автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема бытия в философии Н. А. Бердяева

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Журавлев, Павел Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Проблема бытия в философии Н. А. Бердяева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Журавлев, Павел Владимирович

Введение.

Глава 1. Основания онтологии в философии H.A. Бердяева.

1. Бытие и его соотношение с другими категориями. Объективация.

2. Историко-философское обоснование подхода к пониманию бытия H.A. Бердяевым.

Глава 2. Бытие, творчество, история.

1. Бытие и творчество.

2. История и эсхатология.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Журавлев, Павел Владимирович

Актуальность темы исследования. Н.А. Бердяев - один из самых известных русских философов. Этому способствовал ряд обстоятельств: его работы написаны ясным, живым языком, они лишены сухих абстракций, посвящены животрепещущим проблемам. Это обеспечило популярность философа не только в России, но и за рубежом (целый ряд работ философа 30 - 40-х годов, написанных на Западе, выходили на французском языке, а потом переводились на русский, английский и др. языки). Работы Бердяева почти мгновенно получали оценку специалистов в виде различных рецензий и более серьезных работ; такая заинтересованность характерна не для многих философов и свидетельствует об актуальности затрагиваемых им проблем. И, наконец, творческая судьба русского философа, несмотря на высылку из страны в 1922 г., сложилась достаточно удачно - он смог успешно продолжить свое творчество за пределами России.

Философа отличала неистовая страсть, находившая разряд в его творчестве. Причем, он никогда не был удовлетворен достигнутыми результатами. В своей философской автобиографии Бердяев писал, что не принадлежит к авторам, «которые являются собственными почитателями. Мысль необходимо изрекать, человек должен совершать этот акт, но в известном смысле остается верным, что «мысль изреченная есть ложь». Так хочется себя выразить и так трудно это сделать»1.

На особенность философствования Бердяева обращали внимание уже его современники. Вот как описывает стиль книги Бердяева «Смысл творчества» Е.К. Герцык, которая долгие годы дружила с философом: «Сотни пламенных, парадоксальнейших страниц. Книга не написана - выкинута. Местами стиль маниакальный: на иной странице повторяется пятьдесят раз какое-нибудь слово, несущее натиск его воли: человек, свобода, творчество. Он бьет молотком по читателю. Не размышляет, не строит умозаключений, он декретирует. . .Мы должны. необходимо. надо чтобы. возможно лишь тол то, а не то-то. Повеления» . А вот как писал о стиле философствования Бердяева его знакомый Б.К. Зайцев: «Странным образом деспотизм сквозил в самой фразе писания его. Фразы - заявления, почти предписания»3. Авторитетный историк русской философии В.В. Зеньковский замечал: «Излагать философские идеи Бердяева очень трудно - и не столько потому, что у него много противоречий, что он сам довольно презрительно относился к философской систематике, а потому, что его мышление, по его собственному признанию, «афористично» и фрагментарно»4. В работах Бердяева чрезвычайно сильна стихия философской публицистики.

Обобщая подобного рода высказывания, а их список можно продолжить, следует сказать, что стиль философа лишен монотеистической последовательности, основанной на связи умозаключений или обобщений. Бердяев не логически доказывает свои утверждения, а убеждает читателя в том, что должно быть именно так, а не иначе. Это, скорее, стиль проповедника, а не стиль научного трактата. Стиль философствования Бердяева находится в полном соответствии с идейной сущностью его философского учения, стремящегося избавиться от рационализма понятий (рационализма в широком смысле этого слова, объемлющего рационализм и эмпиризм как специфические направления философии5), онтологизма, монизма. «Я никогда не был философом академического типа, - писал Бердяев, - и никогда не хотел, чтобы философия была отвлеченной и далекой от жизни»6. Поэтому в его работах практически нет строгих определений используемых им понятий и категорий. Они превращаются в своего рода символы, образы, смысл которых становится ясным интуитивно.

В связи с этим возникает непростой вопрос: насколько правомерна работа по реконструкции философского учения Бердяева рациональными способами? Ведь они-то как раз и не отвечают идейным интенциям русского мыслителя. Не следует ли поискать иных способов для реализации подобных реконструкций? Не отрицая такого пути исследования, мы все же попытаемся реализовать, конечно, насколько это возможно, путь «обычного» рационального реконструирования. В пользу такого подхода можно привести следующие аргументы.

