автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Кудряшов, А. Ю.
Введение
Глава I. Музыкальное исполнительство как историко-культурное явление:
§ I. Генезолнителва
§ 2. Культурные функции исполнительства----с.
Глава 2. Исполнительская интерпретация как фактор художественно-смысловой динамики музыкального произведения:
§ I. Содержание понятия исполнительской интерпретации и теория музыкального
§ 2. Исполнительская интерпретация и стилевые модификации художвенно-звукового теа
Глава 3. Об эволюции художвенногоа "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха в интерпретациях разныхилевых эпох
Введение диссертации1994 год, автореферат по искусствоведению, Кудряшов, А. Ю.
Разграничение функций композитора, исполнителя-интернретатора и слушателя, когда первый почти всецело предается сочинению и записи музнки, второй творчески ее воспроизводит на концертной эстраде,а третьему отведена роль воопршинащего, понимающего и оценивающего набзщдателя, давно уже стало традиционным джя щузыки академического (в широком смысле) типа. Привычннми кажутся и определящне даннзгю ситуацию спецЕфичесиге моменты, закренженше за исполнителемгизвеетно, что он, занимая как йш промежуточно© положение меаду творцом и адресатом музыки, одновременно и свободен в своей деятельности от процесса сочинения, и способен к не менее полноценному творчеству,к нахождению принципиально новых художественных результатов, к истинным открытиям и откровенжшя.Даже с учетом далеко зашедших зкспериментов по синтезу различных видов музыкальной деятельности во второй половине Л века, когда композитор зачастую стремится стереть установленные традицией границы между собой и исполнителем (алеаторика, электронная и сонорная музыка), описанная нохма продолжает определять ©блик совршенной европейской щузшог, оказывая влияние на мувЕшажьные культуры других регионов мира (о чем свидетельствует, наяршер, повсеместное распространение конкурсов музыкантов-исполнителей, исполнительская ©нециализация в стражах с традиционно синтетичеошт фоттт музыкального творчества).Вкшэчжть •^зикальцув интерпретологию" (тершн Г.Когана) в шзнтекст теоретических исследований, сообщить ей такую же ^ачимость и степень разработанности, какие имеет наука о композиторском творчестве, в полной мере до сих пор не удалось. Ш мнению автора,основной причиной тому служит относительная молодость самого искусства исполнительской интерпретации, пришедшего на смену ситуациям "исполняющего композитора" и "композиторотвущето исполнителя" только в середине И Х столетия. Хронологическая близость возникновения явления, "аберрация научного зрения" сыграли роль Topioaa в развитии интерпретологии, в первую очередь относительно исторической ее проблемат1ики. Это также отразилось и на BoupoGSQL морфологии музыкаяьно-жсполнжтельской деятельности, ж на построении ее теории.Продолжая развивать направления, заданные в перечисленных исследованиях, настоящая диссертация вносит ряд новых положений. Основные из них следующие.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнительно недавно открывшее для себя область интерпретологии, современное музыкознание совершает переход от традиционных методов изучения традиционного же для этой науки предмета - произведения-кристалла, или "ставшего" композиторского а - к познанию произведения-процесса, которое бесконечно излучает живую исполнительскую ene а. . Покидая устойчивую и надежную почву анализа структурно обусловленной "необходимости" музыки, исследователь попадает здесь в увлекающее и, на первый взгляд, трудно постижимое в строгих категориях и терминах научного сознания "царство свободы", где все находится в текучести, переходности, принципиальной незавершенности состояний и форм. Сложность решения задачи их научного описания, однако* еще не означает ее неразрешимости, и, как показывает настоящее исследование, "царство исполнительской свободы" поддается научному освещению не менее успешно, чем область "композиторской необходимости" - при условии уточнения основных понятий, введения новых, использования междисциплинарного подхода и соблюдения очередности исторического, теоретического, а затем и синтетического - историко-логического и стилевого - изучения явлений исполнительского искусства.
