автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Исламская концепция семьи: традиционные и новые взгляды
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исламская концепция семьи: традиционные и новые взгляды"
Н5 1 п У ъ
КОМИТЕТ МИННАУКИ РОССИИ ПО ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
МИКАИЛОВА НАФИСАТ ЭЛЬДАРОВНА
ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЕМЬИ: ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ
Специальность 09.00.06 — теория и история религии,
свободомыслия и атеизма
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва — 1992
Работа выполнена на кафедре истории и теории религии и свободомыслия Дагестанского ордена Дружбы народов государственного университета им. В. И. Ленина.
Научный руководитель — заслуженный деятель науки Республики
Дагестан, доктор философских наук, профессор ВАГАБОВ М. В.
Официальные оппоненты — доктор исторических каук
КЕРИМОВ Г. М.; кандидат философских наук ОРЛОВА А. С.
Ведущая организация — Дагестанский педагогический институт,
кафедра теории и истории культуры.
Защита состоится «_» Н^Лл^ТаЯ/ \ одр г в__час
на заседании специализированного совета Д. 053.05.84 по философским наукам при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (Москва, Ленинские годы, I корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этаж, аудитория ).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ I корпус гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова.
Автореферат разослан «.
/¿г
1992 г.
Ученый секретарь специализированного Совета, доктор философских наук, профессор
К. И. НИКОНОВ
. . -...г.,
" "ОЕЦЯ ХАРАКГетстаКА Д!ССЕРТАШИ
Уяту-алгность те'и лсоледогзния. В современных условиях го Beer сферах сошально-эконсгзческсй и духовной жизни стран СНГ развернут ре^оркасзонтШ пропесо демократизация и обновления. Реализация идеЗ обновления аеЕОз::с^на без глубокого теоретического ос;.л'олсяия объективных процессов, происходящих s .нега дли во 2COZ областях плзнедэятельясста сбдествэ л человека. Необходимо изучить иаза общество» г.стсроз нуждается з целостной концепция развитая, з видении даалеетлгя процессов, в выработке научно-обосговашшх перспектив. Такая обзая постановка вопроса долгна йи\ъ spnr:c:z;:ia и в анализе процессов, происходящих в сфере рзлпгия. Б соорегенпнг условиях дятэрес к религии, -её истории з :;гзту сЗ в наг:с:* обдэстве значительно возрос. Это полностью относится к zczsi-y а его проблемам в современном tape. Ислам, sas :~ропгя религия, сохраняет значительное влияние не только пз сйзестзенпо-политэтеснуга, но се"е2пуп и личнуп гизяь нусулъ-:,пн длк з зарубежных странах, так л з регионах своего традигден-дого распространения в СНГ. Актуальность внззана необходимостью последовать оупность л специфику отношения яслеыа к семье и сетеЗкна стнсгеппяи в контексте истории и современности. 7чеппе о оспе занимаем большое место з социальной, правовой и этлчгско? доктрине лслата, которая в наса зре:'л подвергается усиленной гюдэрнзагцяп и за рубетстл, я внутри стран СНГ.
Развитие сеяья детерглянзроваяо социальпо-эконошческякл отно-гепшпз з обществе. Багете с тем сс?тья обладает относительной сг.1сстоят2льиссть2, у пе5 сиеш&чссгне связи и отношения, свои аакслсгзрпестз рагглпя. Соуья активно участвует в ёорлировакии
личности, её мировоззрения, потребностей, социальных ораентаций, семья. выполняет в обществе ряд социальных фушсцдй.
В то же время семья, семейный быт являются одним из основных каналов воспроизводства религии, в том числе и аслаш в новых поколениях. Поэтому больное теоретическое и практическое значение имеет исследование микросреды верующего, сег.:а£ккх отношений, анализ общих и специфических причин сохранения, воспроизводства и Функционирования ислама в семье, изучаазе особенностей и йор~ проявления ислама б семье и др.
В современном зарубежном исламо carsfxíoa и наследственное право so многом регулируются нор:."а-..: к^атсяого права.^ Caía нормы шариата находятся в теснейшей взаимодействия и ралигиозяо-нравственнньи предписаниями ясдаыа, охгредвлягопши полояеЕ^е и роль семья и женщины в обществе.
Несмотря на особую каноничность исламских семейно-брачных ог. тений, они таюге подвергаются модернизации Исламские фудда-менталисты требуют полной йсламгзации обаества и СС..--Ч, как её основной социальной ячейка, возрождения всех ыоралы:с-?/ычесп^2: норм классического шариа-га. Модернисты выступает за частзчлув секуляризацию семьи и семейных отношений в духе современного социально-духовного развития. Прогрессивные исламские идеолога и представители общественное*!! стран зарубежного Востока требую* прязнанляравноораЕИя м^зулыйанки с муачинаи, как в обаественной, гак я в личной, семейной казна.
I. См.: Мусульманское право (структура и основные институты). -М., 13Ь4. -0.3; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики, *Ы., 1986. -С. 159.
Проблема модернизация традиционных взглядов на ссг.-.ъа !'."-г. зарубежном исламе, гак и в напей стране требуют своего углубленного изучения.
Актуальность исследовипад данной темы заключается и г необходимости выработки наиболее эффективных путей соверзенствог^клл института семья я семейных отноаекиЗ. При выработке эглх путе!; следует учесть региональные, исторические, национально-этнические л Еультурно-бытоЕне особенности различных грулп населения.
