автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Исходные позиции интерпритации духовных ценностей

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Босынов, Сайыпжан Кожамкулович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Исходные позиции интерпритации духовных ценностей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исходные позиции интерпритации духовных ценностей"

ГЛШКСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ СС? КАЗАХСКИЙ ОШЙА ТШОВОК) КРАСНОГО ЗНАМЕНЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.И.КИРОВА

Нэ ПраЕЭХ Р7Е0ШСЗ

БОСЫНОВ Сайышан Козаикулозич

ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИЙ

ДУХОВНЫ}: ЦЕННОСТЕЙ

Сдэднэлъносуъ 09.00.01 -дгаввкотгеезяй я згеторическив иатериаяпга

АВТОРЕФЕРАТ

Дксаертаяяи на соискание ученой стедагш кандидата философских наук

Алма-Ата, 1990

Работа выполнена на кафедре философии естественных факультетов Казахского государственного университета таг. С.М.Кирова

Научный руководитель

Заслуженный деятель науки Казахской ССР,

доктор философских наук, профессор Рахматуллив К.!.

Официальные оппоненты: доктот) философских *-.?7х, профессор Сарсенбаев Т. С. кандидат философских наук, доцент Ротницкий В.И.

Ведущее учреждение:

кафедра философии Алма-Атинского государственного медицинского института.

Защита состоится "-уР" г! 0.<) <■' р V 1990 г. в /Ь час. на заседании Специализированного совета К058.01.01 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете ии. С.М.Кирова по адресу: 480012, Алма-Ата, ул. Амангельды 61, Институт повышения квалификации преподавателей общественных - наук при КазГУ им. С. М. Кирова.

С диссертацией маяно ознакомиться в библиотеке Каз1У.

Автореферат разослан "ДС" ¿'к.Г-*0)Ч1990г

Ученый секретарь специализированного СоЕета

кандидат философских наук, доцентСГ7/—1>Г.М. Тажин

гсшм*

51," м ~ 3 ~

АКТУАЛЬНОСТЬ Т5Ш ИССЛЕДОВАНИЯ

. "¡¡23

тдел Проблема ценностей кпзни, ценностное видение действвтельнос-ертаций

Й в история развитая философской культура человечества всегда занимало важнейшее место. Марксистская философия также ей уделяет серьезное внимание. Актуальность проблемы видится презде всего в том, что марксизм, возникнув в середине XIX вегэ провозгласил, научно обосновав, приоритет общечеловеческого и его ценностей/ Поставив приоритет общечеловеческих цонностоЗ во главу угла, марксизм внразил это страстно и революционно, чам и отличался от других течений и привлек к себе внимание миллионов. В век угрозы термоядерного кошмаре человечество вновь обратилось к общечеловеческим ценностям. Сказанного достаточно для доказательства актуальности проблемы. В работе учитывая это, обращается внимание и на то, что даш аксиологической Позиции марксизма актуальной является сама категория "ценность" и ее гуманистический отел. Сегодня цель и задачи общества - гуманизация всех сфер общественной и ингсизидуальной жизни. Социальная практика перестройки и демократизации нашего общества обогатила его бытие и сознание, ориентируя также на поиск путей репэвия летогих про&гэм марксистской аксиологии.

В последнем позитивно-теоретическою роль пгрзпт вопроса осмысления социо-куль?уряой и энвайромеятзльной детерминации ценностей общества, обусловленные проблемами глобалистики, вн-дзикутые на передний шен перед Человечеством. То ке можно сказать и в отношении духовных ценностей общества. В аксиологической рефлексии долез: полечить адекватное отражение соотношения общечеловеческого и классового, национального и интернзцзонвль-

ного в контексте гумвнистики.

Философский анализ духовных ценностей, их гуманистической значимости■ предполагает решение коренных проблем общей теории ценностей и достаточно определенный ответ на вопрос о месте данной теория в марксистской философии, что недостаточно четко конструктивно обоснован.«» и по сей день. Последний вопрос, который входит е предмет нашего исследования, далеко не прост, в его решении давно уже наметились свои трудности и противоречия. В целом этим, а также другим, вопросам-, соответственно и посвящено наше исследование.Оно касается как категориальных компоненте! марксистской аксиологии, так и марксистской теории в целом. Все это предполагает свое решение, как условие проблемы раскрытия приоритетности общечеловеческих ценностей в диалектике классового, национального и интернационального.