Таким образом нам удалось доказать, что в появлении в середине XIX столетия особой области исполнительства вместе с присущим ему типом творчества - исполнительской интерпретации - нет ничего случайного и загадочного: это -закономерный и вполне объяснимый результат длительной эволюции европейского музыкального исполнения. Историческая "горизонталь" его развития постоянно направлялась сменой
- 197 различных способов понимания музыки, аксиологической оценки разных форм музыкальной деятельности, их места среди других искусств и роли в жизни человека. И лишь с возникновением такой концепции музыки, какая позволила ей в целом стать в ранг высших, почти религиозных ценностей и обрести не Ц только культурную автономность, но и качество духовно всеобъемлющей сферы, музыкальное исполнение отделяется от композиторского творчества и, вместе с тем, становится особым образом направленным на него - в своих главных сохранитель-ной и индивидуально-истолковательной культурных функциях и комплементарно-дополняющей их игровой. Исходя из того, что в наиболее общем плане такое положение вещей в европейской академической музыкальной культуре обрело достаточно устойчивый и неизменный характер, представилось возможным свер-^ тывание исторической "горизонтали" исполнительского искусства в его логико-теоретическую "вертикаль". Теперь культурные функции исполнительства высветились непосредственно реализованными: сначала - в этапах течения малого времени исполнительского воссоздания музыки, в репродуктивном, понимающем и художественно-преобразующем ее отражении, находящем необходимую для всякого культурного акта семиотическую опору в нотном, мнемоническом и художественно-звуковом тексте музыкального произведения. Затем, различая в последнем % из выделенных видов художественных текстов музыки два различных уровня - "центр" и "периферию", - мы увидели действие основных функций исполнительства уже в потоке большого времени музыкальной культуры: точно передавая структурированный композитором "центр" текста, исполнитель выступает как сохранитель художественной информации, как гарант вечного и самоидентичного существования музыкального произведения; творчески же выстраивая "периферию" текста, интерпретатор выполняет не менее важную индавидуально-истолковательную функцию (и, в той или иной мере, игровую), которая призвана сообщить каждому значительному сочинению в любое время актуальность и жизненное многообразие концертного бытия. Но тем самым мы синтезировали логико-теоретическую "вертикаль" исполнительства с его новой историко-стилевой "горизонталью" в трех ее основных измерениях - собственно историческом, национальном и индивидуально-личностном - и получили модель анализа исполнительской интерпретации музыки во всей неисчерпаемости принимаемых ею художественно-звуковых форм. Такая модель способна выполнять триединую задачу: во-первых, она может вмещать наш представления об исполнительском стиле, более точно определяя его носители, их взаимоотношения между собой и носителями композиторского стиля;, во-вторых, адекватно отражать музыкальное произведение как феномен европейской музыкальной культуры; наконец, в-третьих, - воспроизводить жизнь данного конкретного произведения в его многочисленных исполнительских толкованиях, что и было показано нами на примере "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха, когда каждый интерпретатор, убежденный в верности своих намерений композиторским, неизбежно полемизировал с ^ ними и, под влиянием порожающего интерпретацию контекста, создавал новый художественно-звуковой текст с оригинальными стилистическими особенностями. Возможно, этим создается прецедент для будущих подобных исследований исполнительски-стилевых и художественно-смысловых модификаций и других музыкальных произведений.
- 199
Проведенное наш исследование позволяет уточнить научное представление и о природе музыки как вида искусства. Положения традиционной морфологии,разделяющей все искусства на пространственные и временные, стали проблематичными, столкнувшись с явлениями средневекового и современного искусства. Изу-Ф чение в аспекте направленности на человеческое восприятие многих произведений живописи, всегда считавшейся пространственной формой художественного опыта, обнаружили в ней координату времени (древняя иконопись, полотна кубистов или абстракционистов XX века). С другой стороны,музыкальная наука показывает наличие в музыке - искусстве, казалось бы,временном - категорий пространственного мышления, в частности, в звуковысотной, фактурной, композиционной организации музыкального произведения. Доказанная диффузия пространственных Ф и временных категорий художественного мышления, всегда присутствующая в любом виде искусства, не позволяет отнести музыку только к временным искусствам.
Поэтому некоторые современные исследователи предлагают применять иные критерии различия искусств, разделяя их на исполнительские и неисполнитеяьские, динамичные и статичные, мобильные и стабильные, обладающие соответственно "произведением-процессом" и "произведением-предметом" (Е.Гуренко). На первый взгляд, музыка, наряду со сценическими искусствами, Ф безусловно должна быть отнесена к первой группе - в виду необходимого присутствия исполнителя-интерпретатора или актера, придающих процессуальный характер их произведениям. Однако даже в этом случае граница между ними и искусствами неисполнительскими по-прежнему остается условной и неопределенной: согласно утверждениям рецептивной эстетики (Изер, Яусс,
- 200
Гадамер), любое произведение любого вида искусства обязательно предполагает "исполнения" - в смысле трансформации своего значения в индивидуальном восприятии и понимании, различных истолкований - хотя бы и пассивно-творческих, существующих лишь в сознании рецепиента. Таким образом, динамично развивающими-ф ся по смыслу, мобильными могут быть и музыка, и живопись, и литература. По этой причине итальянские музыковеда А.Делла Корте и М.Мила, например, вообще оспаривают определение музыки, а также танца и театра, как искусств исполнительских, справедливо полагая, что рецептивное "исполнение" свойственно всем без исключения видам искусства. В чем же тогда следует усматривать специфику музыки?
Как показывает настоящая диссертация, взаимодействие выписанного композитором в нотном тексте структурного инвари-% анта музыкального произведения с личностным пониманием исполнителя и с порождающим его интерпретацию контекстом эпохи неминуемо преобразует саму внутреннюю организацию музыки, отражается в ее художественно-звуковом тексте - благодаря наличию в нем соответствующих вариантных уровней. А поэтому, в отличие от живописи, скульптуры, орнамента, литературы или поэзии - искусств, чьи произведения изменчивы лишь в восприятии (рецептивно-мобильных), музыка является искусством, изменчивым по условиям самого своего #1 существования (субстанциально-мобильн ы м ). Это и сообщает ей замечательную возможность представлять свой предмет в бесчисленном многообразии выразительных оттенков, когда каждое произведение способно буквально впитывать свет раскрывающих его художественный смысл сменяющихся исторических эпох и индивидуальных творческих сознаний.
