автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев
Текст диссертации на тему "Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев"
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
На правах рукописи
ЕМЕЛЬЯНОВА Надежда Михайловна
ИСЛАМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КАБАРДИНЦЕВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
Специальность - 09.00.06 - Философия религии
Москва -1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3
ГЛАВА 1. КАБАРДИНЦЫ ДО ИСЛАМА...............................................13.
1. Роль язычества в формировании сознания и образа
жизни кабардинцев........................................................................13
2. Религиозный аспект кодекса морали и чести (адыгэ-хабзэ)............24
3. Влияние христианства на развитие кабардинского этноса...............32
ГЛАВА 2. ИСЛАМ В КАБАРДЕ ДО до 1917 г.
1. Утверждение ислама в Кабарде.........................................................46
2. Религиозный фактор в русско-кавказских войнах............................58
3. Подчинение Кавказа Россией как предпосылка
секуляризации кабардинского общества..........................................74
ГЛАВА 3. РОЛЬ ИСЛАМА В КАБАРДИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В XX веке
1. Ислам и политика советского государства в 1917 - 40-е гг.............93
2. "Исламский фактор" в Кабарде в годы
Великой Отечественной войны..........................................................114
3. Действия администрации в отношении ислама
в 1945 - 60-е годы..................................................................120
4. Неофициальный ислам как альтернатива государственной
политике в 60 - 80-е годы...........................................................................127
5. Возрождение ислама в Кабарде
в постсоветский период...........................................................................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................156
БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................162
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................189
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ............................................................206
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что после распада Советского Союза религия в целом и ислам в частности играет все более заметную роль в жизни общества. Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах, в особенности на Кавказе, поведенческих стереотипов, ислам оказывает существенное воздействие на ход политических событий, включая имеющие место в регионе конфликты.
Диссертация актуальна и по той причине, что сегодня происходит усиление роли ислама в общественно-политической жизни Российской Федерации, кристаллизуется стремление мусульман к преодолению внутренних разногласий, имеют место постоянные попытки консолидироваться на региональном и даже общероссийском уровне.
Наконец, некоторые эксперты в поисках объяснения высокого уровня конфликтогенности в регионе Северного Кавказа в 90-е годы отмечают фактор межцивилизационного взаимодействия, могущий принимать форму конфессиональных конфликтов. Эта причина представляется дискуссионной: многие специалисты, напротив, убеждены, что противостояние между исламом и христианством является надуманным, и зачастую искусственно "раздувается" некоторыми политиками и средствами массовой информации.
Вместе с тем нельзя не признать, что именно к идее противостояния мусульманского Северного Кавказа и православной России апеллировали
различные слои общества при возникновении напряженности в российско-кавказских отношениях. И нынешняя ситуация это подтверждает: конфессиональный, и прежде всего "исламский фактор" (термин в известной степени условный), оказывает влияние на развитие событий в северокавказском регионе и вокруг него. И здесь можно говорить о преемственности этой тенденции исторического развития и даже о возможности ее экстраполяции на грядущий XXI век.
И это обстоятельство служит дополнительным подтверждением в пользу актуальности диссертации: без правильного понимания места и роли ислама в общественно-политической жизни Северного Кавказа невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы.
Однако рассматривать ислам на полиэтническом Северном Кавказе как полностью гомогенный социокультурный монолит некорректно. Исламская традиция на Кавказе дифференцирована, имеет множество различий и оттенков, обусловленных историческими, этнокультурными, географическими и социальными особенностями отдельных фрагментов этого большого региона. Вот почему представляется актуальным анализ ситуации на каждой отдельно взятой этнической территории, в данном случае в Кабардино-Балкарии.
Основным объектом исследования является процесс становления ислама на Северо-Западном Кавказе на примере кабардинского этноса; взаимодействие мусульманских канонов с религиозными традициями, присущими для кабардинцев как представителей адыгской группы народов.
