автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Иррациональное и рациональное в философии свободы Н. А. Бердяева

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Мазуров, Виктор Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Иррациональное и рациональное в философии свободы Н. А. Бердяева'

Текст диссертации на тему "Иррациональное и рациональное в философии свободы Н. А. Бердяева"

/ / / } . I / I

. Л V/"4- '

ГШЗ'дАРО ТВЕННАЯ /аКАдёШВ. СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ ИНСТИТУТ ГУМАШТАРНОГО СЕРВИСА

На правах рукописи

МАЗУРОВ ВИКТОР ШХАШЮВИЧ

ИРРАЩОНАДЪШЕ И РАЩГОНМЪНОЕ Б ФШЮСОШ СВОБОДЫ Н.А.ЕЕРДЯЕВА

Специальность 09,00,01,-Онтология и теория познания

дйСОЕРТА! на соискание ученой философских

¡к 1/1

степени кандидата наук

ШСКЬА-1998

СОДЕРЖАНИЕ:

ЩЕШЕ 1-12

ГЛАВА 1.1у!ЕТАШЗИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ

ФИЛОСОФИИ СВОБОДЫ 13-79 1.1«Поиски философских оснований для

метафизики свободы 13-28 1.2.Религиозно-философский синтез как

основа философии свободы 29-79

ГЛАБА 2 .ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 80-139 КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ

2.1.Парадоксальный метод Бердяева 80-104

2.2.Сймвод,шф,йнтуйцйя как путь к

освобождающей Истине 105-139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140-141

ШБШОГРАШЯ 142-150

-I-

ВВЕДЕНМЕ

Николай Александрович Бердяев совершенно своеобразная фигу-ра б истории русской философии.Мыслитель заметно отличается сти--лем,манерой изложения и способом философствования от своих сов--ременников.

Исследователи творчества последовательно причисляли философа к религиозным экзистенциалистам,персоналистам,вводили сложные структурные построения для анализа наследия Бердяева,но потой ис--следований продолжается,что заставляет констатировать определен--ную "загадочность" фигуры мыслителя и особую значимость тем,затронутых им.

'Поклонник Маркса в одно время,он пытался объединить его с Кантом в другое убедившись в тщетности своих попыток,он превратил -ся в настоящего идеалиста и отчаянного противника всего«.»Но и чистый идеализм не мог удовлетворить его мятущейся души и он,обь-—яеиб идеализм таким же царством иллюзионизма,как и материализм,

т

бодро и смело вступил в пределы мистицизма."

"Бердяев никогда не заботился о ясной и отчетливой определенности своей мысли.Он считает себя несомненным философом и про--являет столь большую самостоятельность,что спорит со всеми,не соглашаясь вполне ни с кем,и развивает свою собственную филосо--фию.В каком-то смысле все его книги есть повесть о самом себе,о

О

своих сомнениях и трагических конфликтах." *

"Не вопрошает ,не допрашивает,а взывает,обогащая мышление

совсем чуждым и непостижимым для философии умозрительным измере--нием,она ждет ответа не от нашего разумения и не от видения,а от Бога,для которого нет ничего невозможного,который держит в свопах руках все истины,который властен и над настоящим и над прош-

^^^Андреев Н.На границе человеческого разума.Теория мистическо-вазрла Н,Бердяева//Вестнйк жизни.СпБ.1907.1"5.с.бЗ, 2.3еньковский В.В.История русской философии.М.1981.т.2.ч.£.с.64.

о

-лым и над будущим. •

Таким виделся философ своим наиболее доброжелаетельным сов-

-ременникам:Н,Аш1;рееЕу,В.8енькоЕСкому,Л.ЩестоБу',0тметам сразу же в целях данного исследования ,отмечаемую В.Зеяькоьским собственную философию Бердяева и умозрительное измерение,которое обогащает мыш--леше,но непостижимо цля философии в утверждении Л.Шестова.

Сам философ с присущей ему прямотой самооценки я смелостью суждений признавался,что"мое мышление интуитивное и афористичное, б нем нет дискурсивного развития мысли...Я ничего толком не могу развить и доказать.,,".

