автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Искусство палеолита Восточной Европы /принципы археологической классификации и сравнительный анализ/
Полный текст автореферата диссертации по теме "Искусство палеолита Восточной Европы /принципы археологической классификации и сравнительный анализ/"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 'ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРУ
На правах рукописи
ДЕМЕЩЕНКО Светлана Алексеевна
ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ /принципы археологической классификации и сравнительный анализ/.
Специальность - 07.00.06 - археология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург 19Р5.
Работа выполнена в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Зрмитака.
Научный руководитель -
доктор исторических наук З.А.Абрамова
Официальные оппоненты -
доктор исторических наук А.К.Филиппов кандидат исторических наук Т.Н.Дмитриева
Ведущее учреждение - Кафедра археологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Защита диссертации состоится "/9 " О^г/усс-иу ¿995 года в часов на заседании диссертационного совета Д.200.15.01
по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории материальной культуры РАН / 191065,г.Санкт-Петербург,Дворцовая набережная,18/.
С диссертацией чокно ознакомиться в библиотеке Института истории материальной культуры РАН.
Автореферат разослан " "__995 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат исторических наук Г.З.Синицына
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы.Изобразительная деятельность палеолита представляет собой достаточно сложный феномен духовного развития человечества.Существующий интерес к памятникам древнего искусства способствует появлению научных исследований различной тематики по вопросам генезиса палеолитического творчества,интерпрета -ции его отдельных категорий,художественно-стилистического анализа образцов.Первичная дифференциация памятников различает наскальное искусство /пещерная живопись и гравюра/ и так называемые малые формы,т.е. артефакты,перемещаемые в пространстве /мелкая пластика,гравировки и орнамент на орудиях,кости и камне,украшения/.
Тема диссертационной работы предполагает изучение восточноевропейских памятников искусства малых форм в источниковедческом аспекте,её актуальность на современном этапе обусловлена необходимостью систематизации всего накопленного материала на основе методов археологической классификации и сравнительного анализа как внутри выделенных образований,так и на межкультурном уровне.
Создание первого Свода находок палеолитического искусства приурочено к началу шестидесятых годов /Абрамова,1962/.Появление значительного количества новых образцов и перспективных направлений в исследовании древнего искусства за последние десятилетия служит основанием для новой работы,в которой следует рассмотреть артефакты творческой активности человека по трем основным периодам развития культуры¡раннему,среднему /"граветтский эпизод"/и позднему.
Цель работы состоит в сопоставлении художественных традиций культур верхнего палеолита,в выявлении закономерностей и особенностей,присущих для развития искусства.
В задачи исследования входит ввод в процесс изучения нового
материала и оценка всех известных источников на современном уро не.сравнительный анализ произведений челкой пластики.украшений, орнамента и как результат — определение возможных аналогий вое чноезропейского искусства малых форм с образцами из Западной и нтральной Европы.
Научная новизна работы определяется использованием новых ис чников,проведением художественно-стилистического анализа образы предложением рассмотреть памятники древнего творчества согласнс периодам развития верхнего палеолита.В процессе изложения матер ла дается ряд новых наблюдений по вопросам классификации и инте претации сюжетного искусства,предлагается характеристика орнаме тального искусства с последующими выводами.
Практическая значимость работы заключается в возможности к пользования материала диссертации в лекционных курсах,культурно просветительной деятельности,в построении музейных экспозиций.
Источниками для выполнения работы служат коллекции,хранящ» ся в Санкт-Петербурге /Музей антропологии и этнографии им.Петра Великого,Отдел археологии Гос.Эрмитажа,Отдел палеолита Институт истории материальной культуры РАН/,в Москве /Отдел археологии I Исторического музея,Сектор археологии Музея антропологии МГУ/,1 Воронеже /филиал краеведческого музея в с.Костенкк/,а также пуС кации по палеолитическому искусству.
Апробация результатов исследования.Основные положения дис сертации обсуждались з виде докладов на заседаниях Отдела архес логии Восточной Европы и Сибири Гос. Эрмитажа,на научных конфе{ нциях Гос.Эрмитажа,Музея истории религии,Музея антропологии и ; нографии.отражены в нескольких статьях.Структура работы. Диссер1; ция состоит из введения,6 глав,заключения,списка литературы и е бома иллюстраций.
Автор выражает благодарность и искреннюю признательность
всем лицам и учреждениям,способствовавшим выполнение данной работы.
содержание' РАБОТЫ.
Введение.
Зо введении обосновывается необходимость изучения и систематизации памятников искусства малых форм Восточной Европы,отмечается актуальность настоящей темы на современном этапе.
Глава I. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА МАЛЫХ ФОРМ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
В главе рассмотрены два аспекта — это история археологических открытий и изучения искусства малых форм и основная проблематика по вопросам происхождения и интерпретации его отдельных категорий.
