автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Исламская доктрина регулирования межгосударственных отношений

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Хомушов, Хушмахмад Сафарович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Диссертация по политологии на тему 'Исламская доктрина регулирования межгосударственных отношений'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Хомушов, Хушмахмад Сафарович

Введение. 2

Глава 1. Методологические проблемы исследования норм исламского права регулирующих межгосударственные отношения. П. 1. Специфика исламской правовой системы. 9

П. 2. Международные отношения в исламской доктрине 27

Глава 2. Международное право в свете исламской доктрины. П. 1. Становление и развитие исламской доктрины международного права. 40

П. 2. Вопросы войны и мира в исламской доктрине международного права. Концепция «джихад». 64

Глава 3. Современная интерпретация классических положений ислама, касающихся межгосударственных отношений.

П. 1. Исламская доктрина внешней политики. 83

П. 2. Исламская доктрина международного сообщества. 103

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по политологии, Хомушов, Хушмахмад Сафарович

Актуальность темы исследования. Ислам - одна из мировых религий, сыграл значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. Более миллиарда людей на планете в настоящее время исповедуют ислам.1 Несмотря на то, что исламский мир очень разнороден, религия по-прежнему играет в нем важнейшую роль.

В конце 70-х - начале 80-х годов мир столкнулся с усилением исламского фактора на международной арене. Так называемый «исламский бум» способствовал политизации ислама и исламизации политики в мусульманских странах. Одной из главных причин является тот факт что ислам, как религия, традиционно претендует на тотальное регулирование всех аспектов жизни и деятельности мусульман. Ислам, как известно, это не только религия в обычном понимании. Ислам по сути дела, представляет собой сумму личностных, семейных, бытовых, государственных, идеологических, политических и юридических взглядов.

Происходящий ныне во многих мусульманских странах процесс политизации ислама происходит не путем отказа от традиционных, религиозных ценностей, а за счет активной апелляции к ним. Соответственно продолжают действовать исторически сложившиеся закономерности и связи, закрепившие в массовом сознании стереотипы нераздельности ислама и политики, ислама и права, социального и духовного, ислама и всего образа жизни мусульман.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что активизация исламского фактора, расширение масштабов его воздействия - это следствие разрушительного внешнего воздействия на внутриполитические процессы в исламских странах, в том числе проявившиеся в форме неоправданных заимствований и часто неприемлемого механического копирования моделей развития передовых стран. Отказ от такого рода стратегических установок при одновременном стремлении сохранения общественной отсталости привели к неадекватному акцентированию внимания на морально-нравственных ценностях традиционного общества. Апеллируя к морально нравственным ценностям исламские идеологи пытаются доказать превосходство исламского общества и аморальность современной западной технократической цивилизации. На этом фоне в современных условиях в результате распада мировой системы социализма, изменения баланса сил на мировой арене возникла необходимость реформы всей системы международных отношений и международного права. Все громче звучат голоса исламских стран об осуществлении такой реформы с учетом ценностей исламской цивилизации.

Исламский бум» привел к лавинообразному росту активизации религиозных течений в зоне распространения ислама, их влияния на систему международных отношений. За короткий период развернулся широкомасштабный политический процесс, в рамках и в результате которого создавались организации межправительственного и неправительственного характера, направленные на реализацию основных идей исламской доктрины международных отношений.

Актуальность исследования проблемы исламской доктрины регулирования межгосударственных отношений, обусловлена тем, что изучение международных отношений в исламском регионе было

1 См.: НГ- сценарии, № 1, 1998г. бы недостаточно полным без учета такого феномена, как ислам и его влияния на межгосударственные отношения, как в этом регионе, так и во всем мире. Анализируя эту проблему можно выявить специфику становления и развития межгосударственных отношений и норм регулирующие эти отношения в рамках определенной системы или подсистемы международных отношений. Можно выявить общие тенденции развития межгосударственных отношений для всего региона в целом, а также предпринять попытку прогнозирования развития ситуации, как в исламском регионе, так и во всем мире.