Степень разработанности ггеобле?";. За лоследцсе десятилетия в назей стране поягллись публикации, защищен ряд кашигдат-ск^:-: и докторских диссертаций, посвяаенных проблеме отношения кслеглз в сеиье л брачно-сеиейннм отношениям, имекезх ва;*ное теоротл::о-познавзгельное и практическое значение для решения этой пройден:. Несмотря на больпоз количество оуйшкзязй, эта азгуальаая ручная тека кувдастся в дальнейглх исследованиях. Еагные яробл-з?/:-теорда ссмьа. ывтодологгл а негодзка её анализа, щюблекн структура л вуша^й, социальной гоизаз и правовой защиты рассматриваются в ргЗс-гах ясследогатейей Т.А^АбдусалгковоЛ. А.п.АйрзноеаН, Л.Г.Ааар9£ой, Г.Ееловз, В.А.Еелсвой, Э.И.Васлльевой, С.Е.Гад'-ке-зой, НЛЛалченво, ВД1.3агородяо8, А.Козлова, Т.м.Костылс?:1:, Д1-й.КошелоБо2, Ц.С.Ыецковсжсго, Т.А.Ыагзга, Э.Ь'.Ноезког.о;: , Г.В.СерггевоЛ, В.А.Свсенго, 3.А.Вековой. л ряда сборников стг-тек. Б шх исследуется фнлоссфскзз, соцголсгаческаг. эеса&ачеоу^И. этногргйгчесшй я правовой аспекты раавлтля современно* с с г,:ь;; в насей стране. Зроблета формирования ксвогс сачехного скт.: г:--
с^зсрзваагся 2 ясследов&чиях ? Л.Агиково£. Г,.А.Ь.;-ов<£, С.....
кяеэо2 я Д.Г.Нелегко, АЛ.Гасзнова. "."..Г^арозсй, Ь.д.Ь^слья-еовс25 К-Ш.кагоиедсна, Ь.ДЛальв£:;сво£, ^.¿'.Чирдова, г.А-Ь.ла-
даровой и других, в коллективных работах.
Различные аспект!1 исследуемой проблем былл рассмотрели в, советской фплософсхо-релягкодведческой литературе,. £ чедцяэс?^* в трудах АЛ.Абдуоаивдова, А.А.Артыкова, Н.Ашрр,взт, JUtosnoBa,. А.Б.Базарова, Н.Байрамсахатова, Е.И.Варончан^ной., Ц.В.В_агабовг С.Ы.Гадяиева, И.М.Дкаббарова, А.ИЛоновой, ТЛзимЗотова, Г.Ы.Ке-римова, Л .И. Климовича, И.Ю.Крачковского, 3 Л. Л евина, Р-.Р.Мавлз-това, Р.Ы.Ыадявдова, К.А.**акатова, С.Ш.ЦуслЕМОва, БЛ.Пальвзно^ой,-И.П.Петрушевсного, Л.Р.Полонской, 1.1.И .Садагдера, Т.С.Саидбзева, ¡»¡.Т.Степанянц, Л.Р.Сяжияйдена, Ы.Ц.Гсеновой, М.А.Усманова, ¡¿.С.Хайдаровой, Л-й-Жайдуллиной.
Исследованию проблем, связанных, с откоиением ислама к kshsehs и семье, посвяаены написанные в последнее время кандгдахскле диссертации Г.Дурдневой* £Л.Лалаевой, докторская диссертация М.М.Усеновой* и др.
Однако следует- заметать, что несмотря на близость внаеназван-ных диссертаций к теш нашего исследования, онн выполнены в основном на материалах Туркмении, Казахстана я зарубежного ислама, с учетом соответствующих условий.
Из авторов, исследующих некоторые аспекты данной проблема, особо хотелось бы отметить Ы.В.Вагабова и ЛЛ.Шайдулляну. Б работах М.В.Вагабова дается фнлософско-соцпо^схическяй анализ наабо-
I. Си,: Дурдаегз Г» Цсвышенле социальной активности жензик-турк-мекок к пута преодоления 'лх религиозности. Авторе®. дасо. на соаск. учен- стел. 'канд. йалософ,- наук. -Ташкент,1986 ; Балуева Б.С. Особенность: модернизация семейно-лравовых норм шарла-та в современных условии: (до материалам стран Зарубежного Востока).- Автореф.дасс.на с,одс1;.,учзк.степ.канд.^илоссф.наух:, • -Таакент, 1988 ; Усеаова U^M. Соцяадастяческая семья как ffактор формирования атеяотяческого -мззшзэаренвд личности. Автсреф. дасс.аа -Ташкент, 1283.
лес харакгерхлс: Ъсггзенгй ::огм?тики; ггвавз и замки ислама о се-мь-г, месте я роди гензшш в исламском обЕ<=-с7ве и се.иье. Ь его «5от(.х ¿»скрываются соцкально-эконоьаческиеуслог'ия рзззнтия семь;'. прошлом и незначительное внимание уделяется вопросам лрояшёлкк ислама б современно; ■ '
ЛЛ.Ьеидуялана в книге ' Арабская одшана и современность'-(1976 г.) показывает роль арабской кенаикы ъ н&шскально-освооо-дитеяьннх движениях и современной соградьно-экококнческо; и политической етзни, раскрывает отношение деятелей ислама к 2о.-г,;;тан:г/: и образованию нешины, к ей роли в обд^етье. Она акалдзлту. так;:'; некоторые концепции современных мусулькннс.ах идеологов, льс; :-иахся поло-гения кенвгнн в исламе. Однако такие ъзгяиь как основные тенденции в эволюции с-эмеиккх отношений I- заруовс-.сл: исламе, теория и практика секуляразацаа и модернизаций ее;<ел:-.о-правовых норм шариата в зарубежном исламе еще нг волучклз до/. -сно.: разработки.
Б нашей философской и релагаоведчеспой литературе до сих ¡¡с;.. не получали отрззекае яан&гчные процессы, которые прег.ехцйя? ь области семьи и семейных отношений, в полосекаи «еншанн г» ос^ьст-ве и семье в условиях обновления веек сфер лезни кзеегз оолсстзз.
Для крлчлчеакого анализа привлечена заруоежнея -!усу;;ък^нскал и западная орнекталнстская литература, а тзкхе религиозная ллте-ратурз, издающаяся в странах С;и.