Первые упоминания о находках древнего творчества человека относятся к рубежу 19-20 веков и связаны в России с именами Ф.К.Волкова и П.П.Ефименко.Проведение первых археологических раскопок способствовало открытию орнаментальных композиций на костях животных /стоянки Кирилловская,Мезин/,скульптурных изображений и украшений /Мезин/,фрагмента женской статуэтки /Костенки I/.
Ф.К.Волков для характеристики мадленского искусства Европы впервые использовал метод сравнительной аналогии.сопоставляя гравировки и орнамент памятников Восточной и Западной Европы /Волков, 1903/.
3 послеоктябрьский период,20-30 годы,коллекции палеолитическо го искусства значительно пополнились в связи с открытием новых стоянок /Гагарино,Супонево,Тимоновка,Елисеевичи,Александровка и др./ и их изучения широкими площадями",в науке поставлен вопрос о контексте находок.Особое значение имели исследования поселений Костенковско-Еорцевского района под руководством П.П.Ефименко и А.Н.Рогачева.
Новым этапом открытий явилось исследование таких стоянок ¡ Авдеево /старый объект/,Аносовка 2,Костенки 1/»,Молодова 5,Сунги; Мураловка.Пятидесятые—шестидесятые годы — это время создания ! нографических трудов и статей,в которых касались вопросов класс] фикации и интерпретации памятников искусства малых форм на осно: использования различных методов.Впервые появляются обобщающие с: ды источников.Исходя из разработок С.Н.Замятнина и А.Н.Рогачева /1957/,поставлен вопрос о роли и значении палеолитического иску* ства в выявлении местных особенностей культур Восточной Европы,! мечены этнографические различия стоянок Дона и Десны /Абрамова, 1960/.
Работы последних десятилетий показывают,что в процессе сис матизации памятников палеолитического искусства,различных класс1 фикаций и сравнительного анализа подчеркиваются стилистические < обенности сюжетного и орнаментального творчества Восточной Евро Археологи приходят к выводу о существовании отдельных стилей и : ассоциаций в искусстве палеолита /Маршак, 1970 ,197
Абрамова, 1977; Гво здовер, 1985; Яковлева, 1989;Ddpoite. ,1990; Via.lent 19 Филиппов,1991 и др./.Неоднократно отмечалось,что в этом направл нии разработки наиболее перспективны,но следует учитывать и пол семантизм термина "стиль" при построении стилистических классиф каций.
Вопрос о происхождении палеолитического искусства впервые в России был поставлен И.И.Фоминым /1912/,воспринявшим основные п ложения классификации Э.Пьетта.
Фундаментальными трудами в данной области науки явились раб ты 20-30 годов:А.А.Миллера,Д.З.Айналоза,Б.Б.Пиотровского,А.С.Гу на.П.П.Ефименко.
Тема "идейного содержания" древнего тзорчества и центрально места в нем образа женщины и зверя,при доминировании ^хотничьег
сюжета.раскрывается в послевоенные годы в работах А.П.Окладникова и С.Н.Замятнина.
В начале 60-х годов в дискуссию о происхождении искусства вступает и развивает её на новом уровне А.Д.Столяр.В научную литературу вводятся понятия "натуральное творчество" и "натуральный макет".Генезис элементарных форм изобразительного творчества рассмотрен по трем этапам,из которых на период верхнего палеолита приходится искусственное создание объема и скульптуры из глины.
3 главе уделено значительное внимание работам А.К.Филиппова, посвященным истокам и природе палеолитического искусства.Отмечается важность вывода,что эстетическое отношение возникает вместе с Человеком в информационном поле совместной деятельности.
В диссертации рассмотрены вопросы по использованию сравнительно-этнографического метода при художественно-семантическом анализе антропоморфной скульптуры,отмечено,что анималистическая тематика в палеолитическом искусстве также свидетельствует о существовании сложных мировоззренческих представлений.Следовательно, интерпретация любого источника должна производиться на основе внутренних характеристик самого артефакта и его взаимосвязи с контекстом.
Изучение образцов палеолитического искусства малых форм,новые их открытия показывают,что человек верхнего палеолита приобрел способность к абстрагированию и установил связи не только между обозначением и реальным предметом,но и между общим и отдельным в данном обозначении.Мышление человека формировалось в результате его взаимодействия с окружающим объективным миром,зависимость от которого способствовала появлению определенных мировоззренческих взглядов,зидоизменяющихся во времени.По своей сущности искусство —социальное явление.Оно появляется при взаимодействии объективных и субъективных факторов как "необходимое изобретение"
для общества з целом.
Глаза 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА МАЛЫХ ФОРМ. Неоднократно отмечая многофункциональность и универсальное первобытного искусства,его информативность в определенной систе воспитательных средств,археологи сталкиваются с необходимостью выработки подходящей методики для исследования его памятников.
Уже в конце 20-х годов нашего столетия в науке был поставле вопрос о целесообразности подобных разработок /Айналов,1929/.