Основными целями исследования являются:
- соотношение конфессиональной и собственно этнокультурной традиции у кабардинцев от начала их этногенеза до настоящего времени;
этнокультурной традиции, нормативов общественного поведения и ценностных ориентаций кабардинцев на протяжении всей истории их существования;
- анализ взаимоотношений между мусульманами-кабардинцами и окружающими их иноконфессиональными этносами, взаимовлияние религиозно-культурных традиций и их историческая эволюция;
- стабилизирующая роль конфессионального фактора в современной конфликтогенной ситуации в Кабардино-Балкарии и ее влияние на общую обстановку на Северном Кавказе в целом.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной науке вниманию специалистов интересующиеся
кавказской проблематикой, предлагается комплексный анализ состояния конфессий у кабардинцев, соотношения у них собственно исламской и домусульманской традиций. Эти традиции рассматриваются в контексте имевшего место на протяжении всей истории северокавказского региона межцивилизационного взаимодействия.
Наконец, впервые воздействие исламской традиции на кабардинское общество прослеживается на таком протяженном историческом отрезке времени, что может способствовать научно-практическому анализу сегодняшней ситуации в Кабарде и перспектив ее развития.
определение воздействия ислама на формирование
Хронологические рамки исследования охватывают период от проникновения ислама к кабардинцам и до 90-х гг. XX столетия включительно. В работе даются характеристика этногенеза кабардинцев, обзор язычества и христианства, бытовавших здесь до принятия ислама. Доисламские верования оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на образ жизни кабардинцев, под их влиянием кабардинский ислам принял своеобразную, отличную от существующих в других северокавказских регионах, форму.
Выделяются несколько периодов в процессе становления ислама у кабардинцев:
1. XIII - первая половина XVI в. Проникновение ислама на СевероЗападный Кавказ, в том числе и в Кабарду. К XVI в. часть кабардинских князей уже исповедывала ислам суннитского толка. Однако в народе еще были очень сильны языческие верования, соединение их с мусульманской традицией прослеживается во многих обрядах. Кабардинцы сопротивлялись введению мусульманского законодательства - шариата, сохраняя приверженность своим местным обычаям - адатам.
2. Вторая половина XVI - конец XVIII в. Этот период связан с вовлечением кабардинцев в противоборство между Турцией и Россией, когда кабардинское общество раскололось на два политических лагеря. Один - протюркской, мусульманской направленности, второй - прорусской ориентации, сохраняющий языческие верования, либо с обращением в христианство.
3. Конец XVIII в. - 1917 г. Период связан с усилением религиозности кабардинцев и их дальнейшей исламизацией, что было следствием совместного противостояния горских народов российской экспансии, а также участия горцев в антирусской борьбе в составе шамилевского имамата. В 1860 - 1917 гг. происходит массовое выселение (мухаджирство) жителей Северного Кавказа в Османскую империю, от которого в большей степени пострадали адыгские народы.
4. Советский период. Способствовал секуляризации кабардинского общества после установления советской власти. Наличие большой северокавказской диаспоры в Турции и арабских странах сыграло определенную роль в дальнейшей исламизации их соплеменников, входящих в состав Российской Федерации, в постсоветский период.
5. Постсоветский период. Определяется общегосударственными переменами, в том числе распадом СССР, событиями, происходящими в бывших советских республиках, нестабильностью обстановки на Северном Кавказе. Данный этап на стадии становления, и, для того чтобы осознать происходящие перемены, необходимо время.
Методологическую основу диссертации составляют исследования религиоведческого и историографического характера, в которых рассматриваются проблемы исламского возрождения, а также работы, посвященные истории Северного Кавказа. Изучение вопросов, связанных с перспективами развития ислама в отдельно взятых регионах, увязывается с более широкими проблемами "региональных цивилизаций" и их места в современном мире.
