlin-Zurich, 1970.

294. Vietor K. Goethe. Dichtung, Wissenschaft, Weltbild. Bern, 1949.

295. Wachsmuth A.B. Goethes Farbenlehre und ihre Bedeutung fiir seine Dichtung und Weltanschauung // Goethe-Jahrbuch. N. 21. 1959. S. 70-93.

296. Wachsmuth A.B. Goethes Naturforschung und Weltanschauung in ihrer Wechselbeziehung // Goethe-Jahrbuch. N. 14/15. 1952-1953. S. 42-62.

297. Wachsmuth A.B. Goethes naturwissenschaftliche Erfahrungen und Uberzeugungen in dem Roman "Wilhelm Meisters Wanderjahre" // Weimarer Beitrage. N. 6. 1960. S. 1091-1107.

298. Wachsmuth A.B. Geeinte Zwienatur. Aufsatze zu Goethes naturwissenschaftlichem Denken. Berlin Weimar, 1966.

299. Wachsmuth B. Die Entwicklung von Goethes naturwissenschaftlicher Denkweise und Weltanschauung von den Anfangen bis zur Reife // Goethe-Jahrbuch. 1941. S. 263-284.

300. Wehe W. Geist und Form des deutschen Aphorismus // Die neue Rundschau. N. 50. 1939. Bd. II. S. 403-408.

301. Weizsacker C.F. Uber einige Begriffe der Naturwissenschaft Goethes // Die Tragweite der Wissenschaft. Stuttgart, 1990. S. 456-477.

302. Welser К. Die Sprache des Aphorismus. Formen impliziter Argumentation von Lichtenberg bis zur Gegenwart. Frankfurt am Main, 1986.

303. Witzenmann H. Goethes Idee des Experiments und die moderne Naturwissenschaft // Goethes universalasthetischer Impuls. Die Vereinigung der platonischen und aristotelischen Geistesstromung. Dornach, 1987. S. 45-69.

304. Wissel H. Studien zum Problem der Spannung in der deutschen Klassik. Gottingen, 1937.

305. Wolff E. Die ursprtingliche Gestalt von Wilhelm Meisters Wanderjahren // Goethe-Jahrbuch. N. 34. 1913. S. 162-192.

306. Worthmann J. Probleme des Zeitromans. Studien zur Geschichte des deutschen Romans im 19. Jahrhundert. Heidelberg, 1974.

307. Wundt M. Goethes Wilhelm Meister und die Entwicklung des modernen Lebensideals. Berlin Leipzig, 1913.

308. Wundt M. Gehoren die "Betrachtungen im Sinne der Wanderer" und "Aus Makariens Archiv" zu den Wanderjahren? // Wundt M. Goethes Wilhelm Meister und die Entwicklung des modernen Lebensideals. Berlin Leipzig, 1913. S. 493-509.

309. Wundt M. Aus Makariens Archiv. Zur Entstehung der Aphorismensammlung / Germanisch-Romanische Monatsschrift. 1915. N. 7.

310. Zenker M. Zu Goethes Erzahlweise versteckter Beztige in "Wilhelm Meisters Wanderjahre oder die Entsagenden". Wiirzburg, 1990.