В главе отмечается,что современное изучение искусства малых форм на уровне археологических построений производится посредст зом характеристики объекта,используя принципы технико-морфологи ческого и стилистического анализа.На основании метода сравнител ной аналогии и контекста стратифицированных находок предлагаете относительный возраст любого памятника искусства.Археологическа классификация образцов древнего творчества осуществляется на ба корреляции косвенных признаков серии предметов и сравнительногс анализа как внутри выделенных образований,так и на более широко межкультурном уровне.При систематизации памятников преимуществе но используют методы описания и классификации.основанные на выС ре стилистических и семантических при знаков.Здесь выделены эле* нты изображений содержательного /сюжет,атрибуты изображаемого г рсонака - пол,вид/ и выразительного характера /стилистические с менты,переданные в манере и трактовке изображений//Филиппов,195 Одним из примеров археологического подхода к классификации может служить работа М.Д.Гвоздсзер,посвященная типологии стату; ток Русской равнины /1985/.Определенные исследования в области стилистических классификаций образцов искусства малых форм прел приняты в работах А.Леруа-Гурана /1965,1971,1976 и др./,З.А.Аб{ мовой /1976/,А.Дельпорта /1979,1990/,А.К.Филиппова /1991/,Д.Виг
/1991/.
3 процессе изучения палеолитического искусства следует учитывать полисемантизм термина "стиль".который может характеризовать искусство больших исторических эпох,обусловленное наличием соответствующего мировоззрения,и представлять,прежде всего,художественную традицию в передаче объективно-субъективных доминант /напри -мер.символико-знаковый стиль дофигуратизного искусства,художественный стиль периода граветтоидных культур Европы с ведущими сюжетами образа обнаженной женщины и зверя/.Иное содержание имеет термин "стиль" как некоторая манера передачи изображения пссредствт-ом сочетания единичного характера формы,орнамента или символико-знаковых обозначений.На данном уровне выделяют локальные стилевые варианты,характеризующие специфичность палеолитического искусства отдельных общностей древнего населения,существование местной художественной традиции.3 качестве типичного примера здесь можно назвать схематико-геометрический стиль Мезина и анималистический реализм в мадлене Западной Европы.
3 главе предлагается схема изучения образцов мелкой пластики: КАТЕГОРИЯ /памятник искусства/ - ВИД /скульптура,фигурные навер-шия/ - КЛАСС /совокупность групп:антропоморфные,зооморфные,неоп -ределимые изображения/ - СТИЛЬ общий /атрибуты:манера изображения и канон/ - ЗАРИАНТЫ общего стиля /локальные стили/ - ТИПЫ /на основе сочетания различных признаков технико-морфологического и метрического характера/.
Для начального этапа фигуративного искусства свойственна условно-обобщенная трактовка воспроизведения персонажей,которая впоследствии развивается в реалистическую или стилизованную манеру изображений.Следует отметить,что стилизация происходит посредством абстрагирования образа,своеобразной обработки его содержания и является в общем результатом переосмысления действительно-
сти в процессе социогенеза.
При характеристике стиля сюжетных изображений значительная оценка отводится канону,под которым понимаются основные принцип или правила построения формы.Затем осуществляется типологическа классификация с учетом взаимосвязи определенной формы с дополни тельными акцентируемыми деталями,орнаментальными мотивами и зна ковыми обозначениями.
Для категории украшений предусматривается классификация по хнико-морфологическим признакам с последующим выделением типов при согласованности формы и характера художественного оформлени Глава 3. ИСКУССТВО РАННЕЙ ПОРЫ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
Восточноевропейские памятники второй половины среднего вал2 геологически соотносятся по времени с отложениями кашинского и брянского интерстадиалов.Хронологические рамки брянского времен определены в 32-25 тыс.л.н.Наиболее древние находки.свидетельсч вующие о творчестве человека,обнаружены в материале стоянок стр лецкой и спицынской археологических культур на Среднем Дону.Их возраст отмечен ранее 32 тыс.л.н. согласно геологической харак1 ристике культурных горизонтов,методу абсолютного датирования и археологическому анализу каменных индустрии.
Изложение материала в главе дается по географическому приг ципугот юго-западного региона до Костенковско-Борщевского райо! памятников на Дону.Дата для палеолитического слоя грота Брынзе ны I /Молдавия/,предложенная в литературе Н.А.Кетрару /1989/,я; ляется проблематичной,а поделка из бивня мамонта по характеру : дожестзенного оформления имеет явно более молодой возраст,чем 1 тыс.л.н.
В работе анализируются памятники древнего тзорчества из ] нних стоянок Среднего Дона.Здесь необходимо назвать находки,по.
ченные в процессе раскопок Костенок 17 /второй и верхний уровни/ 12 /первый,третий слой/,/второй,третий слои/,15,6 /зторой и третий горизонты/,I /третий слой/.