Степень разработанности проблемы. Различным аспектам ислама и мусульманского права посвящено значительное количество работ российских и зарубежных исследователей. И это не удивительно, поскольку проблемы ислама привлекают к себе самое пристальное внимание в контексте его сильного интегрирующего воздействия на все стороны общественно-политического и социально-экономического развития исламских стран в целом. Отдельные аспекты данной проблемы косвенно рассматривались в работах: А.П. Агрономова; 3. Вазирова; Е.А. Дорошенко; Н.В. Жданова; А.В. Журавского; А.И. Ионовой; Г.М. Керимова; Н.А. Ковальского; А.В. Кудрявцева; З.И. Левина; А.К. Лукоянова; А. В. Малашенко; Г.В. Милославского; В.В. Наумкина; Л.Р. Полонской; Е.М. Примакова; В.Ф. Сычева; P.M. Шариповой и других ученых в рамках исследования различных аспектов ислама.

Зарубежные исследователи большее внимание уделяют этой проблеме. В работах зарубежных авторов более детально анализируется международно-правовой аспект ислама, исламская доктрина международных отношений и международного права. К числу таких исследователей относятся: К. Аббас, М.С. Афифий, М.

Базарган, М.Т. Аль-Гунейми, С. Махмассани, У. Монгомери, Ан-Нисабури, Г. Фергюсон, М. Таликани, М. Хадурри, Аль-Шайбани, Мухаммад Ан-Наим, Эль-Момани и другие.

Из работ отечественных авторов следует выделить работу Н.В. Жданова «Исламская концепция миропорядка» (М. 1991 год), где наряду с экономическими и гуманитарными аспектами, рассматривается и международно-правовой аспект исламской концепции миропорядка. Можно назвать и работу Ю.Я. Баскина и Д.И. Фельдмана «История международного права» (М. 1990 год), где коротко рассматривается формирование и развитие международного права на арабском востоке. Следует, также отметить работы: Г.В. Милославского, «Интеграционные процессы в мусульманском мире». М. 1991 год; А.В. Журавского, «Христианство и ислам». М. 1990 год; В.Ф. Сычева, «США и мусульманский мир». Душанбе 1989 год; Е.А. Дорошенко, «Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг.». М. 1998 год; О.В. Плешова, «Ислам и демократия. Опыт Пакистана». М. 1996 год; и В.Н. Спольникова, «Афганистан. Исламская оппозиция. Истоки и цели». М. 1990 год.

Конкретных работ, посвященных именно международно-правовому аспекту ислама, исламской теории международных отношений, становления и развития исламских норм, регулирующих эти отношения, интерпретации классической исламской доктрины международных отношений и международного права, ее адаптации к современным реалиям, где бы полномасштабно и всесторонне были раскрыты особенности данного феномена, в отечественной литературе нет и этот аспект ислама практически остается неразработанным. Попытку восполнения этого пробела и предпринимает автор настоящей работы.

Предмет исследования. В связи с выше изложенными соображениями предметом данного исследования является изучение исламской доктрины регулирования межгосударственных отношений и оценка этой доктрины с позиции современной науки международных отношений и международного права.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ и выявление специфики и отличительных черт исламского подхода к проблемам международных отношений и международного права. Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- выявить специфику системы мусульманского права с тем, чтобы определить какое место в ней занимают нормы регулирующие межгосударственные отношения;

- рассмотреть основные положения исламской концепции источников норм регулирующие межгосударственные отношения;

- проследить становление и развитие исламской доктрины международных отношений и международного права;

- рассмотреть насколько, состоятельны доводы исламских авторов по поводу существования и «универсальности» «исламского международного права»;

- проанализировать соотношение исламской и арабской доктрины международного права;

- проанализировать возможности интерпретации, адаптации и применимости классических положений ислама к современным политическим реалиям;

- Оценить исламскую доктрину с позиции современной науки международных отношений и международного права.

Методологические и теоретические основы исследования.