Философская автобиография Бердяева является во многом введена -ем в философским универсум для внимательного исследователя,за--цавая основные координаты для оценки творчества мыслителя.Но в огромном потоке исследовании возобладал либо идеологический,либо секуляритяЕяый либо просто общий подход.В итоге различные вариан--ты оценки творчества мыслителя оказывались лишь очередной "обь--ективацией"философии Бердяева,если пользоваться введенными им терминами.

Новое "открытиепБердяеьав последнее десятилетие для отечес -твенной философской мысли совпало по временя с невиданной инвен --таризадней духовного наследия прошлого,что неизбежно привело к поспешному и поверхностному осмыслению философских тем,затронутых Бердяевым.Основные смыслообразующие понятия в метафизшаской сис--теме мкслителя-свобода,обьективация,личность,мистика,интуиция, символ, до :тт, миф * парадокс, истина,'-остались не затронутыми, либо по--даны в свете собственных построений исследователей.

Следует отметить наиболее последовательные попытки выявить системность бердяевского унигерсума в работах Р.А.Гальцевой, А»А,Ермичева,В.А*Кувакнна.

3 -

•Шестов Д.Н.Бердяев .Жизнь и экзистенциальная с&илососжя, Современные записки.Париж.1938.т.67.с.212.

Р.А.Гальцева отмечает утопичность берцяевских построений, обосновывая его притязания имманентными средствами философского мышления доказать существование бытия, обосновать онтологию через гносеологию.

"...воодушевляет экстаз,отталкивание от настоящего,акцент

на внутренний духовный порыв,волевой акт я тайноведческое знание,

трансценсус-большой скачок воли а сознания компенсируется проро-

-ческой модальностью."^*

Сам вопрос о свободе,как ключевой для понимания творчества

Н.А.Бердяева дробится в исследовании на многие гносеологические

составляющие.Причем утопичность,как определение,уже закрывает путь

для дальнейших исследований,

Это подкрепляется оценкой места"русского Гегеля"е онтологии

как нигилиста,;в эстетике-как неоромантика, в этике-те ope тик с хри-

-стианской первоинтуи1щей,по душевному складу-"русский европеец".

Цельность и последовательность в отстаивании свободы как цела сво-

-его философского творчества оказывается таким образом раздроб-

-ленной на философские дисциплины,которые использовал мыслитель

для обоснования своих первоначальных идей-интуиций.

"Напряженная установка часто разрешается у Бердяева в рядо-

-доложенш разнородных принципов,каждый из которых утверждается

о

в качестве не до конца доведенных." *

Такова по утверждению Р.А„Гальцевой"диалектика подпольного

о

парадоксалиста.

В ином плане,но с подобными расщепляющими результатами при--ходит в итоге своего исследования А.А.Ермичев,отмечая у философа три различные свободы.

^Бердяев Н.Самопознание.Париж.I9B9»с.92.

Мальцева Р.А.Очерки русской утопической мысли 20века.М.1992. °там же.с.3.0.32.

Для оценки философских исследований верным остается замеча,- •

-ние А.Эйнштейна:"Теория определяет »какие факты бы будете наблю-т

-дать. *

Доминирующий общий подход исследователей неизбежно ставит насущную потребность-непредвзято,следуя интуиции философа Бердяева, с предельной объективностью и желательной для понимания творчес--ства мыслителя симпатией раскрыть сущностные черты мирвоззрения Николая Александровича Бердяева,

Исследователя при таком ракурсе восприятия неизбежно оста--навливают как особенности афористического стиля»внутренняя динамик? мысли,страстность и эмоциональность выражения,так и тесная связё с богословскими догматами,которые в свою очередь представляют еще более обширную проблемную ситуацию.Это уже указывает на зна--чительнрю степень возможной субьективности в оценке творчества Бердяева.

Тем не менее,принимая во внимание как ранние работы филосо--фв,5так и его поздние,более философски проработанные труды можно заметить удивительную последовательность и цельность первоначальной философской интуиции мыслителя,"основавшего свое дело н? свобо

и своим тезисом принявшего утвержденяе~"я свободно познаю ту ис-

р

-тину,к о торая меня о ев об ожд ае т, *

Все философское наследие Н.А.Бердяева следует рассматривать постоянно имея в виду верность первоначальной идее-интуиции.Тог--да все творчество философа предстает как постоянное возвращение к единой точке,но возвращение философски обогащенное новыми деталями видения.