Аксиология в целом имеет свою историю, полное воссоздание которой не входит в нашу задачу, тем не менее в интересах дела краткого ретроспективного взгляда, видимо, избежать нельзя.

В большинстве случаев принято считать, что философское учение о ценностях возникло сравнительно недавно, т.е. во второй половине XIX века. Сам термин "ценность" получил философско-ка-твгориальный статус в 60-е годе того же столетия. Но в истории филоссфии нетрудно обнаружить теории с аксиологической традицией, которые уходят своими корнями в философские системы Сок-рта и Платона, у которых проблема блага становится центральной. Это, а так же другие ценностные понятия,встречаются и в Новое время - у Декарта, Спинозы, Гельвеция Гольбаха, Сен-Симона, Фурье и многих других. В классической немецкой философии она получает отражение в философии Канта. Буржуазная мысль, придав ей статус "Научности", выразила ее в учениях В.Вивдельбанда,

Г.Риккерта, Г.Лотце, П-Лаши, Р.Пешш, С.Пепнера и др. В настоящее время продолжают развиваться различные направления буржуазной аксиологии.

Для марксистской аксиологии сложились иные услошя. Во времена культа личности ее признали буржуазной. Так например, в 1949 год? в первом томе БСЭ' определила аксиологию как "буржуазное идеалистическое лжеучение, рассматривающее общественные явления и формы идеологии как системы Духовных ценностей". Положение аксиологии существенно меняется к началу 60-х годов вследствие преодоления культа личности Сталина. Последувщее развитие марксистской аксиологии в годы застоя било скованно тем, что в большинстве своем философская мысль была направлена на "теории развитого социализма" с ее деформированный ценностями. Марксистская аксиология считалась несерьезной наукой, исследования в ней велись от случая к случаю. В условиях ае перестройки» по нашему мнении, марксистская аксиология доляна существенна? образом восполнить этот пробел.

Современное состояние и степень разработанности проблема. После выхода работы В.П.Тугаринова "О ценностях жизни и культура" возрастает интерес философов-марксистов к разработке проблемы ценностей. Интерес этот еще больше усилился с появлением книги О.Г.Дробинского "Мир оживших предметов", псе признавалась важность теш, но одновременно оспаривалась ее актуальность для марксистской философии и необходимость создания марксистской аксиологии. Проблема ценностей в 60-80-е года в целом не выходила за рамки этих двух полярных позиций. В таком виде она решалась в работах В.П.Тугаринова, О.Г.Дробницкого, Ф.А.Селиванова, Б.Г.Кузнецова, А.А.Ручки, А.Ф.Шишкина, К.А.П!варпман, А.Г. Хврчева, Ф.Н.Щербака, Г.И.Полушина, В.В.Мшвениерадзв, К.С.Бак-

радзе, Т.А.Еуачидзе, О.И.Дшоева, С.И.Попова, Й.Ф.Балакина,

A.Ф.Ашгсшова, Н.С.Нарского, М.В.Демина и др.

В последнее время большинством исследователей признана необходимость дальнейшей разработки марксистской аксиологии, появляются работы, посвященные обстоятельному анализу различных направлений буржуазной аксиологии, общим проблемам марксистской аксиологии, теория ценностей и оценок прилагается к эти-ез, эстетике, науке, научному атеизму, теории культуры и т.д. Эти моменты отражены в исследованиях И. Т. Фролова, Э.Г.Юдина, Г. Е.Глезерлана, В.Г.Федотовой, В.С.Степина, А.А.Микешной, С.Ф. Анисимова, А.Т.Москаленко, В.Ф.Сержантова, В.В.Гречзнного, П.В. Алексеева, В.Н.Сагатовского, А.В.Гулыги, Я.Л.Мильнер-Иринина, й.Я.Лойфмана, К.Н.Лябутина: В.Е.Давидовича, М.С.Кагана, A.M. Коршунова, Н.З.Чавчавадзе, С.Ш. Авилиают, А.А.Ивина, Л.Н.Смолен-цева. Л.Н.Столовича, Ж.М.Абдильдина, Н.Р.Дтяндильдина, &Х. Рахматудлина, А.Н.Нысанбаева, Т.С.Сарсенбаева, М.М. Сужикова, •

B.И.Ротницкого, А.В.Гулиги, Л.А.Микешиной, Р.С.Карпинской и др. Важное место занимают две конференции по проблеме ценностей, труда которых вышли отдельными изданиями (1965, 1985гг.). Заметим, что единственным научным учреждением, где аксиология существует в академической форме остается Институт философии АН Грузинской ССР.