Для решения поставленных задач использовались знания в области политологии, правоведения, истории и религиоведения. Исходя из этого, в работе, при анализе исследуемой проблемы были использованы методы: системный анализ, исторический подход и сравнительно-правовой анализ. Подобная методология способствует реализации цели и задач исследования и позволяет изучить проблему комплексно и наиболее объективно.

Теоретическими основами диссертации явились труды таких советских и российских ученых политологов и правоведов, как: С.С Алексеева, Ю.Я. Баскина, Д.И Блищенко, JI.P. Богоуславского, О.Г. Большакова, JI.C. Васильева, К.С. Гаджиева, Б. Гафурова, Е.А. Дорощенко, Н.В. Жданова, Г.П. Жукова, А.В. Журавского, B.JI. Калашникова, И.Ю. Крачковского, А.В. Малашенко, А.П. Мовчана, Т.П. Милославской, Г.В. Милославского, Ю.М. Павлова, А.С. Панарина, М.Б. Пиотровского, JI.P. Полонской, Е.М. Примакова, А. Сагадеева, М.И. Садагдара, Г.Б. Старушенко, В.Ф. Сычева, Ф.Т. Тахирова, Г.И. Тункина, Д.И. Фельдмана, Л.Н.Шестакова, В.Е. Чиркина П.А. Цыганкова и другие, а также зарубежных авторов К. Аббас, М. Абдо, М.С. Афифий, Р. Арон, М. Базарган, М.Т. аль-Гуннейми, Аль-Газали, Д. Афгани, У. Дженкс, Р. Давид, Ал-Кавакиби, С. Котб, С. Махмассани, JI. Массе, Р. Максуд, Эль-Момани, У. Монгомери, Г. Моргентау, Ан-Нисабури, Ан-Наим, Д. Стессинджер, М. Таликани, Г. Фергюсон, М. Хадурри, Ал-Шайбани, Л. Шарль, и другие.

Нормативную основу исследования составили Коран,2 хадиси,3 договора заключенные мусульманской общиной, а потом

2 В работе используется Коран в переводе И.Ю. Крачковского. М. 1990.

3 Сунна и хадис- второе по значению после Корана источники мусульманского права. 8 мусульманским государством - халифат с другими общинами и государствами, соответствующие статьи Устава и Статута Международного Суда ООН, документы ООН, Всеобщая Исламская Декларация прав человека 1981г., Каирская Декларация прав человека в исламе 1990г., соответствующие статьи конституции ряда исламских государств.

В ходе проведения настоящего исследования диссертант старался придерживаться взвешенной оценки исламской доктрины, международных отношений и международного права.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Исламская доктрина регулирования межгосударственных отношений"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе выше сказанного, можно сделать ряд обобщающих выводов по работе.

1. Вопреки утверждениям ряда авторов, об отсутствии в исламе исходной теории права, на наш взгляд, несмотря на значительные особенности мусульманского права, к нему полностью применимы наиболее общие признаки права.

Мусульманское право является примером очень тесного взаимопроникновения религии и права. Согласно европейским правоведческим классификациям, данная правовая система является типичной, а может быть, самой развитой, религиозной правовой системой. При этом большинство европейских авторов оценивают эту систему довольно предвзято, как систему, в которой собственно юридические элементы не получили значительного обособленного функционирования.1 Может быть, с точки зрения чисто формальных критериев развития собственно юридической системы подобная характеристика и верна. Но, как нам кажется, смысл права нельзя свести только лишь к его формальной правильности, систематичности и т.п. Этот смысл, в конечном счете, заключается в том, как конкретная правовая система служит обществу, людям, в какой степени она способствует установлению справедливых отношений между людьми. И здесь мы бы не стали столь однозначно превозносить преимущества европейской, а точнее, романо-германской правовой системы. По нашему мнению, решающим критерием является критерий практической действенности (работоспособности) той или иной правовой системы. И в этом смысле мусульманское право было вполне работоспособным в течение многих веков. Да и в XX веке, несмотря на значительную сдачу своих позиций, мусульманское право дает примеры и своего возрождения (например, в Ливии и Иране).