Более поздним памятником стрелецкой культуры рассматривают Сунгирь на Клязьме.Искусство малых форм представлено здесь выразительной коллекцией резных уплощенных украшений,скульптурой и специфичными мотивами точечно-ямочной орнаментации.
В результате произведенной систематизации материала и анализа предложены основные выводы по искусству стоянок ранней поры верхнего палеолита Восточной Европы:1/ частое использование естественной формы материала для создания древних украшений /амуле-тоз ?/;2/ применение двустороннего конического сверления для оформления отверстий на предметах; 3/ распространение уплощенно-вы-пуклых форм подвесок и поделок; 4/ из подвесок выделяется группа амулетов /?/ зооморфного характера; 5/ появление первых образцов объемной скульптуры,сохранявшей признаки ещё явно выраженной уплощенной формы; б/ орнаментальные мотивы состоят из ритмично прочерченных групп вертикальных нарезок,поперечных горизонтальных линий,краевых клиновидных насечек и точечно-ямочной пунктуации в определенных линейных композициях.В конце ранней поры верхнего палеолита появляются первые изображения горизонтальной и вертикальной "елочки",разделительные орнаментальные зоны в виде поясков из прочерченных поперечных линий.
Глава ИСКУССТВО МАШ ФОРМ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТОЯНОК ВРЕМЕНИ "ГРАВЕТТСКОГО ЭПИЗОДА" /24-20 тыс.л.н./.
В главе рассматриваются памятники искусства из поселений, приуроченных геологически к началу осташковского оледенения.Это время большого разнообразия каменного и костяного инвентаря.расцвета палеолитических культур,распространения искусства,свидетельствующего о сходных мировоззренческих представлениях,связанных
с образом женщины и зверя.
Для палеолитического искусства этого периода эталонными комп лексами являются материал« из стоянок Костенки I и Авдеезо.где с рийно представлены скульптурные изображения.украшения и орнамент рованные предметы,поэтому изложение начато именно с этих коллекц
3 работе на основе критики источника производится классифика ция известных и вновь выделенных образцов искусства,по мере дост пности дается описание новых поступлений.
Так,зооморфная скульптура первого жилого комплекса Костенок рассматривается согласно сюжету изображений.Возникшие трудности процессе семантического анализа скульптурных поделок из известия ка и мергелистых пород обусловили постановку вопроса о необходим сти использования специальной методики исследования мелкой пласт ки,а именно,методического приема зоологической модели распознава ния образов.Здесь предприняты только первые шаги.способствующие разработке отдельных вопросов.В будущем планируется изучение все категории в совокупности.основываясь на всех памятниках анималис ической тематики.
В результате художественно-семантического анализа костенковс кой зооморфной скульптуры выявлена совокупность ведущих признаке посредством которых воспроизводится животное отдельного зоолога ского вида.Существенными характеристиками являются линия лобно-} сового контура,изображение формы носа,нижней челюсти и ушей живс тного.а также общая моделировка головы персонажа.
3 коллекции сюжетной скульптуры Костенок I выделены статуэт! мамонта.головки кошачьих,медведя.волка,лошади,овцебыка,птиц и п бридных существ.Рассматривается вопрос о наличии полиэйконичесю композиций.Значительную группу представляют неопределимые формы процессе корреляции морфологических признаков и метрических дан] скульптурных головок медведя и волка получены индексы соотношен:
размеров и схема сопоставления профильного контура изображений.
Дифференциация антропоморфных статуэток показывает наличие двух чакер в передаче образа кенщиныгуслозно-обобщенной и реалистической.Стилизованная манера воспроизведения изображений женщины и зверя находит выражение при оформлении фигурных назеркий лопаточек и фибул.Композиции дополняют характерные орнаментальные мотивы и символические обозначения.
Достаточно выразительную категорию поделок составляют украшения, которые представлены по группам - диадемы /браслеты/,заколки /фибулы/,подвески,нашивки¡предлагается типология мергелевых подвесок на основе формообразующих признаков.
Наряду с упоминанием известных орнаментальных мотивов Косте-нок I обнаружены новые элементы,нанесенные преимущественно на.бивень мамонта и плоские кости животных /асимметричная клиновидная насечка изогнутой конфигурации,линии точечных эдавлений/.
Искусство малых форм Авдеевской стоянки рассмотрено по коллекциям двух жилых объектов.Публикация поделок из нового поселения частично произведена М.Д.Гвоздовер /1983,1985,1993/.В диссертационной работе использованы новые находки.
Антропоморфная скульптура подразделяется по манере изображения на обобщенные формы и статуэтки с различной степень» реализма. Анималистическая тематика представлена статуэтками мамонта.лошади и скульптурными назершиями на фибулах /головки медведя и волка/и орудиях типа лопаточек /стилизация морды кошачьих/,а также одной композицией,которую можно отнести к разряду полиэйконических/"во-лколез"/•
3 работе проанализированы группы украшений из Авдеева,предложена типология заколок.