Марксистская аксиология получила также выражение в исследованиях зарубежных философов-марксистов, например, в Румынии (A.M.Нашипа), ВНР (3.Потери. В.Пешки), ЧССР Ш.Попелева, В. Кнапп, А.Пойезна, В.Ерожик, А.Кракова), EEF (Е.Вробленский, К. Опалек), ЕНР (Ст.Попов, М.Михайлов, Н.Неновски, А.С.Стойков, Л. Капотанов, Л.Дидатров, В.Момов). Отдельной книгой вышли материалы международного симпозиума, проходившего в Йенском уни-

верситете (ГЕР).

•Аксиологическая тематика получает также отражение и в зарубежной немарксистской философской, социологической, психологической и т.п. литературе.

Основная даль и задачи исследования состояли в том, чтобы раскрыть вопрос о потенциальной возможности аксиологической рефлексии, как для самой философии, так и для других областей исследования, в частности, для разработки гносеологической и методологической проблематики. Соотношение с последними возможно лишь с позиции целостной теории ценностей, а это предполагает в первую очередь, раскрытие содержался наиболее еэжных аксиологических понятий, - таких как "ценность", "ценностное отношение, "сценка". Сюда зге примыкает проблема методологии и систематизации ценностных понятий, отражающих объективнае явления. А это дает возможность выхода вв проблему их социо-кулыурной детерминации. Отсюда вытекает основная цель исследования: раскрыть гуманистический аспект диалектики общего и отдельного в духовных ценностях. В процессе достижения поставленной цели решались следующие задачи.

1. Выяснение сущности ценностно-отражательной функции как социо-кулыурного и исторического явления, в котором диалектически сочетаатся рациональный и эмоциональный, сознательный и бессознательный, общественный и индивидуальный, сошззльнкй личностный аспекты,в котором реализуется их единство.

2. Достижение последнего требует анализа соотнесенности и единства аксиологических компонентов, дифференпированности и интегретивности понятий "ценность", "оценка", "ценностное отношение''.

3. Взаимодействие этих компонентов имеет значение для сио-

тематизации так же и других, не менее ванных, ценностных гоня-тай, А это в своз очередь требует обоснованного, ..¡етодологачес-ки._ оправданного механизма систематизации; ценностных категорий

вообще.

4. Анализ различных типологий иерархии ценностей, построенных на деятельностной основе, дает возможность диалектического объяснения "шкалы ценностей".

5. Принципы систематизации аксиологических категорий в целом основываясь на методологических установках философии допус-кант и возможность неординарных решений.

6. Последние позволяют ценности явлениям выходить за пределы общетрвдяционной аксиологической ипостаси, актуализируясь через посредство прсдессов гуманизации в социо-культурных и энвайроментальных явлениях, сущность которых получает предельно аксиологическое осмысление в гуманиотике.

7. Гуманистичесг.-м насыщенность социально-аксиологических отражений способствует идеологическому осмыслении значимости

' духовных ценностей.

Естественно^ решение поставленных задач и цели^ возможно было лишь на конкретных методсшого-теоретических и основных источ никах существующих в исследованиях.

Методологический и теоретической базой исследования являлись принципы диалектико-материалистического анализа обществен яых явлений, разработанные в трудах классиков марксизма-лениниз из, развитые и конкретизированные в партийных и государственных документах последнего времени. Кроме того, использованы / работы советских-философов, социологов, историков.

На защиту выносятся следующие положения:

I. 3 работе предложено позитивно-концептуальное определе-

те ценности. Диссертант исходит из того, что ценность в аксиологической теории имеет гибкий характер, что позволяет опреде-

т

лять ее неклассическими методами - через жеское конструирование либо в материальном, либо в идеальном. Мы отделяем от ценности такие параметры, которые суживают ее значимость, полезность, потребность, првродность, материальность, естественность, наличность и т.д. в их отдельности. Ценности более обладают возможностью смыслового отражения и содержания, способствуя общему процессу познания.