2. Нормы, направленные на регулирование межгосударственных отношений в исламе, не составляют особую правовую систему и включены в систему мусульманского права. Выделение «исламского международного права», в системе мусульманского права, как одного из отраслей - условно, поскольку на наш взгляд, не существует «исламского международного права» в смысле различия между современным внутригосударственным (национальным) и международным правом, в основе которого лежит различие в источниках, объектах регулирования, субъектах и механизме обеспечения применения и соблюдения норм права. Здесь уместнее говорить не об «исламском международном праве», а об особенностях становления международного права в этом регионе и о наличии не противоречащих нормам современного общего международного права специфических, локальных норм, применяющихся в отношениях между самими исламскими государствами. В отношениях между исламскими государствами и государствами не исламского мира единственными нормами, которыми регулируются эти отношения, являются нормы современного международного права. Вместе с тем, не следует отрицать существенный вклад исламской цивилизации и мусульманских теологов в становлении и развитии теории международного права и международных отношений.

3. Относительно вопросов войны и мира и концепции «джихад» в исламе следует отметить, что во всякой религии имеется две стороны - прогрессивная и реакционная, проявление, которых зависит от конкретных обстоятельств, от того, кто, где, когда и для

1 См. Алексеев С.С. Общая теория права. М. 1982. С. 115. каких политических целей выдвигает религиозные лозунги. Многое, если не все, зависит от того, в интересах каких политических сил используется религиозное движение. Ислам, его догмы, его поучения интерпретируются по разному различными силами в разные эпохи.

Среди исламских идеологов существовали разные теоретические установки относительно создания «исламского порядка» и «исламского государства». А именно - от умеренных позиций Хасана аль-Банны по отношению к способам ведения борьбы за создание справедливого исламского общества и идей социалистического исламского государства Мустафы ас-Сибайи вплоть до откровенных призывов Сейида Кутба к джихаду и насилию, террору и убийству не только немусульманского населения, но и самих мусульман, не относившихся в его понимании к самой передовой части правоверных адептов ислама.

4. Само влияние ислама на международные процессы не однозначно и нередко противоречиво. На наш взгляд ислам - как международно-политический феномен выступает в трех аспектах. Первое, в качестве доктринального, концептуального учения. Второе, служит интеграционной основой, объединяющей различные группы, политические силы и государства по конкретным вопросам мировой политики и международных отношений. Третье, под исламом, его лозунгами скрываются социально-политические, экономические, идеологические интересы различных политических сил. Различные государства, политические режимы, партии, организации, движения и отдельные политические деятели используют догмы и положения ислама, его интеграционный, мобилизующий потенциал для реализации конкретных политических целей и задач. Таким образом, когда речь заходит о роли и месте ислама в политике и международных отношениях, необходимо видеть и различать того, что догматы, нормативные предписания и положения ислама, воплощаясь в конкретную политическую практику, конкретных политических сил становятся составной частью содержания политики исламских государств.

5. Многоликость, противоречивость исламского мира ослабляет политическое единство стран-участниц международного исламского движения. Несмотря на заявления исламских идеологов о братстве и единстве всех мусульман, независимо от государственных границ и национальности, существуют ряд естественных, объективных, а порой и субъективных факторов, которые препятствуют реальному объединению исламских государств. Существующие разногласия и противоречия между исламскими государствами, перспективы и возможности их урегулирования являются предметом тщательного и всестороннего изучения на Западе, в частности в США, с целью проведения более успешной внешней политики в странах Востока. Россия, в этом плане (в отличии от бывшего СССР), отстает от стран Запада.

6. Влияние исламского фактора на международные отношения является объективным процессом, который отражает устойчивую тенденцию формирования нового мирового политического центра силы со всеми своими сложностями, противоречиями и трудностями. Усиление исламского фактора отражает общую, глобальную тенденцию активного вторжения религиозно-политических концепций в сфере мировой политики. Именно многофакторность современных международных отношений, которые, как никогда прежде, охватывают основные, жизненно важные проблемы человечества, предопределяют не столько сам факт, стремления религиозных деятелей влиять на политику, что существовало всегда, сколько объективную обусловленность вовлечения представителей различных, религиозных конфессий в активную политическую деятельность.