Список научной литературыКудряшов, А. Ю., диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Аберт Г. В.А.Моцарт. 4.1. Кн. I /Пер. с нем., вступит,ст., коммент. К.К.Саквы. - М.: Музыка, 1978. - 534 с.
2. Аберт Г. В.А.Моцарт. 4.2. Кн. I / Пер. с нем., вступит.ст., коммент. К.К.Саквы. - М.: Музыка, 1983. - 518 с.
3. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений: наоснове анализа искусства выдающихся пианистов XX века: Учебное пособие. - М.: ГИЛИ им.Гнееиных, 1984. - 92 с.
4. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник.В 3-х ч. Ч.1 и 2. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. 415 о.
5. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. - М.: Музыка, I99I. - 104 с.
6. Ансерме Э. Музыка и ее исполнение // Ансерме Э. Статьи омузыке и воспоминания / Пер. с франц. Е.Бронфин, Б.Урицкой. - М.: Советский композитор, 1986. - e.II0-II5.
7. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т.T.I / Ред.В.Ф.Асмус. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.
8. Асафьев Б. Инструментальное творчество Чайковского //Асафьев Б. О музыке Чайковского: Избранное. - Л . : Музыка, 1972. - с.234-290.
9. Баринова М.Н. Воспоминания о Гофмане ж Бузони / Сост. ивступит, ст. Б.Болышна; ред., коммент. и послесл. Гр. Прокофьева. - М.! Музыка, 1964. - 160 с.
10. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: "за" ж"против": Сб. статей / Пер. с англ., франц., нем., чешек., польск. и болг.; под ред. Е.Я.Басина и М.Я.Полякова. - М.: Прогресс, 1975. - с.114-163.
11. Бартоли К. Академические рассуаденжя // Музыкальнаяэстетика западноевропейского средневековья я Возроадения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.529-535.
12. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М.ЭствЕика словесного творчества / Сост. Г.Бочаров; текст подгот. Г.С.Бернштейн и Л.В.Дерюгина; примеч. С.Аверинцева и Г.Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - с.237-280.
13. Бенюмов М.И. Музыкальное произведение и исполнение музыки// Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: Межвуз. об. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. - с.25-42. - 203
14. Берлиоз Г. Несколько слов о трио и сонатах Бетховена //Берлиоз Г. Избранные статьи / Сост., пер., вступит, ст. и примеч. В.Н.Александровой и Е.Ф.Бронфин. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. - с.205-209.
15. Берйудо X. Декларация об инструментах // Музыкальнаяэстетика западноевропейского средневековья и Возроадения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.526-528.
16. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса // Советское искусствознание '80. Вып. 2. - М.: Советский художник, I98I. - C.II2-I53.
17. Берченко Р. Болеслав Яворский о "Хорошо темперированномклавире" // Музыкальная академия, 1993. i 2. - с.117-124.
18. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха/ Пер. и вступит, ст. А.Майкапара. - М.: Музыка, 1989. - 388 с.
19. Бодховский Р. Об одной ошибке "структурного искусствознания" // Эстетические очерки: Сб. статей. Вып. 5 / Сост. И.А.Константинов, Х.Раппопорт; ред. Х.Раппопорт. - М.: Музыка, 1979, - с. 195-207.
20. Боттригари Э. Дезидерио, или Об исполнении на различныхмузыкальных инструментах // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возроадения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. с.536-549.
21. Брентано Б. Переписка Гете с ребенком // Музыкальнаяэстетика Ге|мании П Х века. В 2-х т. Т.2.: Мтодогия / Сост. А.Михайлов и В.Шестаков. - М.: Музыка, 1982. с. 66-70.
22. Будяковский А. Пианистическая деятельность Листа. - Д.:Музыка, 1986. - 88 с.
23. БуркгардаЯ. Культура Италии в эпоху Возрождения. В 2-х т.Т.2 / Пер. Брилианта с 8-го нем. изд., перераб. Л.Гейтером. - -Пб.: Книгоиздательство М.В.Пирожкова, 1906. 404 с.
24. Вагнер Р. Виртуоз и художник // Вагнер Р. Избранныеработы / Пер. с нем. / Сост. и коммент. И.А.Барсовой и А.Ошерова; вступит, ст. А.Ф.Лосева. - М.: Искусство, 1978. - с.71-84.
25. Вагнер Р. Шсьма к Францу Листу: I84I-I859 // Вагнер Р.Письма. Дневники. Обращение к друзьям. Т.1У. - -Пб.: Издательство "Грядущий день", I9II. - с.1-149.
26. Вакенродер В.-Г. Звуки // Вакенродер В,-Г. Фантазии обискусстве / Пер. с нем.; вступит, ст. А.СДштриева; Еоммент. Ал.В.В1ихайлова. - М.: Искусство, 1977. - с.186191.
27. Вакенродер В.-Г. Особая внутренняя сущность музыки ипсихология современной инстрртентальной музыки // Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве / Пер. с нем.; вступит, ст. А.С.Дмитриева; коммент. Ал.В.Михайлова. - М.: Искусство, 1977. - с.170-178.