Во-первых, для осуществления иного, «необычного» рационального способа реконструирования и интерпретации необходимо, по крайней мере, располагать таковым. Однако мы им не располагаем, как и исследованиями, выполненными в русле учения Бердяева, которые составляли бы дальнейший прорыв в этом направлении. Однако не исключено, что подобного рода работы могут быть осуществлены, то есть может появиться исследователь, сопоставимый по масштабу с Бердяевым, который продолжит его дело.

Во-вторых, выполнение реконструкции учения Бердяева рациональными средствами позволяет, на наш взгляд, выявить границы классического рационализма. А это немало, поскольку поиск и фор

5 См: Гасилин В.Н. Формирование неклассической философии. Философия жизни. Саратов, 1994.

С.7. мирование иных рациональностей является весьма актуальной проблемой.

В-третьих, Бердяев принадлежит к современному философскому направлению - экзистенциализму. А в его рамках существовали и продолжают существовать учения, весьма тесно связанные с рационализмом. Достаточно вспомнить учения М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, стремившихся построить своеобразные онтологии (кстати, принципиально невозможные с точки зрения Бердяева), реализуя определенные рациональные методы. Заметим, что и Хайдеггер, и Сартр построили онтологии человеческого бытия, а не бытия вообще.

В еще большей степени сказанное относится к реконструкции отдельных концептуальных блоков учения Бердяева, несомненно, представляющего собой целостную и хорошо продуманную «систему». Учения об объективации, творчестве, свободе и другие, не просто связаны в философии Бердяева в единое целое, но и взаимно переплетены, сложным образом «перемешаны». К такого рода концептуальным блокам относятся и представления Бердяева о бытии.

Эта категория не имеет в его философии классического значения, свойственного философии, начиная с Парменида и кончая Гегелем. Ей присуще скорее «негативное» значение. Бытие - это то, что должно быть преодолено в результате достижения тех идеалов, выдвинутых русским философом в своем учении. Это еще больше усложняет задачу реконструкции концептуальных представлений Бердяева о бытии. Поскольку категория бытия в прежних учениях занимала фундаментальное значение, то философ, противопоставляя классическим учениям свою философию, также постоянно обращается к этой категории. Он раскрывает многообразные связи бытия с другими категориями, неизменно оттеняя собственные аспекты смысла этого понятия.

Степень разработанности проблемы. Философии Бердяева п посвящена обширная литература . Однако специальные работы, касающиеся анализа проблемы бытия в философии Бердяева, отсутствуют. Все многообразие трудов, где затрагиваются проблемы бытия, можно разделить на следующие группы.

Во-первых, работы известных русских мыслителей о философских концепциях Бердяева - в основном это рецензии на его книги. Наиболее важные из них собраны в антологии «H.A. Бердяев: pro et contra». Кн. 1.

Во-вторых, учебники, где излагается концепция философии Бердяева. Прежде всего, это учебники по истории философии и истоо рии русской философии .

В-третьих, современные исследования философии Бердяева. В основном они представлены статьями и предисловиями к его произведениям9.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является концептуальная реконструкция представлений о бытии в философии H.A. Бердяева. Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

7 Р аботы о философии H.A. Бердяева, вышедшие в России до 1917-1922 гг. приведены в антологии: H.A. Бердяев: pro et contra. / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичева. Спб., 1994. Кн. 1. С. 563 - 570. Работы советских авторов: История русской философии конца XIX - начала XX в.: В 2ч. Указатель. М, 1992. Ч. 2. С. 17 - 36.

8 См.: Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991; Лосский H.O. История русской философии. М., 1991; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996; За-малеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1999; Новиков А.И. История русской философии X - XX веков. СПб., 1998; Русская философия: Имена. Учения. Тексты. Сб. / Сост. Солнцев H.B. М., 2001; Фаралжев К. Русская религиозная философия. М., 2002 и др.