7. Ныне возникла необходимость реформы всей системы международных отношений, с учетом тех глобальных изменений, которые произошли в мире за последние годы. Мир превратился в целостность. Отдельные государства и народы вступили в очень тесные связи. Возникла глобальная система взаимодействия. В этих условиях ни ислам, ни христианство, ни любая другая религия не может претендовать на роль единственно верного учения. Исламская цивилизация, равно, как и другие цивилизации в ходе своего развития разработала много ценностей, которые должны быть учтены при строительстве новой модели международного сообщества и международных отношений. Прежний подход развитых государств, прежде всего США, решать все мировые проблемы с учетом только своих интересов, в современных условиях безперспективен. Прав в этом плане профессор Павлов Ю.М. когда отмечает, что «безоглядное утверждение ценностей своей цивилизации без учета особенностей других цивилизаций стало в условиях планетарной общественной жизни опасным элементом агрессии и напряженности в мире. Уничтожение одной цивилизации будет, означат уничтожение другой. только усиление взаимосвязи, разработка механизма взаимодействия укрепляет каждую из цивилизаций»2.

2 Павлов Ю.М. Мировая политика и между народная экономика. М. 1998. С. 96.

 

Список научной литературыХомушов, Хушмахмад Сафарович, диссертация по теме "Политическая культура и идеология"

1. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. М. 1990.

2. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда ООН, От 26 июня 1945г.

3. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

4. Всеобщая Декларация Прав Человека, от 10 декабря 1948г.

5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, от 19 декабря 1966г.

6. Международный Пакт о гражданских и политических правах, от 19 декабря 1966г.

7. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, от 1950г.

8. Европейская Социальная Хартия, от 1969г.

9. Всеобщая Исламская Декларация прав человека, от 19 сентября 1981г.

10. Каирская Декларация прав человека в исламе, от 1990г.11 .Арабская Хартия прав человека, от 1994г.

11. Unaited Nations. General assembly. Therd session. First part. 1948. Plenary meeting.Official records. Vol. 6. Р/913/13. Doc. UNE/CN. 4/1988/24.14. Doc. UN CCPR/C/SR.673.

12. Конституция Исламской Республики Иран. Тегеран 1979г. (на персидском языке).

13. The Constitution of Islamic Republic of Pakistan. Islamabad, 1973.

14. Литература на русском языке

15. Авксентьев А.В. Коран, Шариат и адаты. Ставрополь. 1966г.

16. Агрономов А.П. Джихад священная война мухаммадиан. Казань. 1877.

17. Адам М. Мусульманский ренессанс. Перевод с нем. М. 1966г.

18. Алиев С.А. Ислам в современной политике стран Востока. М. 1986г.

19. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М. 1990.

20. Ватанабе X. Общество- корпорация- личность: трагический треугольник? //Япония сегодния. 1997.Февраль.

21. Внешняя политика стран Африки. М. 1981.

22. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Перевод.М. 1956г.

23. Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М. 1967г.

24. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях. 1905-1911 и 1978-1979 гг. М. 1998.

25. Ефимова JI.M. Современный ислам и политика на зарубежном Востоке. М. 1986г.

26. Жданов Н.В. Исламска концепциямиропорядка.М. 1991г.

27. Журавский А.В. Христианство и ислам. М. 1990г.

28. Жузе П.К. Мухаммад Меккинский и Мухаммад Мединский. Казань 1906.31.3ахер эль-Момани. Арабская региональная система исовременное международное право. М. 1994г. 32. Керимов. Г.М. Шариат и его социальная сущность. М. 1978г.

29. Керимов Г.М. Проблемы войны и мира в исламе. «Вопросы научного атеизма».Вып. 31. М. 1983г.