28. Вакенродер В.-Г. Чудеса музыки // Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве / Пер^ с нем.; вступит, ст. А.С.Дмитриева; коммент. Ал.В.Михайлова. - М.: Искусство, 1977. - с.160-164. - 205
29. Вавда 1андовска о музыке // Музыкальная жизнь, 1983,Ш 3. - с.18-19.
30. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Основныепроблемы социологического метода в науке о языке. Изд. 2-е. - Л.:Прибой, 1930. - 157 с.
31. Вольфрум Ф. Иоганн Себастьян Бах. Том I и 2 вместе: Разрешенный автором пер. со 2-го нем. изд. Евг.Браудо (со вступит, ст. и примеч. переводчика). - М.: Музыкальное издательство П.Юргенсона, I9I2. - XXI, 2 ^ с.
32. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного // Гадамер Г.-Г.Актуальность прекрасного / Пер. с нем. - М.: Искусство, 1.9I. - с.266-323.
33. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика // Гадамер Г.-Г.Актуальность прекрасного / Пер. с нем. - М.: Искусство, 1.9I. - с.256-265,,
34. Гаккель Л. О новой исполнительской личности // Советскаямузыка, 1984, i 4. - с.63-68.
35. Гаспаров Б.М. О некоторых принципах структурного анализамузыки // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей /Сост. и ред. М.Г.Арановского. - М.: Музыка, 1974. - с.129-152.
36. Геника Р. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы. 4.1. - М.: Музыкальное издательство П.Юргенсона,1896. - 216 с.
37. Герцер И.Г. О музыке // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2х т. T.I: Антология / Сост. А.Михайлов, В.Шестаков. - М.: Музыка, I98I. - 0.83-94.
38. Герцман Е. Античное учение о мелосе // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. - I . : Музыка, 1987. - с.114-148.
39. Гизекинг В. Интерпретация Баха на концертном рояле // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 7 / Сост. Г.Эдельман; ред. 1.Баренбойма; пер. с нем. и англ. А.Афониной, Е.Рацера. - М.: Музыка,1975. - с.237-241. - 206
40. Гизекинг В. Хвала фортепиано // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 7 / Сост.Г.Эдельман; ред. Л.Баренбойма^ пер. с нем. и англ. А.Афониной, Е.Рацера. М.: Музыка, 1975. - с. 221-223.
41. Гинзбург Л. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства // Эстетические очерки. Вып. 2 / Сост. и общ. ред. Х.Раш10|юрта. - М.: Музыка, 1967. - с.149-190.
42. Гинзбург Путевые дневники Чарлза Верни // Верни Ч.Музыкальные путешествия / Пер. с англ. З.В.Шпитальниковой; вступит.ст., ред. и примеч. Л.Гинзбурга. - Л.: Государственное музыкальное издательство, I96I. - с.3-15.
43. Глинка М.И. Записки // Глинка М.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. T.I / Подг. А.С.Ляпунова. - М.: Музыка,1973, - с.211-350.
44. Голосовкер Я.Э. Шагинативный абсолют. Ч.1 (фрагменты)// Голосовкер Я.Э. Логика мифа / Сост. и авторы примеч. Н.В.Брагинская и Д.Н.Леонов. - М.: Наука, 1987. - с.114163.
45. Гофман Н. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / Пер. с англ. Г.А.Павлова; ред., вступит, ст. ж примеч. Г.М.Когана. - М.: Государственное музыкальное издательство, I96I. - 224 с.
46. Гофман Э.Т.А. Старинная и новая церковная музыка // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.2: Антология / Сост. А.Михайлов, В.Шестаков. - М.: Музька, 1982. - с.8-32.
47. Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей. Вып. I / Сост. М.А.Смирнов. - М.; Музыка, 1988. - с.69-86.
48. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). - Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.
49. Гумбольдт В. Лаи?ай и аллада (фрагмент) // Гумбольдт В.Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. под ред. и с предисл. Г.В.Рамишвили. - М.: Прогресс, 1984. - с.303-306. - 207
50. Гюго В. Предисловие к драме "1юи Елаз" // Пого В. Собрание сочинений в 10-ЕИ т. Т.2. - М.: Правда, 1972. - с.293300.
51. Дельсон В. Святослав Рихтер. - М.: Государственное музыкальное издательство, I96I. - 121 с.
52. Документы ЖИЗНИ и деятельности Иоганна Себастьяна Баха/ Сост. Х.-1.Шульце; пер. с нем. и коммент. В.Ерохина. - М.: Музыка, 1980. - 271 с.
53. Друскин М.С. Дополнений к бахиане // Друскин М.С. Очерки,статьи, заметки. - Л. :щрветски1 композитор, 1987. - с.171197.
54. Друскин М.С. Иоганн Себа^ьян Бах. - М.: Музыка, 1982.- 383 с.
55. Друскин М.С. Концепции творчества и личности И.С.Баха висторической перспективе // Друскин М.С. Избранное: Монографии. Статьи.-М.: Советский композитор, I98I. - с.291-327.
56. Друскин М.С.Нотн^ текст // Друскин М.С. Очерки, статьи,заметки. -Л.: Советский композитор, 1987. - с.210-219.