9 См.: Мысливченко А.Г. Мятежный апостол свободы // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994; Алексеев П.В. Человек, Дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования H.A. Бердяева // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995; Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре М., 1990; Вадимов П.В. За пределами «Самопознания» // Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991; Гальцева P.A. Николай Бердяев - философ творчества и теоретик культуры // Бердяев H. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. T.1; Горбачев H.A. Диалектика и проблемы атеизма: Критика религиозных концепций развития. Саратов, 1972. Гл.11. К вопросу о «мистической диалектике» H. Бердяева. С. 193 -210.

- выяснение соотношения категории бытия с другими фундаментальными онтологическими категориями;

- историко-философское обоснование подхода к пониманию бытия H.A. Бердяевым;

- установление соотношения бытия и творчества в философии H.A. Бердяева;

- выяснение места бытия в аспекте истории и эсхатологии.

Теоретическая и методологическая основы исследования.

Теоретическими основаниями диссертационного исследования являются произведения H.A. Бердяева, а также работы о его творчестве -его современников и исследователей нашего времени.

Методология исследования включает в себя, прежде всего, метод реконструкций, направленный на систематизацию философского учения H.A. Бердяева, а также системный метод, ориентированный на систематизацию категориальных представлений о бытии русского философа. Использовались методы Сравнительно-исторический и логический.

Научная новизна исследования.

1. Впервые представлена концептуальная реконструкция представлений о бытии в философии H.A. Бердяева, изложены основания онтологии, содержащиеся в этом учении.

2. Выявлено историко-философское обоснование, данное H.A. Бердяевым своему подходу к представлениям о бытии.

3. По-новому выделены трудности классического философствования, связанные с противопоставлением объекта и субъекта.

4. Впервые установлено своеобразие соотношения рационального и иррационального в философий H.A. Бердяева.

5. Впервые эксплицировано из учения H.A. Бердяева аналитическое и экзистенциальное истолкование исторического процесса.

Положения, выносимые на защиту.

1. Категория бытия в учении H.A. Бердяева играет второстепенную роль, а само бытие является результатом объективации. Ряд философских категорий (субъект и объект, общее и единичное), их противопоставление и абсолютизация, имевшие место в классической философии, также получают своеобразную трактовку в связи с объективацией.

2. Отказ от жестких определений понятий неизбежно вводит в философию иррациональное, не допускающее однозначных жестких дефиниций. А это означает, что в любых философских учениях неизбежно присутствует нечто иррациональное, наличие которого задает границы рационализма данного учения.

3. Конкретизация этих границ состоит в следующем: рационализм связан с научным познанием в форме понятий; выход за его пределы Бердяев связывает с творчеством, которое, говоря современным языком, принципиально невозможно алгоритмизировать.

4. Избавление от объективации мыслится Бердяевым как конец истории. Но этот конец истории рационально осмыслен быть не может. Это предел и конец рационализма, связанный с объективацией. Отсюда возникают парадоксы, которые свидетельствуют о том, что рационалистическая мысль дошла до своих пределов и далее становится невозможной как мысль, подчиняющаяся формальной логике.

5. Введенные аналитическое и экзистенциальное понимание истории являются альтернативными. Они продуцированы различными методологическими подходами к исследованию исторического процесса. Один осуществляется на феноменологическом уровне, другой - на уровне экзистенциальном. Последний подход связан с преодолением противостояния объекта и субъекта, характерного для классического философствования.

6. В философии Бердяева впервые в истории философской мысли находит реализацию идея дополнительности человека и Абсолюта. Они просто не могут существовать один без другого. Они стремятся один к другому. И дело здесь не в том, что Бердяев понимает под Абсолютом христианского Бога. Для развития философской мысли важно другое - впервые высказывается диалектика взаимного стремления человека и Абсолюта, их органическое соединение.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в прояснении и систематизации онтологических представлений H.A. Бердяева. Полученные результаты могут послужить отправной точкой дальнейших исследований философии H.A. Бердяева. Практическая значимость результатов, полученных в диссертации, состоит в том, что они могут быть использованы в преподавании курсов философии, истории философии, культурологии, истории русской философии.