Именно при таком восприятии мистические опыты философа,путешес -твия в безосновность»рационализированные планы Богочеловечества

-'-•см.Ермичев А»А.Три свободы H.A.Бердяева.МЛЭЗО.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии.ОпБ.1984*Гачев Д.Русская Дума:портреты русских мыслителей^М.1991.Кувакин В.А.Критика экзютен иализма Бердяева.М.1971.

легко объясняются психологическими особенностями страстной и олож-~ной натуры философа и не становятся основными центрами восприятия, а тем паче критики,как дополнения и без того богатого философского универсума мыслителя.

Такое утверждение в значительной степени подтверждается филосо; -ской автобиографией Н.А.Бердяева"Самопознание",так и не ставшей системой координат для исследователей,Возобладал критический подход,зачастую разрушающий внутреннюю структуру философски пре--полагаемой системы.Следует учесть тая же,что Бердяев-фоило соф, сделавший себя сам»отсюда такие резкие всплески интереса к отдель--нш философским перснналиям и столь же резкие реакции оттор--жешя впоследствии.Взаимосвязь философского мировоззрения Н.А* Бердяева с современной ему отечественной религиозной философией вообще мало исследована.Общий критический подход возобладал-и здесь.Показательным может быть утверждение К .Ковалева в послесловии к книге"Судьба России":

"На чисто философских весах некоторые философы весят больше Бердяева:так Лосский и франк имеют больше чисто философских за--слуг»Флоренский превосходит его высотой религиозно-философских прозрений,а о.Сергей Булгаков выше его в богословском отношении. Но в Бердяеве есть по крайней мере одна черта,которая выделяет его ив других.Он был философом профетического,.пророческого духа,

был в высшей степени чуток к болезням века сегоо"-'-*

В таком утверждении помимо отсутствия чисто философских

весов,присутствует изрядная доля субъективизма и личных предпо-

-чтений исследователя,тем более что сам Бердяев имел совершен-

-но иные оценки вышеперечисленных авторов-своих современников»

Последовательный отказ исследователей в оценке Бердяева

как философа оставляет почти не исследованным мир его мысли,тот

логический аппарат,которы философ страстно использует,не всегда

т

х'Бердяев Н.А.Оудьба Россшз.М.1993.сД36.

обосновывая истока его использования,а зачастую подразумевал как само собой разумеещееся для своей философской системы.

Пресловутая системность для оценки творчества философов за--частую выводит за ражи исследовательских интересов наиболее оригинальных мыслителей.Подобно перечисленных самим Бердяевым в качестве своих предшественников-Паскаля,Баацера,Къеркегора.Экзи--стенцсзальное восприятие мира такими одиночками может таить в се--бе возможности для раскрытия новых мироощущений и щрвидешя.-Ьо всяком случае в указанном ряду именно Бердяев стремился в послед-—ний период своего творчества к более тщательному обоснованию своего оригинального метафизического мировидения.

Автор данного исследования обнаружил лишь редкие замечания о оригинальности метафизической системы »построенной Н.А.Бердя--евым я являющегося вполне самодостаточным автором»Так Хаим Хан--на Астр в диссертационном исследовании проблемы свободы вполне обоснованно отмечает особенности этой системы,несмотря на неу--дачность такогс термина для оценки живого,энергичного содерта--ния,динамики бердяевского универсума.

"Это концепция,так как равна метафизике существования,раз-

-рабатывающей позитивный аспект мира должног, и его корней в на-

«т

-блюдаемой действительности.

Автор диссертации справедливо отмечает,что основные идеи

-интуиции о несотворенной свободе и объективации находят свое выражение в парадоксальной этике,эсхатологической метафизике ,в подчеркивании исторической связи с метафизическими системами прош-»-лого.8то во многом доказывает необходимость более объемного восприятия творчества русского философа.Проведенная в диссерта--ционном исследовании экспозиция основных "экзистенциалов" человеческого существования я основных черт и форм объективации убе-

т

см.Силантьева М.А.Этика Николая Бердяева.МЕУ.1993.дисс„ Йазм Ханна Асмар.Проблема человека фияософии Бердяева.МГУ.1931.