2. Предложена более содержательная трактовка понятий оценки и ценностного отношения. Категории " оценка" и "ценностное отношение" позволяют различать "вещные", гедонические, эмоциональные, естественные и т.д. ценности, не смешивая их с идеализированными ценностями. Это достигается путем четкого видения взаимосвязи понятий "ценность", оценка", " ценностное отношение", а также их различий между собой. Мы считаем, что эти понятия, имея нечто общее, обладают и присущей им спецификой. Одеяла выявляет значимость, либо как существующее, либо как должное. Ценностное отношение, имея внутри себя полярность, очерчивает границы ценности, определяя тем самым границы поз-навательчости. При общем функционировании и движении "оценки"

и "ценностного отношения" устанавливается ценность.

3. Проанализирована возможность общей методологии систематизации ценностных категорий. Автор считает, что процесс общественной жизни, многообразно проявляясь в различных ее формах, основан на принципе деятельности. Принцип деятельности является, по нашему мнению, основополагающим, для классификации ценностей.

- 10 -

4. Предложена классификация ценностей, основанная на определена« принципах: на принципе предметно-практической деятельности, принципе историко-философской ретроспективы применительно к аксиологической проблематике и прнцип конструктивной даа-логнчности. Предложенные принципы классификации позволяют значительно расширить содержание и сущность аксиологической тематики.

5. 3 диссертации предложен отказ от традиционного ограничения духовных ценностей лишь сфереми этики, эстетики и науки. Показано, что духовные ценности проникают в широкий социо-куль-турный контекст и в частности', в энвайроментальную глобалистику.

6. Показана диалектика общечеловеческих и классовых, национальных и интернациональных духовных ценностей. Автор не оспаривая приоритетность общечеловеческих ценностей в целом, приходит к выводу о их совпадении с классовыми, отмечая при зток, что акцент с классового смещен на общечеловеческое.

7. Аналогично раскрывается и диалектика национального и интернационального. Автор предпринял попытку выявить в условиях перестройки гуманистический характер подлинно национального и его совпадение с интернациональным общечеловеческим,

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Материалы и выводы диссертационного исследования могут бш использованы в воспитательной работе с псдростаищим поколением, в выработке у них понимания подлинных ценностей жизни. Последнее предполагает также четкое понимание и национальных духовные ценностей в многокрасочной палитре всей духовности.

Главная практическая значимость состоит в гуманизации ак-

- п -

отологических проблем с марксистских позиций.

Основнне вывода диссертации легко применимн в практике пропагандистской и общественно-политической работе. Положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы в преподавании философии в вузе. Материалы исследования, также могут быть использованы в качестве "вакцины" против таких лозунгов как "Долой коммунизм!", "Долой Совета!", "Долой социализм!", а также в других ситуациях.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Основные положения диссертации и отдельные выводы докладывались не:

1. У, 71, 7П - Летних философских школах молодых ученых (Алма-Ата, 1967, 1988, 1989 гг.).

2. Ежегодных конференциях конкурсах молодых ученых и специалистов КазГУ им. С.М.Кирова (1988, 1989гг.).

3. Региональной научно-практической конференции "Диалектика развития национальных отношений и задачи интернационального воспитания трудящихся в свете решений ХХУП съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции" (Якутск, 1988г.).

4. Научно-практической конференции "Вопросы теории и практики межнациональных отношений з условиях перестройки" (Ленинград, 1988г.).

5. Научно-практической конференции на тему "Современные духовные ценности и молодежь" (Калуга,. 1988г.).

6. Республиканской региональной конференции "Актуальные проблемы интернационального воспитания и межнационального общения" (Алма-Ата, 1989г.).

7. Районной научно-практической конференции нв тему "Развитие межнациональных отношений в современных условиях" (Алма-Ата,

-и -

Алатаусянё НС Компартии Казахстана, 1989г.).

8. Региональные философские чтения молодых ученых респуб-лвк Средней Азот и Казахстана "Философия: прошлое, настоящее

и будущее" (Фрунзе, 1989г.).

9. Всзсоазнса симпозиума "Материалистическая диалектика кза логшга и методология социального творчества и научного познания. (Алма-Ата, 1990г.). Награжден Почетной граматой ЛКСМ Казахстана. Материалы исследования послужили основой для идей-но-паяитичэсхой работы с избирателями в Местные городские Совета народных депутате®.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литератур!.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность теми, ее теорети-

»

таская и практическая значимость, определяется главная ее цель н основные задачи исследования, дается краткий анализ степени разработанности проблема, указывается научная новизна и выносимые на защиту вопроси.