Апробация работы. Работа обсуждалась на кафедре философии Поволжской академии государственной службы. Основные результаты, полученные в диссертации, докладывались на III Всероссийских Аскинских чтениях «Разум и культура» (Саратов, октябрь 2001 г.), Всероссийской научной конференции «Жизненный мир философа «серебряного века»» (Саратов, декабрь 2001 г.), региональной межвузовской научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия» (Саратов, февраль 2002 г.), Межвузовской научной конференции студентов и аспирантов (Саратов, апрель 2002 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема бытия в философии Н. А. Бердяева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанного исследования была предпринята попытка реконструкции представлений Бердяева о бытии. Указанная проблема, как и реконструкция философии Бердяева в целом, с первого взгляда, кажется неразрешимой и даже абсурдной. Действительно, решение задачи реконструкции философского учения Бердяева предполагает не только адекватное изложение идей русского мыслителя, но и представление их в виде некоторой, хотя бы в какой-то мере, непротиворечивой системе. Но ведь именно «системе» противится весь «дух» философии Бердяева, которую он рассматривал как ненаучную, а, следовательно, невыразимую с помощью абстрактных понятий, а значит и их системы. Можно, однако, видеть, что поставленная задача реконструкции реально разрешима.

В первом разделе мы не только выяснили смысл и значение категории бытия в философском учении Бердяева, но и установили ее „ связь с другими категориями (реальность, объективная и субъективная реальность, небытие, субъект и объект, общее и единичное, абсолют, Бог и др.). Это позволило представить некоторую систему философских категорий, что и означает, что поставленная проблема реконструкции представлений Бердяева о бытии в своей основе решена.

В ходе исследования было выяснено, что категория бытия не имеет в философии Бердяева того классического значения и смысла, которое она имела в философских учениях от Парменида до Гегелем. Ей присуще скорее «негативное» значение. Бытие - это то, что должно быть преодолено в результате достижения идеалов, выдвинутых русским философом в своем учении.

Проделанное исследование позволило не только уточнить представления Бердяева о бытии, осуществленная реконструкция позволит в дальнейшем осуществлять реконструкции подобных философских учений. Это касается не только философских учений экзистенциалистского типа, но и философских учений русской философии, которые в подавляющем большинстве своем не систематизированы. Данное обстоятельство, на наш взгляд, открывает большие перспективы историко-философских исследований.

Для дальнейших историко-философских исследований имеет значение и выявленное историко-философское обоснование, данное H.A. Бердяевым своему подходу к представлениям о бытии. Оно заключается в двух основных аспектах: во-первых, это критика понимания бытия в учениях классической философии, во-вторых, анализ прошлых философских учений, выделение идей, которые созвучны философской интерпретации бытия русского философа. Эти идеи можно рассматривать в качестве предпосылок формирования бердя-евской интерпретации бытия. Они открыли широкую историко-философскую перспективу, показавшую «вписанность» философского учения H.A. Бердяева в историко-философский процесс.

Следует, однако, иметь в виду, что предложенная «система» категориального блока бытия в философии Бердяева отлична от системы понятий классического рационализма. Идеалом последнего являлось как можно строгое определение всех входящих в философское учение или научную теорию понятий. Многовековое развитие классического рационализма показало, что этот идеал в принципе недостижим.

Отказ от жестких определений понятий неизбежно вводит в философию иррациональное, не допускающее однозначных, жестких дефиниций. А это означает, что в любых философских учениях неизбежно присутствует нечто иррациональное, наличие которого задает границы рационализма данного учения.

Становление современной, неклассической философии связано с поисками и утверждением иных типов рациональности. Не является исключением и философия Бердяева. Будучи одним из наиболее радикально отличных от классических философских учений, философия Бердяева включает в себя «нечеткие определения» понятий, которые понятиями в традиционном смысле не являются. А это означает, что в философском учении появляется элемент иррационализма, который и задает границы данного типа рационализма. В работе была проведена конкретизация этих границ, которая состоит в следующем: рационализм связан с научным познанием в форме понятий. У Бердяева это - творчество, свобода, дух.