В диссертации тщательно дроан а,-:л::::розг:яо ^¿ьооб хсяипгстге трудов мусульманских реформаторов г модернистов по проолег:-.-ислама и семьи, период? со гторог половины р. цо наших дне.: -Мухаммеда Икбала, Касям Амна, Сзкида а ль-Афгани, «ухаккздз а«--
s -
тута, Хусейна Х.Вандевеяьд, М.Бормана, Фзделн Мрабзт.
Чусзе&ы ':1ухазс.здз аль-ХаЗбиСх: nr-Taape. Саш Авзда Альдгб ¿.бт Залеха, Xacsss Будяреса, Аббаса 'Лахутдз аяь-Агжада, Зил Рёкадьсг Аб?ль Аля Ыаудндг, Гдьйаг Ахмада, Мухаг-з-лда Талбж, Б.Учзка а др.
3 работе попользованы гхгер-адн журналов "Акц^сн" {Tjimc}, "Маддм (©раздан), "Жён Лфрак" (Сравцгя), "Аль-Азхар (АР2), вАо-Шлрг аль-Асг^т" (Sassp), "Аль-гфстапбзль аль-Араба* Uzsas), "Ас-Сияса" (Кувейт), "Мкпбар аль-дсдагд"(АРЕ) г др.
Лел:. —:г:р~" тзслодовйягу. 5«zsa дзсгзртацзокного иссдздозз-яеллзтся зскЕедзлзе дсучск: г ггаддлдзннге: и «дердзсюгаз взглядов Еслама т сеют, asazr.? зероучитедьпш: и ботосхоьзддх источников дсде^а о сея-ь, z3yv»E2o суагоза: секейных корадьзо-ярзаовнх нора агдада, ОЕрзделкаэ оЗъеггазтсс а субьеюкксас прячет к содержания модерЕДзадрх зтдх лор^, раскрытие фору сро-гьлепая исдаысзах ззгэдоз па сеаьв a osacSsae отнепенгя в пеадо-догзд я быту современных ввзршх, обогамз® оаага е одрэдедепдд siiJcsszEBHE путей гуканззгддд сеиейннх отнозгндй.
Для досксгзкыт данной цглд потребовалось репах-ь ряд яссдедо-Ьлтедъсгдг задач:
- ндявдевяе г апалдз вгроучЕтедызыд s бэгослозсднх естсчпекол ...2 о семье ;
раскрктде суишости сoiriадько-spasоьо Г: "г: радигдозно-нрадст-. aeaiioi природы мусуяьйянсао! сияв ;
~ определение основаш. тендеЕцгЗ эзоллдзргд взглядоа на семьи s зарубеаном нелепа а в казей страна ;
- зыгвденае пратан, характера к $ор« проявления исламских взгледег нахсв5ш> з созрела эых условашс а регдояах «радащед-
• с
лого распространения аслана г СНГ ;
_ g _
- cöccnoE3S2s 0бъсг.гл21пгс z оус-ьектдгггыл бзктсрсв, ort euî npczeco сенуллрззакз^ з услзглях сзнозлег^я "
Нетгт»т H0P1SK3 гселч^-згля ссс!?гг.г s
- лрзгязлззярэгзпц генззле, осоллзя :: сэлзр-ггнгс
глсральвс-^рззэвой czcrc<ro zczsse ;
- лза 5плсооЗо:а^ алзггз прсцсгса зепулярззгддл галзггкас ápa^so-cе::с2кнг: стлсзгегл^. ослс-нно генленилз з сзгг;_~"~
~czccocr го езгллдз^ 7.2 сс}2э 2 язсгозгз^ л.с;:21!з и 3 ;
- гссдсгегзкы обтз 2 сгсгйЛгсгззло узр:.к проггвлешя грттая сст-
зскггсзггсггзггз .тслз'гз^с^з rpczcrairizrii о ссг'ь-э i .сз_'-::слсг:г_:: :: 5кгу ссрргмзл;~~ ;
- сзсс.чогонн гс2д:.'осг-"./"; л соуугтгг-зхххт л фотг-трзг.ЗЕЛЯ о«гс-.^пэ-брэ-тагс отаопспзЗ .ч ;
•- "га трпхслчееп™ no c¿s(.22.ez'sx> czctctz: гсггя--
гепз-Т c~:rss, essore.""**« rrs .рггу.-ысст": дроггхог-огз ..'с:-■"ог.э-
- г: .:~oe-.ï а xnjTTiî •"îrpe? гзтср^злз ряд- дето—'"■с; п.-,
ЧГ^'тгггг^сз зтнпетт-' тсслугс-мгетя ззхл^еззтея с-см, -^е ra-usc :кгз;.тг з е^сбзспля, солсрзгкисая з ^езергегга.
зегглазогг-пз 2 згт^з-гссдсгсгселгс-с.З рзоот:
;*j npc:'.:c'-3ü согре^зЕЯОГО бостолгзя а якзсяогхз 2гсл*'.:а. г. лсс.т?-Xj'Eicrz научпо-тзорзгячгягпх гелззгегжгге лгеязлоааппях семьл,
сс:сл л ¿ura: ~ п?зг:зсс гзсзс.-згзхл.с гггзоз Г-Гстср-».-! • р^тлл з ~ глзгзл а срз,~1Г ртебrjz зсгедс-паж:,
институтах политологи;:, народных университетах, курсов "Религия л б'э пэглтники" :i "Из истории религии" в средних обпеобразогзгель-кых сколах ; в разработке и чтении специальных: курсов ло традиционному я современному исламу ; в пропагандистской работе, для обогащения теаеатака и углубления содержания лекций по теории и история религия г. атеизма средг, населения.