При разработке теоретической основы диссертации автор опирался на труды зарубежных и отечественных авторитетов. В отечественном востоковедении диссертант пользовался работами В.Я.Белокреницкого, Г.Л.Бондаревского, В.А.Бондаренко, Ю.В.Бромлея, Ю.В.Ганковского Б.С.Ерасова, И.Д.Звягельской, Г.Г.Косача, М.С.Мейера, А.В.Малашенко, Г.В.Милославского, В.В.Наумкина, С.А.Панарина, Л.Р.Полонской, И.В.Следзевского, Н.А. Трофимчука.
Из зарубежных теоретиков отметим в первую очередь исследования английских ученых А.Беннигсена, Р.Митчела, Э. Хофмана, Д.Хиро, американцев Дж.-Э. Гросс, X. Декмеджиана, Д.Пайпса, Дж.Пискароти, Ш.Хантер, Дж.Экспозито, голландца Ж. Ваарденбурга, французов Ф. Бюрга, Ж.Кеппеля, О.Руа, М. Родэнсона, израильских исследователей М. Крамера, Я. Рои и др.
Существенное значение для диссертанта имели исследования, предпринятые в рамках российской и зарубежной исламоведческих школ. Автор опирается на труды А.И.Ионовой, А.И.Игнатенко, Р.Г.Ланды, З.И.Левина, С. А. Кириллиной, А.В.Кудрявцева, А.В.Малашенко, Д.Б.Малышевой, Л.И.Медведко, Д.В.Микульского, Г.В.Милославского, А.Ш.Ниязи, А.В.Сагадеева, Т.С.Саидбаева, М.Т.Степанянц, Р.М.Шариповой.
Историография российского кавказоведения имеет глубокую традицию, связанную во многом с военными экспедициями. При анализе обстановки на Кавказе офицеры экспедиционного корпуса так или иначе были вынуждены отмечать и религиозные особенности населяющих его
жителей. Однако отдельные исследования по исламу в регионе появились только в советский период. Основные взгляды на перспективы развития ислама на Северном Кавказе изложены в трудах А.В.Авксентьева,
B.Ю.Гадаева, Ш.А. Гапурова, А.А.Дадова, И.А.Макатова, С.Т.Меликова, М.Н.Покровского, Н.А.Смирнова и др. Из современных зарубежных исследований автор использовал труды израильского кавказоведа Моше Гаммера, черкеса турецкого происхождения Берзеджа Нихада.
Среди исследований доисламских верований кабардинцев отметим важность научных оценок и содержание серьезного фактологического материала в работах Л.И.Лаврова, Л.Я.Люлье, В.И.Марковина,
C.А.Токарева, Хан-Гирея и др. Немаловажны выводы, сделанные в археологических, культурных, фольклорных и этнографических исследованиях таких ученых, как С.Ш.Аутлева, И.А.Бабич, Р.Ж.Бетрозов, А.В.Гадло, Е.И.Крупнов.
Источниковедческую базу диссертации составляют архивные данные, документы, материалы, большая часть которых до недавнего времени была закрыта для научного использования. Впервые в оборот вводится большой пласт новых документов из фондов Государственного архива Российской Федерации, Центра хранения современной документации, Российского центра хранения и использования документов новейшей истории.
Ряд материалов из советских архивных фондов (в том числе и из фондов союзных республик) был любезно предоставлен автору сотрудниками ИВРАН Г.В.Милославским и Б.М.Фасыхом, Кабардинского научно-исследовательского института истории, языка и литературы
Г.М.Кашежевой, представительства Кабардино-Балкарской Республики в Российской Федерации Х.Х.Сукуновым, бывшим сотрудником Совета по делам религий при СМ СССР Ю.М.Дегтяревым.