В первой главе "Сущность марксистско-ленинской аксиологии", состоящей из двух параграфов, рассматриваются теоретико-методологические принципы исследования .Ш;.и£основе предпринята попытка уточнения содержания понятий "ценность", "ценностное отно-пение". "оценка", раскрыта взаимообусловленность этих категорий. Исследование этих центральных категорий аксиологии может быть успешным лишь в том случае, если они хорошо базируются на методологически правильном классификации (типологии).

В первом параграфе "Категории "ценность, "ценностное отношение" и "оценка", обосновывается необходимость нового осмысле-

- 13 -

вия категориального аппарата марксистской аксиологии, имеющей принципиальное значение как в теоретическом, так и в практическом плане. Рассмотрение этих категорий в их взаимообусловлен-яости позволило автору прийти к наиболее позитивно-гибкому раскрытию их сущности. Отмечается, что оцонка есть специфичес-¡сая форма познания-отражения, плод активности деятельного субъекта и представляет собой одну из форм отражения действительное- -га в человеческом сознании вообще. Оценка не может быть элиминирована из процесса отражения человеком окружающей среды, сле-ювательно и сознания человеком окружавшей среды. Она является ¡пецифическим, а именно субъективным взаимодействием субъекта г объекта, отличимая не только по своей форме, но и по сущест-зу. Это значит, что сущность и содержание оценка, дознаватеяь-ю-вдекватно-когнитивно. Такое понимание оценок отчетливо выявите т их гибкость и критичность. Следовательно, природа оценок юказывает, во-первых: существующее азга непосредственное, во-горвх, показывает опосредованное или должное.

Это шзволяет охарактеризовать и содержание "ценностного >тношения". Ценностное отношение является "ядром", в котором сзфферешшруется и интегрируется "практически-духовное освое-ше мира", помимо научного и других фор» освоения окружавшей сействитедьности. Отмечая специфику ценностного отношения его гнивереальность, выявляется форма его существования, раскшвает-» я объективность его основания.

В социальной сфере ценностное отношение обуславливается юторической изменчивостью, с необходимостью подчиняясь сложнс^ 1 галактике относительного я абсолютного. Ценностное отношение, ргнадогежащее отпределенному историческому периоду, способст-ует сохранению и развитию тех общественных отношений, котошс

»

наиболее необходимы для дальнейшего развития человека, общества (субъекта). Так же в исследовании отмечается, что ценностное отношение имеет характеристику полярности: в нем на одном полюсе могут быть одни ценности, на другом другие, подчас и противоположные. Задача ценностного отношения выявить наиболее существенные, необходимые, отличить подлинные ценности от "мнимых" "пеевдоценностей", в также их взаимопереходноеть.

Все это позволило диссертанту подойти к рассмотрению вопроса о самой категории ценность. Ценность по своей природе объективное, даже без учета роли субъекта. Она выражает "качество-значимости" предмета или явления для человека, но гаку!) значимость, качество которой носит позитивный характер и оце-ненс субъектом. Предмет и явления внешнего мира находятся и обладают значимостью для человека только при деятельном подходе, в котором автор выделяет ценностное отношение. Ценность выражает и является как бы материальным носителем ценностного отношения и актуальным результатом процесса оценок.

Во втором параграфе "Проблема иерархии ценностей" показано, что для кассификации ценностей должно быть выбрано правильное методологическое основание. На взгляд автора это основание не должно носить характера инвентаризации: перечисляться в соответствии с основными функциональными дврактеристихами форм общественного сознания, будь то мораль, эстетика, политике и т.д. По мнению диссертанта классификация ценностей, ее внутренняя логика тесно связана с принципом предметной деятельности, который является как гносеологическим, онтологическим, так и социальным основанием деления ценностей, методологическим основанием дои типологии всего их разнообразия и иерархии. Далее подчеркивается, что методология классификации должна быть не-

произвольной, а сопоставимой с историей философии, учитывать историко-аксиологическую мысль.

Не менее важным на сегодня является, то что иерархия ценностей должна учитывать и ряд других альтернативных идей, представителей всей современной мировой философской мысли, так как безальтернативность методологии классификации лишает марксист-кую концепцию ее диалогичности (принцип конструктивного диалога). Говоря о принципах классификации автор предложил свою.типологию ценностей, где указана и область духовных ценностей.