Утт.сидлзгачгской и теогета^скд;: .основой. Дсследоврндя являатся научные 'разработки проблем релин. , е.тп-п .ч зендины в отечественно'! к зарубежной литературе, тру т .. •%- со истории и теории ролггая и атеизма, ло социологи::, востояозедоз п нслааоведов.
Л~о'(н'.'.".д гас-т:;;. Основные положения .диссертации изложены в дьух опубликованных статьях, а такке в докладах, сделанных на л¿у-зо-те зретаческих конференциях профессорско-преподавательского гава ЛГУ им. З.П.Ленина (I9§0, 1991 гг.). Ыо/ерзали диссерта-п:и <5ьлл яспользовакн автором при чтении лекций по "и общества "йнаине". Диссертация обсуждена на заседают* ка$одра истории и теории религии и свободомыслия ордена Друяба народов ДГУ им. И.Л.Ленина и кафедры йлософаа религии и религиоведения философского ¿зкупьтетэ МГУ им. М.В.Лсмоносова.
С га--';:'; ч днсс еЕТзллк. Работа состоит из введения, двух глай, г^:-:л:гчсйия и библиографии. Основное содержание изложено на 170 страницах машинописи.
■ П. ОСНОВНОЕ CGEZFSAIKZ лСС-Т^ОЬА;!^
Зс "Ьвэдокни" дана оодая характеристик ■псссг-к. с;—• ' актуальность темы, анализируется степень Егардс-л-андггтй гг— i"s, дэрмудзруютея цели и задачи асследогзкля, хгракдери'уето"; наедая новизна, его теоретическая и праггг'.еская знзчиг.г-Д-гг.
Педрзя глэвз - "место семы; б социально», правовед z ьгпчео'--д: доктрине ислама" - состоит аз двух дарагрс^-ов.
В первом параграфе "Вероучательные и богословские источник: ясламз о мусульманской семье" выявляется и акавизируется содержит,- ддеЕ'пп: источников ислаь«з - Корэяз, сукнк, тафсира, ¡пзр-хстз и теологдчсспси литературы, где канонизированы Срэчно-се.'.'ейкде деддд. Особо подчеркивается, что появление вслед за Корано.г: дсу-гдд: дг-ч;т;{д дстрчдддов свидетельствует об зволвдки взглядов ясль:г» ::з . дед:" гззусся. з тем числе нз семьи и соаейнце отнегекил. Spec: z~ ...'дс—тгд; с дсгсддцдов социальной декдрддд и г>::п... дел::*'» ^.гстз г&чх'?« дГог-д:, ^одорш является госис.'
"небес:::, д д.:;д.:"/
Ь -е- з дддпд чер-гдг Езлбт;-»' тая» дддаддг;- дреодеук се:- •-:ддс седдд, дзд брад, ссддг.сде дли, дсдуп?л:::д д орд:», • уг: .
32 'рдесту;, затдсрдлчестьс ггенгпя, ¡.«огодеисп;, . '
отдедтлле родителей д дегед, супругов, пзг'.азгняе зя суд;д :ссг~-
.. д^деегдекнде отдедеддд се.тхл д другие-гпдзодде коса ссио2гз<г ддзид. Ъсе едд д'-дедд тсд'д-ете-.епгдед v. •.:: .". •' * ■■■;.:■.■. -Л, ; . i'l, /У. 7У-, " д;.. , .:•• ';=*-. ;:е
I. Сд. : р.од'д. Пгдедод с деддедтгрде И.К.^р-чдгедкеео. - ... I'.'
£1, С'О. асгзея гддГ"' гйдгдгдзет суру {гладу), а шерал - едт
ьены самостоятельна суры четвертая - "¡Еаяадьы", V- - "Свес1"» 55 - ТЕреяйрагельатво*, 65 - "Развод", 66 - "Запреаенае" н др., наягсэнныв в мединский период. Характерной чертой хораничэского регедйя проблем семьи и семейных отношений является идеализация порядков патриархальной сежи и возвшвкяо мужчины.
йорзиаческпе продпасаякя о семье к семзйяоа быте, о аенщине тигж: ь основу ясех доследующих Едейно-теорошчоокзх источников кздц^а.
В процессе образования обж^яого ат-ьо^ого хал&фата, в результате ai.a6c.icix завоеваний сощ.'** . : ..< халафате .эяачятадьно обого7.г-г.ась экзогашкмк, згяачйс"—; ; д духовная элементам. Араб] столкнулась с развитыми культурами и тращщшьл, правовыми системах::, семейшок уставагл п обычаями покоренных им народов я стран
Дзш обооновеняя требований козой социальной действительности •-•'сульмзнсюхе теолога стела систематизировать и обогащать идеи Корана цуты создания новых творетьчесвих исто-;,:.. ислама..
К числу таких авторитетных, ессае Корана, свяи? источников стносы:ся сунна (араб. - путь, образец, пример) - сборник рассказов о дост;,аках .^хшшадз С ), зго гнеказывавщзх (каул) и невысказанного одобрения (такрир).
В сунне конкретизируются многие долс~ек;я семейных устоев мусульман, такие..как бтрчкый возраст, мзхр (вш:уп за невесту), ритуал венской аг?а:«н. зевдзаб (затворничество), ;.:оралы?о~правс-зш» я другие стороны семейной 'жизни и быта.
.'.•легхч полосе тая догмат!".:-: л, законоведения и этики ислама, 'в т«ч- -:нслс и хасашиеся его ионцелцди семы:, сыль противоречивы, лу'лалпех. в пояснения к тол г :занпа. Пояеилсп та^ск:-. - кошеата-рнй, толковали« Корана.
Ввсказнвйнпе 'Корэна "Мужья стоят юч -к.»«® за то, тп:э :. -..-г-, дал однам предкущззтво деред друга.:?, и зя то, что они *г.