В целом использованные архивные документы можно классифицировать по следующим категориям:
- правительственные указы, циркуляры, распоряжения, инструкции, служебные записки и т.п.;
- документы Совета по делам религиозных культов (СДРК), Совета по делам русской православной церкви (СДРПЦ) и Совета по делам религий (СДР) при Совете Министров СССР (справки, протоколы заседаний, распоряжения, записи приема верующих и др.);
- справки и информации уполномоченных СДРК и СДР при СМ СССР с мест;
- документы Духовных управлений, письма мусульман в СДРК И СДР при СМ СССР, программы и требования духовных учебных заведений;
- документы периода Великой Отечественной войны: докладные записки, письма и справки Народного комиссариата иностранных дел, Телеграфного агентства Советского Союза и других советских органов о постановке немецко-фашистской пропаганды. Также используются переводы немецких трофейных документов о постановке и методах пропаганды в германской армии;
- комментарии жизни советских мусульман прессой мусульманских стран (в частности - турецкие газеты), их взгляд на состояние ислама в СССР;
- отдельные документы из советских архивных фондов и архивных фондов республик Северного Кавказа периода русско-кавказских войн XIX в.
При подготовке диссертации автор опирался на многочисленные путевые заметки, дневники, воспоминания таких путешественников и очевидцев как немецкий дипломат Адам Олеарий, турецкий разведчик Мустафы Бутбай, генерал Алексей Ермолов, майор Властов, хирург Николай Пирогов и т.п.
В работе также использованы опубликованные документальные источники. Среди них - "Документы внешней политики СССР", "Избранные статьи С.М.Кирова", "Избранные статьи Г.К.Орджоникидзе", "Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сборник документов", "Документы и материалы Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917 -1918), Горской Республики (1918 -1920)", сборники документальных материалов периода кавказских войн , "Эпиграфические памятники Северного Кавказа XVIII -XX вв. на арабском, персидском, турецком языках" и другие.
Наконец, в диссертации автор использовал материалы личного архива, полученные в результате встреч и бесед с кавказскими политиками, общественными деятелями и представителями духовенства.
Практическая значимость работы
Изложенные в работе соображения, касающиеся конфессиональных особенностей в кабардинском обществе их взаимодействия с другими религиозными традициями на Северном Кавказе, могут использоваться:
1. При подготовке рекомендаций для общественных и государственных институтов, непосредственно занимающихся разработкой и проведением в жизнь политического и идеологического курса.
2. При работе с представителями местных политических элит, администрации, а также общественности.
3. При подготовке лекционных курсов и семинарских занятий в высших учебных заведениях по специальностям "история", "философия" и "религиоведение".
4. В специализированных востоковедных вузах.
Апробация: основные положения работы высказаны автором в его публикациях, на конференциях "Россия и Восток: взгляд из Сибири" в г. Иркутске, "Межрелигиозный мир и согласие как условие мирного будущего народов Северного Кавказа" в г. Пятигорске, в беседах с востоковедами и исламскими политическими лидерами в Москве, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Таджикистане.
ГЛАВА 1.
КАБАРДИНЦЫ ДО ИСЛАМА
1. Роль язычества в формировании сознания и образа жизни кабардинцев
Кабардинцы - одно из адыгских племен. Сами себя они называют "адыхе", иностранцы же всех адыгов именовали "черкесами" (1). К адыгам относятся современные адыгейцы (124 826 чел.), кабардинцы (390 814 чел.) и черкесы (52 363 чел.)(2). Адыгейцы проживают в Адыгее и ряде районов Краснодарского края. Кабардинцы живут в основном на территории Кабардино-Балкарии, а черкесы в Карачаево-Черкессии.
Кабардинский язык относится к абхазо-адыгским языкам, которые представляют собой западную группу иберийско-кавказских языков. В эту группу входят абхазский, абазинский, адыгейский и кабардино-черкесский языки. Адыгейский и кабардино-черкесский языки составляют адыгскую подгруппу (3).
К I тыс.до н.э. на северо-западном Кавказе начинается процесс формирования адыгской народности. Сложнейшие миграционные процессы, которые проходили на Северо-Западном Кавказе с древнейших времен, сыграли свою роль в формировании адыгов как единой этнической общности со своей культурой, языком, психологией, характером. В научной литературе высказывалось мнение о том, что непосредственными
предками а