Во второй главе "Философский анализ духовных ценностей", исследуется генезис понятия "духовные ценности", дается критический анализ традиционного определения их области существования, отмечается их неординарная возможность определения, а следовательно и интерпретация, последнее автор конкретно показа-вает в социо-энвайроментальной постановке вопроса и в диалекти-.ке общечеловеческого и национального в духовных ценностях.

В первом параграфе "Гуманистический, социо-знвайроменталь-енй аспект духовных ценностей", диссертант критически анализируя различные точки зрения на определения духовных ценностей, указывает на общие направления, к которым можно свести эти толкования. Это дает возможность автору раскрыть неординарную интерпретацию духовных ценностей, их гуманистический и социо-энвай-роментальннй характер. Такая попытка раскрытия духовных ценностей позитивна,' имеет глубокую фундаментальную обоснованность. Соответственно о духовных ценностях речь можно вести только ' исходя и» таких исходных позиций. А именно показав прежде всего их гуманистаку и энвайроменталистику, которая обнаруживается как бы в "пространственно-временной ритмике" общественной жизни нашего общества, когда оно пришло к своему кризисному

- 16 -

апогею. В аргументации вышеизложенного выделяются следующие аспекты их решения:

а) формирование и утверждение нового политического и вообще общественного сознания, которое характеризуется прежде всего гуманизмом, терпимостью, широтой диапазона, нравственно-научным аргументированием и вксиологизированием любых экономических, политических (духовных) решений и действий, стремление строить внешнюю и внутреннюю политику и отношения на общечеловеческой духоено—ценностной, гуманной основе;

б) устранение сложившихся догматических стереотипов, отождествляющих форда и методы административно-командной, бюрократической систеда с духовными ценностями подлинного социализма; выработка недас современных духовных ценностей гуманного социализма, ЛЕвдакасого типа, очищенных от деформации, демократии, глэ8Н06?и> свободы, социальной справедливости и социальной за- .

гуманизма, равенства, братства, красоты, любви, добыта, милосердия и т.д. ;

в) новый подход в отношении к мировому духовно-культурному и национальному наследию, гуманистическим духовным ценностям прошлого, (в частности к таким которые были "закрыты" и органически включены в религиозно-церковный обиход, "коранизированяы" в исламско-мусульманском обряде и т.д. ¿вообще в религиозном сознании). Все это представляет комплекс духовных ценностей, которые по словам академика Д.С.Лихачева, составляют "экологию культуры".

Все это составляет первое направление проникновения духовик ценностей в "пространство" нашего общества. Второе направление проникновения духовных ценностей, е отсюда и их исходная интерпретация, это окдукающая среда.

ГЪвоот об социо-знвайроментальннх проблемах в марксистской аксиологии, автор исходит из положений классиков к^рксиз-ма: "до тех лор пока существуют люди, история природа и история людей взаимно обуславливают друг друга"-1 Соотношение "человек и природа" приобрело статус глобальности, приблизилось с конечным пределам наличных возможностей, перестало быть разумным, т.е. под угрозой находится само существование цивилизации как космобиосферного комплекса. Антропогенное воздействие на природу, особую интенсивность достигло в эпоху НТР. Ф.Энгельс писал, словно предвидя: "... мы отнюдь не властвуем над ней так как, кто либо находящийся вне природа, что да наоборот, нашей плотью, .сровьэ и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее..." В этом смысле энвайроментальная проблематика является перманентом и модификацией общеаксиологической проблема "человек-природа". Исходя из этих позиций в работе вняэляется энвайроментальная проблематика и в других ценностях, в аксиологическом аспекте. Изложенная позиция не претендует на статус "эко-философии", но тем не менее ее можно принять за исходные позиции в интерпретации духовных ценностей и также она может иметь плодотворное влияние на становление корпуса ноенх знвайромек-тальннх (экологических) наук. При этом философия значительно расширит круг своих вопросов не только в естествознании,но и в эколого-знании. л

Аксиологическая насыщенность философии способствует так же по мнению автора и во времени, т.е. диалектике общечеловеческого и классового, национального и интернационального.