из свсегэ икупзстга... ',А крудиейз!» кусуяь'/ансгае тсодсгл и Табаря об^яскллз - .что лрс-:г.'ул;
над генщаяака по умственному ¿.ззватдв (акл), ух&к урэаьггй обладают больаой фи заческой силой, потоку из среды мужчин пояб':ли'.'~ пророка, амакк, лрзвагаг.?.*' В капа дна гз$сзр почте перестал лграг:. существенную роль з практической шзы его последователе!!. плекес.! яакредленннг. прежде всего Кораном, сунной л тафсарсн предписаний, которые опрздеддот убездендя, фор:,:-1руют нравственнее ценности, а также взстудзэт асточшкеги конкретен;: нерп, -
паи:: поведение верудпх, является ааряат (араб, прямой, дрльдль-ееЗ путь4. Ьсрлпт стал кратким, дрзктачсзкаа, удсснш збодск деех сторон отдсдзпаЯ; цусуяылан в обществе и семье.
Суггестзуст -ейерЕДкез иараэтскдд пссгансвлзкпг: но яогту п наследственному працу. В резензл вопросов, относяг.г.кся :*. бра^у, семье а ягследстзу у яародоз, у ::с:сры™ зласэ рогаты феодальные огасденгя, у бедудясг^д здедаз, ; дгродез Срядгё? Азии и Казаг:>гдза, горцев Кавкаа, конголсь, яде,*гея С вер-
ной А$р::;з к т.д. яскигс£геяьзуэ' роль ягрэдг адата. Адат Сар*с. обычай) - обнчаа, лрагтла яоводеетя, пгдняткп той для кной группой лвде£ пла действуете з определенной мег^нозта й собдгсдзг.'ае главная образегл з силу пгде-лед.
1. Коран. -17, 33.
2. См.: Бе^завий. Анварь-ат-Тан-пль. -Кедр, -Т. I. -С. 1.с (па зрзб. яз.) ; Табарк "Ланя зл-Еаян". -Каир, 1505. -С.
42 (на нраб. яз.).
— —
Со второй поясни ,, - I в каре ислама появились ре£.ор:лацион-ные тенденции, в тон чсзле и по проблемам браха и семьи. Она били вырасенлеа проясхоядашас к сопаально-эконошчесЕой знаки серемея, развитие-« ксяатеяястичзских.врогзводотвеншве девосвшВ ь игсуль-„¡аьсклх странах.
Зо втором параграфе "Социально-правовая а этическая природа сорг.зз мусульманской семья" раскрываются основные положения шариата и ислама, касакжаеоя концепция сешх.
Сами из характерных особенностей ислакеиа правовых норм, р^гулирую-лг-Х брочяо-оеыейные отноэеияя, является их преемственная связь с допслЗаокики патриархально-родовита. семейншп традициям
Многие предписания шариата, такие, как согласие лиц при вступлении в брак, изхр, гарантия воздержания от разводов, наследована з имущества и другие, касающиеся запиты интересов мусульманки, фактически носили формально-догматический характер.'В правовой практике её мнение и интересы почти не принималась во вниманий.
В диссертации подробно анализируется социальная сущность мусульманского брака .(никах), его осооеккостг. и условия заключения.
Иолаа рассматривает брак как обязанность каздого последователя яслама. Мухаммед говорил своим последователям: "Худаэ яз кертвыг суть те, которые умерли холостыка" клесте с тем следует отметить, что в исламе многие идеолога суфизма яроло^гповала безбрачие." Но эти идеи не получили широкого распростр&;:.-_.шя среди народных пасс. Б диссертации анализируется сущность постоянного, временного
1. Пит. по: Казем-Бек М. Княга о браке (киках) у арабов. Рукопись
из Казанского гос.архлва. ?Ч ф. - & 1186..-С. I.
2. См. ГЛец А. Мусульманский 'Янессаяс. -?4., 1956. -С. 236.
брака л брака аезсдьзязсз, сггсзекзз s сме^я'.лк.! брагаа.
Характерной особзнпостаз мусульманского драза является ясдробясз
рассмотрение волрссов о залрецанал орздо з по степени кровного
родства (яасяб), брачного возраста. При заткг^'-гпл зарззтсзого
Зрака хеклх обязан " —jzyz (глахр).1
Широкое расарсотрзяегло -редз прзвалегарсвакаах злассев /70733-
манокого сбпзства яолучзлз полагамая. Золам узаконивает золягпг-
яые сс'льз. 3 Коране гоаордтоя: "... 3&к*л<?сь за тех, что пглчтнч
вам: женканах - л ззух, a *?рех, л четырех. А если безтесь, что
не будете справвдязга. то на. одной едя яа тех, когорта сзчздглл « 2 -
залп десяяпу____ tcsz музчЕяа axse? невольниц, то «¿оаэт ордтт»
о
;ix себе на доза, озера свсях а дала тех пз ees, у sc-jcprts
.л
есть rjyzsH."
Одпзм гз зая»г'-пг элегантен ирачно-сеиеЗнш: отеояеззЗ является развоз (тал,"::). Ахадехгк В.В.Еартольд япсал о тэлакэ: "... правила развода, крсае ацуяестоеннзг, такг.в состаадены во едало
с
в пользу мутант. Согласно Ксрапу суг:эсет"эт трз форма разьода: развод "проялятла", развод "хребта" л развод ^плятеы".
Наряду с разведем больсоо внаканзе гпарзат уделяет я таяли юраддчеекзм проблемам, как яроасхоэдеЕне детеЗ, абязапкоста он» д матерз зо отноаенаэ п детя1!, втяхлаза ггахра разведенной ~ена, алименты, опека я др.
Освяеонноэ леламой. aro этакой неравенство зеезпаны в общество
1. Коран. -17, 3, ЗЭ.
2. Коран. -17, 3.
3. Там ке, ХХШ, 6-7.
4. Там se, 17, 25.
5. Бартольд BJ3. Соч. -Т. У1, I3S6. -С. 102.