30. Ковальский Н.А. Религиозные силы и борьба за мир и разоружение. Религии мира. Ежегодник. 1982.

31. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на арабском Востоке. М. 1975.

32. Кудриявцев А. В. Концепция «исламского решения» ближневосточной проблемы. »Исламский фактор» в международных отношениях в Азии. М. 1987г.

33. Курс международного права. В 7 томах. М. 1989 г.

34. Массе Л. Ислам. Пер. с фр. Изд. 3-е. М. 1982г.39. Максуд Р. Ислам. М. 1999.

35. Монгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. М. 1976.

36. Муллаев М. Происхождение и реакционная сущность шариата. Душанбе. 1967г.

37. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М. 1991г.

38. Очерки истории арабской культуры Y XY вв. М. 1982.

39. Павлов Ю.М. Мировая политика и международная экономика. М. 1998.

40. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М. 1982г.

41. Примаков Е.М. Годы в большой политике. М. 1999.

42. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М. 1968г.

43. Садагдар М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по шиитскому направлению. М. 1963г.

44. Сагадеев А. Джихад. «Наука и религия», М. 1986г.

45. Старушенко Г.Б. Мировой революционный процесс и современное международное право. М. 1978.

46. Сюкияйнен JI. Р. Мусульманское право структура и основные институты. М. 1984 г.

47. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М. 1986г.

48. Сюкияйнен JI.P. Ислам и конститутционный статус личности в странах зарубежного востока. Правовое положение личности. М. 1987г.

49. Система, структура и процесс развития современных международных отношений М. 1984 г.

50. Тожиддинов Т. Ислам и проблемы войны и мира. Влияние «исламского фактора» на международные отношения в Азии и Северной Африке. М. 1985г.

51. Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. Душанбе. 1987г.

52. Тункин Г.И. Теория международного права. М. 1968г.

53. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М. 1983г.

54. Шарипова P.M. Панисламизм сегодня. Идеология и практика Лиги исламского мира. М. 1986г.

55. Шарль Л. Мусульманское право. Пер. с фр. М. 1959г.

56. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека. ВМУ. Cep.ll. Право. 1997г, №5.

57. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права. В книге, «Мусульманское право: структура и основные институты. М. 1984г.

58. Ислам. Энциклопедический словарь. М.1991г.

59. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.1985г.

60. Исламский фактор в международных отношениях в Азии. М.1987г.

61. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х -начало 80-х годов XX в). Сб. статей. М. 1986г.

62. Международный порядок: политико-правовые аспекты/ Под ред. Г.Х. Шахназарова. М. 1986г.

63. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М. 1993г.

64. Международное право в документах. М. 1982г.

65. Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи Гражданского Свода (Мэджелэ). Т. I-III. Ташкент. 1911-1912г.г.

66. Мусульманское право. Сб. статей. М. 1984г.

67. Правовое положение личности. Сб. статей. М. 1987г.

68. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М. 1990г.

69. Литература на английском языке

70. Abbas К. Ayatollah Khomeini's concept of Islamic government. Islam and Power. L. 1981.

71. Anand R. New State and International Law. Delhi. 1972.

72. Allah M.H. The Muslim Conduct of States. Lahore. 1953.

73. Ballis W.B. The Legal Position of War: Changes, its Practice and Theory from Plato to Vattel. The Hague. 1937.

74. Boutaleb A. ISESCO and Islamic Revival. Rabat. 1985.

75. Conolson H.J. A History of Islamic Law. Edinburgh. 1964.

76. Edward W. Said. Coverning Islam. L. 1981.

77. Errati A. The Revolutionary Islam and the Islamic Revolution. Tehran. 1981.

78. Ferguson G. War and Peace in the World's Religions. L. 1977.

79. Godfrey N. Moslems and the Modern World. The Economist. № 7166. 3-9.01. 1981.

80. A1 Ghunaimi M.T. The Muslim Conception of International Law and the Western Approach. The Hague. 1968.

81. Jencs Y. Law in the World Community. L. 1967.

82. Khadduri M. The Law of War and Peace in Islam. L. 1941.

83. Khadurri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimore 1955.

84. Khadurri M. The Islamic Law of Nations: Shaybani's Siyar. Baltimore. 1966.

85. Khadurri M. Islamic Conception of International LawW The Future of International Lawe in a Multicultural World. -The Hague-Boston-London. 1984.