1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.З.-С. 16.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.-С. 496

Во втором параграфе "Диалектика общечеловеческого, классового, национального в духовных ценностях" вкратце анализируется конкретный смысл, содержание каждого из этих понятий, их структура и уровни в зависимости от фазы развития общества. Комплекс этих взаимосвязанных проблем составляет развитие и движение духовных ценностей во времени в имеет как-бы одномерную характеристику. Обусловленность духовных ценностей во времени связана прежде всего выявлением в них единичного и общего, релятивизации и абсолютизации. В социальном аспекте это ни что иное как соотношение общечеловеческих и классовых духовных ценностей, диалектика в них национального и интернационального, особа ставшими актуальными сегодня. Автор акцентирует внимание и на соблюдение четкого понимания их субординации и совпадения, отмечая приоритетность духовных ценностей, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей может иметь обоснованность и с классовых позиций, т.е. может иметь место не безусловленная приоритетность, а совпадение, которое признается и марксисткой аксиологией. "Наш оппоненты", особенно сейчас, часто представляют марксизм-ленинизм как теории классовой борьбы. Но теория К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина никохяа не сводилась только • к ней. Идея мышления общечеловеческими категориями вовсе не была чуаде марксистской теории. Напротив эта теория воплотила в себя вековые стремления людей к социальной справедливости, идея: всемирности исторического развития. Необходимо учитывать, что динамика истории пошла однако несколько иным путем. Это произошло не из-за того, что классики ошиблись в принципе, совсем иначе. Учитывая все это, нынешнюю ситуацию, автор приходит к выводу, что диалектичность решения общечеловеческого и классового а .духовных ценностях предполагает не конфронтацию классов

и их приоритетность, наоборот борьба за решение общечеловеческих проблем только и может создать условия их взаимосуществования, где в контекста этого четко обнаруживается и совпадение общечеловеческого и классового в духовннх ценностях: у Дрота-гора "человек есть мера всех вещей", у классиков марксизма-ленинизма "человек - внсшее существо для человека", у перестройки "все во имя человека, все для человека". Случайность? Нет-фундаментальность совпадения - неординарная возможность духовннх ценностей в марксистской аксиологии.

Такая же параллель раскрывается автором и в отношения национального и интернационального в духовннх ценностях. Сейчас очень много пишется в философской и иной литературе о проблемах национального вопроса. Здесь более важна сторона, а именно национально-аксиологическая т.е. мысль о совпадении с интернациональным. Обосновывая диалектику духовных ценностей в национальном и интернациональном, автор также отмечает новое осмысление в межнациональных отношениях исламо-мусульманскув обрядность, традиции, обычаи и т.д. По его мнению самое глубинное значение дая аксиологии национальных духовннх ценностей имеет историческая национальная память, которая коренится в разляч--ннх сферах наций и народностей, т.е. для аксиологии гуманизма-и духовных ценностей важна еще и аксиология национальной прав-дн. Кгс1тэр?п национального в духовных ценностях позволяют выявить где ценности выношенные народом а оправданные историей и имеющие общечеловеческие значения, а где суеверия, предрассудки, реакционные установки.

Для марксистской аксиологии "интернационализм" как- категория ценностная по мнению диссертанта имеет сглнсл только в том случае, если теория ценностей в интернационализме видит три

- 20 -»

компонента: нации и их взаимоотношения, связывавшим же их'звеном являются национальные духовные ценности. Достаточно отсутствия или умаления одной из этих частей, чтобы перестала существовать такая аксиологическая категория как "интернационализм".

В заключении подводится итог проделанной работе, намечаются пути дальнейшего исследования, сформулированы некоторые практические рекомендации.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Роль ценностей в интернационализации духовной жизни советского народа. // Диалектика развития национальных отношений и задачи интернационального воспитания трудящихся в свете решений ХХУП съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции. Сборник тезисов. - Якутск, 1988, 0, 3 п.л.

2. Исходные позиции Маркса в интерпретации духовных ценностей. // В.И.Ленин и философское наследие К.Маркса и Ф. Энгельса. - Алма-Ата, 1988, 0,6 п.л.

3. Интеграция национальных культур и ценностей. // Актуальные проблемы интернационального воспитания и межнационального общения. Материалы региональной конференции. Алма-Ата, 1988, 0,2 п.л.

4. К вопросу о духовных ценностях. // Тезисы конференции молодых ученых и специалистов Казахсквго государственного университета им. С.М.Кирова. - Алма-Ата, 1989 , 0,1 П.л.

5. Диалектика национальных духовных ценностей и их роль в развитии общественной жизни. // Философия: прошлое, настоящее и будущее. Тезисы докладов У региональных философских чтений молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана. - Фрунзе, 1989, 0,3 П.л.