получает свое отрэгеазе в ссдлглъяо-правовоЁ системо прд дс&х формах 8Е2гючбЕ2я орака, со&шдепгЕ ооязателышх условлл ого га.-лэтензя, щи разводе и других rpasçascisx правовых отао^еа^я*. Для закрепления в coshcess цгсулгшази вдей неравенства s cs^se и ойг,ост1.з акта eh о используется Есяакское учение о загрооко£ епзня. об адо к рае. Б пслеке в рай допускаются только покорные з^кугзге жепЕсга, a EeaciysHiix к вдовах ничего но говорится.
T&xsu образов, доле* з сгссг сде&зк леточшжах ь кд щр-зых^э застекляет патраерхельнао отлсиегдш господства 17га с еод-дивдд: гени в скхье с сбшестве.
Втордд глятеа называется "Седгулярдзахд'.я ocusa и седзднкх отпо-шеяяй в современной пслеаскш кг:рв". Еэрвкй naparpsjj - "Осдсьндо , гкадеацав в эволздш сеыэйвых отпоаенай в заруйдгдяд ty^yzzzдн-скдх странах" - аосвясен раскрыта» прсцесоа ссху^рхза^дд -сдш: а семейка отшзвгяа!* в сарубегксдз sczsmo.
Виервне 1: вдев о пересмотра ccsosœs подсдзудд Kopass, eja&u, Едрлата с друтсх цдвЕкят ксточншюв ссшша, касптгятоя акакпа, ceiac обратилась еевэстешз ьусулькзЕСЕце ps^ojssjsojaî хсщд ZSZ zp4sl%& 32. еь. Саьлд Атаадии, Дкеясл сл-А§гак2, Кухгдгдад
Абдо> Нух-д-дзд, ilcias» Реэд Раде, Салак Куса, Абд ep-Pex&ïsS ил-Кавадкбл., ïoazp ss-Хадцад, Кассы Aise, Зия Гвгальп е друшед Одееео сила традара в ыусуль^акскса с.д'ствз столь взлака, дто лаае Цухаюзд Абдс, С&2лд ал-А^ханг, Мухаи-ид Икбал не осуядэдд npsuo е безоговорочно, скаред, солЕгоаа; или практику султанского развода. Бее они» признавая угнетенное полсленге цгсульыак-кп, не седзяеддт его с исядмод-. По дх мнению, неправильное толкование Корана, сунны и законов шараата, касавшихся кеквавы, правело к дскакшЕШ сслоделия саидзны в с еды. и обзоство.
Для ро.гор\татороз и модернастов, згстуаггая:: ta аосохсддаость
осуззотйтетпя TccT-iiHcii эуансштацдп затан, харзаторао сбр£':т."*:-
:: лстсрзс ргнаого делана. Ода утв.?рцдаэт, что з лсглол . .-_v : -
:;с:пп:з :':ен.~та Окла свободна, ¿алнозразна с ;уотнс^д, дс "пала
зздвооидчезтва. Такнз рзТ-ор&сзтери :-:слааа хак Каслм Амда к модвр-
насг; :~ак Хусейн Адабас, Са2ял лл-liraiii в я-тсге правда к *шслд,
дто в законах зслака нот .лчего атднажаааего дссгоннствз зеноа-т
Модзрназ*-«. преобладает в деятольностд образованной и прсгрессаз-нсЛ часта духовенства а теологов. Сет:улярнкз нрс-цессп зо взглядах аслама на сечеЗнпв отнопегая зояутзла свое отраявняё в соврогкн-ас: 5 с~:.ч.~"ном законодательстве »«усульааасапх стран.
3 *7суд1лзноксм лрззэ ое^ейккз стноледая рзгудлруытся целиг рд.до?; нсу'ЛТ111ч;о-пра2СР'1Д ¿дтоз, ддстдгутсгз т.н. "права дачного «татуса". Эта отрасль ягабсдсз тссяо сптзапз с ргяиггоззкгл д чразстаеннгга аор-:г:з з прзкдапса аедао. Сдехузт ai:exi> з еддс, дто ;T.2H>'-:;i стрлолв надбоясо ir.;pcг,о дрлнгняоюя да apaaia^s. ï!or тшяхгхзч дяЕяталастэтезтах опсденаЗ в глусуды:гнсазд стр.'::зд л д.пеглг область, с^г'агааяся asaûoase пснсерзатаваоЗ аасгьз аусул^ансЕого права, была з азвэсхкоЗ мзре аз?1ененз. ¿Cas ярзааяо, •з лзстсязее' врегдя сеиеЗасе право бод-'дшства цусулы/эпсзЕЗ; .:.'р?л представлено спецаальаац ссхскодатедъствоу.
Яода-ляз-дая тлеть кусулг^лааскж: дзнддд аезшггагэ аз cCzicotjcu-но-полчтачосаой я эаояо'дачоеяо?. глтлз. свсах стран. Весь сталь
I, Cf.. : • К. Taxfap ал-:.:ар'ата. -Каир, IS70. -С. 2S (яа apï£. ад.) ; Ад-Афгани 0. Ал-аслгм ла ал-м&р'ату. -Бейрут, Ï9TC. --С. 35 (ял г1.pa б. яз.).
- Ib -
мусульманского осраза sl&hü, пронизанный исламской психологией, культивирование исламских традиций способствует консервации традиционного отношения к панщине и се;.:ье.
В современном исламе идут горячие споры ыееду традиционаяи-е-тспп и иодернисталг ио вое" проблемам семьи д семейных отношений. Так, един из крупнзЬвих представителей ортодоксально-консервативного течения в исламе Аобас ал-Аккад в вопросе о полпггилни еяраьднвае? велел;. Б книге "üeErr:."., Z.. /:,не': он cacar, что ислаи "не создал ьзогосгнство и не оо;:: v • . » ; :: неуу, он просто дал разрешение для него при услогп;; ерр-две&саюго и достаточаого
содер&гкня жга" А ь!ухе:п>:ад Зикрия ал-Бадрисд утверждает, что
2
дзогепькотво неооходкыо для спасения оозества от разврата.