86. Mahmassani M. The principles of International Law in the light of Islamic Doctrine. A.W. Sijthoff, Leyde. 1967.

87. Mahmassani S. Principles of International Law in Islamic Doctrine // Academie de droit International. Recueil des cours T 117. Leyde 1967.

88. Zaher el Momani. Towards the Progressive Development of the Universal International Law. Moscow. 1997.

89. Morgentau G. In defense of the National Interests. N.Y. 1951.

90. Morgentau G. Politics among Nations. N.Y. 1960.

91. Peters R. Islam and Colonialism. The Doctrine of Jihad in Modern History. The Hague 1979.

92. Religion and Politic in the Middle East. Colorado. 1981.

93. Singh N. Juristic Concepts of Ancient Indian Polity. New Delhi. 1980.

94. Stoessinger J. The Might of Nations. N.Y. 1967.

95. Arabi Abdel Rahman. L'Islam et la Guerre a L'Epoque du Prohete Mahomete. Ambilly. 1954.

96. Литература на арабском языке

97. Афифий М.С. Ислам и международные отношения. Бейрут. 1986.

98. Аллах Х.М. Маджму-ат ал-васаик ал-еияса ли-л ахд ал-Набави вал хилафа ал-рашида. Каир. 1956.

99. Аль-Гунейми М.Т. Общие принципы права наций. Александрия. 1968.

100. Захялий В. Международные отношения в исламе. Бейрут. 1981г.

101. Мансур А. Введение в правоведение и изучение мусульманского права. Сравнение мусульманского и позитивного права. Каир. 1967.

102. Субхи Махмасани. Философия права в исламе. Изд. 2-е. Бейрут. 1980.

103. Мухаммед Фарук ан-Набхан. Введение в мусульманское право. Бейрут. 1977.

104. Хамед Сультан. Принципы международного права в исламском шариате. Каир. 1986.

105. Литература на персидском языке

106. Афгани Д. Ул Урва ал - вукса. Кабул. 1355.

107. Базарган М. Энгелаби Иран дар харакат. Б.м. 1981.

108. Бехешти. Мавази-йе ма. Тегеран. 1361.

109. Зенджани А.А. Эслам ва хамзистийе мосалематамиз. Техран. 1965.

110. Ан-Нисабури. Киса ал-анбие. Тегеран. 1958.

111. Урмави С.М. Латаиф ал- хикмат. Тегеран. 1972.

112. Имам Хомейни. Последнее послание. Политико-религиозное завещание. Тегеран. 1991.

113. Карнаме-йе доулат-е джомхури-йе Иран. Се мах-е доввом сал-е 1360. Вазарат-е эршад-е эслами. Тегеран. 1361.

114. Мактабе ташайо. Т. 2. Кум. 1960.

115. Таликани М. Чиход ва шаходат. Б.м., Б. г.

116. Шабу стари А. С. Фарханги акоид ва кавоини ислом. Т.1. Кум. 1959.1. Периодическая литература119. Нг сценарии, №1, 1998г.

117. Независимая газета. От 3 ноября 1999г.121. «Россия и мусульманский мир». 1995-1996.

118. Религии мира. Ежегодник. 1982.123. «Вопросы научного атеизма». Вып. 31. 1983.

119. Вестник Московского Университета. Сер. 11. Право. 1997. №5.

120. Journal of South Asia and Middle Eastern Studies. Villanova. 1979. Vol. 11. №3.

121. The Middle East. London. 1982. №4.

122. The Middle East. L. 1982. № 4.

123. Маджала ал- Ахзар. Каир. 1979. № 4.

124. Эттехаде мелли. 20. 01. 1959.130. Кейхан. 8. 11. 1980.