57. Друскин М.С. Швейцер и вопросы баховедения // Швейцер А.Иоганн Себастьян Бах / Пер. с нем. Я.С.Друскина; ред. пер. и послесл. М.С.Друскина. - М.: Музыка, 1965. - с.649-662,
58. Захарова 0. Риторика и западноевропейская музыка ХЛ1 - первой половины ХУШ в.: принципы, приемы. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.
59. Здобнов Р. Исполнительство - род художественного творчества // Эстетические очерки. Вып. 2 / Сост. и общ.ред. Х.Раппопорта. - М.: Музыка, 1967. - с.98-148.
60. Зольгер К.В.Ф. Музыка // Музыкальная эстетика ГерманииXIX века. В 2-х т. T.I: Антология / Со ст. А. Михайлов, В. Шестаков. - М.: Музыка, I98I. - с.149-151.
61. Ингарден Р.Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Ингарден Р. Исследования по эстетике / Пер. с польск. А.Ермилова и Б.Федорова; предисл. В.Разумного; ред. А.Якушева. - М.: Издательство иностранной литературы, 1Э62. - с.403-570. - 208
62. Искусство Артуро Тосканини: Воспоминания. Биографическиематериалы / Сост. Л.Тарасов. - I.: Музыка, 1974. - 272 с.
63. Каган М. Морфология искусства: Историко-теоретическоеис^едование внутреннего строения мира искусства. 4.1,2,3. - I.: Искусство, 1972. - 440 с.
64. Каланд Е. "Учение Деппе" как основа современной игры нафортепиано и технические советы пианистам / Пер. с 3-го нем. изд. Л.Сушковой. - Рига: Скл. изд. у 1.А.Сушковой, 1.II. - 50, 26 О.
65. Кандинский-Рыбников А.А. Об интерпретации музыки И.С.Бахасоветскими пианистами и органистами // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т.Н.Ливанова, В.В.Протопопов. М.: Музыка, 1985. - с.309-337.
66. Кандинский-Рыбников А.А. Эпоха романтического пианизма исовременное исполнительское искусство // Музыкальное исполнительство и педагогика: Сб. статей / Сост. Т.Гайдамович. - М.: Музыка, I99I. - с.189-212.
67. Капустин Ю. Музыканз'-исполнитель и цублика: Исследование.- I.: Музыка, 1985. - 160 с.
68. Катунян М.И. Basso contlnuo - путь к новой музыке// Проблемы теории западноевропейской музыки (ХП-ХУП вв.): Сб. трудов ГМПИ им.Гнесиных. Вып.65 / Отв.ред. Ю.К.Евдокимова. - М.: Ш П И им.Гнесиных, 1983. - с.96-113.
69. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте// Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Ред.-сост., авт. вступит, ст., доп. и коммент. Л.Гинзбурш. - М.: Музыка, 1975. - с.10-63.
70. Коган Г.М. На концертах Артуро Бенедетти-Микеланджели// Коган Г.М. Вопросы пианизма: избранные статьи. - М.: Советский композитор, 1968. - с.415-418.
71. Коган Г.М. Парадоксы об исполнительстве // О музыке.Проблемы анализа: Сб. статей / Сост. В.Боровский, Г.Головинский. - М.: Советский композитор, 1974. - C.344-S65.
72. Коган Г.М. Ферруччо Бузони.-2-е изд., доп. - М.: Советский композитор, I97I. - 232 с. бЗ.Конен В.Д. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии. - М.: Музыка, 1968. - 351 с.
73. Копчевский Н.А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. - М.:Музыка, 1986. - 96 с.
74. Корто А. Из высказываний // Корто А. О фортепианном искусстве: статьи, материалы, документы/ Сост., пер., ред. текста,вступит, ст. и коммент. К.Х.Аджемова. - М.: Музыка, 1965. - с.203-209.
75. Кррыхалова Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. - I.: Музыка, 1979. - 208 с.
76. Крастинь В. Об исполнении клавирной музыки Баха на фортепиано // Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, ПЬстаковича: Сб. статей / Под ред.Л.А.Баренбойма и К.И.Ккак. - Л.: Музыка, 1965. - с.7-31.
77. Крастинь В. Традиции и новаторство в исполнении клавирноймузыки Иоганна Себастьяна Баха: Автореф. дисс. .. канд. искусствоведения. -Л.^ 1968. - 19 с.
78. Крастинь В. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: C6w статей. Вып. 5. - М.: Музыка, 1969. - с.65-84.
79. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / Пер. с франц.О.А.Серовой-Хортик; сост., ред. пер. Д.В.Серова; очерк о Куперене, коммент. и общ.ред. Я.И.Мильштейна; теоретич. часть коммент. Ю.Н.Холопова. - М.: МузыкаД973. - 152 с.
80. Дурт Э. Основы линеарного контрапункта: Мелодическаяполифония Баха / Пер. с нем. З.Эвальд; под ред.Б.В.Асафьева. - М.: Государственное музыкальное издательство, I93I. - 304 с.
81. Ландовска В. Об исполнении клавесинных произведенийИ.С.Баха // Русская музыкальная газета, 1908, J* 32/33. - с.647-652.
82. Л^овска В. Старинная музыка / Пер. З.Савеловой; под ред.ШЭнгеля. - М.: Музыкальное издательство П.Юргенсона, 1.I3. - 133 с.