Соврк-'ешше rs иодерягстн ал-Байт: ал-Хулс, Двааггл ад-Дик, Lr чда ¿л-Zypz, Сайд ал-Афгаш г другие считаю?, что aasss з:зрс-
сслиг2::ид. По их k¡:sezo Коран дрззпаст есзо™ . для чегге сдравздливоз отло-опде i-e:.; а-сд." ' сльео,
i.niorc-¿ia'ni;o ÍIop.:..,rv se rispe-.^?^™. >lt¿¿zjsre кздзрпягги Абдал-лаи iiicx^ . ¿¿:-Zrzz: z - cizzzzzcs :,Qzz,zcib, чъо ислак
яе i:zzz cogcseESs похраздиа и гатзораг«:сг'.г,. Снидзаб)
reiss:;. Epryi^t.cpyrr ?е:а. в Ley.дне ье и^ееюя четкого г одрсделанного сред-асани;: тп.ггхза. ¿.аатеау все аятк, каса-юдиеся szTKaos", сии гнтарзрекрузмг го-сво-;:.~.
Секуляризация cez¿2 п срачно-ссг/ейних отнепаиии, а:.:ансхс£Д£я -£и2ик> — делгнп и г.::;:^ и газкег/сз езе-:стен5 трузксстп
¿.с i.c-l:-: :,--оулы:л:;с2:о^ к:ре. Секулярхзацця п-слаг^-Х корм, каса-
7. {..зад A.Ü. с-; ал-Кур'аии. -b^pyi, 1W.-2. 107
(.сг.
Си.: ¡jHKtep ал-ислазс:. - £ í. -С.€2-64 tH£ аре б. яз.}.
С. U:.:. Ксран. -iXIl, 33. Le : J-I" . . 31 ; 17» £8.
гвахся сеыьа, семейных отношений, долоясдзя зендаяа в семье i сблестве, в коночном ааоге, загасят от длнамаял а '.-зре;-сгег сопяалзто-зяоясмлчесгсих я ядеологачзсюх прсцсгосз, прсасходязлх в самлх мусульманских странах.
Зт'срод параграф - "Секуляризация семья, семенных отношении ; лх гуманизация: опыт л проблемы" - ягсвя'лен изучению я анализу современного состояния брзчно-семеГяых отношений л прогнозирована?) теяденцлЗ ах дальнейшего разжатая в регионах градационного распространения в СНГ.
Поело победа Октябрьской революции б ходе строительства нового социального строя появился ряд осгреЛглх проблем социального обновления общества. KVчислу относилась и проблема секуляризации семья и семенных откзаенай, а пзревод лх на граздапепу.з основу в регионах традяшонного распространения ислама з СНГ.
3 услоЕлях новой пзна я нового отясиензя у репеята семеФшх вопросов надо было постепенно, aar за пагом освободиться от паря-атских форм и методов нх урегулирования. Но решение пробл^.т» было связано с асключдтельнкма трудностями, особенно на мусульманских национальных окраинах, гдо до этого не яuezti ниляюто понятая о закллченаа гражданского брака. Здесь существовала только ■ одна форма брака - это брак, закрепленный па шариатской ссяепэ.
Еесь слояныЯ процесс язкененпя вековых семейных традацай, рзгу-лируе.'лых шариатскими нормам, внесения серьезных коррективов з мусульманский образ .-азни и мышления, проходил в даалектачеезах противоречиях. Пра этом не обошлось без серьезных oehöok, нарушения норм советского законодательства о ролагаозшх культах а б»з оскорбления чувства веруташс. Методы убеэденая часто подменялась адеялогачзскаш кенфронтацаямя а оаазанаэм давленая на веррхах.
Сезгулярлне дроцегед проводились подданеЁскд, путеь; голсгс гз.д:нлстрлроьгн2я. ïei: не иэнее нельзя сдхдцатг сарадслекн^г; доетддеддд регдонед традедпонкоге распространения ислама г СНГ де гуазлзззта: стдсаеедиз к 'кусульданке. в сзх-ллровенлл брачио-ге:.:з£ндх отесес-длС, в освобогзеЕлс от парлетехгл г-сры yperyzzpo-гаюсл д перезол их не грает но дуг основу.
Нева,-; ZZSC72 дрд ср;-улдр::зг,?дд се^ы'дпг. откодс;:д£ л лсрелода ид не дрдддддеду-". ссдоду дздодде у дх рздеддд дс ссдько г сбдем седдадедоу. плане, цэ конкретно исторически, с учехед спесзфлкл 5Ксна.-7лескогс, соддалддогс :: т'зддтпя каждого ь отдель-
ности народ02 деде!. стран-:.:. с г--.-: • .д: д: : ...ддде:.; слогддддхсд еедддд бргчкс-стредедд!:, дддтдческид дедсдедлед иусуль-дгд-д: да Зддддд дацдодельддд едтдддгд дерсдоГ: Рсссдд. Тако^ дда-лс::гичсс:с£ дедход г. реде-ддд данной остреГд-ед соддальге!. ¿г-солекы г.дед исключительно заднее значение зля дддхтдческод организации ..те" рдгэгг ст.;-- наседеддд ^лгс-стала, Средд- Л гид, Г.дзахстдна, ¿еербедд-зне, "овсреогг Калазе п те тар Геле:" с.
Пед.'-др.: да серъегксддде туддостд i седуллрде^дд.* сзие&ЕГ седедед;:1 г - дд -ддаддеедд: еггеде дозтдгдг слрехзданных яоло-едг:сд:.д.;.д; т:еуеетагод, но осталось г ¡д^одее.дд нзреденкнх сроблвгл.