Русский философ вполне определенно связывал классический рационализм с научным познанием в форме понятий. Выход за его границы он связывал с творчеством, которое, говоря современным языком принципиально невозможно алгоритмизировать. Последнее означает, что невозможно представить универсальный порядок правил, с помощью которого можно достичь истины. Речь идет не только об истинах науки (хотя, как показало развитие постпозитивизма во второй половине XX в. реализация универсальной методологии науки, видимо, также невозможно), а об истине, схватываемой в процессе творчества, то есть интуитивно. Но и этого мало: нужно признать, что так достигнутая истина не может быть выражена в понятиях. Бердяев прямо указывал на символический характер постижения такого рода истин.

Отсюда возникает необходимость дальнейшего исследования символизма в философском учении Бердяева, его анализ и сравнение, в первую очередь, с русским символизмом начала XX в. Эта проблематика остается практически неразработанной в литературе. Между тем исследование проблем символизма позволило бы выявить новые аспекты границ различного типа рациональностей.

В отличие от господствующих до сих пор в отечественной философии натурализма и его разновидностей Бердяев уже в 20-х гг. XX в. выступил против стереотипов классического философского мышления, связав творческий акт в увеличением многообразия и придав ряду терминов обыденного языка статус философских категорий. Мы связываем дальнейшие направления понимания бытия в философия Бердяева с исследованием проблем бытия, творчества, истории, эсхатологии.

Мы связываем это, прежде всего, с исследованиями проблем философии истории и философии творчества. Введенные в нашем исследовании аналитическое и экзистенциальное понимание истории, являющиеся альтернативными, интересны, прежде всего, с методологической точки зрения. Они продуцированы различными методологическими подходами к исследованию исторического процесса. Один осуществляется на феноменологическом уровне, другой -на уровне экзистенциальном. Последний подход связан с преодолением противостояния объекта и субъекта, характерного для классического философствования. Мы полагаем, что методическое сопоставление указанных подходов может способствовать решению современных проблем философии истории.

Преодоление феноменального мира бытия H.A. Бердяев связывал с творчеством. Нуменальный мир достижим не во временной перспективе, он достигается в прорыве к нему в актах творчества. Задача исследователей может состоять в том, чтобы прояснить особенности и характер этого творческого «прорыва».

 

Список научной литературыЖуравлев, Павел Владимирович, диссертация по теме "История философии"

1. Бердяев H.A. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М, 1994.

2. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной философии. СПб., 1910.

3. Бердяев H.A. Истина и Откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.

4. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

5. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.

6. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и история // Биржевые ведомости. 1916. 18 ноября.

7. Бердяев H.A. Новое средневековье. М., 1991.

8. Бердяев H.A. О новом русском идеализме // Вопросы философии и психологии. Кн. 75.

9. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистиче-ской философии // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева. М., 1995.

10. Бердяев H.A. О русской философии / Сост., вступ. ст. и примеч.

11. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. Ч. 1-2. Свердловск, 1991.

12. Бердяев H.A. Опыт философии одиночества // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

13. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева. М., 1995. С. 164-287.

14. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

15. Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М, 1991.

16. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

17. Бердяев H.A. Смысл творчества // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

18. Бердяев H.A. Социализм как религия // Вопросы философии и психологии. Кн. 85.

19. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. Репринт, воспр. изд. 1918 г. М., 1990.

20. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

21. Бердяев H.A. Философия свободного духа // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

22. Бердяев H.A. Философия неравенства / Состав, предисл. и примеч. Л.В. Полякова. М., 1990.

23. Бердяев H.A. Философия свободы // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

24. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994.

25. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева. М., 1995.

26. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952.

27. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Общ. ред. и статья A.A. Столярова. М., 1997.

28. Августин Блаженный. О граде Божием. В двадцати двух книгах. Репринт, изд. Т. I-IV. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

29. Августин, епископ. Руководство по Основному богословию. М., 1877.

30. Аверинцев С. Теология // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.

31. Аксенов Г.П. Причина времени. М., 2001.

32. Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека / Пер. с англ. под ред. В.Г. Трилиса. М.; Киев, 2000.

33. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

34. Антонов Н.Р. Николай Александрович Бердяев и его религиозно-общественное миросозерцание СПб., 1912.

35. Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое. Настоящее. Будущее (Историко-философская мысль России XIX XX вв.) / Научн. ред. проф. Г.Д. Чесноков. М., 1995.