83. Левко О.А. Пути обновления жанра камерно-инструментальногоансамбля в творчестве русских советских композиторов 60' 70-х годов. - Дисс..канд.искусствоведения. - М.^ 1989. - 204 л.
84. Лекщш Ганса Бюлова, составленные Теодором Пфейфером / Пер.с 4-го нем.изд. с примеч. А.Буховцева. - М.: Музыкальная торговля П.Юргенсона, 1895. - 114 с.
85. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789года: Учебник. В 2-х т. T.I: По ХУШ век. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1983. - 696 с.
86. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789года: Учебник. В 2-х т. Т.2: ХУШ век. - 2-е изд., пере раб. и доп. - М.: Музыка, 1982. - 622 с.
87. Лист Ф. К Адольфу Пикте // Лист Ф. Избранные статьи / Предисл. и общ.ред. Я.Мильштейна; пер.А.Бобовича и Н.Мамуна; ред. текста,вступит, ст. и примеч. Барского. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. - с.79-87. - 211
88. Лист Ф. К 1орж Санд // Лист Ф. Избранные статьи / Предисл. и общ. ред. Я.Мильштейна; пер. А.Бобовича и Н.Мамуна; ред. текста, вступит, ст. и примеч. Барского. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. - с.64-70.
89. Лист Ф. Ф.Шопен. - 2-е изд.,перераб. / Пер. и примеч.С.А.Семеновского; общ. ред. и вступит, ст. Я.Й.Мильштейна. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. - с. 429.
90. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика // Античнаямузыкальная эстетика / Предисл. и общ. ред. В.П.Шестакова. - М.: Государственное музыкальное издательство, 160. - C.II-II6.
91. Лотман Ю. Статьи по типологии культуры // Материалы ккурсу теории литературы. Вып. I: Типология культуры. - Тарту: Изд-во Тарт. госуд. ун-та, 1970. - 106 с.
92. Лотман Ю. Феномен культуры// Семиотика культуры: Трудыпо знаковым системам X / Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 463. - Тарту: Изд-во Тарт. госуд. ун-та, 1978. - с.3-17.
93. Лотман Ю., Успенский В. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам У / Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 284. - Тарту: Изд-во Тарт. госуд. ун-ва, I97I. - с.144-166.
94. Максимов В.Н. От составителя // Восприятие музыки : Сб.статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980. - с. 5-13.
95. Маркс А.Б. Всеобщий учебник музыки. - М.: Музыкальнаяторговля П.Юргенсона, I88I. - 443 с.
96. Медушевский В.В. Музыкальный стиль кжк семиотическийобъект // Советская музыка, 1979, № 3. с.30-39.
97. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музы»а, 1976. - 254 с.
98. Меланхагон Ф. О свободных искусствах // Музыкальнаяэстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с. 376-377.
99. Мильштейн Я.И. К проблеме исполнительских стилей// Мильштвйн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб. статей. - М.: Советский композитор, 1983. - с.5-37.
100. МижьштеШ Я.И. Ф.Лист. В 2-х т. - Изд. 2-е, расшжр. идоп. - М.: Музыка, 1970. T.I - 864 с.;Т.2 - 600 с.
101. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам // Мильштейн Я.И.Очерки о Шопене. - М.: Музыка, 1987. - с.19-71.
102. Мильштейн Я.И. "Хорошо темперированный клавир" И.С.Бахаи особенности его исполнения. - М.: Музыка, 1967. - 392 с.
103. Мундт Т. Эстетика // Музыкальная эстетика Германии XIXвека. В 2-х т. Т.2: Антология / Сост. А.Михайлов, В.Шестаков. - М.: Музыка, 1982. - с.214-229. - 213
104. Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблемамузыкознания // Восприятие музы:.^: Сб. статей / Ред.сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, I980.-C.9I-III.
105. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Запискипедагога. - Изд. 3-е. - М.: Музыка, 1967. - 311 с.
106. Неменова-Лунц М. Отрывки из воспоминаний об А.Н. Скрябине // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминания. Вып. I. / Сост. и общ. ред. М.Г.Соколова. - М.: Музыка, 1965. - с.226-234.
107. Николаев А. Интерпретация "Voli^ieM^>6>ttct^^ K/avJet "Баха в редакции Черни и Бузони // Советская музыка, 1935, J^ 3. - с.68-73.
108. Новалис (Фридрих фон Гарденберг). Математические фрагменты // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. T.I: Антология / Сост. А.Михаилов, В.Шестаков. - М.: Музыка, I98I. - с.304-318.
109. Овчинников М.А. Фортепианное исполнительство и русскаямузыкальная критика XIX века: Исследование. - М.: Музыка, 1.8I. - 198 с.
110. Овчинников Н.Ф. Принципы сохранения. - М.: Наука, 1966.- 331 с.
111. Осокин СЮ. Историческая жизнь музыкального произведенияв исполнительском искусстве (на материале интерпретаций "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха) . - Дисс. ..канд. искусствоведения. - М., 1992. - 156 л.
112. Пети-Коклико А. Coynf>€ncli^*n muslces // Музыкальнаяэстетика западноевропейского средневековья и Возроадения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.383-385.