Прд с о с:, седрдд сс^алько-лолхтдчеоддд д гкзнеддчееддх ддтуа-дддд. еере^г.ьзеАдд; се^дзе странами СНГ, озвовшш псрсЕШягввиа кеддевлекдед редед-лх ссде£нкг ьопрссоз остается секулярно-гудз-.чдстдческсе.
Тдадеддд дслеаа весьз^а сто2кл ь области сеиеппо-б-товш: отдо-д:. Дсзтоку лзучелле и проявлена! гсг<и:з г брачно-се-
уеНкдх стнсдендях, в огдедеддд к денхиьз ь вадед облестве.. яред-схед.дд^е актуальную теоретическую и практидезд~д -.дгчдцзстъ.
На нагг ззгляд, з современная услсЕ^~^—;тболее хараатернгдл »собенностя:? зроявлекпй яслама в cítece огнчкс-сгглэйпых стксдепа".!
уй зссярннагзется ди .. • '-го над зсЕола.-гг". часто аапаснлльлнх
ля аародннх обачзез а ратуялоз л дальнейшее усаленаз ыодездаст-
ках тештевдаЗ но зтаи проблеем.
Так, ясдауспае ::оде;апам '
у^зед-адггэт. что долам всегда ззааззд ллте-
есы ~?чдднд. Трэдеедатедь Совета .эдямоз Дагестана М-Г.О.Алдзз
твертдзет, что " яслегюаая -генхзяз 6vjeT аослувной д ува-гатедь-
ой к гггзу, °;з ротатвезданаа, будет уделять -ольдсе зваазяаэ с гае,
ону," всспатанаэ ~е?с2, -будет добзо.т.-элатольнод ко дззм саруаазд^м.
отоку т; чезго -того а хпюго другого, направленного на ?'4 сэзер-
Енотвозанда, требует от нее пдаклат".1
В статье "Ленаала з дслачэ". ялубдгдзвагпгсЗ в газета ГНсл2"~
£аа новоста", задпцается обкчаа нсленач неглгдной сатузлънсй
?еаяи: "Нодонн.?. дзрагтддз - в .интересах сг.'-оа а?кшпш. ^аясаиздз-
38 сокрытпе её гдгуры д ладе яоБкхае-í i: ней интерес, ода стако-
'тся более -зданной а загадочной, таидстзештоа л аравлакатедь-2
>3". - 2 ото! ~э статье утзаг-дается, что "мупинз главенствует ¡д декадной а .салу свода природных ячеств, Злзгэдазя зпозос-•отяа, складу У>п, психология, дтяродяой салс ч зынославоста, •торги наградил его Создатель", т.з. главепстзугаее доложенач
5ерэ поможет вхсттз. ;.1нтэрвы> с председателем Совета аллмов Дагестана й-Г.О.Алдевкя./Дагестаяочка. - Я 2. -Янзарь.-1Э92. Махачкала.
Нещадна в исламе.//Йсдаискае новостд. - ñ I. -Февраль. -1292. - Махачкала.
-- гг -
•г —¿¡.и ь семье л ос-....... Згясняется якобы баолсои^о!^ нрь-
^кчаны над .иенлакок.
Ь диссертации анализируются формы, методы к основные капран-лежя модернизации исламской концепции семьи в мусульманских регионах СНГ.
В исследования раскрывается общие п специфические причины сохранения проявлений ислама ь семье и с ем ьй них отношениях. п ним, но нашему мнешш, откосятся следующие: глубокое проникновенно догматика, этаки и социальной теории ¿слама в мир социальных отношении, в псахологав а сеыекнын быт ; сохранение остатков ньра-венства полов ; сохранение у часта лыде^ патриархально-феодальных взглядов на женздьу, особенно в брачио-семе&шх отнооенаях и ь сферах быта ; активная деятельность редигиознкх организации по пропаганде исламской концепции семьи е другие.
Автор выделяет различные формы проявлений исламской концепции семьи в сознании и быту верувшнх. К кик относятся: уплата выкупа зе невесту ; оформление шариатского брака (каках) ; многокенствс; принуждение аенщан к вступлению в брак; вссприпятствоааяно вступлении ь брак, особенно с представителями других религий: заключение брака с ляцамл, не достагшами брачного возраста ; затворничество (хыдааб) Еенжан, ношение ритуальных покрывал, отры; дево-ч^к, осооекно в отарках классах,от учебы ; раздельное ооучеяае юношей и дсвусек в стзршх классах ; паломничество к "святим"
там.
па основе анализа а обобщения передового опыта в регионах традиционного распространения ислама в СНГ в работе указывается пути, фор!.!, ; методы и средства гуманистического воспитания и секуляризации семья а семерых отношение в современных условиях. По кне-
нив-диссертанта я ним относятся: познаете социальной активности И; морального, авторитета бензин ; йор-лгогг-ние нового, секуляризованного. битавовлечение хенпин в сферу общественного производства ; внедрение.. в. быт нона-: ^ - • "п, традиций, ролденпнд: соз-
ремешшмз- условшп-л общественного труда, в связи с ростом культурного и общеобразовательного уровня трудящихся ; формирование передового общественного мнения в процессе гуманистического воспитания и др.
3 зян^тентти дассерташш приведены основные результаты иссло-доЕания, теоретические вывода, намечаются аспекты дальнейшей разработки тега.
Основные положения диссертации изложены авторов в следугдзх публикациях:
1. Об ртпозенил, ислама к меявоафессяональшгч бракам.//?еяашя и меянациояальныо отношения. Межвузовский научно-тч'»а,гач".скг'^ сборник. Махачкала, 1990. - I п.л.
2. Основные тенденции в эволюция сеиеСннх стнсхелий в зарубежных. мусулы^нских; странах. НежвузогснзИ нвучно-теис'тэтесЕзЗ сб.орнпк.,. -Кг. дачка да, 1991. - I п.л.