Кроме существования прямолинейной орнаментации геометрического характера отмечено наличие криволинейных композиций в виде
спирали,образованной концентрической линией с насечками,и группь лглуовалов,созданных посредстз-м изогнутых линий точечных вдазле ний.
Синхронным памятником костенковско-авдеевской культуре являе тся комплекс Костенок 13 /Кельскевская стоянка/,где найдены фрагменты поделок и орнаментированные предметы,женская статуэтка с подогнутыми ногами /"роженица"/,сопоставляемая по позе с фигурке из нового объекта Авдеева.
Далее в главе анализируются произведения искусства и орнаме! тика поселений Хотылево 2 и Гагарино.Исходя из основных признаке формообразования и определенной акцентировки женских частей телЕ с последующей их гипертрофированностью выделяется типично хотьш вский вариант общего канона женской скульптуры граветта.Среди нг ходок стоянки Гагарино следует отметить выразительную серию реалистических статуэток,аналогичных хотылевским фигуркам по углам построения корпуса,соотношению размеров положения оси ног,изгиб£ спины и характера расположения мышечно-жировых масс тела.Таким с разон.гагаринско-хотылевский тип статуэток отличается от костек! вского меньшей статичностью позы,иным характером акцентировки объемов.К стилизованной женской скульптуре,возможно,относятся Д1 фигурки из Хотылева 2,моделировка которых предполагает существо! ние локального приема изображений,что совместно с резной,декоративной орнаментацией острий,создающей рифленую поверхность,состг вляет местный вариант развития художественного стиля стоянок "г] веттского эпизода" Восточной Европы.
Искусство поселений,не входящих в группу виллендорфско-кост( нковского единства рассмотрено по географическому принципу.Это поделки из седьмого слоя Молодовы 5 на Днестре /профильная стил! зованная статуэтка,просверленные жезлы,песчаниковые диски,подвес ки из раковин и клыков песца/,из стоянки Пушкари I на Десне /ук-
рашения/ и верхнего слоя Александрова на Дону /антропоморфная стилизованная скульптура,изображения мамонта,бизона,носорога и лошади,украшения,предметы с точечной орнаментацией/,из второго горизонта Аносоэки 2 /условно-обобщенные статуэтки мамонта и носорога с уплощенным основанием/,из Костенок 9 /скульптурная головка животного/,из третьего слоя Костенок 21 /гравировки животных на плитках песчаника и сланца,"камбаловидные" подвески.орнамент в виде нарезок,"елочки" и сетки/ и верхнего культурного уровня Костенок 8 /украшения/.
В процессе работы над резервной коллекцией Костенок 4 выявлены ранее неизвестные скульптурные головки лошади /3 экз./и неоп-редилимого животного с группой насечек по линии носа.
Сравнительный анализ памятников искусства завершает изложение материала по данному периоду.Для сопоставления привлечены образцы древнего творчества европейских стоянок,приведены примеры возможных аналогий.
Глава 5. ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ /19-10 тыс.л.н./.
Исходя из географического принципа расположения стоянок позд-неледниковья,на территории Зосточной Европы выделены следующие четыре локальные группы памятников:юго-западная /Климауцы,Старые Дуруиторы,второй слой,Косоуцы,слои 2-3,Молодова 5,слои 2-6/,днеп-ровско-деснинская /Елисеевичи I.2;Мезин.Межиричи.Гонцы,Новгород-Сезерская,Тимоновка.Супонево,Кирилловская.Добраничевка,Юдиново/, среднедонская /Ксстэнки 2,Борщево I;2,слои 2-3/.степная /Муралоз-ка,Дубовая и Кайстровая Балки.Амвросиевка,Рогалик/.
Так,э верхнем слое поселения Климауцы /р.Днестр/ найден ряд предметов из бизня мамснта,кости и раковин,которые служили украшениями.3 качестве орнаментальных элементов на образцах встречены простые поперечные нарезки и насечки.
Из второго горизонта стоянки Старые Дуруиторы /р.Чугур/ пр сходят подвески в виде зубов северного оленя и белемнитов.
Искусство второго слоя стоянки Косоуцы /дата около 18 тыс.л н./ представляет стилизованная статуэтка,воспроизводящая профил ное изображение женщины с согнутыми в коленях ногами.дисковидна орнаментированная поделка /амулет ?/ и острие с концентрической резной линией.Орнаментация изделий выполнена в технике прорезан насечки и вдавлений.Основные орнаментальные мотивы состоят из л ний точечной пунктуации,организованных в определенные композици из ритмичных краевых нарезок,прочерченных линий,концентрических резных витков,образующих вертикальную спираль.