-дительно доказывает первичное живое единство,экзистенциальное единство свободы по Бердяеву,которое не имеет разделений иерар--хического типа.Однако указанное исследование ,несмотря на центральную установку восприятия творчества Бердяева как метафизи--ка наделяет философа лишь личностным видением проблемы свободы что оправдано целями исследования,но недостаточно для выяснения основных смыслообразу.щих составляющих метафизики мыслителя»

Гносеологическое обоснование концепции свободы,постоянно обо--гащаемое Бердяевым в различные периоды творчества при возвращении к исходной интуиции свободы остается не исследованным.Мифологический, символический уровень рбьективации,догматы религии как объективация,выпали из поля зрения исследователей.

Роль интуиции в восприятии свободы,парадоксы на этом пути, критерии истины в философском творчестве Бердяева занимают осо--бенно важное место,служа гносеологическим обоснованием концепции метафизики свободы.Но такие гносеологические составляющие тонут в обширном метафизическом пространстве обоснования свободы философом на фоне синтеза философии и религии.

Целью данного диссертационнного исследования является выяьле--ние рациональных достижений философской мысли Н.А.Вердяева»,а именно основного содержания рационального обоснования свободы,понят -ийногс аппарата,его места в философия свободы,уточнив смысл по--нятий,употребляемых философом,показав направленность и своеобразие философского иррационализма и его соотношение с рациональным в единой концепция свободы.

Соответствующие этой цели задачи диссертационного исследова--ния таковы:

-показать средства выражения рационального познания свобо-~ды на путях объективации,как основного понятия философии Бердяева.

-описать специфику выражения соотношения рационального и

иррационального в Философии свободы,как главную характеристику философского своеобразия Бердяева,

-обозначить принцип новизны и в то же время аргументирован--ность концепция свободы мыслителя,

-изучить методологическую значимость соотношения рациональ~ -ного и иррационального в философий Бердяева»

Сложность данной темы требует прояснения методологических установок автора исследования:

-существенный,$у!ЩшентальшЕ! опыт человечества уже добыт в развитии человеческой мысли»Наиболее глубокие и проницательные философы,подчиняясь тайной гармонии такого опыта,отражавшего сущностные характеристики мирздания,достигали личностного понима--ния и выражения,выявляя одновременно и внутреннее и внешнее единство в исходной идее-интуиции.Е.А.Бердяев с его универсальным и христианской соборностью е их числе.Внутренняя колизийность его творчества связана лишь с исключительно сложным периодом переходной эры,которая охватывает и нашу действительность,

-поиски более органичной цельности отразились в столь широ--ком спектре рациональных и иррациональных устремлений,где иррациональное зачастую теснит разум,

-рождающаяся новая картина мира и места человека в нем тес--но связана с трансцендентальным содержанием рационального в от--крытой человеческой природе,не имеющей окончательного фшширо--вания.Существует глубинная неявная связь рационального и ир--рационального подходов к действительности,которая выражается во временном воплощении в одновременном разрастании рациональной традиции и возрождении иррациональных умонастроений,что проявляется в различных типах логики,поисках способов измерения истин -ностй в философских течениях,в возврате прошлых традиций,

-эта. связь Еыр&зсается в направленности человека на постиже--ние сакрального смысла бытия и возрождение тенденции реванша рационального или иррационального начав,реванша Бога;

-феномен возобновления иррационального ставит насущную потреб' -ность изучения подобных концепций,проблемы иррационального зна--ния в целом через нахождение точек соприкосновения ,меры подобия, родства,искусства толкования и соизмеримости.Философия Н.А.Бердя--ева е этом плане играет существенно показательную роль;

-иррациональный аспект познания необходим как принцип необходимого дополнения к рациональному,устойчивому знанию,как ди--намическая доминанта для дальнейшего развития,что вполне обо--сноЕанно было замечено русским философом одним из первых в ис--тории философской мысли;

-мистика и йррацйонализм-по существу исторически первые тя-~пы общественного сознания я психологии ,что сказалось на даль--нейших судьбах мысли человечества,они же сохраняются е каждую историческую эпоху,оттесняясь зачастую на периферию общественн--ого сознания,прорываясь затем в ьиде"мистического ренессанса". Возможно проследить определенную закономерность чередования та--ких периодов,хотя это и не входит в задалу данного исследова--ния.Но следует отметить,что творчество Бердяева может быть наиболее плодотворным для выявления таких закономерностей;

-само"иррациональное" имеет более глубокую подоснову,но дро--ябл