113. Шсьма Бетховена: I787-I8II / Сост., автор вступит, ст.и коммент. Н.Л.Фищман; пер. Л.СТовалевой и Н.Ж.Фишмана. - М.: Музыка, 1970. - 576 с.
114. Шсьма Карла Черни, или Руководство к изучению игры нафортепиано от начальных оснований до полного усовершенствования, с кратким объяснением генералбаса / Пер. с нем. - -Пб.: Тип. Экспедиции заготовления госбумаг, 1842. - 98 с. - 214
115. Пжатон. Апология Сократа // Платон. Сочинения в 3-х т.T.I / Пер. с древнегреч.; под общ.ред. А.Ф.Лосева ж В.Ф.Асмуса. - М.: Мысль, 1968. - с.81-112.
116. Полежаев А.В. Музыкальное произведение и его жизнь втрактовках музыкантов разных времен (на примере анализа сонаты Бетховена opIII и ее интерпретаций): Автореф. дисс. .. канд. искусствоведения. - Л., 1983. - 25 с.
117. Порфирьева А. "Неоклассицизм" Стравинского // Эволюционные процессы музыкального мышления: Сб*» научных трудов / Отв. ред. А.Л.Порфирьева. - Л.: ЛШТМиК, 1986. - с. 1.I-II8.
118. Раабен Л. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. I. - Л.: Музыка, 1962. с.20-51.
119. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль // Рабинович Д.А.Исполнитель и стиль: Избранные статьи. Вып. I: Проблемы пианистической стилистики. - М.: Советский композитор, 1979. - с.103-313.
120. Раппопорт О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. - М.: Музыка, 1972. - с.3-46.
121. Рихтер Три ответа на вопросы о сонате Бетховенаор. 57 ("Аппассионата")^ Беседа с Д.Благим // Пианисты рассказывают / Сост. и вступит, ст. М.Соколова. - М.: Советский композитор, 1979. - с.137-140.
122. Ройзман Л. Карл Черни и его редакция клавирных сочинений И.С.Баха // Советская музыка, 1940, № 10. - с.62-68.
123. Роллан Р. Бетховен.Великие творческие эпохи // Роллан Р.Собрание сочинений в 14-ти т. Т.12. - М.: Гослитиздат, 1957. - 351 с.
124. Рубинштейн А.Г. Еще о консерваториях // Рубинштейн А.Г.Литературное наследие. В 3-х т. T.I: Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / Сост., текстолог, подготовка, коммент, и вступит, ст. Л.А.Баренбойма. - М.: Музыка, 1983. - с.1©7-110. - 215
125. Рубинштейн А.Г. О музыке в России // Рубинштейн А.Г.Литературное наследие. В 3-х т. T.I: Статьи.Книги. Докладные записки. Речи / Сост., текстолог, подготовка, коммент. и вступит, ст. Л.А.Баренбойма. - М.: Музыка, 1983. - с.46-53.
126. Саяинас Ф. О музыке // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.413-422.
127. Сапонов М. Искусство импровизации: Импровизационные видытворчества в запапдоевропейской музыке средних веков и Возроадения. - М.: Музыка, 1982. - 77 с.
128. Селецкий П.Д. Записки. 4.1. - Киев: ред. "Киевской старины", 1884. - 201 с.
129. Скребков С. Композитор и исполнитель // Скребков С.Избранные статьи / Ред.-сост. Д.А.Арутюнов. - М.: Музыка, 1980. - с. 9-16.
130. Современные пианисты: Справочник. Ч.1 / Сост. Л.1^игорьев, Я.Шатек. - М.: Советский композитор, 1977. - 286 с.
131. Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. - 223 с.
132. Соколов А.С. Громкостная динамика как предмет анализа// Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 5. - М.: Советский композитор, 1983. - с.107-137.
133. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. Трудыпо языкознанию / Пер. с франц., ред. и вступит, ст. А.А.Холодовича. - М.: Прогресс, 1977. - с.9-285.
134. Стасов В.В. Из воспоминаний "Училище правоведения сороклет назад". I836-I842 // Стасов В.В. Статьи о музыке. В 5-ти вып. Вып. 3 / Сост. Н.Симакова; ред. Ви.Протопопов. - М.: Музыка, 1977. - с.5-44.
135. Тюрк Д.Г. Клавирная школа // Алексеев А.Д. Из историифортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишнострунных инструментах (от эпохи Возрозвдения до середины ХЕХ века): Хрестоматия. - Клев: Музична Укра1на, 1974. - с.56-71.
136. Федосеева Л. Исполнительское искусство М.В.Юдиной.Черты стиля. - Цисс. .. канд. искусствоведения. - Казань, 1983. - 222 л.
137. Фейнберг С Е . Интерпретация полифонии Баха // Фейнберг С Е . Мастерство пианиста / Сост. и общ.ред. Л.Фейнберга и В.Натансона. - М.: Музыка, 1978. - с. 13-55.
138. Фейнберг С Е . Шанизм как искусство. - Изд. 2-е, доп.- М.: Музыка, 1969. - 598 с.
139. Фишман Н.Л. Людвиг ван Бетховен о фортепианном исполнительстве и педагогике // Фишман Н.Л. Этюды и очерки по бетховениане. - М.: Музыка, 1982. - с.189-214.