Во втором культурном слое Молодовы 5 обнаружена флейта из р га оленя с группой отверстий и орнаментом типа "елочки" /дата с по А.П.Чернышу - 14-13 тыс.л.н./.Несколько сопоставима по матер алу и форме флейта из четвертого горизонта стоянки.Из третьего слоя Молодовы 5 происходит женская стилизованная статуэтка,выре занная из мергеля,и антропоморфная фигурка из бивня мамонта,ана гичная по общим принципам построения формы изображениям верхнег слоя Александровки.Произведения искусства шестого слоя поселени представлены антропоморфной статуэткой 17,5 см и плоской плитко аргиллита с насечками по краю,создающими зазубренность грани из 37 выступов.
Наиболее выразителен материал стоянок днепрозско-деснинско группы,среди которых следует выделить Елисеевичи /р.Судость/ ка относительно ранний памятник этого периода.Об этом свидетельствуют и относящиеся к искусству предметы.Композиционное оформлен единственной женской статуэтки предусматривает двухчастное деле ние фигурки:стержнеподобная "вытянутость" торса до талии и чрез мерная объемность форм в районе седалищной части и ног.При част чнчм сохранении определенного канона изображения женского тела
наблюдается тенденция к некоторой стилизации в его эеспроиззеде-нии /отсутствие головы,рук/.Несомненно,что семантический характер имеют поперечные нарезки.расположенные на заглаженной поверхности скульптуры в количественном соотношении 4+З.А/+2+2.
К анималистической тематике в искусстве Елисеевичей относят статуэтку мамонта из известковой конкреции.Фигурка выполнена в условно-обобщенной манере и является типичной по канону для изображений данного зоологического вида времени "граветтского эпизода" Восточной Европы.
Своеобразие искусства стоянки определяется серией пластин из бивня мамонта /"чуринги"/ с выразительной геометрической орнаментацией, доминирующим мотивом в которой является сетка из соприкасающихся вытянутых шестигранников,правильных по форме.
Прочерченная орнаментация в Елисеевичах состоит из вариаций параллельных или угловых нарезок /"елочка"/,зигзага с различным углом заострения.пучкообразных сочетаний и бессистемных нарезок, образующих штриховые гравировки.
3 главе предлагается классификация трубчатых костей зайца с нарезками,согласно их расположению выделены следующие типы : I/ с одной поперечной нарезкой в верхней части плоской поверхности диафиза.6 экз.; 2/ с группой мелких штрихов на средней части плоской поверхности кости,9 экз.; 3/ с нарезками на грани диафиза.З экз.; Ч/ с одной прочерченной линией по окружности трубчатой кости,I экз.; 5/ с бессистемными насечками на поверхности кости.
3 1980 году при раскопках Л.З.Греховой нового пункта Елисее-зичи 2 обнаружен орнаментарованный кезл из бивня мамонта 25,5 см. Наиболее близкими аналогиями по форме являются предметы из Мезина и Межирич.Орнаментальный мотив прерывистой асимметричной "лесенки" /по Л.З.Греховой/ здесь целиком заполняет одну из поверхностей,на оборотной стороне изделия воспроизведен производный вари-
ант — линия с двустороннеотходящими наклонными штрихами .Возмож! что мотив асимметричной "лесенки" генетически сзязан с орнамент.' льным мотивом "линии со шпорами" времени граветта.Однако,в данн' случае он выполнен в технике гравировки,а не посредством насечк; и не образует характерной рифлености поверхности предметов,свой венной для костенковско-авдеевского варианта.
Палеолитическое искусство Мезина рассмотрено на основании к лекции стилизованной скульптуры /"птички","фаллосы"»переходные рмы/,украшений и своеобразной геометрической орнаментики,типичн только для данного памятника.В работе статуэтки воспринимаются женские изображения,определенные символы с соответствующей сема кой,отраженной в форме и в графической записи посредством слоен орнаментации.3 мезинском искусстве выделены следующие мотивы пр молинейного прочерченного орнамента:ритмичные группы из прямых наклонных линий различной длины,клиновидные краевые насечки,шев ны с заостренными углами,создающие композиции из парных сочетай горизонтальная "елочка",вертикальный зигзаг,простой и двойной меандр.
Искусство поселения Мекиричи /15-14 тыс.л.н./ представляют некие стилизованные статуэтки,украшения в виде фибул,брошек,пол сок и бусин,предметы с геометрической орнаментацией.Характер мс лировки уплощенных статуэток предопределяет двухчастное деление композиции на "верхний стержень" и лппаточкоподобное расширение нижней части.Таким образом,создается межиричский локальный канс скульптурных изображений.На поверхности некоторых фигурок выло; на линейная орнаментация в виде сочетания поперечных нарезок,з< вертикального зигзага и "елочки".Связующим звеном между мезинс! и межиричской художественными традициями можно считать скульпт; 7,2 см:верхняя часть фигурки воспроизведена прямоугольным зыст; область седалищной части передана в круглом объеме и обладает
фическим обозначением ленского знака пола на поверхности.