36. Ю.Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 1976.

37. Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Введение в основное богословие. Общедоступный Православный университет. М., 1995.

38. Асмус В.Ф. Рационализм // Философская энциклопедия. Т. 4.

39. З.Барт К. Христос и Адам // Страницы. Богословие. Культура. Образование. Журнал Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея. 1996. № 1-2.

40. Белов В.Н. Неокантианство. Часть I. Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген. Саратов, 2000.

41. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

42. Бердяев H.A.: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичева. СПб., 1994.

43. Бесшапошникова А.П. Универсальный синтез: миф, религия, мистика / Под ред. В.Н. Гасилина. Саратов, 2000.

44. Библейская энциклопедия. В 2 кн. М., 1991.

45. Бог: Философский очерк П. Полуярославцева. С приложением «Доказательств бытия Божия по учениям философов» СПб., 1909.

46. Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М., 2000.

47. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

48. Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997.

49. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994.

50. Булгаков С.Н. Ч. 1. О Богочеловечестве. Агнец Божий. Париж, 1933.

51. Ванчугов В. Очерк истории «философии самобытно-русской». М., 1994.

52. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. М.; Пг., 1923.

53. Введенский А.И. Основатель системы трансцендентального монизма // Вопросы философии и психологии. 1892. Кн. 14. С. 1-28; Кн. 15. С. 1-17.

54. Введенский А.И. Основные гносеологические принципы по-слекантовской философии //Вера и разум. 1891. Кн. 2. С. 305 -326.

55. Введенский А.И. Страдания человечества. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.

56. Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898.

57. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.

58. Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., прим. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. Свердловск, 1991.

59. Вехи. Из глубины. М., 1991.

60. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Логос. 1910. № 2.

61. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997.

62. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М, 1998.

63. Вл.С. Соловьев: pro et contra / Сост., вступ. ст. и примеч. В.Ф. Бойкова. СПб., 2000.

64. Водзинский Е.И. Русское неокантианство конца XIX начала XX в.: Марксистско-ленинская критика онтологии и гносеологии. Д., 1966.

65. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

66. Гайденко П.П. Антиномическая диалектика С.Н. Булгакова// Критика немарксистских концепций диалектики XX века. М., 1988.

67. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

68. Гарин И.И. Что такое философия? Запад и Восток. Что такое истина? М., 2001.

69. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник '88. М., 1988.

70. Гасилин В.Н. Формирование неклассической философии. Философия жизни. Саратов, 1995.

71. Гасилин В.Н. Классификация религий. Ранние формы религии. 1996.

72. Гасилин В.Н. Культура. История. Философия //Закон возрастания роли культуры / Под ред. В.И. Снесара. Саратов, 1998.

73. Гасилин В.Н. Принципы в структуре философского знания. Логико-методологические аспекты / Под ред. В.Н. Ярской. Саратов, 1987.

74. Гасилин В.Н. С.Л. Франк об онтологическом аргументе // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Материалы междунар. научно-практической конференции. Саратов, 1988. Ч. 2. С. 33 -34.

75. Гасилин В.Н. Становление человека и проблемы идентификации // Человек. Культура. История. Сб. статей. Саратов, 1993.

76. Гасилин В.Н. Феноменология Э. Гуссерля. Саратов, 1996.

77. Гасилин В.Н. Формирование неклассической философии. Философия жизни. Саратов, 1995.

78. Гасилин В.Н. Фрейдизм и философия неофрейдизма. Саратов, 1996.

79. Гасилин В.Н. Что такое философия. Саратов 1994.

80. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1972.

81. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

82. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974-1975.

83. Гегель и философия в России. М., 1974.

84. Герцык Е.К. Николай Бердяев // Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М., 1991.

85. Гессен С.И. Мистика и метафизика // Логос. 1910, № 1.

86. Гессен С.И. Монизм и плюрализм в системе понятий // Труды Русского Народного университета в Праге. 1928. Т. 1.

87. Гиляров-Платонов Н.П. Онтология Гегеля // Вопросы философии и психологии. 1891. Кн. 8.

88. Горбачев H.A. Диалектика и проблемы атеизма. Критика религиозных концепций развития. Саратов, 1972. Гл.11. К вопросу о «мистической диалектике» Н. Бердяева. С. 193-210.

89. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X -XVII вв. М., 1990.

90. Грязнов А.Ф. Кантовская оценка идеализма // Историко-философский ежегодник '87. М., 1987.

91. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

92. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.

93. Джемс У. Воля к вере. М., 1997.

94. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

95. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

96. Ермичев A.A. О самоопределении философии в русском духовном ренессансе // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. 6. 1993. Вып. 3.

97. Ермичев A.A. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

98. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М. 1987.

99. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. М., 1993.

100. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. М., 1993.

101. Исторические типы рациональности. М., 1995. Т.1.

102. История русской философии конца XIX начала XX в. (в 2-х ч.) Указатель. ИНИОН. М., 1992.

103. Кант и философия в России. М., 1994.

104. Карпов В.Н. Философский рационализм новейшего времени // Христианское чтение. 1859. № 11; 1860. № 3 6, 12.

105. Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1.

106. Карсавин Л.П. О началах (гл. 5-9) // Символ. 1994. №31.

107. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

108. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб., 1912.

109. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. 1991. № 1.

110. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976.

111. Кувакин В.А. Религиозная философия в России начала XX века. М., 1980.

112. Курабцев В. Л. По ту сторону Ничто // Историко-философский ежегодник '93. М., 1994.

113. Курабцев В.Л. По ту сторону Ничто // Историко-философский ежегодник '93. М., 1994.

114. Кураев A.B., Кураев В.И. Религиозная вера и рациональность. Гносеологический аспект // Исторические типы рациональности. М., 1995. С. 72 96.

115. Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящем. Т. 2. История материализма со времени Канта. Киев-Харьков, 1900.

116. Лапшин И.И. Мистический рационализм С.Л. Франка // Мысль. 1922/ № 3.

117. Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // Ученые записки Научного института в Праге. 1924. Т. 1, вып. 1.

118. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

119. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995.

120. Лопатин Л.М. Научное мировоззрение и философия // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 69-70; Кн. 71.

121. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. М., 1886 1891. Ч. 1-2.

122. Лопатин Л.М. Спиритуализм как монистическая система философии // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 115.

123. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

124. Лосев А.Ф. Первозданная сущность // Лосев А.Ф. Миф -Число Сущность Сост. A.A. Тахо-Годи; Общ.ред. A.A. Тахо-Го ди и И.И. Маханькова. М., 1994.

125. Лосев А.Ф. Само Само // Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность Сост. A.A. Тахо-Годи; Общ. ред. A.A. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М., 1994.

126. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

127. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

128. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

129. Майстер Экхарт. Об отрешенности. М.; СПб., 2001.

130. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века (истоки и итоги). М., 2001.

131. Маритен Ж. О христианской философии // Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999.

132. Минский Н. При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. 2-е изд. СПб., 1887

133. Минский Н. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905.

134. Моисеев В.И. Логика всеединства. М., 2002.

135. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

136. Молчанов В.И. Время, свобода и познание в «Критике чистого разума» И. Канта // Историко-философский ежегодник '87. М., 1987.

137. Мораль и рациональность. М., 1995.

138. Никитин C.B. Научная рациональность и свобода. Саратов, 2001.

139. Никифоров А. Природа философии. Основы философии. М., 2001.

140. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М., 1990.

141. Новиков А.И. История русской философии X XX веков. СПб., 1998.1230 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

142. Одуев С.Ф. Навстречу Логосу: экзистенциализм и герменевтика. М., 1998.

143. Ознобкина Е.В. К хайдеггеровской интерпретации философии И. Канта // Историко-философский ежегодник '89. М., 1989.

144. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. М., СПб., 2000.

145. Полторацкий Н. Бердяев и Россия. Философия истории России у H.A. Бердяева. Нью-Йорк, 1967.

146. Поляков JI.B. Отреченная книга // Бердяев H.A. Философия неравенства / Состав, предисл. и примеч. JI.B. Полякова. М., 1990.

147. Порус В.Н. Рациональность // Новая философская энциклопедия М., 2001. Т. 3.

148. Проблемы идеализма. Сб. статей. М., 1902.