140. Флоренский П.А. Шсль и язык // Флоренский П.А. Т. 2:У водоразделов мысли / Прилож. к журн. "Вопросы философии". - М.: Правда, 1990. - с.107-350.
141. Флоренский П.А. Пути и средоточия. < Приложение 1> .Философская антропология // Флоренский П.А. Т.2: У водоразделов мысли / Прилож. к журн. "Вопросы философии". - М.: Правда, 1990. - с.34-38.
142. Форкель И.Н. О ЖИЗНИ, искусстве и о произведенияхИоганна Себастьяна Баха / Пер. с нем. В.А.Ерохина; коммент. и послесловие Н.А. Копчевского. - М.: Музыка, 1987. - III с.
143. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М.Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. Республика, 1993. - с.16-27.
144. Харяап М. Исполнительское искусство как эстетическаяпроблема // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2 / Сост. Я.Мильштейн. - М.: Советский композитор, 1^1. - с.5-67.
145. Хейзинга И. Homo Zudens // Хейзинга 1. Цото£u4ehS • в тени завтрапнего дня / Пер. с нидерл.; общ. ред. и послесловие Г.М.Тавризян. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. - с.6-240.
146. Хитрук А. Утраты и дары: Современное фортепианное исполнительство меаду комфартом и "диссидентством" // Музыкальная академия, 1993, il 3. - с.121-126,
147. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособиедля музыковедов консерваторий. В 2-х ч. Ч.1: Музыкальное произведение как феномен. - М.: МГДОЖ им.П.И.Чайковского, 1990. - 140 с.
148. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособиедяя музыковедов консерваторий. В 2-х ч. ч.2: Содержание музыкального произведения. - М.: МГДОЖ им.П.И.Чайковского, I99I. - 122 с.
149. Царева Е.М. Стиль музыкальный // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Кеддыш. В 6-ти т. Т.5. - М.: Советская энциклопедия, I98I. - стлб. 281-289.
150. Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три срезапроблемы // Музыкальное исполнительство ж современность: Сб. статей. Вып. I / СоСТ. М.А.Смирнов, - М.: Музыка, 1988. - с. 4 ^ 8 .
151. Чередниченко Т. Ценностный подход к искусству ж музыкальная критика // Эстетические очерки: Сб.статей. Вып.5 / Сост. И.А.Константинов, Ь.Раппопорт. - М.: МуЗыка,1979, - с.65-101. - 218
152. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / Пер. с нем. Я.С.Друскина; ред. пер. и послесл. М.С.Друскина. - М.: Музыка, 1965. - 728 с.
153. Шекалов В. Ванда Ландовская - интерпретатор, педагог,исследователь: Автореф. дисо. .. канд.искусствоведения. - I., I98I. - 21с.
154. Шеллинг В.Ф.1. Система транедендентального идеализма// Шеллинг В.Ф.Й. Сочинения в 2-х т. T.I / Пер. с нем.; сост., ред., автор вступит.ст. А.В.Гулыга. - М.: Мысль, 1987. - с.227-489.
155. Шестаков В. П. Музыкальши эстетика средневековья и Возроздения // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возроадения / Сост. текстов и общ.вступит. ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.5-92.-—
156. Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальнойэстетики от античности до ХУШ века: Исследование. - М.: Музыка, 1975. - 351 с.
157. Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3 /Сост., вступит.статьи и ред. переводов Г.Эдельмана. - М.: Музыка, 1967.- с.63-188,
158. Шубарт I. Идеи к эстетике музыкального искусства // Музыкальная эстетика западной Европы ХУП-ХУШ веков / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1967. - с.325-340.
159. Щуман Р. Жизненные правила дяя музыкантов // Шуман Р.О музыке и музыкантах. Собр.статей в 2-х т. Т.2-Б. / Сост., текстологич. ред., коммент. и указатели Д.В. Житоьшрского; пер. с нем. А.Г.Габричевского и Л.С.Товалевой, -М.: Музыка, 1979.-с. 175-183.
160. Юдина М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост.А.М.Кузнецов. - М.: Советский композитор, 1978. - 416 с.
161. Юзефович В. С Ролщественским о Рождественском / / Музыкальное исполнительство: Сб. статей. Вып.Ю / Сост. и общ.ред. В.Ю.Григорьева и В.А.Натансона. - М.: Музыка, 1979. - с.154-193.
162. Яворский Б. Заметки о творческом 1ушшлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (Ш5-1915) / / Яворский Б. Избранные труды. В 2-х т. Т.2,ч.1 / Общ.ред. Д.Д.Шостаковича; сост. И.С.Рабиновича. - М.: Советский композитор, 1987. - с.41-235.
163. Яловец Г. Юношеские произведения Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном и Ф.Э.Бахом / / Проблемы бетховенского стиля: Сб.статей / Под ред. Б.С.Пшибышевского. - М.: ОгаЗ, Музгиз, 1932. - с.5-60.
164. Ямпольский И.М. Концерт музыкальный / / Музыкальная энциклопедия. В 6-ти томах. Т.2 / Гл.ред. Ю.В.Кедцыш. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - стлб. 926-928.