3 коллекции Мекирич находится группа костей животных с бессистемными графическими рисунками.На поверхности одной из пластин бивня мамонта выполнено изображение жилищ с дополняющими их орнаментальными зонами-ярусами.Художественный анализ рисунка,компоновка его слагаемых в единой композиции рассмотрены в работах А.Маршака и Л.А.Яковлевой.
Из материала стоянки Лобраничевка /р.Супой/ происходит женская фигурка из песчаника,передающая профильное изображение с характерным угловым выступом седалищной части и конусовидной формой ног,и скульптурная поделка из янтаря,которая согласно Л.А.Яковлевой относится ко второму варианту мезинского типа статуэток.Однако,бо'ль-шая аналогия прослеживается в общих принципах построения формы с межиричской статуэткой.
3 главе рассматриваются два обломка бивня мамонта с гравировками из Супонево.На поверхности первого образца /12,5 см/нанесено стилизованное изображение двух рыб,созданное при сочетании пересе кающихся штриховых нарезок,которые вписаны в контур эллипса с при остренными краями,на втором фрагменте /5,2 см/ прочерчены углы и зигзаги.Своеобразное соподчинение угловых построений является типичным признаком орнаментального декора памятников искусства поз-днеледниковья.
Для восточноевропейских * стоянок хронологического периода 14 - 12 тыс.л.н. характерно отсутствие сюжетного искусства и разви -тие геометрической орнаментации,что отличает их от изобразительно го творчества мадленских поселений Западной Европы.
Так,орнаментальные мотивы в искусстве Тимоновки I /р.Десна/ созданы посредством сочетания прочерченных линий,углов,неправильных геометрических фигур,ромба различной конфигурации.которые обы чно заключены в линейные ограничители по контуру всей композиции.
Коллекция образцов искусства Юдиново I /р.Судость/ содержит украшения и орнаментированные изделия из кости и бивня мамонта., основе орнаментации использованы мотивы косой клетки,вытянутых треугольников,цепочки ромбов,параллельных глубоких прорезей,обр зующих рифленую поверхность на предметах.Ведущим элементом юдин вского орнамента является ромб правильных пропорций с подчеркну тыми углами в результате вторичного прорезания по контуру фигур
В заключении главы дается сравнительный анализ мелкой пласт ки и орнаментации стоянок периода позднеледниковья,обосновывает выделение локальных стилей в палеолитическом искусстве Мезина.М жирич.Косоуц,Юдиново —Тимоновки.
Глава 6. ХУД01ВС ТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКОВ ПА ЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА МАЛЫХ §0РМ И ПРОБЛЕМА ИХ СИНХРОНИ ЗАЦИИ.
В шестой главе на основе сравнительного анализа памятников искусства,украшений,орнаментики произведено их сопоставление и уровне категорий и по единично представленным образцам,пpoиcxo^ щим из хорошо стратифицированных стоянок Европы и Сибири.
Художественно-стилистический анализ памятников искусства,сп ратиграфия поселений и изучение контекста находок,использование серии полученных радиоуглеродных дат способствовали выделению г риодов и схем последовательности развития искусства малых форм Европы /А.Леруа-Гуран,Б.Клима,Д.Саки и др./.Для сопоставления I нных возникает необходимость создания подобной схемы на материг стоянок Зосточной Европы.
Исследование находок древнего искусства Европы подтверждаем вывод,что первые стратифицированные образцы украшений.прочерче! ного орнамента на кости и символико-знаковые изображения г^тнос* тся ко времени 32 тыс.л.н.Так,для подвесок и простого прочерче1 ного орнамента древнего ориньяка Франции предлагается дата 35-!
тыс.л.н./АЛеруа-Гуран.Д.Саки/ В этот период украшения изготавливают из камня и зубов животных /олень,волк/,появляются первые нефигуративные изображения /Арси-сюр-Кюр/.Древнейшие верхнепалеоли-тическив стоянки первой хронологической группы Среднего Дона не моложе ранних ориньякских индустрии Западной Европы.Исходя из последних данных,второй слой Костенок 17,содержащий подвески в виде фигурных галек,белемнитов и кораллов,приурочен к периоду 36-32 тыс.л.н.Из третьего горизонта Маркиной Горы происходят пронизки в виде трубчатых костей птиц,в нижнем слое Тельманской стоянки найдены просверленные клыки песца.
Начало фигуративного искусства относят к периоду 30-26 тыс. л.н.На рубеже 30 тыс.л.н. появляются памятники искусства из гротов Истюриц /5 слой/,Абри Селье,Кастане.К более молодым находкам причислены украшения из 3-4 слоев Истюриц.При раскопках стоянки Гальгенберг /Австрия/ обнаружена статуэтка,воспроизводящая фигуру женщины с поднятой рукой.Скульптура изготовлена из камня,значительно уплощена и передана в условно-обобщенной манере.3 Холенитейн -Штаделе /Южная Германия/найдена объемная фигурка,изображающая человека с головой животного /28,1 см/.Некоторые части тела созданы ещё посредством плоскостного воспроизведения формы.В скульптуре Фогельхерда /слои 4-5;Германия/ совместно с уплощенными и одностороннезыпуклыми формами представлены и объемные изображения животных.Объемные зооморфные статуэтки и фрагменты известны из поселения Гайзенклостерль 2а /Германия/.