149. Разум и культура: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов, 2001.

150. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.

151. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания // Риккерт Г. Философия жизни. Киев,1998.

152. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

153. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

154. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.

155. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2000.

156. Рокмор Т. Гегель, немецкий идеализм и антифундаментализм // Историко-философский ежегодниник '94. М., 1995.

157. Русская идея и современность. М., 1992.140. Русская идея. М., 1992.

158. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. Сб. / Сост. Н.В. Солнцев. М., 2001.

159. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

160. Сартр Ж.П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб., 2001.

161. Сеземан В.Э. Рациональное и иррациональное в системе философии//Логос. 1911, № 1.

162. Смирнов И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М., 2000.

163. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М.,1999.

164. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.

165. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 10 т. 2-е. изд. СПб., 1911. Т.1.

166. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 33.

167. Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном / Под ред. П.И. Козловски, Э.Ю. Соловьева. М, 2000.

168. Суини M. Лекции по средневековой философии. Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. М., 2001.

169. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. М., 1989.

170. Тартаковский М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка. М., 1993.

171. Тетюев Л.И. Трансцендентальная философия: современный проект. Саратов, 2001.

172. Уткина Н.Ф. Проблемы «Теоретической философии» Вл. Соловьева // Историко-философский ежегодник '88. М., 1988.

173. Фараджев К.В. Владимир Соловьев: мифология образа. М., 2000.

174. Фаралжев К. Русская религиозная философия. М., 2002.

175. Филиппов Л.И. Неокантианство в России // Кант и кантианцы: Критические очерки одной философской традиции. М., 1978.

176. Философия и культура в России: методологические проблемы. М., 1992.

177. Философия в России XIX начала XX в.: преемственность идей и поиск самобытности. M., 1991.

178. Философия духа H.A. Бердяева // Составитель Р. Редлих. Fr.M., 1972.

179. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Фихте И.Г. Соч: В 2 т. М., 1993.

180. Фишер К. История новой философии. СПб., 1909. Т. 6. Гл. 6-7; Яковенко Б. Философская концепция Соломона Май-мона // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 4 (114), кн. 5 (115).

181. Флоренский П.А. Иконостас: Избрранные труды по искусству. СПб., 1993.

182. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2.

183. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

184. Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М., 2000.

185. Флоровский Г.В. Смысл истории и смысл жизни // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 3 / Сост. Л.Г. Филоновой. М., 1996.

186. Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник '88. М., 1988.

187. Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. СПб., 1995.

188. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

189. Хаджаров М.Х. Рациональность научного познания: соотношение общего и особенного / Под ред. С.Ф. Мартыновича. Саратов, 1999.

190. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. М., 1997.

191. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.

192. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

193. Хоружий С.С. София космос - материя. Устои философской мысли Булгакова // Вопросы философии. 1989. № 12.

194. Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник '88. М., 1988.

195. Шапошников JI.E. Русская религиозная философия XIX -XX веков. Новгород, 1992.

196. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М., 1995.

197. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.

198. Шестов Л. Сочинения: В 2 т. М., 1993.

199. Шпет Г.Г. Проблема причинности у Юма и Канта. Ответил ли Кант на сочинения Юма? Киев, 1907.

200. Шпет Г.Г. Работы по философии // Логос. 1991. № 2.

201. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1914.

202. Эпштейн М. Философия возможного. СПб., 2001.

203. Яковенко Б.В. К критике теории познания Риккерта // Вопросы философии и психологии. 1908. № 93 (3).

204. Яковенко Б.В. Об имманентном трансцендентализме и трансцендентном имманентизме и дуализме вообще. Второе и более специальное введение в трансцендентализм // Логос. 1911-1913. Кн. 1-2.

205. Яковенко Б.В. Основная идей теоретической философии Фихте //Вопросы философии и психологии. 1914. J4» 122 (2).

206. Яковенко Б.В. Теоретическая философия Германа Когена // Логос. 1910. Кн. 1.

207. Яковенко Б.В. Философия Эд. Гуссерля // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб. 3.

208. Яковенко Б.В. Что такое философия? Введение в трансцендентализм // Логос. 1911 1912. Кн. 2.

209. Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.

210. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.