Таким образом,в начальный период фигуративного искусства изображения животных создаются за счет передачи двух - трех характерных при знаков.Как и в более поздней костенковской скульптуре,особое значение отводится профильному контуру композиции.
В это время появляются новые мотивы криволинейной и прямолинейной орнаментации:косые кресты,зигзаг,шевроны,косая клетка,кли-
- сс. -
невидные нарезки и группы изогнутых параллельных линий.
Следующий хронологический этап развития искусства малых фо Европы можно определить промежутком 26-20 тыс.л.н.Восточноевроп ское искусство представлено материалом из стоянок времени "грав тского эпизода" /24-20 тыс.л.н./.Доминирующей темой становится раз женщины,исполненный в общем каноне первобытного реализма с кальными вариациями формы.Наряду с различной степенью реализма условности в изображениях человека и зверя находит развитие сти зация,особенно при оформлении скульптурных наверший орудий.В гл ве дается художественно-стилистический анализ произведениям иск ства данного периода /виллендорфско-костенковское единство,стоя ки "граветтского эпизода" и граветтоидных культур Европы/.Отмеч тся локальные стили в палеолитическом искусстве Европы и общие признаки в развитии древнего творчества.
Последующий период палеолитического искусства /19-10 тыс.л назад/ характерезуется большим разнообразием художественных тра ций и локальных стилей.В отличие от мадленского сюжетного искус ва Западной Европы.восточноевропейские стоянки обладают схемати геометрическим искусством.В главе на основе сравнительного анал рассматриваются образцы древнего творчества,производится их con тавление.В работе отмечено,что центральноевропейские памятники иного периода занимают своеобразную позицию,что объясняется раз образием стилистических особенностей,присущих для региона.
3 заключении предлагается общая оценка палеолитического ис сства стоянок Зосточной Европы,подводятся итоги егоизучения,обо нозыва.ется постановка новых задач.Основные результаты диссертац и новизна ее материала могут быть переданы в следующих пунктах: I. Работа построена на систематизации археологического материал и использовании методов технико-морфологического и художественн стилистического анализа.Памятники древнего творчества Зосточной
Европы происходят из 39 стоянок /51 культурный слой/.В тексте диссертации рассмотрено I 812 образцов палеолитического искусства.
2. Изложение материала вперзые произведено хронологически,согласно трем этапам верхнего палеолита Восточной Европы.Так,искусство раннего периода представляют 460 экз.,времени "граветтского эпизода" - 862 экз.,периода позднеледниковья - 490 экз.
3. Свод источников 1962 года дополнен материалом из таких стоянок как Старые Дуруиторы,Климауцы,Косоуцы,Брынзены,Хотылево 2,Костен-ки I /второй комплекс/,Елисеевичи.Юдиново 1,Александровка /скульптура из резервной коллекции/
4. Анализируется новая коллекция памятников древнего творчества из последних раскопок Авдеева.
5. 3 процессе изучения коллекций выявлены новые изображения животных /Костенки I,Александровна,верхний слой/.
6. В работе предложена новая схема для дифференциации образцов мелкой пластики.
7. Изучение зооморфной скульптуры выполнено на основе морфологического подхода,в данном направлении планируются дополнительные исследования с использованием всего материала по анималистической тематика.Это следует рассматривать в качестве самостоятельной темы.
8. 3 диссертации развивается вопрос о возможности существования "полиэйконии" в искусстве палеолита,в виде примера дается описа -ние композиций костенковско-авдеевской культуры.
9. Альбом иллюстраций дополняет таблицы Свода 1962 года по 350 новым образцам,в 220 случаях это неопубликованные предметы.
Основные положения диссертационной работы изложены автором в следующих публикациях:
I. Новые скульптурные изображения животных из коллекции стоянки Александровка /Костенки 4//Российская археология.1993.Зып.3:214-
217.
_ ?ц _
2. К вопросу о существовании полиэйконии в искусстве позднего п леолита//Зещь в контексте культуры.ТДК.1994.СПб.28-29.
3. К вопросу о периодизации позднепалеолитического искусства ма лых форм в Европе.Хронологический и стилистический аспекты//Пет рбургский Археологический Вестник.1994.Вып.8:19-30.
Методические проблемы изучения палеоискусства малых форм//!^ Гос.Эрмитак.1994.3-5.
5. Зооморфная скульптура из палеолитических коллекций МАЗ//РазЕ тие культуры в каменном веке.ТДК.1994 /в печати/.
6. Лопаточки позднепалеолитического поселения Костенки 1//Архес п'я.Киев.1995 /в печати/.
ЧГЭЗАК Ц.т-р.пслч С'2,?>5.ВеспААткс